Какая память существует у человека. Основные виды памяти человека и их основные характеристики

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Память есть у всех живых существ; Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения – это не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим или быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм не смог бы совершенствоваться дальше.

У животных организмов существуют только два вида памяти: онтогенетическая и генетическая. Онтогенетическая память выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраниться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Генетическая память проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств.

Наиболее высокого уровня развития память достигает у человека, обладающего таким мощным средством хранения информации, как язык. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. В человеческом обществе формируется социальная память как способ передачи социокультурной информации от поколения к поколению.

Память – это способ существования психики во времени, способ удержания прошлого, т.е. того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память – необходимое условие единства человеческой психики, нашей психологической идентичности.

Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации . Эти функции являются для памяти основными.

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала, другое – по оперативным характеристикам, третье – по преобладающему в процессах памяти анализатору и т.д.

По времени сохранения информации психологи выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Мгновенная или сенсорная память – это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов, непосредственное отражение информации органами чувств. Следы в ней сохраняются лишь очень короткое время – порядка 1/4 секунды, за которое решается вопрос о том, привлекут ли поступившие сигналы внимание высших отделов мозга или нет. Если этого не произойдет, то менее чем за секунду следы стираются и сенсорная память заполняется новыми сигналами.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени – порядка 20 секунд (без повторения). Любая информация попадает вначале в кратковременную память, после чего информация может забыться полностью или перейти в долговременную память при условии одно-двукратного повторения информации. Объем кратковременной памяти определяется по формуле 7±2, т.е. в среднем человек с одного раза может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур и т.п. Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается самый большой объем информации, сразу отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит информационной перегрузки долговременной памяти излишними сведениями, так как кратковременная память выступает в роли обязательного промежуточного хранилища и фильтра, который пропускает нужную, уже отобранную информацию в долговременную память.

Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности. Оперативная память обслуживает конкретную деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной, так и из долговременной памяти.

Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение дня, а время ночного сна отводится для очищения промежуточной памяти. Информация обобщается и переводится в долговременную память или вытесняется. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очиститься, и происходит нарушение мыслительных процессов.

Долговременная память способна сохранять информацию в течение практически неограниченного срока. Она бывает двух типов:

Долговременная память с сознательным доступом, т.е. человек может по своей воле вспомнить информацию;

Закрытая долговременная память, при которой в обычных условиях человек не имеет доступа к информации, а лишь в состоянии гипноза может актуализировать события, образы, переживания, которые, как казалось бы, навсегда ушли из памяти.

Генетическая память передает и воспроизводит информацию по наследству, храня ее в генотипе. Генетическая память не поддается влиянию через обучение и воспитание.

По преобладающему в процессах запоминания анализатору выделяют такие виды памяти, как зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная, осязательная, обонятельная и вкусовая.

По характеру участия воли в процессах запоминания выделяют произвольную и непроизвольную память. Непроизвольная память выражается в автоматическом запоминании и воспроизведении информации, которое происходит без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной задачи на запоминание. Непроизвольно лучше запоминается материал, имеющий для человека большое значение, представляющий интерес, связанный с увлекательной и сложной умственной работой. Произвольная память связана с волевым контролем процесса запоминания. Сделав сознательное усилие, повторяя материал, можно обеспечить перевод информации из кратковременной памяти в долговременную, недаром народная мудрость гласит, что «повторение – мать учения».

В последнее время все большее значение стало приобретать" представление о множественности систем памяти, сформированное на основе данных, полученных при исследовании больных с различными поражениями мозга, а также в опытах на здоровых испытуемых. В ходе исследований обнаружились системы памяти, которые имеют разные оперативные характеристики, участвуют в приобретении знаний разного рода и осуществляются разными мозговыми структурами. Исследователи предположили, что переработка по крайней мере двух видов информации ведется в мозгу раздельно, и каждый из этих видов хранится также отдельно. Полученные данные позволили разделить системы памяти на две большие группы: процедурную и декларативную память.

Процедурная память – это знание того, как надо действовать. Процедурная память, как предполагают, развивается раньше декларативной. Декларативная память обеспечивает ясный и доступный отчет о прошлом индивидуальном опыте. В отличие от процедурной памяти она является эксплицитной, т.е. сознательной. Память на события и факты включает запоминание слов, лиц и т.д. Содержание декларативной памяти может быть декларировано.

Память у людей различается по многим характеристикам: по скорости запоминания, длительности хранения информации, объему и точности запоминания. Чем обусловлены качественные и количественные различия памяти?

Во-первых, индивидуальные различия памяти связаны с доминированием тех или иных сенсорных систем при восприятии информации: зрительной, слуховой, двигательной и их различных сочетаний, поскольку на практике мы сталкиваемся с их различными сочетаниями. У большинства людей доминирует зрительная память, наряду с которой типичными смешениями выступают зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память.

Во-вторых, наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например, у актеров хорошо развита память на лица, у ученых – логическая память и т.п.

В-третьих, процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности человека, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями, физическим состоянием.

При экспериментальном исследовании памяти такими учеными, как Г. Эббингауз, Т. Рибо и др., был выявлен ряд закономерностей:

Сравнительно простые события в жизни человека, которые производят особенно сильное впечатление, могут запоминаться сразу прочно и надолго;

Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти не запечатлеваются;

Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь;

Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем повторение через определенные периоды времени, например, через несколько дней или часов;

При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводится его начало и конец («эффект края»);

То, чем человек особенно интересуется, запоминается безо всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы;

Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Запомнившееся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.

Потеря памяти называется амнезией, которая может представлять собой кратковременную или длительную потерю различных видов памяти. Выделяют различные виды амнезий: ретроградную, антероградную и прогрессивную. При ретроградной амнезии страдает в основном память на недавно произошедшие события, но обычно сохраняются воспоминания на те события, которые имели место в далеком прошлом. При антероградной амнезии сохраняется и кратковременная, и долговременная память, но страдает способность ввода новой информации в долговременную память. Прогрессивная амнезия проявляется в постепенном ухудшении памяти вплоть до ее полной потери.

Известный исследователь расстройств памяти Т. Рибо (1839–1916) показал, что наше более или менее постоянное представление о себе в каждый данный момент времени поддерживается памятью и стоит ей прийти в расстройство, как тотчас же меняется представление человека о самом себе.

Память теснейшим образом связана не только с физическим состоянием человека, но и его личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти.

Память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот – сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Память – вид умственной деятельности и одна из психических функций, работа которой напоминает работу компьютера, ведь сначала информация кодируется, затем сохраняется, и потом уже, по необходимости открывается нужный файл. И сегодня я расскажу о том, какие существуют виды памяти у человека, чтобы вы знали, как ими пользоваться, чтобы эффективно запоминать и управлять информацией.

Введение

Чтобы быть работоспособным, осознанным, хорошо чувствовать себя как физически, так и эмоционально, нам необходима хорошая память. Ведь, как мы будем выполнять свои обязанности, если будем много чего забывать? Для развития и продвижения нам просто необходимо уметь не только улавливать информацию разными способами, но и хранить её, чтобы в подходящий момент воспользоваться. Иначе мы бы были похожими на младенцев, или, если верить мифу, на рыбок, которые могут помнить что-то только 3-4 секунды. Она многолика, поэтому обязательно следует добавлять прилагательное, которое объясняет её направленность и тип, а также уникальна, ведь, по факту, с её помощью мы можем соединить вместе прошлое, настоящее и будущее.

Классификация

Их характеристика определяется по следующим признакам:

По характеру психической деятельности

1.Образная

Это процесс запоминания, воспроизведения и сохранения непосредственно образов и представлений и имеет такие типы:

  • Зрительная – у кого хорошо развита, обычно с воображением не имеют проблем. Необходима людям с творческой профессией, например, художникам, композиторам…
  • Слуховая – запоминание звуков. Когда низкий уровень, становится сложно учить иностранные языки и вообще воспринимать на слух материал.
  • Вкусовая
  • Тактильная
  • Обонятельная

Последние 3 вида необходимы только для удовлетворения естественных, биологических потребностей (о них вы можете почитать ). Делать на них акцент следует только людям, профессия которых непосредственно связана с ними, к примеру, дегустаторам или парфюмерам.

Существует интересный факт, проводились исследования во время учебного процесса, в ходе которых было выявлено, что число тех студентов, которые прослушали лекцию и на следующий день могли пересказать её, составило только 10%. При этом, процент возрастал до 30 при самостоятельном прочтении, когда было задействовано зрение. Если они её ещё и повторяли, воспроизведя кому-то, то цифра составляла уже 50%. А практическая отработка материала, чтобы закрепить в виде навыка, достигала 90% успеха.

2.Двигательная

Это возможность запоминать и воспроизводить движения. У ребенка она появляется раньше остальных. С её помощью он учится познавать мир и развиваться. Благодаря ей мы, не практикуясь ездить на велосипеде лет 15, садимся, боимся, и при этом уверенно крутим педали, потому что тело помнит, как это делается.

3.Эмоциональная

На самом деле самая надёжная, и проявляется уже у полугодовалых малышей, которые радуются приближению приятных, близких людей и плачут, если появляется тот, кто когда-то напугал и прочее. Так устроена психика, что приятные моменты откладываются более надёжно, чем негативные. Но есть люди, которых называют обидчивыми, в силу того, что у них происходит наоборот.

4.Словесно – логическая

Уделяется внимание словам, мыслям, а также логике. Об этом типе мышления и о том, что он присущий только человеку, я рассказывал в статье . Таким людям проще запоминать формулы, термины, прочитанные книги... Появляется у ребёнка уже в возрасте 3-4 лет и ухудшается с возрастом. Может быть:

  • Механической – когда принудительно приходится заучивать какой-то набор слов, или просто повторяя текст, не включаясь в его смысл.
  • Логической – когда приходится привлекать ассоциации или ранее изученные термины.

По продолжительности сохранения материала


  1. Мгновенная – удерживает материал, который был получен органами чувств, не обрабатывая его.
  2. Кратковременная, является рабочей, и хранит данные в течение 20 секунд, но в будущем их возможно будет воспроизвести. Очень ценна для нас, так как даёт возможность переработать и отсеять ненужный материал. Обязательным условием для запоминания является обращение внимания. К примеру, вы могли много раз смотреть на свои часы, но если задать вопрос о том, какие именно там цифры, арабские или римские, вы затруднитесь ответить, пока специально не заострите внимание на этом нюансе. Также длительность сохранения зависит от объёма, и когда кратковременная память переполнена, новые данные замещают старые, которые удаляются безвозвратно. Бывали случаи, когда с кем-то знакомились, а потом не могли вспомнить имя? Вот-вот. Но, если это имя для вас важно, вы можете повторить его несколько раз, и оно отложится в следующий тип.
  3. Оперативная. Задаётся определённое время хранения данных, которые после исполнения задачи удаляются. Помните, как бывало в период студенчества, когда за одну ночь готовились к экзамену, а после успешной сдачи как будто наступала амнезия?
  4. Долговременная. Её особенности заключаются в том, что начинает свою работу не сразу, а по прошествии какого-то времени. К тому же данные надёжней закрепляются, если часто воспроизводятся.

По степени осознанности

  • Имплицитная — возникает без участия сознания. Например, человек усваивает ценности общества и семьи, не совсем понимая, как себя ведёт и какими принципами руководствуется в жизни. То есть, не осознаёт те знания, которые у него имеются.
  • Эксплицитная – соответственно осознанное пользование своими знаниями.

По характеру участия воли

  1. Произвольная – что-то пытаемся запомнить, применяя усилия, усердие.
  2. Непроизвольная – автоматически, порой, не обращая внимания. Бывали у вас ситуации, когда вы недоумевали, откуда знаете о чём-то? А всё потому, что когда-то заинтересовались чем-то, но особого значения не придали, а материал отложился.

От целей исследования


  • Генетическая – благодаря ей мы обладаем инстинктами, рефлексами…
  • Эпизодическая – хранит части информации, зафиксировав ситуацию, в которой была получена. Чтоб было понятнее, приведу пример. Вы попадаете в новый город, и прогуливаясь, обращаете внимание на магазины, продавцов, вывески, по которым будете потом ориентироваться, возвращаясь обратно, чтобы не заблудиться.
  • Репродуктивная – это воспроизводство чего-то путём воспоминания. Например, художник пишет портрет девушки, которая впечатлила его в автобусе.
  • Реконструктивная – восстанавливает изначальную форму чего-то. Женщина, потеряв рецепт, пытается вспомнить, какие и в какой последовательности класть продукты в борщ.
  • Ассоциативная – когда мы устанавливаем связи, чтобы воспроизводить нужную информацию. Например, разговаривая с подругой, которая рассказывает, что была в новом ресторане и отведала прекрасный десерт, вам приходит в голову, что забыли купить печенье к чаю.
  • Автобиографическая – это события из жизни, которые удерживаются в голове и проявляются с помощью воспоминаний.

Механизмы

Я приведу здесь основные процессы, которые приходится проходить каждому ежедневно:

  1. Запоминание – это процесс, при котором новое закрепляется при помощи связывания его со старым, уже приобретённым. Является избирательным.
  2. Сохранение – переработка и удержание необходимых данных.
  3. Воспроизведение – извлечение сохранённой информации.
  4. Забывание – избавление от не нужного, или чем очень давно не пользовались. Может быть как позитивным, когда, к примеру, стирает события, которые вызывали неприятные ощущения, мешали двигаться вперёд, или просто перегружали. А также, негативные, когда полезные и нужные данные стираются целыми блоками, и появляется необходимость обратно их изучать.

Заключение

Напоследок хочется сказать, что не только психология уделяет внимание этим сложным процессам с целью изучить характер и направленность личности, а также физиология с биохимией исследуют образование нервных связей и изменение состава нашей РНК (рибонуклеиновая кислота).

О том как развивать свою память вы можете прочитать в статье: « ».

И вообще, я рекомендую каждый день тренировать свою память, что бы держать мозг в тонусе и в старости сохранить свою активность. Вот лучшие курсы , на территории России по развитию памяти.

На этом всё, уважаемые читатели! Подписывайтесь на блог, чтобы не пропустить интересные рекомендации о том, как прокачать и улучшить свою память. Успехов вам!


Многие люди недооценивают важность для саморазвития и рассуждают так: «Зачем тренировать память, если главное - не количество запоминаемого материала, а его качество». Это так, однако исследования доказывают, что, развивая память, вы развиваете и много разных способностей: творческое мышление, умение быстро оперировать поступающей информацией, способность держать в уме несколько вариантов с тем, чтобы выбрать самое лучшее и многое другое. Память - это не про запоминание большого количества материала, это свойство психики, которое, будучи развитым, положительно влияет на когнитивные способности человека. Если вы хотите повысить эти способности и прокачать свое мышление, пройдите .

В этой статье мы рассмотрим не только все виды памяти, но и покажем, какое значение имеет каждый из них.

Психологи классифицируют память по-разному:

  • По времени;
  • По органам чувств;
  • По характеру целей деятельности.

Виды памяти по времени

Мгновенная

Она связана с удержанием полной и точной картины только что воспринятой информации. Этот вид памяти характеризует не переработка полученной информации (этим она не занимается), а непосредственное отражение информации органами чувств. Это скорее образ, который мы получаем от столкновения с каким-либо событием. Длительность мгновенной памяти - от 0,1 до 0,5 секунды.

Кратковременная

Это тот вид памяти, который мы зачастую используем в диалоге или дискуссии. Ее длительность - до 20 секунд. Тот, у кого она развита, сохраняет в кратковременной памяти все самое важное, что произошло за этот период, это скорее обобщенный образ воспринятого. Также у нее имеется такое важное свойство, как объем. У большинства людей он варьируется от 5 до 9 единиц информации. Его можно увеличивать: при таком подходе человек очень внимательно следит за происходящим и способен замечать больше деталей. Вероятно, у Шерлока Холмса объем кратковременной памяти был больше десяти. Хотите быть как Холмс, .

Оперативная

Это вид памяти, при котором человек дает себе установку хранить информацию в течение определенного промежутка времени - от нескольких секунд до нескольких дней. Обычно это происходит, когда человеку нужно работать над каким-то проектом, книгой или курсовой: то есть ставится определенная задача, которую нужно решить. Как при выключении компьютера, так и в случае с человеком, оперативная память может стираться после того, как задача была решена. Однако может перемещаться и в долговременную память.

Когда вы решаете логическую задачу и нужно держать в уме несколько условий, то используете именно оперативную память.

Долговременная

Это память, которая позволяет хранить информацию в течение неограниченного срока. Все зависит от самого человека и того, насколько она ему нужна. Чем больше он повторяет информацию, тем сильнее она впечатывается. Для этого нужно развитое мышление и усилия воли. Вот почему тренировка памяти нужна не только для запоминания: параллельно с ней развиваются крайне важные способности.

Генетическая

Эта память хранится в генотипе и передается по наследству. Мы на нее не можем повлиять, потому что она находится за пределами зоны нашего влияния - в генах.

Виды памяти по органам чувств

Образная

Эта память отвечает за запоминания картин, запахов, вкуса и звуков. Нетрудно догадаться, какие именно органы чувств развиты у художников, сомелье, поваров и музыкантов. Тем не менее, образную память достаточно легко развить, потому что у нас под рукой всегда найдутся инструменты для тренировки.

Словесно-логическая

Это запоминание и воспроизведение наших мыслей. Мы также помним содержание фильма, беседы, песни.

Память не просто называется словесно-логичной. Этот тип памяти проявляется в трех случаях:

  1. Запоминается только смысл информации.
  2. Запоминается не только смысл информации, но и буквальное словесное выражение мыслей.
  3. Запоминается буквальное словесное выражение мыслей, но не смысл.

Наверняка у всех бывало, когда мы заучивали текст дословно, но не могли пересказать его своими словами. Или же не помнили текста, но могли воспроизвести суть.

Двигательная

Эта память играет ключевую роль для спортсменов и людей, которые по долгу профессии должны запоминать определенную последовательность движений. Например, актеры не только учатся вживаться в роль, чтобы смотреться на сцене правдиво, но и записываются на танцы - чем более развита двигательная память, тем проще импровизировать и выполнять нестандартные движения.

Эмоциональная

Эта память связана с переживаниями, как позитивными, так и негативными. При ее помощи формируются как фобии, так и уровень . Чем выше эмоциональный накал, тем лучше человек запомнит пережитый опыт. Эту память часто используют для заучивания иностранных слов, пытаясь эмоционально «прикрепить» свои переживания к изучаемому слову.

По характеру целей деятельности

Произвольная

Мы ставим перед собой задачу запомнить информацию, готовимся к этому, обращаем сознательное внимание на источник информации и прилагаем все волевые усилия.

Непроизвольная

Такое запоминание происходит автоматически, без усилий человека. Непроизвольную память можно обернуть как во вред, так и на пользу. В первом случае человеку можно внушить что-либо, манипулируя им. Во втором - при помощи игры или произведения искусства донести важную мысль, которая запомнится надолго лишь потому, что информация обошла сознание и проникла в подсознание.

Как мы видим, память отнюдь не нужна нам, чтобы запомнить все, что происходит вокруг. Существуют самые разные типы памяти и тот, кто научится правильно ими управлять, сможет добиться многих целей.

Желаем вам удачи!

Способность запоминать, сохранять и воспроизводить информацию — одно из ключевых человека, степень развитости которых во многом определяет то, чего он сможет добиться в жизни.

Существует обширное количество видов памяти в психологии, основными из которых являются моторная память, зрительная, слуховая, образная, словесно-логическая. Классификацию и назначение различных видов памяти дадим в статье.

Что такое память?

Если говорить кратко, то память — это способность запоминать, сохранять и воспроизводить информацию, относится к когнитивным функциям.

Благодаря памяти человек имеет возможность накапливать опыт , совершенствовать умения, познавать окружающий мир.

Память в разных ее проявлениях есть , но наиболее совершенна она у человека.

У каждого человека память развита по-разному. Степень развитости памяти зависит от таких условий, как:


Поэтому каждый человек в той или иной степени может влиять на свое умение запоминать информацию, сохранять и воспроизводить ее.

  • запоминание;
  • сохранение;
  • воспроизведение;
  • забывание.

Лучше всего человек запоминает то, что считает значимым для себя и чем будет пользоваться регулярно. Если он постоянно использует определенные навыки и умения, информация, связанная с ними, будет вспоминаться очень легко.

Какие виды существуют?

Какая бывает память у человека?

Основания для классификации видов человеческой памяти — таблица:

Структура памяти состоит из следующих 3 уровней:


В качестве дополнительного уровня выделяют третичную память.

Она является частью долговременной памяти и предназначена для постоянного сохранения информации. В нее записаны, к примеру, слова из языка, которым ежедневно пользуется человек.

Также существует оперативная или, иначе говоря, рабочая память. Она сходна с кратковременной, но различия между ними все же существуют.

Подобно оперативной памяти компьютера, эта память предназначена для запоминания и взаимодействия с короткими информационными отрывками, необходимыми для выполнения жизненных заданий в режиме «здесь и сейчас».

Выделяют несколько дополнительных разновидностей сенсорной памяти :

Виды памяти по способу запоминания :

Название Описание
Механическая Информация усваивается в том виде, в каком ее предоставили, в нее не вносятся коррективы, а человек ее практически не анализирует и применяет в исходном состоянии. Например, студент, который спешно готовится к сессии и трудолюбиво зазубривает конспект, не вдумываясь в содержание и думая лишь о том, как бы сдать экзамен быстро и безболезненно, использует преимущественно механическую память. В большинстве случаев обширный объем сведений, который не был должным образом проанализирован и переработан, быстро забывается. При этом механическая память — важный инструмент в тех случаях, когда нужно запомнить слова в правильном их виде, поэтому активно задействуется при изучении новых языков.
Логическая Полная противоположность словесной: запоминание во многом основано на анализе Человек анализирует информацию, создает прочные ассоциативные цепочки, связывает ее со своим прошлым опытом, в итоге сведения запоминаются лучше и надежнее. Если, к примеру, взять другого студента, который старательно учился на протяжении семестра, анализировал каждый клочок сведений, выданных преподавателем, и использовал их в практической работе, то очевидно, что он использовал логическую память. Если ему потребуется выдать информацию, она будет выглядеть переработанной, но основные сведения сохранятся и даже могут быть преумножены.

Память, при которой задействуются органы чувств, подразделяется на:


В зависимости от наличия либо отсутствия цели запоминания, различают:

По уровню развития память делится на:

  1. Моторную (двигательную). Как было упомянуто ранее, моторная память — способность запоминать и воспроизводить определенные движения. Этот тип памяти развивается у человека самым первым , поэтому родителям важно уделять достаточно внимания развитию моторных навыков маленького ребенка.
  2. Эмоциональную. Информация, тесно связанная с какими-либо яркими эмоциями (как положительными, так и отрицательными), сохраняется надолго у человека именно благодаря эмоциональной памяти.

    Согласно исследованиям, адреналин и норадреналин участвуют в процессах формирования воспоминаний.

  3. Образную. Это способность запоминать, сохранять и воспроизводить образы, тесно связанные с органами чувств. К примеру, умение запомнить и воспроизвести в голове любимую песню связано с образной памятью.
  4. Словесно-логическую. Высший вид памяти , тесно связанный со словесно-логическим мышлением. Это способность запоминать слова и мысли. Также называется семантической.

Генетическая память — это особый вид памяти, который прямого отношения к процессам запоминания, сохранения и воспроизведения информации не имеет.

Это определение используется для обозначения генетически обусловленных склонностей человека, форматов его поведения.

Данные особенности поведения не являются осознанными и воспроизводятся бессознательно.

В зависимости от средств, память делится на:

  1. Опосредованную. Если человек проанализировал и соединил новые сведения с ранее приобретенными посредством логических, ассоциативных связей, это называется опосредованной памятью.
  2. Непосредственную. Это способность запечатлеть и удержать небольшое количество информации на короткий промежуток времени. Особенности непосредственной памяти учитываются при определении оптимальной длины фраз в материале, в тестовых заданиях.

Также существует социальная память — умение запоминать информацию, связанную с окружающими людьми. Человек запоминает их лица, голоса, сведения из жизни, и это дает ему возможность комфортно взаимодействовать с ними.

Пространственная память позволяет человеку с легкостью находить дорогу к знакомым объектам, ориентироваться в знакомом пространстве.

Разновидности забывания :

  1. Полное. , и их невозможно восстановить без повторного изучения.
  2. Неполное. Человек помнит некоторые сведения, но они либо недостаточно объемные, либо недостаточно точные.

Разновидности воспроизведения :

  1. Произвольное. Человек прилагает усилия для того, чтобы вспомнить информацию, ищет логические связи.
  2. Непроизвольное. Информация появляется в голове сама собой, обычно благодаря появлению какого-либо стимула (слово, запах, звук). К примеру, увидев знакомого, человек может автоматически вспомнить событие, которое с ним связано. Или, услышав кусочек песни, он может непроизвольно вспомнить обстоятельства, при которых он слышал ее ранее.

К формам памяти не относится интуитивная память .

Как определить тип?

У каждого человека есть разновидности памяти, которые развиты сильнее других. Обычно высокая развитость тех или иных видов памяти связана с деятельностью, которой он занимается (музыкант, танцор, художник), или с его особенностями (отсутствие зрения, слуха).

В психологии существует множество тестов, которые позволяют человеку понять, какой тип памяти у него развит наиболее сильно.

Также психологические тесты дают возможность вовремя выявить нарушения тех или иных видов памяти , которые могут указывать на наличие соматических либо психических патологий.

Наиболее эффективными являются тесты, в которых человек не просто отвечает на вопросы в стиле «Насколько Вам легко запоминать цифры?», а тестирует непосредственно собственную память: вспоминает прочитанные или услышанные слова, рисует картинку по памяти и так далее.

Тесты, созданные Александром Лурией , основателем нейропсихологии, подходят для определения состояния разных типов памяти наиболее хорошо.

Один из самых популярных известен под названием «10 слов» и может использоваться для проверки памяти даже у детей.

Чтобы память долгое время не ухудшалась, важно давать мозгу как можно больше материалов для запоминания. Это позволит не только сохранить память, но и предупредить развитие синдрома Альцгеймера .

О видах памяти в этом видео:

Является важнейшим элементом его деятельности. На протяжении всей жизни человека все его впечатления, знания записываются в память. Ее виды помогают лучше усвоить информацию определенного характера. Проявления памяти исключительно многогранны и могут быть разделены на несколько основных категорий. Разные виды памяти человека характеризуются разными особенностями.

Виды памяти по психической активности

По характеру психической активности различаются следующие виды памяти.

Двигательная память обеспечивает человеку запоминание его движений. Она лежит в основе формирования многих практических и трудовых навыков. В частности, к ним относятся ходьба, умение писать, пользоваться различными инструментами при работе. В некоторых случаях этот вид памяти должен быть развит особенно хорошо для успешной профессиональной деятельности, например, у спортсменов или артистов балета.

Эмоциональная память является памятью на пережитые ранее эмоции и чувства. Сохраненные в памяти переживания становятся причиной для возникновения ассоциаций и действий на их основе в том случае, когда аналогичная или похожая ситуация возникнет вновь.

Образная память характеризуется запоминать могут быть картины природы, звуки, запахи. Как правило, зрительная и слуховая память играют ведущую роль в жизнедеятельности человека и развиты лучше всего. Остальные виды этой памяти у многих людей развиты значительно хуже, но бывают исключения, чаще всего связанные с Обонятельная память у создателей духов или вкусовая у дегустаторов намного превышает обычный уровень. Хорошая осязательная память часто бывает у слепых. Также встречаются люди, обладающие - способностью в течение некоторого времени сохранять в памяти мельчайшие детали увиденных предметов.

Словесно-логическая память по своему содержанию представляет собой человеческие мысли на основе языка. Существуют две разновидности такой памяти. В первом случае лучше запоминается основной смысл без акцента на детали, тогда как во втором - запоминание в большей степени буквально.

Виды памяти согласно целей деятельности

Существуют также виды памяти по характеру целей деятельности.

Непроизвольная память отличается тем, что при этом отсутствует сама цель запоминания. Установлено, что этот вид памяти в большей степени развит у детей, а с возрастом заметно ослабевает. Интересной особенностью является то, что в этом случае информация очень часто запоминается надежно, хотя такая цель и отсутствует.

Произвольная память улучшается с возрастом, чему в немалой степени способствует применение специальных приемов заучивания и целенаправленные тренировки.

Память делится на виды и по продолжительности сохранения материала.

Сенсорная память характеризуется тем, что все процессы протекают на уровне рецепторов, а информация в общем случае сохраняется не более чем на полсекунды. Если информация представляет интерес для головного мозга, то происходит ее задержка. В противном случае она стирается полностью и окончательно.

Кратковременная память вступает в работу, когда информация задерживается свыше одной секунды. В течение примерно 20 секунд она подвергается обработке с целью определения степени ее важности. Если мозг признает ее заслуживающей внимания, то элементы информации (цифры, слова, названия предметов, образы) передается дальше. Объем кратковременной памяти весьма мал, одновременно в ней может находиться не более пяти - девяти элементов. Именно из этого количества и происходит отбор, а остальная часть безвозвратно теряется.

Долговременная память представляет собой нечто вроде архивного хранилища неограниченной емкости, где информация, поступившая из кратковременной памяти, проходит классификацию, кодирование и закладывается на долгосрочное хранение.

Это важнейшая функция организма, позволяющая человеку ориентироваться в океане информации, окружающей его.