Киммерийцы кратко. Древние народы

Введение

Предшественники скифов

Первые исследования киммерийской культуры

Древние источники гласят

Быт и культура

Причина исчезновения киммерийцев

Литература

Дополнения

ВВЕДЕНИЕ

древний киммерийцы северное причерноморье

С открытием и распространением железа началась новая эра в истории племен, которые населяли современную территорию Украины. Завершался процесс разложения первобытнообщинного строя. С началом железного века на арену всемирной истории вышли киммерийцы.

«Закатилось солнце и покрылись тьмою все пути, а судно наше достигло пределов глубокого океана. Там народ и город людей киммерийских, окутанные мглою и тучами; и никогда, сияющее солнце не заглядывает к ним и своими лучами ни тогда когда восходит на звездное небо, ни тогда, когда с неба склоняется назад к земле, но непроглядная ночь распростерта над жалкими смертными» - это одно наиболее раннее упоминаний о киммерийцах в «Одиссее» великого греческого поэта Гомера.

Киммерийцы - древнейший из известных по своему названию народ, обитавший на территории Украины. К киммерийцам относит Гомер и упоминаемый в другой своей поэме «Илиада» народ «удивительных доильщиков кобылиц - млекоедов, бедных и справедливейших из смертных». Многие ученые полагают, что киммерийцы перекочевали в Украину с нижней Волги через предгорья Кавказа и произошло это около 1500 г. до н.э. Другие считают киммерийцев коренными жителями Украины. Так или иначе, вплоть до 700 г. до н. э. киммерийцы населяли практически всю степную часть современной территории Украины от Дона до Днестра. К началу I тысячелетия до н. э. киммерийцы перешли к кочевому скотоводству, что позволило им овладеть обширнейшими пастбищными угодьями страны. Они первыми на территории Украины освоили технологию получения железа из болотной руды.

Решительный перелом произошел к исходу X в. до н.э., когда железо из руды стали получать с помощью сыродутного горна и древние кузнецы овладели сваркой железа и изготовлением высококачественной стали. В эту же пору у киммерийцев получило распространение цельножелезное оружие.

По найденным в могилах вещам киммериец предстает перед нами как легко вооруженный конный воин. Его боевое снаряжение состояло из меча или кинжала, круглой булавы, иногда бронзовой секиры или боевого каменного топорика. Важнейшим предметом вооружения киммерийца служил лук с втульчатым наконечником стрел.

Киммерийские цари собирали военные отряды и совершали военные походы против военных стран - Урарту, Ассирии, Лидии и др.

При появлении скифов, как повествует предание, переданное Геродотом, киммерийские цари, не желая покидать свои земли, перебили друг друга во взаимной битве и были похоронены в низовьях Днестра. В итоге Киммерия распалась под натиском скифских племен, которые вытеснили киммерийцев из Причерноморья.

Все эти события связанные с киммерийским народом, а также их культура и быт будут рассмотрены в реферате. Целью, которого является углубления знаний древней истории украинских земель.

1. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ СКИФОВ

Население Скифии (доп.,1) сложилось из пришедших с востока племен и аборигенов. Близость языка и культуры тех и других способствовали естественному процессу их слияния. Очевидно, первые предшественники скифы, например, появились в Северном Причерноморье задолго до VIII в. до н.э., а их переселение происходило несколькими волнами, причем промежутки между ними могли составлять не одно столетие. Сами скифы, по свидетельству Геродота, считали, что их предки жили на берегах Днепра за тысячу лет до похода персидского царя Дария, то есть уже в середине II тыс. до н.э. Вполне вероятно, так оно и было на самом деле. Долгое время скифы мирно уживались в наших степях с киммерийцами, ведя совместно с ними успешные войны против переднеазиатских империй. В дальнейшем, по мере увеличения численности скифского населения в Северном Причерноморье и возрастания политического влияния скифов в регионе, отношения между союзниками испортились. Согласно Геродоту, киммерийцы, опасаясь борьбы с грозным врагом, ушли через Кавказ в Малую Азию, а их вожди, не желая покидать свои земли, разделились на две части и во взаимной битве перебили друг друга. Как писал «отец истории»: «И теперь еще есть в Скифии киммерийские стены, киммерийские переправы, есть и область, называемая Киммерией, есть и так называемый Киммерийский Боспор».

2. ПЕРВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КИММЕРИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Одним из первых, кто попытался определить киммерийский период в древней истории в Северном Причерноморье, был известный археолог Самоквасов Д.Я. (доп., 2). В вышедшем в 1892 г. в Варшаве труде под названием «Основания хронологической классификации древностей Европейской России» он выделил наиболее ранние древние погребения, сопровождавшиеся каменными и бронзовыми орудиями, и отнес их к эпохе, которую назвал киммерийской. Ученый признал эту эпоху временем, предшествующим вторжению основной массы скифов в Северное Причерноморье, в соответствие с тем, как оно было освещено в историческом придании у греческого историка V в. до н.э. Геродота. Распространение железа в наших степях Самоквасов Д.Я. непосредственно связывал с приходом скифов. «Могильники киммерийской поры, - писал он, - отличаются от могильников последующих исторических эпох главным образом тем, что не содержат в себе оружия и орудий домашнего быта из глины, кости, камня, меди; могильники этой эпохи относятся к тому времени, когда древнейшим обитателям Русской земли еще неизвестно было употребление железа на человеческие нужды». В работе «Могилы Русской земли» (Москва, 1908 г.) ученые выделили киммерийскую, а также следующие за ней скифскую, сарматскую и другие исторические эпохи. Он считал, что этническая атрибуция известных ему археологических памятников должна явиться дальнейшей задачей науки. В начале ХХ века большинство археологов обычно относило к киммерийским все захоронения бронзового века со скрюченными костяками, найденные в курганах на юге Российской империи.

В 1901 и 1903 гг. археологом Городцовым В.А. (доп., 3) были осуществлены массовые раскопки курганов в Екатеринославской и Харьковской губерниях. Выделив древнеямную, катакомбную и срубную культуры, достаточно прочно обосновав их относительную и даже абсолютную хронологию, исследователь ускорил ход развития киммерийской проблемы. Еще в середине 20-х годов ХХ века он, ранее других ученых, поставил в науке вопрос о необходимости изучения киммерийцев. Киммерийскую культуру Городцов В.А. предложил выделить по тому кругу кладов бронзовых орудий из Северного Причерноморья, которые можно было бы поставить приблизительно в один хронологический ряд с такими известными на соседних территориях культурами, как гальштатская (в Запрадной Европе), Кобанская (на Кавказе) и ранняя ананьинская (в области Волги и Камы). Данные культуры он считал хронологически соответствующими позднейшему предскифскому периоду.

Гипотеза Городцова В.А., к которой он не раз возвращался в своих трудах («К вопросу о киммерийской культуре», Москва, 1928 г. и др.), получила широкое признание. Многие бронзовые вещи (клепаные котлы, кельты, кинжалы некоторых типов), обнаруженные в южных степях, стали называть киммерийскими. После того, когда выяснилось, что эти орудия являются позднесрубными, эту культуру также стали отождествлять с киммерийцами.

Известный советский ученый Граков Б.Н.(доп.,4) еще в конце 30-х годов ХХ века пришел к выводу, что в наших степях в предскифское время одновременно обитали киммерийцы и прямые предки скифов, отождествленные со срубной культурой. Данную гипотезу он впервые высказал в своей работе «Скіфи», вышедшей в Киеве в 1947 г. на украинском языке. Более аргументировано ученый изложил ее в труде «Каменское городище на Днепре» (Москва, 1954 г.)

По мнению профессора Бориса Гракова, киммерийской эпохой следует считать «время, от рубежа II и I тысячелетий до н.э. до начала собственно скифской эпохи, то есть до второй полвины VII века до н.э.».

Рисунок 1 - Киммериец. Изображение на греческой вазе

3. ДРЕВНИЕ ИСТОЧНИКИ ГЛАСЯТ

Первое упоминание о киммерийцах относятся к XIV-XII вв. до н.э. Живший в VIII в. до н.э. греческий поэт Гомер помещает их земли у крайних границ обитаемого мира, у входа в подземное царство Аида. В «Одиссее» говорится, что родина киммерийцев всегда окутана «мглою и тучами», через которые не проглядывают солнечные лучи. В «Илиаде» они называются народом «удивительных доильщиков кобылиц», жившим к северу от Трои, за «конеборными фракийцами и сражающимися врукопашную мисийцами». Весьма примечательно, что более поздние античные писатели и историки называют «доильщиками кобылиц» то скифов (Гессиод VII в. до н.э.), то киммерийцев (Каллимах, 310-235 гг. до н.э.). По всей видимости, данная путаница лишний раз свидетельствует о том, что оба этих народа с давних времен жили в наших степях, входили в единый военно-племенной союз и совершали совместные походы. В клинописных документах VII в. до н.э., относящихся ко временам царствования Асархаддона (681-668 гг. до н.э.) и Ашурбанипала (668-626 гг. до н.э.) бок о бок упоминаются ишкуза-ашкуза (скифы) и гамирра-гимирра (киммерийцы). Известный географ древности Страбон (63 г. до н.э. - 23 г. н.э.) упоминает, что киммерийцы совершали свои походы в Азию и области Средиземноморья еще до времен Гомера.

Рисунок 2 - Киммерийские всадники. Изображение на этрусской вазе VI в. до н.э.

В библейских текстах (пророчестве Иезекииля и др..) вторжение скифов и киммерийцев отражено как «божья кара»: «Вот идет народ из северной страны… держит лук и короткое копье, жесток он! Они не сжалятся! Голос их ревет, как море, скачут на конях, выстроились как один человек…». «Народ издалека… Народ древний, языка которого ты не знаешь, колчан его, как открытый гроб, все они люди храбрые…». Первые ассирийские надписи (разведывательные данные - глиняные письма шпионов царю) о походах в Закавказье народа «гимири», относятся еще ко второй половине VIII в. до н.э. В этих же документах содержатся упоминания о том, что такие походы имели место еще столетием раньше, т.е. в IX в. до н.э. Весьма показательно, что память о славных воинах, пришедших с севера, долгое время сохранялась в легендах и преданиях многих народов Закавказья и Малой Азии, а слово «гмири» в грузинском языке до сих пор означает великан.

<#"justify">У Геродота говорится, что при заселении Северного Причерноморья скифы изгнали обитавших там до них киммерийцев. По его слонам, теснимые скифами киммерийцы собрались на Днестре и там решили, как им быть дальше. Киммерийские цари (вожди) настаивали на продолжении борьбы со скифами, но народ решил оставить свою страну. Тогда будто бы киммерийские цари разделились на две группы и, сражаясь между собой, перебили друг друга. Киммерийцы похоронили их у реки под таким высоким курганом, что могила была видна еще во времена Геродота, а сами удалились в Малую Азию.

Страбон сохранил смутные воспоминания о нападении киммерийцев на Малую Азию с западной стороны Босфора из Фракии еще во времена Гомера или даже еще раньше.

И Геродот и Страбон упоминает о нападениях киммерийцев на Малую Азию - от Пафлагонии в северной части этого полуострова до Эолиды и Ионии она юго-западе и Фригии в его центральной части; причем Страбоном они отождествляются с фракийским племенем треры, которое помещают на Балканском полуострове на реке Искыре между трибаллами и бессами (в северо-западной части современной Болгарии между Балканскими горами и Дунаем).

Страбон в качестве источников своего осведомления об этих нападениях ссылается на Каллина, поэта первой половины VII в. до н. э.,и на Каллисфена, писателя IV в. до н. э.

БЫТ И КУЛЬТУРА

При киммерийцах, которые овладели секретом получения железа из болотной руды в XVI-XV вв. до н.э., в Северном Причерноморье произошло переход от бронзового века к железному. Следует отметить, что по уровню железоделательного производства они значительно превзошли все народы Восточной и Средней Европы, а в X-IX вв. до н.э. у них уже получила распространение цельножелезное оружие. Вооружение киммерийского воина позднего периода состояло из длинного (до 1м 8 см) стального меча, кинжала, круглой булавы с каменным или бронзовым навершием, сложного лука и стрел с втульчатыми наконечниками. Последние сначала изготавливались из кости и бронзы, а в более позднее время из железа. Киммерийский лук был предшественником знаменитого скифского лука и отличался отменными боевыми качествами. Из него киммерийцы, лихо обернувшись в седле, могли поразить преследовавшего их противника. Для ношения лука и запаса стрел использовался специальный футляр - горит. Киммерийский горит имел одну оригинальную особенность - сверху он закрывался крышкой.

Рисунок 4 - Посуда, конское снаряжение и орудия труда киммерийцев

Есть доказательство, что киммерийцы использовали кроме литья - в каменные формы и по восковым моделям литье в металлические формы - кокили. Такое мнение основывается на весьма важной археологической находке из Новочеркасского клада - четырехместном кокиле для литья наконечников стрел (рис.5г)

Рисунок 5 - Часть литейной формы (а), стержень (б) скифского бронзового наконечника стрелы (в) и половина предскифского четырехместного кокиля (г)

Литейные формы для наконечников обычно состояли из двух или трёх металлических частей (5а), формировавших наружную поверхность отливки, и стрежня (5б) предназначенного для выполнения внутреннего отверстия наконечника(5в). Собранная такая форма скреплялась обручами и устанавливалась вертикально и заливалась.

Рисунок 6 -Киммерийское оружие.

Иногда в погребениях киммерийских воинов находят бронзовые секиры и боевые каменные топоры (архаичное оружие предков). Лишь немногие киммерийцы пользовались деревянными и обтянутыми кожей щитами. Отсутствие в погребениях киммерийских воинов защитных доспехов говорит о том, что последними они, скорее всего, не пользовались. Лишь в конце VIII-начале VII вв. до н.э. у некоторых знатных киммерийцев могли появиться доспехи, изготовленные в Закавказье и Малой Азии. Во времена совместных со скифами походов в Малую Азию основу киммерийского войска составляла легкая конница. Тяжелой кавалерии, в отличие от скифов, у киммерийцев не было.

В прежние годы ряд исследователей относили киммерийцев к числу народов фракоязычной группы, однако более поздние исследования подтвердили и ранее бытовавшую точку зрения о том, что киммерийцы принадлежали к той же группе ираноязычных племен, что и скифы, составляя западную ветвь этого огромного мира. Очевидно, что они жили в наших степях еще в эпоху бронзы, поэтому ученые обычно отождествляют их с племенами срубной культуры, которые вели оседлый образ жизни и имели комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство. Рубеж I тыс. до н.э. ознаменовался переходом к более прогрессивному в то время кочевому скотоводству, позволявшему с наименьшими затратами труда овладевать обширнейшими и богатейшими пастбищными степными угодьями. Основной специализацией скотоводства киммерийцев было коневодство - не зря многие древние авторы называли их народом «удивительных доильщиков кобылиц». С прекращением оседлости единственными памятниками киммерийцев стали их захоронения в курганах. На территории Никопольского района такие захоронения были обнаружены в окрестностях города Орджоникидзе (Свинарева могила), поселка Шахтер, города Никополя и во многих других местах.

Подобно многим другим народам, обитавшим на территории южных степей, киммерийцы устанавливали над могилами памятные каменные антропоморфные стелы (без головы). На их верхней части обычно изображались ожерелье и разные символические значки. На стелах, стоявших над могилами воинов, обычно изображался широкий пояс, к которому подвешены меч, кинжал или нож, горит с луком и стрелами, точильный брусок.

Рисунок 7 -Киммерийская каменная антропоморфная стела IX в. до н.э.

Рисунок 8 - Погребения киммерийского времени на территории Никопольского района

Киммерийская одежда была во многом похожа на скифскую. Это сходство в первую очередь связано с тем, что оба народа жили в сходных климатических условиях. Одежда степных кочевников была идеально приспособлена для открытых обширных просторов Евразии и умеренно-континентального климата - лютых зимних морозов, продолжительной летней жары, пронизывающих ветров и т.д. Киммерийские мужчины носили короткие кожаные куртки, узкие штаны, мягкие полусапоги. Самыми распространенными головными уборами киммерийцев были высокие островерхие башлыки. Их изображения можно обнаружить на греческих и этрусских вазах, ассирийских фресках и рельефах, относящихся к VIII-VI вв. до н.э. О женской одежде киммерийцев, к сожалению, почти ничего не известно.

Скорее всего, киммерийские мужчины носили головные уборы различных типов. Многие слышали о так называемом «фригийском колпаке» - головном уборе, ставшем в конце XVIII в. символом свободы в революционной Франции. Государство под названием Фригия в древние времена действительно существовало и находилось в Малой Азии, вот только сами фригийцы вряд ли являлись авторами «фригийского колпака», изобретение которого им упорно пытаются приписать уже не одно столетие. По всей видимости, они лишь позаимствовали его у киммерийцев, которые не раз посещали и завоевывали Фригию. Ярким подтверждением данной точки зрения являются изображения киммерийцев в головных уборах, точь в точь похожих на знаменитые «фригийские колпаки». Такие изображения встречаются на греческих и этрусских вазах.

В первые века I тыс. до н.э. значительная часть оружия, которым пользовались киммерийские воины (главным образом, киммерийская знать) имела кавказское происхождение. В этот период многие районы Закавказья и Кавказа служили своеобразной мастерской, снабжая бронзовым оружием окружающие народы в поразительном изобилии. Особенно популярными там были булавы, топоры, мечи, кинжалы, копья и вилы из бронзы. Щиты в основном были плетеными, обтянутыми шкурой. Наконечники стрел часто изготавливали из обсидиана - стекловатой вулканической горной породы красного и серого цвета, с раковистым, режущим изломом. Данная порода, иногда также называемая вулканическим стеклом, образуется при застывании вязких разновидностей кислой липаритовой лавы. Она хорошо полируется и еще с давних времен широко использовалась для изготовления различных поделок и оружия. Стрелы с обсидиановыми наконечниками обладали незаменимыми боевыми качествами. Очень твердые, они легко пробивали мягкие панцири, и в то же время, будучи очень хрупкими, они часто ломались в теле врага. На Кавказе и в Закавказье изготавливались кожаные панцири, обшитые круглыми бляхами различной величины. Для защиты тела служили и широкие пояса из листовой бронзы или толстой кожи. Бронзовые шлемы использовались редко и походили на те, что изготавливались в Малой Азии.

ПРИЧИНЫ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ КИММЕРИЙЦЕВ

Походы скифов и киммерийцев ускорили формирование военной организации этих народов, направленной на покорение других племен и территорий. Заметно усилилась власть царей и родоплеменной аристократии, а военное могущество степных кочевников поднимало их вождей до уровня восточных владык. Очевидно уже в начале VIII в. до н.э. военная организация скифов стала более совершенной и мощной, что позволяло их царям все чаще предъявлять свои претензии на ведущую роль в скифско-киммерийском союзе. По всей видимости, отношения между союзниками время от времени обострялись, но очевидно эти конфликты носили лишь временный характер и никогда не являлись затяжными. В пользу данной точки зрения красноречиво говорит тот факт, что в VIII-VII вв. до н.э. союзное войско вело боевые действия на кажущихся даже сегодня громадными просторах - от западного побережья Малой Азии до южного берега Каспийского моря. Скоординированные действия на столь внушительной территории могла успешно вести только регулярная, хорошо управляемая армия. Вполне очевидно, что осуществлять масштабные операции и координировать удары войск было бы невозможно без наличия единого коалиционного командования. Такое попросту не под силу готовым в любую минуту вцепиться друг другу в горло, «союзникам»!

Скорее всего, еще в VIII в. до н.э. значительная часть киммерийских вождей, смирилась со сложившейся ситуацией и пополнила элиту образовавшейся на необозримых просторах Евразии империи скифов. Лишь какая-то их часть, не желая признать над собой власть скифских царей, возможно, поступила так, как об этом рассказано в «Истории» Геродота - во взаимной битве перебила друг друга. Известно, что еще в 676-674 гг. до н.э. киммерийцы и скифы в союзе с Урарту разгромили Фригию и вторглись в Лидию. После Лидийского похода киммерийцы фактически исчезли с исторической арены.

ВЫВОДЫ

Киммерийцы - древнейший из народов, живших в степной части Украины. Они принадлежали к одной языковой группе со скифами и сарматами, а также имели схожие культуры. Киммерийцы не были «кочевниками» в чистом понимании этого слова они обладали развитым земледельческим и скотоводческим производящим хозяйством. О развитости скотоводства говорят погребальные жертвоприношения, на которых закалывали сотни голов скота. Были развиты металлургия бронзы и железа, они делали прекрасное оружие, развитое производство керамики. Следы киммерийских рудников и металлургического производства найдены на Донбассе. Киммерийцы упоминаются в греческих, ассирийских, римских источниках.

У них были свои цари, города. Они оставили огромные курганы «катакомбной», «срубной» археологических культур 2-1 тыс. до н. э. Греческие и малоазиатские изображения киммерийцев говорят об антропологической идентичности славян и киммерийцев, как и скифов. Есть общее и в одежде - например, головные уборы типа папах. В бою киммерийскую конницу сопровождали большие волкодавы.

Киммерийцы известны своими дальними походами: они ходили походами на Северный Кавказ, в Малую Азию, во Фракию. Сведения о киммерийцах есть в ассирийских архивах царей Саргона II, Ассархаддона и Ашшурбанипала.

Геродот, живший во времена скифов, упоминал о «киммерийских стенах», то есть у них было развитое градостроительство. Согласно Страбону, на полуострове Тамань располагался град Киммерий, или Киммерида.

При исследовании вопросов связанных с киммерийцами выявляются несколько неясностей, на которые нет чёткого ответа. Первый непонятный момент связан с походом киммерийцев в Азию, вернее каким путём они вторгались в данную область.

У Геродота говорится, что скифы потеснили киммерийцев, и те двинулись в Малую Азию, но путь для своего переселения странным образом выбрали не по ближайшему к цели западному, а по восточному берегу Черного Мало того, что второй путь был много труднее первого, он еще вел в сторону врагов, от которых уходили киммерийцы.

А вот писатель Страбон сохранил смутные воспоминания о нападении киммерийцев на Малую Азию с западной стороны Босфора из Фракии еще во времена Гомера или даже еще раньше.

Две приведенные неясности дают поле для рассуждений и новых исследований. Скорее всего, свет на эти вопросы в скором будущем прольют новые открытия в археологии, ведь неизвестно, сколько ещё хранит в себе земля различных "осколков истории".

ЛИТЕРАТУРА

1.Акопян А.Г., Акопян Т.Г. История Украины. Учебное пособие для школ.-Донецк.1995г.

2.Арматов М.И. - Киммерийцы и скифы.Л.1974.156с.

.Артамонов М. И. К вопросу о происхождении скифов.- ВДИ, 1950, № 2, с. 37.

.Блаватский В. Д. Киммерийский вопрос и Пантикапей.- ВМУ, 1948, 8, с. 12.

.Геродот. История в девяти книгах. Пер. Ф. Г. Мищенко, тт. I-П. М., 1888.

.Городцов В. А. К вопросу о киммерийской культуре.- Труды секции археологии РАНИОН, вып. 2. М., 1928, с. 16.

.Граков Б. Н. Литейное и кузнечное ремесло у скифов.- КСИИМК. вып. XXII, 1948, с 38.

.Граков Б. Н. Погребальные сооружения и ритуал рядовых общинников степной Скифии.- АС, вып. 6, 1964, с. 118.

.Ельницкий Л. А. Киммерийцы и киммерийская культура.- ВДИ, 1949, № 3, с.23.

.Иванчик А.И., Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н. э. в античной литературной традиции: фольклор, литература и история. Москва, Берлин, «Палеограф», 2005.

.Крушкол Ю. С. К вопросу о киммерийцах.- В кн.: Археология и история Боспора. Симферополь, 1952, с. 91.

.Крупнов Е. И. Киммерийцы на Северном Кавказе по археологическим данным.-МИА, 1958, № 68, с. 176.

.Лавров И. Л. О пути вторжения киммерийцев в Переднюю Азию.- СА, 1965, № 3, с. 223.

.Марченко И. Д. Литейная форма конца VI в. до н. э. в Пантикапее.- КСИА, вып. 89, 1961, с. 51.

.Мелюкова А.И. Исследования памятников предскифской и скифской эпохи в лесостепной Молдавии.- Материалы и исследования по археологии юго-западной СССР и РНР. Кишинев, 1960, с. 129.

.Петриченко А.М. Искусство литья.М.1975.160с

.Рыбалова В.Д. К вопросу о хронологии некоторых групп памятников эпохи бронзы и раннего железа на Украине.- АС, вып. 2, 1961, с. 9.

.Смирнов А. П. Скифы. М., 1966.

.Тереножкин А.И. Предскифский период на Днепровском Правобережье. Киев, 1961.

.Черненко Е. В. Скифский доспех. Киев, 1968.

Дополнение 1 -Карта Скифии в І тыс. до н.э

Дополнение 2 - Фото Самоквасова Д.Я.

Дополнение 3 - Фото Городцова В.А

Дополнение 4 - Фото Гракова Б.Н.

Киммерийский лучник. Реконструкция Торопа С.О.

Киммерийский воин. X-IX вв. до н.э.

Знатный киммерийский воин.

Киммерийский всадник. IX-VIII вв. до н.э.

Киммерийские воины. VIII в. до н.э.

Такие шапки носили ингуши это Курхарсы.
КИММЕРИЙЦЫ Основное времяпрепровождение этого "подвижного отряда" - разбой. Киммерийцы - ярко выраженный агрессивный этнос. Они не задумываясь шли в бой с превосходящим по численности противником, разбивали его и грабили поселения.
Киммерийский язык — язык античных киммерийцев, обитавших около VIII век до н. э. в Приазовье и вытесняемых оттуда на запад и юг скифами. От языка сохранилось несколько имен собственных, встречающихся преимущественно в ассирийских текстах. Имена относят к иранскому происхождению и считают близкими скифам. Ассирийское Sandaksatru — имя киммерийского царя — соответствует авестийскому candra-csaqra «обладающий блестящей властью»; Dugdamme соответствует dugda-maesi «обладающий дойными овцами»; а Teuspa сопоставляют с древнеперсидским Caispis.

Sandaksatru — имя киммерийского царя

Sandaksatru- Сандак-садару "Звезда ингуш.тейпа Сандакхой/ингуш.имя Сандак. Звезда Сандака.(инг.яз. Сан-дака "Мой-труп")

авестийскому candra-csaqra «обладающий блестящей властью/ от ингуш.языка Цандара Сагара "Огненный, Чистый Жрец, Человек, Зажегнутый)

Dugdamme- с ингуш.яз. Дуг-дамме "Вечное Сердце"/ ингуш.яз. Горящий Прах

Само слово *kem-ro в таком случае дало начало слав. *sebrъ (крестьянин, член общины). Эта гипотеза позволяет локализовать прародину балтославянской общности в степях Причерноморья — там на рубеже I—II тыс. до н. э. могли происходить её контакты с киммерийцами. При этом протобалтийские диалекты находились дальше от киммерийцев, чем протославянские, так как в праславянском обнаруживается больше киммерийских заимствований, чем в прабалтийском.

По предположению Хольцера, это мог быть язык именно киммерийцев (kimbroi)

Кимброй - имеет аналог с ингушскими, чечен. родами Сибарой/ Сярбарой, Вашиндарой.

Камб-рой "ингуш.яз. къам "народ"/ингуш.яз. комбаро "чесаться"

Киммерийцы хозяйничали на территории Украины около 400 лет - с XI по VI век до нашей эры. Чего "набрались" от них предки украинцев? И "набрались" ли вообще чего-то? Если да, то осталось ли это что-то в джентльменском наборе современного украинца?

Для начала разберёмся, кто такие киммерийцы и какой у них был менталитет.

Киммерийцы - первый из восточноевропейских народов, который благодаря Гомеру стал нам известен по имени. В "Одиссее" поэт помещает их где-то на крайнем севере. Геродот уточняет: жили киммерийцы не только на севере, но и у Понта Эвксинского. А по мнению современных историков, они занимали всю территорию нынешней Украины - от Карпат до Донецкой области.

Основное времяпрепровождение этого "подвижного отряда" - разбой. Киммерийцы - ярко выраженный агрессивный этнос. Они не задумываясь шли в бой с превосходящим по численности противником, разбивали его и грабили поселения. В борьбе с киммерийцами потерпели поражение Фригия, Лидия, Вифиния; их набегам долгое время подвергались греческие города Малой Азии. В 714 г. до н.э. киммерийцы обнаглели окончательно - вторглись в Урарту, мощнейшее, сравнимое с Римом в период его расцвета, государство Передней Азии, владевшее Северной Месопотамией, Сирией, Закавказьем, нынешними турецкими и иранскими территориями. Против киммерийцев со всей Азии были собраны войска. Однако они нанесли всей этой объединённой мощи сокрушительное поражение.

За счёт чего киммерийцы одерживали победы? Осмелюсь предположить, не в последнюю очередь за счёт своего менталитета. В то время как военное искусство их ближних и дальних соседей базировалось на выучке, иерархии и дисциплине, ментальность киммерийцев отличалась анархизмом, наглостью, "беспределом". Киммерийские воины - холерики, психопаты, вели себя настолько дерзко, бесцеремонно и непредсказуемо, что ставили в тупик даже самых отъявленных хамов. Они побеждали за счёт необычной для своего времени тактики, основу которой составляла подвижность. У них не было пехоты - их войска состояли исключительно из конных отрядов лучников. Такое войско было необычайно маневренно. А стрелковое оружие отличалось небывалой дальнобойностью и пробивной силой - их стрелы держали противника на расстоянии. Стрельба велась на скаку, причём не через голову коней, а в обратную сторону. Это - фирменный стиль киммерийцев: кони, летящие от опасности, не нуждались в поводьях и могли управляться лишь ногами всадников - отряд вихрем проносился мимо противника, а ливень стрел косил врага наповал.

Вот почему громоздкие, хорошо экипированные войска никак не могли с ними совладать. Эту тактику у киммерийцев переняли скифы, которые и вытеснили их с "украинских" земель - часть киммерийских племён стала наёмниками своих бывших врагов, часть откочевала в лесостепные районы, ассимилировалась с оседлым земледельческим населением и стала одним из звеньев формирования славян.

Киммери?йцы (латин. Cimmerii, др.-греч. ?????????) — племена, вторгшиеся в Закавказье во второй половине VIII века до н. э. и в VII веке до н. э. завоевавшие некоторые районы Малой Азии. Также условное название так называемых «доскифских» народов Северного Причерноморья Железного века.

Кимери -с ингушского языка Смелые, Посмевшие"

др.иранский.яз. (херня- вонючий лживый потомок)/ Ингушский язык

qarik “ворона”/ от ингуш.яз. харга "ворона"/ кайг "ворон"

qure “гордый”/ от ингуш.яз. кура "гордый"/ курал "гордость"/ куриал-собрание патрициев в Риме

nar “огонь”/ ингушский язык Нар "у входа, у двери" "дверь"

semer “тьма/ от ингуш.яз. Самар "позавчера"/ сейр "вечер" Сей-мур "вечерний рог"

перс. cal “яма”/ ингушский язык кал "снизу" коаг "яма"/

cel “корова”/ ингушский язык кал "самка"/ кал-етт "самка-корова"/ кал-говр "лошадь"

tobe “клятва”/ от ингушского Ду буа "клятва" (сьем смертное)

bes/bis «лес»/ от ингушского беш, биш "сад"/ сербский язык башта "сад"

вост.иран.яз. abi-axsaya "наблюдать"/ от ингуш.яз. хаби-зий "делать наблюдение"

скифо-сарматскому *j"uvaya "живой"/ от ингуш.яз. ваха, яха "живой, живая"

авест.яз - debaes «враждовать»/ ингуш.яз. дабий из/давий из "убей его"

скифо-сарматского *tarvaya/ ингуш.яз. тарва "похожий"

к скифо-сарматскому *kata / ингушский язык ката "ударять" "пападать"

курд. berd "камень" - укр. бердо "скала, холм" / от ингуш.яз. берд "утес, берег"/ пралславян.яз. берд "берег, утес"

курд. qac "голень" - рус. гачи "ляжки, штаны", укр. гачи "подштанники", болг. гащи "штаны", пол. gacie "штаны" и др. слав. подобных значений./ От ингуш.яз. Хачи "штаны"

голень на инг.яз. голенга "гола, гона, го "колено"

укр. тягар «тяжесть, бремя» - курд. texar "вес";/ от ингуш.яз. Текхар "тащить"/ Вез тяжелый"/ Текъа "тащить"/русское текать

ЧУШЬ:
Самые ранние письменные источники древнейшим народом на территории России называют киммерийцев. В Библии Гомер (то есть "Киммериец" - Кимер или Кимр) признается старшим сыном Япета, родоначальника тех народов, которые сейчас принято называть "индоевропейскими" (арийской расой). Старшим сыном "Киммерийца" считался "Скиф". Киммерийский период длился с 1600 до 1000 гг. до н.э. Археологические исследования показали, что в позднем бронзовом веке степную и лесостепную зону Восточной Европы занимала так называемая Срубная культура, принадлежавшая земледельческо-скотоводческим народам "индоевропейского" (арийского) типа. Поскольку именно в этих местах письменные источники и помещают "место жительства" киммерийцев, надо полагать, что Срубная культура и представляет собой реальный след "киммерийского царства". Гитлер не знал, что название "арии", а правильнее "ории", произошло от слова "орать", что обозначало пахать. Пахарю приходилось кричать на лошадь, тянущую плуг - орать на нее: "Бороздкой, бороздкой!", чтобы лошадь шла бороздой, и плуг не захватывал слишком большой слой. Еще в XIX веке крестьяне на Руси, отправляясь в поле пахать, говорили: "Иду поле орать". Это говорит о том, что мы, русские, больше арии, чем немцы. В немецком языке слово "арии" не имеет смысловой нагрузки, поэтому фашисты и связали арийцев не с земледелием, а с войной.

Все ингушского разделили сранные потомки и выдают за арийское, шмарийское.

Многие смотрели фильмы «Конан-варвар» и «Конан-разрушитель», где в главной роли снимался Арнольд Шварценеггер. Фильмы были сняты по мотивам повестей Роберта И. Говарда о приключениях Конана из Киммерии.

Но мало кто из русских людей знает, что союзы племен реальных киммерийцев населяли территорию Северного Причерноморья в конце 2-го тысячелетия до н. э. до прихода скифов и являются, как и скифы, нашими прямыми предками. Это один из союзов племён огромного Суперэтноса Русов, которые в тот период заселяли огромную территорию, от Северного Ледовитого океана до Индийского океана на юге, от Тихого океана на востоке до Атлантического океана на западе.

О нашем родстве говорит и такой источник как «Велесова книга», которая в настоящее время имеется в нескольких переводах. Легенду о родстве славян и киммерийцев приводит и арабское сочинение 12 века «Собрание историй». В ней говорится о трёх братьях – Русе, Кимере и Хазаре.

Киммерийцы вышли к Северному Причерноморью в конце 2-го тысячелетия до нашей эры из района Волги и Дона и начали движение на запад, в сторону Балтийского моря. По исследования Б. А. Рыбакова, им соответствовала «лужицко-скифская» археологическая культура. Именно киммерийские племена вытеснили дорийские племена с Одера и Шпрее, и началось их продвижение в Грецию, кельты были оттеснены на запад.

Киммерийцы не были «кочевниками» в понимании современного человека, они обладали развитым земледельческим и скотоводческим производящим хозяйством. Киммерийцы упоминаются в греческих, ассирийских, римских источниках. Частью союза племён киммерийцев были и синды, чьи потомки жили и у Балтики, и на берегах далекого Инда.

У них были свои цари, города. Они оставили огромные курганы «катакомбной», «срубной» археологических культур 2-1 тыс. до н. э. Геродот, живший во времена скифов, упоминал о «киммерийских стенах», то есть у них было развитое градостроительство. Согласно Страбону, на полуострове Тамань располагался град Киммерий, или Киммерида.

О развитости скотоводства говорят погребальные жертвоприношения, на которых закалывали сотни голов скота. Были развиты металлургия бронзы и железа, они делали прекрасное оружие, развитое производство керамики. Следы киммерийских рудников и металлургического производства найдены на Добассе.

Греческие и малоазиатские изображения киммерийцев говорят об антропологической идентичности славян и киммерийцев, как и скифов. Есть общее и в одежде – например, головные уборы типа папах. В бою киммерийскую конницу сопровождали большие волкодавы.

В мифологии часто прародителем народа выступает один человек (видимо, глава рода, племени, народа). Киммерийцам соответствуют несколько имен: уже упоминавшийся Кимер – брат Руса и Хазара, в германской мифологии — великан Имир-Бергельмир (прародитель людей, спасшийся от потопа), в «Велесовой книге» — «Богумир» (один из прародителей славян), в Авесте – царь Йима. Йиму, как и Богумира, боги научили готовить священный напиток Сому-Хаому, в славянском варианте – Сурицу. Йима, как и германский великан, спасает народ от потопа (видимо, гибель остатков Арктиды, приблизительно 10-12 тыс. лет назад). Да и известный город Аркаим (Южный Урал) переводиться как «арка-крепость Йимы».

На основе текстов Ветхого завета киммерийцев производят из имени «Гомера», сына Иафета.

Согласно «Велесовой книге», у Богумира было два сына – Сева и Рус, от них «произошли союзы племён северян и русов, три дочери – Древа, Скрева, Полева (кто помнит историю Киевской Руси, правильно соотнесёт их с союзами племён древлян, кривичей и полян). Согласно этой легенде, русы и северяне — прямые потомки киммерийцев, а древляне, кривичи и поляне — «дочерние» союзы племён, то есть с примесью других родов.

На берегах Балтийского моря осела часть киммерийцев, об этом говорит и Гомер, и другие авторы Древней Греции, называя их «виндами», «индами», «энетами». Они славились тем, что были главными поставщиками «слез солнца», янтаря. Видимо, дальними потомками балтийским киммерийцев были племена порусов-пруссов и воинственные русы-руги.

Киммерийцы известны своими дальними походами: они ходили походами на Северный Кавказ, в Малую Азию, во Фракию. Сведения о киммерийцах есть в ассирийских архивах царей Саргона II, Ассархаддона и Ашшурбанипала.

Примерно в 8 веке до нашей эры, во время очередного переселения русов с востока, согласно Геродоту, у киммерийцев началась междоусобная война. Народ восстал против политической элиты (видимо, слишком роскошно жившей и деградировавшей), все «цари» (политическая элита) были убиты. Поводом для междоусобицы стал вопрос – воевать со скифами или нет. Народные массы выступили за мир с родственными родами, политическая элита была за войну. Народ большей частью остался, влившись в состав родственного союза скифов-сколотов. Часть ушла на запад, часть на юг – во Фракию, образовав царство треров, ещё одна группа двинулась вдоль восточного побережья Чёрного моря. Ушли, скорее всего, военные элиты киммерийских племён, учитывая их бешеную военную активность в Малой Азии.

Те, кто решил уйти в Азию, вторглись в государство Урарту, в 722-711 гг. до нашей эры разгромили урартского царя Русу I. Его войско, по сообщениям ассирийской разведки, было целиком уничтожено. Киммирийцы подчинили себе остатки государства хеттов, которое уже было в упадке. В районе современного города Синоп киммерийцы основали свое государство, «страну Гимир», ассирийских источников. У грузин их название сохранилось с слове «гмири» — «великан, богатырь».

Походы киммерийцев на Колхиду и Урарту.

Войны киммерийцев и их тактика

В бою с азиатскими державами киммерийцы использовали ещё не известную здесь тактику – манёвр крупными массами конных стрелков. Основу их армии составляли отряды конницы, это давало большие преимущества перед в основном пешими армиями азиатских держав. Их конные отряды не имели обозов. Их маневренность, быстрота, в сочетании с мощной пробивной силой киммерийских стрел (они отличались высокими баллистическими качествами), позволяли держаться от армии противника на расстоянии. Киммерийцы могли стрелять на ходу, конница противника и его колесницы не обладали столь высокими боевыми качествами, чтобы противодействовать киммерийским отрядам.

Вооружены воины-киммерийцы были луками, железными мечами и каменными боевыми молотами. Луки киммерийцев до нашего времени не дошли, найден только один лук в курганном погребении у г. Зимогорья в Луганской области. Он состоял из двух продольных полос дерева, обмотанного растительной плёнкой, видимо, берестой. Длина его – 93 см. В принципе – это характерный «скифский лук», традиция одна. Наконечники стрел – втульчатые. Среди бронзовых наконечников стрел встречаются ромбические, овальные и килевидные. Встречаются и костяные наконечники стрел — ромбовидные с выемчатым или прямым основанием, квадратные или круглые в разрезе. Носили стрелы в колчанах из кости или мягкого камня.

Для ближнего боя использовали мечи и кинжалы из бронзы или железа, иногда рукоять была бронзовой, клинок железным. Киммерийцы были знакомы и с железными наконечниками копий.

Киммерийцы одерживали победу за победой, в 705 году до н. э. наголову разгромили грозных ассирийцев, в бою погиб и ассирийский царь Саргон II. Примерно в 692 году до н. э. они напали на Лидию, лидийцы обратились за помощью к Ассирии, только совместными усилиями киммерийцев оттеснили. В 679 году до н. э. они совершили поход на Ассирию, в 676-674 гг., заставив Урарту войти с ними в союз, атаковали Фригию, фригийская армия была уничтожена, её царь Мидас (который в мифах обращал предметы в золото) погиб, Фригия прекратила существование. В 665 году Лидия вновь зовёт ассирийцев на помощь, но уже в 654 году киммерийцы всё же разгромили Лидию, город Сарды, столица, взята штурмом, царь Гиг погиб. Большая часть Лидии, Фригии вошли в состав царства киммерийцев.

Отряды киммерийцев дошли до Палестины и Египта, фараону Псамметиху I с трудом удалось сдержать их натиск. В это же время фракийские киммерийцы (основались на Балканском полуострове) атаковали греческие города в Малой Азии и ударили по Фригии и Пафлагонии с запада.

Но вскоре скифы перебрались через Кавказский хребет, в 650-640-х годах они в союзе с ассирийцами разбили киммерийцев, были разбиты и киммерийцы во Фракии. Ещё одно поражение они потерпели от возродившегося Лидийского царства. Киммерийцы были вынуждены отступить на запад Малой Азии, а на рубеже 7-6 столетий они переселились на Балканский полуостров, к своим сородичам. Впоследствии они вошли в скифский союз племён. Часть киммерийцев влилась во фракийские племена или по долине реки Дунай ушла дальше, в Западную Европу. От них, видимо, при смешении с кельтами произошли кельты-кимбры и племя кимвров. Они в союзе с племенем тевтонов во 2 веке до н. э. вторглись в Римскую республику. Византийские авторы уже в 1 тысячелетии нашей эры называли «киммерийцами» племена, населявшие берега Балтийского моря, часть из них влилась в состав балтийских и славянорусских племён Центральной Европы.

Источники :
Василевская Н. И., Петухов Ю. Д. Русская Скифия. М., 2006
Велесова книга. В переводе Г. Максименко. М., 2008.
Иванчик А. И. Киммерийцы. М., 1996.
Петухов Ю. Д. История русов. М., 2002.
Шамбаров В. Русь: дорога из глубин тысячелетий. М., 2000.

No related links found

 иммерийцы (греч. ?????????) - название ираноязычных племен, которые жили на территории Северного Причерноморья в X - VII веках до н.э. и путешествовали через Кавказ до Малой Азии.

1. Первые сведения о киммерийцах. Первым этническим образованием на территории Украины, о котором осталось упоминание в письменных источниках, южными соседями праславян в IX - первой половине VII в. до н.э. были киммерийцы Впервые они упоминаются в «Одиссее» Гомера в VIII в. до н.э. и «Истории» Геродота (V век до н.э.), а под именем «гамирра» в ассирийских текстах VIII-VII вв. до н.э. Ираноязычные племена киммерийцев занимали большую территорию между Доном и Днестром, а также Крымский и Таманский полуострова.

2. Киммерийцы - создатели первой кочевой культуры региона. Киммерийцы были потомками племен срубной культуры. Они были первым народом, который вполне приспособился к естественным условиям восточноевропейских степей и благодаря кочевому способу производства максимально использовал имеющиеся здесь богатые пастбища. Киммерийцы создали первый собственную кочевую культуру в этом регионе. Основой их хозяйства было кочевое скотоводство, ведущая роль в котором принадлежала коневодству, что обеспечивало «средствами передвижения» киммерийских воинов и пастухов.

3. Войны в жизни киммерийцев. Большую роль в жизни киммерийцев играли войны. Около середины VIII в. до н.э. они приняли участие в уничтожении фригийского царства, которое находилось в центре современной Анатолии, а в середине VII в. до н.э. они овладели столицей Лидийский царства Сарды, существовавшего в те времена в западной части Малой Азии. Киммерийцы также воевали с Урарту и Ассирией. Походы в дальние страны Передней и Малой Азии открывали кочевникам широкие возможности для получения продуктов земледелия и ремесла. Отдельные вещи передньоазийського производства этого времени открыты и в Украине.

Господствующее положение среди киммерийцев занимали конные воины. Они были вооружены луком, кинжалом, мечом, каменным или бронзовым молотком. В ближнем бою киммерийцы применяли мечи, полностью изготовленные из железа или снабженных бронзовыми рукоятками.

4. Материальная культура, хозяйство, быт, искусство. Материальная культура, хозяйство и быт киммерийцев известны главным образом за захоронениями, которых насчитывается около сотни. Ведя кочевой образ жизни, киммерийцы не оставили долговременных поселений. Над своими захоронениями они часто ставили каменные стелы. Киммерийцы производили как простое стальное железо, так и высоко углеродистую сталь, а кузнецы хорошо владели основными приемами своей профессии. В широком употреблении были бронзовые, реже золотые и стеклянные украшения, глиняная и металлическая посуда.

Искусство киммерийцев имело прикладной характер. Хорошими орнаментами (комбинированием спиралей, ромбов, квадратов) они украшали рукояти кинжалов, детали уздечек, посуду. Производили и скульптуры-статуи, изображавшие воинов.

5. Общественная организация. В своем общественном развитии киммерийцы переживали процесс выделения военной знати - вождей, которых Геродот называл царями. Они часто созывали собрание воинов, советы старейшин, союзные племенные советы. Однако создать полноценную государство им так и не удалось.

6. Историческая судьба. Во второй половине VII в. до н.э. мощная волна многочисленных скифских племен вытеснила киммерийцев из Причерноморья. Часть из них поселилась в Южном Причерноморье, часть мигрировала на Ближний Восток. Историки считают, что определенная часть киммерийцев осталась в Крыму под названием тавров. Некоторые киммерийские племена, очевидно были ассимилированы скифами.

В начале первого тысячелетия до н. э. происходит переход от эпохи бронзы к раннему железному веку. Ход исторического события приводит к переходу племен Северо-Западного Кавказа на более высокую ступень. Это связано было с использованием человеком железа. Это приводит к важным изменениям в хозяйственной жизни племен.

Умение получать железо из руды открывает, как указывает Ф. Энгельс, «...эпоху железного меча, а вместе с тем железного плуга и топора. Человеку стало служить железо, последнее и важнейшее из всех видов сырья, сыгравших революционную роль в истории... Железо сделало возможным полеводство на крупных площадях, расчистку под пашню широких лесных пространств, оно дало ремесленнику орудия такой твердости и остроты, которым не мог противостоять ни один камень, ни один из известных тогда металлов».

Железо на Северном Кавказе появляется в начале первого тысячелетия до н. э.; с VIII-VII вв. до н. э. начинается уже массовое производство его применение. Развитие производственных сил приводит к тому, что часть пастушьих племен переходит к кочевому скотоводству. Другие же племена, продолжая вести оседлый образ жизни на основе земледелия, переходят на более высокий этап развития – к плужному земледелию. В это время происходят и социальные сдвиги внутри племен. Развитие производства во всех областях хозяйственной деятельности приводит к постепенному накоплению богатств у отдельных семей. В роде, племени появляются богатые семьи, образующие родовую аристократию, в экономическую зависимость от которых попадает рядовая масса общинников. В связи с ростом стад наблюдается значительная подвижность племен в поисках пастбищ, что приводит к частым военным столкновениям, которые возникают из-за захвата пастбищ, угона скота, грабежа соседей. Захваченных военнопленных теперь обращают в рабов.

В социальном отношении характерные для данной эпохи является образование племенных союзов, перераставших иногда в государственные образования, как, например, Скифское в Северном Причерноморье.

С этого времени, благодаря письменным источникам античных авторов и соседних народов, впервые становятся известны названия племен и народностей Северного Причерноморья, Крыма, Северного Кавказа. Это – степные ираноязычные кочевники – киммерийцы, скифы, сарматы, а также тавры, синды, меоты, керкеты, зихи, гениохи, колхи и другие.

Первыми известными племенами, засвидетельствованными письменными источниками для степей Причерноморья и Северо-Западного Кавказа были киммерийцы.

Некоторые исследователи считают, что киммерийцы возглавляли первое племенное объединение в степной полосе юга России, и имя их в качестве собирательного названия распространилось на все местное доскифское население Северного Причерноморья, Крыма, Северо-Западного Кавказа.

Судя по ассирийским и греческим данным, «люди киммерийские» исконно занимали земли по берегам Черного моря: на территории от Тамани на западе по Закубанью до р. Фарс на востоке, которая протекает в 60-ти км восточнее г. Майкопа (VIII-VII вв. до н. э.).

Согласно старейшим письменным источникам, древнейшим населением Северного Причерноморья, да и всей России, были киммерийцы. Именно их называет «отец истории» Геродот. Это было очень сильное и мощное племенное образование; неоднократно они ходили войной на Грецию. Этот народ в основном жил войной и грабежами.

Согласно Геродоту, киммерийцы были вытеснены со своей территории скифами и, спасаясь от них, бежали от последних вдоль берега Черного моря в Малую Азию в VIII веке до н. э.

По некоторым письменным источникам, отступление киммерийцев происходило через Керченский пролив, замерзающий зимой. Далее они прошли через Прикубанье и вторглись в Закавказье (вероятно, через систему Санчарских перевалов).

О киммерийцах и их приходе в Азию упоминают и восточные (ассирийские, Библия) источники. Любопытно, что в грузинский язык их этноним в форме «гмири» вошел в значении «герой», «богатырь».

Набеги киммерийцев разорили в VIII-VII вв. до н. э. малоазийские государства Фригию и Лидию, а также некоторые греческие колонии этого региона. Возможно, часть киммерийцев влилась в дружины скифов и, утратив название, вернулись в начале VII в. до н. э. в родные степи.

Среди ученых нет общего мнения, кто такие киммерийцы, но наиболее вероятна их принадлежность к индоиранцам. Установлено, что киммерийцы говорили на одном из индоевропейских языков.

Археологи связывают с киммерийцами подкурганные погребения IX-VIII вв. до н. э. в Северопричерноморских степях. В Прикубанье памятники их пока не выявлены, хотя на поселениях местных племен отмечены пожары и разрушения, которые можно связать с вторжением киммерийцев.

Возможно, с ними связан клад бронзовых изделий у станицы Удобной и богатое погребение в кургане Уашхиту в Адыгее.

Скудность письменных источников о киммерийцах не дает нам возможности в настоящее время точно определить границы их территории, продолжительность их обитания, судить о материальной и духовной культуре.

Е. И. Крупнов на основании анализа письменных источников приходит к выводу, что «в отношении южных границ расселения киммерийцев и влияния их культуры существенное значение должна иметь территория Северного Кавказа, особенно его западная часть».

Древнегреческие авторы сохранили ряд географических названий, связанных с киммерийцами и приурочиваемых к Керченскому и Таманскому полуостровам, - Боспор Киммерийский (Керченский пролив), Киммерийская область (Северо-восточная часть Керченского полуострова), поселение (городище) Киммерик (Керченский полуостров), Киммерий (Северная часть Таманского полуострова), Киммерийский брод, Киммерийский вал (на Таманском полуострове) и другие. Страна была населена киммерийцами и воспоминания о них отразились в названиях.

Исторические сведения о киммерийцах посвящены главным образом их военным походам конца VIII-VII вв. до н. э. в Переднюю и Малую Азию. Несомненным в настоящее время является то, что исходной территорией для походов киммерийцев через Закавказье в Переднюю Азию являлся Северный Кавказ и, в частности, Прикубанье. Таким образом, пребывание киммерийцев на Северном Кавказе является исторической реальностью.

Первым же по времени историком Кубанской области можно считать древнегреческого поэта Гомера. В своей «Одиссее» он описывает Киммерию с такими подробностями, по которым нельзя не признать, что район расселения киммерийцев располагался на Таманском полуострове. Согласно поэмы, Одиссей приплыл на корабле к Боспору Киммерийскому (Керченскому проливу). Как описывала Цирцея, дочь Гелиоса, здесь он увидел низкий берег, поросший диким лесом из ракиты и черных тополей, и нашел «печальную область киммерян, покрытую вечно влажным туманом и мглой облаков», где не показывались лучи солнца. Отыскавши вход в царство теней, он вызвал их из преисподней жертвенной кровью, беседовал с греческими героями, осаждавшими вместе с ним Трою, и узнал от Тирезия волю богов относительно своего и своих спутников будущего.

Несомненно, в вышеуказанных фактах много мифического вымысла, но вход в преисподнюю (область Аида), это не что иное, как Таманские грязевые вулканы с их клокочущими кратерами, огненными извержениями, дымом; здесь же, рядом с кратерами наружу выходила черная, смолистая и ярко горящая нефть.

Некоторые ученые считают, что киммерийцы у Гомера не имеют отношения к настоящим киммерийцам, что речь идет о загробном мире (окутанные мглою и тучами). Однако, скорее следует согласиться с теми, кто, основываясь на достоверных источниках, исторических и географических сведениях в гомеровских поэмах, склонен и в приведенных строках видеть реальный народ киммерийцев.

Евстафий утверждал, что ионийские греки, оскорбленные в своих религиозных чувствах, - разграблением святилища богов, питали к киммерийцам сильную вражду.

С другой стороны, те же мифические указания свидетельствуют, что киммерийцы были людоедами.

Сведения о киммерийцах встречаются в клинописных текстах времен Дария Гистапа. Согласно им, народ гимери состоял из двух племен – Гомурха и Тихрохуда. Пророк Иезекииль, за 600 лет до Рождества Христова, упоминает о народе Гомер или джимер, живущем на севере.

Страбон упоминает также о главном городе киммерийцев - Киммерионе, построенном на Таманском полуострове.

Геродот упоминает в своих литературных источниках, что киммерийцы не всегда были победителями; так, в начале VII века до н. э. киммерийцы были разбиты ассирийским царем Ассагардоном, а еще несколько лет спустя их подчинил своей власти царь Мидии – Гигес.

Об общественном строе киммерийцев известно немного. Несомненно, они находились на стадии военной демократии. Известно, что у них были вожди, которых Геродот называет царями. Не один вождь, а много. Это либо совет старейшин, либо совет племенных вождей. Известно, что у них было народное собрание. Именно в народном собрании обсуждался вопрос о мерах, которые следует принять в связи с вторжением скифов. Геродот сообщает, что на этом собрании мнение народа не совпало с предложением вождей. Интересна одна деталь, если целиком верить рассказу, то получается, что мнение народа, т. е. решение большинства народного собрания, было не обязательно для вождей, а это можно рассматривать как свидетельство довольно далеко зашедшего обособления «царей» (племенной знати) от основной массы населения. Последующее вторжение киммерийцев в Закавказье и нанесение сокрушительных ударов армиям государств Переднего Востока является косвенным свидетельством хорошей военной организации.

Несомненно, что такие отряды не могло создавать отдельное племя, а только союз племен.

Все отдельные сведения, известные нам, относятся уже к походам киммерийцев. В Библии есть место, которое называется «Таблицей народов». Составлена эта таблица в VIII в. до н. э. Она повествует о потомках Ноя, спасшегося в ковчеге, после всемирного потопа. У Ноя, учит Библия, было три сына – Сим, Ким, Иафет.

Последний, Иафет, имел довольно многочисленное потомство – семь сыновей.

Звали их Гомер, Маггог, Мадай, Иован, Тубал, Мешех, Тира. У Гомера, в свою очередь, было три сына: Ашкеназ, Рифат, Тагарма.

Почему этот перечень называется «Таблицей народов» и зачем здесь приведено родословное дерево потомков Ноя? По представлению творцов Библии, все эти многочисленные сыновья, внуки, правнуки были не обычными людьми, а родоначальниками народов и по их-то именам народы и были названы. В действительности, «Таблица народов» - это попытка систематизации народов, известных во время создания Библии. В приведенных именах скрыты названия племен. Так, имя Ноева «правнука» Ашкеназа соответствует названию племен ашкуза, известного по ассирийским источникам и скифам – по греческим источникам. А имя «отца» Ашкеназа – Гомера соответствует клинописному «Гимараи» и киммерийцам классических авторов. Это упоминание скифов и киммерийцев считается одним из древнейших.

Нужно обратить внимание, - киммерийцы являлись «отцами» скифов.

По-видимому, именно в такой форме отразился более ранний приход киммерийцев в Переднюю Азию. Это свидетельство уже перекликается с Геродотом, у которого скифы вторгаются в Азию, преследуя киммерийцев. Что в «Таблице народов» фигурируют киммерийцы, уже находящиеся в Закавказье, подтверждается анализом географических названий авторов Библии. Оказывается, им не было известно Черное море и тем более ничего не было известно о населении за этим морем. Киммерийцы, следовательно, могли попасть в «Таблицу народов», только очутившись уже в Передней Азии.

«Таблица народов» датируется VIII вв. до н. э. Значит в VIII в. до н. э. киммерийцы находились южнее Кавказа; но означает ли это, что они пришли туда в VIII в. до н. э.?

Очевидно, они могли прийти туда и раньше. Имеется два датированных документа: это два письма, содержащих доклады ассирийских агентов и адресованных ассирийскому царю Саргону II, который правил в 722-725 гг. до н. э. В одном из них некий Ашшуррисуа сообщает: «Страна Гуриания и страна Нагчу находятся между страной Урарту и страной Гамирра, и когда было нанесено поражение народу Урарту...» Далее текст сильно испорчен, но ясно, что следует описание войны Гамирры с Урарту. Второе письмо, составленное сыном Саргона II Синахерибом, сообщает о тех же событиях и представляет собой сводку донесений различных агентов, в том числе, и знакомого уже Ашшуррисуа. Чем интересны эти письма? Очевидно, страна Гамирра – это страна киммерийцев. Трудно сказать, почему Ашшуррисуа начинает свое сообщение с уточнением географического положения двух стран. Вероятно, в Ассирии существовали какие-то сомнения на этот счет. А вот то, что в качестве ориентира приведены киммерийцы, уже любопытно. Вероятно, ассирийцам эта страна была хорошо известна, и местонахождение ее не вызывало никаких сомнений. Чтобы создалось такое положение, киммерийцы должны были жить здесь некоторое время. И в дальнейшем тексте письма киммерийцы выступают не как вновь пришедший народ, а как государство, находившееся в определенных и, по-видимому, длительных отношениях с соседями, в данном случае, с Урарту.

В науке существует точка зрения, согласно которой, первое появление киммерийцев в Передней Азии относится к довольно раннему времени. Речь в данном случае идет не о переселении всех киммерийцев, а о походах отдельной группы, осевшей в Закавказье и Малой Азии.

Эти переселенцы не потеряли связи с соплеменниками, оставшимися в Северном Причерноморье, чем и объясняются культурные связи, установившиеся с этого времени между Северным Причерноморьем и государствами Малой Азии. Такие связи прослеживаются по археологическим материалам. Так, на Украине найдено значительное число вещей «микенского» типа из районов Эгейского моря.

С конца II тысячелетия до н. э. сохранился кинжал «переднеазиатского» типа. К этому же кругу вещей относятся бронзовые статуэтки, мечи, печати из полудрагоценных камней малоазиатского происхождения.

На основании изучения этих вещей и определено время первого переселения киммерийцев – конец II тысячелетия до н. э.

Предполагается также, что эта группа киммерийцев не обладала настолько крупным военным потенциалом, чтобы вступить в борьбу с мощными государствами Переднее Азии.

Второй этап – переселение большей части киммерийцев начинается с события, уже неоднократно упоминавшегося, вторжения скифов в Северное Причерноморье. Скифы потеснили киммерийцев, и тогда они собрали то народное собрание, о котором уже говорилось. Здесь можно привести сообщение Геродота полностью (описание входит в третью легенду): «При наступлении скифов, киммерийцы, имея в виду многочисленность приближавшегося войска, стали совещаться между собою, и мнения их, высказанные с одинаковой настойчивостью, разделились, но предложение царей было благороднее; именно по мнению народа, следовало удалиться и не подвергать себя опасности в борьбе с многочисленными войсками, а цари предлагали бороться за родину с наступающими. Однако, ни народ не захотел послушаться царей, ни цари народа; первый задумал удалиться без боя, предоставив родную землю врагам, а цари предпочли лечь мертвыми в родной земле и не бежать вместе с народом, представив себе те блага, которыми они пользовались, и те бедствия, которых следовало ожидать при бегстве из отечества. Решив, таким образом, цари разделились на две части, равные по численности, и стали драться между собой. Всех царей, перебитых друг другом, киммерийский народ похоронил у реки Тираса (Днестра) – могила их до сих пор еще видна – а после погребения удалился из страны, так что вторгнувшиеся скифы заняли страну, уже лишенную населения».

Несомненно, изложение событий в данном отрывке носит несколько легендарный характер. Ведь Геродот записал это предание не меньше, чем через 200 лет после происшедшего.

Геродот пытается примерить одно из противоречий трех легенд, и нашел необходимость объяснить, почему скифы считали, что до них на этой земле никто не жил. Ведь третья легенда явно этому противоречит. Отсюда и несколько искусственное объяснение: киммерийцы ушли сами, а скифы могли и не знать, что они здесь жили.

Ни одно сообщение из источников не обходится без разногласий среди ученых. Имеются, конечно, разногласия и в данном случае. Рассмотрим решение, которое предлагает «народ», не желая вступать в борьбу со скифами, киммерийцы уходят. Было бы понятно, если бы они ушли в безлюдные районы или попытались отнять территории у более слабых народов – соседей. Они же направляются в Переднюю Азию и вступают в борьбу с наиболее передовыми и могучими в то время государствами. Немного странно. Поэтому правильнее думать, что основной причиной «бегства» киммерийцев явилось не вторжение скифов, а внутренние процессы общественного развития, строй военной демократии, который и раньше толкал их к походам на юг. С другой стороны, и скифов нельзя снять со счетов. Если допустить, что киммерийцы потерпели поражение, то легко понять их «бегство» именно на юг, ведь там они могли объединиться со своими сородичами, обосновавшимися в Закавказье. Все это объясняет противоречия, существующие в науке.

Часть ученых обратила внимание на последнюю фразу, приведенную текста Геродота. Ведь из нее вытекает, что киммерийцы и скифы не вступали в соприкосновение, хотя приход скифов и уход киммерийцев по времени совпадают. Сомнению был подвергнут последний пункт. Может быть, истина просто в том, что скифы пришли на действительно не занятую территорию; может киммерийцы просто покинули ее задолго до прихода скифов и совсем не из-за их прихода, а увлеченные перспективами обогащения путем военного грабежа крупнейших государств Востока. Решить, кто прав, трудно, не вдаваясь в дальнейшее обсуждение этого вопроса, можно считать, что вторжение скифов – одна из возможных причин походов «бегства» киммерийцев на юг.

Споры вызывает и вопрос о путях движения киммерийцев. Одни исследователи говорят о движении через Кавказ, основываясь на сообщениях Геродота: «Киммерийцы постоянно бежали вдоль моря, а скифы гнались за ними, имея Кавказ по правую руку». Иными словами, скифы двигались по берегу Каспийского моря, а киммерийцы по Черноморскому побережью Кавказа. Другие полагают, что киммерийцы двигались через Балканский полуостров, а затем, переправившись через Босфор, попадали в Малую Азию. При этом можно сослаться на упоминание о трерах совместно с киммерийцами при описании взятия последними взятия Сард – столицы Мидийского государства. Так как треры – племя фракийцев и жили на Балканах, то и путь этот, в данном случае, весьма вероятен. Можно допустить, что киммерийцы пользовались и тем и другим путем. Можно предположить, что после столкновения со скифами (если таковое было) они использовали обе дороги.

На пребывание киммерийцев в Передней Азии нет возможности по имеющимся источникам остановиться подробно. Выше упоминалось об отношениях киммерийцев с государством Урарту, об интересе Ассирии к этим отношениям.

Известно и столкновение киммерийцев непосредственно с Ассирией при Асахаддоне, правившем в Ассирии с 681 по 688 гг. до н. э. Некоторые исследователи считают, что под народом, пришедшем «от края земли», библейские авторы так же подразумевают киммерийцев, то есть, что последние доходили и до Палестины. Особенно активно они действовали, по-видимому, в Малой Азии, на территории современной Турции. Геродот сообщает, что после «бегства» из Северного Причерноморья, киммерийцы поселились на полуострове, где теперь находится г. Синоп. О взятии ими Сард уже говорилось. Древнегреческий автор, географ Страбон (I в. н. э.) сообщает, что они «в гомеровские времена или немного раньше опустошили набегами целую область Боспора вплоть до Ионии». (Иония – это западная часть современной Турции). У Страбона также находим сведения о походах киммерийцев в Пафлогонию и Фригию. Эти походы начались на рубеже VIII – VII вв. до н. э. или несколько раньше, и особенного размаха достигли в VII в. до н. э. Позднее киммерийцы не упоминаются среди существующих народов. Во время своего пребывания в Передней Азии киммерийцы столкнулись с пришедшими туда скифами. В данном случае это подтверждено ассирийскими документами и сомнений не вызывает. Известно, что киммерийцы иногда выступали в союзе со скифами, а иногда против них, но подробности истории их взаимоотношений остаются для нас пока тайной.

О быте киммерийцев почти ничего неизвестно; лишь Ариан Никомидийский упоминает о том, что киммерийцы имели старинный обычай есть травы. Упоминал также, что они имели своих царей и предводителей, которые в важных случаях советовались с народом.

По некоторым письменным источникам, эти племена жили в степях Прикубанья. Они разводили коров, овец, приручена была уже и лошадь. Орудия труда киммерийцы делали из бронзы, хотя продолжали существовать еще и каменные. Памятниками их времени остались курганы; они встречаются по всей Кубанской степи.

Из исторических сведений известно, что в VII веке до н. э. киммерийцы столкнулись со скифами, такими же кочевниками, как и они. На совещании киммерийцев о грозившей опасности мнения разделились. Большинство простых киммерийцев, устрашенных многочисленностью скифов, предложили оставить страну без боя; цари же решили защищаться до последней возможности. Но позже, в результате ссор и междоусобиц, цари перебили друг друга; киммерийский народ, похоронив вождей на берегу реки Тир (нынешний Днестр), удалился с родных мест. Побежденные уходили по восточному берегу Черного моря; победители же следовали вдоль Каспия через нынешний Дербент. Вскоре скифы проникли в Малую Азию. В 617 году до н. э. киммерийцы были разгромлены Алиатом, внуком Ардиса.

До сих пор среди ученых нет единого мнения о дальнейшей судьбе киммерийцев. По мнению Ф. А. Щербины, киммерийцы ушли со своей родины не одним и тем же путем, о котором упоминает Геродот, и не в одну Малую Азию. Часть их, вероятно, осела в Западной Европе под именем кимров, смешавшись с другими народами, в частности, с кельтами; часть же никуда не уходила с Таманского полуострова. Так, Дионисий говорит: « ... С савроматами же соседят синды, киммерийцы и живущие вблизи Эвксина керкетии, тореты и сильные ахейцы». Несомненно, что киммерийцы сливались с теми и другими народностями; тем более, что все три народности (киммерийцы, скифы, племена проадыгов) были родственны.

Спорное сообщение Гомера не единственное, которым располагаеь наука о киммерийцах. Но в целом источников не так уж много. Это сообщения греческих авторов, которые писали тогда, когда киммерийцы уже сошли со страниц истории. Они же сохранили нам и некоторые названия, данные топонимики, т. е. географические названия, связанные с киммерийцами.

Страбон прямо сообщает, что «киммерийцы некогда имели большую силу на Боспоре, вследствие чего Боспор был назван Киммерийским». Вероятно, где-то здесь помещплись киммерийские переправы. Таким образом, вся группа приведенных названий оказывается связана с районом Керченского пролива. Вторая область, связываемая с киммерийцами, - это река Днестр, носившая в древности название Тирас. Именно здесь, по сведению Геродота, были похоронены киммерийские цари, которые не желая покидать страну под натиском скифов, перебили друг друга.

Дионисий (источник I и начала II вв. н. э.) помещает киммерийцев на Западном Кавказе. Однако территория киммерийцев не ограничивалась указанными районами. У Геродота читаем: «... страна, занимаемая теперь скифами, первоначально принадлежала, говорят, киммерийцам», а нам известно, что скифы широко расселились в степях Причерноморья, в частности, основной их территорией были степи между Доном и Днепром.

В науке была предпринята попытка подтвердить широкое расселение киммерийцев данными топонимики. Было высказано предположение, что киммерийскими являлись названия с суффиксами «сос», «тос» и «уса», однако доказать это не удалось.

Следует сделать небольшую оговорку по поводу пребывания киммерийцев в районе Днестра. Возможно, что упоминание Геродота о разыгравшейся здесь трагедии – междоусобном сражении киммерийцев – касается не основной территорией обитания киммерийцев, а мест, куда они отступили под натиском скифов. Наконец, много географических названий, связанных с киммерийцами, сохранило нам и Закавказье, но эти данные, скорее всего, отражают уже более поздний этап истории, - походы киммерийцев на Урарту и Ассирию.

Труднее определить хронологические рамки обитания киммерийцев в Причерноморье. Дата их появления не известна. Предполагается, что они обитали здесь длительное время. Относительно их ухода имеются данные в письменных источниках: киммерийцы вытеснены скифами и следовательно, ушли из Причерноморья примерно в VIII в. до н. э.

Таковы сведения о киммерийцах, которые можно извлечь из письменных источников. Историки могли бы ограничиться и этим, но археологи, несомненно, поставят вопрос – какая археологическая культура соответствовала киммерийцам, какие памятники они оставили? Этот вопрос и является самым трудным. Если опираться на письменные источники, то киммерийцев никак не назовешь «окутанными мглою». Есть изображения воинов этого народа, а киммерийцы, несомненно, таинственный народ. Были попытки приписать киммерийцам кобанскую культуру Северного Кавказа, кизил-кобинскую Горного Крыма, срубную и, наконец, катакомбную.

Изложить аргументацию всех гипотез пока не представляется возможным.

Остановимся на последней, по мнению ученых, наиболее вероятной.

Наиболее поздние памятники катакомбной культуры известны на Нижнем Дону, Таманском полуострове и в пойме Кубани. Эти районы, особенно последние, известны, как территория, связанная с киммерийцами. Оба факта совпадают и во времени, - позднекатакомбные памятники здесь примерно одновременны сообщениям письменных источников о пребывании в этих областях киммерийцев. Такое совпадение является существенным аргументом в пользу предлагаемой точки зрения.

Очень любопытные данные дают раскопки городища Киммерика на Керченском полуострове. Это небольшой греческий город, но само название указывает на какую-то связь с киммерийцами.

Уже в 40-х годах прошлого столетия при разведочных раскопках в нижнем слое городища, предшествовавшем греческой колонизации, найдены обломки глиняной посуды эпохи бронзы II тысячелетия до н. э.

Такого же типа вещи были встречены и позднее, когда в 50-х годах ХХ столетия экспедиция Керченского историко-археологического музея начала систематические раскопки городища. Были обнаружены кремневые наконечники стрел, обломки каменных топоров и обломки глиняной посуды с характерным узором. Все это относится к позднему этапу катакомбной культуры. Там же в Киммерике археологам посчастливилось обнаружить и другое поселение той же культуры и того же времени.

Киммерик не единственный памятник пребывания катакомбных племен в этой части Крыма. Известны поселения близ Феодосии (у с. Щебетовки), в районе с. Планерного.

Таким образом, археологическими памятниками киммерийцев можно считать те поселения, которые археологи относят к катакомбной культуре.

Поздним этапом этой культуры, а следовательно, с киммерийцами, связывается последний расцвет производства изделий из бронзы, предшествовавший широкому распространению железа.

В настоящее время наука располагает большими коллекциями таких вещей. Среди них: втульчатые топоры, серпы, кинжалы, копья. Все вещи найдены на Северном Кавказе и в Закавказье; они широко распространены не только на территории бывшего СССР, но и на Западе.

По-видимому, киммерийский союз племен, возникший на рубеже двух последних тысячелетий до н. э., связал культурными узами население большой территории Европы и Азии.

Многие типы строгих удил, упоминающихся в связи с возникновением кочевого скотоводства, известны в Закавказье, Передней Азии, в Западной Европе. Эта общность была обусловлена, в частности, и далекими походами киммерийцев в Малую Азию. Интересную категорию вещей представляют металлические вазы, хорошо известные на Кавказе, в Поволжье, в Приднепровье.

Широкий круг материалов, включающий оружие, орудия труда и бытовые вещи, распространившиеся на огромных территориях Европы, лучше всего свидетельствуют об активности киммерийского мира.

Все это расширяет представления о киммерийцах, мало еще известных науке. Если бы были только письменные источники, киммерийцев знали бы только как разрушителей крупных центров древней культуры и ничего нельзя было бы сказать об их вкладе в цивилизацию человечества. Киммерийский союз племен объединял не только собственно киммерийцев, но частично и соседние родственные племена.

В первую очередь это относится к таврам Горного Крыма (Таврики), ранняя культура которых известна в археологии под названием кизил-кобинской. Это не вариант катакомбной культуры, а именно отдельная, особая культура.

Ряд черт довольно резко отличает ее от катакомбной. Но одновременно имеется некоторое родство, позволяющее считать их родственными. Это культуры одной общности.

В настоящее время таврские племена изучены хорошо. Известны открытые и укрепленные поселения, могильники. Все эти памятники располагаются в Горном Крыму, известны они и на Керченском полуострове. Наиболее ранние из них относятся к рубежу II и I тысячелетия до н. э. Несколько позже они упоминаются в письменных источниках. Позднее тавры сосуществуют со скифами и известны в Крыму до первых веков н. э.

В некоторых случаях в нижних слоях позднейших греческих городов Керченского полуострова обнаруживается материал, принадлежащий таврам.

Так было в Нимфее, Киммерике, на Азовском побережье Крыма. Могилы тавров, обнаруженные на мысах Зюк и Казантип были обложены каменными плитами, и этот тип погребальных сооружений получил в науке название каменных ящиков.

Существует мнение, что таврская культура Крыма имеет много общего с культурой Северного Кавказа рубежа I и II тысячелетия до н. э. Такое сходство прослеживается и в типе погребальных сооружений и погребальном обряде. Таким образом, часть территории тавров совпадает с областью киммерийской топонимики, что и позволяет отожествлять одну группу киммерийцев с таврами. Мнение о тождестве тавров и киммерийцев было высказано уже давно на основании лингвистического анализа и исторических сопоставлений. Но при этом обычно полагали, что тары не являются киммерийцами.

Другая группа ученых полагает, что они составляли только часть киммерийцев, часть, дольше всех присутствующую в Северном Причерноморье.

Остается добавить, что проблема киммерийцев не менее сложна и запутана, чем, скажем, проблема происхождения славян.

Основные споры касаются вопросов о культуре этих племен и бытия.

Твердый А. В. ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА