Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «Осенние мотивы. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

Образовательные цели:

  • Систематизировать и закреплять знания детей об осени и осенних явлениях природы.
  • Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях.
  • Познакомить детей с периодами осени и осенними месяцами.

Развивающие цели:

Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений.

Воспитательные цели:

Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Предварительная работа:

  • Чтение стихотворений об осени: Ф.И. Тютчева, П.М. Плещеева,

С. Есенина, А. Майкова.

  • Наблюдение за изменением окраски листьев деревьев на прогулке.
  • Повторение упражнений общей артикуляционной гимнастики.

Конспект занятия по теме: «Осень»

Ход занятия:

1. Организационный момент. (Объявление темы занятия. Создание эмоционального фона.)

Педагог читает стихотворение:

Осень

Что такое, что случилось?

Почему-то вся листва

Завертелось, закружилась

И на землю опустилась.

Солнце лучиком блеснуло

И за тучки улеглось.

Потому что белым днем,

Небо брызнуло дождем!

(Т.Павлова)

2. Беседа по вопросам: (Цель: закреплять знания детей о разных периодах осени и осенних месяцах)

О каком времени года говорится в стихотворении?

Назовите осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Сколько осенних месяцев вы назвали? (Мы назвали три осенних месяца)

- Какой месяц обозначает начало осени? (Начало осени обозначает сентябрь)

- Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя осень,)

Какой месяц обозначает середину осени? (Середина осени называется золотой)

Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя осень)

3. Игра «Подбери слова-действие». (учить подбирать слова-действия к названиям растений, птиц)

Лист (Что делает?) - желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.

Птицы (Что делают?) - улетают, перелетают, курлыкают, поют.

Дождь (Что делает?) – моросит, льет, идет, капает.

Ветер (Что делает?) – тучи разгоняет,

4. Игра «Близкие слова». (Цель: закреплять умения детей подбирать синонимы к словам; развивать точность выражения мыслей при составлении предложений)

Осенью дни пасмурные, ….. (серые, унылые…)

Осенью часто погода бывает холодной,….. (ветреной, дождливой…)

Осенью настроение грустное,….. (печальное, тоскливое …)

Осенью дожди частые, ….. (холодные, проливные …)

Небо покрывают серые тучи, ….. (темные, дождливые… )

В начале осени бывают ясные дни, ….. (безоблачные, светлые…)

Поздней осенью на улице холодно, ….. (пасмурно, ветрено…)

5. Физкультминутка

6. Педагог выставляет на мольберт картину И.С. Остроухова «Золотая осень».

Беседа по картине.

Посмотрите на картину русского художника «Золотая осень». Написал ее И. Остроухов.

Какое время года видите? (На картине изображена осень )

Какие листья на деревьях? (На деревьях желтые, зеленые, красные листья )

Почему картина называется «Золотая Осень» (Потому, что желтые листья похожи на золотые монетки)

Что обозначает слово «листопад»? (Листопад – это когда падают с деревьев листочки)

Педагог. Молодцы.

7. Отгадайте загадки

Кто всю ночь по крыше бьет,

Да постукивает,

И бормочет, и поет,

Убаюкивает?

(Дождь )

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

(Осенью)

Солнце светит иногда,

Тучи на небе всегда.

Дождь поливает.

Когда это бывает?

(Осенью )

Без рук, без ног,

А окна открывает

(Ветер )

Педагог. Молодцы! Все загадки отгадали.

8. Работа в тетради.

Педагог. Откройте тетради на странице 4 .Что вы видите в ее верхней части?

Дети. Букву Е, изображение ежей и енота.

Педагог. Верно. Раскрасьте большую и маленькую буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?

Дети. Красный, потому что Е – гласная буква. (раскрашивают)

Педагог. Теперь подумайте, как правильно раскрасить картинки, и раскрасьте их. (дети выполняют задание).

Педагог. Положите цветные карандаши и возьмите ручки, давайте напишем букву Е. Посмотрите, как я сделаю это на доске. Сначала я напишу сверху вниз одну длинную палочку, потом на верху маленькую палочку, внизу маленькую палочку и по середине маленькую палочку. Напишите четыре больших буквы и четыре маленьких по точкам.

9. Итог занятия.

Педагог предлагает рассказать детям о том, что они сегодня делали, какие игры им понравились. Кто занимался лучше всех, а кому нужно быть активнее и внимательнее.


Таркова Марина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 393"
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: Конспект
Тема: Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе"Осенние сюрпризы"
Дата публикации: 28.09.2016
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

«Осенние сюрпризы»

Таркова М.В.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Осенние сюрпризы» Цель: Совершенствование навыка связного рассказывания. Задачи: 1. Образовательные: Упражнять в составлении коллективного рассказа, опираясь на модельные схемы; Закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями. Закрепить представления детей об осени как времени года, её признаках. 2. Развивающие: Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, мышление, речь. Развивать общую и мелкую моторику, координацию и чувство ритма. 3. Воспитательные: Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы; Воспитывать чувство любви к родной природе; Воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Осень», «Перелётные птицы» «Живая и неживая природа осенью», «Труд людей в осенний период»; отгадывание загадок; наблюдение за изменениями в природе с наступлением осени, разучивание пальчиковой гимнастики, организация совместно с родителями выставки «Осенняя фантазия». Оборудование: Почтовый ящик, посылка, письмо, плащ, диск с музыкой П. И. Чайковского «Осень», схемы – подсказки в картинках, набор картинок для составления сюжетного рассказа, мяч, кленовый листок. ХОД НОД:
1. Организационный момент (активизация познавательного интереса, актуализация знаний, постановка проблемы) Дети получают посылку с письмом. Воспитатель: - Ребята, я сегодня утром, когда пришла в детский сад, обнаружила эту посылку и письмо. На письме написана загадка. Чтобы узнать, кто прислал письмо, вы должны отгадать эту загадку. Прошла по лугам По лесам, по полям, Припасы она заготовила вам Упрятала их в погреба, в закрома Сказала, за мною нагрянет зима. - Как вы думаете, кто прислал нам это письмо? (Осень) - А хотите узнать, что там написано? Давайте откроем это письмо и прочитаем. (Дети садятся на стулья). Воспитатель читает письмо. «Ребята, здравствуйте! Я очень хочу с вами поиграть, для этого я посылаю вам свой волшебный плащ. Плащ этот не простой, с кармашками, в каждом из которых задания с подсказкой. Если вы справитесь с заданиями, то сможете составить мой словесный портрет». Воспитатель: - Ребята, что вы поняли из этого письма? Что просит сделать нас Осень? (нужно составить словесный портрет Осени, а для этого нужно выполнить задания) Воспитатель: - Да и сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное. 2. Основная часть. (Воспитатель надевает на себя плащ). (Воспитатель предлагает ребёнку достать из 1 кармана задание) Воспитатель: - Ребята, посмотрите, в 1 карманчике схема – подсказка. Что же на ней изображено? (музыкальный диск) - Как вы думаете, что нам может рассказать об осени музыка? (передать настроение этого времени года). - Давайте закроем глаза, послушаем музыку и определим, какое же настроение бывает у осени?
(звучит музыка). - Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию написал композитор П. И. Чайковский. - Что вы чувствуете, слушая эту музыку? Радость, уныние, печаль? (ответы детей) Воспитатель: - Осень – унылая, но разноцветная пора. Знаменитый русский поэт - А. С. Пушкин написал про осень много стихотворений. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса. (Ребёнок достаёт из кармана 2 задание) 2 карман с календарём. Воспитатель: - Что у нас во втором кармане? (календарь) - Как вы думаете, для чего Госпожа Осень прислала нам календарь? Календарь обозначает движение времени. Давайте вспомним, как со временем меняется осень. Какая она в самом начале, в середине и в конце? - На какие 3 периода делится осень? (Ранняя, золотая, поздняя) - Ранняя осень к какому осеннему месяцу относится? (К сентябрю; золотая -к октябрю; поздняя- к ноябрю) - Давайте встанем в осенний хоровод и еще раз вспомним осенние месяцы. Физ. минутка: Листья на ветках Всё лето висели. (Руки подняты вверх и раскачиваются влево - вправо) Сентябрь наступил И они пожелтели. (Руки на верху, повороты кистями "шарики-фонарики") Октябрь с собою Принес листопад. (Плавно опускаем руки вниз)
Листья слетают И в танце кружат. (Вращение вокруг себя в одну и в другую стороны) Ноябрь пришел, Весь лист облетел. (Присели) И под ногами У нас зашумели. (Трем ладонь об ладонь, имитируя шуршание листьев) (Ребёнок достаёт из кармана 3 задание) 3 карман с листочком. - Ребята, что же изображено на этой схеме - подсказке? (Осенний листок) - Почему именно лист? Неужели с листьями осенью происходит что-то необычное? (высказывания детей) - Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточно, листья меняют свой цвет и начинается листопад. - А сейчас давайте с вами поиграем. Дидактическая игра «Назови листочек» (Воспитатель бросает мяч и называет дерево, а дети называют листок данного дерева) дуб – дубовый клён – кленовый осина - осиновый рябина – рябиновый берёза – берёзовый тополь – тополиный калина - калиновый (Дети садятся на стулья) (Ребёнок достаёт из кармана 4 задание) - Что же лежит в 4 кармашке? (картинка с животными – зверями и птицами) - Разве и с животными что-то происходит осенью?
(Все животные готовятся к зиме: некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук; другие делают запасы на зиму, такие как белка, бурундук; осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые) - Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны) - Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края) - А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными) - А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше) - Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки) - Верно. Такие птицы называются зимующие. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки. (Ребёнок достаёт из кармана 5 задание) 5 карманчик (картинка – труд человека осенью) - Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? (Мы будем говорить о заботах человека осенью) - Чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые, как мы трудимся осенью? (Ответы детей) Дидактическая игра «Передай другому». (Дети передают листочек и называют виды осенних работ: уборка листвы, урожая, сбор грибов, ягод и т. д.) - А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику) - Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд. (Ребёнок достаёт из кармана 6 задание) - Продолжаем. Что же в 6 карманчике? (Схема - подсказка с картинками) - Как вы думаете, для чего Осень прислала вам эти схемы - подсказки? (Чтобы мы составили рассказ про осень) - Посмотрите, Осень положила 2 схемы с картинками.
(Разделить на подгруппы - волшебный мешочек с мозаикой) (Дети проходят к столам) Воспитатель: - Перед каждой подгруппой разложены картинки, ваша задача составить рассказ по картинкам. - Нужно отвечать полным предложением. (Составление описательного рассказа детьми) (3 минуты) - А теперь давайте послушаем, какие рассказы у вас получились? (Каждая подгруппа по очереди рассказывает про осень) - Ребята, вы сейчас будете рассказывать, а я запишу ваши рассказы в блокнот, чтобы порадовать Госпожу Осень. А почтальон Печкин доставит ей наше письмо. (Воспитатель обыгрывает данную ситуацию) 3. Рефлексия. (Дети садятся на стулья) Воспитатель: - Вспомните, о чем просила нас осень (составить её словесный портрет) - Как вы думаете, удалось ли нам совместными усилиями составить словесный портрет Осени? (да) - Обращаю внимание на схемы – подсказки, давайте вспомним о чём мы сегодня говорили? (Дети при помощи схем – подсказок вспоминают все этапы занятия) В. : - Что было трудным? Что получилось легко? - Молодцы, вы показали себя знающими, каждый из вас смог узнать для себя что то новое, кто-то вспомнил, то что уже знал.

Цель:

Уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в осенней природе, уточнить приметы осени, название осенних месяцев. Продолжать учить слушать музыку, стихи, рассматривать картины об осени, определять их характер и настроение в связи с изменениями в природе. Закрепить умение составлять описательный рассказ по пейзажной картине и рассказ из личного опыта, используя в своей речи образные выражения; подбирать сравнительные эпитеты, упражнять в образовании различных форм глаголов и сравнительной степени прилагательных. Развивать умение отвечать четко, давать полные ответы. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

  • Рассматривание картин об осени.
  • Составление описательных рассказов по пейзажным и сюжетным картинам об осени.
  • Разучивание стихов Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной …», А.С.Пушкин «Унылая пора!…», С.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…», А.А.Блок «Зайчик», И.Бунин «Листопад», А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…».

Материалы к занятию:

Репродукция картины Кончаловского «Первый снег», Щербакова «Осенняя пора»

Ход занятия:

Дети заходят в зал .

Воспитатель: - Ребята у нас сегодня с вами необычное занятие.

Музыкальный руководитель: - Ребята, с каким настроением вы пришли на занятие?

Дети: - Хорошее, веселое, грустное.

Музыкальный руководитель: - А сейчас мы это проверим. На столе лежат осенние листья. Красный лист - радость, веселье, коричневый - грусть, недовольство, а желтый это хорошее, спокойное настроение. А теперь выберите листик, который соответствует вашему настроению.

(Дети выбирают и показывают)

Музыкальный руководитель: — Вы сейчас высказали каждый свое настроение. А знаете ли вы, что такое настроение? Настроение - это то, как ты себя чувствуешь, то состояние, в котором ты сейчас находишься. Часто на наше с вами настроение влияет то погода, то музыка, то человек, с которым мы разговариваем. Настроение можно выразить по-разному: движением, мимикой лица. Вот сейчас мы с вами попробуем показать настроение музыкального произведения движениями, танцем с осенними листьями.

«Танец осенних листьев», муз. Филиппенко (Дети двигаются с листьями по всему залу.)

Музыкальный руководитель: - Вот видите, музыка была одна, а эмоции она вызвала у каждого свои. У кого-то радость, у кого-то грусть, у кого-то спокойствие, у кого-то веселье.

Воспитатель: - А теперь дети садитесь на стулья, и мы продолжим наше занятие.

О каком времени года это музыкальное произведение?

Дети: - Об осени.

Воспитатель: - А сейчас какое время года?

Дети: - Время года осень.

Воспитатель: - А по каким признакам вы определили, что время года осень?

Дети: - Листья пожелтели, листопад, холодно, день короче ночь длиннее, ночью заморозки, небо серое, часто идут дожди, птицы улетают в теплые края, животные готовятся к зиме, люди убирают урожай, утепляют свои жилища.

Воспитатель: - Да одна из первых примет осени - желтые пряди в листве деревьев, на одних листья еще зеленые, на других золотые, на третьих огненно красные, птицы готовятся к отлету в теплые края, а звери делают запасы и готовятся к зимней спячке, люди утепляют свои дома и запасают урожай в прок. В народе любят осень, особенно урожайную и теплую. Издавна в народе подмечали: «Если снег выпадает, когда деревья еще не сбросили листву, то он скоро растает». А вы знаете народные осенние приметы?

Дети: - «Гром в сентябре к теплой осени», «Осенью паутинка на ясную погоду», «Облака идут низко скоро похолодает».

Воспитатель: - Молодцы. Осенние приметы вы знаете. А на какие три периода можно разделить осени?

Дети: - Ранняя, золотая, поздняя.

Воспитатель: - А какие осенние месяца вы знаете?

Дети: - Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: - А теперь попробуйте угадать какой период осени описывают поэты.

1 ребенок:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера…

(Ф.И.Тютчев)

2 ребенок:

Унылая пора! Очей очарованье!

Прията мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

(А.С.Пушкин)

3 ребенок:

Нивы сжаты, рощи голы

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

(С.Есенин)

Воспитатель: - А теперь давайте поиграем в игру «Осенние слова». Я буду называть ключевое слово, а должны придумать слова прилагательные или существительные близкие по смыслу.

Ключевые слова: Осень, Настроение, Листья, Небо.

Дети : - Осень (золотая, унылая, проказница, волшебница, художница, дождливая, холодная); Настроение (веселое, грустное, радостное, печальное праздничное),

Листья (пестрые, золотые, осенние, багряные, пунцовые, резные, пурпурные, бардовые), Небо (серое, хмурое, дождливое, облачное, ясное, чистое, голубое, прозрачное)

Воспитатель: - Художники и поэты, музыканты часто выражают свое эмоциональное состояние, настроение в своих картинах, стихах, музыкальных пьесах. Картину родной природы особенно чувствуют художники. Посмотрите на эти картины. Осень на них изображена разной грустной и веселой, солнечной и пасмурной, золотой и серой. Эти картины вам уже знакомы, давайте вспомним, о чем они. Вот первая картина, в каком жанре она изображена?

Дети: - Это пейзаж.

Воспитатель: - Кто её нарисовал?

Дети: - Художник Щербаков

Воспитатель: - Как она называется?

Дети: - Эта картина называется «Осенняя пора»

Воспитатель:

Дети: - Художник изобразил время года осень.

Воспитатель: - Как вы узнали, что художник изобразил осень?

Дети: - Желтые листья на деревьях, пожухлая трава, прозрачное голубое небо и т.д.

Воспитатель: - А какое настроение вызывает у вас эта картина?

Дети: - Радостное, веселое.

Воспитатель: - Почему?

Дети: - Художник использовал яркие, теплые краски.

Воспитатель: - А теперь будет такое задание: придумать рассказ по этой картине, но название картине дать свое. Как бы вы назвали эту картину?

Воспитатель: - А вот другая картина автор ее художник Кончаловский. А как называется эта картина?

Дети: - Картина называется «Первый снег».

Воспитатель: - А почему она так называется?

Дети: - Художник изобразил на ней первый снег.

Воспитатель: - В каком жанре она изображена?

Дети: - Это пейзаж.

Воспитатель: - Какое время года изображено на ней?

Дети: - Художник изобразил время года позднюю осень.

Воспитатель: - Как вы определили, что художник изобразил осень?

Дети: - Желтые листья на деревьях, опавшие листья, снег на крышах и на земле. Серое холодное небо.

Воспитатель: - Какое настроение у вас вызывает эта картина?

Дети: - Грустное, унылое, хмурое, не веселое.

Воспитатель: - Почему?

Дети: - Художник использовал в картине серые холодные тона.

Воспитатель: - А по этой картине кто составит рассказ?

(Дети составляют один, два рассказа.)

Физ. минутка под музыку. «Травиата», муз. Верди

Воспитатель: - Отдохнули, вот и славно. А теперь поговорим о главном, садитесь на свои места.

Воспитатель: - Садитесь поудобнее, закройте глаза и представьте осенний день под музыку Кореневского «Осенью».

(Дети слушают музыку с закрытыми глазами.)

Воспитатель: Вот если бы вы были художниками, какие картины вы бы нарисовали, услышав эту музыку? Может кто-то нарисовал бы осенний день, как он гуляет по осеннему парку, а кто-то сидит дома и смотрит в окно на осенние улицы и т.д.

(Дети рассказываю два, три рассказа.)

Воспитатель: - Писатели и поэты также в своих произведениях по-разному воспевают осеннюю природу. Дети выучили стихи об осени известных поэтов. Стихотворение прочтет Харченко Маша.

1 ребенок:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Воспитатель:

Дети: - Радостное, веселое.

Воспитатель: - Почему?

Воспитатель: - Стихотворение прочитает Ханчиева Влада.

2 Ребенок:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора….

(А.С.Пушкин)

Воспитатель: - Дети, какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

Дети: - Грустное, печальное.

Воспитатель: - Почему вы так думаете?

(Ответы детей.)

3 ребенок:

«Зайчик»

Хмурая дождливая наступила осень,

Всю капусту сняли, нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку серому попасть…

Думает о лете, прижимает уши,

На небо косится - неба не видать…

Только б потеплее, только бы посуше…

Очень неприятно по воде ступать!

(А.А.Блок)

Воспитатель: - Дети, какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

Дети: - Грустное, печальное.

Воспитатель: - Почему вы так думаете?

(Ответы детей.)

Воспитатель: - Сегодня мы с вами увидели и почувствовали, что осень у людей может вызывать разное настроение: светлую грусть, которую навевает нам пасмурный, тихий, холодный осенний день, а быть может, теплую радость, если денек солнечный и погожий; возможно, тоску и уныние.

Воспитатель: - Предлагаю вам закончить наше занятие песней «Осенний мотив», муз. и сл. Смирнова.

Воспитатель: - Ничего что осень наступила

Ничего что идут холода,

Ничего что на сердце тоскливо

Осень бывает уныла,

Осень бывает красива

Но жизнь продолжается, за осенью придет зима, которая будет радовать новыми красками, а пока еще осталось несколько деньков осени, давайте будем наслаждаться их красотой.

Воспитатель: - Дети вам понравилось сегодняшнее занятие? Что вам понравилось и запомнилось больше всего?

(Дети отвечают.)

Тема: «Осенние мотивы»

Программное содержание: продолжать развивать обобщенные представления о последовательности (цикличности) изменений в природе осенью, признаках осени.

Вызвать восхищение осенней природой, поэзией; активизировать (обогащать) словарь детей, формировать осознанное отношение к красоте и звучности русского языка.

Воспитывать чувство красоты, гармонии и любви к окружающему миру средствами поэзии.

Материал: иллюстрации с изображением осенних пейзажей, красный флажок, осенние листочки с разных деревьев

Ход занятия.

1.Организац. момент: Дети входят в группу. Звучит музыка Чайковского «Октябрь».

Каждый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку приходит доброта (флажок красного цвета). Посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Посмотрите, как стало все вокруг ярко и красиво. У вас радостное настроение?

Вот и хорошо. Давайте мы нашу искорку поставим, и она будет освещать нам все занятие.

(Дети рассаживаются на стульчики)

2.Основная часть: Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто. (Листопад)

В какое время года мы наблюдаем это явление природы? (Осенью)

Сегодня мы с вами продолжим разговор об осени, о том какие у неё есть периоды, послушаем стихи, которые посвящали ей поэты. А кто такие поэты?

Ответы детей.

Каких поэтов вы знаете? (А. Барто, С. Михалков, С. Маршак, А. С. Пушкин, К. Бальмонт, А. Плещеев, Волошин.)

А теперь ответьте на вопрос:

Какой первый месяц осени? А последний? Второй?

У осени три периода. Какие? (Ранняя, золотая, поздняя) .

Насладимся красотой осеннего леса, прослушав стихотворение поэта И. Бодраченко

Осенний лес.

В тёмный лес дремучий заглянула осень,

Сколько свежих шишек у зелёных сосен.

Сколько алых ягод у лесной рябинки,

Выросли волнушки прямо на тропинке.

И среди брусники на зелёной кочке,

Вылез гриб-грибочек в красненьком платочке.

Разыгрался ветер на лесной поляне,

Закружил осинку в красном сарафане.

И листок с берёзы золотистой пчёлкой,

Вьётся и летает над колючей ёлкой.

(Авт. И. Бодраченко.)

О каких признаках осени пишет поэт в этом стихотворении? (Выросли волнушки, алые ягоды у лесной рябинки, созрела брусника)

Признаки, какой осени вы перечислили? (Ранней) .

Отгадайте загадку:

Седой дедушка у ворот


Конспект
Совместной деятельности воспитателя с детьми
по развитию речи.
Открытое мероприятие для родителей.
Концерт «Осенние мотивы».
Воспитатель: Т.И. ЮвгаленкоЦель:
- познакомить родителей с театрализованной деятельностью ребенка в детском саду;
- закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи;
- формировать у детей чувство радости, участвуя в театрализованной деятельности.
Задачи:
- формирование гармонического строя речи;
- воспитание звуковой культуры речи;
- развитие монологической и диалогической речи;
- обогащение словаря;
- формировать атаку голоса при произнесении слов. Работа над звуками «Р» «Л» «С» «Ш» «Ч» «Щ» и т.д.
- совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями;
- развитие мелкой моторики;
- способствовать эмоциональному сближению детей;
- доставить детям радость, удовольствие от совместной деятельности.
- формировать у детей чувство уверенности, выступая перед родителями.
Материалы и оборудование:
- декорации на тему осень;
- атрибуты к сказке «Репка», «Яблоко».
Ход совместной деятельности:
Выходят Леня К. и Настя Ан. Читают стихи.
Ходит осень, бродит осень,
Листья с клена ветер сбросил,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Летит листочек, кружится,
По воздуху летит,
Он всех детей и всех гостей
В театр пригласит.
Владик Ст. читает стихотворение И. Токмаковой «Дуб»
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится
Кто сказал, что дубу,
Страшно простудиться.
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый
Значит, дуб выносливый,
Значит, закаленный.
Стихотворение И. Токмаковой «Осинка». Читает Настя А.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру.
Стонет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Дайте осинке
Пальто и ботинки.
Надо согреться
Бедной осинке.
Саша С. читает стихотворение И. Мазнина «Осень»
Что ни день – то резче ветерРвет в лесу листву с ветвей…Что ни день – то раньше вечер,А светает все поздней.Медлит солнышко, как будтоПодниматься силы нет…Потому и всходит утро над землейПочти в обед.
Читают диалог П. Тайца «Все здесь» Аня А. и Люба С.
Слова от автора читает воспитатель.
Надя с бабушкой пошли на другое поле. Колосьев на нём видимо-невидимо. И все немножко усатые. Надя спросила:- Бабушка, а тут что растёт?- Хлеб, внученька!- Хлеб? А булки где?- И булки здесь, внученька.- А баранки?- И баранки здесь.- А пряники?- И пряники здесь. Всё здесь, внученька.Надя смотрит на усатые колосья. Хочет угадать: где тут хлеб, где булки, а где пряники.
Разыгрывают диалог «Кисонька-мурысонька» Владик Ст. и Аня В.
-Кисонька - мурысонька,Ты где была?-На мельнице.-Кисонька- мурысонька,Что там делала?-Муку молола.Кисонька-мурысонька,Что из муки пекла?-Прянички.-Кисонька-мурысонька,С кем прянички ела?-Одна.-Не ешь одна! Не ешь одна!
Показываем сказку «Репка» с куклами «Живой руки» по типу пантомимы. От автора рассказывает сказку Алена В.
Дед – Андрей Зв.
Баба – Настя Ан.
Внучка – Настя Ак.
Жучка – Дима Н.
Кошка – Леня К.
Мышка – Аня Н.
Представляем инсценировку по мотивам сказки В. Сутеева «Яблоко»
Атрибуты: маски, шапочки, заяц, ёж, ворона, медведь.
От автора рассказывает сказку Саша С.
Заяц – Женя Ю.
Ворона – Аня А.
Еж – Владик С.
Медведь – Никита П.
Все дети выходят на сцену и кланяются зрителям.
Хвалю детей за умение голосом и мимикой передавать настроение героев. Родители дружно аплодируют и хвалят детей.