Кто пригласил рюрика на княжение. Князь Рюрик – первый князь

Начало России есть великая тайна

Столыпин Петр Аркадьевич

История Рюрика полна противоречий и неточностей. Главным образом это связано с тем, что достоверных письменных источников, свидетельствующих о том, что на самом деле представляла собой Россия до князя Рюрика, практически нет. Основным источником таких знаний можно считать только не многочисленные летописи. Главные летописец, Нестер, писал, что начало правления первого князя относится к 862 году . Именно в этом году князь Рюрик (варяг) занял княжеский престол в Новгороде. Общее время его правления составляют с 862 по 879 гг. Следует отметить тот факт, что изначально княжение велось не из Новгорода, а из Ладоги, именно в этом городе остановился князь Рюрик, и именно оттуда правил Новгородом. Этот факт никак не омрачил начало княжения, ведь именного город Ладога был своеобразными воротами в известном морском пути из варяг в греки. Совместно с первым варягом правили и его братья: Синиус занял город Белоозеро, Тровор занял город Изворск. После кончины Синиуса и Тровора в 864 году новгородский правитель присоединил к своему владению их земли. Именно с этого времени, по словам летописца, и берет свое начало русская монархия.

Управление страной

Внешняя политика Рюрика в момент прихода его к власти сводится к укреплению государственности, захвату новых территорий и борьбе с внутренними врагами. Так, первые два года, с 862 по 864 гг, он присоединил к своим землям города Муром, Ростов и Смоленск. Столь успешная внешняя политика сопровождалась ростом недовольств в самом Новгороде. Главным виновником этих событий был Вадим Храбрый. Удачное начало княжения варяга не давало ему покоя. Именно Вадим Храбрый в 864 году при поддержке новгородских бояр, купцов и волхвов поднимает мятеж, который был жестоко подавлен Рюриком. Об этом свидетельствует Нестер (летописец) в своих трудах. С 864 внешняя политика Руси изменений не претерпела. На сей раз, он двинулся на юг, в днепровские степи, где грабил местные племена. Таким образом удалось дойти до самого Киева, в котором правили Аскольд и Дир.

Внешняя политика Рюрика

Внешняя политика на тот момент требовала обезопасить свои южные границы, в связи, с чем и был заключен мирный договор между Новгородом, которым правил князь Рюрик, и Киевом, которым правили Аскольд и Дир. Но этому миру не суждено было долго просуществовать. Уже в 866 году Аскольд начал поход на север, на земли, которые входили во владение Новгорода. Этот поход продолжался до 870 года, но в конечном итоге князь Рюрик разбил армию Аскольда. При этом в развитии событий после этой победы есть ряд странностей, как в прочем и во все годы правления первого варяга, - победившая армия Киев не захватила. Рюрик ограничился только выкупом. С чем связано такое великодушие князя, который никогда не гнушался расширением своих владений, объяснить практически не возможно. Единственным разумным объяснением этого факта можно считать лишь то, что в это же время новгородская дружина воевал с хазарами и постоянно ожидал агрессии со стороны Балтики. Разумность этого довода подтверждается тем, что дальнейшее правление было направленно на то, чтобы все-таки захватить Киев. Начиная с 873 года и в плоть до своей кончины основные усилия Новгорода были направлены на заключение союза с западными странами против Киева. Но этим планам не было суждено сбыться. История Рюрика оборвалась в 879 году. Дальнейшим воплощением этих планов в жизнь занялся князь Олег, которого в народе прозвали Вещим.

Князь Рюрика и его жизнь – это история успеха. История того, как простой человек сумел не просто захватить власть, но и удержать ее и успешно править своим государством. Безусловно, Россия до 862 г существовала, но именно князь Рюрик заложил начало той великой станы, которой Россия является и по сей день.

Рюрик (862 — 879) - первый великий русский князь, одна из легендарных фигур в европейской истории, основатель древнерусского государства. Согласно летописям, призванный от варягов славянами, кривичами, чудью и весью в 862 году Рюрик занял сначала Ладогу, а затем перебрался в Новгород. Правил в Новгороде по договору, заключённому с местной знатью, утвердившей за собой право на сбор доходов. Основатель династии Рюриковичей.

1148 лет назад по свидетельству летописца Нестора в "Повести временных лет" "володеть и княжить восточными славянами" был призван глава варяжского военного отряда Рюрик, который прибыл вместе с братьями Синеусом и Трувором — 8 сентября, 862 года.

Летописная традиция связывает начало Руси с призванием варягов. Так "Повесть временных лет" рассказывает, что в 862 году трое варяжских братьев со своими родами пришли править к славянам, заложив город Ладогу. Но откуда пришли и кем были по происхождению эти варяги, давшие начало русской государственности? Ведь в историографии они успели побывать и шведами, и датчанами, и скандинавами в целом; одни авторы считали варягов норманнами, другие, наоборот, — славянами. Снова и снова невнимательность к проблеме, поставленной в самом историческом источнике, являлась причиной для противоречащих друг другу утверждений Для древнего летописца происхождение варягов было очевидно. Он помещал их земли на южно-балтийском побережье вплоть "до земли аглянской", т.е. до области Ангельн в Гольштейне.

Сегодня это северно-германская земля Мекленбург, население которой в древности не было немецким. Каким оно было — об этом говорят сохранившиеся по сей день названия населённых пунктов Варин, Руссов, Рерик и многие другие. Однако несмотря на всю ясность летописного свидетельства, вопрос о происхождении варягов (а значит, и о корнях русской государственности) стал дискуссионным для потомков. Путаницу внесла появившаяся в политических кругах при дворе шведского короля версия о происхождении Рюрика из Швеции, которую впоследствии подхватили некоторые немецкие историки. Объективно говоря, эта версия не имела ни малейших исторических оснований, зато была полностью обусловлена политически. Ещё в годы Ливонской войны между Иваном Грозным и шведским королём Юханом III разгорелась острая полемика по вопросу о титуловании. Русский царь считал шведского правителя выходцем из "мужичьего рода", на что тот отвечал, что предки самой русской династии происходили будто бы из Швеции. Эта мысль окончательно оформилась как политическая концепция накануне Смутного времени в начале XVII века, когда шведы претендовали на новгородские земли, пытаясь оправдать свои территориальные претензии неким подобием летописного "призвания". Предполагалось, что новгородцы должны были направить посольство к шведскому королю и пригласить его на правление, как некогда они будто бы призвали "шведского" князя Рюрика. Вывод о "шведском" происхождении варягов в то время был основан лишь на том, что они пришли на Русь "из-за моря", а значит, вероятнее всего, из Швеции.

Впоследствии, в первой половине XVIII века к варяжской теме обратились немецкие учёные из Петербургской Академии наук, которые по той же логике стремились обосновать немецкое господство в России времён регентства Бирона. Они же сформулировали т.н. "норманнскую теорию", согласно которой варяги, основатели древнерусского государства, признавались выходцами из Швеции (т.е. "немцами", как тогда называли всех иностранцев). С тех пор эта теория, облачившись в некое подобие научности, закрепилась в отечественной историографии. В то же время многие выдающиеся историки, начиная с М.В. Ломоносова, указывали на то, что "норманнская теория" не соответствует реальным фактам. Например, шведы не могли создать на Руси государство в IX веке хотя бы потому, что они сами не имели в это время государственности. В русском языке и в русской культуре не удалось обнаружить скандинавских заимствований. Наконец, внимательное чтение самой летописи не позволяет подтвердить измышлений норманнистов. Летописец отличал варягов от шведов и других скандинавских народов, писав, что "звались те варяги — русь, как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы". Поэтому при заключении мирных договоров с Византией языческие дружинники князей Олега и Игоря (те самые варяги, которых норманнисты считают шведскими викингами) приносили клятву именами Перуна и Велеса, а вовсе не Одина или Тора. А.Г. Кузьмин отмечал, что только один этот факт мог бы опровергнуть всю "норманнскую теорию". Понятно, что в таком виде "норманнская теория" не могла быть жизнеспособной в академической науке. Но к ней снова и снова обращались в том случае, когда нужно было нанести удар по идее русской государственности. Сегодня эта разрушительная теория приобрела новую форму, и современные норманнисты, подкармливаемые грантами многочисленных зарубежных фондов, говорят не столько о "скандинавском происхождении варягов", сколько о своеобразном разделе "сфер влияния" в древнерусском государстве.

По новой версии норманнизма, на северные области Руси будто бы распространялась власть викингов, а на южные — хазар (между ними якобы существовал некий договор). Для русских же не предполагается сколь-нибудь значимой роли в собственной ранней истории. Однако само развитие русского государства полностью опровергает все домыслы политических врагов России. Смогла бы древняя Русь стать могучей Российской империей без выдающейся исторической миссии русского народа? Великая история состоялась вместе с великим народом, происходившим от варяжского начала. Прискорбно, что сегодня всё чаще и чаще раздаются реплики о том, что предками русских были нерусские. Это не так. Нашими предками были варяги, которые тоже были русскими. Единственно, следует уточнить, что именно русь — это наше исконное родовое имя, а варягами называли древнерусских мореплавателей. Посол Сигизмунд Герберштейн, побывавший в Москве в начале XVI века, писал, что родина варягов — Вагрия — располагалась на южно-балтийском побережье и от них Балтика называлась Варяжским морем. Он выразил широкое мнение, бытовавшее в просвещённых кругах Европы того времени. С развитием научной генеалогии стали появляться труды о связях русской царской династии с древними королевскими родами Мекленбурга. В северно-германском Поморье о варягах и их исторических связях с Россией помнили вплоть до XIX века. По сей день в Мекленбургской области сохраняется множество следов пребывания донемецкого населения. Очевидно, что "немецкой" она стала лишь после того, как варяги и их потомки были вытеснены на восток или онемечены католическими орденами. Французский путешественник К. Мармье записал однажды в Мекленбурге народную легенду о Рюрике и его братьях. В VIII веке варягами правил король Годлав, у которого было три сына — Рюрик, Сивар и Трувор. Однажды они отправились с южной Балтики на восток и основали древнерусское княжество с центрами в Новгороде и Пскове.

Спустя некоторое время Рюрик стал главой династии, которая царствовала до 1598 года. Эта легенда из Северной Германии полностью созвучна Сказанию о призвании варягов из летописи. Однако внимательный анализ фактов позволяет в некоторой степени скорректировать летописную хронологию, по которой Рюрик с братьями начали править на Руси с 862 года. А. Куник вообще считал эту дату ошибочной, оставляя неточность на совести позднейших переписчиков летописи. Очевидно, что события, о которых кратко сообщали русские летописи, получают историческое наполнение по немецким источникам. Сами немцы опровергали норманнистские выдумки. Мекленбургский юрист Иоганн Фридрих фон Хемниц ссылался на легенду, согласно которой Рюрик с братьями были сыновьями князя Годлава, погибшего в 808 году в битве с датчанами. Учитывая то, что старшим из сыновей был Рюрик, можно предположить, что он родился не позднее 806 года (после него до гибели отца в 808 году должны были появиться на свет два младших брата, которые не были одногодками). Конечно, Рюрик мог родиться и раньше, но об этом у нас пока нет достоверных сведений. По немецким источникам, Рюрик с братьями были "призваны" около 840 года, что представляется весьма правдоподобным. Таким образом, варяжские князья могли появиться на Руси в зрелом и дееспособном возрасте, что выглядит совершенно логично. И действительно, согласно последним археологическим находкам, удалось установить, что Рюриково городище близ современного Новгорода, которое и есть древний Рюриков Новгород, существовало ранее 862 года. С другой стороны, допуская ошибку в хронологии, летопись более точно указывает на место "призвания". Вероятнее всего это был не Новгород (как по немецким данным), а Ладога, которая была заложена варягами ещё в середине VIII века. А Новгород (Рюриково городище) князь Рюрик "срубил" позднее, объединяя земли братьев после их смерти, о чём свидетельствует и название города.

Родословную Рюрика от древних варяжских королей признавали знатоки и исследователи генеалогий. Мекленбургские историки писали о том, что его дедом был король Витслав, бывший равноправным союзником франкского короля Карла Великого и участвовавший в его походах против саксов. Во время одного из таких походов Витслав был убит, попав в засаду при переправе через реку. Некоторые авторы прямо называли его "королём руссов". В северогерманских родословных указывается и на родство Рюрика с Гостомыслом, который действует в летописном сказании о призвании варягов. Но если скупые строки летописи о нём почти ничего не сообщают, то во франкских хрониках он упомянут как противник императора Людовика Немецкого. Почему Рюрик с братьями отправились с южно-балтийского побережья на Восток? Дело в том, что у варяжских королей существовала "очередная" система наследования, по которой власть всегда получал старший представитель правящего рода. Позднее подобная система наследования княжеской власти стала традиционной на Руси. При этом сыновья не успевшего занять королевский трон правителя не получали никаких прав на престол и оставались вне главной "очереди". Годлав был убит раньше своего старшего брата и при жизни так и не стал королём. По этой причине Рюрик с братьями был вынужден отправиться в периферийную Ладогу, где с этого времени началась славная история государства Российского. Князь Рюрик был полноправным правителем Руси и выходцем из "рода Русского", а вовсе не иностранным властителем, как желают представить те, кто всю русскую историю мыслит только под иноземным господством.

Когда Рюрик умер, его сын Игорь был еще мал, и князем стал дядя Игоря — Олег (Вещий Олег, т. е. знающий будущее, умер в 912 г.), который перенес столицу в город Киев. Именно Вещему Олегу принадлежит заслуга образования Древнерусского государства - Киевская Русь, с центром в Киеве. Прозвище Олега — "вещий" — относилось исключительно к его склонности к волхвованию. Другими словами, князь Олег как верховный правитель и предводитель дружины одновременно выполнял еще и функции жреца, волхва, кудесника, чародея. По преданиям, Вещий Олег умер от укуса змеи; этот факт лег в основу ряда песен, легенд и преданий. Олег прославился победой над Византией, в знак чего он прибил свой щит на главных вратах (воротах) Царьграда. Так русские называли столицу Византии — Константинополь. Византия тогда была самым сильным государством мира.

В 2009 году состоялось празднование 1150-летнего юбилея Великого Новгорода. Хочется верить, что эта важнейшая в нашей истории дата станет отправным пунктом нового изучения древнерусского прошлого. Новые факты и открытия постоянно обогащают историческую науку и наши познания. Появляются всё новые доказательства того, что русская история началась не с мифа, придуманного средневековыми политиками и книжниками, а с реального великого князя Рюрика, родившегося в королевской династии в русской Прибалтике тысячу двести лет назад. Дай Бог, чтобы имена наших предков и прародителей не были преданы забвению.

Как известно, дискуссия вокруг норманнской теории возникновения Российского государства длится уже много веков. Согласно ей, у истоков его формирования стояли норманны («северные люди») - скандинавы, приглашенные представителями славянских племен. В «Повести временных лет» звучат имена Рюрика, Синеуса и Трувора. Несколько лет назад легендарному Рюрику (и его сыну Олегу Вещему) в Старой Ладоге даже поставили памятник, отмечая как раз то самое место, куда они пришли княжить. Однако у этой теории немало противников. В их числе и наш сегодняшний собеседник - директор по научной работе Национального центра подводных исследований, научный руководитель проекта «Подводное наследие России» Андрей ЛУКОШКОВ.

Так художник Николай Рерих изобразил приход заморских гостей в северные славянские земли. Картина «Иноземные гости» (1901 г.) находится в собрании Русского музея. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

- Андрей Васильевич, что дает вам основание усомниться в норманнской теории?

В первую очередь работы археологов, которые фиксируют ограниченное распространение скандинавских изделий на территории Древней Руси, а древнерусских - на Скандинавском полуострове. И наоборот, широкое использование древнерусских изделий на южном побережье Балтики и южнобалтийских - в древнерусских землях.

Выводы «сухопутных» коллег подтверждают и наши собственные исследования. С 2006 года специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества осуществляют научную программу по реконструкции древних водных торговых путей. Мы занимаемся подводными поисковыми работами, чтобы обнаружить суда, лежащие на дне рек и озер, и попытаться понять, как проходили транспортные коридоры.

Уже удалось провести аппаратурные съемки дна Невы, Волхова, Луги, Оредежа, Россони, Наровы, Великой, Ладожского озера и Финского залива в России, а также рек Суур-Эмайыги, Кале-Йоки и Чудского озера в Эстонии, рек Вента, Лиелупе, Буллипе, Даугава и Рижского залива в Латвии. В результате поисков были найдены десятки погибших судов разных эпох, что указывает на постоянное использование этих трасс. Кроме того, анализировали мы и находки древних судов, сделанные коллегами с юга России, Украины, Польши, Северной Германии, Нидерландов, Дании.

Главный вывод: среди найденных вдоль этих водных путей объектов нет характерных для скандинавов килевых судов. Найденные лодки и суда принадлежат к традиционным славянским типам.

Славяне не строили килевых мореходных судов, аналогичных скандинавским, а использовали плоскодонные, удобные для плавания по рекам, изобилующим мелями, и обширным песчаным мелководьям южного и восточного побережий Балтики. Фактически речь идет о судах типа «река - море», которые были наилучшим образом приспособлены к доставке грузов в древнерусские города, удаленные от морского побережья.

Эти корабли принципиально отличались от скандинавских судов с мощными килями и несущей обшивкой внакрой, скрепленной заклепками. Славянские суда имели каркасную схему - с долбленой основой или мощными несущими шпангоутами, на которые крепилась обшивка встык. Швы досок днища и обшивки имели пазы, их заделывали планками, которые назывались ласты (лосты). Они фиксировались в пазах с помощью металлических скобок.

Такие технологии были распространены и на территории Древней Руси, и на южном побережье Балтики, где жили южнобалтийские славяне. Кстати, они успешно использовались вплоть до середины ХХ века.

Кроме того, славянские суда не имели характерных для скандинавской традиции боковых рулей, а оснащались широкими кормовыми веслами. В Древней Руси они были известны как «стырь» (стерно), в нижненемецком - sture. Еще одним общим технологическим приемом было использование деревянных гвоздей, которые расклинивали в отверстиях, и кованых железных гвоздей, фиксировавшихся путем двойного загиба острия.

Корма и нос древней долбленой лодки, найденной подводными археологами на реке Луге.
ФОТО из архива Национального центра подводных исследований

- Так откуда же тогда мог прийти легендарный Рюрик?

По мнению многих историков, он, скорее, мог быть выходцем с территории современной Северной Германии или нынешней Калининградской области, чем со Скандинавского полуострова. Историки называют две основные версии исходного пункта, где мог проживать Рюрик. Первая: южное побережье Балтики - на землях ободритов от Ольденбурга до Ростока, стоящего на реке Варнов...

Поясним для читателей, что ободриты - это средневековый союз славянских племен, живших в нижнем течении Эльбы (Лабы), на западе современного Мекленбурга, в восточной части земли Шлезвиг-Гольштейн и северо-восточной части современной Нижней Саксонии...

Вторая версия - Рюрик мог прийти из территорий в устье реки Неман. На старых картах все ее нижнее течение и устье называется Руссой.

Сегодня в этом вопросе нет ясности. Но, на наш взгляд, приход Рюрика к истоку Волхова по рекам более вероятен, нежели плавание с юга Балтики через Финский залив и Ладогу к Альдейгьюборгу (так в шведских источниках называли нынешнюю Старую Ладогу) в низовьях Волхова. Впрочем, из текстов летописей следует, что после смерти Рюрика русы ушли с территории Старой Ладоги на Днепр и туда, на берега Волхова, действительно пришли скандинавы...

Вообще из русских и скандинавских письменных источников следует, что на ранних этапах своего существования и в первые столетия складывания Древней Руси Ладога (Альдейгьюборг) обладала особыми правами вплоть до автономии. И мы знаем, что в течение всего XI века во главе ладожского ярлства стояли скандинавы, подчинявшиеся власти славянских верховных князей.

Судя по сагам, скандинавы приходили в Альдейгьюборг на своих судах, затем запрашивали разрешение на продвижение в Хольмгард, под которым сегодня понимают Рюриково городище, что возле нынешнего Великого Новгорода. Получив «добро», они оставляли свои суда в Ладоге и двигались в глубь славянской территории либо по суше, либо на местных славянских судах.

И, судя по сохранившимся письменным источникам, этот путь был единственным для проникновения скандинавов в регион между Ладогой, Ильменем и Чудском озером. Ведь ни по латвийской Гауе, ни по эстонской Пярну, ни по Нарове или Луге скандинавские суда подняться вглубь не могли. Они были сильны своими мореходными качествами, но строились для плавания именно в открытом море или вдоль так называемых приглубых берегов - то есть таких, у которых сразу начинается большая глубина.

Двигаться по мелководным рекам с большим количеством порогов они попросту не имели возможности. В первую очередь из-за большой массы и массивного выступающего вниз на 40 - 50 сантиметров киля. Такой киль не давал провести суда через перекаты или маневрировать между камнями на порогах. А массивный корпус исключал возможность волока скандинавских судов мимо порога по берегу...

Еще менее, чем боевые суда, годились для плавания по русским рекам скандинавские торговые «кнорры». Ведь помимо уже сказанного они строились для плавания под парусом и имели всего три пары весел на носу для маневрирования при заходе в порт и подходе к причалу. Экипаж этих судов составляли всего несколько человек, которые физически не могли обеспечить ни долгую греблю вверх и вниз по реке, ни буксировку судна бечевой.

То же самое касается и продвижения скандинавов вверх по течению Даугавы (Западной Двины). Там конечной точкой плавания скандинавов была крепость Даумгале (сейчас это городище на левом берегу реки Даугавы в 22 км к юго-востоку от Риги. - Ред.). Она, кстати, в плане очень похожа на Старую Ладогу.

- Получается, что скандинавские суда не могли проникнуть в глубь территории Руси?

Да, это признают даже скандинавские историки. По их мнению, скандинавы могли продвигаться туда, только используя местные славянские суда, что подтверждают и наши подводные исследования. Пока на обследованных нами акваториях не найдено ни одного судна, построенного по скандинавской конструктивной схеме. А ближайшая к территории России находка - лишь в финских водах в районе Лапури у северного берега Финского залива рядом с современной границей России и Финляндии.

Правда, в нескольких городищах были найдены скандинавские корабельные заклепки. Это может означать, что здесь, возможно, жили скандинавы, но либо короткое время, либо они быстро утратили свои скандинавские навыки.

Что же касается норманнской теории, то надо четко понимать, что это сугубо умозрительная концепция. Она возникла в XVII веке, в эпоху Великой Швеции, когда эта страна имела колонии в Америке и Африке и короткий период (в эпоху Смутного времени) владела Новгородом и создавала себе великую историю. Теория получила распространение век спустя, то есть тогда, когда еще не были введены в оборот известные сегодня арабские, персидские, древнерусские и скандинавские письменные источники, а археологических данных практически не было.

Новых данных в пользу норманнской версии уже давно не появляется, а вот против нее - все больше и больше. И изучение судов лишь одно из слагаемых общей картины. Находок скандинавских судов, повторю, в России нет (разве что в Старой Ладоге, но это, скорее всего, было скандинавское поселение), а славянских - много.

Кроме того, скандинавские источники вообще очень мало пишут о визитах на Русь. Причем известные случаи - это конец Х века и XI век. И, главное, речь идет лишь о восьми-девяти эпизодах прихода на Русь скандинавских отрядов во главе со скандинавскими «политэмигрантами»-конунгами, которые потерпели поражение в борьбе за власть и либо поступали на службу к русским князьям, либо приходили награбить продовольствия для своих дружинников. В это число входят и два случая бегства на Русь групп скандинавских христиан, спасавшихся от гонений своих языческих радикалов. При этом они задерживались на Руси ненадолго - не больше чем на три года. В одном случае - на пять. И численность таких отрядов была небольшой.

Вообще археологические находки доказывают, что импульс движения, торговли и освоения приладожских земель шел с юга, со стороны славян, а не со скандинавского северо-запада. И, без сомнения, именно славянам принадлежало господство на речных путях северо-запада России и Балтии... Исследования продолжаются - посмотрим, что еще удастся найти.


Комментарии

Самое читаемое

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Именно этому человеку было суждено положить начало строительства нового государства, которое более чем за тысячелетнюю историю выросло в крупнейшее государство мира. Познакомимся же кратко с тем, кем же был первый князь молодой Руси?

История восточных славян до Рюрика

Древняя русская летопись «Повесть временных лет», отвечающая на вопрос: «Откуда пошла земля русская», говорит, что до пришествия первого князя варяга Рюрика на территории будущей Руси жило множество разрозненных племен - кривичи, словене и другие. Все эти родо-племенные союзы имели общую культуру, язык и религию. Каждое из них пыталось объединить под своим началом остальные племена, но баланс сил и постоянные войны не выявляли победителя. Именно тогда вожди племен решили, что никому из них власть не достанется и было решено, что править всеми племенами будет приглашенный князь. В то время самыми грозными воинами, которые пользовались уважением среди славянских племен, с которыми имелись тесные торговые и культурные связи, были варяги - жители Скандинавии. Они легко служили как византийским императорам, так и шли в наемные дружины на западе, а также свободно могли принять местное верование, что и заставило славянского вождя Гостомысла и его спутников отправиться в Скандинавию и пригласить на правление племя русов и их конунга - Рюрика.

Рис. 1. Князь Рюрик.

Биография первого русского князя

О биографии Рюрика нам известно очень мало. Дата и место его рождения неизвестны, а годы правления считаются 862-879.

Рюрик явился на Русь не один. Его сопровождали два брата - Синеус и Трувор. Их дружины высадились в северо-восточной Руси и явились по приглашению в Новгород. Часто идут споры, в каком городе правил Рюрик. Есть мнение, что это Ладога - древняя столица северо-восточных славян. Однако, именно в Новгороде, приняв бразды правления, Рюрик и вошел в историю как первый русский князь.

Рис. 2. Призвание варягов.

Братьев своих он направил княжить в другие стратегически важные города. Сиенус принял власть в Белоозере, а в Изборске стал княжить Трувор.

Внутренняя политика князя была направлена на укрепление внешних границ государства, а также их расширению. За период своего княжения в состав Руси вошли Смоленск, Муром и Ростов. Рюриком осуществлялись попытки двинуться на юг, но дальше грабежей местных народов дела не дошло. Дружина Рюрика продвигалась до киевских земель. Со знаменитыми правителями Киева Аскольдом и Диром Рюрик подписывает мирный договор. И хотя Аскольд все равно пытался разграбить земли Рюрика, его дружина была разбита.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Рюриком началось подчинение финно-угорских племен. Он отвечал за сохранение и протекцию Балтийско-Волжского речного пути, проложив путь «Из варяг в хазары», наладив торговые отношения между Скандинавией и арабами, которые проходили через его земли.

Умер он в 879 году в городе Ладога, оставив после себя на земле маленького сына, будущего князя Игоря.

Рис. 3. Князь Игорь.

Игорь был еще ребенком, когда умер Рюрик. До его взросления страной правил один из соратников Рюрика - Олег. Он присоединил к молодой стране Киев, перенес туда столицу и был известен походами на Византию. Игорь Рюрикович начал свое правление уже в роли Киевского князя.

Рюрик положил начало Российской монархии. О его ближайших потомках узнаем из схемы родословной.

Таблица “Ближайшие потомки Рюрика”

Князь

Кем приходится Рюрику

Годы правления

Игорь Рюрикович

Невестка

Святослав Воитель

Ярополк Святославич

Призвание Рюрика и варягов.

Антинорманизм в своей борьбе за "чистоту" русской истории давно уже стал формой русской свидомии*, которую насаждают различные личности (уж не знаю по какой причине). Сам научный спор уже давно вышел за рамки спора со стороны антинорманистов, став орудием идеологической борьбы. Антинорманисты пускают в ход самые грязные и самые примитивные средства пропаганды с целью облить грязью своих оппонентов. Они опускаются до самой низкой лжи, а исторические факты и доказательства заменяют своими псевдоисторическими фантазиями. Все неудобные факты либо замалчивают, либо отметают. Например, заявляют, что скандинавские археологические находки на Руси единичны 10-15 штук, хотя это враньё - одних только скандинавских фибул к 1971 г. было известно более 250. Мне интересно, как икона антинорманизма Л. Грот может бороться с исторической наукой, живя в Швеции? Такая вот страстная патриотка России.

Особым нападкам подвергается личность князя Рюрика, жившего 11 столетий назад. Здесь антинорманисты впадают в самую настоящую шизофрению: их бесит буквально всё. И то что славяне призвали Рюрика, и то что национальность у него не той системы. Они и против призвания, но также считают, что национальность должна "патриотическим" стандартам соответствовать. Пусть Рюрик будет кем угодно: кельтом, эстонцем, франком, литовцем, хоть полуславянином, внуком мифического Гостомысла из Иоакимовской летописи (полуфантастического сочинения 17 века), чем немцем. Хотя чем призванный прусс или литовец лучше призванного скандинавского князя для меня загадка. Но для антинорманистких свидомитов сама мысль о князе "немце" ненавистна. Все кто не согласен автоматически получают ярлык "врагов русского народа".


Литовцы. Вот эти хороший выбор для национальности Рюрика по мнению антинорманистов.
Пруссы - онемеченные потомки пруссов и славян. Эти еще милее антинорманистам, чем скандинавы.

Любому здравомыслящему человеку не понятно почему законный князь, призванный народом на правление, хуже чистокровной немки Софии Августы Фредерики Ангальт-Цербстской, получившей власть путем заговора и государственного переворота? Что-то не видно здесь борьбы за чистоту истории от наших борцунов за чистоту истории (хотя наши свидомиты и Екатерине II пытаются приписать русское происхождение). Основной вопрос антинорманистских свидомитов: "Неужели наши предки были настолько беспомощные, что не сумели своего князя найти?" Им кажется, что это должно задевать патриотические чувства русского народа. Происхождение Рюрика от полабских славян антинорманистов не смущает. То есть, если государство сформировалось при пришлом славянине, а не скандинаве, то всё в порядке и прекрасно - патриоты могу спать спокойно. Нужно ответить на вопрос, а почему в самом деле наши предки решили пригласить чужого князя?

Предистория призвания .


Карта расселения славянских племен. Финно-угорское племя водь обычно забывают отметить на картах, в результате их территория обычно входит состав владений славян.

К IX в. славянские колонисты за два-три столетия успели обжиться и укрепиться на занятых территориях. Племена объединились в племенные союзы, началось социальное и имущественное расслоение славянского общества, начался процесс классообразования. Восточные славяне вплотную подошли к созданию своих государств. Но были серьезные препятствия: внешняя - Хазарский каганат, внутренняя - родоплеменной строй и экономическая - наши предки были бедны и содержать государственный аппарат было не на что. По одиночке эти препятствия не были серьезными, но все вместе были не преодолимы.

Хазарский каганат в IX в. был сильнейшим и агрессивным государством Восточной Европы. Хазарские цари еврейской династии стремились как больше расширить свое государство и как можно больше народов поставить в зависимое положение. Действовали они весьма энергично и уже 30-50 гг. подчинили полян, северян, вятичей, обложив их данью, видимо шкурками пушных зверей, потому что серебро славянам взять было негде. К 80-м гг. под власть хазар попали радимичи. Надо полагать, что славяне прекрасно понимали, что рано или поздно хазары доберутся и до них. По отдельности ни один славянский племенной союз не был в состоянии дать отпор хищникам из каганата. Идея объединения должно быть витала в воздухе, но тут препятствием вставала родоплеменной строй наших предков.

Наши предки жили родами, объеденных в племена, то есть имели одного предка-родоначальника и были объединены культом общего бога. Другие славянские племена, хоть и считались родственными по языку и происхождению, но своими не считались - и предок у них был другой, и бог не тот, и вышивки на полотенцах не правильные, и акцент смешной. Подчиниться другому племени считалось позорным и неприемлемым. Кельты так и не смогли объединиться и в результате уцелели только на окраине Европы. Посмотрите на современные племена в Африке или Йемене. Казалось бы и народ один и языки мало отличаются, но режут друг друга при первой возможности без всякой жалости. Поэтому попытка любого славянского племенного союза установить гегемонию окончилась бы длительной межплеменной войной и враждой на века. Эта вражда погубила полабских славян, которые не столько воевали с общим врагом, сколько враждовали друг с другом. Объединиться под властью одного племени славяне еще бы могли, если бы хотя бы один племенной союз разбогател и усилился, став центром притяжения для остальных. Но здесь препятствием встала экономическое препятствие - восточные славяне были бедны.

Обычный исторический штамп - Русь была богата, поэтому ее богатства притягивали соседей. Это не соответствует действительности. В VIII-IX вв. наши предки похвастаться богатством не могли. Поэтому и источники о них мало сообщают - они были не интересны соседям. Жили наши предки натуральным хозяйством, занимались подсечно-огневым земледелием, охотой, рыболовством, разводили мелкий и крупный рогатый скот. Торговать нашим предкам было особо нечем.


Древляне дают дань князю Игорю мехами.

Князь Святослав назвал следующие товары, которые Русь поставляла на внешний рынок: "из Руси же меха, и воск, и мед, и рабы", другие источники добавляют в список товаров лошадей. Основной статьей торговли дохода были меха. Так хазары и русские князья брали дань со славян шкурами пушных зверей. Но иметь товар мало - его надо еще продать. Торговый путь, который проходил через славянские земли был так называемый волго-балтийский торговый путь. Он соединял Арабский халифат со Скандинавией.


Функционировать торговый путь начал в 80-х гг. VIII в., в результате чего арабское серебро в обмен на меха и рабов потекло в Европу. Казалось бы нет ничего лучше, чтобы разбогатеть, чем транзитная торговля: обслуживай и охраняй купцов, собирай пошлину и сам торгуй своими товарами. Но всё сложилось для славян равно наоборот - никаких выгод от торгового пути они не получили. С одной стороны торговлю перехватили оборотистые купцы Хазарского каганата, а с запада торговлю перехватили ушлые полабские славяне, которые даже образовали в Пскове торгово-ремесленные кварталы (именно эти кварталы антинорманисты выдают за некую западнославянскую миграцию). В итоге арабское серебро вместо того чтобы оставаться на Руси утекало на запад и оседало в виде кладов на острове Рюген. Местная славянская знать получала крохи от торговли, а население либо сдавало меха в виде дани хазарам, либо продавало за бесценок (своих купцов не было, поэтому цену назначали не они.) В результате полабские славяне и еврейские купцы каганата богатели, а наши предки беднели.

Русский каганат .

Так долго продолжаться не могло. И славянские племена на севере сделали первую попытку создать свое государство. Так как наши предки понимали, что никто не будет подчиняться какому-либо одному местному князю (даже внутри племенного союза было по нескольку князей), то сделали ставку на призванного и признанного всеми князя, нейтрального к местным противоречиям, которого бы признали все. Об этих событиях нам известно крайне мало. К 839 г. на севере Руси существовало государство, которым правил шведский правитель, носивший титул кагана. Повесть временных лет говорит об этом скупо под 859 г.: "Варяги, приходя из-за моря, взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и с веси, и с кривичей". Границы государства в общем понятны. Это не было завоеванием - ни один тогдашний скандинавский правитель был не в силах подчинить славянские племенные союзы. Это было добровольное подчинение. Титул кагана говорит о противоборстве молодого государства с каганатом, как о внешнеполитической программе. Другой целью создания государства был перехват торговых путей в руки местной знати.

Но Русский каганат погиб в результате всеобщего восстания. ПВЛ опять очень скупо говорит про эти события под 862 г.: "И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть". Археология говорит что не просто изгнали, а еще и Ладогу и Псков сожгли дотла. Это говорит об ожесточенном характере восстания, видимо всех пришлых перебили, потому что скандинавские источники не сохранили ни какой памяти о Русском каганате.

Но что же привело наших предков в такую ярость? Видимо, шведы не выполнили ни одного пункта ряда-договора по которому их пригласили на княжение. Во-первых, проиграли войну с Хазарским каганатом, в результате чего южные славянские земли остались под властью каганата и еще радимичи начали выплачивать дань хазарам. Во-вторых, западнославянских купцов сменили шведские и арабское серебро теперь потекло в Скандинавию, оставив местную знать не у дел. Так неудачно закончилась первая попытка восточных славян создать свое государство.

Почему призвали Рюрика?

ПВЛ о последующих событиях пишет опять скупо: "...и почаша сами в собѣ володѣти. И не бѣ в нихъ правды, и въста родъ на род, и быша усобицѣ в них, и воевати сами на ся почаша" ("...и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом").

И въста родъ на род ! На эти слова мало кто обращает внимания, но очень важные и страшные слова. Родовая война - это не просто война. Это война по обычаям кровной мести, когда кровь за кровь, смерть за смерть и нельзя оставить смерть родича безнаказанной. Такие войны могли вестись веками. Не смогли наши предки договориться между собой. При родовом строе и никогда не смогли. Невозможно при равных выбрать главного. До войны, думается, дело не дошло, тут историческая память скорее сгустила краски. Но ситуация. видимо, накалилась до предела. И здесь, вместо того, чтобы брезгливо выкатывать губки, нужно склонить голову перед мудростью наших предков - они вместо того, чтобы резать друг друга ради собственного величия, собрались вместе и решили пригласить нового князя. Они прекрасно понимали, что усобица приведет только гибели и подчинению чужеземцам. Полабские и балканские славяне этого так и не поняли.

Рюрик. Памятник 1000-летию крещения Руси.

Почему же выбрали Рюрика? Здесь учитывался негативный опыт прошлого. Перед будущим правителем ставились следующие задачи: борьба с Хазарским каганатом, освобождение славянских племен от хазарского гнёта, обеспечение внешнеэкономических интересов будущего государства. Шведы и норвежцы отпадали, потому что опыт Русского каганата показывал, что в этом случае вся власть и торговля попадет в руки скандинавов. Полабские славяне тоже отпадали - у них были свои экономические интересы. Племена Прибалтики были отсталыми дикарями, поэтому даже не рассматривались. Наши предки были язычниками, поэтому христианские князья отпадали автоматически. Таким образом единственной подходящей кандидатурой был на тот момент датский князь Рорик.

Во-первых, он был сыном конунга и сам князь, то есть знатного рода, а это в средние века был очень важный момент.

Во-вторых, Рорик на тот момент лишился своих владений во Фрисландии и вел безуспешную борьбу за возвращение своих владений. По русскому праву Рюрик был князем-изгоем, то есть князем, лишившегося своего удела. У Рюрика была дружина, были корабли, но больше не было ничего. Таких в Скандинавии называли "морскими князьями". Рюрик, таким образом, пришел бы не как завоеватель, а как зависимый от приглашающих правитель.

В-третьих, раз Рюрик был князем-изгоем, то никакая третья сила за ним не стояла. У Рюрика была только дружина и родичи, его и его дружинников. Таким образом, никого кроме них на Руси не будет. Это и случилось на самом деле - никакой массовой колонизации (как это произошло в Нормандии и Англии) Руси скандинавами не случилось.


Рюрик, Синеус и Трувор.

Эти причины определили исторический выбор наших предков. Приход Рюрика и его дружины стали катализатором образования государства на Руси. Если славянские племена отказывались подчиняться друг другу, то фигура князя-скандинава примиряла их с подчинением - они платили дань не словенам или кривичам, а князю, выбранному всеми и находящемуся под покровительством богов. Проблемы, разумеется, возникали, как с древлянами, тиверцами или уличами, но даже если племена сдавались, то сдавались не полянам или дреговичам, а князю русскому. Князь стал персонифицированной властью, символом государства, который смог сломать племенную обособленность славян и объединить их в один народ. И это нужно уважать, не выискивать Рюрику подходящую национальность.

*Свидомия - форма массового помешательства на почве национального величия, когда историческое сознание умышленно искажается и заменяется историческими мифами и фантазиями.