Кто такой калмыков. Народы россии - калмыки

Нынешние калмыки - это в общем маленький народ (189 тысяч человек) с огромным прошлым. Единственный буддийский народ в географической Европе - и пожалуй самые кочевые кочевники, чья география - от Лхасы до Парижа.

О калмыках я не раз писал в контексте Казахстана - только там они назывались джунгары. Общее название - ойраты, или просто западные монголы. От "обычных" монголов они были обособлены всегда, даже сейчас числятся отдельным народом (640 тыс. человек, по трети в Китае, Монголии и России), к тому же в ойратский союз входили и тюркские племена - их потомками стали алтайцы и тувинцы. Но может именно поэтому к концу 16 века, когда от былого величия монголов осталась лишь смутная память, у ойратов случился классический (по Гумилёву) "пассионарный взрыв", начавшийся в 1578 году с войны против халха-монголов и обособления от последних. К 1640-м годам ойраты создали три ханства - Джунгарское (где сейчас Турфан и Урумчи), Кукунорское, или Хошеутское (в предгорьях Куньлуня) и Калмыцкое - в нескольких тысячах километров западнее, на Волге.
Вот (по клику ссылка на оригинал) карта ойратских переселений, переснятая в элистинском музее:

А родина ойратов выглядела примерно так - это ещё не она сама, а её казахстанское преддверье: высокий мрачный хребет Джунгарского Алатау как большой остров в степи, да пыльная буря над степью.

Переселения части ойратов на запад началось где-то в конце 16 века, и в основе его были племена торгоутов и хошеутов. Особенно интересны вторые - их нойоны возводили свою родословную к командирам, как сказали бы сейчас, элитного спецподразделения "Хошеут" ("Клин") - авангард личной гвардии Чингисхана, куда отбирали лучших из лучших. Однако большинство хошеутов, как уже говорилось, создали своё ханство вокруг высокогорного озера Кукунор, поэтому в основе калмыцкого исхода были именно не столь прославленные торгоуты. Знаковое место - , узкий (около 40 километров) проход между горных хребтов, которым из монгольской степи на запад выходили и гунны, и Чингисхан, и джунгары.

Дальше калмыки (а этим словом всех ойратов прозвали мусульмане) отправились на север, возможно надеясь поселиться на руинах Сибирского ханства, и пару десятков лет кочевали в западно-сибирских лесостепях, периодически беспокоя русские остроги, в первую очередь Тару (на севере нынешней Омской области).

В 1608 году торгоутский тайша Хо-Урлюк прибыл в Тарский острог для переговоров, и в следующем году русские заключили с калмыками мир и предложили им занять степи в низовьях Волги и Яика. Вообще, переселение калмыков сложно назвать походом - кочевая жизнь была для них естественна, просто периодически их кочевья смещались на один сезонный переход западнее. К 1613 году калмыки достигли Яика:

Где, думаю, быстро поняли, почему хитрые русские предложили им переселиться именно туда: у прикаспийских степей был хозяин - одряхлевшая Ногайская Орда, осколок Золотой Орды, и возможный предок Казахстана. Около 20 лет длилась война калмыков с ногайцами, и к 1630 году Хо-Урлюк захватил Нижнее Поволжье... вернее, не саму Волгу, которая оставалась русским владением, а окрестные степи.

Однако, калмыком здесь явно понравилось, что немудрено после гиблых степей Джунгарии и морозной Сибири - относительно мягкий климат, близость огромной реки. Если считать Великую Степь сухим океаном, то юго-восток Европы от Дуная до Волги всегда был для кочевников чем-то вроде Америки. Калмыки нашли здесь даже священную гору - Большое Богдо (171м), что над озером - на её вершине, по калмыцкому поверью, жил Цаган-Аав, или Белый Старец - покровитель всего живого, а по одной из легенд калмыки принесли эту гору сюда на своих плечах, но чуть-чуть не донесли до Волги, так как один из каравана поддался греховной мысли и был задавлен враз отяжелевшей горой.

Не теряли времени и джунгары, оставшиеся на прежнем месте, где тайша племени чоросов Хара-Хула объединил другие племена (), а его сын Хото-Хоцин в 1635 году провозгласил Джунгарское ханство (дословно - "ханство Левой руки", то есть Западное ханство). Калмыцкое ханство было провозглашено даже чуть раньше (хотя первые его правители носили титул тайши), в 1630-м году, а в 1640-м Хо-Урлюк уехал в Джунгарию на курултай всех ойратских племён трёх ханств, по сути образовавших конфедерацию. На курултае был принят общий для них свод законов Степное Уложение, утверждён религией ойратов тибетский буддизм и принят алфавит "тодо-бичиг" ("ясное письмо"), разработанный опять же тибетским монахом Зая-Пандида. Социальное устройство ойратских государств можно изучить на этой схеме из элистинского музея (по клику - ссылка на оригинал):

Дальше судьбы трёх государств сложились по-разному. О Хошеутском ханстве ничего толком не нашёл, а вот Джунгария показала себя достойной наследницей гуннов и чингизидов - последующие сто лет ни Китай, ни Туркестан, ни русская Сибирь не могли спать спокойно: джунгары брали Лхасу и Ташкент и сибирские остроги, пленённый в одном из которых 1717 году шведский инженер Густав-Юхан Ренат наладил кочевникам производство огнестрельного оружия. Джунгары удерживали Кузнецкую котловину, поэтому имели вдосталь железа. Впрочем, России это всё было скорее на руку: джунгаро-казахские войны, шедшие с попеременным успехом, толкнули Младший и Средний казахские жузы на сближение с Белым царём. Памятник тех времён - руины джунгарского дацана в Карагандинской области ( и историю Джунгарского ханства), ещё один дацан Аблайкит раскопан под Усть-Каменногорском, да и "семь палат" Семипалатинска - руины буддийских храмов джунгарского города Доржинкита.

Калмыкам же воевать было осбенно некуда. Их кочевья простирались от Дона до Яика, от Самарской Луки до Терека, им хватало земли - торгоуты жили на правом берегу Волги, хошеуты - на левом. Хо-Урлюк в 1644 году попытался покорить Кавказ и там погиб. С Крымским ханством калмыки воевать не решались, разве только в союзе с донскими казаками, и в общем начали потихоньку интегрироваться в Россию, в 1649 году Дайчин (сын Хо-Урлюка) заключил с ней первый союзный договор. Вообще, вопреки расхожему мнению, придти и всех тупо завоевать - не наш метод, чаще всего в состав России новые территории входили через медленное, растянутое на сотню-полторы лет приручение, когда каждое следующее поколение имеет не критически меньше независимости, чем предыдущее: из союзника - в сателлиты, из сателлита - в протекторат, из протектората - в прямое владение, а дальше лишь ассимиляция. Расцвет Калмыцкого ханства пришёлся на эпоху правления хана Аюки (1690-1724), чья ставка располагалась напротив Саратова, где сейчас город .

При этом двуединое ханство постоянно взаимодействовало между собой. В 1701 году из-за династических конфликтов один из сыновей Аюки бежал в Джунгарию, и его потомки стали там важной политической силой (а Джунгария, надо сказать, после смерти каждого хана на несколько лет вновь распадалась, и за это время потрёпанные набегами казахи успевали собраться с силами и отыграть все джунгарские завоевания обратно). В 1731 году в Калмыкию ушёл со своими людьми нойон Лозон-Цэрэн, зять хана Галдан-Цэрэна - это существенно подорвало военную мощь Джунгарии, вдобавок стоял Лозон на важном ташкентском направлении. В 1750-е, когда Джунгарское ханство уничтожил наконец Китай, и на Волгу потянулись беженцы, в первую очередь племя дербетов, западнее торгоутских кочевий.

В 1761 году к власти пришёл восьмой по счёту правитель хан Убаши, которому бросил вызов другой потомок Аюки Цебек-Доржи. Первого поддержали русские войска, второй бежал на Кубань, которую тогда ещё удерживала Османская империя. Для предупреждения следующих смут русская администрация учредила "зарго" - народный совет, обладавший едва ли не большими полномочиями, чем хан. Возмущённый таким раскладом Убаши помирился с Цебек-Доржи, и понимая, что война с Россией безнадёжна, решил поступить как дальние предки - уйти и основать новое ханство. Зимой 1770-71 годов начался грандиозный исход - с места снялось 2/3 калмыцких кибиток (в том числе большая часть левобережных хошеутов) и отправилась обратно в Джунгарию через казахскую степь, сметая по дороге казачьи станицы и угоняя с собой их обитателей:

Однако это была не перекочёвка, а именно исход - бросок по голодным степям, населённым вдобавок казахами, ещё не забывшими джунгарских войн. От голода, холода и стычек с казахами погибо не менее половины ушедших, но к концу лета Убаши и выжившие калмыки достигли бывшей Джунгарии, которая теперь называлась Синьцзян, и приняли китайское подданство - но ничего особенного этим не добились: ханский титул, как и под Россией, остался в Китае формальностью.

Калмыцкое ханство же после этого было упразднено и включено в Астраханскую губернию как особое образование Калмыцкая степь, разбитая на 9 улусов, каждым из которых руководил тандем калмыцкого тайши и русского чиновника - этот порядок не менялся вплоть до 1917 года. Часть калмыков, жившая за Манычем, вошла в состав Донского казачества (где появились как буддийские калмыцкие станицы, так и бузавы - крещённые калмыки с русскими именами, ныне весьма заметный в жизни республики), остальные также стали чем-то вроде казачьего войска - калмыцкая конница участвовала во многих российских войнах, в том числе в походе на Париж.

Вообще, калмыки в дореволюционных текстах упоминаются очень часто, куда чаще, чем киргизы (казахи) или башкиры, не говоря уж про каких-нибудь бурят. Всё ж таки остров монгольской степи, со всех сторон окружённый русскими землями с городами, сёлами и казачьими станицами, сложно было не заметить, а кибитки служилых калмыков порой удивляли прохожих и в Петербурге. От былого калмыцкого колорита осталось в ХХ веке немногое, но он неплохо задокументирован в музеях. Кибитки (то есть юрты), как и в Казахстане, тут чаще всего служат кафе национальной кухни:

Калмыцкая кибитка - это юрта монгольской конструкции, то есть её купол образован прямыми, а не изогнутыми (как в ) жердями. В остальном юрточная культура едина для всей Великой Степи - мужская и женская стороны, цветастые украшения, очаг под шаныраком (или не знаю, как это окно в потолке называется у калмыков), типичная утварь вроде расписных сундуков, ступы для взбивания кумыса или хитроумного самогонного аппарата.

Калмыцкким "фирменным знаком" была улан-зала - красная кисть, украшавшая головые уборы. Также читал, что калмыки носили серьгу в правом ухе и длинную косу (в том числе мужчины). Вот женские костюмы из того же музея. Слева - подаренное музею одеяние дальней наследницы Убаши (имя её я забыл), которая до сих пор остаётся уважаемым человеком в Китае и несколько лет назад приезжала на родину предков. Справа костюм замужней женщины из двух платьев - нижнего "терлг" и верхнего безрукавного "цегдг", и шапки халвнг с красной бахромой. Слева сверху вниз девичьи шапки камчатка, тамша и джатг, а также всякие украшения.

Мужская одежда - скорее казачья, чем монгольская, не считая всё тех же красных кистей: бешмет (бюшмюд), шапка махла, пояс бюс с кинжалом утх. Посредине - шапка-хаджилга да всякие мужские атрибуты от чаши для молочной водки (привет самогонному аппарату в кибитке!) до щипчиков для усов.

Украшения от девичьих серёжек до навершия знамени:

Вторая калмыцкая "визитка" после красной кисточки - гравированные металлические бюсы (пояса). Здесь же мужская серьга синк, плётка и амулетница с каким-нибудь буддийским заступником:

Курительные трубки (вот явно казаки научили!) гааз и музыкальные инструменты от степняцкой домбры до русской гармошки. Фольклор у калмыков был не то чтобы богат, но интересен, включал например благожелания йорял (часто исполнялись на праздниках как тосты) и проклятия харал (для чтения которых натирали язык чёрным, поэтому заклинание для их нейтрализации называли "молитва чёрного языка"). Или гурвн - шутливые четверостишия из вопроса и трёх ответов. Самый, пожалуй, экзотический жанр - кемялген , стихи-импровизации с "наглядным пособием" из последнего позвонка овцы (он был устроен крайне сложно, и каждая деталь имела своё название - Серая гора, Лоб богатыря и другие).

Был у калмыков и эпос "Джангар ", повествующий о райской стране Бумба и её защитниках (что, кстати, весьма неожиданно, учитывая "наступательную" политику ойратов). Считается, что старообрядческая легенда о Беловодье возникла именно на периферии бывшего Джунгарского ханства, в предпгорьях Алтая, куда бежали многие староверы - и не была ли прототипом Беловодья именно Бумба? Как и , "Джангар" исполняла особая каста сказителей-джангарчи , многие из которых стали живыми легендами, в первую очередь Ээлян Овла, со слов которого в 1908 году эпос и был записан.

А вместе с буддизмом среди джунгар распространился и "Гэсэр", связь которого с "Джангаром", говорят, довольно прозрачная. Гэсэр изображался и на калмыцких знамёнах, в том числе тех, под которыми они входили в Париж... и ведь получается, что это был самый западный город, знавший поступь степняков. Доспехи справа, впрочем - реплика куда как более старых:

Ещё интересна и вполне себе популярна калмыцкая кухня. Кайнары (пирожки, хотя вроде как "калмыцкими" они стали лишь в ХХ веке) и борцоки (пышки) встречаются во многих забегаловках, реже попадаются бёреки (пельмени), дотур (тушёные мелко нарезанные внутренности), хюрсн (типа лагмана), а в ресторанах на заказ подают кюр - баранина, запечанные в бараньем желудке (!) в земле. Впрочем, "визитная карточка" местной кухни - джомбо, калмыцкий чай с молоком, маслом, солью, а иногда ещё лавровым листом, мускатным орехом и жарённой мукой. Но у меня, к великому сожалению, не задалось: в забегаловках я всем этим пренебрёг, рассчитывая серьёзно отведать национальной кухни в ресторане... однако как оказалось, все подобные заведения в Элисте работают до 18 часов, а после остаются лишь пошлые кабаки да пиццерии, и я не успел.

Но (кроме кухни) всё это в прошлом - советская власть к калмыкам оказалась безжалостна как мало к какому другому народу. В принципе кочевое прошлое стало размываться ещё в середине 19 века, когда в степи появилось множество русских сёл (в том числе Элиста) и система лесополос. Калмыки отличились в гражданской войне - в основном они воевали за белых вместе с донскими казаками и после ушли в Югославию, но были и красные - в первую очередь военачальник Ока Городовиков. В 1920 Калмыцкая степь превратилась в Калмыцкую автономную область в центром (как и до революции) в Астрахани. В 1928 центром стала Элиста, а в 1935 автономную область повысили до АССР. Для калмыков это было время радикальных перемен - как положительных (ликбез, создание современной медицины), так и отрицательных - коллективизация (а кочевники переживали её едва ли не хуже пахарей), тотальное (и это не гипербола) уничтожение буддийских храмов. Однако самое страшное началось в 1943 году:

Депортация ... здесь это слово звучит очень страшно. В войну немцы заняли большую часть Калмыкии и подошли на сотню километров к Астрахани, и установили временную национальную администрацию, которую возглавили калмыцкие белоэмигранты. И хотя среди калмыков были и Герои Советского Союза, и военачальники (например, Басанг Городовиков, племянник Оки), после войны они попали в список народов, обвинённых в пособничества фашистам и в ходе так называемой операции "Улусы" депортированы. В Казахстан их депортировать не стали - всё же родная стихия, и потому раскидали по Уралу и Сибири - крупнейшие общины (около 20 тыс. человек каждая) оказались в Краяноярском и Алтайском краях, Омской и Новосибирской областях. Депортировали их зимой, в почти не отапливаемых вагонах, многим давали на сборы по полчаса - в первые месяцы депортаций погибло около четверти калмыков (из 97 тысяч). На новом месте им тоже не всегда были рады - например, девушка-гид в музее рассказывал, что там, куда сослали её бабушку, накануне прошёл слух, якобы калмыки - людоеды, и как к ним относились поначалу, представить нетрудно. Когда в 1956 году Хрущёв реабилитировал депортантов, в живых оставалось 77 тысяч калмыков, многие из которых к тому же не стали возвращаться на родину. Но чтобы понять масштаб беды - депортации подвергли всех калмыков: сначала - в самой Калмыкии (которая упразднялась в 1944-57 годах), затем - в других регионах вплоть до столиц, затем - в смешанных браках. То есть, нет такого калмыка, чьих предков не задела эта катастрофа...

И в общем, прямо сказать, вид современных калмыков печален. Во-первых, почти не услышать живую калмыцкую речь - в депортации выросло целое русскоязычное поколение, ходившее в русские школы по месту жительства. Во-вторых, в рассуждениях интеллигентных калмыков чувствуется та же национал-виктимность, что у прибалтийцев или украинцев, да опасение "нас скоро не станет". У тех, кто попроще - осознание бедности и неустроенности в своей республике: таксист в Элисте сравнивал Калмыкию с Киргизией, очень завидовал Казахстану, но при этом считал, что без России регион скатится в окончательный и бесповоротный бардак..Ещё калмыки очень не любят, когда их валят в одну кучу с Кавказом, обижаются на утверждения, якобы у них там притесняют русских, и сильно недовольны, что в Москве на них реагируют как на тех же гастрбайтеров. В общем, какое-то чувство сломленности... хотя это всё мои личные впечатления за пару дней, на глубину ни в коем случае не претендую.

Но хватит теории! Из Астрахани в Элисту я ехал на стареньком, но просторном автобусе, который идёт по степной дороге 4,5 часа. Калмыцкая степь по сравнению с казахской куда как теплее и плодороднее, я бы сказал, в сравнении она кажется маленькой и домашней. И очень, к тому же, богатой жизнью - помимо бесконечных стад я видел и журавлей, и чуть ли не дрофу (по крайней мере здоровенная нелетающая птица пялилась на нас из травы), а на кочках у дороги кое-где россыпи красных тюльпанов.

Местами - солёные озёра:

Местами - пресные ильмени:

Кое-где - одинокие песчаные гряды, причём если справа от дороги (где сидел я) они в основном довольно далеко, слева попадаются прямо у шоссе, так что из окна автобуса прекрасна видна текстура жёлтого песка.

Въезд в Калмыкию - я почему-то ожидал увидеть буддийскую арку... Кстати, в Калмыкии парламент называет Народный Хурал, конституция - Степное Уложение, а Глава Республики - не президент, а просто Глава Республики. Был тут и свой хан в 1990-е Кирсан Илюмжинов - но славы Назарбаева он не достиг и народную память о себе оставил примерно как Ельцин - брезгливую (хотя сделал Калмыкию интересной туристу именно он!).

Первый собственно калмыцкий посёлок Хулхута:

За которым над степью возвышается воинский мемориал, а мелкие памятники попадаются вдоль дороги добрый десяток километров. Примерно досюда, оккупировав 5 улусов целиком и 3 частично, дошёл в 1942-43 годах вермахт. Чуть ближе к Астрахани сохранились (я, впрочем, не заметил) противотанковые рвы недостроенного укрепрайона, надобность в котором к великому счастью отпала.

Кладбище в степи, кажется у следующего посёлка Утта (где есть свой Поющий бархан - встречаться в Казахстане). Справа христианские кресты, а слева кирпичные и кованные надгробия - первые популярны у казахов, вторые у киргизов, то есть буддисты-калмыки позаимствовали это у соседей по Степи.

Юго-запад Калмыкии занимает опять же единственная в Европе пустыня Чёрные Земли, возникшая вроде как от перевыпаса. В основном она южнее трассы, но кое-где "захлёстывает" и сюда:

Основной скот у дороги - коровы, а коз, овец и даже лошадей я видел существенно меньше. Кое-где из земли торчат едва заметные прямые палки - видимо, коновязи.

Попадаются в Калмыкии и верблюды - но редко, с Южным Казахстаном не сравнить:

34.

А вообще, гордость калмыцкой степи наряду с тюльпаном - сайгак, здесь единственная их популяция в Европе. Да и та почти что уничтожена браконьерами, и сейчас этих чудных антилоп разводят несколько сайгачьих питомников.

35. из ставропольского музея.

По дороге из Астрахани в Элисту пейзаж медленно меняется - плоский Прикаспий уступает место холмистым Ергеням, исчезают пески и солёные озёра, трава становитчя выше, а местами даже появляются деревья... но общее безлюдие остаётся.

Ещё одна особенность Калмыцкой степи, которая не даёт спутать её с Казахстаном - всякие буддийские атрибуты:

Нечто похожее на сетку для большого тенниса - скорее всего, на ней висели буддийские флаги:

А калмыцкие сёла удручающе невзрачны, как впрочем и у всех кочевников, привязанных к земле в ХХ веке. Неприметные домики за высокими заборами, чаще всего из вертикальной доски - как например райцентр Яшкуль, где у нас была получасовая остановка на трассе.

Или село Приютное, бывший Амтя-Нур ("Сладкое озеро", так как правда стоит на озере с известковой водой), у выезда на Ставрополь - тут нормальные атрибуты райцентра типа управы с мозаикой на стене или непонятной инсталляции на площади. Жалею, что не сумел заснять ни один из сельских хурулов и ступ , коих теперь по Калмыкии построено немало. Помимо Элисты в Калмыкии два города - Городовиковск за Манычем и Лагань близ Каспия, а ещё одно стратегическое место - село Цаган-Аман на Волге, которая течёт по Калмыкии около 20 километров, но слышал, что именно на этом участке самое наглое икряное браконьерство. Впрочем, самыми неспокойными местами Калмыкии считается юг у границы с Дагестаном - там много пастухов из чеченцев и даргинцев, и говорят, практикуется рабство... Но всё это в стороне от моего пути.

А за Приютным - Маныч-Гудило, которое я проезжал без остановок в маршрутке с тонированными стёклами, поэтому сделал лишь несколько кадров ужасного качества. Большое (с треть Москвы), длинное (около 150км, то есть больше похоже на широкую реку), солёное (17-29%, то есть как Азовское море) мелководное (в среднем менее 1м), до постройки водохранилищ пересыхавшее к концу лета озеро - на самом деле одно из интереснейших мест мировой географии. Дело в том, что вместе со множеством (более 170) солёных и пресных озёр Кумо-Манычской впадины он является остатком древнего Манычского пролива, соединявшего Азовское море с Каспийским: ведь последнее - не озеро, а "оторвавшийся" кусочек Мирового океана. Чёрное и Каспийское море обособились друг от друга около 10 миллионов лет назад, после чего пролив постепенно сужался, и окончательно исчез уже на памяти людей, порядка 12 тысяч лет назад - к тому времени он напоминал гигантскую реку длиной 500 километров и шириной от 2 до 40. Причём он не "закрылся" - просто Каспий, доходивший в те времена до нынешнего Саратова и сообщавшийся с Аралом, обмелел на нынешний уровень, и вода ушла из пролива. Осталась лишь его горловина в виде Азовского моря да озёр Кумо-Манычской впадины - . Однако именно это, а не кавказские горы - граница Европы и Азии на юге:

Что же до Маныч-Гудила (местные говорят с ударением на первый слог - Ма ныч), то ныне он больше славится девственными степями на берегах и островах . Там , там обилие птиц, там пасутся мустанги, а через неделю после моего приезда проходил фестиваль национальной культуры "Гимн Тюльпану". В общем, я жалею, что не нашёл подходящего способа увидеть Маныч вблизи.... хотя сами по себе его берега не слишком впечатляют.

А напоследок - просто портерты калмыков, снятые без спросу на улицах Элисты:

О своём общении с калмыками ничего определённого сказать не могу - впечатление от них осталось ровное и нейтральное. Говорят, калмыки в нетрезвом виде звереют, как такая light-версия тувинцев, но я не замечал и вообще пьяных видел мало. Ещё говорят, что у многих калмыков врождённые способности к математике, и приводят в пример якобы высказывание Садовничего - "если образование оставить целиком бесплатным, у нас в вузах скоро одни евреи и калмыки останутся" (сильно сомневаюсь. что это не легенда). Встречавшиеся мне калмыки - дружелюбные, открытые, скромные, но - другие .

И в целом, я так и не разобрался, что в Калмыкии, кроме Элисты, заслуживает поездки в моём формате - города и веси или невзрачны и однообразны, или требуют более журналистского, чем путешественнического, подхода - скажем, сделать репортаж о сайгачьем питомнике в Яшкуле. Однако если бы не "воинствующий атеизм", в Калмыкии можно было бы задержаться на несколько дней - ведь сто лет назад тут были десятки красивейших буддийских храмов. О которых, а также о последнем уцелевшем из них в Астраханской области - в следующей части.

ЮЖНАЯ РОССИЯ-2014
.
.
Астрахань .
.
. Три двора, казаки и калмыки.
. От немцев до дагестанцев.
.
.
Центр. .
Центр.
. Между кремлём и Волгой.
.
Махалля. .
Селение. .
.
Калмыкия .
Калмыцкая степь. Пейзажи и селения.
Речное (Астраханская область) и калмыцкие хурулы.
Элиста. Два хурула и вокзал.
Элиста. Центр.
Элиста. Сити-Чесс и мемориал "Исход и Возвращение".
Ставрополь .
Кавказские Минеральные Воды .

Калмыки, хальмг (самоназвание, по-видимому, от тюркского термина, буквально - "остаток", обозначающего ойратов, не принявших ислам; есть и другие версии; в русских официальных документах этноним Калмыки появился с конца 16 века, с конца 18 века им стали пользоваться сами Калмыки), народ в России. Численность 166 тыс. человек. Основное население Калмыкии (146 тыс. человек), живут также в Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Оренбургской областях, Ставропольском крае, Сибири и др. Небольшие группы в Средней Азии, в США (около 2 тыс. человек), во Франции (около 1 тыс.), в Швейцарии, Германии и др. (по несколько семей). Общая численность свыше 177 тыс. человек. Говорят на калмыцком языке монгольской группы алтайской семьи. Письменность с 1925 на основе русского алфавита, ранее пользовались общеойратской, так называемой старокалмыцкой, письменностью тодо бичиг. Основная часть верующих - буддисты (ламаизм, школа гелугпа), часть - православные.

Предки Калмыков - западные монголы-ойраты. До 12 века локализовались в основном в Прибайкалье и верховьях Енисея; постепенно перемещались к западу. В начале 17 века часть ойратских тайшей (правителей улусов) переселилась в Россию. В 1608 посольство дербетских тайшей было принято русским царём Василием Шуйским и в ответ на их просьбу о принятии русского подданства, выделении мест для кочевания и защиты от ханов Казахского и Ногайского получило полное согласие.

Процесс вхождения Калмыков в Россию был завершён в 1657. Первоначально для кочевания Калмыков были выделены земли по Иртышу, Оми и Ишиму. Постепенно они осели в низовьях Волги на ныне занимаемой ими территории. С 1664 по 1771 существовало Калмыцкое ханство во главе с ханом, а позднее наместником. По приблизительным подсчётам, численность Калмыков, принявших русское подданство, была 270 тыс. человек. Среди них были дербеты, торгоуты, хошеуты, хойты, чоросы. Впервые эти названия встречаются в монгольской хронике "Сокровенное сказание" (1240). По прошествии многих поколений они приобрели определённую этническую и языковую специфику. Ко времени прихода в Россию это были этносы со значительным имущественным и социальным расслоением. Этнический принцип в создании калмыцких улусов в России в какой-то степени способствовал их сохранению. Специфика "малых этносов" сохраняется и сейчас, обозначается термином "улусизм" и проявляется в быту, политической жизни не только у российских, но и у зарубежных Калмыков.

В 1771 часть калмыцких тайшей, недовольная всё усиливавшимся гнётом со стороны правительства России, ушла в Джунгарию, уведя с собой около 125 тыс. Калмыков. Б"ольшая часть их погибла в пути. Калмыцкое ханство было ликвидировано, его территория включена в Астраханскую губернию. Оставшиеся в составе России 9 калмыцких улусов управлялись каждый собственным тайшой, при котором имелся русский пристав. В годы Октябрьской революции и гражданской войны Калмыки были разделены на 2 лагеря: часть приняла новый строй, другая (особенно Калмыки Области Войска Донского) оказалась в рядах Белой Армии и после её разгрома ушла в эмиграцию. Их потомки ныне живут в США, Франции и других странах Европы.

В 1920 была образована Калмыцкая АО, в 1935 преобразована в Калмыцкую АССР. В 1943 Калмыки подверглись насильственной депортации в районы Сибири, Средней Азии, Казахстана, Алтая, продлившейся более 13 лет. Её следствие - гибель более 1/3 части народа, утрата многих элементов и черт материальной и духовной культуры. В 1957-58 автономия была восстановлена, значительная часть Калмыков возвратилась на прежние места проживания. В 1990 Калмыцкая АССР объявила о своём суверенитете, с 1992 она называлась Республика Калмыкия - Хальмг Тангч, с 1994 - Республика Калмыкия.

Основу традиционной экономики составляло кочевое скотоводство (преобладали овцы, лошади, крупный рогатый скот, козы, верблюды). В середине 19 века с возникновением стационарных посёлков Калмыки начали разводить свиней. Поселившиеся в прибрежных районах Волги и Каспия торгоуты и хошеуты занимались ловлей рыбы. Со 2-й четверти 19 века разорившиеся Калмыки стали переходить к оседлому земледелию или заниматься батрачеством. На землях Калмыкии сеяли рожь, пшеницу, просо, гречиху, овёс, технические культуры (горчицу, табак, лён). В середине 19 века возникает садоводство, с начала 20 века - бахчеводство и огородничество, затем заливное рисосеяние на Сарпинской низменности.

Развиты художественные ремёсла - вышивка (особые многоцветные швы на женской одежде), обработка металла (чеканка и гравировка металлических частей седла, уздечки, футляров и рукояток ножей, курительных трубок, прикладов ружей, браслетов, серёг), тиснение по коже, резьба по дереву (мебель, архитектурные детали домов знатных Калмыков). Основа современного хозяйства - пастбищно-отгонное скотоводство, сочетающееся с промысловым рыболовством, земледелием и промышленностью по обработке сельскохозяйственной продукции. Развивается многоотраслевая промышленность.

Традиционное поселение имело круговую планировку - наиболее удобную с точки зрения обороны при кочевом образе жизни. В центр круга загоняли на ночь скот, там же хранили имущество, проводили общественные сходки. К моменту прихода в Россию Калмыки сохранили патронимическую организацию, объединявшую несколько семей. Селились хотонами - семейно-родственными поселениями. Женатые дети ставили свои кибитки недалеко от кибитки отца. С начала 19 века появились стационарные посёлки с линейной планировкой.

Известны три типа традиционного жилища: кибитка, землянка и полуземлянка. Кибитка - это юрта монгольского образца. Первоначально она устанавливалась на 4-колёсной повозке и так передвигалась во время кочёвки. Со временем повозка исчезла, но термин "кибитка" сохранился. Землянки и полуземлянки - жилища бедноты, со стенами из сырцовых или нарезанных из дёрна кирпичей, глиняной или дерновой крышей. В конце 19 века у зажиточных и знатных Калмыков появились строения русского типа: деревянные в прикаспийских районах, кирпичные - в западных. В современных селах Калмыкии преобладают типовые двух-трёхквартирные дома. Для рабочих посёлков более типичны 2- и 3-этажные дома на 4 - 12 квартир. В городах - типовые многоэтажные дома.

Мужская одежда - приталенный кафтан, рубаха, штаны, мягкие кожаные сапоги с войлочным чулком-вкладышем для зимы и холщовыми портянками для лета. Женская одежда - длинное до пят платье с безрукавкой, под ними длинная рубаха и штаны, сапожки. Особое значение придавалось женским вышитым и мужским наборным металлическим поясам, служившим показателем знатности и благосостояния их владельцев. Разнообразны головные уборы мужчин и женщин в зависимости от сезона, состоятельности семьи и т.д. Парадный головной убор с красной шёлковой кистью (отсюда прозвище Калмыков среди соседних народов "краснокисточные"). Женские украшения - серьги, заколки, шпильки, кольца из золота, серебра, кости, драгоценных и полудрагоценных камней; у мужчин - серьга в левом ухе, кольцо на безымянном пальце, браслет, игравший роль амулета. Традиционная причёска мужчин и женщин - косы: у мужчин и девушек - одна, у женщин - две.

Основа питания - мясо и молоко. Мясные блюда: бульон с мясом, приправленный сырым репчатым луком; мясо, запечённое в закрытой посуде (в прошлом - туша, запекавшаяся в течение суток без доступа воздуха в яме, присыпанной землёй, на которой разводили огонь); лапша с мясом и луком; пельмени; мелко нарезанные внутренности барана. Молочные продукты - сыр, творог, сметана, масло, пенки, кумыс из кобыльего молока, молочный квас и кислый напиток из коровьего молока. Повседневный напиток - чай (джомба) с молоком, маслом, солью и специями, из которых особенно ценился мускатный орех. Мучные изделия - пресные лепёшки, сваренные в бараньем жиру кусочки теста (борцоги), позднее - заимствованные от русских и украинцев оладьи и баранки.

Семьи Калмыков 17 века (времени прихода в Россию) представляли собой большие патронимии. Калмыцкие семьи были многодетны (10 и более детей), но при высокой смертности выживало не более 3-4 детей. Взрослые дети, как правило, жили отдельно от родителей.

Основные жанры фольклора: протяжные песни, благопожелания, изречения, сказки, пословицы, поговорки, героический эпос "Джангар", исполняемый сказителями-джангарчи.

Ещё в 13 веке предки Калмыков ойраты познакомились с буддизмом. В 16 веке его северная ветвь - ламаизм школы гелугпа стал национальной религией монголов и отколовшихся от них Калмыков. Калмыки-ламаисты поддерживали прямую связь с Тибетом, где находился верхний иерарх школы гелугпа - далай-лама. Группы Калмыков, которые с конца 17 века стали откалываться от их основного массива, селиться на Дону, Урале, Украине, принимали православие. По отношению к ламаистскому духовенству царское правительство проводило политику ограничения его численности, но вместе с тем организовывало репрессии против сохранявшихся различных народных верований: шаманства, фетишизма, культа огня и домашнего очага.

К 1917 в Калмыкии действовали 92 хурула (монастырь, храм) и 3 духовные академии. К 1936 осталось 13 хурулов; в декабре 1943, когда началась депортация Калмыков, не было ни одного. С конца 80-х годов 20 века началось возрождение буддистской общины. В 1989 в Элисте открылся молитвенный дом. К концу 1995 их уже несколько (в том числе у Калмыков Астраханской области). Постепенно исчезает из обращения термин "ламаизм", заменяемый "буддизмом" (общий процесс для буддистской территории России и Монголии). В Элисте открыт Институт возрождения калмыцкого языка и буддизма, начал выходить журнал "Мандала", посвящённый истории буддизма в целом и его калмыцкой разновидности. Одновременно возрождаются национальные праздники Цагалган, Урюс Сар, интерес к изучению калмыцкого языка и традиционной культуре, готовятся национальные кадры воспитателей детских садов, преподавателей начальных школ, лицеев и вузов.

Использованы материалы статьи Н.Л.Жуковской в кн.: Народы и религии мира. Энциклопедия. Москва, Большая Российская Энциклопедия 2000


Название калмыков происходит от тюркского слова «калмак» - «остаток». По одной из версий так называли ойратов, не принявших ислам.

В русских официальных документах этноним калмыки появился с конца XVI века, а спустя два столетия им стали пользоваться и сами калмыки.

Несколько столетий калмыки доставляли немало беспокойства своим соседям. В борьбе с ними прошла молодость Тамерлана. Но затем калмыцкая орда ослабела. В 1608 году калмыки обратилось к царю Василию Шуйскому с просьбой о выделении мест для кочевания и защиты от казахских и ногайских ханов. По приблизительным подсчётам, русское подданство приняло 270 тыс. кочевников.

Для их поселения сначала в западной Сибири, а затем в низовьях Волги было образовано первое государство калмыков - Калмыцкое ханство. Калмыцкая конница приняла участие во многих походах русской армии, в частности в Полтавской битве.
В 1771 году около 150 тысяч калмыков ушло на родину, в Джунгарию. Большая часть их погибла в пути. Калмыцкое ханство было ликвидировано, а его территория включена в Астраханскую губернию.

В годы Октябрьской революции и гражданской войны калмыки оказались разделены на 2 лагеря: часть их приняла новый строй, другие же (особенно калмыки Области Войска Донского) встали в ряды Белой Армии и после её разгрома ушли в эмиграцию. Их потомки ныне живут в США и некоторых странах Европы.

Воссоздание калмыцкой государственности произошло в 1920 году, когда была образована Калмыцкая Автономная область, преобразованная затем в Калмыцкую АССР.

Принудительная коллективизация в Калмыкии привела к резкому обнищанию населения. В результате политики "раскулачивания" и последующем голоде погибло большое число калмыков. Бедствия голода сопровождались попыткой ликвидации духовных традиций калмыков.

Поэтому в 1942 г. калмыки оказали массовую поддержку немецко-фашистским войскам. В составе вермахта был сформирован Калмыцкий Кавалерийский корпус численностью около 3000 сабель. Позднее, ко гда Власов основал Комитет освобождения народов России (КОНР), кроме русских к нему примкнула только одна этническая группа - калмыки.

Калмыки в вермахте

В 1943 году Калмыцкая АССР была ликвидирована, а калмыки подверглись насильственной депортации в районы Сибири, Средней Азии и Казахстана, продлившейся более 13 лет.

Вскоре после смерти Сталина Калмыкская автономия была восстановлена, и значительная часть калмыков вернулась на прежние места проживания.

Перед революцией в Российской империи насчитывалось около 190 тысяч калмыков. В СССР их количество уменьшилось до 130 тысяч в 1939 г.. и 106 тысяч - в 1959 г. По данным переписи 2002 года в России проживает 178 тыс. калмыков. Это самый «молодой» этнос Европы и единственный монгольский народ, живущий в ее пределах.

Калмыки издревле вели кочевую жизнь. Свою степь они признавали общим владением улусов. Каждый калмык обязан был кочевать со своим родом. Направление путей регулировалось колодцами. Объявление о снятии кочевья делалось особым знаком - воткнутой вблизи княжеской ставки пикой.

Источником благосостояния калмыков был скот. Тот, у кого погибло стадо, превращался в «байгуша», или «убогого». Эти «убогие» снискивали себе пропитание, нанимаясь главным образом в рыболовные ватаги и артели.

Женились калмыки не ранее того возраста, когда парень оказывался способен самостоятельно пасти табун. Свадьба совершалась в кочевье невесты, но в юрте жениха. По окончании свадебных торжеств молодые перекочевывают в кочевье новобрачного. Согласно традиции муж всегда был волен возвратить жену ее родителям. Обычно это не вызывало никакого неудовольствия, если только муж честно возвращал назад вместе с женой и ее приданое.

Религиозные обряды калмыков представляют смесь шаманских и буддийских верований. Тела покойников калмыки обыкновенно выбрасывали в степь в безлюдном месте. Только в конце XIX века, по требованию русских властей, они начали закапывать мертвецов в землю. Тела умерших князей и лам обыкновенно сжигались при исполнении многочисленных религиозных обрядов.
Калмык никогда не скажет просто: красивая женщина, ибо в Калмыкии знают четыре типа женской красоты.

Первый называется «эрюн шагшавдта эм». Это женщина, обладающая нравственным совершенством. Калмыки считали, что добрые мысли и чувства, чистое состояние души отражаются на состоянии человеческого организма. Поэтому женщина с чистой нравственностью могла лечить людей, исцелять многие недуги.

Второй тип - «нюдндян халта, нююртян герлта эм», или буквально - женщина «с огнем в глазах, с сиянием в лице». Пушкин, проезжая по калмыцкой степи, по видимому встретил именно этот тип калмыцких чаровниц. Вспомним слова поэта об этой калмычке:

…Ровно полчаса,
Пока коней мне запрягали,
Мне ум и сердце занимали
Твой взор и дикая краса.

Третий тип - «кёвлюнг эм», или физически красивая женщина.

КАЛМ‘ЫКИ, хальмг (самоназвание, по-видимому, от тюркского термина, буквально - "остаток", обозначающего ойратов, не принявших ислам; есть и другие версии; в русских официальных документах этноним Калмыки появился с конца 16 века, с конца 18 века им стали пользоваться сами Калмыки), народ в России. Численность 166 тыс. человек. Основное население Калмыкии (146 тыс. человек), живут также в Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Оренбургской областях, Ставропольском крае, Сибири и др. Небольшие группы в Средней Азии, в США (около 2 тыс. человек), во Франции (около 1 тыс.), в Швейцарии, Германии и др. (по несколько семей). Общая численность свыше 177 тыс. человек. Говорят на калмыцком языке монгольской группы алтайской семьи. Письменность с 1925 на основе русского алфавита, ранее пользовались общеойратской, так называемой старокалмыцкой, письменностью тодо бичиг. Основная часть верующих - буддисты (ламаизм, школа гелугпа), часть - православные.

Предки Калмыков - западные монголы-ойраты. До 12 века локализовались в основном в Прибайкалье и верховьях Енисея; постепенно перемещались к западу. В начале 17 века часть ойратских тайшей (правителей улусов) переселилась в Россию. В 1608 посольство дербетских тайшей было принято русским царём Василием Шуйским и в ответ на их просьбу о принятии русского подданства, выделении мест для кочевания и защиты от ханов Казахского и Ногайского получило полное согласие.

Процесс вхождения Калмыков в Россию был завершён в 1657. Первоначально для кочевания Калмыков были выделены земли по Иртышу, Оми и Ишиму. Постепенно они осели в низовьях Волги на ныне занимаемой ими территории. С 1664 по 1771 существовало Калмыцкое ханство во главе с ханом, а позднее наместником. По приблизительным подсчётам, численность Калмыков, принявших русское подданство, была 270 тыс. человек. Среди них были дербеты, торгоуты, хошеуты, хойты, чоросы. Впервые эти названия встречаются в монгольской хронике "Сокровенное сказание" (1240). По прошествии многих поколений они приобрели определённую этническую и языковую специфику. Ко времени прихода в Россию это были этносы со значительным имущественным и социальным расслоением. Этнический принцип в создании калмыцких улусов в России в какой-то степени способствовал их сохранению. Специфика "малых этносов" сохраняется и сейчас, обозначается термином "улусизм" и проявляется в быту, политической жизни не только у российских, но и у зарубежных Калмыков.

В 1771 часть калмыцких тайшей, недовольная всё усиливавшимся гнётом со стороны правительства России, ушла в Джунгарию, уведя с собой около 125 тыс. Калмыков. Б"ольшая часть их погибла в пути. Калмыцкое ханство было ликвидировано, его территория включена в Астраханскую губернию. Оставшиеся в составе России 9 калмыцких улусов управлялись каждый собственным тайшой, при котором имелся русский пристав. В годы Октябрьской революции и гражданской войны Калмыки были разделены на 2 лагеря: часть приняла новый строй, другая (особенно Калмыки Области Войска Донского) оказалась в рядах Белой Армии и после её разгрома ушла в эмиграцию. Их потомки ныне живут в США, Франции и других странах Европы.

В 1920 была образована Калмыцкая АО, в 1935 преобразована в Калмыцкую АССР. В 1943 Калмыки подверглись насильственной депортации в районы Сибири, Средней Азии, Казахстана, Алтая, продлившейся более 13 лет. Её следствие - гибель более 1/3 части народа, утрата многих элементов и черт материальной и духовной культуры. В 1957-58 автономия была восстановлена, значительная часть Калмыков возвратилась на прежние места проживания. В 1990 Калмыцкая АССР объявила о своём суверенитете, с 1992 она называлась Республика Калмыкия - Хальмг Тангч, с 1994 - Республика Калмыкия.

Основу традиционной экономики составляло кочевое скотоводство (преобладали овцы, лошади, крупный рогатый скот, козы, верблюды). В середине 19 века с возникновением стационарных посёлков Калмыки начали разводить свиней. Поселившиеся в прибрежных районах Волги и Каспия торгоуты и хошеуты занимались ловлей рыбы. Со 2-й четверти 19 века разорившиеся Калмыки стали переходить к оседлому земледелию или заниматься батрачеством. На землях Калмыкии сеяли рожь, пшеницу, просо, гречиху, овёс, технические культуры (горчицу, табак, лён). В середине 19 века возникает садоводство, с начала 20 века - бахчеводство и огородничество, затем заливное рисосеяние на Сарпинской низменности.

Развиты художественные ремёсла - вышивка (особые многоцветные швы на женской одежде), обработка металла (чеканка и гравировка металлических частей седла, уздечки, футляров и рукояток ножей, курительных трубок, прикладов ружей, браслетов, серёг), тиснение по коже, резьба по дереву (мебель, архитектурные детали домов знатных Калмыков). Основа современного хозяйства - пастбищно-отгонное скотоводство, сочетающееся с промысловым рыболовством, земледелием и промышленностью по обработке сельскохозяйственной продукции. Развивается многоотраслевая промышленность.

Традиционное поселение имело круговую планировку - наиболее удобную с точки зрения обороны при кочевом образе жизни. В центр круга загоняли на ночь скот, там же хранили имущество, проводили общественные сходки. К моменту прихода в Россию Калмыки сохранили патронимическую организацию, объединявшую несколько семей. Селились хотонами - семейно-родственными поселениями. Женатые дети ставили свои кибитки недалеко от кибитки отца. С начала 19 века появились стационарные посёлки с линейной планировкой.

Известны три типа традиционного жилища: кибитка, землянка и полуземлянка. Кибитка - это юрта монгольского образца. Первоначально она устанавливалась на 4-колёсной повозке и так передвигалась во время кочёвки. Со временем повозка исчезла, но термин "кибитка" сохранился. Землянки и полуземлянки - жилища бедноты, со стенами из сырцовых или нарезанных из дёрна кирпичей, глиняной или дерновой крышей. В конце 19 века у зажиточных и знатных Калмыков появились строения русского типа: деревянные в прикаспийских районах, кирпичные - в западных. В современных селах Калмыкии преобладают типовые двух-трёхквартирные дома. Для рабочих посёлков более типичны 2- и 3-этажные дома на 4 - 12 квартир. В городах - типовые многоэтажные дома.

Мужская одежда - приталенный кафтан, рубаха, штаны, мягкие кожаные сапоги с войлочным чулком-вкладышем для зимы и холщовыми портянками для лета. Женская одежда - длинное до пят платье с безрукавкой, под ними длинная рубаха и штаны, сапожки. Особое значение придавалось женским вышитым и мужским наборным металлическим поясам, служившим показателем знатности и благосостояния их владельцев. Разнообразны головные уборы мужчин и женщин в зависимости от сезона, состоятельности семьи и т.д. Парадный головной убор с красной шёлковой кистью (отсюда прозвище Калмыков среди соседних народов "краснокисточные"). Женские украшения - серьги, заколки, шпильки, кольца из золота, серебра, кости, драгоценных и полудрагоценных камней; у мужчин - серьга в левом ухе, кольцо на безымянном пальце, браслет, игравший роль амулета. Традиционная причёска мужчин и женщин - косы: у мужчин и девушек - одна, у женщин - две.

Основа питания - мясо и молоко. Мясные блюда: бульон с мясом, приправленный сырым репчатым луком; мясо, запечённое в закрытой посуде (в прошлом - туша, запекавшаяся в течение суток без доступа воздуха в яме, присыпанной землёй, на которой разводили огонь); лапша с мясом и луком; пельмени; мелко нарезанные внутренности барана. Молочные продукты - сыр, творог, сметана, масло, пенки, кумыс из кобыльего молока, молочный квас и кислый напиток из коровьего молока. Повседневный напиток - чай (джомба) с молоком, маслом, солью и специями, из которых особенно ценился мускатный орех. Мучные изделия - пресные лепёшки, сваренные в бараньем жиру кусочки теста (борцоги), позднее - заимствованные от русских и украинцев оладьи и баранки.

Семьи Калмыков 17 века (времени прихода в Россию) представляли собой большие патронимии. Калмыцкие семьи были многодетны (10 и более детей), но при высокой смертности выживало не более 3-4 детей. Взрослые дети, как правило, жили отдельно от родителей.

Основные жанры фольклора: протяжные песни, благопожелания, изречения, сказки, пословицы, поговорки, героический эпос "Джангар", исполняемый сказителями-джангарчи.

Ещё в 13 веке предки Калмыков ойраты познакомились с буддизмом. В 16 веке его северная ветвь - ламаизм школы гелугпа стал национальной религией монголов и отколовшихся от них Калмыков. Калмыки-ламаисты поддерживали прямую связь с Тибетом, где находился верхний иерарх школы гелугпа - далай-лама. Группы Калмыков, которые с конца 17 века стали откалываться от их основного массива, селиться на Дону, Урале, Украине, принимали православие. По отношению к ламаистскому духовенству царское правительство проводило политику ограничения его численности, но вместе с тем организовывало репрессии против сохранявшихся различных народных верований: шаманства, фетишизма, культа огня и домашнего очага.

К 1917 в Калмыкии действовали 92 хурула (монастырь, храм) и 3 духовные академии. К 1936 осталось 13 хурулов; в декабре 1943, когда началась депортация Калмыков, не было ни одного. С конца 80-х годов 20 века началось возрождение буддистской общины. В 1989 в Элисте открылся молитвенный дом. К концу 1995 их уже несколько (в том числе у Калмыков Астраханской области). Постепенно исчезает из обращения термин "ламаизм", заменяемый "буддизмом" (общий процесс для буддистской территории России и Монголии). В Элисте открыт Институт возрождения калмыцкого языка и буддизма, начал выходить журнал "Мандала", посвящённый истории буддизма в целом и его калмыцкой разновидности. Одновременно возрождаются национальные праздники Цагалган, Урюс Сар, интерес к изучению калмыцкого языка и традиционной культуре, готовятся национальные кадры воспитателей детских садов, преподавателей начальных школ, лицеев и вузов.

Н.Л. Жуковская

По данным Переписи населения 2002 года численность калмыков, проживающих на территории России, составляет 174 тысячи человек.

Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. Издательство «Наука», Москва, 1967.

Глава II ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СЛОЖЕНИЯ КАЛМЫЦКОЙ НАРОДНОСТИ

1. Происхождение калмыков. Ойраты - предки калмыцкого народа

История Калмыкии и ее народа - неотъемлемая составная часть истории России и ее народов. Добровольно войдя более трех с половиной столетий тому назад в состав Российского государства, калмыки неразрывными узами связали свою судьбу с Россией, с народами России, в первую очередь - с русским народом. Ближайшими предками калмыков были ойраты, иначе западные монголы, издревле обитавшие в Джунгарии и западных областях Монголии. В силу ряда объективно-исторических обстоятельств, о которых подробно будет рассказано ниже, в конце XVI-начале XVII в. некоторая часть ойратов отделилась от основной их массы, покинула родные кочевья и начала медленно продвигаться в северо-западном направлении, в сторону низовьев Волги. В 30-40-х годах XVII в. она в этих краях навсегда обосновалась, найдя здесь для себя и своих потомков новую родину.

Отделенные от Джунгарии огромным и в те времена трудно преодолимым расстоянием, поселившиеся на Волге ойраты стали постепенно утрачивать связи со своими бывшими соплеменниками, оставшимися на старых кочевьях. Во второй половине XVIII в., после того как ойратское феодальное государство - Джунгарское ханство - было разгромлено и перестало существовать, эти связи оказались окончательно порванными, Но изолированное существование для волжских ойратов было, конечно, невозможным. Их окружали соседи, некоторые из них были, как и ойраты, кочевыми скотоводами, другие вели оседлое земледельческое хозяйство: одни из этих соседей находились на низкой ступени культурного развития, другие, наоборот, достигли высокого уровня культуры.

Одновременно с ослаблением связей с Джунгарией стали быстро множиться и крепнуть экономические, политические культурные и бытовые связи волжских ойратов с их новыми соседями в первую очередь и, главным образом с русскими.

Так складывались условия и предпосылки для формирования в низовьях Волги новой народности, вошедшей в историю под именем калмыков.

Но откуда взялся термин «калмык», что он означает кто под ним подразумевался и подразумевается. Эти вопросы давно уже стоят перед исторической наукой, но убедительного ответа на них нет до сих пор. Известно, что тюркоязычные авторы в течение ряда столетий именовали всех ойратов, населявших Западную Монголию и Джунгарию, «калмыками», что от тюркоязычных соседей ойратов последние и на Руси стали известны не как ойраты, а как калмыки, о чем убедительно свидетельствуют все русские источники, начиная с 70-х годов XVI в. Упоминание о калмыках содержится уже в указе царя Ивана IV от 30 мая 1574г. на имя Строгановых. Бесспорно, однако, и то, что, по свидетельству исторических памятников и источников, сами ойраты никогда не называли себя калмыками, что даже волжские ойраты лишь медленно и постепенно усваивали название «калмык», которое упрочилось среди них и стало их действительным самоназванием едва ли раньше конца XVIII в.

Такой компетентный свидетель, как В.М. Бакунин, долгие годы наблюдавший и изучавший жизнь калмыков на Волге, писал в 1761г.: «Примечания достойно, что хошеуты и зенгорцы сами себя и торгоутов калмыками и доныне не называют, а называют, как и выше означено, "ойрат" торгоуты же как себя, так и хошоутов и зенгорцев калмыками хотя и называют, но сами свидетельствуют, что сие название не свойственно их языку, а думают, что их так назвали россияне, но в самом деле видно, что сие слово «калмык» произошло из языка татарского, ибо татары называют их «калмак», что значит «отсталых» или "отстальцев". Не останавливаясь здесь на упоминаемом Бакуниным делений ойратов на торгоутов, хошоутов, зенгорцев и др., поскольку об этом речь будет идти ниже, - отметим его свидетельство, что уже к тому времении, т.е. к 1761г., торгоуты именовали себя и других ойратов калмыками, хотя и признавали это наименование несвойственным их родному языку, но привнесенным в него извне, от не-ойратов и не-монголов. Из слов Бакунина следует также, что остальные ойраты, кроме торгоутов, в это время продолжали еще употреблять свое традиционное самоназвание «ойрат».

Бичурин тоже не сомневался в том, что «калимак, есть имя, данное западным монголам от туркестанцев». Такой заинтересованный свидетель, как калмыцкий нойон Батур-Убаши-Тюмень, автор «Сказания о дербен-ойратах», писал в 1819 г.: «Мангаты (тюрки) дали название халимак (калмык) оставшимся после падения нутука: халимак значит по-ойратски юльдюль (остаток)». Этот свидетель, как видим, не сомневался в том, что термин «калмык» тюркского происхождения, что он дан ойратам тюрками при распадении нутука. Неясно лишь, о каком распадении нутука он говорил и к какому времени его приурочивал.

В специальной статье о калмыках В.В. Бартольд в свою очередь высказывал мысль, что термин «калмык» представляет собой тюркское наименование одного из монгольских народов, самоназвание которого «ойраты».

Приведем в заключение высказывание В.Л. Котвича, которое может рассматриваться в известном смысле как некоторый итог изучения данного вопроса: «Для обозначения западных монголов (т.е. ойратов - Ред.) в русской и иностранной литературе употребляются чаще всего три термина: ойраты - из монгольских и калмыцких источников, калмыки - из мусульманских, которым следуют и старые русские источники, в том числе архивные документы, и элюты (oлoты, eleuths) - из китайских. Здесь (т.е. в данной работе по истории ойратов. - Ред.) принят монгольский термин ойраты: за термином же калмыки сохранено его специальное употребление для обозначения той группы ойратов, которая проживает по рекам Волге, Дону и Уралу и усвоила себе это наименование, забыв старое имя ойраты».

Итак, можно считать установленным, во-первых, что калмыками именовали всех ойратов их тюркоязычные соседи, тогда как сами ойраты, особенно западномонгольские и джунгарские, придерживались своего традиционного самоназвания, во-вторых, что лишь в конце XVIII в. термин «калмыки» стал приобретать значение самоназвания потомков тех ойратов, которые в XVII в. обосновались в низовьях Волги, отражая тем самым завершение процесса их консолидации в самостоятельную новую монголоязычную народность - калмыцкую. Важной вехой в этом процессе является законодательная деятельность калмыцкого правителя Дондук-Даши в 40-х годах XVIII в., о которой подробно будет сказано в главе V. Законы Дондук-Даши отразили новые явления в экономической, политической и культурной жизни калмыцкого общества, накопившиеся за столетнее его существование условиях тогдашней российской действительности.

Следует, однако, отметить, что в целом проблема складывания калмыцкой народности еще требует своего специального изучения. Важно выяснить, когда и почему тюркоязычные соседи начали именовать ойратов калмыками. Батур-Убаши-Тюмень, как мы видели, считал, что тюрки присвоили ойратам название «калмык» тогда, когда «распался ойратский нутук». Возможно, что под этим определением он имел в виду откочевку в конце XVI - начале IVII в. части ойратского населения из Джунгарии в пределы России, а в дальнейшем - на Волгу. Но такое понимание было бы ошибкой. Термин «калмык» появился в тюркоязычной литературе гораздо раньше этого события. Первое упоминание о калмыках встречается в сочинении Шереф-ад-дина Йезди «Зафар-намэ», написанном в первой четверти XV в. Описывая военные события эпохи Тимур-хана (1370-1405), автор сообщает о прибытии к Тимуру в 1397/98 г. послов из Дешт-и-Кипчака от улуса Джучиева (т.е. из Золотой Орды), обитателей которого он именует калмыками. Другой автор, Абд-ар-раззак Самарканди (1413-1482), излагая историю правления Шахруха (1404-1447) и Султан-Абу-Саида (1452-1469), указывает, что в 1459/60 г. «прибыли великие послы из земли Калмыцкой и Дешт-и-Кипчака», что эти послы были допущены к Абу-Саиду, которому целовали ноги и т. д. Наибольший интерес представляет рассказ о калмыках в исторической хронике «Родословие тюрков», написанной неизвестным автором не ранее середины XV в. Говоря о распространении ислама в Золотой Орде в годы правления Узбек-хана (1312- 1343), автор пишет: «Когда Султан-Мухаммед-Узбек-хан вместе со своим илем и улусом достиг счастья (удостоиться) милости бога, то по указанию таинственному и знаку несомненному, святой Сейид-Ата всех привел в сторону областей Мавераннахра, а те несчастные, которые отказались от преданности святому Сейид-Ата и остались там, стали называться калмак, что значит „обреченный оставаться"... По этой причине с того времени пришедшие люди стали называться узбеками, а люди, которые оставались там, - калмаками».

Этот источник сообщает, как видим, не только время появления термина «калмык», но и причины, его породившие. Он прямо и недвусмысленно связывает слово «калмык» с процессом исламизации Золотой Орды в первой половине XIV в., причем калмыками, по его словам, стали именовать тех, кто отказался присоединиться к исламу, остался верным старым религиозным верованиям, не захотел переселяться в Среднюю Азию и остался кочевать в степях Нижней Волги и Дешт-и-Кипчака.

Едва ли есть основания подвергать сомнению сообщение данного источника. Вполне возможно, что именно так в описываемое время обстояло дело, что та часть монголо- и тюркоязычного населения Золотой Орды, которая не пошла за Узбек-ханом и Сейид-Ата, получила от правоверных исламистов название «калмык» в смысле «обреченный оставаться», «оставшийся», «отступник» и т. п. Но все это не может объяснить нам, почему указанное название было тюркоязычными соседями перенесено и на ойратов, обитавших в Западной Монголии и Джунгарии, не имевших никакого отношения к Золотой Орде, и, в частности, на ту часть ойратов, которая в XVI-XVII вв. переселилась в низовья Волги. В.В. Бартольд видел причину этого в том, что от присоединения к исламу отказались и ойраты Западной Монголии и Джунгарии, не в пример дунганам, обитавшим вперемежку и рядом с ойратами и примкнувшим к религии пророка Мухаммеда. Но это объяснение пока что не может быть подтверждено конкретными историческими фактами и остается догадкой. Для окончательного решения вопроса необходимо дальнейшее изучение тюркоязычных, русских, монгольских и, возможно, китайских и тибетских источников. Лишь на этой основе можно будет пролить полный свет на историю, термина «калмык», его происхождение и значение.

Ясно лишь, что предками современного калмыцкого народа являются ойраты. Не вдаваясь в подробное изложение истории этих предков, поскольку она составляет неотъемлемую составную часть истории Монголии и монгольского народа нам предстоит вскрыть и проследить развитие исторических предпосылок, обусловивших откочевку части ойратов из Джунгарии в XVI - XVII вв. и последующее формирование самостоятельной калмыцкой народности в пределах Русского государства.

Более или менее достоверные данные об ойратах приводятся в источниках, начиная с XI - XII вв. К этому времени в степях Центральной Азии заканчивался исторический процесс перехода от первобытнообщинного строя к феодализму, от родовых и племенных этнических группировок к более высокому типу этнических общностей - народностям. В течение этого переходного периода, длившегося около 15 столетий, оформился ряд тюркоязычных и монголоязычных народов, общественный строй которых к XII-XIII вв. соответствовал начальным формам феодального способа производства. Показания источников позволяют видеть в таких монголоязычных объединениях, как найманы, кереиты и некоторые другие, не просто племена или племенные союзы, как они обычно характеризуются в литературе, а небольшие государства или ханства раннефеодального типа.
К такому типу объединений приближались в XII в. и ойраты. Рашид-ад-дин в конце XIII-начале XIV в. писал о них: «Эти племена еще издревле были многочисленны и разветвлялись на несколько отраслей, у каждой в отдельности было определенное название...». К сожалению, из-за пропуска в тексте рукописи Рашид-ад-дина мы не в состоянии установить наименование тех племен и родов, из которых состояло ойратское объединение. Но пропуск этот был не случайным. У Рашид-ад-дина не было соответствующих материалов. Он сам в этом признается, отмечая, что ойратские племена «в подробностях [они] неизвестны». В одном месте он, однако, сообщает, что в начале XIII в. во главе ойратов стоял Худуха-беки из племени дербен. Из этого следует, что дербены входили в состав ойратского объединения. Трудно сказать, существует ли генетическая связь между этими древними дербенами и позднейшими дербетами, о которых пишут все монгольские летописи XVII-XIX вв.

Еще в первой половине XI в. некоторые монголоязычные племена и племенные объединения, в том числе и ойраты, передвинулись в районы Прибайкалья и верховья Енисея. Вполне возможно, что это было связано с теми общими крупными перемещениями народов Центральной и Средней Азии, которые развернулись в 20-30-х годах XI в. Но перекочевка ойратов в отмеченные районы подтверждается и Рашид-ад-дином. В начале XIII в., накануне образования монгольского раннефеодального государства, кочевья ойратских племен простирались на севере и северо-западе до пределов енисейских киргизов, на востоке до р. Селенги, на юге до отрогов Алтая, подходя здесь к верховьям Иртыша. Разгром Чингис-ханом найманского ханства позволил ойратам занять их кочевья на западе Монголии.

В империи Чингис-хана и его преемников ойраты составляли одно из феодальных владений, более или менее самостоятельное, управлявшееся своими владетельными князьями, власть которых была наследственной. Находясь на периферии монгольской империи, вдали от ее центров, ойратские феодалы пользовались относительной самостоятельностью от центральной ханской власти, всячески в то же время укрепляя собственную власть в своих владениях. В отличие от центральных областей тогдашней Монголии, экономически тяготевших к рынкам Китая и от них зависевших, ойратские владения, не менее восточных монголов заинтересованные в торговом обмене с Китаем, были все же менее связаны с китайскими рынками, ибо имели возможность хотя бы отчасти и иногда покрывать свои потребности за счет торговли с западными тюркоязычными соседями. Так складывалась некоторая территориальная, административная и отчасти экономическая обособленность ойратских феодальных владений, способствовавшая сохранению и укреплению специфических особенностей в языке, быте и культурных традициях ойратов, сближавшая их между собой, но в то же время отличавшая их от остальных монголов. В этих условиях не могла не зародиться и не получить развитие тенденция к складыванию особой ойратской монголоязычной народности. Эта тенденция усиливалась благодаря тому, что ойраты, населяя западные области Монголии, вольно или невольно вовлекались в борьбу, которую вели между собой монгольские претенденты на ханский престол в середине и в течение всей второй половины XIII в.

Что касается социально-экономических отношений внутри ойратского общества, то они в общем не отличались от остального монгольского общества. Как и во всей Монголии, у ойратов в годы империи упрочились и стали господствующими феодальные производственные отношения.

Единственным и полноправным распорядителем земли, пастбищных территорий, этого основного средства производства кочевников-скотоводов, стали нойоны, люди «белой кости» (цаган-йаста). Непосредственные производители, люди «черной кости» (хара-йаста), превратились в феодально зависимый класс, несший на себе бремя феодальных поборов и повинностей, прикрепленный к земле феодальных владык, самовольный уход от которых сурово карался ханскими законами. Ойратские владетельные князья, бывшие в начале империи ленниками великого хана, жаловавшего им в условное пользование нутуки (т.е. кочевья) и улусы (т.е. людей), что по-монгольски именовалось «хуби», с течением времени укрепляли свои экономические и политические позиции, превращаясь в наследственных собственников своих владений, именовавшихся «умчи» (ончи - по-калмыцки).

Распад империи и изгнание в 1368г. монгольских феодальных завоевателей из Китая обнажили глубокие внутренние противоречия монгольского общества, главными из которых были отсутствие внутреннего единства и слабость предпосылок к созданию этого единства. Да и откуда было взяться единству в условиях безраздельного господства натурального хозяйства, слабости общественного разделения труда и почти полного отсутствия внутренней торговли, исключительной зависимости от внешнеторгового обмена с оседлыми земледельческими народами, незаинтересованности местных феодальных правителей в укреплении центральной ханской власти, сила, авторитет и значение которой резко упали? Если в период империи эти противоречия не прорывались наружу, будучи сдерживаемы блеском и силой императорского двора и прочими атрибутами имперской власти, то падение последней сразу же привело в действие дремавшие до этого центробежные силы. Началась эпоха феодальной раздробленности Монголии.

Её открыли ойратские феодалы. Опираясь на экономическую мощь своих владений, довольно значительные военные силы, относительную сплоченность ойратского общества, они первыми в Монголии противопоставили себя центральной ханской власти и повели самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, не считаясь с интересами и планами общемонгольских правителей - прямых потомков Чингис-хана. Первая половина XV в. характеризуется, с одной стороны, усилением разброда в Восточной Монголии, с другой - ростом сил ойратских феодалов и их политической консолидацией. На этой основе возникла и стала крепнуть тенденция к установлению их гегемонии во всей Монголии, к переходу государственной власти в их руки. Своего наибольшего развития эта тенденция получила в годы правления ойратского нойона Эсена, на короткое время объединившего под своей властью всю Монголию, ставшего общемонгольским ханом, одержавшего крупную победу над армией Минской династии Китая и захватившего даже в плен императора Ин-цзуна.

Указанные успехи ойратских феодалов не могли не способствовать дальнейшему углублению процесса консолидации ойратов в особую монголоязычную этническую общность - ойратскую народность. Примечательно, что именно к этому времени относится появление у них такого этнографического новшества, как ношение улан-зала - небольшой кисти из красной ткани на головных уборах, перешедшей от ойратов к калмыкам и бывшей в употреблении вплоть до сравнительно недавнего времени. Введенное впервые указом ойратского правителя Тогона-тайши в 1437г., улан-зала в дальнейшем получило широкое распространение в народных массах, служа как бы наглядным выражением их отличия от остальных монголов. Важно отметить, что калмыки вплоть до Октябрьской революции часто называли себя «улан залата» или «улан залата хальмг», т.е. «носящие красную кисть» или «краснокистные калмыки», вкладывая в эти слова смысл этнонима, равного по значению термину «калмык».

В ходе истории ойратского народа его язык постепенно складывался как особый, самостоятельный язык. Исследования последних лет свидетельствуют о том, что в результате распада монгольской империи ойратский диалект, уже в XIII в. стоявший несколько особняком среди других монгольских диалектов, дал начало процессу образования особого ойратского языка. С этого времени в языке ойратов произошли существенные изменения фонетического и морфологического характера. Он пополнился значительным количеством слов, заимствованных из других языков, главным образом тюркских. Ю. Лыткин писал: «Влияние тюркского языка развило в языке ойратов или западных монголов мягкость, гибкость и упругость, которых был лишен язык восточных монголов, живость и необыкновенная сжатость, удивительная беглость и кипучесть живого говора ойратов вполне выражала их жизнь, кипучую, деятельную».

Таким образом, формирование ойратского языка развивалось параллельно процессу консолидации ойратов в особую народность и, будучи одним из основных признаков народности, подтверждает завершение этого процесса. В свою очередь и сам ойратский язык окончательно оформился как особый язык в XVI-начале XVII в. Образование ойратского письменного литературного языка связано с известным ойратским просветителем и политическим деятелем Зая-Пандитой, который создал ойратскую письменность, получившую известность как «тодо бичиг», т.е. «ясное письмо», «Как бы отвечая новым потребностям и национальному самосознанию ойратов, - писал академик Б.Я. Владимирцов, - представитель одного из ойратских племен хошоутов Зая-Пандита, получивший солидное образование в Тибете, изобрел в 1648 году особый ойратский алфавит, основанный на общемонгольском, и установил правила новой орфографии, руководствуясь главным образом этимологическим принципом правописания. Еще большая заслуга Зая-Пандиты заключается в том, что им был определен и установлен литературный язык ойратов».

Жизненность и своевременность реформы, осуществленной Зая-Пандитой, убедительно подтверждается тем, что она в исключительно короткий срок стала единственной основой ойратского письменного языка и ойратской литературы, о которых подробно пойдет речь в главе, посвященной культуре калмыцкого народа. Таковы в общих чертах основные этапы формирования ойратского народа - предка калмыцкого народа.

Конкретно-исторические данные, объективный ход исторического процесса убедительно свидетельствуют о том, что калмыки и ойраты - не один и тот же народ, по-разному лишь называемый, а два разных народа, хотя и связанных между собой совершенно очевидными генетическими узами: ойраты - предки, калмыки - потомки. История калмыцкого народа не является простым продолжением истории ойратов. Калмыцкая история как таковая возникла и развивалась не в степях Центральной Азии, а в низовьях Волги. События конца XVI-начала XVII в. являются рубежом, отделяющим ойратскую историю от истории калмыцкого народа.

Нам остается рассмотреть вопрос о том, что собой представляли такие подразделения ойратов и калмыков, как торгоуты, дербеты, хошоуты, хойты и т.д. В литературе издавна утвердилось мнение, что торгоуты, дербеты, хойты, хошоуты и т.д. представляют собой этнонимы, наименования племен, совокупностью которых якобы и являлся ойратский народ, или «ойратский союз», как писали многие исследователи. Несомненно, что в древности многие из этих наименований действительно были именами родовых и племенных групп. Правда, историческая наука, как уже говорилось выше, не располагает убедительными доказательствами, могущими подтвердить столь древнее происхождение торгоутов, дербетов, хойтов и т.д. Но если бы даже дело обстояло так, то невозможно себе представить, чтобы роды и племена могли сохраниться у ойратов и калмыков в почти нетронутом виде до XVIII - XX вв. Родоплеменное деление ойратов и тем более калмыков в своей древней форме и древнем значении было давно пройденным этапом, место родов и племен столетия тому назад заняли ойратская, а затем - калмыцкая народности, поглотившие и растворившие в себе эти архаические общественные группировки.

Что же в таком случае представляли собой торгоуты, дербеты, хойты и другие подобные группировки калмыков в XVII - XVIII вв. и позже? Полной ясности в этом вопросе еще нет. Он требует дополнительного исторического, лингвистического и этнографического изучения. Существует мнение, что в XVII- XVIII вв. торгоуты, хошоуты, дербеты и др., равно как и более дробные их подразделения, все еще представляли собой более или менее компактные массы людей, связанных общностью происхождения, диалекта, обычаев, исторической судьбы и т. п. и являвшихся, таким образом, сохранившимся остатком, пережитком соответствующих родоплеменных объединений прошлого.

Существует и другое мнение, согласно которому торгоуты, дербеты, хошоуты и др. в описываемое время представляли собой уже не этнические общности, а фамильные прозвания нойонов, державших власть в своих руках, собственников нутуков и улусон, княжеских династий, стоявших во главе соответствующих феодальных владений. Сторонники этого мнения допускают, что в далеком прошлом торгоуты, дербеты, хойты, хошоуты и др. действительно представляли собой родовые и племенные объединения. Но в ходе истории эти объединения дробились, перемешивались, сливались и исчезали, уступая место другим, более прогрессивным формам этнических и социальных образований. Результатом этого исторического процесса явилось то, что к XVII-XVIII вв. такие объединения означали уже не роды и не племена, а фамильные имена правящих династий, наследственно властвующих аристократических родов, по имени которых звали и феодально зависимых от них непосредственных производителей - «харачу» («людей черной кости»), независимо от их происхождения. Вчера эти люди находились под властью торгоутских ханов и князей, а потому назывались торгоутами; сегодня их подчиняли себе дербетские ханы или тайши, и они становились дербетами, по этой же причине они завтра могли стать хойтами или хошоутами. К оказанному следует добавить влияние российского законодательства и российской администрации, способствовавших стабилизации сложившегося в Калмыкии административно-политического устройства, препятствовавших свободному переходу людей из одного улуса в другой, от одних правителей к другим и тем самым закреплявших за харачу фамильные имена их ханов и князей.

Известно, что наиболее крупными мопголоязычными компонентами, составившими единую калмыцкую народность, являются торгоуты и дербеты, в состав которых вошли остатки таких более или менее древних родоплеменных и территориальных групп, как хойты, меркиты, урянхусы, цоросы, батуты, чоносы, шарнуты, харнуты, абганеры и др. Данные источников свидетельствуют, что эти группы с течением времени, особенно в период XVI- XVII вв., поглощались торгоутами и дербетами, постепенно ассимилировавшими их. В результате этого меркиты, батуты, урянхусы и харнуты оказались в составе торгоутов и именуются торгоутами, а чоносы, абганеры, цоросы, шарнуты и др. вошли в состав дербетов и именуются дербетами.

Но кроме монголоязычных компонентов в состав калмыцкого народа вошли и другие этнические группы тюркского, финно-угорского, кавказского и славянского происхождения, тесные контакты и многосторонние связи с которыми получили широкое развитие с момента поселения калмыков на Волге.