Квест-игра по развитию речи. Квест — игра для родителей «Страна развития речи Квест в логопедической подготовительной группе

Ребята у нас в детском саду проходит выставка сказок. Все лучшие книжки представлены на этой выставке. Вы можете взять понравившуюся книгу и в группе прочитать и потом снова вернуть на выставку.

А что с нашей выставкой?

Кто это повесил замок? Дети находят письмо и читают (прил№1)Что же нам делать? Ведь малыши не прочитают эти книжки и не познакомятся с интересными сказками. Давайте подумаем, мы прочитали с вами много сказок. С помощью чего герои перемещались в сказках. Замечаем волшебный сундук. В сундуке лежит: сапог, ковер самолет, тарелочка. Может, что то и поможет попасть в волшебную страну? (выбор летательного аппарата). Выбрали ковер самолёт

Музыка. Прилетели. Нам надо выполнять задания быстро и дружно, а то волшебство закончится, и мы не сможем вернуться обратно.

Так по карте мы видим, что средство передвижения мы выбрали правильно. Что надо делать дальше?

Нам надо помочь золушке. Кто в сказке давал ей задание? А куда хотела отправиться Золушка? Давайте ей поможем, а то она не попадёт на бал и не встретит принца и сказки не будет.

Задание. Сколько времен года мы знаем? Надо разложить предметы по временам года. Обсуждение. Получили букву за правильное выполнение задания.

Задание следующее. Репка.

Что за сказка кошка, внучка, мышь, ещё собака Жучка деду с бабой помогали, корнеплод сей собирали? Нам надо вспомнить персонажей сказки и выбрать и поставить их, так как в сказке они тянули репку, и ответить на вопросы.

Кто находится между бабкой и Жучкой?

Назовите следующий за дедом персонаж.

Назовите самый маленький и большой персонаж.

Сколько участников сказки тянуло репку?

Сколько из них животных и людей? Получаем букву (А)

Следующее задание.

Рукавичка и колобок надо сразу выполнить два задания, как мы можем это сделать?

Вот и подсказка. Волшебный мешочек. Как он может нам помочь. Делимся на две команды колобок и рукавичка.

Надо воспроизвести сказку и наклеить персонажей сказки. (з)

Вторая команда разрезная картинка составить.(к)

Надо выбрать части тела парные и непарные.

П. Н.(картинки: нос, ухо, глаз, рука, нога, голова, живот, грудь, щека, губы). Вам надо угадать загадку, и тогда узнаем, кто украл книгу. Эти все части тела есть у следующего персонажа.

Эта старушка не любит детей
Часто пугают ей малышей.
У бабушки есть костяная нога,
Зовут же старуху (Баба Яга) Где же она живет?

Баба Яга

Ну, зачем пришли? Я вот тут зачиталась, скучно мне сможете развеселить, то отдам вам ключ, а нет так съем всех. Согласны? Что же нам делать?

А ну моя любимая заиграй. Бабка Ёшка костяная ножка. Танец с бабкой Ягой. Ну ладно, следующее задание назовите, из какой сказки эти картинки. Ладно, справились. Если отгадаете загадку, отдам вам ключ. Что это. В ней всегда конец хороший. Добрый молодец пригожий. Бабка Ёшка у окна. Догадайтесь, кто она? А поможет ответить буквы, что вы получали. Сложите их, и получится слово ответ на загадку. СКАЗКА. Отдает книгу. Дети отправляются в детский сад.

По дороге на ковре самолете выясняем, где мы были, что нам понравилось. Помогли ли мы детям. А зачем нужны детям книги? Каждый выскажет свое мнение. Открываем замок и открываем выставку.(на выставке книги сделанные своими руками).

Данная разработка полезна воспитателям ДОУ для использования в совместной деятельности с детьми по развитию речи. В конспект занятия включены упражнения на закрепление графического образа букв;отрабатку умения детей делить слово на слоги; закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов; совершенствование грамматической стороны речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Досуг по развитию речи детей подготовительной группы квест-игра «В поисках сокровищ»

Программное содержание :

Образовательная область «Речевое развитие».

Интеграция с областями: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». «Физическое развитие»

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная, музыкально-художественная

Цель : Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, формировать умения находить решения на поставленные задания.

Задачи :

Образовательные задачи :

  1. Закрепить графические образы букв;
  2. Отрабатывать умение детей делить слово на слоги;
  3. Закрепить навыки звуко-буквенного анализа слов;
  4. Совершенствовать грамматическую сторону речи (упражнять в использовании слов-антонимов, составлять из слов предложение и согласовывать слова в предложении)

Развивающие задачи:

  1. Развивать речь, память, внимание;
  2. Развивать умения выслушивать высказывания товарищей;
  3. Развивать умение работать сообща и дружно;
  4. Развивать умения отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.

Воспитательные задачи :

  1. Поддерживать инициативность и самостоятельность детей в игре.

Оборудование : СД плеер, мр3 запись «Полет Бабы Яги», «Телефонный звонок», телефон, карта, письмо от Буратино, разрезные буквы, мяч, карточки с буквами К,Н,И,Г,А, сундук-коробка с книгами.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент.

Дети собираются в круг.

Воспитатель: - В круг широкий вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево.

В центре круга соберемся

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем

И игру свою начнем.

  1. Введение в тему.

Звучит музыкальная запись «Полет Бабы-Яги в ступе».

Воспитатель: - Дети, что бы это могло быть (ответы и предложения детей) .

Я сама тоже затрудняюсь ответить, что это такое.

Звучит музыкальная запись «Телефонный звонок»

Воспитатель: - Алло! Слушаю! Да! Поняла! Ребята, оказывается, это пролетела злая

Баба Яга и обронила нам письмо. Давайте мы его поищем.

(Дети с воспитателем находят письмо и читают) .

Воспитатель: - «Дорогие ребята! Пишет вам Буратино. Я узнал, что вы скоро пойдете в школу и решил подарить вам самое ценное на свете сокровище . Но чтобы оно не досталось Бабе-Яге, я спрятал его у вас в группе . В конверте лежит карта поиска сокровища . Будьте внимательны, вас ждут трудности. Если вы выполните все задания, то найдете сокровище . Желаю удачи!»

  1. Проблемная ситуация.

Воспитатель :

Ребята, так что вы решили, будем искать сокровище , которое Буратино приготовил для вас? (ответы детей)

И так вперед! Предлагаю взглянуть на карту, где находится первое испытание? (дети рассматривают карту и определяют начало пути, обозначенное двумя буквами) .

4. Основная часть.

Первое испытание называется «Сломанные буквы» (каждый ребенок выбирает конверт, в котором лежит разрезанная на части буква с картинками-подсказками о том, какую букву надо собирать). Рассмотрите изображения на разрезных частях и соберите из рассыпавшихся элементов букву.

(Дети работают за столами, при необходимости пользуются помощью родителей)

Воспитатель: - Какие буквы у вас получились? (ответы детей)

Какое слово на эту букву можно ещё придумать? (ответы детей)

Воспитатель: -Так здорово! Молодцы! Мы справились с этим заданием! Ой, смотрите, здесь есть ещё буква «К» . Чтобы это значило (ответы детей)

Давайте посмотрим на карту, следующее задание называется «Всё вокруг наоборот». Перекидывая мяч друг другу, мы будем называть противоположные по смыслу слова. Скажу я слово «высоко», а ты ответишь «низко», скажу я слово «далеко», а ты ответишь «близко».

Далеко-близко,

Добро-зло

Вперед-назад

Вверх-вниз

Вежливо-грубо

Узко-широко

Мягко-твердо

Горячо-холодно

Сухо-мокро

Грязно– чисто

Тяжело – легко

Высоко – низко

Громко – тихо

Медленно - быстро

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы быстро и правильно справились с этим заданием. Получайте подсказку – букву Н. (Дети садятся на ковер)

А теперь дорога на карте делает поворот и мы оказываемся у отметки «Придумай слово». Я буду загадывать слова и прохлопывать слоги, а вы отгадайте эти слова.

Это третий день недели (сре-да). Это домик, который сделали своим жильём звери (те-ре-мок). Какой сейчас месяц (ап-рель). Она исполняла желания Емели (щу-ка). Это девочка из снега (сне-гу-роч-ка). Это овощ, которого называли синьор (по-ми-дор). Это разбойники морей (пи-ра-ты)

Воспитатель: Отлично! И с этим заданием вы справились, получите подсказку-букву И

Музыкальная физминутка . Пришла пора немного отдохнуть. Буратино предлагает сыграть в игру «Моя тетя Весельчак».

Воспитатель: - Но посмотрите, Баба Яга закрывает нам путь. И помогут нам справиться с этой трудностью ваши родители. Для то, чтобы Баба Яга испугалась и улетела необходимо быстро произнести скороговорку.

Макару в карман комарик попал.

Комар у Макара в кармане пропал.

Про это сорока в бору протрещала:

«В кармане Макара корова пропала!»

Воспитатель: - Пора отправиться на поиск сокровищ дальше. Когда баба Яга пыталась унести письмо Буратино оно упало и некоторые слова в предложениях перепутались. Поможем Буратино расставить слова на свои места? (ответы детей)

Дымок, идёт, трубы, из.

С, щенок, играет, мячом.

Стоят, вазе, цветы, в.

Орехи, белка, в, прячет, дупло.

Едет, грузовая, по, машина, дороге.

В, цветет, горшке, фиалка.

Около, муха, жужжит, уха.

Воспитатель: - Молодцы, дети! Вы быстро и дружно преодолеваете трудности, поэтому вам подсказка, это буква Г.

Воспитатель: - Нам предстоит пройти последнее испытание. Буратино просит найти вас в группе 10 предметов, в названии которых есть звук «С».

Дети осматривают игровую комнату, находят и называют нужные слова – предметы.

Воспитатель: - Какие вы внимательные, примите от Буратино последнюю подсказку, букву А. Поздравляю! Вы успешно справились со всеми испытаниями. Можете забрать сокровище.

Воспитатель достает сундук-коробку.

Воспитатель: Но чтобы узнать, что это такое, выложите из букв слово. Это и будет вашим сокровищем!

Дети выкладывают слово «книга», открывают сундук-коробку и достают книги.

Воспитатель: -Ребята, а почему книгу называют сокровищем? (ответы детей)

Воспитатель: - Правильно! Книга – это источник знаний. В ней можно найти ответы на многие вопросы. Она нас учит мыслить, уважать людей и быть честными.

5. Рефлексия.

Воспитатель: -Ребята, а вам понравились наши поиски?

Какое испытание было трудным?

С чем справились быстро?

Вы все молодцы, хорошо справились со всеми трудными заданиями, и нашли сокровище Буратино. До новых встреч!

Конспект

Квест-игра « В гости к сказке»

Подготовили: учитель-логопед -Ушакова Н.С

воспитатель- Никитина О.Н.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие

Интеграция областей: познавательное, физическое развитие

Формы организации коллективной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми

Задачи:

Коррекционно обучающие: Актуализировать знания о сказках (русские народные, авторские, зарубежные и т. д), расширение, уточнение и активизация словаря по теме, Совершенствование грамматического строя речи (подбор признаков предмета), совершенствование слогового анализа и синтеза слов, совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых распространенных предложений).

Коррекционно-развивающие : Развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, речевого слуха и фонематического восприятия, общей моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности, развитие логического мышления, фантазии, воображения.

Коррекционно-воспитательные : формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Материалы и оборудование: атрибуты для оформления сказочного леса, музыкальное сопровождение, карта сказочного леса, иллюстрации сказок, логопедические задания.

Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, театрализованная деятельность вместе с детьми (настольный, кукольный, пальчиковый театр);

Игры – драматизации по сюжетам сказок;

Подвижные игры;

Сюжетно – ролевые игры.

Планируемый результат: У детей развит интерес к сказкам по средством квест-игры.

Ход игры

Вводная часть

Интересуюсь у детей, любят ли они сказки. Предлагаю совершить путешествие в удивительную, новую сказку. Открываю книгу со сказками. А там все страницы пропали.

Задаю вопрос: Ребята как же нам быть? Кто нам поможет?

(выслушиваю детей)

Я, знаю кто нам сможет помочь?

Это жители из сказочного леса,

а укажет дорогу к нему, волшебный клубочек. Чтобы клубочек покатился, надо сказать, волшебные слова.

Воспитатель бросает волшебный клубочек и говорит волшебные слова.

Ты катись, катись клубок,

Через запад на восток.

Покажи нам все дорожки,

Где прошли бы наши ножки.

Дети предлагают свои варианты

Основная часть

Неожиданно раздается мяуканье.

(Из музыкального зала)

В: вот кто нам поможет, это кот ученый

Кот ученый: У лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе том

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Здравствуйте, ребята. Догадались, от куда я? Я очень люблю волшебные сказки, а вы знаете их?

В.: Наши ребятишки знают много сказок, но у нас беда, хотели прочитать книжку со сказками, но страницы все исчезли.

Кот ученый : Я вам помогу собрать все сказки из вашей книжки.

Ребята, давайте образуем круг «Добра».

Мы построим с вами круг

Слева -друг и справа -друг

Никуда не выходи

Ты из круга «Доброты!».

Мы пойдём сегодня в лес,

Там полным полно чудес

Уши, глазки навостри

Ничего не пропусти.

Чтоб не сбиться нам с пути,

С другом мы должны пойти!

Я вас приглашаю в сказочный лес, а где искать сказки нам поможет карта. А как передвигаться по сказочному лесу помогут цифры с волшебными шариками. (Первый шарик с цифрой №1 отдает детям, сам кот)

В лес с ребятами пойдем

Сказок много там найдем

Посмотрите: это дом – (протянуть обе руки вперед ладонями вверх, показывая на дом)

С крышей, дверью и окном

1 . Избушка (Сказка о рыбаке и рыбке)

Кот: Ребята, а скажите кто из сказочных персонажей жил в избушке? (Ответы детей) Что бы вам получить первую сказку из вашей книги, надо выполнить задание, которое приготовила наша сказочная избушка.

Игра «Раздели на слоги»

К речке быстрой мы спустились

Наклонились и умылись.

2. Река.(сказка Гуси-лебеди)

Кот: Это речка не простая, а волшебная, у неё для вас есть задания.

Сухой бассейн: найти сказочных героев, назвать их и полным предложением рассказать из какой они сказки.

Затем кот отдаёт страницу (иллюстрацию сказки) из книги и дети должны отгадать, что это за сказка

Чтобы узнать, как называется сказка, вам воспитатель прочитает отрывок из сказки.

Раз,два,три, четыре,пять

Сказки мы идем искать

3. Дерево. (сказка Иван царевич и серый волк).

Что бы пролезть через пещеру и получить страницу из книги сказок вам нужно выполнить следующее задание.

Игра «Угадай, какой звук первый?».

После выполненного задания дети пролазят через пещеру и находят перья от Жар -Птицы.

Кот: Ребята, как вы думаете, чьи это перья? (Ответы детей) А давайте попробуем на них подуть (Дети выполняют дыхательную гимнастику «Пёрышко»)

Затем кот отдаёт страницу (иллюстрацию сказки) из книги и дети должны отгадать, что это за сказка

Чтобы узнать, как называется сказка, вам воспитатель прочитает отрывок из сказки.

Мы шли,шли,шли

Много сказочек нашли

4. Пещера. (сказка о мертвой царевне и семи богатырях).

Кот : А здесь растет дерево с волшебными яблоками. Скажите, а какое яблоко?

Игра с мячом «Подбери признаки» (Сладкое, спелое, красное, вкусное, жёлтое, зелёное, любимое и т. д.).

В каких сказках встречаются яблоки? (Ответы детей: «Молодильное яблоко, «Серебренное блюдечко и наливное яблочко»). За каждый правильный ответ Кот даёт лист с иллюстрацией этой сказки

Кот: Посмотрите, у меня есть волшебный сундук. Давайте положим туда все страницы из сказок которые вы собрали, и увидим что получится, сейчас я немного по колдую….. и открою сундук, а в нем вас ждет волшебство.

Кот достает книгу со сказками и отдает детям.

Воспитатель и дети благодарят ученого кота за книгу. Кот прощается с детьми и уходит.

Дети с помощью шариков делают дальнейший выбор движения по сказочному лесу.

Заключительная часть

Итог заключительной части

В.: Ребята давайте не много отдохнем, пойдем на полянку и присядем на пеньки.

Воспитатель удивленно - и клубочек наш тут, как тут.

Беседа с клубочком.

Вам понравилось путешествие?

Кого мы сегодня встретили?

В каких сказках мы сегодня побывали?

Чем вам нравятся сказки?

Дети отвечают на вопросы

1 задание.

«Угадай, какой звук первый?» (Определение первого звука в слове: гласный или согласный)

Цель : развитие фонематического слуха, различение гласных и согласных звуков.

Педагог : ребята, слушаем внимательно. Вам нужно определить первый звук в слове гласный или согласный и поднять соответствующий согнал семафора. Если слово начинается на гласный звук, вы поднимаете красный, а если согласный – синий.

Слова: Н езнайка, Айболит, Мальвина, Волк, Пьеро, Изба…..

2 задание.

Игра «Раздели на слоги»

Цель : Развитие слоговой структуры слова, умение делить слова на слоги.

Описание игры : Детям раздаются картинки с изображением персонажей. Они должны это слово разделить на слоги и положить в соответствующую корзину. Слова:1 слог – волк, гном, 2 слога – рыбка, лебедь, щука, Гена, Цветок, 3 слога – лягушка, Айболит, Незнайка.

На современном этапе развития образования наиболее востребованными становятся интерактивные, деятельностные формы организации образовательного процесса. К таким формам относится образовательный квест — приключенческая ролевая игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности и воображение. В ДОУ данная технология используется, как правило, в старшей и подготовительной группах. Участвуя в квесте, дети получают заряд положительных эмоций, возможность показать свои знания, развивают коммуникативные навыки. Педагогу данный вид деятельности позволяет расширить рамки образовательного пространства.

Сценарий логопедического квеста «Отряд «Зеленые ленты»

Вид квеста — линейный

Участники:

  • воспитанники старшей и подготовительной групп компенсирующей направленности.

Оборудование:

  • конверт с письмом, написанным свечкой, план-схема, гуашь, кисточки, вода,
  • зеленые повязки на голову для каждого участника, игрушечные звери (тигр, зебра, бегемот, жираф, леопард, медведь), искусственные цветы (ромашка, ландыш, роза), 3 коробки или шкатулки разного цвета, цветик-семицветик с картинками на звуки Ш и Ж, воздушные шары, игрушка — божья коровка, счетные палочки, листы бумаги, цветные пробки, бенгальские огни, шнурки.
  • образовательная: закрепление навыков звукового анализа и синтеза, слогового состава слова, обогащение активного словаря детей, совершенствование их общей и мелкой моторики;
  • развивающая: развитие внимания, мышления, памяти;
  • воспитательная: формирование предпосылок экологического сознания и умения работать в команде.

Ход игры:

Введение:

учитель – логопед излагает детям историю, формирующую поиск-задание.

Ребята, мы с Мишуткой нашли в логопедическом кабинете конверт, которого раньше там не было. Вы не знаете, что в нем? Тогда давайте откроем его и посмотрим. (В конверте лежит чистый листок и карта-схема) Дети выдвигают свои версии о том, что это за послание.

А вдруг это зашифрованное письмо, написанное тайными чернилами?

Кто знает, как это можно проверить?

Дети отвечают, логопед подсказывает еще один способ: лист надо покрасить гуашью.

Кто попробует? (несколько человек закрашивают лист гуашью).

Ребята, смотрите — появились буквы. Давайте прочтем, что здесь написано: ЗВЕРИ.

Что бы это значило?

Дети высказывают версии.

А вот наш друг Мишутка шепчет мне на ушко о загадочном исчезновении из игрушечного зоопарка животных. Животным угрожает большая опасность: они могут не найти воду или еду, их могут поймать браконьеры и спрятать в тайном месте.

Ребята, а вы знаете, кто такие браконьеры?

Уточняется значение слова БРАКОНЬЕРЫ.

Ребята, поможем найти и спасти животных, ведь в наших руках есть карта?

А что изображено на карте?

Дети отвечают, что узнали игровые площадки детского сада: деревья и кусты изображены зеленым, речка – синим. А крестиками, наверно, обозначены места, где надо искать подсказки.

Нам придется пройти через препятствия и выполнить много заданий, быть внимательными и дружными. Вы, по-прежнему, все согласны отправиться на поиск? Тогда повторяйте за мной:

Раз, два, три и все пятнадцать
Начинаем превращаться
Из мальчишек и девчонок
Мы в помощников зверей.
Звонко мы в ладоши хлопнем,
И ногами громко топнем.
Смелость мы с собой возьмем
И зверят мы всех спасем!

Давайте придумаем название нашей команды.

Отряд «Зеленые повязки». Всем участникам повязывают зеленые ленты.

Этапы игры (движение по карте-схеме)

1. Беседка на игровой площадке.

К потолку и стене беседки прикреплены связанные между собой цветные шнурки, но часть из них не соединена друг с другом.

Учитель-логопед:

Ой, ребята, наверное, у паучка кто-то порвал паутинку, он огорчился, спрятал подсказку и ушел. Давайте поможем ему починить паутинку. И тогда, может быть, мы найдем подсказку. Чинить паутинку будут ребята, в именах которых есть звук С, и на каждый узелок они должны называть слово, начинающееся со звука С (солнце, сабля …) — все участники могут помогать придумывать слова.

Ребята, мы – молодцы: восстановили паутинку!

Теперь внимательно осмотрим беседку — где же наша заветная подсказка? (Ребята находят на лавке под божьей коровкой часть пазла).

Надо оставить паучку послание или знак, что мы нашли пазл? Чем можно написать послание или оставить знак?
Палочкой на земле, зеленой травкой на белой бумаге, выложить из палочек или пробок.

А какой знак оставим? Правильно, солнышко или цветочек.

Дети рисуют, выкладывают из цветных пробок свои знаки и отправляются дальше по карте.

2. Песочница.

Ребята, в песке зарыто 3 коробки, подсказка только в одной из них. Нам необходимо найти коробки, но не открывать их, там могут быть ловушки. Ищут дети, в именах которых есть звук Л.

И еще мы должны составить рассказы из 3 предложений: девочки по картинкам, которые на сиреневой коробке, мальчики — по картинкам на оранжевой коробке.

Дети составляют короткие рассказы.

То, что мы ищем, находится не в красной и не в сиреневой коробочке. Правильно, значит в оранжевой. Молодцы, ребята, а вот и подсказка — еще одна часть пазла.

3 пункт — гриб на пне.

(К пню по земле тянутся 4 цветные веревочки по 5 м).

Ребята, а добраться к следующей подсказке очень трудно, надо переправиться через реку. Ребята, какой может быть река, назовите слова-признаки к слову река? Слова –действия?

Быстрая, горная, плавная, синяя, серая, холодная, глубокая, течет, плещется, несет свои воды.

Ребята, перед нами бурная горная река, а веревочки – это мостик над рекой, идти по мостику надо осторожно.

Делимся на группы и передвигаемся по дощечкам мостика цепочкой, держась друг за друга.

Подсказка на пне под грибом, еще одна часть пазла.

4 пункт — кустарник.

В траве под кустарником рос цветик-семицветик, он бы мог нам помочь, но ветер оторвал все его листочки и разбросал по траве, оставил только серединку: на не написаны буквы Ж и Ш. Поищем листочки.

Мальчики ищут листочки, на которых изображены предметы, начинающиеся со звука С, а девочки со звука Ш.

Ребята, а почему цветочек называется семицветик? (Нашли все семь листочков, прикрепили к сердцевинке.)

Ой, ребята, я вижу еще один листочек, его унесло дальше других. Посмотрите, он такой, как другие?
Он больше, и на нем нет картинки, зато есть что-то в серединке — это подсказка — кусочек пазла.

5 пункт- клумба из искусственных цветов.

До следующей подсказки нам необходимо, ребята, пройти вправо столько шагов, сколько слогов в словах ЛЕТО и ЦВЕТЫ вместе.

Клумба с искусственными цветами.

Ребята, подсказка под тем из них, который здесь лишний.

Цветы РОМАШКА, РОЗА, ландыш (лишний ландыш, т.к. начинается со звука Л, а остальные со звука Р, он один весенний цветок, два других -летние).

6 пункт – дерево.

Ребята, а как называется дерево, нарисованное на карте?

На пути к березе висят воздушные шары.

Ребята, сейчас вам предстоит проявить свою меткость: подсказка в шарике, который находится между желтым и синим. Нужно попасть в него мячом.

Дети бросают мяч в шарик до первого попадания. Шарик прокалывается и достается подсказка

Итак, ребята, мы собрали все части пазла, теперь сложите его и определите то место, где спрятаны звери.
Если вы определили место правильно, возле него засверкают огоньки.

В определенном месте загораются бенгальские огни.

А теперь, чтобы определить какие звери убежали из зоопарка и спасти всех, надо отгадать загадки:

Он ходит, голову задрав,
Не потому, что гордый нрав,
Не потому что важный граф.
А потому, что он -….. (жираф)

В жаркой Африке живет
Неуклюжий…(бегемот)
У него огромный рот,
Он зовется…(бегемот)

Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? …(медведь)

Наверное, в жаркой далекой стране
Она прислонилась к ограде.
Полоски теперь у нее на спине
Как строчки кривые в тетради…(зебра)

Янковская Марина Васильевна, учитель – логопед, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №24 «Солнышко» посёлка Чульман Нерюнгринского района, РС(Я) посёлок Чульман.
В статье рассматриваются вопросы организации квест - игр, нацеленных на работу с детьми дошкольного возраста. В ходе организации работы по квест-технологии рассматриваются задачи образовательного, развивающего, воспитательного направления. Освящаются различные формы организации квест – игр. Этот вид работы у детей пробуждает командный дух, стимулирует гибкость поведения, поиск неординарных решений, желание взаимодействовать как друг с другом, так и со взрослыми.

Дата публикации: 17.04.2018

СТАТЬЯ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

«КВЕСТ- ИГРА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ».

В бесконечном потоке новых идей, задаёшься вопросом – как ввести новые формы работы, адаптировав их к дошкольному воспитанию, как современными играми организовать деятельность ребёнка, развивая его познавательную деятельность и заложить в его воспитание духовно – нравственную основу?

Одним из таких современных игровых форматов, позитивно воспринимаемых молодежью, является квест.

Квест- технология- актуальна в контексте требований ФГОС ДО, способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Интегрируется содержание различных образовательных технологий. У квестов можно выделить большое количество достоинств для детей дошкольного возраста, которые по многим направлениям полностью соответствуют ФГОС ДО: квесты естественным образом осуществляют интеграцию образовательных областей, комбинируют разные виды детской деятельности и формы работы с детьми. Такие игры позволяют объединить всех участников образовательного процесса (детей, родителей (законных представителей), воспитанников и педагогов) в решении образовательных задач в игровой сюжетной и занимательной форме.

Я работаю учителем-логопедом в дошкольном учреждении. В целях развития заинтересованности, мотивирования и создания условий для углубленного развития речи и формирования новых знаний у детей, тоже решила использовать в своей работе реальные квест - игры.

Что же такое квест - игры? Это игры , в которых игрокам необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такие игры можно проводить как в помещении, так и на улице.

Возможно ли использование квестов в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи! Безусловно, да! В логопедической практике квест выступает в качестве приключенческой игры, в которой дошкольникам предлагается решение задач для продвижения в определенном сюжете. Однако, содержание задания, и условия организации игры необходимо выстроить в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями дошкольника. В содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут. Следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся.

Традиционную форму проведения коррекционных занятий я частично заменила на логопедические квесты. Например, коррекционную работу по развитию связной речи можно организовать через проведение квеста, используя при этом на разных этапах опорные схемы, пиктограммы, мнемотаблицы, методы наглядного моделирования и т.д. Особенно актуальны квесты, как проведение итогового занятия по изученной лексической теме.

Общая игровая цель известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех. Общая цель является главным «внутренним мотиватором».

В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.

В ходе организации работы по квест-технологии реализуются следующие задачи:

¾образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;

¾развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне;

¾воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:
1. Доступность - задания не должны быть чересчур сложными для ребёнка.
2. Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.
3. Эмоциональная окрашенность заданий.
4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

Квесты отличаются друг от друга:

¾по числу участников: о диночные и групповые;

¾по продолжительности: кратковременные и долговременные;

¾по содержанию: сюжетные и несюжетные,

¾по структуре сюжетов: линейные (основное содержание квеста построено по цепочке), штурмовые (каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино), кольцевые (ребенок отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания он вновь возвращается к начальной точке)

Формы организации квест - игр:

¾путешествие;

¾детектив;

¾журналистское расследование;

¾научное исследование.

Я в своей работе в основном использую квесты: по количеству участников как одиночные, так и групповые; по продолжительности –краткосрочные; по содержанию- сюжетные; по структуре сюжетов –линейные и кольцевые; по форме организации – путешествие.

Для составления маршрута можно использовать разные варианты:

¾маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);

¾«волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

¾ карта (схематическое изображение маршрута);

¾«волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)

В начале своей работы над квест -играми я столкнулась с некоторыми трудностями. Они заключались в нехватке свободного пространства для передвижения. Поэтому мне пришлось разработать квест- игры на компьютере и проводить их с одним двумя детьми выполняя все задания в логопедическом кабинете. Но и эти трудности возможно преодолеть, рационально используя все помещения дошкольного учреждения.

Наблюдая за детьми и анализируя результат своей работы могу отметить, что процесс внедрения в практику квест-технологии помогли дошкольникам с нарушением речи справиться с застенчивостью, способствовали развитию речи, памяти, внимания, расширению кругозора, развили умение слушать и слышать другого, активизировали речевое общение.

Обучение с применением квестов в логопедической работе положительно сказывается на состоянии речи, что повышает всю эффективность медико-педагогического воздействия.

Список литературы:

1.Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М.. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

3. Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодийвчений. – 2014. – Вып. №6 (09). – С.138-140

4.Сокол І.М. Квест: метод читехнологія? // Комп"ютер у школі та сім"ї. – 2014. – № 2(114). – С. 28-32.

5. Щелина Т. Т. Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у подростков установки ведения здорового образа жизни [Текст] / Т. Т. Щелина, А. О. Чудакова // Молодой ученый. - 2014. - №21.1. - С. 146-149.