Маяковский товарищу кострову о любви. «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» В

Еще работая в Париже в издательстве газеты, Владимир Маяковский в 1938 году пишет стих, на написание которого поэта вдохновила встреча с некой Яковлевой Татьяной, в след за чем и завязались очень хорошие и теплые отношения, а стих поэт называет «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». Этот стих был лицом долгой любовной истории писателя.

Этот стих Маяковский пишет под видом письма, что и отображает его название. В письме автор обращается к конкретному человеку, непосредственно к: «Простите меня, товарищ Костров», чем и начинается его стихотворное письмо. Таким образом, читатель ощущает подлинности и в то же время реальность всех чувств, что описываются. Обращаясь к Костровому, наш герой ведет рассуждения о любви. Довольно таки часто встречаются космические элементы: «На земле огней - до неба… В синем небе звёзд – до черта», «не был бы поэтом – стал бы звездочётом». Главный герой нам твердит, что с любовью все драки бесполезны, пусты сражения: «Ураган, огонь, вода подступают в ропоте». В стихе «Письмо товарищу ….» Владимир Владимирович доносит свою мысль, что «Сердцем всего есть только любовь», но также не пытается завуалировать предложения и мысли, а напротив, как в любви, всё пишет просто и доходчиво, показывая, что чувство любви зарождается в простом сердце обыденного человека: «Мне любовь не свадьбой мерить: разлюбила – уплыла», «Любовь – это значит в глубь двора вбежать». Пользуется поэт и такими простыми выражениями, как «до черта», «ихней». Для избавления от лишней патетики, включается ирония: «Тут бы и у медведей выросли бы крылышки».

В стихотворении не присутствует отождествление: «Любовь не в том, что б кипеть крутей». Разговор о этой эмоции имеет направление: «подымать, и вести, и влечь». Любовь у Маяковского так же описывается как творческая энергия, которую оживили и теперь она у «точке кипения», когда все чувства на своём пике и в обострённом состоянии, что немного напоминает «экстаз». Любовь как чувство поглощения всего вселенной, родом из простой души обыкновенного человека. Надежда умирает последней, но хотелось бы надеяться на лучшее, но «любовная лодка разбилась о быт».

Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви

«Письмо Татьяне Яковлевой» при жизни Маяковского не печаталось, судя по всему, по просьбе Татьяны, которой не нравилось, что он декламирует стихотворение в русских кругах Парижа. Но второе парижское стихотворение, «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», было опубликовано во втором номере журнала «Молодая гвардия», главным редактором которого был Тарас Костров, заказавший Маяковскому парижские стихи. «Письмо» стало бомбой и вызвало мощные протесты пролетарских писателей РАППа - для них писатель, который считал себя коммунистом, не должен писать на подобные темы. Лили не могла протестовать публично, но была глубоко задета «изменой» Маяковского - особенно строками «опять / в работу пущен / сердца /выстывший мотор», которые являлись мощным ударом по ее положению музы поэта. Досадным был сам факт написания этого стихотворения, а публикация подтвердила, что раньше было известно лишь по слухам - что поставщицей горючего для поэтического мотора была теперь не Лили.

Описав первую встречу у доктора Симона - «входит / красавица в зал, /в меха / и бусы оправленная», Маяковский дает определение любви, которое может считаться одним из наиболее сильных в истории русской лирики:

Публикуя этот гимн силе любви, Маяковский рисковал репутацией пролетарского поэта, в чем он, естественно, отдавал себе отчет. Он всегда болезненно реагировал на намеки о том, что он живет не так, как - по мнению критиков - должен; а любовная связь с «белой» эмигранткой и вовсе превращала его в открытую мишень для нападок. Покупка машины тоже была щекотливым делом в стране, где личные автомобили можно было пересчитать на пальцах одной руки. Понимая, что «рено» зачтут ему в минус, Маяковский защитился стихотворением «Ответ на будущие сплетни», объясняя, что он заплатил за машину своим пером: «Две тыщи шестьсот / бессоннейших строк / в руле, / в рессорах / и в спицах»; «Не избежать мне / сплетни дрянной. / Ну что ж, / простите, пожалуйста, / что я / из Парижа / привез Рено, / а не духи / и не галстук». Стихотворение было написано до того, как машину доставили в Москву, и напечатано в январском номере газеты «За рулем».

Из книги Замысел автора Войнович Владимир Николаевич

Спасибо товарищу Сталину Не знаю, устроено ли это было намеренно, но в той части Ходжента, где обитала наша семья, жили исключительно русские. Таджиков я воспринимал как иностранцев и встречал только за пределами этой части, не считая моей подружки Гали Салибаевой, а также

Из книги Г.Ф. Лавкрафт: против человечества, против прогресса автора Уэльбек Мишель

«Я, естественно, незнаком с явлениями любви, разве что читал по верхам» (письмо от 27 сентября 1919 года Райнхардту Кляйнеру) Биография Лавкрафта включает в себя очень мало событий. «Никогда ничего не происходит», таков один из лейтмотивов его писем. Но можно сказать, что его

Из книги Путник по вселенным автора Волошин Максимилиан Александрович

Письмо из Парижа Анни Безант{1} и «Русская школа»{2}…Эти два впечатления соединились в мозгу в течение одного вечера на расстоянии десяти минут одно от другого.Будучи проездом в Париже, Анни Безант читала публичную лекцию в зале Географического общества. Лекция была

Из книги Зеркало моей души. Том 1. Хорошо в стране советской жить... автора Левашов Николай Викторович

Письмо из Парижа Опубликовано в газете «Русь» (1905. – № 186. – 12 авг.– С. 3). Печатается по тексту этого издания.{1} Безант Анни (1847–1933) – общественная деятельница Индии, председатель Теософского общества (с 1893 г.). Англичанка по национальности. Волошин слушал ее лекцию 18(5) июня

Из книги Последняя осень [Стихотворения, письма, воспоминания современников] автора Рубцов Николай Михайлович

О Сущности, Разуме и многом другом... «Жизнь есть неизбежный результат существования материи, а не какая-то аномалия, возникшая на одной из планет с задворок одной из галактик. Сущность, душа, из категорий мистических переходит в категорию явлений эволюции живой материи.

Из книги Сентиментальные прогулки по Москве автора Фолиянц Каринэ

Из книги Журналистика и разведка автора Чехонин Борис Иванович

Из стихотворения «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» Простите меня, товарищ Костров, с присущей душевной ширью, что часть на Париж отпущенных строф на лирику я растранжирю. Представьте: Входит красавица в зал, в меха и бусы оправленная. Я эту красавицу

Из книги Мертвое «да» автора Штейгер Анатолий Сергеевич

«Товарищу Чехонину от парткома КГБ» Первые дни работы и с места в карьер приходится «оправдывать доверие партии». В ТАСС пришел новый заместитель генерального директора - генерал КГБ Вячеслав Ервандович Кеворков, опытный контрразведчик, тот самый, который «брал» в

Из книги Сталин. Портрет на фоне войны автора Залесский Константин Александрович

«В сущности так немного…» В сущности так немного Мы просим себе у Бога: Любовь и заброшенный дом, Луну над старым прудом И розовый куст у порога. Чтоб розы цвели, цвели, Чтоб пели в ночи соловьи, Чтоб темные очи твои Не подымались с земли. Немного? Но просишь года, А в

Из книги Готфрид Лейбниц автора Нарский Игорь Сергеевич

Телеграмма товарищу Комарову Надеюсь, что Академия наук СССР возглавит движение новаторов в области науки и производства и станет центром передовой советской науки в развернувшейся борьбе со злейшим врагом нашего народа и всех других свободолюбивых народов - немецким

Из книги 891 день в пехоте автора Анцелиович Лев Самсонович

От сущности к явлениям Проблема материального проявления мира духовных сущностей - одна из центральных у Лейбница. Ее разрешение позволило бы обрести органическое единство науки и философии, а в области самого научного знания - сомкнуть математику, психологию и

Из книги Поль Гольбах автора Кочарян Мусаел Тигранович

Из книги Мирза-Фатали Ахундов автора Мамедов Шейдабек Фараджиевич

Из книги Парижские тайны. Жизнь артиста автора Маре Жан

1. О происхождении и сущности религии Ахундов определяет религию как систему взглядов и правил, заключающую в себе три элемента: «веру, богослужение и нравственность» (4, 162). При этом третий элемент, по его мнению, является главным, решающим во всех религиях. «Главная цель

Из книги В Париже. Из писем домой автора Родченко Александр Михайлович

Из книги автора

От товара к товарищу В 1925 году выдающийся советский художник Александр Родченко в первый и единственный раз в своей жизни оказался за границей. Несмотря на то, что Родченко прибыл в Париж для работы (постройки, как бы мы сейчас сказали, инсталляции – «Рабочего клуба» в

Стихотворение Маяковского
Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви.

Маяковский высоко ценил лирику как поэтический жанр. Поэтлирик для Маяковского - своеобразный пропагандист определенного круга чувств и эмоций. И весь вопрос в том, за какие чувства и переживания «агитирует» лирик, насколько ярко, художественно убедительно и неповторимо они выражаются. Представление о лирике Маяковского будет неполным без знакомства с его стихами о любви. Наверное, больше нигде новаторский характер лирики поэта не проявился с такой выразительностью, как в постановке этой «вечной» темы поэзии. Особенно это касается произведений последнего периода его творческого пути - двух поэтических «писем» - «Письма товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письма Татьяне Яковлевой». Написаны они осенью 1928 года во время пребывания Маяковского в Париже под впечатлением знакомства с Татьяной Алексеевной Яковлевой, уехавшей из СССР в Париж к отцу-художнику.
Маяковский в стихотворении «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», по сути, дает свое видение того, какой должна быть любовная лирика нового типа. Этим произведением он утверждал, что цель поэзии - «подымать, и вести, и влечь» - распространяется и на любовную лирику. Стихи о любви должны помогать тем, кто «глазом ослабли».

Тарас Костров был редактором «Комсомольской правды», в которой сотрудничал Маяковский и которой он был командирован в Париж. Этим и объясняется выбор вынесенного в заголовок адресата письма. В заглавии определена и тема - «о сущности любви». Такая формулировка темы как бы пародирует философский трактат. Но кроме этого, в заголовке подчеркнуты и этико-философский аспект темы, и ее отчасти ироническое звучание. Таким образом, мы видим, что серьезные мысли поэта соседствуют с шуткой, иронией; что возвышенное облекается в форму легкого юмора, высокое нарочито «снижается». Эта тенденция проявляется с первых же строк:

Простите

Товарищ Костров,

С присущей

Душевной ширью,

Что часть

На Париж отпущенных строф

На лирику

Растранжирю...............

Читает Евгениий Киндинов

Евге́ний Арсе́ньевич Кинди́нов (род. 24 мая 1945) - советский и российский актёр театра и кино, Народный артист РСФСР. Евгений Киндинов родился в 1945 году в Москве. Окончил Школу-студию МХАТ в 1967 году (курс В. К. Монюкова). Актёр МХТ имени Чехова.

Влади́мир Влади́мирович Маяко́вский (7 (19) июля 1893, Багдади, Кутаисская губерния - 14 апреля 1930, Москва) - русский советский поэт.
Помимо поэзии ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый Фронт»), «Новый ЛЕФ».
В своих произведениях Маяковский был бескомпромиссен, поэтому и неудобен. В произведениях, написанных им в конце 1920-х годов, стали возникать трагические мотивы. Критики называли его лишь «попутчиком», а не «пролетарским писателем», каким он себя хотел видеть. Немаловажно, что за два дня до самоубийства, 12 апреля, у него была встреча с читателями в Политехническом музее, на которой собрались в основном комсомольцы; было много хамских выкриков с мест. В какой-то момент он даже потерял самообладание и сел на ступеньки, ведущие со сцены, опустив голову на руки.
В предсмертном письме от 12 апреля Маяковский просит Лилю любить его, называет её (а также Веронику Полонскую) среди членов своей семьи и просит все стихи и архивы передать Брикам.

Маяковский - одна из самых сложных и противоречивых фигур в русской литературе XX века. С одной стороны - одаренный поэт, талант которого признавали практически все современники (хотя многие из них и придерживались других взглядов на литературу и искусство). С другой - неистовый сторонник и пропагандист социализма, человек, воспевший разрушительную революцию 1917 года и ее вождя, сторонник самых радикальных действий, как в литературе, так и в жизни.
Эта противоречивость присутствует и в творчестве Маяковского. В годы социализма в пропагандистских целях выпячивалась политическая составляющая его поэзии, в то время как лирическое начало, а тем более протестные ноты (например, во вступлении в поэму «Во весь голос») затушевывались.
Однако время изменилось. Социализм ушел в небытие, и на первый план вышла не идеология, а проблемы общечеловеческие, темы, близкие и понятные всем людям. И среди них, конечно же, любовь.
Любви у Маяковского посвящено на удивление много стихов. Гораздо больше, чем можно было ожидать от «рупора эпохи», «горлана-главаря». Многие стихи Маяковский посвящал женщинам, которых любил. Это и Лиля Брик, и Вероника Полонская, и Татьяна Яковлева.
Татьяна Яковлева была эмигранткой. Маяковский познакомился с ней в Париже и - тут же влюбился. История их взаимоотношений была полна встреч, расставаний, счастья, страданий. Бытовые неурядицы, ревность Лили Брик, необходимость добиваться виз - все это изматывало Маяковского. Однако он ничего не мог делать наполовину. Он никогда и ни в чем не шел на компромисс - ни в личном, ни в общественном. Он так работал, так жил. И он так любил.
Именно чувство к Татьяне Яковлевой послужило толчком к созданию стихотворения «Письмо товарищу Кост- рову из Парижа о сущности любви». Однако примечательно, что Маяковский не ограничивает своих задач признанием в любви своей избраннице. Для него стихотворение - повод задуматься о любви вообще, попытаться понять, что это за чувство, отделить истинную любовь отложной, от подделки под настоящее чувство. Жанр стихотворения - послание (письмо), что вполне традиционно для любовной лирики. Однако кому адресовано письмо? Весь парадокс состоит в том, что адресатом является не любимая поэта, а редактор газеты «Комсомольская правда» и журнала «Молодая гвардия» Костров. Другими словами, письмо адресовано в газету, т. е. широким массам людей, которые эту газету прочтут. Таким образом, фактический адресат оказывается фиктивным, введенным в образную структуру произведения лишь для того, чтобы сохранить традиционную форму поэтического послания, придать тому, что говорится, характер личного общения, лирического монолога.
Обращаясь ко всей многомиллионной аудитории, Маяковский утверждает вселенский размах любви, необъятность этого чувства. Это борьба и столкновение стихий:
Ураган,
огонь,
вода
подступают в ропоте...
По Маяковскому, любовь - это когда «в работу пущен сердца выстывший мотор».
На земле
огней - до неба...
В синем небе
звезд -
до черта.
Любовь способна ворочать горы, свершать чудеса. Однако Маяковский очень четко расставляет акценты. Любовь порождает подъем сил, поселяет в человеке стремление творить. Она ценна в первую очередь тем, что возвышает человека, делает его лучше. Она заставляет его стремиться к знаниям, становиться добрее.
Любовь
не в том,
чтоб кипеть крутей,
не в том,
что жгут угольями,
а в том,
что встает за горами грудей
над
волосами-джунглями.
Маяковский противопоставляет подобное всеобъемлющее чувство (которое он считает любовью истинной) чувству ложному, «прохожей паре чувств», «дряни». Настоящая любовь, считает поэт, «измеряется не свадьбой». Это чувство захватывает человека целиком, когда он «среди ночи рубит дрова силой своей играючи», это когда ревнуют беспричинно, «к Копернику», а не «к соседу».
Любовь, по Маяковскому, это такое чувство, при котором «сонм видений и идей полон до крышки» и при котором даже «у медведей вырастают крылышки». Тот избыток сил, та полнота жизненных переживаний, которые испытывает человек, полный любви, являются истоком поэтического творчества, основным побудительным импульсом.
И вот
с какой-то
грошовой столовой,
когда
докипело это,
из зева
до звезд
взвивается слово
золоторожденной кометой.
Это чувство помогает человеку не только ощутить избыток сил, но и стать качественно другим: то есть начать думать не только о себе, но и стремиться, чтобы другим людям было столь же светло жить. Поэт готов «подымать, и вести, и влечь, которые глазом ослабли». При этом Маяковский это не считает каким-то из ряда вон выходящим чувством, уделом исключительных личностей. Это «человеческая, простая» любовь, на которую способен каждый - нужно лишь иметь смелость и желание быть настоящим человеком. Собственно, в этом и состоит смысл обращения Маяковского к широкой аудитории.
Итак, в стихотворении «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» Маяковский говорит, по существу, о новом человеке, сильном духовно и морально, способном на всепоглощающую, самоотверженную любовь. Поэт резко противопоставляет «истинное» и «ложное» чувство, подчеркивая, что настоящая любовь никогда не бывает эгоистична. Именно избыток сил, который дает человеку это чувство, заставляет его творить, созидать, строить.
Лирика Маяковского была важным этапом в развитии русской литературы XX века, ее сила, ораторская мощь, но вместе с тем и проникновенный лиризм, оказали колоссальное влияние на всю последующую поэзию.

«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»


Стихотворение «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» является одним из наиболее известных произведений любовной лирики В. Маяковского. Оно адресовано Тарасу Кострову (А.С. Мартыновскому), критику и публицисту, редактору «Комсомольской правды» и «Молодой гвардии».

Организация лирического сюжета в данном произведении строится по принципу ассоциации, что соответствует общему художественному мировоззрению сложной и противоречивой эпохи начала XX в., когда один за другим рушились столетиями складывающиеся жизненные порядки и устои. Сам сюжет в стихотворении при этом вторичен, подчинен главному - стремлению выразить переживания лирического героя.

Произведение чрезвычайно динамично, передает состояние глубокой взволнованности лирического героя. В нем присутствуют характерные черты поэтики В.В. Маяковского: риторические вопросы, смена ритмов, инверсии (обратный порядок слов). Сильно исповедальное начало. При этом отличительной особенностью лирического героя является са-моирония:

Мчат
авто
по улице,
а не свалят наземь.
Понимают
умницы:
человек -
в экстазе.

Лирический герой настойчиво ищет определение любовному чувству. Для него это прежде всего сильное эмоциональное переживание, дающее человеку мощный энергетический подъем:

Любить -
это значит:
в глубь двора
вбежать
и до ночи грачьей,
блестя топором.
рубить дрова,
силой
своей
играючи.

Любовь для лирического героя - это не столько счастье, сколько страдание. Чувство его глубинно и масштабно. Он отвергает всяческие условности в отношениях мужчины и женщины (свадьбу, венчание). Не это определяет силу любовного чувства, которое неподвластно никаким общественным законам и условностям.

Примечательно, что В.В. Маяковский стремится искать новые изобразительно-выразительные средства языка. Вместо традиционно напрашивающегося эпитета «черная» или «темная», он выбирает необычный эпитет-неологизм «грачья ночь», что одновременно помогает поэту индивидуализировать любовное переживание.

Стихотворение написано в жанре послания. Первоначально обращенное к товарищу Кострову, оно постепенно перерастает в разговор с парижской красавицей, в меха и бусы оправленной.

В воспоминаниях современников о В.В. Маяковском образ парижской красавицы прочно связывается с образом Татьяны Яковлевой. Увлечение пролетарского поэта, агитатора, трибуна, главаря, эмигранткой и невозвращенкой выглядело по меньшей мере скандальной историей.

В поэтической традиции одним из центральных образов романтического пейзажа является образ звезды. В.В. Маяковский одновременно и продолжает традицию классических произведений любовной лирики, и полемизирует с ней. В данное произведение, как и во многие другие стихотворения В.В. Маяковского, удачно вписывается городской пейзаж. Ведь даже суета площадного шума, кутерьма движущихся экипажей и автомобилей не могут заслонить от истинного поэта звезд, высоких и величественных небесных светил. Поэтическое слово, по мнению автора, также вечно, высоко и торжественно, как эти звезды. Оно уподобляется золоторожденной комете, озаряющей небосклон мечтательной паре влюбленных, уединившейся в беседке сиреневой.

Как видим, пейзаж у В.В. Маяковского глубоко прочувствован, динамичен, подчинен лирическому переживанию. В финале же простая человеческая любовь оказывается сильнее урагана, огня и воды. С другой же стороны, любовь ставится в один ряд с извечными образами хаоса, ломающего привычные жизненные устои. Подобно урагану она сокрушает все на своем пути. Любовь не горит в огне и не тонет в воде. Она органично связана со всей жизнью лирического героя, у которого конкретное романтическое чувство к прекрасной девушке перерастает в любовь к миру вообще.