Менгу тимур хан золотой орды семья. Сериал «Золотая Орда»: правда о том, как все было на самом деле

Монголо-татарское иго было вовсе не таким, каким его долгое время описывали отечественные историки, а реальные монголо-татары отличались от тех, какими мы их можем видеть в новом сериале «Золотая Орда»

О том, что в истории Руси был долгий и тяжелый период монголо-татарского ига, мы помним со школы. Но вот как все было на самом деле в те времена – вопрос сложный. Над одной из главных телепремьер сезона – сериалом Первого канала «Золотая Орда» – работали три консультанта, и каждый из них рассказывал про монголо-татар абсолютно разные вещи. Что, впрочем, не удивительно: период ордынского ига – один из самых противоречивых в истории Руси. Исследователи уже много лет не могут прийти к общей точке зрения, некоторые даже сомневаются в том, существовало ли иго на самом деле.

Золотая Орда в кино и в реальности


Действие «Золотой Орды» разворачивается в конце XIII века – в самый разгар монголо-татарского ига, отсчетной точкой для которого считается 1237 год, начало глобального похода монголо-татар на Русь. Создатели сериала еще накануне премьеры признались, что их проект – не историческая реконструкция, а фильм-сказка, фэнтези. Поэтому искать параллели между реально существовавшими персонажами и героями «Золотой Орды» не стоит. Так, главный герой картины, князь Ярослав (его сыграл Александр Устюгов ) исторического прототипа не имеет – это собирательный образ.

Как рассказывал режиссер сериала Тимур Алпатов , историческая часть картины давалась особенно тяжело. Готовились к съемкам несколько месяцев. Каждый из трех консультантов имел свою точку зрения на то, как выглядели, как вели себя монголо-татары, на то, какое влияние на русские земли оказал этот период.

В итоге через четыре месяца изучения материала режиссер пришел к выводу, что до истины докопаться просто невозможно – и решил не гнаться за историческими соответствиями, а снимать историческое фэнтези.

Потомки Чингисхана


Впрочем, имена некоторых исторических персонажей, которые мы слышим в фильме, встречаются и в летописях. Фигурирующий в картине хан Берке (актер Рамиль Сабинов ) был внуком Чингисхана , правил Ордой с 1257 года до своей смерти в 1266-м. А в первой серии «Золотой Орды» на Русь прибывает посланник, красавец хан Менгу-Темир (его сыграл актер Санжар Мадиев ). Реальный Менгу-Темир (Тимур ) жил в конце XIII века, был внуком хана Батыя , преемником хана Берке и имел хорошие отношения с Русью и многими ее князями.

В частности, считается, что благодаря ему состоялось историческое примирение великого князя тверского Ярослава Ярославовича с новгородцами. Менгу-Темир ввел значительные налоговые льготы для русской православной церкви и активно поддерживал православие.

А вот сюжет с «подаренной» ему женой русского князя (Устинью сыграла Юлия Пересильд ) в исторических источниках никак не фигурирует – но известный факт: ордынцы нередко брали русских женщин не только в наложницы, но и женились на них.

Так ли хан был хорош собой, как показано в сериале, в источниках тоже не упоминается. Внешний вид героев «Золотой Орды», конечно, создатели сериала порядком приукрасили – слишком ладно сидит по фигуре одежда, слишком аккуратные у мужчин стрижки, а у женщин укладки, а красивые и богатые украшения смотрятся все же чересчур современно.

Все женщины, и из Золотой Орды, и из русских земель – как на подбор красавицы, хотя сохранилось достаточное количество упоминаний о том, что многие представительницы Золотой Орды были откровенно нехороши собой. Но у создателей фильма свой взгляд: кто захочет смотреть на некрасивых женщин в кино?

Да и молодой хан и другие ордынцы выглядят слишком уж свежо, в то время как образ жизни и годы, проведенные в походах и степях, явно должны были наложить свой отпечаток. Впрочем, жанр исторического фэнтези позволяет подобные вольности.

Кстати : Актерам, участвовавшим в съемках, пришлось активно заниматься физической подготовкой. Так, мечи весили около 8 килограммов, а кольчуги – около 20, некоторые доспехи монгольских воинов были еще тяжелее. Всего же для «Золотой Орды» создали около 2000 исторических костюмов.

А было ли иго?


О том, как тяжело приходилось на Руси во времена монголо-татарского ига, слышали все. Но вот насколько можно доверять этим сведениям? Что интересно, этот термин в ранних русских летописях и свидетельствах современников найти нельзя – об ордынском иге заговорили только на рубеже XV-XVI веков, первые упоминания ига встречаются в польской исторической литературе – а полякам, стремившимся в то время к господству над Русью, было выгодно представить ее историю в максимально «черном» цвете. Возможно, именно тогда возникло представление о монголах как о необразованных грязных дикарях, которое совершенно не соответствовало действительности.

Как считает большинство современных историков, рассказы об ужасах и тяготах этого периода, да и о многих событиях, начиная от разорения Руси ханом Батыем, сильно преувеличены – а так как за давностью лет реальные события обросли множеством легенд, докопаться до истины сегодня достаточно сложно. Некоторые исследователи считают, что на самом деле среди монголо-татар монголов почти не было – были татары.

Есть версия, что на самом деле не было и никакого ига, монголы очень лояльно относились к русским, а то, что впоследствии стали называть данью, на самом деле было платой за определенные услуги. Есть достаточно много доказательств того, что размер дани, даже если она и действительно существовала, в последующие века был сильно преувеличен. А Русь разоряли междоусобицы князей, которые совершали набеги и грабили соседей, а также привлекали для дележки земель многочисленных союзников – хоть татар, хоть поляков, хоть разбойников с большой дороги. Да и набеги крымских ханов, которые начались уже после татарского ига, разорили русские земли намного сильнее.

Что интересно – сохранились сведения о том, что ханы Золотой Орды были вынуждены сами платить дань русским речным пиратам-ушкуйникам, орудовавшим на Волге, и даже просили защиты от них у русских князей – уж больно это плохо вяжется с образами завоевателей.

Как бы то ни было, этот период в русской истории имел и свои плюсы. Так как ханы очень лояльно относились к православию, это способствовало распространению влияния русской церкви.

Вопреки стереотипу, что Орда была невежественна, замкнута и чужда просвещению, который совершенно не соответствует действительности, этот период способствовал развитию географии и других наук. Кроме того, Золотая Орда вовлекла Русь в широкую международную торговлю. Так что утверждать, мол, отсутствие «ига» пошло бы на пользу историческому развитию страны, как некоторые уверяли ранее, современные историки избегают.

(1282 )

Менгу́-Тиму́р (в русских летописях - Мангутемир ; ум. ок. ) - хан улуса Джучи (Золотой Орды) ( -), ставшего при нём формально независимым от Монгольской империи . Сын Тукана, внук Бату , преемник Берке .

Жизнеописание

Во время его правления началось усиление власти темника Исы Ногая . Тестем Ногая был византийский император Михаил VIII , а сын Ногая Чака был женат на дочери куманского правителя Болгарии. Менгу-Тимур уговорил Ногая держать свои штаб-квартиры в Курске или Рыльске и занимать пост ордынского наместника (темника, воеводы-беклярбека) на Балканах .

Менгу-Тимур разрешил генуэзцам через своего наместника в Крыму , племянника Оран-Тимура, селиться в Кафе , вследствие чего оживилась Крымская торговля и увеличилось значение полуострова и его столицы Солхата .

В 1269 году по просьбе новгородцев Менгу-Тимур прислал в Новгород войско для организации похода на ливонских рыцарей , причём одной военной демонстрации у Нарвы было достаточно для заключения мира «по всей воле новгородской» . В Никоновской летописи это было описано так: …князь велики Ярослав Ярославич, внук Всеволожа, посла к Володимерю собирати воинства, хотя ити на немци, а собрася сила многа, и великий баскак Володимерский Иаргаман и зять его Айдар со многими татары приидоша, и то слышавше немци устрашишася, и вострепетавше прислаша дары послы своя, и добиша челом на всеи воли его, и всех подариша, и великого баскака, и всех князей татарских и татар; зело бо бояхуся и имени Татарского. И тако всю волю сътворивше великого князя Ярослава Ярославича, и Наровы всея отступишася и полон весь возвратиша (ПСРЛ, т. X, стр. 147).

Также по приказу Менгу-Тимура был казнён в 1270 году рязанский князь Роман Ольгович , который вступился за своих подданных и, согласно доносу, осуждал веру хана, поэтому должен был понести наказание в соответствии с религиозным законодательством Ясы - его заживо разняли по суставам . В 1274 году поход на Кавказ и разорение яского города Дедяков . В походе участвуют и русские полки.

В 1275 году хан оказал поддержку галицкому князю Льву Даниловичу в боевых действиях против литовского князя Тройдена .

Менгу-Тимур продолжал политику своих предшественников по укреплению самостоятельности и повышению влияния улуса Джучи в составе Монгольской империи . По его указу была проведена перепись на Руси с целью упорядочения сбора дани . Правительство Менгу-Тимура предприняло меры, направленные на укрепление власти хана в улусе Джучи: остальные ханы не получали основных средств. Аппарат имперских чиновников, созданный для сбора дани с подвластных территорий, потерял своё значение - теперь дань непосредственно поступала к самому хану. Русские, мордовские, марийские князья (и князья других народностей Золотой Орды) получили вместе с ярлыком финансовый реестр для сбора золотоордынской дани, которой облагались и жители Золотой Орды. Они делились на две категории: горожане (не участвующие в войнах), которые платили десять процентов от прибыли, и кочевники (пополнявшие войско) выплачивающие сотую часть прибыли .

Менгу-Тимур начал чеканить монету со своей тамгой в городе Булгаре . Строились новые города: Аккерман (ныне Белгород-Днестровский), Килия (самый западный город Золотой Орды, находившийся в нескольких десятках километров от Чёрного моря), Тавань (в 40 км выше Херсона), Кырк-Ер (недалеко от Бахчисарая), Солдайя (Судак), Азак (Азов), Сарайчик (в 60 км выше современного Атырау), Искер (близ Тобольска) и другие. В годы правления Менгу-Тимура в Крыму была основана генуэзская колония Кафа .

При нём татары вместе с русскими князьями, совершили походы на Византию (около 1269-1271), в Литву (1274), на Кавказ (1277).

Отношение к православной церкви

От имени Менгу-Тимура написан первый из дошедших до нас ярлыков от 1267 года об освобождении русской церкви от уплаты дани Золотой Орде. Это своего рода хартия неприкосновенности для церкви и духовенства Руси - в начале ярлыка было помещено имя Чингисхана , для пущего усиления документа. Надо заметить, что следуя заповедям Ясы Чингисхана, ханы и до Менгу-Тимура не включали русских настоятелей, монахов, священников и пономарей в число «сосчитанных» во время переписи (Лаврентьевская летопись).

Теперь же в ярлыке были утверждены привилегии духовенства как широкой общественной группы, включая и членов семей; церковные и монастырские земельные угодья со всеми работающими там людьми не платили налога; и все «церковные люди» были освобождены от военной службы. Мусульманские купцы прекратили занимать должности налогосборщиков среди крестьян и оскорбление (клевета, поношение) православной религии (в том числе со стороны мусульман) каралось смертью. Ордынским чиновникам запрещалось под страхом смерти забирать церковные земли, требовать выполнения какой‑либо службы от церковных людей. Запрещалась даже хула на церковь! Льготы Менгу-Тимура православной церкви по сравнению с ярлыками его предшественников были так велики, что в Московском Летописном своде конца XV века прямо написали: ... умре царь татарский Беркаи, и бысть ослаба христианом от насилие бесермен .

За дарованные привилегии от русских священников и монахов требовали молить Бога за Менгу-Тимура, его семью и наследников. Особо подчеркивалось, что их молитвы и благословения должны быть ревностными и искренними. А если кто-то из священнослужителей будет молиться с затаённой мыслью, то он совершит грех (Перевод ярлыка Менгу-Тимура русской церкви на древнерусский язык в книгах: Григорьев, Ярлыки, cc. 124-126; Приселков, Ярлыки, cc. 94-98.) Можно предположить, что текст ярлыка был составлен совместно Менгу-Тимуром (или его главным монгольским секретарём) и епископом Сарая Митрофаном, представлявшим русское духовенство. А если так, то моральная санкция против неискренней молитвы, должно быть, была сформулирована этим епископом.

Благодаря этому ярлыку, а также ряду последующих, русское духовенство составляло привилегированную группу, и именно этим была заложена основа церковного богатства. Об этой странице в истории РПЦ было хорошо известно образованным людям XIX века, например поэту А. С. Пушкину , который в своём письме к П. Я. Чаадаеву писал: Духовенство, пощаженное удивительной сметливостью татар, одно - в течение двух мрачных столетий - питало бледные искры византийской образованности.

При хане епископ Афиноген из Сарая был назначен главой татарской (Волжско-булгарской) делегации, направленной в Константинополь , то есть фактически он стал послом Золотой Орды. Известно правило тех времен, что если член правящей династии Орды становился православным христианином, то он не терял свои права и собственность.

Отношения Менгу-Темира с русскими князьями были относительно хорошими именно из-за его положительного отношения к православной религии. Эта веротерпимость была прописана в Ясе Чингисхана: Чингис Хан не повиновался никакой вере и не следовал никакому исповеданию, то уклонялся он от изуверства и от предпочтения одной религии другой, и от превозношения одних над другими. , чему должны были следовать все правители монголов, но не все следовали, особенно после принятия ислама в Орде. Но сам хан Менгу-Тимур был последователем традиционной монгольской религии и поэтому смог сбалансировать религиозную политику Золотой Орды.

Напишите отзыв о статье "Менгу-Тимур"

Примечания

Литература

  • Вернадский Г. В. = The Mongols and Russia / Пер с англ. Е. П. Беренштейна, Б. Л. Губмана, О. В. Строгановой. - Тверь, М.: ЛЕАН, АГРАФ, 1997. - 480 с. - 7000 экз. - ISBN 5-85929-004-6 .
  • Греков Б. Д. , Якубовский А. Ю. . - М., Л.: Издательство АН СССР, 1950.
  • Егоров В. Л. / Отв. редактор В. И. Буганов. - М .: Наука, 1985. - 11 000 экз.
  • Закиров С. Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом / Отв. редактор В. А. Ромодин. - М .: Наука, 1966. - 160 с.
  • Камалов И. Х. Отношения Золотой Орды с хулагуидами / Пер. с турецкого и науч. ред. И. М. Миргалеева. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2007. - 108 с. - 500 экз. - ISBN 978-5-94981-080-4 .
  • Мыськов Е. П. Политическая история Золотой Орды (1236-1313 гг.). - Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2003. - 178 с. - 250 экз. - ISBN 5-85534-807-5 .
  • Почекаев Р. Ю. . - СПб. : ЕВРАЗИЯ, 2010. - 408 с. - 1000 экз. - ISBN 978-5-91852-010-9 .
  • Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 1960. - 1500 экз.
  • Лавреньтьевская летопись. - С. 475.
  • Селезнёв Ю. В. Элита Золотой Орды. - Казань: Издательство «Фэн» АН РТ, 2009. - 232 с.
  • Григорьев. Ярлыки. - С. 124-126.
  • Приселков. Ярлыки. - С. 94-98.

Ссылки

  • Менгу-Тимур - статья из Большой советской энциклопедии .
  • www.hrono.ru/biograf/bio_m/mengu_timur.html

Отрывок, характеризующий Менгу-Тимур

К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечера нее небо все было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространенным по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились черные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разоренной кочки, в разных мундирах и в разных направлениях, проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад.
– Сдают город, уезжайте, уезжайте, – сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам:
– Я вам дам по дворам бегать! – крикнул он.
Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом.
Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом.
– Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! – закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.
– Решилась! Расея! – крикнул он. – Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась… – Ферапонтов побежал на двор.
По улице, запружая ее всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела также на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать.
Была уже совсем ночь. На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться. Недалеко от перекрестка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в черном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрестке. Перед пожаром мелькали черные фигуры людей, и из за неумолкаемого треска огня слышались говор и крики. Алпатыч, слезший с повозки, видя, что повозку его еще не скоро пропустят, повернулся в переулок посмотреть пожар. Солдаты шныряли беспрестанно взад и вперед мимо пожара, и Алпатыч видел, как два солдата и с ними какой то человек во фризовой шинели тащили из пожара через улицу на соседний двор горевшие бревна; другие несли охапки сена.
Алпатыч подошел к большой толпе людей, стоявших против горевшего полным огнем высокого амбара. Стены были все в огне, задняя завалилась, крыша тесовая обрушилась, балки пылали. Очевидно, толпа ожидала той минуты, когда завалится крыша. Этого же ожидал Алпатыч.
– Алпатыч! – вдруг окликнул старика чей то знакомый голос.
– Батюшка, ваше сиятельство, – отвечал Алпатыч, мгновенно узнав голос своего молодого князя.
Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Алпатыча.
– Ты как здесь? – спросил он.
– Ваше… ваше сиятельство, – проговорил Алпатыч и зарыдал… – Ваше, ваше… или уж пропали мы? Отец…
– Как ты здесь? – повторил князь Андрей.
Пламя ярко вспыхнуло в эту минуту и осветило Алпатычу бледное и изнуренное лицо его молодого барина. Алпатыч рассказал, как он был послан и как насилу мог уехать.
– Что же, ваше сиятельство, или мы пропали? – спросил он опять.
Князь Андрей, не отвечая, достал записную книжку и, приподняв колено, стал писать карандашом на вырванном листе. Он писал сестре:
«Смоленск сдают, – писал он, – Лысые Горы будут заняты неприятелем через неделю. Уезжайте сейчас в Москву. Отвечай мне тотчас, когда вы выедете, прислав нарочного в Усвяж».
Написав и передав листок Алпатычу, он на словах передал ему, как распорядиться отъездом князя, княжны и сына с учителем и как и куда ответить ему тотчас же. Еще не успел он окончить эти приказания, как верховой штабный начальник, сопутствуемый свитой, подскакал к нему.
– Вы полковник? – кричал штабный начальник, с немецким акцентом, знакомым князю Андрею голосом. – В вашем присутствии зажигают дома, а вы стоите? Что это значит такое? Вы ответите, – кричал Берг, который был теперь помощником начальника штаба левого фланга пехотных войск первой армии, – место весьма приятное и на виду, как говорил Берг.
Князь Андрей посмотрел на него и, не отвечая, продолжал, обращаясь к Алпатычу:
– Так скажи, что до десятого числа жду ответа, а ежели десятого не получу известия, что все уехали, я сам должен буду все бросить и ехать в Лысые Горы.
– Я, князь, только потому говорю, – сказал Берг, узнав князя Андрея, – что я должен исполнять приказания, потому что я всегда точно исполняю… Вы меня, пожалуйста, извините, – в чем то оправдывался Берг.
Что то затрещало в огне. Огонь притих на мгновенье; черные клубы дыма повалили из под крыши. Еще страшно затрещало что то в огне, и завалилось что то огромное.
– Урруру! – вторя завалившемуся потолку амбара, из которого несло запахом лепешек от сгоревшего хлеба, заревела толпа. Пламя вспыхнуло и осветило оживленно радостные и измученные лица людей, стоявших вокруг пожара.
Человек во фризовой шинели, подняв кверху руку, кричал:
– Важно! пошла драть! Ребята, важно!..
– Это сам хозяин, – послышались голоса.
– Так, так, – сказал князь Андрей, обращаясь к Алпатычу, – все передай, как я тебе говорил. – И, ни слова не отвечая Бергу, замолкшему подле него, тронул лошадь и поехал в переулок.

От Смоленска войска продолжали отступать. Неприятель шел вслед за ними. 10 го августа полк, которым командовал князь Андрей, проходил по большой дороге, мимо проспекта, ведущего в Лысые Горы. Жара и засуха стояли более трех недель. Каждый день по небу ходили курчавые облака, изредка заслоняя солнце; но к вечеру опять расчищало, и солнце садилось в буровато красную мглу. Только сильная роса ночью освежала землю. Остававшиеся на корню хлеба сгорали и высыпались. Болота пересохли. Скотина ревела от голода, не находя корма по сожженным солнцем лугам. Только по ночам и в лесах пока еще держалась роса, была прохлада. Но по дороге, по большой дороге, по которой шли войска, даже и ночью, даже и по лесам, не было этой прохлады. Роса не заметна была на песочной пыли дороги, встолченной больше чем на четверть аршина. Как только рассветало, начиналось движение. Обозы, артиллерия беззвучно шли по ступицу, а пехота по щиколку в мягкой, душной, не остывшей за ночь, жаркой пыли. Одна часть этой песочной пыли месилась ногами и колесами, другая поднималась и стояла облаком над войском, влипая в глаза, в волоса, в уши, в ноздри и, главное, в легкие людям и животным, двигавшимся по этой дороге. Чем выше поднималось солнце, тем выше поднималось облако пыли, и сквозь эту тонкую, жаркую пыль на солнце, не закрытое облаками, можно было смотреть простым глазом. Солнце представлялось большим багровым шаром. Ветра не было, и люди задыхались в этой неподвижной атмосфере. Люди шли, обвязавши носы и рты платками. Приходя к деревне, все бросалось к колодцам. Дрались за воду и выпивали ее до грязи.
Князь Андрей командовал полком, и устройство полка, благосостояние его людей, необходимость получения и отдачи приказаний занимали его. Пожар Смоленска и оставление его были эпохой для князя Андрея. Новое чувство озлобления против врага заставляло его забывать свое горе. Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили. Но добр и кроток он был только с своими полковыми, с Тимохиным и т. п., с людьми совершенно новыми и в чужой среде, с людьми, которые не могли знать и понимать его прошедшего; но как только он сталкивался с кем нибудь из своих прежних, из штабных, он тотчас опять ощетинивался; делался злобен, насмешлив и презрителен. Все, что связывало его воспоминание с прошедшим, отталкивало его, и потому он старался в отношениях этого прежнего мира только не быть несправедливым и исполнять свой долг.
Правда, все в темном, мрачном свете представлялось князю Андрею – особенно после того, как оставили Смоленск (который, по его понятиям, можно и должно было защищать) 6 го августа, и после того, как отец, больной, должен был бежать в Москву и бросить на расхищение столь любимые, обстроенные и им населенные Лысые Горы; но, несмотря на то, благодаря полку князь Андрей мог думать о другом, совершенно независимом от общих вопросов предмете – о своем полку. 10 го августа колонна, в которой был его полк, поравнялась с Лысыми Горами. Князь Андрей два дня тому назад получил известие, что его отец, сын и сестра уехали в Москву. Хотя князю Андрею и нечего было делать в Лысых Горах, он, с свойственным ему желанием растравить свое горе, решил, что он должен заехать в Лысые Горы.
Он велел оседлать себе лошадь и с перехода поехал верхом в отцовскую деревню, в которой он родился и провел свое детство. Проезжая мимо пруда, на котором всегда десятки баб, переговариваясь, били вальками и полоскали свое белье, князь Андрей заметил, что на пруде никого не было, и оторванный плотик, до половины залитый водой, боком плавал посредине пруда. Князь Андрей подъехал к сторожке. У каменных ворот въезда никого не было, и дверь была отперта. Дорожки сада уже заросли, и телята и лошади ходили по английскому парку. Князь Андрей подъехал к оранжерее; стекла были разбиты, и деревья в кадках некоторые повалены, некоторые засохли. Он окликнул Тараса садовника. Никто не откликнулся. Обогнув оранжерею на выставку, он увидал, что тесовый резной забор весь изломан и фрукты сливы обдерганы с ветками. Старый мужик (князь Андрей видал его у ворот в детстве) сидел и плел лапоть на зеленой скамеечке.
Он был глух и не слыхал подъезда князя Андрея. Он сидел на лавке, на которой любил сиживать старый князь, и около него было развешено лычко на сучках обломанной и засохшей магнолии.
Князь Андрей подъехал к дому. Несколько лип в старом саду были срублены, одна пегая с жеребенком лошадь ходила перед самым домом между розанами. Дом был заколочен ставнями. Одно окно внизу было открыто. Дворовый мальчик, увидав князя Андрея, вбежал в дом.
Алпатыч, услав семью, один оставался в Лысых Горах; он сидел дома и читал Жития. Узнав о приезде князя Андрея, он, с очками на носу, застегиваясь, вышел из дома, поспешно подошел к князю и, ничего не говоря, заплакал, целуя князя Андрея в коленку.
Потом он отвернулся с сердцем на свою слабость и стал докладывать ему о положении дел. Все ценное и дорогое было отвезено в Богучарово. Хлеб, до ста четвертей, тоже был вывезен; сено и яровой, необыкновенный, как говорил Алпатыч, урожай нынешнего года зеленым взят и скошен – войсками. Мужики разорены, некоторый ушли тоже в Богучарово, малая часть остается.
Князь Андрей, не дослушав его, спросил, когда уехали отец и сестра, разумея, когда уехали в Москву. Алпатыч отвечал, полагая, что спрашивают об отъезде в Богучарово, что уехали седьмого, и опять распространился о долах хозяйства, спрашивая распоряжении.
– Прикажете ли отпускать под расписку командам овес? У нас еще шестьсот четвертей осталось, – спрашивал Алпатыч.
«Что отвечать ему? – думал князь Андрей, глядя на лоснеющуюся на солнце плешивую голову старика и в выражении лица его читая сознание того, что он сам понимает несвоевременность этих вопросов, но спрашивает только так, чтобы заглушить и свое горе.

Мәнгүтимер, ﻣﻪﻧﮔوﺗﻳﻣﺌﺭ Мать Хучухадунь [d] Супруга Absh Khatun [d]

В 1266 году хан Менгу-Тимур разрешил генуэзцам через своего наместника в Крыму , племянника Оран-Тимура, селиться в Кафе , вследствие чего оживилась крымская торговля и увеличилось значение самого Крымского полуострова и его столицы города Солхата .

Одновременно, в 1268 году, хан Менгу-Тимур развязал войну с монгольским ильханом Ирана Абакой за Азербайджан . В этой войне правителя Золотой Орды поддержал мамлюкский султан Египта и Сирии Бейбарс I . Год спустя между ханом Менгу-Тимуром и Абакой был заключен мирный договор.

В 1269 году по просьбе новгородцев хан Менгу-Тимур прислал в Великий Новгород войско для организации похода на ливонских рыцарей - крестоносцев , причём одной военной демонстрации у Нарвы было достаточно для заключения мира «по всей воле новгородской» . В Никоновской летописи это было описано так: …князь велики Ярослав Ярославич, внук Всеволожа, посла к Володимерю собирати воинства, хотя ити на немци, а собрася сила многа, и великий баскак Володимерский Иаргаман и зять его Айдар со многими татары приидоша, и то слышавше немци устрашишася, и вострепетавше прислаша дары послы своя, и добиша челом на всеи воли его, и всех подариша, и великого баскака, и всех князей татарских и татар; зело бо бояхуся и имени Татарского. И тако всю волю сътворивше великого князя Ярослава Ярославича, и Наровы всея отступишася и полон весь возвратиша (ПСРЛ, т. X, стр. 147).

Примирение великого князя владимиро - суздальского Ярослава Ярославича Тверского с новгородцами также произошло с помощью послов Менгу-Тимура - об этом говорит «Договорная грамота Новгорода с тверским великим князем Ярославом Ярославичем» от 1270 года : Се приехаша послы от Менгу Темеря цесаря / цря сажатъ Ярослава съ грамотою Чевгу и Баиши.

В 1270 году по приказу Менгу-Тимура был казнён рязанский князь Роман Ольгович Святой , который вступился за своих подданных и, согласно доносу, осуждал веру хана, поэтому должен был понести наказание в соответствии с религиозным законодательством Ясы - его заживо разняли по суставам .

В 1274 году при Менгу-Тимуре состоялся поход на Северный Кавказ, в ходе которого произошло разорение яского города Дедяков . В походе участвовали и русские княжеские полки.

В 1275 году хан Менгу-Тимур оказал поддержку королю Руси Льву Даниловичу Галицкому в боевых действиях против великого литовского князя Тройдена . При этом в данном походе также приняли участие другие русские князья, зависимые от власти Золотой Орды, например, черниговский князь Роман Михайлович Старый .

Менгу-Тимур продолжал политику своих предшественников по укреплению самостоятельности и повышению влияния улуса Джучи в составе Монгольской империи . По его указу была проведена перепись на Руси с целью упорядочения сбора дани . Правительство Менгу-Тимура предприняло меры, направленные на укрепление власти хана в улусе Джучи: остальные ханы не получали основных средств. Аппарат имперских чиновников, созданный для сбора дани с подвластных территорий, потерял своё значение - теперь дань непосредственно поступала к самому хану. Русские, мордовские, марийские князья (и князья других народностей Золотой Орды) получили вместе с ярлыком финансовый реестр для сбора золотоордынской дани, которой облагались и жители Золотой Орды. Они делились на две категории: горожане (не участвующие в войнах), которые платили десять процентов от прибыли, и кочевники (пополнявшие войско), выплачивающие сотую часть прибыли .

Менгу-Тимур начал чеканить монету со своей тамгой в городе Булгаре . Строились новые города: Аккерман (ныне Белгород-Днестровский), Килия (самый западный город Золотой Орды, находившийся в нескольких десятках километров от Чёрного моря), Тавань (в 40 км выше Херсона), Кырк-Ер (недалеко от Бахчисарая), Солдайя (Судак), Азак (Азов), Сарайчик (в 60 км выше современного Атырау), Искер (близ Тобольска) и другие. В годы правления Менгу-Тимура в Крыму была основана генуэзская колония Кафа .

При нём татары вместе с русскими князьями совершили походы на Византийскую империю (около 1269-1271), в Литву (1274), на Кавказ (1277). В 1281 году войско Менгу-Тимура участвовало в сражении с мамлюками в Сирии (между Хамой и Хомсом). Битва закончилась без явного победителя; понеся большие потери, обе стороны отступили.

Отношение к Русской православной церкви

От имени Менгу-Тимура написан первый из дошедших до нас ярлыков от 1267 года об освобождении Русской православной церкви от уплаты дани Орде . Это своего рода хартия неприкосновенности для русской церкви и духовенства - в начале ярлыка было помещено имя Чингисхана . Надо заметить, что следуя заповедям Ясы Чингисхана, ханы и до Менгу-Тимура не включали русских настоятелей, монахов, священников и пономарей в число «сосчитанных» во время переписи (Лаврентьевская летопись). Теперь же в ярлыке были утверждены привилегии духовенства как широкой общественной группы, включая и членов семей; церковные и монастырские земельные угодья со всеми работающими там людьми не платили налога; и все «церковные люди» были освобождены от военной службы.

Мусульманские купцы прекратили занимать должности налогосборщиков (баскаков) среди крестьян. Оскорбление (клевета, поношение) православной религии (в том числе со стороны мусульман) каралось смертью. Ордынским чиновникам запрещалось под страхом смерти забирать церковные земли, требовать выполнения какой‑либо службы от церковных людей.

Льготы Менгу-Тимура православной церкви по сравнению с ярлыками его предшественников были так велики, что в Московском Летописном своде конца XV века прямо написано: ... умре царь татарский Беркаи, и бысть ослаба христианом от насилие бесермен .

За дарованные привилегии от русских священников и монахов требовали молить Бога за Менгу-Тимура, его семью и наследников. Особо подчёркивалось, что их молитвы и благословения должны быть ревностными и искренними. "А если кто-то из священнослужителей будет молиться с затаённой мыслью, то он совершит грех." Можно предположить, что текст ярлыка был составлен совместно Менгу-Тимуром (или его главным монгольским секретарём) и епископом Сарая Митрофаном, представлявшим русское духовенство. А если так, то моральная санкция против неискренней молитвы, должно быть, была сформулирована этим епископом.

Благодаря этому ярлыку, а также ряду последующих, русское духовенство составляло привилегированную группу, и именно этим была заложена основа церковного богатства. Об этой странице в истории Русской православной церкви было хорошо известно образованным людям XIX века, например поэту А. С. Пушкину , который в своём письме к П. Я. Чаадаеву писал: Духовенство, пощаженное удивительной сметливостью татар, одно - в течение двух мрачных столетий - питало бледные искры византийской образованности.

При хане епископ Афиноген из Сарая был назначен главой татарской (волжско-булгарской) делегации, направленной в Константинополь , то есть фактически он стал послом Золотой Орды. Известно правило тех времен, что если член правящей династии Орды становился православным христианином, то он не терял свои права и собственность.

Отношения Менгу-Темура с русскими князьями были относительно хорошими именно из-за его положительного отношения к православной религии. Эта веротерпимость была прописана в Ясе Чингисхана: Чингис Хан не повиновался никакой вере и не следовал никакому исповеданию, то уклонялся он от изуверства и от предпочтения одной религии другой, и от превозношения одних над другими. , чему должны были следовать все правители монголов, но не все следовали, особенно после принятия ислама в Орде. Но сам хан Менгу-Тимур был последователем традиционной монгольской религии - Тенгрианства и поэтому смог сбалансировать религиозную политику Золотой Орды.

Семья Менгу-Тимура.

  1. Олджей-хатун, дочь Бука-Тимура, сестра Олджей-хатун.
  2. Абиш-туркан, дочь фарсского атабека Са"да, сына атабека Абу-Бекра, мать Курдучин.
  3. Ноджин-хатун, дочь Дурабай-нойона.

Дочери: (у Менгу-Тимура было множество дочерей, приводятся только известные по летописи).