Методика сапожки изучение обучаемости. Стимульный материал к методике «Сапожки»

Самоопределение - это установление человеком своих собственных особенностей, возможностей, способностей, выбор человеком критериев, норм оценивания себя, «планки» для себя, ценностей, исходя из требований социума и к самому себе. Самоопределение - активный процесс понимания себя, своего места в обществе и своего назначения в жизни. Самоопределение - это сложный, многоступенчатый процесс развития человека.

Можно выделить профессиональное («кем быть?»: выбор профессии, способа и места обучения, пути профессиональной самореализации), личностное («каким быть?»: выбор поведения, отношения к себе и к людям, пути личностного развития) и жизненное самоопределение («как жить?»: выбор способа, стратегии, стиля жизни). Это разделение условно, эти три области самоопределения тесно взаимосвязаны и зачастую перекрываются. Эти виды самоопределений постоянно взаимодействуют. В одних случаях они предшествуют одно другому, например, личностное самоопределение может предшествовать и способствовать профессиональному, чаще всего они происходят одновременно, меняясь местами, как причина и следствие.

Процесс самоопределения длится у человека всю жизнь. Человек ищет ответы на вопросы - кто я есть, зачем я живу, чего могу добиться, чем я могу помочь своим близким, своей стране, в чем мое индивидуальное предназначение и др. Эти потребности самоопределения связаны с поиском смысла жизни.

Личностное самоопределение - это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшая действенная реализация себя на основе этих критериев. В начале 21 века такими критериями становятся умения 21 века .

Профессиональное самоопределение - процесс принятия решений, касающихся профессионального развития. Профессиональное самоопределение - это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма.

Профессиональное самоопределение тесно связано с личностным самоопределением, при этом профессиональное самоопределение более зависит от внешних условий, а личностное самоопределение - от самого человека. Сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности. В течение карьеры человек вынужден будет совершать множество выборов. Мир профессий динамичен и изменчив (специалисты насчитывают около 7000 профессий, появляется множество новых профессий, каждый год происходит обновление примерно по 500 видам труда). В условиях рыночных отношений подход к проблеме профессионального выбора изменился: возможны крупные перемены, неоднократная смена профессии и социальных ролей.

От выбора профессии зависит благополучие человека. Как показывают исследования, удачно выбранная профессия повышает самоуважение человека, формирует его позитивный взгляд на себя, усиливает удовлетворенность жизнью, снижает риск физических и психических проблем, связанных со здоровьем, и т.д. Именно поэтому выбор профессии является крайне важным шагом в жизни человека, выбирающего свой жизненный путь.

Выбор профессии определяется, прежде всего, интересами человека. Кроме интересов, человек, выбирающий будущую профессию, должен оценить и учесть свои объективные возможности – способности, уровень подготовки, состояние здоровья, материальные условия семьи и др.

Также на этот процесс влияют и другие моменты: ценностные установки родителей, их ожидания в отношении своего ребенка и более широкие социальные факторы.

право населения той или иной страны самостоятельно определять свою политическую и экономическую системы.

Эта проблема связана с правом на самоопределение наций понимаемым как предоставление проживающим на определенной территории нациям права самостоятельно решать, в каком государственном образовании они намерены жить. Острота данной проблематики связана с тем, что готовность наций создать самостоятельное государство зачастую приводит к выведению их из уже существующих территориальных образований. Поэтому при реализации данного права самоопределяющиеся нации неизбежно вступают в конфликт с др. нациями, с которыми они раньше сосуществовали в рамках единого государства, а также с центральным руководством последнего.

Право наций на самоопределение закреплено в Декларации Генеральной ассамблеи ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14 декабря 1960, а также в международном Пакте о гражданских и политических правах и международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятых Генеральной ассамблеей ООН в 1966. В то же время в официальных документах ООН признается и право на территориальную целостность существующих стран. Данное противоречие фактически оставляет за полиэтническими странами право самостоятельно решать данную проблему, при этом позиция международного сообщества зависит от политических интересов в возникающих конфликтах наиболее влиятельных государств.

Новейшая политическая история показывает, что процесс реализации права наций на самоопределение достаточно болезненный - мирным путем данные проблемы разрешались крайне редко. Примером последнего может служить распад Чехословацкой федеративной республики: после выборов в представительные органы власти республики в июне 1992, которые фактически стали референдумом по поводу будущего государственно-территориального устройства ЧССР, в Словакии победу одержало «Движение за демократическую Словакию», выступившее за создание конфедеративного государства и международную правосубъектность Словакии. Словаки тем самым четко заявили о своем желании создать собственное государство, после чего Федеральное собрание ЧССР приняло ряд законов, закрепляющих это волеизъявление, и с начала 1993 страна распалась на две части - Чехию и Словакию. Относительно мирным был и выход Македонии из состава народной республики Югославии. Желание македонцев иметь самостоятельное государство было выявлено на референдуме 1991, на основании итогов которого парламент республики объявил о ее независимости. Через два года страна была принята в ООН.

В то же время выход др. республик из состава Югославии в нач. 90-х гг. был гораздо драматичнее и стал одним из наиболее кровавых способов реализации права наций на самоопределение. Так, в ответ на принятие Словенией декларации о независимости в республику были введены войска югославской народной армии, что спровоцировало вооруженные столкновения. В Боснии и Герцеговине по поводу будущего данной территории проблема самоопределения приняла характер внутреннего конфликта между тремя основными этносами, проживающими в республике: славянами-мусульманами, сербами и хорватами. Разногласия между боснийскими общинами привели к началу военной конфронтации.

Вопрос о самоопределении балканских народов до сих пор окончательно не закрыт - в последнее время основной линией напряжения стало требование широкой автономии со стороны албанцев, проживающих на территории; Союзной республики Югославии, образованной путем объединения Сербии и Черногории в 1992.

Для России проблема реализации права наций на самоопределение также стоит достаточно остро и нередко проявляется в виде претензий на выход национальных республик из состава федерации. Пример - Чеченская республика.

Аналогичные проблемы существуют и в других странах - наиболее ярким примером является канадская провинция Квебек, франкоязычное население которой требует выхода из состава Канады. В августе 1998 Верховный суд Канады определил правила выхода провинций из состава федерации, которые в канадской Конституции не оговорены. По мнению судей, вышеупомянутые нормы международного права не дают Квебеку право на провозглашение независимости в одностороннем порядке. Поскольку квебекцы не являются угнетенным или колонизированным народом. Однако, считает суд, если подавляющее большинство населения провинций выскажется за независимость, то федеральное правительство и др. провинции Канады обязаны начать переговоры об отделении Квебека» При этом должны быть учтены интересы федерального центра, всех провинций Канады и национальных меньшинств - ведь в провинции проживает значительное число индейцев. Т. о., решение проблемы независимости Квебека пока проходит относительно мирно.

Отличное определение

Неполное определение ↓

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

англ. self-determination) - процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы. До последнего времени тема С. была неактуальна для социокультурной ситуации нашей страны. Вычленялась и обеспечивалась лишь сфера профессионального С. (и то только в области выбора вида профессиональной деятельности). В остальных сферах С. носило формальный и декларативно-демонстративный характер. Актуализация этой темы обусловлена как минимум двумя социокультурными процессами. Во-первых, это нарастание глобальных изменений в обществе, порождающее для каждого человека необходимость выработки собственного отношения к происходящему - т.е. С. становится составной частью процессов, связанных с принятием человеком жизненно важных решений (от поиска новой работы или выбора сферы деловой активности до выбора кандидатов в органы власти). Во-вторых, это разрушение выстроенного в советское время идеологического барьера, который отделял советское "социальное пространство" от всего того, что составляет духовное богатство современного общества (достояний мировой культуры, философии, религии, искусства) - т.е. у человека в плане понимания собственной истории, личных "корней", принадлежности к культурным традициям и многому другому возникают проблемы С, обусловленные образовавшимся "вакуумом" в том месте, которое ранее занимала идеология. Человек как субъект собственной жизни, характеризуется жизненным С. - более широким, чем профессиональное, нравственное или гражданское. Смысл жизненного С. - включение в систему ценностей, которые поднимают жизненную активность субъекта на принципиально иной уровень - уровень жизненного "пути" уже не столько человека как такового, сколько ценностей, с которыми он себя идентифицировал и занял свою позицию в социокультурном пространстве. Занимая определенную позицию, предвосхищая свое будущее, осознавая свои реальные достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, общения с другими людьми. Он выступает как субъект собственного развития, определяющий свою жизненную программу. Для него возникает потребность в самосовершенствовании, в построении себя как личности. А расширение границ собственных возможностей есть управление развитием, которое можно описать формулой: "С. + самопреодоление". С. можно понимать как установление внутренних ограничений на собственную деятельность, как расширение границ собственных возможностей, направленных на реализацию замыслов, осуществляемых в рамках принятых ограничений. Саморазвитие обусловлено осознанием несовпадения Я-идеального и Я-реального, борьбой мотивов, преодолением недостатков через организацию деятельности и поведения. Суть процесса С. и состоит в актах выявления и утверждения индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, когда человек оказывается перед необходимостью альтернативного выбора и должен принимать экзистенциальные или прагматические решения. Результат С. - выход человека на цели, направления и способы активности, адекватные его индивидуальным особенностям, и на формирование духовной самоценности, способности через целеполагание самобытно и самостоятельно реализовать свое природное и космическое предназначение. Ситуация С, а не просто выбора из альтернатив, С. как движения в основаниях своих действий, дел и деяний может рассматриваться как своеобразная единица творческого процесса развития личности. Концептуальная схема С. описана как движение в четырех смысловых пространствах: ситуативном, социальном, культурном и экзистенциальном. Поиск оснований для решений в проблемной ситуации в зависимости от типа С. может разворачиваться: как ситуативное поведение, направляемое обстоятельствами (ситуативное пространство); как социальное действие, детерминированное локальной целью (социальное пространство); как рефлексия собственной деятельности и придание ей статуса "дела", вписываемого в некоторую культурную традицию (культурное пространство); как рефлексия бытия и, соответственно, движение в вечных ценностях и вопросах (экзистенциальное пространство). Последовательная рефлексия действий, деятельности, бытия выступает в схеме в качестве способа С, побуждением к которому служат оценивание результатов ситуативного поведения, анализ результатов и последствий самостоятельной деятельности, установление ограничений на собственные замыслы в процессе рефлексии их реализации. Кроме того, рефлексия служит ключом к реализации, средством интенсификации интеллектуальных функций (мышления, понимания, мыслекоммуникации, мыследействия). В сфере образования наряду с процессом передачи знаний происходит и другой процесс - передачи способов С. Образование становится той сферой, в которой создаются прецеденты и образцы С. Концепция С. по-новому ставит вопрос об "объекте" образования. Им не может выступать ни отдельная личность, ни класс (группа, коллектив), а лишь образовательный материал (предметы, явления, символы, модели, ситуации, ценности, деятельность, отношения, психологическая атмосфера), в процессе выбора, исследования и преобразования которого происходит С. и саморазвитие субъекта образования (учителя, ученика, взаимодействующей группы, сообщества и т.д.). С. лежит в основании инновационной педагогики, которая ведет к такому типу образования, к такой работе с обучающим, воспитывающим материалом, которые изменяют и сам материал, и самих субъектов образования, и их взаимодействие, взаимовлияние.

Говоря о самоопределении, наверное, стоит начать с трактовки этого понятия. Самоопределение – это тяжелый процесс становления человека, осознанный выбор своего предназначения в общественной жизни.

Абсолютно каждый человек в своей жизни определяет свое место в семье, на работе, а также находит себя как индивидуальность. В зависимости от места, где проявляет себя человек, выделяют следующие виды самоопределения: семейное, профессиональное и личностное.

На самом деле процесс самоопределения у человека длится всё то время, которое человек проводит в социуме. Каждый день мы не перестаем задумываться над вечно существующими вопросами – такими как: зачем я живу, что особенного я могу сделать.

Виды самоидентификации

В психологии принято выделять следующие типы определения, зависящие от сферы в которой они реализуются:

  • Жизненная самоидентификация.
  • Профессиональная самоидентификация.
  • Личностная самоидентификация.
  • Социальная самоидентификация.

Каждый из этих видов в принципе не существует в природе в чистом виде. Они неразрывно связаны между собой. Попробуем разобраться с каждым из них.

Профессиональная

Начнем с такого понятия, как профессиональное самоопределение личности. Это определение человеком себя посредством сравнения с другими людьми, которые работают в этой сфере. Но стоит отметить, что у каждого человека эти критерии различны. Кто-то считает этим критерием просто владение той или иной профессией, другие – творческий подход к выполнению своих обязанностей.

Свое профессиональное самоопределение человек начинает с простого, казалось бы, дела – с выбора профессии, в которой он будет развиваться; но на этом оно не заканчивается. А все потому, что на протяжении всей своей жизни человек обучается, получает новые знания, компетенции. Следовательно, он профессионально развивается, расширяет свои профессиональные навыки.

Разбираясь с профессиональной самоидентификацией, нельзя не упомянуть про типы и уровни профессионального самоопределения. Выделяют следующие типы самоопределения:

  • В конкретной трудовой функции.
  • На конкретном трудовом посту.
  • На уровне конкретной специальности.
  • В конкретной профессии.

А также уровни:

  • Вливание в культуру.
  • Присоединение к своей профессии.
  • Привыкание к специальности.
  • Соответствие своей должности и трудовому посту.
  • Выполнение конкретных трудовых задач.

Пройдя все эти типы и уровни профессионального самоопределения, человек сможет до конца определиться со своей профессией.

Профессиональное и личностное самоопределение тесно связаны друг с другом. Ведь развиваясь профессионально, невозможно не развиваться личностно.

Личностная

Личностно самоопределившейся натурой называют человека, который определил себя относительно присущих данному обществу критериев, показывающих процесс образования у человека особенных качеств.

Пожалуй, личностное самоопределение является одним из самых важных процессов. Это обусловлено тем, что самоопределение не может существовать без устойчивых личностных характеристик. Любому человеку, который сталкивался с психологией, известны такие понятия, как , ответственность и поле независимости. Все это напрямую влияет на самоопределение.

Неотъемлемой частью личностного самоопределения выступает процесс становления человека в обществе. Этот процесс помогает человеку усваивать общественный опыт, вырабатывать свое «Я», формировать мировоззрение, а также способствует в совершении многих других важных для индивида вещей.

Жизненная

Жизненное самоопределение также неразрывно связано с предыдущими понятиями. Оно подразумевает определение себя как реализовавшегося в жизни человека. Возможно, жизненное самоопределение является основой всего, так как оно начинается с самого рождения человека.

С того момента, как мы появились на земле, мы начинаем выполнять какую-то свою миссию, тем самым реализуем себя. У большинства людей вершина развития жизненного самоопределения приходится на школьные годы, особенно старшие классы. Вспомните себя, ведь чаще всего мы задаемся вопросом о своем предназначение именно во время учебы в школе или в университете. В это время для человека большое значение имеет то, что он может сделать для мира.

Социальная

Социальное самоопределение тесно переплетается со всеми остальными видами самоопределений. Самоидентификация невозможна без особых качеств: личностных, жизненных и профессиональных. Социальное самоопределение – это определение, которое показывает, в какой степени человек относится к той или иной социальной группе.

Кризис самоидентификации

Как и у любого процесса, у самоидентификации есть пик развития и кризис самоопределения. Суть кризиса в том, что нарушается гармония между разными составляющими развития, что в свою очередь вызывает противоречия. Самая главная проблема, которая возникает при данном кризисе, – это то, что не каждый человек может вовремя увидеть кризисную ситуацию и найти правильное разрешение инцидента.

Сейчас выделяют большое количество кризисов, связанных с самоидентификацией. Например, такие кризисы, как кризис идентичности, кризис разочарования, кризис, связанный с профессиональным выбором, и многие другие, которые влияют на развитие личности.

Различные изменения в отношении человека к миру и к самому себе неизбежно приводят к конфликту самоопределяющейся личности с миром и с самим собой. Но стоит отметить, что это не всегда носит негативный характер. Немалое число известных людей находилось в таких кризисных ситуациях, но эти люди тем не менее были успешны.

Человек, который самоопределяется в настоящее время, не всегда может найти для себя подлинные мысли, и он старается найти их в других источниках. Зачастую кризисы имеют циклическую форму. Каждый цикл обычно завершается тем, что человек открывает для себя новую истину, что ведет его к мудрости.

Как видно, каждый день мы встречаемся с понятием самоидентификации. Самый главный вывод, который напрашивается здесь, связан с тем, что очень важно самоопределиться в каждой сфере жизни. Ведь если человек не самоопределится в жизни – значит, он не найдет свое место и, следовательно, проживет несчастную жизнь. Таким образом, важность самоопределения не вызывает сомнений. Автор: Ольга Морозова

Что такое самоопределение? Казалось бы, все очень просто: самоопределение - это определение себя, своей роли, своего значения, статуса и места в этом мире. Когда и в каком возрасте у человека возникают мысли о том, кто он есть и каково его значение в жизни?

Подростковый возраст

Давайте вспомним себя в этом возрасте. Сколько пришлось пережить открытий, которые, казалось бы, все время были у нас перед глазами? Сколько раз мы вдруг, неожиданно для самих себя, начинали смотреть иначе на все привычные и обыденные вещи?

Все усугублялось, когда этим объектом созерцания становился ты сам. Анализировать свои поступки нас учат с детства. Эталоном были взрослые наставления, объяснение того, что такое хорошо, а что плохо. Дети до 10-11 лет в силу возраста не склонны к рефлексии, они не могут оценить свое психическое состояние и еще не умеют анализировать свои переживания. Следовательно, проблема самоопределения перед ними тоже пока не стоит, так как это результат процесса интроспекции.

Самоопределение в психологии и социологии

Вопросом о том, что такое самоопределение, занимаются не только психологи, но и социологи. Часто эти ракурсы исследований путаются, что приводит еще к большей неразберихе.

Психология больше фокусируется на переживаниях и размышлениях человека о самом себе, как бы пытаясь разобраться, что у него в голове. Социология же больше изучает внешние проявления его стремлений, успехов или поражений. Одним словом - то, что можно наблюдать со стороны.

Но если рассматривать самоопределение человека, который живет в современном обществе, и того, кто поселился на безлюдном острове, оно однозначно будет отличаться.

Еще Рубинштейн говорил о том, что на личность действуют внешние факторы, но в любом случае они преломляются через внутренние убеждения. Вот почему в одной ситуации все люди ведут себя по-разному.

Национальное самоопределение

Самоопределение может касаться не только отдельных личностей, но и целых наций, а также различных сфер человеческой жизни.

Самоопределение нации - результат процесса самоутверждения исторически сложившейся общности, которая имеет единый язык, культуру, экономику, национальные символы и, возможно, религию. В отличие от личностного, национальное самоопределение может занять от нескольких лет до тысячелетий. Исходя из принципов международного права, каждый народ имеет право на самоопределение.

Виды самоопределения в психологии

В психологической литературе часто выделяют три типа самоопределения:

  • личностное самоопределение;
  • жизненное самоопределение;

Жизненное и личностное часто отождествляются, однако, по мнению авторов классификаций, они отличаются тем, что личностное нацелено на определение своего аутентичного Я, а жизненное - это проигрывание социальных ролей, которые берет на себя человек. К ним прилагаются повадки, неварбальная и вербальная речь, стиль поведения и реагирования, манеры и т. д.

Аутентичный образ - это обнаженный образ без примерки на себя различных ролей, который раскрывается, когда мы остаемся одни дома, снимаем "маски". Это и есть мы - результат нашего личностного самоопределения.

Общество даже в размере одного человека может диктовать совершенно другие модели поведения. Следуя им, мы приобретаем свой жизненный образ - результат нашего жизненного самоопределения.

Выбор профессии - одно из важнейших решений в нашей жизни. Он определяет дальнейший путь личности. К сожалению или к счастью, данный выбор мы делаем в аффективном и эмоционально нестабильном возрасте. У некоторых личностей профессиональное самоопределение случается раньше личностного. Это происходит в том случае, когда ребенок уже в три года знает, кем он будет в будущем, и действительно добивается своих целей.

Но психология считает, что данный тип самоопределения базируется на двух предыдущих, ведь вопрос "Кем я буду?" нужно задавать после ответа на вопрос "Кто я?"

Профессиональное самоопределение

Когда у ребенка спрашивают о том, кем он хочет быть, его ответы основываются на приобретенном опыте и внешних знаниях о профессиях, но не затрагивают внутренних мотивов и способностей.

Часто дети мечтают быть продавцами, потому что в магазинах очень много вкусностей, они ничего не знают о бизнесе, о том, что данные товары для продавца под запретом, и о многих других проблемах, с которыми приходится сталкиваться представителям этой профессии.

Девочки хотят стать балеринами, актрисами, моделями, певицами, потому что они красивые. Мальчики мечтают о карьере космонавта, водителя и т. д.

К моменту окончания школы дети приобретают необходимые знания об окружающем мире и о самих себе, сопоставляют их, определяют свои возможности. В 15-17 лет подростки часто ориентируются не только на свои способности и предпочтения, но и на престижность будущей профессии.

Профессиональное самоопределение должно иметь подтверждение в виде диплома, сертификата или удостоверения.

Жизненное самоопределение

Жизненное самоопределение тесно соприкасается с вопросом: "Кто есть я в глазах других?" - и развивается на основе личностного.

Однако внешний мир мы начинаем познавать гораздо раньше, чем внутренний. Дети ощущают эмоции и даже знают название многих из них, но вот природа, корень, глубокий смысл для них еще закрыты. К семи годам количество информации, которое получает маленький человек, может сравниться только с той, которую личность осваивает в период от 7 лет и до конца жизни.

Взгляд на себя со стороны, безусловно, приводит к полезным новообразованиям, но в то же время несколько блокирует это маниакальное желание познавать мир. Когда в определенном возрасте (10-13 лет) у ребенка переключается этот "рычаг", его больше начинает интересовать его внутренний мир, который оказывается таким же необъятным и увлекательным.

Жизненное самоопределение - это сопоставление тех выводов, которые человек сделал о себе, с теми, что касаются социума.

Личностное самоопределение

Личностное самоопределение предшествует жизненному и профессиональному, оно тесно связано с вопросом: "Кто я есть на самом деле?"

В обществе часто приходится надевать маски и порой жить с ними всю жизнь, соответствуя. Даже когда человек считает, что ведет себя дома и на публике одинаково, он лукавит. Если на нас никто не смотрит, проявляется наше истинное Я.

Кризис 13 лет именно и связан с тем, что то Я, которое открывается, ребенок часто не может принять, поэтому пытается его изменить, замаскировать, порой даже убить. Именно в этом возрасте подростки подвержены анорексии и суицидам. Это накладывает отпечаток на последующую жизнь человека.

Перед ребенком возникает трудная задача: начать воспринимать себя таким, каков он есть, или изменить себя до состояния, в котором он начнет воспринимать себя.

Типы личностного самоопределения

Данная классификация была предложена одним из психологов более двадцати лет назад:

  • гармоничное самоопределение;
  • стагнирующее самоопределение;
  • беспечное самоопределение;
  • негативное самоопределение;
  • защитное самоопределение.

Что такое самоопределение гармоничное? Это положительная оценка настоящего, когда человек доволен тем, что происходит с ним сейчас, он положительно смотрит в будущее и убежден, что все его планы осуществятся.

Стагнирующее самоопределение характеризуется удовлетворенностью своим настоящим, но страхом перед будущим, страхом перед изменениями в жизни. Это может спровоцировать развитие неуверенности в себе.

Что такое самоопределение беспечное? Оно характеризуется положительной оценкой настоящего, но безответственностью перед будущим, надеждой на то, что все решится само собой или кто-то поможет.

Негативное самоопределение - это неудовлетворенность настоящим, все, что происходит в данный момент, считается неправильным и неблагополучным. Нет планов на будущее, все делается вынужденно и по течению.

Защитное самоопределение - это неудовлетворенность нынешней ситуацией, которая трактуется личностью как временные трудности. Будущее видится положительным и со множеством перспектив для самореализации.

Выбор профессии

Как правило, массовое профессиональное самоопределение обучающихся происходит в преддверии выпускного. Ученик зубрил много различных предметов, а это дает возможность объективно оценить себя и понять, что дается более сложно, а что легко.

Ученикам часто сложно определиться с будущей профессией, потому что многие основываются на нескольких дисциплинах одновременно, а другие вообще не имеют ничего общего со школьной программой.

На помощь им приходят профориентационные тренинги и занятия, на которых можно узнать о новых востребованных профессиях, сопоставить их со своими профессиональными качествами и попробовать примерить на себя эти роли.

Каждый человек осуществляет в своей жизни в той или иной степени разные виды самоопределения: профессиональное (определяет себя как профессионала), личностное (определяет себя как личность), семейное (определяет себя как член семьи) и т.д.

Попытаемся выделить признаки, этапы любого самоопределения:

– установление человеком своих собственных особенностей, черт, качеств, возможностей, способностей;

– выбор человеком критериев, норм оценивания себя, «планки» для себя, точки отсчета, координат на основе системы идеалов, ценностей: что надо для социума, чего от меня ждут, что из этих требований социума я принимаю для себя;

– определение своих наличных уже имеющихся к сегодняшнему дню качеств, соответствующих требуемым нормам, принятие или непринятие себя: соответствую ли я на сегодняшний день этим нормам, что я могу сделать сегодня, какова сегодня моя личность и др;

– предвосхищение своих завтрашних потенциальных качеств, соответствующих требуемым нормам, принятие или непринятие себя как соответствующего нормам в ситуации завтрашнего дня: что я могу сделать завтра, каким я могу стать завтра как личность, как профессионал;

– построение своих целей, задач, планов (близких, сред-неотдаленных, отдаленных) для развития у себя необходимых качеств, для принятия себя: чего я хочу и как я намерен действовать;

– пересмотр человеком применяемых им критериев и оценок, ибо изменяются ценности, менталитеты в самом обществе, и сам человек выбирает разные из них на различных этапах своего развития;

– пересамоопределение – человек заново принимает или не принимает себя, затем цикл может возобновляться. Косвенным свидетельством продолжающегося процесса самоопределения (и пересамоопределения, смены ценностей) человека являются внешние изменения, которые человек осуществляет в своей жизни – меняет профессию, круг знакомых, образ жизни, религиозные установки и др.

По сути процесс самоопределения длится у достаточно зрелого человека всю жизнь: человек ищет ответы на вопросы – кто я есть, зачем я живу, чего могу добиться, чем я могу помочь своим близким, своей стране, в чем мое индивидуальное предназначение и др. Эти потребности самоопределения, связанные с поиском смысла жизни, желательно стимулировать, помогая человеку в этом начиная с дошкольного возраста, хотя есть и взрослые люди, которые редко задумываются или совсем не задумываются над этими вопросами.

В самоопределении человек сливает в единую смысловую систему обобщенные представления о мире и обобщенные представления о себе самом, определяя смысл своего существования. Самоопределение нельзя сводить к самосознанию человека, ибо, как отмечается (11, с. 67), можно осознавать себя, но не подняться до уровня соотнесения того, что я могу и что от меня требуется, не приходить к действенному выводу. Потребность в самоопределении, его уровень зависят от среды, системы отношений, в которой находится человек (в какой мере среда стимулирует подобные размышления) и от зрелости личности, готовности, мотивации человека. Кроме потребности в самоопределении надо владеть еще способностями к самоанализу, приемами включения себя в более общий социальный контекст.

Самоопределение – это сложный, многоступенчатый процесс развития человека, его структурными элементами являются разные виды самоопределения –личностное, социальное, профессиональное и др. Эти виды самоопределения постоянно взаимодействуют. В одних случаях они предшествуют одно другому, например, личностное самоопределение может предшествовать и способствовать профессиональному, чаще всего они происходят одновременно, меняясь местами как причина и следствие. Жизненное самоопределение, возможно, лежит в основе других и начинается с первого дня жизни как выполнение человеком своего предназначения.

Рассмотрим отдельные виды самоопределения (табл. 6).

Жизненное самоопределение – это определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения.

Личностное самоопределение – это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшая действенная реализация себя на основе этих критериев. Например, если человек считает, что критериями личности являются способность к саморазвитию, социальная ответственность и др., то он и себя самоопределяет с точки зрения этих критериев. Если человек считает другие критерии важными для личности, например, построение новых смыслов, смыслотворчество, то он соответственно и себя оценивает под этим углом зрения. В последнее время появляется много новой литературы о качествах личности современного человека в быстро меняющемся мире, и у каждого думающего человека появляется широкий выбор для уточнения критериев личностного самоопределения.

Социальное самоопределение– это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу, ограничение себя некоторым кругом профессий. Например, человек, еще не выбрав точно профессию, осуществляет социальное самоопределение, решая для себя, что это будет профессия в сфере умственного труда.

Профессиональное самоопределение – это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессионализма являемся индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно он иначе с этой более высокой «планки» себя самоопределяет и далее самореализует.

Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии, но не заканчивается на этом, ибо человек в течение жизни сталкивается с непрерывной серией профессиональных выборов (в ходе профессионального обучения, при специализации, при определении путей повышения квалификации и творчества, при потере работоспособности или работы и др.).

Виды и этапы самоопределения человека

Этапы самоопределенияВиды самоопределения Возраст их появления Сферы жизнедеятельности Качества и способности, которые человек в себе оценивает (какой я есть) Нормы, критерии, с которыми человек себя сопоставляет, относительно которых он самоопределяется (что нужно для социума)) Оценивание себя с точки зрения требований, критериев на сегодняшний день, принятие себя (что я смогу сегодня) Оценивание себя с точки зрения норм, критериев на завтрашний день, принятие себя (что я смогу завтра) Построение на этой основе системы целей, задач, планов (что я хочу, как я буду поступать). Выбор жизненного пу ти, жизненных планов Изменение самих критериев, норм оценивания себя (на основе изменения критериев в обществе и в себе самом) Пересмотр оценки и принятия себя, начало пересамоопределения Затем опять графы 6, 7, 8, 9
жизненное самоопределение начинается с первых дней жизни и постепенно включает в себя все новые линии вся жизнедеятельность человека. Я как человек способность к жизнедеятельности, жизнеспособность
личностное самоопределение возможно со старшего дошкольного возраста, особенно на рубеже подросткового и старшего школьного возраста сфера развития личности. Я как личность основные черты личности готовность к саморазвитию и др. принятые в среде человека требования к личности планы личностного саморазвития
социальное самоопределение с подросткового возраста разные сферы со циальной деятельности, взаимодей ствия с другими людьми Я как че ловек определенно го социального круга способность вписаться в определенный социальный контекст, социальная ответственность нормы определенного социального круга
профессиональное самоопределение с дошкольного возраста, особенно в старшем школьном возрасте, далее в течение профессиональной жизни профессиональный труд Я как профессионал пригодность к профессии, способность развиваться средствами профессии, развивать саму профессию, работоспособность требования профессии планы профессионального развития, роста
индивидуальное самоопределение с дошкольного возраста, далее в течение всей жизни сфера развития индивидуальности Я как осознанная индивидуальность основные черты индивидуальности целостность, уникальность, относительная автономность и др основные выработанные самим человеком требования к индивидуальности
семейное самоопределение с юношеского возраста семья Я как член семьи способность строить семью, вписаться в контекст семьи нормы семейной жизни

Динамика профессионального самоопределения состоит в изменении отношения к себе и в изменении критериев этого отношения. Часто по мере роста профессионализма человека у него вырастают требования к себе, изменяются критерии оценки, например, молодой человек после окончания вуза считает себя почти профессионалом, а спустя ряд лет работы начинает в этом сомневаться, что становится стимулом его дальнейшего самосовершенствования. Иногда, напротив, не добившись реального профессионального успеха, человек снижает требования к себе, маскируя отсутствие успехов своим нежеланием (я этого не добился, но я этого и не хотел).

В течение всей профессиональной жизни человека происходит продолжение, углубление, уточнение профессионального самоопределения, это выражается в том, что расширяется образ профессионала, корректируется в ходе самоанализа принятие себя как профессионала, пересматривается отношение к профессии и себя в ней и т.д.

Профессиональное самоопределение имеет (9) временной аспект – построение концепции будущего и соотнесение с

опытом прошлого. У «трудных» подростков будущее порой имеет характер нереализованных потребностей настоящего и прошлого, самоопределение остается зыбким, для его реализации не прилагается активных усилий.

Маркова А.К. Психология профессионализма.Издательство: Международный гуманитарный фонд "Знание", 1996 г.