Мнение русского о чеченцах - чеченская республика. Вся правда о чечне и чеченцах из уст царского офицера без прикрас

На границе с Ингушетией нас встречает газель с ребятами из патриотичего клуба "Рамзан". На дверях наклейки с портретом Кадырова и надписи "Chechen". Едем в Грозный.

А остались разрушенные после войны дома?
- Нет...
- Как, совсем не осталось?
- Нет, конечно! Все давно восстановили!
- Неужели нет ни одного не восстановленного дома?
- Ну мы не знем, может где-то и остался...

После этого диалога мы с ottenki_serogo понимаем, что всего нам не покажут и не расскажут, мы принимаем решение отделиться и работать без сопровождения. Первое, чем удивляет Грозный - это безопасность. Мы спокойно гуляли ночью по дворам и центральным улицам. Брали такси, ходили по рынкам, заходили в мечеть и нигде не встретили настороженного или враждебного отношения. Грозный удивительный город, через несколько часов забываешь, что ты в России...

Сразу скажу, в Грозном мы были пол дня, поэтому посмотреть успели очень мало.

Знаменитый проспект имени В. В. Путина - главная магистраль города. Его длина - 1,3 км. Открытие проспекта было приурочено к 420-летнему установлению добрососедских отношения России и Чечни, и состоялось 5 октября 2008 года президент Чечни Рамзан Кадыров подписал указ о переименовании центральной улицы Грозного, проспекта Победы в проспект имени Владимира Владимировича Путина. Владимир Путин заявил, что он предпочёл бы, чтобы подобного больше не случалось. В воскресенье вечером на проспекте безлюдно.

В Грозном нет обменных пунктов, на обочинах стоят менялы. Курс выгодный.

Площадь Ахмата Кадырова и главная мечеть Чечни.

«Сердце Чечни» - мечеть имени Ахмата Кадырова в центре Грозного. Крупнейшая мечеть в России и Европе.

Открыли ее 17 октября 2008 года, во время форума «Ислам - религия мира и созидания». Её строительство было начато в 2006 году не без помощи Турции. Минареты мечети являются высочайшими в России, высота купола на 3 метра уступает мечетям Казани и Санкт-Петербурга, а по вместимости превосходит мечеть Махачкалы.

Строительство мечети началось в конце 1980-х годов, но было заморожено и возобновлено только в 1997 году. Ахматом Кадыровым, тогда ещё муфтием Чечни. Осенью 1999 года из-за нестабильности в республике и начавшихся затем военных действий строительство было приостановлено. Очередное строительство было начато в апреле 2006 года и закончилось в октябре 2008 года.

Наружные и внутренние стены мечети отделаны редчайшим мрамором - травертином, а интерьер храма обильно декорирован белым мрамором, который добывают на острове Мармара Адасы в Мраморном море.

Кстати, в Грозном очень много сотрудников ФСБ. Мне рассказали, что в республике запрещена тонировка:
- Тогда почему половина машин затонирована?
- Так это сотрудники ФСБ, им можно.

Женщины молятся на втором уровне.

При входе висит объявление, что вход с оружием запрещен.

Свод главного купола мечети венчает сура 112 «Ихлас» (очищение), которая переводится как «Он - Аллах, единый, Аллах вечный. Он не родил и не был рождён, и нет никого, равного Ему».

Расписывали мечеть мастера из Турции. Для узорной росписи использовались синтетические и натуральные краски со специальными добавками, благодаря чему, по словам специалистов, мечеть сохранит цветовую гамму в ближайшие 50 лет. Для написания узоров и аятов (текстов) из Корана мастера использовали напыление из золота высшей пробы.

В мечети установлено 36 люстр. На создание коллекции ушло несколько тонн бронзы, 2,5 кг золота высшей пробы и более 1 миллиона деталей. Люстры имеют чеченский орнамент, который специально подбирался дизайнерами.

На подземном уровне люди изучают Коран.

Полезная площадь мечети составляет 5000 кв м, высота минаретов - 62 метра. Общая площадь исламского центра - 14 гектаров.

Храм Михаила Архангела в Грозном.

Храм основан в конце XIX веке терскими казаками. В ходе чеченского конфликта храм был очень сильно повреждён. В настоящее время восстановлен, открыт в 2006 году, освящение состоялось в 2009 году. С каждым днем прихожан становится все меньше.

Как рассказали прихожане, на восстановление храма из федерального бюджета было выделено 5 миллионов рублей, их освоением занималась московская фирма. Освоили хорошо, а вот построили фигово, через месяц здание начало разваливаться. Помогло руководство Чечни, здание перестроили и открыли примерно в одно время с мечетью.

Это единственный храм в Чечне, если не считать часовню в одном из сел.
- А как жители Грозного относятся к храму? Нападения бывали? - спросили мы одного из сотрудников
- Раньше бывало камни кадали, выхожу, а там мальчишки мелкие совсем стоят. Поговорили с родителями, сейчас больше камни не кидают. Иногда на стенах пишут, могут плафоны разбить, но это скорее просто хулиганы. Так, все спокойно.

Река Сунжа.

Очень популярный лозунг: "Рамзан, спасибо за Грозный!" Вообще, в Чечне лозунгам и плакатам уделяется особое внимание. Весь город в цитатах и портретах президентов.

Грозный-Сити. Первая очередь комплекса состоит из 8 зданий. Всего планируется построить 50 высотных зданий.

Отличный вид на город открывается с башен Сити. Фото macos

Алкоголь продают только 2 часа в день - с 8 до 10 утра, причем чеченцу не продадут.
- А как определят, что ты чеченец?
- По одежде.
- И как же ты покупаешь алкоголь?
- Я человек верующий, мне нельзя пить.

Всего в Чечне сейчас живет 7000 русских. С каждым годом их становится все меньше, молодежи нет совсем. Отношение нормальное, я общался с русскими жителями Грозного, никто на гонения не жаловался. Самая ужасная жалоба была на хулиганов, которы побили окна в квартире одной русской женщине.

Самое страшное чеченское проклятие – «чтобы потух в доме огонь».

По западной традиции мужчина пропустит женщину вперед в знак уважения. По чеченской – мужчина, уважая и оберегая женщину, всегда идет впереди нее. Величайшим позором считалось непочитание матери и ее родственников. А для зятя почитание родственников жены – засчитывалось как добродетель, за которую бог без суда может отправить в рай.

На улице много девушек, многие ходят без платков. Платки обязательно носить только чеченкам.

«Портится мужчина – портится семья, испортится женщина – портится весь народ» - чеченская пословица. Чеченцы придают особое значение наследственности по женской линии. Чеченец вправе взять себе жену любой национальности, но не поощряется выход чеченки замуж за иноверца.

Такси ИСЛАМ. Просто название, в отличии от нашего "Православного такси" водители спокойно относятся к представителям других религий. Еще есть сеть такси ИМАМ.

Охрана Кадырова ходит в зеленой форме. Кадыровцы - личная гвардия Рамзана Кадырова. Первоначально называлась Службой безопасности президента ЧР, затем полком патрульно-постовой службы МВД Чечни. Большая часть кадыровской Службы безопасности состояла из амнистированных боевиков. Подразделение состоит из 10 рот, общей численностью от 700 до 4000 бойцов. Помимо стрелкового оружия, на вооружении кадыровцев находятся гранатомёты и БТР.

Фотографироваться не любят. Как только я нашел парня, согласившегося дать интервью, мужчина в сером костюме быстро его увез.

Девушка в одном из кафе показывает, как из моей прически сделать что-то приличное. Говорит нужен мус.

Вечером народу стало совсем мало. Берем фотоаппараты и выходим на улицу. Сразу встречаем вооруженных людей с бородами в форме, они проверяют документы у прохожих, у нас документов с собой нет.
- Здравсвуйте, ничего, что мы без документов гуляем?
- Как без документов?
- Ну мы в гостинице оставили, нам же не обязательно носить их с собой?
- Как не обязталеьно?!
- Ну, мы же в России?
- Да... - как-то неуверенно сказал милиционер...
- Ну тогда мы пойдем погуляем)))
- Давайте... Только вы.. это.. НЕ ПРОПАДАЙТЕ, - многозначительно заметил он.
- Ну, если мы через 30 минут не вернемся, вы нас искать начинайте)
- Ага! Позвоню в передачу "Жди меня")))
Вот так и поговорили. Все очень доброжелательно. Вообще, милиция и военные стоят практически на каждом перекрестке.

Хорошее название для ООО.

Еще одна особенность Грозного - постоянно по улицам проносятся машины с мигалками. Я ни разу не видел, чтобы милиция ехала без сирены и люстры, постоянно что-то кричат в мегафон. За 5 минут прогулки по центральному проспекту с сиренами и криками пронесется десяток машин различных служб, и это нормально.

Рано утром взяли такси и поехали смотреть не восстановленные районы.

Как видите, оказывается есть еще разрушенные войной дома. Это Заводской район.

В доме работает украинец Саша. На стенах видны следы от осколков. Здесь шли бои. В соседнем доме была точка снайперов, по ним постоянно вели огонь.

Дом разбирают по кирпичику. За очистку одной комнаты Саша получает 1000 рублей. На это уходит несколько дней. Комнату очищают от строительного мусора, все пригодные для дальнейшего использования строительные материалы аккуратно складывают. Иногда попадаются гильзы от снарядов, он сдает их в металлолом, на сигареты и еду хватает. Потом приезжает кран и снимает плиты. Потом их используют при укреплении берегов рек и строительстве дорог.

Жительница этого дома Берет Исмаилова. До недавнего времени она и еще три семьи жили в разрушенном здании. Но позже их выселили и начали разбирать здание. В грозном непригодные для восстановления здания обычно разбирают на материалы, а остальные восстанавливают. Женщина очень переживает, она всю жизнь прожила в этом доме. Сейчас ее переселили в другие дома, оставленные во время войны, но не разрушенные, но никаких документов не дали. А недавно появились люди с документами на ее новый дом... Она не знает, что делать, говорит Рамзан не знает об этом, он бы такого не допустил отношения.

Саша никуда из Грозного не уезжал и уезжать не планирует. Горд он любит. Любит и Рамзана, который город восстановил.

Про Рамзана: "Пряник и кнут - это самое лучшее руководство, в с чеченцами иначе нельзя."

Школьники. Мать детей, если их обидели, никогда не должна жаловаться мужу. В крайнем случае, она может обратиться к любому родственнику мужа. Хотя считается правилом хорошего тона вообще не обращать внимания на детские обиды, ссоры, слезы.

Мужчина показывает фундамент своего дома. Это все, что от него осталось. Остатки дома растащили на строй материалы. Вытащили даже металлический швеллер из подвала. На восстановление дома ему дали 350 000 рублей. У него 3 сына, учатся в других регионах России, деньги пошли на обучение. Но дом он обязательно восстановит!

С женщиной чеченцы ассоциируют цифру 8, а с мужчиной – цифру 7. В одной из чеченских сказок говорится о юноше Султане, ухаживавшем за девушкой ровно 8 лет. Грудному ребенку, по чеченским обычаям, нельзя показывать зеркало до восьмимесячного возраста. Чеченская традиция предполагает знание женщиной восьми поколений предков по материнской и по отцовской линии. Мужчине обязательно знание семи предков.

В разрушенных зданиях живут люди.

Новая школа. В зависимости от класса у девочек разные платки. Странно, но у школы нет охраны. Даже в Москве школы охраняют, а в грозном, где милиция на каждом перекрестке, школа без охраны смотрится странно.

Поезд Москва-Грозный. На перроне к нам подходит начальник вокзала и интересуется, что это мы тут делаем:
- Мы фотографы, пришли снимать вокзал!
- А откуда?
- Из Москвы! Можно снимать?
- Снимайте, конечно!
Кстати, за все время никто и нигде не запретил снимать. Вокзал, рынок, мечеть... Нигде не было никаких проблем. Только однажды милиционер попросил не снимать кортеж Кадырова. В Москве каждый дворник считает своим долгом выразить свое важно НИЗЯ СНИМАТЬ!

Согласно чеченскому этикету гость не должен предлагать никакой платы за прием. Он может только сделать подарок детям. Несколько пословиц: «Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать», «Гость в доме – радость», «Чем длиннее был путь гостя к твоему дому, тем этот гость дороже»…

Такси по городу стоит 100 рублей. Если вызывать по телефону то 50. В день таксист в фирме должен сдать 650 рублей выручки.

Первую поездку иногда совершают бесплатно, примета, чтобы день хорошо прошел. Средняя зарплата таксиста 20 000 в месяц, конкуренция очень большая!

Потом поехали на рынок "Беркат". Странно, но он начинает работать только в 9 часов...

Мы гуляли по рынку, как вдруг перед нами затормозила тонированная девятка, из нее выскочили люди с автоматами.
- Вы кто такие?
- Мы туристы, гуляем...
- А откуда?
- Из Москвы.
- Все хорошо у вас?
- Конечно!
- Можно с вами сфотографироваться?
Это была охрана рынка. Естественно снимать никто не запрещал.

На рынке можно купить памятную майку. Очень популярны майки с надписями: "95 регион", "Чечня решает", портретами Кадырова, названиями спортивных клубов и видами борьбы.

«Если ты не ведешь себя как мужчина, не носи усов!» Для тех, кто носит усы, прилагается три запрета: не плакать от горя, не смеяться от радости, не убегать ни при какой угрозе. Чеченский мужчина должен быть сдержанным. Не принято проявлять чувства на людях.

Женщины ждут открытия павильона.

Кто-то не заплатил аренду 6000 рублей в месяц и закрыли весь павильон. Охранник объясняет, что пока не заплатит один работать не будет никто.

Кстати, я обратил внимание, что портрет Медведева обычно висит рядом с портретом Ахмата Кадырова, а портрет Путина рядом с Рамзаном. Интересно, это случайность? В Москву летает авиакомпания Грозный-Авиа. Шикарная возможность прокатиться на стареньком Як-42 стоит 7000 рублей в одну сторону.

Рассказывают, что идущего сдаваться в плен предводителя восставших горцев Шамиля несколько раз окликнул его верный сподвижник. Но Шамиль не обернулся. Когда потом его спросили, почему он не обернулся, он ответил, что его застрелили бы. «Чеченцы не стреляют в спину»,- пояснил Шамиль.

Грозный оставил очень приятное впечатление. Люди очень гостеприимные и открытые, на улицах подходят знакомиться, предлагают помощь. Многие оставляют телефоны, чтобы "если что, звонить". Не знаю, как в остальное Чечне, но в Грозном чувствуешь себя намного спокойнее, чем в той же Ингушетии, где без охраны нам не рекомендовали и 100 метров пройти, а ночью люди не выходят на улицу. Центр города полностью восстановили, все дома отреставрировали, очень чисто. На окраинах еще многое предстоит сделать. Говорят, что Москва - это не Россия, так вот, Грозный тоже не Россия, здесь свои законы, своя язык, особенные люди.

Про то, как мы работали написал Сергей -

В Чечне было две военные кампании. Это не новость. Грозный, да и вся республика были практически полностью разрушены. Но произошло то, что произошло. Мы такой народ - никогда не опускаем руки. Соответственно, буквально за несколько лет республика снова зацвела. Сегодня невозможно найти в республике следов войны.

Всем доброго дня, я Заур groznyboy - посол ЖЖ в Чеченской Республике. Поговорим о мифах и правде, связанных с Чечней.



За фото спасибо Валентину wasin

Предисловие... По белоснежной набережной в выходной день прогуливаются Пушкин с Натальей Гончаровой. Раскланиваются со знакомыми, мило беседуют и наслаждаются солнышком. Нечаянно Наталья Гончарова наступает в лужицу и пачкает край платья. Пушкин достает белоснежный платок, припадает на колено и протирает Наталье ботиночки и край платья. Прохожие умиляются и одобрительно улыбаются поэту...

Свидетель этого рассказывает своему другу:
Вчера Пушкина с Гончаровой видел - она в лужу наступила - он платок достал, ботиночки ей протер! Кавалер!
Друг рассказал своему другу, тот - следующему, и так далее...
5-ый рассказывает 6-му:
Пушкин вчера с Гончаровой шли - дороги не разбирают, торопятся - прям по лужам шлепают!
10-ый - 11-му:
Пушкина вчера видал - Гончарову пьяную тащил - она шатается, прямо по лужам идет! Грязная вся!!!
20-ый - 21-му:
Вчера Пушкин с Гончаровой домой шли - пьяные, грязные, песни орут. Идут - чуть не падают! Фу!
50-ый - 51-му:
До чего докатились! Вчера Пушкина видел на набережной - Гончарову ногами пинает, а она пьяная в луже валяется! Грязная, и на него орет!
100-ый - 101-ому: Вчера был на болоте, так там Гоголь сидит на дереве, весь грязный и пьяный…

После двух военных кампаний, в умах людей остались стереотипы о Чечне... Вот некоторые из них (сортирую по уровню недостоверности):

1. В Чечне до сих пор идет война.
Мой ответ: В этом году в школы Чечни пошли дети, которые не видели войны.


2. В Чечне похищают людей.
Мой ответ: В Чечне практиковалось умыкание (похищение) девушек для заключения брака. Данная практика (помимо юридической базы) была запрещена в 2010 году на конгрессе чеченского народа.

3. Чечня лидер по дотациям в России.
Когда меня спрашивают «на какие деньги восстанавливается Чечня», так и хочется ответить «на те же, что и бомбили». Тем не менее, отвечу по иному. В 2013 году суммы дотаций регионам РФ из госбюджета на одного человека (усредненная) составляла 8117 рублей 62 коп.

Лидерами в этой схеме были (приведены Наименование субъекта и Сумма дотаций на одного жителя):
1. Камчатский край 99727,29
2. Республика Саха (Якутия) 56050,65
3. Магаданская область 55135,31
4. Республика Тыва 37936,49
5. Республика Алтай 35117,38
6. Чеченская Республика 32126,49
7. Республика Ингушетия 19014,02
8. Еврейская автономная область 16155,09
9. Республика Дагестан 15299,14
10. Карачаево-Черкесская Республика 14484,35
11. Республика Бурятия 14333,46
12. Республика Северная Осетия - Алания 12561,41
13. Республика Калмыкия 10781,15
14. Забайкальский край 10439,70
15. Кабардино-Балкарская Республика 10355,53

При этом надо отметить, что Чечня- послевоенный регион, где все делается с «нуля».



И за это фото тоже благодарим Валентина Васина.

4. Чеченцы - неграмотные и необразованные.
Я - чеченец и я не самый грамотный в Чечне. Мой IQ - 156 пунктов. У меня два высших образования плюс три доп.образования. Таких как я тысячи в республике.

5. Чеченцы воюют в Украине.
Это уже не миф. Вопрос в другом: кого они представляют. Определенно не вооруженные силы России. А быть добровольцем - это личное дело человека. Мы ведь не обвиняем руководство Украины за то, что Музычко и другие добровольцами воевали против федеральных сил в Чечне!

Примерно так…

Что вы знаете или хотели бы узнать о Чеченской Республике? Верите расхожим мнениям? Видели Чечню своими глазами? Хотели бы увидеть?

С Михаилом мы знакомы относительно недавно. Буквально пару лет. Он приезжал в Чечню со своей супругой буквальо сразу после свадьбы. Почитайте его мысли, может быть некоторым моим читателям будет полезно мнение человека, который всем сердцем ненавидел нас, чеченцев и Чечню...
Михаил, ОГРОМНОЕ СПАСИБО за честность!
Оригинал взят у mkoinov в Моё отношение к Чечне и чеченцам

Должен признаться, что бо́льшую часть своей жизни я видел в чеченцах исключительно «заклятых врагов». Я даже помню, как уже в юношестве сидел над картой России и на полном серьезе размышлял о том, как максимально эффективно построить военные укрепления на границе с Чеченской республикой, чтобы навсегда отделить её от остальной территории нашей страны. И сомнения у меня вызывал лишь один момент — проводить эту границу по левому, или же по правому берегу Терека.

Мне было уже семь лет, когда началась Первая чеченская война, и с экрана телевизора лился нескончаемый поток адских хроник её событий. В детское сознание навсегда впечатались кадры из программы «Время», на которых чеченские боевики отсреливали пальцы заложнику. Там же остались и чудовищно реалистичные сцены из невзоровского «Чистилища». А потом, после недолгого и «мутного» перемирия пришел Путин, и уже хроники Второй чеченской потекли с экрана.


Эмоции часто берут перевес над холодной логикой, поэтому я тогда с трудом фиксировал именно политические события и перемены, происходившие в ситуации с Чечней. На эмоциональном уровне уже четко стоял рефлекс негативной реакции на любое упоминание названия этой республики или же просто на слово «чеченец». Да, я помню, как в один из Дней Победы по телевизору крутили видеокадры взрыва на чеченском стадионе, где погиб Ахмат Кадыров. Помню бородатого парня в спортивном костюме, плохо говорящего на русском, который стоял рядом с Путиным. Потом я узнал, что его зовут Рамзан Кадыров. Но на фоне военных кинохроник, отпечатавшихся в сознании, эти события для меня ровным счетом ничего не значили.

Хватит кормить Кавказ

В студенческие годы, когда я открыл для себя Интернет, меня продолжала тянуть к себе эта тема. Я зачитывался ужасающими подробностями «геноцида русских» в Чечне, смотрел видеоролики, на которых ваххабиты резали русским солдатам головы, и ещё больше пропитывался ненавистью. Со временем в Интернете стала популярна и другая тема — уже о том, как в Чечню миллиардами вливают российские деньги. Помню эти демотиваторы, где сравнивали небоскребы в Грозном с разрушенными домами какой-нибудь Рязани, а новоиспеченного героя России Кадырова, сидящего в дорогой машине, с ветераном ВОВ, стоящим в переходе. И поэтому выступление Навального в октябре 2011-го с лозунгом «Хватит кормить Кавказ!» встречало в моём лице полнейшее восхищение.

Я не знаю, что заставляло меня из года в год уделять столь пристальное внимание кавказской теме. Но я всегда обращал внимание на новые и новые инфоповоды, в которых звучало слово «Чечня». И иногда в потоке информации я натыкался на хорошие отзывы об этом регионе. В блогах встречались репортажи тех, кто побывал там и хорошо отзывался о республике. А в какой-то момент на очередном блогерском мероприятии я увидел первого в своей жизни чеченца — посла ЖЖ из этой республики, — и он не очень-то походил на безбашенного головореза, которых рисовала моя фантазия.

С годами у меня появилась очень ценная черта — если информация о чём-либо противоречива, то необходимо лично удостовериться в этом, сформировать своё собственное мнение, найти первоисточник. Так, например, весной 2014-го я при первой же возможности сорвался в Крым, чтобы своими глазами посмотреть на события «крымской весны», пообщаться с местным населением (и в первую очередь — с крымскими татарами), потому что медиа были заполнены диаметрально противоположными мнениями по теме крымского референдума и присоединения полуострова к России.

Такая же история была и с Чечней. Я решил, что непременно должен сам побывать в республике, посмотреть своими глазами на чеченцев, на то, как они живут, чтобы сформировать своё личное мнение. Причем это должен был быть не «лубочный» пресс-тур, в рамках которого гостям показывают исключительно лучшие стороны жизни, а что-то приближенное к реальности. Просто сесть в машину и поездить по Чечне.

Неожиданно в этом желании я нашел поддержку Наташи, которой тоже хотелось съездить туда. Я, если честно, даже не обсуждал, какая у неё была мотивация (вот сейчас пишу эти строки и понимаю, что ни разу её об этом не спрашивал). Первое время я сомневался, стоит ли брать девушку в этот «вражеский стан». Но со временем мы внесли поездку в Чечню в список своих автопутешествий, и когда в сентябре после свадьбы выбирали маршрут для автопробега (хотелось куда-нибудь на юг), то выбрали не Крым и не Сочи, а именно Чечню. Если честно, то даже родителям до последнего не называли конкретную цель нашей поездки, прибегая к расплытой формулировке «на Кавказ».

Первые впечатления

Первый день в Чечне был для меня самым напряженным. В полдень мы приехали в Грозный, поставили в центре машину и просто пошли искать заведение, где можно было пообедать. Ни карты города, ни навигации — ничего. Как и в любом нашем путешествии — всё исключительно по наитию. Я не выпускал руку Наташи и был в любой момент готов к какой-нибудь провокации в наш адрес. Вот честно, сейчас смешно вспоминать, но я шел по Грозному с одной мыслью — ещё один переулок и придется защищать свою женщину. Мы нашли какое-то заведение, по антуражу и сервису аналогичное белгородскому «Потапычу», а я всё крутил головой вокруг, выслеживая любой взгляд в нашу сторону и тщетно пытаясь понять, о чём же разговаривают люди вокруг.

Не «отпускало» меня даже ночью, когда мы разместились в какой-то гостинице на окраине города (все другие были забронированы на два ближайших дня из-за проходившего в Грозном чемпионата России по дзюдо). Я на полном серьезе допускал мысль, что кто-нибудь может вломиться в наш номер. Но чем больше времени мы проводили в Чечне, тем абсурднее мне казались мои фантазии.

Я не мог уложить в свою голову осознание окружающего спокойствия. «Ну как так!?» — восклицал мой внутренний голос — «Здесь десятилетие шла война, здесь всё лежало в руинах, а русским резали головы! Как такое возможно вообще - размеренная тихая жизнь, словно и не было ничего? Откуда эта доброжелательность в наш адрес? Неужели это всё искренне? Где подвох?» . Этот самый «подвох» я искал в каждом взгляде, в каждой интонации в разговоре с нами. И не находил.

Чем больше мы открывали для себя Чечню, тем больше я удивлялся, что перед нами нормальный регион нашей страны. Если отойти в сторону от этих вычурных небоскребов «Грозный Сити», и просто посмотреть на город, на его окрестности — обычный ухоженный уголок России. Чистенько, аккуратно. Неправда, что «федеральные деньги вбуханы в показуху». Здесь действительно проведена колоссальная работа по восстановлению всей республики. Я не представляю, как в такие короткие сроки удалось устранить все последствия военных действий. Но на республику приятно смотреть. Хорошие дороги, аккуратные дома.

И в какой-то момент меня отпустило. Я позволил себе выдохнуть. Перед моими глазами открылась красивая, спокойная Чечня, с отзывчивыми людьми, живущими своей повседневной жизнью. Но ведь не выкинешь из головы всё то, что я читал и смотрел раньше? Ведь опасения мои не беспочвенны? Ведь лермонтовское «Злой чечен ползет на берег, точит свой кинжал» ещё полтора века назад написано, и этой вековой вражде есть какое-то обоснование?

Взгляд с другой стороны

Я стал задавать себе всё больше вопросов в поисках понимания ситуации. Ночью, когда ты стоишь и слушаешь тишину кавказских гор, получается взглянуть на ситуацию со стороны противоположной той, с которой ты всегда смотрел на неё. Знаете, у меня получается огромный текст, который прочтут единицы, а примут мою точку зрения вообще 0,01% из них, но я напишу его и пусть он будет полезен даже для одного единственного из вас.

Я посмотрел на историю русско-чеченских отношений со стороны чеченцев. Задумывались ли вы вообще о том, как это выглядело для них? Чеченцы, или как они изначально назывались — нохчи — жили здесь сотни лет. Нашествие монгольской орды загнало их с равнин в горы, где они столетиями выживали в непростых условиях. Русские, тем временем, скинув с себя бремя захватчиков, начали строить Империю. Взяв Казань и Астрахань их взор обратился и в сторону Кавказа. Когда чеченцы стали возвращаться на свои исконные земли, они столкнулись с тем, что на них уже обосновались терские казаки. Империя росла, вот она уже поставила цель взять под своё влияние Грузию, лежащую за кавказским хребтом. И давайте признаем, далеко не всегда присоединение «стратегически важных территорий» шло мирным путём. Да, имело место навязывание своей воли. И чеченцы имели полное право не всегда соглашаться с теми порядками, которые для них устанавливали. Ответом на неповиновение зачастую были карательные мероприятия со стороны руских.

В начале 19-го века началась Кавказская война, которая длилась около 50-ти лет. Полвека, только представьте себе! Для целых поколений горцев война стала образом жизни. Вы можете подробно прочитать о предпосылках и хронологии покорения Северного Кавказа, допустим, на Википедии . Представьте, что к вам домой пришли какие-то люди и заявили, что вы будете теперь жить по их правилам, либо же с вами будут воевать. Будете ли вы сопротивляться, если несогласны? Чеченцы решили, что будут. Такая черта характера. Имели ли они на это право? Каждый ответит на этот вопрос для себя сам.

И даже после того, как основные силы сопротивления были сломлены, а регион присоединен к Российской Империи, здесь то и дело вспыхивали бунты. Да, нужно просто честно признаться себе в том, что это мы, русские, пришли в край, расположенный в полутора тысячах километров от Москвы и решили, что это тоже наша земля. Не чеченцы положили начало этой вражде. Странно, но раньше эта простая мысль никогда не приходила в мою голову. Сначала русским был нужен контроль над Кавказом, который считался сферой влияния Империи. А в конце 19-го века в регионе нашли запасы нефти, и это тоже предопределило заинтересованность России в нём.

После февральской революции коммунисты умело конвертировали ненависть горцев к «империализму», использовав их в борьбе против того же казачества, поддерживавшего белых. Не гнушались уловками вроде лозунгов «Да здравствует Советская власть и шариат!» и обещаниями вернуть исконно кавказские земли их народам. А после того, как грязное дело было сделано, начали уже по-своему закручивать гайки. Да, в ноябре 1920 года было провозглашено создание Горской АССР со столицей во Владикавказе в составе шести административных округов, одним из которых был Чеченский национальный округ (через два года трансформировавшийся в Чеченскую автономную область). Это выглядело как то, что спустя столетие войны за независимость чеченцы таки добились появление своего собственного территориального образования. Но вместе с тем уже советская (а для местных — всё та же «русская») власть начала диктовать свои условия жизни.

Продразверстка. Коллективизация. Постепенная борьба с религиозными институтами, не вписывавшимися в концепцию «построения коммунизма». Естественно, подобное вмешательство в местный жизненный уклад встречало сопротивление, которое жестко подавлялось войсками Советской власти. Всего с 1920 по 1941 годы на территории Чечни и Ингушетии произошло 12 крупных вооружённых восстаний и более 50 менее значительных. Некоторые особо мятежные аулы были департированы за пределы Северного Кавказа.

Естественно, в Великую Отечественную не все чеченцы бросились на защиту Советского Союза (хотя многие мужественно сражались за него). Некоторые видели в этой войне возможность получить долгожданную независимость. В итоге всё переросло в одну из самых грязных страниц советской истории — депортацию чечено-ингушского народа.

29 января 1944 года нарком внутренних дел СССР Лаврентий Берия утвердил «Инструкцию о порядке проведения выселения чеченцев и ингушей», а 31 января вышло постановление о депортации чеченцев и ингушей в Казахскую и Киргизскую ССР. 20 февраля Берия прибыл в Грозный и лично руководил операцией, куда под видом «учений в горной местности» была переброшена армия в составе 100 тысяч человек. 21 февраля он издал приказ по НКВД о депортации чечено-ингушского населения.

493 тысячи чеченцев погрузили в товарные эшелоны и вывезли в Казахстан и Киргизию. Всех — стариков, детей, женщин — зимой согнали как скот и увезли за тысячу километров с их родной земли. По официальным данным, в ходе операции были убиты 780 человек — тех, кто категорически сопротивлялся, либо был малоподвижен. Сколько было жертв по «неофициальным» данным мы не узнаем никогда. Ещё около 1200 человек умерло во время транспортировки. 44,5 тысячи человек из числа депортированных умерло в первый год ссылки (почти каждый десятый).

Ограничение по передвижению чеченцев и ингушей жестко действовало вплоть до смерти Сталина, и только после этого они стали понемногу возвращаться на территорию республики. Однако никаких льгот по восстановлению жизни у себя на родине они не имели, а в ряде горных аулов им и вовсе было запрещено селиться.

В то же время Чечня была заселена русскими. Об этом я тоже раньше как-то не задумывался, новедь представьте, что получилось — чеченцы десятилетиями воевали с русскими за право жить независимо, в итоге их всех вообще депортировали с родной земли, а когда они стали возвращаться туда — на их месте живут те самые русские. Сомнительная почва для дружественных отношений... Тем не менее, советской власти удавалось держать это напряжение под контролем, и даже к моменту распада СССР каждый четвертый житель Чечни был русским.

Естественно, когда СССР начал трещать по швам, и от него стали отваливаться Прибалтика и Средняя Азия, в Чечне на первое место вовь вышли разговоры о независимости. И местное население, не видевшее ничего хорошего в союзе с русскими последние лет двести как минимум, естественно с восторгом поддержало эту идею. Допускаю, что так и стоило бы поступить, но лидеры новой России почему-то решили, что те же русские на 90% Крым или Донбасс могут спокойно существовать вне нашего государства, но вот Чечню обязательно нужно в очередной раз взять под свой контроль. Естественно, силой! И началась очередная мясорубка.

Когда я сейчас, сквозь призму времени и знаний, начина задумываться, к чему была эта война с нашей стороны, я не нахожу логичного ответа. За что гибли русские ребята? За землю, которая всегда была для нас чужой? Которую всегда хотели иметь вопреки желаниям населявшего её народа? Это был какой-то ад, развязанный руками политиков, и правда в нём была в очередной раз не на стороне русских.

Насколько бы я не любил свою страну и её историю, но со временем, взглянув со стороны, мне пришлось признаться себе, что во всей этой истории со «злыми чеченами» плохими парнямы были именно мы, русские. И весь тот негатив, который из века в век мы получали в свой адрес, появлялся потому, что мы хотели обладать тем, что нам не принадлежит. Имели ли право чеченцы сопротивляться этим амбициям? Да, имели. И в силу своего характера сопротивлялись бы до последнего живого человека.

«Но была одна нация, которая совсем не поддалась психологии покорности - не одиночки, не бунтари, а вся нация целиком. Это - чечены» — писал Солженицын в своём «Архипелаге». И ты, находясь в Чечне, буквально в каждом человеке видишь эту гордость, которая, кажется, впитана с молоком матери. Гордость, которую никаким оружием не выбить из них.

Нынешняя Чечня

Я очень долго могу рассуждать о том, что было и почему всё произошло так, а не иначе. Но прошлого не исправить, и поэтому я перейду к настоящему. Что бы не говорили, но в сегодняшних реалиях мы имеем уникальную ситуацию — кажется, впервые за несколько столетий мы живем в мире с чеченским народом в одном государстве. В колоссально короткий срок удалось восстановить всё, что было разрушено и создать инфраструктуру, которая позволяет республике жить не хуже, чем другие регионы России. Впервые русские дали возможность чеченцам жить так, как они хотят —без агрессивного навязывания своей воли, с учетом их интересов.

Я понимаю, почему на каждом углу в Чечне можно увидеть портреты Ахмата Кадырова и Путина — потому, что эти два человека смогли договориться и принести мир на их землю. «Чтобы не было войны», «мирное небо над головой», «чтобы дом и работа были» — это ключевые пожелания жителей Чечни. Можно сказать, что в нашу историческую эпоху произошло новое рождение чеченцев как нации, и это не будет преувеличением. Они получили законное право жить на своей земле так, как им этого хочется. И когда мы с ними стали по-человечески общаться, перед нами открылась другая сторона чеченского народа.

Да, мы очень разные с ними и по менталитету, и по этапу развития общества. Но важно осознать, что попытки навязать свою волю, перекроить под привычные нам стандарты обречены на неудачу. У чеченцев совершенно отличный от нашего образ жизни, характер, религия, система взаимоотношений в обществе. Но это не значит, что нужно силой менять этот их уклад. Вместе с тем в их гордом характере есть те черты, которые покоряют своей искренностью, стойкостью. Приходя к ним с миром ты получаешь мир в ответ.

Возвращаясь к заголовку этого поста, подведу итог своих умозаключений. Моё отношение к чеченцам можно передать одним словом — уважение. Я восхищен как стойкостью их характера, приверженостью к своим ценностям, так и силой прощать былые обиды и идти дальше. И мне очень часто бывает стыдно за своих соотечественников, которые продолжают плодить эти враждебные клише по отношению к чеченцам. В этом плане жители республики сделали куда больший шаг вперед, научившись оставлять в прошлом все те беды, которые принесли на их землю амбиции русских.

Чечня прекрасна. Я искренне надеюсь, что те добрососедские отношения, которые мы имеем с её народом сейчас, будут крепнуть. Иных вариантов мирной жизни с этим народом в одном государстве у нас нет.

Читая уникальные по своей шовинисткой направленности и глубокооскорбляющие национальные чувства чеченцев и ингушей труды ксенофобов Бабенышева и Пыхалова, с лестными отзывами о них видных академиков и ученых России, убеждаешься, что это заказной материал, написанный вопреки предостережениям Президента России В. В. Путина. Ведь он не раз критиковал и предупреждал лжедемократов и борзописцев умерить свой шовинистский пыл.

«…Традиционное отсутствие трудолюбия и привычки добывать пропитание разбоем и грабежами…» (Пыхалов); «…Потери рабочих навыков целыми слоями населения, возникновение привычки и существование на пособия и подачки международных организаций и другие нетрудовые доходы…» (Бабенышев) и т.д.
Чтобы глубокого разочаровать авторов этих и подобного рода высказываний, считаю необходимым привести выдержки из брошюры «Чечня и разбойник Зелимхан», выпущенной в Париже в 1932 году. Ее автором является царский офицер Сергей Бердяев, близкий родственник великого русского философа Николая Бердяева. Оставив в стороне «разбойника Зелимхана», обратимся к более ценному для нас материалу С. Бердяева:

« В представлении петербуржца и вообще россиянина, чеченец был синонимом грабежей, разбоев и бесшабашных убийств… Психологию чеченского народа, его глубокий нрав и бытовую сторону, как равно его историческое прошлое, признаться, до службы моей среди этого народа я знал поверхностно; почему и не мог дать точной характеристики об этом народе, но теперь скажем о нем здесь совершенно беспристрастно… Обозрев эту мощную, неописуемую красоту природы Веденского округа, и побывав на бывших стратегических базах имама Шамиля, находившихся на скальных высотах, доступных подоблачным орлам, я перестал удивляться, что Россия с горстью чеченцев и дагестанцев воевала в продолжении 50 лет.

Я никак, однако, не мог согласиться с тем, чтобы величественная красота природы сочеталась с варварством. Мне хотелось верить в то, что приписываемая чеченцам поголовная преступность - тенденциозного характера. Вступив в исполнение своих обязанностей, я стал интенсивно изучать характер и психологию этого народа, его историческое прошлое и причины возникновения абречества (разбойничества). И так, выделив из лингвистической классификации народов Кавказа чеченцев, оказалось, что чеченцы происходят из арабов из племени «Нохчи». У арабов это племя считалось воинственным, и они еще задолго до нашей эры образовали из Нохчи пограничную линию во время войны с персами и, главным образом, с колхидами (грузинами).

С течением времени текущие события отбросили Нохчи на Кавказский перешеек, а потом и на Северный Кавказ, т. е. на северные склоны Кавказского хребта, так что Кавказ является истинной колыбелью чеченского народа.

На описанные горные высоты чеченцы пришли, как к природной скалистой защите своих свобод от народов, стремившихся к их порабощению.
История кавказских народов свидетельствует, что еще в V веке нашей эры во времена владычества сасанидов (персы), нохчи дрались с персами, а потом, в XIII веке, они, в объединительном движении кавказских племен, мужественно отбивались от полчищ Чингис-Хана, нанося потрясающие поражения монголам. Вот почему чеченский народ является «аборигеном кавказского монолита» и народом с интересным историческим прошлым…

Чеченцы более свободолюбивое, более героически-рыцарское веками демократизированное племя, чем другие племена Кавказа.
Объясняется это тем, отчасти, что у всех народов Кавказа есть сословное деление, основанное издревле на принципе права сильного и подхалимства слабого. У чеченцев нет сословий…

Углубляясь в историю движения кавказских народов и происшедших войн, как до Рождества Христова, так и после, мы видим, что чеченцы никогда, в целях ли территориальных захватов, в целях ли порабощения той или иной народности, во имя своего милитаризма войн не вели; они лишь мужественно защищались, отстаивая свои суверенные права.

И, действительно, в течение трехлетнего моего управления частью чеченского народа, я нашел, что народ этот очень мирный, терпеливый и неприхотливый…
Как-то невольно, глядя на этот свыкшийся с нуждой народ, не предъявляющий ни к кому прав человека, приходилось думать, что народ этот забыт и Богом, и людьми…
Никто о его судьбе не думал – не хотел думать. Когда ж он выявлял свои желания к путям общеимперской чести, то, разумеется, получал, неблагоприятные ответы. Чеченцы, например, неоднократно возбуждали ходатайства о комплектовании из них кавалерийских частей на общем основании Устава о воинском повиновении, по примеру осетинского регулярного конного дивизиона или же иррегулярного полка Дагестанского народа, с сохранением, конечно, национального костюма, и каждый раз получали отказ. Правительство наивно истолковывало такое желание чеченского народа стремлением Чечни к изгнанию казаков из отнятых у них земель. Однако, до царя эти ходатайства не доходили.

Население Чечни достигало 700 тысяч душ обоего пола, и что же? О, ужас! Ни в одном ауле ни одной школы и ни одного медицинского фельдшера! Единственная звезда просвещения чеченского народа была начальная горская школа в городе Грозном на 30-40 интернатов, открытая хлопотами генерала Орцу Чермоева (чеченца), и такая же школа впоследствии была сооружена в укр. Ведено в 1908 году – стараниями начальника округа Галаева…

Не раз я задавал себе вопрос: «Так что же, в конце концов, дало правительство этому «покоренному» народу, хотя бы в возмещение отнятых у него пахотных, роскошных, сенокосных, пастбищных и нефтеносных земель?» Какие, наконец, права состояния сообщены этому народу? Чеченцы были, как будто, податного состояния, наравне с крестьянами России, но правами крестьянина не пользовались. В России даже губернатору не было предоставлено права наложения на крестьянина наказания в административном порядке, а в Терской области таковым правом над туземцами пользовался даже начальник участка.
Полнейшее отсутствие в участке школ и ярко выраженное желание чеченцев учить своих детей, заставили меня в течение двух лет просить начальство об открытии хотя бы одной начальной школы, но мне или не отвечали на мои «назойливые» рапорты, или называли меня слишком энергичным начальником, рекомендуя поумерить служебный пыл. Наконец, воспользовавшись имевшимся в моей ставке (аул Саясан) свободным помещением (бывшая казарма), наличием небольших экономических средств, а главное, долговременным пребыванием у меня в гостях моего друга, студента Петербургского университета Евленоева (в данное время в эмиграции, в Париже), решил открыть начальную школу в 1909 году. Евленоев любезно предложил безвозмездно свой труд. Быстро подремонтировал помещение, население откликнулось и оборудовало парты, были приобретены учебные пособия и в день, объявленный для приема учеников, на 40 мест явилось 120 желающих учиться; как раз вразрез высочайшим отчетам начальников Терской области о нежелании, якобы, чеченцев учить своих детей русской грамоте.

Во дворе моей ставки чуть было не до драки дошло между родителями, так как каждый хотел занять место в школе. По просьбе Евленоева пришлось вмешаться мне, успокоить родителей и плачущих детей, оставшихся за стенами школы, и принять детей по жребию, пообещав с будущего года открыть еще одну школу. Занятия начались. Дети-чеченцы проявляли удивительные способности в восприятии русской грамоты и языка…

Старики мне говорили, что если бы 50 лет тому назад правительством были открыты в Чечне школы, да гимназии, то они не были бы дикарями и у них не было бы Зелимханов. С этой истиной от истин я не мог не согласиться. Но вдруг, неожиданно для меня, я получил от начальника Веденского округа полковника Макарова «срочное» предписание о немедленном закрытии этой школы, как несанкционированной директором народных училищ.

Школу я не закрыл, а поехал к начальнику округа для надлежащих с ним объяснений. Все мои доводы, указывавшие на необходимость этой и вообще школ, а также те данные, что на нашу школу нет никаких затрат от казны и таковая является пробной, как бы зондирующей, оказались для Макарова не убедительными. Вооружившийся этой же аргументацией я поехал во Владикавказ к директору народных училищ. После продолжительной горячей беседы, я все же санкций не получил, «в виду затруднительности в поездках директора и районного инспектора в горную Чечню на ревизию одной школы», а когда я сказал: «тогда откройте 50», то получил ответ, что Министерством на Чечню средства не отпускаются. Несмотря на всякие угрозы Макарова, я, тем не менее, школу эту не закрыл и довел занятия до каникулярного времени, но, конечно, после моего перевода из этого участка в казачий участок, школа эта реставрирована не была…»
Когда те же Пыхаловы и Бабенышевы с пеной у рта твердят, что чеченцы генетически предрасположены к преступлениям и на созидательный труд они не способны, уместно выслушать С.Бердяева о преступности среди чеченцев.

«Теперь скажем о преступности и преступниках. Казалось бы, что в силу земельной стеснительности, в силу тяжелых географических условий, создавших для чеченцев невыносимые способы добывания скудного кукурузного чурека и сыворотки (повседневная его пища), из чеченца должен бы выработаться завзятый преступник разных формаций, и преступность должна была быть массовой и дойти до степени высшего напряжения, но, однако, этого не было. Я очень интересовался и этой стороной. Сопоставлял со статистическими данными российской криминальной преступности и нашел, что преступность в Терской области со стороны чеченцев равнялась 3,5%, конечно, пропорционально населению. Мне приходилось навещать тюрьмы Терской области, и я обнаружил, что чеченцев было всего 4% из общего числа арестантов разных национальностей.
По статистике 1911 года в Ставропольской губернской тюрьме разновременно уголовных арестантов было 2336 человек, из коих 2011 (96%) чисто русских людей, а остальные 325 разных национальностей. В том же году терская областная тюрьма содержала 2940 арестантов, из них чеченцев всего лишь 50 человек…

Чеченская преступность почти однообразная, исходя из чисто национальных мировоззрений, национальности, я бы сказал, быта. Именно – на почве кровной мести, на почве похищения девицы с целью брака, ревности, защиты женской чести, личного оскорбления словом или действием (последнее очень мало). Самовольная порубка казенного леса, скотокрадство и конокрадство…

Грабежами же занимались абреки. Что же значит абреки? Абрек есть преступник, совершивший преступление, противное законам России, скрывающийся от правосудия, совершающий дальнейшие злодеяния, как разбойник, и объявленный властью вне закона. Чеченские абреки были все одной категории. Убийцы на почве защиты оскорбленного самолюбия, защиты женской чести и в большинстве случаев в состоянии аффекта…
Следственными материалами установлено, что чеченские абреки не только по натуре, но и наследственно, преступниками не были; не было уклона в сторону преступности и по религиозно-гражданскому воспитанию, и первые шаги злодеяния происходили отнюдь не из корыстных целей, а, повторяю, на почве защиты своего человеческого права…»

Насколько парадоксальным кажется то, когда царский офицер, которому «свирепый генерал Колюбякин» сказал: «Езжайте, управляйте чеченцами и ликвидируйте Зелимхана», проявляет неприсущие той категории людей инициативу и благородство.

А как честно С. Бердяев рассказывает о внутренней нечистоплотности высшего военного руководства и их истинном отношении к «туземцам» в то время.
Я глубоко признателен С. Бердяеву за его неподдельную правду о Чечне и чеченцах. Светлая ему память!