О чем размышляли спорили онегин и ленский. Онегин и ленский спор

Драматургия Чехова — революционный прорыв в истории русского театра. Писатель отошел от классической традиции и начал творить в русле модернизма, экспериментируя с формой и содержанием своих работ. Одним из таких примеров является пьеса, посвященная безотрадной жизни и экзистенциальному бунту Ивана Войницкого.

В 1889 году драматург пишет комедию «Леший», но вскоре решает коренным образом переделать пьесу. Хотя ее уже поставили в таком виде, и премьера прошла успешно, автора не удовлетворял результат. Чего-то «Лешему» явно не доставало. Так появляется известный нам вариант «Дядя Ваня». Окончательно Чехов завершил работу в 1896 году.

В новом тексте были широко использованы выдержки из дневника Чехова. Он заносил туда наблюдения из жизни, а затем переносил их в художественную явь. Кроме того, он полностью изменил структуру пьесы. Так, с «Лешего» началась история создания «Дяди Вани». «Первый блин» казался ему неудачным произведением, поэтому он сразу же после премьеры снял его с репертуара, и сделал из него нечто новое, самобытное, то, что критики потом назовут «лучшей работой Чехова». Но это будет далеко не сразу. Свежий взгляд автора на театр ругали и не принимали в обществе: постановка «Чайки», например, в том же 1896 году провалилась. После этого писатель решил переделать «Дядю Ваню» в повесть, но замешкался, и ее напечатали уже в виде пьесы. Однако, несмотря на резонансную и неоднозначную карьеру драматурга, к нему начали стекаться предложения о постановке новой комедии.

В Сумах вам могут указать на героев Чехова… Назовут Соню, профессора Серебрякова, Вафлю…

М. П. Чехов в дочери Серебрякова видел их сестру Марию Павловну. О своих догадках он сообщает в эпистолярном жанре:

Ах, какая это превосходная пьеса! Насколько не люблю „Иванова“, настолько мне нравится „Ваня“. Какой великолепный конец! И как в этой пьесе я увидел нашу милую, бедную, самоотверженную Машету!

В. Я. Лакшин утверждает, что Серебряков – вылитый народник С. Н. Южаков.

Смысл названия произведения указывает на простоту, обыденность, обыкновенность изображенной трагедии. Иван Петрович так и остался «дядей Ваней», реализовавшись лишь в качестве члена семьи и опекуна племянницы. Только для Сони он существовал, как личность. Все остальные видели его исключительно в качестве приказчика. Герой попросту не заслуживал в их глазах называться как-то иначе. В этом непризнании скрыта психологическая драма главного героя, разрешившаяся выстрелом, промахом и смирением на грани с отчаянием.

Основная проблематика

В пьесе «Дядя Ваня» особенно остро стоит проблема экологии. Авторские взгляды на нее до читателя доносит Астров, тонкий ценитель природы и романтик в душе. Он возмущен тем, что леса вырубаются ради выгоды, а не в пользу людям. От прогресса им не становится лучше: все так же распространен тиф, живут в нищете дети, болеют их матери, а отцы надрываются и умирают на непосильно тяжелой работе. Социальные проблемы населения не решаются, зато финансовые интересы господ удовлетворяются бескомпромиссно.

Герой искренне переживает о гибели прелести всего живого и внутренней красоты души. Между ними он видит нерасторжимую связь. Прогресс сулит лишь комфорт существования, но не энергию жизни, которую люди черпают в природе.

Также очевидна проблема разочарования в идеале и напрасного служения ложной цели. Осознание тщетности поклонения перед ничтожным идолом застигло героя врасплох, причем в возрасте, когда уже ничего нельзя исправить. Он не смог сбросить с себя это служение даже в крайней степени разочарования. Мнимая избранность поработила его волю, и он понял, что жизнь уже не повернуть вспять, значит, и менять ничего не следует. Герой разуверился в себе – и это психологическая проблема, кризис среднего возраста. Критически оценивая себя, он осознал свое ничтожество и…покорился ему.

Проблема духовной нищеты и практической бездеятельности, присущая дворянскому сословию, тоже не осталась без внимания в комедии «Дядя Ваня». В образах Елены и ее супруга автор изобличает сибаритство и внутреннюю пустоту, которые прикрывает одна кичливость. В таких тонах изображается «опора государства» и «гордость страны», дворянское сословие. Чехов опасается, что такие «опоры» только подтачивают основы государственности и не могут быть полезными своей стране.

Тематика

Смысловое богатство драмы Антона Павловича – уникальная черта его творчества. Поэтому спектр тем, затронутых им в произведении, чрезвычайно широк.

  • Трагическое самопожертвование маленького человека во имя фальши — главная тема «Дяди Вани» Чехова. В этом выражается преемственность в русской литературе, где авторы продолжают описывать глобальные и общечеловеческие вопросы из поколения в поколение. Всего себя отдавали и Акакий Акакиевич из «Шинели», и Самсон Вырин из «Станционного смотрителя», и Макар Девушкин из «Бедных людей» Достоевского. Несчастные и недооцененные судьбы были разбиты, но на восстание осмелился лишь Войницкий Чехова. Он стал раскованнее своих предшественников, но все равно не сумел довести бунт до логического завершения, так как природную робость души ему не перебороть. В этом было бы его нравственное падение.
  • Гибнущая красота и ее особенная эстетика овевают всю книгу. С ней же связана и тема экологии. Леса безжалостно вырубаются, все живое, что находило там пристанище, умирает безвозвратно. Люди вроде Астрова понимают всю чудовищность этого варварского истребления природы, страдают вместе с ней, но ничего не могут поделать.
  • Отношение к природе является для автора показателем духовного богатства. Профессор и ему подобные, кроме себя, ничего не видят. Чехов противопоставляет равнодушие и эгоизм этих слепцов чуткости, естественности и мягкости настоящих людей – Сони, Ивана и Астрова. В них скрыто подлинное душевное благородство, без которого человек погружается в пучину себялюбия и перестает замечать мир вокруг. Теряя способность любить что-то помимо себя, он сеет лишь губительную пустоту вокруг, сравнимую разве что с вырубленным лесом. Ведь природу люди тоже губят от внутренней нищеты.
  • Действующие лица

    Чеховский список персонажей никогда не бывает случайным: в сухом перечне имен и должностей уже скрывается конфликт, уже зарождается драма. Так в «Дяде Ване» профессор контрастирует с «честным приказчиком» Иваном Петровичем.

  1. Серебряков Александр Владимирович - профессор в отставке, отец Сони, когда-то женатый на сестре Ивана.
  2. Софья Александровна (Соня) - племянница Ивана Петровича, дочь профессора, тоже бескорыстно трудящаяся во имя его преуспеяния.
  3. Елена Андреевна - жена Серебрякова, 27 лет. Мачеха Сони.
  4. Войницкая Мария Васильевна - мать Ивана Петровича и бабушка Сони.
  5. Войницкий Иван Петрович - дядя Ваня, шурин профессора и опекун Сони.
  6. Астров Михаил Львович - врач, сосед Войницкого.
  7. Телегин Илья Ильич - разорившийся помещик
  8. Марина - престарелая няня
  9. Работник

Характеристика героев

  1. Дядя Ваня. 48-летний Иван Войницкий — кроткий, добрый и трудолюбивый человек, но благодаря расточительности и эгоизму своего шурина он остался без гроша за душой. Все свои силы он направил на то, чтобы помочь профессору в служении науке. Он верил, что вместе с ним изменяет мир, делает его лучше для людей. Поэтому его смело можно назвать идеалистом, оторванным от реальности. Чем-то его отрешенность от семейных дрязг, мелочности и себялюбия напоминает святость князя Мышкина из «Идиота» Достоевского: оба мужчины предпочитают посвятить себя бескорыстному служению всему живому вне зависимости от его характера. Однако иллюзии Ивана рассеялись, и даже тогда он готов направить оружие на себя. Его нравственный кризис проходит острую стадию безболезненно благодаря целительному влиянию Сонечки, имя которой означает «мудрость» и напоминает нам такую же самоотверженную героиню из «Преступления и наказания» Достоевского.
  2. Что же тогда хотел донести до нас Чехов? Почему не помог, не возвысил своих положительных персонажей над жестокой реальностью? Бунт Ивана даже не подарил читателям ощущения справедливой мести. Но суть финала пьесы заключается в другом: упоминание о «жизни светлой, прекрасной, изящной» должно вдохновить нас оглянуться вокруг и заметить, наконец, тех, кто ее достоин, и вместе с ними делать окружающий мир лучше, чтобы прийти в эту новую жизни обновленными людьми. Множество незаметных тружеников, отдающих всю свою энергию ради счастья других, достойно лучшей доли. Это призыв реализовать справедливость в жизни, пока не поздно, а не в книгах, где кара писателя все равно запоздала: Войницкому уже поздно начинать жить по-другому.

    Больше всего автор ценит в человеке способность к созиданию и красоту души, которые невозможны без чистоты помыслов. Только такой гражданин может своим трудом изменить страну к лучшему, только такой семьянин в силах воспитать новых людей в радости и любви, только такая личность способна гармонично развиваться и вдохновлять на прогресс других. К этому надо стремиться каждому из нас.

    Новаторство Чехова драматурга

    При жизни автора часто упрекали в нарушении устоявшихся канонов театра. Тогда это ставили в вину, а сейчас – превозносят. Например, новаторская композиция в «Дяде Ване» - повествование без разделения пьесы на явления - относится к открытиям Чехова. Ранее драматурги не нарушали композиционного правила оформления и добросовестно формировали список действующих лиц, участвующих в каждом явлении. Так делал и Антон Павлович, но со временем он не побоялся поэкспериментировать с консервативным видом искусства, внеся в русский театр ветер перемен, дух эпохи модернизма, соответствующий времени. Новаторство Чехова-драматурга не было оценено по заслугам при жизни писателя, зато сполна вознаграждено его потомками. Благодаря ему русская литература ни чуть не отставала от общемировой культурной тенденции, даже во многом опережала ее.

    Что касается содержания, здесь Чехов тоже отражает новую тенденцию – кризис реализма. В его драмах действие растворяется в повседневности, герои – в бесконечных отступлениях от темы, смысл – в нарочитой абсурдности изображенного бытия. Например, «Дядя Ваня» — про что это? Автором изображена какая-то сумбурная история без морали и финала, где робкий и смирный герой, казалось бы, ни с того, ни с сего пытается убить родственника и завладеть его женой. С точки зрения логики, это полный бред. Но жизнь гораздо шире того, во что мы пытаемся ее загнать, и человеком порой движут более тонкие и менее очевидные психические процессы, которых мы подчас не в силах понять.

    Диалоги, обращенные в никуда, тоже не способствуют пониманию. Герои Чехова говорят, не слыша, отвечая лишь собственным мыслям. Их слова не стоит воспринимать буквально: в них важно именно то, что не сказано. Так же скрыт и настоящий конфликт, ведь персонажи не имеют черно-белой окраски. Таким образом, драматург раскрывает проблемы личности в пьесе «Дядя Ваня» по-новому, не тривиально, заставляя нас острее воспринимать происходящее на сцене и сильнее задумываться над ним.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Пожилой профессор Серебряков, недавно женившийся на 27-летней красавице Елена Андреевне, живёт на доходы с имения своей первой, покойной супруги. Имением управляют его дочь от первого брака, Соня, и брат первой жены, Иван Петрович Войницкий – «дядя Ваня». [См. полный текст пьесы на нашем сайте.]

Дяде Ване уже 47 лет. Всю жизнь он, не выезжая из деревни, довольствуясь малым жалованием, трудился, как вол, чтобы содержать зятя-профессора, которого считал видной и полезной научной фигурой. Однако с недавнего времени глаза Ивана Петровича открылись: он понял, что его зять лишь пережёвывал в своих статьях и лекциях 25 лет чужие мысли о реализме и натурализме . Серебряков – напыщенный нуль с громадным самомнением, ещё и пользующийся благодаря дутому учёному ореолу большим успехом у женщин.

Дядя Ваня испытывает потрясение и разочарование. Он осознаёт, что загубил собственную судьбу ради пустой химеры – даже не устроил личную жизнь. Теперь, освободившись от иллюзий, он мечтает провести остаток жизни по-новому – счастливо. Душа Ивана Петровича жаждет любви. Ему очень нравится умная и молодая Елена Андреевна, которая как раз приехала к ним в имение вместе с Серебряковым. Но Елена отвергает страстные излияния дяди Вани, говоря, что не изменит мужу. Иван Петрович убеждает её не хранить фальшивой, риторической верности ложному кумиру и не глушить в себе живое чувство.

«Дядя Ваня». Спектакль по пьесе А. П. Чехова. Действия 1-2. Малый театр

Чехов «Дядя Ваня», действие 2 – кратко

Приехав на отдых в имение, себялюбивый профессор Серебряков только отягощает всех его обитателей своим поздним распорядком дня и беспрестанными жалобами на подагру. Дядя Ваня продолжает признаваться в любви Елене Андреевне, с горьким сарказмом советуя, чтобы она, подобно ему самому, не растратила своей жизни на пустяки. Однако Елена остаётся непреклонной.

В гости к дяде Ване и Соне часто ездит друг, доктор Астров – вдохновенный, увлеченный человек. Подвижник врачебной практики, он кроме неё отдаёт много сил ещё и лесонасаждениям. Добрая, великодушная, но некрасивая Соня увлекается Астровым, однако он обращает на неё мало внимания. Соня стесняется сама говорить с доктором о любви. Ей берётся помочь в этом Елена Андреевна.

Чехов «Дядя Ваня», действие 3 – кратко

Елена Андреевна с трепетом чувствует, что убеждения дяди Вани всё же возымели на неё действие. Некогда она вышла за старого Серебрякова из преклонения перед его ученостью, но потом сильно разочаровалась в капризном, претенциозном супруге. Елена несчастна в браке, ей хочется настоящей любви. Однако её влечёт не к дяде Ване, а к яркому, самоотверженному Астрову.

Елена с волнением принимает на себя обязанность поговорить с Астровым о чувствах Сони. Опытное женское чутьё подсказывает ей: доктор влюблён не в Соню, а в неё – поэтому он так и зачастил в поместье последнее время. Во время разговора предположения Елены подтверждаются. Астров говорит, что Соня не привлекает его, но в порыве страсти пробует обнять и поцеловать Елену. В таком положении их и застаёт случайно вошедший дядя Ваня. В сильном смущении, в боязни нравственно пасть, Елена говорит Астрову, что сегодня же вместе с мужем уедет из имения.

«Дядя Ваня». Спектакль по пьесе А. П. Чехова. Действия 3-4. Малый театр

Тем временем корыстный, чёрствый Серебряков составляет для себя план на будущее. Сразу после вышеописанных событий он собирает всех родственников в гостиной и излагает им этот свой проект. Доходы с имения кажутся Серебрякову недостаточными. Он хочет продать поместье, забрать себе полученные деньги, часть их поместить в банковские бумаги и жить на проценты. Ошеломлённый дядя Ваня спрашивает, куда же деваться после продажи поместья ему со старухой-матерью? Профессор отвечает, что это «будет обсуждено в своё время». Соня тоже потрясена: дядя Ваня и она многие годы работали без отдыха, а теперь отец хочет выбросить их на улицу! Иван Петрович в приступе справедливой ярости хватает револьвер, дважды стреляет в Серебрякова, но промахивается.

Чехов «Дядя Ваня», действие 4 – кратко

Охваченный тоской от нелюбви Елены и подлости Серебрякова дядя Ваня решается на самоубийство. Он крадёт из аптечки Астрова баночку с морфием. Доктор замечает пропажу и уговаривает Ивана Петровича отдать морфий. Дядя Ваня возвращает его лишь под настойчивыми упрашиваниями Сони.

Астров делает последнюю попытку убедить Елену остаться с ним, но та отказывается, так и не решаясь нарушить книжные моральные предписания. У всех главных персонажей пьесы – дяди Вани, Сони, Астрова, Елены Андреевны – по трагическим несовпадениям и ложным предрассудкам рушатся упования на лучшую новую жизнь. Все они испытывают сильнейшие душевные муки.

Елена тепло прощается с доктором и дядей Ваней. Иван Петрович внешне примиряется с Серебряковым. Профессор оставляет план продать имение, а дядя Ваня обещает и впредь высылать ему те же суммы, что и раньше.

Серебряков и Елена Андреевна уезжают из поместья в город. В своё небольшое имение уезжает до следующего лета и Астров. Подавленная Соня, утирая глаза, торопит дядю Ваню делать что-нибудь: иначе ни ему, ни ей не забыться. Они вдвоём садятся за свою обычную скучную хозяйственную работу – составляют счета о постном масле и гречневой крупе.

События происходят в усадьбе Серебрякова. С ним живут: Соня (дочь от первого брака), Елена Андреевна (вторая жена), Дядя Ваня. Также присутсвуют: врач Астров. Няня Марина. Героям не нравится жить в доме, Серебряков хочет продать усадьбу и переехать в город, но Дядя Ваня против этого. После большой ссоры они разъезжаются. В доме остаются Дядя Ваня и Соня.

В пьесе раскрывается тема впустую пропадающей личности, возможностей, которые были упущены и бессмысленно прожитой жизни.

Читать краткое содержание Дядя Ваня Чехова

Россия, конец 19 века. Действия пьесы происходят в усадьбе отставного профессора Серебрякова, женатого вторым браком на 27 летней Елене Андреевне. С ним также живут Соня, дочь от первого брака, мать первой жены и шурин, Иван Войницкий, он же Дядя Ваня, ему на момент происходящих событий 47 лет.

Усадьба Серебрякова раньше принадлежала его первой жене, которая впоследствии умерла. Дядя Ваня много лет ухаживет за этой усадьбой, ему помогает племянница Соня. Отношения Сони и мачехи Елены Андреевны нельзя назвать хорошими, Соня уверена, что та не по любви вышла замуж за отца.

Ко всему прочему в поместье неизвестно почему живет обедневший помесчик Илья Телегин, крестный Сони. В поместье часто приезжает и Михаил Астров, врач Серебрякова. У профессора бывают частые приступы подагры, и он не доверяет доктору, считая его плохим специалистом. Ко всему прочему живет с ними старая няня Марина.

Елена Андреевна уже не любит своего старого мужа, Соня любит доктора Астрова, а Дядя Ваня любит Елену Андреевну и ненавидит профессора, хотя раньше им восхищался.

Когда-то Серебряков был в почете, его все уважали, он был окружен женщинами, но сейчас уже никому не нужен.

Атмосфера в доме плохая, лучше всего о ней говорит Елена при общении с Войницким. Войницкий вечно всем недоволен, ворчит, за Еленой как собачка бегает, что ей очень неприятно. Войницкий сожалеет о том, что не женился на Елене 10 лет назад, он вспоминает их встречу.

Все общение в доме происходит во время грозы, от которой все проснулись. Сначала Дядя Ваня разговаривает с Еленой, потом с Астровым. Потом Астров с Соней. Соня с Еленой Андреевной. Соня с мачехой помирились, Елена сказала, что хотела бы молодого мужа и сейчас не счастлива.

Днем Соня рассказал Елене, что любит Астрова, Елена пообещала поговорить с ним, чтобы он дал свой ответ Соне. Астрову Соня не нравилась, она была не красива, он сказал, что Соня ему не нравится, в отличии от Елены. Астров начал приставать к Елене, целовать ее, но ему помешал Дядя Ваня, Астров убежал.

В 13:00 профессор Серебряков собрал всех обитателей дома в гостиной, чтобы им кое-что сказать, он вдруг понял, что в усадьбе ему живется плохо, он хочет в город, а денег на жизнь в городе нет. Он хочет продать поместье, переехать в город, купить дачу в Финляндии и жить на проценты. Войницкий этому очень удивляется, он говорит, что его отец купил этот дом сестре, а сейчас он принадлежит Соне. Говорит, что им некуда деваться, ему, Соне и маме. Но Войницкий продолжает, утверждая, что он отказался от своей части наследства в пользу этого дома и много работал чтобы выплатить все долги. Дядю Ваню это крайне разозлило, он высказал ему все накопившееся за несколько лет.

Итогом произошедшего стало то, что жители дома не смогли больше оставаться под одной крышей. Войницкий даже пытался застрелить профессора, но ему не удалось. Серебряков с Еленой быстро уехали в Харьков. Астров безуспешно просил Елену остаться. Войницкий и профессор помирились, в след за ними уехал и Астров.

В поместье остались Дядя Ваня и Соня, они вместе засели за бумаги, чтобы наконец-то навести в них порядок.

Картинка или рисунок Дядя Ваня

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Спеши любить Спаркс

    Произведение Котлован было начато Андреем Платоновым в 1929 году, после выхода в свет статьи Сталина, которая называлась Год великого перелома. За тему произведения можно взять рождение социализма в городах и деревнях

Первая серия:
В имение Войницких приезжает друг дома, местный врач, доктор Астров. Няня угощает его чаем в саду. Астров в плохом настроении. Он ездит сюда вот уже 11 лет. Был молодой, красивый, сейчас - постарел. Он жалуется на скуку, на жизнь с чудаками, среди которых и сам чувствует себя чудаком. Во время эпидемии тифа лечил среди грязи, мрака, бедности. К Астрову в саду присоединяется дядя Ваня, брат жены владельца имения, профессора Серебрякова и его управляющий. Он сетует, что приехавшие профессор с женой нарушили заведенный порядок жизни, жалуется на мать, говорящую о женской эмансипации, на профессора. «Сын дьячка, бурсака добился ученых степеней, звания сенатора. Пишет об искусстве ничего в нем не понимая, занимает чужое место» В это время вся компания во главе с профессором - его жена, дочь Соня и обедневший помещик Телегин по прозвищу Вафля, приживала у Войницких - проходят в дом, возвращаясь с прогулки. Все, кроме профессора, выходят к чаю. По обыкновению за столом разгорается спор, но Соня быстро всех утихомиривает. За доктором присылают с завода, и он уезжает. Вечер. В кабинете Серебряков дремлет в кресле. Когда в комнату входят жена и дочь, он сразу же начинает жаловаться - на недуги, на старость, на дядю Ваню. Измученные Елена Андреевна и Соня пытаются успокоить его. Приходит няня и уводит Серебрякова. Елена Андреевна остается с дядей Ваней. Она уверена, что в доме неблагополучно. Дядя Ваня успокаивает ее - после дождя все освежится и все пройдет. Он признается ей в любви, но Елене Андреевне нечего ответить ему. Он жалуется, что жизнь безвозвратно потеряна. Елена Андреевна уходит. Возвращается Астров. С ним Вафля. Астров пьян. Он заставляет его играть. а сам танцует и поет. Прерывает этот концерт Соня. Она пеняет дяде Ване за безделье, но видя его слезы останавливается. Она просит Астрова не давать дяде пить. Астров брюзжит - его раздражает Серебряков с его подагрой, он ненавидит свою обывательскую жизнь. Выпив и закусив, поговорив с Соней, Астров уезжает. У Сони начинается доверительный разговор с Еленой Андреевной. Соня признается ей, что давно любит Астрова. Та желает ей счастья. Соня просит Елену Андреевну поиграть ей на рояле, но Серебряков не разрешает. Елена Андреевна остается одна, со звучащей в ней музыкой.
Вторая серия:
Широкое поле пшеницы. Вдалеке видна церковь. Снова усадьба Войницких. Профессор просит всех собраться в гостинной в час дня. Елена Андреевна обещает Соне поговорить о ней с Астровым. Соня идет за ним. Астров показывает Елене Андреевне свою работу - он занят разведением и охраной лесов. Но она думает о скуке провинциальной жизни, о том что для Сони Астров такой же “луч света” в этом царстве скуки, каким для него является она сама. Она уже знает, что Астров не любит Соню, и, что он подозревает ее в том, что она устроила этот допрос, чтобы узнать об его отношении к ней. Вошедший дядя Ваня застает их во время поцелуя. Он шокирован. Появляется Серебряков. Все собрались, чтобы послушать, что он хочет им сказать. Он предлагает продать имение. Разгорается скандал. Дядя Ваня стреляет в Серебрякова, но промахивается. Между делом Соня узнает, что Астров не любит ее. Стол во дворе засыпан листьями. Осень. Серебряковы готовятся к отъезду. Няня мечтает, чтобы все вернулось в свою колею. Астров и Соня отбирают у дяди Вани баночку с морфием. Ему тошно, он мечтает начать все сначала. Наконец все разъезжаются. Дядя Ваня и Соня возвращаются к работе, которую они прервали из-за приезда гостей. Соня успокаивает дядю. “Мы отдохнепм там, за гробом, - говорит она. - Я верую”.