О каких проблемах пишут военные поэты. Поэты великой отечественной войны

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Поэзия становится голосом Родины Матери, которая взывала к сынам с плакатов. Наиболее музыкальные стихи превращались в песни и с бригадами артистов летели на фронт, где были незаменимы, как лекарства или оружие. Литература периода великой отечественной войны (1941-1945) для большинства советских людей – это стихи, ведь они в формате песен облетали даже самые удаленные уголки фронта, возвещая о стойкости духа и непримиримости воинов. Кроме того, их было легче декларировать по радио, разбавляя фронтовые сводки. Их же печатали в центральной и фронтовой прессе в период Великой Отечественной войны.

По сей день любима народом песенная лирика М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача, А. Суркова, К. Симонова, О. Берггольц, Н. Тихонова, М. Алигер, П. Когана, Вс. Багрицкого, Н. Тихонова, А. Твардовского. Проникновенное национальное чувство звучит в их стихах. У поэтов обострилось чутье, взгляд на родные широты стал сыновьим, почтительным, нежным. Образ Родины – конкретный, понятный символ, который перестал нуждаться в красочных описаниях. Героический пафос проник и в интимную лирику.

Мелодическая поэзия с присущей ей эмоциональностью и декларационно-ораторской речью очень скоро распространяется на фронтах и в тылу. Расцвет жанра логически обусловлен: было необходимо эпически отразить картины героической борьбы. Военная литература переросла стихотворения и вылилась в национальный эпос. В качестве примера можно прочитать А. Твардовского «Василий Теркин», М. Алигер «Зоя», П. Антокольского «Сын». Поэма «Василий Теркин», знакомая нам со школьных времен, выражает всю тяжесть военного быта и неукротимо веселый нрав советского солдата. Таким образом, поэзия в период ВОВ приобрела огромное значение в культурной жизни народа.

Основные жанровые группы военных стихов : Лирическая (ода, элегия, песня), Сатирическая, Лирико-эпическая (баллады, поэмы). Самые известные поэты военного времени : Николай Тихонов, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Михаил Исаковский, Константин Симонов.

Поэзия периода ВОВ. Тематика лирики резко изменилась с первых же дней войны. Ответственность за судьбу Родины, горечь поражений, ненависть к врагу, стойкость, верность Отчизне, вера в победу - вот что под пером разных художников отлилось в неповторимые стихотворения, баллады, поэмы, песни.

Потрясения войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвалифронтовым , имена их теперь широко известны: Михаил Львов, Александр Межиров, Юлия Друнина, Борис Слуцкий, Константин Вашенкин, Григорий Поженян, Б.Окуджава, Николай Панченко, Анна Ахматова, и многие другие. Стихи, созданные в годы войны, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний. Лейтмотивом поэзии тех лет стали строки из стихотворения Александра Твардовского «Партизанам Смоленщины»: «Встань, весь мой край поруганный, на врага!».

Поэты обращались к героическому прошлому родины, проводили исторические параллели: «Слово о России» Михаила Исаковского, «Русь» Демьяна Бедного, «Дума о России» Дмитрия Кедрина, «Поле русской славы» Сергея Васильева.

В ряде стихов передается чувство любви солдата к своей «малой родине», к дому, в котором он родился. К тем «трем березам», где он оставил часть своей души, свою боль и радость («Родина» К.Симонова).

Женщине-матери, простой русской женщине, пережившей горечь невосполнимой утраты, вынесшей на своих плечах нечеловеческие тяготы и невзгоды, но не потерявшей веры - посвятили поэты проникновенные строки:
Запомнил каждое крыльцо,
Куда пришлось ступать,
Запомнил женщин всех в лицо,
Как собственную мать.
Они делили с нами хлеб -
Пшеничный ли, ржаной, -
Они нас выводили в степь
Тропинкой потайной.
Им наша боль была больна, -
Своя беда не в счет.
(А.Твардовский «Баллада о товарище»)
В той же тональности звучат стихи М.Исаковского «Русской женщине», строки из стихотворения К.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…».

Суровая правда времени, вера в победу советского народа пронизывают стихи А.Прокофьева («Товарищ, ты видел…»), А.Твардовского («Баллада о товарище») и многих других поэтов.

Серьезную эволюцию претерпевает творчество ряда крупных поэтов. Так, муза Анны Ахматовой обретает тон высокого гражданства, патриотического звучания. В стихотворении «Мужество» поэтесса находит слова, образы, воплотившие стойкость сражающегося народа:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.

«Василий Теркин» А.Твардовского - крупнейшее, наиболее значительное поэтическое произведение эпохи Великой Отечественной. Если у А.Прокофьева в лиро-эпической поэме «Россия» на первом плане образ Родины, ее поэтичнейшие пейзажи, а действующие лица (братья минометчики Шумовы) изображены в символически-обобщенной манере, то у Твардовского достигнут синтез частного и общего: индивидуальный образ Василия Теркина и образ родины разновелики в художественной концепции поэмы. Это многоплановое поэтическое произведение, объемлющее не только все стороны фронтовой жизни, но и основные этапы Великой Отечественной войны.
В бессмертном образе Василия Теркина воплотились с особой силой черты русского национального характера той эпохи. Демократизм и нравственная чистота, величие и простота героя выявлены средствами народопоэтического творчества, строй мыслей и чувствований героя родствен миру образов русского фольклора.

Стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» (1941) получило широкую известность, потому что выражало чувства и переживания всего народа. Интонация горестного раздумья, интонация доверительной беседы с задушевным другом. Поэт перебирает в памяти общие воспоминания, восстанавливает картины отступления 1941 года. Стихотворение лишено призывных интонаций, в нем воплощена напряженная работа ума и сердца, ведущая к новому пониманию жизни и судеб людей и Родины.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз

Деревни, деревни, деревни с погостами.

Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в Бога не верящих внуков своих.

Ты. знаешь, наверное, все-таки родина

Не дом городской, где я празднично жил

А эти проселки, что дедами пройдены

С простыми крестами их русских могил.

Стихотворение «Жди меня» (1941) о верной, преданной любви, о ее спасительной силе. Над любовью не властно время, обстоятельства. Многократные повторения слова «жди». В первой двенадцатистрочной строфе оно повторено десять раз. Словами «Жди, когда...» начинаются шесть из двенадцати строчек, в которых обрисованы все времена года и разные жизненные обстоятельства, обозначающие, что ожидание бессрочно.

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут.

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь...

Каждая из трех больших строф начинается словами «Жди меня, и я вернусь...». Это напряженное, страстное, усиленное повторение («Жди меня» и как результат - «я вернусь» - народные заклинания, загово¬ры, молитвы.

А. Сурков знаменит стихотворением «Бьется в тесной печур¬ке огонь...» (1941) тоже о любви, ее спасительной силе, о верности и преданности. В трагических обстоятельствах войны («До тебя мне дойти нелегко, / А до смерти че¬тыре шага») моральной опорой человеку служит лю¬бовь («Мне в холодной землянке тепло / От твоей нега¬симой любви»).

Бьется в тесной печурке огонь.

На поленьях смола, как слеза,

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

О тебе мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтоб услышала ты.

Ты сейчас далеко-далеко.

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти нелегко

А до смерти четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От твоей негасимой любви.

Ч. 1
Приложение к уроку.
Конспект.

«Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов, как за годы войны»,- заметил Алексей Сурков в одном из своих публичных выступлений во время войны, и был совершенно прав. Стихи публиковались в центральной и фронтовой печати, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных эстрад на фронте и в тылу.


Душевная близость с народом является самой примечательной и исключительной особенностью лирики 1941 -1945 гг. Гром, грянувший 22 июня, сместил ось лирической поэзии, изменил поэтический угол зрения на войну. «Да, война не такая, какой мы писали её,- это горькая штука»,- признается Константин Симонов. Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумья о судьбе народа – вот основные мотивы , вокруг которых бьется теперь поэтическая мысль.
Поэзия 1941 – 1945гг. необыкновенно быстро нашла свое место в строю и широко и полно отразила сложное и многогранное отношение народа к войне. В стихах Николая Тихонова, Алексея Суркова, Михаила Исаковского, Александра Твардовского, Николая Асеева, Александра Прокофьева, Дмитрия Кедрина, Сергея Щипачева, Ильи Сельвинского и других поэтов слышится и тревога за Отечество, и беспощадная ненависть к агрессорам, и горечь невозвратимых утрат, и отчетливое осознание жестокости войны…
Своеобразную и углубленную разработку получает тема Родины, родной земли, нации, народа . В довоенной лирике Родина трактовалась в революционном плане. В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванные от любимых занятий и родных мест миллионы людей как бы по-новому взглянули на привычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, на свой народ. Это нашло отражение в поэзии. Количество абстрактных и риторических стихов на патриотические темы пошло на убыль. Появились проникновенные стихи о Москве(А.Сурков, В.Гусев), о Ленинграде (Н.Тихонов, О.Берггольц, А.Прокофьев, В.Инбер), о Смоленщине (М.Исаковский) и т.д.Поэты пристально вгляды-ваются в лицо родной земли, пишут о деревенских проселках, о зябком осиннике, о незатейливых крестах русских могил, о трех березках, что стоят на родном, до боли с детства знакомом клочке земли, где ты родился и рос (стихи А.Суркова, А.Прокофьева, А.Твардовского, К.Симонова и др.).
Видоизменился в лирике военных лет и характер лирического героя . Прежде всего он стал более земным, интимно близким, чем в лирике предшествующего периода. В стихах А.Твардовского («За Вязьмой», «Две строчки»), А.Прокофьева («Товарищ, ты видел», «Мама»), К.Симонова («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Дом в Вязьме»), С.Щипачева («Опять весна над русскими полями», «Партизанка») и других поэтов конкретные, личные чувства и переживания несли общенародное значение.

В лирике военных лет можно выделить три основные группы стихов : собственно лирическая (ода, элегия, песня), сатирическая (надписи под карикатурой, басня), лиро-эпическая (баллады, поэмы).


  • Ода : М.Исаковский «Наказ сыну», П.Антокольский «Мщение», Д.Бедный «1942».

  • Элегия : А.Твардовский «Я убит поло Ржевом», К.Симонов «Жди меня».

  • Песня: В.Лебедев-Кумач «Священная война», А.Сурков «Песня смелых», А.Фатьянов «Соловьи» А.Сурков «В землянке», М.Исаковский «Огонек».
Наряду с собственно лирическими и сатирическими жанрами в поэзии военного времени получили развитие различные жанры стихотворного эпоса : эпические миниатюры, поэмы, баллады. Особое значение имела поэма – самый универсальный лироэпический жанр. История советской поэзии не знает другого такого периода, когда бы за 4 неполных года было создано столько значительных сюжетных поэм: В.Инбер «Пулковский меридиан», М.Алигер «Зоя», О.Берггольц «Февральский дневник», А.Твардовский «Василий Теркин» и другие.
Таким образом , русская поэзия военных лет носит многожанровый характер. Поэзия, как и вся литература, стремилась передать настроения и переживания современников. Поэзия – самый оперативный, самый популярный жанр военных лет.

Приложение к уроку

Алексей Сурков «Землянка »

Бьется в тесной печурке огонь.

На поленьях смола, как слеза,

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой,

Я хочу, чтобы слышала ты,


Ты сейчас далеко-далеко.

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти - четыре шага.


Пой, гармоника, вьюге назло.

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви. 1941г.


Практическая работа по стихотворению А.Суркова «Землянка »

Задание: заполнить таблицу, называя средства языковой выразительности или приводя примеры указанных средств.


Вывод:

Приложение к уроку

Мы знаем, что ныне

лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил

на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно

под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться

без крова –

И мы сохраним тебя,

русская речь,

Великое русское слово.
А.Ахматова.

Поэзия Великой Отечественной войны


    • Оперативность

    • Эмоциональность

    • Доходчивость

    • Патриотические чувства

    • Лиризм

Отечественной войны».

1 страница. Из истории В О войны.

2 страница. Особенности поэзии военных лет.

3 страница. Военная песня.

4 страница. Языковые особенности военной поэзии.

5 страница. Поэты, не вернувшиеся с фронта.

6 страница. У войны не женское лицо.

Приложение к уроку

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там….

А.Твардовский
Я патриот. Я воздух русский,

Я землю русскую люблю,

Я верю, что нигде на свете

Второй такой не отыскать!

П.Коган
Война ж совсем не фейерверк,

А просто – трудная работа,

Когда –

Черна от пота-

Вверх

Скользит по пахоте пехота.

М.Кульчицкий
Пусть помнят те, которых мы не знаем:

Нам страх и подлость были не к лицу.

Мы пили жизнь до дна

И умирали

За эту жизнь.

Не кланяясь свинцу.

Н.Майоров
Сердце с последним дыханием жизни

Выполнит твердую клятву свою:

Песни всегда посвящал я Отчизне,

Ныне Отчизне я жизнь отдаю.

М.Джалиль

На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звезды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

И.Уткин

Оперативный – способный быстро, вовремя исправить или направить ход дел.

ч. 1

Лирика. Огромное горе войны. Обзор поэзии периода Великой Отечественной войны. Муса Джалиль. Юлия Друнина. Иосиф Уткин. Битюгов Василий Иванович. Богачёв Николай Осипович. Константин Симонов. Алексей Сурков. Шапошников Виктор Сергеевич. Поэзия, опалённая войной. Без ноги вернулся я. Страна огромная. Ради жизни на Земле.

«Поэзия военных лет» - Предчувствие весны. Письмо. Тихий голос. Родился. Работает санитаркой в глазном госпитале. Поэты. Ожиданием своим ты спасла меня. Стихи. Миллионы сердец. Жди меня, и я вернусь. Давид Самуилович Самойлов. Старшинов был призван в армию. Фронтовые будни. Поэты-фронтовики. Дух патриотизма. В землянке. Первый день. Поэтическое самоощущение. Ракет зелёные огни. Не желай добра. Друг Константина Симонова.

«Стихи военных лет» - Отдых после боя. Варварство. Оборона Севостопаля. Окраина Москвы. Аркадий Александрович Пластов. Александр Александрович Дейнека. Зинка. Покуда сердца стучатся. Муса Мустафович Джалиль. Огонь. Дороги Смоленщины. Юрий Георгиевич Разумовский. Сенокос. Шар земной. Сгоревшая деревня. Отрывок из поэмы. Ольга Фёдоровна Берггольц. Фашист пролетел. Враги сожгли родную хату. Тяжкий бой. Сергей Сергеевич Орлов.

«Военная поэзия» - Иосиф Уткин. Поэты Юхотского края о войне. Муса Джалиль. Обзор поэзии. Алексей Сурков. Поэты писали о самой войне. Фронтовые страницы русской поэзии. Великая Отечественная война. Поэзия, опалённая войной. Страна огромная. Наша литература. Юлия Друнина. Слово поэтам - фронтовикам. Огромное горе войны. Вспомним всех поименно. Без ноги вернулся я. Константин Симонов. Бьётся в тесной печурке огонь. Груздев Владимир Николаевич.

«Симонов о войне» - Военная лирика К.Симонова. К.Симонов. «Живые и мертвые» К.Симонова – эпос войны. «Дни и ночи». Военная проза К.Симонова. Рассказ «Пехотинцы». К.Симонов разнообразит и обогащает способы ее изображения. Война до последнего своего дня была трагедией. Тема становления личности и воинского подвига. Стихотворение «Письмо другу». Особенности изображения Великой Отечественной войны в произведениях. Тема любви.

«Тема войны в поэзии» - Стихотворения. Консультация. Ученик. Великая песня Великой войны. Образовательные результаты программы. Поэзия, ставшая подвигом. Оценка. Уровень развития литературоведческих навыков. Пушки. Творческая биография Маргариты Алигер. Формы организации учебных занятий. Виды деятельности учителя и учащихся. Развитие исследовательских и творческих способностей личности. Запись основных положений в тетрадь.

«Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов, как за последние годы», - заметил А. Сурков в одном из своих публичных выступлений во время войны, и был совершенно прав. Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных эстрад на фронте и в тылу.
Читатели и слушатели тепло встречали поэзию. Об одной из таких встреч рассказывает А. Фадеев в дневнике «Ленинград в дни блокады», вспоминая литературный вечер у рабочих Кировского завода, в котором он принимал участие вместе с Н. Тихоновым и А. Прокофьевым. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи «Жди меня» К. Симонова, «Землянка» А. Суркова, «Огонек» М. Исаковского породили многочисленные стихотворные «ответы». Поэтический диалог пишущих и читающих, горячая заинтересованность в поэзии широких масс свидетельствовали о том, что в годы войны между поэтами и народом установился невиданный в истории нашей поэзии сердечный контакт.
Душевная близость с народом является самой примечательной и в известном смысле исключительной особенностью лирики 1941-1945 гг. Чтобы пояснить это положение, напомним простейшую и в принципе верную схему лирического отражения жизни: «я» и мир. В 20-е годы в нашей поэзии она конкретизировалась в формуле: «я» и революция. Генеральное направление лирики того времени определил В. Маяковский двумя словами: «Моя революция». В годы первых пятилеток эстетический диапазон нашей поэзии расширяется. Пафос преображения действительности определяет характер всей литературы, в том числе и лирики. Лирический герой стремится «переделать» свое «я» и слиться с народом-воином.
Лирика 30-х годов имела «невоенный» характер. Война трактовалась преимущественно как опоэтизированное воспоминание о гражданской войне. Правда, время от времени появлялись стихи, выражающие чувство тревоги («Предчувствие», «Я так боюсь» О. Берггольц; «Тревога» М. Алигер) и даже страха (В. Луговской). В стихах К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Ушакова, навеянных предвоенными инцидентами в Монголии и Финляндии, обнаружилась тенденция к трезвому изображению войны и ее тягот. Но в целом поэты редко заглядывали в глаза беде и трактовали эту тему в слишком оптимистическом духе: «И в воде мы не утонем, и в огне мы не сгорим».
Гром, грянувший 22 июня, сместил ось лирической поэзии, изменил поэтический угол зрения на войну. «Да, война не такая, какой мы писали ее, - это горькая штука», - признается К. Симонов («Из дневника»), А. Твардовский открывает первую страницу «Василия Теркина» утверждением, ставшим для поэзии военных лет программным:
А всего иного пуще
Не прожить наверняка -
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.
Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумья о судьбе народа - вот основные мотивы, вокруг которых бьется теперь поэтическая мысль.
Поэзия 1941-1945 гг. необыкновенно быстро «отмобилизовалась», нашла свое место в строю и широко и полно отразила сложное и многогранное отношение народа к войне. В стихах Н. Тихонова, А. Суркова, М. Исаковского, А. Твардовского, Н. Асеева, А. Прокофьева, Д. Кедрина, С. Щипачева, И. Сельвинского и других поэтов слышится и тревога за отечество, и беспощадная ненависть к агрессорам, и горечь невозвратимых утрат, и отчетливое сознание жестокой необходимости войны войне...
Своеобразную и углубленную разработку получает и тема родной земли, нации, народа. В довоенной лирике родина трактовалась главным образом в революционном и даже планетарном духе и нередко противопоставлялась всему остальному миру: «У нас у всех - одна, одна, одна - единственная на земле страна!» (В. Луговской); «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек» (В. Лебедев-Кумач). В том же плане полярного противопоставления нередко повертывалась она и по отношению к прошлому («проклятому прошлому»).
В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванные от любимых занятий и родных мест миллионы людей как бы по-новому взглянули на привычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, на свой народ. Это нашло отражение и в поэзии.
Количество абстрактных и риторических стихов на патриотические темы пошло на убыль. Появились проникновенные стихи о Москве (А. Сурков, В. Гусев), о Ленинграде (Н. Тихонов, О. Берггольц, А. Прокофьев, В. Инбер), о Смоленщине (М. Исаковский) и т. д. Поэты пристально вглядываются в лицо родной земли, пишут о деревенских проселках, о зябком осиннике, о незатейливых крестах русских могил, о трех березках, что стоят на родном, до боли с детства знакомом клочке земли, где ты родился и рос (стихи А. Суркова, А. Прокофьева, А. Твардовского, К. Симонова и др.). Самое же главное, художники в дни войны как бы «заново познали свой народ» (Леонов) и тему родины толковали как тему народа.
Наряду с конкретизацией поэтического представления о родине расширяется и историзм. Образ родины с ее вековыми патриотическими традициями стремятся создать почти все без исключения поэты. Напомним хотя бы «Слово о России» М. Исаковского, «Русь» Д. Бедного, «Думу о России» Дм. Кедрина. Правда, в иных стихах между Россией настоящего и Россией прошлого стиралось всякое различие («Россия» М. Алигер). Но в общем обращение к прошлому весьма обогатило нашу поэзию и укрепило ее связи с русской классической патриотической лирикой и устным народным творчеством.
Видоизменился в лирике военных лет и характер так называемого лирического героя. Прежде всего он стал более земным, более интимно близким, чем в лирике предшествующего периода. В стихах А. Твардовского («За Вязьмой», «Две строчки»), А. Прокофьева («Товарищ, ты видел над нею», «Мама»), К. Симонова («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Дом в Вязьме»), С. Щипачева («Опять весна над русскими полями», «Партизанка») и других поэтов конкретные, личные чувства и переживания несли в себе общезначимое, общенародное и потому не становились отвлеченно-дек- ларативными. И хотя у поэтов иногда обнаруживалась тенденция к «принижению» героя, к очерковости, в целом сама по себе такая тенденция была плодотворна и в конечном счете привела к усилению конкретно-реалистического начала в поэзии военных лет. Поэзия как бы вошла в войну, а война со всеми ее батальными и бытовыми подробностями - в поэзию. «Приземление» лирики не мешало передаче поэтами грандиозности событий и красоты подвига нашего народа. Герои часто терпят тяжелые, подчас нечеловеческие лишения и страдания, и вместе с тем мы постоянно ощущаем глубоко оптимистическое решение трагического:
Впору поднять десяти поколеньям
Тяжесть, которую подняли мы.
(А. Сурков)
Новый поворот в изображении лирического героя означал также и усиление внимания к народным, национальным чертам характера людей. Любовь к отечеству и ненависть к врагу - это тот неиссякаемый и по существу единственный родник, из которого черпала в горькую годину свое вдохновение наша лирика.
Редкое поэтическое единодушие не обезличило поэтов. Больше того, кажется, еще никогда поэтическая индивидуальность таких поэтов, как Н. Тихонов, А. Твардовский, А. Прокофьев, А. Сурков, О. Берггольц, К. Симонов, М. Исаковский, не раскрывалась с такой силой, как в годы войны. Графически четкая тихоновская строка в «Огненном годе» обрела высокую интеллектуальную зрелость. В поэзию А. Прокофьева с неудержимой силой ворвалась вольная и широкая стихия русской народной напевной речи. Внутреннее родство с народным языком легко угадывается, у каждого на свой лад, в стихах А. Суркова, М. Исаковского и других поэтов. А. Твардовский культуру стиха поднимает до такой высоты, когда стих перестает ощущаться как стих. Твардовский предельно сближает стих с русской разговорной речью. Он думает и говорит стихами.
Лирику военных лет трудно разграничить на политическую, философскую, любовную и другие традиционные тематические разновидности, так как каждое значительное произведение тех лет, как правило, представляет собою органическое единство гражданских, интимных и иных мотивов. Но зато в ней более или менее отчетливо вырисовываются внутриродовые, жанровые различия. В поэзии военных лет можно выделить три основные жанровые группы стихов: собственно лирическую (ода, элегия, песня), сатирическую с присущей ей жанровой «смесью» от надписи под карикатурой до басни и лирико-эпическую (баллады, поэмы).
Война вызвала настоятельную потребность в поэтах-ораторах. Даже такие лирики, как М. Исаковский, С. Щипачев, Н. Рыленков, М. Алигер, заговорили с народом в ряде стихов громким ораторским голосом. Набат и призыв становится одним из основных мотивов одической поэзии. И чем труднее складывалась обстановка на фронте, тем сильнее звучал голос поэта-трубача. А. Сурков: «Вперед! В наступленье! Назад ни шагу!», «Мститель! Над пламенем встань! Порази в черное сердце пьяного зверя»; Н. Тихонов: «Согнем врага, чтоб зверь и трус хлебнул до смерти горя»; А. Твардовский: «Ты - враг. И да здравствует кара и месть!»; О. Берггольц: «Опрокинь врага, задержи»; Вера Инбер (сыну):
Бей врага, чтобы он обессилел,
Чтобы он захлебнулся в крови,
Чтоб удар твой был равен по силе
Всей моей материнской любви!
К одическим стихам можно отнести многочисленные послания Москве, Ленинграду, Белоруссии, Украине, обращения и призывы («Вперед, богатыри, вперед!» А. Суркова, «Ленинградке» О. Берггольц), наказы («Наказ сыну» М. Исаковского), новогодние послания («Новогоднее слово» А. Твардовского, «1942» Д. Бедного, «1 января 1942 года» С. Васильева), восторженные оды о России, о Советской Армии и оды проклятья («Слово ненависти» А. Твардовского, «Проклятие» И. Эренбурга, «Мщение» П. Антокольского), стихи-клятвы («Родина, отомстим!» В. Инбер, «Заповедь мстителей» А. Суркова) и т. д.
Поэтика одических стихов военных лет во многом тради- ционна. Это сказалось и в наличии большого количества риторических фигур, вопрошений, восклицаний, ответствова- ний и т. д., и в обилии метафор, аллегорий, гипербол, звуковых повторов, и в особом характере сцепления словесных образов, называемом «сопряжением», и, наконец, в интонационно-ритмической организации стиха.
Установка на «произносимость», на декламационно-ора- торскую речь в одических стихах военного времени, как и в классической оде, становится основным жанроопределяющим фактором. Сопряжение, т. е. повторение и соседство либо сходных, либо тождественных в смысловом и звуковом отношении слов, придает одическому стиху особо возвышенный характер: «То был залог, порука из порук, что мы его угомоним навеки» (А. Твардовский); «И враг бежит, смятенный и голодный, кляня судьбу проклятую свою» (Н. Тихонов) и т. п.
Одические стихи 1941-1945 гг. наследуют лучшие черты од Пушкина, Некрасова, Брюсова, Маяковского. В классически ясных одических формах нашло выход возмущенное и потрясенное до самих глубин гражданское чувство советских людей. Именно в таких стихах находила наиболее полное и открытое выражение страстная, публицистически заостренная - гневная или патетическая - мысль, которой жил народ в те годы. Действенность их усиливалась тем более, что они были обращены не «вообще» к народу, армии, а как бы к каждому воину в отдельности, к каждому человеку («Убей его» К. Симонова, «Партизанам Смоленщины» А. Твардовского, «Товарищ, ты видел» А. Прокофьева и др.). Это придавало даже наиболее открыто-публицистическим стихам характер лично-интимный. Чаще всего и самый публицистический пафос стихотворения сменялся, переплетался с собственно лирическим или, наоборот, лирическое начало стиха переходило в патетику, публицистику.
Товарищ, ты видел над нею
Закаты в дыму и крови.
Чтоб ненависть била сильнее.
Давай говорить о любви.
(А. Прокофьев)
В этих стихах - разгадка и того своеобразия лирической поэзии военных лет, которым отмечена она почти у всех поэтов.
В одических, патетических стихах обнаружилась и другая особенность военной лирики - стремление к созданию обобщенных, идущих от народно-поэтических традиций, почти символических образов Родины, России, поднявшей «свой богатырский, карающий меч» над «умытыми кровью просторами». Нередко и образ солдата вырисовывался как образ сказочного или былинного богатыря, насмерть вставшего на защиту отечества, а образы народа и войны персонифицировались в образах Мести, Возмездия, Гор Беды, не теряя, однако, реального современного содержания. При этом самый характер одических стихов менялся на разных этапах войны - с призывных и гневных декламационных интонаций к воспеванию героического подвига воинов, народа, Родины. Достаточно сравнить, например, «Тебе Украина» и «Возмездие» А. Твардовского, «За нашей спиной Москва» и «И день и ночь...» А. Суркова, «Землякам-сибирякам» и «Ода русской пушке» С. Васильева, «Бей врага!» (1942) и «Домой! домой!» (1945) В. Инбер и многие другие, чтобы почувствовать, как по-разному отражались в публицистической лирике настроение и мироощущение советских людей в ходе войны.
Одический дух проник во всю поэзию военных лет, в том числе и интимную. Стихи задушевного лирического склада представляли собою, как правило, исповедь патриотического сердца перед Родиной, любимой, друзьями, перед собственной совестью. И это естественно: дорога к личному счастью хотя и была у каждого своя, но она непременно проходила через войну. Иногда одический подтекст выступает настолько явственно, что как бы захлестывает волною гражданских чувств элегическую основу произведения. Таково, на наш взгляд, стихотворение К. Симонова «Жди меня». «Жди меня» - это своеобразный «наказ» любимой. Однако в стихах о любви господствовала иная интонация, иной строй, который можно было бы назвать элегическим.
Говорят, что элегия - стих грусти. Это верно лишь отчасти для стихов XIX в. Оттенки настроений в элегических стихах военных лет весьма разнообразны: тут и грусть, и раздумья о войне, и скорбь о невосполнимых утратах, и жалость и сострадание к павшим на поле боя, горечь разлуки, боль потерь и радость ожидаемых встреч, чувство боли душевной и физической на войне, тоска по мирной счастливой жизни и мечта о победе. В таких стихах, как «Мой сын синеглазый», «Незрячие глаза остекленели», «Исповедь воина» А. Суркова, «Две строчки» («Из записной потертой книжки...»), «В поле, ручьями из- мытом», «У Днепра» А. Твардовского, в ряде стихов К. Симонова, М. Исаковского, Н. Тихонова, М. Алигер, О. Берггольц и других выражены интимные чувства лирического героя, его личные муки и страдания, близкие и понятные воюющим соотечественникам. Великая правда чувства в них связана с глубокой тревогой за судьбу отечества. Она слышится в «мыслимом голосе» советского воина в изумительных стихотворениях
A. Твардовского «Я убит подо Ржевом», А. Ахматовой «Мужество», С. Наровчатова «В те годы» и других стихах.
Элегия не нуждается в большой аудитории и не стремится «перекричать войну». Но в грохоте и гуле военных лет ее голос был хорошо слышен, так как пишущие стояли близко у сердца воюющего человека. В одическом стихе то или иное чувство как бы дано заранее. Оно не требует своего развития, а лишь стремится раскрыться в возможно полной и яркой форме. В элегии художник воссоздает сам процесс зарождения чувства, его развитие. Поэтому военные элегии, как правило, тяготеют к некоему подобию фабулы. Правда, она порою бывает проста, незамысловата, например, мотив возвращения героя к любимой («Без меня никого не люби»
B. Лебедева-Кумача). Иногда это получает трагическое разрешение: воин не находит любимой («Возвращение» С. Гудзен- ко). Но чаще элегическое чувство грусти пересиливает надежда на встречу, на счастье, на любовь («Мы встретимся снова»
C. Васильева, «Положи мне на плечи руки» А. Суркова).
Иногда утверждают, что «исповедническая» лирика определяет характер поэзии военных лет. Это верно только отчасти, так как наряду с элегиями создавались и одические стихи. Больше того, чувство гражданского долга побуждало поэтов обращаться к читателю прежде всего с публицистическими стихами. Они создавались не только в годы невзгод, но и в период побед. На взятие Берлина откликнулись многие поэты, хотя и не все удачно. Недаром А. Твардовский заметил тогда: «Не в самый полдень торжества приходят лучшие слова».
Такое же жанровое многообразие отличает и песню военной поры - от гимнической и маршевой до интимно-любовной. Песни эпохи Великой Отечественной войны начинают свою боевую поступь с гимна. 24 июня 1941 г. в центральных газетах было опубликовано стихотворение В. Лебедева-Кумача «Священная война», а 25 июня - «Песня смелых» А. Суркова. «Священная война» через несколько дней становится самой популярной песней (музыка А. Александрова). В ней содержится и призыв («Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»), и горячее пожелание («Пусть ярость благородная вскипает, как волна»), и полярная характеристика столкнувшихся сил («Как два полярных полюса, во всем враждебны мы»), и многократно повторенная энергичная клятва («Дадим отпор душителям», «Пойдем ломать всей силою», «Загоним пулю в лоб»). Песня заканчивается оптимистически, с большим подъемом:
Встает страна огромная,
Встает на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.
Простые доходчивые слова запоминались, а широкий напевный мотив делал ее легкой для исполнения. Она стала как бы «музыкальной эмблемой» тех лет, заглавным песенным произведением и своеобразным жанровым «центром», к которому тяготели песни-марши, песни-призывы.
Гимнические песни военных лет весьма многочисленны. Особенно много гимнов появилось в 1943 г. в связи с двадцатипятилетием Красной Армии, а также в период конкурса на создание гимна Советского Союза (песни М. Исаковского «Слава советской державе», музыка В. Захарова; В. Гусева «Живи, наша Родина», музыка Т. Хренникова; С. Васильева «Слава нашей Москве», музыка А. Новикова, и др.).
Гимны военных лет своим происхождением обязаны революционным гимническим песням, но их содержание шире: они славят родину, партию, народ. В них нет частностей, деталей, исторических или бытовых подробностей. Они выражают общенародные чувства и не чуждаются ни символики, ни устойчивых традиционных словосочетаний («земля родная», «Россия-мать», «ярость благородная», «святое знамя»), ни риторических фигур. Многочисленные обращения, призывы придают им действенный и целенаправленный характер. Тон этих песен возвышенно-приподнятый, торжественный, темп неторопливый, ритм четкий, как правило, легко приспособленный к строевому шагу.
Маршевые песни представляют собою разновидность гимнических песен и несут на себе как бы двойную нагрузку. Выполняя свойственные гимнам функции, они одновременно призваны всей своей формой, своим четким чеканным ритмом мобилизовать людей в поход, организовать массовое целенаправленное движение.
«Песня смелых» А. Суркова (музыка В. Белого), быть может, яснее, чем любая другая маршевая песня, выразила то, что принес с собою военный марш 1941-1945 гг.: волю, собранность, энергию, организованность, публицистическую страстность, боевой запал, невероятный динамизм и силу молодости. Русские маршевые песни обычно построены на широкой проголосной основе и рассчитаны на размеренный строевой шаг. «Песне смелых», напротив, свойственна решительная и энергичная мелодическая форма:
Смелый к победе стремится.
Смелым - дорога вперед.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.
Наряду с гимнами и маршами поэты-песенники военных лет создают большое количество песен о родине. В одних песнях образ Родины воспроизводился как бы в целом, «от края до края» («Наша родина - Россия» А. Прокофьева и В. Соловьева-Седого), в других поэтизировали отчизну через воспевание любимого города, края и т. д. Это позволяло конкретизировать тему и вводить в песню интимный, лирический элемент. Через образ любимого края (Смоленщины, к примеру) как бы просматривались безбрежные просторы отчизны. Публицистический элемент в песнях о родине не навязчив, не оголен. Он как бы растворяется в традиционных мотивах русской народной протяжной песни, но не поглощается и не заглушается ими, а придает песне новую, неслыханную силу убеждения и душевную теплоту. Плавный подъем, плавный спад, величавое, несколько приподнятое звучание создают в патриотических песнях о родине ощущение прочной душевной устойчивости и уверенности.
В песнях о родине большое место занимает описание величественной красоты родной природы, жарких боев или целой цепи событий. В них, в отличие от гимнических песен, намечается сюжет. Так, например, в «Песне о Днепре» Е. Долматовского (музыка М. Фрадкина) рисуется картина отступления и наступления наших войск. Скупые, но выразительные строчки текста оформляются соответствующим музыкальным сопровождением: гулом приближающегося или удаляющегося боя.
Кроме названных произведений о родине, огромной популярностью пользовались «Вечер на рейде» А. Чуркина -
B. Соловьева-Седого, «Под звездами балканскими» М. Исаковского - М. Блантера и др. Особую тематическую группу составляют партизанские песни: «Ой туманы мои, растума- ны» М. Исаковского - В. Захарова, «Шумел сурово Брянский лес» Д. Софронова - С. Каца и др.
В песнях Отечественной войны широко представлен фронтовой быт: боевые походы, короткий солдатский отдых с шутками, товарищескими беседами, грустными лирическими раздумьями о любимой,- о далеком доме. К военно-бытовым песням относятся «застольные» солдатские песни, песни о шинели, тельняшке, табачке, фронтовой бороде и т. д. Разнообразны они и по форме: лирико-плясовые, вальсовые, частушечные. Все это делает военно-бытовую песню весьма гибкой, готовой откликнуться на самые различные запросы фронтового быта. Такие популярные песни, как «Дороги» Л. Ошанина - А. Новикова, «Солдаты идут» М. Львовского - М. Молчанова, «На солнечной поляночке» А. Фатьянова - В. Соловьева-Седого, «Вася-Василек», «У криницы»
C. Алымова - А. Новикова, украшали фронтовую будничную жизнь солдата. «Соловьи» А. Фатьянова - В. Соловьева-Седого, «В лесу прифронтовом» М. Исаковского - М. Блантера пользовались особой популярностью. Тонкий лиризм этих песен, сочетающийся с мужественными мотивами, хорошо передавал настроения солдата, нежность и чуткость его души. Правда, не все военно-бытовые песни удачны, среди них немало натуралистичных, лишенных подлинной поэтичности.
Наконец, в военное время было создано несколько превосходных интимных лирических песен: «В землянке»
A. Суркова - К. Листова, «Огонек» М. Исаковского и неизвестного автора музыки, «Где ж ты, мой сад?» А. Фатьянова -
B. Соловьева-Седого и некоторые другие. Это песни о разлуке, любви и верности, о надежде на встречу, на радость и счастье. Они были исключительно популярными на фронте, породили массу подражаний и «ответов», потому что авторам удалось с большой художественной силой воплотить общие для всех чувства и переживания. Имея некоторые черты романса, они в то же время были по своему главному содержанию и настроению близки мужественным песням о защитниках родины, их нелегкой фронтовой жизни. В целом же массовая советская песня военных лет охватывала широкий круг дум и чувств воюющего человека и стала поистине выразительницей души народной.
Особую жанровую группу в поэзии военных лет составляет сатира. Прежде всего ей свойственно «свободное отношение к форме» (Салтыков-Щедрин), своеобразная жанровая «смесь». Басни, песни, частушки, пословицы, поговорки, анекдоты, сказки, шутки, прибаутки, эпиграммы, пародии, шаржи - вот далеко не полный перечень форм, которыми пользовались сатирики в годы войны.
Может быть, нигде так тесно не смыкалась поэзия тех лет с устным народным творчеством, как в сатире. Лубок, частушка и раешник были едва ли не самыми излюбленными формами для фронтовых юмористов. По примеру поэти- ческо-агитационной работы В. Маяковского и Д. Бедного поэты активно сотрудничали в сатирических «Окнах». Наиболее систематично и серьезно в этом жанре работал
C. Я. Маршак.
Сатира военных лет «обосновалась» главным образом во фронтовой печати. Каждая фронтовая газета имела свой «уголок юмора» под тем или иным броским заголовком: «Штык в бок», «Прямой наводкой», «На мушку», «С одного захода», «Веселый залп» и т. д. Газеты издавали сатирические приложения. Так, «Красноармейская правда» (Западный фронт) выпустила сборники «Ежи», «Гриша Танкин», а газета «Красная Армия» (Юго-Западный фронт) - «Иван Гвоздев на фронте» Б. Палийчука и А. Твардовского. Выходили и другие сатирические сборники.
В фронтовых «уголках юмора» сотрудничали профессиональные поэты. В газете Ленинградского фронта «На страже Родины» работали А. Прокофьев, В. Саянов, М. Дудин. В «Красноармейской правде» сотрудничали А. Сурков, А. Твардовский, Н. Рыленков. Наряду с профессиональными поэтами в «уголках юмора» выступали самодеятельные авторы, бойцы Красной Армии.
Многим писателям-фронтовикам казалось не только уместным, но и полезным возвратиться к народному лубку и лубочному герою. Создаются многочисленные стихотворные рассказы о боевых приключениях веселого и неутомимого Васи Теркина (А. Флитом, М. Дудиным, А. Прокофьевым), «донского казака Ивана Гвоздева» (А. Твардовским и Б. Па- лийчуком), Гриши Танкина, Федота Сноровкина и т. д. С. Кирсанов создает «Заветное слово Фомы Смыслова». Эти герои остроумны, хитры, Изворотливы, неуязвимы.
В историко-литературном отношении фронтовой юмор не следует переоценивать: он оказался недостаточно самостоятельным. Однако для своего времени сатирическая поэзия сыграла большую положительную роль и была довольно изобретательной с точки зрения формы, нередко остроумной, злой и веселой.
Наряду с собственно лирическими и сатирическими жанрами в поэзии военного времени получили развитие различные жанры стихотворного эпоса: эпические миниатюры, стихотворные новеллы, баллады.
Жанр баллады, особенно интенсивно развивавшийся в 1942-1943 гг., сыграл существенную роль на пути поисков поэтами более углубленного анализа событий и человека на войне. Некоторые ее особенности (острая сюжетность, напряженность конфликта, энергия повествования) хорошо отвечали стремлению запечатлеть не только «состояние души», не только выразить гнев или надежду, но и художественно воспроизвести войну в ее конкретно-событийных проявлениях, передать ее драматизм в реальных жизненных коллизиях. Над балладой работали многие поэты - А. Твардовский, А. Сурков, Н. Тихонов, К. Симонов, И. Сельвинский и другие, - расширяя и обогащая ее жанровые возможности. Если, например, такой мастер баллады, как Николай Тихонов, и в 20-е годы и в Отечественную войну оставался в основном верным принципу работы над балладой, который он сам хорошо определил - «баллада - скорость голая», то Твардовский создал совершенно иной тип баллады - балладу психологическую («Баллада об отречении», «Баллада о товарище»). А. Сурков упорно и успешно работал над балладой публицистической («Баллада о пехотной гордости», «Баллада о гвардейской чести»). К. Симонов склонен к балладе описательно-дидакти- ческого характера («Презрение к смерти», «Секрет победы»).
Особое значение в развитии поэзии военной поры имела поэма - самый емкий, универсальный и чуткий к требованиям времени лироэпический жанр. История советской поэзии не знает другого такого периода, когда бы за четыре неполных года было создано столько значительных поэм. «Киров с нами» Н. Тихонова, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Россия» А. Прокофьева, «Сын» П. Антокольского, «Двадцать восемь» М. Светлова, «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Блокада» 3. Шишовой, эпические произведения Анны Ахматовой, Аркадия Кулешова, Леонида Мартынова, Бориса Ручьева, Владимира Луговского, наконец, поэма
A. Твардовского «Василий Теркин» - вот далеко не полный перечень имен и произведений, заслуживающих внимания.
В годы воины было написано немало поэм, близких к стихотворным очеркам и повестям, в которых воспевались данный подвиг, данный человек, но не было больших художественных обобщений, и потому жизнь этих произведений была кратковременной. Поэма, по словам Белинского, должна «схватывать жизнь в ее высших моментах», т. е. раскрывать наиболее существенное в исторической действительности. Авторы наиболее значительных эпических произведений стремились к поэтическому осмыслению героического духа военных лет, к созданию таких героев, в которых бы нашли воплощение черты поколения и даже народа в целом.
В основе каждой значительной поэмы тех лет лежит поэтическая идея, имеющая всеобщее значение. Поэты воспевали трудовой подвиг народа (Н. Асеев, С. Васильев, С. Михалков), военно-историческое прошлое (И. Сельвинский,
B. Саянов), революцию и революционеров (С. ЦЦипачев). Однако главной и определяющей темой была Великая Отечест-
венная война, трактуемая как столкновение двух миров. Идея борьбы социализма и фашизма, как определяющая в ходе войны, передавалась поэтами и в произведениях об отдельном, высшем моменте в жизни героев, о героическом подвиге на поле брани или в тылу врага («Зоя»), и в поэмах о трудной и героической жизни солдата на войне, о подвиге всего народа («Василий Теркин», «Россия»),
Поэмы военных лет, как правило, сюжетны. Но сюжетом в них становится как бы сама война. Авторы стремятся либо соотнести повествование с самой войной, с мыслью о ней, если в поэме речь идет о труде или о героическом прошлом, либо возвысить частный подвиг на войне или в тылу врага (подвиг Зои Космодемьянской у М. Алигер, к примеру) как факт общенационального значения, представить изображаемое как частицу единого великого целого. Сквозным образом, который так или иначе присутствует в каждой поэме, является образ Родины, образ Победы. Пусть война еще не закончена, а герои погибли, но ореол Победы горит бессмертным огнем славы в подвигах гвардейцев-панфиловцев («Слово о 28 гвардейцах» Н. Тихонова, «Двадцать восемь» М. Светлова), в мужественной смерти Зои («Зоя» М. Алигер), в подвигах партии, олицетворенной в образе Кирова («Киров с нами»). Лучезарный образ Победы, точнее, ничем неистребимое желание Победы как бы освещает изнутри каждое из произведений и придает поэмам тех лет внутреннюю цельность. Многие поэты, каждый по-своему, завершали повествование образом России в походе. Этот образ движущейся к победе Родины придает поэмам в той или иной мере, в зависимости от таланта их авторов, историческую достоверность, художественную новизну и эпическую законченность.
Поэмы военных лет имеют еще одну общую примечательную особенность: страстный, проникновенный и напряженный лиризм, часто смыкающийся с патетикой. Лиризмом дышит в них каждая строчка, каждый образ. Даже одно из наиболее эпических полотен - поэма «Василий Теркин» - из 30 глав имеет семь лирических, связанных с выражением непосредственных чувств лирического «я»: «От автора», «О войне», «От автора», «О себе», «О любви», еще «От автора» и еще раз «От автора». Поэт шел по горячим следам событий в огне и дыму, он охватывал сердцем еще не обжитый поэтической мыслью материал эпохи. Авторские главы в «Василии Теркине» - это не лирические отступления в привычном смысле слова, а своего рода связующие опорные звенья в сюжетно- композиционной цепи произведения. Через них автор вводит читателя в сокровенный мир своего героя, доверительно раскрывает то, что по ряду причин не смог бы выразить литературный персонаж ни словами, ни поступками. Он как бы приближает к читателю Василия Теркина, дает его крупным планом или, наоборот, как бы удаляет на расстояние, рисует героя на общем гигантском фоне войны, иногда сливается с ним, говорит за него или заставляет его говорить за самого себя. Недаром автор «Василия Теркина» доверительно признается своему читателю:
И скажу тебе, не скрою. -
В этой книге там ли, сям
То, что молвить бы Герою,
Говорю я лично сам.
Я за все кругом в ответе,
И заметь, коль не заметил.
Что и Теркин, мой герой,
За меня гласит порой.
Лиризм - не исключительная особенность поэм военного времени. На лирический характер произведений этого жанра у Байрона и Пушкина указывал еще Белинский. «Двенадцать» А. Блока, «Анна Снегина» С. Есенина, «Хорошо!» В. Маяковского насквозь лиричны. Особое в поэмах военных лет заключается в небывалом стремлении поэта слиться в своих переживаниях с судьбой всей страны, всего народа, превратиться в певца «ото всех и за всех», стать поэтическим органом своего народа. Это отчетливо осознавали поэты. Ольга Берггольц писала:
Я счастлива.
И все яснее мне,
Что я всегда жила для этих дней,
Для этого жестокого расцвета.
И гордости своей не утаю,
Что рядовым
пошла в судьбу твою, Мой город,
В званье твоего поэта.
Лирическое «я» в поэмах военных лет становится неотделимым от эпической темы отечества и судеб его народа. Преобладавший ранее мотив «я и Родина» сменяется другим: «я - Родина». П. Антокольский в поэме «Сын», которая звучит как исповедь сердца, придает широкий эпический характер событиям и через облик своего мальчика, погибшего на войне, хочет разгадать черты целого поколения. Такую же задачу ставит и М. Алигер в поэме о Зое. Стремится «преодолеть свои пределы» и Вера Инбер. «Пулковский меридиан» - это поэтическая летопись блокады Ленинграда. Одиссеей военных лет можно назвать поэму А. Твардовского «Василий Теркин».
Образ Родины проходит через все лучшие поэмы военных лет. О чем бы ни повествовал поэт, он говорит это во имя и от имени Родины, всем сердцем сливается с ней.
Враг вздумал нас осилить, -
В гранату ставь запал!
НЕТ, не на ту Россию
Ты, лютый враг, напал!
(.А. Прокофьев. «Россия»)
Родина определяет и цель и смысл борьбы, она же выступает высшим судьею героев, в ее одобрении - честь и гордость солдата.
Смотри, родная сторона,
Как бьется братьев двадцать восемь!
(Н. Тихонов)
Праздник близок, мать-Россия.
Оберни на запад взгляд:
Далеко ушел Василий,
Вася Теркин, твой солдат.
(А. Твардовский)
Подвиг народа на войне поэты стремились передать через конкретных, реальных, живых героев. Многие поэмы тех лет (около одной трети) названы по имени главных героев: «Василий Теркин», «Зоя» и т. д., чем основное внимание сосредоточивается не на выявлении сугубо личных, неповторимых черт, а на отображении наиболее общего, что роднит его с народом, с родиной. Василий Теркин - не исключительная личность:
В каждой роте есть всегда
Да и в каждом взводе.
Каждая черта, каждый поступок Теркина как бы сливаются с общей стихией. Теркин - один из многих и в тяжелом бою на болоте, при переправе через Днепр и в походе на Берлин.
Герои эпических поэм военных лет лишены каких-либо недостатков, какого-либо эгоистического расчета, самолюбия, самомнения и т. д. При всей реалистичности они живут не «прозаической» жизнью, которая в той или иной мере в «обычное» время окружает людей. Все поступки, все помыслы - в сфере высших, общенародных интересов. Даже мельчайшим подробностям фронтового быта, обыкновенной солдатской шутке, присказке в «Василии Теркине» придается общее, можно сказать, поэтическое течение.
Василий Теркин ярче, чем любой иной эпический герой тех лет, воплотил в себе многогранные черты русского национального характера. Его не назовешь балагуром, хотя он и не расстается с шуткой, прибауткой присказкой, ладно врет и смешит товарищей. За шутливой, свободной непринужденной формой его поведения скрываются и гибкий ум, и природная смекалка, и богатейший жизненный опыт, и умение глядеть в корень, и та живая лукавинка, без которой русский народный характер и представить невозможно. Бесхитростная речь героя всегда таит в себе глубинный философский подтекст. Василий Теркин мудр той высшей мудростью, которой наделен народ. Лишенный каких-либо предрассудков, не связанный ни с какими догмами, он не поучает, а осмысливает жизнь. Его размышления и раздумья о смысле жизни, о любви, о смерти и бессмертии, о подвиге и славе, родной отчизне и т. д. характеризуют собою миропонимание целого поколения, вошедшего в жизнь после Октября и унаследовавшего от своих дедов, отцов и братьев все лучшее, что дала им многовековая история.
Подлинный наследник национальных и революционных традиций, он не декларирует свою любовь к Родине. Патриотизм составляет сущность его натуры. Василий Теркин проявляет глубочайшее понимание характера Великой Отечественной войны и твердо знает свое собственное место в строю. Мысль «мы с тобой за все в ответе» пронизывает всю поэму, становится одной из излюбленных заповедей героя:
Грянул год, пришел черед,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.
Будучи живой, яркой личностью, Василий Теркин вместе с тем начисто лишен индивидуализма, в нем сфокусированы лучшие черты народа-победителя.
«Василий Теркин» Твардовского представляет собой народную эпопею, многообразно вобравшую различные стороны войны. По-разному предстают в поэмах и образы воюющего народа, Родины, России.
Таким образом, русская поэзия военных лет, начавшись с призывно-эмоциональных литературных форм (стихотворный лозунг, агитстихи, гимнические песни, марши), перешла к созданию самых разнообразных по жанру произведений вплоть до поэмы. В вершинном своем творении - в поэме «Василий Теркин» - она поднялась до величайшего художественного обобщения и в образе Теркина создала тип национального героя, воплотившего в себе лучшие черты народа-победителя. Создавая героико-патриотические поэмы, художники шли неодинаковыми путями. Одни воспроизводили события в реалистическом плане, стремясь воссоздать живые подробности блокированного города, поля боя, военной ситуации, обстановки, угадывая характеры героев в их национальном своеобразии. Так поступали О. Берггольц, М. Алигер, Н. Тихонов. Другие решали эту задачу в традиционно-поэтическом духе, прибегая к так называемым романтическим приемам изображения. Они меньше всего озабочены воспроизведением реальных картин боя, но стремятся нарисовать идеально возвышенный образ героя и времени, образ войны, картину горя и разрушений, широко используя для этого романтическую символику («Сын» П. Антокольского, «Двадцать восемь» М. Светлова).
Однако это не означает, что поэмы анализируемого периода легко распадаются на реалистические и романтические. Два стилистических потока - реалистический и романтический - не столько исключали, сколько дополняли и обогащали друг друга, порождая многогранные формы героических поэм. Лучшие поэмы тех лет и романтичны, и реалистичны. В них запечатлена поэзия всенародного героического подвига в дни Великой Отечественной войны.
С точки зрения жанровых поисков эпическая поэзия Отечественной войны довольно многообразна. Но, пожалуй, самым интересным, значительным и новым был жанр поэмы, который как бы непосредственно подсказан самой неповторимой действительностью. Речь идет о поэмах, которые одновременно были и своеобразной летописью событий, и философской концепцией войны, и исповедью сердца: «Василий Теркин» Твардовского, «Пулковский меридиан» Инбер, «Россия» Прокофьева. Каждая из этих поэм писалась в течение ряда лет, запечатлевая движущееся время. Каждый поэт ставил задачу осмыслить войну в целом. И это оказало прямое влияние на структуру и иные жанровые признаки столь непохожих произведений столь разных авторов.
Сюжеты, конфликты, характеры этих поэм не были заранее намеченными и обдуманными, они постигались поэтами в самом процессе работы и корректировались развивающимися событиями. Творческая история «Василия Теркина», «Пулковского меридиана» и «России», очень сложная и необыкновенно интересная, подтверждает, что жанровые поиски авторов определялись стремлением совместить принцип достоверного, обстоятельного изображении войны и переживаний человека на войне с предельно обобщенными поэтическими образами, а детальный анализ - с широкомасштабной картиной эпохи. Конфликты каждой из этих поэм эпохальны и отражают борьбу двух миров, двух концепций жизни - социализма и фашизма.
Вместе с тем в этих поэмах в зависимости от своеобразия таланта авторов и индивидуальных замыслов мы видим и различный подход к воспроизведению событий, и разные принципы организации поэтического материала.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Тематика лирики резко изменилась с первых же дней войны. Ответственность за судьбу Родины, горечь поражений, ненависть к врагу, стойкость, верность Отчизне, вера в победу – вот что под пером разных художников отлилось в неповторимые стихотворения, баллады, поэмы, песни.

Лейтмотивом поэзии тех лет стали строки из стихотворения Александра Твардовского «Партизанам Смоленщины»: «Встань, весь мой край поруганный, на врага!» «Священная война», приписываемая обычно Василию Лебедеву–Кумачу, передавала обобщенный образ времени, его суровое и мужественное дыхание:

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, –

Идет война народная,

Священная война!

Одические стихи, выразившие гнев и ненависть советского народа, были присягой верности Отчизне, залогом победы, били по врагу прямой наводкой. 23 июня 1941 года появилось стихотворение А.Суркова «Присягаем победой»:

В нашу дверь постучался прикладом непрошеный гость.

Над Отчизной дыханье грозы пронеслось.

Слушай, Родина! В грозное время войны

Присягают победой твои боевые сыны.

Поэты обращались к героическому прошлому родины, проводили исторические параллели: «Слово о России» Михаила Исаковского, «Русь» Демьяна Бедного, «Дума о России» Дмитрия Кедрина, «Поле русской славы» Сергея Васильева.

Органическая связь с русской классической лирикой и народным творчеством помогала поэтам раскрыть черты национального характера. Всеволод Вишневский отмечал в дневнике военных лет: «Повышается роль национального русского самосознания и гордости». Такие понятия, как Родина, Русь, Россия, Русское сердце, Русская душа, нередко вынесенные в заглавие художественных произведений, обретали невиданную историческую глубину, поэтическую объемность. Так, раскрывая характер героической защитницы города на Неве, ленинградки блокадной поры, Ольга Берггольц пишет:

Ты русская – дыханьем, кровью, думой.

В тебе соединились не вчера

Мужицкое терпенье Аввакума

И царская неистовость Петра.

В ряде стихов передается чувство любви солдата к своей «малой родине», к дому, в котором он родился. К тем «трем березам», где он оставил часть своей души, свою боль и радость («Родина» К.Симонова).

Женщине–матери, простой русской женщине, проводившей на фронт мужа и сыновей, пережившей горечь невосполнимой утраты, вынесшей на своих плечах нечеловеческие тяготы и невзгоды, но не потерявшей веры – долгие годы будет она ждать с войны тех, кто уже никогда не вернется,– посвятили поэты проникновенные строки:

Запомнил каждое крыльцо,

Куда пришлось ступать,

Запомнил женщин всех в лицо,

Как собственную мать.

Им наша боль была больна, –

Своя беда не в счет.

(А.Твардовский «Баллада о товарище»)

В той же тональности звучат стихи М.Исаковского «Русской женщине», строки из стихотворения К.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»:

Я все–таки горд был за самую милую,

За русскую землю, где я родился.

За то, что на ней умирать мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По–русски три раза меня обняла.

Суровая правда времени, вера в победу советского народа пронизывают стихи А.Прокофьева («Товарищ, ты видел…»), А.Твардовского («Баллада о товарище») и многих других поэтов.

Серьезную эволюцию претерпевает творчество ряда крупных поэтов. Так, муза Анны Ахматовой обретает тон высокого гражданства, патриотического звучания. В стихотворении «Мужество» поэтесса находит слова, образы, воплотившие неодолимую стойкость сражающегося народа, звучащие с силой величественного хорала:

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, –

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем.

И внукам дадим, и от плена спасем

Сражающемуся народу в равной мере были нужны и гневные строки ненависти, и задушевные стихи о любви и верности. Вот почему широкой популярностью пользовались стихотворения К.Симонова «Убей его!», «Жди меня, и я вернусь…», гневное стихотворение А.Прокофьева «Товарищ, ты видел…», его поэма «Россия», исполненная любви к Родине. Часто оба эти мотива сливаются воедино, обретая большую эмоциональную силу.

Строки поэтов, обращенные к одному человеку – к солдату, к любимой, – одновременно воплощали думы и чувства многих. Именно об этом, пронзительно личном и в то же время близком всему военному поколению, слова знаменитой «Землянки» А.Суркова:

Ты сейчас далеко–далеко,

Между нами снега и снега,

До тебя мне дойти не легко,

А до смерти четыре шага.

Сильные чувства вызывают стихи молодых поэтов, для которых война была первым и последним испытанием в их жизни. Георгий Суворов, Михаил Кульчицкий и многие другие талантливые юноши не вернулись с поля боя. Зимой 1942 года в смоленских лесах погиб политрук пулеметной роты, студент Московского университета Николай Майоров. Строки из стихотворения «Мы», которые он написал еще в 1940–м и пророчески завещал идущим вослед:

Мы были высоки, русоволосы.

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли не долюбив,

Не докурив последней папиросы… –

навсегда останутся поэтическим памятником его поколению.

Песни военной поры в жанровом отношении чрезвычайно многообразны. Мысли и чувства, переданные в стихах, положенных на музыку, звучат особенно отчетливо, приобретают дополнительную эмоциональную силу. Тема священной борьбы против фашистских захватчиков становится основной для песен–гимнов. Написанные в торжественно–приподнятом тоне, призванные создать обобщенно–символический образ сражающегося народа, лишенные бытовых подробностей и деталей, эти гимны звучали сурово и торжественно.

Во времена тяжелого лихолетья у советского человека обостряется чувство родины. Образ России с ее просторами, полями и лесами сказочной красоты приобретает в песнях на стихи А.Прокофьева, Е.Долматовского, А.Жарова, А.Чуркина и многих других поэтов то романтически–возвышенное, то лирико–интимное звучание. Особой популярностью пользовались лирические песни на слова М.Исаковского, А.Фатьянова, А.Суркова, К.Симонова и других поэтов, посвященные дружбе, любви, верности, разлуке и счастью встречи, – всему тому, что волновало и согревало солдата в дали от родного дома («Землянка» А.Суркова, «Огонек» М.Исаковского, «Темная ночь» В.Агатова, «Вечер на рейде» А. Чуркина); стихи о военных буднях, шуточные, положенные на мелодии задушевных русских песен, частушек, вальсов. Такие произведения, как «Дороги» Л.Ошанина, «Вот солдаты идут» М.Львовского, «Соловьи» А. Фатьянова и другие постоянно предавались по радио, исполнялись во время концертов на фронте и в тылу.

Крепнущей солидарностью народов, связанных единством социально–исторической цели, обусловлено усиление взаимовлияния и взаимообогащения национальных литератур. Во фронтовых условиях межнациональное общение стало особенно тесным, а дружба народов еще более прочной. Писателями раскрывались те духовные ценности, которые рождались в совместной борьбе против фашизма.

Тема всенародного подвига вдохновляла поэтов старшего поколения (Максим Рыльский, Павло Тычина, Янка Купала, Джамбул Джабаев, Георгий Леонидзе и другие) и совсем молодых, чьи поэтические голоса окрепли в годы испытаний (Максим Танк, Кайсын Кулиев, Аркадий Кулешов и другие). Название книги латышского поэта Я.Судрабкална «В братской семье» – больше, чем обозначение сборника стихов; в нем отображены стержневые темы поэзии военных лет – дружба народов, интернационалистские, гуманистические идеи. В этом русле создавались произведения самых различных жанров: лирика и героико–романтическая баллада, песня–сказание и лирико–публицистическая поэма.

Сознание справедливости борьбы с фашизмом цементирует силы людей всех национальностей. Эстонский поэт Ральф Парве в стихотворении «На перекрестке» (1945) так выразил мысль о боевом содружестве на огненных перекрестках Великой Отечественной:

Мы из разных собрались дивизий.

Вот латыш – Москву он защищал,

Смуглый уроженец Кутаиси,

Русский, что махоркой угощал,

Белорус и украинец рядом,

Сибиряк, что шел от Сталинграда,

И эстонец… Мы пришли за тем,

Чтобы счастье улыбнулось всем!

Идеи дружбы народов вдохновляли и татарского поэта Аделя Кутуя:

Я русскую столицу берег.

Чтобы жила татарская столица.

О единстве чувств и помыслов народов страны свидетельствовало их бережное отношение к культурным традициям, к сокровищнице духовных ценностей, умение поэтически воспринимать природу не только своего родного, но и инонационального края. Вот почему в высокой и чистой нравственной атмосфере даже хрупкая веточка сирени, как о том поведал А.Кутуй в стихотворении «Утренние думы» (1942), вырастает в символ несокрушимости:

Как я люблю весенний Ленинград,

Твоих проспектов гордое сиянье,

Бессмертную красу твоих громад,

Рассветное твое благоуханье!

Обостренное чувство родины питало пламя справедливого гнева, вдохновляло советских людей на подвиги в бою и труде. Отсюда неизменный мотив милой сердцу грузинских поэтов Картли (древнее название Грузии), воспевание Владимиром Сосюрой любимой Украины, вдохновенные картины Полесья и Беловежской пущи у белорусских поэтов. Все это рождало, пользуясь словарем Якуба Коласа, «созвучье и лад» малой и большой Отчизны в сознании лирического героя:

Родина в мире одна. Знай, что двух не бывает, –

Есть только та, где висела твоя колыбель.

Есть только та, что дала тебе веру и цель,

Та, что звездною славой нелегкий твой путь осеняет…

(Валдис Лукс, «Уходящий сегодня на бой»)

В 1944 году, когда Советская Армия, освободив Польшу и Болгарию, уже выходила на рубежи Эльбы, поэт Сергей Наровчатов писал:

То не слово врывается в слово:

От Урала и до Балкан

Крепнет братство, грозное снова,

Многославное братство славян.

(из цикла «Польские стихи»)

О гуманной миссии советских воинов–победителей говорил казахский поэт А.Сарсенбаев:

Это слава русских солдат,

Это прадедов наших стан…

Как они много лет назад,

Содружество в общей борьбе с фашизмом, интернационализм – эти темы нашли воплощение в творчестве многих поэтов.

Эпоха Великой Отечественной войны породила замечательную по силе и искренности поэзию, гневную публицистику, суровую прозу, страстную драматургию.

Обличительное сатирическое искусство той поры родилось как выражение гуманизма и великодушия советского человека, защищавшего человечество от фашистских орд. Частушки, пословицы, поговорки, басни, сатирические перепевы, эпиграммы – весь арсенал острот был взят на вооружение. Исключительной действенностью отличалась саркастическая надпись или подпись под плакатом «Окон ТАСС», карикатурой.

Д.Бедный, В.Лебедев–Кумач, А.Твардовский, А.Прокофьев, А.Жаров и целая плеяда фронтовых сатириков и юмористов успешно выступала в жанре сатирической миниатюры. Ни одно сколько–нибудь значительное событие на фронте не прошло бесследно для сатириков. Разгром фашистов на Волге и под Ленинградом, в Крыму и на Украине, дерзкие рейды партизан по вражеским тылам, смятение и разброд в стане гитлеровской коалиции, решающие недели битвы в Берлине – все это остроумно и точно фиксировалось сатирическим стихом. Вот характерное для манеры Д.Бедного–сатирика четверостишие «В Крыму»:

– Что это? – Гитлер взвыл, глаза от страха жмуря. –

Потеряны – Сиваш, и Перекоп, и Керчь!

На нас идет из Крыма буря!

Не буря, подлый гад, а смерч!

Все средства комического заострения использовались для того, чтобы окончательно разделаться с противником. Этой цели служили иронические стилизации в духе старинных романсов, мадригалов, народных напевов, умело шаржированные сценки, диалоги. С серией «Эпитафии впрок» на страницах «Крокодила» выступил поэт Арго. «Пузатый Геринг в голубом мундире», что нетто весит «сто двадцать четыре, при орденах сто двадцать пять кило», неистовствовавший под небом Африки Роммель, которого, «чтобы не драпанул из могилы», пришлось «плитой могильной придавить», наконец, чемпион по вранью Геббельс – вот объекты сатирического пера поэта.

Воплощение коренных социально–нравственных, гуманистических идеалов борющегося народа с позиций углубленного историзма и народности мы находим в таком крупном эпическом жанре, как поэма. Годы Великой Отечественной войны стали для поэмы не менее плодотворным периодом, чем эпоха 20–х годов. «Киров с нами» (1941) Н.Тихонова, «Зоя» (1942) М.Алигер, «Сын» (1943) П.Антакольского, «Февральский дневник» (1942) О.Берггольц, «Пулковский меридиан» (1943) В.Инбер, «Василий Теркин» (1941–1945) А.Твардовского – вот лучшие образцы поэтического эпоса военных лет.

В поэме как жанре синтетическом есть и быт, и панорамная картина эпохи, выписанная со всеми конкретными деталями – от морщинок и рябинок на лице человека до знаменитых ватников и теплушек, индивидуальная человеческая судьба и раздумья о большой истории, о судьбах страны и планеты в середине двадцатого столетья.

Показательна эволюция поэтов П.Антакольского и В.Инбер. От перенасыщения ассоциациями и реминисценциями предвоенной поэзии П.Антакольский смело переходит к стиху суровому и простому. Поэма «Сын» подкупает сочетанием лиризма с высокой патетикой, проникновенной задушевности с гражданским началом:

…Снега. Снега. Завалы снега. Взгорья.

Чащобы в снежных шапках до бровей.

Холодный дым кочевья. Запах горя.

Высокий гражданский пафос, социально–философские раздумья определяют звучание военной поэзии В.Инбер. Уже в первой главе «Пулковского меридиана» заключено кредо всего произведения:

Избавить мир, планету от чумы –

Вот гуманизм! И гуманисты – мы.

В поэтическом арсенале Н.Тихонова порох эпохи гражданской войны не отсырел. В чеканных строках поэмы «Киров с нами» образ руководителя города на Неве встает как символ несгибаемого мужества героических ленинградцев:

Поэма военных лет отличалась разнообразием стилевых, сюжетно–композиционных решений. Строго выдержанным балладно–повествовательным построением отмечена поэма Н.Тихонова «Киров с нами». «Россия» А.Прокофьева создана средствами народной поэтики, напевного и раздольного русского стиха:

Сколько звезд голубых, сколько синих.

Сколько ливней прошло, сколько гроз.

Соловьиное горло – Россия,

Белоногие пущи берез.

Лирико–публицистическая поэма синтезирует принципы и приемы повествовательного и возвышенно–романтического стиля. Поэма М.Алигер «Зоя» отмечена удивительной слитностью автора с духовным миром героини. В ней вдохновенно и точно воплощены нравственный максимализм и цельность, правда и простота.

Московская школьница Зоя Космодемьянская без колебаний, добровольно выбирает суровую долю. В чем истоки подвига Зои, ее духовной победы? А.Твардовский, размышляя над тем, что формировало мироощущение людей 30–х годов, заметил: «Не та война. Какая бы она ни была… породила этих людей, а то... что было до войны. А война обнаруживала, выдавала в ярком виде на свет эти качества людей» (из дневника поэта 1940 года, содержавшего первоначальный замысел «Василия Теркина»).

Поэма «Зоя» – не столько жизнеописание героини, сколько лирическая исповедь от имени поколения, юность которого совпала с грозной и трагической порой в истории народа. Вот почему в поэме столь часто ведется задушевный разговор с юной героиней:

Девочка, а что такое счастье?

Разве разобрались мы с тобой…

Вместе с тем трехчастное построение поэмы передает основные этапы становления духовного облика героини. В начале поэмы легкими, но точными штрихами только намечен облик девочки–«длинноножки». Постепенно в прекрасный мир ее юности (« Жилось нам на свете светло и просторно…») входит большая социальная тема, чуткое сердце вбирает тревоги и боль «потрясенной планеты». Здесь в лирический строй поэмы вторгаются открыто публицистические строки:

Тревожное небо клубится над нами.

Подходит война к твоему изголовью,

И больше нам взносы платить не рублями,

А, может быть, собственной жизнью и кровью.

Апофеозом короткой, но прекрасной жизни становится завершающая часть поэмы. О нечеловеческих пытках, которым подвергают Зою в фашистском застенке, сказано скупо, но сильно, публицистически остро. Имя и образ московской школьницы, жизнь которой так трагически рано оборвалась, стали легендой:

И уже почти что над снегами,

Легким телом устремясь вперед,

Девочка последними шагами

Босиком в бессмертие идет.

Вот почему в финале поэмы столь закономерно отождествление облика Зои с античной богиней победы – крылатой Никой.

«Василий Теркин» А.Твардовского – крупнейшее, наиболее значительное поэтическое произведение эпохи Великой Отечественной. Если у А.Прокофьева в лиро–эпической поэме «Россия» на первом плане образ Родины, ее поэтичнейшие пейзажи, а действующие лица (братья минометчики Шумовы) изображены в символически–обобщенной манере, то у Твардовского достигнут синтез частного и общего: индивидуальный образ Василия Теркина и образ родины разновелики в художественной концепции поэмы. Это многоплановое поэтическое произведение, объемлющее не только все стороны фронтовой жизни, но и основные этапы Великой Отечественной войны.

В бессмертном образе Василия Теркина воплотились с особой силой черты русского национального характера той эпохи. Демократизм и нравственная чистота, величие и простота героя выявлены средствами народопоэтического творчества, строй мыслей и чувствований героя родствен миру образов русского фольклора.