Общеобразовательного учреждения научно методическая служба. Методическая служба школы

Цели и задачи методической работы тесно связаны с системой внутришкольного управления, с жизнедеятельностью школы в целом, а значит, и конечным результатом деятельности всего педагогического коллектива школы.

Методическая служба в школе даёт возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности учащегося. Поэтому определить цели и задачи методической работы - значит определить результативность, что зависит, прежде всего, от профессионально значимых качеств учителя.

Методическая работа - это деятельность по обучению и развитию кадров; выявлению, обобщению, распространению наиболее ценного опыта учителей; созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса.

Функции методической работы

Необходимость решения перечисленных задач вытекает из непосредственных потребностей самой школы в обеспечении образовательного процесса программно-методическим материалом, в подготовке педагогических кадров к решению поставленных перед ними задач. Названные функции можно считать основными, если не перечислять ряд важных функций, относящихся к самому учителю. Прежде всего благодаря активному участию в методической работе, учитель сохраняет и закрепляет своё положение в школе; обучение делает учителя более гибким и мобильным, приспособленным к внешним изменениям, конкурентоспособным; обучение на рабочем месте способствует достижению учителем желаемого профессионального статуса и признания в коллективе, большей уверенности в себе, влияет на профессиональную карьеру; методическая работа играет роль стимула в профессиональном развитии педагога, способствует самореализации, решению личных, профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в труде.

Структура методической службы

В реализации функций методической работы определена следующая структура методической службы школы, которая выглядит таким образом:

  1. Педагогический Совет
  2. Методический Совет школы
  3. Школьные методические объединения учителей-предметников

Методический совет руководит педагогической деятельностью. Цель деятельности методического совета – организация и координация методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, методической учёбы педагогических кадров. В его состав входят руководители школьных методических объединений и заместитель директора по УВР.

В течение последних лет методсовет вёл свою работу по следующим направлениям:

  • создание условий для роста педагогического и методического мастерства учителей;
  • координация работы ШМО;
  • диагностика профессиональной деятельности учителей.

Основными задачами МС являются следующие:

  • Организация систематической профессиональной подготовки педагогических кадров.
  • Анализ эффективности работы школы, определение проблем, цели, задач на ближайший период и на перспективу.
  • Создание необходимых условий для обеспечения внедрения педагогических технологий, реализации Программы развития школы.
  • Обобщение передового педагогического опыта учителей.

В МС имеются следующие материалы:

  • план работы школы на учебный год;
  • образовательная программа школы;
  • Программа развития школы;
  • план работы ШМО;
  • методические материалы, разработанные учителями школы (разработки уроков, внеклассных мероприятий);
  • материалы по аттестации учителей;
  • материалы по экзаменам и итоговым проверочным работам;
  • олимпиады по предметам и материалы школьного интеллектуального марафона;
  • учебно-методическая литература в помощь учителю.

Школьное методическое объединение учителей-предметников

Главной структурой, организующей методическую работу учителей-предметников и классных руководителей, является школьное методическое объединение (ШМО). Это коллективный орган школы, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала.

В нашей школе работают следующие ШМО:

  • МО учителей начальных классов
  • МО учителей гуманитарного цикла
  • МО учителей физико-математического цикла
  • МО учителей естественно-научного цикла
  • МО учителей иностранных языков
  • МО классных руководителей

Планирование работы ШМО строится на основании задач, вытекающих из оценки школы, методического объединения, из проблемных полей деятельности всех методических подразделений, вытекающих из анализа результативности работы за предыдущий год.

Формы организации и проведения ШМО могут быть следующими:

  • лекция;
  • теоретический семинар;
  • семинар-практикум;
  • творческая дискуссия;
  • час коллективного творчества;
  • ярмарка методических идей;
  • методический тренинг;
  • встреча за круглым столом.

В ходе работы могут проводиться объединённые заседания ШМО.

В рамках работы ШМО предусматриваются домашние задания учителям. Они могут быть такими:

  • моделирование урока (целиком или фрагментарно);
  • разработка системы уроков по теме или курсу;
  • разработка элективного курса, программы исследования по определённой теме;
  • подбор литературы по определённой теме, курсу, проблеме;
  • составление контрольных материалов, тестов;
  • составление и защита опорных схем, памяток, дидактического материала;
  • разработка планов работы объединений дополнительного образования, сценариев внеклассных мероприятий по предмету, курсов по выбору;
  • посещение уроков, внеклассных мероприятий с последующим анализом;
  • представление собственного опыта работы по теме, проблеме;
  • работа над темой по самообразованию;
  • подготовка докладов по определённой проблеме;
  • подготовка презентаций по изученной теме, проблеме;
  • защита собственных достижений в рамках собственного исследования.

Самообразование учителей пронизывает все компоненты системы методической работы, обеспечивая более высокий уровень их функционирования, поэтому оно является системообразующим компонентом.

Бубенчикова Нина Николаевна
Учебное заведение: МКУ ДО Краснозерского района Дом детского творчества
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-08-08 Статья «Методическая служба и дошкольные образовательные организации: содержание и формы работы Бубенчикова Нина Николаевна МКУ ДО Краснозерского района Дом детского творчества В данной статье описаны формы и методы работы с педагогами ДОУ по повышению их профессиональной компетенции в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

Просмотреть свитедельство о публикации


Статья «Методическая служба и дошкольные образовательные организации: содержание и формы работы

Аннотация

В описании опыта работы системно отражены новые подходы к организации деятельности муниципальной методической службы в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Особое внимание уделено проблеме развития профессиональной компетентности управленческих и педагогических кадров дошкольных учреждений района в процессе освоения ФГОС ДО.

Расширять свои знания можно только тогда,

когда смотришь прямо в глаза своему незнанию.

К.Д. Ушинский

Есть среди педагогических профессий особая — это профессия методиста. Методист – педагог–профессионал, учитель учителей. Его миссия — взращивание педагога, сопровождение на длинной дистанции становления от новичка до мастера – профессионала, это бескорыстное служение образованию. Без внутреннего принятия этих смыслов нельзя стать настоящим методистом, ваятелем нового поколения педагогов.

Муниципальная методическая служба (далее ММС) – организационная структура в муниципальной системе образования, объединяющая субъектов образовательной деятельности и реализующая функции их методической поддержки, сопровождения в целях обеспечения новых образовательных результатов. Её цель – создание условий для повышения профессионально-личностного саморазвития педагога, готовности к инновациям, созданию индивидуально-авторской педагогической или методической системы. Соответственно основная цель методической работы , осуществляемой нами, методистами – обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации инноваций (ФГОС – это инновация) через создание системы непрерывного профессионального развития в контексте профессионального стандарта «Педагог». Профессиональное развитие педагога – предмет деятельности методических служб всех уровней, ибо так пишут и говорят все, начиная с академика М.Поташника, который остро заметил: «С тем багажом, которым владеет массовый российский учитель, новые стандарты осилить невозможно, так как они требуют другого уровня интеллекта, эрудиции, общей культуры». Это же можно отнести и к педагогам дошкольных учреждений. Принятый ФГОС ДО радикально поменял статус педагога, его образовательные функции, требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. Соответственно существенно выросла значимость и роль методической службы в системе непрерывного образования педагогических и руководящих кадров. В аспекте последних документов основные направления деятельности ММС обозначены достаточно четко. В них выделены те направления, по которым мы уже работали (аналитическое, консультативное, информационное, организационно – методическое) и определены новые современные. Это: научное обеспечение развития системы образования и информационно-технологическое обеспечение. Выделены основные функции ММС и нашей методической деятельности — обучающая, консультативная, экспертная, проектировочная, информационная, исследовательская и внедренческая. Средствами профессионального развития педагога являются: обучение, общение, самообразование и практика. Эти источники квалификации педагога представляют собой замкнутый цикл (см. Приложение 1, рисунок 1 ). Методическая служба – это система. Понятие «система» означает, что не любой набор, не любой перечень методических мероприятий как он ни был велик, образует систему. Система имеет цель, структуру, специально сформированные, действующие связи и отношения между компонентами, и обязательно продуктом ее деятельности должны быть такие показатели профессионального роста, которые не могла бы дать ни одна из составляющих систему частей, взятая сама по себе в отдельности. Это объясняет причину какой-либо эффективности методической работы в районе, дошкольном образовательном учреждении, когда мероприятий проводится много, а профессионального роста как не было, так и нет. Чтобы включить эти средства в формирование новых компетенций педагога, надо, прежде всего, преодолеть внутреннее сопротивление педагогов по принятию новых смыслов педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС. Суть их проста.

1. Главный субъект деятельности – это ребенок.

2. Акцент сделан на развитие ребенка, его самости, реализации «Я – концепция», обеспечение индивидуального максимума развития.

3. Образовательный процесс (деятельность) строится не в логике образовательного процесса, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ребёнка, что повышает его мотивацию в познании.

4. Результат деятельности – ребенок, человек. Мир детства находится в процессе качественных изменений, в нём изменились ценностные ориентации.

5. Проектная и исследовательская деятельность заявлены как норма, как обязательный компонент в реализации системно-деятельностного подхода и организации образовательной деятельности.

6. Каждому педагогу необходимо изменить ролевой репертуар и философски определить свою позицию.

Ориентиры, смыслы профессиональной деятельности определены во многих документах, они требуют качественных изменений в деятельности ММС, прежде всего в целеполагании. На первоначальном этапе определения целей на основе диагностике, мы продумываем такие нужные для деятельности современной методической службы, как методическое сопровождение, методическое обеспечение. Важная задача — создание мотивационного поля развития, как педагогических коллективов, так и индивидуального развития педагога. Анализируя кадровый состав педагогов ДОУ и их отношение к новациям (в данном случае ФГОС ДО), мы наблюдаем на практике ту картину, которую констатируют многие выдающиеся учёные, педагоги и психологи. Это достаточно разноречивые представления по отношению к ФГОС (25% педагогов положительно реагируют, ещё 15% безразличны к его введению, а 60% относятся отрицательно). К тому же ещё по данным проведённого анкетирования наблюдается низкая мотивация, невладение личностно-ориентированными технологиями, неадекватная самооценка, низкий уровень профессиональной рефлексии, и, может быть, самое главное и нужное – неумение выстроить программу своего профессионально-личностного саморазвития. Результаты исследования дали возможность обозначить тенденции изменения деятельности «ИМЦ». Обновление нашей методической службы в данном случае вылилось в разработку программы «Создание новой модели муниципальной методической службы в условиях модернизации дошкольного образования». Главная её цель — создание единого методического пространства как открытой развивающейся образовательной системы, обеспечивающей непрерывное развитие профессиональной компетентности управленческих и педагогических кадров ДОУ в рамках повышения качества образования, направленного на индивидуализацию в развитии личности ребенка дошкольника; позиционирование ДОУ на муниципальном и региональном уровнях. Была сформирована сетевая модель функционирования ММС для работы с педагогами дошкольных учреждений. Под сетевой деятельностью мы понимаем совместную деятельность нескольких образовательных учреждений, организованную для совместного изучения, взаимообучения, обмена опытом, проектирования, разработки и внедрения форм, методов и технологий обучения и воспитания дошкольников. Новизна данной модели состоит, во-первых, в создании более широкого спектра методических услуг, предназначенных для педагогических и управленческих кадров, во-вторых, в адресной методической поддержке тех направлений деятельности, которые наиболее востребованы педагогами ДОУ. Приоритетным направлением в содержании организационно-методического и информационного сопровождения педагогов ДОУ является выстраивание тьюторского сопровождения профессионального развития педагогов. Передача знаний, умений и компетенций происходит по схеме: методист ММС — педагог-тьютор — педагоги ДОУ — ребенок. Где тьютор – это наставник, способный обеспечить методологическое сопровождение педагога и стимулирующий его профессиональный рост на основе индивидуальных образовательных потребностей. В качестве тьюторов привлекаются методисты ДОУ и «педагоги-мастера», т.е. имеющие высшую или первую квалификационную категории и обладающие позитивным опытом работы, инновационным потенциалом и достаточно высоким уровнем информационной компетентности. У каждого ИМЦ есть своя стратегия управления введением инноваций. Мы отразили нашу в проекте «Методическое сопровождение введения ФГОС ДО в практику работы ДОУ района». В рамках его реализации был разработан план мероприятий по введению ФГОС, ориентированный на изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование его опыта практической деятельности. В нем мы постарались системно выстроить способы, принципы, содержание, формы и методы работы с педагогическими кадрами ДОУ района. Что это означает на практике? Система дошкольного образования Краснозерского района объединяет сегодня 28 дошкольных образовательных учреждения разных видов, в том числе:

¾ 27 детских садов, реализующих общеразвивающие программы;

¾ 1 детский сад комбинированного вида.

В данную систему входят и 4 дошкольные группы, работающие на базе общеобразовательных школ. Следует отметить и то, что основная часть функционирующих в Краснозерском районе дошкольных образовательных учреждений — это малокомплектные (одно — и двухгрупповые) детские сады. Поэтому при отборе оптимального содержания деятельности методической службы мы исходим, прежде всего, из выявленных профессиональных требований и потребностей педагогов. Для этого проводим системно – целевые собеседования, опросы, анкетирования. Результаты выполненных диагностических исследований дают нам возможность в более полном объёме узнать потенциальные образовательные ресурсы каждого педагогического коллектива и почти каждого педагога. Как следствие – более адресно прогнозировать, планировать и осуществлять деятельность методической службы. Образование, аттестация и курсовая подготовка педагогов — это необходимые факторы, которые нужно учитывать в процессе изучения и внедрения ФГОС ДО. План мероприятий реализовывался поэтапно через деятельность районного методического совета, инициативных (тьюторских) групп (на базе «пилотных» д/с), РМО, организованных для всех категорий педагогов и специалистов ДОУ и создающих уникальную образовательную среду, способную стать полем проявления творческой активности педагогов. Ид ѐ т развитие новых форм методической работы, в рамках которых осуществляется активное вовлечение педагогов в творческую исследовательски-педагогическую деятельность с интенсивным освоением инновационных педагогических способов, что способствует решению нашей цели – изменению профессиональных позиций педагога. К примеру, неоспоримую пользу и неподдельный интерес у творчески работающих педагогов района вызывает в наши дни проведение РМО в форме деловой игры – ярмарки «Есть идея» на наиболее актуальную для всех тему. В нашем случае это была тема «Выбор оптимального варианта педагогической работы с детьми разного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования». Действительно, специфика содержания работы педагога малокомплектного дошкольного учреждения в разновозрастных группах требует от него наличия особых умений и знаний, касающихся умелого сочетания самых общих требований современной педагогики с конкретными условиями пребывания в одной группе детей разного возраста. Но не у всех педагогов это сразу получается на практике. Поэтому в своей методической работе мы часто используем игровое моделирование, в рамках которого и осуществляем вариативное проигрывание различных способов поведения педагога в той или иной конкретной ситуации. В рамках сетевой деятельности объединяла педагогов в тьюторскую группу на базе «пилотного» детского сада для разработки проектов современной модели развития педагогов и учреждений. Так, например разработанный нами проект «Модель ДОУ с интеллектуальным компонентом развития ребёнка дошкольника» в 2016г. был отмечен серебряной медалью Международной заочной выставки методических материалов “ METNODICE ”.

Мы активно используем и одну из наиболее перспективных форм организации методической работы — это мастер-класс, который проводим в два этапа: демонстрация опыта практической работы с детьми и методическая коммуникация с педагогами с целью трансляции творческого педагогического опыта в рамках ежегодных профессиональных конкурсов «Педагог ДОУ», «Педагог – профессионал», «Педагогический дебют», «Воспитатель – года». Особо подчеркну, что нам сегодня важно не только продемонстрировать саму инновационную творческую работу педагога с детьми, но и профессионально обсудить полученные результаты, осмыслить способы их достижения. В ходе обсуждения обычно все участники мастер-класса активно высказывают свои мнения, задают вопросы, а иногда даже спорят. Традиционным стало и проведение ежегодных образовательных выставок профессионального мастерства педагогов ДОУ («Панорама педагогических идей», «Детские творческо – исследовательские проекты», «Территория ФГОС» и др.) – это уже достаточно сложившаяся в районе система, способствующая раскрытию творческого потенциала педагогов, повышению их профессиональной компетенции, объединению воспитателей разных дошкольных учреждений для решения актуальных, интересующих их проблем. В их подготовке и проведении нам оказало неоценимую помощь сетевое сотрудничество с «Центром непрерывного бизнес образования» (дир.Б.П. Черник).

В методической работе важна сегодня и организационно-управленческая сторона. Так, в соответствии со штатным расписанием в малокомплектном дошкольном учреждении, как правило, работают два воспитателя на 1,5 ставки. Мы обычно рекомендуем руководителю составлять график работы так, чтобы каждый педагог занимался с детьми по определенной программе согласно единому расписанию. Такая, условно говоря, «предметно – программная специализация» педагогов наиболее целесообразна уже потому, что воспитатели, как правило, имеют неодинаковую предметную подготовленность и неодинаковую личностную предрасположенность к разным видам деятельности. Такие диагностические ориентированные пути, формы и способы методической работы помогают и начинающему, и опытному педагогу эффективно осваивать как наиболее общие педагогические принципы, так и вариативные методико-технологические схемы проведения игр-занятий, определить для себя наиболее приемлемый уровень творческого совершенствования различных видов деятельности. Результаты срезового диагностического исследования обобщались и выносились на обсуждение на совещания руководителей и семинары педагогов района. В итоге мы могли более адресно планировать механизмы повышения квалификации, используя сетевое взаимодействие с кафедрами ТимДО и коррекционной педагогики и специальной психологии НИПКИПРО; проводить обобщение творческого педагогического опыта; организовывать индивидуальную работу в рамках работы консультационного клуба; определять способы удовлетворения потребностей в самообразовании педагогов и др.

Крайне сложно определить критерии и показатели эффективности МС, они неотделимы от результативности и эффективности муниципальной системы образования, и все же главная оценка – педагог-личность нового времени. Эскизно представленная в опыте работы система мер по обновлению деятельности ММС с педагогами ДОУ района по введению ФГОС дошкольного образования отвечает требованиям времени, выступая важнейшим фактором обеспечения непрерывного профессионального роста педагогов. Основными результатами деятельности можно считать следующие:

¾ Определены необходимые изменения в образовательных целях, в содержании образовательных программ, в технологиях обучения и воспитания, в способах и механизмах оценки результатов образовательного процесса; подготовленность педагогов к выбору программ, и учебно-методических пособий.

¾ Обеспечена информационная, методическая, технологическая готовность педагогов для работы с детьми по ФГОС ДО, готовность к овладению новыми педтехнологиями.

¾ Расширены возможности и потребности педагогов в повышении своей профессиональной компетентности за счет использования разных форм повышения квалификации, диссеминации педагогического опыта.

¾ Возрождена традиция наставничества в ходе реализации проекта «Формула содружества» по работе с молодыми и начинающими педагогами района, разработанного муниципальной методической службой в содружестве с районной профсоюзной организацией и общественной организацией «Федерации профсоюзов Новосибирской области», выделившей грант на реализацию данного проекта как победителю конкурса проектов в 2015г.

Я считаю, что слова М.М. Поташника о роли педагога в реализации ФГОС «Стандарт требует от каждого учителя осознанного и, главное, самостоятельного преобразования себя и своей деятельности. Он позволяет и мотивирует, и понуждает учителя подняться из положения конвейерного работника-специалиста, действующего по обезличенной предметной программе – инструкции, до состояния мастера профессионала, свободного в выборе целей и средств обучения, воспитания и развития каждого реб ѐ нка, профессионального педагога, ограниченного в своей деятельности лишь требованиями своей профессии и законом» особо значимы. Они являются своеобразным ориентиром в дальнейшей деятельности муниципальной методической службы. Перспективами в развитии муниципальной методической службы на принципах сетевого взаимодействия являются освоение новых идей методического консалтинга, экспертных услуг.

. .

Разделы: Администрирование школы

Главным предназначением методической работы является подготовка кадровых ресурсов, способных создавать условия для повышения качества образовательных услуг, развития образовательного учреждения.

В понятие “подготовка кадров” включаю создание условий для:

  • профессионального творчества педагогов;
  • использования передового опыта;
  • анализа профессиональной деятельности, самообразования;
  • обмена опытом и распространения его;
  • возможности развиваться и самосовершенствоваться

Педагогический коллектив нашей школы состоит из 55 педагогов, для которых такие условия позволяют иметь высокий уровень квалификации. (2004 -2005г.-90%, 2005-2006г.-91%, 2006-2007г.-90%)

Педагогический коллектив начинает обновляться, средний возраст-42 года, по стажу работы распределились так: от 0 до10 лет – 32%, с 10 до 20 лет – 22 %, свыше 20 лет – 36%.

Как достигается такой уровень квалификации? Какова при этом роль методической службы и её деятельности?

Методическая работа нашей школы строится на основе диагностики, анализа, мониторинга и прогнозирования с учётом достижений науки и передового педагогического опыта, изменений в структуре и содержании, отвечающих современным требованиям и направлена на сопровождение опытно-экспериментальной инновационной деятельности в рамках программы развития образовательного учреждения и создание соответствующей образовательной среды.

Такой подход определяет понятие “модернизация”. Отсюда методическая тема школы:

“Модернизация методической службы с целью оптимального и эффективного развития личности в учебно-воспитательном процессе”)

План её реализации разработан в одноимённом 4 летнем проекте, цель которого “Осуществление инновационной работы в модернизированной структурно-функциональной модели методической службы, сориентированной на развитие творческой личности как учителя, так и ученика, развивающихся в личностно-ориентированном педагогическом пространстве”

В модели организационной структуры школы методическая служба её подструктуры занимает центральное место, так как содержание её работы – это целостная, основанная на анализе учебно-воспитательного процесса и достижениях науки и передового опыта система мер, действий и мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие инновационной, реализацию опытно-экспериментальной деятельности школы, а значит на качественное образование и развитие субъекта- обучающегося.

Своевременно сказать, что методическая служба качественно сопровождает УВ процесс, отмечен рост качества обучения.

Учебный год 2004-2005 2005-2006 2006-2007 I четв.2007-2008
Качество обучения 36% 37,8% 42,6% 44,5%

Результаты не случайны. Механизмом реализации программы развития являются инновации, которые приводят к качественным изменениям в обучении, воспитании, условиям образовательной среды. Приложение 1.

В структуре научно-методической службы выделены подструктуры, которые появились и функционируют в связи с опытно-экспериментальной деятельностью ОУ.

Главное действующее лицо в ней – методический совет.

Деятельность его начинается с анализа, причем это рейтинговый анализ, в котором прослеживается участие педагогов на всех уровнях выраженное в баллах. Учитывая результаты мониторинга методической деятельности структурных подразделений методической сети, роста профессионального мастерства и содержание затруднений в работе учителя, промежуточных итогов опытно-экспериментальной работы и других показателей планируется содержание основных направлений работы всех подструктур, а от них для каждого учителя.

При планировании руководствуемся принципами:

1) научность,

2) целостность,

3) системность.

4) перспективность,

5) конкретность и актуальность,

6) коллективность.

Направления работы научно-методической службы.

I. Совершенствование учебно-воспитательного процесса.

а) Обновление содержания образования;

б) Новые образовательные и педагогические технологии:

1. Технология развития критического мышления.

2. Технология обучения в свободном пространстве: в информационном, экологическом, культурологическом, этнографическом пространстве уроков.

3. Интегрированная рефлексивная образовательная технология “Мастерская”.

4. Технология реализации принципа ценностной ориентации и успеха.

5. Технология проектного обучения. Информационные технологии.

II. Управление и контроль.

III. Организационно-методическое обеспечение системы повышения квалификации педагогического коллектива.

IV. Инновационная деятельность.

V. Научно-методическая работа с учащимися.

Какие изменения, инновации наметились в организации и содержании методической службы?

1. Изменена структура методической службы, нацеленная на создание условий для каждого педагогического работника школы по его профессиональному росту в соответствии с новыми задачами деятельности школы.

2. Формируется банк педагогического опыта в сфере гуманной педагогики.

3. Введены новые формы (для школы) непрерывного педагогического образования:

а) Методологический семинар, деятельность которого пролонгирована с сентября до конца учебного года (постановка проблемы – реализация индивидуальных маршрутов по её изучению)

б) Подготовка и публикация печатной продукции педагогами школы с целью обобщения лучшего педагогического опыта.

г) Участие в научно – практических конференциях, конкурсах всех уровней, в том числе дистанционных.

4. Разработаны и апробируются новые формы документации педагогов: планы уроков, памятки учителю при подготовке к уроку.

Какие создаются условия и проводятся мероприятия для непрерывного повышения квалификации, организуемые внутри школы?

Педагогические советы:

1. Формирование ключевых компетенций в соответствии с требованиями модернизации образования.

2. Социально-педагогическое проектирование развивающего пространства учащихся с использованием системно- деятельностного подхода.

3. Современный открытый урок.

4. Организация ситуации успеха на уроке.

5. Панорама воспитательной работы: перспективы и пути развития в рамках проекта школы достижений.

6. Роль моего предмета в будущей жизни ученика.

Тематические практические и теоретические семинары:

1. Организация предпрофильной подготовки, профильного обучения и разработка предметных учебных программ элективных курсов.

2. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля у учащихся в процессе обучения.

3. Совершенствование рефлексивных умений.

4. Основы развития личности учителя и ученика в новых социокультурных условиях.

5. Организация опытно-экспериментальной деятельности в образовательном учреждении.

6. Использование средств Музейной педагогики в учебно- воспитательном процессе.

Оформляются информационные тематические стенды в методическом кабинете:

1. Современный урок (формы, виды, структура).

2. Педагогические технологии.

4. Материалы опытно-экспериментальной деятельности.

5. Профильное обучение.

Причём это не только стенды, но и целые подборки таких материалов в папках.

Ведется внутришкольная курсовая подготовка обучению новым технологиям.

1. Обучение по системе Л.В.Занкова (4 семинара +практическое занятие с лентой открытых уроков учителями-занковцами) для соблюдения преемственности в обучении.

2. Обучение информационным технологиям:

а) Пользователь, быстрая печать, переработка и создание новой информации.

б) Технология создания презентаций.

Методическая выставка:

Например, “Выставка портфолио педагогов” приняли участие около 50 портфолио учителей, руководителей МО, педагогов дополнительного обучения (с подведением итогов).

Ежегодный конкурс “Методических идей” (идет 4 год)

1. Конкурс разработок уроков с компетентностным подходом в обучении.

2. Конкурс разработок уроков построенных на основе развивающего обучения системы Л.В.Занкова (для учителей предметников).

3. Конкурс разработок уроков и внеклассных мероприятий с использованием информационных технологий.

Мастер-классы, обобщение опыта педагогов.

1) Формирование информационной культуры старшеклассников через экономическую подготовку.

2) Интеграция на уроках ИЗО и во внеклассной работе.

3) Место интерактивных форм обучения на уроках иностранного языка (МО).

4) Повышение качества обучения математике через педагогические компетенции учителей.

5) Проектная деятельность на уроках технологии

Предметные декады.

1) Мероприятия объединяются методической тематикой. Необходимо при проведении мероприятий показать применение различных технологий, реализацию практической части темы по самообразованию, либо показать реализацию темы эксперимента и т.д.

2) Все мероприятия оформляются в разработке с доказательной базой фото или видео материалов.

3) Закрытие декады проходит в форме презентации, анализа.

  • Методический месячник, методическая неделя, методический день с определенной целью и тематикой, методическим заданием, вытекающим из задач методической службы.
  • Педагогический марафон “Урок XXI века” (с целью показать использование компетентностного подхода, создание ситуации успеха, проектирование, интеграция).
  • Ленты открытых уроков (в рамках темы по самообразованию, экспериментальной деятельности, используя средства музейной педагогики).
  • Дистанционные конкурсы. Участие во всероссийском фестивале “Открытый урок”, дистанционной курсовой подготовке.
  • Обобщение опыта в публикациях.
  • Школьные педагогические чтения.
  • Школьный педагогический форум “Образование”.

Такой подход в работе методического совета дал результат уровня повышения квалификации, его рост с разряда на категорию, со II категории на I, с I на высшую.

Не только созданные внутришкольные условия и мероприятия повышают уровень мастерства педагогов, но и внешние методические формы работы, личные качества. Приложение 2.

Программа развития МОУ “СОШ№12” является важнейшим стратегическим документом, определяющим инновационный режим деятельности школы. Приложение 3.

В основу её положена программа опытно – экспериментальной площадки II уровня по теме “Использование средств музейной педагогики в формировании у школьников ценностных отношений к культурно – историческому наследию”, которая утверждена на коллегии Департамента образования.

Научно-методический совет и экспертный совет сопровождают экспериментальную работу, координируют деятельность образовавшейся кафедры опытно-экспериментальной площадки.

Наша совместная деятельность включает: (Приложение)

Особой подструктурой в методической службе являются предметные методические объединения.

Каждое из них имеет свой почерк в работе, свой подход.

МО начальных классов отличает опыт использования технологии развивающего обучения, в 9 из 11 классов ведется преподавание по системе Л.В. Занкова.

Делятся опытом на всех уровнях.

Одно из первых МО представлявших школу на всероссийском уровне. Их учащиеся являются лауреатами всероссийского конкурса “Занковец” в г. Москва.

Практически каждый педагог начальной школы является лауреатом конкурса учитель года.

МО математики и информатики отличает использование технологии проблемного обучения, информационных технологий, представление опыта на городских педагогических чтениях, участие в дистанционных конкурсах, ими впервые в школе введен конкурс творческих работ учащихся – предметные портфолио. Имеют публикации.

МО русского языка и литературы отличает активность ведения исследовательской деятельности с детьми, осуществление преемственности развивающего обучения, всегда интересна внеклассная деятельность. Педагоги располагают огромным количеством программ вариативной части. Есть свои лидеры в обучении и воспитании, участники городского форума “Образование – 2006”, лауреаты конкурса “Учитель года”.

МО учителей естественных и общественных наук – отличает использование интеграции, адаптивной системы обучения, умение использовать информационные технологии, участвуют в дистанционных конкурсах, как сами педагоги, так и учащиеся на различных уровнях. Имеют публикации.

МО учителей иностранных языков отличает использование проектной, информационной технологий. Широта внеурочной деятельности. Им удается создание учебных предметных программ для предпрофиля, профиля, в совершенстве владеют интерактивными формами обучения иностранному языку, лауреаты городского форума “Образования -2006”, есть лауреат конкурса учитель года, участие в дистанционных конкурсах. Имеют публикации.

МО учителей технологии и искусства отличает использование интеграции, проектирования, исследовательская деятельность. Широко используют обобщение опыта на разном уровне. Освоили дистанционную курсовую подготовку и участвуют в дистанционных конкурсах. Имеют много публикаций.

МО учителей физкультуры и ОБЖ наряду с практическими уроками ввели теоретические занятия, активно участвуют в школьных методических конкурсах, обобщают опыт работы в виде презентации результатов спортивных достижений учащихся, ведут городскую программу “Любовь к спорту с детства”, обмениваются опытом на уровне города.

В структуре научно – методической службы есть группа педагогов предметников организаторов исследовательской деятельности учащихся, которая планирует, организует исследовательскую деятельность учащихся, сопровождает ход работы, разрабатывает типы и формы исследовательских работ. Готовят презентации достижений учебного труда по предметам, подводят итог на пленарном заседании традиционной ежегодной научно – практической конференции. Таких проведено в школе-7. В сравнении с предыдущими учебными годами возраст ребят – участников снижается. Участниками стали ребята с 1 по 11 класс, работают уже 10 секций.

Из 55 педагогов – 50 охвачено курсовой подготовкой на различном уровне. 28 педагогов владеют компьютерной грамотностью и используют ИКТ технологии. Школа располагает 50 программами, спецкурсов, курсов предпрофильной и профильной подготовки.

Адаптированных 13%;

Традиционные программы с коррективами – 17,5%;

Традиционных программ – 30,5%;

Появились публикации об опыте работы, распространении опыта, только за последние 2 учебных года – 13 (на различном уровне, в т.ч. в журнале “Директор школы”).

Заметно улучшились результаты предметных олимпиад.

В 2006-2007 учебном году методическая служба прошла аттестацию на оптимальном уровне, в 2007-2008 учебном году заместитель директора по научно-методической работе представила опыт работы на конкурс в рамках городского форума “Образование-2007” и награждена Дипломом III степени в номинации “Лучшая организация методической службы в общеобразовательном учреждении”

Введение.

Если бы человечество смогло определить смысл хотя бы половины используемых им понятий, оно избавилось бы от большей доли своих заблуждений. Начнем с того, какие же из многочисленных функций, объективно необходимых для нормального функционирования и развития учебного заведения можно отнести к методическим? Слово “метод” от греческого переводится как путь исследования или познания, а из педагогического словаря Коджаспирова Г.М. оно определяет “совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи”. Целесообразно считать, что ими являются функции информирования и обучения педагогических кадров, а также создания программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса:

  • Информирование кадров о новых требованиях, предъявляемых к работе, и последних достижениях педагогической науки и практики.
  • Обучение и развитие педкадров, повышение их квалификации до уровня, необходимого учебному заведению.
  • Выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта педагогической, инновационной и другой деятельности членов педколлектива.
  • Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса: памяток, программ, рекомендаций и т.д.

Методическая работа – это основной вид образовательной деятельности представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией учебного заведения, педагогами в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы творческого применения их на уроках и внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.

Специфика труда педагога побуждает его пополнять знания и умения всю жизнь. Этот процесс протекает в разных формах. Большинство учителей предпочитают перенимать опыт коллег, учителей-новаторов. Психологи установили: только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы и пережиты. И если первичное восприятие знаний может быть фронтальным и групповым, то последующая работа должна быть индивидуальной, в том объёме и темпе, который необходим каждой личности. А это возможно только в условии самостоятельной, самообразовательной деятельности в организации непрерывного образования педагогов.

Данная работа посвящена содержанию деятельности методической службы нового типа – тому, чем она должна заниматься ежедневно в соответствии с поставленными целями. Была сделана попытка построения научно-методической работы направленной на оказание действенной помощи руководителям и педагогам в улучшении организации обучения и воспитания учащихся лицея, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации педагогов.

Новизна заключается в разработке комплексно-целевой программы непрерывного образования и педагогического роста учителей.

Цель: создание в лицее высокого уровня познавательной среды, широких и разнообразных оснований для самосовершенствования, повышения своего профессионального статуса каждому педагогу.

Задачи: создание системы профессионально-личностного самообразования педагогов в овладении ими продуктивных, образовательных и информационных технологий.

Ожидаемые результаты: если разработать и внедрить комплексно-целевую программу и создать условия для организации непрерывного образования педагогов, то это должно способствовать высокому уровню готовности педагогов к инновационной деятельности и профессиональной компетенции.

Организация методической службы нового типа.

Если хочешь воспитывать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе,
самостоятельность, как личную черту, вселить в них радость творчества, то создавай такие условия,
чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами.

Ш.А. Амонашвили

Социальные преобразования, происходящие в нашей стране, создали условия для перестроечных процессов в сфере образования – это создание новых типов учебных заведений, активное внедрение в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников.

Меняющаяся ситуация в системе образования формирует новые образовательные потребности педагогов. Это приводит к закономерным изменениям в системе педагогического образования. Каковы эти изменения? На сколько они соответствуют современным социокультурным и социально-педагогическим процессам? В чём особенности теоретических и практических подходов к вопросам повышения квалификации педагогических кадров?

Эти проблемы волнуют любого педагога, сознательно стремящегося к повышению своей профессиональной компетенции, желающего быть готовым и способным к действиям в новых социокультурных условиях. Значительная часть педагогов настроена на глубинное, сущностное обновление, а не на поиск частных нововведений косметического характера. В этой устремлённости видна тенденция вызревания нового образа педагога. Она связана с чётким различением понятий о специалисте, как хорошо обученном, подготовленном человеке, виртуозно владеющим педагогической техникой и профессиональной, владеющим знаниями о многопозиционной структуре педагогического труда. Новая педагогическая компетенция педагога обнаруживается в его способности включать в свою деятельность и интегрировать в ней ряд профессиональных позиций: и методолога, возрастного антрополога, диагноста, проектировщика педагогических ситуаций. Педагог-профессионал не принимает в готовом виде ни идеи, ни технологии - он самоопределяется по отношению к ним и осознанно творит свою собственную деятельность. В этой связи перед методическими службами стоят задачи находить более эффективные подходы к организации учебно-воспитательного процесса и новые формы организации методической работы в учебном заведении.

Процесс построения содержания деятельности методической службы сложный и многомерный, однако, он облегчается применением деятельностного подхода: определением содержания деятельности, исходя из спрогнозированных целей, лаконично задуманным планом.

Итак, с чего начать определение содержания методической деятельности? Ответим на этот вопрос, ранжируя по шаговым действиям:

  1. Анализ ситуации на предмет выявления затруднений в работе педагогов и управленцев; готовность и потребность педагогов в инновационной деятельности.
  2. Фиксация потребностей педагогов и управленцев в методической службе.
  3. Формулировка заказа со стороны педагогов и управленцев в методической службе
  4. Постановка целей методической службы, исходя из заказа практики.
  5. Выделение основных направлений содержания деятельности методической службы, адекватных поставленным целям.

По Немовой под целью понимается такой результат, который соответствует потребностям и возможностям субъекта деятельности, определен по времени и задан конкретно

Цели являются системообразующим фактором всякой, в том числе – образовательной деятельности. Какова цель такова и деятельность. Какова деятельность, таковы и результаты.

Анализ ситуации, иначе самообследование – это, пожалуй, самый трудный этап. Оно является одним из наиболее важных факторов профессионального роста педагогов, позитивно влияющих на совершенствование системы образования. Эффективность и полезность этой процедуры зависит от обеспечения ряда условий:

  • Внутренней мотивации коллектива образовательного учреждения: коллектив должен иметь информацию о целях и задачах самообследования, к этой работе должны быть привлечены наиболее компетентные и авторитетные члены педагогического коллектива.
  • Связи процедуры самообследования с организацией работы в целом; основные направления деятельности (учебный процесс, методическая, инновационная, воспитательная, кадровая политика).

Для проведения самообследования выделяются следующие основные направления, которые позволяют определить цели и задачи методической службы для эффективной деятельности образовательного учреждения:

  1. Система управления образовательным учреждением. Дается анализ и оценка эффективности и действенности управления содержанием и качеством подготовки специалистов. По Зверевой В.И. под “эффективностью управления” понимается результат достижения целей управленческой деятельности, “действенность управления” – это результат достижения целей.
  2. Структура подготовки специалистов. Анализ структуры подготовки специалистов производится с целью определения перспективы развития образовательного учреждения.
  3. Содержание подготовки специалистов. Содержание подготовки оценивается на основе анализа соответствия профессиональных образовательных программ и комплекса их учебно-методического сопровождения требованиям государственного образовательного стандарта
  4. Качество подготовки специалистов. Оценка качества подготовки специалистов осуществляется учебным заведением на основе анализа результатов итоговых аттестаций выпускников за последние пять лет, контроля знаний учащихся.
  5. Эффективность педагогического труда педагогов. За элемент структуры педагогической деятельности педагога по Кузьминой Н.В. принимается умения педагога, его личностные качества и способности. Где в первой части оцениваются психологические и общие методические результаты деятельности педагога, и во второй оценка специальных умений педагога и результатов его труда.
  6. Система и содержание воспитательной работы. Смысл обследования по этому направлению заключается в том, чтобы изучить уровень воспитанности учащихся, оценить содержание, методы и формы организации воспитывающей деятельности образовательного учреждения.
  7. Кадровое обеспечение. Оценивается состояние и динамика кадрового обеспечения. При этом анализируется: соответствие базового образования педагогов, их специальности занимаемой должности; возрастной состав педагогов.

После анализа ситуации, мы сможем получить объективную информацию о состоянии педагогического процесса в учебном заведении. Важным механизмом данного этапа является рефлексия, которая обеспечивает процесс самоанализа и активного осмысление состояния действий индивида и других людей, включенных в решение задачи (Зверева В.И.). Рефлексия позволяет субъекту осознать свой опыт не только на уровне мышления, но и на уровне чувств и эмоций. А поскольку эмоции участвуют в формировании мотивов, то они наполняют его необходимой энергией. Инструментарием для самообследования могут служить как активные, так и пассивные методы. Активные – анкетирование, собеседование, тестирование, шкалирование, социометрические измерения. Пассивные – наблюдение, количественный – и качественный анализ продуктов деятельности.

Фиксация потребностей педагогов и управленцев в методической службе включает в себя:

  1. Диагностику социально-педагогической деятельности коллектива учебного заведения.
  2. Определение основных ценностных ориентаций и мотивов деятельности педагогов и учащихся.
  3. Определение готовности личности педагога и коллектива образовательного учреждения к переходу на методическую службу нового типа.

Следующий третий шаг данной работы формулировка заказа. Определение основных приоритетов в содержании методической работы для решения выявленных проблем. Сбор информации, ранжирование ценностей и мотивов повышения методического мастерства педагогов. Разработка предложений по созданию целостной системы методической службы. Определение ресурсов, времени, технологии.

Четвертый шаг постановка целей методической службы. Если цель реальна, то она вызывает у человека активность. В содержательном плане целями являются приобретаемые педагогами профессиональные знания и умения. Наличие конкретных и обоснованных целей позволяет разработать качественные планы и программы учебно-воспитательного процесса. Планирование дает гарантию получения определенных результатов к заданному сроку. Планом определяется совокупность действий, этапов деятельности, задач и других, необходимых и достаточных для того чтобы получить ожидаемые результаты. Им же предусматривается и то, сколько времени потребуется на выполнение каждого отдельного этапа, действия или задачи в целом, так как ряд действий могут выполняться в нем параллельно. План регламентирует и организационные отношения между субъектами, за выполнение этих действий, то есть кто, что, когда, как и во взаимодействии с кем будет делать.

Одной из самых сложных задач обучения персонала является обучение педагогов при введении новшеств. Если инициатива в использовании новшества исходит от самого педагога, то, как правило, проблем с его обучением не возникает. Он активно занимается самообразованием: читает литературу, посещает уроки коллег, работающих по новой технологии, находит возможность пройти обучение на специальных курсах, ведет самостоятельные разработки. Когда инициатива исходит не от педагогов, а от руководителей учебного заведения, необходимо организованное обучение. Оно выполняет задачи мотивации и подготовки педагога к освоению новшеств.

В процессе обучения должны быть приобретены не только знания, сформировано общее представление о технологии, но и выработаны первоначальные профессиональные умения.

Педагог приобретает свободу и может применить знания тогда, когда у него достаточно умений, чтобы спланировать не один урок или мероприятие по заданному образцу, а самостоятельно выстроить весь учебный процесс. Это означает, что основными профессиональными умениями для работы педагога в новой технологии являются проектировочные - умение планировать обучение на год и четверть, разрабатывать планы проведения уроков. Успешность применения нового зависит не просто оттого, способен или нет, педагог применить на практике определенный метод, а в большей степени оттого, насколько правильно он его применяет в определенном контексте: на данном этапе обучения, при решении конкретной учебной задачи, в работе с конкретными учащимися. Развитие профессиональных умений должно осуществляться именно в этом направлении.

Обучение новому нельзя считать полным, если педагог сам не умеет оценить результаты используемого новшества, проанализировать свою деятельность и выявить скрытые причины недостатков. Наличие проектировочных и аналитических умений делают педагога субъектом, без них он будет способен лишь скопировать чужой опыт.

Новые ценности методической работы в нашем лицее определяются исходя из новой цели: подготовка педагога как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации. В связи с этим, повышение качества профессионального уровня педагогического мастерства педагогов рассматривается не только как процесс накопления знаний. Это, прежде всего процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий. Такая переориентация методической работы определяет необходимость нового качества формируемых в её процессе профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества учителя. Следовательно, возникает необходимость в создании для всех педагогов широких и разнообразных оснований для самосовершенствования, повышения своего профессионального статуса и организации в лицее общекультурной развивающей среды, которая являлась бы важнейшим фактором развития и саморазвития педагогов. Для этого необходимо развести усилия, которые будут направлены на осуществление публичной, официальной методической и организационно- педагогической работы, которая необходима каждому педагогу. И добиться этого без построения такой ситуации, когда педагог будет обязан и захочет достигать большего – сложная и интересная работа методической службы.

Всю работу в нашем лицее планируем так, чтобы были созданы условия, при которых происходит формирование и развитие личности педагога, его профессиональный рост (Приложение 1). Для организации непрерывного образования педагога используются разнообразные формы работы:

  • самообразование педагогов;
  • методические объединения педагогов, мастеров п\о, классных руководителей и воспитателей лицея;
  • школы передового опыта, творческие группы;
  • семинары-практикумы
  • различные конкурсы профессионального мастерства;
  • педагогические чтения.

В процессе внутрилицейского обучения для усиления мотивации, учета индивидуальных особенностей педагогов в лицее используются различные методы и подходы:

1. Постоянно действующий режим консультирования.

Консультирование осуществляют лучшие педагоги лицея. Оно может осуществляться в индивидуальном режиме, а также проводиться связи с тенденциями затруднениями, возникающими у ряда педагогов.

2. Проблемно-ситуационное обучение .

Это обучение является перспективным видом обучения. Обучение проводится путём использования реальных, живых, только что возникших ситуаций.

3. Проектное или программное обучение .

Группа педагогов определяет для себя направление деятельности, разрабатывает программу, реализацию которой осуществляет совместно или каждый в отдельности, но при совместном обсуждении достигнутого и неудавшегося.

Заключение.

В работе представлен инновационный проект по переходу на методическую работу нового уровня. Данная работа предполагает получить такой продукт обучения, который компетентен во всех отношениях.

  • фиксацию нормативных, знаниевых, ценностных и др. затруднений у педагогов, учащихся, управленцев, которые приводят к возникновению проблемы;
  • изучение различных источников, литературы, ее научный анализ, позволяющее определить научно-практические основания разрешения подобных проблем;
  • изучение сложившегося опыта работы над аналогичной проблемой;
  • типологизация средств разрешения проблемы;
  • обучение педагогического коллектива управленческой рефлексии, технике коррекции субъективного состояния в проблемной ситуации;
  • построение модели нового вида деятельности, позволяющего снимать противоречия и приводить к решению проблем;
  • разработка необходимых дидактических, психолого-педагогических и других средств;
  • апробация новой модели деятельности;
  • выработка методических рекомендаций для всех участников образовательного процесса, направленных на разрешение проблемы и получение нового качества.

Организация работы по данному содержанию позволит организовать зоны саморазвития каждого педагога, обучающегося и всего педагогического коллектива. Основываясь на человекоцентристской управленческой позиции, была поставлена задача создания благоприятного психологического микроклимата, активизации деятельности педагогов на основе добровольного выбора способа, глубины и метода, которые будут осваивать каждый член педагогического коллектива.

Зайцева Алена Владимировна
Методическая служба в дошкольном образовательном учреждении

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении

Введение

Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности. Поэтому нужно рассматривать методическую работу в дошкольном учреждении , как нечто первостепенное. На в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально – экономический, научно – технический и нравственный прогресс Российского общества. В связи с этим все более нетерпимыми становятся недостатки и ошибки в учебно–воспитательной работе ДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке. В наше время все больше возрастает значение таких деловых качеств, как компетентность, чувство нового, инициатива, смелость и готовность брать ответственность на себя; умение поставить задачу и довести до конца ее решение. Умелый методист четко определяет задачи педагогического коллектива, ясно намечает пути в их решении. Методист дошкольного учреждения имеет дело не с механизмами, а с живыми людьми, которые сами управляют процессом становления и развития личности. Вот почему управление дошкольным учреждением должно рассматриваться, как целенаправленное активное взаимодействие методиста и всех участников педагогического процесса по его упорядочению и переводу в новое качественное состояние. Эффективность работы всего коллектива дошкольного учреждения зависит от правильного выбора и использования методистом разнообразных форм методической работы в дошкольном учреждении . Все направления методической работы способствуют выработке единой линии действий педагогического коллектива.

Задача заведующей и методиста дошкольного учреждения заключается в том , чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического мастерства.

Актуальность проблемы, оказание помощи в подготовке высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности. Помощь воспитателю в овладении новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования , в повышении своего педагогического мастерства.

Состояние методической службы в ДОУ

Одной из значительных особенностей системы образования последнего десятилетия является вариативность работы дошкольных учреждений . Полипрограммность и вариативность - это условия, в которых работают настоящее время дошкольные учреждения . Методическое обеспечение является важнейшей частью повышения квалификации педагогов. Оно призвано поддерживать нормальный ход образовательного процесса , содействовать его обновлению.

В 1994 году Министерство образования РФ выпустило письмо «О формах организации и направлениях деятельности методических служб в системе образования РФ », где выделяются информационная, прогностическая, содержательная, инновационная и экспериментальная деятельность, повышение квалификации, аттестация педагогов. С 1996 года организация методической работы поручается специальным службам – методическим кабинетам , методическим центрам в структуре органов управления образованием и институтов повышения квалификации работников образования . Бесспорным достоинством является то, что вариативность современного дошкольного образования позволяет реагировать на потребности общества. Разнообразие педагогических услуг, предлагаемое дошкольным учреждением , отвечает возросшим запросам родителей. Главное при этом, чтобы сохранялись приоритеты образования : укрепление здоровья, обеспечение благоприятных условий для развития всех детей, уважение права ребенка на сохранение своей индивидуальности.

Гуманизация современного образования связана , прежде всего, с изменением отношения к воспитанию, в центре которого находится ребенок.

Вопрос выбора программы был и остается весьма актуальным. В связи с этим перед методистом детского сада возникает достаточно ответственная задача - выбрать такую программу работы с детьми, которая не только может быть успешно реализована педагогическим коллективом, но и будет способствовать эффективному развитию и воспитанию детей. Поэтому педагогические работники ДОУ должны быть ориентированы в основных тенденциях программно - методического потока . Работа ДОУ в условиях полипрограммности и вариативности технологий обеспечивает самоопределение и самоорганизацию участников образовательного процесса : ДОУ моделируют программы, проекты, участвуют в экспериментальной апробации и внедрении новых программно - методических материалов , а родителям предоставляется возможность выбрать для своего ребенка тот или иной тип и вид ДОУ. Процесс создания общеразвивающих и специализированных образовательных программ и инновационных педагогических технологий продолжается. Внедрение разнообразных подходов в организацию педагогического процесса весьма перспективного для системы дошкольного образования в целом . В связи с этим становится вопрос о роли и значении методической работы для эффективности воспитательного процесса.

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется в дошкольном учреждении через разнообразные формы методической работы . Все направления методической работы способствуют выработке единой линии действий педагогического коллектива. Если же коллектив предполагает работать в инновационном режиме (новое содержание обучения или реализация новых педагогических технологий, то это требует создание новой модели методической работы , обеспечивающей переход дошкольного образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития.

Такое понимание методической работы предъявляет требования к формулировке ее задач, характеристике содержания и выделению участников.

В качестве общих задач методической работы , Багаутдинова С. Ф. выделяла следующие : управление образовательным процессом (ведущая, организация повышения квалификации педагогов, организация работы с родителями.

Ответственность за организацию методической работы лежит на методисте . Он, определяя стратегию, цели, задачи развития и функционирования ДОУ, влияет на конкретизацию целей, задач и содержание методической работы . В методической работе участвуют педагог – психолог и педагоги – специалисты, консультируя воспитателей и родителей в пределах своей компетенции.

Во всех случаях задача методической службы – создать такую образовательную среду , в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива.

Многие педагоги, особенно начинающие, нуждаются в квалифицированной помощи со стороны более опытных коллег, заведующего, методиста ДОУ , специалистов различных областей знания. В настоящее время эта потребность возросла в связи с переходом на вариативную систему образования , необходимостью учитывать многообразие интересов и возможностей детей.

Методическая работа должна носить опережающий характер и обеспечивать развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки.

Совокупность отдельных педагогических систем образуют единую целостную систему образования . Дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, а само дошкольное образовательное учреждение может рассматриваться как социально – педагогическая система. Следовательно, по мнению Белой К. Ю, оно отвечает определенным свойствам : целенаправленность, целостность, полиструктурность, управляемость, взаимосвязь и взаимодействие компонентов, открытость, связь со средой.

К. Ю. Белая выделяет что, методическая работа в ДОУ как система может быть спроектирована, построена в следующей структуре : прогнозирование – программирование – планирование – организация – регулирование – контроль – стимулирование – коррекция и анализ.

Организация и руководство методической работой в дошкольном учреждении

Ведущие формы методической работы в ДОУ

Одной из ведущих форм является педагогический совет, который призван быть выразителем коллективной педагогической мысли, органом коллегиального руководства воспитательной работой, школой мастерства и трибуной педагогического опыта. Заведующий, являясь председателем педсовета, организует его работу на основе «Положения о педагогическом совете дошкольного учреждения ».В течение года проводится не менее 6 заседаний педсовета, на которых обсуждаются актуальные вопросы работы данного детского сада, направленные на повышение профессионального уровня труда педагогов, на искоренение недостатков воспитательно – образовательного процесса . Заседания педсовета могут быть посвящены как общим вопросам укрепления здоровья детей, снижения заболеваемости, подготовки ребят к обучению в школе. В подготовку педсовета входит отбор актуальных вопросов, обсуждение которых продиктовано программой воспитания в детском саду и фактическим состоянием дел в детском саду, которые значатся в годовом плане работы.

Эффективность педагогических советов зависит главным образом от работы методиста , направленной на реализацию принятых решений.

Консультации - постоянная форма оказания помощи воспитателям. В детском учреждении консультации проводятся для воспитателей одной группы, параллельных групп, индивидуальные и общие (для всех педагогов) . Групповые консультации планируются на год. Индивидуальные консультации не планируются, так как их проведение диктуется потребностью воспитателей получить определенные сведения по конкретному вопросу. Однако не на все вопросы можно дать исчерпывающие ответы за короткий отрезок времени. Некоторые проблемы воспитания детей требуют более длительной беседы, обсуждения, и, если они волнуют нескольких воспитателей, то целесообразно организовать такую коллективную форму методической помощи , которой является семинар.

Для руководства семинаром могут быть назначены и опытные воспитатели, имеющие хороший результат работы по определенной проблеме. В начале учебного года методист определяет тему семинара, назначает руководителя. Продолжительность занятий зависит от темы : они могут проходить в течение месяца, полугода или года. Посещение семинара добровольное. Полученные на семинаре теоретические знания дошкольные работники могут подкрепить практическими умениями, которые они закрепляют и совершенствуют, участвуя в семинаре – практикуме. Как слепить зайца, чтобы он был похож на настоящего, как показать кукольный театр, чтобы персонажи доставляли детям радость и заставляли задумываться, как научить ребят выразительно читать стихотворение, как изготовить дидактические игры своими руками, как оформить групповую комнату к празднику. На эти и другие вопросы воспитатели могут получить ответ опытного педагога – методиста . Для того чтобы организовать специальные практические занятия, заведующий изучает потребность педагогов в приобретении определенных практических навыков и умений. Изготовленные во время практикумов методические пособия воспитатели могут использовать в своей дальнейшей работе с детьми, а часть их остается в педагогическом кабинете в качестве образцов – эталонов .

Распространенной формой методической работы являются беседы с воспитателями. Данным методом методист пользуется при подведении итогов проверки педагогической работы, при изучении, обобщении передового опыта и в ряде других случаев. Данная форма методической работы требует от методиста большого такта . Умения внимательно выслушивать собеседника, поддерживать диалог, доброжелательно принимать критику, и поступать так, чтобы оказать влияние на них, прежде всего своим поведением. Беседуя с воспитателем, методист выясняет его настроение, интересы, затруднения в работе, узнает о причинах неудач (если они имеют место, стремится оказать действенную помощь.

Эффективной формой повышения квалификации воспитателей, оказания им методической помощи являются коллективные просмотры работы опытных педагогов. В зависимости от темы, обсуждаемой на педсовете, такие просмотры целесообразно проводить с целью демонстрации, иллюстрации тех теоретических положений, которые высказывались в докладах, и с целью изучения и внедрения передовых методов в практику работы других сотрудников. При обсуждении такого занятия методисту необходимо подчеркнуть, что воспитатель провел большую, многоплановую работу и сумел обобщить знания, представления детей, опираясь на их впечатления, заставил их думать, размышлять, делать самостоятельные выводы. Показывать свой опыт работы должны те воспитатели, у которых он уже есть. Анализируя опыт коллег, педагоги должны постепенно вырабатывать и свои удачные приемы. Методист обязан увидеть это в работе каждого воспитателя. Заметив определенные успехи воспитателя по какому - либо разделу программы, он проектирует дальнейшее его развитие : подбирает определенную литературу, консультирует, наблюдает за практическими действиями этого сотрудника. Коллективные просмотры проводятся не чаще 1 раза в квартал. Это позволяет всем хорошо к ним подготовиться : и тем, кто демонстрирует свой опыт, и тем, кто его перенимает. К подготовке следует отнести : правильный выбор темы (ее актуальность, потребность в ней всех воспитателей, связь с темами педсоветов и др., помощь воспитателю - методисту в формулировке основной цели занятия (или в процессе другой какой – либо деятельности детей, составление конспекта мероприятий с указанием воспитательно- образовательных задач , методов и приемов , используемого материала.

С целью изучения и заимствования лучшего опыта организуется и такая форма повышения педагогического мастерства, как взаимопосещения рабочих мест. При этом роль методиста состоит в том , чтобы порекомендовать воспитателю, посетить занятие напарника для выработки единых требований к детям или занятие воспитателя параллельной группы для сравнения результатов работы. Методист должен придать этой работе целенаправленный, содержательный характер. С этой целью организуется наставничество. Когда в коллективе появляется новый, начинающий воспитатель, на первых порах у него возникает много вопросов, и он нуждается в помощи. В силу своей занятости руководитель не всегда может оказать такую помощь. Поэтому из числа более опытных педагогов он назначает наставника, учитывая при этом, что наставничество должно быть добровольным с обеих сторон. Кандидатура наставника утверждается на педсовете, там же заслушивается и его отчет. Наставник должен помочь новому сотруднику установить необходимые деловые и личные контакты, познакомиться с традициями коллектива, с его успехами, а также с трудностями в работе.

Методист руководит также самообразованием воспитателей . Прежде всего, он создает необходимые условия : вместе с педагогами подбирает интересующую их литературу, материалы, освещающие передовой опыт, консультирует по вопросам выбора темы, формы самообразования , оформления результатов повышения знаний и педагогических умений работы с детьми. При рекомендации тем для самообразования методист исходит из интереса каждого педагога и из потребности его в образовании . Значительных усилий требует от методиста изучение , обобщение и внедрение передового опыта, который представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, приобретаемых воспитателем в процессе практической учебно-воспитательной работы. Передовым можно считать лишь такой опыт, который, являясь результатом творческого поиска, открывает новые возможности воспитания детей, способствует совершенствованию принятых форм, методов и приемов педагогической работы. Показателем передового опыта является устойчивость положительных, методически обоснованных результатов воспитания и обучения детей.

В руководстве методиста по выявлению , обобщению и внедрению педагогического опыта существуют определенные этапы и методы .

Первый этап заключается в выявлении лучшего опыта. Например, заведующий или методист в процессе систематического наблюдения за работой воспитателя и поведением детей старшей группы увидел, что все постоянно заняты интересными делами. Игры детей содержательные, длительные, в них отражается труд и взаимоотношения окружающих людей. Многое сделано для игр самими детьми и воспитателем и т. д. Заведующий или методист в беседе с воспитателем выясняет, как, какими методами тот добивается хороших результатов. Получив общее представление о заинтересованной, продуманной, систематической работе по ознакомлению детей с трудом животноводов, методист предлагает воспитателю описать свой опыт : с чего он начал работу, какие использовал пособия, методическую литературу , чей опыт был для него примером., как разрабатывался комплекс методов и приемов по воспитанию у детей трудолюбия, уважения к труду взрослых, что было новым в этой работе и т. д. Сочетание различных методов позволяет воспитывать у детей на положительном эмоциональном фоне такое очень важное качество личности, как социальная активность. Таким образом , методист подводит педагога ко второму этапу- обобщению своего передового опыта. На этом этапе воспитателю надо оказать помощь в отборе и описании наиболее существенных моментов формирования у детей положительных качеств, выявлении динамики их развития. Воспитатель, обобщивший свой опыт в виде доклада, может выступить с ним на педсовете, методических объединений , на конференции. Это уже третий этап – распространение передового опыта и пропаганда его с целью использования другими воспитателями в своей работе. Бывает, что систематизированного опыта еще нет, есть только отдельные находки, удачные приемы работы с детьми. В таком случае необходимо четко определить проблему, основную педагогическую идею, по которой опыт будет постепенно накапливаться и обобщаться. При этом методисту не стоит забывать об очень существенном показателе передового опыта – его экономичности, который предполагает достижение положительных результатов при наименьшей затрате времени и сил воспитателя и его подопечных. Нельзя считать передовым тот опыт, который культивирует одну из сторон воспитания за счет других разделов программы и в ущерб им. Сущность использования передового педагогического опыта заключается в том, чтобы слабые стороны работы одного сотрудника восполнить сильными сторонами другого. Поэтому руководитель должен постоянно искать в коллективе талантливых, любящих свое дело людей, с желанием и умело передающих коллегам все свои знания и опыт : стремиться концентрировать и направлять усилия всех членов коллектива на совершенствование педагогической работы.