Обучение детей с овз дошкольного возраста. Все об образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья

Вопрос 31. Современное дошкольное образование детей с ограниченными возможностями

1. Законодательную и нормативную базу современного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями составляют:

Закон РФ "Об образованы? ";

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" - введение новых государственных принципов российского образования, новая типология образовательных учреждений, изменения некоторых организационно-правовых аспектов специального образования. Дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), утв. Постановлением Правительства РФ от 01-07.95 № 677.

Постановления Правительства РФ> инструктивные письма Министерства образования и науки РФ регулируют отдельные вопросы функционирования дошкольных учреждений системы специального образования.

2. Дети с отклонениями в развитии воспитываются в дошкольных образовательных учреждениях и в учреждениях "Начальная школа - детский сад" следующих видов:

компенсирующего - обучение детей с теми или иными отклонениями в развитии;

комбинированного - группы для нормально развивающихся детей и группы компенсирующего вида;

общеразвивающего - в условиях интегрированного (совместно с нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной поддержке ребенка с отклонениями в развитии. Широкое распространение интегрированного обучения в детских садах общеразвивающего вида в современных условиях не представляется возможным из-за отсутствия крайне важно й для этого материально-технической базы, кадрового обеспечения и др.
Размещено на реф.рф
Специалисты считают, что модели интеграции сегодня бывают реализованы в обще развивающих группах детских садов комбинированного вида и в центрах развития ребенка, где легче создать соответствующие условия. Вместе с тем, существуют:

группы кратковременного пребывания - для дошкольников с отклонениями в развитии, которые воспитываются в домашних условиях;

образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа - для детей, нуждающихся в длительном лечении; I учреждения дополнительного образования - центры дополнительного образования, детские оздоровительные центры различного профиля и др.

Наиболее приемлемая организационная форма для обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, которые особенно тяжело переживают трудности перехода к школьному! обучению, - образовательное учреждение "Начальная школа ~\ детский сад".

Основная его цель - осуществление образовательного процесса путем обеспечения:

преемственности между дошкольным и начальным образованием;

оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья; физического и психического развития детей. Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются" в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного (как отмечает Ю.В. Морозова). Обучение и воспитание в этих учреждениях осуществляется в соответствии с действующими коррекционно-развивающими программами для каждой категории детей с отклонениями в развитии.

Наполняемость групп зависит от вида нарушений и возраста. По возрасту- две возрастные группы:

‣‣‣ до 3 лет;

‣‣‣ старше 3 лет.

По видам нарушений:

‣‣‣ с тяжелыми нарушениями речи - до 6 и 10 чел. (ᴛ.ᴇ. для первой группы - до 6 чел., для второй - до 10 чел.);

‣‣‣ для часто болеющих - до 10 и 15 чел.;

‣‣‣ со сложными (комплексными) дефектами - до 5 чел. для обеих возрастных групп;

‣‣‣ с иными отклонениями в развитии - до 10 и 15 чел. (соответственно) и т. п.

5. Группы кратковременного пребывания предназначены для дошкольников с отклонениями в развитии, которые воспитываются в основном в домашних условиях.

В этих группах осуществляется:

‣‣‣ психолого-педагогическая помощь детям;

‣‣‣ консультативно-методическая поддержка родителœей;

‣‣‣ социальная адаптация детей;

‣‣‣ формирование предпосылок учебной деятельности.

Занятия проводятся индивидуально или подгруппами (2-3 ребенка) в присутствии родителœей в удобное для них время. Продолжительность занятий - 5 часов в неделю.

6. Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, - центры:

‣‣‣ диагностики и консультирования;

‣‣‣ психолого-медико-социального сопровождения;

‣‣‣ психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др.

Обслуживают разные возрастные категории - от 3 до 18 лет. В этих центрах находятся дети:

‣‣‣ с высокой степенью педагогической запущенности;

‣‣‣ с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

‣‣‣ подвергшиеся насилию;

‣‣‣ вынужденные покинуть семью;

‣‣‣ из семей беженцев, вынужденных переселœенцев. Основные направления деятельности данных учреждений по отношению к дошкольникам:

‣‣‣ диагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении;

‣‣‣ образование детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, с состоянием соматического и психического здоровья;

‣‣‣ организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;

‣‣‣ психокоррекционная и психопрофилатическая работа;

‣‣‣ проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.

7. Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа: санаторные школы-интернаты;

санаторно-лесные школы;

санаторные детские дома для детей-сирот и Детей, оставшихся без попечения родителœей.

Предназначены для детей, которые нуждаются в длительном лечении.

8. Дошкольные отделœения (группы) при специальных (коррекцийных) школах и школах-интернатах создаются для детей с выраженными отклонениями в развяжи.

Образовательные программы в этих отделœениях, как отмечает Ю.В. Морозова, рассчитаны на года, в течение которых у ребенка формируются предпосылки учебной деятельности в крайне важно й коррекционно-развивающей среде.

9. Постоянно действующие психолого-медико-педагогаческие комиссии (ПМПК) осуществляют комплектование дошкольных образовательных учреждений специального назначения, а также решают вопросы перевода и направления ребенка в то или иное учреждение (группу).

Вопрос 31. Современное дошкольное образование детей с ограниченными возможностями - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Вопрос 31. Современное дошкольное образование детей с ограниченными возможностями" 2017, 2018.

Невозможно. Как, собственно, и решение вопросов коррекции нарушений развития.

Согласно ст. 79 закона “Об образовании в РФ” (далее - Закон), возможно в тех организациях, которые осуществляют образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, а для - также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Исходя из этой статьи, в этих организациях нужно создавать специальные условия, которые необходимы для получения образования детей с ОВЗ. Какие это условия? Рассмотрим подробнее.

Условия образования детей с ОВЗ: специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания

В первую очередь - это, конечно, специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания.

В п. 5 ст. 79 прописаны те адаптированные основные общеобразовательные программы, которые создаются для определенных категорий детей. Это глухие, слабослышащие и позднооглохшие (категория детей с нарушениями слуха), слепые, слабовидящие (категория детей с нарушениями зрения), с тяжелыми нарушениями речи (логопедические сады и логопедические группы), с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ОВЗ.

Необходимо обратить внимание, что список открыт - здесь есть слова "и других обучающихся", т.е. вполне возможно, что с течением времени возникнет необходимость в создании условий инклюзивного образования детей с ОВЗ по адаптированным программам и для каких-то других категорий. Но на сегодняшний день все они прописаны в ст. 79.

Сконцентрируйте внимание именно на адекватных методах обучения и воспитания, которые дефектологической наукой разрабатывались в течение долгих лет и применяются до сих пор. Именно сочетание специальных методов обучения и воспитания детей с ОВЗ и методов обучения и воспитания для детей нормативно развивающихся без перекоса в какую-либо сторону дает очень хороший позитивный результат.

Иногда бывает, что нужны только специальные методы - это касается детей, у которых мы наблюдаем сложные, сочетанные дефекты; в таких случаях выбор методов - это полностью прерогатива педагога.

Только педагог, имеющий высшее дефектологическое образование может понимать и определять, какие условия образования - методы, приемы, педагогические технологии - можно использовать для коррекции нарушений, воспитания детей с ОВЗ. Для этого педагоги, безусловно, должны пройти повышение квалификации, в каких-то случаях даже профессиональную переподготовку.

Условия образования детей с ОВЗ: специальные учебники и дидактические материалы

Специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы.
Педагоги свободны в своем выборе учебных пособий и дидактических материалов, но они должны выбираться исключительно под ту основную образовательную программу, которая принята в ДОО. Было бы странно, если организация работает по одной программе, а пособия и дидактические материалы подбираются под другую ООП. Естественно, должны создаваться по определенной логике.

От педагогов ДОО поступил такой вопрос:

  • Используем много лет рабочие тетради по программе Шевченко для детей с задержкой психического развития. В последнее время не можем их приобрести, т.к. тираж прекращен. С чем это связано?
  • Вполне возможно, это проблема издательства, которое издает эти методические пособия. Рекомендуем обратиться в данное издательство с просьбой возобновить тираж этих тетрадей.

Условия образования детей с ОВЗ: специальные технические средства обучения

К относятся также специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования.
С нарушениями зрения - обеспечение должного освещения помещения; с нарушениями слуха - обеспечение специальной звукоусиливающей аппаратуры и т.д.

Условия образования детей с ОВЗ: предоставление услуг ассистента

Очень важный пункт - предоставление услуг ассистента (помощника), который оказывает необходимую им техническую помощь. Очень многие дети, в первую очередь с нарушением опорно-двигательного аппарата (и не только, есть и другие категории), к сожалению, без специальных услуг ассистента-помощника получить образование не могут. Потребность ребенка-инвалида в услугах ассистента определяет ИПР, и в ней это должно быть прописано.

Условия образования детей с ОВЗ: групповые и индивидуальные коррекционные занятия

Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий. Коррекционные занятия как прописаны в Законе “Об образовании”. Много поступает вопросов от образовательных организаций, особенно где идет сокращение штата, где, к нашему огромному сожалению, увольняются логопеды-дефектологи. В этой ситуации нужно иметь в виду, что Закон гарантирует проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, которые могут осуществляться только специалистами с высшим дефектологическим образованием.

Условия образования детей с ОВЗ: обеспечение доступа в здание организации

Следующее - обеспечение доступа в здание организации. Безусловно, нужно создать архитектурно-планировочные условия: должны быть построены пандусы, подъемники, ступенькоходы, расширены проемы, обеспечены условия посещения туалета и другие технические приспособления.

Психолого-педагогические условия образования детей с ОВЗ

Психолого-педагогические. Обратите внимание на п.2 ст. 34 закона "Об образовании", в которой говорится о предоставлении “условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции”.

Этот список условий в Законе открыт, потому что есть фраза "и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ". "Другие условия" подразумевают то, что жизнь иногда нам подбрасывает такие случаи, которые все в Законе предусмотреть нельзя. Другие условия есть, и они должны тоже выполняться с тем, чтобы предоставить возможность получать образование всем детям без исключения, какие бы ОВЗ у них не были.

Создание условий образования детей с ОВЗ, которые прописаны в Законе - это финансовые обязательства субъекта РФ.

Одной из основных задач дошкольного образования, в соответствии с ФГОС, является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, независимо от социального статуса, психофизических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

В образовательной организации созданы специальные условия для получения образования этой категории дошкольников.

Применяется целый комплекс мер:

  • Обеспечение дифференцированного и специализированного подхода к ребенку с учетом индивидуальных особенностей развития;
  • Создание коррекционной развивающей среды (метки, ориентиры, тактильные панели, наличие массажной зоны, логопедического зеркала и пр.);
  • Наличие технических средств обучения и оборудования (увеличители, подсветы, тифлоприборы «Светлячок», «Графика», «Ориентир» и др.)
  • Наличие методического обеспечения, включающего специальные дидактические пособия, рельефно-графические изображения, схемы;
  • Стимулирование к общению и содержательной коммуникации с окружающим миром.

Особенности воспитания и обучения детей с нарушением зрения

Общей типологической особенностью развития слабовидящих дошкольников вне зависимости от степени и характера зрительного дефекта выступает то, что процесс познания происходит на суженной сенсорной основе.




Дети с нарушением зрения находятся в обедненной зрительной среде, при которой генетические предпосылки развития восприятия теряют свою силу. Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия в этом возрасте способствует существенному улучшению сенсорной основы когнитивного развития. В рамках коррекционной работы проводится обследование исходного уровня физического развития ребенка, общей и мелкой моторики, изучается уровень сохранных анализаторов, их возможность отражать свойства и признаки предметного мира: восприятие предметов остаточным зрением, слуховое, осязательное восприятие, использование обоняния, выявляется уровень сформированности эмоционально - волевой сферы. На основании результатов обследования специалистами психолого-педагогической службы комплекса (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог и др.), педагогами дошкольных групп разрабатывается индивиду альный образовательный маршрут.

Работа учителя-дефектолога (тифлопедагога) со слабовидящим ребенком направлена на:

  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие восприятия пространства и ориентировки в нем
  • Развитие осязания и мелкой моторики
  • Развитие социально-бытовой ориентировки
  • Развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативной деятельности слабовидящего ребенка.

Наряду с традиционными методами коррекции педагоги комплекса широко применяют компьютерные программы комплекса «Академик» для реабилитации детей с нарушением зрения: «Цветок», «Кодинг», «Юла», «Охота», используют специальные приборы: Графика, Рельеф, Светлячок, увеличитель Топаз и др.

Тифлопедагог координирует и направляет коррекционно-педагогическую работу. Благодаря совместной работе всех специалистов происходит коррекция зрительных функций, развитие компенсаторных возможностей детей.

В образовательной организации проводится также лечебно-восстановительная раб ота, которая организована в форме сетевого взаимодействия с ГБУЗ ДГП №125.

Работа медицинского и педагогического персонала является равноценно важным составляющим в системе абилитации и реабилитации детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Взаимосвязь лечебно-восстановительной и коррекционно-развивающей работы предполагает:

  • раннюю всестороннюю диагностику нарушения зрительных функций, позволяющую выявить степень, характер и причины дефекта;
  • проведение лечебных и оздоровительных мероприятий, необходимых для восстановления нарушенных зрительных функций;
  • комплексное медико-педагогическое воздействие, стимулирующее дальнейшее формирование зрительных функций;
  • преодоление первичных, вторичных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка
  • компенсацию и коррекцию зрительных дефектов

Гимнастика для глаз

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика.

Гимнастика для мышц глаза через каждые 7-10 минут зрительной работы, является эффективным средством для профилактики нарушений зрения. При проведении упражнений для глаз широко используются различные ориентиры, стихотворные формы, видеоизображения, которые способствуют достижению главной цели упражнения -сосредоточению взора на предмете, переводу взора с одного предмета на другой, фиксации взглядом действий рук, последовательному прослеживанию, зрительной ориентировке в окружающем пространстве.

Особенности воспитания и обучения детей с нарушением речи

Дети с тяжёлыми нарушениями речи - это особая категория детей, у которых сохранён слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Основной контингент дошкольных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи составляют дети с общим недоразвитием речи, у которых отмечается нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой сторонам.





Для детей с тяжелыми нарушениями речи в группах создается эмоционально благоприятная обстановка, способствующая их раскрепощению, укреплению веры в собственные возможности, возникновению потребности в общении со взрослыми и сверстниками. Для обогащения социального опыта и гармоничного включения ребенка с ТНР в коллектив сверстников воспитание и обучение строится на основе активного познания окружающего мира, практического освоения предметной среды. Детей учат творчески использовать речевые умения и проявлять коммуникативные сенсомоторные качества в различных видах деятельности.

Логопедические занятия учителя-логопеда с детьми с ТНР подразделяются на подгрупповые и индивидуальные и направлены на формирование и развитие:

  • лексико-грамматических средств языка,
  • фонематического слуха,
  • слоговой структуры слова,
  • правильного звукопроизношения,
  • правильного речевого дыхания,
  • связной речи,
  • мелкой моторики и координации речи с движением,
  • подготовку детей к овладению грамотой.

В процессе работы с детьми с ТНР для мотивированного многократного повторения различных речевых конструкций используется большой объем наглядного (графического) материала и интерактивные средства обучения, побуждающие познавательный интерес ребенка, а так же специализированные учебные тренировочные устройства, предназначенные для формирования у детей с ТНР первоначальных речевых умений и навыков.

Светлана Дементьева
Дошкольное образование детей с ОВЗ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности здоровья.

Сегодня перед современным обществом стоит важная задача - обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование , в том числе и дошкольное – инклюзивное образование .

Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников . При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно0образовательный процесс .

На основании наличия у ребёнка особых потребностей вам не вправе отказать в получении образования в желаемой форме и в желаемом дошкольном учреждении . Единственное, что может стать помехой – недостаточное техническое обеспечение ДОО, если для полноценного обучения ребёнка-инвалида требуются особенные технические средства.

Как влияет инклюзивное дошкольное образование на результаты обучения и социальной интеграции детей ?

Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование , этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.

Имеет ли инклюзивное дошкольное образование негативные последствия для обеих сторон?

Многие родители переживают из-за того, что педагог или воспитатель будет уделять здоровым детям недостаточно внимания по причине того, что ему постоянно придётся тратить время на особых детей . Однако в обыкновенную группу включают не более 2-3 детей с особыми потребностями, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и здоровым детям. Если речь идёт о детях-инвалидах с полной сохранностью интеллекта, то они, как правило, не имеют совершенно никаких дополнительных потребностей, которые бы вынуждали педагога задерживать всю остальную группу детей в процессе обучения .

Недостатками инклюзивного образования является психологическая неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения таких лиц и инвалидов.

Различаю следующие виды инклюзии :

Временная инклюзия – ребенок включается в детский коллектив на определенное время (на празднике, прогулке, экскурсии)

Частичная инклюзия – ребенок включается в детский коллектив в режиме половины дня

Полная инклюзия – ребенок посещает детский сад в режиме полного дня, самостоятельно. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками.

На базе ДОО существуют следующие формы инклюзивного обучения :

Группы комбинированной направленности - в одной группе осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой ДОО , с учетом особенностей психофизического развития и возможности воспитанников.

Группы компенсирующей направленности - в одной группе обучаются дети с определенными нарушениями развития (например, речевого) .

Обучение на дому – индивидуальное воспитание и обучение ребенка на дому.

Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в ДОО делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей , позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.

На сегодняшний день наше дошкольное учреждение готово разработать систему мероприятий, способствующей успешной социализации детей в обществе , интеграции их с учётом развития каждого ребёнка

Публикации по теме:

Дошкольное образование - уникальная ступень непрерывного образования Уникальность дошкольного периода заключается в том, что именно здесь закладываются основы всестороннего развития ребёнка. Дошкольное образование.

Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста «Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста». Современный этап развития общества характеризуется обострением проблем,.

Дошкольное образование в Финляндии. Личный взгляд В сентябре этого года вместе с коллегами педагогами Калининского района я ездила по обмену опытом в соседнюю нам Финляндию. По прибытии.

Методические рекомендации «Внедрение познавательно-исследовательской технологии в дошкольное образование» Дошкольное детство - период особой социально - эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. С первых дней у.

Дошкольное образование: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество СЛАЙД 1 Уважаемые коллеги, имею честь представить вашему вниманию сценарий занятия по формированию у детей младшего возраста первичного.

Рабочая программа по развитию речи Уровень базовый Ступень образования: основное общее дошкольное образование Пояснительная записка. Программа образовательной области «Коммуникация» «Речевое развитие» разработана в соответствии с основной образовательной.

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕТСКОМ САДУ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

Статья: Боргояковой Лилии Васильевны

В статье раскрываются условия реализации инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада общеразвивающего вида

Ключевые слова : инклюзивное образование, инклюзивный подход, дети с ограниченными возможностями здоровья

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в условиях дошкольного учреждения общеразвивающего вида.

Инклюзивное образование - процесс создания оптимального образовательного пространства, ориентированного на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого участника процесса.

Этап дошкольного детства - время вхождения ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему - дошкольное обучение и воспитание.

В настоящее время часто происходит так называемое стихийное включение детей с отклонениями в развитии в среду здоровых сверстников, особенно в сельской местности. Дети с ограниченными возможностями здоровья пребывают в общеобразовательных учреждениях независимо от психического и речевого развития, от структуры дефекта, от психофизических возможностей. Это связано и с нехваткой коррекционных дошкольных образовательных учреждений, и с нежеланием родителей воспитывать своих детей в условиях учреждения компенсирующего вида, и с рядом других социально-экономических и психолого-педагогических причин.

Нахождение детей с ОВЗ в одном помещении и в одно и то же время с нормально развивающимися сверстниками способствует сокращению дистанции между данными категориями дошкольников. Однако способность включиться в обычную группу детей характеризует не только возможности самого ребенка с ОВЗ, но и качество работы дошкольного учреждения, наличия в нем адекватных условий для развития воспитанников с особыми потребностями. Поэтому для полноценной функциональной и социальной инклюзии необходима особая организация предметного взаимодействия, межличностных контактов и общения, равноправное партнерство, снятие социальной дистанции.

В настоящее время в дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ) общеразвивающего вида нет полноценных условий для инклюзивного обучения таких детей. В нем отсутствуют учителя - дефектологи, специальные психологи, врачи-специалисты, социальные работники, нет специального оборудования и современных технических средств обучения для коррекционных занятий, а также специальных развивающих программ. В связи с этим возникает необходимость поиска решения данной проблемы, путем инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ОВЗ в детском саду общеразвивающего вида.

Для оптимального осуществления инклюзивного образования на этапе дошкольного детства необходимо создавать следующие специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ в учреждении общеразвивающего вида:

1. Создание нормативно-правового и программно-методического обеспечения.

В учреждении должна быть разработана нормативно-правовая база, задающая концептуально – содержательные основы развития инклюзивных подходов к образованию детей с ОВЗ.

Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо осуществлять в соответствии со специальными программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников: возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития, поэтому ДОУ должно быть укомплектовано специальной литературой по коррекционному обучению.

2. Создание предметно-развивающей среды.

Для успеха инклюзивного образования необходимо создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда и др. (Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева).

Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях детского сада общеразвивающего вида является оснащение его специальным оборудованием:

    для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, необходимы специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки; следует предусмотреть наличие пандуса;

    для детей, имеющих нарушения зрения, необходимы специальные оптические средства (очки, лупы, линзы и др.); тактильные панели (наборы материалов разной текстуры), которые можно осязать и совершать ими различные манипуляции. В основе гигиенических мероприятий по охране зрения детей лежит рациональное освещение помещения и рабочего места;

    для детей, имеющих нарушения слуха, необходимы слуховые аппараты и другие технические устройства.

3. Кадровое обеспечение.

Важное условие обеспечения удовлетворения специальных потребностей детей является наличие в дошкольном учреждении общеразвивающего вида специалистов: учителя - логопеда, учителя - дефектолога, педагога- психолога, социального педагога, а также высокий уровень профессиональной компетентности педагогов. Проблемой является нехватка специалистов. С этой целью необходима подготовка педагогов к инклюзивному образованию с помощью обучающих программ повышения квалификации для специалистов дошкольных учреждений.

4. Создание психолого-педагогического сопровождения.

В дошкольных учреждениях общеразвивающего вида необходимо создавать психолого-медико-педагогические консилиумы, цель которых – организация воспитания, обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, расширение круга общения детей, а также психологическая и социальная поддержка семей. Организация комплексного коррекционно-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает участие каждого специалиста, а именно, заведующего, старшего воспитателя, учителя-логопеда, воспитателей, педагога-психолога, социального педагога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинской сестры.

В начале каждого учебного года необходимо проводить комплексное обследование детей с ОВЗ специалистами и воспитателями. В соответствии с медицинскими диагнозами разрабатывать индивидуальные маршруты развития на каждого ребенка, определять учебную нагрузку.

На этапе реализации каждого индивидуального маршрута развития ребенка с ОВЗ возникает задача – создание комплексной целенаправленной работы. Вся коррекционно-педагогическая помощь должна осуществляться наряду с лечением. На протяжении всей коррекционной работы детям с ограниченными возможностями здоровья требуется внимание и участие медицинских специалистов, так как многие виды нарушений связаны с органическими поражениями центральной нервной системы. Коррекционное воздействие на детей оказывается более эффективным в сочетании со специальным медикаментозным лечением, стимулирующим созревание центральной нервной системы.

Все педагоги, которые будут сопровождать детей с ОВЗ, должны знать основы коррекционного воспитания и обучения таких детей. В процессе пребывания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении педагогам необходимо:

    включать в занятия всех детей группы, независимо от дефекта, разрабатывая для каждого из них индивидуальную коррекционно-развивающую программу;

    создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности. Педагог должен стремиться к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации;

    корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка;

    при оценке динамики продвижения ребенка с ограниченными возможностями здоровья сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне развития;

    педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.

Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ в дошкольном учреждении общеразвивающего вида предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. В этом случае педагогический поиск заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Педагог должен создавать условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. На занятиях игры и упражнения должны выбираться с учетом индивидуальных программ обучения. Важным условием организации занятий должна являться игровая форма проведения. Так же необходимо предусмотреть варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных. В данной модели могут гармонично сочетаться развивающие и коррекционные подходы в обучении.

Для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение занятий, гигиенических процедур, прием пищи.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ должны определяться методы обучения. При планировании работы использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Психологи доказали, что чем большее количество анализаторов использовалось в процессе изучения материала, тем полнее, прочнее знания. Выбор альтернативных методов создает условия, способствующие эффективности процесса обучения. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов нужно решать индивидуально. В тех случаях, когда основная программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, должны составляться индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности, социально-бытовой ориентации.

Для отдельных категорий детей с ОВЗ, обладающих особой спецификой развития, необходимо предусмотреть включение в работу инновационных технологий, оригинальных методик и предметов. Так, например, для детей, имеющих глубокие задержки речи, интеллекта, слуха использовать невербальные средства коммуникации, такие как пиктограммы, система жестов, картинки-символы и др.

5. Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно сохранить в семье и детском саду единство и согласованность всех требований к ребенку. Задача специалистов - помочь родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений. Непрерывную связь с родителями необходимо осуществлять через консультации, практикумы, родительские собрания, индивидуальные тетради для рекомендаций и другие формы работы. Родители должны получать информацию о том, какие знания, умения и навыки необходимо закреплять у ребенка, познакомиться с различными игровыми приемами, которые направлены на его всестороннее развитие.

Таким образом, в зависимости от имеющихся в образовательном учреждении условий, состава и количества детей с ОВЗ, реализация инклюзивного подхода в образовании особых детей в разных ДОУ общеразвивающего вида может быть весьма разной. Обычный детский сад при четко продуманном содержании организации его работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья обладает эффективностью коррекционного воздействия и играет важную роль в полноценной подготовке к школьному обучению. Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают, прежде всего, педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство. Проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс обучения нормально развивающихся сверстников является актуальной и многоаспектной, решение которой требует дальнейшего проведения исследований и разработок, создания специальных условий в дошкольных учреждениях общеразвивающего вида.

Литература:

    От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования" / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. С. 293- 311.

    Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: 2005. 477с.

    Шматко, Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение / Н.Д. Шматко // Дефектология. 1999. № 1. С. 41-46.

    Шматко, Н.Д. Интеграция детей с нарушенным слухом в дошкольные учреждения общего типа / Н.Д.Шматко, Э.В.Миронова // Дефектология. 1995. №4. С. 66- 74.