Один из видов мышления. Виды мышления в психологии, их характеристика и примеры

Благодаря умению мыслить люди могут анализировать информацию, делать выводы, проводить аналогии и заниматься познавательной деятельностью. Таким образом, рамки окружающего мира расширяются и не ограничиваются только его материальными аспектами. В этой статье я расскажу, какие виды мышления существуют в психологии, дам им характеристики, используя таблицы, и приведу примеры.

Особенности

  • Отражение посредством обобщения. Участниками мыслительного процесса всегда являются общие представления человека о явлениях, предметах и событиях. Люди выстраивают причинно-следственную связь, обобщая огромное количество фактов, с которыми они сталкивались в прошлом.
  • Опосредованность познания. В своих мыслях каждый индивид опирается на собственные чувства, эмоции и опыт.
  • Решение различных ситуаций. Поиск пути разрешения той или иной проблемы всегда имеет примерно один сценарий: сначала происходит анализ происходящего, затем – отбор наиболее подходящих вариантов действий. Искания могут проходить через метод проб и ошибок, рациональным или иррациональным образом.
  • Непосредственная связь с речью. Мышление напрямую связано с речевыми функциями личности. Любая идея, замысел, задумка формулируется вербально и выражается словесно.

Основные характеристики предметов и явлений, а также их взаимосвязи и взаимоотношения определяют понятия. Они применимы и чем более важные черты послужили для них фундаментом, тем наиболее эффективной будет человеческая деятельность.

Суждение является отражением связи между объектами в виде утвердительных или отрицательных высказываний. Оно основывается не только на знаниях о чем-либо, но и на субъективных оценках, исходящих из отношения к его истинности.

Умозаключение – это совокупность нескольких соображений, которые в итоге способны трансформироваться в логический вывод. Мыслительная деятельность базируется на дедукции, индукции и использовании аналогий.

Каким бывает мышление: основные виды и их характеристики

Главную роль в зарождении мыслей играют нейронные связи. Нейроны обмениваются различными электрохимическими импульсами, обрабатывая информацию определенным образом.

Знания, получаемые нами в процессе жизни, необходимы лишь в качестве основы для протекания мыслительной деятельности. По-настоящему умным человек становится, когда осмысляет новую информацию, анализирует и синтезирует ее.

Мозг работает с полученными данными в двух направлениях:

  • Правое полушарие обращает внимание на сенсорные и эмоциональные образы. То есть для него внешний мир – это набор звуков, изображений, ощущений, запахов, вкусов. Это яркие и чувственные фрагменты.
  • Левое обрабатывает абстрактные знаки: числа, слова, тексты, формулы.

Наглядно-действенное

Производя обработку информации таким образом, человек подключает не только понятия об объектах, но и совершает с ними ряд действий, основанных на существующих у него знаниях и опыте. Например, дети часто ломают игрушки, желая узнать, что у них внутри.

Наглядно-образное

Мыслительная деятельность осуществляется посредством конкретных образов. В основе лежат понятия, поступки, ощущения и эмоции. Пример: стилисты придумывают новый имидж, а модельеры конструируют одежду, взглянув на определенного человека.

Этот вид мышления начинает развиваться еще в дошкольном возрасте. Тогда объекты и явления мира получают особые свойства, часто довольно нестандартные, что достигается благодаря воображению. Именно этот вид мыслительной активности преобладает у творческих личностей: писателей, музыкантов, художников, дизайнеров.

Абстрактное (словесно-логическое)

В его основе лежат уже имеющиеся, логически доказанные теории. Другими словами, это можно назвать манипулированием существующими понятиями с помощью их классифицирования, упорядочивания. Этот образ мысли свойственен философам и научным деятелям. Так, например, электрон изучают без осуществления практических опытов.

Перечисленные разновидности развиваются у человека последовательно. На ранних этапах (во младенчестве) ребенок начинает исследовать предметы, формируя наглядно-действенный образ мысли. Позже, в дошкольном возрасте, когда он уже умеет разглядывать картинки, воспринимать тексты песен и сказок, смотреть мультики, возникает фундамент для становления наглядно-образного способа осуществления мыслительной деятельности. Уже придя в школу или начав серьезное обучение чтению, вычислениям и письму, дети эффективно работают с абстракциями.

Другие психологические классификации видов мышления

Ниже опишу иные варианты выделения разновидностей мыслительной деятельности.

По характеру задач

В зависимости от цели мысль человека может быть направлена на выстраивание теорий или получение наглядного, практического итога.

Теоретическое

Предполагает изучение законов и правил, которое проводится на базе существующих знаний. Человек производит анализ предмета, выявляя основу, на которой формируются все проявления этого объекта. После этого проводится сопоставление признаков изучаемого элемента и их классификация. В результате такого анализирования информации формируются обобщенные представления о сущности вещей и явлений. На этом базируются физика, математика, психология и философия.

Практическое

В этом формате мышления важно применение теории на практике. На основе теоретических мыслей возникают конкретные способы преображения действительности. Они могут иметь форму проекта или схемы. Характерной чертой является отсутствие достаточного количества времени для проверки предположений, а также наличие риска в случае ошибки.

Здесь нет цели – создать ряд правил и законов. Главной задачей является как можно более скорый переход от мысли к действию.

По степени рефлексии

Аналитический тип основывается на логике. Он протекает поэтапно и растянут во времени. Каждый последующий шаг проистекает из предыдущего. Интуитивный мыслительный процесс, наоборот, проходит быстро, порой даже неосознанно. Это простой импульс без логически выстроенных стадий.

По предмету

Реалистическое формируется на основе адекватной, рациональной оценки окружающего мира. Индивид, прибегающий к такому типу, стремится исходить из существующего положения дел, ограничивая влияние своих ожиданий и желаний на образ мысли. Главное для него – истина, какой бы она ни была. Как правило, людям такого склада ума свойственна повышенная критичность. Им требуется доказательство для каждого утверждения.

Аутистическое мышление формируется на основе внутренних потребностей человека, которые могут и не иметь ничего общего с действительностью. Главная задача – найти иллюзию, которая будет устраивать его в данный момент. Здесь нет места логической критичности: все, что не соответствует желаемому, просто отметается.

Эгоцентрический тип присущ несформированным личностям, например, детям. Для них в центре всего располагается собственное эго. Окружающий мир воспринимается исключительно через призму «Я-образа», а переживания других людей во внимание не берутся.

По степени новизны

Творчество предполагает участие воображения, которое использует все, что однажды было воспринято разумом, и выдает абсолютно новый, уникальный образ и идею. Индивид может посмотреть на ситуацию под разными углами.

Репродуктивное – познание целиком опирается на уже имеющиеся шаблоны, полученные ранее из тех или иных источников. Однако задачу необходимо соотнести с существующими правилами решения, что также требует некоторой самостоятельности. Нацелено на воспроизведение прошлых знаний и их практическое применение.

По степени произвольности

Произвольное рождается благодаря воле и сознанию личности. Оно полностью контролируется разумом. Непроизвольное осуществляется без приложения дополнительных усилий. Оно проявляется в ситуациях, когда действия совершаются неосознанно или под влиянием внешних факторов.

Операции мышления

  • Сравнение – сопоставление предметов или явлений, поиск у них сходств и различий.
  • Анализ – выявление в объекте конкретных характеристик и свойств.
  • Синтез – объединение ряда элементов в целое.
  • Абстракция – отвлечение от общего и выделение одной стороны.
  • Обобщение – умение группировать подобные признаки.

Виды мыслительных нарушений

На качество мысли влияют ошибки в восприятии и обработке информации. К таким, например, относятся нарушения внимания, памяти, слуха или зрения – то есть из внешнего мира человек получает данные, несоответствующие действительности. Исходя из них он делает неверные выводы и умозаключения.

Другой причиной искаженного образа мышления является психоз. Мозг перестает работать в базовом режиме, что приводит к беспорядочным соображениям.

Бессознательное осмысление

Подсознание хранит в себе практически все, что было у индивида в прошлом: опыт, установки, сомнения, чувства, страхи, эмоции. Оно не стремится найти решение, а скорее просто не замечает его. Этой частью психики самостоятельно управлять нельзя. Однако с ее помощью принимаются наиболее верные решения, а вовсе не благодаря логическому анализу. Именно неосознанная составляющая внутреннего «Я» подмечает определенные явления, объекты, фиксирует их и анализирует. Эта информация таится в глубинах разума долгое время, пока не возникает актуальная для нее задача.

Что относится к основным видам мышления в зависимости от личностных особенностей

На образ мысли могут влиять и определенные характеристики личности.

Мужское

Как правило, оно основывается на логическом анализе и нацелено на создание плана конкретных действий. Ему присущи целенаправленность, рациональность и отчуждение разума от ощущений. Мужчины стремятся перейти от обдумывания к поступкам и достижению определенного результата, а эмоции только мешают процессу осмысления.

Женское

Чаще всего имеет интуитивную основу, которая практически всегда сопровождается чувственным опытом. Важную роль играют конкретизация и детализация информации. Ход мышления женщины может меняться под воздействием настроения, хотя многим девушкам присущи и логика, и рационализм, и умение планировать, анализировать. Однако тенденция показывает, что их эмоциональность все равно оказывает сильное влияние на восприятие окружающего мира: порой помогает, а иногда мешает думать.

Девушкам бывает непросто понять самих себя и разобраться в хитросплетениях действительности. В таких ситуациях я с радостью приду на помощь. Записывайтесь мою , и я подскажу, как действенно и эффективно использовать внутренние ресурсы и превратить женственность в мощный источник энергии.

Позитивное

Люди с этим типом мышления чаще склонны видеть вокруг возможности, а не препятствия. Что бы ни происходило, они стремятся сохранить оптимистичный настрой, при этом реалистично и конструктивно оценивая обстановку и находя в ней то, что способствует достижению успеха.

Негативное

Сопровождается эмоциями, связанными с недовольством жизнью и пессимизмом. Люди такого склада ума склоняются к пассивной критике происходящего, выражению своих неприятных ощущений и мыслей, но далеко не всегда берут на себя ответственность для решения возникшей проблемы.

Стратегическое

Им обладают личности, которые предпочитают планировать свою деятельность далеко вперед и умеют ставить долгосрочные цели. Они придерживаются своего плана и видят самые эффективные пути достижения задуманного. Как правило, это хорошие управленцы и бизнесмены.

Идеалистическое

Вместо познания мира, идеалисты создают в голове его модель, которую они пытаются наложить на реальность. Чаще всего эти картинки не совпадают, что вызывает у человека негативные эмоции, переживания. Индивид с таким складом ума может не замечать очевидного из-за этого стремления к иллюзиям.

Иррациональное

Иррационалу не всегда удается увидеть и осознать причины своих поступков. Он не анализирует, не критикует, а просто верит в то, чем занимается. Для него важнее всего – результативность действий, а не логичность или объективность оценки.

Рациональное

В отличие от предыдущего, рационал обращается только к фактам, знаниям и навыкам. Ощущения, эмоции он отодвигает на второй план, предпочитая мыслить трезво, конструктивно, быстро и логично решая поставленные задачи.

Аналитическое

Человек с этим образом мысли опирается исключительно на логику. Он уверен, что все имеет причинно-следственную связь, поэтому для решения проблемы нужно долго анализировать, изучать ситуацию и докопаться до первопричины.

Синтезирующее

Хорошо развито у тех, кто способен из отдельных частей информации воссоздать полную и понятную картинку действительности. Такие люди не пугаются рутинной работы и предпочитают скорее стабильность, чем перемены. Окружающий мир воспринимается ими с настороженностью. Часто из личностей такого склада получаются выдающиеся ученые. Они успешно справляются с офисными задачами, умеют грамотно собирать и структурировать данные, а также верно их преподнести, прибегают к составлению схем, таблиц для наглядности.

Заключение

То, как мы мыслим, зависит от личностных особенностей и формируется на основе врожденных качеств. Все это влияет и на эффективность мыслительных операций, восприятие мира, и на решение различных проблем. В большинстве случаев мировосприятие можно скорректировать (например, негативное сменить на позитивное).

Вот несколько советов, которые помогут вам научиться думать глубоко, качественно и действенно:

  • Читайте больше книг и делайте это осознанно: анализируйте, систематизируйте прочитанное.
  • Играйте в развивающие игры, периодически разгадывайте головоломки.
  • Изучайте математику.
  • Учите иностранные языки.

Попробуйте определить, какое мышление преобладает в психологии вашего сознания, опираясь на его основные виды (по форме и содержанию), кратко и наглядно перечисленные в этой статье. Если вам покажется, что такой способ оценки окружающего пространства недостаточно эффективен и требует некоторой перезагрузки, записывайтесь на мою . На ней вы научитесь успешно выстраивать коммуникации с действительностью и получать от нее личную пользу.

Принимая информацию из окружающего мира, именно с участием мышления мы можем ее осознавать и преобразовывать. В этом нам помогают и их характеристика. Таблица с этими данными представлена ниже.

Что представляет собой мышление

Это высший процесс познания окружающей действительности, субъективное восприятие Уникальность его состоит в восприятии внешней информации и преобразовании ее в сознании. Мышление помогает человеку получать новые знания, опыт, творчески преобразовывать представления, которые уже сформировались. Оно помогает расширить границы познания, способствуя изменению имеющихся условий для решения поставленных задач.

Этот процесс является двигателем развития человека. В психологии нет отдельно действующего процесса - мышления. Оно обязательно будет присутствовать во всех остальных познавательных действиях человека. Поэтому, чтобы несколько структурировать такое преобразование действительности, в психологии были выделены виды мышления и их характеристика. Таблица с этими данными помогает лучше усвоить информацию о деятельности этого процесса в нашей психике.

Особенности этого процесса

У этого процесса есть свои особенности, которые отличают его от других психических

  1. Опосредованность. Это значит, что человек может косвенно узнать предмет через свойства другого. Здесь также задействованы виды мышления и их характеристика. Кратко описывая это свойство, можно сказать, что познание происходит через свойства другого предмета: какие-то приобретенные знания мы можем переносить на подобный неизвестный предмет.
  2. Обобщенность. Соединение в общее нескольких свойств предмета. Умение обобщать помогает человеку познавать новое в окружающей действительности.

Эти два свойства и процессы этой когнитивной функции человека вмещает в себя общая характеристика мышления. Характеристика видов мышления - отдельная область общей психологии. Так как виды мышления свойственны разным возрастным категориям и формируются по своим правилам.

Виды мышления и их характеристика, таблица

Человек лучше воспринимает структурированную информацию, поэтому некоторые сведения о разновидностях когнитивного процесса познания реальности и их описание представлены будут систематизированно.

Лучше всего поможет понять, что представляют собой виды мышления и их характеристика, таблица.

Наглядно-действенное мышление, описание

В психологии много внимания уделяется изучению мышления, как основного процесса познания действительности. Ведь этот процесс у каждого человека развивается по-разному, работает индивидуально, иногда не соответствуют возрастным нормам виды мышления и их характеристика.

У дошкольников на первое место выходит наглядно-действенное мышление. Оно начинает свое развитие еще с младенчества. Описание по возрастам представлено в таблице.

Возрастной период

Характеристика мышления

Младенчество Во второй половине периода (от 6 месяцев) развивается восприятие и действие, которые составляют основу развития этого вида мышления. В конце младенчества ребенок может решать элементарные задачи на основе манипуляции с предметами Взрослый прячет игрушку в правой руке. Малыш сначала открывает левую, после неудачи тянется к правой. Найдя игрушку, радуется полученному опыту. Он познает мир наглядно-действенным способом.
Ранний возраст Манипулируя вещами, ребенок быстро познает важные связи между ними. Этот возрастной период - яркое представление формирования и развитие наглядно-действенного мышления. Малыш выполняет внешние ориентировочные действия, чем активно познает мир. Набирая полное ведерко воды, ребенок заметил, что до песочницы он доходит с почти пустым ведром. Затем, производя манипуляции с ведерком, он случайно закрывает дырку, и вода остается на прежнем уровне. Недоумевая, малыш экспериментирует, пока не поймет, что для сохранения уровня воды необходимо закрыть дырочку.
Дошкольный возраст В этот период этот вид мышления постепенно переходит в следующий, а уже в конце возрастного этапа ребенок овладевает словесным мышлением. Сначала, чтобы измерить длину, дошкольник берет бумажную полосочку, применяя ее ко всему, что интересно. Затем это действие преобразуется в образах и понятиях.

Наглядно-образное мышление

Виды мышления в психологии и их характеристика занимают важное место, так как от их развития зависит возрастное формирование остальных когнитивных процессов. С каждым возрастным этапом все больше психических функций задействовано в развитии процесса познания действительности. В наглядно-образном мышлении воображение и восприятие играют практически ключевую роль.

Характеристика Комбинации Трансформации
Этот вид мышления представлен определенными операциями с образами. Даже если мы чего-то не видим, можно это воссоздать в уме за счет этого вида мышления. Ребенок начинает так мыслить в середине дошкольного возраста (4-6 лет). Взрослый также активно пользуется этим видом. Новый образ мы можем получать через комбинации предметов в уме: женщина, выбирая себе одежду на выход, в уме представляет, как она будет выглядеть в определенной кофточке и юбке или платье и шарфике. Это действие наглядно-образного мышления. Также новый образ получается с помощью трансформаций: рассматривая клумбу с одним растением, можно представить себе, как она будет выглядеть с декоративным камнем или множеством разных растений.

Словесно-логическое мышление

Осуществляется с помощью логических манипуляций с понятиями. Такие операции призваны к нахождению чего-либо общего между разными предметами и явлениями в обществе и окружающей нас среде. Здесь образы занимают второстепенное место. У детей задатки этого вида мышления приходятся на конец дошкольного периода. Но основное развитие этого вида мышления начинается в младшем школьном возрасте.

Возраст Характеристика
Младший школьный возраст

Ребенок, поступая в школу, уже учится оперировать элементарными понятиями. Основной базой для оперирования ими являются:

  • житейские понятия - элементарные представления о предметах и явлениях на основе собственного опыта вне стен школы;
  • научные понятия - высший осознанный и произвольный понятийный уровень.

На этом этапе происходит интеллектуализация психических процессов.

Подростковый возраст В этот период мышление приобретает качественно другой окрас - рефлексию. Теоретические понятия уже оцениваются подростком. Кроме того, такой ребенок может отвлечься от наглядного материала, рассуждая логически в словесном плане. Появляются гипотезы.
Юношеский возраст Мышление на основе абстрагирования, понятий и логики становится системным, создавая внутреннюю субъективную модель мира. На этом возрастном этапе словестно-логическое мышление становится основой мировоззрения молодого человека.

Эмпирическое мышление

Характеристика основных видов мышления включает в себя не только три вида, описанные выше. Еще этот процесс разделяется на эмпирическое или теоретическое и практическое.

Теоретическое мышление представляет познание правил, различных знаков, теоретической базы основных понятий. Здесь можно строить гипотезы, но проверять их уже в плоскости практики.

Практическое мышление

Практическое мышление подразумевает преобразование реальности, подстройку ее под свои цели и планы. Оно ограничено по времени, нет возможности для изучения многих вариантов проверки различных гипотез. Поэтому для человека оно открывает новые возможности познания мира.

Виды мышления и их характеристика в зависимости от решаемых задач и свойств этого процесса

Также разделяют виды мышления в зависимости от задач и субъектов осуществления задач. Процесс познания реальности бывает:

  • интуитивным;
  • аналитическим;
  • реалистическим;
  • аутистическим;
  • эгоцентрическим;
  • продуктивным и репродуктивным.

Все эти виды в большей или меньшей степени есть у каждого человека.

Мышление во многом определяет успешность человека в мире, его отношение к жизни и способность решать повседневные задачи достигая максимальной продуктивности при затрате энергии.

Мышление, что это

Мышление - это наивысшая ступень человеческого сознания, позволяющая человеку ориентироваться в окружающем мире, накапливать опыт, формировать представление о предметах и явлениях. Представляет собой внутреннюю систему способную моделировать закономерности мира окружающего человека, прогнозировать варианты развития событий, анализировать происходящее и аккумулировать своеобразные истины.

Основные функции: постановка цели и планирование ее достижения, поиск выхода из различных ситуаций, контроль происходящего и оценка степени достижения поставленных целей на основе личной мотивации. В психологии выделяют разные виды мышления, как здорового, так и патологического.

Формы

В психологии выделяют основные формы мышления, включающие понятие, суждение и умозаключение:

  1. Понятие формирует представление человека об окружающих явления и предметах, данная форма присуща только словесной речи и позволяет объединять предметы и явления по каким-либо признакам. Понятия подразделяются на конкретные (истинные означающие предмет или явления «дом», «ребенок») и относительные (зависят от восприятия разными людьми, например, что такое добро и зло). Содержание имеющихся понятий раскрываются в речи через суждения.
  2. Суждение - относится к форме, представляющей отрицание или утверждение об окружающем мире или определенном предмете. Образование суждений возможно двумя способами: восприятие понятий, находящихся в тесной взаимосвязи или полученное в виде умозаключения.
  3. Умозаключение представляет формирование нового суждения на основе двух или более существующих изначально. Любое умозаключение формируется как цепочка обоснованных идей. Способность к умозаключению зависит от стадии развития мышления, чем она выше, тем легче человек находит решение при определенной задаче.

Все умозаключения подразделяются на индуктивные и дедуктивные. В первом случае суждение движется от единичного понятия к общему, а дедуктивное на основе существующих общих происходит обобщение целой группы явлений или суждений в одно общее.

Методы мышления подразумевают разные уровни, где на каждом этапе достигаются определенные цели: сбор информации, анализ имеющихся данных и умозаключение как руководство к действию или бездействию.

Процессы

Процесс мышления - это целенаправленный процесс оперирования понятиями и суждениями на получение результата. Процессу предшествует определенная ситуация (которая по умолчанию и будет условием задачи), далее следует сбор информации, ее анализ.

В конце цепочки человек приходит к умозаключению, которое подразумевает решение поставленной задачи и поиск выхода из сложившейся ситуации или прогнозирование различных вариантов развития событий.

Выделяется всего 4 стадии процесса, направленные на нахождение решения:

  1. подготовка;
  2. нахождение решения;
  3. вдохновение к его достижению;
  4. проверка результатов.

Весь процесс состоит из цепочки вытекающих друг из друга пунктов.

Начинается процесс с мотивации характеризующейся желанием найти решение. Далее следует сбор информации (исходных данных) их оценка и умозаключение.

Приемы мышления:

  1. анализ - это мысленное «разложение по полочкам». Анализ представляет разложение проблемы на составляющие и вычленение основ;
  2. синтез - это процесс объединения частей в единое целое по определенным признакам. Мысленно устанавливается отношение каждой составляющей к целому. Синтез является противоположностью анализа и представлен обобщением имеющихся деталей в единое целое;
  3. сравнение - это процесс выявления сходства предметов и явлений между собой и их отличий;
  4. классификация представляет разбивку по пунктам формируя определенные классы и подклассы;
  5. обобщение - это выявление общего среди различных предметов или явлений и определение выявленного в одну группу. Обобщение может быть простым (по одному признаку или свойству) или сложным по разным составляющим;
  6. конкретизация позволяет определить суть явления или предмету;
  7. абстрагирование - это противоположность конкретизации, когда создается отвлеченный образ в ходе процесса. На развитие абстрактного восприятия влияют упражнения, требующие творческого подхода.

Способы развития мышления известны психологам, неврологам и педагогам. Приемы включают решение задач, игры, обучение смотреть под разным углом, тренировку образного и интуитивного мышления через творчество. В развитии важно учитывать индивидуальные особенности мышления.

Человеку с выраженной склонностью к фантазиям следует больше уделить внимания развитию творческого и неординарного подхода в процессе обработки информации. Напротив, при обладании точности и последовательности следует уделить больше внимания именно в данном направлении.

Нарушения (расстройства)

Расстройства мышления - это нарушение мыслительной деятельности. Нарушение подразделяется на количественное и качественное.

Количественный формы расстройства характеризуются нарушением речевой деятельности, задержкой нейропсихологического развития или умственной отсталостью.

Формы количественного расстройства:

  • Задержка психического развития (ЗПР) диагностируется у детей 2-3 года. Лечение назначает невролог.
  • Олигофрения (отставания в умственном развитии характеризуется нарушением развития ребенка с раннего возраста). Ребенка с олигофренией наблюдают невролог и психотерапевт. Целью лечения будет социализация и обучение самообслуживанию.
  • Деменция представлена нарушением психических процессов, проявляющихся во взрослом или переходном возрасте. Наблюдение у психотерапевта.

Скорость мышления зависит от преобладания процессов в коре ГМ (головного мозга). Это может быть чрезмерное возбуждение или напротив торможение мыслительной деятельности:

  • Разорванность характеризуется быстрой сменой мысли, при которой речь становится абсурдной, полностью отсутствует логика и последовательность суждений. Речь состоит из обрывков фраз быстро сменяющих друг друга. Грамматика речи обычно сохранена. Данное нарушение присуще шизофрении.
  • Маниакальный синдром характеризуется ускорением речи и одновременным повышением психоэмоционального фона. Речь ускорена, больной может говорить «взахлеб» особенно выражено в определенных тематиках.
  • Замедление мысленных процессов присуще депрессивному синдрому. Отличительные черты: отсутствие мыслей в голове, медленная речь с учетом малейших деталей, не относящихся к сути вопроса, преобладание подавленного настроения.
  • Обстоятельность выражается в чрезмерном «утопании» в деталях. Больной с трудом переключается с одного вопроса на другой, наблюдается ригидность мышления. Обстоятельность присуща заболеваниям нервной системы (Эпилепсия).
  • Резонерство выявляется при длительном общении и выражается склонностью поучать. Когда человек не отвечает на поставленный вопрос, а рассуждает о вещах, не имеющих к нему отношения и стремится учить жить каждого, с кем начинает общаться.
  • Аутическое развивается у замкнутых людей. Отличительной чертой данного нарушения будет отгороженность от мира, слабая ориентация в социуме и погружение во внутренние переживания, часто не соответствующие реальному положению дел.
  • Обсессивный синдром характеризуется навязчивостью идей или мыслей от которых больной не может избавиться хоть и понимает абсурдность. Навязчивые мысли угнетают человека, вызывают негативные эмоции, заставляют страдать, но справиться с ними больной не может. Возникают на фоне стойкого возбуждения участка нервной системы.
  • Фобии (необоснованный страх) . Различные фобии возникают на фоне перенапряжения и выполнения сложной задачи для взрослого или ребенка. В детском возрасте страх наказания порождает различные фобии.
  • Сверх ценные идеи возникают в подростковом возрасте. Преобладание ярко окрашенного эмоционального фона говорит о развитии данного синдрома. Данное нарушение сознания не доставляет страдания больному.
  • Бредовое мышление (часто сопровождается галлюцинозом) характеризуется возникновением устойчивых мыслей идей, не поддающихся переубеждению. Умозаключение основано на логическом умозаключении, сделанном на основе каких-либо данных. Это может быть страх преследования, безосновательная ревность, самобичевание. Бредовое мышление может быть опасно для окружающих и больного при ярко выраженном синдроме. Требуется лечение у психотерапевта или психиатра.

Патология мышления часто провоцирует нарушение эмоционального фона (депрессию, эйфорию, апатию). Любое нарушение мыслительного процесса должно наблюдаться специалистом. При необходимости проводится психокоррекция или медикаментозная терапия. Игнорирование патологии мышления может привести к возникновению стойкой психической патологии и стать причиной серьезных проблем для обществ или больного.

Диагностика мышления подразумевает определение типа возбуждения мозговой деятельности и особенности мыслительных процессов. Учитывается и умение решать актуальные задачи. Развитие речи и мышления тесно связаны и начинаются с раннего возраста.

При задержке речевого развития наблюдается и нарушение мыслительной деятельности. Важно вовремя заметить отклонение и начать тренировку мышления, используя доступные приемы развития мышления (игровая, действенная, обучающая).

Развитие (упражнения для тренировки)

Развитие мышление начинается с раннего возраста. При рождении младенец не обладает способностью мыслить, однако уже к году формируется начало мыслительных процессов. Для развития мышления необходимы знания, опыт, память. В процессе развития ребенок накапливает необходимые компоненты через познание окружающего мира и у него начинает проявляться простейшее мышление.

Скорость и качество становления мыслительных процессов зависит от того, насколько этому вопросу уделяют внимание родители. С ребенком необходимо постоянно заниматься для быстрого формирования и закрепления навыков мыслить.

Способность формировать мысли побуждает к самообучению и познанию. Развитие мышления происходит непрерывно от рождения до полного угасания в процессе общения. Деятельности, освоении нового в быту формирует подсознание человека. На каждом жизненном этапе оно имеет свои особенности:

  • Для детей раннего возраста мышление наглядно-действенное. Все процессы, направленные на выполнение простейших задач (взять игрушку, открыть коробочку, принести что-то или достать). Ребенок думает, действует, развивается. Этот непрерывный процесс познается в повседневности как через игру, так и через необходимость достижения определенных действий.
  • При овладении речью ребенок учится обобщению и постепенно его мыслительный процесс выходит за рамки наглядно-действенного. Мышление и речь находятся в тесной связи, речь человека способствует развитию абстрактного мышления, способности обобщать предметы и явления, выявлять суть на основе полученных знаний. Речь у взрослых является главным способом передачи опыта и навыков, что значительно облегчает обучение.
  • Расширение речи позволяет выражаться словами, ребенок больше уходит в сторону образного и абстрактного мышления. На этом этапе формируется фантазия. Развиваются творческие способности.
  • Школьники учатся оперировать знаниями, полученными словесно (предметы общего образования). Практическое закрепление опытом отсутствует. Этот этап учит делать выводы на основании логической связи и накопленных знаний о предметах и явлениях. Различные методики школьной программы повышают эффективность и скорость оперирования понятиями и достижения умозаключения в короткие сроки при наличии недостаточных знаний о предмете или явлении.
  • Старшие классы способствуют формированию абстрактного мышления. Изучение и разбор художественной литературы провоцирует развитие мышления и воображения.

Чем старше становится ребенок, тем больше методов мышления задействованы в ежедневном процессе. Основным средством развития мышления детей является обучение, включающее формирование речи, изучение предметов и явлений путем словесной передачи данных и формирование абстрактного мышления и воображения на основе художественной литературы, творчества (рисование, вязание, вышивка, резьба по дереву).

Этапы развития мышления напрямую зависят от освоенного раннее и уровня интеллекта. Обычно соответствует возрастным категориям.

В накоплении понятийной базы выделяется несколько уровней: чем выше уровень развития, тем легче человеку дается обобщение или анализ явлений (или предметов), проще находится решение вопроса:

  • Первый уровень характеризуется способностью обобщить простые понятия, накопленные личным опытом или усвоенные при подаче в словесной форме.
  • Вторая фаза ознаменована расширением понятийного мышления.
  • Третий уровень характеризуется возможностью дать более четкие понятия условий, определить конкретные признаки и подкрепить сказанное конкретными примерами из жизни, подходящими по смыслу и условиям задачи.
  • Четвёртый уровень - это наивысшая ступень понятийного мышления, при котором индивид обладает полными знаниями о предмете или явлении и с легкостью определяет его положение в окружающем мире, с указанием взаимосвязи и отличий.

Важно! Чем выше уровень познания понятий, тем четче становится суждение и проще достигается умозаключение.

Виды мышления

Мышление представляет наивысшую форму познавательной деятельности человека. Благодаря процессам, происходящим на подсознательном и сознательном уровнях, человек формирует понятия об окружающем мире и явлениях. Находит решения поставленных жизнью задач.

Все процессы мыслительной деятельности делятся в зависимости от целей и вариации мировоззрения. Способы мышления различны и позволяют находить выход из любой ситуации при разном подходе к решению проблемы. Основные виды мышления человека:

Критическое мышление

Используется для оценки найденных в процессе мышления решений относительно возможности их применения на практике. позволяет выбрать наиболее верный путь решения и оценить реальность его реализации.

Позитивное мышление

Представлено принятием удачи и добра. Человек, обладающий , воспринимает всё в радужных тонах, всегда сохраняет веру в лучший исход и возможность найти выход из любой ситуации.

Абстрактное мышление

Позволяет отречься от деталей и взглянуть на ситуацию или проблему в целом. Развивать его необходимо с раннего возраста. Выраженное характеризует быстрота мышления и нестандартный подход.

Особенностью умения абстрагировать можно отметить способность быстро находить суть в незнакомой ситуации, за короткое время собрав всю информацию. Что позволяет находить решение в любой ситуации.

Логическое мышление

Это обработка имеющейся информации с уклоном на причинно-следственную связь. В человек использует уже имеющиеся знания путем обработки их в определенной последовательности.

Итогом такого мышления будет нахождение наиболее правильного решения при определенной задаче. Оно позволяет сделать выводы, определиться с дальнейшей тактикой и найти решение в ситуации, требующей быстрых действий.

Когда нет времени и возможности всесторонне изучать предмет и детально разрабатывать тактику решения задачи, логическое мышление позволяет быстро наметить путь разрешения и начать действия незамедлительно.

Клиповое мышление

Это особенность восприятия, основанная на формировании суждения на основе коротких ярких образов, выхваченных из контекста. Люди, обладающие , способны формировать суждение на основе коротких новостей клипов или отрывков из новостей.

Присуще современному поколению молодых и позволяет быстро найти интересующую информацию, не вникая в особенности и детали. Оно характеризуется поверхностью и мало информативностью. Недостатком такого типа будет снижение концентрации внимания, неспособностью всесторонне изучать поставленную задачу.

Креативное мышление

Позволяет находить решения, не признанные обществом. Отклонение от шаблонов, неординарный подход - это его главные особенности. Благодаря отличному от ожидаемого решению, люди с находятся в выигрыше при равных условиях с людьми мыслящими шаблонами.

Оно позволяет людям творческой профессии создавать что-то новое и неповторимое, а бизнесменам находить решения, казалось бы, неразрешимых задач. Люди с креативным мышлением часто имеют и поведенческие отклонения в сравнении с общим принципом.

Наглядно-образное мышление

Позволяет быстро получить результат, благодаря мгновенной обработке информации на основе зрительных образов. Образное решение формируется мысленно и доступно людям, способным создавать зрительные картины достаточно полно.

Данный вид мышления не основан на практических фактах. Тренируется с детского возраста путем запоминания предмета с последующим наиболее полным воссозданием его описания. находятся в тесной связи и легко тренируются в детском возрасте в игровой и творческой деятельности.

Системное мышление

Позволяет определить связи разобщенных предметов и явлений. Все элементы находятся во взаимной связи друг с другом. Умение их познавать и воссоздавать позволяет спроецировать результат еще в начале.

Благодаря системному подходу можно определить различные направления развития событий и выбрать наиболее подходящий или определить совершенную ошибку в действиях и найти решение.

Человек, обладающий , способен упрощать решение задачи, изучать реальность с различных точек зрения и менять свои убеждения в процессе жизнедеятельности.

Все это позволяет приспособиться к постоянно меняющемуся окружению и выйти из любой ситуации с наименьшими потерями.

Пространственное мышление

Ориентация в пространстве возможна благодаря . Это способность ориентироваться на месте и воспринимать окружающее как единое целое, воссоздавая в памяти расположение объектов относительно друг друга и самого человека, независимо от точки, в которой он находится.

Оно начинает формироваться в возрасте 2-3 лет и может развиваться на протяжении всей жизни.

Стратегическое мышление

Это способность индивида заранее спрогнозировать результат активности в определенном направлении (действии) не только личных, но и оппонента. Развитое позволяет просчитывать шаги противника и действовать на опережение, достигая. тем самым. высоких результатов.

Аналитическое мышление

Это способность получить максимум информации из имеющегося минимального материала посредством анализа каждой составляющей предоставленных данных. Посредством логических умозаключений человек прогнозирует разные варианты при рассмотрении вопроса с нескольких точек зрения, что позволяет найти наиболее оптимальное решение.

Люди, обладающие , говорят, что они сперва все хорошо обдумают, потом сделают. Пословица «семь раз примерь, один отрежь» является руководством для людей с аналитическим складом ума.

Творческое мышление

Характеризуется умением создавать субъективно новое на основе уже существующего. Помимо получения отличного от первоначального явления или объекта позволяет собирать информацию путями, выходящими за рамки шаблонов, что позволяет получить решение задачи быстро и качественно. Оно относится к продуктивной группе и легко развивается в детском возрасте.

Латеральное мышление

Позволяет качественно решить задачу, исследовав объект или явления с разных сторон и под разным углом. В латеральном мышлении используется не только накопленный опыт и знания, но и интуитивные способности, иногда идущие вразрез с научными представлениями.

Опираясь на опыт и собственные чувства, человек может не просто найти выход из ситуации, но и получить удовольствие в ходе решения даже сложных задач. Как правило лица, пользующиеся , выбирают творческий подход и неординарный тип решения проблемы что позволяет добиться наивысших результатов.

Ассоциативное мышление

Это способность мозга создавать разнообразные яркие образы, связанные с предметом или явлением, что позволяет изучить условия проблемы не только на понятийном ровне, но и подключить эмоциональный фон и чувственный, сформировать собственное отношение к проблеме и наполнить различными красками.

При развитом человек способен связывать различные ситуации, не имеющие ничего общего с определенным предметом. Так, например, люди могут связывать какие-то события личной или общественной жизни с какой-либо мелодией или фильмом.

Благодаря этому человек способен находить нестандартные решения проблемы и создавать что-то качественно новое на основе уже существующего.

Дивергентное и конвергентное мышление

Дивергентное характеризуется способностью личности найти множество решений, имея одни исходные данные. Противоположностью является конвергентное - фокусировка на одном варианте развития события с полным отклонением возможности других вариантов решения проблемы.

Развитие позволяет подобрать множество вариантов решения проблемы, выходящих за рамки общепринятых, и выбрать наиболее оптимальный путь действий, способный быстро привести к желаемому результату при наименьшей затрате энергии и средств.

Нестандартное мышление

Позволяет находить необычный вариант решения проблемы в любой ситуации. Главная ценность заключается в способности найти выход из «безвыходной ситуации» когда стандартные методы не работают.

Саногенное и патогенное мышление

Направленно на оздоровление, патогенное же наоборот ведет к болезням в силу своего разрушительного влияния. Патогенный вид определяется склонностью человека прокручивать негативную ситуацию множество раз спустя время, что приводит к возникновению отрицательных эмоций (гнев, обида, злость, безысходность). Лица с патогенным типом склоны винить себя в случившемся и постоянно страдать, прокручивая плохую ситуацию.

Обладатели саногенного мировоззрения способны абстрагироваться от негатива и создавать комфортный эмоциональный фон, они не зависят от стрессовых ситуаций.

Рациональное и иррациональное мышление

Представлены двумя противоположностями. Первый тип основан на строгом следовании логике и имеет четкую структуру, что позволяет находить решение большинства жизненных ситуаций.

Второй тип характеризуется обрывочными суждениями при отсутствии четкого мыслительного процесса.

Люди с перескакивают с одного на другое, позволяя мыслям двигаться хаотично. Рационально мыслящий человек всегда всё тщательно обдумывает, выбирает наиболее логически выверенный путь решения проблемы. Иррационалисты же напротив полагаются на чувства и эмоции.

Понятийное мышление

Формируется у детей школьного возраста и заключается в формировании неких истин, не требующих доказательств. исключает возможность рассмотрения предмета или явления под разными углами в силу формирования определенного клише. Оно исключает инакомыслие и творческий подход в решении проблемы.

Научное мышление

Представляет собой стремление к познанию сути предмета или первопричины явления. Характеризуется системностью, требует сбора доказательной базы и носит объективный характер. Преимущество в способности изучать процессы окружающего мира и использовать полученный результат во благо общества или себя.

Стереотипное мышление

Представлено склонностью оценки событий и явлений по общепринятым стандартам без включения логики или творчества. Оно позволяет социализироваться, однако убивает в человеке индивидуальность и делает его не только предсказуемым, но и легко внушаемым.

Развитие мышления и воображения - это главный метод борьбы со и формирования способности самостоятельно решать задачи и находить выход из ситуаций. Снижает эффективность процесса из-за неумения действовать в ситуациях, не описанных в инструкции.

Когнитивное мышление

Характеризуется высоким уровнем развития всех видов процессов мыслительной деятельности что позволяет собрать и проанализировать информацию, оценить все под различным углом, применить логический подход и при этом действовать интуитивно и на основании эмоций.

Позволяет решать множество задач, используя наиболее эффективный метод при учете всех факторов ситуации (или явления) в соответствии с зависимыми и независимыми развитиями событий.

Почему-то люди часто или сетуют на , но никто не жалуется на мышление. И вообще, создается впечатление, что сама необходимость развития мышления нас заботит мало. Вам не кажется это странным? Для основной массы людей процесс рождения мысли не менее таинственный, чем зарождение Галактики. А ведь мышление еще и разное бывает. Но прежде чем говорить о видах мышления, давайте разберемся, что это такое.

Каждую секунду человек получает разнообразную информацию из внешнего мира. Результатом работы наших органов чувств являются зрительные образы, звуки, запахи, вкусовые и тактильные ощущения, данные о состоянии организма. Все это мы получаем в результате непосредственного чувственного . Это первичная информация, строительный материал, с которым работает наше мышление.

Процесс переработки сенсорных данных, их анализ, сравнение, обобщение, умозаключения – и есть мышление. Это высший познавательный процесс, в процессе которого создается новое, уникальное знание, та информация, которой нет в нашем чувственном опыте.

Примером такого рождения нового знания может служить простейшая конструкция – силлогизм, состоящий из двух посылок – эмпирического (данного в непосредственном опыте) знания и одного умозаключения – вывода.

  • Первая посылка: все студенты зимой сдают экзамены.
  • Вторая посылка: Иванов – студент.
  • Умозаключение: Иванов зимой сдает экзамены.

Вот умозаключение и есть результат элементарного мышления, ведь мы не знаем, сдает ли Иванов зимой экзамены, но это знание получаем с помощью рассуждений. Хотя, конечно, чаще всего процесс рождения мысли бывает более сложным и даже запутанным.

Рождение мысли

То, что мысли рождаются в голове, точнее, в головном мозге, знают все. Но ответить на вопрос, как это происходит, непросто.

Главную роль в мышлении и в целом в психической деятельности играют нервные клетки - нейроны. А их у нас не менее триллиона, и каждый нейрон – это целая фабрика по переработке данных. Он многочисленными нервными волокнами связан с другими нейронами и обменивается с ними электрохимическими импульсами, несущими информацию. Причем скорость передачи этой информации 100 м/сек. Именно этот скоростной обмен данными и есть мышление, недаром же в древности считали, что быстрее всего на свете мысль человека.

Если представить процесс мышления в виде яркого образа, то он напоминает фейерверк. Сначала вспыхивает одна звездочка – импульс или сигнал от внешнего раздражителя. Затем он по цепи нервных клеток рассыпается вширь и вглубь новыми вспышками активности, охватывая все большее пространство головного мозга.

Интересно, что проходя по нейронным цепям головного мозга, импульс должен преодолевать определенные «препятствия» в местах соединения нервных волокон. Но каждый последующий сигнал по этому пути уже пройдет намного легче. То есть чем больше мы думаем, чем чаще заставляем мозг работать, тем легче становится процесс мышления.

Знания, конечно, имеют высокую ценность. Но они необходимы в первую очередь как материал для мышления. Умнее мы становимся не тогда, когда получаем новые знания, а тогда, когда их осмысливаем, включаем в деятельность, то есть думаем.

Тайна двух полушарий: правополушарное и левополушарное мышление

В каком виде рождается мысль в нашей голове? Ответить на этот вопрос непросто, так как мысль – это процесс и продукт обработки информации, а информация в головном мозге существует в двух видах.

  1. Сенсорные и эмоциональные образы. Из внешнего мира она поступает в виде чувственных образов: звуков, цветов, картинок, запахов, тактильных ощущений и т. д. Очень часто эти яркие образы еще и эмоционально окрашены.
  2. Абстрактные знаки – слова, цифры, словесные конструкции, формулы и т. д. Слова могут обозначать (замещать) любые чувственные образы или носить абстрактный характер, как, например, цифры.

Ученые говорят, что человек мыслит на двух языках – на языке слов и на языке образов. Выделяют даже особый вид мышления – понятийное, то есть словесное. Причем центры, отвечающие за понятийное и образное мышление, находятся в разных полушариях головного мозга, и два эти вида информации обрабатываются по-разному. За операции нашего сознания со словами и цифрами отвечает левое полушарие головного мозга, а за операции с чувственными образами – правое. Кстати, в правом же полушарии находится и центр творческих способностей, оно связано с интуицией и подсознанием.

Известный физиолог И. П. Павлов считал, что среди нас есть люди, у которых ярко выражен один из двух типов психической деятельности:

  • правополушарные – это художественный тип, мыслящий с опорой на образы и чувственное восприятие;
  • левополушарные – мыслительный тип, лучше оперирующий понятиями, абстрактными знаками.

Однако не стоит всех людей делить на эти два типа. Большинство из нас относятся к среднему типу и в мыслительной деятельности используют и слова, и образы. А в зависимости от цели, задачи, стоящей перед нами проблемы, активизируется или правое, или левое полушарие.

Вообще у взрослого полноценно развитого человека представлены все виды и типы мышления, в том числе три его основных вида:

  • наглядно-действенное;
  • образное;
  • абстрактно-логическое.

Хоть формируются все эти три вида мышления не сразу.

Наглядно-действенное мышление

Это самый древний вид мыслительной деятельности, возникший у первобытных предков человека и первым формирующийся у маленького ребенка. А еще, как считают ученые, именно этот вид мыслительной деятельности есть у высших животных.

Мышление называют опосредованной психической деятельностью, потому что, в отличие от непосредственно-чувственного восприятия, в нем используются «посредники» - образы или слова. А наглядно-действенное мышление отличается тем, что в качестве таких «посредников» в нем выступают материальные объекты. Этот вид мышления возникает только в процессе предметной деятельности, когда человек манипулирует предметами.

Ручное мышление детей

Думаю, все видели, как играет маленький ребенок 2-3 лет: составляет башню из кубиков, собирает пирамидку, складывая колесики по размеру, а то и откручивает колеса у новой машинки. Это не просто игра. Малыш так размышляет и развивается умственно. Пока ему доступно только наглядно-действенное мышление, вот и мыслительные операции у него принимают вид предметной, манипулятивной деятельности:

  • Сравнение – выбор подходящего по размеру кружочка или кубика.
  • Синтез – составление из отдельных элементов-кубиков единого целого – башни.
  • Ну, и анализ, когда малыш разбирает целую вещь (машинку или куклу) на отдельные составляющие.

Ученые называют наглядно-действенное мышление предмышлением, подчеркивая, что непосредственно-чувственного в нем больше, чем опосредованного. Но это очень важный этап развития мыслительной деятельности, в том числе умственного развития ребенка.

Наглядно-действенное мышление у взрослых

Нельзя считать этот вид мышления примитивным или неполноценным. У взрослых людей он тоже присутствует и активно участвует в предметной деятельности. Например, мы его используем, когда варим суп, копаем грядки на огороде, вяжем носки или чиним кран в ванной. А у некоторых этот тип мышление даже временами преобладает над абстрактно-логическим и образным. Таких людей называют мастерами «от Бога», говорят, что у них «золотые руки».

Именно, кстати, руки, а не голова. Потому что такие люди могут починить сложный механизм, совершено не разбираясь в принципе его работы. Для этого им нужно просто его разобрать, а потом собрать. Разбирая, они поймут, из-за чего поломка, а собирая, исправят ее, да еще и усовершенствуют агрегат.

Наглядно-образное мышление

Основными инструментами наглядно-образного мышления являются образы, как результат чувственного восприятия и осмысления действительности. То есть образ – это не фотографический отпечаток объекта, а результат работы нашего мозга. Поэтому он в той или иной степени может отличаться от оригинала.

Роль образов в мыслительной деятельности

Наше мышление оперирует тремя видами образов.

  1. Образы-восприятия, связаны с непосредственной деятельностью наших органов чувств: визуальные картинки, звуки, запахи и т. д. Это тоже не фотографические копии реальности, ведь мы можем что-то не расслышать, не увидеть каких-то деталей – мозг домыслит, дополнит недостающее.
  2. Образы-представления – это образная информация, которая хранится в нашей памяти. И при сохранении образы становятся еще менее точными, так как не слишком значимые и важные детали утрачиваются или забываются.
  3. Образы-воображения являются результатом деятельности одного из самых таинственных познавательных процессов. С помощью воображения мы можем воссоздать по описанию или придумать образ никогда не виденного существа или объекта. Однако и эти образы связаны с реальностью, так как являются результатом переработки и комбинирования хранящейся в памяти информации.

Все три вида образов активно участвуют в познавательной деятельности, даже если речь идет об абстрактно-логическом мышлении. Без этого вида информации невозможно ни решение задач, ни творчество.

Специфика образного мышления

Образное мышление – более высокая ступень мыслительной деятельности, но оно тоже не слишком нуждается в словах. Ведь даже такие абстрактные понятия, как «любовь», «ненависть», «верность», «обида» мы можем осмыслить через образы и чувства.

У ребенка образное мышление начинает формироваться где-то в 3 года, а пиком его развития считают 5-7 лет. Недаром это время называют возрастом фантазеров и художников. На данном периоде развития дети уже хорошо владеют речевой деятельностью, но слова совсем не мешают образам, они дополняют и уточняют их.

Считается, что язык образов сложнее языка слов, потому что образов намного больше, они разнообразны, окрашены многочисленными оттенками чувств. Поэтому слов для обозначения всех образов, участвующих в нашем мышлении, не хватает.

Образное мышление является основой высшего познавательного процесса – творчества. Оно присуще не только художникам, поэтам, музыкантам, но и всем тем, кто имеет высокий уровень креативности и любит изобретать новое. Но у основной массы людей наглядно-образное мышление отходит на второй план, уступая первенство абстрактно-логическому мышлению.

Абстрактно-логическое мышление

Этот вид мышления считается высшим, ему специально обучают детей в школе, и нередко уровень его развития отождествляется с интеллектом. Хоть это и не совсем правильно, потому что без участия образного мышления с помощью только логического можно решать лишь элементарные задачи – пусть и сложные, но имеющие одно единственно верное решение. Таких задач много в математике, а вот в реальной жизни они встречаются нечасто.

Но абстрактно-логическое мышление ценно еще и тем, что позволяет оперировать абстрактными понятиями, не имеющими опоры на реальные образы, такими, например, как функция, дифференциал, справедливость, совесть, объем, длина и т. д.

Инструменты логического мышления

Этот вид мышления тесно связан с речевой деятельностью, поэтому предпосылки для его развития появляются у детей, когда они полностью овладели речью. В качестве инструментов логического мышления выступают слова и словесные конструкции – предложения. Само название этого вида мышления происходит не столько от слова «логика», сколько от греческого «логос» - слово, понятие, мысль.

Слова в абстрактно-логическом мышлении заменяют образы, действия, чувства. Это позволяет мыслить отвлечено, абстрактно, вне связи с конкретной ситуацией или объектом. Животные, даже высшие, не наделенные способностью к речевой деятельности, такой возможности лишены.

Процесс абстрактно-логического мышления иногда называют внутренней речью, так как он протекает в словесной форме. Причем, если размышления (внутренняя речь) не приносят успеха в решении проблемы или осмыслении вопроса, то психологи рекомендуют переходить на внешнюю речь, то есть на рассуждения вслух. В этом случае человек уже не будет отвлекаться на случайно и спонтанно возникающие образы и ассоциации.

Особенности абстрактно-логического мышления

Мы говорили, что образное мышление объемно, многопланово и позволяет видеть ситуацию или проблему в целом, масштабно. В отличие от него, абстрактно-логическое мышление дискретно, так как состоит из отдельных кирпичиков, элементов. Такими кирпичиками и являются слова и предложения. Использование слов позволяет организовать мышление, упорядочить его. Такая организация делает смутные, расплывчатые мысли более четкими, ясными.

А еще логическое мышление линейно, оно подчинено законам алгоритма, которые требуют последовательно переходить от одной мыслительной операции к другой. Самое главное для него – последовательное выстраивание рассуждений.

Развитие абстрактно-логического мышления

Подобный способ мышления может вызывать затруднения, когда мысли начинают путаться, словно разбегаться в разные стороны, или мельтешить как комары летним вечером. Не успевает человек серьезно продумать одну мысль, а ее сменяет следующая, причем часто не связанная с основной проблемой. Или осеняет гениальная идея, вспыхивает на мгновение и улетает прочь, чтобы затеряться в лабиринте извилин. И так жалко бывает, ведь мысль-то неплохая, дельная! Только ведь не поймать ее уже. Эта бестолковая «ловля мыслей» раздражает, утомляет и вызывает желание махнуть рукой на эти хаотичные мысли и поискать готовое решение в интернете. Причина подобных затруднений проста – отсутствие навыка мыслительной деятельности. Мышление, как и любая другая деятельность, нуждается в постоянных тренировках.

Знаете поговорку: «Кто ясно мыслит, тот ясно говорит»? Этот закон можно прочитать наоборот. Логическое мышление требует хорошо развитой, четкой, упорядоченной речи. Но этого недостаточно. Если образное мышление спонтанно, стихийно, интуитивно и зависит от вдохновения, то упорядоченное логическое подчиняется строгим законам, которые были сформулированы еще в эпоху Античности более 2 тысяч лет назад. Тогда же возникла и особая наука, изучающая законы мышления – логика. Знание законов и правил мыслительной деятельности – обязательное условие овладения логическим мышлением.

И хоть этот вид мышления считается высшим, но ограничиваться им не стоит. Это не панацея и не уникальный многофункциональный инструмент. Наиболее эффективно вставшую перед нами проблему можно решить, подключая образное мышление.

Творческое мышление

Есть и еще один вид, который стоит несколько особняком. Изучать его начали сравнительно недавно, но исследования уже доказали принципиальную значимость этого вида мышления не только для полноценной жизни человека, но и для развития человеческой цивилизации. Это . Но о нем стоит поговорить отдельно.

Мышление (англ. thinking) - психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Мышление постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества.

Мышление - это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. В генезе мышления важнейшую роль играет понимание (людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности).

Мышление без-образное (англ. imageless thought) - мышление, «свободное» от чувственных элементов (образов восприятия и представления): понимание значения вербального материала сплошь и рядом происходит без возникновения в сознании каких бы то ни было образов (вюрцбургские психологи).

Мышление визуальное (англ. visual thinking):

1. Способ решения интеллектуальных задач с опорой на внутренние визуальные образы (представления, воображения (А. Р. Лурия «Маленькая книжка о большой памяти» (1968)).

2. Вид творческого мышления, продуктом которого является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым.

Мышление дискурсивное (discursus - рассуждение) - опосредствованное прошлым опытом речевое мышление человека. Словесно-логическое, или вербально-логическое, или абстрактно-понятийное, мышление. Выступает как процесс связного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей. Наиболее подробно разновидности и правила (нормы) дискурсивного мышления изучаются в логике.

Мышление комплексное (англ. complex thinking) - мышление ребенка и взрослого, осуществляемое в процессе своеобразных эмпирических обобщений, основанием для которых служат отношения между вещами, открывающиеся в восприятии.

Мышление наглядно-действенное - один из видов мышления, выделяемый не по типу задачи, а по процессу и способу решения; решение нестандартной задачи ищется посредством наблюдения реальных объектов, их взаимодействий и выполнения материальных преобразований, в которых принимает участие сам субъект мышления. С него начинается развитие интеллекта как в фило-, так и онтогенезе.

Мышление наглядно-образное - вид мышления, который осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно-концептуальной форме.

Мышление образное - процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи.

Мышление практическое (англ. practical thinking) - процесс мышления, совершающийся в ходе практической деятельности, в отличие от теоретического мышления, направленного на решение отвлеченных теоретических задач.

Мышление продуктивное (англ. productive thinking) - синоним «творческого мышления», связанного с решением проблем: новых, нестандартных для субъекта интеллектуальных задач. Самая трудная задача, стоящая перед человеческой мыслью, - это задача познать самого себя.

Мышление теоретическое - основными компонентами являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия. Ее интенсивному развитию у ее субъектов способствует учебная деятельность.

Мышление технократическое - (англ. technocratic thinking) - мировоззрение или менталитет, существенными чертами которого являются примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники (и психотехники) над человеком и его ценностями. Это рассудок, которому чужды Разум и Мудрость. Не существует абсолютных категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства. Существенная особенность Т. м. - взгляд на человека как на обучаемый программируемый компонент системы, как на объект самых разнообразных манипуляций, а не как на личность, для которой характерна не только самодеятельность, но и свобода по отношению к возможному пространству деятельностей.