Огэ биология подготовка по заданиям темы теория. Что надо знать к ОГЭ по биологии, чтобы сдать его? Уровни организации жизни

«СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К ОГЭ

ПО БИОЛОГИИ 2016»

Буланова И. И.

учитель МКОУ СОШ №4 с.Киевка

Проблема, которую надо решить каждому учителю, целенаправленно готовящему своих учеников к сдаче ОГЭ - это предупредить затруднения при сдаче экзамена. Для этого надо грамотно организовать учебно-познавательную деятельность выпускника. Кроме того, нужно уметь выбрать из содержания учебного предмета важные, ключевые моменты, на которых заостряется внимание составителей КИМов ОГЭ.

Итак, с чего начать и как спланировать подготовку школьника к ОГЭ по биологии?

В зависимости от уровня подготовки, проверка которого осуществляется на первом занятии, необходимо для каждого учащегося составить индивидуальный учебный план, и потом обучение осуществлять по индивидуальным образовательным траекториям.

При этом учитываем, что наиболее эффективная подготовка учащихся к итоговой аттестации осуществляется не в процессе их «натаскивания» при решении заданий ОГЭ прошлых лет, а через систематическую работу, направленную на достижение всего спектра задач школьного курса биологии, обозначенных в Государственном образовательном стандарте по биологии.

Лучше вести подготовку по блокам, с пробным тестированием по блокам (допуски),для конкретных школьников можно блоки «переставлять местами».

С учащимися, имеющими хорошую базу знаний, подготовку к экзамену по биологии лучше начинать с блока «Биология - наука о живой природе»,

а затем приступать к изучению (повторению) блока «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира»,

Со школьниками с низким уровнем подготовки целесообразнее начинать повторение с раздела «Ботаника», или «Зоология» или предварять повторением цитологии. Так как для подготовки учащихся к ОГЭ по биологии следует ориентироваться не только на базовый, но и на профильный уровень, то основное внимание должно быть направлено на овладение выпускниками основным содержанием курса биологии: важнейшими биологическими теориями, законами, закономерностями,

понятиями и фактами.

Перед учителем стоит вопрос: с чего начинать и когда начинать подготовку к ОГЭ?

В 6 классе, начиная с первых уроков, я использую самые простые формы тестовых заданий, по определению правильного ответа их двух или трех ответов.

Во втором полугодии 6 класса начинаю использовать тесты «Установи соответствие»

при изучении темы «Систематика растений».

Результаты экзаменов показывают, что наиболее трудным является задание на соотнесение одного элемента с другим и на установление последовательности процессов или явлений.

Учить выполнять подобные задания нужно следующим образом:

Сначала учащиеся должны выбрать те варианты ответов, которые у них не вызывают сомнений;

Остальные ответы, по которым имеются сомнения, можно сортировать по следующим критериям: внешнее или внутреннее строение, процесс, явление, понятие, термин, факт. Такой анализ позволит определить логические пары, из которых можно выбрать уже правильные ответы.

Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого этот признак характерен.

В 7 классе начинаю использовать задания «Выбери три ответа из шести»:

А также задания «Вставь пропущенное слово»:

Выполнение задания, требующего вставить в тематический текст недостающие биологические термины, следует начинать с определения области биологии, о которой идет речь в тексте, после чего стоит внимательно познакомиться с предлагаемыми терминами на предмет их определения и соответствия предложенному тексту.

Выполняя задание, направленное на нахождение и исправление ошибок в коротком тексте, состоящем из шести предложений, объединенных одной темой, учащийся должен помнить, что в каждом ошибочном предложении сделана только одна ошибка.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Кольчатые черви – это наиболее высокоорганизованные животные среди других типов червей. 2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему. 3. Тело кольчатого червя состоит из отдельных сегментов. 4. Полость тела у кольчатых червей отсутствует. 5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным кольцом и спинной нервной цепочкой.

Технология выполнения таких заданий подразумевает два этапа. На первом этапе находятся и указываются ошибки На втором этапе необходимо сформулировать неверные утверждения правильно. В случае, когда все ошибки найдены, указаны и исправлены, можно говорить о полностью выполненном задании.

Уже с 7 класса применяю все формы тестовых заданий, которые встречаются в КИМах на ГИА в 9 классе.

Тесты использую на разных этапах урока: и во время проверки домашнего задания, и в момент актуализации знаний, и на этапах изучения и закрепления нового материала.

Большое внимание уделяю выполнению заданий с рисунками, что заставляет школьников более серьезно относиться к иллюстрациям учебника, использовать их не только для конкретизации учебного материала, но и в качестве дополнительного источника знаний.

В 6-7 классах учащиеся легко справляются с рисуночными заданиями на узнавание биологических объектов, приближенными к уровню первой части КИМов:

Представитель какого отдела царства Растения изображен на рисунке?

2) Покрытосеменные

3)Плауновидные

4)Моховидные

В 8 классе при изучении анатомического материала больше времени отвожу

рисункам с более сложными задании, соответствующими уровню С:

На рисунке представлена схема строения сердца Под какими цифрами указаны следующие структуры

левое предсердие ____

правое предсердие__

левый желудочек____

правый желудочек___

аорта______________

легоч ные артерии___

легочные вены______

полые вены_________

Все текущие и тематические контрольные работы провожу в тестовой форме, приближенной к ОГЭ, с заданиями трёх уровней (А, В, С). В контрольные работы включаю и задания на ранее пройденный материал, который при изучении предыдущих тем вызвал затруднения.

Перед тематической контрольной работой на обобщающем уроке провожу фронтальную работу по тренировочному тестированию (вопросы, подобные контрольной работе): на каждую парту раздаю карточки

Очень важно научить учащихся распределять время на выполнение работы, научить технологии работы с тестами, умению делать выбор.

При подготовке к ЕГЭ большое значение имеет и самостоятельная подготовка выпускников дома, а этому тоже должен научить учитель, начиная с первых уроков биологии. Сначала это самостоятельная работа учащихся на уроках под руководством учителя как групповая, так и индивидуальная, затем лабораторные работы.

Анализ текущих контрольных работ, пробных репетиционных экзаменов, ОГЭ показывает, что учащиеся испытывают трудности в систематике растений и животных, характеристике типов и классов. По курсу “Человек” допускаются ошибки в темах “Кровообращение”, “Органы чувств”, “Высшая нервная деятельность”. Слабо отвечают на вопросы практической направленности, испытывают трудности в заданиях с рисунками..

Подготовку к аттестационному экзамену по выбору начинаю с первой четверти в 9 классе провожу ее по нескольким направлениям.

Направления работы при подготовке к государственной (итоговой) аттестации в форме ОГЭ

1.Первое направление это внеурочная работа с учащимися на консультациях. В рамках консультаций весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбиваю на крупные темы на основе кодификатора элементов содержания к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ОГЭ.

В процессе повторения разделов «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» и «Животные» основное внимание уделяю работе с изображениями организмов и их отдельных частей. Учащиеся должны научиться узнавать наиболее типичных представителей животного и растительного мира, определять их принадлежность к типу, отделу, классу

В системе повторения центральное место занимает раздел «Человек и его здоровье», так как и в предыдущие годы, половину всех заданий составят вопросы, проверяющие знания строения, жизнедеятельности и гигиены человека. Экзамен начинается с чтения и осмысления вопроса, при подготовке учащихся к экзамену на консультациях учимся читать формулировки вопросов, обращать внимание на глубину постановки проблемы, на диагностические функции задания.

2. Второе направление это работа на уроках. При организации повторения планирую уроки с обязательным повторением содержания разделов курса, пройденных в предыдущие годы. Так же я провожу различные формы текущего контроля использовать задания, аналогичные заданиям ОГЭ. Основной акцент при проверке уделяю направлению на выявление следующих умений: обосновывать биологические процессы и явления, доказывать единство и развитие органического мира; сравнивать наследственность и изменчивость организмов; определять нормы здорового образа жизни, поведения человека в природе; просчитывать последствия глобальных изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязи строения и функций на уровне клеток, тканей, систем, целостного организма и экосистемы; находить причинно-следственные связи в природе; формулировать выводы на основе знаний, полученных на уроках биологии. На уроках я применяю новые информационные технологии, что позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения, а также более качественно подготовить к ОГЭ

3.Третье направление в процессе подготовки учащихся является систематическая работа непосредственно с тестовыми заданиями. В первую очередь отрабатываю и закрепляю знания и умения базового уровня. Для этих целей использую тесты, созданные мной а так же материалы, рекомендованные ФИПИ.

Для подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов я использую следующие различные учебные пособия, а так же пользуюсь материалами различных сайтов.

Перечень ресурсов Интернет

    Федеральный портал «Российское образование» - http :// www . edu . ru

    Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа - http :// www . school . edu . ru

    Интернет-поддержка профессионального развития педагогов - http :// edu . of . ru

    Портал информационной поддержки ЕГЭ - http :// www . ege . edu . ru

    Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http :// fcior . edu . ru

    Электронный каталог образовательных ресурсов - http :// katalog . iot . ru

    Единое окно доступа к образовательным ресурсам - http :// window . edu . ru

    Министерство образования и науки Российской Федерации- http :// www . mon . gov . ru /

    Российская академия образования – http :// rao . edu . ru /

    Институт новых технологий – http :// www . int - edu . ru /

    Центр модернизации общего образования - http :// apkro . ru /

    Федеральный институт педагогических измерений- http :// www . fipi . ru /

    М етодические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе - http :// www . center . fio . ru / som

    Сайт издательства «Интеллект-Центр», http :// www . intellectcentre . ru

    Подготовка к ЕГЕ, новые бланки заданий, дидактические материалы, опорные схемы - ege . On - line . info

    Репетиционная версия тестов (10 задач) - www .5 ballov . ru

Строение клетки, деление клетки, биосинтез белка. Размножение. Развитие –

Онтогенез

Свойства живых структур:

1) самообновление. Основу обмена веществ составляют взаимосвязанные процессы ассимиляции (анаболизм, синтез, образование новых веществ) и диссимиляции (катаболизм, распад);

2) самовоспроизведение. Нуклеиновые кислоты способны хранить, передавать и воспроизводить наследственную информацию, а также реализовывать ее через синтез белков. Информация, хранимая на ДНК, переносится на молекулу белка с помощью молекул РНК;

3) саморегуляция. Базируется на совокупности потоков вещества, энергии и информации через живой организм;

4) раздражимость. Связана с передачей информации извне в любую биологическую систему и отражает реакцию этой системы на внешний раздражитель

5) поддержание гомеостаза - относительного динамического постоянства внутренней среды организма

7) адаптация - способность живого организма постоянно приспосабливаться к изменяющимся условиям существования в окружающей среде;

8) репродукция (воспроизведение

9) наследственность. Благодаря наследственности из поколения в поколение передаются признаки, которые обеспечивают приспособление к среде обитания;

10) изменчивость - за счет изменчивости живая система приобретает признаки, ранее ей несвойственные

11) индивидуальное развитие (процесс онтогенеза). В ходе этого процесса проявляется такое свойство, как способность к росту, что выражается в увеличении массы тела и его размеров;

12) филогенетическое развитие. Базируется на прогрессивном размножении, наследственности, борьбе за существование и отборе. В результате эволюции появилось, огромное количество видов;

13) дискретность (прерывистость) и в то же время целостность. Каждый организм, в свою очередь, также дискретен, поскольку состоит из совокупности органов, тканей и клеток.

Белки - это полимеры, мономерами которых являются аминокислоты Функции белков:1) защитная;2) структурная;3) двигательная;4) запасная;5) транспортная;6) рецепторная;7) регуляторная;8) белки-гормоны участвуют в гуморальной регуляции;9) белки-ферменты катализируют все химические реакции в организме;10) энергетическая.

Углеводы - это моно- и полимеры, в состав которых входит углерод, водород и кислород Функции углеводов:1) энергетическая;2) структурная;3) запасающая.

Жиры (липиды) могут быть простыми и сложными. Молекулы простых липидов состоят из трехатомного спирта глицерина и трех остатков жирных кислот. Сложные липиды являются соединениями простых липидов с белками и углеводами.Функции липидов:1) энергетическая;2) структурная;3) запасающая;4) защитная;5) регуляторная;6) теплоизолирующая.

Молекула АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты) образуется в митохондриях, является основным источником энергии.

5. Биосинтез белка. Генетический код

Существует 2 вида нуклеиновых кислот - дезокси-рибонуклеиновая кислота (ДНК) и рибонуклеиновая кислота (РНК).

ДНК представляет собой спираль, состоящую из двух комплиментарных полинуклеотидных цепей, закрученных вправо. Две цепи нуклеотидов соединяются между собой через азотистые основания по принципу комплементарности: между аденином и тимином возникают две водородные связи, между гуанином и цитозином - три.

Функции ДНК:

1) обеспечивает сохранение и передачу генетической информации от клетки к клетке и от организма к организму (репликация);

2) регулирует все процессы в клетке, обеспечивая способность к транскрипции с последующей трансляцией.

Репликация происходит в синтетический период интерфазы митоза. Фермент репликаза движется между двумя цепями спирали ДНК и разрывает водородные связи между азотистыми основаниями. Затем к каждой из цепочек с помощью фермента ДНК-полимеразы по принципу комплементарности достраиваются нуклеотиды дочерних цепочек. В результате репликации образуются две идентичные молекулы ДНК. Количество ДНК в клетке удваивается. Такой способ удвоения ДНК называется полуконсервативным, так как каждая новая молекула ДНК содержит одну "старую" и одну вновь синтезированную полинуклеотидную цепь.

РНК - одноцепочечный полимер. Различают 3 вида РНК.

1. Информационная РНК (и-РНК) располагается в ядре и цитоплазме клетки, выполняет функцию переноса наследственной информации из ядра в цитоплазму клетки.

2. Транспортная РНК (т-РНК) также содержится в ядре и цитоплазме клетки, доставляет аминокислоты к рибосомам в процессе трансляции - биосинтеза белка.

3. Рибосомальная РНК (р-РНК) содержится в ядрышке и рибосомах клетки.

Биосинтез белка происходит в несколько этапов.

1. Транскрипция - это процесс синтеза и-РНК на матрице ДНК.

2. Затем происходит процессинг - созревание молекулы РНК.

Транскрипция происходит в ядре клетки. Затем зрелая и-РНК через поры в мембране ядра выходит в цитоплазму, и начинается трансляция.

3. Трансляция - это процесс синтеза белка на матрице и РНК.

Генетический код Это система кодирования последовательности аминокислот белка в виде определенной последовательности нуклеотидов в ДНК и РНК.

Единица генетического кода (кодон) - это триплет нук-леотидов в ДНК или РНК, кодирующий одну аминокислоту.

Всего генетический код включает 64 кодона, из них 61 кодирующий и 3 некодирующих (кодоны-терминаторы).

Кодоны-терминаторы в и-РНК: УАА, УАГ, УГА, в ДНК: АТТ, АТЦ, АЦТ.

Генетический код обладает характерными свойствами.

1. Универсальность - код одинаков для всех организмов.

2. Специфичность - каждый кодон шифрует только одну аминокислоту.

Доядерные прокариоты, не имеют типичного ядра. К ним относят бактерии и сине-зеленые водоросли.

Прокариоты возникли в архейскую эру. Это очень маленькие клетки размером от 0,1 до 10 мкм.

Типичная бактериальная клетка снаружи окружена клеточной стенкой, основой которой является вещество муреин и определяет форму бактериальной клетки. Поверх клеточной стенки имеется слизистая капсула, которая выполняет защитную функцию.

Под клеточной стенкой располагается плазматическая мембрана. Вся клетка внутри заполнена цитоплазмой, которая состоит из жидкой части (гиало-плазмы, или матрикса), органелл и включений.

Наследственный аппарат: одна крупная "голая", лишенная защитных белков, молекула ДНК, замкнутая в кольцо, - нуклеоид. В гиалоплазме некоторых бактерий есть также короткие кольцевые молекулы ДНК, не ассоциированные с хромосомой или нуклеоидом, - плазмиды.

Мембранных органелл в прокариотических клетках мало. Есть мезосомы - внутренние выросты плазматической мембраны, которые считаются функциональными эквивалентами митохондрий эукариот. В автотрофных прокариотах обнаруживают ламелы и ламелосомы - фотосинтетические мембраны. На них находятся пигменты хлорофилл и фикоцианин.

Некоторые бактерии имеют органеллы движения - жгутики. Бактерии имеют органеллы узнавания - пили (фимбрии).

Хроматин в виде глыбок рассеян в нуклеоплазме и является интерфазной формой существования хромосом.

В растительных клетках есть еще и хлоропласты, в которых протекает фотосинтез.

Функции и строение цитоплазматической мембраныи клеточного ядра

Элементарная мембрана состоит из бислоя липидов в комплексе с белками. Каждая молекула жира имеет полярную гидрофильную головку и неполярный гидрофобный хвост. При этом молекулы ориентированы так, что головки обращены кнаружи и внутрь клетки, а неполярные хвосты - внутрь самой мембраны. Этим достигается избирательная проницаемость для веществ, поступающих в клетку.

Функции мембранных белков: рецепторная, структурная, ферментативная, транспортная

1) барьерная (отграничение внутреннего содержимого клетки);

2) структурная (придание определенной формы клеткам);

3) защитная (за счет избирательной проницаемости);

4) регуляторная (регуляция избирательной проницаемости для различных веществ);

5) адгезивная функция (все клетки связаны между собой посредством специфических контактов (плотных и неплотных);

6) рецепторная;

Клеточное ядро состоит из оболочки, ядерного сока, ядрышка и хроматина. Ядерная оболочка состоит из двух мембран. Основные функции ядерной оболочки: обособление генетического материала (хромосом) от цитоплазмы, а также регуляция двусторонних взаимоотношений между ядром и цитоплазмой.

Ядерная оболочка пронизана порами, которые имеют диаметр около 90 нм.

Основа ядерного сока (матрикса, нуклеоплазмы) - это белки. Сок образует внутреннюю среду ядра, играет важную роль в работе генетического материала клеток.

Ядрышко - это структура, где происходят образование и созревание рибосомальных РНК (р-РНК). Гены р-РНК занимают определенные участки нескольких хромосом, где формируются ядрышковые организаторы, в области которых и образуются сами ядрышки.

Хроматин состоит в основном из нитей ДНК (40 % массы хромосомы) и белков (около 60 %), которые вместе образуют нуклеопротеидный комплекс.

8. Строение и функции митохондрий и лизосом

Митохондрии - это постоянные мембранные органеллы округлой или палочковидной (нередко ветвящейся) формы. Основные функции митохондрий:

1) играют роль энергетических станций клеткок;

2) хранят наследственный материал в виде митохон-дриальной ДНК.

Митохондрия имеет две мембраны: наружную (гладкую) и внутреннюю (образующую выросты - листовидные (кристы) и трубчатые (тубулы)).

Лизосомы - это пузырьки диаметром 200-400 мкм. (обычно). Имеют одномембранную оболочку. Основная функция - внутриклеточное переваривание различных химических соединений и клеточных структур.

Эндоплазматический ретикулум (ЭПС) - система сообщающихся или отдельных трубчатых каналов и уплощенных цистерн, расположенных по всей цитоплазме клетки. Каналы ЭПС могут соединяться с поверхностной или ядерной мембранами, контактировать с комплексом Гольджи.Шероховатая ЭПС На каналах шероховатой ЭПС в виде полисом расположены рибосомы. Здесь протекает синтез белковГладкая ЭПС На мембранах гладкой ЭПС рибосом нет. Здесь протекает в основном синтез жиров и подобных им веществ (например, стероидных гормонов), а также углеводов. По каналам гладкой ЭПС также происходит перемещение готового материала к месту его упаковки в гранулы (в зону комплекса Гольджи). Комплекс Гольджи дает начало первичным лизосомам.

10. Строение и функции немембранных структур клетки

Рибосома Это округлая рибонуклеопротеиновая частица. Диаметр ее составляет 20-30 нм. Состоит рибосома из большой и малой субъединицКлетки всех животных, некоторых грибов, водорослей, высших растений характеризуются наличием клеточного центра. Клеточный центр обычно располагается рядом с ядром.Он состоит из двух центриолей, расположенных взаимоперпендикулярно.Из центриолей клеточного центра во время деления клетки образуются нити веретена деления.Центриоли поляризуют процесс деления клетки, чем достигается равномерное расхождение сестринских хромосом (хроматид) в анафазе митоза.Внутри клетки находится цитоплазма. Она состоит из жидкой части - гиалоплазмы (матрикса), органелл и цитоплазматических включений.Гиалоплазма - основное вещество цитоплазмы. Включения - это относительно непостоянные компоненты цитоплазмы. Выделяют:1) запасные питательные вещества, которые используются самой клеткой в периоды недостаточного поступления питательных веществ извне;2) продукты, которые подлежат выделению из клетки;

Многие вирусы являются возбудителями заболеваний, таких как СПИД, коревая краснуха, эпидемический паротит (свинка), ветряная и натуральная оспа. Зрелые вирусные частицы называются вирионами. Фактически они представляют собой геном, покрытый сверху белковой оболочкой. Эта оболочка - капсид.

Гаметы Яйцеклетка - крупная неподвижная клетка, обладающая запасом питательных веществ. Размеры женской яйцеклетки составляют 150-170 мкмСперматозоид - это мужская половая клетка (гамета). Он обладает способностью к движению. Размеры сперматозоида микроскопические: длина этой клетки у человека составляет 50-70 мкм

Сперматозоид имеет головку, шейку, промежуточный отдел и хвост в виде жгутика. Почти вся головка заполнена ядром, которое несет наследственный материал в виде хроматина. На переднем конце головки (на ее вершине) располагается акросома, которая представляет собой видоизмененный комплекс Гольджи.

Оплодотворение - это процесс слияния половых клеток. В результате оплодотворения образуется диплоидная клетка - зигота, . Биологическая роль бесполого размножения Поддержание приспособленности усиливает значение стабилизирующего естественного отбора; обеспечивает быстрые темпы размножения; используется в практической селекции. Формы бесполого размножения

У одноклеточных организмов выделяют следующие формы бесполого размножения: деление, эндогонию, шизогонию и почкование, спорообразование.

Деление характерно для амебы, инфузории, жгутиковые. Сначала происходит митотическое деление ядра, затем цитоплазма делится пополам все более углубляющейся перетяжкой. При этом дочерние клетки получают примерно одинаковое количество цитоплазмы и органоидов.

Эндогония (внутреннее почкование) характерно для токсоплазмы. При образовании двух дочерних особей материнская дает лишь двух потомков. Но может быть внутреннее множественное почкование, что приведет к шизогонии.

Встречается у споровиков (малярийного плазмодия) и др. Происходит многократное деление ядра без цитокинеза. Из одной клетки образуется очень много дочерних.

Почкование (у бактерий, дрожжевых грибов и др.).

Спорообразование (у высших споровых растений: мхов, папоротников, плаунов, хвощей, водорослей).. Вегетативная форма размножения частью материнского организма.

регенерации - восстановления утраченных тканей и частей тела (у кольчатых червей, ящериц, саламандр).Половое размножение – оплодотворение, Партеногенез - дочерние организмы развиваются из неоплодотворенных яйцеклеток.Значение партеногенеза:

1) размножение возможно при редких контактах разнополых особей;2) резко возрастает численность популяции;3) встречается в популяциях с высокой смертностью в течение одного сезона.

Деление клетки. Фазы митоза:

1) профаза. Центриоли клеточного центра делятся и расходятся к противоположным полюсам клетки. Из микротрубочек образуется веретено деления, которое соединяет центриоли разных полюсов. В начале профазы в клетке еще видны ядро и ядрышки, к концу этой фазы ядерная оболочка разделяется на отдельные фрагменты. Начинается конденсация хромосом: они скручиваются, утолщаются, становятся видимыми в световой микроскоп. В цитоплазме уменьшается количество структур шероховатой ЭПС, резко сокращается число полисом;

2) метафаза. Заканчивается образование веретена деления. Конденсированные хромосомы выстраиваются по экватору клетки, образуя метафазную пластинку. Микротрубочки веретена деления прикрепляются к центромерам, или кинетохорам (первичным перетяжкам), каждой хромосомы. После этого каждая хромосома продольно расщепляется на две хро-матиды (дочерние хромосомы) которые оказываются связанными только в участке центромеры;

3) анафаза. Между дочерними хромосомами разрушается связь, и они начинают перемещаться к противоположным полюсам клетки. В конце анафазы на каждом полюсе оказывается по диплоидному набору хромосом. Хромосомы начинают деконденсироваться и раскручиваться, становятся тоньше и длиннее;

4) телофаза . Хромосомы полностью деспирали-зуются, восстанавливается структура ядрышек и интерфазного ядра, монтируется ядерная мембрана. Разрушается веретено деления. Происходит цитокинез (деление цитоплазмы). Начинается образование в экваториальной плоскости перетяжки, которая полностью делит материнскую клетку на две дочерние.

1. Амитоз - это прямое деление ядра. При этом сохраняется морфология ядра, видны ядрышко и ядерная мембрана. Хромосомы не видны, и их равномерного распределения не происходит. Ядро делится на две относительно равные части без образования митотического аппарата.Мейоз - это вид деления клеток, при котором происходит уменьшение числа хромосом вдвое и Стадии мейоза Первое деление мейоза (редукционное) приводит к образованию из диплоидных клеток гаплоидных. В профазу I, как и в митозе, происходит спирализация хромосом. Одновременно гомологичные хромосомы сближаются своими одинаковыми участками (конъюгируют), образуя биваленты. Перед вступлением в мейоз каждая хромосома имеет удвоенный генетический материал и состоит из двух хроматид, поэтому бивалента содержит 4 нити ДНК. В процессе дальнейшей спирализации может происходить кроссинговер - перекрест гомологичных хромосом, сопровождающийся обменом соответствующими участками между их хроматидами. В метафазе I завершается формирование веретена деления, нити которого прикрепляются к центромерам хромосом, объединенных в биваленты таким образом, что от каждой центромеры идет только одна нить к одному из полюсов клетки. В анафазе I хромосомы расходятся к полюсам клетки, при этом у каждого полюса оказывается гаплоидный набор хромосом, состоящий их двух хроматид. В телофазе I восстанавливается ядернаяоболочка, после чегоматеринскаяклеткаделит-ся на две дочерние.

Второе деление мейоза начинается сразу после первого и сходно с митозом, однако вступающие в него клетки несут гаплоидный набор хромосом. Профаза II по времени очень короткая. За ней наступает метафаза II, при этом хромосомы располагаются в экваториальной плоскости, образуется веретено деления. В анафазе II происходит разделение центромер, и каждая хроматида становится самостоятельной хромосомой. Отделившиеся друг от друга дочерние хромосомы направляются к полюсам деления. В тело-фазе II происходит деление клеток, в котором из двух гаплоидных клеток образуется 4 дочерние гаплоидные клетки.

Таким образом, в результате мейоза из одной диплоидной клетки образуются четыре клетки с гаплоидным набором хромосом.Биологическое значение мейоза1) является основным этапом гаметогенеза;2) обеспечивает передачу генетической информации от организма к организму при половом размножении;3) дочерние клетки генетически не идентичны материнской и между собой.Гаметогенез - это процесс образования половых клеток.Онтогенез - это процесс индивидуального развития особи от момента образования зиготы при половом размножении до конца жизни Первый этап эмбрионального развития - дробление. При этом из зиготы путем митотического деления образуются сначала 2 клетки, затем 4, 8 и т. д. Образующиеся клетки называются бластомерами, а зародыш на этой стадии развития - бластулой. При этом общая масса и объем почти не увеличиваются, Гаструляция . В это время бластомеры, продолжающие быстро делиться, приобретают двигательную активность и перемещаются относительно друг друга, формируя слои клеток - зародышевые листки из эктодермы развивается кожа и ее производные. Энтодерма дает начало органам дыхательной и пищеварительной систем. Из мезодермы формируются мышечная, хрящевая и костная ткань, органы кровеносной и выделительной систем.

Диссимиляция, или энергетический обмен, - это совокупность реакций расщепления высокомолекулярных соединений, которые сопровождаются выделением и запасанием энергии.
1 Этап Подготовительный:
происходит в лизосомах, либо в пищ. Системе сложные органические вещества расщепляются до более простых
(например, белки до аминокислот)
на этом этапе АТФ не синтезируется
2 Этап Бескислородный (гликолиз):
происходит в цитоплазме
глюкоза до 2 молекул пировиноградной кислоты
запас энергии в виде 2 молекул АТФ

3 Этап Кислородный:
происходит в митохондриях
окисление пировиноградной кислоты до CO2 и H2O
образуется 36 мол АТФ

На этой странице размещены демонстрационные варианты ОГЭ по биологии для 9 класса за 2009 - 2020 годы.

Демонстрационные варианты ОГЭ по биологии содержат задания трех типов: задания, где нужно выбрать один из предложенных ответов, задания, где нужно дать краткий ответ, и задания, где нужно дать развернутый ответ. К заданиям первого и второго типов даны правильные ответы, а к заданиям третьего типа приведены содержание правильного ответа и критерии оценивания.

В изменения:

  • Было .
  • Был уменьшен максимальный первичный балл с 46 до 45 .
  • В часть 1 были .
  • В части 2 было добавлено новое задание 27 , а .

Демонстрационные варианты ОГЭ по биологии

Отметим, что демонстрационные варианты ОГЭ по биологии представлены в формате pdf, и для их просмотра необходимо, чтобы на Вашем компьютере был установлен, например, свободно распространяемый программный пакет Adobe Reader.

Демонстрационный вариант ОГЭ по биологии за 2009 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по биологии за 2010 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по биологии за 2011 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по биологии за 2012 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по биологии за 2013 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по биологии за 2014 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по биологии за 2015 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по биологии за 2016 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по биологии за 2017 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по биологии за 2018 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по биологии за 2019 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по биологии за 2020 год

Шкала пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы
в отметку по пятибалльной шкале

  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2020 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2019 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2018 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2017 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2016 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2015 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2014 года в отметку по пятибалльной шкале .
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2013 года в отметку по пятибалльной шкале .

Изменения в демонстрационных вариантах по биологии

Демонстрационные варианты ОГЭ по биологии 2009-2014 состояли из 3-х частей: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом.

В 2013 году в в часть 2 (В) было добавлено практико ориентированное задание на соотнесение по заданному алгоритму морфологических признаков организма или его отдельных органов с предложенными моделями.

В 2014 году в демонстрационный вариант ОГЭ по биологии были внесены следующие изменения :

  • в части 1(А) на 2 было сокращено количество заданий,
  • в часть 2 (В) было добавлено новое задание с выбором трех верных ответов из шести ;
  • в часть 3(С) было включено новое задание на применение биологических знаний в практической ситуации;
  • общее количество заданий не изменилось , но максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы повысился с 43 до 46.

В 2015 году в демострационном варианте ОГЭ по биологии изменилась структура варианта :

  • Вариант стал состоять из двух частей .
  • Нумерация заданий стала сквозной по всему варианту без буквенных обозначений А, В, С.
  • Была изменена форма записи ответа в заданиях с выбором ответа: ответ стало нужно записывать цифрой с номером правильного ответа (а не обводить кружком).

В демострационных вариантах ОГЭ 2016 - 2019 годов по биологии по сравнению с демонстрационным вариантом 2015 года изменений не было.

В демострационном варианте ОГЭ 2020 года по биологии по сравнению с демонстрационным вариантом 2019 года произошли следующие изменения:

  • Было сокращено количество заданий с 32 до 30 .
  • Был уменьшен максимальный первичный балл с 46 до 45 .
  • В часть 1 были включены новые модели заданий 1 и 20 .
  • В части 2 было добавлено новое задание 27 , а задания 31 и 32 переработаны в новое задание 30 .

Экзамен по биологии в 2019 году входит в перечень дисциплин ОГЭ, которые учащийся может сдавать по выбору. В 2017-2018 учебном году биологию, как один из предметов Государственной Аттестации выбрали 30% девятиклассников. В 2019 году эта процент сдающих будет еще больше, ведь этот предмет в тендеме с химией выбирают выпускники, желающие продолжить обучение в медицинских колледжах или профильных классах.

Многие девятиклассники уверены, что сдать биологию хорошо совсем не сложно, ведь это не физика или математика с их огромным количеством формул и сложными задачи. Но, не стоит недооценивать сложность КИМов, разработанных специалистами ФИПИ, ведь они направлены на проверку знаний по всему курсу биологии, а это достаточно большой объем информации.

Дата проведения

Как и другие экзамены, ожидающие учащихся, заканчивающих в 2019 году 9 класс, ОГЭ по биологии будет проходить в три этапа. Досрочно сдать экзамен получат возможность те, кто не справился с испытаниями в 2017-2018 учебном году, а также выпускники 2019 года, имеющие вескую причину на перенос экзамена.

Основная масса учащихся во всех регионах России будут сдавать биологию в основной день, припадающий на начало июня.

Осенняя сессия – это два дополнительных шанса для тех, кто не сможет как следует подготовиться и таки умудрится не сдать экзамен с первой попытки.

Досрочный период

Основной день

Резервный день

Основной период

Основной день

Резервные дни

26.06.19 / 01.07.19 / 02.07.19

Осенняя пересдача

1 пересдача

2 пересдача

17.09.19 / 21.09.19

Формат экзамена по биологии

Все выпускники 9-х классов (независимо от географического расположения и профильности учебного заведения, в котором учатся) в 2019 году получат на ОГЭ единый набор экзаменационных билетов, разработанный ФИПИ.

Каждый билет по биологии будет включать в себя 32 разноплановых задания. Структура КИМов будет следующей:

Тип заданий

базовой сложности

краткий ответ (цифра)

повышенной сложности

множественный выбор

(3 из 6 ответов)

повышенной сложности

установить соответствие

повышенной сложности

установить последовательность биологических процессов

повышенной сложности

работа с текстом

высокой сложности

анализ статистических данных (таблица)

высокой сложности

решение прикладных задач

Всего:

Продолжительность ОГЭ по биологии в 2019 году составит 3 часа (180 минут).

1 часть – тестовая

Ответы на тесты первого блока необходимо занести в специальный бланк, который в дальнейшем будет проверен электронным методом. Рекомендуем заблаговременно ознакомиться с правилами заполнения бланка ОГЭ, что поможет избежать очень нежелательных последствий неправильного оформления ответа на тестовую часть работы.

2 часть – с развернутыми ответами

Вторая часть ОГЭ – это вопросы, требующие развернутого ответа и полного описания хода решения. В задачах, где требуется представить полный математический расчет, не стоит лениться расписывать. Тут даже правильный, но не подтвержденный аргументацией и формулами ответ, не будет засчитан.

Общее распределение заданий по уровням будет следующим:

  • базовый – 48%;
  • повышенной сложности – 35%;
  • высокой сложности – 17%.

Обратите внимание, что в ходе выполнение работы по биологии запрещено использование каких-либо источников информации, будь то таблицы или электронные гаджеты. Поводом для аннуляции результата могут стать даже смарт-часы, поэтому все устройства, которые могут вызвать сомнение у наблюдателей, лучше благоразумно оставить дома.

Оценивание работ

Тестовая часть работы, как и на ЕГЭ 2019 года, будет оцифрована и проверена электронным методом. Именно поэтому так важно соблюдать все правила заполнения бланка ответов. К проверке второй части привлекают экспертов – учителей биологии, имеющих высокую квалификацию и большой опыт работы.

Кодирование служит эффективной защитой и в ходе проверки эксперт не может знать, чья работа находится у него в руках. Каждая работа ОГЭ проверяется дважды. Эксперты, независимо друга от друга, выставляют балы, ориентируясь на единую систему проверки, разработанную ФИПИ.

В идеале баллы, выставленные двумя разными экспертами должны оказаться одинаковыми. Но, бывают и другие ситуации. Если что-либо в работе экзаменуемого было истолковано экспертами неоднозначно, и оценки существенно отличаются, выполняется третья проверка, к которой привлекают еще одного специалиста. Третье независимое мнение считается решающим.

Перевод тестовых баллов, набранных выпускником при выполнении ОГЭ по биологии, в 2019 году переводится в оценку согласно таблице соответствия, рекомендованной ФИПИ:

Также в 2019 году каждый регион РФ имеет право самостоятельно устанавливать пороги для оценок ОГЭ, приняв соответствующее решение в установленном порядке.

Согласно официальным документам, что бы в 2019 году сдать ОГЭ по биологии выпускнику достаточно набрать 13 первичных баллов, для чего достаточно правильно ответить на первые 13 тестов, что для большинства не представляет особой проблемы.

Гораздо сложнее получить пятерку на экзамене по биологии, а ведь именно к такому результату стремятся выпускники, мечтающие о поступлении в медицинские колледжи или классы с профильным изучением химии и биологии. Проходным порогом для таких ребят станут заветные 33 балла , для набора которых необходимо будет решить не только простые тесты, а и задания повышенной сложности.

Секрет успешной сдачи ОГЭ по биологии для выпускников 2019 года прост – основательная подготовка к экзамену!

Материал курса хоть и обладает большим объемом информации, но легко воспринимается и запоминается, что позволит без особой трудности подготовиться к ОГЭ, если вы учили биологию на протяжении всех лет обучения в школе.

На экзамен вынесены такие блоки из ФК ГОС:

  1. Биология как наука.
  2. Признаки живых организмов.
  3. Система, многообразие и эволюция живой природы.
  4. Человек и его здоровье.
  5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Есть два пути, по которому может пойти девятиклассник в ходе подготовки:

  1. Читать теорию, пересматривать все учебники и материалы, содержащие основные сведения по темам.
  2. Начинать прорабатывать тесты и подтягивать знания именно в тех областях, где будет ощущаться их нехватка.

В сети можно найти много онлайн-тестов, близких по структуре к экзаменационным билетам, но лучше всего тщательно проработать все варианты ОГЭ 2017 и 2018 года, а уже после приступить к решению демоверсии по биологии для выпускников 2019 года.

Предлагаем посмотреть видеокурс, который поможет быстро подготовиться к ОГЭ 2019 года и сдать биологию на отлично:

Опубликовано в

Изучение материала без помощи репетиторов и опытных учителей имеет не только ряд преимуществ, но и связано с определенными сложностями. Отказаться от репетитора целесообразно, если:

  1. Вы не испытываете трудностей с пониманием предмета. Возможно, некоторые темы вы просто пропускали из-за болезней, из-за чего в знаниях образовались пробелы, или часть материала пропускалась самим учителем, который давал темы на домашнее рассмотрение.
  2. Вы знаете предмет в целом хорошо и хотите освежить знания. Даже если в вашем табеле всегда красовались отличные отметки, не пренебрегайте подготовкой к экзамену. За несколько лет часть информации забывается, и вспомнить ее совсем не будет лишним. К тому же, сделать это самостоятельно довольно просто.
  3. Вам смогут помочь. Родители-учителя или преподаватели или даже одноклассники-отличники, которым не жаль потратить полчаса на объяснение сложной темы очень помогут вам. Если вы уверены, что с основной массой материала справитесь самостоятельно, а со сложными темами вам помогут, смело выбирайте самостоятельную подготовку.

Начинайте готовиться заранее, не откладывайте все на последние недели. Конец года – и без того напряженный период, вам придется писать контрольные, выполнять индивидуальные задания и многие другие виды работы, и времени на подготовку будет очень мало. Кроме того, усваивать информацию лучше небольшими частями, вникая в каждое правило и формулу.

Занимайтесь регулярно. Лучше выделять 1-2 часа каждый день, чем посвящать подготовке все выходные и просиживать за компьютером много часов подряд. Не забывайте, мозг может работать эффективно не более 40-45 минут, после чего нужно обязательно делать перерыв. Если вы попытаетесь «догнать» все пропущенные в течение недели занятия за один день, прочитанный материал забудется очень быстро.

Не забывайте о повторении. Лучше всего повторять материал дважды – через 6 часов после изучения и на следующий день. Повторяйте и вспоминайте лишь ключевые сведения, и вы не забудете их до дня экзамена.

Занимайтесь в спокойной, тихой обстановке, не отвлекайтесь на какие-либо домашние дела, сосредоточьтесь.

Как подготовиться к ОГЭ самостоятельно: какие материалы нужны?

Прежде всего, позаботьтесь о матчасти и запаситесь всеми необходимыми материалами, которыми будете пользоваться.

Не стоит сразу отправляться в библиотеку и просить учебники за прошлые года, они вряд ли вам помогут. Дело в том, что материал в них изложен с пространными объяснениями, на изучение которых будет уходить масса времени. К тому же, программа ОГЭ ежегодно меняется, некоторые тему пропускаются. В учебниках вам придется учить и повторять все подряд, даже то, что может совсем не пригодиться на экзамене.

Отличной альтернативой учебникам станут специальные пособия по подготовке. Материал в них изложен сжато, по сути, выделены основные понятия, формулы, даты, правила и другая ключевая информация. Часто текст сопровождается таблицами, диаграммами, схемами и другими графическими составляющими, которые упрощают процесс систематизации и запоминания сведений.

Кроме пособий и сборников с теоретической частью, вам понадобятся материалы для практики. Совсем не лишним будет потренироваться решать тесты и задачи, отвечать на письменные вопросы и писать сочинения, то есть выполнять такие виды заданий, с которыми придется столкнуться во время тестирования.


Полная база материалов для подготовки на сайте «сайт»

Чтобы не тратить лишние деньги и время на поиски и покупку всех необходимых пособий и сборников с тренировочными заданиями, зарегистрируйтесь на сайте «сайт». Здесь вас ждет полная база материалов, которые помогут при подготовке к ОГЭ по всем предметам:

  • Русскому языку и литературе
  • Английскому, испанскому, французскому, немецкому языку
  • Химии
  • Физике
  • Биологии
  • Обществознанию
  • Истории
  • Математике
  • Географии
  • Информатике

Мы собрали для своих пользователей все необходимые материалы:

  1. Теоретические пособия, в которых собрана текстовая информация, таблицы, схемы, диаграммы, графики, карты, изображения и многое другое.
  2. Практические задания, в числе которых – тесты, задачи, примеры, открытые задания с самостоятельной формулировкой правильного ответа, пересказы, сочинения и прочие.

Все материалы на сайте «сайт» разбиты на отдельные разделы, соответствующие предметам, и систематизированы по темам. Благодаря этому вы сможете легко найти нужную информацию и готовиться самостоятельно максимально эффективно.

Если вы готовитесь к ЕГЭ, предлагаем вашему вниманию онлайн подготовку — , что сэкономит вам время и деньги.