О после шипящей в окончаниях

ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

5 КЛАСС

ТЕМА: "БУКВЫ О - Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ"

Словарные диктанты

1. Камышом, мечом, экипажем, этажом, репортажем, чертежом, гаражом, ландышем, грачом, врачом, плюшем, хорошему, большому, могучему, неуклюжему, рыжему.

2. Солнцем, тиражом, душем, плющом, тягачом, кумачом, плачем, финишем, борщом, рубежом, скрипачом, силачом, училищем, карандашом, гордецом, сердцем, полководцем, овцой, певучему, блестящему, шипучему.

Выборочный диктант

Распределите слова в два столбика:

а) с гласной О после шипящих и Ц в окончаниях существительных;

б) с гласной Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Переселенцем, плащом, матчем, смерчем, пловцом, владельцем, беглецом, грачом, работницей, мельницей, стрижом, сторожем, ершом, лисицей, певцом, дворцом, бойцов, горцев, гвардейцев, крышей.

Объяснительный диктант

Графически объясните выбор гласной (О или Е) после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных.

Поговорить с врачом, с больным сердцем, к блестящему наряду, с опытным пловцом, перед огромным дворцом, за старой мельницей, следить за матчем, отдыхать за рубежом, угощать борщом.

Проверочный диктант

1. Выращивать птенцов, тёмной тучей, ждать скворцов, любуюсь птицей, любоваться красавицей, гордиться столицей, резать ножом, рисовать карандашом, под красным кирпичом, состязаться с силачом.

2. Ракету люди изобрели недавно, а природа создала ее миллионы лет назад. Как действует ракета, знаешь? В особой камере, в конце летательного аппарата, происходит взрыв. От взрыва образуются газы и с силой вылетают в отверстие. Вылетают наружу, и ракета получает толчок. В зависимости от количества газов и силы их выхода из камеры толчок может быть слабым или сильным. Если взрыв очень сильный, то и ракета может полететь очень далеко.

Вот такая ракета, только живая, существует в природе. Конечно, никакого взрыва внутри не происходит, и все-таки кальмар - настоящая живая ракета.

У кальмара имеется специальное приспособление - большой мускульный мешок. В мешок кальмар набирает воду, с силой выталкивает её и делает быстрый скачок, как настоящая ракета.

Контрольные диктанты

Бескорыстие

Я люблю Мещёрский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно.

На первый взгляд, эта тихая и немудреная земля под неярким солнцем. Но чем больше узнаешь её, тем больше, всем сердцем, начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было.

(По К. Паустовскому)

Настоящую песню скворца надо слушать рано утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья и вместе с ними скворечники. Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт. Я не знаю, право, есть ли у скворца свои собственные мотивы. Однако вы наслушаетесь в его песне чего угодно чужого. Кусочки соловьиных трелей и резкое мяуканье иволги, сладкий голосок малиновки и музыкальное лепетание пеночки слышатся в песне скворца. И вдруг среди этих мелодий раздаются такие звуки, что не удержишься и рассмеешься. Закудахчет на дереве курица, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь. А после этого музыкального отступления скворец без передышки продолжает свою веселую песенку.

(По А. Куприну)

Задания:

1. Определите стиль текста и озаглавьте его.

2. Какие правила можно проиллюстрировать примерами из текста? Сгруппируйте слова по орфограммам.

Весна движется медленно. Озерко еще не растаяло. Орех расцветает, но еще не пылят над рощей жёлтой пыльцой его сережки.

Исчезают последние клочки снега в лесу. Листва выходит из-под снега слежалая, серая. Недалеко от себя я разглядел птицу. Она была цвета прошлогодней листвы, с чёрными выразительными глазами и длинным носом. Это был вальдшнеп. Он поднялся на ноги, взмахнул своим карандашом и ударил им в горячую прелую листву. От этого удара на носу остался один круглый осиновый листик.

Потом прибавился ещё и ещё. Когда вальдшнеп пролетал вдоль опушки, мы успели сосчитать: на клювике у него было надето семь острых осиновых листиков. С этими осиновыми листиками он казался бородачом.

(По М. Пришвину)

Задания:

1. Выделите в словах неизменяемые приставки.

2. Выделите орфограмму "Буквы О, Е после шипящих в окончании".

3. Найдите в тексте слово, употребленное в переносном значении.

В жаркий день мы с товарищем пошли прогуляться. Идём узкой деревенской улицей, слышится пение скворцов, над крышей небольшого дома ласточка вьёт гнездо. Впереди роща. Над рощей стоит огромное ватное облако, озаряемое лучом солнца. Мимо нас пролетает какая-то птица. Я любуюсь этой птицей и сердце наполняется огромной радостью.

Под ногами муравейник. Его обитатели - большие труженики. Они целый день таскают палочки, хвоинки - строят муравейник. Нужно быть силачом, чтобы поднять этот стройматериал маленькому муравьишке.

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • cоздать на уроке проблемную ситуацию, которая поможет открыть причины написания о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;
  • развивать навыки грамотного письма, орфографической зоркости, памяти, мышления, наблюдательности; развивать умения применять знания на практике;
  • воспитывать взаимоуважение, любовь и интерес к русскому языку, чувства прекрасного, творческого воображения.

Оборудование: компьютерная презентация к уроку, карточки, листы для мини-проекта.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сейчас у нас урок русского языка. Настроились на серьезную работу, приготовились.

2. По следам домашнего задания.

1) Индивидуальная работа у доски: обозначить склонение имен существительных

Друг, окно, солнце, работа, помощь, дядя, снегирь, дружба, тетрадь.

2) Синтаксический разбор предложения с характеристикой:

Ветер с...рдито срыва...т последние л...сты с дерев...ев.

3) Карточка для самостоятельной работы (весь класс). Подпишите карточку:

А) образовать форму множественного числа род. Падежа:

1 вариант – дела, места, грузины, апельсины

1 вариант – валенки, чулки, армяне, томаты.

Б) Вставьте, где нужно ь :

Секач..., много туч..., грач..., мяч..., товарищ..., много рощ..., молодеж..., мыш..., глуш..., печ..., много задач...

4) Дополнительные вопросы к отвечающим у доски:

Что называется именем существительным?

Какие существительные относятся к 1, 2 , 3 склонению?

Что называется склонением?

3. Постановка проблемы:

1) (на доске) болеть душ...й, болеть сердц...м.

Перед вами два фразеологических оборота. Поясните их лексическое значение.

Т.Е. Они имеют одно значение. Как называются слова, имеющие одно значение – синонимы. Значит они синонимичны. (волноваться, сильно переживать, беспокоиться)

В какой части речи пропущена орфограмма? В какой морфеме? (существ., оконч.)

За какими согласными следует неизвестная гласная? (за шипящими и ц)

А какая это может быть гласная? (о или е)

Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц)

Открыли тетради, записали число, классная работа и тему урока. Повторите.

Итак, тему мы с вами определили, а теперь, исходя из темы, попробуйте сформулировать цели нашего урока. Посмотрите на слайд. Сформулируйте цели урока, используя начало предложений:

1) Познакомиться с...

2) Научиться.....

Ребята, прежде чем перейти к новому правилу, прочитайте пословицу:

Не спеши языком, торопись делом.

Как вы понимаете смысл пословицы?

Назовите имена существительные в пословице? Языком, делом. Укажите падеж этих существительных? (ТВ.п) На какой вопрос отвечает ТВ.падеж? (кем, чем)

2) Ребята, а вывести новое правило нам помогут слова на слайде:

Дворцом, товарищем, шалашом, задачей, межой, репортажем, бойцов, юношей.

Все ли слова понятны?

Вспомните, в какой морфеме находиться наша орфограмма? (в окончании)

После каких согласных? (шипящих)

Назовите шипящие согласные? (ж,ш,ч,щ и ц)

Что вы заметили? Есть догадки о правописании гласных?

Выделите окончание, поставьте ударение.

Теперь есть какие-нибудь гипотезы?

Сделайте вывод: От чего же зависит правописание о – е в окончании имен существительных?

Сформулируйте правило.

В каком падеже стоят эти существительные? (в ТВ. Падеже)

А теперь давайте проверим в учебнике, так ли мы с вами вывели правило. Параграф 101 стр. 221. Обратите внимание, как выделяется орфограмма.

Вернитесь к фразеологическим оборотам, вставьте пропущенную букву. Докажите.

4. Мини-проект (в группах)

Итак, ребята, мы с вами познакомились с новым правилом. А сейчас пользуясь учебником, попробуйте представить новое правило в виде схемы, таблицы или рисунки. Работаем в группах, на альбомном листе. Не забудьте примеры.

Закончили, а теперь давайте ваши работы повесим на доске, а на следующем уроке оценим их.

Так от чего же зависит правописание букв о – е в окончаниях имен существительных? Вставьте вместо точек нужное слово (слайд)

Ребята, а важно нам знать в какой морфеме данная орфограмма? (Да)

А почему? Вспомните изученную ранее орфограмму? (Если в окончании – то под ударением о, без ударения – е, а если в корне, то слышу о – пишу е, кроме слов исключений).

5. Закрепление материала

1) Объяснительный диктант (у доски)

Любоваться чижом, суп с перцем, говорить со сторожем, салат с огурцом, пять пальцев, быть молодцом, за лиловой тучей.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво;
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
Буквой л расставим ноги.
Точно в танце руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.

2) Выборочный диктант (выписать слова с о – е в окончаниях существительных в два столбика:

1. Лошади бежали рысцой. 2. Герасим толкнул дверь плечом. 3. Ласточка свила гнездо под крышей. 4. Над рощей пронеслась туча. 5. Подобрали ребята двух птенцов. 6. Ласточку называют вестницей весны.

Проверим, 1 столбик -о, второй – е.

Кто допустил ошибки? Молодцы.

3) – Ребята, а сейчас творческое задание . На слайде будут появляться предметы, вам нужно записать название этих предметов в творительном падеже.

(карандашом, камышом, дворцом, полотенцем, ключом, малышом, кирпичом, блюдцем, тучей)

Проверим, выделите орфограмму.

4) Самостоятельная работа . Списать вставить о или е.

Справились, а теперь внимание на слайд. Поменялись тетрадями. Взаимопроверка Исправили ошибки, если есть. А теперь оцените друга (слайд). Вернули тетради, посмотрели на свои ошибки. Поднимите руку у кого нет ошибок? Молодцы!

5) (Если время остается) Подберите синонимы - слова на изучаемую орфограмму, поставив в творительный падеж.

Границу по-другому называют (рубежом), воина (бойцом), доктора (врачом), луну (месяцем), родник (ключом), свидетеля (очевидцем), поэта (стихотворцем) юношу (хлопцем), вид местности (пейзажем), грубияна (невежей).

6) (Если время) Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Запишите предложения в исправленном виде. Выделите окончания существительных.

Мой друг доволен своей удачий. Аркадий живет этажом выше. Герасим стал боком перед дверью, толкнул ее плечём и ввалился в дом со своею ношой. Я открыл дверь ключём. Народ называет землю кормилицой. Между гаражём и кузницей была мастерская. Важно только одно – любить народ, Родину – служить ей сердцим и душёй.

6. Итог урока.

Итак, ребята, наш урок подходит к концу, для итога урока мы снова воспользуемся методикой незаконченного предложения.

Сегодня на уроке мы познакомились....

Мне удалось на уроке....

Самым интересным для меня на уроке было....

Я думаю, что с домашним заданием....

Хорошо, ребята, сегодня на уроке активно работали почти все, карточку я проверю к следующему уроку, в мини-проекты мы с вами оценим на следующем уроке по закреплению этой темы.

7. Домашнее задание: параграф 101, упр 556(п), подготовиться в числовому диктанту