Палаты алексея михайловича в коломенском. Коломенское: дворец царя Алексея Михайловича

"Царь на вид сморчок, башка с кулачок,
А злобности в ём - агромадный объём." (Л.Филатов)

Алексей Михайлович Тишайший — второй русский царь из династии Романовых (1645 — 1676), сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии, отец Петра Первого.

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском - памятник искусства и быта последнего, самого яркого периода Московского царства, в которое уходит корнями современная Россия.

В 1667-1668 гг. Алексей Михайлович построил великолепный деревянный дворец (100 метров в длину, 80 метров в ширину и 50 метров в высоту), ставший олицетворением всех достижений русского зодчества того времени.

В единый комплекс Государева двора вошли деревянные хоромы с домовой Казанской церковью, Сытный, Кормовой, Хлебный или Хлебенный дворы или дворцы, Приказные палаты, Полковничьи палаты и караульни.

Государев двор был окружен оградой с 3 воротами: Передними, Задними и Садовыми. Вокруг него разбили сады, окруженные высоким забором.

Эту затейливо украшенную систему построек возводили не для удобства царской семьи, а чтобы его пышностью произвести впечатление на иностранных гостей. И это удалось, а Симеон Полоцкий даже назвал Коломенский дворец «осмым дивом», то есть восьмым чудом света.

Но после смерти Алексея Михайловича и перенесения столицы в Санкт-Петербург Коломенское пришло в упадок. При Екатерине II обветшавший дворец разобрали. Екатерина хотела отреставрировать дворец, но 56 934 золотых рубля оказались для нее слишком большой суммой. Тогда были сделаны тщательные обмеры и описи здания. Именно они помогли в недавнем воссоздании дворца.

Интересно, что место, где стоял дворец Алексея Михайловича 300 лет стояло нетронутым. Там ничего не строили. И вот в 2010 году был открыт воссозданный дворец Алексея Михайловича. При этом единственное отступление от оригинала было в использовании железобетонного каркаса с целью уберечь здание от пожара.

Всего же во дворце насчитывалось 270 покоев, которые освещались 3000 окошек. Коломенский дворец имел асимметричную планировку и состоял из самостоятельных и разновеликих клетей, размеры и оформление которых соответствовали иерархическим традициям семейного уклада.

На Переднем крыльце происходила раздача именинных пирогов в день ангела одного из членов царской семьи - обязательная, важная часть государственного церемониала, демонстрировавшая единство правителя и его подданных. Убранство крыльца и его архитектура усиливали ощущение торжественности.

Снаружи фасады украшены резными наличниками с множеством разноцветных деталей. При оформлении коломенского дворца впервые в русском деревянном зодчестве использовались резные наличники и обшивка тесом, имитирующая камень.

Идея воссоздания дворца возникла в музее-заповеднике еще в 1990-е годы, и в итоге была поддержана Правительством Москвы. Но поскольку за прошедшее время на месте бывшего дворца сформировался природный комплекс и уже выросли многовековые дубы и липы, было принято решение о переносе строительства на территорию бывшей деревни Дьяковское, за Голосов овраг.

Нынешнее строение представляет собой макет Дворца Алексея Михайловича в натуральную величину. Строительство велось по чертежам, сделанным по велению Екатерины II. Однако новое строение не является полностью деревянным: все конструкции монолитные, железобетонные, покрытые затем бревнами.

Ориентация относительно сторон света также нарушена - макет был повернут вокруг вертикальной оси на 90 градусов, что полностью нарушило сакральный смысл первоначального строения.

Красное, или Парадное, крыльцо - главный вход в любой царский дворец. Согласно этикета, к нему мог подъехать верхом или на повозке только царь; за нарушение следовало суровое наказание. В Коломенском даже иноземные послы и бояре сходили с лошадей перед Передними воротами Государева двора. Был разработан сложный церемониал приема. Он требовал с должной торжественностью встречать именитых гостей снаружи, перед домом, на одной из площадок Красной лестницы.

По тем временам дворец был просто громаден. Общая площадь застройки составляет свыше пяти тысяч квадратных метров, а общая площадь помещений - более семи тысяч квадратных метров.

У входа во дворец стоят две пушки времён северной войны. Наличие пушек в нескольких метрах от абсолютно деревянного дворца, который может загореться от одной спички, повергло меня в недоумение. Может быть, они имели не боевое значение, а подавали какой-то торжественный сигнал?

"Король не спит и пляшет до упаду,
И пьет и бражничает до утра,
И чуть осилит новый кубок с рейнским,
Оповещает гром литавр и труб
Про этот подвиг...." (У.Шекспир)

Рядом с дворцом находится статуя императрицы Елизаветы Петровны. Это модель памятника, выполненного для г. Балтийска в 2004 г. скульптором Георгием Франгуляном. Императрица смотрит на Европу, а рукой указывает на Россию. Елизавета Петровна была блестящей наездницей, очень любила верховую езду и даже парады принимала верхом.

Чтобы можно было оценить размеры дворца, я прикладываю чужую фотографию с вертолёта.

Величественный деревянный дворец царя Алексея Михайловича в открылся для посетителей в день города в 2010 году. Доехать до этой новой Москвы можно на метро до станции Каширская, затем немного пешком и вы у цели.

Фото 1. Дворец Алексея Михайловича в Коломенском

История царского дворца в Коломенском

Коломенское - одна из древних и главных резиденций русских царей. В 60-е годы семнадцатого столетия тогдашний самодержец Алексей Михайлович проводит здесь большие преобразования, дабы возвеличить важный этап своего царствования. Дело в том, что в 1667 году было заключено Андрусовское перемирие между Русью и Речью Посполитой, в результате чего стране отошли земли Левобережья Украины, а также территории, которые были захвачены поляками в период Смутного времени. В том же году Большой Московский Собор закрепил за царствующей особой ряд положений духовного владыки.

Торжественная закладка дворца в Коломенском прошла в 1667 году, 2 мая, а все работы были завершены к августу 1672 года, после чего, 27 числа, его освятили.

Предназначение царских палат Алексея Михайловича - подчеркнуть величие российского царя и силу его действительной власти. Дворец в ту пору не без основания называли «Восьмым чудом света» за его великолепие и грандиозность.

После переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург во время правления Петра I, дворец в Коломенском начал ветшать и разрушаться. В конечном итоге, в 1767 году, в период царствования Екатерины II, с ее соизволения, деревянные палаты демонтировали. К счастью, перед этим были произведены тщательные обмеры строения и созданы чертежи с описаниями, что и позволило воссоздать его уже в нашем - XXI - веке. Таким образом, настоящий дворец Алексея Михайловича просуществовал от момента закладки порядка 100 лет.

Экспозиция и убранство дворца Алексея Михайловича

Сегодня экспозиция и убранство восстановленного архитектурного памятника русского деревянного зодчества - Дворца самодержца Алексея Михайловича - представляет собой симбиоз традиций допетровской Руси и европейского искусства. Все это вкупе создает праздничное и радостное ощущение погружения в сказку.

В основе декора внутренних помещений использованы элементы, взятые не только из летописного описания этого дворца, но и с учетом исторических аналогов. Однако, главенство все же отдано документальной точности и эпохальной достоверности.

Экспозиция дворца Алексея Михайловича в Коломенском расположена в 24-х вновь созданных интерьерах царских и царицынских хором с учетом архитектурной составляющей и функциональной направленностью этих помещений. Здесь представлены парадные залы для приемов и пиршеств, а также личные покои, предназначенные для царствующих особ.

Декор нынешних внутренних помещений поражает насыщенностью и разнообразием: бесподобной резьбой деревянных наличников, а также оконных и дверных карнизов, сияющей эмалью печей, переливами слюдяных и стеклянных окон, радующей глаз настенной и потолочной росписью, узорчатой обивочной тканью и коврами, светом воссозданных по аналогам XVII - XVIII веков светильников.

Сюжетную основу росписи дворца царя Алексея Михайловича представляют орнаментальные узоры, бытийное письмо и сюжеты древней мифологии.

Изображение небосвода на потолках, которое включает в себя символическое отображение солнца, луны, зодиакальных знаков и звезд, выполнено по западноевропейским образцам. Такой потолочный декор был призван подчеркнуть связь земной царской власти с небесным покровительством.

Отделка и убранство внутреннего пространства перемежается с интерьерной экспозицией, состоящей из коллекционных музейных предметов, создавая иллюзию погруженности в бытность царственных особ. Взору предстают древние иконы-подлинники, экспонаты церковного убранства, старинные гобелены, созданные французскими и фламандскими мастеровыми в семнадцатом веке, изделия декоративно-прикладного искусства периода XVII и XVIII столетий.

Деревянный дворец царя Алексея Михайловича в музее-заповеднике Коломенское действительно становится одной из интересных достопримечательностей города Москвы, которую пренепременно стоит посетить. И пусть вам не захочется тратить деньги на посещение экспозиции, но, поверьте, вы сможете получить удовольствие даже просто от просмотра архитектурной составляющей самих царских палат.

Проезжая по проспекту Андропова в районе метро Каширская, я неоднократно обращала внимание на сказочные башенки. Это виднеется восстановленный дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Прекрасным майским днем у меня выдалась такая возможность прогуляться рядом с дворцом и даже заглянуть в царские покои.

Признаюсь, я очень люблю гулять в Коломенском. Однако, со стороны Каширской как-то не удавалось побывать. И вот недавно, подруга пригласила меня совершить ежегодный променад по весеннему Коломенскому, пройтись по парку от метро Каширская до метро Коломенская. В мае сады Коломенского особенно эффектны: цветут знаменитые яблоневые сады, газоны усеяны разноцветными тюльпанами. Естественно, я согласилась! К тому же, погода была майская: теплая, солнечная.

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском

Мы договорились встретиться около метро Каширская. Выйдя из метро, я позвонила подруге. Оказалось, что она зашла в близлежащий магазин и предложила встретиться уже у дворца. Ну, ок, ко дворцу, так ко дворцу.

Как найти дворец Алексея Михайловича

Найти дворец довольно просто, но главное - правильно выйти из метро Каширская. Смотрим на указатели в метро, и ищем «К парку Коломенское, проспекту Андропова». Далее, нужно дойти до проспекта Андропова и перейти его по подземному переходу. В итоге, попадаем прямо к центральному входу в парк Коломенское. Тут уже и до дворца рукой подать.

Попав на территорию от красоты захватывает дух. Во-первых - сам дворец (особенно издали) очень симпатичный, сказочный такой, а во-вторых - это цветущие в Коломенском сады и тюльпаны.

Вокруг дворца высажены молодые деревья, которые распустились в буйном цветении. Чем вызвали у детей, приехавших на экскурсию не меньший восторг, чем сам дворец.


Цветение молодых деревьев у Дворца

Сказочный дворец


Дворец в Коломенском

Вот он, сказочный красавец - Дворец царя Алексея Михайловича. Открытие первого дворца в Коломенском состоялось в 1672 году. В семнадцатом веке подлинный дворец в Коломенском вызывал бурный восторг у современников, зарубежные гости называли его «восьмым чудом света». Настолько он был красив и необычен. Однако, дворец был из дерева, поэтому простоял он всего около 100 лет. Екатерина вторая велела разобрать дворец, при этом провести тщательные обмеры дворца. Женщина была мудрая, авось пригодятся!

И вот, спустя почти 300 лет, в начале 21 века дворец Алексея Михайловича решено было восстановить. Официальное открытие произошло в сентябре 2010 года.

Надо отдать должное создателям этого музея: дворец Алексея Михайловича был поставлен чуть поодаль подлинных шедевров Коломенского, что подчеркивает его некоторую «чужеродность» этому месту. Безусловно, здание производит впечатление ненастоящего, искусственного. Хотя и красивого.


Окна царских палат во дворце

По поводу восстановленного дворца царя Алексея Михайловича споров много: большинство экспертов считает его очень приблизительной копией того, что было, фальсификацией истории. Москвичи считают его «ужасным новоделом». Мнений много как негативных, так и позитивных. Однако, почему бы не быть в Москве и такому музею? Ведь восстановили же Храм Христа Спасителя и другие храмы и здания. Глядя, на то, с какими горящими глазами тут ходят дети, понимаешь, что это прежде всего дня них. Почему бы не рассказать им в таких палатах о древних страницей нашей истории?


Крыльцо Дворца в Коломенском

Позвонив подруге, я услышала, как она пытается узнать у прохожих, как пройти ко дворцу. Знающих не нашлось. Но Аня, как девушка упорная, попыток не оставляла.

Осознав, что у меня есть немного времени, я решила обойти дворец по периметру. Внешне здание выглядит как деревянный терем, однако на самом деле, он стоит на бетонном фундаменте, стены также сделаны из бетона. Только внешне дворец украшен деревом. Будем надеяться, что простоит он долго.

Дворец - это на самом деле несколько теремов, соединенных переходами: палаты царя, царицы, младших царевичей и царевен. Терем царя находится перед всеми другими теремами. Шпили некоторых башенок украшены львами - символами царской власти.

Дворец можно пройти насквозь. Во внутренних двориках расположены детские карусели, воссозданные по старинным рисункам, лавочки, растут цветы. Там очень мило, и не жарко.


Детские качели

Около дворца было очень много детских экскурсионных групп. Это замечательно, что история сегодня интерактивна. Во дворце проводятся тематические лекции и занятия для школьников. Экскурсии внутри дворца ведут настоящие царевны, в одеждах Марфы Васильевны из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Дети с интересом слушают, значит таки можно их оторвать от компьютера?

Изучив внешнее убранство дворца, а также внутренние дворы, я опять решила позвонить подруге. Однако в трубку я услышала, что она перепутала станцию… и вышла на Варшавской. Но Анька решила не сдаваться и все же доехать ко мне на автобусе.

Я поняла, что у меня в запасе есть еще минимум час, и решила зайти внутрь дворца.

Ищем кассы и вход во Дворец

Во дворец есть две кассы. Первая находится непосредственно рядом со входом в парк. Чтобы попасть в хоромы царя дворец надо обойти. В одной кассе билет не удалось приобрести, так как техника «зависла». Честно говоря, только в наших музеях с таким столкнешься.

Во второй кассе, около главного входа в царские покои мне продали общий билет за 300 рублей . Билет на фотосъемку стоил 70 рублей, к тому же снимать разрешается во дворце только без вспышки. Итого, 370 рублей за удовольствие. Не дешево, надо отметить.

Дворец я решила обойти самостоятельно, хотя была возможность взять за 150 рублей аудиогид.

Кстати, вот и прайс-меню на посещение дворца. Льготные цены немного засветились, для тех, кто интересуется- цена до 100 рублей.


Стоимость билетов во дворец

В хоромах дворца

Осмотр внутренних покоев начинается с парадных покоев Царя. Первое, что встречает посетителей - это резное парадное крыльцо и массивная дверь с гербами различных областей.

Дверь, ведущая в царские палаты

Самыми богато украшенными являются тронный зал и зал для торжеств. Во всех комнатах можно найти подробное описание назначений залов на русском и английском языках.


Экскурсия в трапезной

Шикарно украшенный потолок в трапезной.


Потолок в трапезной

В залах также есть мебель, светильники и другие старинные вещи. Кое-что было привезено сюда из других музеев, а кое-что воссоздано по рисункам того времени.


Один из залов Дворца

Роспись стен и потолков очень напомнила мне убранство залов Дворца Юсуповых в Москве. Возможно, те же люди занимались реставрацией?

Непосредственно, царский трон.

Царский трон

Экскурсия по дворцу - это своеобразный квест, где тебя ждут всевозможные потайные двери, проходы и красивые залы. Причем, музейным смотрителям доставляет особое удовольствие наблюдать за тем, как турист не может найти выход. Представляете, сколько раз в день они это наблюдают?


Переход из одного терема в другой

Покои царя заканчиваются комнатой под названием «мыльня», то есть баня. Из «мыльни» - проход в покои Царицы. Все логично, в общем-то.

Хоромы царицы

В покоях царицы я бродила в гордом одиночестве, так как у меня было мало времени. Все группы остались позади.

Прогуливаясь около дворца я увидела вот такую рекламу. вдруг кому пригодится. Думаю, что свадебные фотографии внутри дворца должны получиться очень красивыми.

Регистрация брака в Коломенском дворце

В целом, внутри дворец Алексея Михайловича мне понравился. Я бы рекомендовала его родителям с детьми, и тем, кто интересуется историей. Здесь по крупицам собрана история первых Романовых.

Как раз, когда я окончила осмотр Дворца, моя подруга наконец-то доехала. И мы вместе отправились гулять по парку.

Как добраться

Адрес дворца Алексея Михайловича в Коломенском: м. Каширская, проспект Ю.В. Андропова, д.39, стр.69.

Часы работы дворца в Коломенском: с 10-00 до 17-30. (касса до 16-45), Понедельник - выходной.

Стоимость аудиогида: 100 рублей - по территории "Хоромы царя и царевичей" (звучание - 45 минут), 150 рублей по территории "Хоромы царя и царевичей. Хоромы Царицы" (запись 1 час 15 минут), залог 1000 рублей. Аудиогид можно взять в аренду непосредственно во Дворце, в вестибюле Царских палат. Время выдачи с 12-00 до 17-00.

Экспозиции: дворцовые интерьеры, «Сокровища русского искусства ХVII века»

Для групп экскурсоводы музея предлагают экскурсии: «Женская половина Коломенского дворца», «Мужская половина Дворца», «Парадные палаты и личные покои Коломенского дворца» и другие.

Если вы таки любите посещать такие объекты с экскурсией, рекомендуем приобрести экскурсию в Коломенский дворец у наших партнеров. Подробности - здесь >>>

Приветствую Вас, дорогие читатели!

Сегодня я приглашаю Вас посетить Дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Дворец Алексея Михайловича в Коломенском был построен по указу царя Алексея Михайловича в 1667 — 1672 годах.

С именем Алексея Михайловича связано дальнейшее укрепление и развитие Государева двора в Коломенском, превращение Коломенского в самую

парадную царскую загородную резиденцию.

3 мая 1667 г. царь Алексей Михайлович присутствовал при закладке дворца. Дворец строили из дерева — самого любимого и распространенного в России материала. В народе считали, что в деревянном доме жить «теплее, здоровее и веселее».

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском фото

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском считают вершиной русского деревянного зодчества, для строительства дворца были собраны лучшие мастера со всей Руси.

Французский композитор Г. Берлиоз в письме к В. Одоевскому в 1868 г. писал: «Я видел много, многим восхищался, многим бывал поражен, но древняя Русь — та, что предстала перед нами в памятниках Коломенского, — это из области того, что я видел самого удивительного».

Для росписи царского дворца по указу царя Алексея Михайловича в Коломенское были присланы иконописцы и живописцы травщики из Оружейной палаты Кремля, были собраны лучшие мастера из разных уголков России — Пскова и Новгорода, Костромы и Ярославля, Вологды и Великого Устюга.

В Коломенском деревянный дворец представлял собой традиционную деревянную постройку, которая состояла из множества зданий, соединенных сенями и переходами. Такой тип постройки назывался хоромами или хоромным строением.

Мужскую половину дворца составляли царский терем, терем царевичей, Столовая палата. Женскую половину дворца составляли терема царицы и царевен. Всего во дворце было 26 теремов, высота некоторых 20 — 30 метров, а также 270 комнат.

Деревянный дворец простоял в Коломенском 100 лет. После смерти Алексея Михайловича его дети — царь Федор Алексеевич, царевна Софья, цари Иван Алексеевич и Петр Алексеевич все реже бывали в любимой отцовской усадьбе. С переходом столицы в Санкт-Петербург постепенно уменьшается значение московских и подмосковных дворцов. И в 1767 году по указу императрицы Екатерины II обветшавшие царские хоромы были разобраны и на берегу Москвы-реки был построен новый дворец, который сильно пострадал во время войны 1812 года.

В 2007 — 2010 годах Дворец Алексея Михайловича XVII века был воссоздан и торжественно открыт на территории бывшего села Дьякова в юго-восточной части территории музея Коломенское.

Воссозданный Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском отражает искусство и быт самого яркого периода Московского царства, соединившего искусство допетровской Руси с искусством Западной Европы. Во дворце представлены парадные залы для торжественных приемов, пиров и личные покои членов царской семьи.

Экскурсия во дворце — все экскурсоводы в старинных русских одеждах:

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском

В росписи помещений дворца использованы живонаписанные травы и цветы, мотивы дорогих восточных тканей, пейзажи и портреты исторических лиц. Они покрывают стены, двери, потолки, создавая фантастический сказочный мир.

Итак, входим в хоромы царя и царевичей, на мужскую половину дворца:

Сени перед Столовой палатой:

Столовая палата — здесь сейчас открыта экспозиция «Царский пир в Столовой палате дворца Алексея Михайловича»:

В залах интерьерной экспозиции Дворца Алексея Михайловича — Выставочный проект «Тайны гармонии» музея моды Вячеслава Зайцева:

Фрагмент росписи потолка и стен в Столовой палате:

Изразцовая печь в Думной палате. Реконструкция на основе изразцов XVII века:

Престольная палата. Фрагмент росписи потолка на сюжеты Ветхого Завета. Плафон «Песнь песней царя Соломона»:

В комнате царевича Федора Алексеевича:

В кабинете Петра I:

Мыльня — банная комната:

Золотое убранство дворца — роспись стен, двери царских палат:

В настоящее время во Дворце Алексея Михайловича в Коломенском кипит жизнь — здесь есть постоянные экспозиции и выставки, а также осуществляется много новых выставочных проектов.

В «Театральной хоромине» Дворца Алексея Михайловича проходят концерты, фестивали, музыкальные вечера, праздничные мероприятия.

Посмотрите видео — виртуальная экскурсия по залам дворца:

Дворец царя Алексея Михайловича

Всю эту красоту нужно видеть. Приходите в музей Коломенское, посетите Дворец Алексея Михайловича в Коломенском деревянный дворец и Вы узнаете много нового и интересного, откроете для себя красоту и обычаи Древней Руси, увидите восьмое чудо света XVII века.

Территория воссозданного деревянного дворца Алексея Михайловича в Коломенском находится вблизи станции метро «Каширская».

Адрес Дворец Алексея Мхайловича в Коломенском:

Москва, 2-я улица Дьяково-Городище, 27

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском как добраться из центра города:

Станция метро Каширская Замоскворецкой линии, далее выход в город по указателям к музею-заповеднику Коломенское.

Приятных Вам путешествий и отличного настроения!
До встречи на страницах сайта!

Старинное подмосковное село Коломенское расположено в Южном административном округе столицы России на берегу Москвы-реки. Издревле эта территория считалась княжеской, а затем царской вотчиной. Первые строения здесь появились в начале XIV века. Наилучшая пора для Коломенского настала во времена правления второго царя из династии Романовых - Алексея Михайловича. Излюбленное место государя вдохновило его построить великолепный дворец, ставший впоследствии шедевром русского деревянного зодчества XVII века.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 30 июня:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте tours.guruturizma.ru . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Современное Коломенское представляет собой музей в заповедной зоне. В окружении берёз и яблонь восстановлена подлинная резиденция царя. Любителей истории, а также туристов впечатляет атмосфера быта царя и его семьи. Посетители усадьбы могут изучать детали убранства государевых палат.

В 1667 году Алексей Михайлович собственноручно заложил фундамент Коломенского дворца. Несмотря на своё высокое положение, царь не чурался заниматься ремеслом. Для него начало строительства личных хором являлось личной отдушиной и своеобразным политическим ходом. Возведение палат демонстрировало иностранным послам мощь и непоколебимость Российской державы. Вторая половина XVII века в России ознаменовалась важными событиями. С 1654 года велась ожесточённая война с соседней Речью Посполитой. Русские войска провели ряд триумфальных походов против поляков, в результате чего было подписано перемирие на 13 лет.

Коломенский дворец строила артель плотников. Мастера воздвигли красивейшие царские палаты в лучших традициях русского зодчества. Деревянная усадьба состояла из множества ассиметричных теремов, соединённых сенями и переходами. Шатровые крыши необычных форм были украшены тонкой резьбой, а над ними высились флюгера и двуглавые орлы. В 1673 году были окончены все отделочные работы. Жилая площадь помещений составляла более 7 000 квадратных метров. Высота потолков превышала 20 метров. Во дворце насчитывалось 270 залов. Дворец делился на мужскую и женскую половины. Завершение строительства было отмечено торжественными пиршествами и гуляньями.

Для Алексея Михайловича Коломенская усадьба имела высокий статус. Он часто принимал здесь иностранных послов и важных гостей. Как подобает порядочному семьянину и отцу, царь отвёл отдельные палаты своим детям, а также второй жене Наталье Нарышкиной. Впоследствии наследники Алексей Михайловича занимались реконструкцией Коломенского дворца. Во время царствования Федора Алексеевича были перестроены обветшалые строения, а при Петре Великом восстановлен фундамент здания. После переноса столицы России в Санкт-Петербург, усадьба постепенно разрушалась и пришла в упадок.

Императрица Екатерина II планировала восстановить дворец, однако деревянные конструкции сильно прогнили и уже не подлежали ремонту. Государыня повелела разобрать усадьбу. При этом приказала предварительно измерить каждый элемент строения, составить план дворца и описать все материальные ценности. Именно это её решение позволило через несколько столетий наслаждаться современникам воочию Коломенским дворцом во всей его первоначальной красоте.

В 2010 году при поддержке правительства города Москвы был воссоздан подлинный дворец по сохранившимся чертежам. Более 200 человек занимались строительством уникального произведения архитектурного искусства. Для надёжности деревянные конструкции были заменены на железобетонные элементы, облицованные деревом. Это единственное отступление от подлинного строения.

Экспозиция и внутреннее убранство

Государь ценил предметы искусства и роскоши. В восстановленном дворце открыта экспозиция с максимально приближенным внутренним убранством XVII века. Попадая в палаты царской усадьбы, гостей восхищает богатая обстановка и старинные предметы быта. Все стены дворца расписаны популярным видом декора той эпохи - растительным орнаментом. Травное письмо изображает стилизованные цветы, листья, гроздья винограда. Окна и двери обрамлены деревянными узорными наличниками. Витражные слюдяные стёкла переливаются яркими красками. На полу и лавках раскинуты персидские ковры.

Расписные потолки, а также гобелены повествуют библейские и мифологические истории. Изящество декора придаёт помещениям дворца особую красоту. В царской усадьбе находится изысканная резная мебель, согласно описи XVIII века. Каждый стул, кресло, стол, шкаф являются уникальными произведениями искусства. Фонари, светильники, позолоченные люстры привносят помпезность и нарядность палатам. Гостям музея демонстрируются царские предметы быта: посуда, книги, старинные карты, рыцарские доспехи и алебарды, часы, картины, иконы и многое другое. По углам всех палат стоят многоцветные изразцовые печи.

Хоромы царя и царевичей

Главным входом во дворец служит красное крыльцо, украшенное богатой резьбой. Согласно дворцовому правилу, только царь имел право подъехать верхом на лошади к деревянным ступеням. Иностранные послы и знатные бояре должны были пройти пешком к парадному входу, где их приветствовал почётный караул. Через двустворчатую дверь, украшенной позолотой и государственными символами, посетители дворца проходят в царские палаты.

Самым просторным и нарядным залом является трапезная. Здесь принимали заморских гостей, отмечали праздники. Царь восседал на троне, а гости на лавках. Широкий и длинный стол располагался вдоль одной из стен. На потолке трапезной изображена восхитительная роспись зодиакальных знаков, вращающихся вокруг солнца и луны. Думная палата служила помещением для ведения переговоров с послами и боярами. Здесь собирались знатные вельможи для обсуждения государственных дел, вручения грамот и жалований. В углу залы стоит царский стул, над которым висят иконостасы с изображениями ликов святых.

Престольная палата, где проходили торжественные церемонии, демонстрирует величие и могущество Российской державы того времени. Стены, потолок и оконные проёмы изобилуют многоцветной росписью. На постаменте возвышается царский трон, выполненный из ценных пород дерева и украшенный накладным золотом, серебром и слоновой костью. Алексей Михайлович стремился позабавить и удивить своих гостей. Около его кресла расположились восхитительные подвижные скульптуры в виде львов. При нажатии таинственной кнопки, они издают рычание, сверкают глазами и крутят головами.

Большую часть дня царь проводил в своём кабинете. В этом уединённом месте, скрывшись от посторонних взоров, государь работал с документами, писал указы, читал книги. Обстановка в палате представлена столом, резными стульями и книжным шкафом. За стеной кабинета находится царская опочивальня. Неотъемлемым традиционным атрибутом старинного русского жилища была мыльня. В Коломенском дворце насчитывается четыре бани. Массивные деревянные купели предназначались для купания царской семьи.

Особого внимания заслуживают хоромы сыновей Алексея Михайловича. Большая комната Фёдора олицетворяет красочную польскую помпезность интерьера. Стены обрамлены специальными обоями из кожи. Яркие стулья, массивный стол, шкаф с обилием книг характеризуют об утончённости и образованности хозяина. Хоромы Петра отличаются своей строгостью германо-голландской стиля. Оформлено помещение без особых излишеств. Дубовый стол, напольные часы, резные стулья. Обстановка способствует к сосредоточению в учёбе.