Параметры психолого педагогической характеристики ребенка. Vii. особенности нервной системы и темперамента

Приложение 1.

Методика

«Методика определения мотивов учения

М.Р. Гинзбурга»

Цель: определение доминирующих мотивов учения.

Время проведения: 2 – я четверть

Контингент: 1 класс.

Регистрация данных: проводится индивидуально с каждым ребенком.

Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка, набор из 6 проективных картинок.

Процедура проведения: в основу методики положен принцип «персонификации» мотивов. Детям предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический, соответствующий содержанию, рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.

Инструкция. Сейчас я прочитаю тебе рассказ.. Мальчики (или девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: « Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил». На столе перед ребенком выкладывается карточка, которая символизирует внешний мотив. Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился». Выкладывается карточка с рисунком, в основе которого учебный мотив. Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Выкладывается карточка с рисунком, в основе которого игровой мотив. Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Выкладывается карточка с рисунком, в основе которого позиционный мотив. Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь. А выучишься – можешь стать, кем захочешь». Выкладывается карточка с рисунком, в основе которого социальный мотив. Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки». Выкладывается карточка с рисунком, в основе которого мотив получения отметки.

После прочтения рассказа экспериментатор задает ребенку следующие вопросы: «Кто, по – твоему, из них прав? Почему? С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему». Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание ответа ребенку недостаточно ясно, ему напоминают рассказ, показывают соответствующие картинки.

Критерии оценивания: оценивается вывод ребенка.

Вывод: на основе выбора ребенка делаются выводы о характерном для него мотиве учения. Если в каждом выборе ребенок выбирает разные картинки, что говорит о разной мотивации, то экспериментатор уточняет у ребенка, какая же из них для него более предпочтительна. Если у ребенка преобладает учебный мотив – это говорит о наличии у него собственно учебно–познавательного мотива учения, восходящего к познавательной потребности. Социальный мотив характеризует наличие широких социальных мотивов, основанных на понимании общественной необходимости учения. Позиционный мотив показывает стремление ребенка занять новое положение в отношениях с окружающими. Игровой говорит о недостаточности понимания ребенком своего нового положения, о неадекватности восприятия им школьного статуса. Мотив получения отметки показывает значимость для ребенка получения высокой отметки.

Приложение 2

Опросник (для родителей)

«Особенности поведенческих проявлений у детей

В период адаптации к 1-му классу»

Цель : изучить характер поведения ребенка в период его адаптации к школе и школьному режиму.

Время проведения: конец первой четверти – начало второй четверти.

Контингент: 1 – класс.

Регистрация данных: индивидуальный опросник заполняется родителями.

Необходимые материалы: опросник, ручка.

Критерии оценивания: родитель читает вопрос и выбирает тот ответ, который кажется ему наиболее верным относительно его ребенка.

Обработка: каждый ответ анализируется качественно.

Вывод: на основании полученных результатов мы можем сделать вывод о степени и характере адаптации ребенка к школе. В случае, если практически на все вопросы даны положительные ответы, мы можем говорить об успешности приспособления ребенка к новой для его среде, если нет – то это указывает на некоторые затруднения в адаптации, требующие дальнейшей психологической работы с таким ребенком.

Инструкция : Прочитайте внимательно вопросы и подчеркните тот вариант, который кажется вам наиболее подходящим для вашего ребенка.

Дата __________ Ф.И.ребенка _________________________ Класс________

Кем заполняется анкета (мама, папа)_______________________________

1.Охотно ли ребенок идет в школу

Неохотно

Без особой охоты

Охотно, с радостью

Затрудняюсь ответить

2. Вполне ли приспособлен ребенок к школьному режиму? Принимает ли он новый распорядок?

Пока нет

Не совсем

В основном да

Затрудняюсь ответить

3.Переживает ли ребенок свои успехи и неуспехи?

Скорее нет, чем да

Не вполне

В основном да

Затрудняюсь ответить

4. Часто ли ребенок делится с вами школьными впечатлениями?

В основном отрицательные впечатления

Положительных и отрицательных впечатлений примерно поровну

В основном положительные впечатления

6. Сколько времени в среднем тратит ребенок на выполнение домашних заданий, если он делает их дома?

Просьба указать конкретную дату ____________

7. Нуждается ли ребенок в вашей помощи при выполнении школьных заданий?

Довольно часто

Иногда

Не нуждается в помощи

Затрудняюсь ответить

8. Как ребенок преодолевает трудности в работе?

Перед трудностями сразу пасует

Обращается за помощью

Старается преодолеть сам, но может отступить

Настойчив в преодолении трудностей

Затрудняюсь ответить

9. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

Сам этого сделать не может

Иногда может

Может, если его побудить к этому

Как правило, может

Затрудняюсь ответить

10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

Довольно часто

Бывает, но редко

Такого почти не бывает

Затрудняюсь ответить

11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

Нет

Скорее нет, чем да

Скорее да, чем нет

Затрудняюсь ответить

Приложение 3

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («социометрия») Дж. Морено

Цель: диагностика межличностных отношений в группе.

Участникам исследования описывались три ситуации. Учащиеся должны назвать трех одноклассников при ответе на каждый вопрос. Перечень вопросов следующий:

    Ты сегодня пришел в школу, и учительница разрешила сесть в пару за партой с любым человеком, с которым ты пожелаешь. Напиши имя того человека, с которым ты предпочел бы сидеть. А теперь представь, что этот человек, по каким-то причинам не пришел на учебу, кого теперь ты выберешь? А на следующий день и второго человека нет, выбери другого участника, с которым ты сядешь за парту.

    У тебя сегодня День рождения. Кого бы ты пригласил на свой праздник в первую очередь, во вторую очередь и в третью очередь.

    Представь, что у тебя есть право сформировать команду космического корабля, отправляющегося на Марс. Подумай, кто из ребят мог бы быть с тобой рядом в корабле.

По анализу сделанных выборов формируются сводные таблицы. На основе показателей таблицы строиться социограмма взаимоотношений и определяются статусы детей в коллективе.

Приложение 4

Методика «Исследование самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка»»

Цель: исследование самооценки ребёнка.

Время проведения: 2-я и 4-я четверти.

Контингент: 1-й класс

Регистрация данных: проводится индивидуально с каждым ребёнком.

Необходимые материалы : регистрационный бланк с рисунком лесенки, ручка.

Процедура проведения : ребёнку показывают нарисованную на бумаге лесенку с 7 ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.

Инструкция. «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на 3 ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на 3 нижних ступеньках окажутся самые плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети ни плохие, ни хорошие. Покажи на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему». Ребёнок также может нарисовать себя на лесенке. После этого его спрашивают: «Ты на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким бы ты хотел быть». Ребёнок в качестве идеального образца может снова нарисовать себя и рядом поставить цифру «два». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама (воспитательница, учительница)». Ставится галочка или крестик.

В методике используется стандартный набор характеристик: хороший – плохой; добрый – злой; умный – глупый; сильный – слабый; смелый – трусливый; самый старательный – самый небрежный и др. Количество характеристик можно сократить. В процессе обследования необходимо учитывать, как ребёнок выполняет задание, испытывает ли колебания, раздумывает, аргументирует ли свой выбор. Если ребёнок не даёт никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т. д.

Критерии оценивания: оценивается местоположение на лесенке, куда ребёнок себя «поставил».

Вывод: важно учитывать тот факт, что, если ребёнок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают это задание. Как мы полагаем, вывод о характере самооценки можно сделать по количеству попыток отнести себя на верхние, нижние или среднюю ступени. Где больше этих отнесений, там и маркируется самооценка ребёнка.

Характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой

Завышенная самооценка

    Обдумав задание, ставит себя на 3 – ю или 4- ю ступень. Объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения. Считает, что оценка взрослого такая же лишь несколько выше.

Адекватная самооценка

    Ставит себя на нижние ступеньки. Свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: Мама так сказала»

Заниженная самооценка

Инструкция психологу. «Отметьте крестиком ту графу, куда ставит себя ребёнок при ответе на ваши вопросы».

Регистрационный бланк

Дата __________Класс_________Ф.И. ребёнка________________

Приложение 5

Модифицированная методика для родителей «Я и ценности моей жизни» Е.Степанова

Уважаемые родители! Предлагаем вам поразмышлять о ценности жизни вашего ребенка. Выполните, пожалуйста следующие задания:

Продолжите предложения:

    Хороший ученик – это…

    Счастливый ученик – это…

    Больше всего я ценю в своем ребенке…

    Цель школы заключается…

Назовите три заветные желания относительно обучения и воспитания вашего ребенка в школе:

    Первое желание…

    Второе желание…

    Третье желание…

Ответьте на вопросы:

    Где ваш ребенок в наибольшей степени может проявить себя и свои способности (отметьте перечисленные ниже ответы, которые соответствуют вашему мнению):

На уроке

В общественных делах

На занятиях кружка, секции, в клубах

При проведении досуга

Нигде

    Где, как вы думаете, вашего ребенка больше ценят и понимают (отметьте перечисленные ниже ответы, которые соответствуют вашему мнению):

В классе

В кружке, секции

В компании друзей

Нигде

Где-то еще (допишите свой вариант)

Приложение 6

Модифицированная методика М. Рожкова «Самоуправление»

Методика М .И. Рожкова предназначена для определения уровня развития самоуправления в коллективе учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год. Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Цель: определить уровень развития само­управления в коллективе учащихся.

Ход проведения . Каждый учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями:

Смысловое значение цифровых кодов: 4 -«Да», 3 - «Скорее да, чем нет», 2 - «Трудно сказать», 1 - «Скорее нет, чем да», 0 - «Нет».

Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная сис­тематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

    включенность учащихся в самоуправленческую дея­тельность (предложения 1-4);

    организованность коллектива (5-8);

    ответственность членов первичного коллектива за его дела (9-12);

    включенность группы в дела коллек­тива (13-16);

    отношения группы с другими ученическими общно­стями (17-20);

    ответственность учащихся группы за дела коллектива (21-24).

По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выстав­ленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 - максимальное коли­чество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива группы, объедине­ния определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в группе низкий; если больше 0,5 и меньше 0,8 - средний; если больше 0,8 - высокий.

Приложение 7

Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения»

Уважаемые родители, обведите ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий Вашей точке зрения.
Цифры означают следующие ответы:

4
– совершенно согласен; 3 – согласен; 2 – трудно сказать; 1 – не согласен; 0 – совершенно не согласен.

Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.
4 3 2 1 0

В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.
4 3 2 1 0

Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.
4 3 2 1 0

Я испытываю чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка.
4 3 2 1 0

В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель.
4 3 2 1 0

Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.
4 3 2 1 0

Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.
4 3 2 1 0

Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.
4 3 2 1 0

В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.
4 3 2 1 0

Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.
4 3 2 1 0

В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.
4 3 2 1 0

Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.
4 3 2 1 0

Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.
4 3 2 1 0

Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.
4 3 2 1

Приложение 8

Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»

Цель : выявить нравственную воспитанность учащихся.

Ход проведения . Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «м» – мальчик, «д» – девушка).

Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.

Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.

Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком * .

    На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?

    • а) обойду, не потревожив;

      б) отодвину и пройду;

      в) смотря какое будет настроение.

    Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (или малоприметного юношу), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что делаете?

    • а) ничего, какое мое дело;

      б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;

      в) подойду и непременно заговорю.

    Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?

    • а) тороплюсь в школу;

      б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;

      в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...

    Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они старые. Что делаете?

    • а) предложу свою помощь;

      б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

      в) если попросят, я, конечно, помогу.

    Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как реагируете на голос?

    • а) сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное время;

      б) оборачиваюсь и предлагаю половину;

      в) не знаю, может быть, мне тоже будет очень нужно.

    Вы узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете в этом случае?

    • а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;

      б) ничего: жизнь вообще несправедлива;

      в) вступаюсь за обиженного.

    Вы дежурный. Подметая пол, Вы находите деньги. Что делаете?

    • а) они мои, раз я их нашел;

      б) завтра спрошу, кто их потерял;

      в) может быть, возьму себе.

    Сдаете экзамен. На что рассчитываете?

    • а) на шпаргалки, конечно: экзамен - это лотерея;

      б) на усталость экзаменатора: авось, пропустит;

      в) на свои знания.

    Вам предстоит выбрать профессию. Как будете это делать?

    • а) найду что-нибудь рядом с домом;

      б) поищу высокооплачиваемую работу;

      в) хочу создавать нечто ценное на земле.

    Какой из трех предложенных видов путешествия Вы выберете?

    • а) по России;

      б) по экзотическим странам;

      в) по одной из ведущих развитых стран.

    Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что предпримете Вы?

    • а) поболтаюсь немного, потом видно будет;

      б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;

      в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

    Некий волшебник предлагает Вам устроить Вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что Вы ответите этому волшебнику?

    • а) соглашусь с благодарностью;

      б) сначала узнаю, скольким он обеспечил, таким образом, существование;

      в) отказываюсь решительно.

    Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как Вы поступите?

    • а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;

      б) выполняю, конечно;

      в) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать.

    Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли кому-нибудь об этом?

    • а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;

      б) не знаю, как придется;

      в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

    Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать.11о что Вы делаете в данный момент?

    • а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;

      б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;

      в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

    Вы с товарищами собрались ехать на дачу в солнечный теплый день. Вдруг Вам звонят и просят отложить поездку ради важного общего дела. Что делаете?

    • а) еду на дачу согласно плану;

      б) не еду, остаюсь, конечно;

      в) жду, что скажет мой товарищ.

    Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов Вас устроит?

    • а) бездомный щенок;

      б) взрослый пес с известным Вам нравом;

      в) дорогой щенок редкой породы.

    Вы собрались отдыхать после работы (учебы). И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как реагируете?

    • а) напомню о праве на отдых;

      б) делаю, раз надо;

      в) посмотрю, что скажут остальные.

    С Вами разговаривают оскорбительным тоном. Как к этому относитесь?

    • а) отвечаю тем же;

      б) не замечаю, это не имеет значения;

      в) разрываю связь.

    Вы плохо играете на скрипке (или на любом другом музыкальном инструменте). Ваши родители Вас непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете?

    • а) играю, конечно;

      б) разумеется, не играю;

      в) когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.

    Вы задумали принять гостей. Какой вариант Вы предпочтете?

    • а) самому (самой) приготовить все блюда;

      б) закупить полуфабрикаты в магазине «Кулинария»;

      в) пригласить гостей на кофе.

    Вдруг узнаете, что школу закрыли по каким-то особым обстоятельствам. Как встречаете такое сообщение?

    • а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;

      б) обеспокоен, строю планы самообразования;

      в) буду ожидать новых сообщений.

    Что Вы чувствуете, когда на Ваших глазах хвалят кого-то из Ваших товарищей?

    • а) ужасно завидую, мне неудобно;

      б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;

      в) я, как все, аплодирую.

    Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На улице к Вам подходят два парня и требуют отдать им подарок. Что делаете?

    • а) отдаю – здоровье дороже;

      б) постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет;

      в) подарков не отдаю, вступаю в борьбу.

    Когда наступает Новый год, о чем чаще всего думаете?

    • а) о новогодних подарках;

      б) о каникулах и свободе;

      в) о том, как жил и как собираюсь жить в новом году.

    Какова роль музыки в Вашей жизни?

    • а) она мне нужна для танцев;

      б) она доставляет мне наслаждение духовного плана;

      в) она мне просто не нужна.

    Уезжая надолго из дома, как Вы себя чувствуете вдали?

    • а) снятся родные места;

      б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;

      в) не замечал (не замечала).

    При просмотре информационных телепрограмм портится ли иногда Ваше настроение?

    • а) нет, если мои дела идут хорошо;

      б) да, в настоящее время довольно часто;

      в) не замечал (не замечала).

    Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что делаете?

    • а) отбираю интересное и приношу;

      б) ненужных мне книг у меня нет;

      в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.

    Можете ли Вы назвать пять дорогих Вам мест на Земле пять дорогих Вам исторических событий, пять дорогих Вам имен великих людей?

    • а) да, безусловно, могу;

      б) нет, на свете много интересного;

      в) не задумывался (не задумывалась), надо бы посчитать.

    Когда Вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит Вам в голову?

    • а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;

      б) человеку просто повезло прославиться;

      в) глубоко удовлетворен и не перестаю удивляться.

Большое спасибо за ответы!

Обработка полученных данных . Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.

Ответы под номерами 10, 17, 21, 25, 26 из подсчета исключаются.

Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека», является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.

Приложение 8

Социальный паспорт

    Всего учащихся в классе

    Учащиеся из малообеспеченных семей, стоящие на учёте в органах соцзащиты:

    Учащиеся из многодетных семей:

    Учащиеся из семей, где есть родители-инвалиды:

    Учащиеся – инвалиды:

    Дети с особыми образовательными способностями:

    Опекаемые (подопечные) дети:

    Из них круглые сироты:

    Учащиеся, стоящие на внутришкольном учёте в «группе риска»:

    Неблагополучные семьи:

    Вынужденные переселенцы:

    Беженцы (со статусом или без него):

    Родители – чернобыльцы:

    Неполные семьи:

Материальное благосостояние семей

    Ниже прожиточного минимума

    Низкий доход

    Средний доход

    Выше среднего

Возрастной состав:

    25-30 лет

    30-40 лет

    Свыше 40 лет

Образовательный уровень родителей

    Неполное среднее

    Среднее

    Среднее специальное

    Высшее

Профессии родителей

    Образование

    Работники по найму в частных структурах (продавцы, водители, техперсонал)

    Частные предприниматели

    Военнослужащие и работники силовых структур

    Неработающие

    Пенсионеры

    Содержание:

    Принципы построения психолого-педагогическая характеристики точно описаны еще А.Ф.Лазурским: «Для того чтобы эти характеристики не представляли собою беспорядочной груды сырого материала (ценность которого в таких случаях была бы более чем сомнительной), необходимо соблюдать одно очень важное условие: каждая характеристика должна быть подвергнута детальному психологическому анализу, с целью определить преобладающие наклонности данного человека и способ их сочетания, показать, каким образом комбинации преобладающих основных наклонностей образуют ряд сложных проявлений, свойственных этому человеку, одним словом – выяснить психологическую конструкцию данной личности.

    Придавая такое важное значение психологическому анализу полученных результатов, мы в то же время все наши усилия направили на то, чтобы избежать другой ошибки, благодаря которой даже подробные характеристики теряют нередко половину своего значения. Ошибка эта заключается в том, что наблюдатель, отмечая у характеризуемого лица какое-нибудь качество, делает это в общих выражениях, не приводя ни внешних, конкретных проявлений этого качества, ни таких фактов, на основании которых он пришел к своему выводу. Отметивши, например, что наблюдаемый мальчик аккуратен, или настойчив, или рассеян и невнимателен, нередко ограничиваются этим и не считают нужным пускаться в дальнейшие пояснения.» (А.Ф. Лазурский, 1908).

    Таким образом, составленная Вами характеристика должна представлять собой анализ особенностей личности ребенка, т.е. раскрывать их внутреннюю связь и связь с окружением и занятиями ребенка, и подтверждаться результатами наблюдений , примерами из жизни. Это должно быть описание живого ребенка, а не абстрактного индивида, и вместе с тем это должно быть точное, научное описание на психологическом языке.

    Если психолого-педагогическая характеристика класса составлена грамотно, то она может оказаться весьма полезной, например, новому классному руководителю при переходе школьников из младшего звена в среднее. С помощью этой характеристики любой учитель-предметник или педагог-психолог сможет понять, какие ученики учатся в этом классе, разобраться в их личностных характеристиках и в соответствии с этим конкретным контингентом учащихся разработать адекватные методы педагогического взаимодействия. Как правильно составить психолого-педагогическую характеристику класса? Ниже приводятся общие рекомендации и образец такой характеристики.

    Произвольная форма составления педагогической характеристики недопустима, так как это в первую очередь документ.

    Информация, подающаяся в характеристике школьного класса, не должна быть хаотичным или случайным нагромождением сведений. Этот документ должен быть структурирован.

    Сведения о школьном коллективе лучше всего излагать в официально-деловом стиле. Но при этом информация должна быть понятна не только самому составителю, но и тому, кто будет читать этот документ в дальнейшем. Запрещается указывать сокращенно имена и фамилии учеников.

    При составлении психолого-педагогической характеристики класса необходимо учитывать три важных принципа.

    Принцип комплексности

    И классному руководителю, и педагогу-психологу в силу своей профессии приходится составлять большое количество характеристик. Поэтому не стоит удивляться тому, что порой эти документы получаются безликими и шаблонными. Однако этого следует избегать, так как психолого-педагогическая характеристика класса должна отражать полезные сведения, которые после ознакомления с документом может использовать любой педагог. Полезность шаблонных фраз сводится к минимуму.

    Надо отметить, что вся информация должна подаваться логично и последовательно. Вся информация в документе должна давать четкое представление о школьном коллективе, на который составлена характеристика.

    Принцип гуманизма

    В характеристике должны содержаться адекватные и непредвзятые сведения, потому что по назначению может использоваться только объективная информация. Необъективно составленная психолого-педагогическая характеристика ученика, класса или бывшего воспитанника дошкольного учреждения не позволит новому учителю, не знакомому с личностью школьника, строить с ним эффективное педагогическое воздействие. И хорошо, если результат такого взаимодействия будет только неэффективным, а не вредным для развития личности школьника.

    Учитель, как и врач, должен в своей работе руководствоваться важным принципом - не навреди.

    Принцип объективности

    Надо учитывать, что психолого-педагогическая характеристика начального класса будет не похожа на характеристику класса старшего школьного звена. То есть, здесь действует принцип объективности - каждое анализируемое явление должно быть объяснено с опорой на теоретические положения возрастной психологии.

    Если характеристика составлена в соответствии с этим принципом, то она будет действительно полезным документом, которым могут руководствоваться в своей работе классные руководители и учителя-предметники.

    План психолого-педагогической характеристики класса

    Характеристику школьного класса можно составлять, следуя предлагаемому плану:

    1. Общие сведения о классе: когда класс был сформирован, кто из учителей был первым классным руководителем, менялись ли классные руководители и как часто.

    2. Общие сведения об учениках: количество учащихся, пол, возраст.

    3. Лидеры школьного коллектива, актив класса, их характеристики.

    4. Уровень воспитанности учеников.

    5. Микрогруппы в коллективе, характеристика их образования, взаимодействие микрогрупп с другими членами школьного коллектива.

    6. Социометрическая и статусная характеристика класса.

    7. Приоритеты и основные ценности, принятые в классе.

    8. Оценка уровня коммуникативной культуры учеников.

    9. Какими способами решаются конфликты в классе.

    10. Мнение педагогов о классе в целом и об отдельных учениках.

    А теперь конкретный пример психолого-педагогической характеристики класса.

    Образец психолого-педагогической характеристики класса

    1. 8 "А" класс средней школы №44 города Челябинска был образован в 2008 году. Первым классным руководителем была Сергеева Наталья Петровна. В 2012 году классным руководителем стала Смирнова Анастасия Павловна.

    2. В 8 "А" классе 25 учеников, 13 из них юноши и 12 - девушки. 20 ученикам исполнилось по 14 лет. 5 учеников в возрасте 13 лет.

    3. Лидеры класса Савельева Оксана и Антонов Александр. Актив класса - Яковлева Вероника, Станько Марина, Ефимова Антонина. Девушки принимают активное участие в общественной жизни класса и школы, а также в спортивных соревнованиях.

    4. Уровень воспитанности учеников достаточно высок. Ребят, нарушающих дисциплину, в классе нет.

    5. Основные «ячейки» класса представляют собой актив группы и лидеры. Остальных ребят они ведут за собой, поддерживают высокий уровень сплоченности в классе. Данные микрогруппы были образованы ещё в младшем школьном звене.

    6. В классе было проведено социометрическое исследования, по результатам которого были выявлены лидеры в классе. «Звезда» - Савельева Оксана; предпочитаемые - Антонов Александр, Станько Марина, Ефимова Антонина; изолированный - Демарин Иван.

    7. В целом класс ориентирован на получение новых знаний и хороших отметок. В ценностных ориентациях школьников преобладают коллективная ответственность за жизнь класса и дружба.

    8. На высоком уровне коммуникативная культура класса.

    9. Возникающие конфликты в основном решаются коллективным обсуждением проблемы.

    10. Педагоги довольны поведением и успеваемостью учеников 8 "А" класса.

    Психолого-педагогическая характеристика класса выглядит таким образом. Но это только «каркас» документа. Сведения необходимо подавать в более развернутом виде. Тогда характеристика будет более информативной.

    Цель: изучить психологические особенности сознания и личности учащегося и составить психолого-педагогическую характеристику.

    Педагогу необходимо уметь ориентироваться в учебно-воспитательном процессе на индивидуально-психологические особенности каждого конкретного ученика. Это предполагает не только умение выделить отдельные черты и свойства личности учащегося, но и видеть его как целостную личность, выступающую в качестве активного субъекта собственной жизнедеятельности и всех тех социальных контактов, в которые он включён. Поэтому психолого-педагогическая характеристика является средством для целостного восприятия педагогом личности учащегося.

    Этапы выполнения задания

    1. Выбрать двух учащихся с различным уровнем успеваемости для изучения и последующего написания психолого-педагогической характеристики, установить с ними личный контакт.

    2. Изучить схему психолого-педагогической характеристики и составить план сбора необходимой информации с указанием способа её получения (наблюдение, беседа, экспериментальное исследование). Для сбора информации рекомендуется использовать приведённые в данном методическом пособии схемы наблюдений, планы бесед и экспериментальные методики.

    3. В процессе прохождения практики необходимо осуществить сбор необходимых материалов для составления психолого-педагогической характеристики двух учащихся. На следующем этапе следует проанализировать данные, полученные в ходе изучения учащихся, обобщить их и составить психолого-педагогические характеристики.

    СХЕМА

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩЕГОСЯ

    1.Общие сведения об ученике. Фамилия, имя и отчество ученика. Возраст. Физическое развитие. Состояние здоровья (в том числе нервно-психического). Состав семьи и её социально-культурный уровень.

    2.Учебная деятельность и индивидуально-психологические особенности познавательной сферы учащегося. Преобладающий уровень успеваемости (отличный, хороший, удовлетворительный, не успевает), склонность к одним предметам и затруднения в других. Психологическая характеристика учебной деятельности.



    Мотивы учебной деятельности. Состояние дисциплины и ответственности, особенности переживания успехов и неудач, отношение к похвале и порицаниям учителя, относящиеся к учебной деятельности.

    Умение учиться : умение принимать учебную задачу, умение выделять и осуществлять учебные действия и действия контроля, умение самостоятельно работать с учебником, составлять планы-конспекты, умение адекватно оценивать результаты учебной деятельности. Отношение к отметкам. Умение организовать самостоятельную учебную деятельность: систематически готовить домашние задания, находить дополнительную информацию, готовить рефераты и сообщения и т.п.

    Активность на уроках . Особенности познавательной деятельности. Особенности внимания. Преобладающий вид внимания на уроке. Сформированность произвольного внимания, распределения, переключения и устойчивости внимания.

    Особенности памяти. Преобладающий тип памяти учащегося (зрительный, слуховой, моторный). Доминирующие способы заучивания материала (механический или осмысленный), владение приемами рационального запоминания.

    Особенности мышления . Сформированность умственных действий. Умение анализировать учебный материал, обобщать прочитанное, делать самостоятельно выводы. Гибкость ума.

    Особенности речи. Умение выражать мысли в устной и письменной форме (понятность, логичность, образность, оригинальность речи, запас слов учащегося).

    Характеристика способностей. Наличие специальных способностей (к литературе, музыке, рисованию, математике и т.д.). Уровень развития общих способностей: способностей к овладению знаниями, умениями, навыками (способности к учению).

    3. Психологические особенности общения и личности учащегося. Состав класса, уровень успеваемости и дисциплина в нем. Место ученика в системе межличностных отношений (наличие или отсутствие друзей, конфликтов в общении с одноклассниками). Сформированность навыков общения. Проявления организаторских способностей (инициативен или пассивен, организатор или исполнитель).

    Черты характера, проявляющиеся в отношении к коллективу и сверстникам: положительные (гуманность, доброта, терпимость, искренность, ответственность, справедливость, проявления дружбы и товарищества и др.); отрицательные черты (жестокость, завистливость, лживость, нетерпимость, равнодушие, черствость, грубость и др.).

    Отношение к общественным поручениям и совместным с одноклассниками видам деятельности, качество их выполнения.

    Отношения с родителями : уважение и любовь, признание, их влияния или равнодушие, отчужденность. Отношение к педагогам, их авторитетность для ученика.

    Потребностно-мотивационная сфера учащегося. Основные мотивы поведения и цели, к которым стремится ученик. Место нравственных мотивов в общей иерархической структуре. Ценностные ориентации учащегося. Интересы ученика, их направленность (литература, музыка, спорт, техника, политика и т.д.), широта, устойчивость, связь с интересами класса. Профессиональные интересы и намерения. Предпочитаемые виды труда. Отношение к процессу и результату труда. Наличие трудовых навыков.

    Особенности самосознания . Содержание образа Я, различия между Я-реальным и Я-идеальным. Особенности самооценки.

    Эмоционально-волевая сфера . Преобладающие эмоции. Особенности эмоциональных состояний (склонность к аффективным реакциям). Умение владеть своими эмоциями. Развитие высших чувств (нравственных, интеллектуальных, эстетических). Волевые черты: целеустремленность и самостоятельность. Актив­ность и инициативность. Устойчивость поведения или внушаемость, склонность поддаваться влиянию других. Дисциплинированность и сте­пень ее сознательности. Выдержка и самообладание. Сила воли. Не­достатки воли (упрямство, нерешительность, негативизм, лживость, неумение доводить дело до конца и др.).

    4. Общие психолого-педагогические выводы. Основные достижения и проблемы личности учащегося и их возможные причины (внешние и внутренние). Ближайшие и перспективные учебно-воспитательные задачи. Предполагаемые пути их решения.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru

    Учреждение образования

    «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

    Кафедра психологии

    по психологической части практики

    Студента: (ФИО) Шустала Евгения Леонидовича

    факультета физического воспитания 3 курса

    Форма обучения (очная)

    Место прохождения практики: (район, школа, класс) Московский район города Бреста, общеобразовательное учреждение ГУО Гимназия № 4

    Руководитель психологической части практики (ФИО) Даниленко А.В.

    Психолого-педагогическая характеристика учащегося

    В период прохождения производственной педагогической практики в общеобразовательном учреждении города Бреста СШ ГУО Гимназии №4, я проводил наблюдение за поведением детей среднего школьного возраста, изучал особенности психических процессов, особенности процесса формирования двигательного навыка. Основной целью данного педагогического наблюдения явилось: изучение психологических особенностей сознания и личности учащегося и составление психолого-педагогической характеристики. Мы предполагаем, что данное наблюдение способствует совершенствованию умений педагога в частности ориентироваться, в учебно-воспитательном процессе реагировать на индивидуально-психологические особенности каждого конкретного ученика. В результате этого педагог может выделить не только отдельные черты и свойства личности учащегося, но и видеть его как целостную личность. Для написания психолого педагогической характеристики я выбрал двух наблюдаемых учеников (учащихся 6 «А» класса). Для получения нужной информации я использовал способ педагогического наблюдения и личной беседы с учениками.

    Учащаяся 1

    Севашко Дарья Павловна

    1. Общие сведения об ученике:

    Севашко Дарья Павловна 12 - лет. Уровень физического развития удовлетворительный. По состоянию здоровья относится к 1 основной группе здоровья, отклонений психического характера не имеет. Состав семьи: отец - Павел Константинович (21.08.1974 г.р.), мать- Светлана Евгеньевна (30.08.1971 г.р.),Социально-культурный уровень семьи высокий, категория семьи полная.

    Севашко Дарья Павловна - уровень успеваемости отличный, имеется склонность к гуманитарным предметам и с удовольствием посещает уроки физической культуры. С личных слов Дарьи ему нравится учиться. Она с удовольствием ходит в школу и старается не пропускать занятия.

    Мотивы учебной деятельности. В школе Дарья ведёт себя дисциплинированно и ответственно, что подтвердила в частности, классный руководитель Черненькая Ирина Иосифовна, с её слов я зафиксировал так же то, что Даша всегда с удовольствием выполняет поручения учителей, зачастую сама может предложить помощь, часто к Даше обращаются одноклассники как по вопросам касающимся учебного процесса, так и по обыденным жизненным ситуациям. Присутствуя на уроке Белоруской литературы, я заметил за Дарьей такую особенность как небольшое переживание (волнение) по поводу неудач, провалов в учёбе. К примеру, на уроке рассказывая стих, ученица сбилась, в результате она сказала учительнице, что он не совсем уверенно чувствует себя перед ней, в некоторой мере это ее сбивает. Получая в свой адрес порцию похвалы, Дарья особого удовольствия не показывает, принимает это как нечто должное. На порицания, идущие в ее адрес он старается, отстоять свою точку зрения.

    Умение учиться: Как правило, учебный процесс не возможен без выполнения учебных задач. Севашко Дарья как указали многие учителя, принимает учебные задачи с лёгкостью, ни когда не паникует раньше времени. При подготовке к домашнему заданию Дарья относится с ответственностью и с самостоятельностью принятия решения. Всегда добросовестно готовит домашнюю работу, при возникновении сложных вопросов в помощь Дарье готовы вступить родители. Как сказала сама ученица за отметками она не гонится соглашается чаще всего с оценкой учителя. Источником дополнительной информации чаще всего использует интернет. психологический личность учащийся мотив

    Активность на уроках: Если знает, что готова ответить на вопрос то чаще вызывается сама, поднимая руку, ученица чаще всего интересуется актуальной познавательной деятельностью, выделяется как внимательная собеседница. Преобладающий вид внимания на уроке произвольное или преднамеренное. Возникает в результате того, что ученица сама ставит перед собой цель, осознаёт задачу. Ученица выражает свои мысли умственно.

    Особенности памяти: Преобладающий тип памяти учащайся слуховой, моторный. Доминирующий способ заучивания материала осмысленный. На уроке литературы я заметил за Дарьей особенность повторять, закрывая уши.

    Особенности мышления: Ученица мыслит абстрактно логически, умеет самостоятельно анализировать учебный материал, глубоко внедряется в суть раскрываемого вопроса, делает самостоятельные выводы.

    Особенности речи: В большинстве случаев выражает свои мысли в устной форме, обладает наличием достаточного словарного запаса, систему вопрос-ответ выстраивает логически и понятно. При ответах зачастую использует образное представление.

    Характеристика способностей: Как уже отмечалось ранее, девочка больше склонна к гуманитарным предметам. Имеются определённые способности к воображению, рассуждению. Общий уровень интереса и способностей к знаниям я бы оценил как высокий, в беседе с учителями и одноклассниками это явно подтверждается.

    Состав 6 «А» класса 22 человек из них обучается 6 мальчиков и 16 девочек. Класс показал себя за время практики как дружелюбный, дееспособный, отзывчивый коллектив. Общий уровень успеваемости класса высокий, большая часть класс всегда готовы к урокам, с высокой степенью продуктивности работают на них. В классе следует так же выделить таких старательных учеников как Полюга Артем, Бондарук Анна, Хомук Павел. Ребята активно работают на уроках, участвуют в культурно-массовых мероприятиях школы, ответственно подходят к порученным заданиям соблюдают дисциплину поведения в школе и на уроках. Есть в классе дети, которые любят пошуметь и подурачиться, к примеру: Егоров Денис и Козырко Анна, ребята не усидчивы, порой не выполняют задания учителя, любят, что бы на них обратили внимание одноклассники, для этого они готовы перейти границу общекультурных норм. Однако в целом всё же я бы отметил, что класс хороший за период педагогического наблюдения особых нарушений за ним я не наблюдал. Дарья в коллективе своих одноклассников является примером для подражания. В классе все дети с ней дружат и хорошо отзываются о ней. Несколько детей считают Дарью своей лучшей другой. Со слов Ирины Иосифовны можно отметить, что за Дарьей не наблюдалось межличностных конфликтов, если они где то и назревают, то девочка пытается пойти на компромисс и обойти ссору. В общении с одноклассниками девочка проста и не слишком многословна. Проявляет зачастую свои организаторские способности. К примеру, Дарья является участником «Членов большого совета школы», входит в состав культурно-массового сектора школы. Дарья, как в школе, так и за её приделами, человек добрый и ответственный, искренен в разговоре со сверстниками. Имеет много друзей. Каких либо отрицательных черт характера (жестокость, завистливость, лживость, нетерпимость, равнодушие, черствость, грубость и др.) я за Дарьей не замечал.

    Отношение к общественным поручениям: Как я уже говорил, Дарья активно проявляет себя в массовых мероприятиях школы. Защищает интересы школы на городских олимпиадах, выступает в составе школы на физкультурных мероприятиях.

    Отношения с родителями: В отношениях с родителями Дарья ведёт себя с уважением, как сказала она сама, она очень любит своих родителей. Они часто помогают ей, в каких либо не решаемых ситуациях. Как за частую говорят вторая мама это учитель - Дарья очень уважает своего классного руководителя, которая всегда находит общий язык с девочкой.

    Потребностно-мотивационная сфера учащегося: Основной целью учёбы Дарья видит подготовку к своей будущей профессии, однако пока она не знает какой именно. Ей нравится сфера деятельности учителя, возможно, это связанно с предпочтениями родителей. Кроме этого девочка интересуется спортом, ей сильно нравится волейбол, она всегда в курсе происходящих спортивных новостей.

    Особенности самосознания: Дарья особо никогда не ставит себя выше кого то, он предпочитает жить реальностью, ее жизненный образ выстраивается его реальными поступками. Когда я спросил, девочку на уроке физкультуры как бы она себя оценил по итогам урока. Она ответил, вы учитель у вас имеются оценочные нормы поведения, оценки за выполнения задания, поэтому я заслуживаю то на, что я выполнила.

    Эмоционально-волевая сфера: У девочки в большей мере преобладают астенические эмоции, реальные чувства управляют ей. К аффективным реакциям девочка не склонна, если и есть какая то проблема, то она скорее продукт длительного действия. Она умеет управлять своими эмоциями, отступает в тех моментах, где это не нужно. Девочка самостоятелена в принятии решения касательно как учёбы, так и мелких жизненных ситуации.

    4. Общие психолого-педагогические выводы. Во первых хотелось бы отметить тот факт, что огромное значение в воспитательном процессе ребёнка играют его родители. Будучи учителями в сфере образования родители уверенно контролируют и корректируют культурное поведение ребёнка. На мой взгляд, благодаря этому во многом и обуславливается хорошее поведение и успеваемость Девочки в школе. Важное место в поведении Дарьи играет искренняя нужда ее действий в общественной жизни. Для будущего умственного развития девочки я бы порекомендовал чаще создавать спорные, но разумные ситуации. Дарья очень любит интересные дискуссии. Она умно отстаивает свою точку зрения. Дарью нужна постоянная активность действий. У девочки порой присутствует некая нерешительность неопределённость в будущих действиях. На мой взгляд, я бы предложил Дарье в будущем связать свою жизнь с ораторским мастерством. Для этого она обладает хорошими способностями (памяти, речи, мышления). Она не боится массы людей и разумно отвечает на поставленные вопросы. Кроме этого Дарья находится в хороших межличностных отношениях со своими сверстниками и родителями. У девушки отсутствуют мотивы собственного возвышения над кем то. Для меня лично, Дарья это человек для подражания в данном возрасте. Во всяком случае, человек с которого можно взять какой либо пример.

    Учащийся 2

    Егоров Денис

    1. Общие сведения об ученике:

    Егоров Денис Дмитриевич (17.08.2001) 12 - лет. Уровень физического развития удовлетворительный. По состоянию здоровья относится к 1 основной группе здоровья, отклонений психического характера (со слов врача не имеет). Состав семьи: отец - ВикторПетрович-отчим,11.04.1986 г.р.; мать - Мария Олеговна,29.03.1982 г. р; брат - Роман Викторович (02.12.2012) г.р. дома; место работы родителей - отчим временно не работает; мать - временно не работает (декретный отпуск). Социально-культурный уровень семьи средний, категория семьи полная.

    2. Учебная деятельность и индивидуально-психологические особенности познавательной сферы учащегося.

    Егоров Денис Дмитриевич - Уровень успеваемости низкий, склонностей к определённым предметам не имеет. С удовольствием посещает уроки физической культуры. С личных слов Дениса ему не нравится учебная деятельность. Однако в школу он ходит регулярно, но без какой либо доли радости и интереса.

    Мотивы учебной деятельности. В школе Денис ведёт себя не дисциплинированно, не принимает на себя ответственность, в каких либо поручениях. Со слов классного руководителя Черненькой Ирины Иосифовны, я зафиксировал так же то, что Денис очень вредный мальчик, у него имеются способности к учению, но он на отрез отказывается, что либо делать. Учителя порой предлагают мальчику интересные поручения, но он не проявляет к этому особого интереса. Присутствуя на уроке Белоруской литературы, я заметил за Денисом такую особенность как отсутствие переживания (волнение) по поводу неудач, провалов в учёбе. К примеру, на урок он явился не подготовленный. Не имел при себе достаточного количества учебных принадлежностей. Не однократно учительница подходила к Денису с замечаниями. Получая в свой адрес порцию порицания, Денис особого расстройства не показывал, он принимает это как нечто не важное.

    Умение учиться: Егоров Денис как указали многие учителя, очень трудно воспринимает учебные задачи. При подготовке к домашнему заданию мальчик относится безответственно. Практически всегда Денис приходит на занятия не готовым. Узнать что, либо о помощи родителей в учебной деятельности мальчика мне не удалось. Но как сказал сам ученик, отметки для него не важны.

    Активность на уроках: Вряд ли когда мальчик, может ответить на какой ни, будь вопрос. Порой старается в насмешливой форме уйти от беседы с учителем. Ученик чаще всего интересуется спортивной деятельностью, в беседе с товарищами довольно активен. Преобладающий вид внимания на уроке пост произвольное. Возникает в результате того, что при выполнении какой либо деятельности не вызывающей определённого интереса, сначала требуется организация направленности внимания и усилия воли для его поддержания, однако по мере преодоления трудностей деятельность увлекает мальчика. Свои мысли мальчик лучше выражает письменно.

    Особенности памяти: Преобладающий тип памяти учащегося кратковременная промежуточная. Доминирующий способ заучивания материала бессмысленный.

    Особенности мышления: Ученик мыслит наглядно, образно не умеет самостоятельно анализировать учебный материал, не умеет самостоятельно делать выводы.

    Особенности речи: В большинстве случаев выражает свои мысли в письменной форме, не обладает наличием достаточного словарного запаса, систему вопрос-ответ выстраивает затруднённо.

    Характеристика способностей: Особых склонностей к определённым видам деятельности не имеет. На мой взгляд, мальчик любит воображать. На уроке мальчик может подолгу сидеть и что то рисовать либо о чём то думать. Общий уровень интереса и способностей к знаниям я бы оценил как низкий, в беседе с учителями и одноклассниками это явно подтверждается.

    3. Психологические особенности общения и личности учащегося.

    Егоров Денис в своём классе определённым уровнем репутации не обладает. Наряду с Павлом Антоновым, ребята не усидчивы, порой не выполняют задания учителя, любят, что бы на них обратили внимание одноклассники. Присутствуя на уроках 6- «а» класса я бы отметил тот факт, что Денис по большей части всё же находится где то в себе. Он может не слышать учителя, не выполнять его задания, но при этом мальчик не мешает другим. Разговаривая с классом, я узнал, что многие ребята все же больше высказываются отрицательно в адрес Дениса. Однако в целом всё же я бы отметил, что класс дружен по отношению к мальчику, зачастую я видел его в кампании одноклассников. За период учения в школе за Денисом отмечено несколько не значительных нарушений. На уроках Денис всегда сидит с Павлом Антоновым. Порой они могут спокойно общаться на уроках до тех пор, пока их не рассадят. Со слов Ирины Иосифовны можно отметить, что за Денисом особо значимых межличностных конфликтов не наблюдалось, если они где то и назревали, то мальчик сам порой пытался пойти на компромисс и обойти ссору. В общении с одноклассниками мальчик юмористичен и многословен. Особых организаторских способностей за мальчиком не выявлено. Денис является ответственным в классе за сбор макулатуры и металлолома. Каких либо отрицательных черт характера (жестокость, завистливость, лживость, нетерпимость, черствость, грубость и др.) я за Денисом не замечал.

    Отношение к общественным поручениям: Как я уже говорил, Денис неактивно проявляет себя в массовых мероприятиях школы. Но порой учителя физической культуры привлекают мальчика в городских соревнованиях.

    Отношения с родителями: На данную тему сам мальчик со мной говорить не стал. Со слов учительницы, отношения у мальчика с родителями пусть и не совсем хорошие, но порой уважительные. Мама еженедельно может приходить в школу узнавать про учебу своего сына. Как сказала Ирина Иосифовна мама зачастую в спорных ситуациях выгораживает Дениса. Вопрос почему мальчик приходит на уроки не готовым мне так и не удалось узнать.

    Потребностно-мотивационная сфера учащегося: Основной цели в учёбе Дениса я не вижу. К мальчику нужен индивидуальный подход. О своей будущей профессии мальчик пока не задумывается.

    Особенности самосознания: Денис мальчик пусть и шумный, но особо никогда не ставит себя выше кого то, он предпочитает жить реальностью, его жизненный образ выстраивается его реальными поступками.

    Эмоционально-волевая сфера: У мальчика в большей мере преобладают астенические эмоции, реальные чувства управляют им. К аффективным реакциям мальчик несколько склонен, порой буря эмоций может овладеть мальчиком.

    4. Общие психолого-педагогические выводы. Во многом то, что мы видим в поведении Дениса это, конечно же, продукт воспитания родителей. Здесь я бы отметил тот факт, что всё же родители не полноценно воспитывают мальчика. На мой взгляд, возможно, что родители большое внимание оказывают младшему ребёнку. И жизнь Дениса в некоторой степени, менее затронута и обсуждаема. Важное место в поведении Дениса играет интерес деятельности. Если мальчик чем то заинтересован то он довольно таки послушен и разумен. Для будущего умственного развития мальчика я бы порекомендовал чаще находить индивидуальный подход создавать увлекательные для него ситуации. Денис очень любит юмор. Почему, исходя из этого не привлечь его к культурно массовому кружку школы, где мальчик полностью мог бы проявить свои способности. Денису нужна постоянная активность действий. У мальчика порой присутствует некая нерешительность неопределённость в будущих действиях. На мой взгляд, я бы предложил Денису в будущем связать свою жизнь с художественным искусством или актёрским мастерством. Для этого он обладает хорошими способностями (харизмы, спокойствия, задумчивости). Он не боится массы людей. Денису нужно несколько измениться в своём характере. Вслед за этим к нему потянутся люди. Ведь мальчик как говорится, интересен собою. У юноши отсутствуют мотивы собственного возвышения над кем то. Для меня лично, Денис это человек, в котором не раскрыты многие потенциалы, к нему нужен индивидуальный подход в данном возрасте.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Особенности и специфика работы психолога в ВУЗе. Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося. Проведение уроков "Виды и механизмы памяти" и "Характер и темперамент человека". Анализ воспитательного мероприятия на тему "Будьте милосердными".

      отчет по практике , добавлен 21.05.2012

      Сведения о школьнике как субъекте учебной деятельности, внеучебная деятельность. Интеллектуальная сфера школьника. Индивидуальные особенности мышления как показатели обучаемости школьника, взаимоотношение и общение. Рекомендации учителям и родителям.

      реферат , добавлен 14.11.2010

      Психолого-педагогическая характеристика учащегося профессионального училища. Природа и сущность игры, её роль в развитии познавательной сферы личности. Роль игры на уроках математики и в процессе обучения. Методика проведения уроков в игровой форме.

      дипломная работа , добавлен 20.03.2012

      Влияние социума на личность учащегося в современных условиях. Программа опытно-экспериментальной работы по повышению эффективности влияния социума на развитие потенциальных возможностей личности учащегося. Повышение мотивации учащихся к саморазвитию.

      дипломная работа , добавлен 27.04.2014

      Построение портрета личности учащегося по результатам наблюдения. Проведение в учебной группе социометрии. Выявление неофициальной структуры группы, сравнение ее с официальной. Наблюдение за педагогической деятельностью преподавателя. Оценка мастерства.

      отчет по практике , добавлен 07.01.2009

      Самостоятельная работа как форма учебной деятельности школьника. Учебная деятельность: характеристика, психологическое содержание, структура. Психологические особенности и основные тенденции коммуникативного развития учащегося среднего школьного возраста.

      дипломная работа , добавлен 21.02.2007

      Использование психолого-педагогической диагностики для оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека. Реализация психолого-педагогической диагностики средствами информационно-коммуникационных технологий.

      курсовая работа , добавлен 15.04.2015

      Разработка опорной схемы урока, рекомендаций по управлению коллективом группы ОП-1 в соответствии с результатами социометрического исследования. Составление психологического портрета личности учащегося. Анализ педагогического мастерства педагога ПУ №39.

      отчет по практике , добавлен 22.07.2010

      Планирование учебных занятий с использованием листов рабочей тетради. Подготовка тестирования учащихся по средствам профориентационного теста. Организация и проведение исследования учащегося, составление его психолого-педагогической характеристики.

      отчет по практике , добавлен 12.01.2014

      Психолого-педагогические особенности детей 11-15-летнего возраста. Основные свойства восприятия. Текстовые задачи в обучении математике. Активизация познавательной деятельности учащегося. Применение занимательного задачного материала на уроках математики.