Перечень в лаборантской биологии. Требования к кабинету биологии Кабинет биологии (лаборатория, лаборантское помещение) - Документ

Куркина Наталья Александровна, учитель биологии МКОУ Берёзовская КСШИ, 2017 год. Авторский материал: Рекомендации по размещению учебного оборудования по биологии в лаборантской комнате.

Размещение и хранение учебного оборудования – одна из основных задач учителя биологии. Рациональное размещение и правильное хранение учебного оборудования способствует не только их длительной сохранности, но и является показателем организации труда педагога.

В кабинете в двух – трёх книжных шкафах с верхними остекленными секциями рекомендуем расположить литературу для учителя и учащихся, папки с раздаточным материалом и таблицы на печатной основе.

В лаборантской, прилегающей к кабинету биологии размещают вдоль стен восемь многосекционных шкафов. Распределение шкафов соответствует разделам курса биологии: ботаника, зоология, человек и общая биология, что предполагает конкретизировать расположение каждого предмета учебного оборудования.

Под влажные препараты по зоологии отводится шкаф со стеклянными дверцами на правой стороне, недалеко от входной двери (удобно при проветривании, взятии склянок - ёмкостей для работы). Модель скелета человека на передвижной подставке удобно разместить в проёме между шестым и седьмым шкафами. Общебиологическое учебное оборудование (микроскопы, микропрепараты, микролаборатории) можно разместить в седьмом и восьмом шкафах – ближе к окну и лабораторному столу. А пустые освобождённые заводские коробки (от процессора, принтера, гербария и др.), перенесённые наверх этих шкафов – не привлекают лишнего внимания. Рекомендуем рельефные таблицы и гербарий оставлять в заводских упаковках, поскольку тогда они не только лучше сохранятся, но и фабричная опись содержимого – гарантия от ошибок в перечне объектов. Уже длительное время каждый экземпляр муляжа, включая раздаточные, мы храним в полиэтиленовых пакетах. Это предохраняет от прямых солнечных лучей, пыли и истирания при соприкосновении. Согласитесь, модель цветка паслёна или сердца нужна на пару-тройку уроков за весь учебный, а не постоянно. Коллекции семян и плодов, насекомых постоянно обновляются, поэтому возможно использовать разнообразные коробки от шоколадных конфет. В нижних секциях шкафов целесообразно поместить громоздкие модели: «Торс человека», «Происхождение человека» и спилы деревьев. Предлагаем вариант размещения учебного оборудования по биологии в лаборантской комнате.

Раздел «Зоология Шкаф №1

Модели объёмные

Скелет конечностей лошади (передняя и задняя)

1. Характерные черты скелета рыбы

2. Характерные черты скелета бесхвостых земноводных

Модели рельефные по зоологии

1. Внутреннее строение брюхоного моллюска

2. Внутреннее строение гидры

3. Внутреннее строение жука

4. Внутреннее строение дождевого червя

5. Внутреннее строение кролика

6. Внутреннее строение лягушки

7. Внутреннее строение рыбы

8. Внутреннее строение собаки

9. Внутреннее строение ящерицы

10. Желудок жвачного животного

11. Археоптерикс

Модели рельефные по ботанике

1. Растительная клетка

2. Зерновка пшеницы

3. Клеточное строение корня

4. Клеточное строение листа

5. Клеточное строение стебля

Пособие динамическое

Развитие цепня

Модель – аппликация

1. Этапы развития органов и систем

2. Цикл развития лягушки

3. Муравьи. Устройство муравейника

4. Пчёлы. Устройство улья

5. Цикл развития бычьего цепня и печёночного сосальщика

6. Цикл развития аскариды

Раздел «Зоология» Шкаф №2

Кролик

Модели объёмные головного мозга

1. Рыба

2. Лягушка

3. Пресмыкающиеся

5. Птица

6. Млекопитающее

Натуральные объекты (остеоскелеты по зоологии)

1. Рыба

2. Лягушка

3. Голубь

4. Крот

5. Крыса

Раздел «Ботаника» (шкаф №3)

Натуральные объекты (комплект гербариев разных групп растений)

1. Морфология

2. Группы растений

3. Деревья и кустарники

4. Дикорастущие

5. Лекарственные

6. Сельскохозяйственные

7. Культурные

8.Растительные сообщества

Муляжи

1. Овощи

2. Фрукты

3. Шляпочные грибы

Модель – аппликация

1. Размножение одноклеточной водоросли

2. Размножение многоклеточной водоросли

3. Одноклеточные водоросли

4. Развитие шляпочного гриба

5. Развитие папоротника

6. Развитие сосны

Пособие динамическое

1. Цикл развития шляпочного гриба

2. Цикл развития водорослей, мха

Натуральные объекты (коллекция)

Семена и плоды

Натуральные объекты

1. Спилы деревьев

2. Шишки хвойных деревьев

Модели цветков различных семейств

1. Семейство Паслёновые (паслён)

2. Семейство Лилейные (тюльпан)

3. Семейство Крестоцветные (капуста)

4. Семейство Злаки (рожь)

Натуральные объекты

Семена следующих растений

1. фасоли 2. сои 3. тыквы 4. рябины 5. боярышника

6. льна 7. подсолнечника 8. пшеницы

1. Трутовик

2. Чага

Раздел «Общая биология» (шкаф №5)

Модели объёмные

1. Голова Гиббона

2. Голова шимпанзе

3. Бюст шимпанзе

5.2.1

Модели объёмные

1. Белок

2. Структура ДНК

3. Модель структуры ДНК

4. Клетка (раздаточный материал)

5.1.2

Модели объёмные

Происхождение человека

5.2.2

Модель – аппликация

1. Перекрест хромосом

2. Генеалогический метод антропогенетики

3. Роль ядра в регуляции развития организма

4. Строение клеток и тканей растений и животных

5. Основные генетические законы (2 части)

6. Биогенный круговорот углерода в природе

7. Биогенный круговорот азота в природе

8. Основные направления эволюции

9. Взаимодействия в природных сообществах

10. Типичные биоценозы

11. Биосфера и человек

12. Биосинтез белка

13. Симбитическая теория образования эукариот

14. Строение клетки

5.1.3

Модели объёмные

Расы человека

5.2.3

Пособие динамическое

1. Деление клетки

2. Законы Менделя

3. Синтез белка

4. Перекрест хромосом

5. Классификация животных и растений

Коллекция

Формы сохранности ископаемых растительных и животных организмов

5.1.4

Семена цветкового отдела пришкольного участка

5.2.4

Модели объёмные / набор моделей палеонтологических находок

Происхождение человека

Требования к учебному кабинету биологии:

1. Наличие паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, дидактических материалов и др.

2. Наличие плана работы учебного кабинета на учебный год и перспективу.

3. Соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.

4. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета: наличие постоянных (периодическая таблица д. И. Менделеева, таблица растворимости, ряд напряжений металлов, окраска индикаторов в разных средах) и сменных учебно-информационных стендов и др. (по плану работы учебного кабинета).

5. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы школы.

6. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения профилю кабинета, требованиям стандарта образования и образовательных программ.

7. Наличие комплекса дидактических материалов, типовых заданий, тестов, самостоятельных и контрольных работ и других материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса (по профилю кабинета).

8. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой.

9. Открытое и наглядное предъявление учащимся минимально необходимого содержания образования и. требований к уровню обязательной подготовки (стандарта образования).

10. Открытое и наглядное предъявление учащимся образцов измерителей выполнения требований обязательного стандарта.

11. Обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требования базового и повышенного уровней образовательного стандарта.

12. Наличие стендового материала учебного кабинета: рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности, по выполнению программы развития умений и навыков, по организации и выполнению домашней работы, по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная работа, тестирование, зачет, собеседование, экзамен и др.).

13. Наличие экрана результативности выполнения учащимися образовательного стандарта.

14. Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными учащимися, консультаций и др.

Для реализации данных требований необходимо руководствоваться определенной нормативной базой, иметь в кабинете соответствующую документацию.

Необходимая документация учебного кабинета биологии:

1. Паспорт учебного кабинета.

2. Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.

3. Журнал или картотека наглядных пособий, раздаточного материала.

4. Правила техники безопасности работы в учебном кабинете.

5. Журнал инструктажа учащихся при проведении внеклассных и

мероприятий, а также инструктажа лаборанта и студентов практикантов.

6. Правила поведения учащихся в учебном кабинете.

7. График работы учебного кабинета.

8. Акт приемки учебного кабинета администрацией школы.

9. План работы кабинета на учебный год.

10. Перспективный план работы кабинета (план дооборудования).

Вся документация кабинета биологии ведется учителем (лаборантом) регулярно и в соответствии с установленными методическими требованиями и сроками. Она должна быть упорядочена, храниться в пронумерованных папках с соответствующими названиями.

В папках (коробках, ящиках) накапливается и другой материал, имеющий отношение к преподаванию данного предмета.

Приведем примерные названия папок, которые можно иметь в кабинете биологии:

1. Кабинет биологии.

2. Охрана труда.

3. Нормативные документы.

4. Планирование учебной работы.

5. Работа по самообразованию учителя.

6. Современные образовательные технологии.

8. Нетрадиционные формы занятий по биологии.

9. Неделя биологии в школе.

10. Внеклассная работа по биологии.

11. Работа с одаренными детьми.

12. Биология и здоровье.

13. Экология.

14. Новости науки.

15. Проблемы современной биологии.

И др. по усмотрению учителя .

Общие требования к учебному кабинету.

В учебном кабинете должна находиться следующая законодательная и нормативная документация:

* Закон РБ «Об образовании»;

* Типовое положение об общеобразовательном учреждении (при необходимости -- Типовое положение об учреждении соответствующего типа);

* Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.1178-02);

* Государственный образовательный стандарт по предметам по профилю кабинета;

* Устав образовательного учреждения;

* Правила поведения для учащихся;

* Положение о поощрениях и взысканиях для учащихся;

* Паспорт кабинета, содержащий:

Договор о полной материальной ответственности (при необходимости);

Перечень мебели;

Перечень технических средств обучения;

Перечень оборудования, приспособлений и инструментов;

Перечень дидактических материалов;

Каталог библиотеки кабинета;

Акт-разрешение на проведение занятий;

Инструкции по охране труда;

Инструкции по технике безопасности;

График работы кабинета (на триместр, четверть);

Ведомость приемки кабинета.

Учебный кабинет должен соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 (к отделочным материалам; составу, размерам и раз­мещению мебели; воздушно-тепловому режиму; режиму естественного и искусственного освещения) и требованиям пожарной безопасности ППБ 01-03.

Учебный кабинет должен быть обеспечен первичными средствами пожаротушения и аптечкой для оказания доврачебной помощи.

Оформление учебного кабинета должно быть осуществлено в едином стиле с учетом эстетических принципов.

Занятия в учебном кабинете должны служить формированию у учащихся:

* современной картины мира;

* общеучебных умений и навыков;

* обобщенного способа учебной, познавательной, коммуникативной и практической деятельности;

* потребности в непрерывном, самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями;

* ключевых компетенций -- готовности учащихся использовать полученные общие знания, умения и способности в реальной жизни для решения практических задач;

* теоретического мышления, памяти, воображения;

* воспитанию учащихся, направленному на формирование у них коммуникабельности и толерантности.

Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета.

Учебный кабинет должен быть укомплектован учебным и компьютерным оборудованием, необходимым для выполнения учебных программ, реализуемых школой на основании «Перечня учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений» в соответствии с местными нормативами.

Учебный кабинет должен быть обеспечен учебниками, дидактическим и раздаточным материалом, необходимым для выполнения учебных программ, реализуемых школой.

В учебном кабинете в открытом доступе должны находиться материалы, содержащие минимально необходимое содержание образования и требования к уровню обязательной подготовки (стандарта образования);

образцы контрольно-измерительных материалов (КИМ) для определения усвоения требований образовательного стандарта.

Учебный кабинет должен быть обеспечен комплектом типовых заданий, тестов, контрольных работ для диагностики выполнения требований базового и повышенного уровня образовательного стандарта.

На стендах в учебном кабинете должны быть размещены:

* требования образовательного стандарта по профилю кабинета;

* требования, образцы оформления различного вида работ (лабораторных, творческих, контрольных, самостоятельных и т.п.) и их анализ;

* варианты заданий олимпиад, конкурсов, интеллектуальных марафонов по профилю кабинета и их анализ;

* требования техники безопасности.

Санитарно-гигиенические требования к кабинету биологии.

Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95. "Естественное и искусственное освещение",

Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную или юго-восточную стороны горизонта.

В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола

Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны) оборудованием или другими предметами. Не следует размещать на окнах крупные растения или полочки с растениями. Светопроемы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.

Для искусственного освещения следует использовать люминесцентные светильники типов: ЛС002х40, ЛП028Х40, ЛП002-2х40, ЛП034-4Х36, ЦСП-5-2Х40. Светильники должны быть установлены рядами вдоль лаборатории параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122Ц25) ("кососвет"). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

Уровень освещенности рабочих мест для учителя и для обучающихся при искусственном освещении должен быть не менее 300 лк, на классной доске - 500 лк.

Окраска помещения в зависимости от ориентации должна быть выполнена в теплых или холодных тонах слабой насыщенности. Помещения, обращенные на юг, окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цвета), а на север - в теплые тона (гамма желтого, розового цветов). Не рекомендуется окраска в белый, темный и контрастные цвета (коричневый, ярко-синий, лиловый, черный, красный, малиновый).

Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.

Стены кабинета должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом. Оконные рамы и двери окрашивают в белый цвет.

Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6, потолка-0, 7-0, 8, пола - 0,3-0, 5.

Лаборатория и лаборантское помещение должно быть обеспечены отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60 %.

Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек, имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен воздуха. Фрамуги и форточки должны быть снабжены удобными для закрывания и открывания приспособлениями.

В кабинете должно быть установлено не менее двух раковин с подводкой воды: одна - в лаборатории, другая - в лаборантском помещении.

Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.

Демонстрационный стол учителя должен быть оснащен розеткой на 220В переменного тока. Подводка электрического тока к столу должна быть стационарной и скрытой.

Требования к комплекту мебели в учебном кабинете.

В кабинете используют специализированную мебель:

Для организации рабочих мест обучающихся и учителя;

Для правильного и рационального хранения и размещения учебного оборудования;

Для размещения живых объектов (растений и животных), используемых в демонстрационном эксперименте, наблюдениях на уроках и во внеурочное время;

Приспособления для оформления интерьера кабинета;

Для размещения аппаратуры.

Мебель для организации рабочего места учителя:

Одна секция стола демонстрационного (ГОСТ 18607-93) и стол для учителя со стулом.

Мебель для организации рабочих мест обучающихся включает двухместные лабораторные ученические столы разных ростовых групп (N4,5,6) с цветовой маркировкой в комплекте со стульями тех же ростовых групп (по ГОСТ 18314-93).

Для рационального размещения и правильного хранения учебного оборудования необходим набор секций различного назначения, из которых можно компоновать варианты комбинированных лабораторных шкафов.

Шкаф комбинированный лабораторный размещается по задней стене лаборатории и состоит из следующих секций (по ГОСТ 18666-95).

Мебель для размещения живых объектов располагается в лаборантском помещении - препараторский стол (или стеллажи).

В лаборантском помещении устанавливается шкаф, состоящий из следующих секций:

Нижняя (с цоколем) с глухими дверками - 2 шт.;

Нижняя (с цоколем) с лотками - 2 шт.;

Верхняя с глухими дверками - 8 шт.

Требования к помещениям кабинета.

Для кабинета биологии необходимы две смежные комнаты: лаборатория площадью 66- 70 кв. м (при длине 10-11 м, ширине 6-7 м) и лаборантская - 15- 18 кв. м. Целесообразнее всего разместить кабинет на первом этаже с ориентировкой окон на юг или восток.

Кабинет биологии может быть объединен с кабинетом для преподавания интегрированного курса естествознания. В малочисленных школах могут быть организованы объединенные кабинеты: биолого-химический, биолого-географический, кабинет естествознания с преподаванием биологии, химии, физики. В объединенном кабинете необходимы: одно помещение лаборатории и 1-2 лаборантских помещения.

Площадь кабинета должна позволять расставить в нем мебель с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Ученические столы должны быть установлены как правило в три ряда. Допускается двухрядная или однорядная установка столов.

Расстояние между столами в ряду 0,6 м, между рядами столов не менее 0,6 м, между рядами столов и продольными стенами О,5-0,7 м, от первых столов до передней стены около 2,6-2,7 м, наибольшая удаленность последнего места обучающихся от классной доски - 8,6 м.

По задней стене лаборатории устанавливают секционные шкафы для учебного оборудования и аппаратура (диапроектор, эпипроектор) на подставках.

На передней стене размещают доску и часть постоянной экспозиции.

На боковой стене, противоположной окнам, устанавливают витрины или стенды для постоянной и временной экспозиции.

В лаборантском помещении размещают шкаф-стенку для хранения учебного оборудования, препараторский стол для некоторых живых объектов и подготовки простейших опытов. Кроме того, в лаборантской оборудуют рабочий стол для учителя, устанавливают раковину-мойку с доской для сушки химической посуды.

Требования к оснащению кабинета учебным оборудованием.

Учебное оборудование по биологии делится на группы:

Натуральные объекты (живые растения и животные, коллекции, влажные и остеологические препараты, гербарии и пр.);

Приборы, посуда, принадлежности для проведения демонстраций и лабораторных работ;

Муляжи, модели, рельефные таблицы;

Пособия на печатной основе (таблицы, карты, учебники, дидактический материал и т.д.);

Экранно-звуковые средства обучения (ЭЗСО) (видеофильмы, кинофильмы);

Проекционная аппаратура для предъявления информации, заложенной в ЭЗСО;

Литература для учителя и обучающихся (учебники, справочники, методическая литература и пр.).

Требования к организации рабочих мест учителя и обучающихся.

В состав рабочего места для учителя биологии входят: демонстрационный стол (одна секция), стол для учителя со стулом, классная доска, экран.

К секции демонстрационного стола должен быть подведен электрический ток напряжением 220В, вода.

Для кабинета, как правило, используют классную доску с пятью рабочими поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Размер основного щита 1500x1000 мм, откидных щитов - 750x1000 мм. Эти доски имеют магнитную поверхность для использования моделей-аппликаций. На верхней кромке классной доски должны быть размещены 6-7 держателей для таблиц эпизодического использования.

Рациональная организация рабочего места для обучающегося требует соблюдения следующих условий:

Достаточная рабочая поверхность для письма, чтения, проведения наблюдений и т. д.

Удобное размещение оборудования, используемого на уроке;

Соответствие стола и стула антропометрическим данным для сохранения удобной рабочей позы обучающегося;

Необходимый уровень освещенности на рабочей поверхности стола (300 лк).

Ученическая мебель должна быть промаркирована. Снизу на крышке стола следует написать группу стола (в числителе) и рост учащихся (в знаменателе). Например, марка 4/140-160 означает, что мебель группы 4 предназначается для обучающихся ростом 140-160 см. С внешней стороны, сбоку на стол наносят цветную маркировку (круг диаметром 25 мм или горизонтальная полоса шириной 20 мм). Каждая группа мебели маркируется своим цветом.

Требования к размещению и хранению оборудования.

Система размещения и хранения учебного оборудования должна обеспечивать:

Его сохранность;

Постоянное место, удобное для извлечения и возврата изделия, закрепление места за данным видом учебного оборудования на основе частоты использования на уроках;

Быстрое проведение учета и контроля для замены вышедших из строя изделий новыми.

Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования - по предметам, видам учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного оборудования. В лаборатории размещают оборудование для лабораторных работ (оптические приборы, лотки для раздаточного материала, препаровальные инструменты) .

Учебное оборудование должно быть размещено так, чтобы вместимость шкафов и других приспособлений были максимально использованы при соблюдении перечисленных выше требований.

Для организации самостоятельных лабораторных работ следует использовать лоточную систему подачи раздаточного материала. В укладках хранят посуду, препаровальные инструменты, лоток для микропрепаратов и т.д.

Натуральные объекты (гербарии, чучела, энтомологические коллекции) необходимо хранить в шкафах с глухими дверками вдали от прямых солнечных лучей. Энтомологические и другие коллекции хранят в специальных коробках, гербарии - в коробках или папках.

Скелеты позвоночных животных хранят в закрытых шкафах.

Микропрепараты хранят в фабричной упаковке так, чтобы микропрепарат располагался горизонтально, что предохраняет его от оплывания. Наборы микропрепаратов располагают по классам и темам. На столы учащихся микропрепараты раздают в специальных лотках с 4-5 гнездами.

Влажные препараты должны храниться в шкафу с глухими дверками.

Муляжи, модели сохраняют в шкафах вдали от прямых солнечных лучей и отопительных приборов. Муляжи хранят в коробках, в специальных углублениях из мягкой бумаги. Крупные анатомические модели - под чехлами из плотной материи или синтетической пленки.

Таблицы хранят в рулонах или наклеивают (по выбору учителя) на картон или ткань и расставляют их по предметам в шкафах-табличниках по порядку нумерации каждой серии.

Для оптических приборов - микроскопов, препаровальных инструментов и ручных луп желательно отвести специальный шкаф. Микроскопы должны храниться под чехлом из синтетической пленки в закрывающихся секциях шкафа. Ручные лупы в специальных укладках.

Препаровальные инструменты (препаровальные ножи, иглы, ножницы, пинцеты) размещают также в укладках.

Размещение посуды в кабинете биологии зависит от частоты ее использования. Наиболее часто применяются посуда небольшой емкости, предметные и покровные стекла, поэтому их располагают в средней части шкафа в лотках. В этом же шкафу на верхней полке хранят приборы, используемые при изучении биологии. В нижнем отделении помещают мелкие лабораторные принадлежности: штативы, стеклянные и резиновые трубки, корковые и резиновые пробки. На торцовой части укладок наклеивают этикетки с названием имеющегося оборудования.

К хранению реактивов в кабинете предъявляют общие требования к хранению химических реактивов в школе. Наиболее употребительными реактивами являются следующие: раствор йода в йодистом кажи, крахмал, глюкоза, натрий бикарбонат, калий перманганат, известковая вода, спирт этиловый, формалин(40%), натрий хлорид (физиологический раствор, гипертонический раствор).

Растворы и сухие вещества хранят в стеклянных банках с притертыми крышками. Каждую балку снабжают этикеткой с названием, формулой вещества и его концентрацией. Хранить вещества без этикеток в кабинете запрещается. Органические вещества (спирт, формалин) должны храниться в кабинете химии.

Для борьбы с вредителями на пришкольном участке, в уголке живой природы, для борьбы с музейными вредителями в кабинет биологии приобретают ядовитые вещества. Многие из них являются ядовитыми и для человека. На этикетке сосудов, где хранятся эти вещества, необходимо указать "яд". Ядовитые вещества необходимо хранить в запирающемся шкафу или сейфе.

Экскурсионное оборудование - папки для сбора растений, прессы для сушки, расправилки, совки, банки для сбора живого материала - складывают в особом отделении шкафа или препараторского стола в лаборантской.

Требования к оформлению интерьера кабинета.

Интерьер кабинета должен оказывать положительное эмоциональное воздействие на учителя и обучающихся. Интерьер кабинета должен быть функционально значимым: для оформления используют те материалы, которые постоянно или наиболее часто используются на уроках биологии. Предметы постоянной экспозиции кабинета должны способствовать развитию основных биологических понятий (таких, как уровни организации живого, развитие органического мира, охрана окружающей среды).

При размещении предметов постоянной и временной экспозиции следует учитывать, что весь этот материал предназначен для использования на уроках, а значит текст, рисунки должны быть видны обучающимся с любого рабочего места.

Для иллюстрации понятия развития органического мира целесообразно использовать печатную таблицу. Другим элементом постоянной экспозиции является стенд "Фенологические наблюдения", используемый при изучении всех разделов курса биологии. Для оформления боковой стены используют материалы серии "Уровни организации живой природы", портреты ученых-биологов.

Вдоль задней стены должны быть размещены шкафы (двухсекционные, верхняя секция остекленная), или витрины, в которых располагают представителей (в виде гербарного материала, чучел и т.п.) основных систематических групп растительного и животного мира, а также экспозиции "Типичные биоценозы".

Основную часть материалов эпизодического использования размещают вне кабинета, где учащиеся могут ознакомиться с ними на переменах. В коридорах и рекреациях, примыкающих к биологическому кабинету, рекомендуется размещать стенды по профориентации школьников, стенд с литературой для внеклассного чтения, а также фотомонтажи, стенгазеты биологических кружков и т.п.

При подборе растений в кабинете биологии прежде всего следует исходить из того, несколько эти объекты могут быть использованы на уроках и во внеклассной работе. Кроме того, необходимо учитывать роль растений в оформлении интерьера кабинета и их неприхотливость к условиям содержания. Растения целесообразно размещать на стойках, которые крепятся в простенках у края окон или на подставках.

Все растения снабжают этикетками, где пишут видовое название, семейство, происхождение растения. Этикетки крепят к цветочному вазону .

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СОШ № 24»

___________/ёва/

«______»_______________2009

ЛАБОРАНТ КАБИНЕТА БИОЛОГИИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Лаборант кабинета биологии назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности лаборанта кабинета биологии его обязанности могут быть возложены на других лаборантов, старшего вожатого , техника, инженера, или учителя, ответственного за помещение, в котором работает лаборант кабинета биологии. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.2. Лаборант кабинета биологии должен иметь полное среднее образование .

1.3. Лаборант кабинета биологии непосредственно подчиняется учителю, или другому сотруднику школы, ответственному за кабинет биологии.

1.4. В своей деятельности лаборант кабинета биологии руководствуется Конституцией Российской Федерации , законом Российской Федерации «Об образовании», типовым положением «Об общеобразовательном учреждении», указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и решениями Правительства Региона и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда , техники безопасности и противопожарной защиты, руководящими, нормативными и справочными материалами по тематике работы, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором . Лаборант кабинета биологии соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. ФУНКЦИИ

Основными функциями, выполняемыми Лаборантом кабинета биологии, являются:

2.1. наладка и поддержание лабораторного оборудования и ТСО кабинета биологии в исправном состоянии;

2.2. подготовка лабораторного оборудования и ТСО к его использованию;

2.3. правильное хранение и использование химических реактивов и препаратов.

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Лаборант кабинета биологии выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. анализирует:

Результаты использования лабораторного оборудования и ТСО;

Наличие ТСО и перспективные возможности технического оснащения своего рабочего места для повышения эффективности работы;

3.2. прогнозирует:

Тенденции изменения технической оснащенности своего рабочего места для внесения предложений по своевременной корректировке инструкций по технике безопасности и по выполнению лабораторных и практических работ ;

Последствия запланированной работы по совершенствованию технической оснащенности своего рабочего места;

3.3. координирует:

Деятельность учащихся при выполнении лабораторных и практических работ, при использовании ТСО, лабораторного оборудования, реактивов и препаратов;

3.4. руководит:

Деятельностью учащихся при проведении лабораторных и практических работ с использованием ТСО, лабораторного оборудования кабинета биологии, реактивов и препаратов;

3.5. контролирует:

Исправность лабораторного оборудования кабинета биологии;

Безопасность используемых в кабинете биологии оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения, реактивов и препаратов;

Соблюдение учениками правил для учащихся;

Соблюдение учащимися правил техники безопасности и инструкций по выполнению практических и лабораторных работ , по использованию ТСО, реактивов и препаратов;

3.6. корректирует:

Ход выполнения практических и лабораторных работ в соответствии с инструкциями, правильность использования ТСО, лабораторного оборудования, реактивов и препаратов;

3.7. принимает участие в:

Формировании заказа на техническое оснащение рабочего места;

Сборе и обработке материалов, полученных в процессе проведения исследований в соответствии с утвержденной программой работ;

Проведении экспериментов;

Составлении и оформлении документации по выполняемой работе ;

3.8. консультирует:

Учащихся во время выполнения лабораторных и практических работ, при использовании ТСО, лабораторного оборудования кабинета биологии, реактивов и препаратов;

3.9. обеспечивает:

Правильность хранения лабораторного оборудования и препаратов;

Правильность маркировки и хранения реактивов;

Правильность утилизации использованных реактивов и препаратов;

Подготовку, проверку и простую регулировку оборудования (приборов, аппаратуры, технических средств обучения) к проведению экспериментов согласно документации по эксплуатации;

Работающих в кабинете биологии необходимым лабораторным оборудованием, реактивами, препаратами и т. п.;

Приведение в надлежащий порядок лабораторного оборудования после проведения лабораторных, практических, демонстрационных работ;

Мойку и чистку лабораторного оборудования и приборов с соблюдением соответствующих инструкций по эксплуатации;

3.10. выполняет:

Подготовку приборов, лабораторного оборудования, реактивов и препаратов к проведению лабораторных и практических работ;

Осуществление систематического контроля за исправностью, регулировкой и настройкой лабораторного оборудования и ТСО;

Учет расходования реактивов и препаратов;

Учет, обработку, систематизацию и оформление в соответствии с методическими рекомендациями результатов испытаний и экспериментов;

Работу с литературой в соответствии с установленным заданием;

Вычислительные и графические работы, связанные с проводимыми исследованиями и экспериментами.

4. ПРАВА

Лаборант кабинета биологии имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. давать:

Обязательные распоряжения ученикам во время проведения практических и лабораторных работ, при использовании ТСО, лабораторного оборудования, реактивов и препаратов;

4.2. представлять:

4.3. принимать участие в:

Разработке инструкций по технике безопасности и по проведению лабораторных и практических работ в кабинете биологии;

Совершенствовании технической оснащенности рабочего места;

Разработке изменения технологии проведения экспериментов, практических и лабораторных работ в кабинете биологии;

4.4. вносить предложения:

По совершенствованию технической оснащенности рабочего места;

По изменению технологии проведения экспериментов и лабораторных работ в кабинете биологии;

4.5. оценивать:

Ход и результаты проведения экспериментальных работ;

Эффективность использования ТСО и лабораторного оборудования кабинета биологии;

У руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;

4.7. требовать:

От учащихся соблюдения Правил поведения для учащихся, выполнения Устава школы, Правил поведения и требований техники безопасности в кабинете биологии;

4.8. повышать:

Свою квалификацию.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы, его заместителей и иных локальных нормативных актов , должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, приведшее к дезорганизации образовательного процесса, лаборант кабинета биологии несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. За нарушение правил пожарной безопасности , охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса лаборант кабинета биологии привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.3. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также прав, предоставленных настоящей Инструкцией, лаборант кабинета биологии несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ.

Лаборант кабинета биологии:

6.1. работает по графику, составленному исходя из 20-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы;

6.2. свою работу на каждый учебный год и каждый учебный модуль планирует под руководством своего непосредственного руководителя, план работы представляет на утверждение директору школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода;

6.4. получает от директора школы и (или) его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.5. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с учителями биологии;

6.6. исполняет обязанности других лаборантов, старшего вожатого, секретаря-машинистки, секретаря учебной части и учителей в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т. п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и Уставом школы на основании приказа директора.

Примечания:

Название должности «Лаборант» соответствует названию должности в «Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)». Именно эта должность и должна быть вписана в трудовую книжку сотрудника. Уточнение названия (кабинета биологии) соответствует основным трудовым функциям конкретного работника, и его можно вписать в трудовую книжку в скобках.

2. ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ ПО РАЗРЯДАМ ОПЛАТЫ.

4 разряд – при выполнении должностных обязанностей.

Главная \ Документы \

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

2.2.1. Санитарно-гигиенические требования к кабинету биологии.

2.2.1.1. Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии соСНиП-23-05-95. Естественное и искусственное освещение,

2.2.1.2. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную или юго-восточную стороны горизонта.

2.2.1.3. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола

2.2.1.4. Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны) оборудованием или другими предметами. Не следует размещать на окнах крупные растения или полочки с растениями. Светопроемы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.

2.2.1.5. Для искусственного освещения следует использовать люминесцентные светильники типов: ЛС002х40, ЛП028Х40, ЛП002-2х40,ЛП034-4Х36, ЦСП-5-2Х40. Светильники должны быть установлены рядами вдоль лаборатории параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122Ц25) (кососвет). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

2.2.1.6. Уровень освещенности рабочих мест для учителя и для обучающихся при искусственном освещении должен быть не менее 300 лк, на классной доске - 500 лк.

2.2.1.7. Окраска помещения в зависимости от ориентации должна быть выполнена в теплых или холодных тонах слабой насыщенности. Помещения, обращенные на юг, окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цвета), а на север - в теплые тона (гамма желтого, розового цветов). Не рекомендуется окраска в белый, темный и контрастные цвета (коричневый, ярко-синий, лиловый, черный, красный, малиновый).

2.2.1.8. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.

2.2.1.9. Стены кабинета должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом. Оконные рамы и двери окрашивают в белый цвет.Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6, потолка-0, 7-0, 8, пола - 0,3-0, 5.

2.2.1.10. Лаборатория и лаборантское помещение должно быть обеспечены отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60 %.

2.2.1.12.Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек, имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен воздуха. Фрамуги и форточки должны быть снабжены удобными для закрывания и открывания приспособлениями.

2.2.1.13. В кабинете должно быть установлено не менее двух раковин с подводкой воды: одна - в лаборатории, другая - в лаборантском помещении.

2.2.1.14. Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.

2.2.1.15. Демонстрационный стол учителя должен быть оснащен розеткой на 220В переменного тока. Подводка электрического тока к столу должна быть стационарной и скрытой.

2.2.2. Требования к комплекту мебели в учебном кабинете

2.2.2.1. В кабинете используют специализированную мебель:- для организации рабочих мест обучающихся и учителя;- для правильного и рационального хранения и размещения учебного оборудования;- для размещения живых объектов (растений и животных), используемых в демонстрационном эксперименте, наблюдениях на уроках и во внеурочное время;- приспособления для оформления интерьера кабинета;- для размещения аппаратуры.

2.2.2.2. Мебель для организации рабочего места учителя:- одна секция стола демонстрационного (ГОСТ 18607-93) и стол для учителя со стулом.

2.2.2.3. Мебель для организации рабочих мест обучающихся включает двухместные лабораторные ученические столы разных ростовых групп (N4,5,6) с цветовой маркировкой в комплекте со стульями тех же ростовых групп (по ГОСТ 18314-93).

2.2.2.1. Для рационального размещения и правильного хранения учебного оборудования необходим набор секций различного назначения, из которых можно компоновать варианты комбинированных лабораторных шкафов.Шкаф комбинированный лабораторный размещается по задней стене лаборатории и состоит из следующих секций (по ГОСТ 18666-95).

Наименование секций Кол-во Примечания Секция остекленная

5 Верхняя, с полками Секция с ящиками 1 С цоколем, используют в качестве нижней. Дверки глухие Секция с глухими дверками 2 С цоколем, используют в качестве нижней Секция с лотками 2 С поколем. используют в качестве нижней. Дверки глухие

2.2.2.5. Мебель для размещения живых объектов располагается в лаборантском помещении - препараторский стол (или стеллажи).

2.2.2.6. В лаборантском помещении устанавливается шкаф, состоящий из следующих секций:- нижняя (с цоколем) с глухими дверками - 2 шт.;- нижняя (с цоколем) с лотками - 2 шт.;- верхняя с глухими дверками - 8 шт.

2.2.3. Требования к оснащению кабинета техническими устройствами, аппаратурой и приспособлениями 2.2.3.1. В кабинете должны быть постоянно размещены диапроектор, графопроектор, эпипроектор, телевизор (цветной, с размером экрана по диагонали не менее 61 см), видеомагнитофон, компьютер для работы учителя.

2.2.3.2. Для размещения аппаратуры в кабинете должны быть две передвижные подставки. На одной, расположенной у задней стены, размещают диапроектор и эпипроектор; на другой, расположенной у передней стены - телевизор, видеомагнитофон. Графопроектор должен быть установлен на специальной передвижной тележке, установленной на расстоянии не менее 1,8 м от доски (экрана).

2.2.3.3. Для подключения проекционной аппаратуры и других технических средств обучения в лаборатории должны предусматриваться не менее 3-х штепсельных розеток: одна – у классной доски, другая - на противоположной от доски стене лаборатории, третья - на стене противоположной окнам.

2.2.3.4. Для рационального размещения аппаратуры во время ее использования в учебном кабинете можно выделить три следующие зоны размещения проекционной аппаратуры:а) в середине кабинета (диапроектор для демонстрации диапозитивов-слайдов (Если в школе имеются диафильмы), диапроектор с короткофокусным объективом для демонстрации диафильмов, эпипроектор);б) в зоне рабочего места учителя (графопроектор и телевизор, видеомагнитофон). Экран должен быть подвешен наклонно, т.к. при работе с графопроектором на вертикальном экране возникают искажения. Экран может быть укреплен на кронштейнах над классной доской на расстоянии около 40 см от передней стены (допустим также способ подвески экрана к потолку на стержнях, тросиках или к панели над доской).

2.2.3.5. При демонстрации диапозитивов-слайдов (при ширине экранного изображения 1,2 - 1,4 м) расстояние от первых столов учащихся до экрана должно быть не менее 2.7м, а от последних столов - 8,6 м.

2.2.3.6. При демонстрации видеофильмов необходимо обеспечить расстояние от экрана до обучающихся не менее - 3-4 м, высота подвески нижнего края экрана над подиумом - не менее 0,9 м.

2.2.3.7. Оптимальная зона просмотра телепередач и видеофильмов расположена на расстоянии не менее 2,7 м от экрана телевизора. Высота расположения телевизора от подиума должна быть -1,2 - 1,3 м. Для уменьшения световых бликов на экране телевизор должен быть устанавлен так, чтобы верхний край был наклонен в сторону обучающихся на 10 - 15 градусов.

2.2.4. Требования к помещениям кабинета

2.2.4.1. Для кабинета биологии необходимы две смежные комнаты: лаборатория площадью 66- 70 кв. м (при длине 10-11 м, ширине 6-7 м) и лаборантская - 15- 18 кв. м. Целесообразнее всего разместить кабинет на первом этаже с ориентировкой окон на юг или восток.

2.2.4.2. Кабинет биологии может быть объединен с кабинетом для преподавания интегрированного курса естествознания. В малочисленных школах могут быть организованы объединенные кабинеты: биолого-химический, биолого-географический, кабинет естествознания с преподаванием биологии, химии, физики. В объединенном кабинете необходимы: одно помещение лаборатории и 1-2 лаборантских помещения.

2.2.4.3. Площадь кабинета должна позволять расставить в нем мебель с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Ученические столы должны быть установлены как правило в три ряда. Допускается двухрядная или однорядная установка столов.Расстояние между столами в ряду 0,6 м, между рядами столов не менее 0,6 м, между рядами столов и продольными стенами О,5-0,7 м, от первыхстолов до передней стены около 2,6-2,7 м, наибольшая удаленность последнего места обучающихся от классной доски - 8,6 м.

2.2.4.4. По задней стене лаборатории устанавливают секционные шкафы для учебного оборудования и аппаратура (диапроектор, эпипроектор) на подставках.

2.2.4.5. На передней стене размещают доску и часть постоянной экспозиции.

2.2.4.6. На боковой стене, противоположной окнам, устанавливают витрины или стенды для постоянной и временной экспозиции.

2.2.4.7. В лаборантском помещении размещают шкаф-стенку для хранения учебного оборудования, препараторский стол для некоторых живых объектов и подготовки простейших опытов. Кроме того, в лаборантской оборудуют рабочий стол для учителя, устанавливают раковину-мойку с доской для сушки химической посуды.

2.2.5. Требования к оснащению кабинета учебным оборудованием

2.2.5.1. Организация кабинета биологии предусматривает его оснащение полным комплектом учебного оборудования в соответствии с действующими Перечнями учебного оборудования по биологии для общеобразовательных учреждений России, утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации.

2.2.5.2. Учебное оборудование по биологии делится на группы:- натуральные объекты (живые растения и животные, коллекции, влажные и остеологические препараты, гербарии и пр.);- приборы, посуда, принадлежности для проведения демонстраций и лабораторных работ;- муляжи, модели, рельефные таблицы;- пособия на печатной основе (таблицы, карты, учебники, дидактический материал и т.д.);- экранно-звуковые средства обучения (ЭЗСО): видеофильмы (кинофильмы), диафильмы, диапозитивы-слайды, транспаранты);- проекционная аппаратура для предъявления информации, заложенной в ЭЗСО;- средства новых информационных технологий (СНИТ): персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ), пакеты прикладных программ; демонстрационное оборудование - комплект датчикови устройств, обеспечивающих получение информации о регулируемом Физическом параметре или процессе:-литература для учителя и обучающихся (учебники, справочники, методическая литература и пр.).

2.2.6. Требования к организации рабочих мест учителя и обучающихся

2.2.6.1. В состав рабочего места для учителя биологии входят: демонстрационный стол (одна секция), стол для учителя со стулом, классная доска, экран.

2.2.6.2. К секции демонстрационного стола должен быть подведен электрический ток напряжением 220В, вода.

2.2.6.3. Для кабинета, как правило, используют классную доску с пятью рабочими поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Размер основного щита 1500x1000 мм, откидных щитов - 750x1000 мм. Эти доски имеют магнитную поверхность для использования моделей-аппликаций. На верхней кромке классной доски должны быть размещены 6-7 держателей для таблиц эпизодического использования.

2.2.6.4. Рациональная организация рабочего места для обучающегося требует соблюдения следующих условий:- достаточная рабочая поверхность для письма, чтения, проведения наблюдении и т. д.- удобное размещение оборудования, используемого на уроке;- соответствие стола и стула антропометрическим данным для сохранения удобной рабочей позы обучающегося;- необходимый уровень освещенности на рабочей поверхности стола (300 лк).

2.2.6.5. Для кабинета биологии необходимо использовать ученические лабораторные столы (размер крышки стола 600x1200 мм) с пластиковым покрытием. Для того, чтобы мебель соответствовала росту учащихся, в кабинете должны быть размещены столы следующих групп: 4 - 20%; 5 - 60%; 6 - 20%.Размеры столов и стульев в кабинете биологииГруппа мебели Группа роста (в мм) Высота заднего края крышки стола (в мм) Высота переднего края сиденья стула (в мм) Цвет маркировки 4 1450-1600 640 380 Красный 5 1600-1750 700 420 Зеленый 6 От 1750 760 460 Голубой 2.2.6.6. Ученическая мебель должна быть промаркирована Снизу на крышке стола следует написать группу стола (в числителе) и рост учащихся (в знаменателе). Например, марка 4/140-160 означает, что мебель группы 4 предназначается для обучающихся ростом 140-160 см. С внешней стороны, сбоку на стол наносят цветную маркировку (круг диаметром 25 мм или горизонтальная полоса шириной 20 мм). Каждая группа мебели маркируется своим цветом.

2.2.1. Требования к размещению и хранению оборудования

2.2.7.1. Система размещения и хранения учебного оборудования должна обеспечивать:- его сохранность- постоянное место, удобное для извлечения и возврата изделия, закрепление места за данным видом учебного оборудования на основе частоты использования на уроках;- быстрое проведение учета и контроля для замены вышедших из строя изделий новыми.Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования - по предметам, видам учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного оборудования. В лаборатории размещают оборудование для лабораторных работ (оптические приборы, лотки для раздаточного материала, препаровальные инструменты) .

2.2.7.2. Учебное оборудование должно быть размещено так, чтобы вместимость шкафов и других приспособлений были максимально использованы при соблюдении перечисленных выше требований.

2.2.7.3. Для организации самостоятельных лабораторных работ следует использовать лоточную систему подачи раздаточного материала. В укладках хранят посуду, препаровальные инструменты, лоток для микропрепаратов и т.д.

2.2.7.4. Натуральные объекты (гербарии, чучела, энтомологические коллекции) необходимо хранить в шкафах с глухими дверками вдали от прямых солнечных лучей. Энтомологические и другие коллекции хранят в специальных коробках, гербарии - в коробках или папках.

2.2.7.5. Скелеты позвоночных животных хранят в закрытых шкафах.

2.2.7.6. Микропрепараты хранят в фабричной упаковке так, чтобы микропрепарат располагался горизонтально, что предохраняет его от оплывания. Наборы микропрепаратов располагают по классам и темам. На столы учащихся микропрепараты раздают в специальных лотках с 4-5 гнездами.

2.2.7.7. Влажные препараты должны храниться в шкафу с глухими дверками.

2.2.7.8. Муляжи, модели сохраняют в шкафах вдали от прямых солнечных лучей и отопительных приборов. Муляжи хранят в коробках, в специальных углублениях из мягкой бумаги. Крупные анатомические модели - под чехлами из плотной материи или синтетической пленки.

2.2.7.9. Таблицы хранят в рулонах или наклеивают (по выбору учителя) на картон или ткань и расставляют их по предметам в шкафах-табличниках по порядку нумерации каждой серии.

2.2.7.10. Диафильмы, диапозитивы-слайды, видеофильмы хранят в фабричной упаковке - в коробках, альбомах. Их следует разложить по разделам курса биологии.

2.2.7.11. Для оптических приборов - микроскопов, препаровальных инструментов и ручных луп желательно отвести специальный шкаф. Микроскопы должны храниться под чехлом из синтетической пленки в закрывающихся секциях шкафа. Ручные лупы в специальных укладках.

2.2.7.12. Препаровальные инструменты (препаровальные ножи, иглы, ножницы, пинцеты) размещают также в укладках.

2.2.7.13. Размещение посуды в кабинете биологии зависит от частоты ее использования. Наиболее часто применяются посуда небольшой емкости, предметные и покровные стекла, поэтому их располагают в средней части шкафа в лотках. В этом же шкафу на верхней полке хранят приборы, используемые при изучении биологии. В нижнем отделении помещают мелкие лабораторные принадлежности: штативы, стеклянные и резиновые трубки, корковые и резиновые пробки. На торцовой части укладок наклеивают этикетки с названием имеющегося оборудования.

2.2.7.14. К хранению реактивов в кабинете предъявляют общие требования к хранению химических реактивов в школе. Наиболее употребительными реактивами являются следующие: раствор йода в йодистом кажи, крахмал, глюкоза, натрий бикарбонат, калий перманганат, известковая вода, спирт этиловый, формалин(40%), натрий хлорид (физиологический раствор, гипертонический раствор).

2.2.7.15. Растворы и сухие вещества хранят в стеклянных банках с притертыми крышками. Каждую балку снабжают этикеткой с названием, формулой вещества и его концентрацией. Хранить вещества без этикеток в кабинете запрещается. Органические вещества (спирт, формалин) должны храниться в кабинете химии.

2.2.7.16. Для борьбы с вредителями на пришкольном участке, в уголке живой природы, для борьбы с музейными вредителями в кабинет биологии приобретают ядовитые вещества. Многие из них являются ядовитыми и для человека. На этикетке сосудов, где хранятся эти вещества, необходимо указать яд. Ядовитые вещества необходимо хранить в запирающемся шкафу или сейфе.

2.2.7.17. Экскурсионное оборудование - папки для сбора растений, прессы для сушки, расправилки, совки, банки для сбора живого материала - складывают в особом отделении шкафа или препараторского стола в лаборантской.

2. 2. 8. Требования к оформлению интерьера кабинета

2.2.8.1. Интерьер кабинета должен оказывать положительное эмоциональное воздействие на учителя и обучающихся. Интерьер кабинета должен быть функционально значимым: для оформления используют те материалы, которые постоянно или наиболее часто используются на уроках биологии. Предметы постоянной экспозиции кабинета должны способствовать развитию основных биологических понятий (таких, как уровни организации живого, развитие органического мира, охрана окружающей среды).

2.2.8.2. При размещении предметов постоянной и временной экспозиции следует учитывать, что весь этот материал предназначен для использования на уроках, а значит текст, рисунки должны быть видны обучающимся с любого рабочего места.

2.2.8.3. Для иллюстрации понятия развития органического мира целесообразно использовать печатную таблицу. Другим элементом постоянной экспозиции является стенд Фенологические наблюдения, используемый при изучении всех разделов курса биологии. Для оформления боковой стены используют материалы серии Уровни организации живой природы, портреты ученых-биологов.

2.2.8.4. Вдоль задней стены должны быть размещены шкафы (двухсекционные, верхняя секция остекленная), или витрины, в которых располагают представителей (в виде гербарного материала, чучел и т.п.) основных систематических групп растительного и животного мира, а также экспозиции Типичные биоценозы.Основную часть материалов эпизодического использования размещают вне кабинета, где учащиеся могут ознакомиться с ними на переменах. В коридорах и рекреациях, примыкающих к биологическому кабинету, рекомендуется размещать стенды по профориентации школьников, стенд с литературой для внеклассного чтения, а также фотомонтажи, стенгазеты биологических кружков и т.п.

2.2.8.5. При подборе растений в кабинете биологии прежде всего следует исходить из того, несколько эти объекты могут быть использованы на уроках и во внеклассной работе. Кроме того, необходимо учитывать роль растений в оформлении интерьера кабинета и их неприхотливость к условиям содержания. Растения целесообразно размещать на стойках, которые крепятся в простенках у края окон или на подставках.Все растения снабжают этикетками, где пишут видовое название, семейство, происхождение растения. Этикетки крепят к цветочному вазону.

2.2. Кабинет биологии (лаборатория, лаборантское помещение)

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Организация кабинета Школьный кабинет биологии - это не только класс, где проводятся уроки биологии, факультативные и кружковые занятия и выполняются внеурочные задания, это и материальная база учебно- воспитательного процесса. Кабинет биологии способствует решению следующих задач: обеспечение учебного процесса необходимым оборудованием, повышающим эффективность обучения; широкому использованию технических средств обучения на уроках и внеурочное время; обеспечение учебным дидактическим материалом, соответствующему программному материалу; обеспечение необходимым оборудованием различных видов внеурочной и внеклассной работы. Кабинет биологии школы состоит из классной комнаты, лаборантской и уголка живой природы.












Лаборатория кабинета В лаборатории имеются: шкафы и стеллажи, стол для преподавателя, аналитические весы и пр. Натуральные объекты (гербарии, чучела, энтомологические коллекции) хранятся в шкафах с глухими дверками вдали от прямых солнечных лучей. Энтомологические и другие коллекции хранятся в специальных коробках, гербарии - в коробках или папках. Скелеты позвоночных животных хранят в закрытых шкафах.




Микропрепараты Микропрепараты хранятся в фабричной упаковке так, чтобы микропрепарат располагался горизонтально, что предохраняет его от оплывания. Наборы микропрепаратов располагают по классам и темам. Имеются комплекты микропрепаратов по ботанике, зоологии, анатомии и общей биологии.


Реактивы К хранению реактивов в кабинете предъявляется общие требования к хранению химических реактивов в школе. Наиболее употребительными реактивами являются следующие: раствор йода в йодистом кажи, крахмал, глюкоза, натрий бикарбонат, калий перманганат, известковая вода, спирт этиловый, формалин(40%), натрий хлорид (физиологический раствор, гипертонический раствор).




Учебно-методическое обеспечение кабинета Кабинет обеспечен: учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы; комплектами типовых заданий, тестов, контрольных работ, разноуровневых заданий для диагностики выполнения требований базового и повышенного уровня образовательного стандарта; учебниками по биологии, научной, научно-популярной, учебно–методической литературой для учителя и учащихся; картотекой по учету учебно–дидактического материала, учебного оборудования, картотекой заданий для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ и упражнений учащихся, проведении контрольных работ.


Оформление кабинета Интерьер кабинета оказывает положительное эмоциональное воздействие на учителя и обучающихся. Интерьер функционально значимый: для оформления используются те материалы, наиболее часто используются на уроках биологии. Предметы постоянной экспозиции кабинета должны способствовать развитию основных биологических понятий (таких, как уровни организации живого, развитие органического мира, охрана окружающей среды). Имеется стендового материала с образцами успешного выполнения учащимися требований образовательных стандартов, анализом типичных ошибок, результатами интеллектуальных марафонов, олимпиад, конкурсов, выполнения учащимися творческих заданий. Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, занятиям с отстающими и одаренными учащимися, консультаций.




Живой уголок Кабинет биологии должен отличаться от других кабинетов именно своей неповторимостью и особой атмосферой. Именно поэтому мы старались сделать в школе по истине Райский уголок, состоящий из более чем 50 видов самых разных растений. Все растения снабжены этикетками, где записано видовое название, семейство, происхождение растения. Этикетки прикреплены к цветочному горшку.


Орхидрариум С 2013 года в школьном кабинете биологии будет создан орхидрариум. Уже имеется коллекция нескольких видов орхидей: фаленопис, дендробиум, венерин башмачок, каттлея и др. Потрясающие лепестки бесподобных орхидей, распустившихся одна за другой на толстом зеленом стебле, несут в себе любовь, красоту, утонченность и необычайную нежность. Их обворожительные лепестки похожи на волшебные фонарики, освещающие округу своим безграничным теплом.


Орхидрариум Особого внимания заслуживает ни с чем не сравнимый вид драгоценной орхидеи Макодес (Macodes petola). Стебли этой необычной миниатюрной орхидеи стелются по поверхности субстрата и все время ветвятся, достигая в высоту 7- 8 см. Цвет бархатистых листьев варьирует от салатного и изумрудного до серо-зеленого с золотистыми жилками, которые блестят и мерцают на свету.








Лабораторное оборудование и техника безопасности Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования - по предметам, видам учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного оборудования. Кабинет оснащён противопожарным инвентарем и аптечкой, инструкцией по технике безопасности, а также имеется журнал вводного и периодического инструктажа по технике безопасности для учащихся.


Кабинет биологии Таким образом, оборудование кабинета максимально способствует качественному выполнению школьной программы с минимальной затратой времени на организацию и включение в учебный процесс разнообразных аудиовизуальных и других средств обучения. Кабинет, помимо того что хорошо оборудован и эстетически привлекателен, прост в оформлении и удобен для работы – нет перегрузки выставочными стендами или малоиспользуемыми в процессе обучения объектами природы. 26 Список литературы: 1.Галеева Н.Л. «Современный кабинет биологии». Изд-во: «5 за занания». М. – 2005 г. 2.Диброва Н.А. «Красота в школе». Изд-во: «5 за знания». М. – 2003 г. 3.Трайтак Д.И. «Кабинет биологии». Изд-во: «Просвещение». М г. 4.Ципина А.С. «Растения вокруг нас». Изд-во: «Молодая гвардия». М. – 2007г. 5.