«Перед закатом набежало», анализ стихотворения Бунина. Размер и рифмовка

Читать стих “Перед закатом набежало” Бунина Ивана Алексеевича нужно правильно, то есть с пониманием того, когда и о чем оно написано. Хотя это произведение, изучаемое на уроке литературы в классе, и относят к жанру пейзажной лирики, оно посвящено первой любви – такое название сам поэт дал ему в 1902 году, когда оно было написано. И если прочитать его полностью, то в последних строках легко увидеть указание на это.

Лирический герой произведения влюблен, счастлив – и потому ощущает себя частью природы. Стоит учить текст стихотворения Бунина “Перед закатом набежало” или прочесть его онлайн, чтобы ощутить его единение и чистую радость юности. С присущим ему искусством обращения со словом поэт создает прекрасные картины, сначала статичные, потом все более наполняющиеся динамикой, которые олицетворяют чувства влюбленного.

Перед закатом набежало
Над лесом облако – и вдруг
На взгорье радуга упала,
И засверкало все вокруг.
Стеклянный, редкий и ядреный,
С веселым шорохом спеша,
Промчался дождь, и лес зеленый
Затих, прохладою дыша.
Вот день! Уж это не впервые:
Прольется – и уйдет из глаз…
Как эти ливни золотые,
Пугая, радовали нас!
Едва лишь добежим до чащи –
Все стихнет… О, росистый куст!
О, взор, счастливый и блестящий,
И холодок покорных уст!

И. Бунин

Перед закатом набежало

Над лесом облако - и вдруг

На взгорье радуга упала,

И засверкало все вокруг.

Стеклянный, редкий и ядреный,

С веселым шорохом спеша,

Промчался дождь, и лес зеленый

Затих, прохладою дыша.

Вот день! Уж это не впервые:

Прольется - и уйдет из глаз...

Как эти ливни золотые,

Пугая, радовали нас!

Едва лишь добежим до чащи

– Все стихнет... О, росистый куст!

О, взор, счастливый и блестящий,

И холодок покорных уст!

Анализ стихотворения И. Бунина «Перед закатом набежало…»

Наверное, нет ни одного человека, который бы не любовался природой, которого бы эта природа не поразила своей красотой, великолепием. А ведь иногда как хочется запечатлеть случайно увиденную картину! И тогда жалеешь, что ты не художник и не поэт, потому что они умеют это делать мастерски. Красноречивы их художественные произведение. Например, стихотворение «Перед закатом набежало…» И. Бунина.

В нем автор будто остановил мгновение и развернул его во всех красках и деталях на бумаге. В этом заключается импрессионистичная манера описания поэта. Изображение зримо, живописно, мы легко можем его себе представить. Особенно благодаря ярким образам: заката и леса, облака и радуги, дождя и чащи. В стихотворении ассоциативный принцип композиции: один образ вызывает в памяти другой и возникает важная цепочка элементов пейзажа. Мы понимаем, что перед нами великолепный пейзажный этюд. Но природа не статична в нем, она не просто фон повествования. Она оживает на глазах у читателя, становится участником событий. Автор использует прием олицетворения и антропоморфизма, чтобы наделить её человеческими качествами. Так, «лес затих, прохладою дыша», а «облако набежало». Это помогает поэту не только оживить её, а также соотнести с человеком, с лирическим субъектом. Поэтому природный пейзаж в творении психологический, он перекликается с душевным. Эпитет «веселым шорохом» не только передает движение в природе, но и рисует радостное настроение героя.

Природа, на первый взгляд, оказывается на главном месте, в центре внимания в произведении. Однако для автора основной задачей было не просто изобразить предмет, великолепную картину, а скорее передать впечатление и ощущение лирического субъекта от нее с помощью палитры цвета, запахов, звуков (приема синестезии, взаимопроникновения этих трех элементов). Поэт хотел выразить то, что невидимо глазу, то, что скрыто.

Цветопись наполняет изображение красками: «золотые», «зеленый», «ядреный». Однако образ радуги рисует в нашем воображении еще немало других ярких цветов. «Засверкало все вокруг»,- отмечает автор, и читатель представляет картину, которая так и переливается всеми возможными цветами. Эпитет «стеклянный» не только вносит голубой оттенок, но и передает ощущение хрупкости мира, природы. Вся картина словно пронизана ароматом свежести после дождя, прохладой («затих, прохладою дыша»). Некое великолепие пейзажа, его красоту и необыкновенность передает ассонанс звука «а» («радуга упала», «засверкало»). Прием звукописи также придает произведению музыкальность и ритмичность.

Бунин не только остановил и запечатлел мгновенье, но и передал движение в нем. В стихотворении множество глаголов, которые способствовали этому. Они придают стремление, динамизм картине. Причем, глаголы настоящего времени («затих») и прошедшего («набежало», «упала») настолько сплелись, что ощущение определенного времени исчезло.

Тема природы, которая доминирует в стихотворном творении, плавно переходит к «вечной» теме любви. Возникает образ возлюбленной лирического субъекта. Автор дает ей очень выразительную портретную характеристику: «взор счастливый и блестящий», «покерных уст». Используется высокая лексика, чтобы выделить и возвысить её. Ощущается некоторая светлая грусть, охватившая героя, ностальгия о прошедшем счастье. Прерывистость речи (многоточие, тире), насыщенность восклицательными предложениями создают впечатление его взволнованности. Данное стихотворение передает глубоко личные, интимные чувства и мысли героя, созерцающего природу и размышляющего над философскими вопросами о любви, жизни, мироздания. Поэтому мы может отнести это произведение к жанру элегии.

Несомненно, природа – основное проявление жизни, и именно она влияет на душевное состояние лирического субъекта. Риторическое восклицание «Вот день!» указывает на радость, восторг, на его сильные и громкие эмоции. Под их влиянием, он (лир. субъект) вспоминает самые душевные, приятные моменты своей жизни: "Уж это не впервые…"

Природа, любовь и поэзии тесно связаны друг с другом и играют важную роль для поэта. Они выводят из обыденности в мир счастья, направляют стремиться от земного к вечному, идеальному. Поэтому Бунин своим художественным произведением хотел «заразить» читателя чувствами и красотой.

Элегическому, спокойному характеру повествования не противоречит четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой, а лишь придает произведению мелодичность, музыкальность.

Конечно, особое место в искусстве слова принадлежит И.А. Бунину, «королю изобразительности», мастеру слова, который создал великолепные, бесценные произведения-шедевры, интересующие людей и спустя много лет.

Стихотворение «Перед закатом набежало» было написано Буниным в 1902 г. и напечатано в журнале «Мир Божий» № 8 за 1902 г. Первоначально стихотворение имело заголовок «Первая любовь».

Литературное направление и жанр

Реалист Бунин умудрялся создавать такие поэтические пейзажи, которые позволяют увидеть картины природы, услышать звуки, пережить чувство прекрасного. Стихотворение «Перед закатом набежало» относится к жанру пейзажной лирики, хотя в последней строфе речь идёт о первой любви. Но в этом стихотворении, вопреки традиции, не природа становится фоном любви, а любовь гармонически вплетается в природу, становится её частью. Недаром же Бунин снял заголовок, сместив акцент с человека на природу.

Некоторые исследователи относят стихотворение к жанру элегии, исходя из ноток лёгкой грусти, горечи, вызванных воспоминаниями о прошлой любви, которой не дано вернуться.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 4 строф. Первая строфа рисует состояние природы перед дождем. Указывается, в какое время суток пошёл дождь (перед закатом).

Вторая строфа описывает летний дождь. В третьей строфе перед мысленным взором лирического героя проносится целая череда виденных им дождей. Герой рассуждает о том, какое ливни производят на него впечатление. Последняя строфа – ассоциативное воспоминание об одном из таких дождей, когда лирический герой и его возлюбленная безуспешно прятались от ливня в лесу.

В целом композиция своей внезапностью напоминает стихию вдруг налетевшего летнего дождя. Основная особенность бунинской пейзажной зарисовки – динамизм, быстрая смена картинок, причём воображение лирического героя позволяет путешествовать как в прошлое, так и в будущее.

Тема стихотворения – летний дождь.

Основная мысль: молодой человек счастлив, когда влюблён, он ощущает себя частью природы, все её проявления радостны для него, даже дождь.

Тропы и образы

Стихотворение Бунина «Перед закатом набежало» нужно увидеть внутренним зрением, иначе его яркие образы останутся пустыми словами. Облако над лесом закрыло закатное солнце. Но, когда оно вышло из-за тучи, появилась радуга. Бунин описывает пейзаж первой строфы с помощью динамичных метафор: облако набежало, радуга упала, всё засверкало. Он избегает замедляющих повествование эпитетов. В этой строфе буйство света и цвета.

Во второй строфе Бунин даёт всестороннюю характеристику летнего дождя с помощью эпитетов стеклянный, редкий и ядрёный . Олицетворение «с весёлым шорохом спеша», включающее в себя эпитет, создаёт настроение, которое от дождя передаётся лирическому герою. Одушевлённому дождю внимает затихший, дышащий прохладою (олицетворение) лес. Инверсия с постоянным эпитетом лес зелёный превращает образ леса и дождя в фольклорный, песенный.

Третья строфа динамична за счёт синтаксиса. Односоставные (без сказуемых) и неполные предложения передают не только быструю смену летней погоды, но и лихорадочно скачущие мысли лирического героя.

После многоточия лирический герой вспоминает прошлые ливни золотые (инверсия и эпитет, обозначающий не столько цвет, сколько эмоции, связанные с ливнем). Противопоставление испуга и радости, соединение их в одном образе ливня вызывает у лирического героя приятные эмоции, воспоминания. В третьей строфе появляются двое, обозначенные местоимением «нас».

Динамизм последней строфы ещё усиливается. Глаголы, описывающие события прошлого (возможно, далёкого), употреблены в будущем времени (добежим – стихнет). Зато дальше у лирического героя кончаются слова для выражения эмоций. Он только может назывными предложениями обозначить то, на что падает его счастливый взгляд: росистый куст, взор, счастливый и блестящий, холодок покорных уст (эпитеты с инверсией во втором случае). Читатель и сам догадывается, какие действия производят влюблённые в чаще под росистым кустом. Эмоции, переполняющие лирического героя и в прошлом, и теперь, когда он вспоминает тот дождь, выражены междометиями и восклицательными предложениями.

Звуки природы помогает воссоздать звукопись. Повторение гласного а в первой строфе передаёт открытость души лирического героя навстречу природе, звуки дождя во второй строфе рисуются согласными ш и ж .

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.