Петр I — строитель русской армии и флота.

Армия и флот

Петр не создал в России хорошо устроенных финансов; он оставил ей военную организацию, доказавшую свои блестящие качества и составляющую одну из наиболее бесспорных и славных заслуг Преобразователя. Но его дело, даже в этом отношении, не имеет характера личного создания, обыкновенно ему приписываемого, и, с другой стороны, не является вполне безупречным. Не входя по этому поводу в спор, превышающий нашу компетенцию, мы ограничимся кратким изложением фактов, наиболее выдающихся, и мнений, наиболее авторитетных.

О предшественниках великого мужа можно сказать, что у них было двести тысяч вооруженных людей и ни одного солдата. Весьма живописный вид этой армии не имел ничего воинственного. Наряду со средневековым рыцарем, закованным с ног до головы в латы, красовался всадник на неоседланной худой кляче, с палкой в руках вместо всякого оружия и мешком ржи за плечами в виде воинского снаряжения. Не существовало никакого правильного набора для такого разношерстного войска; просто сборище вооруженных людей, принадлежащих все к одному классу – земельных собственников. Никакой подготовки в военном искусстве; военные упражнения в мирное время были вещью незнакомой. Не было организованного начальства, предводительство над войсками принадлежало по праву представителям местной аристократии – боярам, окольничим. Не было интендантства: люди снаряжались и питались как хотели и как могли. Наконец, эта армия состояла почти исключительно из кавалерии и, следовательно, совершенно не соответствовала требованиям современного ведения войны.

Но такое положение вещей не оставалось неизменным до воцарения Петра. С XVI века царь Федор Иванович (1584–1598) уже имел некоторое количество регулярных войск, обученных и одетых по-европейски. Француз Маржерет и лифляндец фон Розен, находясь у него на службе, командовали отрядом в две тысячи пятьсот человек, состоявшим преимущественно из поляков, лифляндцев, немногих шотландцев, датчан, шведов, французов и греков. Непосредственные предшественники Петра, Алексей и Федор Алексеевич, пошли далее. Они завещали своему преемнику первую попытку общей реформы командования, рекрутского набора и даже преобразования армии в духе демократическом, сообразно требованиям того времени. Комиссия, учрежденная в 1681 году под председательством князя Василия Голицына, постановила в выборе военачальников руководствоваться проявленным дарованием. Вместе с тем личная служба земельных собственников была отчасти заменена поставкой рекрутов даточных соразмерно с обширностью владений. Наконец, появились постоянные регулярные войска, иностранные и даже местные, состоявшие из полков пехоты.

Личная заслуга Петра заключалась в развитии, надо сознаться, довольно непоследовательном и фантастичном, по крайней мере вначале, этого почина. 30 января 1683 года Сергей Бухвостов, придворный конюший, приставленный к царским конюшням, был первым завербован в потешный полк - затею юного царя. Впоследствии он был первым солдатом Преображенского полка. Затем туда были зачислены остальные конюхи, а потом постепенно и боярские дети, принадлежавшие к партии, враждебной правительству Софьи. В 1684 году уже имелся наличный состав в триста человек и ядро военного образования в Преображенском. В следующем году Петр решил произвести рекрутский набор. Число ополченцев достигло тысячи, и второй потешный полк был создан в Семеновском, откуда произошло название второго гвардейского полка. В 1690 и 1691 годах происходили первые маневры этого войска под названием Семеновской кампании. В 1692 году потешные полки получили свою окончательную организацию. Петр значился сержантом в Преображенском полку. В 1694 году во время Кожуховской кампании - вторых маневров – оба полка принимали участие как правильно сорганизованные тактические единицы, уже потеряв качества и название потешных полков. Прекратилась игра в солдаты, подготовлялось серьезное дело. В том же году была сформирована рота бомбардиров, и царь был в нее зачислен под именем Петра Алексеева.

Это было ядро будущей армии, не имевшей уже ничего общего в смысле устройства, дисциплины и обучения с древней ратью или ополчением разного рода оружия. Только Лефортовский полк – недавнего происхождения – и Бутырский полк, возникший в 1642 году при Михаиле Федоровиче, до известной степени имели сходство с новой организацией.

Она доказала свое сравнительное превосходство под стенами Азова в 1695 году. Однако до 1699 года Петр ничего не предпринимал для распространения и обобщения принципа, положенного в основу этой организации. Он ограничился уничтожением стрельцов, чем разрушил прежнюю армию, не создав на ее место новой. Для возбуждения творческой деятельности великого мужа понадобилась шведская война. Но тут последовал взрыв: мощный поток соображений и приказаний, не считавшихся ни со временем, ни с пространством, ни со средствами, ни с благоразумием.

Приказания дышали бесподобной отвагой и смелостью, соображения часто отличались оригинальностью. Прежде всего Преобразователь отказался от способа вербовки, принятого в большинстве современных армий; он остановился на системе рекрутского набора, отличавшейся от теперешнего обязательного отбывания воинской повинности только своим характером, не индивидуальным, но коллективным. Надо сознаться, что в этом различии заключается коренной недостаток всей системы. Обязательство каждого сословия представить соответствующее количество рекрутов привело к прискорбным уловкам замещения и освобождения посредством наемных ставленников. Петр добавил к этому службу пожизненную, что противоречило принятому принципу общего управления, так как не могли же все служить в армии, ряды которой опустошались только смертью, кроме того, это отделяло армию от народа, придавая ей характер замкнутой касты, и, наконец, создавало из нее армию инвалидов.

Таким образом, опередив Европу в некоторых отношениях, план страдал отсутствием уравновешенности. Вначале все дело сводилось к созданию материальному. Дух военных установлений Запада, составляющий их главную силу, по-видимому, отсутствовал. Доказательством тому вскоре явилась осада Нарвы. Из тридцатидвухтысячного состава регулярных войск, уже находившихся в распоряжении Петра, только полки Преображенский и Семеновский оказались способными на некоторое сопротивление; но, разрядив до двадцати раз свои ружья, по свидетельству Посошкова, они не убили никого.

Это второе испытание наконец открыло молодому государю значение нравственного элемента, с которым он до сих пор совершенно не считался в своих быстро выполненных преобразованиях, и направило его на верный путь. Не забывая об остальных элементах действительного могущества, он стал относиться впредь с особой заботливостью к воспитанию души солдата. В этом главным образом заключается его заслуга, более важная, чем учреждение пушечных заводов на Охте и в Туле, пороховых фабрик, основанных в Петербурге и на Охте, военно-инженерного училища, открытого в Москве, и даже первого, приписываемого Петру опыта конной артиллерии. К концу царствования у него уже имелось сорок полков пехоты, тридцать три драгунских полка, пятьдесят семь тысяч девятьсот пятьдесят шесть пехотинцев и тридцать шесть тысяч триста тридцать три лошади в постоянной армии, не считая войск иррегулярных, казаков, калмыков и т. д. Но самая численность, при всей своей внушительности, является лишь вопросом второстепенной важности в совершенном подвиге. Последний, прежде всего, велик могучим духом, каким творец сумел проникнуть и оживить свое создание. Воспитанный Петром, русский солдат из простого полубессознательного животного превратился в существо мыслящее, повинующееся, что бы ни говорили, также иным побуждениям, кроме страха наказания. У него есть идеал и душевное мужество, сознательная храбрость, не внушенная палкой. Возражая против оценки, слишком легко признанной в этом случае, мы приведем лишь одну черту: в то время как на Западе война из-за испанского наследства привела к окончательному признанию превосходства механического строя в боевых построениях, Петр упорно отстаивал у себя принцип действия, органически независимого, – отдельных тактических единиц, и его военные инструкции и регламенты неизменно проникнуты тем же духом: заботой развить и предоставить свободу личной инициативе сражающихся.

Военное законодательство Петра, хотя весьма тщательно изученное и в виде исключения поддавшееся кодификации, не во всех отношениях заслуживает подобной похвалы. С точки зрения дисциплины и наказания оно идет совершенно вразрез с принципами, положенными в основу организации и воспитания вооруженной силы, является полным нарушением здравого смысла. В защиту его приводился тот аргумент, что в суровости мер, варварстве способов наказания – отрубании голов, казней через повешение, четвертовании, отрезании носов и ушей – оно лишь подражало иностранным образцам, именно французскому военному кодексу, даже смягчая в некоторых случаях его строгость в смысле большей гуманности. Но слова защиты малоубедительны. Законодательство не сообразовалось с различием между составом русской армии и прочих западных армий. Русский солдат, современник великого царствования, не был, по крайней мере в принципе, рекрутом в немецком или французском значении этого слова; он не принадлежал, как очень часто случалось там, к подонкам черни. Скорее, опять-таки в принципе, он являлся представителем лучших сил народа, даже на самом деле по большей части представлял элемент значительно высший. Этого не сумел понять сам Петр. Поэтому он только достиг всеобщего повального бегства, красноречиво выразившегося в количестве его указов, касающихся преследования нетчиков, рекрутов, уклонившихся от набора, ослушников, бежавших от службы, превращенной в безжалостное, бесчеловечное рабство.

С другой стороны, всей энергии и умению Петра не удалось справиться с некоторыми причинами отрицательного качества, еще в недавнее время гибельно отражавшихся на успехе русского оружия: с недостатками администрации, неудовлетворительностью высшего начальства. Нам кажется, что опыт в достаточной степени освещает это второе различие, часто отрицаемое, между природными свойствами и качествами человека, так сказать, инстинктивными, и теми, которые являются последствием долгой и кропотливой культуры. Петр в этом отношении не мог переступить вечных законов мира умственного и нравственного. Храбрость и даже честь – явления элементарного порядка и встречаются даже в состоянии диком.

Другое дело знание или честность. Древняя Московия не отличалась воинственностью; победы князей московских над татарами были плодом политики коварства и терпения; современная Россия могла быстро сделаться воинственной и геройской; Петр легко разбудил инстинкты, способствовавшие такому превращению, такому возврату к далеким заветам норманнской эпохи. Но он напрасно старался подняться выше этого. Однако, подарив государству полтавскую армию, он создал из нее прекрасное орудие, средство осязательного могущества и в то же время нравственного прогресса. Настоящее величие России возникло при его помощи.

В том, что касается мореплавания, – флота военного или флота торгового, современников великого царствования, – мы отважимся выставить иные оговорки. В поспешности и неумеренности, здесь обнаруженной, по нашему мнению, сказалось проявление атавистического инстинкта, сделавшегося нерациональным, принимая в расчет местные условия, и обратившегося в каприз безудержного самовластия. Примеры прошлого, потому что и в этом направлении были примеры, должны были бы предостеречь Петра против увлечений воображения. В царствование Михаила Федоровича, желая использовать течение Волги для сношений с Персией, голштинские купцы испросили разрешения выстроить в Нижнем Новгороде известное количество судов; позднее Алексей Михайлович сам принялся за судостроительство в Дединове, при слиянии Москвы с Окой. Все эти попытки окончились неудачей: гибелью голландских кораблей на Каспийском море, захватом и уничтожением остальных Стенькой Разиным в Астрахани. Сама природа в этой стране, не имевшей морских берегов, казалось, возмутилась против учиненного над ней насилия.

Пустившись в плавание по бурным волнам Белого моря на яхте, наскоро выстроенной на астраханских верфях, только что созданных, Петр подвергся сам и подверг своих спутников большой опасности. Прибегнув к содействию голландских кораблестроителей, он уже обладал в 1694 году тремя судами: кораблями, одинаково пригодными для двух целей – военной и торговой, выстроенными по типу, выработанному первыми судохозяевами из опасения волжских разбойников и надолго сохранившемуся в отечественном судостроительстве; но эта эскадра являлась просто забавой, и молодой государь понимал это настолько хорошо, что в 1695 году неожиданно бросил свой северный порт и все старания, там потраченные, а также увеселительные прогулки. Он снова возвратился к тихим водам Яузы, где прежде всего обнаружились его мореплавательные фантазии. Там он принялся, взяв за образец остов голландской галеры, привезенной к месту строительства на санях, за подготовление флотилии, перевезенной затем – все сухим путем – в Воронеж, спустившейся по Днепру и содействовавшей взятию Азова.

Нам уже пришлось говорить о сомнительном успехе этой второй попытки. В следующем году военная флотилия, в свою очередь, оказалась в ряду игрушек, переставших нравиться. Теперь Петр стремился прежде всего иметь торговый флот, и, верный своей манере добиваться намеченной цели, он допускал возможность приобрести его сразу, превратив свое желание в повеление и прибегнув к властным приемам. 4 ноября 1696 года, собрав в Преображенском совет, он решил, что все собственники, миряне и духовенство, обладающие сотней домов и больше, должны были в течение месяца явиться в Москву в поместный приказ для корабельной раскладки, кому с кем быть в кумпанстве для постройки торговых судов. Архимандриты, владевшие недвижимостью в монастырских имениях, не составляли исключения, и патриарх обязан был соорудить два пятидесятипушечных фрегата! Количество снаряженных таким образом судов также было определено. Их приказано было выстроить восемьдесят, а еще восемьдесят государство предполагало построить на своих верфях. Их формы и вооружение были также точно обозначены.

Постройка должна была окончиться в два года. Смертная казнь для запоздавших! Все повиновались, и к назначенному сроку все было готово; только 20 апреля 1700 года вышел новый указ, повелевавший упразднить кумпанства, исполнившие волю государя, сорганизовавшиеся и создавшие флот, но положительно не умевшие им пользоваться.

Вся эта громадная затрата времени, энергии и денег снова привела лишь к морской демонстрации, имевшей, однако, известное значение. В августе 1699 года русский корабль переплыл Черное море и вошел в Константинопольский рейд, конечно, с мирными намерениями, доставив двух царских уполномоченных, имевших поручение приступить к заключению окончательного договора. Но все же появление корабля вызвало сильнейшее волнение среди турок. Дипломатические аргументы, просьбы и угрозы – все было пущено в ход, чтобы преградить дорогу этому посетителю. Но Петр настоял на своем. И, в сущности, такой демонстративный характер остался связанным со всей будущностью русского военного флота. Он действовал и достигал цели главным образом нравственным воздействием. Что касается донской флотилии, засевшей в Воронеже благодаря мелководью Дона, ей нельзя было воспользоваться в 1711 году при возобновлении враждебных действий с Турцией. После же потери Азова она сделалась совершенно неприменимой. Часть ее была уступлена тем же туркам, а остальная предоставлена разрушению.

Более серьезным казалось создание северного флота, вызванное войной со Швецией. Первые шаги его были геройскими. Захваченные шведами и принужденные служить лоцманами при нападении на Архангельск, в июне 1701 года два русских матроса, Иван Рябов и Дмитрий Боринов, привели неприятельские корабли под крепостные пушки, где те были разбиты и взяты в плен. Избитые, герои притворились мертвыми и наконец все-таки спаслись. Затем последовало несколько удачных сражений на Ладожском озере, обладание которым осталось за русскими. В 1703 году, после победы у устья Невы, в Олонецке на Олонке были устроены кораблестроительные верфи. Год спустя было основано С.-Петербургское адмиралтейство, а при взятии Дерпта и Нарвы молодой балтийский флот уже помогал в перевозке войск и провианта. В 1705 году он отразил нападение шведов на остров Котлин, в 1706 году захватил в плен под стенами Выборга большое шведское судно, в 1710 году принимал участие во взятии Выборга. Но все-таки еще Финский залив, державший в осадном положении все побережье Балтийского моря, оставался в руках Швеции. Одно только численное превосходство ее войска обеспечивало ей такое выгодное положение. Правда, уже в 1701 году, при свидании с Августом в Биржах, Петр похвалялся своему царственному другу, что обладает восемьюдесятью шестидесяти– и восьмидесятипушечными кораблями, из которых один, построенный по его собственному чертежу, называется «Божье Предвидение». «У этого корабля на носу находится изображение св. Петра; над аллегорическим изображением, также нарисованным самим Петром, лодка, на которой дети пускаются плавать по морю». Петр, бесспорно, составлял чертежи и рисунки, но эскадра, с которой двенадцать лет спустя он предпринял победоносную осаду Гельсингфорса и Боргё, состояла всего из семи линейных кораблей и четырех фрегатов, из числа которых три корабля и два фрегата были куплены за границей.

Эта самая эскадра, сопровождавшая флотилию из двухсот галер и других мелких суденышек, участвовала в первой значительной морской победе, какой могут гордиться летописи русского флота, – в сражении при Гангуде (Ганго-Удд), где 25 июля 1714 года шведский адмирал Эреншёльд отдал свою шпагу Петру Михайлову. Эскадра опустошила в 1719 году берега Швеции, а в 1721 году, дозволив генералу Лесси совершить высадку на шведский берег, сильно содействовала ускорению Ништадтского мира. Но победоносными делали эти выступления, по большей части сохранявшие характер демонстраций, численность и качество войск, находившихся на флотилии. Так, Апраксин имел при себе в 1719 году двадцать семь тысяч человек пехоты. Битвы, происходившие неизменно в очень близком соседстве от берегов, тоже не были похожи на настоящие морские сражения. Там господствовал элемент сухопутный и обеспечивал успех.

В общем, как с точки зрения военной, так и с точки зрения торговой, Петр приложил много бесплодных стараний, чтобы обратить русский народ в мореплавателей. Жители обширного пространства, окаймленного морями, далеко не гостеприимными, не были виноваты, что не сумели приспособиться к фантазии своего царя. В торговом отношении Россия до сих пор остается данницей иностранных флотов. Военный флот Дона со своими подражаниями галерам голландским, английским, венецианским оказался затеей дорогой и неудачной. Необходимость уменьшить осадку даже не позволила воспроизвести основные мореходные качества взятых образцов. Благодаря более благоприятным местным условиям и опыту, приобретенному государем, его северные верфи удались лучше. Они даже внушили некоторое беспокойство Англии, однако, как доказали последствия, забившей тревогу слишком рано. Неумеренность и поспешность – два недостатка, свойственные всем созданиям великого мужа, – здесь, как и в других случаях, помешали успеху стараний. Лес, употребленный в дело, был слишком сыр, оснастка плохого качества, матросы не были обучены. Течь, потеря мачт, неопытность и неподготовленность команды, наскоро набранной, уносимой болезнями, – ежедневные явления в истории Петровского флота. Число судов всякого рода, линейных кораблей, фрегатов или галер, построенных в эпоху великого царствования, достигало почти тысячи; но когда в 1734 году, девять лет спустя после смерти Петра, для предполагаемой осады Штеттина понадобились их услуги, то налицо с трудом оказалось пятнадцать, способных держаться на воде, и ни одного офицера, чтобы ими командовать.

Петр пошел слишком быстрыми шагами, а главное, хотел зайти слишком далеко. Создать в России флот было прекрасной мыслью, превратить Россию в Голландию – безрассудным намерением. Учреждая в двадцати пяти местах своей империи, иногда очень далеких от моря, верфи, последовательно заброшенные, заменяя канцелярию мореплавательных сооружений во Владимире адмиралтейской канцелярией в Москве, причем оба пункта находятся от моря на расстоянии более шестисот километров, Петр придал своему созданию характер искусственности, сохранившейся и по сие время. Перенесенные позднее в С.-Петербург вместе с канцелярией военного флота (1712 г.), сосредоточенные окончательно в новой столице совместно с коллегией адмиралтейства (1719 г.) предприятия могут показаться предназначенными главным образом для доставления царю развлечения и иллюзии. Без сомнения, они содействовали если не обоснованности, то предоставлению некоторых веских аргументов оппозиции, с какой пришлось столкнуться всей деятельности Преобразователя, к чему мы вернемся в заключении.

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

6.9. «Античный» флот греков, плывущий на Трою и венецианский флот, везущий крестоносцев на Царь-Град Греческие вожди должны были собрать большой флот, чтобы достичь Трои. В Илиаде и Троянских Сказаниях подробно перечисляются корабли, принявшие участие в походе. «Когда

Из книги Русь и Польша. Тысячелетняя вендетта автора

Глава 21 Армия Андерса и армия Берлинга Еще до начала Великой Отечественной войны, в сентябре 1940 г., советское правительство приняло решение о создании польской дивизии на территории СССР. В лагерях военнопленных был подобран командный состав - 3 генерала, 1 полковник, 8

Из книги Петр Великий автора Валишевский Казимир

Глава 7 Армия и флот IПетр не создал в России хорошо устроенных финансов; он оставил ей военную организацию, доказавшую свои блестящие качества и составляющую одну из наиболее бесспорных и славных заслуг Преобразователя. Но его дело, даже в этом отношении, не имеет

Из книги Крымская война автора Трубецкой Алексис

Из книги Византия [Быт, религия, культура] автора Райс Тамара Тэлбот

Глава 5 Армия и флот С самого начала византийские императоры пребывали в полном согласии с римскими правителями в том, что касалось обеспечения безопасности империи и сохранения ее границ в неприкосновенности. Но в отличие от римлян, которые придерживались крайне

Из книги Опиумные войны. Обзор войн европейцев против Китая в 1840-1842, 1856-1858, 1859 и 1860 годах автора Бутаков Александр

Английская армия и флот перед войной 1840–42 гг. Сухопутные войска: Перед первой войной английские армия и флот строилась на традициях, заложенных великими Нельсоном и Веллингтоном. «Абукир», «Трафальгар», «Талавера», «Арапилес», «Витория», «Тулуза», «Ватерлоо» были

Из книги История византийских войн автора Хэлдон Джон

АРМИЯ И ФЛОТ: СТРУКТУРА И РЕСУРСЫ Армия Восточной Римской империи в VI в. состояла из двух основных контингентов: стационарных пограничных войск, известных под названием лимитанеи (limitanei), которые состояли в основном из старых легионов, и вспомогательных отрядов и

Из книги Полководцы Первой Мировой [Русская армия в лицах] автора Рунов Валентин Александрович

Глава четвертая Армия, флот Армейские органы управления Армия, как объединение нескольких войсковых соединений, действующих на одном направлении, значительный период русской истории носила скорее условный, чем оперативный характер, хотя уже во время Отечественной

Из книги Мозг армии. Том 1 автора Шапошников Борис Михайлович

Глава II. Австро-венгерские армия и флот в начале XX столетия Лагерь Валленштейна – основа армии Габсбургов. – Полководческая боязнь Габсбургов. – Основы спайки австро-венгерской армии. – Революция 1848 года и армия. – Конституция 1867 года и разделение армии. – Основы

Из книги «Философия войны» в одноименном сборнике автора Керсновский Антон Антонович

Глава XVII Армия, Флот, Авиация Трем элементам природы - земле, воде и воздуху - соответствуют три вида вооруженной силы - сухопутные, морские и воздушные.«Всякий потентат, который только армию имеет - одну руку имеет, а который и флот имеет - обе руки имеет», - сказал

Из книги Александр III – Миротворец. 1881-1894 гг. автора Коллектив авторов

Армия и флот АРМИЯ. Реформированная Александром II армейская система продолжала функционировать и при Александре III. Рекрутский набор был заменен воинской повинностью. Так произошел переход от профессиональной к массовой армии, ведь длинная, фактически пожизненная

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

Глава четырнадцатая АРМИЯ И ФЛОТ ПРИ АЛЕКСАНДРЕ III У России есть лишь два верных союзника - её армия и её флот.Александр

Из книги Северная война. Карл XII и шведская армия. Путь от Копенгагена до Переволочной. 1700-1709 автора Беспалов Александр Викторович

Датская армия и флот, внешняя политика Кристиана V и Фредерика IV в 1697-1700 гг. Что касается Дании, то необходимо упомянуть о том, что она располагала 15-25 тыс. армией и мощным военно-морским флотом.Таким образом союзники могли вести войну против Швеции одновременно на трех

Из книги На вахте и на гауптвахте. Русский матрос от Петра Великого до Николая Второго автора Манвелов Николай Владимирович

Глава 14. АРМИЯ И ФЛОТ «Во всем свете у нас только два верных союзника - наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас», - сказал как-то император Александр Третий. Но на практике говорить о неких «союзнических отношениях» между родами

Из книги Падение Порт-Артура автора Широкорад Александр Борисович

Глава 3 Русская армия и флот к 1904 году В настоящее время любимым аргументом военных на критику в свой адрес стало: «Армия - слепок общества». То есть какое общество, такая и армия. С того же следует начать и рассказ о русской армии начала XX в. Как в жизни империи уживались

Из книги Колокола тревог автора Терещенко Анатолий Степанович

Армия и флот - родные дети или пасынки? Когда-то самый спокойный царь-миротворец в России Александр Третий сказал, что у него есть только два друга, два союзника - армия и флот. И надо отметить, хотя он и не воевал ни с кем, но очень заботился о боеготовности армии и флота.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РУССКОГО ФЛОТА ПЕТРОМ I

Петр I вошел в историю как реформатор, полководец и флотоводец, первый император России. Но особенно заметна его роль в создании флота молодой империи. Петр понимал, что без флота его страна не сможет войти в «клуб» великих держав. И он принялся всеми силами исправлять положение. Таким образом сперва появляется Азовский флот, историческое значение которого недооценить просто невозможно, а спустя 7 лет, в 1703 году, создаётся Балтийский флот — сильнейшее морское соединение современной России.

Нельзя сказать, что до Петра не было попыток создания военно-морских сил. Были, но очень уж неорганизованные, бессистемные и как следствие — неудачные. Иван Грозный, например, в своих кампаниях против Казанского и Астраханского ханств активно использовал речной флот. Позже, во время войны со шведами 1656-1661 гг., в Московском царстве озаботились постройкой полноценного флота, способного действовать в акватории Балтики. Особенно в его создании отличился воевода Ордин-Нащекин. Но по условиям мира, подписанного в 1661 году, русским пришлось уничтожить все корабли и верфи. Потерпев неудачу на севере, Ордин-Нащекин обратил внимание государя Алексея Михайловича на юг царства.

Там было решено строить флотилию для Каспийского моря и даже положено начало этому амбициозному проекту — в 1667-1668 гг. был построен трехмачтовый парусный корабль «Орел», «прадедушка» русского парусного флота (водоизмещение 250 тонн, длина 24,5 метра, ширина 6,5 метра). На нем было две палубы, артиллерийское вооружение состояло из 22 пушек, об испытаниях которых сохранилась заметка:

«пушкам прострел был и по прострелу пушки все целы и на корабль годны ».


К сожалению, судьба корабля сложилась трагично — он служил мало, а позже и вовсе был сожжен повстанцами Разина прямо в гавани. Создание настоящего флота пришлось отложить на несколько десятков лет.

Знаковое событие для всего русского флота случилось в 1688 году в подмосковном селе Измайлово. 16-летний Петр в старом амбаре нашел небольшой ботик (длина 6 метров, ширина 1 метр). Это суденышко привезли из Англии в подарок царю Алексею. Об удивительной находке Петр впоследствии писал:

«Случилось нам (в мае 1688 г.) быть в Измайлове, на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил Франца (Тимермана) [голландского учителя Петра], что это за судно? Он сказал, что то бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях — для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно ».


Отремонтировав ботик, Петр сразу же совершил небольшую прогулку по реке Яуза. Позже «дедушку русского флота» (как называл ботик сам Петр) переносили в разные места (Просяное озеро, Плещеев пруд, Переяславское озеро), по мере того как росло мастерство царевича в судоходстве. Прямо на Переяславском озере он построил верфь и в 1692 году по озеру кроме ботика ходили два малых фрегата и три яхты. Сооружением Потешной флотилии занимались мастера под руководством голландца Карштена Бранта, которого нанял еще отец Петра Алексей Михайлович для постройки Каспийского флота. Интересно, что для долговременной поездки на озеро Петру пришлось соврать матери Наталье Кирилловне: «куды я под образом обещания в Троицкий монастырь у матери выпросился».

В 1689 году разрешился внутренний кризис — царевна София была отстранена от власти и пострижена в монахини. Петр фактически стал правителем целой страны. К этому моменту идея организации флота целиком завладела царем. Он прилежно трудился, изучал все, что могло пригодиться для царя-военачальника — геометрию, навигацию, плотницкое дело, литье пушек и другие науки. И все это время он не оставлял свое увлечение флотом. Но озера молодому царю явно не хватало и он решает ехать в Архангельск, к Белому морю.


В 1693 году дорога из Москвы в Архангельск занимала целых 24 дня — с 6 по 30 июля Петр был в дороге. Несмотря на обещание матери не покидать берега, молодой царь без всяких зазрений совести его нарушил. По разным данным, то ли в первый же день по приезду, то ли ближе к концу визита, он на 12-пушечной яхте «Святой Петр» выходит в море чтобы сопроводить голландские и английские торговые суда. Это путешествие заняло целых 6 дней и произвело на царя огромное впечатление.

В том же 1693 году он строит в Архангельске первую государственную верфь — Соломбальскую. И сразу закладывает там 24-пушечный корабль «Святой апостол Павел». Этого Петру показалось мало и он покупает в Голландии 44-пушечный фрегат «Святое пророчество». Поездка в Архангельск была важной вехой в становлении увлечений молодого правителя. Настоящее море, иностранные суда и моряки, строительство верфи — все это производило сильнейшее впечатление. Но пора было возвращаться — отсутствуя без малого три месяца, 1 октября царь вернулся в Москву.

Однако в январе 1694 года умирает мать Петра. Безусловно, это было сильной эмоциональной встряской для царя. Но уже в этом возрасте он показал свою натуру — не предаваясь излишней печали, 1 мая Петр во второй раз выезжает а Архангельск, к началу летней навигации. В этот раз его сопровождали солдаты Семеновского и Преображенского полков, которые по задумке государя должны были стать матросами на его кораблях. По прибытию Петр лично руководил вооружением «Святого Павла» и инспектировал прибывший из Голландии фрегат «Святое пророчество» (позже оба корабля были переоборудованы в торговые). Вообще царь очень много времени проводил «в полевых условиях» — он постоянно находился на кораблях, участвовал в ремонтных и такелажных работах, общался с иностранными моряками.

В составе эскадры из трех кораблей («Св. апостол Павел», «Св. Пророчество» и «Святой Петр») Петр провожал торговую эскадру до выхода из Белого моря. К сожалению, этот поход прошел не слишком радужно. Во время достаточно короткого перехода стал очевиден дефицит морских офицеров — все сподвижники Петра были хороши для Потешной флотилии, но с трудом ходили на настоящих судах. Если «адмирал» Ромодановский и «вице-адмирал» Бутурлин худо-бедно справились с обязанностями, то «контр-адмирал» Гордон только по счастливой случайности не посадил на скалы яхту «Свя той Петр».

На этой же яхте Петр решил посетить Соловецкий монастырь, но в пути корабль застала сильная буря. В наше время наострове БольшойСоловецкий находитсяморскоймузей. . Если верить некоторым источникам, священники уговаривали царя принять причастие чтобы умереть с чистой совестью. Но Петр только отмахнулся от предложения и сам встал за штурвал яхты. Все обошлось — пробыв некоторое время на Соловках, он вернулся в Архангельск.

По возвращении в Архангельск Петр занялся вооружением и снаряжением корабля «Апостол Павел», а после прибытия купленного в Голландии корабля «Св. Пророчество» принял его под команду и совершил плавание в Белом море до Св. Носа в эскадре под флагом Ромодановского. Из второго путешествия по Белому морю Петр возвратился с неукротимым желанием приступить к строительству русского флота. России в то время принадлежало два морских побережья - Беломорское и Каспийское.

Естественным было устремление к Белому, которое связывало страну с Англией, Голландией и дру-гими странами. В Москве далеко не все понимали эти устремления. Петр же понимал, что великая страна, ее экономика требовали выхода к морю. Он не мог тогда бо-роться за возврат Балтийского побережья России, там господствовала мощная держава. И повернул свои взоры на юг, к Азовскому и Черному морям.

Россия искала выход к морю. Начинать было решено с юга… В феврале 1695 г. царь Петр Iприказал собирать войско - отвоёвывать у турок город Азов в устье Дона. Под именем бомбардира Петра Михайлова царь отправился в путь вместе с первыми полками западного образца: Преображенским, Семёновским и Лефортовым . Крепость Азов после долгой осады решили взять штурмом. Множество русских солдат и офицеров погибло, но город взять не удалось. Турки подво-зили морем свежие войска и продовольствие. Первый азовский поход 1695 г. закончился бесславно…

Пётр тяжело переживал неудачу, однако об отступлении не думал. Без военного флота приморскую крепость взять было сложно. Со всей России начали сгонять в Воронеж тысячи «работных людей». Надо было строить верфи, заготавливать и перевозить лес, крутить канаты, шить паруса и лить пушки.


Выстроили верфи, амбары, бараки. Заложили на стапелях два 36-пушечных корабля, двадцать две галеры и четыре брандера. К весне всё было готово. Начался второй Азовский поход. В мае 1696 года на новой 34-вёсельной галере «Принцимпиум» Пётр появился под Азовом во главе целой флотилии, а сухопутные войска, пополненные и отдохнув-шие, снова обложили крепость с суши и построили в устье Дона батареи.

На этот раз туркам отбиться не удалось, хотя оборонялись они отчаянно. Русский флот препятствовал подвозу к осаждённой крепости боеприпасов и продовольствия. Туркам пришлось сдаться. Впервые в истории России была одержана блестящая победа с помощью флота. Произошло это 18 июля 1696 г. С этого дня и открылся свободный выход в Азовское море.

Надо было утверждаться на всем Азовском море, вы-двигаться к Черному. А для этого следовало продолжать создавать флот и построить гавани, ибо, как говорил Петр I, «гавань - это начало и конец флота, без нее есть ли флот или нет - его все равно нет». 27 июля, после взятия Азова, Петр стал на лодках объезжать побережье. Как гласит легенда, на одном из мысов, или, как их здесь называли, рогов, вечером горели костры - то пастухи на таганах варили пищу. Здесь, на таганьем рогу, и решили соорудить гавань (будущий Таганрог) для первого в России регулярного военно-морского флота.

Позднее в предисловии к Морскому уставу Пётр напишет: «…государи морского флота не имущие токмо одну руку имеют, а имеющие флот - обе!» Вскоре после взятия Азова, 20 октября 1696 г., Боярская Дума по предложению Петра приняла постановление:«Морским судам быть!» Этот день считается днём рождения Российского Военно-Морского Флота.

В 1697 г. для изучения кораблестроения и морского дела Петр I отправился волонтером при Великом посольстве в Голландию. Работал он сначала в Саардаме на частной верфи, затем в Амстердаме на верфи Ост-Индской компании, где участвовал в постройке корабля от закладки до окончания и получил от мастера Класса Поля аттестат о знании корабельной архитектуры. Одновременно царь жадно впитывал знания разного рода, которые в будущем он использовал для проведения преобразований в России.

В 1698 г., заметив, что у голландских кораблестроителей не хватает теоретических знаний и они более руководствуются опытом и практикой, Петр отправился в Англию и в Дептфорде изучал теорию кораблестроения. Будущий адмирал плавал на английском флоте до острова Уайт, присутствовал на устроенных в честь него морских маневрах, посещал музеи, арсеналы и другие интересовавшие его места. Во время поездки за границу были наняты на русскую службу моряки и других специалисты, в том числе вице-адмирал Корнелиус Крюйс и шаутбенахт (контр-адмирал) Рез, которые взялись за приведение в порядок администрации флота.

Европейская политика не давала оснований рассчитывать, что Россия получит поддержку в борьбе против Турции за выход к южным морям. Тем не менее царь продолжал сооружение Азовского флота. По возвращении из заграничного путешествия Петр Михайлов, как царь себя называл, принял звание корабельного мастера и стал получать жалованья по 366 рублей в год. 19 ноября 1698 года он заложил в Воронеже 58-пушечный корабль. Но всё-таки путь на широкие, мировые морские просторы был для русских кораблей затруднён: Керченский пролив контро-лировался Турцией, так же как Босфор и Дарданеллы - проливы, соединяющие Чёрное и Средиземное моря.

Основная нацеленность интересов русского государя изменилась, Пётр I обратил свои взоры на Балтику. Но там уже господствовал сильный флот только что взошедшего на престол юного и отчаянного шведского короля Карла XII. Опираясь на под-держку двух других признанных морских дер-жав - Англии и Голландии, он угрожал не только своим прибалтийским соседям - Дании и Польше, но и намеревался захватить русские города:Псков, Новгород и Архангельск .

«Король мечтает только об одной войне, - писал о Карле XII французский посланник, - ему слишком много насказали о подвигах и походах его предков. Сердце и голова наполнены этим, и он считает себя непобедимым…» Такую уверенность придавало Карлу обладание не только флотом, насчиты-вавшим 50 кораблей, но и 150-тысячной армией, набиравшейся из шведских крестьян, которые в мирное время жили на полученной от государства земле. Эта армия превосходила по своим боевым качествам многие западноевропейские наёмные армии.

Против Швеции в 1699 г. был создан антишведский воен-ный Северный союз. Каждое государство антишведской коалиции имело свои интересы: датский король Фридрих IV хотел вернуть области, утраченные его страной в 1660 и 1689 гг., в частности Шлезвиг (область на границе Дании и Германии); саксонского курфюрста Августа II , который одновременно был и королём Польши, привлекали земли Лифляндии и Эстляндии (При-балтики); Пётр Iстремился не только выйти к морю, но и вернуть России её исконные территории с городами Корела, Копорье, Орешек, Ям и Ивангород, отошедшие к Швеции по Столбовскому миру 1617 г.

В мае 1703 г. по приказуПетра I была заложена на берегу Невы, на острове Янни-Саари, крепость в шесть бастионов. Имя ей дали Петропавловская. Тысячи мужиков, свезённых со всей России, стоя по пояс в воде, дубовыми «бабами» забивали сваи в топкий берег. Всех воров-колодников по приказу Петра тоже пригоняли сюда на работу. Сотнями ложились люди в мокрую землю на краю света - не выдерживали трудов, да и хлеба не хватало. «Зело здесь болеют, а многие и померли», - писал Пётр в Москву, требуя прислать ещё людей. Так начался строиться Санкт-Петербург - новая столица России.

Столицу надо было защитить от шведов… Недалеко от устья Невы, в Финском заливе, лежал остров Котлин , заросший густым сосновым ле-сом. Только вблизи него можно было пройти к устью Невы, - в других местах мешали отмели. Скоро на отмели к югу от острова Котлин началась стройка нового русского форта Кроншлот , части будущей морской крепости Кронштадт. В инструкции ко-менданту крепости говорилось: «Содержать сию цитадель с божьей помощью ащо случится хотя до последнего человека».

Уже через год шведы начали нападать на новую крепость, да и на побережье тоже. Хотя все атаки были отбиты, но без кораблей надёжно защи-тить Петербург было всё-таки невозможно. Снова застучали топоры, завизжали пилы. На берегах рек Сясь и Свирь, а за-тем и Невы возникали верфи. Быстро рос молодой Балтийский флот. Первый корабль Балтийского флота был построен в 1703 г. - 30-пушечный фрегат «Штандарт».

В мае 1703 г., начальствуя отрядом лодок с десантом гвардии, Петр взял на абордаж стоявшие в устье Невы шведские суда «Гедан» и «Астрильд», за что был награжден орденом Св. Андрея Первозванного. Оказавшись без поддержки, гарнизон крепости Ниеншанц капитулировал после обстрела. Все течение Невы оказалось в распоряжении Петра. В сентябре в звании капитана он привел с Олонецкой верфи в Санкт-Петербург корабль «Штандарт».

К концу 1705 г. он насчитывал более двух десятков кораблей, фрегатов и галер. Триста орудий стояло на их палубах, ещё пахнувших свежим лесом, и две тысячи двести человек экипажей, матросов и пушкарей, ожидали приказа, чтобы тронуться в путь. Ко-мандующим флотом царь Пётр назначил вице-адмирала Корнелия Крюйса.

Борьба шла долго и не всегда с успехом! Более двадцати лет, с 1700 по 1721 г., шла Северная война между Швецией и странами Северного союза. Вос-пользовавшись тем, что Фридрих IV направился со своими главными силами отвоёвывать Шлезвиг, Карл XII при поддержке англо-голландского флота высадил десант на датский остров Зеландия и осадил Копенгаген . Угрожая сжечь столицу Да-нии, Карл XII заставил Фридриха IV капитулиро-вать и выйти из Северного союза. Это произошло 7 августа 1700 г.

Эта война делится современными истори-ками на два периода: первый - с осени 1700 г. (начало осады Нарвы) до лета 1709 г. (Полтавская битва); второй с середины 1709 г. до 1721 г. (заключение Ништадтского мира).

С началом Северной войны необходимым стал и Балтийский флот. В 1702-1704 гг. строительство кораблей развернулось сразу в нескольких местах: на реках Сясь, Свирь, Луга, Волхов, Ижора. Кроме семи фрегатов было построено 91 судно. В конце 1704 г. созданная Петром на острове Котлин крепость имела уже более 70 орудий. К 1710 г. в состав флота на Балтике входило уже 12 линейных кораблей. Сильный флот ускорил взятие русскими войсками Выборга, Риги, Ревеля.

В 1706 г. Петра I произвели в капитан-командоры. 30 ноября 1707 г. он заложил в Санкт-Петербурге 16-пушечную шняву «Лизет», спущенную им в 1708 г. С 29 октября 1708 г. по указу адмирала графа Апраксина Петр Алексеевич стал получать жалованья командорского по 600 рублей, корабельного мастера по 1200 рублей. С 14 февраля по 27 мая 1709 г. он находился при судостроении в Воронеже, обозревал азовские порты, плавал на бригантине в Азовском море и 7 апреля спустил в Воронеже 2 построенных им корабля: 50-пушечный «Ластка» и 80-пушечный «Старый Орел».

Хотя для русских моряков строилось много разных кораблей и галер, - до шведского флота было всё-таки далеко. Однако мало-помалу русские войска с помощью флота отбили у шведов Нарву, Выборг, Ригу и Ревель и, наконец, в июле 1713 г. Гельсингфорс. У шведов не осталось в Финском заливе ни одного опорного пункта. В июле 1714 г. русский флот одержал победу над шведами в Гангутском морском бою, разгромив и взяв в плен отряд шведских кораблей.

Следующий этап резкой активизации в строительстве новых кораблей наступает в 1711-1713 гг. На русских верфях уже строили мощные 52- и даже 60-пушечные корабли. В 1714 г. русский флот одержал 27 июля крупную морскую победу над шведами у полуострова Гангут (Ханко). Победа позволила русскому флоту контролировать Аландские шхеры и побережье. Стремясь перенести войну на территорию врага, российский царь наращивал численность и мощных линейных кораблей и шхерного флота. Окончательное утверждение на Балтийском море может быть приурочено к победе у Гренгама 27 июля 1720 г. К моменту окончания войны Россия имела на Балтике 29 линейных кораблей, 6 фрегатов, 208 галер и другие суда.

С 1705 г. начались рекрутские наборы специально для флота. В дальнейшем до 1715 г. было 5 наборов, примерно по 1-1,5 тыс. человек каждый. Однако полностью комплектование флота стало реальностью только начиная с 1718 г. Первое мореходное училище было организовано еще в 1698 г. в Азове. В 1701 г. в Москве открылась школа «математических и навигацких» наук, готовящая кадры и для армии, и для флота. Вначале она была рассчитана на 200, а с 1701 г. - уже на 500 человек. В 1715 г. стала действовать петербургская Морская академия офицерских кадров. В 1716 г. была организована так называемая гардемаринская рота.

В 1718 г. царственный вице-адмирал командовал авангардом флота Апраксина Ф.М. в плавании по Финскому заливу. 15 июля был спущен в Санкт-Петербурге построенный 90-пушечный корабль «Лесное». В 1719 г. царь начальствовал Балтийским флотом; флот ходил до Аланда, где простоял почти два месяца. В этом и предшествующем годах Петр усердно трудился над составлением морского устава, работая иногда по 14 часов в сутки.

Шведские сенаторы пробовали уговаривать своего короля Карла XII, чтобы он заключил мир с Россией. Однако Карл и слушать ничего не хотел. «Хотя бы вся Швеция пропала, - заявил он, - а миру не быть!» Пришлось опять объявлять новую мобилизацию по всей Швеции…

Ещё много побед над шведами одержал молодой Балтийский флот, и в 1721 го-ду шведы были вынуждены подписать Ништадтский мирный договор. По этому договору к России отошли: Ингерманландия, на землях которой возник Петербург, Эстляндия с городом Ревель, Лифляндия - с Ригой и часть Карелии - с Выбор-гом и Кексгольмом.

В честь Ништадтского мира Пётр приказал устроить большие празднества сначала осенью в Петербурге, а затем зимой 1722 г. в Москве. По московским улицам прошла не-обыкновенная процессия: множество больших макетов кораблей, поставленных на санные полозья, двигались к Кремлю.

На флагманском макете восседал сам Петр I, возглавлявший это шествие. А в Кремле его встретил старый друг. На пьедестале, украшенном картинами и надписями, стоял «Дедушка русского флота» - старый английский корабельный бот, на котором молодой русский царь плавал ещё по Яузе, и все «ко-рабли» отдавали «дедушке» честь…

К концу царствования Петра I русский военный флот был одним из самых мощных в Европе. Он имел в своем составе 34 линейных корабля, 9 фрегатов, 17 галер и 26 кораблей других типов (Коробков Н.М. «Русский флот в Семилетней войне», М., 1946 г.). В его рядах было до 30 тысяч человек. Петербург, Кронштадт, Ревель, Архангельск - вот основные порты и базы его пребывания.

Понятно, что без труда многих и многих специалистов создать флот, способный побеждать исконных мореходов-шведов, было бы невозможно. Но столь же очевидно, что было бы невозможно свершить это великое дело в столь краткие для истории сроки без энтузиазма молодого Петра Великого, влюбившегося в морское дело, осознавшего в полной мере его важность для государства и заставившего приближенных также стать его энтузиастами.
Царь Петр стал редчайшим примером человека, обладавшего полнотой власти, но действовавшего не столько принуждением, сколько личным примером, особенно в области морского дела. Достойным памятником преобразователю служит созданный им флот.

Как ни странно, но история Российского Военно-морского флота началась не при Петре I, как считают многие, а при его отце. 19 мая 1668 г. в селе Дединово, что на Оке, по соизволению царя Алексея Михайловича был построен первый русский военный корабль, получивший гордое имя «Орел» . Корабль предназначался для сопровождения и охраны русского торгового флота на Каспийском море. Но уже в 1670 г. , сразу же с началом восстания на юге России под предводительством Степана Разина (1670 – 1671 г. г.) , «Орел» был захвачен бунтовщиками, разграблен и брошен в одном из многочисленных протоков дельты реки Волга. Но, конечно же, рождение военно-морского флота как мощной составляющей русской армии, произошло благодаря императору Петру I. Первым регулярным соединением Военно-морского флота России стал Азовский флот, созданный Петром Алексеевичем для борьбы с Турцией за выход в Черное море. 19 июля 1696 г. – это дата первой победы русского флота, в результате которой была взята турецкая крепость Азак (нынешний Азов) . 30 октября 1696 года по повелению Петра I боярская Дума решила «Морским судам быть» . Это решение стало первым законодательным актом о флоте. Первая победа русского флота на Балтийском море состоялась 27 июля 1714 г. в ходе Северной войны (1700 – 1721 г. г.) . Здесь галерный флот под командованием Петра I разгромил шведский флот в знаменитом Гангутском сражении. Эта славная победа, наряду с победой у острова Гренгам и успешными действиями русской армии на балтийском побережье, обеспечила российскому флоту полное превосходство в Балтийском море. Таким образом, к 22 июня 1939 г. – моменту принятия Совнаркомом СССР и ЦК ВКП (б) решения о праздновании Дня Военно-морского флота, имелись 4 первые по хронологии памятные даты, связанные с российским флотом: 1.) 19.05.1668 – спущен на воду первый русский военный корабль «Орел» ; 2.) 19.07.1696 – первая победа русского флота в Азовском море (взятие Азова) ; 3.) 30.10.1696 – постановление Боярской Думы «Морским судам быть» ; 4.) 27.07.1714 – первая победа русского флота на Балтике (Гангутское сражение) . Есть некая логика в том, что официально День ВМФ был установлен в последнее воскресенье июля. Во-первых, в этом месяце одержаны две первые крупные победы российского флота. Во-вторых, советские власти наверняка обеспокоились, что празднование нескольких знаменательных дат на флоте будет происходить по новому и по старому стилю, наподобие празднования Нового/Старого года. А это резко могло бы снизить боеспособность ВМФ. Поэтому всё решили совместить, даже «запихнули» в этот день и языческий праздник Нептуна, бурно и весело отмечаемый частью моряков и сухопутных жителей. Мы празднуем день Военно-морского флота России как день памяти русских моряков, отдавших свои жизни за Отечество. Вместе с тем – отдаём дань уважения тем, кто и сегодня служит верой и правдой России, защищая нас с моря.

Самарский государственный университет

Кафедра российской истории

Создание регулярной армии и флота при Петре Великом

Курсовая работа

студентки Iкурса

исторического факультета

Е.Г.Сидоровой.

Научный руководитель:

Л. А. Вязов.

САМАРА 2005


Введение

Глава I. Создание регулярной армии

§1. «Потехи» Петра Великого

§2. Военная реформа при Петре

Глава II. Создание флота при Петре I

§1. Поездка в Архангельск

§2. Азовские походы

§3. Заграничное путешествие

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Преобразование Петра Великого, его деятельность, личность, роль в судьбе России – вопросы, интересующие и привлекающие внимание исследователей нашего времени не менее чем в прошлые века.

Эта тема меня привлекла своей многоплавностью, разносторонностью и глубиной. По этой теме очень много литературы. На примере этой темы можно рассмотреть процесс развития, становления и укрепления государства, вырастания до уровня Великой Державы; становления абсолютизма.

Различные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки, обвинить Петра в неправильном выборе и преступных деяниях.

Рассматривая жизнь и деятельность Петра, нельзя забывать о том, что он творил в условиях внутренней и внешней борьбы: внешняя - постоянные военные действия, внутренние – это оппозиция. Современникам Петра было сложно его понять: царь-плотник, царь-кузнец, царь-солдат, стремившийся вникнуть во все мелочи совершаемого дела.

Многие не понимали Петра, его стиль мышления, его идеи, зачастую обитавшие в другом политическом пространстве.

Петр не был похож на своих предшественников ни внешним обликом, ни живым и открытым характером. Личность Петра очень сложна и противоречива, но при этом Петр I был очень цельной натурой. Во всех его начинаниях, порой очень противоречивых, было все же рациональное зерно. Как говорилось выше, невозможно рассматривать деятельность Петра не учитывая того, что из 35 лет его правления, лишь около 1,5 лет Россия находилась в состоянии полного мира. Постоянные военные действия оказывали влияние на ход реформ и вообще на всю внутреннюю и внешнюю политику.

Старое никогда не уходит в общественные сцены добровольно и новое всегда рождается в жестких схватках с отжившим. Петру пришлось бороться со многими предрассудками и пережитками, которые иногда оказывались слишком сильными, чтобы сломить их с первого удара.

Эпоха Петра представляет собой большой интерес для изучения и исследования, так как рассматривая ее мы за процессом развития и роста государства. Превращением России из дикого деспотического царства Московского в Великую империю. За несколько десятилетий строится новая система управления, формируется регулярная армия, возникает военный флот. Благодаря внешней политике Петра было покончено с политической изоляцией, и укрепился международный престиж России.

К концу XVII века Россия отставала от Европы по всем параметрам по меньшей мере на 200 лет. За время царствования Петра I Россия догнала Европу гигантскими шагами, но это стоило ей немалых потерь экономических и людских ресурсов.

Взглянув на сегодняшнюю ситуацию в стране, невозможно не заметить отставание ее от лидирующих стран во многих сферах, и, вероятно, это отставание будет продолжаться до тех пор пока не появится «новый» Петр I – «второй Петр I». Возможно и в этом заключается одна из особенностей менталитета нашего народа. В каждом периоде жизни государства Российского, в критический момент истории появлялся свой Реформатор: X век – Владимир; XVII – XVIII века – Петр I; XVIII век – Екатерина II; XIX век – Александр II.

Узнавая новое о Петре Великом, поражает эта неисчерпаемая, кипучая жизненная энергия, самоотверженная преданность идее, мечте, которую в большей степени Петр смог воплотить в жизнь.

Стремительный рост России в первой четверти XVIII века поражает не только нас, но поражал и современников Петра. Вся Европа того времени наблюдала и дивилась тому, как это государство пробудило дремавшие внутри силы и проявило тот потенциал энергии, который оно так долго скрывало в своей глубине.


Глава 1

§ 1. «Потехи» Петра Великого

Важным шагом к созданию регулярной армии Петра I явилась организация потешных полков.

В 1682 году началось правление царевны Софьи. Десятилетний Петр с матерью, Натальей Кирилловной Нарышкиной, оказался в опале и вынужден был переехать из Кремля в потешные подмосковные села, сперва – в село Преображенское. Такое грустное положение лишало его возможности получить правильное дальнейшее образование и в то же время освобождало от пут придворного этикета. Не имея духовной пищи, но, имея много времени и свободы, Петр сам должен был искать занятий и развлечений. Мать никогда не стесняла любимого единственного сына и что воспитатель Петра, князь Борис Голицын, не следил за каждым его шагом. Здесь в Преображенском, «никем не руководимый, он начал продолжительную игру, какую сам себе устроил и которая стала для него школой самообразования, а играл он в то, во что играют все наблюдательные дети в мире, в то, о чем думают и говорят взрослые» - Петр увлекся военным делом.

Из кремлевской Оружейной палаты в Преображенское к Петру таскают разные военные вещи – оружие, знамена, порох, свинец… Кремлевский арсенал постепенно перекочевал в Преображенское.

По старому обычаю, когда царевичу исполнилось 5 лет, к нему из придворной знати назначили в слуги, в стольники и в спальники «породистых сверстников». Петр, увлекшись военными делами, начал верстать в свою службу молодежь из спальников, дворовых конюхов, сокольников и кречетников. Из них в ноябре 1683 года были созданы 2 роты (всего около 50 человек), которые путем набора всех «вольноохочих» (как из дворян, так и из холопов) выросли в 2 батальона, по 300 человек в каждом. При этом надо заметить, что «играл в солдаты царь, а товарищи его игр служили и за свою потешную службу получали жалование, как настоящие служилые люди» .

Постепенно игра все больше приближается к реальности: потешные были одеты в солдатские мундиры (западного образца, а не в стрелецкое платье!), получили полное настоящее солдатское вооружение; были назначены штаб-офицеры, обер-офицеры и унтер-офицеры; в рощах Преображенского постоянно шла тяжелая солдатская выучка.

Не традиционное образование, а его отсутствие, неограниченная свобода сильно повлияли на становление личности молодого Петра. Военные игры – главное увлечение его детства, постепенно становились все сложнее, деревянные ружья заменялись настоящими, на смену деревянным солдатикам приходили живые люди – ровесники царя из его окружения: стольники, спальники, конюхи. Они были первыми участниками его бесконечных военных игр. Подрастая вместе с царем, они превращались в солдат и офицеров вначале «потешного», то есть забавного, игрушечного, а потом уже и настоящего войска.

С 1683 года вместо «потешных ребяток» около Петра видим «потешные полки» . В ноябре 1683 года Петр начинает формировать Преображенский полк из охочих людей. В отношении этого потешного полка Петр был не государем, а товарищем-советником, учившимся наравне с прочими солдатами военному делу. С разрешения матери и с одобрения Бориса Голицына Петр и днюет, и ночует со своими потешными. Предприменяются маневры и небольшие походы, на Яузе строится потешная крепость, названная Пресбургом, словом, практически изучается военное дело не по старым русским образцам, а по тому порядку регулярной солдатской службы, какой в XVII в. был заимствован Москвой с Запада. Эти военные «потехи» требуют военных припасов и денежных средств, которые и отпускаются Петру из московских приказов. Правительство Софьи не видит для себя никакой опасности в таких «потехах марсовых» и не мешает развитию потешных войск. Оно испугалось этих войск позже, когда из потешных выросла солидная военная сила. Но растил Петр эту силу безпрепятственно. Вместе с Петром в рядах потешных были и товарищи его из высших слоев общества. Стоявший вне придворного этикета, Петр мешал родовитых людей и простолюдинов в одну «дружину», по выражению С.М. Соловьева, «и из этой дружины бессознательно готовил себе круг преданных сотрудников в будущем» . Военное дело и личность Петра сплачивали разнородные аристократические и демократические элементы в одно общество с одним направлением. Пока это общество забавлялось – позже оно стало работать с Петром.

§ 2. Военная реформа при Петре

Поражение под Нарвой 1700 года было воспринято Петром как жестокий урок. Из поражения Петр сделал главный вывод – армии необходима реформа.

Военная реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра, наиболее продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для народа. Она имеет очень важное значение в нашей истории: это не просто вопрос о государственной обороне. Реформа оказала глубокое действие и на склад общества, и на дальнейший ход событий.

Ядром будущей армии Петра стали его потешные полки. После Нарвы Петр перестроил принципы стратегии и тактики армии, основы ее формирования и службы. «Главной целью военных действий при Петре становится не взятие крепостей, а поражение противника в бою» . При этом Петр требовал внимания и осторожности, умение опередить неприятеля, добиться превосходства в силах на решающем направлении и в нужное время. Он учил действовать согласованно пехоту и кавалерию, причем в русской армии была введена кавалерия драгунского типа, то есть всадники были обучены пешему строю и могли воевать в строю как пехотинцы.

Россия - континентальное государство, но длина её границ, проходящих по водной глади, составляет 2/3 от общей их протяженности. С древности русские умели ходить по морям и умели воевать на море, но настоящие флотские традиции нашей страны насчитывают около 300 лет.

До сих пор спорят о конкретном событии или дате, откуда берет начало история российского флота. Одно всем понятно - это случилось в эпоху Петра Великого.

Первые опыты

Использовать водные пути для перемещения вооруженных сил в стране, где реки были главными путями коммуникации, русские стали очень давно. Упоминания легендарного пути «из варяг в греки» уходят в глубь веков. О походе «лодьев» князя Олега к Царьграду слагали былины.

Войны Александра Невского со шведами и немецкими крестоносцами имели одной из главных целей обустройство русских поселений вблизи устья Невы, чтобы иметь возможность свободного судоходства по Балтийскому морю.

На юге борьбу за выход в Черное море с татарами и турками вели запорожские и донские казаки. Их легендарные «чайки» в 1350 году успешно атаковали и захватили Очаков.

Первый русский военный корабль «Орел» был построен в 1668 году на в селе Дединове по указу государя Алексея Михайловича. Но своим настоящим рождением российский военный флот обязан мечте и воле его сына - Петра Первого.

Главная мечта

Сначала юному царю просто понравилось ходить под парусом на небольшой лодке, найденной в амбаре в селе Измайлово. Этот 6-метровый ботик, подаренный его отцу, теперь хранится в Военно-Морском музее Петербурга.

Будущий император говорил потом, что от него и берет начало российский императорский флот, и называл его «дедушкой Русского флота». Петр сам восстановил его, следуя указаниям мастеров из Немецкой слободы, потому что своих мастеров корабелов в Москве не было.

Когда будущий император в 17 лет стал настоящим правителем, он начал осознавать по-настоящему, что России нельзя развиваться без экономических, научных и культурных связей с Европой, а лучшими путями сообщения являются морские.

Энергичный и любопытный человек, Петр стремился овладеть знаниями и умениями в разных областях. Самым большим его увлечением были теория и практика кораблестроения, которым он учился у голландских, немецких и английских мастеров. Он с интересом вникал в основы картографии, учился пользоваться навигационными приборами.

Первые навыки он начал вкладывать в создание «потешной флотилии» на Плещеевом озере в Переславле-Залесском у Ярославля. В июне 1689 года там на верфях были собраны бот «Фортуна», 2 небольших фрегата и яхты.

Выход к океану

Огромный сухопутный гигант, занимавший шестую часть земной суши, Россия конца XVII-го века менее других стран могла претендовать на звание морской державы. История российского флота - это ещё и история борьбы за выход в мировой океан. Существовало два варианта выхода на морские просторы - два «бутылочных горлышка»: через Финский залив и где хозяйничала сильная Швеция, и через Черное море, сквозь узкий находившийся под контролем Оттоманской империи.

Первая попытка прекратить набеги крымских татар и турок на южные рубежи и заложить основы для будущего прорыва к Черному морю была предпринята Петром в 1695 году. расположенная в устье Дона, выдержала наскоки русской военной экспедиции, а для планомерной осады не хватило сил, не хватило средств перерезать поставку окруженным туркам припасов по воде. Поэтому для подготовки к следующему походу решено было построить флотилию.

Азовский флот

Петр с невиданной энергией взялся за постройку кораблей. Более 25 тысяч крестьян были согнаны для работы на верфях в Преображенском и на реке Воронеже. По образцу, привезенному из-за границы, под наблюдением иностранных мастеров были изготовлены 23 гребных галеры (каторги), 2 крупных парусника (один из которых - 36-пушечный «Апостол Пётр»), более 1300 мелких судов - барок, стругов и т.д. Это было первой попыткой создания того, что называется "регулярный российский императорский флот". Он прекрасно выполнил свои задачи по доставке войска к стенам крепости и блокированию окруженного Азова с воды. После полуторамесячной осады 19 июля 1696 года гарнизон крепости сдался.

«Лутче мне воевать морем…»

Этот поход показал важность взаимодействия сухопутных и морских сил. Он имел решающее значение для принятия решения о дальнейшем строительстве кораблей. «Кораблям быть!» - царский указ о выделении средств на новые суда был одобрен 20 октября 1696 года. С этой даты история российского флота и ведет свой временной отсчет.

Великое посольство

Война за южный выход к океану взятием Азова только началась, и Петр отправился в Европу в поисках поддержки в борьбе с Турцией и её союзниками. Царь воспользовался своим дипломатическим турне, длившимся полтора года, чтобы пополнить свои знания в судостроении и военном деле.

Под именем Петра Михайлова он работал на верфях Голландии. Он набирался опыта вместе с десятком русских плотников. За три месяца с их участием был построен фрегат «Пётр и Павел», ходивший потом на Яву под флагом Ост-Индской компании.

В Англии царь также работает на верфях и в механических мастерских. Английский король специально для Петра устраивает военно-морские маневры. Видя согласованные взаимодействия 12-и огромных кораблей, Петр приходит в восторг и говорит, что хотел бы быть английским адмиралом, чем С этого момента мечта иметь мощный российский императорский флот укрепилась в нём окончательно.

Россия молодая

Морское дело развивается. В 1700 году Петр Великий учреждает кормовой флаг кораблей Российского флота. Он получил название в честь первого российского ордена - святого Андрея Первозванного. 300 лет российскому флоту, и почти все это время осеняет русских военных моряков косой синий крест Андреевского флага.

Через год в Москве открывается первое военно-морское учебное заведение - школа математических и навигационных наук. Учреждается Военно-морской приказ для руководства новой отраслью. Принимается военно-морской Устав, вводятся флотские звания.

Но самое главное - адмиралтейства, в ведении которых находятся верфи - там строятся новые корабли.

Планам Петра Алексеевича по дальнейшим захватам портов на Черном море и основанию там верфей помешал более грозный противник с Севера. Дания и Швеция начали войну из-за спорных островов, и Петр вступил в неё на датской стороне, имея целью пробить «окно в Европу» - выход в Балтийское море.

Битва у Гангута

Швеция во главе с молодым и задиристым Карлом XII была главной военной силой того времени. Неопытный российский императорский флот ждало суровое испытание. Летом 1714 года русская эскадра гребных судов во главе с адмиралом Федором Апраксиным встретилась с мощными шведскими парусниками у мыса Гангут. Уступая противнику в артиллерии, адмирал не решился на прямое столкновение и доложил о ситуации Петру.

Царь сделал отвлекающий маневр: велел устроить настил для переправы судов посуху и показать намерение зайти через перешеек в тыл вражескому флоту. Чтобы пресечь это, шведы разделили флотилию, отправив отряд из 10 судов в обход полуострова к месту переволока. В это время на море установился полный штиль, что лишило шведов возможности любого маневра. Массивные неподвижные суда выстроились дугой для фронтального боя, а корабли российского флота - быстрые гребные галеры - прорвались вдоль побережья и атаковали группу из 10 судов, заперев её в бухте. Флагманский фрегат «Элефант» был взят на абордаж, Петр лично участвовал в рукопашной атаке, увлекая моряков личным примером.

Победа русского флота была полная. Около десятка судов были захвачены, больше тысячи шведов пленены, свыше 350 - убиты. Не потеряв ни одного судна, русские потеряли 120 человек убитыми и 350 - ранеными.

Первые виктории на море - у Гангута и, позже, при Гренгаме, а также сухопутная Полтавская победа - всё это стало залогом подписания шведами Ништадского мира (1721), по которому Россия стала преобладать на Балтике. Цель - выход к западноевропейским портам - была достигнута.

Наследство Петра Великого

Основа для создания Балтийского флота была заложена Петром ещё за десять лет до Гангутского сражения, когда у отвоеванного у шведов устья Невы был основан Санкт-Петербург, новая столица Российской империи. Вместе с военной базой, расположенной рядом - Кронштадтом, - они стали воротами, закрытыми для врагов и распахнутыми для торговли.

За четверть века Россия прошла путь, на который у ведущих морских держав уходило несколько веков - путь от небольших кораблей для прибрежного плавания до огромных судов, способных преодолевать мировые просторы. Флаг российского флота знали и уважали на всех океанах земли.

История побед и поражений

Петровские реформы и его любимое детище - первый российский флот - ждала трудная судьба. Не все последующие правители страны разделяли идеи Петра Великого или обладали его силой характера.

За последующие 300 лет российскому флоту довелось одерживать великие победы времен Ушакова и Нахимова и терпеть жестокие поражения у Севастополя и Цусимы. После наиболее тяжелых разгромов Россия лишалась статуса морской державы. Периоды возрождения после полного упадка знает история российского флота и прошлых веков, и

Сегодня флот набирает мощь после очередного разрушительного безвременья, и важно помнить, что началось все энергией и волей Петра I, верившего в морское величие своей страны.