Подростковый возраст юность молодость зрелость. Что такое юность: определение, возрастные границы

Первые попытки описания психического развития относятся к очень давним временам. Возрастную периодизацию развития предлагали Пифагор, Гиппократ и Аристотель, философы Китая и Индии. В результате многочисленных попыток создания возрастной периодизации появилось множество различных классификаций, но и на сегодняшний день единой классификации, к сожалению, так и не существует. Вместе с тем можно отметить и наличие общих тенденций в различных возрастных периодизациях, а также близость некоторых из них между собой.
Ниже приведены наиболее распространенные из современных классификаций возрастных периодов.

Периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в Москве (1965 г.):
Новорожденный до 10 дней.
Грудной возраст 10 дней – 1 год.
Раннее детство 1–2 года.
Первый период детства 3–7 лет.
Второй период детства 8-12 лет для мальчиков, 8-11 – для девочек.
Подростковый возраст 13–16 лет для мальчиков, 12–15 – для девочек.
Юношеский возраст 17–21 год для юношей (мужчин), 16–20 – для девушек (женщин).
Средний (зрелый) возраст:
первый период 22–35 лет для мужчин, 21–35 – для женщин.
второй период 36–60 лет для мужчин, 36–55 – для женщин.
Пожилой возраст
61-74 года для мужчин, 56–74 – для женщин.
Старческий возраст 75–90 лет для мужчин и женщин.
Долгожители старше 90 лет.

Периодизация Дж. Биррена (Birren, 1980):
Первая фаза младенчество, до двух лет.
Вторая фаза дошкольный возраст, 2–5 лет.
Третья фаза детство, 5-12 лет.
Четвертая фаза юность, 12–17 лет.
Пятая фаза ранняя взрослость, 17–25 лет.
Шестая фаза зрелость, 25–50 лет.
Седьмая фаза поздняя зрелость, 50–75 лет.
Восьмая фаза старость, от 75 лет и далее.

Периодизация Д. Бромлей (Bromley, 1966) выделяет пять циклов развития: утробный, детство, юность, взрослость, старость. При этом каждый цикл в свою очередь подразделяется на несколько стадий.
Так, цикл «утробный» состоит из четырех стадий:
зигота, эмбрион, плод, момент рождения.

Цикл «детство» состоит из трех стадий:
младенчество (от рождения до 1 8 месяцев),
дошкольное детство (18 месяцев – 5 лет),
раннее школьное детство (5-11–13 лет).

Цикл «юность» состоит из двух стадий: старшее школьное детство (11–15 лет), поздняя юность (15–21 год).

Цикл «взрослость» состоит из четырех стадий:
ранняя взрослость (21–25 лет),
средняя взрослость (25–40 лет),
поздняя взрослость (40–55 лет),
предпенсионный возраст (55–65 лет).

Цикл «старость» начинается в 65 лет и включает в себя три стадии:
отставка (65–70 лет),
старый возраст (70 лет и старше),
«финиш», включающий в себя период старческих болезней и умирания.

Стадии развития личности по Э. Эриксону (1996):
раннее младенчество от рождения до одного года;
позднее младенчество 1–3 года;
раннее детство 3–5 лет;
среднее детство 5-11 лет; половая зрелость,
подростковость и юность 11–20 лет;
ранняя взрослость 20–40-45 лет;
средняя взрослость 40–45 – 60 лет;
поздняя взрослость свыше 60 лет.

Международная классификация (Квинн, 2000):
младенческий возраст от рождения до трех лет;
раннее детство 3–6 лет;
детство 6-12 лет;
подростковый (юношеский) возраст 12–18 лет;
молодость 18–40 лет;
зрелый возраст 40–65 лет;
пожилой возраст от 65 лет и далее.

Периодизация Г. Крайг (Крайг, 2003):
младенческий возраст от рождения до двух лет;
раннее детство 2–6 лет;
среднее детство 6-12 лет;
подростковый и юношеский возраст 12–19 лет;
ранняя взрослость 20–40 лет;
средняя взрослость 40–60 лет;
поздняя взрослость от 60 лет и далее.

В данном справочнике за основу принята следующая периодизация жизненного цикла, в соответствии с которой написаны соответствующие главы:
детство;
отрочество;
зрелость (взрослое состояние);
поздняя взрослость, пожилой возраст, старость.

В свою очередь каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей (Столяренко, 1999; Реан, 2003).

Детство включает четыре стадии:
1. новорожденность и младенчество от рождения до одного года;
2. раннее, или «первое», детство 1–3 года;
3. дошкольное, или «второе», детство 3–6 лет;
4. младшее школьное, или «третье», детство 6-11–12 лет.

Отрочество (подростковый) подразделяется на два периода:
1. младший подростковый (пубертатный) 11–12-14-15 лет;
2. юношеский (ювенильный) 16–20 лет.

Зрелость (взрослость) подразделяется на два периода:
1. ранняя взрослость 20–40 лет;
2. средняя взрослость 40–60 лет.

Поздняя взрослость (пожилой возраст) 60 лет и более.

Душа! Её Детство, отрочество, юность, зрелость, старость...

Каждый из нас, Душ-аналогов, впервые проявляется в Материи Физического Плана Земли, как фрагментированное Сознание, сначала в качестве “молодой” Души, больше всего заботящейся не о других людях или собственной эволюции, а лишь о самой себе и занятой, в основном, уроками приспособления и выживания в новых для неё условиях существования, связанных с амбициями, новыми структурами и успехом.

“ДЕТСКИЕ” Души обычно не имеют ещё достаточно Мудрости, чтобы принимать правильные решения в жизни, поэтому их часто затягивает в те потоки, где имеются наилучшие условия для удовлетворения их эгоистических желаний.

В “ОТРОЧЕСКОМ” возрасте Душа уже учится на более цивилизованной основе строить свои взаимоотношения не только с отдельными людьми, но и с обществом в целом, уделяя большое внимание соблюдению внешних аспектов морали, а не своим внутренним нравственным потребностям, которые, кстати, в ней ещё и не развились. Из числа таких Душ получаются “столпы” бюрократии, наиболее консервативные и фанатично настроенные личности, склонные к фундаменталистским направлениям в религии, стойкие и непоколебимые в своих убеждениях.

“ЮНЫЙ” возраст Души совпадает с наибольшим развитием и проявлением в воплощённой личности низшего “эго”, с её стремлением во что бы то ни стало, любой ценой утвердиться в обществе, чтобы побыстрее завоевать в нём “подобающее ей” высокое место, дающее ей многочисленные материальные привилегии, власть, успех, славу, богатство, положение и публичное признание её уникальности.

Это именно для “юной” Души характерна безапелляционная оценка, типа “хорошо - плохо” (причём, “хорошо” лишь только то, что способствует достижению успеха, а всё, что мешает этому - “плохо”), непреклонность в собственных суждениях о вещах, с которыми она знакома лишь поверхностно, автоматическое порицание и презрение любого человека, не согласного с её суждениями и т.п. Финансовые воротилы и политические лидеры, удачливые бизнесмены, выскочки-военные, узкоспециализированные учёные-карьеристы, - вот самое распространённое поприще для самовыражения “юных” Душ.

Они изучают устройство мира и его законы не для собственного духовного роста, а лишь только затем, чтобы научиться с наибольшей для себя материальной выгодой применять все эти знания на практике. При этом они всегда стараются придать своей чисто эгоистичной деятельности какую-нибудь “приличную” вывеску и привлекательную моральную окраску. Во главе большинства “благотворительных” фондов находятся именно “юные” Души.

Ещё одна их ярко выраженная черта - они категорически отвергают даже саму возможность существования феномена “Жизнь после смерти”, потому что очень сильно отождествляют себя со своими плотными оболочками, которые дают им возможность пользоваться благами именно Физического Плана. Это они до умопомрачения ищут состав “эликсира бессмертия”, который позволил бы им бесконечно долго жить в физическом теле. Это они скорее и охотнее дадут заморозить себя на десятилетия, чем поверят хотя бы в частичную возможность своего осознанного существования в тонком теле.

Что же касается “ЗРЕЛОЙ” Души , то здесь можно говорить очень много. В общих же чертах, “зрелая” Душа уже хорошо усвоила опыт иллюзорности любого публичного успеха, богатства и власти, она меньше направлена на своё низшее “я”, а больше - на стремление понять все проявления себя в мире и мира в себе, и повысить на базе этого понимания уровень собственного осознавания. Для них их внутренний мир гораздо более важен, чем успех, слава, материальное благополучие.

“Зрелая” Душа более открыта и искренна, более совестлива, альтруистична, дружелюбна и добра по отношению к окружающим, менее агрессивна и воинственна, незлопамятна, сострадательна и отходчива. Она умеет искренне принимать и дарить любовь, знает цену истинному чувству. Её жизнь, в особенности во второй половине, по своей эмоциональности намного более интенсивна, чем у “юной” Души. Это стимулирует развитие и расцвет в ней многих творческих способностей, раскрытию талантов во многих областях искусства, философии, культуры.

“Зрелая” Душа полностью осознаёт иллюзорность и бренность этого мира и не зацикливается на нём, уповая на большие возможности и перспективы в своём развитии после развоплощения. Её уже совершенно не страшит факт смерти, с которым она, наоборот, связывает свои последующие духовные взлёты, надежды на лучшие условия для духовного совершенствования. Она тяготеет к нетрадиционным вероисповеданиям, к расширению собственных эзотерических познаний, не ограничивая свои исследования строгими рамками и критериями.

Для “СТАРЫХ” Душ характерно детальное изучение множества всевозможных религиозных течений и верований, с каждого из которых они выбирают лишь только то, что им подсказывает их собственный внутренний опыт, объединяя таким образом все существующие системы в одну, универсальную. У них полностью отсутствует зацикливание на чём бы то ни было, сильно развито чувство самокритичности и лёгкое, взвешенное, даже юмористическое отношение к любым проблемам, любого масштаба.

Они предпочитают плыть по течению жизни, а не вступать в борьбу с неблагоприятными обстоятельствами. Они не отождествляют себя ни с чем земным и придерживаются только высоких, особовозвышенных Идей. Они предпочитают не читать нудных поучений, а учить других людей на личном примере...

Высшие стараются абсолютно всё, с чем связан человек, подчинить основам совершенствования его души. Используют Они для этого и возрастные категории. Возраст человека делится на такие этапы, как младенчество, детство, юность, молодость, зрелость, старость, в каждом из которых он развивается по-особому.

Любой возраст даётся человеку для прохождения стадий развития, и в каждый период жизни происходит совершенно разное осмысление жизни и всего окружающего. Младенчество и первые 3 года жизни используются для освоения душой нового материального тела. Душа учится им управлять. Детство позволяет познакомится с ситуациями жизни современного общества, освоить новые взаимоотношения, постичь азы знаний, характерных для этого периода существования человечества. Юность, зрелость - это возраст, который способствует познанию, накоплению опыта. А старость даётся для воспитания других и осмысления собственной жизни с позиций накопленного опыта и своей беспомощности.

Старость заставляет страдать, лишая индивида многих прежних возможностей. Человек начинает осознавать на себе, что можно жить в обществе и быть никому не нужным. Такие старики совершенствуются в своём одиночестве. Они страдают от него. Происходит переоценка каких-то нравственных ценностей.

Старость - это тоже воспитание, прежде всего, себя. Она создана Высшими искусственно. В Высших мирах старости не существует. У людей, чем старее индивид, тем меньше у него сил и тем он беспомощнее, а у высших наоборот - чем старше душа по возрасту, тем она могущественнее и обладает большим числом возможностей. Высшие не стареют . Они становятся могущественнее .

В молодости человеку даётся сила и здоровье, но он использует их часто на пустое времяпрепровождение, на недостойное поведение, при этом ни к кому не испытывая сочувствия и жалости. Когда же его настигают болезни, беспомощность, а силы покидают тело, мир поворачивается к нему совершенно другой стороной, заставляющей его страдать. А страдания позволяют по новому осмыслить всё существующее, сделать переоценку материальных и духовных ценностей. Например, многие артисты, которые имели тысячи поклонников в молодости, купались в цветах и славе, умирают в полном одиночестве, всеми забытые, подчас не имеющие даже куска хлеба. Такой разительный контраст жизни необходим для того, чтобы душа провела сравнение и осознала, что в жизни есть главное, а что является мимолётным соблазном.

Здоровье сменяется на болезни, и тот, кто не уступал места в общественном транспорте старикам и инвалидам, получает возможность на себе прочувствовать, каково быть таковым. Строя жизнь на контрастах, Высшие встряхивают психику человека, позволяя с помощью собственных ощущений прочувствовать состояние другого.

Есть такие старики, которые материально обеспечены, но остаются одинокими. Одиночество даётся по программе жизни для преподания душе определённого урока. Когда человек всё имеет и одинок, он не может чувствовать себя счастливым. Внутри он обязательно страдает, потому что понимает, что никому не нужен. Душа это тонко чувствует и страдает. Поэтому одинокая старость воспитывает человека нравственно. Тот, кто понял и осознал, что значит одиночество, не бросит другого в таком же положении, дети не оставят родителей, когда они станут старыми, а родители не будут сдавать детей в детские дома.

Но даже если старость проходит в нормальной семье, где за ними ухаживают и любят, душа всё равно испытывает страдания, так как теряет возможность проявлять себя, как в молодости, и вынуждена постоянно ограничивать свои желания (ограничивать себя в зрелищах, пище, перемещениях) ввиду плохого здоровья, неприглядной внешней формы и отсутствия материальных средств.

Старость - это воспитание нравственных качеств в человеке. Она рассчитана на это, а если нужные результаты не достигаются, то вступает в действие закон причинно-следственной связи - карма.

Данный период жизни люди используют по-разному, не видя целей своего дальнейшего существования, поэтому многие именно в этот период нарабатывают себе негативные качества. Например, у некоторых стариков часто развиваются такие качества, как жадность, корысть. Это обычная испорченность, появление отрицательных качеств при изменении условий существования в худшую сторону. Однако наличие их помогает им выживать, служит защитой от неблагоприятных факторов окружающей среды.

Некоторые считают, что старость даётся для праздного существования, это - длительный отдых за работу на общество в молодые и зрелые годы. Но это - стадия развития, которая должна использовать понятия нового времени, приобретённые за прошедшие годы, для подведения результатов своей жизни. Душа, продвинувшаяся в совершенствовании, поймёт, что нельзя останавливаться на достигнутом и праздно наслаждаться остатками дней. Необходимо продолжать трудится и набирать новый и новый опыт. Это будет уже проявлением высокой сознательности у человека. Учится надо до последнего дня своей жизни - это путь вечного совершенствования души . Старость должна служить итогом жизни.

Однако возраст имеет не только воспитательные, но и энергетические аспекты. Старость и молодость таят в себе определённые завуалированные секреты человеческого бытия и энергетических процессов, связывающих их с ближайшим окружением и Высшим миром. Мы уже знаем, что жизнь человека и вся его деятельность строятся на, он производит энергии, перерабатывает одни типы в другие. Но возникают вопросы: одинаковую ли энергию дают молодое и старое тело человека, и какая из них качественнее?

Безусловно, что молодые тела дают чище энергию, что связано с их физической структурой. Старый организм - зашлаковывается, а поэтому не может нормально функционировать. Заболевания нарушают нормальное течение процессов. От этого всего энергия идёт слабая. Старый организм физически очень отличается от молодого, он даёт одну энергию, а молодой - другую. Даже если их поставить в одинаковые условия и задать идентичные страдания, их энергия будет разной.

Но это относится к энергиям, которые они производят для Высших планов. Если же говорить о тех энергиях, которые они приобретают душой как качества характера, то это всё - строго индивидуально. И старость может нарабатывать для своей души качества более высокие, чем молодость.

Но если сравнивать двух разных по возрасту людей, старого и молодого, то возрастные категории вносят свои различия в процесс производства энергий человеческими телами.

Можно сравнивать энергии, полученные от эмоций и непосредственно производимые материальным телом. Наружная оболочка даёт одну энергию, а эмоции, чувства - совершенно другую. Поэтому если говорить о характере человека, то добрый человек независимо от возраста, старик он или молодой, производит своими чувствами более высокие энергии, чем низкий индивид. А если взять молодого, грубого, злого индивида, то его эмоциональное поле будет низким и как бы грязным. Поэтому если сравнивать энергии, производимыми физическим телом, то у старика они хуже. А если сравнивать энергии, производимые чувствами, то у старика по качеству они могут быть намного выше, чем у молодого.

Материальные тела, безусловно, производят разную энергию. У стариков она хуже, у молодых - лучше. И более того, энергия их - несовместима и несопоставима. По этой причине, например, в возрастное восприятие поколений был введён такой элемент, как невосприятие внешности другого поколения, то есть молодой человек реагирует только на свой возраст, а старики ему все кажутся на одно лицо, и наоборот.

В программу восприятия внешних признаков так и закладывалось, чтобы каждое поколение воспринимало только свой возраст. Это требовалось, чтобы поколения не путались между собой, так как каждое несёт свои задачи, свою физическую энергетику. А в конце эры Рыб (2000г.) всё перепуталось, перемешалось в возрастном плане. Например, старикам стали нравиться молодые девушки, а молодые стали выходить за стариков, имея корыстные цели. Разновозрастный брак на 95% несёт корыстные цели, хотя никто в этом не признаётся. Таких браков не должно быть. Предел в возрасте пар может колебаться в пределах плюс-минус пять лет. Человек должен видеть свой возраст, и больше его никто интересовать в планах любви не должен, потому что каждое поколение формируется Уровнево: по энергетике, по преобладающим знаниям и устремлениям, по целям совершенствования, по определённым, характерным только для них. процессам физического и тонкого планов, и многим другим особенностям.

Каждое молодое поколение, как соответствующий Уровень, должен вступать в закономерные отношения, основанные на Высшей морали, со старшим поколением, заимствуя у них знания и некоторый опыт, и вступать в определённые отношения с младшими, которым они, в свою очередь, должны передавать свои знания. Так человек учится Уровневым отношениям, которые ждут его в будущем в Иерархии Бога. Поэтому никакой мешанины поколений быть не должно, в противном случае идёт наработка зависимостей. (Исключения составляют специальные браки, составляющие 5%).

"Развитие Человека", авторы Л. А. Секлитова, Л. Л. Стрельникова, изд. Амрита-Русь.
Все права защищены. Никакая часть данной информации не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без разрешения авторов книги.

Период взрослости - наиболее продолжительный период онтогенеза. Выделяют три стадии взрослости:

  • ранняя взрослость (молодость - от 20-23 до 30 лет)
  • средняя взрослость (зрелость - от 30 до 60-70 лет)
  • поздняя взрослость (старость - после 60-70 лет)

Признаки взрослости (по Г. Крайг):

  • новый развития, в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием;
  • способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям, позитивно разрешать противоречия и трудности;
  • преодоление зависимости и способность брать ответственность;
  • некоторые черты (твердость, надежность, честность и т.д.)
  • социальные и культурные ориентиры (роли, отношения и т.д.) для определения успешности и своевременности развития во взрослости.

Молодость (от 20-23 до 30 лет) - примерно это период жизни от окончания юности до 30 лет. Молодость - это время создания семьи. Для этого возраста характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи. Это время, когда организм женщины лучше всего приспособлен к рождению первого ребенка. Молодость можно считать возрастом сензитивным к созданию семьи. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее - его духовный рост, развитие .

Выбор спутника жизни и создание семьи - одна из сторон социальной ситуации развития в молодости. Вторая сторона социальной ситуации развития - это овладение выбранной профессией.

Центральными возрастными новообразованиями молодости можно считать семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.

Дружба и любовь в этот период выходят на новый качественный уровень. Дружба, в отличие от простых приятельских отношений, предполагает ту или иную духовную близость.

Главные стороны жизни в молодости по-разному развиваются и имеют разное содержание при различных линиях онтогенеза.

При эгоистической направленности личности в создании семьи доминирует эгоистический мотив (материальный достаток, престиж, власть и т.д.) Профессия, как правило, не является ценностью сама по себе, а выступает средством реализации этого эгоистического . В связи с отсутствием глубокого интереса к своему делу становятся невозможными проявления .

При духовно-нравственной и сущностной направленности личности проявляется стремление к сущностному содержанию главных сторон жизни. В дружбе, например, определяющим является именно созвучие двух людей, сущность их отношений.

Кризис 30 лет называют кризисом смысла жизни, который возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Он выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным; происходит переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности. Весь кризис в целом знаменует переход от молодости к зрелости.

Зрелость (от 30 до 60-70 лет) - самый длительный для большинства людей период жизни. Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Древние греки называли этот возраст и состояние духа «акме», что означает вершина, высшая ступень.

В теории Э. Эриксона зрелость - это возраст «совершения деяний», наиболее полный расцвет. Главные линии развития - это генеративность, производительность, созидательность (в отношении вещей, детей, идей) и неуспокоенность - стремление стать лучшим родителем, достичь высокого уровня в своей профессии, быть неравнодушным гражданином, верным другом, опорой близким.

Работа и забота - добродетели зрелых людей. В ( , ) центральное значение придавалось процессу самоактуализации взрослого человека. По мнению А. Маслоу, самоактуализирующиеся люди не ограничиваются удовлетворением элементарных потребностей, но привержены высшим ценностям, среди которых истина, красота, добро. Они стремятся достичь в своем деле высот.

Для ранней взрослости свойственно усиленное развитие психических функций. Стабилизация наблюдается в период 33-35 лет. Большое влияние на сохранность познавательных функций оказывают ценностные ориентации. Установка на совершенствование своей , поиск информации способствует развитию образного, практического, вербально-логического мышления.

Важнейшими факторами оптимизации интеллектуального потенциала взрослых выступают: уровень образования, вид и характер профессиональной деятельности.

В данном материале мы расскажем, что такое отрочество, детство, юность. Кратко рассмотрим каждый период человеческой жизни, укажем общепринятые возрастные разграничения.

Детство

Ах, детство… Пора светлая и прекрасная, когда растёт маленький человечек. Шаг за шагом знакомится он с окружающим его миром. Это такой период, когда у малыша начинают формироваться навыки: он учится говорить, ходить, читать, считать, самостоятельно одеваться. В это время также малыш начинает узнавать, изучать и усваивать те культурные навыки, которые присущи обществу, в котором он существует. В разные эпохи развития человечества, у разных народов период детства подразумевал неодинаковое социальное, а главное, культурное содержание. С течением самой истории меняется понимание детства. В качестве примера можно привести такую пословицу, которую часто в древней Руси применяли к данному этапу: «С рождения и до пяти лет относись к ребёнку как к царю-батюшке, с семи лет и до двенадцати - как к слуге, а после двенадцати - как к равному». В настоящее время к наукам, которые изучают период детства, можно отнести педагогику, психологию, социологию, историю, этнографию, каждая из которых по-своему рассматривает этот возрастной период.

Отрочество

Следующий этап, который следует за детством, - отрочество. Ребёнок растет, развивается, обучается и начитает учиться общению. Условно можно разделить этот этап на два отрезка: начальная школа, когда ведущим видом деятельности является обучение, и средняя школа - здесь главенствующим является уже общение. Отрочества возраст в разный исторический период менялся, сейчас этот период определяется с семи до пятнадцати лет жизни ребёнка. Этот этап жизни ребёнка еще называют подростковым периодом. Что такое отрочество? Это ещё и тот период развития, когда человек становится половозрелым. Раздражимость и повышенная чувствительность, легкая возбудимость и беспокойство, агрессивная тактика самозащиты и меланхолическая пассивность, - все эти крайности именно в таком сочетании характерны для данного периода жизни. Так устроено современное общество, что каждый подросток стремится как можно быстрее обрести статус взрослого человека. Но увы, такая мечта малодоступна. Как говорится, год за годом своим ходом. Поэтому, как часто и бывает, подросток в этот этап своей жизни приобретает не чувство взрослости, а чувство неполноценности.

Что такое отрочество? Этот период характерен влиянием знаковых систем: подросток становится потребителем. Потребление является смыслом его жизни. Для поддержания своего чувства личности и приобретения значимости в кругу сверстников подросток становится обладателем определенного набора вещей.

Юность

После отрочества приходит пора юности. Главной и самой важной особенностью этого периода является переход к самостоятельной взрослой жизни. Наступает так называемый этап зрелости. К концу юношеского периода, примерно к двадцати двум годам, завершается процесс созревания человеческого организма: рост, половое созревание, формирование костно-мышечной системы. Черты лица приобретают определенность. В этот период степень личностной зрелости значительно уступает зрелости организма. Профессиональное самоопределение именно на этом этапе является ведущим критерием. Этот момент является значительным шагом к самостоятельности. Многие виды психических функций, таких как внимание, сенсомоторные реакции, некоторые виды памяти, достигают максимального развития. Умение вести самостоятельный образ жизни, которое в этот период требует от юношей и девушек ответственного поведения и инициативы, является главным признаком социальной адаптации и в целом показывает позитивный ход развития личности молодого человека. Личные привязанности ставятся в приоритет перед коллективными отношениями.

Итак, детство, отрочество, юность -важнейшие годы формирования личности человека.

Годы взросления

Все три этапа можно разбить на следующие примерные временные рамки:

  • Детство, которое охватывает годы жизни ребёнка с момента рождения и примерно до семилетнего возраста.
  • Отрочеству отводятся годы с семи лет и до четырнадцати.
  • С четырнадцати и до двадцати двух - двадцати трёх лет время принадлежит этапу юности.

Описанные возрастные рамки не являются строго определенными, для каждой культуры и страны они могут быть немного сдвинуты. Но в целом картина возрастного разграничения выглядит именно таким образом, и она на текущий момент является устоявшейся.

Вместо заключения

Итак, в статье мы рассмотрели, что такое отрочество, юность и детство. Каждый из этих этапов жизни важен исходя из того, какое влияние он может оказывать на становление личности человека в целом, определение его профессионального пути развития, усвоение им общечеловеческих ценностей, формирование нравственного сознания и выбора гражданской позиции.