Подвиг минина и пожарского краткое содержание. Минин и Пожарский — кто они такие, что сделали на самом деле

1603 год. На престоле царь Борис Годунов, а на земле Российской лютует голод. Царские указы и меры, принятые государем для уменьшения голода, не увенчались успехом. Люди дохли как мухи, а трехлетние страдания не прошли бесследно для народного сознания и даже породили мрачные легенды и предзнаменования.
В конце 1604 года засияла на небе необычайно яркая комета.
В Нижегородском крае она была доступна взгляду даже среди бела дня.
«Быть беде!» - толковали в народе. В это же время, как кометы, вспыхивали народные восстания, которые с трудом удавалось погасить. А весть о том, что царевич Дмитрий жив и направляется с войском к Москве, вовсе породила смуту в народе. Кто же истинный царь?
Смерть Бориса Годунова открыла вход в Кремль тем, у кого была могущественная поддержка среди бояр. С этого момента и до 1610 г. на Руси наступил период Лжедмитриев и боярского предательства. А народ покорно ждал от боярской думы разумного и справедливого решения. И безмолвно дождался, когда в августе 1610 году бояре тайно от народа призвали на московский трон польского короля Владислава.

А в сентябре интервенты уже вошли в Кремль. По всей Руси гремят набаты - будущее Московского государства под угрозой. Москва оказалась захваченной польско-литовской шляхтой. Шведы вступили в Великий Новгород, на север готовилась высадка английского десанта, Русь разваливалась на глазах.
Атаман казачьей вольницы, тушинский боярин Иван Зарусский, осаждая Москву, думал посадить на трон Марию Мнишек, с малолетним сыном. У бояр с дворянами не было согласия.
И в это время в Нижнем Новгороде произошли истинно великие события, имевшие значение для утверждения силы и славы русского государства.
В феврале 1611 году нижегородская рать из 1200 человек, в которую входили воины из Казани, Ярославля, Чебоксар, двинулась на Москву.
В рядах ратников был и нижегородский доброволец Козьма Минин. Однако первый поход ополчения потерпел поражение, которое не давало покоя патриоту земли русской Козьме Минину.
Решив перейти от мысли к действию, посадский староста начал разговаривать в земской избе с приходящими по делам посетителями. Козьма указывал на необходимость создать казну и предлагал сделать пожертвования.
Так он собрал первую сумму на снаряжение ополчения. Но этих денег было недостаточно, и Минин решил обратиться с воззвание ко всему нижегородскому народу.
Известно, что большое влияние на Минина оказали послания патриарха Гермогена, который отверг требования поляков призвать народ к покорности и смирению.
На спуске, что идет от Ивановских ворот к торгу, начал собираться народ. Никто не остался равнодушным к обращению земляка: «Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имени своего!».


Минин: «Не жалеть ничего, свои дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был бы у нас начальником». Это воззвание не оставило равнодушным никого.
Широкой волной потекли пожертвования. Многие приносили последнее.
Итак, после событий, состоявшихся на площади у Ивановской башни Нижегородского Кремля, Нижний начал готовиться к ополчению.
В зиму город больше походил на большой воинский стан.
По совету Минина нижегородцы стали отдавать на нужды ополчения третью часть имущества.

По его же предложению предводителем похода был выбран опытный воин князь Дмитрий Пожарский.
28 октября 1611 г. Пожарский принял решение возглавить нижегородскую рать, и прибыл в Нижний Новгород.
Ядром ополчения стали закаленные в сечах смоляне. Они нашли временное пристанище в Арзамасе. Вместе с русскими вступали в ополчение татары, чуваши, мордва, черемисы.
Вся великая Русь по зову нижегородцев встала на защиту Москвы.
«Купно за едино. Вместе за одно!» - эти слова стали девизом войска.


В конце зимы 1612 года ополчение выступило в поход. Оно было небольшим: всего несколько тысяч человек. Пошли на Ярославль, в обход опасных мест, занятых казаками. По дороге к ополчению примыкали все новые ратники.
Самые большие отряды присоединились к войску в Ярославле.

С иконой Казанской Божьей Матери и под стягом князя Пожарского ополчение вступило в Москву. А тем временем, противостоящие войску Пожарского силы интервентов под Москвой имели численное преимущество. Ополчение расположилось станом у Арбатских ворот, между двух огней.

С одной стороны наступали полки гетмана Хаткевича, с другой наступали поляки. Но иной позиции у Пожарского не было. Оставалось или победить, или положить всю рать на поле брани. Кровопролитная сеча длилась два дня.
Летописец рассказывает, как «Минин, не искусен воинским стремлением, но смел дерзновением», в критический момент битвы попросил у Пожарского три конные дворянские сотни.
Перебрался через крымский брод Москвы-реки и ударил врага с тылу. Гетманское войско не успело подготовиться к отпору. В панике вражеская рота налетела на седлавших коней рейтар и смяла их порядки. На помощь Минину пришли казаки. Тем временем ратники Минина уже достигли городского внешнего вала. Поляки отступили к Донскому монастырю.
На исходе октября 1612 года они с позором оставили окраины Москвы.


После победы Дмитрий Пожарский вместе с князем Трубецким возглавил временное правительство.
Начиная с 1628 года, в течение почти трех лет, Дмитрий Михайлович был воеводой в Новгороде.
Минину, новый царь Михаил Романов пожаловал звание думного дворянина и наградил вотчиной - селом Богородским в Нижегородском уезде.
С 1613 года герой нижегородского ополчения жил при царском дворе, участвовал в заседаниях боярской Думы.
20 января 1616 г. по возвращению из Черемисских земель Минин скоропостижно скончался. Его похоронили на одном из кладбищ Нижнего Новгорода. Затем прах перенесли в усыпальницу Спасо-Преображенского собора.

До середины XIX века центральное место на гробнице занимала надпись - «Избавитель Москвы - Отечества любитель». Сейчас собор разрушен. Ныне прах находится в Михайло-Архангельском соборе кремля.
Подвиг гражданина Минина и князя Пожарского золотыми буквами вписан в историю России. Их имена всегда ассоциировались с истинным патриотизмом и самоотверженностью. Не случайно в сложные для страны периоды память о героическом ополчении поднимала россиян на новые подвиги.
В начале XIX века, после позора под Аустерлицем, император Александр I подписал мир с Наполеоном. Но мудрый дипломат Александр прекрасно понимал, что Франция все равно нападет на Россию. Нужно было готовиться к войне. Именно тогда на помощь государству снова пришли идеи Минина и Пожарского. 30 ноября 1806 года император издает манифест о создании ополчения по примеру великих предков.
К моменту нападения Наполеона Россия имела не только регулярные войска, но и 612 тысяч ратников-ополченцев, среди них были и нижегородцы. Было принято и другое, не менее важное решение.
В целях воспитания патриотического духа, по совету царя Александра, президент академии художеств, граф Строганов, вводит в устав непременный раздел - все воспитанники академии должны выполнять работы на патриотические сюжеты. Тогда появились работы с изображениями Дмитрия Донского, Александра Невского, Козьмы Минина, Дмитрия Пожарского.


В 2005 года, 4 ноября в нашей стране впервые отмечали новый всероссийский праздник - День народного единства.
Дата выбрана не случайно: 4 ноября 1612 года вошло в отечественную историю как знаменательный день освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков Нижегородским ополчением под предводительством Минина и Пожарского в союзе с другими патриотическими силами.
У этого праздника глубокие исторические корни. В честь освобождения Москвы в былые времена нижегородцы отмечали две даты - Память князя Дмитрия Пожарского и Память великого гражданина Кузьмы Минина.
До революции 1917 года в эти знаменательные дни городской голова Нижнего Новгорода, приглашал почетных горожан в Спасо-Преображенский собор, где находилась гробница Кузьмы Минина.
Там в присутствии членов городской думы, офицеров, чиновников, дворян, купцов, духовенства и именитых гостей совершалось богослужение. Затем в здании думы накрывался поминальный стол. Особый почет оказывался воинам-ветеранам, которым при большом скоплении горожан вручались подарки.
В двадцатом веке эти традиции надолго были утрачены.

Но в последние годы благодаря патриотическому движению общественности Нижнего Новгорода и Балахны празднование дней памяти героев народного ополчения стало возрождаться.
С 2001 года в честь подвига народного ополчения в Нижегородской области стали проводить культурно-патриотическую акцию «Алтарь Отечества».
За прошедшие несколько лет стало уже доброй традицией, что с 1 по 4 ноября участники этой акции проходят по всему героическому маршруту ополчения.


Цель акции - привлечь всеобщее внимание к духовным ценностям Отечества, его героическому прошлому, продемонстрировать многообразие российской культуры. Девизом похода стали слова Кузьма Минина, которые он произнес в воззвании к народу: «Купно за едино!» («Вместе за одно»).

В 2003 году участники акции, отдав дань памяти вождям нижегородского ополчения и возложив цветы к их монументу на Красной площади в Москве, предложили объявить 4 ноября всероссийским национальным праздником.

16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства и перенесение государственного выходного дня с 7 ноября на 4 ноября.
4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. В ополчении, собранном Мининым, объединились «русские люди, поволжские и сибирские татары, башкирские и марийские стрельцы, мордовские и удмуртские ратники.
Потому и назван праздник Днем народного единства.


В 2005 году в рамках празднования в Нижнем Новгороде Дня народного единства у храма Рождества Иоанна Предтечи состоялось открытие памятника Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому, который является уменьшенной копией памятника, установленного на Красной площади в Москве.

Памятник установлен на пьедестале у церкви Иоанна Предтечи. По заключению историков и экспертов, именно с паперти этой церкви Козьма Минин призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков.

Рекомендательный список:
Березов П. Минин и Пожарский. - Москва: Московский рабочий, 1957. - 344 с.: ил.
Князья Пожарские и Нижегородское ополчение: род князей Пожарских от Рюрика до наших дней / Сост. А. Соколов, протоиерей. - Н.Новгород, 2006. - 236 с.: ил.
Поротников В.П. 1612. Минин и Пожарский – Москва: Яуза, 2012. - 256 с.
Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский. Хроника Смутного времени.- Москва: Молодая гвардия, 1981.- 352 с.: ил.- (ЖЗЛ).
Бондарев В. Праздник воскресения России // Родина – 2007 - №10 – с.10 -12.
Дорошенко Т. Преодоление «великой разрухи русского государства. Ополчение 1611- 1612 годов. // Наука и жизнь – 2006 - №1 – с. 92 – 101.
Шишков А. Смута в России. XVII век. // Родина – 2005 - №11.

Источник фото: tonkosti.ru, kstnews.ru, naganoff.livejournal.com, encyclopedia.mil.ru, ljrate.ru, rus-img2.com, www.books.ru, www.pravmir.ru

Марина Катакова
Тема: «Кто такие Минин и Пожарский?»

Цель : Продолжать знакомить детей с историей нашей Родины на основе конкретных исторических событий и личностей, пробуждать интерес и уважение к жизни предков. Дать понятие «смутных времён» . Познакомить с подвигом Минина и Пожарского . Расширение представления детей о национальных праздниках. Познакомить детей с государственным праздником «День народного Единства» . Развивать желание изучать историю своей Родины, любознательность. Воспитывать любовь и уважение к русским национальным героям. Воспитывать патриотические чувства : любовь к родине, родному краю. Активизация словаря : памятник, грамота, «смутные времена» , «лихолетье» .

Ход занятия.

1. Приветствие. Здравствуйте ребята. Недавно мне посчастливилось побывать в столице нашей Родины. Скажите, как она называется? (ответы детей) В Москву я приехала, чтобы побывать на Красной площади. (Показ слайда) Скажите мне, пожалуйста , почему эта площадь называется «Красной» ? (ответы детей) . Да, правильно. В старину слово «красная» означало «красивая» . На Красной площади находится Кремль, где работает наше правительство, но мне сейчас хотелось бы обратить ваше внимание вот на этот памятник. (Показ слайда) . Он так же находится на этой площади. Почему, как вы думаете, на самой главной площади он находится? И, может кто-нибудь знает, кому поставил его наш народ? Обратите внимание на надпись на памятнике «Гражданину ». А благодарят этих людей за то, что они являются народными героями, защитниками земли русской.

2. Слушаем. Сегодня мы с вами откроем ещё одну страницу истории нашей страны, узнаем много нового. На Русь нападало много врагов : и монголо-татары, и шведы, и немцы. Вот и поляки решили нашу родную землю захватить, разграбить, уничтожить наши храмы и поставить своего царя.

Родина наша в то время очень страдала и от хитрости и от коварства поляков, и от предательства некоторых русских. Да, ребята, бывает и так, что ни родная земля, ни вера предков для них не важны, а на первом месте власть и богатство.

Москва была занята поляками, по всей земле царили беспорядок, разруха и горе. Поляки решили захватить и уничтожить сердце России – Троице-Сергиеву Лавру. (Показ слайда) . Они понимали, что, уничтожив веру наших предков, народ не поднимется с колен никогда.

Это были «смутные времена» . (Показ слайда) . Россию ждали тяжёлые времена и большие беды. Появились новые искатели российских земель и богатств. Умер наш царь и не было у него детей, которые могли бы после него стать царями. И тогда поляки решили захватить Москву и поставить своего польского царя.

В то же время русский народ был очень разъединён. Существовали поморские, сибирские, смоленские, московские и другие русские. Все они были уверены, что только именно они – настоящие русские. Властью в Москве обладали польские военачальники и их пособники из русских бояр. По стране разъезжали отряды польских панов. Захватчики начисто обирали население, топтали посевы, резали скот, сжигали города и села, зверски убивали или угоняли в плен жителей, издевались над русскими обычаями.

Русская земля была занята врагами-поляками В полусожженной и разграбленной столице стоял вражеский гарнизон. Повсюду рыскали шайки лихих людей (разбойников) . Страна пришла в полный упадок. Она не имела ни центрального правительства, ни армии, ни материальных средств. Ей угрожала потеря государственной независимости. Эту страшную пору народ прозвал «лихолетьем» . Казалось, что Русское государство погибло и никогда не обретет былого могущества.

Окружив Лавру, целый год не пропускали поляки обозы с продуктами, но и войти в монастырь им так и не удалось. Стойко и мужественно боролись и монахи и простые люди. Сам преподобный Сергий Радонежский являлся в видениях и помогал измождённым людям.

В старинном русском городе Нижнем Новгороде проживал купец Кузьма Минин . (Показ слайда) . Он был человек благочестивый, верующий. И вот, во сне явился ему преподобный Сергий Радонежский и сказал : «Собирай казну, ратников и иди на Москву освобождать город от иноземцев» .

Русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства. И вот в такое время монахи стали рассылать грамоты (то есть письма) во все концы земли Русской с призывом вставать на защиту своей Родины.

Одно такое письмо пришло и в Нижний Новгород. Зазвонил большой колокол. Собрался народ к главной церкви и прочитали письмо монахов. (Показ слайда) . Вскочил на церковное крыльцо Кузьма Минин и сказал громким голосом : «Вера и отечество наше погибают, но мы можем спасти их. Пришла пора помочь родимой Руси, спасём нашу милую Родину! Для избавления Москвы продадим свои дома и выкупим из беды Отечество наше. Не пожалеем своего имущества , отдадим последнее и соберем войско на борьбу с врагом! Бог даст – и мы прогоним их!»

Гибнет Москва от поляков,

а Москва есть основание России;

не забудьте, что если крепок

корень, то и дерево крепко;

не будет корня, на чём

оно будет держаться?

Нижегородцы в один голос воскликнули : «Умрём за Русь святую!» . Весть о призыве Минина быстро разнеслась во все концы Руси. Народ понёс всё, что было : кто жемчуга срезал со своих нарядов, кто украшения свои нёс, кто закладывал дома. Богатые люди приносили Минину свое имущество , каждый бедняк отдавал последнюю копейку на святое дело. (Показ слайда) . Стало собираться ополчение к Нижнему Новгороду.

Кузьма Минин был рассудительным спокойным человеком и отвечал за сбор налогов, за снаряжение русской армии. (Показ слайда) По его просьбе нижегородцы стали повально продавать и дарить все, что было у них ценного.

Осенью в Нижнем Новгороде с помощью Кузьмы Минина начали формироваться отряды народного ополчения для борьбы с врагами. Нужно было избрать военного предводителя будущей народной рати. Выбор пал на одного из лучших военачальников того времени, известного своей храбростью и честностью - князя Дмитрия Михайловича Пожарского . (Показ слайда) . Военную службу князь начал в 15 лет при дворе Бориса Годунова. Дмитрия Пожарского отличало удивительное миролюбие. Он был настолько скромным, что многие и не признали бы в нем князя, если бы не одеяние. По всей видимости, он с юности готовил себя к монашеству. (Показ слайда) . В ответ на просьбу нижегородцев Пожарский принимает командование ополчением. Вместе с Мининым он закупает оружие и продовольствие для ополчения, морально готовит его к боям. И князь, и староста имели к тому времени богатейший опыт ведения боевых действий. И это мастерство помогало им быстро обучать ополченцев. Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец, ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву . С собой взяли икону «Казанской Божьей Матери» , которая с давних времён сопровождала и защищала воинов. (Показ слайда) .

Ополчение по пути в Москву освобождало все захваченные города. Все члены нижегородской армии хотели только спасения России. В самой столице произошла упорная и кровопролитная битва. Польский гарнизон в Кремле отказывался сдаваться. Началась осада, у поляков настал голод. Русский полководец не хотел лишних жертв ни с той, ни с другой стороны и он предложил врагам выгодные условия капитуляции, но поляки надеялись на своего короля и сдаваться не хотели. Осада продолжалась два месяца. Изнурительным голодом и осадой гарнизон Кремля вскоре сложил оружие и сдался на милость победителей. (Показ слайда) .

Минин и Пожарский привели войско к Москве и выгнали поляков, защитили своё Отечество

Встретились под Москвой русское и польское войско. И была жестокая битва. Много было перебито поляков, много погибло и русских воинов, но русские победили, а поляки сбежали.

С этого момента судьба России переменилась, и торжество поляков над бедными нашими предками закончилось. Москву освободили; поляки покинули нашу Родину побеждённые. Наш народ долго терпит, но за свою Веру, за Родину всё отдаст и даже жизнь.

С торжеством победы вступило русское войско в несчастную, разоренную Москву. Звенели праздничные колокола и русские люди с радостью обнимали друг друга и благодарили бога за свое спасение. А народным героям, Минину и Пожарскому , на Красной площади поставили памятник, чтобы люди русские, мы с вами, не забывали о героической истории своей Родины, о героях и защитниках земли русской. Автор памятника Минину и Пожарскому – скульптор Иван Петрович Мартос. Благодаря ему мы видим, какими были они – герои минувших лет

Силой народной поляки были изгнаны из Москвы, а потом и со всей земли русской. Вскоре и вся русская земля была очищена от разрозненных отрядов польских панов. Так русский народ, тесно сплотившись перед лицом опасности, спас свою землю от иностранного порабощения.

Так, в трудные времена проявились лучшие черты русских людей : стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью. Поэтому 4 ноября весь российский народ отмечает праздник День народного единства. Это значит, что весь народ, не зависимо от национальности и веры объединился и освободил землю от врага. В этот день все православные почитают икону «Казанской Божьей Матери» . Просят у Царицы Небесной защиту от врагов и помощи в житейских делах.

Минин и Пожарский привели войско к Москве и выгнали поляков, защитили своё Отечество! За их подвиг через много лет народ собрал деньги на памятник. И поставили этот памятник на Красной площади, где была одержана победа, к нему несут цветы в знак благодарности за их мужество и любовь к Родине. (Показ слайда) .

3. Беседуем :

Ребята, скажите мне, пожалуйста , о ком вы узнали сегодня?

От кого освободили Москву Минин и Пожарский (от поляков) .

Кто они такие : купец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский (Ответы детей) .

Мы с вами знаем, что на Русь нападало много врагов. Кого из них вы знаете? (Нашу страну хотели завоевать татаро - монголы, шведы, немцы) .

Что такое «смутные времена» ? (Это время, когда страна была разорена, не было царя, голод породил сотни банд грабителей).

Почему им поставлен памятник?

Ребята, на памятнике написано : «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия ». За что благодарит Россия Минина и Пожарского ? (За победу над врагами, которые захватили Москву, Кремль и жили в нём несколько лет. Они грабили, разоряли нашу землю).

Почему их помнит народ?

Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину?

Какими словами можно назвать Кузьму Минина и князя Пожарского ? (Смелыми, мужественными, стойкими, храбрыми, сильными) .

4. Обобщаем : Минин и Пожарский - защитники земли русской. Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского , но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади - на самом сердце России. Эта славная победа сделала навсегда незабвенным для нас день 4 ноября. И мы так же горячо любим свою Родину и готовы постоять за нее. А вы, ребята,помните : нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать, забывать обиды. Главное - вместе! Главное - дружно! Главное - с сердцем, горящим в груди! Нам равнодушных в жизни, не нужно! Злобу, обиду из детсада гони!

Дети, многое пережили наши предки, и во все времена народ защищал свою Родину. Минин и Пожарский - народные сыны Отечества

5. Играем : Просмотр мультфильма по теме.

6. Творим, рисуем, радуемся. Рисование памятника Минину и Пожарскому .

7. Прощалочка : До свидания, мои хорошие и помните, что в единстве - сила.



Это было в 1611 г. Тяжёлые времена переживала тогда русская земля. Отряды врагов рыскали по городам и сёлам в поисках добычи, грабили, убивали. В Москве, как у себя дома, распоряжались захватчики - польские паны. Многие бояре готовились перейти на сторону польского королевича Владислава. А шведы, которых позвал на подмогу против поляков боярский царь Василий Шуйский, под шумок захватили большой кусок страны на севере. Казалось, потеряла уже Россия свою свободу, грозил русскому народу иноземный гнёт.

С этим легко смирились бояре и вельможи, да не могли смириться простые русские люди, честные патриоты. Партизанские отряды постоянно досаждали захватчикам. Но разрозненные выступления враги легко подавляли. Нужно было сплотить в одну армию всех, кто ненавидит врага и хочет с ним бороться. И такие организаторы нашлись.

Осенью 1611 г. в большом и богатом городе Нижнем Новгороде (ныне - город Горький) мясник Кузьма Минин, староста горожан, выступил на торговой площади с призывом - не жалеть ничего для спасения родины. План Минина был прост: создать народное ополчение, всем русским людям объединиться, чтобы выгнать врагов из Москвы. А чтобы снарядить войско, купить оружие, доспехи, лошадей, прокормить ратников, каждый должен был дать треть своего имущества. Минин, человек небогатый, первым показал пример. Правда, нашлись богатые купцы, которые пожалели денег на народное дело. Но таких насильно заставляли развязывать кошельки.

Ни сам Минин, ни другие посадские люди (как называли тогда горожан) не имели боевого опыта. Возглавить ополчение просили искусного воеводу князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Когда ещё в марте 1611 г. москвичи с оружием в руках поднимались против захватчиков, Пожарский был одним из главных вождей восстания. Израненного, его увезли с поля битвы, и потом он долго набирался сил. По зову Минина Пожарский приехал в Нижний, и ополчение выступило в поход. Всё новые и новые воины вливались в ряды ополченцев. В августе 1612 г. войско ополченцев подошло к Москве. Началась осада польского гарнизона. Три дня шёл бой. Исход его решил Минин: с несколькими сотнями всадников неожиданно зашёл в тыл к прибывшему подкреплению поляков и разбил его. Простой мясник оказался талантливым военачальником. Поляки сдались, ополчение Минина и Пожарского вошло в Кремль. Борьба с интервентами окончилась победой.

Если тебе случится быть на Красной площади, где 350 лет назад Минин и Пожарский торжествовали победу, обрати внимание на памятник, созданный скульптором И. Мартосом и поставленный здесь в 1818 г. На его пьедестале вычеканена надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

С сентября 1610 года Москва была занята польскими войсками. Боярское правительство договорилось с королем Польши Сигизмундом III о признании его сына Владислава русским царем, но на условиях независимости государственной жизни, православной церкви и национального быта.

Однако поляки не собирались выполнять этот договор. Реальной властью в Москве обладали польские военачальники и их пособники из русских бояр. По стране разъезжали отряды польских панов. Захватчики начисто обирали население, топтали посевы, резали скот, сжигали города и села, зверски убивали или угоняли в плен жителей, издевались над русскими обычаями. В то же время на северо-западе страны объявился новый враг — шведы: они захватили древний Новгород.

К осени 1611 года значительная часть России на западе и северо-западе была в руках иноземцев. В полусожженной и разграбленной столице стоял вражеский гарнизон. Повсюду рыскали шайки лихих людей (разбойников). Страна пришла в полный упадок. Она не имела ни центрального правительства, ни армии, ни материальных средств. Ей угрожала потеря государственной независимости. Эту страшную пору народ прозвал «лихолетьем».

Мириться с гибелью государства было просто невозможно. Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде по почину земского старосты Кузьмы Минина начали формироваться отряды народного ополчения для борьбы с врагами. Их ядро составили нижегородские посадские и служилые люди. Нужно было избрать военного предводителя будущей народной рати. Выбор пал на одного из лучших военачальников того времени, известного своей храбростью и честностью, — князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Всеми же хозяйственными делами и организацией ополчения ведал Кузьма Минин.

Нижегородское войско быстро превратилось в общерусское. Оно ставило своей целью освобождение Москвы и изгнание из страны интервентов.

Весной 1612 года ополчение двинулось на Ярославль, в котором пробыло около четырех месяцев, продолжая подготовку к походу на Москву. За это время оно значительно возросло и окрепло. В июле 1612 года народная дружина Минина и Пожарского выступила на Москву.

24 августа в самой столице произошла упорная и кровопролитная битва. Русские разгромили армию гетмана Ходкевича, который шел на помощь польскому гарнизону, занимавшему Кремль.

В октябре 1612 года, не выдержав голода, осажденный вражеский гарнизон сдал Кремль. Ополчение Минина и Пожарского полностью освободило столицу от врагов.

Вскоре и вся русская земля была очищена от разрозненных отрядов польских панов. Так русский народ, тесно сплотившись перед лицом опасности, спас свою землю от иностранного порабощения.

В память о патриотической деятельности Минина и Пожарского в 1818 году на Красной площади в Москве установлен памятник работы скульптора И.П.Мартоса. На нем выбита надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».


Дорогой друг!

Ты держишь в руках книгу, посвященную легендарным людям российской истории – Кузьме Минину (?-1616) и Дмитрию Пожарскому (1578–1642), кому благодарная Россия воздвигла памятник к 200-летию окончания Смуты в 1812 г. и кому каждая российская душа, болеющая за Родину, давно уже поставила памятник в своем сердце.

Действие книги развертывается с осени 1611 г. до октябрьских дней 1612 г. Именно на этот период пришелся пик Смутного времени, охватившего начало XVII в.

После опричнины Ивана Грозного и изнурительной Ливонской войны, которые подорвали силы народа, цари Федор Иоаннович и Борис Годунов пробовали наладить жизнь страны. Но их попытки потерпели неудачу. Тогда власти и феодальные сословия решили найти выход из кризиса в закрепощении крестьянства и посадского люда, что лишь обострило и без того напряженное положение в стране.

Голод начала XVII в., пресечение династии Рюриковичей и появление самозванцев еще более раскачали российский государственный корабль. Волны социальной ненависти, неповиновения холопов и крестьян своим хозяевам захлестывали его. Гражданская война стала закономерным итогом тех лет. А к этому добавилось вторжение на Русскую землю иностранных интервентов: поляков, литовцев, шведов.

Центральная власть стала игрушкой в руках разного рода авантюристов. Катастрофически упали хозяйство, культура, нравственность. Грабежи, воровство, насилие сделались повсеместным явлением. Всеобщая безответственность поразила страну. Многие люди думали лишь о своих эгоистических интересах, не заботясь об общем доме – России. Пятитысячный польский отряд, который поначалу был призван для защиты столицы от Лжедмитрия II, после его гибели так и остался в Москве, готовя почву для занятия русского престола польским королем, Сигизмундом III. Поляки вместе с «воровскими казаками», всякими «лихими людьми» терроризировали и грабили центральную часть страны.

Вот в это-то время, осенью 1611 г., дело спасения Отечества взяли в свои руки истинные патриоты, среди которых были посадские люди, среднее дворянство, государственные, свободные от личной неволи, крестьяне. Большую роль в этом движении сыграла Русская православная церковь. Грамоты из Троице-Сергие-ва монастыря призывали народ подняться на спасение и возрождение Отечества.

Нижний Новгород, крупный торговый и военный центр страны, откликнулся на эти призывы одним из первых. 1 сентября 1611 г. земский староста, посадский человек, торговец мясом Кузьма Минин обратился к согражданам с призывом об организации народного ополчения. Он первым отдал свои сбережения на общее дело. Во главе ополчения встал герой сопротивления польской агрессии, воевода князь Дмитрий Пожарский.

О начале этого народного движения и рассказывается в книге Валентина Костылева. Мы видим, как ополчение формируется и вооружается, как оно отправляется вверх по Волге, к Москве, как во время многонедельного пребывания в Ярославле создается Совет Всея Земли и его власть устанавливается практически над всей Центральной Россией, поддержавшей почин нижегородцев.

В ополчение приходят отряды татар, чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов. В его рядах идут вместе православные, мусульмане, язычники. При этом приходится преодолевать эгоизм и карьеризм отдельных вождей, которые также тщились выражать интересы народа. Поистине это движение стало первым этапом в становлении гражданского общества в России, когда люди взяли на себя ответственность за судьбы страны.

Овладение Москвой, предотвращение в ходе тяжелых боев прорыва польского войска к осажденным в Кремле соплеменникам являются заключительным аккордом этой книги.

«Минин и Пожарский» В. Костылева – яркое, взволнованное повествование о драматических и величественных событиях российской жизни, которое, я надеюсь, поможет тебе, юный читатель, познакомиться с одной из славных страниц истории нашего Отечества.

А. Н. Сахаров, член-корреспондент РАН, директор Института российской истории РАН


Неведомые всадники


Хмурый декабрьский вечер 1610 года. В селе Погост, близ Мурома, к избе старосты опрометью подбежали две женщины и давай барабанить в дверь.

На крыльцо вышел худой седобородый старик.

– Что такое?! – сказал он. – Гляди, как стучат! Неужто ума у вас нет? Чего шумите?

– Ой, беда, Климентьич! Супостаты идут! – заголосили женщины. – Своими глазами видели. Много их!.. Ой, много!

Староста тяжело вздохнул, перекрестился и вдруг, оттолкнув женщин, выбежал на улицу как был – без шапки, в рубахе, несмотря на зимнюю стужу. Подбежал к небольшому колоколу, висевшему на дереве около церкви, и ударил в набат. Тревожно загудел колокол.

Со всех сторон сбегались погостовцы.

– Родимые, братцы мои! – воскликнул староста, обратившись к толпе крестьян. – Наказал и нас Бог. Прут, окаянные, и к нам. Не справиться, братцы, нам с ними, пропали мы. Пожгут они добро наше, а нас всех перебьют. Спасайтесь! Бегите в лес!..



Поднялась суматоха. Многие, кое-как одевшись и укутав в медвежьи тулупы своих ребят, поволокли их на салазках в ближний бор. Но нашлись и такие, что твердо решили не покидать своих жилищ и защищать себя и свое добро до тех пор, пока хватит сил.

– Чего бежать? – рассуждали они. – Не все ли одно: что помереть с голоду в лесу, что быть побитым в бою?! Уж лучше побьемся за свою землю. Пускай запомнят нас разбойники поганые!

Деревня словно вымерла. Опустела улица, все притихло кругом. Погостовцы спрятались в сенях с топорами, вилами и рогатинами, решившись дорого продать жизнь.

На дороге, за околицей, показалась длинная вереница верховых. Впереди ехал знаменосец. Позади шла польская конница, ощетинившаяся копьями.

Вот уже первая пара всадников вступила в село. За нею вторая, третья, четвертая… Кони фыркают, косятся на избы, всадники пришпоривают коней, дергают их за уздцы, с любопытством озираясь по сторонам.

Заунывно прозвучал в пустынной улице протяжный вой трубы. Остановившись среди села, поляки соскочили с коней. Сверкнули вынутые из ножен сабли. Вспыхнули пуки соломы, привязанные к остриям пик. Загремели барабаны. Поляки врассыпную двинулись к избам.

Но тут случилось нечто совершенно неожиданное.

Из леса выскочили какие-то всадники. С гиканьем и свистом налетели они на оставленных польскими гусарами коней, разогнали их. Поляки не сразу сообразили, что случилось. Да и не было им времени соображать: неведомые всадники, не давая опомниться, храбро набросились на них и принялись рубить своими мечами направо и налево.

Но поляков было больше, чем их противников. Успевшие вскочить на коней польские гусары вступили в бой.

В эту минуту погостовские мужики, выбежав из своих засад, тоже напали на гусар с вилами и рогатинами.

Погостовская улица огласилась криками, лязганьем железа, стонами раненых. Люди падали с коней на землю…

Польский отряд, привыкший без боя занимать мелкие селения, не выдержал удара.

Пришлось спасаться бегством. Но не так-то легко было это. Если кому и удавалось ускользнуть с улицы, то на него из-за деревьев неожиданно нападали погостовские жители, сидевшие в лесу. Длинными шестами и дубьем они валили беглецов с коней наземь…

Победа была полная.


Козьма Минин


Всадники, появившиеся из леса на помощь погостовцам, были мирными посадскими людьми Нижнего Новгорода. Они составили несколько вооруженных отрядов, чтобы оберегать свой город от нашествия польских панов. Нижний – богатый приволжский город – был лакомой приманкой для поляков, но благодаря стойкости и сплоченности нижегородских жителей полякам не удавалось овладеть им.

Отрядом, который спас погостовцев от гибели, командовал посадский человек Козьма Минин, немолодой, высокого роста, широкоплечий мужчина.

Одет он был в дорогую мелкотканую кольчугу поверх обыкновенного охабня1
Оха?бень – длинная мужская верхняя одежда.

Какие носили средние посадские обыватели. Голову его прикрывала круглая железная шапка с кожаными наушниками. Вместо сапог у него на ногах красовались новенькие крестьянские лапти.

Теперь, после боя, обнажив курчавую голову и добродушно улыбнувшись, он сказал окружившим его деревенским:

– Вот, братцы, какое дедо-то!.. Где ни сиди, куда ни иди, а всё в оба гляди. Везде они, дьяволы, шныряют. Уж тут-то и не думали их встретить. Ин видишь!

– Спасибо тебе, отец наш родной, спаситель ты наш! – заголосили женщины, падая на колени.

Минин потянул за узду своего коня, попятился.

– Ну полно, полно вам!.. Эй, детинушки! Уймите своих молодух, вразумите их. Не пристало нам в почете таком быть. Наш в том почет, что бьемся мы за Русь и за наш народ. Собирайте-ка лучше порубленных, омойте и завяжите им раны, а убитых с молитвою земле предайте. Вечная им память и вечный покой!

Минин широко перекрестился. Обнажили головы и его ратники, и погостовские мужики.

Погостовцы на руках разносили по избам раненых. Появились сани. На них сваливали убитых, отвозили их в лес. Развели там костры, чтобы отогреть землю.

Козьма Минин объезжал на коне село.

– Коней-то ловите! Пригодятся! Одежонку со шляхты тоже поснимайте, да сабли, да пистоли. Поиграем и мы этими игрушками!

Ратники прислушивались к каждому слову Минина, торопливо выполняя его приказания.

– Трудитесь, трудитесь, – подбадривал своих людей Минин. – Когда-нибудь и отдохнем.

От его слов веяло спокойствием и верой. Он заражал всех своей веселой бодростью.

– Бог спасет, Минич, постараемся. Авось не пропадем. Не за тем родились, чтоб королевским холопам под иго попасть. Сами с усами…

– Да еще и с бородами! – засмеялся Минин.

Нижегородские гонцы


Вечерняя мгла окутала приземистые избенки села Погост. Утонули во мраке опушенные снегом столетние погостовские сосны.

Козьма Захарович при свете лучины допрашивал по избам раненых поляков: что делается в Москве, какая там власть. Раненые говорили путано, неясно, боясь открыть нижегородцам всю правду. Однако Минин понял, что поляки захватили Москву и провозгласили там царем русским польского королевича Владислава.

Было тихо и темно на улице, когда Минин отправился в дом старосты, где он должен был переночевать. Светили звезды. Скрипел под ногами снег.

«Москва в руках ляха. Вот оно как дело обернулось!» – с тревогой думал Минин. Он пробирался по сугробам, стиснув рукоятку сабли.

В доме старосты его дожидались два самых близких его друга: Родион Мосеев и Роман Пахомов.

Мосеев был постарше Пахомова. У него была небольшая черная бородка и тщательно расчесанные на прямой пробор черные волосы. Пахомов выглядел совсем юношей. У него чуть-чуть пробивался пушок на верхней губе.

В углу сидел староста со своей женой. Оба поминутно крестились.

– Ну, братцы, и дела! – тяжело вздохнув, проговорил Минин. – Москва теперь не наша. Аминь! Паны отняли ее у нас! И королевича своего в цари нам навязали, чтобы мы слушали его, стали его холопами. Слыханное ли то дело?!

Ответом Минину было тяжкое, горестное молчание.

– У кого из нас ныне спокойно сердце? – продолжал Минин. – Что ни день, то несчастье. Ложишься спать – и не знаешь, что будет завтра.

– Уж лучше в бою помереть, нежели жить в этакой тревоге, – в один голос ответили Мосеев и Пахомов.

– Ия думаю, братцы, то же, – сказал Минин, забарабанив пальцами по столу. – Не раз мы били с вами панов вокруг Нижнего. Немало потопили мы их в Волге. А коли так, не страшен будет нам враг и под Москвой, буде за это дело возьмемся.

– Как же нам быть, Козьма Захарыч, коли они уже Москвой овладели?! – спросил Мосеев.

– Разум свой путь найдет, ребятушки. Нам нужно знать всю правду о Москве. И много ли там ляхов, и кто их сторону держит, и кто против них… Доброю ли волею московский народ признал королевича царем? Все нам надо знать. Не из вражеских уст будем слушать вести, а из уст своих людей…

Опять наступило молчание. На улице выла собака. В избу проникла полоса лунного света.

– Так научи же нас, Козьма Захарыч, что теперь нам делать? – сказал Пахомов робко. – Как нам быть?

– Думаю я, мои соколики, нет у нас людей, более знающих Москву, нежели ты, Мосеев, и ты, Пахомов.

– Да неужто ты хочешь нас послать?! – радостно воскликнул Пахомов.

– Не я, а все наши люди нижегородские… Не впервой вам! Идите туда и разведайте обо всем. Никому не говорите, что вы нижегородцы и ради чего явились. Боже вас сохрани! Берегите тайну крепче жизни. Чует мое

сердце: неладное творится с нашими правителями, боярами… Не верю я им. Уж не они ли и продали Белокаменную проклятому Жигимонду2
Жигимо?нд (искаж .) – польский король Сигизмунд III (1566–1632).

– Минин, годимся ли мы для того дела? – спросил Мосеев.

– Годились допрежде, годитесь и теперь, – нахмурился Минин. – Лучше вас едва ли кто исполнит то дело. И в позапрошлые годы хаживали вы и в Москву, и в Кострому, и в Великий Устюг и то дело выполняли с честью… А ныне вам честь будет превыше прежнего… Общему, вселенскому делу послужите, а не мне. Пытать станут – и под пыткой молчите, не выдавайте себя…

– Коли так, клянемся тебе, батюшка Козьма Захарыч: жизни своей не пожалеем, а сделаем так, как того хочешь ты.

– Коли так, благословляю вас. – Минин поднялся и по очереди обнял Мосеева и Пахомова. – Будьте очами и ушами нижегородцев, служите правдой.

На заре при звуках трубы все население Погоста высыпало на улицу.

Провожая Мосеева и Пахомова, Минин сказал:

– Мы отстояли с вами Нижний, но может ли он быть в безопасности, пока враги хозяйничают в Москве?!

И, обернувшись к погостовцам, громко произнес:

– Пока не прогоним ляхов из всех мест нашей земли, до тех пор нам не будет жизни. Об этом всем вам нужно подумать.

Мосеев и Пахомов сняли с себя кольчуги, шлемы и сабли и отдали их товарищам. Остались в одежде странников: через плечо сумки, посохи в руках, а на груди большие медные кресты.

– Прощенья просим, добрые люди, ежели стеснили вас ночлегом!.. Благодарствуем! Прощайте! – низко поклонились нижегородские гонцы погостовцам.

– Да что вы, соколы ясные, да зачем же вы говорите подобное?.. Бог спасет вас, добрые молодцы, да охранит вас от злых ворогов, супостатов проклятых!..

Затем Мосеев и Пахомов попрощались со своими товарищами-ратниками и, провожаемые Мининым и народом, вышли за околицу и бодро зашагали по направлению к московской дороге.


Бояре-предатели


Москва действительно попала в руки польских панов.

А случилось это так.

После смерти первого Лжедимитрия, Гришки Отрепьева, московский престол перешел в руки «боярского» царя Василия Шуйского. Бояре провозгласили его царем, бояре же и стали полными господами на Руси. От этого еще тяжелее, безрадостнее стала жизнь крепостного крестьянства.

Начались восстания, перешедшие в настоящую крестьянскую войну.

Польша, давно уже стремившаяся к завоеванию Московского государства, решила этим воспользоваться для нападения на него.

Король Сигизмунд двинулся с войском к Москве, осадив по дороге сильнейшую русскую крепость Смоленск. Отдельные отряды его войск, кроме того, разбрелись по многим русским областям, грабя и сжигая города и села.

Бояре во главе со старейшим боярином князем Мстиславским решили пойти на уступки королю, который обещал не посягать на самостоятельность Московского государства, а только «водворить в нем порядок».

Бояре, по договору с поляками, решили избрать себе в цари польского королевича Владислава, сына Сигизмунда. 29 сентября (9 октября по н. ст.) бояре добровольно впустили в Москву и Кремль пятитысячный отряд поляков не как завоевателей, а как друзей и союзников против восставших повсеместно крестьян.


Под иноземным игом


Когда Мосеев и Пахомов пришли в древнюю столицу, то они сразу поняли, что Москва превращена поляками в завоеванный город.

Московские улицы обезлюдели, церкви притихли.

Маленькие, приземистые бревенчатые домики, окруженные плетнями и заборами, казались нежилыми.

У ворот кремлевских башен день и ночь дежурили закованные в латы поляки и находившиеся у них на службе по найму немецкие солдаты. По улицам разъезжали на гладких, откормленных конях надменные иноземные латники с пиками и саблями наготове. У громадных костров на площадях толпились польские воины.

Нижегородские гонцы узнали, что начальником Москвы поляки назначили пана Гонсевского, злого и не любившего русских людей. Гонением на москвичей он хотел выслужиться перед королем.

Ночуя на одном из постоялых дворов на окраине Москвы, Мосеев и Пахомов услышали, будто в Рязани против поляков поднялся воевода Прокопий Ляпунов. Он собирает большое войско из служилых людей и дворян.

Услышали они это от пришедшего из Рязани молодого бойкого парня, Гаврилки Ортемьева.

Родная деревня его, Тихие Сосны, вблизи Смоленска, была разграблена и сожжена поляками. Многие его односельчане были перебиты, а отец, мать и сестры уведены в плен. Больше года уже смоленские люди в крепости мужественно отражали атаки королевского войска.

– Убежал я из деревни… А в Смоленске того хуже. Люди мрут, пропадают от болезней, а умирая, просят своих товарищей не сдаваться, – сказал Гаврилка. – Кто в живых остался, говорят: «Лучше погибнем, а не сдадимся врагам!»

– А как ты попал в Рязань? – спросил его Роман Пахомов.

– Наш храбрый воевода Михаил Шеин послал меня к Ляпунову – просить помощи у него…

Гаврилка тяжело вздохнул. Ему горько было вспоминать о Рязани. Ляпуновское ополчение состояло главным образом из служилых людей, дворян, стрельцов, казаков и зажиточных горожан. К крестьянам-беднякам, как к людям низкого происхождения, там относились с пренебрежением.

Гаврилка стал расспрашивать нижегородцев, что делается в Нижнем Новгороде, зачем они пришли в Москву.

Мосеев и Пахомов были осторожны, помня наказ Минина. Свой разговор они вели в углу за печкой, шепотом, на ухо, да и то только тогда, когда убедились, что все ночлежники спят.

Ночью бушевала буря. Дырявый бревенчатый домик пронизывали ледяные струи ветра. Парни крепко прижались друг к другу, как родные, самые близкие люди. Так было теплей и веселей.

Послышались отдаленные выстрелы пушек. Это польские сторожевые посты с кремлевской стены запугивали Москву.

Восстание


Невеселые вести приносили Гонсевскому его лазутчики. В окраинных селах и городах только и разговору было о том, чтобы идти спасать Москву и прогнать с Русской земли насильников-панов. Повсеместно росло недовольство народа.

В Москве стали открыто нападать на поляков. В проезжавшие по улицам патрули из-за углов нередко летели каменья. Крестьяне и торговцы на базарах не хотели продавать польским солдатам съестные продукты; если же поляки начинали угрожать, то продукты продавались им втридорога.

Положение польского гарнизона с каждым днем становилось все затруднительнее.

Гонсевский созвал совет в Кремле. На этот совет пришли и находившиеся в Москве бояре. Они боялись восстания не меньше поляков.

Бояре советовали пану Гонсевскому сжечь часть Москвы, где жили мелкие посадские люди, огнем отогнать опасных жителей подальше от Кремля, а главное, лишить подходившее к Москве ляпуновское ополчение крова.

Москва делилась на четыре части: Кремль, Китай-город, Белый город и Земляной город. Бояре просили не предавать огню Кремль и смежный с ним Китай-город, где обитала вся знать и высшие служилые чины.



Однако паны, прежде чем зажечь Москву, сделали попытку заманить народ на Красную площадь, чтобы здесь расстрелять его из пушек с кремлевской стены.

Был обычай в Вербное воскресенье совершать на Красной площади торжественное богослужение. Ежегодно в этот день собиралась сюда вся Москва. Так должно было произойти и 17 марта 1611 года.

К великому огорчению панов, москвичи неведомыми путями прознали о замыслах Гонсевского и не пошли на площадь.

Но во вторник 19 марта случилось большое кровопролитие. Поляки начали всячески вызывать москвичей на ссору. На базарах произошло несколько столкновений польских шляхтичей и солдат с москвичами.

Терпению народа пришел конец.

Пустынные с утра 19 марта улицы Москвы в полдень наполнились толпами вооружившихся чем попало жителей.

Узнав о том, что по Рязанской дороге приближается передовой отряд ляпуновского ополчения, они решили в случае новых нападений со стороны поляков дать им отпор.

Польская шляхта, действительно, набросилась на возбужденные толпы народа с оружием в руках.

Москвичи начали загромождать улицы бревнами, столбами, скамьями, мешая польской коннице преследовать отступавших жителей. Польские гусары врезались в толпы народа, рубили направо и налево, кололи копьями. В поляков с крыш и из окон летели камни, балки…

Не справившись с разъяренными массами, паны вспомнили советы бояр и в страхе закричали:

– Огня! Жги дома! Жги!

День был страшный, кровавый. Поднялся ветер. Огонь охватил почти всю столицу.