Предложение как единица синтаксиса виды простого предложения. Соотношение разных сторон устройства предложения

Предложение классифицируется по следующим признакам:

1) Функция (цель высказывания).

2) Эмоциональная окраска.

3) Модальность.

4) Структура.

По цели высказывания выделяется три типа предложения: 1) Повествовательные (сообщение), 2)Вопросительные, 3) Побудительные.

По эмоциональной окраске выделяются предложения: Восклицательные и невосклицательные.

По модальности , то есть по характеру выражаемого предложения, отношения к действительности, выделяются предложения утвердительные, отрицательные. «На свете счастья нет, но есть покой и воля».

По структуре выделяются группы предложений :

1) По количеству предикативных частей выделяются предложения простые и сложные. В простых предложениях одна предикативна единица, в сложных две и более.

2) Односоставные и двусоставные. Характер предикативной основы. Двусоставное имеет в составе два главных члена (подлежащее и сказуемое), односоставное предложение имеет только один главный член (либо подлежащее, либо сказуемое).

3) По наличию или отсутствию второстепенных членов выделяют предложения распространенные и нераспространенные. В распространенных предложениях помимо главных есть второстепенные члены. «Одними надеждами цели не достигнешь». Нераспространенные предложения состоят только из главных членов: «Ночь и тишина».

4) По полноте состава выделяют предложения полные и неполные. В полных предложениях все синтаксические позиции заняты членами предложения. В неполных члены предложения могут пропускаться. «Юность – время золотое: есть, и пьет, и спит в покое».

5) По отсутствию или наличию осложняющих элементов (однородных, обособленных членов, обращений и т.д.) выделяются осложненные предложения и неосложненные. «Не жди добра, сделав зло».

Выделяется три аспекта изучения предложения: 1) структурный аспект. 2) Семантический аспект. 3) Коммуникативный аспект.

1) Структурный аспект. В отечественной лингвистике с середины 20 века стали обращать особое внимание на формальную устроенность предложения. В лингвистике вводятся понятия структурной схемы предложения (Автор Н.Ю.Шведова), под которой понимается основа предложения, ее главные члены. N + Vf . Гости приехали, дочь сдает экзамены, мальчик читает книгу, конь есть лом. M + A(прилагательное). Погода чудесная, песня веселая. M + M – сестра врач, друг учитель. Inf – молчать, прекратить! Всего около 56 моделей предложений.

2) Семантический аспект. Представлен работами Н.Д. Артюновой, В.Г.Гага. С точки зрения семантики в структуре предложения исследуется информация об объективной действительности, которая представляет определнную ситуацию: «Сын занимается музыкой, дочь работает над проектом». Объективный смысл данного высказывания заключается в том, что в предложении выделяется субъект действия, предикат (действие субъекта), обозначающий действие, и объект действия, который может быть прямым (передал записку другу), или инструментальным (что написано письмом, не вырубишь и топором).

3) Коммуникативный аспект. Представлен работами И.П.Раскопова, И.И.Хвастуновой, и именуется аспект как актуальное членение предложения. Актуальное членение предложения – это выделение в предложении нового, ремы, неизвестного и известной информации, темы. Членение на тему и рему.

Актуа ́ льное члене ́ ние предложе ́ ния - используемый в лингвистике принцип разделения предложения на:

    исходную, изначально данную составляющую (то, что считается известным или может быть легко понято), называемую темой , исходной точкой или основой;

    новую, утверждаемую говорящим составляющую (то, что сообщается об исходной точке высказывания), называемую ремой или ядром;

    элементы перехода .

Например: «он (тема) оказался (переход) прекрасным учителем (рема)».

Центральной грамматической единицей синтаксиса является простое предложение. Это определяется тем, что простое предложение представляет собой элементарную единицу, предназначенную для передачи относительно законченной информации, обладающую такими свойствами, которые делают возможным отнесение сообщаемого в тот или иной временной план.

Кроме того, простое предложение – основная единица, участвующая в формировании сложного предложения и текста. Простое предложение состоит из словосочетаний и словоформ, имеет собственные грамматические характеристики: 1) оно образуется по специальному грамматическому образцу; 2) обладает языковыми значениями, формальными характеристиками, интонационной оформленностью и способностью к изменению (Краткая русская грамматика, с.405). Простое предложение так же, как и ранее изучаемые единицы языковой системы, входит в парадигматические отношения. Парадигматические отношения – формальные изменения самой конструкции (частные проявления общего категориального значения), выраженные специальными средствами. Частные грамматические значения простого предложения выражаются знаменательными или служебными словами, синтаксическими частицами, порядком слов и интонацией.

Простое предложение входит в синтагматические отношения – члены простого предложения сочетаются друг с другом по определенным правилам (там же, с.407)

Особенно сложна формальная и смысловая организация простого предложения. Каждое простое предложение построено по определенному формальному образцу, который называется предикативной основой или структурной схемой. Такие схемы являются абстракциями, отвлекаемыми от неограниченного множества конкретных предложений. Сравните примеры: Ребенок веселится. Поезд идет. Мальчик читает. Предложения построены по образцу: имя существительное + спрягаемый глагол, выражающему отношения процессуального признака и его носителя в том или ином временном плане.

Работы прибавляется. Воды убывает. – Род.п. сущ. + гл. в ф.3-го л.ед.ч. Схема выражает отношения процессуального состояния и его носителя.

Зима. Ночь. – Им.п. сущ. – констатирует факт наличия.

Формы слов, организующие предикативную основу, называются компонентами структурной схемы, главными членами, предикативным центром (Кр.русская грамматика, с.408)

Грамматическим значением простого предложения является предикативность – категория, которая целым комплексом формальных синтаксических средств соотносит сообщение с тем или иным временным планом действительности. Так, структурная схема предложения обладает грамматическими свойствами, которые позволяют обозначить, что то, о чем сообщается, либо реально осуществляется во времени (настоящем, прошедшем, будущем), то есть имеет реальный временной план, либо мыслится как возможное, должное, желаемое, то есть имеет ирреальный план, или временную неопределенность.

Значения времени и реальности/ирреальности слиты воедино, их комплекс называется объективной модальностью.

Таким образом, понятие предикативности как абстрактной синтаксической категории складывается из понятий: структурная схема, временной план сообщаемого и реальность/ирреальность сообщаемого (там же, с.409)

Главным средством формирования предикативности является категория наклонения, с помощью которой сообщение предстает в аспекте реальность/ирреальность.

Представление о сущности предикативности (как и сам термин) не является однозначным. Наряду с концепцией В.В.Виноградова (указ.статья) и его школы (Грамматика русского языка-54, -80) термином «предикативность» обозначают также свойство сказуемого как синтаксического члена двусоставного предложения. Понятие предикативности входит в состав понятий «предикативная связь», «предикативные отношения», которыми обозначают отношения, связывающие подлежащее и сказуемое, а также логического субъекта и предиката; в таком употреблении предикативность осмысляется уже не как категория наивысшей ступени абстракции (присущая модели предложения как таковой, предложению вообще, независимо от его состава), а как понятие, связанное с уровнем членения предложения, то есть с такими предложениями, в которых может быть выделено подлежащее и сказуемое (В.В.

Бабайцева, с.58).

Таким образом, важно различать эти понятия предикативности. При квалификации грамматического значения простого предложения термин «предикативность» понимается как синтаксическая категория.(См. литераратуру).

Семантическая структура. Предложение совмещает в одной своей грамматической форме несколько значений разных ступеней абстракции. Во-первых, сам структурный образец простого предложения имеет отвлеченное значение, общее для всех предложений, так называемая предикативность. Значение предикативности, заложенное в образце, переносится в конкретное предложение и модифицируется в парадигме предложения, то есть в разных его синтаксических формах, выражающих значения реальности и ирреальности. Но в конкретных предложениях есть еще одно значение, идущее от компонентов предикативной основы и от их отношений + лексическое значение слов. Например: Ученик пишет - субъект и его активное действие; Гром гремит – субъект и его наличие, существование; Светает – наличие бессубъектного действия; Много дел, мало радости – субъект и его количественный признак и т.д.

Все сказанное имеет отношение к семантике структурной схемы или к семантической структуре предложения (Кр.рус.гр., с.410).

Таким образом, семантическая структура – это то его языковое значение, которое создается взаимодействием семантики структурной схемы и лексического значения слов.

Категориями семантической структуры является предикативный признак, субъект – носитель предикативного признака и объект; на уровне предложения эти значения уточняются и дифференцируются. Предложения, имеющие разную грамматическую организацию, но близкую семантическую структуру, в некоторых исследованиях рассматриваются как трансформы, то преобразования одного в другое, например: Наступает вечер – Вечереет; Сын учится – Сын – учащийся.

Кроме значения предикативности и семантической структуры в предложении присутствует его функциональное значение, связанное с распределением коммуникативной нагрузки между его членами; это значение выражается актуальным членением, то есть членением на тему и рему, порядком слов и интонацией.

Предыдущие характеристики (аспекты) предложения: структурная схема, семантическая структура являются статистическими (см. В.А.Белошапкову, указ.раб.), а коммуникативный аспект является динамическим. Рассмотренное в статистическом аспекте предложение автономно и самодостаточно, все его свойства объясняются изнутри, его собственным формальным устройством. Рассмотренное в динамическом аспекте предложение выступает не само по себе, а как часть текста, то есть в том лингвистическом и экстралингвистическом контексте, в котором оно существует (см.лекцию1). Выделение статического и динамического аспектов предложения началось в 20-40-е годы нашего века почти одновременно в трудах ученых из разных славянских стран.

Наибольшее развитие коммуникативный аспект получил в Пражской лингвистической школе (В.Матезиус – основоположник актуального членения), позднее других, лишь во 2-й половине ХХ века как особый научный объект была выделена семантическая структура (одной из первых работ стала статья Ф.Данеша «О трех аспектах синтаксиса», Прага,1964). См.подробнее: И.П.Чиркина, ч.4, с.72-89).

В настоящее время достаточно большое внимание уделяется прагматическому аспекту предложения, которое обладает большим потенциалом. Язык предоставляет говорящему (пишущему) разнообразные возможности выразить в предложении свое отношение к предмету речи, к ситуации, о которой сообщается, к адресату. Эта прагматическая триада, реализующаяся в разных предложениях или полностью, или в какой-то своей части и взаимодействующая с его семантической структурой, делает предложение языковой единицей, обладающей глубоким и неодноступенчатым смысловым строением (см. Прагматика в ЛЭС).

Таким образом, предложение в понимании современной синтаксической науки – сложное, многоаспектное явление, которое вряд ли может быть до конца когда-нибудь изучено.

План темы

1. Понятие о предложении.

2. Основные признаки предложения:

Предикативность;

Интонация сообщения;

Грамматическая организованность;

Актуальное членение предложения.

3. Типы предложений:

Типы предложений по цели высказывания;

Классификация предложений русского языка по структу­ре;

Типы предложений по эмоциональной окраске.

Понятие о предложении

Предложение является основной единицей синтаксиса. Предложение - главное средство выражения и сообще­ния мысли. Его основная функция в языке - коммуника­тивная, т. е. функция сообщения. Эта функция не может быть выполнена ни словом, ни фразеологизмом (эквивалентом слова), ни словосочетанием: они являются названиями пред­метов, признаков, действий. Для того чтобы стать средством сообщения, они должны быть или соединены в предложения, или получить свойства предложения.

Задание:

Сравните:

солнце, путь, ты, встать, счастливый, семь пятниц на неделе -

Солнце встало;

Ты встаёшь?;

Ты счастливая;

У тебя семь пят­ниц на неделе;

Солнце!;

В путь!;

Встать!;

Счастливого пу­ти! и т. д.

Предложение называет ситуацию, событие. Специфиче­скими признаками предложения, отличающими его от других единиц языка, в том числе и от словосочетания, являются предикативность и интонация сообщения.

Основные признаки предложения

Предикативность

Предикативность - это отнесенность содержаще­гося в предложении высказывания к действительности, уста­навливаемая и выражаемая говорящим. Предикативность проявляется и раскрывается в синтаксических категориях модальности, времени и лица. Каждая из них имеет свое со­держание и средства выражения; в любом предложении они имеют то или иное проявление.

Модальность - это оценка высказывания с точки зрения реальности/ирреальности. Реальность - это со­ответствие действительности, выраженное синтаксическими средствами.

Например:

Наступил рассвет;

Скоро наступит рассвет;

Рассвет;

Брат принёс книгу;

Брат принесёт книгу.

Ирре­альность - это несоответствие действительности, пред­ставление высказываемого как желаемого, требуемого, уста­навливаемого (предполагаемого) говорящим.

Например:

Скорей бы на­ступил рассвет;

Брат, принеси книгу;

Книгу!;

Скоро насту­пит рассвет?;

Брат принёс книгу?;

Когда брат принесёт книгу?

Значение реальности/ирреальности в предложении опирается на глагольные формы наклонения (в их основном употреблении): в формах изъявительного наклонения выра­жается реальность, в формах повелительного и сослагатель­ного наклонений - ирреальность. Модальная оценка переда­ется также интонацией. Так, вопросительная интонация вы­ражает ирреальность независимо от формы наклонения.

Например:

Хочешь, я расскажу тебе песню? (М. Г.);

А вы ноктюрн сыг­рать могли бы на флейте водосточных труб? (М.)

Значение ирреальности может быть выражено частицей бы и при отсут­ствии глагола.

Например:

Сейчас бы в сани с ногами (М.);

Скорее бы рас­свет!

Наряду со значением реальности/ирреальности, которое называют объективно-модальным, в предложении с помощью вводных компонентов (конечно, бесспорно; может быть, ве­роятно, пожалуй и др.) могут быть выражены субъектив­но-модальные значения уверенности или предположительнос­ти.

Например:

Быть может, крылья тебя поднимут и поживёшь ты ещё немного в твоей стихии (М. Г.)

Время - это соотнесенность высказывания с моментом речи. С помощью глагольных форм времени оно может быть обозначено конкретно - как предшествующее моменту речи, совпадающее с ним или последующее.

Например:

Волны шумели;

Волны шумят;

Волны будут шуметь

Синтаксическое время мо­жет проявляться в виде вневременности, т. е. без определен­ного соотношения с моментом речи.

Например:

Лежачего не бьют (Посл.)

В предложениях, построенных без глагола, обычно проявляется значение настоящего времени.

Например:

Кавказ подо мною (П.);

Поздняя осень (Н.)

Лицо - это отнесенность высказывания к говорящему. Она проявляется либо в непосредственном приписывании дей­ствия, признака говорящему, собеседнику или третьему лицу,

Например:

Я славно пожил!.. Я знаю счастье! (М. Г.);

О смелый Сокол! В бою с врагами истёк ты кровью... (М. Г.),

либо в сопоставлении субъекта, деятеля с говорящим.

Например:

Так вот в чём пре­лесть полётов в небо! Она - в паденье!.. (М. Г.)

Средствами выражения синтаксического лица являются личные формы глаголов, личные местоимения и конструктивные особеннос­ти предложения.

Например:

Выражение подлежащего сущест­вительным является показателем 3-го синтаксического лица: А волны моря с печальным рёвом о камень бились (М. Г.)

Помимо конкретного значения одного из трех лиц, синтакси­ческое лицо может иметь значение неопределенное или обоб­щенное.

Например:

В саду поют;

От добра добра не ищут (Посл.)

В различных видах простого предложения наблюдаются раз­ные значения и показатели синтаксического лица.

Значения модальности, времени и лица в комплексе и пе­редают отнесенность высказывания к действительности, т. е. предикативность. Предикативность предложения опирается в первую очередь на глагольные формы, но при их недоста­точности или отсутствии выражается другими показателя­ми.

Например:

Я видел небо... Ты не увидишь его так близ­ко!.. (М. Г.) - во втором предложении спрягаемый глагол своими показателями обозначает модальное значение реаль­ности, будущее время, 2-е лицо; в первом предложении формы глагола достаточны только для выражения модаль­ности и времени, лицо выражается с помощью подлежащего я.

В именных предложениях Зачем, же гордость? Зачем уко­ры? (М. Г.) предикативность выражается иначе: модальность передается интонацией, настоящее время опирается на нуле­вой показатель (значимое отсутствие глагола), значение 3-го лица вытекает из бытийного значения предложения, не свя­занного ни с говорящим, ни с собеседником. Совокупность по­казателей предикативности представляет собой грамма­тическую форму предложения. Различия в граммати­ческой форме являются одним из основных критериев класси­фикации предложений.

Интонация сообщения

Интонация предложения имеет замкнутую структуру:

На­чало;

Развитие;

Завершение.

Без этих элементов интонации построить реальное предложение невозможно.

Например:

В сложном предложении Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки (П.) - три предикативные части; однако, если воспроизвести любую из частей с той интонацией, которая присуща ей в составе сложного, ни одна из них не образует самостоятельного предложения. Напротив, даже формально незавершенная конструкция, произнесенная с интонацией со­общения, функционирует как законченное предложение.

Например:

Се­годня вечером, например, может быть воспринято как непол­ная реплика диалога («Когда ты едешь?» - «Сегодня вече­ром»).

Интонация - сложное фонетическое явление. Она связана с линейным характером предложения, т. е. с последователь­ным произнесением составляющих его слов. Линейное распо­ложение словоформ и их произношение соответствуют их син­таксической и семантической роли в предложении.

В структуру интонации входят основные акустические по­казатели: сила голоса (динамика), высота тона (мелодика), а также темп речи, наличие, место и длительность пауз, тембро­вая окраска голоса. Интонацию конкретного предложения со­ставляет совокупность изменений (модуляций) силы, высоты, темпа и тембра. Однако каждая из этих сторон может быть проанализирована и отдельно. В этом случае говорят о дина­мической структуре предложения, его мелодической структу­ре и пр.

Например:

В предложении Так вот в чём прелесть полётов в небо! (М. Г.) с наибольшей силой (громко) произно­сится вот, дальше громкость убывает; наибольшая высота тона на слове прелесть (мелодическая вершина), мелодика восходяще-нисходящая; темп речи, медленный в начале, убыстряется к концу предложения; пауза после слова пре­лесть незначительная; тембровая окраска характеризуется повышенными тонами, передающими эмоциональное отноше­ние - удивление, иронию.

Цель лекции: познакомить с грамматическими признаками и грамматическими категориями предложения.

1. Коммуникативная сущность предложения. Основные признаки предложения: грамматическая организованность; интонационная оформленность; семантическая завершенность; предикативность (отношения содержания высказывания к действительности).

Предложение является основной единицей синтаксиса, так как именно предложении находят выражение наиболее существенные функции языка: познавательная или экспрессивная (язык как орудие, инструмент мышления) и коммуникативная (язык как средство общения). Предложение – главное средство выражения и сообщения мысли.

Науке о языке известны принципиально различные подходы к изучению предложения как синтаксической единицы. Коллекция определений предложения перевалила за 1000. Однако, в конечном счете, имеющиеся определения предложения как синтаксической единицы допускают обобщение.

Так, существуют определения, в основе которых лежит ориентация на внеязыковую действительность (экстралингвистический подход). Также существуют определения, которые отличает ориентация на собственно лингвистические факторы (лингвистический подход).

Типы определений предложения:

1. Определения, в основе которых лежат экстралингвистические факторы.

Представитель логико-грамматического направления в языкознании Ф.М. Буслаев определял предложение как суждение, выраженное в сознании (ориентация на внеязыковую действительность. А.А.Потебня. полагал, что предложение не может определяться через суждение, потому что языки специфичны, оригинальны, это категория историческая. А.А.Потебня прибегал к ярким сравнениям: "Определять предложение через суждение – это то же самое, если бы кто-нибудь определил великого Сократа, что Сократ – человеческая особь".

2. Определения, в основе которых лежат лингвистические (языковые) факторы.

А.А. Потебня в своих поисках адекватного определения предложения обратился к сугубо лингвистическим основаниям. Самым главным моментом для него было то, что предложение состоит из частей речи, то есть обобщенных классов слов. Для А.А. Потебни предложение – это синтаксическая единица со спрягаемым глаголом (verbum finitum).

3. Комплексные определения предложения, отражающие многоаспектную.

В.В. Виноградов искал пути преодоления указанных недостатков в подходах к новому определению предложения. Он сумел преодолеть односторонность каждого из прежних типов определений, включив в определение предложения как экстралингвистические, так и собственно лингвистические факторы.

Для того чтобы высказывание состоялось, нужен субъект, лицо говорящее, который это высказывание создаст. Экстралингвистическая ориентация – самая существенная первичная подоплека предложения. Поэтому в определении предложения должна существовать опора на эту объективную окружающую действительность. До мышления – действительность. Понимая необходимость ориентации на экстралингвистический фактор, В.В. Виноградов доходит до конкретной действительности.

Вторая часть его определения ориентирована на собственно лингвистические факторы. Ученый разглядел в предложении такую категорию, как предикативность, которая отражают позицию говорящего по отношению к тому, о чем в предложении сообщается. Обычно это делается при помощи глагола – через морфологические категории лица, времени, наклонения. Предикативность предложения (отношение высказывания к действительности) формируется в синтаксических категориях модальности, синтаксического времени и синтаксического лица.

В.В.Виноградов дал такое определение предложению: «Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли».

Из этого определения следует, что главными признаками предложения являются:

1. Грамматическая организованность;

2. Интонационная оформленность;

3. Смысловая завершенность;

4. Предикативность.

1. Грамматическая организованность.

В каждом предложении есть главные члены и могут быть второстепенные члены, между которыми устанавливается определенный вид синтаксической связи: предикативная, подчинительная, сочинительная, полупредикативная и др. Допускаются также отдельные типы осложнения простого предложения: однородные члены, обособленные члены, обращение, вводные и вставные конструкции.

2. Интонационная оформленность.

Каждое предложение интонационно завершено и отделяется от другого предложения разделительной паузой. Роль интонационной оформленности как обязательного формального признака предложения наглядно выявляется при сравнении просто слов и слов-предложений. Любое слово может стать предложением при произнесении его с предикативной интонацией. Интонация законченности как раз и служит показателем предикативности.

3. Смысловая завершенность.

Всякое предложение заключает в себе относительно завершенную мысль.

4. Предикативность.

Предложение обладает грамматическим значением, которое выражается в предикативности. По В.В. Виноградову, предикативность – это соотнесенность высказывания с объективной действительностью, формализованная в синтаксических категориях модальности, синтаксического времени и синтаксического лица.

Если предикативность – грамматическое значение предложения, то в языке должны быть средства, выражающие это значение. К числу синтаксических категорий, выражающих значение предикативности, относятся категории модальности (синтаксического наклонения), темпоральности (синтаксического времени) и персональности (синтаксического лица).

Синтаксическая модальность – это оценка высказывания с точки зрения реальности/ ирреальности. Реальность – соответствие действительности, выраженное синтаксическими средствами. Ирреальность – несоответствие действительности, представление высказывания как желаемого, требуемого говорящим. Значение реальности/ ирреальности в предложении на глагольные формы наклонения. Ср.: Я помню чудное мгновенье (объективная реальная модальность, выражена личной формой глагола изъявительного наклонения). Я волком бы выгрыз бюрократизм (объективная ирреальная модальность, выражена личной формой глагола сослагательного наклонения).

Субъективная модальность выражается модальными словами, модальными предикативами, прилагательными, существительными с модальной семантикой и др. Н-р, Видимо, идет снег (объективная реальная модальность выражена личной формой глагола изъявительного наклонения, субъективная модальность – модальным словом «видимо»).

Синтаксическое время предложения чаще всего совпадает с морфологической категорией времени глагола – на глаголы изъявительного наклонения настоящего, прошедшего и будущего времени.

Однако в предложении может и не быть глагола, и, тем не менее, предложение всегда обладает синтаксической категорией времени.

Синтаксическое время может быть выражено не только предложениями с личными формами глагола, но и самой структурой предложения (н-р, Зима.), обстоятельственными словами с временной семантикой (н-р, словами вчера, сегодня, завтра и под.), нулевыми глагольными связками, которые нулевыми могут быть только в настоящем времени (н-р, Брат – студент), семантикой предложения, т.е. контекстом (ср.: Поднять флаг. Зашел бы с другом – синтаксическое будущее время).

Синтаксическое лицо тоже опирается на морфологическое лицо, которым обладают личные местоимения и глаголы изъявительного наклонения настоящего и будущего времени, повелительного наклонения (глаголы прошедшего времени и сослагательного наклонения не имеют морфологической категории лица в силу происхождения и образования). Синтаксическое лицо может быть выражено структурой предложения (н-р, Зима. – настоящее синтаксическое время; Смеркалось. – 3 синтаксическое лицо, безличное значение; Набежали – 3 синтаксическое лицо, неопределенно-личное значение).

3. Понятие синтаксической связи и ее разновидности.

Синтаксические единицы состоят, как правило, из нескольких компонентов. Однокомпонентными могут быть только предложения. Компоненты синтаксических единиц находятся друг с другом в определенных смысловых связях – синтаксических отношениях, которые формально выявлены синтаксической связью.

Синтаксическая связь – это формальные, строевые отношения между компонентами синтаксических единиц. В составе синтаксических единиц синтаксической связью объединяются компоненты разной природы:

1. Слово + форма слова (н-р, выписать газету);

2. Форма слова + форма слова (н-р, сад цветет);

3. Простое предложение + простое предложение и т.д.

В предложении основной вид связи – предикативная. Это связь между главными членами предложения, взаимонаправленная связь В предложении частотны подчинительная и сочинительная виды связи.

Сопоставительная характеристика сочинительной и подчинительной

Сочинительная связь Подчинительная связь

Связь грамматически равноправ-ных Связь грамматически неравно-

компонентов, двусторонняя. правных компонентов, односто-

ронняя, есть главное и зависимое

Компоненты однофункциональны Компоненты разнофункциональны

Встречается между однородными Встречается в словосочетаниях, в

членами предложения, в слож- сложноподчиненных предложе-ниях,

носочиненных предложениях, меж- между главной и прида-точной час-

ду однородными придаточными в тями.

сложноподчиненных предложе-ниях.

Средства выражения – не выражает- Выражается формами слов, предло-

ся формами слов, только сочини- гами в словосочетаниях, в сложно-

тельными союзами подчиненных предложениях – под-

чинительными союзами и союзными

Может быть открытой и закрытой Всегда закрытая

Другие виды синтаксической связи в предложении:

1. Связь свободного присоединения или свободного отношения (детерминантная). Внешне она схожа с примыканием, но отличается от нее неприсловным характером. Словоформа распространяет предложение в целом. Н-р, Под старость / жизнь такая гадость.

2. Присоединительная, тоже предложенческая, не наблюдается на уровне связи слов. Это связь вторичная, элементы высказывания возникают в сознании не сразу, а лишь после того, как высказана основная мысль. Характеризуется интонационным и синтаксическим разрывом с основным высказыванием. Н-р, Два таких журнала поступили – и в один день.

3. Аппликативная (термин Распопова) или полупредикативная связь. Возникает при осложненности предложения обособленными членами на стыке, графически обозначаемом запятой. Н-р, Шли по улице,/ ведущей в центр деревни.

4. Пояснительная связь (маркирована союзами а именно, как-то) и всегда постпозитивна по отношению к поясняемой части в силу своего пояснительного характера и т.д.

Литература

1. Валгина Н.С. Современный русский язык: Учебник. – М., 2001.

2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. – М., 1991.

3. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: В 3-х ч. – М., 1987. – Ч.3.

4. Современный русский язык / Под ред. Л.А. Новикова: Учебник. – СПб., 2001.

5. Современный русский язык / Под ред. Е.И. Дибровой: В 2-х ч. – М., 2001. –Ч.2. –С.252, 257-258.

6. Русский язык / Под ред. Л.Л. Касаткина. – М., 2001.

7. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис: Учебное пособие. – М., 1977.

8. Современный русский язык / Под ред. В.А.Белошапковой. М., 1989.

9. Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения: Учебное пособие. – М., 1979.

10. Бархударов С.Г. Русский язык. 8 класс: Учебник. – М., 1989.

11. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 классы: Учебник. – М., 2000.

12. Русский язык: Учебник для 8 класса / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 2001.

13. Русская грамматика: В 2-х т. / Под ред. Н.Ю.Шведовой.– М., 1980. – Т.2.

Контрольные вопросы

1. Общее понятие предложения (знать определения из вузовских и школьных учебников, сравнить их). Основные признаки предложения, его отличие от словосочетания. Что значит: коммуникаты-релятивы и коммуникаты-предложения, их соотношение. Согласны ли вы с таким пониманием релятивов Л.А.Новиковым? Почему предложение является основной единицей синтаксиса?

2. Грамматические категории предложения, оформляющие предикативность: синтаксическое наклонение (модальность), синтаксическое время (темпоральность), синтаксическое лицо (персональность). Грамматическая форма предложения. Понятие парадигмы предложения, типы парадигм, начальная форма парадигмы предложения. Грамматическое значение предложения.

3. Понятие синтаксической связи. Уровни синтаксической связи. Открытая и закрытая связь. Обязательная и факультативная связь. Виды синтаксической связи в предложении: предикативная (ее разновидности), сочинительная, подчинительная, детерминантная, полупредикативная (аппликативная), присоединительная, пояснительная и др.

Предложение - это высказывание, содержащее предикативную синтагму. Простые предложения подразделяется на коммуникативные типы: повествовательное, вопросительное, побудительное, восклицательное. По характеру выражения отношения к действительности предложения делятся на утвердительные (утверждаются как реальные) и отрицательные (утверждаются как нереальные). По наличию или отсутствию второстепенных членов выделяют распространенные и нераспространенные предложения. Сложное предложение представляет собой объединение по определенным грамматическим правилам двух или более предложений на основе той или иной грамматической связи. Связь частей сложного предложения осуществляется при помощи:1 интонации2 союзов (сочинительных и подчинительных)3 союзных слов (знаменательные слова, которые служат средством связи придаточного предложения с главным и выполняющие одновременно функцию члена предложения):а) местоимения (то, что, который, чей, сколько)б) наречия (где, когда, откуда).Предложения в зависимости от средства связи делятся на союзные, бессоюзные, сложноподчиненные, сложносочиненные.

Самый главный признак предложения – предикативность – отнесённость высказывания к реальной действительности, которая грамматически выражается в категориях модальности (наклонение), времени, лица. (Виноградов).

Полипредикативность – наличие в предложении нескольких предикатов. (Эти дни тусклы, больны 2 , а туманы холодны 3).

Аспекты изучения предложения :

1. Логический (суждения, умозаключения и т.д.)

Но предл. не всегда логичны.

2. Коммуникативный (предл. рассм. как носитель актуального для говорящего информ.)

тема т - исходный пункт высказывания

рема r -сообщение о теме.

Выделение в предложении темы и ремы – актуальное членение.

3. Семантический (истолкование определ. ситуации с помощью предл.)

4. Структурный(анализ предл. в самом себе)

Лексика. Слово как предмет лексикологии

Лексика – уровень языка, обеспечивающий словарный запас языка.

1. Лексикология (от греч. lexis - слово, logos - учение) - наука, изучающая слово и словарный состав языка в целом, его функционирование и развитие.



2. Предметом лексикологии являются следующие вопросы :

· слово с точки зрения общей теории слова (роль слова в структуре языка и текста);

· структура словарного состава языка (принципы объединения слов в различные группы);

· функционирование лексических единиц языка, характер сочетаемости слов с точки зрения совместимости/несовместимости их понятий;

· пути пополнения и развития словарного состава языка (способы соз­дания новых слов, формирование новых значений, использование ре­сурсов других языков);

· соотношение лексики и внеязыковой действительности (закономер­ности обозначений реалий внешнего мира лексическими средствами языка).

3. В зависимости от целей и задач, решаемых лексикологией, различают :

· общую лексикологию - рассматривает общие вопросы, связанные со строением и функционированием словарного состава языков мира;

· частную - изучает словарный состав конкретного языка;

· историческую - описывает историю развития словарного состава язы­ка в целом или отдельных его групп;

· сопоставительную - изучает словарный состав различных языков с целью выявления их генетического родства, общих закономерностей развития их лексиконов;

· прикладную - связана с лексикографией, теорией перевода, культурой речи, лингвопедагогикой и т. д.

4. Лексикология включает в себя следующие разделы:

· ономасиология (от греч. опота "имя" и logos "учение") - наука, зани­мающаяся изучением теории номинации; исследующая процесс назы­вания, присвоения имен предметам и явлениям внешнего мира;

· семасиология (от греч. semasia "значение" и logos "учение") - значения слов и словосочетаний;

· фразеология (от греч. phraseas "выражение" и logos "учение") - фразеоло­гический состав языка, природа фразеологизмов, их типы, категори­альные признаки, особенности функционирования в речи;

· ономастика (от греч. onomastike "искусство давать имена") - имена

собственные в широком смысле слова: географические названия изу­чает топонимика, имена и фамилии людей - антропонимика;

· этимология (от греч. etymologia < etymon "истинное значение" и logos "наука") - изучающая происхождение слов, процесс формирования словарного состава языка, реконструирующая словарный состав языка древнейшего (обычно дописьменного) периода;

· лексикография (от греч. lexikos "относящийся к слову" и grapho "пишу") - наука, занимающаяся теорией и практикой составления словарей.

Моносемия и полисемия

Моносемия - это свойство слов иметь одно значение

Полисемия - многозначность, наличие у слова (единицы языка) двух или более взаимосвязанных и исторически обусловленных значений.

В современном языкознании выделяют грамматическую и лексическую полисемии. Так, форма 2 лица ед. ч. русских глаголов может быть употреблена не только в собственно-личном, но и в обобщённо-личном значении. Ср.: «Ну, ты всех перекричишь!» и «Тебя не перекричишь». В подобном случае следует говорить о грамматической полисемии.

Часто, когда говорят о полисемии, имеют в виду прежде всего многозначность слов как единиц лексики. Лексическая полисемия - это способность одного слова служить для обозначения разных предметов и явлений действительности (ассоциативно связанных между собой и образующих сложное семантическое единство). Например: рукав - рукав («часть рубашки» - «ответвление реки»). Между значениями слова могут быть установлены следующие связи:

Виды переносов:

По характеру языковой мотивированности:

Метафора

Например: конь - конь («животное» - «шахматная фигура»)

По частоте употребления и стилистической роли метафоры бывают:

а) сухие или стертые - необразные и известные всем (глухой переулок)

б) общепоэтические - образные, известны всем, используются в поэзии (седой туман)

Виды метафор:

1. Сходство формы - золотое кольцо - кольцо дорог

2. Сходство местоположения - крыло птицы - крыло здания

3. Сходство функций - перо птицы - перо стальное

4. Сходство цвета - золотые серьги - золотая осень

5. Сходство оценки - ясный день - ясный взгляд

6. Сходство производимого впечатления - теплый день - теплый прием

7. Сходство в способе представления действия - охватить руками - охватило беспокойство

Метонимия

Например: блюдо - блюдо («вид посуды» - «порция пищи»)

Метонимия - переименование по смежности

Виды метонимии:

2. Материал на изделие (выставка серебра)

3. Дейсвие на результат (курсовая работа)

4. Действие на средство действия (красивая упаковка)

5. Действие на место действия (подземный переход)

6. Объект науки на отрасль знания (лексика как наука)

7. Явление, признак, качество на обладателя ()

8. Имя человека на предмет открытый им (Рентген)

Синекдоха (вид метонимии)

Перенос часть на целое, множество на единичный, родовое на видовое и наоборот («Покупатель выбирает качественные продукты». Слово «Покупатель» заменяет все множество возможных покупателей.)

Виды синекдохи:

1. Множественное число вместо единственного (как ликовал француз)

2. Определенное число вместо неопределенного (тысячеголовая толпа)

3. Видовое вместо родового (береги и копи копейку)

4. Название атрибута вместо предмета (все флаги будут в гости к нам).