Психоанализ самостоятельно. Шпаргалка: Психоанализ Фрейда

Психоанализ – это термин, введенный в психологический обиход З. Фрейдом. Он представляет собой учение, которое выставляет средоточием внимания бессознательные процессы психики и мотивации. Это психотерапевтический метод, строящийся на анализе неявных, подавленных переживаний индивида. В психоанализе человека основополагающим источником невротических проявлений и разнообразных патологических заболеваний считается выталкивание из сознания неприемлемых стремлений и травмирующих переживаний.

Психоаналитический метод предпочитает рассматривать человеческое естество с позиции конфронтации: функционирование психики личности отражает борьбу диаметрально противоположных тенденций.

Психоанализ в психологии

Психоанализ отображает, как бессознательная конфронтация воздействует на самооценивание индивида и эмоциональную сторону личности, на ее взаимодействия с остальным окружением и прочими социальными институтами. Первопричина конфликта скрывается в самих обстоятельствах опыта индивида. Ведь человек является одновременно и биологическим творением, и социальным существом. Соответственно собственным биологическим стремлениям он направлен на поиск удовольствий и избежание боли.

Психоанализ понятие, введено З.Фрейдом с целью обозначения новой методики исследования и излечения расстройств психики. Принципы психологии многосторонни и широки, а одной из особенно прославленных методик исследования психики в психологической науке является психоанализ.

Зигмунда Фрейда теория психоанализа состоит из сознательного, предсознательной части и бессознательного.

В предсознательной части сберегается множество фантазий и его желаний. Желания можно переориентировать в сознательную часть, если сосредоточить на этом достаточное количество внимания. Явление, которое индивиду тяжело осознать, вследствие того, что оно противоречит его морально-нравственным установкам, или представляется для него чересчур болезненным, размещено в бессознательной части. Собственно эта часть отделяется от двух других цензурой. Поэтому важно всегда помнить, что предметом тщательного изучения психоаналитической методики является взаимосвязь сознательной части и бессознательной.

Психологическая наука относит к глубинным механизмам психоанализа: анализ беспричинных действий симптоматической структуры, проистекающих в повседневной жизни, анализ при помощи свободных ассоциаций, толкование сновидений.

При помощи психологических учений люди обнаруживают ответы на вопросы, которые тревожат их душу, а психоанализ всего-навсего подталкивает к нахождению ответа, нередко одностороннего, частного. Психологи, преимущественно, работают с мотивационной сферой клиентов, их эмоциями, взаимоотношением к окружающей реальности, чувственными образами. Психоаналитики концентрируются, главным образом, на сущности индивида, на его бессознательном. Наряду с этим и в психологической практике, и в психоаналитической методике есть общее.

Зигмунд Фрейд психоанализ

Главным регуляторным механизмом поведения человека служит сознание. З.Фрейд обнаружил, что за завесой сознания скрыта глубинная, «бушующая» прослойка не осознаваемых индивидом могущественных устремлений, стремлений, желаний. Будучи практикующим врачом, Фрейд столкнулся с серьезной проблемой осложнения бытия, вследствие наличия неосознаваемых волнений и мотивов. Нередко такое «неосознаваемое» становится причиной расстройств нервно-психического характера. Такое открытие устремило его на поиск инструментов, способствующих избавлению пациентов от конфронтации между «произносимым» сознанием и скрытыми, бессознательными мотивами. Таким образом, родилась у Зигмунда Фрейда теория психоанализа – методика исцеления души.

Не ограничившись исследованием и излечением невропатов, вследствие упорной работы по воссозданию их психического здоровья, З. Фрейд сформировал теорию, растолковывавшую переживания и поведенческие реакции больных индивидов и здоровых лиц.

Теория психоанализа Зигмунда Фрейда известна под названием классический психоанализ. Она приобрела на Западе огромную популярность.

Понятие «психоанализ» можно представить в трех значениях: психопатология и теория личности, методика изучения неосознаваемых мыслей индивида и его чувств, метод терапии расстройств личности.

Классический психоанализ Фрейда демонстрировал абсолютно новую систему в психологии, которую зачастую именуют психоаналитической революцией.

Зигмунд Фрейд философия психоанализа: он утверждал, что гипотеза о бессознательных процессах психики, признание ученья о сопротивлении и подавлении, Эдипова комплекса и полового развития формируют фундаментальные элементы психоаналитической теории. Другими словами, ни один врач не может считаться психоаналитиком, не согласившись с перечисленными базисными предпосылками психоанализа.

Психоанализ Фрейда является основой постижения множества процессов в социальном разуме, массовом поведении, предпочтениях индивидов в области политики, культуры и т.д. С позиции психоаналитического ученья, современный субъект проживает в мире напряженных психических мотивов, охвачен подавленными устремлениями и склонностями, что ведет его к телевизионным экранам, многосерийным фильмам и прочим формам культуры, дающей сублимационный эффект.

Фрейд выделил две основополагающие антагонистические движущие силы, а именно «танатос» и «эрос» (например, жизнь и смерть). На подобных противоположно направленных мотивах – «устремленность к жизни» и «тяга к смерти» базируются все процессы деструктивного характера в субъекте и социуме. Эрос Фрейд в широком смысле рассматривал в качестве устремленности к жизни и отводил этому понятию центральное место.

Теория психоанализа Фрейда дала науке понимание о таком важнейшем явлении психики личности, как «либидо» или, другими словами, половое влечение. Центральным представлением Фрейда была идея не осознаваемого полового поведения, являющимся основой поведения субъекта. За большинством проявлений фантазий, творческого потенциала, преимущественно, скрыта половая проблематика. Любое творчество считалось Фрейдом символическим выполнением нереализованных желаний. Однако не нужно утрировать данную концепцию Фрейда. Он предлагал считать, что за каждым образом обязательно скрыта интимная подоплека, но в принципе она несомненна.

Введение в психоанализ Зигмунд Фрейд зачастую именуют концепцией о бессознательной психике. Ядро психоаналитического учения представляет собой исследование активной аффективной совокупности, которая образуется вследствие вытесненных травмирующих переживаний из сознания. Сильной стороной данной теории всегда считалось то, что у нее получилось акцентировать внимание на немыслимой сложности аффективной стороны индивида, на проблеме явственно переживаемых и утаенных влечений, на конфликтах, возникающих между разнообразными мотивами, на трагическом противостоянии сферы «желаемого» и «должного». Пренебрежение неосознаваемыми, но реальными психическими процессами, в качестве детерминанты поведения, в области образования неминуемо приводит к глубокому искривлению всего образа внутренней жизни субъекта, что в свой черед, создает препятствие на пути образования более глубоких знаний о природе и инструментах духовного творчества, нормах поведения, личностной структуре и активности.

Психоаналитическое ученье сосредоточием внимания представляет и процессы бессознательного характера и является методикой, которая вынуждает бессознательное объясняться языком сознания, выводит его на поверхность с целью поиска причины страданий личности, внутренней конфронтации справиться с ней.

Фрейд обнаружил так называемое «душевное подполье», когда индивид замечает лучшее, хвалит его, но стремится к дурному. Проблематика бессознательного стоит остро в индивидуальной психологии, общественной жизни и социальных взаимоотношениях. В результате воздействия некоторых факторов появляется непонимание окружающих условий и собственного «Я», способствующее резкой патологизации социального поведения.

В общем смысле психоаналитическая теория считается не только научной концепцией, но философией, терапевтической практикой, связанной с исцелением психики индивидов. Она не ограничивается лишь экспериментальным научным знанием и последовательно сближается с гуманистически ориентированными теориями. Однако многие ученые считали психоаналитическую теорию мифом.

Так, например, психоанализ Эрих Фромм считал ограниченным в силу его биологизаторской детерминацией личностного развития и рассматривал роли социологических факторов, политических, экономических, религиозных и культурных причин в личностном формировании.

Фрейд разработал радикальную теорию, в которой аргументировал превалирующую роль подавления и основополагающую важность бессознательного. Человеческое естество всегда верило в разум как апогей человеческого опыта. З. Фрейд избавил человечество от этого заблуждения. Он вынудил ученое сообщество усомниться в незыблемости рационального. Почему на разум можно полностью полагаться. Неужели всегда он несет за собой утешение и освобождает от мучений? И разве мучения менее грандиозны по уровню воздействия на индивида, чем способность разума?

З.Фрейд обосновал, что значительная доля рационального мышления только маскирует реальные суждения и чувства, другими словами, служит для сокрытия истины. Поэтому для лечения невротических состояний Фрейд стал применять методику свободных ассоциаций, которая заключалась в том, что пациенты в лежачем расслабленном состоянии говорят все, что им приходит на ум, при этом неважно абсурдны ли такие мысли или неприятного, непристойного характера. Мощные влечения эмоционального характера уносят неуправляемое мышление в направлении психического конфликта. Фрейд утверждал, что случайная первая мысль представляет собой позабытое продолжение воспоминания. Однако позже, он сделал оговорку, что такое бывает не всегда так. Иногда возникающая у пациента мысль не является идентичной забытым представлениям, вследствие душевного состояния больного.

Также, Фрейд утверждал, что при помощи сновидений обнаруживается присутствие в глубинах мозга интенсивной психической жизни. А непосредственно анализ сновидения предполагает поиск в нем сокрытого содержания, деформированной неосознанной истины, которая прячется в каждом сне. И чем сновидение запутаннее, тем имеет большую значимость утаенного содержания для субъекта. Такое явление языком психоанализа именуется сопротивлениями, и они выражаются даже тогда, когда индивид, видевший сон, не желает толковать ночные образы, населяющие его ум. При помощи сопротивлений бессознательное определяет барьеры для защиты себя. Сновидения выражают скрытые желания через символы. Скрытые мысли, трансформируясь в символы, делаются приемлемыми для сознания, вследствие чего становится возможным для них преодолеть цензуру.

Тревога Фрейдом рассматривалась в качестве синонима аффективного состояния психики – , которому отводился специальный раздел в работе введение в психоанализ Зигмунд Фрейд. В целом психоаналитическая концепция выделяет три формы тревоги, а именно реалистическую, невротическую и моральную. Все три формы ставят целью предупреждение об угрозе или опасности, выработку поведенческой стратегии или адаптацию к угрожающим обстоятельствам. В ситуациях внутренней конфронтации «Я» образует психологические защиты, которые являют собой особые виды бессознательной активности психики, позволяющие, по меньшей мере, временно облегчить конфронтацию, сбросить напряжение, избавиться от тревоги посредством искажения действительной ситуации, видоизменения отношения к угрожающим обстоятельствам, подмены восприятия действительности в определенных жизненных условиях.

Теория психоанализа

Психоанализ понятие базируется на концепции, состоящей в том, что человеческого поведения в основном не осознается и не является очевидной. В начале двадцатого столетия З.Фрейд разработал новую структурную модель психики, которая позволила в другом аспекте рассмотреть внутреннюю конфронтацию. В этой структуре он выделил три компонента, именуемые: «оно», «Я» и «сверх-Я». Полюс влечений индивида называется «оно». Все процессы в нем проистекают бессознательно. Из «ОНО» зарождается и формируется во взаимодействии со средой и окружением
«Я», которое представляет собой сложнейший комплекс идентификаций с иными «Я». В сознательной поверхности, предсознательной и бессознательной плоскостях функционирует «Я» и выполняет психологическую защиту.

Все защитные механизмы изначально предназначаются для адаптации субъектов к требованиям внешней среды и внутренней реальности. Но вследствие нарушений развития психики, такие природные и обычные в границах семьи методы адаптации сами по себе могут становиться причиной нешуточных проблем. Всякая защита, наряду с ослаблением воздействия действительности также ее и искривляет. В случае, когда такие искривления чересчур массивны, адаптивные способы защиты трансформируются в психопатологический феномен.

«Я» считается срединной областью, территорией на которой пересекаются две реальности и накладываются одна на другую. Одной из важнейших его функций является тестирование реальности. «Я» неизменно сталкиваясь с непростыми и двойственными требованиями, которые исходят от «ОНО», внешней среды и «сверх-Я», «Я» вынужденно находить компромиссы.

Любой психопатологический феномен является компромиссным решением, неудачным стремлением самоизлечения психики, возникшим в качестве ответной реакции на болевые ощущения, порожденные внутрипсихической конфронтацией. «СВЕРХ-Я» является кладовой моральных предписаний и идеалов, реализовывает в психической регуляции несколько значимых функций, а именно контроль и самонаблюдение, поощрение и наказание.

Гуманистический психоанализ Э. Фромм разработал с целью расширения границ психоаналитического учения и акцентирования роли экономических, социологических и политических факторов, религиозных и антропологических обстоятельств в личностном формировании.

Психоанализ Фромма кратко: свою интерпретацию личности он начал с анализа обстоятельств жизни индивида и их видоизменения, начиная со Средневековья и заканчивая двадцатым столетьем. Гуманистическая психоаналитическая концепция была разработана для разрешения основных противоречий человеческого бытия: эгоизма и альтруизма, обладание и жизнь, отрицательная «свобода от» и позитивная «свобода для».

Эрих Фромм утверждал, что выход из кризисного этапа современной цивилизации лежит в создании так называемого «здорового социума», базирующегося на убеждениях и ориентирах гуманистической морали, воссоздании гармонии между природой и субъектом, личностью и социумом.

Эрих Фромм считается основоположником неофрейдизма – направления, получившего распространение, преимущественно, в США. Сторонники неофрейдизма объединили фрейдовский психоанализ с американскими социологическими учениями. Среди наиболее известных трудов по неофрейдизму можно выделить психоанализ Хорни. Последователи неофрейдизма подвергли резкой критике цепь постулатов классического психоанализа в отношении трактовки процессов, проистекающих внутри психики, но при этом сберегли важнейшие составляющие его теории (концепцию об иррациональной мотивации деятельности субъектов).

Неофрейдисты сделали акцент на исследовании межличностных взаимоотношений с целью найти ответы на вопросы о существовании человека, о должном образе жизни личности и о том, что ей нужно делать.

Психоанализ Хорни заключается в наличии трех основополагающих стратегий поведения, которыми индивид может воспользоваться для разрешения базового конфликта. Каждой стратегии отвечает определенная базовая ориентация во взаимоотношениях с остальными субъектами:

— стратегия движения к социуму или ориентация на индивидов (соответствует уступчивый личностный тип);

— стратегия движения против социума или ориентация против субъектов (соответствует враждебный или агрессивный личностный тип);

— стратегия движения от социума или ориентация от индивидов (соответствует отстраненный или обособленный личностный тип).

Для стиля взаимодействия, ориентированного на индивидов, свойственна подневольность, неуверенность и беспомощность. Такими людьми управляет убеждение, заключающееся в том, что если индивид отступит, то его не тронут.

Уступчивый тип нуждается в любви, защите и руководстве его действиями. Он, обычно, завязывает отношения для избегания чувства одиночества, бесполезности или беспомощности. За их учтивостью может таиться подавленная потребность к агрессивному поведению.

При стиле поведения, ориентированного против субъектов, характерно доминирование, и эксплуатация. Личность действует, отталкиваясь от убеждения, что она обладает властью, поэтому ее никто не тронет.

Враждебный тип придерживается точки зрения, что социум агрессивен, а жизнь является борьбой против всех. Отсюда, враждебный тип рассматривает каждую ситуацию или любые отношения с позиции, что он будет иметь от этого.

Карен Хорни утверждала, что этот тип способен вести себя корректно и дружелюбно, но при этом в конечном итоге его поведение всегда устремлено к обретению власти над окружением. Все его действия направлены на рост собственного статуса, авторитета или удовлетворение персональных амбиций. Таким образом, в данной стратегии обнаруживается потребность эксплуатировать окружение, получать социальное признание и восторг.

Обособленный тип пользуется защитной установкой – «мне все равно» и руководствуется принципом, что если он отстранится, то не пострадает. Для этого типа свойственно следующее правило: ни при каких обстоятельствах не дать увлечь себя. И неважно о чем идет речь – либо о любовных отношениях, либо о работе. Вследствие этого они теряют подлинную заинтересованность в окружении, сродняются с поверхностными наслаждениями. Для данной стратегии присуще стремление к уединению, самостоятельности и самодостаточности.

Вводя такое разделение стратегий поведения, Хорни отмечала, что понятие «типы» используется в концепции для упрощенного обозначения индивидов, характеризующихся наличием определенных черт характера.

Психоаналитическое направление

Наиболее мощным и многообразным течением в нынешней психологии является психоаналитическое направление, родоначальником которого считается психоанализ Фрейда. Наиболее известными трудами в психоаналитическом направлении являются индивидуальный психоанализ Адлер и аналитический психоанализ Юнг.

Альфред Адлер и Карл Юнг в своих трудах поддержали теорию о бессознательном, но стремились ограничить роль интимных побуждений в толковании человеческой психики. Вследствие чего бессознательное приобрело новое содержание. Содержанием бессознательного по А. Адлеру, являлось устремление к власти как инструменту, компенсирующему чувство неполноценности.

Психоанализ Юнга кратко: Г. Юнг укоренил понятие «коллективное бессознательное». Он считал бессознательную психику насыщенной структурами, которые приобретенными индивидуально не могут быть, однако являются подарком далеких предков, тогда как Фрейд полагал, что в бессознательную психику субъекта могут входить явления, ранее вытесненные из сознания.

Юнг в дальнейшем развивает концепцию о двух полюсах бессознательного – коллективном и личном. Поверхностный слой психики, охватывающий все содержания, которые имеют связь с личным опытом, а именно забытые воспоминания, вытесненные побуждения и желания, позабытые травматические впечатления, Юнг именовал личным бессознательным. Зависит оно от личной истории субъекта и пробуждаться может в фантазиях и сновидениях. Коллективным бессознательным он называл сверхличную неосознаваемую психику, включающую влечения, инстинкты, которые в личности представляют природное создание, и архетипы, в которых обнаруживается человеческая душа. Коллективное бессознательное содержит национальные и расовые верования, мифы и предрассудки, а также определенное наследство, которое было приобретено от животных людьми. Инстинкты и архетипы играют роль регулятора внутренней жизни индивида. Инстинкт обусловливает специфическое поведение субъекта, а архетип определяет конкретное образование сознательных содержаний психики.

Юнг выделил два человеческих типа: экстравертивный и интровертивный. Первый тип характеризуется направленностью во вне и увлеченностью социальной активностью, а второй – внутренней направленностью и сосредоточенностью на персональных влечениях. В последующем Юнг такие влечения субъекта именовал термином «либидо» также как и Фрейд, но при этом Юнг не отождествлял с половым инстинктом понятие «либидо».

Таким образом, психоанализ Юнг являет собой дополнение классического психоанализа. Юнга философия психоанализа оказала довольно серьезное влияние на дальнейшее развитие психологии и психотерапии, наряду с антропологией, этнографией, философией и эзотерикой.

Адлер, трансформируя исходный постулат психоанализа, в качестве фактора личностного развития выделил чувство неполноценности, вызываемое, в частности, физическими дефектами. В качестве ответной реакции на такие ощущения появляется стремление компенсировать его, с целью получения превосходства над другими. Источник неврозов, по его мнению, скрывается в комплексе неполноценности. Он был в корне не согласен с утверждениями Юнга и Фрейда о превалировании персональных бессознательных инстинктов человеческом поведении и его личности, которые противопоставляют индивида социуму и отчуждают от него.

Психоанализ Адлера кратко: Адлер утверждал, чувство общности с социумом, стимулирующее общественные взаимоотношения и ориентирование на других субъектов, является главной силой, обуславливающей человеческое поведение и определяющей жизнь индивида, а вовсе не врожденные архетипы или инстинкты.

Однако существует нечто общее, связывающее три концепции индивидуальный психоанализ Адлер, аналитическую психоаналитическую теорию Юнга и классический психоанализ Фрейда – все перечисленные концепции утверждали, что индивид обладает некоторой внутренней, присущей исключительно ему одному натурой, которая воздействует на личностное формирование. Только Фрейд отдавал определяющую роль половым мотивам, Адлер отмечал роль социальных интересов, а Юнг придавал решающее значение первичным типам мышления.

Еще одним убежденным последователем психоаналитической теории Фрейда был Э.Берн. В ходе дальнейшего развития идей классического психоанализа и разработки методики лечения нервно-психических недугов, Берн сфокусировал внимание на так называемых «трансакциях», которые формируют фундамент межличностных отношений. Психоанализ Берн: он рассматривал три состояния «эго», а именно ребенок, взрослый и родитель. Берн предположил, что в процессе любого взаимодействия со средой, субъект всегда пребывает в одном из перечисленных состояний.

Введение в психоанализ Берн – эта работа была создана для объяснения динамики психики индивида и анализа проблем, переживаемых пациентами. В отличие от коллег-психоаналитиков, Берн считал важным доводить анализ проблем личности до истории жизни ее родителей и прочих предков.

Анализу разновидностей «игр», применяемых индивидами в ежедневном общении, посвящено введение в психоанализ Берн.

Методы психоанализа

Психоаналитическая концепция имеет свои техники психоанализа, включающие несколько этапов: продуцирование материала, этап анализа и рабочий альянс. К основным методам продуцирования материала относят свободную ассоциацию, реакцию переноса и сопротивление.

Методом свободных ассоциаций называется диагностический, исследовательский и терапевтический прием классического психоанализа Фрейда. Он базируется на использовании ассоциативности мышления для постижения глубинных психических процессов (преимущественно бессознательных) и дальнейшем применении полученных данных с целью коррекции и излечения функциональных нарушений психики через осознание клиентами источников их проблем, причин и характера. Особенностью данного метода считается совместно направленная, осмысленная и целеустремленная борьба пациента и терапевта против ощущений психического дискомфорта или недуга.

Метод заключается в произнесении пациентом любых мыслей, которые приходят в его голову, даже если такие мысли носят абсурдный или непристойный характер. Эффективность метода зависит, в большинстве своем, от отношений, которые зародились между пациентом и терапевтом. Основой таких отношений является феномен переноса, который заключается в подсознательном переносе пациентом на терапевта свойства родителей. Другими словами клиент переносит на терапевта чувства, испытываемые им к окружающим субъектам в раннем возрастном периоде, иначе говоря, проецирует ранние детские желания и взаимоотношения на иное лицо.

Процессу постижения причинно-следственных связей в ходе психотерапии, конструктивной трансформации личностных установок и убеждений, а также отречению от старых и формированию новых видов поведения сопутствуют определенные трудности, сопротивление, противодействие клиента. Сопротивление является общепризнанным клиническим феноменом, сопровождающим проведение любой формы психотерапии. Оно означает стремление не задевать неосознаваемый конфликт, вследствие чего создается препятствие любой попытке выявить подлинные источники проблем личности.

Фрейд считал сопротивление противодействием, неосознанно оказываемым клиентом попыткам воссоздания «вытесненного комплекса» в его сознании.

Этап анализа содержит в себе четыре шага (конфронтация, интерпретация, прояснение и проработка), которые необязательно идут последовательно друг за другом.

Еще одним важным психотерапевтическим этапом является рабочий альянс, который представляет собой сравнительно здоровые, разумные взаимоотношения между пациентом и терапевтом. Он дает возможность клиенту целенаправленно трудиться в аналитической ситуации.

Метод толкования сновидений заключается в поиске скрытого содержания, деформированной бессознательной истины, которая скрывается за каждым сновидением.

Современный психоанализ

Современный психоанализ взрос на ниве концепций Фрейда. Он представляет собой постоянно развивающиеся теории и методы, призванные распахнуть самые сокровенные стороны человеческого естества.

Более чем за столетний период своего существования психоаналитическое ученье претерпело множество кардинальных изменений. На базе монотеистической теории Фрейда сформировалась сложная система, которая охватывает разнообразные практические подходы и научные точки зрения.

Современный психоанализ являет собой комплекс подходов, связанных общим предметом анализа. Таким предметом служат неосознаваемые стороны психического бытия субъектов. Общая цель психоаналитических трудов заключается в освобождении индивидуумов от разнообразных бессознательных пределов, порождающих мучение и блокирующих прогрессивное развитие. Первоначально развитие психоанализа шло исключительно в качестве метода излечения от неврозов и учения о неосознаваемых процессах.

Современный психоанализ выделяет три направления, взаимосвязанных между собой, а именно психоаналитическая концепция, образующая фундамент для разнообразных практических подходов, прикладной психоанализ, устремленный на исследование культурных явлений и решение общественных задач и клинический психоанализ, направленный на оказание помощи психологического и психотерапевтического характера в случаях личностных затруднений либо нервно-психических нарушений.

Если во время Фрейдовского творчества были особо распространены концепция влечений и теория инфантильного полового влечения, то сегодня бесспорным лидером в области психоаналитических представлений выступают эго-психология и концепция объектных отношений. Наряду с этим постоянно трансформируются техники психоанализа.

Современная психоаналитическая практика вышла уже далеко за пределы лечения невротических состояний. Невзирая на то, что симптоматика неврозов, как и прежде, считается показанием для использования классической техники психоанализа, современное психоаналитическое учение находит адекватные способы оказания помощи индивидам с разнообразной проблематикой, начиная от обыденных затруднений психологического характера и заканчивая тяжелыми психическими расстройствами.

Наиболее популярными ответвлениями современной психоаналитической теории считаются структурный психоанализ и неофрейдизм.

Структурный психоанализ — это направление современного психоанализа, базирующееся на смысле языка для оценки бессознательного, характеристики подсознательного и с целью лечения психоневрологических заболеваний.

Неофрейдизмом также именуют направление в современной психоаналитической теории, возникшее на фундаменте реализации постулатов Фрейда о бессознательной эмоциональной мотивации деятельности субъектов. Также всех последователей неофрейдизма объединяло стремление переосмыслить теорию Фрейда в сторону ее большей социологизации. Так, например, Адлер и Юнг отвергли биологизм Фрейда, инстинктивизм и половой детерминизм, также придавали бессознательному меньшее значение.

Развитие психоанализа, таким образом, привело к возникновению многочисленных модификаций, которые изменили содержание ключевых понятий концепции Фрейда. Однако всех последователей психоанализа связывает признание суждения о «сознательном и бессознательном».

Психоанализ самостоятельно в контексте статьи - это 28 вопросов, которые должен периодически задавать себе каждый, кто хочет всегда быть на гребне волны. Представленные ниже вопросы помогают навести порядок в голове и настроить свое бессознательное так, чтобы при любых обстоятельствах принимать решения, которые ведут к успеху. Причем эти вопросы полезно задавать себе и успешным, и менее успешным людям. При успешном положении дел такой самоанализ поможет минимизировать возможные ошибки в делах и не провалиться. При затруднениях - поможет найти правильный выход и достичь вершин. Вы сможете понять себя, понять, что делаете не так и дальше идти уже правильным путем.

Несмотря на то, что предложенный самоанализ - полезная штучка, все же не перебарщивайте с ним. Чрезмерное увлечение им может завести не туда. К тому же, для того, чтобы получить нужный результат необходимо быть максимально честным самим с собой, что мало у кого получается сразу с непривычки без помощи специалиста. Также, не факт, что Вы правильно поймете, правильно интерпретируете все Ваши ответы на предложенные вопросы. Поэтому не торопитесь, не заморачивайтесь, а просто следуйте инструкции и потихонечку анализируйте полученный в результате опроса самого себя материал. При затруднениях, при возникновении тревоги обязательно следует обратиться к психологу или психотерапевту.

Задавайте себе вопросы постепенно, не все сразу, а по сериям. Обдумывайте ответы на каждую серию вопросов (3 – 5 вопросов из списка) не менее 2 – 3 дней. Записывайте любые ответы (в блокнот, на диктофон и т.п.), которые Вам будут приходить в голову в течение этих дней. Проанализируйте полученные ответы. Затем приступайте к следующей серии вопросов.

  1. На сколько лет Вы себя ощущаете?
  2. Что лучше: жалеть о том, что сделано или о том, что мог бы сделать и так и не попробовал?
  3. Каких дел в Вашей жизни больше: тех, что Вы любите делать или тех, что не любите? Почему?
  4. Чего в Вашей жизни больше: разговоров или реальных дел?
  5. Если бы совершенно все было возможно, что бы Вы изменили в своей жизни? Распределите ответы в порядке важности. Что у Вас стоит на первом месте? Что Вам мешает сделать это?
  6. Чем бы Вы хотели заняться даже в том случае, если Вам самим придется платить за возможность заниматься этим делом?
  7. Вы действительно верите в то, что делаете, верите, что у Вас получится, или пытаетесь верить?
  8. Если бы Вам осталось жить пару месяцев, что бы Вы изменили в своей жизни?
  9. Что в этой жизни Вы делаете не так, как другие? Что в Вас особенного?
  10. Есть ли в Вашей жизни то, что Вам уже не нужно и пора отпустить?
  11. Если Вы вызвали лифт, и он уже едет к Вам. Ускорит ли его прибытие то, что Вы будете продолжать нажимать на кнопку вызова лифта?
  12. За что Вы можете поблагодарить жизнь?
  13. Что Вы будете делать, если Ваш страх стал реальным?
  14. Вспомните то, что Вас сильно расстроило лет 5 назад? Какое значение для Вас это событие имеет сейчас?
  15. Какое у Вас в ближайшее время было самое счастливое воспоминание? А 10 лет назад?
  16. Что позволит Вам чувствовать себя уверенным самодостаточным человеком?
  17. Какие пять шагов Вы готовы сделать уже сейчас для достижения своей цели?
  18. Если Вы сейчас рискнете сделать то, что хочется Вам. Что Вы теряете?
  19. Можно ли точно знать, что добро, а что -зло? Аргументируйте.
  20. Если бы Вы сейчас получили в подарок очень крупную сумму денег, которой Вам бы хватило на безбедное проживание до конца своих дней. Вы бы бросили свою нынешнюю работу?
  21. Что для Вас важнее: иметь высокооплачиваемую работу, на которую уходит практически все Ваше время или иметь менее оплачиваемую работу, но которая Вам нравится, и которая оставляет много свободного времени для другого?
  22. Если бы у Вас была возможность навестить только одного человека из тех, кого Вы знаете, к кому Вы пойдете?
  23. Вы живете или существуете?
  24. Боитесь ли Вы совершать ошибки? Почему? Вспомните, какие ошибки Вас хоть чему-то научили?
  25. Если бы Вы знали, что Вас никто не осудит, что бы Вы изменили в своей жизни?
  26. Что Вы любите? Ваши лакомства? Интересы? Любимые занятия?
  27. Вы идете по жизни туда, куда сами хотите идти или кто-то Вас ведет по своей дороге?
  28. Чего Вы хотите? Зачем Вам это? Что Вы можете сделать уже сейчас для достижения этого?

Если вы чувствуете некоторую напряженность, вас что-то тревожит или просто накопилась физическая и моральная усталость, тогда попробуйте хоть чуть-чуть отвлечься от повседневных проблем и уделите немного времени самоанализу. Иногда с помощью нехитрых психологических техник можно самостоятельно найти причины душевного дискомфорта, решить внутренние проблемы, снять излишнюю тревогу.

Несуществующее животное

Возьмите лист бумаги и быстро, без особых раздумий нарисуйте животное, несуществующее в природе. Выкладывайте на бумагу все, что придет вам в голову. А теперь внимательно начинайте рассматривать каждую деталь: его голову, ноги, руки, части тела, хвост, рога, крылья (если они есть).

Какие они? Если голова повернута вправо – вы нацелены на будущие планы, если влево – все время оборачиваетесь на прошлое. Если какая-то деталь выделяется слишком сильно, то в этой сфере вы имеете соответствующую особенность.
Например, большой рот – вы болтливы, огромные уши – вам важно мнение окружающих, крупная голова – вы человек рациональный, цените мысль и дело.
Рога, когти, иглы – вы пытаетесь от чего-то или кого-то защититься, или же в вас накопилось много раздражения и .
Перья – вы склонны к самоукрашению и демонстративному поведению.
Грива, шерсть, подобие прически, косички – говорят о вашей чувственности, желании подчеркнуть свой пол, свою сексуальную роль.
Большие, крупные лапы – вы «крепко стоите на ногах» в жизненном смысле, руководствуетесь делом и уверены в завтрашнем дне.
Если ножки маленькие или их нет , то вы «порхаете по жизни», у вас нет четких планов на будущее.
Крылья, щупальца, длинные пушистые хвосты, роскошная грива – это признаки «самораспространения», у вас много интересов и вы хотите во всем поучаствовать, везде себя показать.
Поднятый «трубой» хвост – вы уверены в себе и своих действиях, хвост опущен, поджат – вы сомневаетесь в своих поступках, чего-то стесняетесь.

Чем больше деталей в вашем рисунке, чем четче и красочнее он прорисован, тем больше в вас энергии, и оптимистичного настроя. Когда же ваше «животное» нарисовано штрихами, как набросок, у него отсутствуют части тела, линии слабые, легкие – это означает, что вы очень устали, потеряли чувство уверенности в себе и хотите самоустраниться от жизненных проблем.

Напишите себе письмо

Если вас беспокоит какая-либо проблема или ситуация, вы не можете найти выход, сформировать свое поведение в ней или отношение к ней, «пишите письма». Для начала приготовьте пять разных листов бумаги: белый, коричневый, зеленый, желтый и синий. Конечно, дома под рукой таких листов может не оказаться, поэтому можно воспользоваться соответствующими цветами карандашей или фломастеров, вместо белого – возьмите обычную черную ручку.

На белом листе вы должны описать ситуацию максимально сухо и формально, пусть это будет похоже на сводку происшествий в газете или протокол следователя. Например, «такого-то числа произошло такое-то событие…»

На коричневом смело опишите все свои негативные мысли и эмоции по этому поводу – действуйте так, как будто вы безнадежный пессимист и нытик.

Желтая страница предназначена для положительных – будьте на ней отъявленным оптимистом, напишите все самое радостное и хорошее от ситуации, даже если ваши откровения будут походить на «бред сумасшедшего».

На зеленом листе вы творчески выражаете свою проблему – это может быть стих, эпиграмма или рисунок.

И, наконец, синий лист – здесь вы должны примерить роль мудреца – сделайте четкие и серьезные выводы, постарайтесь дать себе советы и наставления. В итоге на синем листе и будет решение вашей проблемы, а остальные просто помогли вам взглянуть на ситуацию с разных точек зрения.

Анализ сновидений

Мир – это работа нашего подсознания, которое, как огромный конвейер, поглощает все наши дневные переживания, впечатления, мысли, перерабатывает их и выдает обратно в ночных картинах. В сюжетах своих снов вы сможете найти ваше истинное отношение к проблеме и открыть пути ее решения, которые уже начало прорабатывать ваше бессознательное. Поэтому попробуйте запомнить или запишите сновидения за последний период вашей жизни (1-2 недели). А теперь поработайте с ними.

Попробуйте проассоциировать какой-либо объект вашего сна: человека, ситуацию, обстановку, место или предмет. Что самое первое приходит вам на ум, когда вы думаете о нем, на что это похоже, с чем это связано в ваших фантазиях или, наоборот, в реальной жизни? Главное – не пытаться следовать логике и не «притягивать за уши» одно к другому. «Плывите» свободно, пусть ваши мысли будут и вовсе абсурдны – самое ценное, что это именно ваши мысли и именно так работало ваше бессознательное, когда маскировало нечто важное под картинкой сна. Такой метод «свободных ассоциаций», предложенный Фрейдом , очень эффективно вытаскивает на поверхность все необходимое для понимания, что скрывает наш заботливый разум.

Когда снов накопилось достаточное количество (от 5-10 и до бесконечности…), разберите их по частям – как конструктор. Выделите основные, значимые на ваш взгляд или повторяющиеся: ситуации, персонажей, предметы. А теперь внимательно проследите за их судьбой, как они меняются в последующих снах, что с ними происходит.
Если это человек: как он выглядит, как себя ведет, что говорит, что с ним происходит, как вы к нему относитесь?
Если это ситуация или событие , тогда какие эмоции вы испытываете каждый раз, кто еще в ней появляется или уходит, как она заканчивается?
Если это предмет, обстановка или какое-либо место , то в каких событиях он участвует, нет ли рядом с ним постоянно еще кого-нибудь или чего-нибудь, что изменяется со временем?

Повторяемость снов свидетельствует о том, что проблема не выявлена или не решена, что ее корни вам не видны и лежат глубже, чем вы можете увидеть. И в вашу задачу входит распутать это клубок и дойти до истины. Обращайте внимание на людей и – в сновидениях они могут олицетворять аспекты вашей личности, символизировать ваши нереализованные желания, перевоплощаясь в них, вы можете совершать поступки, которые не свойственны вам по жизни.

Например, вы видите, как на вашего брата набрасывается лев – а на самом деле вы просто обиделись на него, и в вас сидит скрытая агрессия. Периодически возвращайтесь к своим снам, перечитывайте их, сравнивайте, смотрите с точки зрения уже новых событий в вашей жизни.

Проверьте уровень самооценки

Ответьте на десять вопросов и узнайте, как вы относитесь к себе. Выберите утверждение, более близкое вам. В скобках указаны баллы, после каждого вопроса выписывайте их, а потом просуммируйте.

1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало
говорить или делать что-то?
а) очень часто (1),
б) иногда (3).

2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы:
а) постараетесь победить его в остроумии (5),
б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора (1).

3. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:
а) то, что многим кажется везением, на самом деле, результат упорного труда (5),
б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств (1),
в) в сложной ситуации главное – не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить (3).

4. Вам показали шарж или пародию на вас. Вы:
а) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то оригинальное (3),
б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его (4),
в) обидитесь, но не подадите вида (1).

5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?
а) да (1),
б) нет (5),
в) не знаю (3).

6. Вы выбираете в подарок подруге. Купите:
а) духи, которые нравятся вам (5),
б) духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга,
хотя вам лично они не нравятся (3),
в) духи, которые рекламировали в недавней телепередаче (1).

7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в
которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?
а) да (1),
б) нет (5),
в) не знаю (3).

8. Задевает ли вас, когда ваши коллеги (особенно молодые) добиваются большего успеха, чем вы?
а) да (1),
б) нет (5),
в) иногда (3).

9 Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо?
а) да (5),
б) нет (1),
в) не знаю (3).

10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе три цвета: красный, желтый и голубой, какой вам ближе всего?
а) голубой (1),
б) желтый (3),
в) красный (5).

Результаты.

50-38 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, вы любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других». У вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации.

37-24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая , вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.

23-10 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом... Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.

Каждому из нас снились необычные, удивительные грезы, которые наутро мы могли припомнить в деталях. Первое, что приходит на ум после пробуждения любому человеку, – посмотреть в толкователе значение увиденного сна.

Один из самых известных сонников разработал основоположник теории психоанализа, австрийский ученый . Психоанализ Фрейд считал единственным инструментом, способным выявить скрытые переживания, тревоги, страхи, находящие выражение в наших сновидениях в довольно причудливых формах.

Так что такое психоанализ? В своей книге «Введение в психоанализ» Фрейд написал о том, что метод направлен на выявление скрытых, подавленных переживаний индивида, которые могут привести к росту внутреннего напряжения, углублению конфликта между составляющими личности, а как следствие – к различного рода психическим расстройствам. Современная психология считает несомненным преимуществом метода психоанализа то, что человек рассматривается как единство противоположностей, находящихся в постоянной борьбе друг с другом.

Немного истории

Судьба Зигмунда Фрейда была довольно непростой. Он родился 6 мая 1856 года в городе Фрайберге, в еврейской семье. Мальчик был амбициозен, мечтал стать министром или генералом. Однако в те времена в Австрийской империи для евреев выбор специальностей был невелик: юриспруденция или врачевание.

Будущий основатель психоанализа поступил в Венский университет и перескакивал с факультета на факультет. Метания Фрейда продлились недолго, вскоре он окончательно выбрал медицину. Фрейд был неординарной личностью: доподлинно известно, что он свободно говорил на восьми языках, состоял в престижных научных сообществах, обладал феноменальной памятью. Фрейд является автором огромного количества научных работ, помимо этого он ввел в медицину термин ДЦП, стал известен как автор революционного подхода к лечению разного рода психических расстройств.

Несмотря на все достижения Фрейда, представители научного сообщества того времени подвергли психоанализ жесткой критике, а многие не стесняясь называли автора метода шарлатаном и сексуально помешанным маньяком.

В биографии психоаналитика есть другие интересные моменты: некоторое время он изучал полезные свойства кокаина, лечил от наркотической зависимости этим веществом, призывал пить небольшое количество порошка, растворенного в воде, для улучшения самочувствия. Известно и то, что Фрейд страдал весьма забавными фобиями: он боялся цифр 6 и 2, папоротников и пистолетов, не смотрел в глаза собеседнику, никогда не дискутировал, считая, что его мнение единственно верное.

Умер Фрейд в возрасте 83 лет от летальной дозы морфия. Он страдал тяжелым недугом, причиной которого было чрезмерное увлечение курением. Многие считают, что психоаналитик прибег к эвтаназии, чтобы избежать сильных болей, сопутствующих этому заболеванию.

Теоретические основы метода

История психоанализа столь же необычна, как и биография ученого, разработавшего этот метод. Работая в Париже под руководством видного психиатра Жана Шарко, Фрейд занимался исследованиями и выявлением причин возникновения неврозов.

Ученый обнаружил, что поведение и поступки человека контролируются не только его сознанием, но и еще некой бессознательной составляющей, вступающей в конфронтацию с установленными обществом нормами и правилами. По мнению Фрейда, это противостояние и приводило к возникновению различного рода расстройств.

Для разработки нового подхода к лечению психических заболеваний Фрейд проводил собственные исследования, а также использовал данные других ученых. Теория психоанализа уникальна, она отлична от остальных направлений тем, что не рассматривает отдельные проблемы человека, а анализирует его как целостную личность. Кратко рассмотрим основные положения психоанализа.

1. Классический психоанализ зиждется на детерминизме биологической составляющей, а именно на постулате о том, что физиологические и сексуальные потребности превалируют над остальными. Современная психология уже не уделяет такой существенной роли этим составляющим.

2. Психический детерминизм говорит о непрерывности душевной жизни человека. Каждый поступок человека имеет скрытый или явный мотив и определяется предшествующими событиями.

3. Выделение трех компонент психической жизни: сознательного, предсознательной составляющей и . Первая компонента – то, что человек переживает, чувствует и думает; предсознательное – средоточие фантазий и желаний; третья – то, что вытесняется из сознания, подавляется внутренним цензором личности. Психология с точки зрения Фрейда должна уделять особое внимание именно этому сложному механизму.

Психоанализ личности – одна из самых интересных разработок ученого. Фрейд выделил три составляющих в структуре личности: Ид, Эго и супер-Эго. Первая составляющая – Ид – есть совокупность уникальных характеристик, заложенных при рождении, это источник энергии и бессознательная часть личности. Вторая часть – Эго – сознательная, постоянно контактирующая с внешней средой. Третья является контролером, вместилищем моральных норм, правил, ограничений, диктуемых цивилизованным обществом.

Техники психоанализа состоят из нескольких этапов: продуцирование, анализ, рабочий альянс. На этапе продуцирования можно выделить такие методы психоанализа, как свободная ассоциация, сопротивление, . Каждый из этих методов имеет свои особенности и область применения.

Первый метод психоанализа использует ассоциации для постижения глубинных бессознательных процессов человеческой психики. Полученные данные анализируются и используются для терапевтического воздействия с целью коррекции поведения человека. Метод предполагает совместную работу пациента и врача над снижением внутренней напряженности.

Процесс постижения причинно-следственных связей, изменение личностных установок, формирование нетипичного вида поведения часто у пациентов встречает негативную реакцию – сопротивление. Этот феномен является общепризнанным и выражается в стремлении не дать установить настоящие источники возникновения проблемы. По мнению Фрейда, такое сопротивление является неосознанным, это следствие попыток воссоздания вытесненных переживаний в сознании.

Третий метод психоанализа предполагает проведение сеансов, в ходе которых пациент озвучивает любые приходящие в голову мысли. Беседуя с психотерапевтом, пациент подсознательно переносит свойства своих родителей на доктора. Успешность работы в этом случае во многом зависит от того, насколько доверительные отношения сложились между лечащим врачом и его подопечным.

Аналитический этап подразделяется на четыре шага: конфронтация, интерпретация, прояснение, проработка. Рабочий альянс предполагает существование между пациентом и психотерапевтом конструктивных и продуктивных отношений, направленных на целенаправленное решение проблем на аналитической стадии. Стоит упомянуть и о методе толкования сновидений, направленном на поиск истины, скрытой за деформированными образами.

Философия психоанализа такова, что этот метод не только является строго научной концепцией, но и используется в терапевтической практике для исцеления душевных недугов пациентов. Фрейд считал, что разработанные им основы психоанализа должны стать бесспорной истиной для всех практикующих специалистов. Анализ бессознательных процессов, протекающих в психике человека, концепция сопротивления и подавления, Эдипова комплекса, полового развития, – вот настоящий предмет исследования любого психотерапевта.

Стоит упомянуть о трудах других авторов, также внесших весомый вклад в развитие теории. Свой аналитический психоанализ разработал, взяв за основу выкладки Фрейда. Второе направление – индивидуальный психоанализ – основал и развил австрийский психолог . Оба ученых сходились во мнении, что превалирование сексуальных побуждений над остальными безосновательно преувеличено, но теория бессознательного действительно имеет серьезную научную основу.

Юнгианский подход наиболее интересен и в качестве движущего мотива рассматривает стремление к власти как способу компенсировать чувство неполноценности. Юнгианский метод рассматривает два типа бессознательного – коллективное и личное. Широко известно деление людей на два типа: экстраверт (направлен вовне) и (сосредоточен в себе).

Современный взгляд на теорию

На современном этапе развития психология имеет довольно разнообразный инструментарий для исследования проблем человеческой психики. Однако несомненным авторитетом пользуется именно психоанализ, основные положения которого претерпели некоторые изменения под влиянием таких видных ученых, как Адлер, Юнг, . Так, меньшее значение стало придаваться побуждениям сексуального характера, было признано безусловное влияние бессознательного на психику человека, появилось понятие коллективного бессознательного.

Современный психоанализ развивается по трем направлениям:

  • Прикладной психоанализ – направлен на решение глобальных социальных задач.
  • Клинический – используется для помощи людям, имеющим психологические проблемы.
  • Теоретический – психология должна развиваться, а для этого нужно вырабатывать новые подходы к решению стоящих перед наукой задач.

Понятие «психоанализ» в психологии неразрывно связано с именем Фрейда, который внес значительный вклад в развитие науки, несмотря на все нападки со стороны приверженцев традиционного подхода того времени. Во многом благодаря трудам этого ученого современная психология вышла далеко за рамки лечения неврозов. Развитие психоанализа привело к появлению многочисленных разновидностей метода, подтвердивших справедливость главного утверждения Фрейда о существовании бессознательного в человеческой психике. Автор: Наталья Кузнецова

Великие умы нашей планеты на протяжении многих десятилетий изучают устройство человеческой личности. Но существует множество различных вопросов, на которые ученые не в силах дать ответы. Почему человеку снятся сны и какую они несут в себе информацию? Почему события прошлых лет могут вызвать определенное эмоциональное состояние и спровоцировать необдуманные поступки? Зачем человек пытается спасти бесперспективный брак и не отпускает свою половину? Для того чтобы ответить на вопросы из темы касающейся психической реальности, используется методика психоанализа. Психоаналитическая теория Фрейда – главная тема данной статьи.

Основоположником психоанализа является Зигмунд Фрейд

Теория психоанализа произвела настоящую революцию в области психологии. Данный метод был создан и введен в эксплуатацию великим ученым из Австрии, доктором психиатрии Зигмундом Фрейдом. На заре своей карьеры Фрейд тесно сотрудничал со многими выдающимися учеными. Профессор физиологии Эрнст Брюкке, основатель катартического метода психотерапии Иосиф Брейер, основатель теории о психогенной природе истерии Жан-Маре Шарко - лишь малая часть исторических личностей, с кем Зигмунд Фрейд вместе трудился. По словам самого Фрейда, своеобразная база его метода зародилась именно в момент сотрудничества с вышеперечисленными людьми.

Занимаясь научной деятельностью, Фрейд пришел к выводу о том, что некоторые клинические проявления истерии нельзя интерпретировать с точки зрения физиологии. Как объяснить то, что одна часть человеческого тела полностью теряет чувствительность, а соседние области по-прежнему ощущают влияние различных раздражителей? Как объяснить поведение людей в состоянии гипноза? По мнению самого ученого, вышеперечисленные вопросы являются своеобразным доказательством того факта, что лишь часть психических процессов является проявлением реакций ЦНС.

Многие из людей слышали о том, что человеку, погруженному в гипнотическое состояние, можно задать психологическую установку, которую он обязательно выполнит. Довольно интересен тот факт, что если поинтересоваться у такого человека о мотивах совершенных поступков, то он сможет с легкостью найти аргументы, объясняющие его поведение. Основываясь на этом факте, можно сказать о том, что человеческое сознание самостоятельно подбирает аргументы к совершенным действиям, даже в том случае, когда для объяснений нет особой нужды.

В годы жизни Зигмунда Фрейда факт того, что человеческое поведение может зависеть от внешних факторов и тайных для сознания мотивов, являлся настоящим шоком. Следует обратить внимание на то, что именно Фрейд ввел такие понятия, как «бессознательность» и «подсознание». Наблюдения этого выдающегося ученого позволили создать теорию о психоанализе. Кратко, психоанализ Зигмунда Фрейда можно описать как анализ психики человека с точки зрения сил, которые ею движут. Под термином «сила» следует понимать мотивы, последствия и влияние на будущую судьбу, прошлого жизненного опыта.


Фрейд был первым человеком, который с помощью метода психоанализа смог излечить пациентку с наполовину парализованным телом

Что входит в основу психоанализа

По мнению Фрейда, психическая природа человека непрерывна и последовательна . Появление любой мысли, желаний и совершаемые действия имеют свои причины, которые характеризуются бессознательными или сознательными мотивами. Таким образом, все совершаемые поступки имеют прямое отражение в будущем индивидуума.

Даже в тех ситуациях, когда душевные переживания кажутся необоснованными, существует скрытая связь между различными событиями в человеческой жизни.

Основываясь на вышеперечисленных фактах, Фрейд пришел к выводу, что человеческая психика состоит из трех разных областей:

  • сознание;
  • бессознательная сфера;
  • раздел предсознания.

В бессознательную сферу входят базовые инстинкты, которые являются неотъемлемой частью человеческой природы. К этой же области можно отнести идеи и эмоции, которые вытеснены из сознания. Причиной их вытеснения может быть восприятие подобных мыслей как запрещенных, грязных и не достойных существования. Бессознательная область не имеет временных рамок. Для того чтобы объяснить этот факт, следует сказать о том, что детские переживания, попавшие в сознание взрослого человека, воспринимаются также интенсивно, как и в первый раз.

В область предсознания входит часть бессознательной области, что в определенных жизненных ситуациях, становится доступной для сознания. Область сознания содержит в себе все то, что осознается человеком на протяжении всей жизни. Согласно идее Фрейда, человеческой психикой движут инстинкты и стимулы, заставляющие индивидуума совершать различные поступки. Среди всех инстинктов следует выделить 2 стимула, обладающих главенствующей ролью:

  1. Жизненная энергия – либидо.
  2. Агрессивная энергия – инстинкт смерти.

Классический психоанализ Зигмунда Фрейда направлен в большей части на изучение либидо, основой которого является сексуальная природа. Либидо является жизненной энергией, которая тесно взаимосвязана с поведением, переживаниями и эмоциями человека . Помимо этого, характеристики этой энергии можно растолковать, как причину развития расстройства психики.

Человеческая личность содержит в себе три составляющих:

  1. «Сверх-Я» – Суперэго;
  2. «Я» – Эго;
  3. «Оно» – Ид.

«Оно» заложено в каждом человеке с рождения. К этой структуре относятся базовые инстинкты и наследственность. Его нельзя описать, руководствуясь логикой, поскольку «Оно» характеризуется, как неорганизованность и хаотичность. Важно отметить, что «Оно» обладает безграничным воздействием на эго и суперэго.


Топическая модель психического аппарата состоит из 2 составляющих: сознательное и бессознательное

«Я» - одна из структур человеческой личности, что тесно контактирует с окружающими людьми. «Я» происходит из «Оно» и появляется в тот момент, когда ребенок начинает воспринимать себя в качестве личности. «Оно» является своеобразной подпиткой для «Я», а «Я» выступает в качестве защитной оболочки базовых инстинктов. Для того чтобы лучше понимать взаимосвязь между

«Оно» и «Я», следует рассмотреть пример сексуальных потребностей. «Оно» является базовым инстинктом, то есть потребностью сексуального контакта. «Я» определяет, при каких условиях и когда будет реализован этот контакт. Это означает что «Я» обладает способностью сдерживать и управлять «Оно», что является залогом внутреннего психоэмоционального равновесия.

«Сверх-Я» берет свое начало в «Я» и является своеобразной базой, где хранятся моральные законы и правила, ограничивающие личность и запрещающие некоторые действия. По мнению Фрейда, в задачу «Сверх-Я» входит выстраивание идеалов, самонаблюдение и совесть.

Все вышеперечисленные структуры имеют важную роль в развитии человеческой личности. Они поддерживают тонкий баланс между опасностью, связанной с неудовольствием и стремлением, что ведет к удовлетворению.

Энергия, берущая свое начало в «Оно», отражается в «Его». Задачей «Сверх-Я» является определение границ действия этой энергии. Следует обратить внимание, что требования внешней реальности могут отличаться от требований «Сверх-Я» и «Оно». Данное противоречие является причиной развития внутренних конфликтов. Для решения подобных конфликтов используются следующие способы:

  • компенсация;
  • сублимация;
  • защитные механизмы.

Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что сны являются воссозданием человеческих желаний, которые не могут быть реализованы в реальности. Повторяющиеся сны четко указывают на наличие нереализованных стимулов. Нереализованные стимулы мешают самовыражению и психологическому росту.

Сублимация – механизм перенаправления сексуальной энергетики на те цели, что одобрены в социуме . К таким целям относятся интеллектуальные, социальные и творческие виды деятельности. Сублимация является одним из защитных механизмов человеческой психики, а созданная ей энергия является основой цивилизации.

Тревожность, вызванная неудовлетворенными желаниями, может быть нейтрализована при помощи прямого обращения к внутреннему конфликту. Поскольку внутренняя энергия не в силах найти выход, необходимо перенаправить её на преодоление имеющихся преград. Помимо этого, необходимо снизить последствия, которые могут предоставить эти преграды и компенсировать неудовлетворенные стимулы. Примером подобной компенсации является идеальный слух, у людей с нарушениями в работе зрительных органов.

По мнению Фрейда, человеческая психика безгранична.


Фрейд предположил, что всеми нами движет принцип удовольствия

Человек, страдающий от недостатка определенных навыков, и желающий добиться успеха, может достичь поставленной цели благодаря напористости и непревзойденной работоспособности. Но существуют примеры, когда возникшее напряжение может исказиться из-за работы особых защитных механизмов. К таким механизмам относятся:

  • изоляция;
  • подавление;
  • гиперкомпенсация;
  • отрицание;
  • проекция;
  • регрессия.

Пример работы этих защитных механизмов следует рассматривать на ситуации с неразделенной любовью. Подавление этих чувств можно выразить фразой «Я не помню этого чувства», механизм отвержения выражается в виде «Любви нет, и не было», а изоляцию можно описать как «Я не нуждаюсь в любви».

Подведение итогов

Теория психоанализа Фрейда кратко и понятно была изложена в данной статье. Подводя итог, можно сказать, что данный метод является одной из попыток понять, те особенности человеческой психики, что ранее были непостижимы . В современном мире, термин «психоанализ» используется в следующих сферах:

  1. В качестве названия научной дисциплины.
  2. Собирательное название комплекса мероприятий, посвященных исследованиям работы психики.
  3. Как метод лечения невротических расстройств.

Многие современные ученые часто подвергают критике теорию Зигмунда Фрейда. Однако на сегодняшний день, те понятия, что были введены в обращение этим ученым, являются своеобразной базой науки психологии.