Рассказы куприна о животных в каком рассказе. Мир животных Куприна А.И

Гуттаперчевый мальчик: рассказы русских писателей для детей

Дмитрий Васильевич Григорович

Гуттаперчевый мальчик

«…Когда я родился – я заплакал; впоследствии каждый прожитой день объяснял мне, почему я заплакал, когда родился…»

I

Метель! Метель!! И как это вдруг! Как неожиданно!!! А до того времени стояла прекрасная погода. В полдень слегка морозило; солнце, ослепительно сверкая по снегу и заставляя всех щуриться, прибавляло к весёлости и пестроте уличного петербургского населения, праздновавшего пятый день Масленицы. Так продолжалось почти до трёх часов, до начала сумерек, и вдруг налетела туча, поднялся ветер, и снег повалил с такою густотою, что в первые минуты ничего нельзя было разобрать на улице.

Суета и давка особенно чувствовались на площади против цирка. Публика, выходившая после утреннего представления, едва могла пробираться в толпе, валившей с Царицы на Луга, где были балаганы. Люди, лошади, сани, кареты – всё смешалось. Посреди шума раздавались со всех концов нетерпеливые возгласы, слышались недовольные, ворчливые замечания лиц, застигнутых врасплох метелью. Нашлись даже такие, которые тут же не на шутку рассердились и хорошенько её выбранили.

К числу последних следует прежде всего причислить распорядителей цирка. И в самом деле, если принять в расчёт предстоящее вечернее представление и ожидаемую на него публику, – метель легко могла повредить делу. Масленица бесспорно владеет таинственной силой пробуждать в душе человека чувство долга к употреблению блинов, услаждению себя увеселениями и зрелищами всякого рода; но, с другой стороны, известно также из опыта, что чувство долга может иногда пасовать и слабнуть от причин, несравненно менее достойных, чем перемена погоды. Как бы там ни было, метель колебала успех вечернего представления; рождались даже некоторые опасения, что если погода к восьми часам не улучшится – касса цирка существенно пострадает.

Так или почти так рассуждал режиссёр цирка, провожая глазами публику, теснившуюся у выхода. Когда двери на площадь были заперты, он направился через залу к конюшням.

В зале цирка успели уже потушить газ. Проходя между барьером и первым рядом кресел, режиссёр мог различить сквозь мрак только арену цирка, обозначавшуюся круглым мутно-желтоватым пятном; остальное всё: опустевшие ряды кресел, амфитеатр, верхние галереи – уходили в темноту, местами неопределённо чернея, местами пропадая в туманной мгле, крепко пропитанной кисло-сладким запахом конюшни, амьяка, сырого песку и опилок. Под куполом воздух так уже сгущался, что трудно было различать очертание верхних окон; затемнённые снаружи пасмурным небом, залепленные наполовину снегом, они проглядывали вовнутрь, как сквозь кисель, сообщая настолько свету, чтобы нижней части цирка придать ещё больше сумрака. Во всём этом обширном тёмном пространстве свет резко проходил только золотистой продольной полоской между половинками драпировки, ниспадавшей под оркестром; он лучом врезывался в тучный воздух, пропадал и снова появлялся на противоположном конце у выхода, играя на позолоте и малиновом бархате средней ложи.

За драпировкой, пропускавшей свет, раздавались голоса, слышался лошадиный топот; к ним время от времени присоединялся нетерпеливый лай учёных собак, которых запирали, как только оканчивалось представление. Там теперь сосредоточивалась жизнь шумного персонала, одушевлявшего полчаса тому назад арену цирка во время утреннего представления. Там только горел теперь газ, освещая кирпичные стены, наскоро забелённые известью. У основания их, вдоль закруглённых коридоров, громоздились сложенные декорации, расписные барьеры и табуреты, лестницы, носилки с тюфяками и коврами, свёртки цветных флагов; при свете газа чётко обрисовывались висевшие на стенах обручи, перевитые яркими бумажными цветами или заклеенные тонкой китайской бумагой; подле сверкал длинный золочёный шест и выделялась голубая, шитая блёстками, занавеска, украшавшая подпорку во время танцевания на канате. Словом, тут находились все те предметы и приспособления, которые мгновенно переносят воображение к людям, перелетающим в пространстве, женщинам, усиленно прыгающим в обруч с тем, чтобы снова попасть ногами на спину скачущей лошади, детям, кувыркающимся в воздухе или висящим на одних носках под куполом.

Несмотря, однако ж, что всё здесь напоминало частые и страшные случаи ушибов, перелома рёбер и ног, падений, сопряжённых со смертью, что жизнь человеческая постоянно висела здесь на волоске и с нею играли, как с мячиком, – в этом светлом коридоре и расположенных в нём уборных встречались больше лица весёлые, слышались по преимуществу шутки, хохот и посвистыванье.

Так и теперь было.

В главном проходе, соединявшем внутренний коридор с конюшнями, можно было видеть почти всех лиц труппы. Одни успели уже переменить костюм и стояли в мантильях, модных шляпках, пальто и пиджаках; другим удалось только смыть румяна и белила и наскоро набросить пальто, из-под которого выглядывали ноги, обтянутые в цветное трико и обутые в башмаки, шитые блёстками; третьи не торопились и красовались в полном костюме, как были во время представления.

Между последними особенное внимание обращал на себя небольшого роста человек, обтянутый от груди до ног в полосатое трико с двумя большими бабочками, нашитыми на груди и на спине. По лицу его, густо замазанному белилами, с бровями, перпендикулярно выведенными поперёк лба, и красными кружками на щеках, невозможно было бы сказать, сколько ему лет, если бы он не снял с себя парика, как только окончилось представление, и не обнаружил этим широкой лысины, проходившей через его голову.

Он заметно обходил товарищей, не вмешивался в их разговоры. Он не замечал, как многие из них подталкивали друг друга локтем и шутливо подмигивали, когда он проходил мимо.

При виде вошедшего режиссёра он попятился, быстро отвернулся и сделал несколько шагов к уборным; но режиссёр поспешил остановить его.

– Эдвардс, погодите минутку; успеете ещё раздеться! – сказал режиссёр, внимательно поглядывая на клоуна, который остановился, но, по-видимому, неохотно это сделал, – подождите, прошу вас; мне надо только переговорить с фрау Браун… Где мадам Браун? Позовите её сюда… А, фрау Браун! – воскликнул режиссёр, обратясь к маленькой хромой, уже не молодой женщине, в салопе, также не молодых лет, и шляпке, ещё старше салопа.

Фрау Браун подошла не одна: её сопровождала девочка лет пятнадцати, худенькая, с тонкими чертами лица и прекрасными выразительными глазами.

Произведения Куприна пропитаны глубоким уважением и симпатией
к окружающему миру. В своих творениях автор приводит подробные, реалистичные описания природы. Тема любви к родине продолжается
в описаниях её мест. Описывая пейзажи России, Куприн восхищается ими, показывает читателю их удивительные черты и запоминающиеся образы, старается как можно больше и лучше рассказать о великолепной и прекрасной своими пейзажами стране. Находясь в ссылке за пределами России,
автор не перестаёт писать о ней, уже вспоминая написанные им произведения
и отдельные картины мест, он создаёт новые произведения. Он также даёт описания картинам тех мест, где побывал за пределами своей родины.
Эти описания по своей реалистичности, уважению и симпатии ничем
не отличаются от описаний природы России. Например, в своих очерках «Лазурные берега» и в повести «Колесо времени» Куприн
описывает Марсель, как город «… шумный, пёстрый и красочный
до декоративности…
» .

Тема природы в творчестве Куприна очень распространена. Достаточно часто она встречается в произведениях на втором плане, где красочные описания подчёркивают образ созданной темы, дополняют её. Одним из таких произведений стала повесть «Олеся», где через описания природы передаётся настроение и душевное состояние главных героев. Зреющее в душе героя чувство показывается на фоне наступившей весны, романтическую атмосферу объяснения в любви создаёт образ лунной ночи. Последнее свидание завершается предгрозовой напряжённостью природы, а финалом становится страшный град, побивший жителей города, которые обидели героиню.

Однако тема природы в творчестве Куприна не всегда была на втором месте. Куприн любил и восхищался природой. Он писал не только про жизнь обычных людей, его значительно интересовали интересы и жизнь представителей окружающего мира. Он был убеждён, что животные тоже заслуживают внимания людей, а так же уважения и понимания. Среди произведений Куприна встречается немало рассказов, повествующих о жизни животных. В них Куприн смотрит на персонажей как на значимые для общества личности, по своим способностям приравнивает их к людям. Рассказывая о животных, Куприн не старается показать их ничтожность, ограниченную их возможностями, а скорее всего на этом контрастном фоне ограниченности старается показать их преимущества, их эмоции
и переживания. Создавая яркие образы домашних питомцев или бродячих животных, автор подчёркивает важность этих животных через описания
их отличительных черт характера и внешности, манеру поведения и общение
с людьми, а также через их поступки, позволяющие назвать их героями. Куприн рассказывает про животных в их естественной среде: в доме хозяина, в цирке, на улице и других местах их пребывания.

Реалистичность образов героев и пейзажей, эмоциональность персонажей, а также простота языка и стиля – всё это привлекает внимание читателей-детей, в интересы которых входит познавание окружающего мира.

В своих произведениях о животных Куприн объединил свою любовь
к детям и глубокое уважение к окружающему миру, миру природы. Обращаясь к жизненным трудностям героев произведений и показывая, как они их преодолевают, как помогают своим собратьям или людям, Куприн даёт юному читателю такие жизненные уроки, как умение быть преданным, оказывать помощь, любить к окружающему миру, - он обращается к внутреннему миру ребёнка, изменяя его, вырабатывая в нём необходимые черты духовности, морали, нравственности, сострадания, любви и уважения ко всему окружающему миру.

Через рассказы о животных Куприн даёт надежду юным читателям
на возможность преодоления жизненных трудностей в будущем. Так, например, в рассказе «Слон» (1907) тяжело заболевшей девочке приносит спасение день, проведённый с настоящим живым слоном.

Рассказ «Ю-ю» (1927), повествующий о жизни чуткой и ласковой кошки, выделяется богатством описаний природы, благодарностью за преданность
и теплоту, которую вносит в жизнь человека общение с животным.

Не менее интересен по своей структуре и сюжету рассказ Куприна «Сапсан» (1921), повествование в котором ведётся от лица собаки. Образ могучей, осознающей свою силу, добродушной и терпимой, а также философствующей собаки максимально приближен к человеческому образу. Героизм Сапсана выражен в его поступке: он загораживает дочку хозяина своим телом, спасая её от бешеной собаки.

В рассказе «Барбос и Жулька» (1897) Куприн повествует о дружбе двух псов с разными характерами, показывает их душевную близость, необходимую, по мнению Куприна, для полноценного нравственного развития ребёнка.

Контрастна и красочна природа в описаниях, данным в рассказах «Белый пудель» (1904) и «В недрах земли» (1899). В них же автор передаёт привязанность детей к животным, взаимовыручку, чистоту детской души и способность маленьких людей на подвиг.

В рассказе Куприна «Белый пудель» полно и законченно выражается тенденция детской литературы начала XX века. Образы героев рассказа наполнены житейской мудростью, добродушием, юмором (дедушка Лодышкин), отвагой и чувством привязанности мальчика к четвероногому другу, пуделю Арто. В рассказе противопоставляются два мира: жизнь бродячих музыкантов и богатых людей, их мышление и моральные ценности.

Ключевым моментом рассказа является конфликт, возникший из-за маленького пуделя, между богатой дамой с её сыном и бродячими артистами. Этот конфликт подчёркивает разницу в психологии, в этических
и нравственных представлениях представителей разных сторон. Для богатых пудель является вещью, которую можно купить и продать, а для бродячих артистов собака является другом и кормильцем, ради которого мальчик готов на подвиг.

Драматичную и напряжённую сцену спасения пуделя дополняют описания природы, которые подчёркивают переживания мальчика.
Природа, приятная и ласковая днём, становится для него тревожной
и укоряющей: «Всё было страшно, таинственно, сказочно-красиво в саду, точно наполненном ароматными снами. <…> Стройные, тёмные, пахучие кипарисы медленно кивали своими острыми верхушками с задумчивым
и укоряющим выражением
». Через подвиг мальчика Куприн передаёт чистоту нравственного чувства ребёнка, противопоставленную злу жизни.

В конце рассказа, когда пудель оказывается у артистов, автор через речь старика передаёт читателям урок морали, морали народной, суть которой в том, что есть ценности, которые не продаются.

Не менее интересны для юного читателя действия и повадки четвероного друга бродячих артистов, описываемые Куприным с большим мастерством.
В этих описаниях Куприн напоминает такого «знатока» животных, каким был Джек Лондон .

Напряжённость и динамическое развитие сюжета, описательность
и героика, контрастность юмора, выразительность и точность языка, счастливый конец, ознаменовавший победу человеческого, нравственного начала – всё эти качества делают рассказ «Белый пудель» выдающимся произведением детской литературы.

В рассказе Куприна «В недрах земли» (1899) соединяются отношение автора к теме тяжелого детства и описания природы. Герой рассказа, мальчик Васька, живёт с шахтёрами в казармах. Наивного деревенского паренька разрывают противоречивые чувства, чему дивиться – грубым нравам казармы или величине и сложности шахтенного дела. По контрасту с этим фоном тяжести жизни ребёнка среди шахтёров и противоречий мальчика изображена прекрасная степная природа. Как и в «Белом пуделе», герой рассказа оказывается способным на решительный поступок и спасает от забоя товарища. Подвиг связывает товарищей крепкими узами. На этой ноте, наполненной надеждой на дружбу и понимание, Куприн заканчивает свой рассказ.

В своих рассказах о животных Куприн «на примерах увлекательных
и затейливых историй, где каждый звериный персонаж неповторим в своей портретной и психологической характеристике
», желает «убедить читателя, насколько подчас несправедливы люди в своих суждениях, когда они,
например, говорят “глуп, как гусь„ или когда утверждают, что “кошка привязывается не к человеку, а к жилью„
» .

По своей конструкции, простоте языка, выбору персонажей и обращению к ним, а также по влиянию, оказываемому на читателя, рассказы Куприна «Слон», «Ю-ю», «Сапсан», «Барбос и Жулька», «Белый пудель»
и «В недрах земли» подойдут для юного читателя средней возрастной категории. Однако их значение для детской литературы, а также интересов читателей, существенно возрастает, когда они адресованы детям младшего школьного возраста.

Для юных читателей средней возрастной категории наибольший интерес представляют рассказы «Изумруд», «Ральф» и ряд других произведений, объединённых темой животного и растительного мира.

Рассказ Куприна «Изумруд», повествующий о жизни беговой лошади, занял одно из первых мест среди произведений русских классиков о животных.

Художественная фактура рассказа определяется через ощущения героя произведения. В своём рассказе Куприн не пытался раскрыть «внутренний мир» лошади, а показал действительность, представляемую героем рассказа через его ощущения и образы. Однако художник наделяет Изумруда некоторыми «движениями души», свойственными людям: боязнь соперника
и сохранение чувства собственного достоинства. К потоку ощущений героя автор – едва заметно – добавляет характеристики «от себя».

Описывая конюхов и наездников, автор как бы «пропускает»
их характеристики через ощущения жеребца. По такому же принципу
в рассказе показана природа. «Пропущенные» через первичные ощущения героя сложные явления действительности и её многообразия ни в коем случае не создают у читателя впечатление неправдоподобности, неестественности. Наоборот, картина природы, несмотря, на ограниченность изобразительных возможностей, полна очарования, ясности и чистоты, действует успокаивающе.

Основным художественным качеством рассказа «Изумруд» являются ясность, чистота и «зримость» описаний. Отточенность деталей показывает,
как мастерски владеет словом писатель. Примером такой детали служат паузы
в речи старика, обозначенные в тексте многоточиями: «Ишь ты, зверь жадная… Но-о, успеишь… А, чтоб тебя… Потычь мне ещё мордой-то.
Вот я тебя ужотко потычу
». Движения старика не видны, но паузами его полны движения.

Рассказ Куприна «Изумруд» кончается трагической гибелью доброго
и прекрасного существа. Однако столь трагический конец скрашивается отсутствием тяжкой безнадёжности: читатель огорчён гибелью героя,
но это чувство сглаживается мыслями о том, что жеребец прожил полноценную, интересную жизнь.

Еще в 1930 году Куприн был обеспокоен тем, что «в литературе почти не осталось ни собак, ни лошадей ». Желание писателя восполнить образовавшийся пробел отразилось в его творчестве. В последние годы им была задумана целая книга о животных – «Друзья человека». Но осуществить свой замысел писатель не успел. Из задуманного цикла был создан только один рассказ – «Ральф».

В своём рассказе Куприн раскрывает уникальность пса по кличке Ральф. Уникальность Ральфа раскрывается через пространства, связанные с героем произведения, через взаимоотношения Ральфа и Балахнина (хозяин собаки), через форму обращения Балахнина к Ральфу (вежливая форма на «вы»).

Автор рассказа подчёркивает необычность пса, повествуя о том,
что Ральф воспринимает не только черный и белый цвет, но и ряд других основных цветов (синий, зеленый, желтый, красный), что делает его исключительным среди всех собак. Так же из авторской речи мы узнаём,
что у Ральфа есть работа. Наличие у него работы приравнивает пса
к работающим людям и выделяет его из кровных его братьев, собак.

Однако, выделяясь среди своих сородичей, Ральф не уходит от их мира, он только выделяется как настоящая, почти человеческая личность. Доказательством того, что Ральф принадлежит к миру собак, является соблюдение им «непреложных законов » своих сородичей.

Таким образом, рассказ Куприна «Ральф» точно и полно отражает задумку автора о книге «Друзья человека». В рассказе показываются
не эмоции героев или их видение мира, а достоинства и уникальность пса, представителя животного мира. Данный рассказ, созданный автором с целью показать его коллегам значимость темы о животных для литературы, вполне оправдал ожидания.

По своей конструкции, обращённости к читателю, художественной фактуре, обращению к психологическому миру героев и описанию природы рассказы Куприна «Изумруд» и «Ральф» подойдут как для детской читательской аудитории, так и для взрослых читателей.

Среди рассказов Куприна о природе выделяются «Скворцы»
и «В зверинце».

Рассказ «Скворцы» повествует о перелетах скворцов. В рассказе Куприн описывает природу, места обитания птиц. Реалистичность образов основывается на воспоминаниях автора. Он восхищается мужеством и силой этих маленьких птичек, повествует о трудностях их длинного пути, с восторгом пишет о возвращении домой, красочно описывает их подражания другим птицам, не забывая подчеркнуть собственную песнь скворцов. Описания скворцов наполнены восторгом автора, движениями и неугомонностью птиц. Рассказывая про скворцов, А. Куприн сравнивает их с воробьями. Про воробьёв автор пишет: «ветреная, пустая, несерьёзная птица », а скворцами восхищается. Рассказ наполнен яркими описаниями, с особым юмором пишет автор про воробьев, о глупых наивных детях, хитрых и суетливых.
В рассказе писатель обращается к читателям, советует им помогать скворцам, ценить их и оберегать. В конце рассказа, «отправляя» скворцов в далекое путешествие, Куприн прощается с ними: «До свидания, милые скворцы! Прилетайте весною. Гнезда вас ждут… » .

В рассказе «В зверинце» Куприн на контрастном фоне тех ужасов, страхов, отчаяния и смирения показал великолепные пейзажи природы
и свободу пленённых зверей. В рассказе автор повествует о жизни зверей, заточённых людьми в клетку, их думы и мечты, а также алчность человека.

Куприн написал много рассказов о животных. Он хорошо знал характер
и повадки птиц. Реалистичность его рассказов о животных связана с его привязанностью к животным: он дрессировал их, лечил и спасал, когда им грозила смертельная опасность. О Куприне в своих афишах, посвященных зверям, писал знаменитый укротитель Анатолий Дуров :

Сам Куприн-писатель
С нами был приятель.

Рассказы Куприна о животном и растительном мире прочно вошли
в программу изучения детской литературы. Этому способствовали реалистичность описаний и эмоциональность героев, простой и выразительный язык, представление животных как равных человеку, а также торжество добра. Рассказы Куприна о животном и растительном мире развивают в ребёнке необходимые психологические, этические и нравственные черты, преподают уроки жизни, морали, понимания ценностей, и дают надежду для преодоления жизненных трудностей, создавая на контрасте тяжёлого детства
и безысходности счастливые развязки.


3. КОНЦЕПЦИЯ ИЗДАНИЯ СБОРНИКА РАССКАЗОВ
О ПРИРОДЕ А.И. КУПРИНА


Похожая информация.


Утром в воскресенье отец Олимпий готовился к службе. Он полоскал горло борной кислотой, дышал над паром. Жена дьякона, худая невзрачная женщина, принесла ему стакан водки в честь выходного дня

Барбос и Жулька

Жизнь невозможна без дружбы. Дружба – это взаимное расположение друг к другу. Барбос – это собака, и тем более самая обычная собака, которая не имеет никакой родословной, и породы, просто одним словом, Барбос – это дворняжка

Белый пудель

Главным действующим лицом является белый пудель по кличке Арто. Он отличался исключительным умом и дрессированостью. Этот пес входил в бродячую трупу циркачей, которой кроме него были еще старый шарманщик Мартын и мальчик-акробат Сережа

В недрах земли

В рассказе Александра Ивановича Куприна повествуется о мальчике по имени Ванька. Он небольшого роста и очень худенький. Ванька работает на угольной шахте, вдали от своей семьи

В цирке

Цирковой борец Арбузов почувствовал себя плохо и пошел к доктору. Доктор осмотрел его и сказал, что надо беречь здоровье и на время отказаться от тренировок и выступлений, иначе это может плохо закончиться. Арбузов сказал, что у него подписан контракт

Впотьмах

Среди суеты и привычного шума Московского вокзала затянулась прощальная сцена трех молодых людей, которые с нетерпением ждали отправления поезда. Когда один из них – Аларин Александр Егорович оказался в вагоне, он старался не привлекать к себе внимания

Гамбринус

Самые главные начальные события разворачиваются в обычной пивной под названием «Гамбринус». Весьма необычное название для пивного бара, но тем не менее. Это место получило такое альтернативное название недаром.

Гранатовый браслет

Данное произведение начинается с того что Княгиня Вера Николаевна Шеина, которая является женой предводителя дворянства, живет на даче, так как в их квартире, которая находится в городе, идет ремонт.

Гранатовый браслет по главам

1 глава. Рассказ начинается с описания непогоды, которая наступила в конце лета на берегу Черного моря. Основная масса жителей начала второпях переезжать в город, покидая сады. Княгиня Вера

Завирайка

Ранней весной двое охотников пошли в снежный лес поохотится на зайцев, и взяли с собой охотничьего пса Завирайку. За охотниками увязалась стая деревенских собак многочисленная и шумная.

Звезда Соломона

Удивительный и таинственный жанр мистики во все времена привлекал ценителей художественной литературы. Произведение А. И. Куприна «Звезда Соломона» не является исключением и захватывает читателя

Золотой петух

Рассказе «Золотой петух» похож на симфонию, здесь столько звука. Он поход и на прекрасную картину – столько здесь света! В рассказе повествуется о маленьком чуде. Вопрос как раз в том и заключается: было ли это обычным делом

Изумруд

Рассказ Изумруд является одним из лучших произведений Александра Куприна в котором в главных ролях выступают животные. Рассказ раскрывает тему несправедливости окружающего мира, наполненного завистью и жестоким отношением

Колесо времени

Главный герой рассказа «Колесо времени»- Михаил, бывший военный, который после службы оказался во Франции, где работает на заводе с другими эмигрантами из России. Очень часто Михаил с друзьями приезжает

Куст сирени

Юный и небогатый офицер по фамилии «Алмазов» пришел домой с выступления в Академии ген. штаба и не снимая одежды уселся в своем кабинете. Жена сразу же поняла, что случилось несчастье

Листригоны

В книге рассказывается о рыбаках – листригонах, которые были потомками греческих колонистов. В Балаклаве наступил октябрь. Из города уехали все дачники, а жители Балаклавы сосредоточились на ловле рыбы.

Мой полёт

Находясь в городе Одесса, писатель Куприн наблюдает диковинные полёты на фанерном аэроплане. Его знакомый Заикин, уже сделав несколько удачных кругов, предлагает писателю полетать вместе с ним.

Молох

Действие в рассказе «Молох» происходит на сталелитейном заводе, где работает инженер Андрей Ильич Бобров. Он страдает бессонницей из-за морфия, от которого не может отказаться. Боброва нельзя назвать счастливым, так как он чувствует отвращение

На переломе (кадеты)

Миша Буланин, ребенок выросший в замечательном доме, отличался хорошими манерами и доверчивым характером. Родители решили отправить мальчика на учебу в кадетскую школу, в которой негласно были установлены жестокие и варварские правила.

Олеся

Рассказчик приезжает на полгода в глухую деревню и от скуки общается и занимается с крестьянами, охотится. Однажды на охоте главный герой сбивается с пути и попадает в дом, где живут ведьма Майнулиха и её внучка Олеся

Олеся по главам

Глава 1. Волею судьбы молодой барин был заброшен в глухую деревню на целых полгода. Отправляясь туда, начинающий писатель не подозревал, насколько тосклива жизнь в этом богом забытом краю. Он собирался

Пиратка

Это грустный рассказ о нищем старике и его собачке Пиратке. Старик не всегда был бедным и пьющим. У него была и семья, и дом, и деньги. Но, однажды, его жена сбежала вместе с приказчиком, а старик с горя запил.

Поединок

Шестая рота заканчивает занятия и офицеры, младшие по званию, пытаются соревноваться, кто ловчее всех срубит чучело из глины. Начинает подпоручик Григорий Ромашов. Он плохо знает дело, поэтому у него ничего не выходит.

Сапсан

История начинается с представления рассказчика, которого зовут Сапсан Тридцать Шестой, и, как мы узнаем впоследствии – является собакой. В самом начале пес рассказывает о своих благородных предках

Святая ложь

Главный герой рассказа «Святая ложь» - Иван Иванович Семенюта, не дурной человек, но его по праву можно назвать типичным неудачником. Из-за своей робости, нерешительности, стеснительности Семенюта не мог постоять за себя еще со времен школы

Синяя звезда

В рассказе «Синяя звезда» Куприн задаёт читателям настоящую загадку. Король одной спрятанной в горах страны оставляет послание на стене перед своей смертью, но никто не может его разгадать.

Скворцы

Начинается рассказ о скворцах с общего замечания о том, что животные и птицы хорошо чувствуют природу. Могут, например, предугадывать землетрясения, а человек по их поведению беспокойному сам догадывается о грозящем бедствии.

Слон

Рассказ «Слон» показывает чудесное выздоровление маленькой девочки, которая мечтала лишь о слоне.. Шестилетняя девочка Надя не ест – не пьёт, бледнеет и худеет, не играет и не смеётся. Что за болезнь? Доктора разводят руками… Но один из них предполагает

Собачье счастье

Это случилось в сентябре. Пес пойнтер Джек отправился с кухаркой Анной на базар. Он знал дорогу, ходит не в первый раз. Именно по этой причине он бежал впереди своей спутницы, обнюхивая тротуар. Периодически останавливался посмотреть, где идет кухарка

Суламифь

В начале автор повествует о времени правления Соломона, о его жизни. Сорока пяти летний царь Персии был необыкновенно мудр и красив, щедр и богат. У Соломона было много женщин, только жён в гареме семьсот человек. А ещё наложницы

Тапер

В рассказе Куприна «Тапер» показана яркая личность талантливого мальчика. Тапёр – это пианист, играющий на балах. Дело важное, но не такое уж хитрое. Талант главного героя – бедного юноши Юрия даже не может в полную мощь развернуться на этих танцах

Храбрые беглецы

В пансионе для детей жили трое мальчиков. Когда появилась новая классная дама в группе, она стала придираться к одному по имени Нельгин, за его шалости. Когда было время прогулок

Четверо нищих

Юнкера

Наступил конец августа. Алеша Александров недавно окончил кадетский корпус. Алешу зачислили в юнкерское пехотное училище имени императора Александра II. Он ходил в гости к Синельниковым, чтобы увидеть молодую Юлию

Яма

Развлекательное заведение Анны Марковны находится в так называемой Яме (Ямской слободе), оно не относится к изысканным и шикарным местам, но и не принадлежит к самым низким. Сюда в поисках удовольствий приходят разные мужчины.

Об авторе

Куприн вырос в не богатой семье, так как отец его рано умер от холеры. После смерти кормильца он попал в сиротский пансионат, затем учился в кадетском корпусе Москвы, в городе котором родилась его мать.

С шести лет у Куприна начинается раннее творчество по военной тематике, связанные с армейскими буднями, бесцельностью время провождения в армии и мещанскими ограниченностями.

В 1905 году автор заканчивает работу над повестью «Поединок», который становится объектом шума и дискуссий, так как общество воспринимает произведение очень негативно. Поэтому армейская служба закончилась отставкой, однако до этого Куприн успел запечатлеться рассказами в журналах.

Так как Куприн повысил квалификацию в сфере журналистики, это помогло ему развить литературную деятельность в таких произведениях как «Брегет», «Ночлег», «Чудесный доктор» и других, которые принесли ему популярность и стали лучшими его творениями.

В 1896 году выходит в свет «Молох» повествующий капитализм и бунт рабочих, когда интеллигенция помогает художественной и литературной поддержкой, и автору помогает познакомиться с М.Горьким, А.Чеховым и другими писателями.

Чехов в жизни пережил много скитаний, и каждое путешествие в жизни выдаёт ему новые произведения повествующие его окружение и быт того времени.

Именно после возвращения из Франции он сильно заболевает, так как эмиграция для него действует пагубно, так как, даль от родины вызывает глубоко засидевшие болезни в уязвимой натуре, когда возвращение в Москву заканчивается гибелью писателя.

Однако были и светлые дни в жизни Куприна, когда в 1908-19011 годах, были созданы революционные рассказы о любви «Гранатовый браслет» и «Суламифь».

Однажды недетский писатель Александр Иванович Куприн сказал, что самые чистые и честные существа на свете — это дети и животные. Таковы главные персонажи грустных, но светлых рассказов «Белый пудель», «Чудесный доктор», «Слон», вошедших в этот сборник.
Куприн нежно, с глубокой симпатией относится к тем своим героям, которые хорошо делают свое дело. Это маленький акробат Сережа («Белый пудель») и великий доктор Пирогов («Чудесный доктор»). Но, по мысли писателя, жестокие стороны жизни — нищета, болезни, унижения — преодолеваются только верой в чудо и умением сотворить его своими руками.
Храбрый и ловкий Сережа чудесным образом спасает из беды верного друга пуделя Арто. Чудо случайной встречи с милосердным доктором Пироговым полностью меняет жизнь казалось бы обреченной на медленное вымирание семьи Мерцаловых. Девочка Надя из рассказа «Слон» больна апатией, не пьет, не ест. Но она хочет слона. Приносят игрушечного — она равнодушно отстраняется. И тогда ее отец договаривается с хозяином зверинца и приводит к дочке настоящего слона. Для этого в доме приходится сломать некоторое количество стен. Огромное животное ведут по городу и заманивают в дом фисташковым тортом. Слон здоровается с девочкой, пьет с ней чай, играет. На следующий день — вот оно, чудо! — Надя просыпается здоровой.
«Главное — не падайте никогда духом», — сказал доктор Пирогов семье Мерцаловых на прощание. Пожалуй, это самая главная мысль во всех произведениях Куприна, написанных им о детях и для детей.
Рассказы А.И. Куприна написаны прекрасным русским языком и хороши для семейного чтения.
Книга впервые издается с иллюстрациями художника Анатолия Слепкова.

Рассказы А. Куприна

298f95e1bf9136124592c8d4825a06fc

Большой и сильный пес по имени Сапсан размышляет о жизни и о том, что его окружает в этой жизни. Сапсан получил свое имя от давних предков, один из которых в схватке победил медведя, вцепившись ему в горло. Сапсан размышляет о Хозяине, осуждает его плохие привычки, радуется тому как его хвалят, когда они с Хозяином гуляют. Сапсан живет в доме с Хозяином, его дочкой Маленькой и кошкой. С кошкой они дружат, Маленькую Сапсан охраняет, никому не дает в обиду и позволяет ей такое, чего бы не позволил никому. Еще Сапсан любит кости и часто грызет их или закапывает, чтобы погрызть потом, но иногда забывает место. Хоть Сапсан и самый сильный пес в мире, он не рогает беззащитных и слабых собак. Часто Сапсан смотрит в небо и знает, что там есть кто-то, кто сильнее и умнее Хозяина и когда-нибудь этот кто-то заберет Сапсана в вечность. Сапсан очень хочет, чтобы в этот момент Хозяин был рядом, даже если его не будет, последняя мысль Сапсана будет о нем.

298f95e1bf9136124592c8d4825a06fc0">

Рассказы А. Куприна

d61e4bbd6393c9111e6526ea173a7c8b

Рассказ Куприна "Слон" - интересная история про маленькую девочку, которая заболела и ни один доктор не мог её вылечить. Говорили лишь, что у неё апатия и равнодушие к жизни, а сама она лежала в постели целый месяц с плохим аппетитом, ей было очень скучно. Мама и папа заболевшей девочки места себе не находили, пытаясь вылечить ребенка, но ее ничем невозможно было заинтересовать. Доктор посоветовал исполнять любой ее каприз, но она ничего не хотела. Внезапно девочка захотела слона. Папа мигом сбегал в магазин и купил красивого заводного слона. Но Надю этот игрушечный слон не впечатлил, она хотела настоящего живого слона, не обязательно большого. И папа, подумав некоторое время пошел в цирк, где договорился с владельцем животных привести ночью слона им домой на целый день, потому что днем к слону прильнули бы толпы людей. Для того, чтобы слон мог зайти им в квартиру на 2 этаж, специально расширили двери. И вот ночью слон был приведен. Девочка Надя проснулась с утра и очень обрадовалась ему. Целый день они провели вместе, даже пообедали за одним столом. Надя кормила слона булками и показывала ему своих кукол. Так она и уснула возле него. А ночью ей снился слон. Проснувшись поутру, Надя не обнаружила слона - его увели, но интерес к жизни у нее появился и она выздоровела.

d61e4bbd6393c9111e6526ea173a7c8b0">

Рассказы А. Куприна

8dd48d6a2e2cad213179a3992c0be53c