Робочий час психолога. Ставка педагога психолога в школе

Советы юристов:

1. Работаю в школе педагогом-психологом при ставке 0,75 и 0,75 педагогом-социлогом, должна ли я в находиться в школе все 9 часов каждый день?

1.1. Да, должны, так как по этим должностям установлена продолжительность рабочего времени (пункты 2.1–2.2 приложения № 1 к приказу Минобрнауки № 1601, письмо Минобрнауки от 15.10.2015 № 08-ПГ-МОН-37849).

В дни отсутствия занятий и иной работы могут не присутствовать педагоги, которым установлена норма учебной нагрузки (пункт 2.4 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки от 11.05.2016 № 536). Например, учители и педагоги дополнительного образования.

Вам помог ответ? Да Нет

2. Сколько часов в день составляет 0,25 ставки педагога-психолога в школе.

2.1. В день составляет 2 часа.

Вам помог ответ? Да Нет

3. Как зависит ставка педагога-психолога в школе от количества обучающихся.

3.1. Неизвестно. Порядок и условия оплаты труда, в том числе ее частей, определяются не законодательством, а работодателем или собственником учреждения.

Вам помог ответ? Да Нет

4. Сколько детей приходится на 1 ставку педагога-психолога в школе?

4.1. Обязательных нормативов штатной численности педагога-психолога не существует, поэтому в каждом конкретном случае решение принимается индивидуально соответствующим руководителем образовательного учреждения.
Возможно что в вашем регионе есть какие-то нормы, но они могут носить только рекомендательный характер и с данным вопросом нужно обращаться либо в Министерство образования вашего региона, либо в отдел образования вашей администрации.

Вам помог ответ? Да Нет

5. Скажите, пожалуйста, сколько часов ставка педагога-психолога в школе?

5.1. Может Вам стоит обратиться в ближайшую школу, и спросить об этом у ее директора? Ну и в Самаре есть Департамент образования городского округа Самара, его руководитель Галузина Лилия. Можно, наверно, к ней на прием записаться, уж она то точно знает ответ на этот вопрос.

Вам помог ответ? Да Нет

6. Какова нагрузка на 1 ставку педагога - психолога в школе (количество детей)?

6.1. Нагрузка педагога-психолога не зависит от числа детей в образовательном учреждении и составляет в любом случае 36 часов в неделю, из которых не менее 18 - это работа в непосредственно в школе.

Вам помог ответ? Да Нет

7. Работаю в школе педагогом-психологом. Прошла профессиональную переподготовку, квалификация дефектология. Могу ли я работать на 0,5 ставки дефектологом? Спасибо.

7.1. в соответствии с Трудовым кодесом РФ, Статья 60.1. Работа по совместительству:
Работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).
Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству, определяются главой 44 настоящего Кодекса.

Вам помог ответ? Да Нет

8. Я работаю педагогом-психологом в школе, нагрузка 1 полная ставка (36 часов), еще есть к ней 10 часов преподавание музыкой и 10 часов работа с ребенком-инвалидом. Могут ли входить часы дополнительной нагрузки в мое основное рабочее время, т. е совмещать. И имею ли я право при такой нагрузке на пятидневную рабочую неделю. "Использована информация юридической социальной сети https://www.сайт"

8.1. Могут входить дополнительные часы ы ваше основное время согласно статье 60.2 ТК РФ, которая регламентирует порядок совмещения
Что касается права на пятидневную рабочую неделю то вопрос решается с вашим работодателем При этом обязанности работодателя перевести вас на пятидневку не существует.

Вам помог ответ? Да Нет

9. На вакансию педагога-психолога в школе претендует педагог по изобразительному искусству со среднеспециальным образованием, на данный момент студент-заочник 2 курса педагогического вуза по специальности "Педагогика. Психология". Имеем ли мы право уже сейчас принять такого работника на полную ставку или может быть возможно хотя бы на какую-то часть ставки? (Специалист очень нужен, вакансия уже 10 месяцев) Спасибо.

9.1. Не понятно на какую должность, изо или психолог.

Вам помог ответ? Да Нет


10. Каким документом регламентируется количество учеников на ставку педагога-психолога в школе?

10.1. Никаким. Уже давно принято Решение Коллегии Минобразования РФ от 29.03.1995 N 7/1 "О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации" .
Там установлено, что должности практических психологов устанавливаются на основе ЕТС (от 9 до 16 разрядов) в каждом образовательном учреждении - не менее одного психолога на учреждение. При этом в образовательных учреждениях, имеющих более 500 воспитанников (учащихся), количество ставок психологов увеличивается.
Но вот согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности.

Сейчас норматив по количеству детей на ставку педагога-психолога установлен только в отношении детей с ОВЗ. Там один психолог на 20 детей.
Минобр в этом году обещал разработать нормативы.

Вам помог ответ? Да Нет

11. До декрета я работала в школе на 2 ставки: психолог и социальный педагог. В трудовой книжке написано вот так "принята на ставку психолога, социального педагога". Трудовой договор у нас в школе директор не выдавала, даёт только тем, кто сейчас устраивается, и то выборочно. На данный момент мне нужно выходить из декрета, мне предлагают вернуться лишь на ставку психолога. Правомерно ли это? На ставку соц. педагога приняли человека на постоянное место работы (даже выдали трудовой договор)

11.1. По-сути, у Вас было совместительство (гл. 44 ТК РФ). В трудовой книжке Вам сделали неправильную запись. Письменно заявлением потребуйте заверенную копию трудового договора за прошедший период работы, у Вас он должен быть изначально. Нужно определиться, какая должность у вас была основной. И только тогда решать, нарушено ли Ваше право и надо ли его отстаивать.

Вам помог ответ? Да Нет

12. Я работаю в школе педагогом-психологом на ставку. В школе обучается около 1 тыс человек, среди них 6 детей с ОВЗ. Какова норма человек на 1 ставку психолога? Должны ли отдельно доплачивать за работу с детьми с ОВЗ?

12.1. Доплаты за работу с детьми с ОВЗ в настоящее время предусмотрены только если речь идет о специализированном образовательном учреждении, а у вас обычная школа. С 2016 года действует так называемое инклюзивное образование и дети с ОВЗ помещаются в обычные школы.
Что касается нормы человек на ставку, то таких норм не существует. Есть «Положение о службе практической психологии образования в Российской Федерации». Но данный документ носит рекомендательный, а не обязательный характер. В данном документе рекомендуют 1 ставку на 500 детей.

Вам помог ответ? Да Нет

13. Я работаю педагогом-психологом в школе. В нашем МБОУ имеется коррекционный класс (дети 7-го вида). По всей школе более 20 учащихся с ОВЗ. Сколько ставок нам положено?

13.1. К сожалению закон не устанавливает нормативы штатной численности, эти нормативы разрабатываются и утверждаются непосредственно отделами образования.

Вам помог ответ? Да Нет

Консультация по Вашему вопросу

звонок с городских и мобильных бесплатный по всей России

14. Работаю в школе ставка учителя и еще 0.5 ставки педагога-психолога. Положен мне МРОТ на педагога-психолога?

14.1. ---Здравствуйте уважаемый посетитель, ни какого МРОТ вам не положено, только 0,5 ставки Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.

Вам помог ответ? Да Нет

15. Здравствуйте! Входит ли в северный стаж 0.8 ставки для назначения пенсии. Работала педагогом психологом в школе. В ПФ сказали, что нет. Правомерно ли это?

15.1. Статья 327. Другие гарантии и компенсации Гарантии и компенсации в области социального страхования, пенсионного обеспечения, жилищных правоотношений и другие устанавливаются лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Вам помог ответ? Да Нет

16. По трудовой книжке записана "психолог, преподаватель биологии" в сельской школе. В тарификации "уроки биологии 5-6 часов и ставка педагога-психолога". Имею ли я право на льготную пенсию? Надо ли подтверждать выпиской из лицевого счета?

16.1. По тексту - нет. Основное место работы - у Вас ставка педагога-психолога.

Правила
исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
(утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781)11. Работа в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.

Вам помог ответ? Да Нет

17. Я работаю в школе педагогом-психологом, и еще веду элективный курс"я и моя будущая профессия (36 час.) Скажите, что входит в мои обязанности? У меня по оплате труда 1 ставка, т.е. 36 час. Подскажите, сколько часов рабочих я должна проводиить на своем рабочем месте с учетом того, что я веду этот элективный курс? Может быть мне не доплачивают? Из чего складывается оплата труда? У меня 7 часовой раб. день.
Пятидневка.

17.1. Всё ,что входит в трудовые обязанности, должно быть прописано в трудовом договоре. Дополнительная работа должна осуществляться на основании дополнительного соглашения к Трудовому договору.

Вам помог ответ? Да Нет

17.2. Свои обязанности Вы можете посмотреть в трудовом договоре и (или) должностной инструкции. Иные обязанности не указанные в них Вы вправе не выполнять.

Вам помог ответ? Да Нет

18. Работаю на ставку педагогом психологом в общеобразовательной школе. Сдала документы в пенсионный фонд для подсчёта стажа на льготную пенсию по выслуге. Сегодня в пенсионном мне сказали, что должность педагога психолога общеобразовательного учреждения не входит в список льготных должностей. А на льготную пенсию я могу претендовать только если я работала учителем и у меня была нагрузка не менее 18 часов. Так ли это.

18.1. ПФР не прав. Согласно ПП РФ от 29.10.2002 № 781 (ред. от 26.05.2009) "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" работа на полную ставку по должности педагога-психолога" в поименованных в Постановлении учреждениях.

Вам помог ответ? Да Нет

19. Я два года проработала в общеобразовательной школе на 0,5 ставки педагогом-психологом и на 0,5 ставки воспитателем ГПД. Войдут ли эти два года мне в льготный стаж?

19.1. Здравствуйте, Жанна
Чтобы эта работа вошла в льготный стаж, вы должны были работать педагогом на полную ставку
Желаю Вам удачи и всех благ!

Вам помог ответ? Да Нет

20. Какова рабочая неделя у социального педагога в школе (ставка) при условии совмещения ставки педагога психолога?

Спасибо.

20.1. У социального педагога ставка не делится на преподавательскую и иную педагогическую работу. Ставка социального педагога измеряется не в норме преподавательских часов, а в продолжительности рабочего времени за неделю.
Продолжительность рабочей недели у социального педагога - 36 часов.
Удачи и добра!

Вам помог ответ? Да Нет

20.2. Если речь идет о полной ставке, то у педагогических работников она составляет 36 часов в неделю, именно от этого и нужно исходить.

Вам помог ответ? Да Нет

21. Работаю педагогом - психологом в одной из школ Подмосковья. В связи с введением ФГОС и ФГОС ОВЗ, помимо своей основной нагрузки на ставку (36) часов, имею нагрузку в количестве 13 часов на внеурочную деятельность. Какова в часах должна быть моя недельная нагрузка, т.е. непосредственно мое присутствие в школе. Работаю в данном учреждении более 22 лет. Как правильно совместить время, которое оплачивается отдельно помимо ставки. Благодарю за внимание!

21.1. А время будет зависеть от того, как именно оформлена дополнительная нагрузка. Если это совмещение, она может выполняться в течение рабочего времени. Если совместительство, на это требуется отдельное рабочее время.

Вам помог ответ? Да Нет

22. Работаю в сельской школе 12 лет педагогом-психологом на 1 ставку, но в этом году директор переводит меня 0.65 ставки, уведомления не было, как быть в данной ситуации?

22.1. Обжалуйте его приказ в Управлении образования. Директор не имел права без Вашего согласия и уведомления издавать такой приказ. Это нарушение норм ТК РФ.

Вам помог ответ? Да Нет

22.2. Изменить существенные условия трудового договора директор не может, должен быть приказ о сокращении, и уведомление не менее чем за 2 месяца, просто так перевести это уже нарушение, пишите жалобу в Управление образования.

Вам помог ответ? Да Нет

22.3. Если в условиях вашего трудового договора указана ставка, то работодатель обязан вас обеспечить работой по данной ставке, а если нагрузки нет, то он обязан об этом уведомить не позднее чем за два месяца до введения изменений.
Поэтому в данной ситуации со стороны директора имеет место нарушение трудового законодательства и вы имеете право подать жалобу в трудовую инспекцию.

Вам помог ответ? Да Нет

23. Я работаю педагогом-психологом на ставку в сельской школе, дополнительно 11 часов преподавания (ИЗО, МХК, ОБЖ), сельская надбавка 25% выплачивается только на основной оклад или еще и на преподавательские часы?

23.1. Порядок и условия оплаты труда, в том числе ее частей, определяются не законодательством, а работодателем или собственником учреждения.

Вам помог ответ? Да Нет

24. Я работаю учителем начальных классов и педагогом - психологом. У меня 14 часов и 0.5 ставки психолога. Могу ли я просить у администрации методический день. В школе 6-дневная рабочая неделя.

Педагог-психолог - штатная единица, необходимая в организации образования. В соответствии с запросами образовательного учреждения утверждаются рабочее время педагога-психолога и сочетание вида работ.

Из этой статьи вы узнаете:

Направления работы педагога-психолога

Просвещение – , формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам. Это лекции, тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, .

Профилактика – целенаправленная, систематическая совместная работа психолога, педагога и воспитателей

  • по предупреждению возможных социально-психологических и психологических проблем у учащихся разных классов;
  • по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах, правил школы, в основе которых уважение чести и достоинства всех ее граждан;
  • по выявлению детей группы риска (по различным основаниям).

Психопрофилактическая диагностика – с целью выявления детей "группы риска" по социально-психологическим и интеллектуальным основаниям и заключения о необходимости дальнейшей психокоррекционной работы с ними.

Систематическая работа по предупреждению возможных проблем развития личности учащихся в форме психологических тренингов, дифференцированных по проблемам и возрасту учащихся, или уроков психологии, в содержание которых включены знания, умения и навыки работы с типичными психологическими проблемами учащихся определенного возраста.Психолог также методически обеспечивает включение данной тематики в содержание других школьных психологов.

Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности учащихся с целью:

Выявлений причин возникновения проблем в обучении и развитии;

Определение сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;

Раннего выявления профессиональных и познавательных интересов;

Определение индивидуального стиля познавательной деятельности.

Осуществляется в виде формы плановой диагностики или диагностики по запросу учащихся, педагогов, родителей и администрации школы и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета школы. Психологическая диагностика профессионального поведения учителя осуществляется психологом либо в рамках разработанной им стратегии собственной профессиональной деятельности, либо по запросу со стороны администрации или самого учителя.

Внимание: коррекция – систематическая целенаправленная работа психолога с детьми, отнесенными к категории "группы риска" по тем или иным основаниям, направленная на специфическую помощь этим детям.

В условиях организации образования психолог самостоятельно имеет право работать только с детьми, в поведении которых отклонения не являются следствием применения поражения ЦНС или психического заболевания. Психолог не обязан выполнять административно-воспитательные функции по отношению к детям, нарушающим правила школы или совершавшим противоправные действия. Вместе с тем он может методически обеспечить процедуру установления справедливых правил и санкции за их нарушения в учебном заведении.

Коррекционная работа осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий, а также в форме тематических психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы.

Консультирование – оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей, в школе, помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультации.

★ КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА ★

Арт-терапия в работе педагога-психолога

Л. В. Ханина

педагог-психолог КГУ «КШДС № 2», г. Приозерск

Форма проведения : мастер-класс.

Цель : повышение профессионального мастерства педагогов-психологов – участников мастер-класса – через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса.

Задачи :

  • познакомить участников мастер-класса с арт-терапевтическими технологиями и их применением в практике;
  • создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт-терапии (изотерапию, сказкотерапию, музыкотерапию, танцевальную терапию и др.) как одну из форм организации мастер-класса;
  • способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

В соответствии с пп. 47) п. 1 ст. 1 Трудового кодекса РК (далее – ТК) рабочее время – время, в течение которого работник в соответствии с актами работодателя и условиями трудового договора выполняет трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК, иными нормативными правовыми актами РК, коллективным договором, актом работодателя отнесены к рабочему времени.

Рабочее время и время отдыха педагогических работников устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, учебным расписанием, а также условиями трудового договора.

Согласно п. 1 ст. 68 ТК нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю.

Согласно пп. 1) п. 7 ст. 52 Закона РК «Об образовании» нормативная учебная нагрузка в неделю для исчисления месячной заработной платы педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебно-воспитательный процесс в государственных организациях образования, устанавливается:

1) 18 часов:

для организаций среднего образования и организаций образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования;

для организаций дополнительного образования обучающихся и воспитанников;

для специализированных и специальных организаций образования.

Продолжительность рабочего времени работников организаций образования, для которых не установлена нормативная учебная нагрузка, устанавливается в соответствии с ТК.

Выполнение другой части педагогической работы осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.

Дополнительные особенности режима рабочего времени педагогических работников могут быть регламентированы региональным (областным) отраслевым соглашением, с текстом которого можно ознакомиться в территориальном управлении образования либо в структурной организации областного отраслевого профессионального союза.

Согласно пп. 6) п. 1 ст. 28 ТК режим рабочего времени и времени отдыха обязательно должен быть прописан в трудовом договоре. Полагаем, что работник должен находиться на рабочем месте согласно режиму рабочего времени, оговоренному в трудовом договоре и правилах внутреннего трудового распорядка.

Нормативная учебная нагрузка для исчисления заработной платы в соответствии с п. 7 ст. 52 Закона РК "Об образовании" устанавливается для педагогических работников, осуществляющих непосредственно учебный процесс. Педагог-психолог организации образования не занят реализацией учебных программ. Следовательно, здесь не может идти речь об учебной нагрузке. Правильно будет говорить о продолжительности рабочего времени. Согласно ст. 68 Трудового кодекса РК (далее – ТК) нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю, если в трудовых, коллективных договорах не предусмотрена меньшая продолжительность рабочего времени с оплатой как за нормальную продолжительность рабочего времени.

Зарплата педагога-психолога

Должностной оклад педагога-психолога высшего уровня квалификации первой квалификационной категории со стажем работы по специальности свыше 20 лет рассчитывается следующим образом: 17697 тенге * 3,86 = 68310 тенге. Доплата за особые условия труда: 68310 тенге * 10 % = 6831 тенге. Итого: 68310 + 6831 = 75141 тенге. Если трудовая деятельность осуществляется в сельской местности, то в соответствии с действующей системой оплаты труда рассчитанная тарифная ставка увеличивается на 25%: 75141 тенге * 125% = 93926 тенге. 17697 тенге – базовый должностной оклад, 3,86 – коэффициент исчисления ставки в зависимости от реестровой группы (ВЗ-2) и стажа работы по специальности.

Тарифная ставка педагога-психолога с теми же персональными параметрами по старой модели оплаты труда, действующей до 1.01.2016 г., составила бы 17697 тенге * 2,59 = 45835 тенге.

В данном случае повышение составило 23%.

Постановлением Правительства РК от 31.12.2015 г. № 1193 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий» введена в действие новая модель оплаты труда, которая предусматривает повышение средней заработной платы в сфере образования и науки на 29%. Однако в первую очередь повышение коснулось методистов, учителей, преподавателей, воспитателей и других работников, непосредственно занятых в реализации учебных программ.

Органы управления образования обязаны по вашему требованию представить информацию о вашей заработной плате и ее составных частях.

В соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ рабочее время психолога (по согласованию с директором) делится на присутственные часы и часы, не требующие присутствия в школе, в общей сложности составляя 36-часовую рабочую неделю . Педагогу-психологу рекомендовано присутствовать в образовательном учреждении не менее 18 часов.

В присутственные часы выполняются следующие виды работ: индивидуальная, групповая работа с обучающимися, воспитанниками, консультативная работа с учителями, воспитателями и родителями обучающихся воспитанников.

Виды деятельности, не требующие присутствия педагога-психолога на рабочем месте, - подготовка к индивидуальной и групповой работе, обработка, анализ, обобщение результатов деятельности, интерпретация полученных данных и заполнение отчетной документации, повышение профессиональной компетенции педагога-психолога.

Данное разделение видов деятельности требует уточнения. Здесь не учтены следующие виды работы.

Во-первых, присутствие на общешкольных мероприятиях, производственных совещаниях, линейках, участие в работе психолого-педагогического консилиума, совета профилактики, педсоветов, методических объединений учителей-предметников.

Во-вторых, диспетчерская, организационная деятельность (согласование вопросов, составление графиков, контакты с родителями учащихся и согласование с ними времени встречи, раздача документов и их сбор у членов педколлектива, решение организационных вопросов с внешкольными учреждениями, подписание соответствующих договоров и др.). В СОШ объем трудозатрат, может быть, чуть меньше, но для коррекционной школы это острая проблема.

В-третьих, разработка, ремонт, изготовление, подготовка, упаковка стимульного материала, ведь у нас весь стимульный материал приобретается или изготавливается самим психологом, в коррекционном учреждении VIII вида нет компьютерной техники, так как нет информатики в учебном плане.

В-четвертых, заведование кабинетом, содержание кабинета (ремонт помещения, оформление, приобретение канцтоваров), канцелярская работа (приведение документов в порядок, структуризация материалов, обслуживание и ремонт оборудования и мебели). Кабинет психолога должен быть интерактивным пространством (развивающим поисковую активность), развивающим пространством (представлять «сенсорный стимульный материал»: кубики, пирамидки, разрезные картинки и прочее), комнатой релаксации, «канцелярией» психолога и мастерской одновременно. Поэтому психологу приходится свой кабинет превращать то в одно, то в другое пространство, что влечет за собой большие трудозатраты и затраты времени.

А теперь несколько слов о том виде деятельности, который включен в официальный перечень. По моему мнению, термин «консультация педагогов» неточно отражает суть работы в школе. «Консультация» школьного психолога вплетается в процесс взаимодействия, общения с педагогом, может быть растянута во времени, когда информация предоставляется педагогу дозированно. Поэтому классическая продолжительная консультация проводится в исключительных случаях, не считая «первичного интервью», которое тоже, по сути, не совсем консультация. При определении видов деятельности школьного психолога более правильно выделить «взаимодействие с педагогами».

Мои предложения по оптимизации работы педагога-психолога:

1. Предоставить психологу право выбора: отрабатывать 18 часов присутствия или 36 часов в неделю. При этом необязательно вырабатывать «часы присутствия», так как на обработку и анализ результатов, оформление документов времени уходит больше, чем на диагностику, в среднем в 1,4 раза (почти все делается вручную). Кстати, ориентировочные нормы «Продолжительность различных видов работ практического психолога образования», рекомендованные коллегией Министерства образования РФ (от 29.03.1995 г.), не разделяют время проведения работы и время на ее подготовку.

2. Ввести почасовую систему, как в вузе, то есть если ты отработал в первом полугодии больше (по необходимости), то во втором полугодии это компенсируется меньшим количеством рабочих часов.

3. Уточнить перечень видов работы с учетом особенностей деятельности школьного психолога в отличие от психологов, работающих в центрах.

4. Предоставить психологу право составлять перечень документации, разбивать ее на формы. В рекомендациях просто указать перечень необходимой информации. В нынешней ситуации информация дублируется в разных документах. Ведь в школе есть личные дела, классные журналы, медицинские карты, поэтому переписывать всю эту информацию по многу раз не имеет смысла.

5. Учитывать важность свободного взаимодействия психолога во время перемены с учащимися и учителями. Для того чтобы педагог-психолог мог реализовывать в это время свои профессиональные функции, администрация не должна заставлять его дежурить на перемене.

6. Обозначить перечень видов коррекционно-развивающих занятий, не требующих разработки программы, например: самостоятельные занятия учащихся со стимульным материалом и оборудованием кабинета психолога по собственному желанию. Кроме того, наступает момент, когда специалист настолько хорошо владеет материалом, что может очень эффективно применять его отдельные части в другой проблемной ситуации и вообще работать по ситуации. В данном случае, например, специалистов высшей категории можно освободить от написания подробного плана КРЗ.

7. Официально указать право и возможность проводить диагностику когнитивных психических процессов в первой половине дня в рамках официального расписания.

С ейчас многие школьные психологи перешли из своих образовательных учреждений в центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции. Центр, на мой взгляд, должен не просто объединять психологов, а обеспечить выполнение функций, которые психологи будут эффективнее выполнять, не являясь подчиненными директора школы.

«Глыба (камень) более устойчиво стоит, утопая в песке», - говорят японцы о крупной корпорации, которая сотрудничает с мелким бизнесом. В нашей стране - это центр с психологами на местах. До сих пор психологи, находящиеся в штате школы, и центр - это скорее «песок, окруженный барьерчиком». Хорошо, конечно, что этот «барьерчик» есть, куда хуже, когда работаешь в одиночку. Может быть, усиление значимости и веса центра должно реализовываться не только через согласование планов, но и в установлении квоты времени (30 или 50%), которое школьный психолог отрабатывает по плану центра.

В центре должны быть специалисты, работающие там постоянно, и психологи могут пользоваться программами и стимульным материалом, которые им в одиночку приобрести трудно, а составить и сделать - слишком трудоемко. В центре могут разрабатываться коррекционно-развивающие программы, которые можно проводить не в одном учреждении. У городского центра больше возможностей сотрудничать с организациями.

Выведение психологов из подчинения директоров школ имеет свои плюсы и свои минусы.

1. Директора, не обладающие достаточными знаниями для руководства психологами и осознающие это, будут довольны, так как им не нужно разбираться в их планах работы или полностью полагаться на профессионализм психолога.

2. Психологу проще выполнять правила профессиональной этики, в частности правило конфиденциальности, когда часть информации он имеет право не сообщать директору. Однако директор, в свою очередь, стремится владеть всей информацией, таким образом возникает противоречие или потенциальная конфликтная ситуация.

3. Психолог может, не опасаясь, говорить о недостатках руководства. Но большинство директоров, так же как и большинство людей, с трудом воспринимают критику или даже советы. Ситуация, в которой психолог советует директору, а тот прислушивается, может привести к недовольству коллектива, что директор не руководит, а подчиняется.

4. Мнение человека со стороны многими членами педколлектива воспринимается как более авторитетное, чем своего коллеги по школе.

5. Более адекватно будет оцениваться уровень профессионализма психолога, так как, с учетом особенностей его функционала, количественная оценка не может солидно подтвердить это. Достойная оплата труда - самая эффективная и надежная основа роста профессионализма в любой области.

6. В данный момент у педагогов-психологов слишком широкое поле деятельности, одному человеку охватить все это весьма трудно, а в условиях, когда администрация не понимает всю сложность его работы,- особенно тяжело. В новых обстоятельствах появляется возможность сузить круг решаемых вопросов и передать часть задач психологу, закрепленному за центром.

В 2008/2009 учебном году мной был проведен «хронометраж рабочего времени» - заполнение ежедневника. Часть информации зафиксирована приблизительно, так как не всегда было удобно во время общения поглядывать на часы или не было возможности сразу записать, сколько времени затрачено на то или иное дело. Отклонение в несколько минут для понимания общей картины существенного значения не имеет. Результаты анализа этих материалов представлены ниже в таблице.

В ней не указано время, затраченное на сканирование различных методических материалов (для создания в электронной форме «АРМ школьного психолога» или учебно-методического комплекса), так как это делалось в домашних условиях и не фиксировалось.

График работы на 2019-2020 учебный год (недельный)

День недели

Количество часов

Понедельник

Планирование и анализ работы: заполнение аналитической и отчётной документации.Подготовка к проведению групповых и индивидуальных занятий,консультаций с учащимися

Посещение и психологический анализ уроков; проведение психологических мониторингов и разовых уроков психологии; групповые развивающие занятия для учащихся.

Самообразование; подготовка и обработка результатов психологических мониторингов, составление заключений, аналитических справок по результатам диагностики и мониторингов, курсы повышения квалификации.

Участие в РМО, совещаниях, семинарах-практикумах, авторских мастерских для педагогов-психологов.

Первичный диагностический приём и консультации учащихся.

Подготовка к проведению групповых и индивидуальных занятий, консультаций с учащимися

Групповые развивающие занятия для учащихся, индивидуальные консультации для педагогов, учащихся, участие в педсоветах, консилиумах и рабочих совещаниях.

Заполнение аналитической и отчётной документации

Консультирование родителей, участие в родительских собраниях

Циклограмма работы на 2019-2020 учебный год (недельный)

Малаховой Ольги Владимировны, педагога-психолога (1 ставка)

День недели

Количество часов

Понедельник

Методическая

Работа с участниками образовательного процесса:

Методическая

Работа с участниками образоват. процесса

Повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, супервизорство, участие в методических объединениях практических психологов.

Работа с участниками образоват. процесса

Методическая

Работа с участниками образоват. процесса

Методическая

Работа с участниками образоват. процесса

Работа с участниками образовательного процесса: Индивидуальная и групповая профилактическая, диагностическая, консультативная, коррекционная, развивающая, учебная, просветительская работа с обучающимися; экспертная, консультационная работа с педагогическими работниками и родителями (законными представителями по вопросам развития, обучения и воспитания в образовательном учреждении;

Методическая работа: Подготовка к индивидуальной и групповой работе с учащимися; обработка, анализ и обобщение полученных результатов; подготовка к экспертно-консультационной работе с педагогическими работниками и родителями обучающихся; заполнение аналитической и отчётной документации.