Самая большая катастрофа на море. Крупнейшие морские катастрофы в истории

С тех давних пор, когда человек стал мореплавателем, он постоянно сталкивался с опасностью погибнуть в морях. Подводные рифы и скалы, «волны-убийцы», пресловутый человеческий фактор и другие причины приводили и, возможно, будут приводить к катастрофам на морских просторах. Даже двадцатый век с его стальными и прочными кораблями, молниеносной связью и радарами не спасал судна от гибели. Где же и по каким причинам происходили известные кораблекрушения в мировой истории?

1.

«Титаник» - главная морская катастрофа XX века


Британский лайнер заслужил звание самого узнаваемого затонувшего корабля в мире. Этому способствовало многое. Ещё до пуска на воду газеты и журналы называли «Титаник» непотопляемым, и за дело - трюм и нижние палубы были оснащены герметичными дверьми, а двойное дно позволяло сохранять плавучесть при течи.
Ажиотаж вокруг популярного и роскошного лайнера привёл к тому, что билеты на его первый и последний рейс из Великобритании с США оказались дороже, чем на другие аналогичные корабли. Речь идёт не только о первом классе, места в котором поспешили занять некоторые известные предприниматели, писатели и общественные деятели. Внимание публики лишь усилило впечатление от грядущей трагедии…
Встреча с айсбергами была обычной угрозой для судов в Северной Атлантике в весеннее время года, но огромные льдины часто оставляли кораблям лишь царапины. Командование «Титаника» (который, напомним, был прозван «непотопляемым») и представить не могло тяжёлых последствий от столкновения со льдами. К тому же нужно было соблюдать график и идти на высокой скорости.

2.


На пятый день своего путешествия из британского порта Саутгемптон в Нью-Йорк, в ночь на 15 апреля 1912 года, «Титаник» столкнулся с айсбергом. Было темно, и преграду вовремя не заметили. Длинные пробоины позволили воде заполнять трюмы выше переборок. Спустя два с половиной часа корабль ушёл под воду. Из-за недостатка шлюпок около полутора тысяч человек не смогли спастись и утонули в водах океана.

3.

«Донья Пас» - столкновение парома с танкером
После крушения «Титаника» самой крупной морской катастрофой в мирное время стала гибель филиппинского парома «Донья Пас». Его история совсем не похожа на историю дорогого и новенького лайнера. На момент крушения «Донья Пас» служила людям уже два десятилетия. Паром был построен японцами и после многих лет эксплуатации продан в Филиппины.


Бедная азиатская страна до последнего использовала судно на своих внутренних морских линиях. Навигационных приборов на нём не было, на капитанском мостике в момент катастрофы находился всего один человек - ученик матроса, а остальная команда в кубрике смотрела телевизор и пила пиво.
20 декабря 1987 года «Донья Пас» столкнулась с танкером «Вектор» с нефтепродуктами на борту. Экипаж танкера, кстати, тоже не проявил особой бдительности и профессионального отношения к своим обязанностям - попыток заранее изменить курс он не принял. Танкер загорелся, оба судна начали тонуть, а пассажиры в панике бросались в воду, где на поверхности уже разливалось горящее топливо.
Из-за крайней переполненности парома точное число пассажиров было неизвестно, поэтому жертв посчитали не сразу, а лишь после многолетнего расследования. Погибших, как выяснилось, было почти 4,5 тысячи. Выжило в катастрофе только 24 пассажира.

4.

«Султанша» - крупнейшее речное кораблекрушение


Не только морские просторы таили в себе опасности для кораблей. Самым масштабным крушением на речных водах считается гибель американского парохода «Султанша», курсировавшего по реке Миссисипи в 1865 году. В США в этот год закончилась Гражданская война, и пленные северяне наконец получили свободу. Капитан корабля «Султанша» Джеймс Мэйсон согласился принять на борт две с лишним тысячи бывших пленников и переправить их в северные штаты.
В середине ночи 27 апреля 1865 года на корабле взорвался котёл. Часть палубы вместе с мирно спавшими на ней людьми - которым больше негде было разместиться - рухнула вниз. Одна труба от мощности взрыва отлетела за борт, а другая упала на носовую часть корабля. Деревянный корабль легко загорелся, а встречный ветер по ходу движения судна лишь усиливал пожар. Часть людей спаслась в шлюпках, часть - вплавь, но тем не менее, число погибших превысило 1700 человек.

5.


Точные причины взрыва установить не удалось. Скорее всего, сыграли свою роль и плохая конструкция котлов, и использование грязной воды из Миссисипи, засорившей механизмы, и переполненность корабля. Встречались и более экзотические версии: бывший агент южан Роберт Лауден впоследствии говорил, что это он заложил на судне бомбу - хотя, вероятно, это заявление было чистой бравадой.

6.

«Новороссийск» - взрыв на боевом посту
Военные корабли часто гибнут во время сражений. Итальянский линкор «Джулио Чезаре» пережил две мировых войны и был передан Советскому Союзу в счёт репараций. Устаревший на тот момент корабль несколько лет ремонтировали и в 1955 году включили в состав Черноморского флота под названием «Новороссийск». По некоторым оценкам, на тот момент его можно было считать самым сильным советским боевым кораблём.

7.

Корабль «Джулио Чезаре» перед передачей в СССР
«Новороссийск» служил новой родине совсем недолго, лишь несколько раз выйдя в море для отработки боевых задач и поучаствовав в празднованиях по случаю 100-летия обороны Севастополя. Ночью 29 октября 1955 года на пришвартованном корабле раздался взрыв. Корпус был пробит, а более 150 человек в носовых кубриках погибло.
Причины взрыва остались неясными. Диверсию со стороны зарубежных государств доказать не удалось. Официальное следствие посчитало, что наиболее вероятным источником взрыва была немецкая донная мина, поставленная в бухте ещё в период войны.


Линкор «Новороссийск» на рейде Севастополя
Катастрофа, к сожалению, не закончилась взрывом. «Новороссийск» тут же попытались отбуксировать на мелководье, но его носовая часть села на грунт и корабль стал стремительно крениться на бок, а затем и вовсе ушёл под воду. Решение об эвакуации моряков было принято слишком поздно, и они оказались заперты в опрокинувшемся корабле. Счёт ушедшим жизням в итоге перевалил за 800 человек.

8.

«Трешер» - крупнейшая гибель подводной лодки
Главной катастрофой в российском подводном флоте считается гибель «Курса». Однако в мировой истории был похожий случай, который привёл к смерти более многочисленного экипажа. Американская атомная подводная лодка «Трешер» в 1963 году проводила испытания на прочность при глубоководных погружениях.


10 апреля 1963 года в водах Атлантического океана «Трешер» должен был опуститься на тестовую глубину в 360 метров. Приближаясь к этой глубине, лодка перестала отвечать на вызовы. В последнем и сильно искажённом сообщении с лодки удалось разобрать слова «предельная глубина», за которыми последовал шум. Впоследствии его идентифицировали как шум разрушающегося корпуса.
Как установило следствие, из-за некачественной пайки шва вода проникла в реактор, и он отказал. Лодка не смогла всплыть и стала опускаться на дно вплоть до разрушения прочного корпуса. 129 человек на борту утонули вместе с ней.

9.

«Адмирал Нахимов» - столкновение двух судов


Даже при наличии современных навигационных приборов возможны столкновения кораблей из-за человеческого фактора. Таким примером стала история крушения советского пассажирского парохода «Адмирал Нахимов». Судьба корабля была чем-то схожа с «Новороссийском»: он также был построен за рубежом, в Германии, и после войны был передан советскому флоту.
Несмотря на возраст, «Адмирал Нахимов» совершал круизы без аварий и происшествий. Он успешно перевозил пассажиров на дальние расстояния, вплоть до Кубы и Саудовской Аравии. Износ судна давал о себе знать, и в конце 1986 года его планировали списать с баланса Черноморского пароходства.
К сожалению, обстоятельства сложились иначе. Вечером 31 августа 1986 года, совершая рейс из Новороссийска в Сочи, «Адмирал Нахимов» пересёкся курсом с другим кораблём - сухогрузом «Пётр Васёв». Произошло это из-за несогласованных действий экипажей: пассажирский лайнер слегка изменил свой курс, а капитан «Петра Васёва» не учёл этого и вовремя не обратил внимания на экран радиолокационной обстановки.

10.


«Пётр Васёв» после столкновения
Сухогруз протаранил «Адмирала Нахимова». Лайнер сильно накренился, из-за чего спустить шлюпки на воду было невозможно. «Адмирал Нахимов» ушёл под воду всего лишь через 8 минут после столкновения. Пассажиры в спешке спасались на плотах или вплавь, кто-то вследствие паники даже не успел выбраться из кают и коридоров, а многим не хватило даже спасательных жилетов. Более 400 человек из 1200 находившихся на борту не пережили эту ночь.

1953
Зима
разрушительное ледовое нашествие на Каспии: из-за резкого потепления в северной части моря огромные ледовые поля оторвались от припая и, гонимые ветром и морским течением, поплыли на юг. По пути их движения уничтожены сооружения нефтепромыслов Изберг-море, Артём-море и Гюргяны-море, лёд отогнан ветром только возле месторождения Нефтяные камни. Погибла команда одного из промысловых катеров на Изберг-море. Это месторождение, в отличие от остальных, не стали восстанавливать из-за бедности нефтеносного слоя.
8 марта
во время грандиозной давки на похоронах Сталина в районе Трубной площади (Москва) погибло множество людей. Войска, следившие за порядком, долго не могли справиться с трагической ситуацией. Число погибших до сих пор не известно, существуют оценки от 800 до 1500 чел. Это событие получило название «второй Ходынки».
15 марта
1-я советская ядерная авария в результате самопроизвольной цепной реакции в растворе плутония. Произошла на радиохимическом заводе комбината №817 (Челябинск-65). Облучились 2 оператора, один из них перенес тяжёлую форму лучевой болезни и ампутацию ног, но остался жив и умер через 35 лет после аварии.
18-23 апреля
череда происшествий с пароходом «Волга»: 18 числа при возвращении в затон из пробного испытательного рейса при маневре он получил пролом подводной части корпуса и едва не затонул; на ремонт потребовалось 3 суток. 21 апреля судно навалило ветром на волнолом, в результате сломана кормовая мачта. 23 апреля на рейде пристани Мариинский Посад пароход привалило кормой к берегу, в результате чего погнут баллер руля.
21 апреля
авария на комбинате №817 (Челябинск-65) из-за неконтролируемого осаждения в технологических коммуникациях высокообогащенного урана-235. В результате самопроизвольной цепной ядерной реакции пострадали 6 чел.: женщина-оператор умерла от облучения, остальные перенесли лучевую болезнь.
11 мая
катастрофа при испытательном полёте самолёта «Ту-95/1»: пожар в 3-м двигателе, вскоре охвативший весь самолёт. Погиб экипаж под руководством героя Советского союза лётчика-испытателя А.Д. Перелёта (4 чел.).
29 мая
на аэродроме НИИ ВВС (г. Жуковский Московской области) столкнулись взлетавший самолёт «Ил-12» и проходивший государственные испытания вертолёт «Ми-4». Причина - невнимательность руководства полётами и лётчиков. Погибли 5 членов экипажа «Ил-12» и 3 на «Ми-4».
27 июля
во время полёта над горными районами Китая (по другим данным - над морем на траверзе р. Янцзы) американским истребителем атакован и сбит советский военно-транспортный самолет Тихоокеанского флота «Ил-12», летевший из Порт-Артура в г. Уссурийск. Экипаж и все пассажиры (21 чел.) погибли. Правительство СССР предъявило США иск на сумму свыше 12 млн. долларов. Дело дошло до международного суда, но слушания так и состоялись.
Август
на теплоходе «Память Маркина», курсировавшем по р. Волга, разорвало форсуночный трубопровод левого главного двигателя, погиб 1 чел.
13 августа
на Кавказе по долине р. Чхери прошёл селевой поток такой силы, что перенёс каменную глубы объёмом 71 куб. м и весом около 190 т.
23 августа
исключительно сильный смерч со скоростью ветра 80 м/с пронесся через г. Ростов Ярославской области. Смерч прошел через город за 8 минут, оставив полосу разрушений шириной 500 м. Он сбросил с железнодорожных путей 2 вагона весом 16 т, поднял и отбросил в сторону на 12 м раму от грузового автомобиля весом более тонны. В целом по области за год зафиксировано 4 смерча.
27 сентября
отравление 5 работников Государственного института прикладной химии при аварии автомашины в 150 км от г. Ленинград и пролива «продукта» (вещества общетоксического действия) из ёмкости. «Продуктом» было ракетное топливо гептил.
+
на одной из станций Среднеазиатской железной дороги эпидемия чумы: заболели 22 человека, в том числе 1 железнодорожник.

1954
18-22 февраля
в г. Туапсе (Краснодарский край) при ветре скоростью 22-29 м/с толщина льда на проводах достигала 5 см, а вес 1 м провода составлял 2 кг. Несмотря на штормовой ветер, «ледяная шуба» держалась на проводах в течение 100 часов.
4 апреля
в г. Тбилиси (Грузинская ССР) на матче открытия сезона чемпионата СССР между командами «Динамо» (Тбилиси) и «Спартак» (Москва) возникла давка. Многотысячная безбилетная толпа снесла железные ворота стадиона. Погибло 20 чел., официальные данные не публиковались.
Лето
сильные низовые лесные пожары в Южном Прибайкалье.
6 июня
в Охотском море неподалёку от рыбозавода №7 Кировского комбината (Камчатская область) во время сильного шторма затонул морской буксирный катер «Москвин» с металлической баржей №3346 весом 40 т. Погиб 31 чел. «Авария со столь тяжелыми последствиями явилась результатом процветающей на рыбокомбинате распущенности среди личного состава портпункта, безответственности и преступно-халатного отношения к порученному делу». Этот инцидент с начала года был на рыбокомбинате 14-м по счёту.
Осень
на судоремонтном заводе в Белом Городке (Калининская область) произошёл пожар. В пожарных магистралях на слипе не было воды, в результате чего сгорели пароходы «И.С. Никитин», «Гоголь», «Страж революции» и «Михаил Калинин».
14 сентября
операция «Снежок»: в Оренбургской области на Тоцком полигоне в ходе войсковых учений под командованием министра обороны СССР Н.А. Булганина и его заместителей маpшалов А.М. Василевского и Г.К. Жукова на высоте 350 м проведён воздушный ядерный взрыв. В учениях участвовали 45 тыс. солдат и офицеров, часть из которых («восточные войска») вскоре после взрыва получила приказ без защитных средств «штурмовать» его эпицентр, обороняли который (также без спецсредств) «западные войска». Ветер отнёс радиоактивное облако не в безлюдную степь, как ждали, а прямо на г. Оренбург и дальше, в сторону г. Красноярск. Потери среди гражданского населения до сих пор неизвестны, из числа принимавших участие в учениях военных ныне в живых осталось чуть более 2000 чел.
14 октября
наводнение в г. Ленинград. Вода в р. Нева поднялась на 222 см выше ординара (отметка у здания Горного института, совпадающая с уровнем моря; наводнения с подъёмом воды до 210 см выше ординара считаются опасными, до 299 см - особо опасными, свыше 300 см - катастрофическими).
24 октября
при перелёте из г. Казань в Москву в условиях облачной погоды разбился самолёт «Ту-75». Предполагаемая причина - отказ двигателей. Погибли 4 члена экипажа во главе с генерал-майором авиации А.И. Кабановым.
7 ноября
истребители СССР сбили самолет-разведчик США «РБ-29», совершавший разведывательный полёт вдоль береговой черты советского Дальнего Востока в Японском море. 10 лётчиков из состава экипажа выпрыгнули на парашютах и были спасены американскими аварийно-спасательными службами. Один член экипажа погиб.
25 ноября
авария с хлором на заводе «Акрихин» (Московская область) в результате прорыва трубопровода. Пострадало 19 чел.
3 декабря
над акваторией залива Петра Великого (у берегов Приморского края) истребителями ВВС Тихоокеанского флота по ошибке сбит самолёт-торпедоносец «Ту-14 Т». На самолёте отказали система опознавания и радиосвязь, пилот истребителя в темноте принял звёзды на фюзеляже за американские и открыл огонь. Трагедию подвергли умолчанию, экипаж никто не искал - однако на киль самолётов Ту-14 нанесены красные пятиконечные звёзды, чтобы исключить подобные инциденты. Обломки самолёта обнаружены лишь в 2009-м.

1955
14 января
групповое отравление парами синильной кислоты на заводе п/я 188 (г. Челябинск). Пострадало 11 чел.
15 февраля
не вернулся на базу самолёт-торпедоносец «Ил-28 Т» 1535 минно-торпедного авиационного полка ВВС Тихоокеанского флота ВМФ СССР. Место и причина гибели не установлены. Самолёт и экипаж списаны как без вести пропавшие и лишь в 2008 их останки обнаружены в Шкотовском районе Приморского края группой «АвиаПоиск».
14 марта
сильный ночной шторм на западном побережье Камчатки. На центральной базе Пымтинского рыбокомбината пострадали клуб, столовая, здание администрации, несколько жилых бараков. На 5-й базе Кировского были уничтожены больница, посольные сараи, 8 бараков. В пос. Крутогорово подвергся разрушению консервный завод.
16 апреля
взрыв на опытном производстве фосфорорганического отравляющего вещества 2-го поколения зарина завода №91 (г. Сталинград). Острое смертельное отравление и гибель аппаратчика.
26 июня
на пароходе «Мичурин», следовавшем рейсом Москва-Горький по р. Ока, произошёл взрыв котла. Рейс сорван.
Июль
авария на пароходе «Свирьстрой», следующем рейсом Ленинград-Свирица. Левый гребной вал вышел из дейдвуда и через отверстие начала проникать вода. Благодаря действиям капитана поступление воды прекращено. Причина аварии - дефект сборки.
23 июля
ураган с грозой и градом в районе станции Зима (Иркутская область). Ветер крушил дома, срывал с них крыши, ломал деревья. Масса градин, выпавших во время ливня, составляла 12-13 гр, диаметр до 5 см. На большой территории повреждены посевы и сады, разбиты изоляторы линий электропередач, стёкла окон и теплиц, порваны провода.
3 августа
пожар на дизель-электрохо­де, вышедшем в 1-й рейс вниз по р. Дон. Пламя, вырвавшееся в вентиляционную шах­ту, перекинулось на верхние надстройки и, не встречая на своём пути каких-либо препятствий, распространялось по коридорам, проникало в каюты. В результате дизель-электроход полностью сгорел, его металлический корпус затоплен на следующий день.
4 августа
на судоверфи г. Петропавловск-Камчатский с 4-метровой высоты обрушился переходной мостик между 2 траулерами. Пострадало несколько человек и больше всего гость СССР, министр рыбной промышленности Канады Синклер, помещённый в больницу с переломом ноги.
25 августа
выполняя испытательный полёт, при взлёте разбился, не сумев выправить крен, серийный самолёт «М-4». Погиб весь экипаж из 7 чел.
1 сентября
столкновение 2 грузовых поездов на электрифи­цированном участке Омской железной дороги, произошедшее на пере­гоне Валерино-Колония. Поезд №2110 врезался в хвост шедшего впереди него поезда №1702. В результате крушения и возникшего пожара сгорела и разбилась часть вагонов и электровоз поезда №2110.
15 октября
наводнение в г. Ленинград. Вода в р. Нева поднялась на 293 см выше ординара. Это одно из самых крупных наводнений в городе в ХХ в. и 4-е по высоте в его истории. Ущерб составил 403,5 млн. руб. В городе в этот день с визитом находился английский авианосец «Triumph» - его сорвало с якорей и понесло на гранитную стенку, лишь подоспевшие мощные буксиры спасли корабль от аварии.
22 октября
на полуострове Камчатка, в центре Ключевской группы вулканов-гигантов, после 3 недель землетрясений (с 29 сентября) началось извержение вулкана Безымянный - самое сильное извержение XX в. За месяц кратер вулкана расширился с 250 до 800 м. В декабре 1955 - феврале 1956 активность резко уменьшилась.
29 октября
ночью в бухте г. Севастополь в результате внешнего подводного взрыва (предположительно от немецкой донной мины, оставшейся с войны) затонул линкор «Новороссийск» (бывший итальянский «Джулио Чезаре»). Погибло 607 чел.
22 ноября
самый мощный ядерный взрыв, произведенный на Семипалатинском испытательном полигоне (Казахская ССР): термоядерная бомба «РДС-37» мощностью 1,6 Мт сброшена с самолета «Ту-16» и взорвалась на высоте 1550 м. Ударная волна вызвала в жилом городке испытателей, расположенном в 60 км от места взрыва, лёгкие разрушения строений, в окнах домов выбиты стекла. Не обошлось без человеческих жертв: в с. Малые Акжары (55 км от эпицентра взрыва) из-за обвала потолка в одном из домов погибла девочка 3 лет. В районе, расположенном в 36 км от эпицентра, в окопе были засыпаны землёй 6 солдат, 1 из них умер от удушья.
16 декабря
отравление хлором в результате прорыва трубопровода на заводе №97 в г. Усолье-Сибирское (Иркутская область). Пострадало 52 чел., 17 из них госпитализировано.
22 декабря
гололёд распространился от юга Украинской ССР до Прикаспийской низменности. Это был один из выдающихся по интенсивности и охвату территории гололёдов. Вечером в г. Ростов-на-Дону приостановилось движение троллейбусов и трамваев, под тяжестью ледяной корки ломались деревья.
+
очередное наводнение в Станиславской области (Украинская ССР) нанесло ущерб только лесному хозяйству в 24 млн. руб.

1956
2 февраля
рискованный ядерный эксперимент: полномасштабное испытание 1-го советского ракетного комплекса, оснащенного ядерной боеголовкой. Ракета «Р-5 М» была запущена с полигона Капустин Яр. Через 11 минут головная часть ракеты с плутониевым ядерным зарядом, пролетев через космос почти 1200 км, взорвалась на земле в районе приаральских Каракумов. Вскоре район взрыва был обнесён колючей проволокой и длительное время охранялся, чтобы исключить проникновение людей в опасную зону.
18 февраля
выброс хлора из неисправной аппаратуры в цехе №4 ГосНИИхлорпроект (г. Москва), пострадало 12 чел.
13 марта
при испытании самолёта «Ил-28» погиб лётчик-испытатель НИИ ВВС, дважды Герой Советского союза майор Г.М. Паршин. Вместе с ним погибли бортрадист С.П. Горюнов и оператор Ростовцев, который должен был производить киносъёмку дозаправки «МиГ-19» от «Ту-16».
30 марта
в ходе извержения вулкана Безымянный на Камчатке произошел гигантский взрыв. Вершина вулкана снесена, высота его уменьшилась почти на 200 м, продукты извержения до неузнаваемости изменили прилегавшие к вулкану окрестности. Общий объём выброшенного на высоту до 45 км пепла превысил 0,5 млрд. куб. м. Площадь, покрытая пеплом, имела в длину 400 км, а в ширину - 100-150 км, общий объём выпавшего пепла составил не менее 0,5 млрд. куб/м. На расстоянии свыше 10 км всё было погребено под слоем вулканических песков толщиной 0,5-1,5 м. Струи песка содрали кору с деревьев в радиусе до 30 км, все тонкие деревья были сломаны. Наступила последняя фаза извержения, которое закончилось к ноябрю. Оно произошло в совершенно безлюдной местности и не унесло ни одной человеческой жизни.
Май
днепровский пароход «Иосиф Сталин» в одном из рейсов выходит за пределы судового хода и крепко садится на мель. Простой судна составляет 9 часов.
Июнь
сильное наводнение на р. Амур и её притоках (Хабаровский край) из-за обильных дождей, превысивших сезонную норму осадков в 2,5 раза. На значительном протяжении затоплено не только низкое левобережье, но и часть стоящего на высоком правом берегу г. Хабаровск: пострадали многие городские постройки, дома, причалы, складские и производственные помещения, нарушены телефонная связь и электроснабжение отдельных районов края.
Август
по вине судоводителей на р. Волга происходит столкновение дизель-электроходов «Карелия» и «Композитор Глинка». Суда получают повреждения.
12 августа
в Балтийском море на подводной лодке «М-259» в дизельном отсеке произошёл взрыв энергоустановки, начался пожар. От ожогов погибли 4 члена экипажа.
25-31 августа
сильная буря 25 августа в районе г. Наро-Фоминск (Московская область) и 31 августа у г. Бронницы там же, сопровождавшаяся группой смерчей. Полосы бурелома, характерные для смерчей, имели ширину 200-300 м, отдельными пятнами длиной 2-3 км они следовали друг за другом, указывая на «прыгание» смерчей. Все разрушения не имели линейного характера, а были сосредоточены в одном месте.
15-17 сентября
катастрофический шторм (12 баллов по шкале Бофорта) на Каспийском море в районе промысла Нефтяные Камни. Сила ветра достигала 40 м/с. Гигантские волны, обрушившиеся на нефтепромысел, уничтожили около 4 км морских эстакад, 8 приэстакадных площадок, из которых 6 давали нефть уже в постоянном режиме. Пострадало и морское основание. Погибли 22 нефтяника.
21 ноября
подводная лодка «М-200» («Месть») затонула в Балтийском море после столкновения с эсминцем «Статный». Всего погибли 36 чел.
+
пожар в машинном отделении на подводной лодке «М-255». Погибли 7 чел.

1957
24 января
взpыв на Павлогpадском заводе №55 Министеpства общего машиностpоения (Казахская ССР). Полностью pазpушен цех, убито 46 чел., 30 pабочих получили pанения. Любопытно, что именно в эти минуты в паpткоме завода обсуждался вопpос об улучшении техники безопасности.
Апрель
высокое половодье в Хабаровском крае: вышли из берегов рр. Амур, Уссури, Анюй, Хунгари, Бикин, затопив не только пойму, но и часть Среднеамурской и Уссурийской низменностей. Вода поднялась на 4 м выше ординара и сильно подтопила населённые пункты Вяземский, Бикин, низинные районы г. Хабаровск. Повреждены дома, хранилища, портовые сооружения, нарушена связь.
Май-июнь
пыльные бури на Северном Кавказе. Особенно пострадал Ставропольский край, где, к примеру, в Петровском районе повреждено до 1/3 посевов озимых (почти 4 тыс. га).
12-13 июня
катастрофический паводок в Предкарпатье из-за ливня, следствием которого стал огромный материальный ущерб: размыто железнодорожное полотно, затоплены сёла, снесены хозяйственные постройки, повреждены и погибли посевы сельскохозяйственных культур на больших площадях.
27 июня
землетрясение в Забайкалье (Муйский хребет). Интенсивность сотрясений в эпицентре - 10 баллов. Разрушения в гг. Чита, Бодайбо и других населённых пунктах, на поверхности земли разрывы длиной до 30 км, обвалы в горах.
Июль
крупный пожар в пос. Щурово (Коломенский район Московской обл.): во время грозы молния попала в бак с нефтью, рядом находились также баки с бензином. Пожар гасили целые сутки, в процессе огнём и взрывами с берега р. Ока сбросило в воду команды пожарных. Горящая нефть плыла по воде, не давая возможности выплыть людям, которые лишь на мгновене выныривали, чтобы глотнуть воздуха и погружались снова. Погибло много московских пожарных, огромное количество людей получили ожоги и травмы.
14 июля
советский корабль «Ашхабад» сел на мель и затонул в Каспийском море. В результате крушения погибло 270 чел.
28 июля
в Москве во время церемонии открытия VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов рухнул Щербаковский универмаг, на крышу которого забрались сотни желающих увидеть фестивальную процессию. В итоге здание пришлось снести, а универмаг перевели в другое место поблизости. Сколько людей тогда пострадало, были ли погибшие, неизвестно до сих пор.
Август
возле станции Токсово (Ленинградская обл.) сошёл с рельсов пассажирский состав, на полной скорости движущийся в сторону г. Ленинград. В результате крушения поезда сильно деформировались несколько вагонов, десятки людей погибли.
2 августа
нештатная радиационная ситуация на испытательном полигоне о. Новая Земля при проведении группового подземного ядерного испытания. Было одновременно взорвано 5 зарядов мощностью от 0,001 до 150 кт. Примерно через 1,5 минуты после взрыва произошел прорыв парогазовой смеси по трещине естественного разлома подтаявшего ледника на склоне горы. В день испытания была штилевая погода, поэтому радиоактивное облако на длительное время зависло над технологической площадкой, что стало причиной аварийного облучения персонала полигона.
15 августа
при заходе на посадку в г. Копенгаген (Дания) советский самолёт «Ил-14 П» столкнулся в тумане с трубой электростанции, упал в гавани города и затонул на глубине 5 м. Погибли 23 чел.
17 августа
при заходе на посадку в аэропорту г. Киев (Украинская ССР) столкнулись 2 грузовых самолёта «Ил-14». Причина - ошибка диспетчерской службы. После столкновения обломки самолётов рухнули на жилые постройки города. Погибли 9 чел. - члены экипажей.
26 сентября
в Балтийском море на подводной лодке «М-256» произошла авария энергоустановки (взрыв двигателя) и начался пожар. Лодка затонула, погибли 35 членов экипажа.
29 сентября
радиоэкологическая авария на Южном Урале: вблизи г. Кыштым на комбинате №817 при извлечении плутония из-за перегрева контейнера с ядерными отходами произошли взрыв и выброс в атмосферу радиоактивных продуктов, а также радиоактивной грязи с территории предприятия с последующим их рассеиванием на части территории Челябинской, Свердловской и Тюменской областей общей площадью 25.000 кв. км, на которой находилось 217 сёл и деревень. Образовался так называемый «Восточно-Уральский радиоактивный след». Разгоревшийся после взрыва пожар, затронувший окружающий лес, тушили несколько дней. Пострадало (по опубликованным данным) 124.000 чел.; число погибших не названо, однако известно, что в течение следующих 3 лет после этой аварии с географических карт СССР исчезло свыше 30 небольших деревень в пределах участка площадью 1200 кв. км и около 17.000 чел. с этой территории были эвакуированы. По международной шкале авария оценена как тяжелая, 6-й степени. Радиационное заражение в Челябинске-40 достигло максимума спустя 15-19 лет, то есть в середине 1970-х. Местная речка Теча и в конце 1990-х имела радиоактивность в 15 предельно допустимых концентраций, однако вода продолжала использоваться для хозяйственно-бытовых нужд.
Эта авария включена в «Книгу рекордов Гиннеса» как крупнейший выброс ядерных отходов.
1 октября
дизель-электроход «Литва», следуя по Куйбышевскому водохранилищу, сталкивается с баржей «Кара» и получает повреждения.
12 ноября
трагедия в деревне Бусса Брестской области (Белорусская ССР): в школу приехала кинопередвижка. Механик сидел со своей установкой в дверях, разложив катушки нитрокинопленки на полу, и заправляя их при свете стоящей на столе керосиновой лампы, наполненной бензином. Лампу случайно опрокинул один из зрителей (находился в подпитии), произошло возгорание, огонь быстро распространился по бревенчатому помещению. В результате погибли 65 чел., многие получили тяжёлые ожоги. Сведения о трагедии были засекречены, однако в СССР запретили использовать нитроцеллюлитную кинопленку.
4 декабря
Гоби-Алтайское землетрясение. Интенсивность: по разным данным от 8,6 до 11-12 баллов. Эпицентр пришелся на почти безлюдные районы Монгольского Алтая, толчки ощущались на территории Монголии, северных провинций Китая и в СССР (Бурятская АССР, Иркутская и Читинская области). Разрушения и серьёзные повреждения построек наблюдались на площади порядка 300.000 кв. км, на расстоянии до 300-325 км от эпицентра.
14 декабря
катастрофической наводнение в Восточных Карпатах: потоки воды от растаявшего в горах снега наполнили реки, русла которых претерпели значительные деформации: на некоторых реках размывы берегов достигали 12-15 м. В отдельных местах водотоков возникли вторые русла. Та же резкая оттепель вызвала катастрофическое наводнение на карпатских притоках Днестра, нанёсшее большой ущерб хозяйству ряда областей. Борьба с ним осложнялась сильным ветром, скорость которого достигала 25 м/с, а в бассейнах верхорвьев р. Прут - 40 м/с.
+
– на металлургическом комбинате «Криворожсталь» (Днепропетровская область Украинской ССР) произошёл взрыв 60-тонного конвертора. Погибли 12 чел.
– ветровалы уничтожили в Украинских Карпатах 5 млн. кубов древесины.

1958
20 января
на перегоне между станциями Долгоруково и Свечинская Московско-Курско-Донбасской железной дороги произошло крушение товарного поезда №842. Pазбито 18 вагонов и 5 цистерн с метиловым спиртом. Жители деревни Братовщина Долгоруковского района Липецкой области из разбитых цистерн выбрали остатки спирта и стали употреблять его. 21 чел. получил отравление, из них 5 чел. умерли в больнице.
8-10 февраля
в Поволжье и прилегающих к нему районах прошли циклоны, сопровождавшиеся обильным снегопадом при низкой температуре. Сильные ветры и снежные заносы вызвали нарушение движения пассажирских и товарных поездов на ряде участков Уфимской и других железных дорог. Имели место многочисленные случаи гибели людей и повреждения построек; в отдельных районах нарушена телефонная связь и повреждены электролинии. По предварительным данным МВД СССР, погибло 224 и пропало без вести около 120 чел.
Весна
одно из самых крупных в истории Алтая наводнений. Под водой оказались целые сёла, в г. Барнаул (Алтайский край) затопило улицы. На р. Обь в районе Барнаула максимальная высота воды над нулём водомерного поста отмечалась на уровне 666 см - более чем на метр выше критического показателя.
18 марта
при выполнении экспериментального взлёта без бустеров на аэродроме ЛИИ МАП (г. Жуковский Московской области) разбился самолёт «Ми-4». Из 7 членов экипажа погибли 6.
29 апреля
во время первого испытательного полёта после сборки близ г. Воронеж разбился самолёт «Ан-10» КБ Антонова. Причина - отказ двигателя. Экипаж совершил грубую вынужденную посадку в поле возле небольшой речки, во время которой самолет разрушился. Погиб бортинженер.
Май
крупные лесные пожары в Иркутской области, возникшие из-за проведения огневой зачистки лесов и нарушения противопожарных правил. Огонь охватил территорию площадью около 8 тыс. га.
10 мая
наводнение на р. Двина на Маймаксе: мощный затор во время ледохода привёл к наводнению, максимальный уровень которого на 13 см превзошёл показатель наводнения 1849.
Лето
в г. Барнаул (Алтайский край) на глазах сотен горожан перевернулся паром, перевозивший людей от места отдыха Лапа к речному порту. Причина трагедии - неквалифицированные действия машиниста. Очевидец трагедии М. Бухарина утверждает, что на пароме находилось не менее 150-200 чел., а «выплыли единицы».
4 июня
рядовой погранзаставы Саглы (Овюрский район Тувинской автономной области) Миньяров выстрелами из карабина убил 6 своих сослуживцев и тяжело ранил 4. При задержании оказал сопротивление и был убит.
9 июня
близ г. Магадан при снижении на посадку, происходившем в условиях дождя и значительной облачности, врезался в сопку самолет «Ил-12». Hаходившийся на борту экипаж в составе 4 чел. и 16 пассажиров погибли.
27 июня
в р. Тара (Омская область) во время катания на лодках утонуло 20 детей Муромцевского районного пионерского лагеря, начальник лагеря и медработница. Трагедия произошла вследствие перегрузки лодки.
30 июня
у входных стрелок станции Капитолово Октябрьской железной дороги потерпел крушение пригородный поезд, следовавший из г. Приозерск в г. Ленинград: 5 вагонов сошли с рельсов. 30 чел. погибло, 175 получили телесные повреждения.
13 июля
в Щёлковском районе Московской области потерпел аварию самолёт «Ту-16» НИИ ВВС: при посадке в сильный дождь врезался в жилые дома дер. Хотово, в результате чего возник пожар, сопровождавшийся взрывами боеприпасов и кислородных баллонов. Погибли 6 из 7 членов экипажа, 7 чел. местного населения, 1 получил сильные ожоги. Сгорело 2 жилых дома, 4 дома были разрушены падающим самолётом. При тушении пожара пострадали 2 пожарных.
18 июля
5 военных самолетов воинской части, дислоцирующейся в районе г. Черняховск (Калининградская область РСФСР), во время учений сбросили на дер. Стульяляй (Кибартский район Литовской ССР) 39 боевых авиационных бомб. В результате убиты и ранены 3 чел., разрушены 2 дома, погибли 3 коровы и выведен из строя совхозный трактор.
15 августа
близ г. Биробиджан (Еврейская АО) потерпел крушение пассажирский самолёт «Ту-104 А». Причина - на высоте 10.800 м при совершенно ясной погоде попал в восходящий турбулентный поток и оказался выше своего практического потолка на высоте 12.000 м, где потерял скорость и сорвался в штопор. Погибло 64 чел.
17 октября
в районе г. Канаш (Чувашская АССР) потерпел катастрофу самолёт «Ту-104 А». При развороте в сторону запасного аэродрома он попал в мощный восходящий турбулентный поток, потерял скорость, перешёл в почти вертикальное пикирование и врезался в землю рядом с железнодорожным полотном, сбив несколько телеграфных столбов. На борту находилась делегация китайских и северокорейских комсомольских активистов. Погибли 73 чел.
6 ноября
землетрясение интенсивностью 9 баллов и цунами в районе Курильских островов к юго-востоку от о. Итуруп.
+
– приняла угрожающие формы начавшаяся в 1950 в СССР эпидемия полиомиелита. Средняя ежегодная заболеваемость составляла около 12.000 случаев в год, эпидемические вспышки возникали в разных районах РСФСР, в Киргизской, Казахской, Узбекской, Туркменской, Армянской ССР и др., в течение ряда лет наблюдалась высокая заболеваемость в прибалтийских республиках. В 1958 эпидемия достигла пика: по СССР зарегистрировано 22.054 случая (показатель на 100.000 чел. населения - 10,66). В РСФСР отмечено 10.400 случаев заболевания паралитической формой этой инфекции. С 1959 началась массовая иммунизация живой оральной полиомиелитной вакциной, в результате чего к концу 1960-х заболеваемость была сведена на уровень нескольких десятков случаев в год по всему СССР.
– в течение года 2 землетрясения в среднем течении р. Олёкма (Якутская АССР): Нюкжинское и Олёкминское. Интенсивность 8-9 баллов, магнитута 6,4-6,5. Это одни из наиболее значительных сейсмических событий в южной Якутии.

1959
18 января
на подлёте к г. Сталинград разбился самолёт «Ил-14», совершавший рейс Москва (Внуково)-Баку: при заходе на посадку он попал под пулемётный огонь с земли (на полигоне близ аэропорта шли учебные стрельбы). Погибли 25 чел.
1/2 февраля
ночью на Северном Урале при невыясненных обстоятельствах погибла группа туристов из Уральского политехнического института, возглавляемая И. Дятловым. Группа остановилась на ночлег на склоне горы Холатчахль (в переводе с мансийского - «Гора мертвецов»). Трупы участников экспедиции были обнаружены только в марте-мае. Следствие заключило, что причиной гиели туристов явилась «стихийная сила, преодолеть которую люди были не в состоянии». Определённый набор странностей, выявленный следствием, породил массу версий причин произошедшего: сход лавины, нападение заключённых или манси, испытание секретного оружия спецслужбами и военными - вплоть до паранормальных.
5 мая
крупное землетрясение на юге Камчатки с эпицентром в Кроноцком заливе близ полуострова Шипунский. В г. Петропавловск-Камчатский колебание почвы силой 8 баллов. Наиболее сильные разрушения в районе областной больницы.
15 июля
на р. Амур началось наводнение, вызванное дошедшим с Тихого океана тайфуном. Пик пришёлся на июль-август, но отдельные проявления были и в сентябре. Подтоплены и затоплены гг. Амурск, Николаевск-на-Амуре, Болонь, Эльбан, Вяземский, окраины Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, почти все населённые пункты вплоть до устья Амура; имелись случаи прорыва защитных дамб.
10 августа
в шахте «Ле-9» треста «Торезантрацит» при ведении взрывных работ из-за взрывания без забойки воспламенился метан. Пламя охватило большое пространство и пошло вглубь выработанного пространства. 12 августа произошел сильный взрыв. Горноспасателей взрывной волной выбросило на вентиляционный штрек, часть из них получила серьёзные травмы. Лаву мгновенно заполнил дым и угольная пыль, взрывы (более 20) продолжались в течение всего дня. К ночи лаву затопили.
21 августа
пароход «Иван Каляев» крепко садится на мель на р. Северная Двина прямо у дебаркадера, который поставлен на недопустимо мелком месте.
29 августа
Среднебайкальское землетрясение, одно из крупнейших сейсмических событий ХХ века на о. Байкал. Интенсивность сотрясений в эпицентре: 9 баллов. Общее число повторных толчков за 3 последующих месяца превысило 700, а до мая 1960 инструментально было зарегистрировано более 1200 толчков. Общая площадь, охваченная сотрясениями, составила около 700.000 кв. км.
1-4 сентября
из-за сильнейшего шторма на Цимлянском водохранилище (Волгоградская и Ростовская области) прекращено движение пассажирских судов.
Октябрь
вспышка дифтерии в г. Керчь (Крымская АССР Украинской ССР), продолжавшаяся по конец марта 1960. Зарегистрировано 200 заболевших и 381 бактерионоситель (2 заболевших в самом начале вспышки умерли).
16 ноября
в аэропорту г. Львов (Украинская ССР) при подлёте к взлётно-посадочной полосе по неустановленной причине разбился пассажирский самолёт «Ан-10». Погибли 40 чел.
28 декабря
южнокорейские боевые корабли обстреляли гидрографическое судно Тихоокеанского флота «Унго». При этом 1 чел. убит, 5 ранено.

За сотни лет плавания на различных кораблях, парусниках и баржах по просторам морей и океанов случалось множество всевозможных аварий и кораблекрушений. Про некоторые из них даже сняты фильмы, самый популярный из которых, конечно же, Титаник. Но какие крушения судов были самыми масштабными по размерам корабля и количеству жертв? В этом рейтинге мы даём ответ на этот вопрос, представляя самые крупные морские катастрофы.

11

Открывает рейтинг британский пассажирский лайнер, который был торпедирован германской субмариной U-20 7 мая 1915 года, в зоне, обозначенной кайзеровским правительством, как зона подводной войны. Судно, шедшее с закрашенным именем и не поднявшее над собой никакого флага, затонуло за 18 минут в 13 километрах от берегов Ирландии. Погибло 1198 человек из 1959 бывших на борту. Уничтожение этого корабля настроило общественное мнение многих стран против Германии и способствовало вступлению США в Первую мировую войну два года спустя.

10

Одновинтовый пароход, имел вместимость 7142 регистровые тонны, длину 132 метра, ширину 17 метров, максимальную скорость — 11 узлов. 12 апреля 1944 года пароход с взрывчатыми веществами общей массой более 1500 тонн встал на разгрузку у пирса Бомбейского порта. На борту были и другие грузы — 8700 тонн хлопка, 128 слитков золота, сера, древесина, машинное масло и др. Корабль был загружен с нарушением техники безопасности. Около 14 часов на борту начался пожар, и никакие действия не способствовали его ликвидации. В 16:06 прогремел взрыв, от которого образовалась приливная волна такой силы, что корабль “Джалампада” водоизмещением почти 4000 тонн оказался на крыше 17-ти метрового склада. Через 34 мин. прогремел второй взрыв.

Горящий хлопок разлетелся в радиусе 900 метров от эпицентра и поджог все: корабли, склады, дома. Сильный ветер с моря гнал стену огня на город. Пожары удалось ликвидировать только через 2 недели. На восстановление порта потребовалось около 7 месяцев. Официальная статистика объявила о 1376 погибших, в больницы поступило 2408 человек. Огонь уничтожил 55000 тонн зерна, тысячи тонн семян, масла, нефти; огромное количество военного имущества и почти одну квадратную милю городских кварталов. 6 тысяч фирм разорились, 50 тысяч человек потеряло работу. Было разрушено много мелких и 4 крупных корабля, десятки .

9

Именно с этим кораблём произошла самая известная катастрофа на воде. Британский пароход компании “Уайт Стар Лайн” был вторым из трёх пароходов-близнецов типа “Олимпик” и крупнейшим пассажирским лайнером в мире на момент постройки. Валовая вместимость 46328 регистровых тонн, водоизмещение 66000 тонн. Длина корабля – 269 метров, ширина 28 метров, высота — 52 метра. В машинном отделении было 29 котлов и 159 угольных топок. Максимальная скорость 25 узлов. Во время первого рейса 14 апреля 1912 года он столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. На борту находилось 2224 человека. Из них спаслись 711 человек, погибло 1513. Катастрофа “Титаника” стала легендарной, по её сюжету снято несколько художественных фильмов.

8

В гавани канадского города Галифакс 6 декабря 1917 года произошло столкновение французского военного грузового корабля “Монблан”, который был полностью загружен одной взрывчаткой — тротилом, пироксилином и пикриновой кислотой, с норвежским кораблём “Имо”. В результате сильнейшего взрыва порт и значительная часть города были полностью разрушены. Около 2000 человек погибли в результате взрыва под обломками зданий и из-за возникших после взрыва пожаров. Приблизительно 9000 человек получили ранения, 400 человек лишились зрения. Взрыв в Галифаксе входит в число сильнейших взрывов, устроенных человечеством, этот взрыв считают мощнейшим взрывом доядерной эпохи.

7

Этот французский вспомогательный крейсер служил флагманским кораб¬лем и участвовал в нейтрализации гречес¬кого флота. Водоизмещение — 25000 тонн, длина — 166 метров, ширина — 27 метров, мощность — 29000 лошадиных сил, скорость — 20 узлов, дальность плавания — 4700 миль на 10 узлах. Он затонул в Средиземном море у берегов Греции 26 февраля 1916 после торпедной атаки германской субмарины U-35. Из 4000 человек на его борту погибли 3130, 870 спаслись.

6

После 1944годы этот немецкий пассажирский океанский лайнер был переоборудован в плавучий госпиталь, участвовал в эвакуации преимущественно раненых военнослужащих и беженцев из Восточной Пруссии от наступающей Красной Армии. Лайнер вышел из порта Пиллау 9 февраля 1945 года и направился в Киль, на борту находилось более 4000 человек — раненные военнослужащиех, солдаты, беженцы, медперсонал и члены экипажа. Ночью 10 февраля в 00:55 советская подводная лодка С-13 торпедировала лайнер двумя торпедами. Корабль затонул спустя 15 минут, при этом погибло 3608, а спасено 659 человек. При торпедировании лайнера командир подводной лодки был убеждён, что перед ним не пассажирский лайнер, а военный крейсер.

5

Зарегистрированный на Филиппинах пассажирский паром “Донья Пас” затонул 20 декабря 1987 года около 22 часов в районе острова Мариндуке после столкновения с танкером “Вектор”. При этом погибло примерно 4375 человек, что делает эту морскую катастрофу крупнейшей в мирное время.

4

Этот пассажирско-грузовой теплоход типа ”Аджария” был построен на Балтийском заводе в Ленинграде в 1928 году, а 7 ноября 1941 года был потоплен немецкими вблизи побережья Крыма. Число погибших составило, по разным оценкам, от 3000 до 4500 человек. На теплоходе находились несколько тысяч раненых бойцов и эвакуируемых граждан, в том числе персонал 23-х военных и гражданских госпиталей, руководство пионерлагеря и часть партийного руководства Крыма. Погрузка эвакуируемых шла в спешке, и точное их число не известно. Существует версия, что причиной этой морской катастрофы стали преступные ошибки командования Черноморского флота. Переполненный теплоход, вместо того чтобы совершить переход к Кавказскому, был отправлен командованием в Ялту.

3

Грузовое судно, построенное в Осло, Норвегия, спущено на воду 4 апреля 1940 года. Оно было конфисковано немцами после занятия Норвегии Германией. Сначала использовалось в качестве условной мишени для подготовки экипажей немецких подводных лодок. Позже судно участвовало в эвакуации людей морем от наступающей Красной Армии. Оно было вооружено боевыми пушками. Этот корабль успел совершить четыре похода, в которых было эвакуировано 19785 человек. В ночь на 16 апреля 1945 года совершавшее пятый поход судно было торпедировано советской подводной лодкой Л-3, после чего “Гойя” затонуло в Балтийском море. В катастрофе погибло более 6900 человек.

2

3 мая 1945 года в Балтийском море произошла трагедия, жертвами которой стали приблизительно 8000 человек. Немецкий лайнер “Кап Аркона” и грузовое судно “Тильбек”, перевозившие узников из эвакуирующихся концлагерей, подверглись обстрелу со стороны британской авиации. В результате на “Кап Аркона” погибло более 5000 человек, на “Тильбеке” — около 2800. По одной из версий, этот налет был ошибкой со стороны британский ВВС, полагавших, что на кораблях находятся немецкие войска, по другой — летчикам приказали уничтожать все вражеские суда в этом районе.

1

Самая на воде произошла с этим германским пассажирским лайнером, который с 1940 года был переобарудован в плавающий госпиталь. Во время Второй мировой войны использовался в качестве лазарета, общежития 2-ой учебной бригады подводников. Гибель корабля, торпедированного 30 января 1945 года советской подводной лодкой С-13 под командованием А. И. Маринеско, считается крупнейшей катастрофой в морской истории — по оценкам ряда историков, реальные потери могли составлять более 9000 человек.

В 21:16 первая торпеда попала в нос корабля, позже вторая взорвала пустой бассейн, где находились женщины флотского вспомогательного батальона, а последняя ударила в машинное отделение. Общими усилиями команды и пассажиров некоторые спасательные шлюпки удалось спустить на воду, и все же в ледяной воде оказалось много людей. От сильного крена судна с палубы оторвалась зенитная установка и раздавила одну из шлюпок, полную людей. Примерно через час после атаки “Вильгельм Густлофф” полностью затонул.


Историю злополучного «Титаника» знают, пожалуй, все. Но при этом мало кто даже подозревает, что случай с «Титаником» является всего третьим кораблекрушением по количеству жертв. История знала и куда более масштабные океанские трагедии. В этом обзоре речь пойдет о самых жутких кораблекрушениях, которые стали для мира настоящим шоком.

1. Наибольшие жертвы в военное время


В январе 1945 года этот немецкий корабль, который эвакуировал гражданских и нацистских военнослужащих, которые были окружены Красной армией в Восточной Пруссии, пошел на дно после попадания трех торпед в Балтийском море.

После поражения торпедами в правый борт судно затонуло менее чем за 45 минут. По оценкам, при этом погибли 9400 людей, что делает данное кораблекрушение самым крупным в плане человеческих жертв в истории.

2. Наибольшие жертвы в невоенное время


Филиппинский пассажирский паром «Донья Пас» затонул после столкновения с танкером «Вектор» 20 декабря 1987 года, при этом погибло 4375 человек. После столкновения с танкером, который перевозил 1 399 088 литров бензина, возник огромный пожар, который привел к тому, что выжившие на борту «Дона Пас» начали прыгать в кишащую акулами воду за бортом.

3. Гибель 1 198 человек за 18 минут


Этот британский океанский лайнер курсировал между Ливерпулем, Англия и Нью-Йорком, США. Во время Первой мировой войны, корабль был подбит немецкой торпедой 7 мая 1915 года, а затем затонул в течение всего 18 минут после попадания.

В результате катастрофы погибло 1 198 человек из 1 959, находящихся на борту. Атака на пассажирский лайнер настроила многие страны против Германии, а также способствовала вступлению США в Первую мировую войну.

4. Самые большие потери на британском флоте


Этот британский океанский лайнер был реквизирован правительством во время Второй мировой войны. Он был потоплен 17 июня 1940 года, что привело к гибели более 4 000 человек. Это считается худшей катастрофой среди британских кораблей. При затоплении «Ланкастрии» погибло больше людей, чем при кораблекрушении «Титаника» и «Лузитании» вместе взятых.

5. Худшее бедствие в канадской истории


Этот канадский океанский лайнер затонул в реке Святого Лаврентия после столкновения с норвежским углевозом 29 мая 1914 года. В результате аварии погибли 1 012 человек (840 пассажиров и 172 члена экипажа). После столкновения судно так быстро накренилось на борт, что стало невозможно спустить спасательные шлюпки.

6. Гибель 6000 человек за 7 минут


«Немецкий транспортный корабль перевозил 6100 документированных пассажиров на борту (и, возможно, более сотни недокументированных), когда во время Второй мировой войны он был торпедирован 16 апреля 1945 года советской подводной лодкой в Балтийском море.

Всего через семь минут после удара торпеды корабль затонул, при этом погибли почти все пассажиры и члены экипажа. Это кораблекрушение считается вторым в истории мореплавания по количеству жертв.

7. Самое большое количество жертв в ВМФ США


30 июля 1945 года, вскоре после доставки критически важных частей для первой атомной бомбы, которая использовалась в бою, на авиабазу США на острове Тиниан, корабль был торпедирован японской подводной лодкой I-58 и ушел на дно всего за 12 минут.

Из 1196 членов экипажа на борту выжили только 317 (около 300 сразу утонули с кораблем, а остальные не дождались помощи, которая прибыла только через 4 дня).

8. Гибель «Ле Йола»


Сенегальский паром перевернулся у берегов Гамбии 26 сентября 2002 года, что привело к гибели по меньшей мере 1 863 человек. Гибель парома «Ле Йола» считается второй по количеству жертв невоенной морской катастрофой после «Донья Пас». Паром был сильно перегружен, поэтому после попадания в шторм перевернулся всего за 5 минут.

9. Разрушил город


Это французское грузовое судно с грузом боеприпасов взорвалось в гавани Галифакса (Канада) 6 декабря 1917 года, в результате чего погибло 2000 жителей города и его окрестностей. Взрыв был вызван столкновением с норвежским судном «Имо».

10. Самое известное кораблекрушение


Это, пожалуй, самая известная морская трагедия всех времен. «Титаник» был пассажирским лайнером, который затонул в северной части Атлантического океана 15 апреля 1912 года после столкновения с айсбергом во время своего первого рейса из Саутгемптона, Великобритания в Нью-Йорк, США. Катастрофа «Титаника» привела к гибели 1514 людей.

И в продолжение темы мы собрали .

Затонул один из самых крупных пассажирских лайнеров СССР "Адмирал Нахимов". Формальные причины катастрофы установлены, тем не менее, остается слишком много нюансов, которые ставят под сомнение заявления 1986 года.

Приписанный к Одессе "Адмирал Нахимов" был построен в 1925 году в Германии и назывался тогда "Берлин". До 1939 года он совершал регулярные рейсы через Атлантику. В 1945 году в устье реки Свине (близ Свинемюнде) он подорвался на мине и затонул на глубине 13 метров.

В 1946 году пароход перешел Советскому Союзу в счет репараций. При попытке подъема судна в начале 1947 года снова произошел взрыв, и судно вновь погрузилось на дно. В том же 1947 году пароход получил новое название - "Адмирал Нахимов". С 1957 года судно совершало круизные рейсы по Крымско-Кавказской линии между портами Одесса, Ялта, Новороссийск, Сочи, Сухуми, Батуми. Пускать изношенный лайнер дальше Черноморского побережья боялись, и за границу он не ходил. Свой последний плановый ремонт и классификацию "Адмирал Нахимов" прошел в январе-апреле 1985 года в Варне, и тогда ему был определен срок службы до 30 ноября 1986 года. Но за три месяца до этого срока "русский "Титаник" затонул.

Удар произошел в 23 часа 12 минут по московскому времени - сухогруз "Петр Васев" протаранил "Нахимова", в результате чего в борту образовалась пробоина размером около 90 кв. метров. Лайнер затонул через 7-8 минут.

На борту круизного парохода в тот момент находились 1234 человека, спастись удалось лишь 836.

О катастрофе долго ничего не сообщали в СМИ. Считали, что людям, еще не оправившимся от Чернобыльской аварии, будет сложно воспринять еще одну трагедию. Оставшиеся в живых пассажиры вспоминали, что о крушении сообщили в новостях вскользь лишь в 16 часов 1 сентября. Тем же, кто утром пытался дать телеграмму родственникам, о том, что они живы, не разрешалось писать о катастрофе. Официальное заявление появилось в газетах лишь спустя пять дней.

Наказаны за трагедию были капитаны - они остались живы и были приговорены к 15 годам заключения . Капитан "Петра Васева" Ткаченко был досрочно освобожден в 1992 году, позднее эмигрировал в Израиль и трагически погиб в 2003 году. Капитан "Адмирала Нахимова" Марков также вышел на свободу в 1992 и продолжил работу капитаном-наставником на судах Черноморского пароходства.

Представить себе ужас этой катастрофы сложно - "русский "Титаник" тонул с огромной скоростью. Люди просто не успевали выбежать на палубу, не могли пробиться к воздуху из-под воды из-за скопления тел на поверхности, многие задыхались в вылившемся в воду топливе. Кроме того, на "Васеве" все еще работали двигатели - в него попадали и люди, и даже спасательные плоты.

Катастрофа - результат применения микроволнового оружия?

Версии были разные, но сходились в одном: в основном вину возлагали на капитана сухогруза, который, решив сделать "красивый" маневр, доверял приборам, а не собственным глазам. Капитан Ткаченко признал свою вину: "Основная причина в том, что я согласился уступить дорогу пароходу, но свое обязательство не выполнил".

В связи с этим стоит сказать, что, по свидетельству специалистов, техника, которой был оснащен "Петр Васев", хоть и была современной, по показаниям отличалась от привычной.

Многие флотские специалисты сомневались в официальных версиях. Суд, а до него и следствие, оставили без исследования ключевой, по мнению многих экспертов, факт, отмечает газета "Труд": в период нарастания аварийной ситуации на экранах радиолокационных станций наблюдалась отметка какого-то третьего судна, которое так и не было идентифицировано.

До самого момента столкновения Ткаченко практически не отходил от САРПа (системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса). Как это ни странно, но прибор показывал расхождение с судном, которое Ткаченко считал "Нахимовым", в 2 мили. Положение неизвестного судна, судя по приборам, создавало иллюзию абсолютно благополучной обстановки.

Кроме этого, иллюминаторы на нижних палубах во время крушения были открыты - это ускорило попадание воды. Дело в том, что вентиляция внизу не была предусмотрена, так как корабль предназначался для перевоза заключенных, а не для круизов.

Еще один момент: когда конструкторы проектируют пассажирское судно, они обязательно делят его на водонепроницаемые отсеки, с расчетом, что если будет затоплено два отсека, транспорт должен оставаться на плаву. На "Адмирале Нахимове" в этой катастрофе были затоплены сразу два смежных отсека: удар "Петра Васева" роковым образом пришелся как раз в переборку, разделявшую два отсека.

Эксперты вспоминают, что еще 8 июля 1986 года, почти за два месяца до катастрофы, пароходство составило акт: к дальнейшему использованию пароход не пригоден, даже учитывая, что срок службы был определен до 30 ноября.

Роковую роль сыграла невозможность воспользоваться спасательными шлюпками: на спуск только одной в идеальных условиях требовалось до получаса, при крене же всего в 1-2 градуса спуск становился невозможен, а вскоре крен составил 40 градусов.

Так кто же виновен в катастрофе? На этот вопрос пытается ответить в своих воспоминаниях капитан дальнего плавания Евгений Боровлев , который был на "Адмирале Нахимова" старшим помощником капитана. Опубликованные три года назад воспоминания многое прояснили в катастрофе. Во-первых, обвинения капитанов недостаточно, считает он. "В данном конкретном случае, конечно, в какой-то степени виноват капитан "Петра Васева" Виктор Ткаченко. Однако определенное ему наказание значительно превышало степень виновности.

Вадима Маркова дилетанты обвинили, в частности, в том, что он не дал сигнал шлюпочной тревоги. Быстротечность ситуации была таковой, что практического значения это уже не имело и никак не влияло на ход событий. Моряки-профессионалы понимали, что степень виновности Маркова минимальна. Потому по выходу из мест лишения свободы его приняли на должность капитана-наставника (то есть человека, обучающего капитанов дальнего плавания) в Черноморском пароходстве. Сейчас, когда ему уже под восемьдесят, Марков еще востребован, что подчеркивает высокий класс его как специалиста. В противном случае его не держали бы на работе".

Крупные кораблекрушения в СССР и России

7 октября 1916 года в Северной бухте Севастополя загорелся, взорвался и затонул линкор "Императрица Мария". Погибло 228 человек, большая часть экипажа, составлявшего более 1200 человек, была спасена.

13 февраля 1934 года в Северном Ледовитом океане затонул затертый льдами пароход "Челюскин". Погиб один человек, еще 104 пассажира и члена экипажа выгрузились на лед и были позже вывезены на Большую землю.

12 декабря 1939 года в проливе Лаперуза затонул пароход "Индигирка", перевозивший заключенных. На борту находилось свыше 1000 человек, погиб 741 человек, спасено 430 пассажиров.

29 октября 1955 года в Севастополе подорвался (по-видимому, на оставшейся со времен войны мине) линкор "Новороссийск". Погибло 608 человек.

5 июня 1983 года в Ульяновске теплоход "Суворов" врезался в опору моста. Погибло 176 человек.

16 февраля 1985 года близ Новой Зеландии наткнулся на скалу теплоход "Михаил Лермонтов". Судно затонуло, но все пассажиры были спасены.

31 августа 1986 года пароход "Адмирал Нахимов" столкнулся с сухогрузом "Петр Васев" в Цемесской бухте Новороссийска. Погибло свыше 400 человек.

12 августа 2000 года в Баренцевом море после взрыва торпеды на борту затонула АПЛ "Курск". Погиб весь экипаж - 118 человек.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников