Иванов протиснулся по узкому проходу плацкартного вагона, глянул на билет и на занятое место. Бабка, сидевшая на аккуратно расправленной постели, виновато улыбнулась:
Ты извини, сынок, я уж сама распорядилась. Тяжело мне наверх-то.
Иванов молча забросил вещмешок на верхнюю полку и сел, отогнув край бабкиной постели. Другой попутчик, рыхлый толстяк в распахнутой, промокшей под мышками рубахе, поймал его взгляд и с готовностью улыбнулся. Этот, видно, был из любителей дорожных разговоров и радовался новому человеку.
Отслужил? - бодро спросил он.
Интересно?
Толстяк не ожидал резкого тона, смутился и сказал:
Там ваши едут, - бабка кивнула на перегородку.
Кто наши? - не понял Иванов.
Уволенные. Пьют всю дорогу. Тоже будешь пить?
Не буду.
Огни за окном качнулись и тотчас пропали. Поезд набирал ход, подрагивая на стыках пути. Бабка, подслеповато щурясь, в упор разглядывала Иванова.
Не пойму чего-то… Сколько ж тебе, сынок?
Двадцать.
Что ж ты седой-то весь?
Иванов поднялся и пошел в тамбур. Курил в тамбуре на крышке мусорного ящика, приставлял ладони к пыльному стеклу, пытаясь разглядеть, что за окном, - там была ночь, темь непроглядная, движение в темноте, - сзади хлопала открытая дверь туалета, он зашел в туалет, бросил окурок, мельком взглянул в зеркало… Оперся о раковину и стал со спокойным удивлением изучать свое лицо - с острыми скулами, провалившимися, как у покойника, щеками, глубокими морщинами по углам рта, лихорадочно блестящими, в болезненной синеве глазами.
Когда он вернулся в свой отсек, соседи спали. Он забрался на верхнюю полку и лег поверх одеяла, закинув руки за голову.
За тонкой перегородкой гуляли дембиля, там звенели стаканы, бренькала расстроенная гитара.
А я говорю: моешь потолок с мылом и докладываешь! Так и говорю: с мылом и докладываешь…
Нет, слушай, а у нас…
Срок, говорю, двадцать минут - время пошло!
Слушай, а к нам приходит молодой с «поплавком»…
Ну, ты даешь! Потолок! Ха-ха-ха!
Ну, слушайте, ребят! С «поплавком», после института приходит молодой…
А я говорю: ты, салабон зеленый, еще права будешь качать?
Ха-ха-ха! Потолок с мылом!
Иванов спрыгнул с полки, шагнул в соседний отсек. Четверо распаренных дембилей теснились за столом, ближе к проходу сидели две девчонки-школьницы, румяные от полстакана портвейна, таращили восторженные глаза. Про потолок рассказывал широкоплечий парень с наколкой под закатанным рукавом.
Слушай сюда! - тихо, сквозь зубы сказал Иванов. - На счет «раз» - глубоко вдохнули. На счет «два» - заткнулись!
Что ты сказал?
Ты слышал, что я сказал. Не орал бы на каждом углу, что подонок - может, не заметят!
Чего это он, с болта сорвался?
Ребят, подождите, ребят, - суетился очкарик, который все начинал про молодого с «поплавком». - Мы, правда, громко очень.
Нет, ты слышал - он меня подонком? - парень с наколкой порывался встать.
Правда, давайте потише, ребята, - тосковал очкарик. - С поезда в комендатуру…
Иванов ждал, пока тот, с наколкой, выберется из-за стола, чтобы свалить его под ноги остальным. Очень мешали девчонки, краем глаза он видел их перепуганные лица.
Все нормально, земляк, мы тихо, - очкарик, плеща через край, торопливо налил стакан и протянул Иванову.
Тот схватил было, чтобы плеснуть в лицо. Поставил на стол, вернулся к себе и лег, отвернувшись к стене. За перегородкой бубнили вполголоса:
Чего он взъерепенился? Бешеный, что ли?
Пойдем, Таня.
Куда вы, девчонки. Рано еще.
Нет, мы пойдем, спасибо.
Весь кайф сломал.
Чего ты меня держал-то? Вломили бы, и затих.
Да ну его. Ты глаза у него видел? Точно - сдвинутый…
Иванов ворочался, сбивая одеяло, маялся, плавал в горячем, душном воздухе. Не выдержал, снова достал мятую пачку «Астры», пошел курить. В тамбуре стояли дембиля - все четверо. Они разом обернулись, замерли, ожидая, видимо, что он отступит или начнет объясняться, но Иванов молча протиснулся к окну, закурил, глядя в пыльное стекло на четверых за спиной. Те перешептывались сзади, очкарик отчаянно махал рукой: бросьте, не связывайтесь.
Эй, земляк, - окликнул широкоплечий.
Иванов резко обернулся, уперся ему в глаза холодным тяжелым взглядом. На мгновение возникла пауза, немая сцена - одно слово, и началась бы драка.
Ладно, живи пока, - буркнул широкоплечий, бросил сигарету и ушел в вагон. Следом двинулись остальные.
Иванов рванул вниз окно, подставил лицо под холодный, плотный ветер.
И снова он лежал, уткнувшись в подушку, обхватив голову руками. Вагон раскачивался, будто шагал по насыпи…
…шаги приближались, кто-то поскребся в дверь.
Кто там? - радостно пропела мать. Быстро глянула в зеркало, оправила новое нарядное платье.
Это я - страшный волк!
Олежка, пухлощекий мальчишка с маленькой седой прядкой в чубе, испуганно уставился на дверь.
Я иду-у! Я пришел! - дверь распахнулась, мужик в картонной волчьей маске зарычал и двинулся на Олежку, протягивая руки со скрюченными пальцами.
Олежка, онемевший от ужаса, прижался спиной к стене.
Алла, старшая сестра, оттолкнула мужика, заслоняя спиной брата.
Ну, хватит, хватит… - с нерешительной улыбкой сказала мать.
Мужик глухо захохотал под маской:
Здоровый пацан - волка боится! Пускай мужиком растет! У-у! - он снова выставил руки. Олежка зажмурился, отчаянно отбиваясь от волчьих лап…
Иванов протиснулся по узкому проходу плацкартного вагона, глянул на билет и на занятое место. Бабка, сидевшая на аккуратно расправленной постели, виновато улыбнулась:
Ты извини, сынок, я уж сама распорядилась. Тяжело мне наверх-то.
Иванов молча забросил вещмешок на верхнюю полку и сел, отогнув край бабкиной постели. Другой попутчик, рыхлый толстяк в распахнутой, промокшей под мышками рубахе, поймал его взгляд и с готовностью улыбнулся. Этот, видно, был из любителей дорожных разговоров и радовался новому человеку.
Отслужил? - бодро спросил он.
Интересно?
Толстяк не ожидал резкого тона, смутился и сказал:
Там ваши едут, - бабка кивнула на перегородку.
Кто наши? - не понял Иванов.
Уволенные. Пьют всю дорогу. Тоже будешь пить?
Не буду.
Огни за окном качнулись и тотчас пропали. Поезд набирал ход, подрагивая на стыках пути. Бабка, подслеповато щурясь, в упор разглядывала Иванова.
Не пойму чего-то… Сколько ж тебе, сынок?
Двадцать.
Что ж ты седой-то весь?
Иванов поднялся и пошел в тамбур. Курил в тамбуре на крышке мусорного ящика, приставлял ладони к пыльному стеклу, пытаясь разглядеть, что за окном, - там была ночь, темь непроглядная, движение в темноте, - сзади хлопала открытая дверь туалета, он зашел в туалет, бросил окурок, мельком взглянул в зеркало… Оперся о раковину и стал со спокойным удивлением изучать свое лицо - с острыми скулами, провалившимися, как у покойника, щеками, глубокими морщинами по углам рта, лихорадочно блестящими, в болезненной синеве глазами.
Когда он вернулся в свой отсек, соседи спали. Он забрался на верхнюю полку и лег поверх одеяла, закинув руки за голову.
За тонкой перегородкой гуляли дембиля, там звенели стаканы, бренькала расстроенная гитара.
А я говорю: моешь потолок с мылом и докладываешь! Так и говорю: с мылом и докладываешь…
Нет, слушай, а у нас…
Срок, говорю, двадцать минут - время пошло!
Слушай, а к нам приходит молодой с «поплавком»…
Ну, ты даешь! Потолок! Ха-ха-ха!
Ну, слушайте, ребят! С «поплавком», после института приходит молодой…
А я говорю: ты, салабон зеленый, еще права будешь качать?
Ха-ха-ха! Потолок с мылом!
Иванов спрыгнул с полки, шагнул в соседний отсек. Четверо распаренных дембилей теснились за столом, ближе к проходу сидели две девчонки-школьницы, румяные от полстакана портвейна, таращили восторженные глаза. Про потолок рассказывал широкоплечий парень с наколкой под закатанным рукавом.
Слушай сюда! - тихо, сквозь зубы сказал Иванов. - На счет «раз» - глубоко вдохнули. На счет «два» - заткнулись!
Что ты сказал?
Ты слышал, что я сказал. Не орал бы на каждом углу, что подонок - может, не заметят!
Чего это он, с болта сорвался?
Ребят, подождите, ребят, - суетился очкарик, который все начинал про молодого с «поплавком». - Мы, правда, громко очень.
Нет, ты слышал - он меня подонком? - парень с наколкой порывался встать.
Правда, давайте потише, ребята, - тосковал очкарик. - С поезда в комендатуру…
Иванов ждал, пока тот, с наколкой, выберется из-за стола, чтобы свалить его под ноги остальным. Очень мешали девчонки, краем глаза он видел их перепуганные лица.
Все нормально, земляк, мы тихо, - очкарик, плеща через край, торопливо налил стакан и протянул Иванову.
Тот схватил было, чтобы плеснуть в лицо. Поставил на стол, вернулся к себе и лег, отвернувшись к стене. За перегородкой бубнили вполголоса:
Чего он взъерепенился? Бешеный, что ли?
Пойдем, Таня.
Куда вы, девчонки. Рано еще.
Нет, мы пойдем, спасибо.
Весь кайф сломал.
Чего ты меня держал-то? Вломили бы, и затих.
Да ну его. Ты глаза у него видел? Точно - сдвинутый…
Иванов ворочался, сбивая одеяло, маялся, плавал в горячем, душном воздухе. Не выдержал, снова достал мятую пачку «Астры», пошел курить. В тамбуре стояли дембиля - все четверо. Они разом обернулись, замерли, ожидая, видимо, что он отступит или начнет объясняться, но Иванов молча протиснулся к окну, закурил, глядя в пыльное стекло на четверых за спиной. Те перешептывались сзади, очкарик отчаянно махал рукой: бросьте, не связывайтесь.
Эй, земляк, - окликнул широкоплечий.
Иванов резко обернулся, уперся ему в глаза холодным тяжелым взглядом. На мгновение возникла пауза, немая сцена - одно слово, и началась бы драка.
Ладно, живи пока, - буркнул широкоплечий, бросил сигарету и ушел в вагон. Следом двинулись остальные.
Иванов рванул вниз окно, подставил лицо под холодный, плотный ветер.
И снова он лежал, уткнувшись в подушку, обхватив голову руками. Вагон раскачивался, будто шагал по насыпи…
…шаги приближались, кто-то поскребся в дверь.
Кто там? - радостно пропела мать. Быстро глянула в зеркало, оправила новое нарядное платье.
Это я - страшный волк!
Олежка, пухлощекий мальчишка с маленькой седой прядкой в чубе, испуганно уставился на дверь.
Я иду-у! Я пришел! - дверь распахнулась, мужик в картонной волчьей маске зарычал и двинулся на Олежку, протягивая руки со скрюченными пальцами.
Олежка, онемевший от ужаса, прижался спиной к стене.
Алла, старшая сестра, оттолкнула мужика, заслоняя спиной брата.
Ну, хватит, хватит… - с нерешительной улыбкой сказала мать.
Мужик глухо захохотал под маской:
Здоровый пацан - волка боится! Пускай мужиком растет! У-у! - он снова выставил руки. Олежка зажмурился, отчаянно отбиваясь от волчьих лап…
…проводница последний раз тряхнула его за плечо:
Дома доспишь, солдат!
В проходе уже стояли с чемоданами, за окном в сером утреннем свете плыли дома.
Иванов вышел на перрон и в толпе двинулся к вокзалу, уступая дорогу носильщикам с грохочущими железными тележками.
Он наугад шагал по арбатским переулкам, еще не проснувшимся, серым, малолюдным. У подъездов, двумя колесами на тротуаре, стояли вереницы машин. Шумно дыша, пробежал жилистый старик в красных спортивных трусах и кепке с длинным козырьком.
Иванов долго звонил в дверь в старом темном подъезде с крутыми пролетами. Наконец в квартире послышались легкие шаги.
Кто там?
Дверь чуть приоткрылась на цепочке, Алла стояла босиком, придерживая на груди халат.
Не узнаешь, что ли?
Олежка! Ты?
Войти можно?
Вернулся! - Алла открыла дверь, обхватила его за шею. - Что ж ты телеграмму не дал?
Не успел, - Иванов безучастно смотрел ей за спину.
Позвонил бы хоть с вокзала… - Алла отстранилась, быстро жадно разглядывая брата. - Постой, да ты седой совсем!
Не совсем. Чуть-чуть.
Олежка! Господи, как я рада! Ну что ты неживой какой-то! Я думала, вы толпой нагрянете, с песнями… Да ну тебя! Как с похорон. Ты никогда радоваться не умел, улыбки не выдавишь… Ладно, ты мойся, а я пока соображу чего-нибудь.
Она пустила воду в ванной. Иванов бросил вещмешок в угол, повесил китель рядом с куртками сестры, заглянул в огромную - в два окна - кухню.
Снимаешь?
Нет. Это моя квартира.
Быстро дали. От «Интуриста»?
Ага. От «Интуриста».
Замуж не вышла еще?
Куда торопиться? Первый раз в своем доме живу, - Алла появилась из комнаты, сладко, хищно потянулась. - Мой дом! Никого не хочу! Одна буду жить!
В ванной во всю высоту двери было вмонтировано зеркало. И снова, как в поезде - лицо, Иванов со спокойным удивлением разглядывал свое тело, скелет, обтянутый темной стариковской кожей. На костях, кажется, не осталось мускулов, кисти рук были непомерно широки…
…- Были б кости целы, а мясо нарастет, - сказал врач. - Одевайся, - он отошел к столу. - Через десять лет будешь бегать трусцой, чтобы спасти талию. Больше ешь, не переохлаждайся… - он стал заполнять историю болезни.
Иванов медленно натягивал больничную пижаму.
И не вини себя, - сказал врач, не отрываясь от работы. - Ты не господь бог… Остался жив - надо жить. На все сто, понял?..
Ты не утонул там?
Иванов с трудом разомкнул глаза - он лежал в ванне, по горло в густой искрящейся пене - хрипло ответил:
Давай активнее. Мне через час на работу.
Когда Иванов на ватных ногах вышел из ванной, Алла была уже в узком черном платье, черных туфельках на остром каблуке, подкрашенная и неуловимо изменившаяся, не похожая на себя утреннюю - что-то кукольное появилось в лице.
В коленках не жмет? - насмешливо спросила она, указывая на просторные армейские трусы. - Мужского белья, извини, не держу, так что походишь пока в этих «бермудах». Вот джинсы - мы, кажется, одного размера. Футболка. Куртку любую возьмешь…
Известный прозаик и кинодраматург Юрий Коротков - автор популярных повестей "Азария", "Виллиса", "Абориген", "Дикая любовь". Обратились мы с ребятами 1 1-х классов к повести Ю.Короткова "Седой", опубликованной в журнале "Мы" (№7 за 1993 год), совершенно случайно.
Ознакомившись с примерными темами выпускных сочинений, мы решили испробовать свои силы, в частности, в обзоре материалов "Литературной газеты", молодежных журналов. В библиотеке взяли подшивки журналов. Юность", "Ровесник", "Мы". И вот те, кто работал с журналом "Мы", открыли для нас повесть Ю. Короткова "Седой". Прочитали ее все с большим интересом.
Чтобы урок носил форму диспута, нужна была предварительная работа: добиться обязательного знания текста каждым учеником, подготовить вопросы. Вопросы в сильном классе можно принести сразу на урок, в слабом - вывесить заранее:
1. О чем и о ком эта повесть?
2. В чем прав и неправ главный герой повести Олег Петухов-Иванов:
с 1-е детском доме;
б) в армии;
в) в доме (взаимоотношений с сестрой, отношение к матери, к друзьям)?
3. В чем обвиняет Олега воспитатель детского дома Акакич? Согласен ли ты с ним? И как понимает это герой повести?
4. Кто прав и на чьей ты стороне? (Работа над отрывком о "непротивлении злу насилием ".)
5. Изменился ли герой к концу повести и в какую сторону?
6. Что ты считаешь наиболее важным для себя в этой повести? Твое личное отношение к герою и событиям, описанным в повести.
Урок удался. Разговор получился большой, горячие споры разгорались вокруг многих деталей, описанных в повести.
О чем эта повесть? Почему она взволновала меня?
Думаю, потому, что она о нас, о нашем времени, о парне, который чуть старше нас, о его нелегком детстве и, наконец, о службе в армии, где царит дедовщина, ломающая судьбы молодых людей. И еще, говоря словами героя повести, о том, что "...главное - душу спасти, не озвереть... Пока твоя душа не озлобилась, значит, зло еще не победило..."
А как не озлобиться, как не подпустить зло в свою душу, когда вокруг тебя зло? Зло с самого детства... Когда родная мать сдает двух своих детей в детский дом, чтобы устроить свою жизнь, выйти замуж. Никак не может понять этого маленький мальчишка Олег Петухов: "Неправда! Вы врете все, она вернулась, она-меня искать будет. Я ей все про вас расскажу, все, она вам покажет!"
Это же невероятно, как можно не озлобиться на весь мир маленькому человеку. Униженному, обиженному, битому одноклассниками, которые заставляли его выполнять роль "шестерки": чистить ботинки, заправлять постель, нести по пять портфелей, решать за них контрольные работы, а самому "...все хуже и хуже, с двойки на тройку" учиться. Это, по-моему, сверх человеческих сип.
Да, как бы тяжело и обидно ни было, Олег почти смирился со своим положением, почти сдался ("Не надо, Серег... Это мы так... Я не обижаюсь...")
На мой взгляд, вот это "почти" - это какая-то надежда на то, что мать придет за ним и за его сестрой, что она найдет его. После очередного неудачного побега к матери "...седая прядка в волосах стала шире, захватила чуб и висок", "глаза смотрели спокойно и хоподно". Произошел какой-то перелом в душе Олега. Он сопротивляется, дерется, борется за свою свободу, независимость, за честь своей сестры Белки: "Убью! Всех убью!".
Прав Олег, что начинает бороться, но (именно в этом я вижу главную мысль автора) он глубоко неправ в том, что отвернулся, не помог оказавшемуся в беде, живет сам по себе, сам за себя...
Да, в повести дважды подчеркивается эта мысль: первый раз в детдоме, а потом в армии, когда Олег "...мыл трубы", когда сержант Люкин отправляет в пургу солдата Чеботаря за своим "дембельским" альбомом в казарму, и Чеботарь погибает. А Олег отворачивается: "Я бы не пошел". Опять только за себя.
И по отношению к матери он очень жесток. Не может простить ей детского дома.
(Здесь споры, полярные мнения, и учителю важно сделать заключение самому.)
С Акакичем согласен полностью. Нельзя быть таким, как Олег.
Ну почему же этот взрослый человек, умный Акакич, не пришел Олегу и другим на помощь?
А можно ли вообще помочь детям в этой ситуации? Оградить их от "слонов" в детском доме? От "дедов" в армии? Может быть, действительно надо за себя бороться самому?
Большую роль в судьбе Олега сыграл, на мой взгляд, Александр - "маршальский сынок", который бросил университет, потому как "папенька" туда его "пропихнул".
(Здесь уместно выразительное чтение отрывков из повести: от "Скоро сусликов привезут" до "Я свое отпахал, я свое получу!" стр. 68, от "Слушай, Олег..." до "Ты же больше виноват, чем этот недоумок Люкин.;." стр. 82, от "Не непротивление злу..." до "Вот такая сказка" стр. 79-80.)
Учитель, выслушивая мнение ребят, помогает разобраться в поведении героев, увидеть их жизненную позицию, есть пи "внутри стержень" и каков он, не подгнил ли. Можно ли оправдать или осудить Олега? Уместно вспомнить библейское: "Не суди, да не судим будешь".
Вновь обращаемся к тексту. Прочитали ответ на этот вопрос героя и решили записать его в свои записные книжки: "Что бы ни случилось, как бы больно ни было - только не пустить зло в свою душу. Даже если оно завоюет весь мир, пока существует твоя душа, куда им хода нет, - зло еще не победило!"
Видимо, гибель Александра, его разговоры с Олегом сделали свое дело, и, я думаю, герой изменился в лучшую сторону, понял свою неправоту, так как в конце повести автор отправпяет его на могилу к матери, от которой он когда-то отказался.
Надо оставаться человеком, то есть нам необходимо взглянуть на себя глазами Александра (другого героя повести) и определиться: если есть в нас что-то от Опега, то лучше постараться избавиться от этого быстрее, потому как рано или поздно каждый это сделает. Так лучше - раньше.
Может быть, я излишне подробно привела примерные ответы ребят, но я получила огромное удовлетворение от этого урока. И, как результат, ученица моего класса на выпускном экзамене, выбрав тему "Мой любимый журнал", показала прекрасный опыт обзора журнала "Мы" и самостоятельно проанализировала повесть Ю.Короткова "Седой". Это была работа претендентки на медапь. Она рискнула.
Клара ГАЙСИНА
Седой
& OCR, Conv & ReadCheck - XtraVert
«Авария: Повести»: Карелия; Петрозаводск; 1991
ISBN 5-7545-0454-3
Аннотация
В остросюжетных, полных драматизма повестях Юрия Короткова рассказывается о трудной судьбе подростков, молодых людей сталкивающихся с жестокостью, непониманием окружающего мира, который зачастую калечит их жизни.
Олегу было семь лет, когда мать отдала его и сестру в детский дом - тогда и появилась первая седина у него в волосах.
Олег ни с кем не дружил, никого не любил, никого не боялся, годами копил в себе злость и обиду на окружающих.
Олег научился защищать свою честь, но не научился прощать…
Седой
Иванов протиснулся по узкому проходу плацкартного вагона, глянул на билет и на занятое место. Бабка, сидевшая на аккуратно расправленной постели, виновато улыбнулась:
Ты извини, сынок, я уж сама распорядилась. Тяжело мне наверх-то.
Иванов молча забросил вещмешок на верхнюю полку и сел, отогнув край бабкиной постели. Другой попутчик, рыхлый толстяк в распахнутой, промокшей под мышками рубахе, поймал его взгляд и с готовностью улыбнулся. Этот, видно, был из любителей дорожных разговоров и радовался новому человеку.
Отслужил? - бодро спросил он.
Интересно?
Толстяк не ожидал резкого тона, смутился и сказал:
Там ваши едут, - бабка кивнула на перегородку.
Кто наши? - не понял Иванов.
Уволенные. Пьют всю дорогу. Тоже будешь пить?
Не буду.
Огни за окном качнулись и тотчас пропали. Поезд набирал ход, подрагивая на стыках пути. Бабка, подслеповато щурясь, в упор разглядывала Иванова.
Не пойму чего-то… Сколько ж тебе, сынок?
Двадцать.
Что ж ты седой-то весь?
Иванов поднялся и пошел в тамбур. Курил в тамбуре на крышке мусорного ящика, приставлял ладони к пыльному стеклу, пытаясь разглядеть, что за окном, - там была ночь, темь непроглядная, движение в темноте, - сзади хлопала открытая дверь туалета, он зашел в туалет, бросил окурок, мельком взглянул в зеркало… Оперся о раковину и стал со спокойным удивлением изучать свое лицо - с острыми скулами, провалившимися, как у покойника, щеками, глубокими морщинами по углам рта, лихорадочно блестящими, в болезненной синеве глазами.
Когда он вернулся в свой отсек, соседи спали. Он забрался на верхнюю полку и лег поверх одеяла, закинув руки за голову.
За тонкой перегородкой гуляли дембиля, там звенели стаканы, бренькала расстроенная гитара.
Иванов протиснулся по узкому проходу плацкартного вагона, глянул на билет и на занятое место. Бабка, сидевшая на аккуратно расправленной. Юрий Коротков - Танцующие призраки. Чтобы наиболее полно раскрыть содержание книг об Афганской войне. Всё о книге: оценки, отзывы, издания, переводы, где купить, скачать и читать. Коротков Юрий Марксович. Родился 10 июня 1955 года. Сценарист, режиссер, актер. Окончил Литературный институт им. Юрий Коротков стал известен как сценарист; по произведениям которого поставлены заслужившие всенародную популярность фильмы «Авария .
Фильмография, фото, интересные факты из жизни и многое другое на КиноПоиске. Полный список фильмов и совместных работы с . Размышляя над этой проблемой, вспоминаю повесть Юрия Короткова «Седой». Главный герой Олег многие годы держал обиду на родную мать за то, что она сдала в детский дом детей. Краткое содержание «Обрыв» Ивана Гончарова.
Один из бандитов - Шура Волков - был когда- то возлюбленным Виктории.. ВОЛКОДАВ (КОДОВОЕ ИМЯ: ВОЛКОДАВ) /CODE NAME: WOLVERINE/США, 1.
Боевик/Приключения Режисёр Дэвид Джексон /David Jackson/Примитивный боевик с избитым сюжетным ходом о перепутанных в аэропорту чемоданах. Один симпатичный парень отправляется в отпуск к семье, а другой, курьер мафиози, везет наркотиков на 2. Происходит нечаянный обмен чемоданами.
А симпатичный парень оказывается бывшим спецназовцем, ну и гангстеры, естественно, похищают его сына. Далее все идет по накатанным рельсам.
Снято все в Италии. Волкодав, Россия, 2. Фантастика / фэнтези Продюсер: Рубен Дишдишян.
Краткое содержание: По роману Марии Семеновой. Последний человек из племени Серых Псов стал могучим воином, называющим себя Волкодав. Избежав смерти в подземных рудниках, Волкодав пускается в путь в сопровождении своего спутника, Нелетучего Мыша. Волкодав одержим желанием покарать Людоеда, уничтожившего деревню Серых Псов. Добравшись до замка заклятого врага, Волкодав жестоко расправляется с Людоедом.
Там же он освобождает двух пленников, мудреца Тилорна и рабыню Ниилит. Вместе с ними Волкодав попадает в город Галирад, переживающий смутные времена. Кнес Галирада, стремясь спасти город от разорения, сватает свою дочь Елень за молодого воина Винитара, обещающего защиту Галираду.
Юной кнесинке предстоит дальняя дорога в земли будущего мужа. Она просит Волкодава стать ее телохранителем в опасном путешествии. Согласившись служить кнесинке, Волкодав оказывается втянутым в водоворот таинственных событий, проливающих свет на истинную цель поездки.. Что характерно, каждый из волкодавов крут нипадеццки.. Наверное это у них семейное? Пулемёта я вам не дам.