Сказание о белгородском киселе краткое содержание брифли. Сказание о белгородских колодцах план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

«Сказание о белгородском киселе» – рассказ о находчивости русских людей, их любви к родине. Текст дошел до нас благодаря Нестору летописцу, автору «Повести временных лет». Нельзя забывать, что летопись появилась в 1113 г., тогда как описываемые в сказании события датируются 997 г. Таким образом, можно утверждать, что Нестор записал рассказ из уст народа. Определить, что в нем правда, а что вымысел тяжело.

Тема «Сказания о белгородском киселе» – осада Белгорода и спасение русичей. Автор доказывает, что находчивость и хитрость помогает выбраться из любой передряги. Кроме того, он утверждает, что любовь к Родине сильнее физических страданий. Жанр произведения - предание. Не смотря на то, что в нем есть место вымыслу, основой произведения стали о реальные события, кроме того, в нем упоминается деятель истории.

Сюжет предания простой, что характерно для древнерусской литературы. Последовательность сюжетных элементов правильная. Начинается предание с экспозиции: автор рассказывает об условиях, в которых происходили ключевые события. Завязка – облога города печенегами. Развитие событий – рассказ о голоде и решение жителей сдаться, совет мудрого старца. Кульминацией является рассказ о том, как горожане позвали печенег, чтобы показать им колодцы с пищей. Развязка «Сказания…» лаконичная: печенеги поверили обману русичей и отступили.

Система образов произведения не очень разветвленная. В нем есть сборные образы белгородцев и печенег, которые являются «фоном» для рассказа о мудром старце. Последний – главный герой «Сказания…». Печенеги изображены как подлый народ, нападающий на беззащитных горожан. Враги белгородцев наивные и глупые, так как их легко обвели вокруг пальца. В то же время, печенеги терпеливые, ведь дожидались, пока русичи сдадутся, изнеможенные голодом.

Русичи – народ, который может терпеть голод ради спасения родных земель. Несмотря на то, что белгородцы собирались сдаться врагу, их нельзя назвать трусами. Люди просто потеряли надежду на спасение. Нетрудно догадаться, что князь забрал сильных мужей на войну, поэтому в бой белгородцы вступать не могли. Старец – воплощение народной мудрости и силы духа. Это рассудительный человек, который умел сохранять спокойствие даже в самых безнадежных ситуациях.

В тексте «Сказания» очень мало языковых средств, что приближает его к разговорному стилю. В тексте автор использовал лишь эпитеты: «великая война», «сильный голод», «пресладкая сыта». Метафор и сравнений нет, но это не делает рассказ беднее. В предании немало историзмов, которые отображают реалии эпохи Нестора: князь, вече, сыта, латки, корчага.

Привлекают внимания повторение союзов в соседних предложениях и на границах сложных синтаксических конструкций. Эта стилистическая фигура называется полисиндетон. Она распространена не только в фольклорных текстах, но и в библейских.

«Сказание о белгородском киселе» было написано более тысячи лет назад, но, благодаря интересному сюжету и вечным идеям, оно остается актуальным и для современных читателей.

Истории государства Древнерусского посвятил свою знаменитую «Повесть временных лет» Нестор, служивший монахом в Киево-Печерском монастыре в начале XII века. Многое пришлось пережить русичам за свою историю, в том числе и нашествие кочевников. В их число входят и тюркские племена печенегов, принесшие немало страданий и бедствий. Об этом, в частности, рассказывает «Сказание о белгородском киселе».

Русичи всегда славились не только своими ратными подвигами, но и смекалкой, позволяющей находить выход из самых трудных ситуаций. Это лишний раз доказывает краткое содержание рассказа.

«Сказание о белгородском киселе» смело можно назвать гимном русскому уму, находчивости, патриотизму. Неслучайно история о старце навсегда сохранилась в памяти народной - ведь сказание было записано Нестором спустя век после белгородских событий (в летописи они датированы 997 годом).

Осада Белгорода

В указанный год племена тюркских кочевников-скотоводов подошли к Белгороду и решили взять его осадой. Не могли теперь жители выйти за пределы крепости, и начался вскоре сильный голод. Пришлось старейшинам собрать вече - собрание, на котором горожане всегда решали важнейшие вопросы. Поразмыслив, пришли к выводу: нужно сдаться, пока все не погибли. С таких печальных событий начинается «Сказание о белгородском киселе», краткое содержание которого здесь дается.

Неожиданное предложение старца

Один из старцев, отсутствовавший на вече, узнал, в чем дело, и попросил позвать к нему старейшин. Когда те пришли, старец предложил потерпеть еще три дня и сделать за это время то, что он повелит. А повелел он сначала собрать женщинам хотя бы по горсточке овса, пшеницы или отрубей, затем приготовить из них болтушку, из которой варят кисель, и вылить ее в кадку. После этого выкопать колодец и поставить на дно его кадку с болтушкой. Когда все было сделано, то же самое проделали с медом - лукошко его нашли в кладовой князя - налили мед в кадку, а кадку опустили во второй вырытый колодец.

К утру в городе были готовы два колодца с опущенными в них кадками: в одной находилась болтушка для варева, в другой - немного меду. Так необычно развивается сюжет в «Сказании о белгородском киселе». Краткое содержание поможет узнать, что было дальше и удалось ли старцу спасти город.

Удивленные печенеги

Утром старец велел позвать в Белгород представителей печенегов, чтобы те сами посмотрели, как живут горожане в осаде. Увидев послов, кочевники обрадовались: они решили, что осажденные хотят сдаться, и потому сразу же отправили своих лучших мужей в город. Но жители Белгорода предложили печенегам уйти добровольно, поскольку одолеть город врагам все равно не удастся, пусть хоть 10 лет простоят они у его стен, ведь сама матушка-земля дает горожанам пищу. В подтверждение своих слов обессилевшие, но стойкие жители крепости, о которых повествует «Сказание о белгородском киселе», повели печенегов к колодцам. Сначала они, как и велел старец, зачерпнули из первого колодца болтушки и сварили из нее кисель. Затем достали из второго колодца меду и добавили его в кисель. Готовым варевом угостили печенегов.

Развязка действия

Очень удивились печенеги увиденному, но сказали, что их рассказу вряд ли поверят. Тогда жители набрали еще болтушки с медом, чтобы печенеги взяли их с собой.

Вернувшись назад, рассказали обо всем послы своим собратьям, а в доказательство сварили киселя из принесенной болтушки, добавили в нее меду и дали всем попробовать. Поверили кочевники, что сама земля дает пищу русичам, а потому отпустили они русских мужей, что оставались у них в заложниках, пока послы ходили в город. И отошли печенеги от Белгорода добровольно. Вот так, оптимистично и с верой в силу русского человека, закачивается произведение «Сказание о белгородском киселе».

Прошли века, но и сегодня из «Сказания о белгородском киселе», краткое содержание которого вы прочитали, можно почерпнуть одну важную мысль: сила и богатство любого государства в его жителях - простых людях, самозабвенно и бескорыстно любящих свою Родину, готовых ради нее на все. Так было и так будет во все времена.

(Перевод Дмитрий Сергеевич Лихачев )

В год 6505 (997). Пошел Владимир к Новгороду за северными воинами против печенегов , так как была в это время беспрерывная великая война. Узнали печенеги, что нет князя, пришли и стали под Белгородом. И не давали выйти из города, и был в городе голод сильный, и не мог Владимир помочь, так как не было у него воинов, а печенегов было многое множество. И затянулась осада города, и был сильный голод. И собрали вече в городе, и сказали: «Вот уже скоро умрем от голода, а помощи нет от князя. Разве лучше нам так умереть? Сдадимся печенегам - кого оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем от голода». И так порешили на вече. Был же один старец, который не был на том вече, и спросил он: «О чем было вече?». И поведали ему люди, что завтра хотят сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им: «Слышал, что хотите сдаться печенегам». Они же ответили: «Не стерпят люди голода». И сказал им: «Послушайте меня, не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю». Они же с радостью обещали послушаться. И сказал им: «Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей». Они же радостно пошли и собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, на чем кисель варят, и велел выкопать колодец и вставить в него кадь, и налить ее болтушкой. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадь, и повелел поискать меду. Они же пошли и взяли лукошко меду, И приказал сделать из него пресладкую сыту и вылить в кадь в другом колодце. На следующий же день повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам: «Возьмите от нас заложников, а сами войдите человек с десять в город, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем». Печенеги же обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, взяли заложников, а сами выбрали лучших мужей в своих родах и послали в город, чтобы проведали, что делается в городе. И пришли они в город, и сказали им люди: «Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и 10 лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли. Если не верите, то посмотрите своими глазами». И привели их к колодцу, где была болтушка для киселя, и почерпнули ведром, и вылили в латки . И когда сварили кисель, взяли его, и пришли с ними к другому колодцу, и почерпнули сыты из колодца, и стали есть сперва сами, а потом и печенеги. И удивились те и сказали: «Не поверят нам князи наши, если не отведают сами». Люди же налили им корчагу кисельного раствора и сыты из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали все, что было. И, сварив, ели князья печенежские и подивились. И взяв своих заложников, а белгородских пустив, поднялись и пошли от города восвояси.

«Сказание о белгородском киселе»

(Современное изложение)

В лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный.

И собрали в городе вече и сказали:

Вот уже скоро умрём от голода. Сдадимся печенегам - может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрём.

Один старец, который не был на вече, спросил: «Зачем было вече?» И поведали ему люди, что утром хотят они сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им:

Послушайте меня, не сдавайтесь ещё три дня и сделайте то, что я вам велю.

Они же с радостью обещали послушаться.

И сказал им:

Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.

Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить её в колодец. И велел выкопать другой колодец, и вставить в него кадку, и поискать мёду. Нашли лукошко мёду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мёд и влить в кадку во втором колодце.

Наутро повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам:

Возьмите от нас заложников, а сами пошлите десять мужей, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем.

Печенеги обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, выбрали лучших мужей и послали в город.

И пришли они в город, и сказали им люди:

Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Даже если будете стоять десять лет, что вы сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли. Если не верите, посмотрите своими глазами.

И привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром, и вылили в горшки. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли к другому колодцу, и почерпнули мёду, и стали есть сами и дали печенегам. И удивились печенеги и сказали: «Не поверят нам князья наши, если не отведают сами».

Люди же налили корчагу кисельной болтушки и мёду из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали всё, что было. И, сварив, ели князья печенежские и дивились. И, отпустив заложников, поднялись и пошли от города восвояси.

«Сказание о белгородском киселе»

(Свободный пересказ)

Печенеги пришли и стали под Белгородом. В осажденном городе начался сильный голод. Жители города собрали вече и решили умертвить друг друга, чтобы живыми не сдаться врагам. Но один из старцев попросил подождать три дня. Он велел женщинам собрать остатки овса и сделать из него болтушку, из которой варят кисель. Потом сказал им найти немного меда и сварить сыту (сладкий медовый сироп). Мужчинам же повелел выкопать два колодца. В один вставить кадь с болтушкой, а во второй - с медовой сытой. На следующий день старик повелел послать за печенегами, чтобы начать переговоры. Те обрадовались, решили, что город хочет сдаться, и прислали своих представителей. Белгородцы привели их в город и сказали: «Зачем губите себя? Разве можно победить нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли.» И повели к колодцу, в котором была болтушка. Достали ее и наварили киселя. А из другого колодца достали сладкую сыту. Отведали удивленные печенеги киселя с сытой, и поняли, что не победить им людей, которых кормит земля. Поднялись и пошли от города восвояси.

Примечания

Печенеги - союз тюркских племен, сложившийся в VIII–IX вв., кочевали между Аральским морем и Волгой, в IX в. заняли Северное Причерноморье до Дуная, основное занятие - скотоводство, регулярно вторгались во владения Киевской Руси.

6 класс

Программа Г.С.Меркина

Конспект урока

Тема. «Сказание о белгородских колодцах».

Цель :

  • воссоздать атмосферу эпохи в ходе сообщений «искусствоведа»; сформировать представление о «Сказании о белгородских колодцах» как части летописи «Повесть временных лет»; выявить художественную идею сказания, проявившуюся в стремлении белгородцев освободить Русскую землю от нашествия;
  • формировать умение выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыка выразительного чтения, работы с иллюстрациями;
  • воспитывать интерес к истории и культуре Древней Руси.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Беседа.

Древнерусский летописец сравнил книги с реками: «Се бо суть реки, напаяще вселеную» («Повесть временных лет»).

Каков смысл сравнения?

Как реки орошают землю, делают её плодородной, так и книги питают душу человека, наполняют смыслом её существование.

Что является для современного человека неиссякаемым источником знаний по истории и культуре нашей родины?

Древние книги, летописи, поучения, жития, послания, воинские и бытовые повести.

3. Обращение к домашнему заданию. Проверка плана статьи учебника.

Как вы понимаете слова Д.С.Лихачёва?

Из каких источников мы узнаём о том, как складывалась жизнь наших далёких предков?

Сказание – фольклорное произведение исторического или легендарного характера в «книжной», литературной переработке или повествовательное произведение, обращённое в прошлое.

Летопись – жанр древнерусской литературы, историческое повествование о событиях в хронологической последовательности. Описание событий по годам.

4. Сообщение «искусствоведа» «Культура Древней Руси».

План.

1.Георгиевский собор новгородского Юрьева монастыря.

2.Антониев монастырь.

3.Николо-Дворищенский собор.

4.Спасо-Мирожский Завеличский монастырь.

Георгиевская церковь в Старой Ладоге.

Первой в этом ряду и по времени, и по значению в строительных переменах стоит церковь во имя Георгия Победоносца, возведённая в 1165 г. Георгиевская церковь, возможно, была построена в честь победы ладожан и новгородской дружины над шведами в 1164 г.

До настоящего времени сохранились фрески барабана, купола, южной аспиды («Чудо Георгия о змие») и отдельные фрагменты в других местах.

Из всех домонгольских новгородских храмов Георгиевский – самый изысканный по формам. Он очень компактен и пропорционален. Небольшой по размерам, он словно слеплен как единая пластическая форма.

Мстиславово Евангелие – выдающийся памятник древнерусской православной культуры, символ нового этапа развития церковной книжности. Эта рукопись является древнейшим списком так называемой «русской редакции» Евангелия. Подавляющее большинство древнерусских списков Евангелия XII-XIV вв. содержит текст, восходящий к редакции Мстиславова Евангелия.

Евангелие было написано в 1106 г. в Новгороде по заказу великого князя Мстислава. На протяжении веков оно, оставаясь эталоном священных евангельских текстов, и воспринималось как духовное достояние нации, общерусская православная святыня. Недаром рукопись вместе с древними новгородскими иконами и реликвиями была перенесена Иваном Грозным в Москву и вложена в царскую усыпальницу – Архангельский собор Московского Кремля.

Николо-Дворищенский собор (Никольский собор на Ярославовом Дворище) - один из древнейших новгородских храмов. По возрасту уступает лишь Софийскому собору. Был заложен в 1113 году на территории Ярославова дворища князем Мстиславом Владимировичем.

Спасо-Мирожский Завеличский монастырь во Пскове. Точная дата основания монастыря неизвестна. Её принято относить к середине XII в. и связывать с именем грека по рождению, святителя Нифонта, епископа новгородского.

Монастырь был одним из культурных центров города, здесь велась псковская летопись, он имел библиотеку, мастерскую переписчиков (скопировавших, в частности «Слово о полку Игореве»), и иконописную мастерскую. Обитель была богата. Его городская территория монастыря занимала всю пойму р. Мирожи (с мельницами), берег р. Великой с кузницами, хозяйственными дворами.

Что характерно для памятников архитектуры этого периода?

5. Сообщение «литературоведа» о «Повести временных лет».

Свод «Повесть временных лет» назван так литературоведами по первым строкам произведения: «Се Повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжити, и откуда Русская земля стала есть…».

Это труд многих людей, о его создании существует гипотеза Шахматова. По гипотезе Шахматова первый летописный свод, названный Древнейшим, был составлен при митрополичьей кафедре в Киеве, основанной в 1037 году. Источником для летописца послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, некоторые письменные документы. Древнейший свод продолжил и дополнил в 1073 монах Никон, один из создателей Киевского Печерского монастыря. Затем в 1093 г. игуменом Киево-Печерского монастыря Иоанном был создан Начальный свод, который использовал новгородские записи и греческие источники: «Хронограф по великому изложению», «Житие Антония» и др. Начальный свод фрагментарно сохранился в начальной части Новгородской первой летописи младшего извода. Нестор переработал Начальный свод, расширил историографическую основу и привёл русскую историю в рамки традиционной христианской историографии. Он дополнил летопись текстами договоров Руси с Византией и ввёл дополнительные исторические предания, сохранённые в устной традиции.

По версии Шахматова первую редакцию «Повести временных лет» Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110-1112 годах. Вторая редакция была создана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116. По сравнению с версией Нестора была переработана заключительная часть. В 1118 составляется третья редакция «Повести…» по поручению новгородского князя Мстислава I Владимировича.

6. Слово учителя.

«Повесть…» разностильна. В ней можно выделить две части.

Историко-этнографическая, связанная с христианской мифологией (о разделении всех земель между сыновьями Ноя, сыновей три – Сим, Хам, Иафет. Славянские племена достались Иафету. Мы Иафетово племя). В «Повести…» предпринята попытка показать место Руси в историческом мировом процессе.

В легенде о посещении славянских земель апостолом Андреем говорится о том, что он побывал на территории Киева, благословил эти земли и сказал, что здесь будет город и много церквей. О Новгороде ничего доброго сказать не мог, так как люди, парясь в бане, били себя прутьями. Киев и Новгород – города-соперники.

О том, как был основан Киев тоже рассказано в «Повести…», но об этом мы подробно говорили в пятом классе.

Датированная часть о киевских князьях. Рюрик – Олег – Игорь, сын Рюрика – Ольга, жена Игоря – Святослав – Владимир – Ярослав – Изяслав – Владимир Мономах, внук Ярослава.

Датированная часть содержит две некняжеские легенды: о белгородском киселе и Никите Кожемяке.

На основании народных преданий Нестор включил в «Повесть временных лет» рассказ о белгородском киселе, который белгородцы, по совету одного старца, налили в колодец и тем убедили осаждавших их печенегов, что их кормит сама земля.

7. Обращение к домашнему заданию. Художественный пересказ «Сказания о белгородских колодцах».

Комментарий трудных слов: болтушка, вече, старейшина, кадь, княжеская медуша, корчага, латка, лукошко, осада, отруби, печенеги.

Медуша - погреб для хранения вареного меда и других алкогольных напитков.

Корчага, сосуд типа амфоры с округлыми пластичными формами, распространённый в Киевской Руси в 10-12 вв. С 13 в. на Руси К. называли глиняные сосуды в форме горшка с очень широким раструбом.

Латка - г ончарное изделие в виде продолговатой миски, употребляемое для жарения.

Лукошко (от лук, лука́ - "изгиб, дуга") - гнутый короб, кузовок, обычно из бересты или луба.

Отруби - побочный продукт мукомольного производства. Состоит из оболочек зерна и остатков неотсортированной муки. В зависимости от вида перерабатываемого зерна О. бывают: пшеничные, ржаные, ячменные, рисовые, гречишные и др.

Печенеги , русское название народа тюркского происхождения, к нач. X в. занявшего степи между Доном и Дунаем. Они имели князей и народные собрания; занимались торговлей. С 968 беспрестанно нападали на русск. земли.

Какие особенности характера старца помогли горожанам выдержать осаду.

Старейшина много повидал на своём веку, не раз встречался с печенегами, которых нетрудно обмануть. В сказании отразились народные представления об уме и находчивости русского народа.

Как можно оценить поступок белгородцев?

Белгородцы знали, что превосходящее по численности войско печенегов можно победить только терпением и мудростью. Они поверили мудрейшему из старейшин и тем самым защитили родную землю.

Какими словами завершается сказание? Есть ли в концовке сходство с народными сказками? Объясните значение выражения «пошли восвояси». Составьте своё предложение с этим выражением.

Слово «восвояси» из всех славянских языков есть только в русском. В украинском, белорусском и польском говорят совсем иначе: «до дому».

Его писали в три слова: «въ своя си».

Современные словари ставят рядом с ним пометы «разговорное» и «ироничное». Такой оборот очень часто встречается в сказках. Например, в сказке о Василисе Премудрой: «Старый человек собрал ему в ларчик всех быков и коров, овец да баранов, табун лошадей, широкий двор с хоромами, амбарами и сараями и слуг многих. Мужик взял ларчик и пошёл восвояси».

8. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Для вас, любознательные!»

9.Сообщение «литературоведа» о Несторе.

Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. "Великая бывает польза от учения книжного,- говорил он. - Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами". В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца.

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам "Повести временных лет". "Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть" - так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Необычайно широкий круг источников, осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид "Повести временных лет", игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших "Повесть" преподобного Нестора ("Лаврентьевскую летопись").

10.Прослушивание арии Пимена из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».

Каким вы представляете героя оперы?

11. Обращение к иллюстрации трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» художника В.А.Фаворского.

В чём сходство и различие музыкального и художественного образов?

12. Выразительное чтение учителем фрагмента из Повести временных лет» на древнерусском языке от слов «Въ лето 6505. Володимеру шедшю к Новгороду» до слов «и въ своя идоша».

Въ лѣто 6505. Володимеру шедшю к Новугороду по вѣрхъние воѣ на печенѣгы, бѣ бо рать велика бес пересту. В то же время увѣдаша печенѣзѣ, яко князя нѣту, придоша и сташа около Бѣлагорода. И не дадяхуть вылѣсти из града. Бѣ бо голодъ великъ вь градѣ, и не лзѣ Володимиру помочи, и не бѣ лзѣ поити ему, и еще бо ся бяхуть не собрали к нему вои, печенѣгь же бѣ множьство много. И удолжишася, остояче вь градѣ люди, и бѣ глад великъ. И створиша вѣче вь градѣ и рѣша: «Се хочемь помрети от глада, а от князя помочи нѣтъ. Да луче ли ны умрети? Вдадимся печенѣгомъ, да кого ли оживят, кого ли умертвять, уже помираемь от глада». И тако свѣтъ створиша. И бѣ же одинъ старець не былъ в вѣчи томь, вьпрашаше: «Что ради створиша вѣче людье?» И повѣдаша ему, яко утро хотять ся людье передати печенѣгомъ. Се же слышавь, посла по старѣйшины градьскыя и рече имъ: «Слышахъ, яко хочете передатися печенѣгомъ». Они же рѣша: «Не стѣрпять людье голода». И рече имъ: «Послушайте мене, не предайтеся за три дни, и азъ что вы велю и створите». И они же ради и обѣщашася послушати. И рече имъ: «Сберете по горьсти овса, или пшеницѣ, ли отруб». Они же, шедше, ради снискаху. И повелѣ женам створити цѣжь, в немже варять кисель, и повелѣ копати кладязь, и вьставити тамо кадь, и налья цѣжа кадь. И повелѣ копати другий кладязь и вьставити тамо другую кадь. Повелѣ имь искати меду. Они же, шедше, взяша лукно меду, бѣ бо погребено вь княжи медуши. И повелѣ росытити воду велми и вьльяти вь кадь и в друземь кладязѣ тако. Наутрѣя же посла по печенѣгы. Горожани же рекоша, шедше, печенѣгомъ: «Поимете к собѣ тали наша, а васъ до 10 мужь идете вь градъ и видите, что ся дѣеть вь градѣ нашемь». Печенѣзи же радѣ бывше, мняще, яко хотять ся передати, а сами избраша лучшии мужи вь градѣ и послаша я вь град, да розъглядають, что ся дѣеть вь градѣ у нихъ. И придоша вь градъ, и рекоша людие: «Почто губите себе? Коли можете перестояти нас? Аще стоите 10 лѣт, что можете створити намъ? Имѣемь бо кормьлю от земля. Аще ли не вѣруете, да видите своима очима». И приведоша я кь кладязю, идѣже цѣжь, и почерпоша вѣдромъ и льяху в латкы. И варяху пред ними, и яко свариша пред ними кисель, и поемь я, и приведоша кь другому кладязю, и почерпоша сыты, и почаша ясти первое сами, потом же и печенѣзѣ. И удивишася, рекоша: «Не имуть сему вѣры наши князи, аще не ядять сами». И людье нальяша корчагу цѣжа и сыты от кладязя и вдаша печенѣгомъ. Они же, пришедше, повѣдаша вся бывшая. И вариша кисель, и яша князи печенѣжьстии и подивишася. И поемше тали своя, а онѣхъ пустивше, и вьсташа от града, и вь своя идоша.

Какова интонация отрывка?

Интонация отрывка величаво-спокойна, торжественна. Особый характер ударений в словах, паузы, короткие отчётливые фразы создают особый ритм, свойственный музыкальному произведению.

IV. Подведение итогов урока.

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Сегодня на уроке я понял(а)…

Я хотел(а) бы узнать…

V. Домашнее задание.

3.Составить план «Повести о разорении Рязани Батыем».

4.Подготовить художественный пересказ эпизода сражения Евпатия Коловрата.

5.Индивидуальные задания:

Подготовить сообщения «историка» о Рязани и рязанских князьях до нашествия Батыя и о Батые и «литературоведа» о времени создания «Повести…» и ее роли в летописном своде;



Сказание о Белгородском Киселе – это памятка древнерусской литературы, которая открыто несет патриотический настрой и силу русского духа. Краткое содержание поможет проанализировать это Сказание и даст возможность написать качественное сочинение.

Здесь показана история Киевской Руси, когда она часто страдала от нападений степных народов. Печенеги подобрались к Белгороду, но быстро этот город взять не могли. Пришлось брать в осаду.

Длилась осада долго, так что люди стали голодать. Паника привела к тому, что люди были готовы сдаться. Они провели собрание и решили, что лучше пустить печенегов. Пусть они даже и убьют многих. Все равно люди умирают от голода.

Посреди собрания встал один старец со своим советом. У него была идея, как обхитрить врага. Он сказал, что нужно приготовить блюдо еды из запасов, которые остались.

Женщины все сделали. Потом русичи пригласили нескольких печенегов и с довольным видом стали доставать еду, как бы на угощение. Враги были поражены. А русичи уверенно говорили, что им все равно что есть осада. Они не голодные и могут долго сидеть в осаде.

Печенеги решили, что сама земля может накормить русичей, поэтому они не смогут победить. Так и ушли враги ни с чем.

Автором Сказания является народ. Эту историю передавала из поколения в поколение. Момент с хитростью является важной частью многих русских сказок. Он показывает, что мудрость всегда может спасти человека даже от самого кровожадного врага.

Обновлено: 2017-08-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.