Станция комсомольская кольцевая схема. Станция комсомольская

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (также церковь Параскевы Пятницы на Торгу) – храмовый ансамбль в городе Старице, построенный в 1740–1825 гг. и сочетающий в себе мотивы позднего классицизма и барокко. Одна из визитных карточек города.


Комплекс храма Рождества Богородицы, более известный как церковь Параскевы Пятницы, считавшейся покровительницей торговли, находится на левом берегу реки Волги рядом с древним старицким городищем. Когда-то он располагался на Торговой площади Старицы и вместе с множеством торговых рядов Гостиного двора перекликался с ансамблем Успенского монастыря, расположенного на другом берегу Волги. Горожане часто называют комплекс женским монастырем. Однако это не монастырь, это великолепный ансамбль храма, построенный в XVIII–XIX вв. И даже в наши дни, несмотря на плачевное состояние, церковь Рождества Богородицы является одной из достопримечательностей и визитных карточек города.

В 1728 г. по указу архиепископа Тверского Феофилакта вместо деревянного храма Параскевы Пятницы началось возведение каменной церкви Рождества Богородицы с приделом, посвященным древнему храму. Пятницкий придел был освящен в 1740 г., а освящение главного престола состоялось только спустя 10 лет, в 1750 г., при священнике Василии Алексееве. Позднее к белокаменной барочной церкви с невысокой колокольней с северной и южной сторон были пристроены два придела в виде ротонд в стиле позднего классицизма. Придел во имя Нила Столбенского построен в 1806 г., святой Мученицы Параскевы Пятницы – в 1825 г.

Сложную, но строго упорядоченную композицию ансамбля Богородицкой церкви с востока дополнила белокаменная колоннада с двумя часовнями и лестницами, спускающимися от ротонд к берегу Волги. Множество куполов – разных по форме и расположенных на разных уровнях – делают живописный облик храма очень камерным и уютным.

В Клировых ведомостях Старицкого уезда 1828 года указано, что каменная Рождественская церковь с приделами Великомученицы Параскевы (еще не освященным) и преподобного Нила чудотворца (освященным) построена в 1784 г. Земли пахотной и сенокосной при церкви не имелось, в 115 приходских дворах (в Старице и деревнях Федурнове и Коньковской слободе) числилось 315 душ мужского пола и 385 женского. В храме в это время служили: священник Космин Василий (32 года, священником с 1821 г.), диакон Иванов Илия (55 лет, диаконом с 1793 г.), дьячок Феодоров Петр (25 лет, дьячком в Старицкой Богородице-Рождественской церкви с 1825 г.), пономарь Кириллов Михаил (68 лет, пономарем с 1784 г.).

Согласно данным за 1901 г., Богородице-Рождественская церковь в Старице, построенная в 1784 г., имела три престола: Рождества Пресвятой Богородицы и Нила Столобенского (в теплой), мученицы Параскевы Пятницы (в холодной). В храме служили: священник Казанский Михаил Антонович (41 год, священником с 1883 г.), псаломщик Борисоглебский Петр Иванович (28 лет, псаломщиком с 1899 г.). Прихожан в Старице и в деревнях: Ново-Старкове, Коньковской слободе, Федурнове – 159 дворов (1 006 человек – 457 мужчин и 549 женщин). Под алтарем церкви в 1791 г. была устроена каменная часовня в честь Рождества Богородицы.

В 1914 г. служили: священник Казанский Михаил (53 года), псаломщик Смирнов Иоанн (46 лет). Прихожан в городе Старице и деревнях Старково, Федурково, Коньково – 998 человек (481 мужчина, 517 женщин).

В 1970-х гг. храм Рождества Богородицы был отреставрирован, но к началу 2000-х гг. он снова уже нуждался в реставрации.

Архитектура

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы относится к характерному для XVIII столетия типу храма «восьмерик на четверике». Храм одноглавый с примыкающей к нему с востока грузной полукруглой апсидой. Углы четверика декорированы лопатками, окна – барочными наличниками с кокошниками. Колокольня, примыкающая к храму с запада, завершена высоким шпилем. Словно венком храм окружен кольцом построек разного времени. Особенно интересен придельный храм, выстроенный в 1825 г. в стиле позднего классицизма и представляющий собой ротонду, с фасадов украшенную фронтонами с неглубокой лоджией в ризалите. Купол, венчающий храм, окружен пологими куполочками.

Из других сооружений храмового комплекса до нашего времени сохранились часовня, две нарядные башни, увенчанные куполом со шпилем, дом причта и торжественная колоннада, представляющая собой галерею со спаренными колоннами тосканского ордера, объединяющую все постройки в единый ансамбль. Башни-ротонды когда-то использовались как лавки.

Постройки, в убранстве которых широко использован местный белый камень, образуют очень живописную группу. Авторы комплекса на редкость органично соединили в единое целое разновременные постройки, в декоре которых сочетаются мотивы позднего классицизма и барокко.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках стоит в самом начале Малой Дмитровки. Великолепная, как будто свитая из белоснежного кружева, она построена в 1649-1652 годах - одна из красивейших и древнейших церквей, освященных в честь этого праздника, сохранившихся в Москве. В древности здесь располагалось урочище «Путинки»: здесь, у Тверских ворот Белого города, расходились два пути - на города Дмитров и Тверь. Здесь находился тогда Путевой двор для послов и гонцов, к которому вели путинки - по-московски кривые улочки и переулки. Другая версия объясняет название Путинки от слова «паутина» - маленькие улицы и переулки с разбросанными на них маленькими московскими домиками, лежавшие в приходе этой церкви представляли собой «паутинку», окружавшую церковь со всех сторон.

Первоначально, здесь стояла трехшатровая деревянная церковь, построенная в 1625 году. В 1648 году она сгорела, и прихожане храма, через Иерусалимского патриарха, остановившегося в ту пору в Москве, попросили царя выделить сумму на постройку каменной церкви. Ее придел впервые на Руси был освящен в честь иконы Божией Матери Неопалимая Купина, оберегающей от пожаров и потому столь значимой для москвичей. Эта церковь - последняя в Москве постройка шатрового зодчества до знаменитого указа патриарха Никона. Тогда он запретил возведение шатровых церквей и потребовал повсеместного перехода к строительству крестово-купольных храмов. Этот указ отменят уже во второй половине XVII века после изгнания Никона.

В том же XVII веке в Москве за Земляным городом близ Зубовской площади возвели церковь с главным престолом, освященным в честь иконы Неопалимой Купины, давшей название переулку - Неопалимовский. Название иконы произошло от видения Моисеем горящего куста терновника - купины - охваченного пламенем и не сгоравшего, символизировавшего приснодевство Пресвятой Богородицы. Поэтому Богоматерь изображена на иконе окруженной пламенем.

И хотя по легенде возведение этой церкви не было связано с основным бедствием старого деревянного города - многочисленными московскими пожарами, у чудотворной иконы молились и искали спасения именно от огня, не раз бушевавшего в Москве и оставлявшего горожан погорельцами.

А легенда такова. Список иконы Неопалимая Купина находился в кремлевской Грановитой палате. Конюх царя Федора Алексеевича Дмитрий Колошин усердно перед ней молился, и когда невинно попал в царскую опалу, стал просить о помощи и защите. Тогда во сне царю явилась Царица Небесная и открыла ему, что этот человек невиновен. Конюх был освобожден государем от суда и в благодарность построил в честь иконы Неопалимая Купина храм в Новой Конюшенной слободе, выпросив у царя чудотворный список. С тех пор, когда в Москве были пожары, эту икону обносили вокруг домов прихожан церкви, и они уцелели от огня. Москвичи замечали даже, что в Неопалимовском приходе пожары случались крайне редко и были очень незначительными, хотя вся местность, отдаленная от центра города, была застроена многочисленными деревянными домами. (Неопалимовская церковь была снесена в советское время.)

Малоизвестная, но замечательная своей историей домовая церковь Рождества Богородицы в доме князя Голицына (Волхонка, 14, за зданием Музея частных коллекций) ныне разрушена и не действует.

В историю Москвы этот храм вошел главным образом тем, что здесь Пушкин собирался венчаться с Натальей Гончаровой, но получил отказ митрополита Филарета. Почему это произошло, до сих пор остается загадкой для историков. Только бракосочетание тогда состоялось в приходском храме невесты, в Большом Вознесении у Никитских ворот.

Сама Рождественская церковь была домовой и располагалась на втором этаже в правом крыле существующего ныне здания. Она была напрямую связана с историей этого дома и домовладельцами, а также с теми событиями, которые здесь происходили.

История дома Голициных восходит к 30-м годам XVIII века, когда ими был приобретен участок земли за Колымажным двором во владение. Проект дома был исполнен петербургским архитектором С.Чевакинским, автором знаменитого Никольского военно-морского собора в северной столице, у которого учился Василий Баженов. В работах над строительством голицынского дома в 1756-1761 г.г. ему помогал молодой архитектор И.П.Жеребцов, будущий строитель прекрасной колокольни московского Новоспасского монастыря. В 1766 году в правом крыле дома была построена и освящена церковь во имя Рождества Богородицы. А вскоре в доме поселилась сама Екатерина Великая.

Дом Голицыных передавался из поколения в поколение. Когда владельцем стал М.М.Голицын-сын, Екатерина II обратилась к нему с просьбой найти ей в Москве хороший и удобный дом. Только что был заключен Кючук-Кайнарджийский мир в русско-турецкой войне, и императрица собиралась в Москву на празднества по этому случаю. В Кремле же она не любила останавливаться, считая его для себя плохо приспособленным. Голицын немедленно предложил государыне свой собственный дом.

И тогда архитектора Матвея Казакова пригласили перестраивать голицынский особняк в Пречистенский дворец. Постройка была готова к Новому году, в декабре 1774 года. Стены скромной усадьбы помнят блестящую свиту Екатерины Великой - императрица приехала в Москву с двором и сыном Павлом I.

Однако она осталась недовольна жильем: было тесно и печки плохо отапливали помещение. Соседство с Колымажным двором и конюшнями создавали не самый свежий воздух, люди замерзали немилосердно, и очень путаны были коридоры. «Прошло два часа, прежде чем я узнала дорогу к себе в кабинет», - жаловалась Екатерина в одном из писем, называя свой дворец «торжеством путаницы». Потом деревянные постройки этого дворца были перенесены на Воробьевы горы и там сгорели.

По легенде, в Рождественской церкви дома Голицыных хранились две иконы, подаренные (или оставленные здесь) Екатериной II в память о своем браке с князем Потемкиным, видимо, венчальные. Вероятно, что эта легенда и осталась в московской памяти связанной с пребыванием в голицынском дворце самой Екатерины. Или думали, что она оставила хозяевам царский подарок за гостеприимность.

В 1779 году Голицыны вновь вернулись в свой особняк на Волхонке. Когда хозяином стал С.М.Голицын, попечитель Московского учебного округа, он открыл здесь аристократический салон. Его посещал Пушкин и однажды в начале лета 1830 года танцевал здесь на балу. Пушкин в то время уже был помолвлен с Натальей Гончаровой, и есть свидетельство о том, что он собирался венчаться с ней именно здесь. Во-первых, говорят историки, в домовой церкви оплата была меньше, что было выгодно стесненному в средствах Пушкину. Во-вторых, внимание великосветского общества к свадьбе было бы не таким пристальным.

И тем не менее разрешения на брак в домой церкви Голицыных дано не было. Есть версия, что венчаться в домовых церквях, как в обыкновенных приходских, тем более лицам, не имеющим к ним никакого отношения, «с улицы», просто запрещалось. И бракосочетание состоялось в приходской церкви невесты.

Во второй половине XIX века здесь жил другой С.М. Голицын, владелец картинной галереи, старинной библиотеки и коллекции древностей. Все это собрал его отец, мечтавший об открытии собственного музея, но не успевший осуществить свое желание до смерти.

В память об отце на первом этаже своего особняка в 1865 году Голицын открыл музей, который называли «московским Эрмитажем». Здесь были представлены такие редкости, как вазы из слоновой кости, принадлежавшие Марии Антуанетте, книги из библиотеки маркизы Помпадур, картины Рафаэля, Рубенса, Пуссена, мраморные канделябры из Помпеи. А посетителей встречал швейцар в мундире лейб-гусара.

Музей был открытым для общественности, однако сохранились любопытные свидетельства о том, как происходил осмотр. По желанию хозяина полюбоваться его коллекцией могли лишь те, кто приходил на воскресную службу в его домовую Рождественскую церковь. По окончании все шли в княжескую столовую на воскресный чай, на котором присутствовал хозяин, а оттуда уже в музей.

Однако всего лишь через двадцать лет после открытия музея Голицын, охладевший к делам по его содержанию, продал свою коллекцию с аукциона. Большую ее часть за 800 тысяч рублей выкупил петербургский Эрмитаж. Примечательно, что все сокровища голицынского музея остались на родине.

В 1877 году Голицын сдал первый этаж своего дома под квартиры. Музейные залы были перестроены под меблированные комнаты для сдачи в наем, а после перестройки левого флигеля в 1892 году здесь они получили название «Княжий двор». В голицынском особняке открылась комфортабельная московская гостиница.

В октябре 1877 года в этом доме поселился А.Н. Островский, который провел здесь последние годы своей жизни. Когода писатель оформлял договор о найме, смотритель дома серьезно стал объяснять его жене, что перед тем, как сдать квартиру, он всегда собирает справки о нравственных качествах будущего квартиранта. Островский в шутку решил сообщить ему «некоторые из своих достоинств - что я не пьяница, не буян, не заведу в квартире азартной игры или танцкласса».

В этом доме из-под пера Островского вышли «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Сердце не камень». В гости к нему часто приходили друзья - И.С. Тургенев, Д.В. Григорович, П.И. Чайковский. В этом же доме на Волхонке жили М.И. Чайковский, В.И. Суриков, Б.Н. Чичерин, И.С. Аксаков, который здесь скончался.

В 1902 году Рождественская церковь обновлялась. Один из лучших московских архитекторов того времени, К.М. Быковский отделал ее в готическом стиле, а иконостас - в полуклассическом.

Этот год стал последним в истории пребывания Рождественской церкви домовым храмом Голицыных. В следующем 1903 году дом был куплен Московским художественным обществом и потом стал принадлежать различным учреждениям. Достаточно упомянуть о Московском городском народном университете им. А.Л. Шанявского, который работал здесь в 1909-1911 г.г. до переезда в собственное здание на Миусской площади.

В советское время бывшую усадьбу Голицыных заняла Коммунистическая Академия под руководством историка М.Н. Покровского. Тогда была закрыта Рождественская церковь, а ее иконостас был разобран и передан в церковь села Алексеевского.

В настоящее время здесь находится научное учреждение - Институт философии Академии наук.

В Москве существует и Рождественский монастырь, который основала в 1386 году княгиня Мария Кейстутовна, мать героя Куликовской битвы князя Владимира Серпуховского. Великолепный собор Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1501-1505 годах - это один из древнейших храмов Москвы. Стройную колокольню возвел в 1835 году архитектор Н.И.Козловский - одна богатая москвичка пожертвовала на нее свои средства в память о рано умершем любимом сыне.

В этом монастыре в 1525 году была насильно пострижена в монахини Соломония Сабурова, супруга великого князя Василия III. Они прожили 20 лет, но их брак оказался бездетным, а князь хотел иметь наследника престола. Он задумал жениться вновь - развод тогда был запрещен, и Соломонию уговаривали добровольно уйти в монастырь, но она сопротивлялась. Тогда ее постригли насильно в Рождественском монастыре. По старинной московской легенде этому предшествовало видение великим князем Василием птичьего гнезда на дереве, когда он расплакался о своей бездетности. «Государь! - сказали ему бояре: - Неплодную смоковницу посекают и удаляют из винограда.» Когда он обратился за благословением на развод к греческим патриархам, иерусалимский предстоятель, Марк, предостерегал его: «Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужасом и печалью, кровь польется рекою, падут главы вельмож, грады запылают». Русские решили обойтись без помощи иноземцев и предложили Соломонии добровольно постричься в монастырь. Когда же она отказалась, ее постригли насильно. Тогда, по легенде, она прокляла будущий брак великого князя и предрекла: «Бог видит и отмстит моему гонителю!» От нового брака Василия III и Елены Глинской родился будущий царь Иван Грозный. По преданию, в минуту его рождения, 25 августа 1530 года, в 7 часов вечера, один за другим последовали три раската грома при ослепительной вспышке молнии.

Соломония же, постриженная под именем Софьи, пробыла монахиней более 17 лет и умерла в 1542 году. Есть страшное предание о том, что якобы только что постриженная супруга великого князя оказалась от него беременной «к ужасу и раскаянию» ее бывшего мужа. Она родила сына, назвала его Георгием и воспитывала его с мечтою о мести: «В свое время явится он в могуществе и славе». С его именем связаны все легенды о знаменитом разбойнике Кудеяре, который то наводил на Москву крымского хана во время правления Ивана Грозного, то будто бы, напротив, спасал жизнь своего царственного брата.

Этот монастырь был не разграблен во время наполеоновского нашествия, хотя французы заходили в него. По легенде, они хотели сорвать богатый оклад с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Один из солдат бросился к образу, но тут же сильно поранился и больше не мог сдвинуться с места. Пораженные этим, остальные захватчики побежали вон из монастыря.

Угол кирпичной монастырской стены на бульваре художник В.Г. Перов изобразил в картине «Тройка».

В историческом центре российской столицы недалеко от известного театра имени Ленинского комсомола находится красивая церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Она является одним из немногих московских храмов, сохранивших свой первоначальный вид до современного времени.

История постройки

История храма в Путинках насчитывает почти четыреста лет. Современные стены пережили несколько исторических эпох в неизменном виде.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

Основание храма

За Тверскими воротами Белого города Москвы в начале XVII века появился деревянный храм, посвящённый Рождеству Богородицы. В исторических хрониках этого времени его называют церковью, расположенной «на Посольском дворе в Путинках». Специалисты приводят несколько версий появления этого названия:

  1. Церковное подворье расположилось вблизи путевого гостевого дворца, куда прибывали европейские послы и путешественники на пути в столицу Русского государства.
  2. За воротами начинались дороги, ведущие в разные северные города Руси, то есть церковь располагались на распутье дорог.
  3. В третьей версии отражены особенности городского дизайна исторической части главного русского города, прорезанной множеством улочек и переулков, которые образуют подобие гигантской паутины.

Деревянная церковь, увенчанная тремя шатрами, сгорела в большом московском пожаре 1648 года. Через год на её месте началось строительство каменного собора, бо́льшую часть средств на который выделили из государственной казны. В 1652 году строительство церкви завершилось. Её освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Царское время

Храм Рождества Богородицы, расположенный в Путинках, является последним русским шатровым культовым зданием. Через год после его освящения патриарх Никон запретил возведение церковных построек в шатровом стиле. Пристроенные в конце XVII века придел Феодора Тирона и трапезная были оформлены в стиле барокко. В это же время соорудили сторожку, из которой ход вёл на колокольню.

Западное крыльцо, увенчанное шатром, похожим по стилю на основные шпили, было построено в 1864 году. В первозданном виде до наших дней оно не сохранилось. В конце XIX века была произведена первая реставрация Рождественского храма в Путинках.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, 1881г.

Интересно: верующие люди утверждают, что здание церкви уцелело во всех потрясениях и пожарах благодаря заступничеству Богоматери. Храм не пострадал во время захвата Москвы французами, хотя все окружающие его усадьбы были разграблены и сожжены.

После большевистской революции церковь закрыли не сразу. В конце 20-х годов в ней обосновалась братия закрытого Высоко-Петровского монастыря. Двери божьего дома для прихожан закрыли в 1939 году. В здании разместили конторские помещения, а позднее отдали под репетиционное помещение дирекции «Цирка на сцене». Здесь проходили репетиции животных.

В конце 1950-х годов проводилась вторая реставрация, которая коснулась только внешнего облика здания. В частности, было демонтировано западное крыльцо XIX века. Оно было заменено на шатровую постройку, приближенную по стилю строениям XVII века. Эту работу признали образцом научной реставрации, позволившей сохранить древнее уникальное здание в первозданном виде.

Интересно: церковь, считающуюся сегодня памятником архитектуры федерального значения, в советские годы хотели уничтожить. По легенде подрыв назначили на 22 июня 1941 года. По понятным причинам мероприятие отменили. Так война не дала советской власти совершить роковую ошибку.

Современность

Храм вернули православной церкви в 1990 году. Он получил статус патриаршего подворья. Первым современным настоятелем церкви стал игумен Серафим. После его трагической кончины приход возглавил протоиерей Феодор Батарчуков, который является настоятелем храма Пресвятой Богородицы в Путинках по сегодняшний день.

Внутреннее убранство церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

К моменту возвращения здания в ведение Московской патриархии внутреннее убранство было практически полностью утрачено. Церковь восстанавливалась на благотворительные средства, большую помощь в сборе которых оказывал известный актёр Александр Гавриилович Абдулов.

Архитектура и внутреннее убранство

К настоящему времени храм Рождества Пресвятой Богородицы полностью восстановлен. Его внешнее и внутреннее убранство соответствует первоначальному оформлению XVII века. Уникальный архитектурный памятник XVII века выполнен в стиле русского узорочья, отличительной чертой которого является использование множества декоративных деталей.

Центральной частью храма является вытянутый с юга на север четверик, увенчанный тремя шатрами, выполняющими декоративную функцию. Такими же шатрами украшены северный придел, посвящённый иконе «Неопалимая купина», узорчатая колокольня и западное крыльцо. Стены церкви украшены с внешней стороны многочисленными декоративными деталями. Убранство более поздних пристроек к зданию несколько отличается от основной его части. Оно выполнено в стиле раннего московского барокко.

Внутреннее оформление церкви в советское время практически не сохранилось. Единственным аутентичным элементом является роспись центральной колонны, с изображением почитаемых православных святых. Стены храма украшены новыми и отреставрированными иконами и росписями.

Интерьер храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках

Среди расположенных в храме святынь выделяют следующие образы:

  • икона Божьей Матери «Всецарица», помогает онкологическим больным;
  • икона Божьей Матери «Неопалимая Купина», защищающая от пожаров.

Расписание работы храма

Храм Рождества Богородицы расположен в Москве по адресу: улица Малая Дмитровка, владение 4. Его двери открыты ежедневно с восьми утра до восьми вечера. Службы проводятся по выходным и праздничным дням в 9 и 17 часов. В храме проводятся православные обряды, работает воскресная школа, ведут приём православные врачи. Кроме этого, служители храма оказывают поддержку неблагополучным детям, сиротам и заключённым.

Совет: в будние дни церковь посещает мало людей, поэтому экскурсионную поездку следует планировать на рабочие дни. Это позволит спокойно насладиться внутренним убранством храма, почувствовать его одухотворённость.

Как добраться

Храм Рождества Пресвятой Богородицы находится в исторической части Москвы. Добраться до него можно наземным транспортом и на метро.

На метро необходимо доехать до станций следующих метро:

  • Тверская (зелёная ветка);
  • Пушкинская (синяя ветка);
  • Чеховская (серая ветка).

Дойдя до кинотеатра «Пушкинский», необходимо повернуть налево. Через несколько минут покажется красивое белое здание.

До остановки наземного транспорта «Пушкинская площадь» можно добраться автобусами № Н1 и А. В двух минутах ходьбы от неё находится рождественская церковь.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - красивый памятник русской архитектуры, являющийся ярким примером шатрового стиля, господствующего в русском зодчестве до конца XVII века. Он будет интересен не только истинно верующим православным людям, но и любителям русской истории.

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

Вконтакте

Станция Кольцевой линии Московского метрополитена.

История

Первой станцией метро у Ленинградского, и вокзалов стала станция «Комсомольская» Кировско-Фрунзенской (Сокольнической) линии, открытая в 1935 году в составе первой очереди метрополитена.

В первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии появился в 1934 году. Тогда планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями.

Почта СССР, С. Поманский , CC BY-SA 3.0

По проекту 1938 года планировалось построить линию значительно дальше от центра, чем построили впоследствии. Планировались станции «Усачёвская», «Калужская Застава», «Серпуховская Застава», «Завод имени Сталина», «Остапово», «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский Вокзал», «Савеловский Вокзал», «Динамо», «Краснопресненская Застава», «Киевская».

В 1941 году проект Кольцевой линии изменили. Теперь её планировали построить ближе к центру. В 1943 году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки пересадочного узла «Охотный ряд» - «Площадь Свердлова» - «Площадь Революции».

Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось сдать линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» - «Курская», «Курская» - «Комсомольская», «Комсомольская» - «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» - «Центральный парк культуры и отдыха».

Первый участок, «Парк культуры» - «Курская», был открыт 1 января 1950 года, второй, «Курская» - «Белорусская», - 30 января 1952 года, и третий, «Белорусская» - «Парк культуры», замыкающий линию в кольцо, - 14 марта 1954 года. Первоначально планировалось построить три вестибюля «Комсомольской», но был построен только один. Переход на Сокольническую линию открылся вместе со станцией.

Архитектура и оформление

Вестибюль

В северном торце станции - лестница, ведущая в небольшой купольный аванзал. В куполе свода, украшенного золотой смальтой, изображена красная пятиконечная звезда с расходящимися во все стороны золотыми лучами. Это мозаичное украшение появилось не ранее 1960-х годов. В центре аванзала подвешена массивная многорожковая люстра.

Длинный и широкий коридор выводит из аванзала к эскалаторному тоннелю. Эскалаторный тоннель в свою очередь выводит в наземный вестибюль, общий для обеих станций узла. У этого вестибюля восьмиугольный объём под большим куполом.

Купол украшен лепниной и фигурными барельефами трубящих горнистов (автор Г. И. Мотовилов). По оси купола две подвесные люстры в виде церковных паникадил, по всем углам - большие торшеры. Стены облицованы светло-бежевым мрамором.

Вестибюль объединяет верх двух эскалаторных тоннелей двух станций, вход с Комсомольской площади, выход на площадь между Ярославским и Ленинградским вокзалами и вход из подземного вестибюля с коридорами с обоих этих вокзалов.


Glaue2dk , CC BY-SA 2.5

Весь этот архитектурный ансамбль находится внутри уличного павильона. Он представляет собой большое двухэтажное здание крестовой формы с двумя шестиколонными портиками со стороны Комсомольской площади и с выходом к перронам Ленинградского и Ярославского вокзалов с противоположной стороны.

Из него можно выйти также к платформе «Каланчёвская» Курского направления Московской железной дороги. С ноября 2007 года вход через фасадные двери павильона закрыт и осуществляется через подземный переход под Комсомольской площадью. Внутренний свод вестибюля выдаётся наружу большим куполом серого цвета. Увенчан этот купол высоченным шпилем с пятиконечной звездой. На звезде изображены серп и молот.

Станционные залы

В конструкции использована сборная чугунная обделка, в качестве лотка использована монолитная плита. Длина посадочного зала 190 метров, ширина центрального нефа 11 м (вместо характерных для станций такой конструкции 8 м), высота зала 9 м (вместо характерных 5,5 м).

По последним двум показателям данная станция является самой большой из колонных станций московского метрополитена. В 1952 году, совместно с П. Д. Кориным, архитектор А. В. Щусев был посмертно удостоен Сталинской премии второй степени за 1951 год за архитектуру станции.


Katlenburg-Lindau, German , CC BY 2.0

Архитектурно станция «Комсомольская» - апофеоз сталинского ампира, отличающегося грандиозностью, помпезностью, сочетанием элементов классицизма, ампира и московского барокко. Одна из авторов проекта, А. Ю. Заболотная, писала, что станция задумывалась как один из самых оживлённых транспортных узлов города и как своеобразные ворота Москвы. Эти «ворота» должны были формировать первые впечатления о Москве.

На станции 68 восьмигранных колонн (шаг составляет 5,6 метра). Аркады, включающиеся в себя два ряда колонн, соединены изящными арками. Они держат на себе общие антаблементы с карнизами, простирающиеся по всей длине станции. На карнизы опираются основания сводов центрального и боковых залов. Свод центрального зала в полтора раза выше боковых.

Триумф советского народа в Великой Отечественной войне - ведущая тема архитектуры интерьеров станции. Величие этой патриотической темы отражено в грандиозном размахе пространственного построения подземного зала, в богатстве декоративного убранства, в яркости её цветового и светового решения. Потолок станции украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. Они являются визуализацией речи И. В. Сталина, произнесённой на параде 7 ноября 1941 года:

«Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!..»

И. В. Сталин

Свод декорирован белым лепным орнаментом. У пят свода был расположен ряд позолоченных барельефных картушей на малиново-красном фоне, выполненных по моделям скульпторов С. В. Казакова и А. М. Сергеева на тему «Русское оружие», позднее заменённых мозаиками. Тогда же мозаикой был выложен и купол аванзала перед эскалаторным коридором.Это высказывание Сталина было высечено на мраморной доске, установленной при входе в перронный зал.


Zac allan , Public Domain

Шесть мозаик изображают Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров у стен рейхстага. Их автор - художник П. Д. Корин. Ещё два панно, изображавшие И. В. Сталина («Парад Победы» и «Вручение гвардейского знамени»), были заменены после развенчания культа личности Сталина в 1963 году. До этого эти панно неоднократно «подправлялись» с удалением опальных вождей.

Первоначально на панно «Вручение гвардейского знамени» был изображён Сталин, передававший знамя солдату, а за его спиной - В. М. Молотов, Л. П. Берия, Л. М. Каганович. На панно «Парад Победы» были изображены те же люди на трибуне Мавзолея, у подножия которого брошенные фашистские знамёна. Новые панно изображают выступление В. И. Ленина перед красногвардейцами и Родину-мать на фоне Спасской башни Кремля. Переделывал панно сам Корин.

Потолок жёлтого цвета также украшен мозаичными вставками и лепниной. Зал освещён массивными многорожковыми люстрами, висящими между панно; платформы освещаются люстрами меньшего размера.

Колонны украшены мраморными капителями и отделаны светлым узбекским мрамором «газган», как и стены станции. Пол выложен малиново-красным кузнечнинским (каарлахтинским) гранитом. Путевые платформы отделаны красным капустинским и розово-красным клёсовским гранитом. В тупиковом торце зала установлен бюст В. И. Ленина.

Переход на Сокольническую линию

Переход начинается в середине зала. Там расположены две пары эскалаторов, ведущие вниз, в просторный зал, освещаемый небольшой люстрой и настенными бра. Затем через расположенный ниже станции длинный изогнутый коридор пассажир попадает в эскалаторный зал.

На стене - флорентийская мозаика по эскизам П. Д. Корина с изображением ордена Победы на фоне красных знамён и оружия, которые обрамляет лавровый венок, обвитый георгиевской лентой. Из зала ведёт большой четырёхленточный эскалатор. Наверху расположен подземный циркульный колонный зал с выходом в южный торец «Комсомольской» Сокольнической линии. В другой стороне циркульного колонного зала - выход к Казанскому вокзалу.

Станция в цифрах

  • Код станции - 070.
  • Пикет ПК181+74,6.
  • Глубина заложения составляет 37 метров.
  • По данным 1999 года, ежедневный пассажиропоток по вестибюлям составлял 161 440 человек, пересадочный пассажиропоток на станцию «Комсомольская» Сокольнической линии - 104 300 человек. Согласно статистическому исследованию 2002 года, пассажиропоток станции составлял: по входу - 119 000 человек, по выходу - 110 900 человек.
  • Время открытия станции для входа пассажиров - 5 часов 20 минут (выход к Казанскому вокзалу) и 5 часов 30 минут (выход к Ярославскому и Ленинградскому вокзалам), время закрытия - в 1 час ночи.
  • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию:

Mikhail (Vokabre) Shcherbakov , CC BY-SA 2.0

Фотогалерея














Полезная информация

Комсомо́льская
Названа по Комсомольской площади, под которой расположена.
В 1991 году был предложен проект смены названия станции на «Каланчёвская», а в 1992 году - на «Три вокзала», однако оба проекта не были осуществлены.

Часы работы

  • Открытие: выход к Казанскому вокзалу - 5:20, выход к Ярославскому и Ленинградскому вокзалам - 5:30
  • Закрытие: 1:00; 18:15-18:50 (понедельник-четверг, вход с Ярославского и Ленинградского вокзалов); 17:15-18:50 (пятница, вход оттуда же)

Расположение

Под Комсомольской площадью между станциями «Проспект Мира» и «Курская». Находится на территории Красносельского района Центрального административного округа Москвы.

Выход к улицам:

Комсомольская площадь, Ленинградский вокзал, Ярославский вокзал, Казанский вокзал

Тип

Станция колонная трёхсводчатая глубокого заложения.

Архитекторы

А. В. Щусев, В. Д. Кокорин, А. Ю. Заболотная, О. А. Великорецкий
А. Ф. Фокиной

Станция в культуре

«Комсомольская» упоминается в книге Л. И. Лагина «Старик Хоттабыч» издания 1955 года. В издании 1938 года вместо тогда ещё не существовавшей «Комсомольской» упоминается станция «Киевский вокзал».

«Они вошли в чертоги третьего дворца, блиставшего таким великолепием, что Волька ахнул:
- Да ведь это вылитое метро! Ну прямо станция „Комсомольская кольцевая“!»

Станция «Комсомольская» упоминается в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, станция входила в состав Содружества станций Кольцевой линии, чаще именуемого Ганзой. Жители этой станции, как и всего Содружества, живут за счёт торговли и взимания пошлин с торговцев.

Железнодорожный транспорт

Из северного вестибюля - выход к Ленинградскому и Ярославскому вокзалам. От Ленинградского вокзала начинается Октябрьская железная дорога, от Ярославского - Ярославское направление Московской железной дороги. Также поблизости находится станция Каланчёвская Курского направления Московской железной дороги.

По переходам в центре зала - выход к Казанскому вокзалу. От Казанского вокзала начинается Казанское направление Московской железной дороги.

Наземный общественный транспорт

Станция «Комсомольская» имеет выход к нескольким остановкам наземного общественного транспорта:

  • Остановка «Комсомольская пл. - Магазин «Московский» находится на Комсомольской площади. На ней останавливаются трамваи № 7, 13, 37, 50.
  • Остановка «Комсомольская пл. - Магазин «Московский» находится на Комсомольской площади. На ней останавливаются автобусы № 40 и 122 и троллейбусы № 14, 41.
  • Остановка "Метро Комсомольская" находится на Комсомольской площади. На ней останавливается автобус № А.
  • Остановка «Фабрика „Большевичка“ - Комсомольская пл.» находится на Каланчёвской улице. На ней останавливаются троллейбусы № 22 и 88.

Станция «Комсомольская» Кольцевой линии по праву считается одной из красивейшей станций Московского метрополитена. Кроме того, она уникальна и по конструктивному решению.

С некоторыми оговорками можно сказать, что ее проект является дальнейшим развитием первых колонных станций Московского метрополитена - Маяковской и Павелецкой Замоскворецкой линии.

Перед тем как рассказывать о Комсомольской, я хочу кратко осветить историю московских и питерских колонных станций.

Первой колонной станцией глубокого заложения в Москве, в СССР и вообще в мире стала Маяковская, открытая 11 сентября 1938 года. Это был очень смелый . В целом, несмотря на прекрасное архитектурное решение, он получился очень сложным и трудоемким в строительстве.

Учтя все сложности возведения такой колонной станции, инженеры разработали более экономичный проект - Павелецкая Замоскворецкой линии. Но увы, началась война, и ее ход внес свои коррективы в теперешний вид станции. Она была открыта 20 ноября 1943 года в сильно упрощенном виде: без центрального зала и только с пилонной частью (по сути - небольшой распределительный зал) около выхода в город. Дело в том, что все металлоконструкции колонно-прогонного комплекса остались в захваченном немцами Днепропетровске.

И только после войны, в результате сложнейшей реконструкции, которая длилась почти 10 лет без перерыва движения поездов и пассажиров, она была из двухзальной переделана в колонную, которую мы видим сейчас. Первая очередь реконструкции была открыта 21 февраля 1953 года, а окончательно завершены все работы были только к апрелю 1959 года! А в память о первоначальном проекте нам остался старый участок около выхода в вокзалу.

Следующей колонной станцией была Курская Кольцевой линии, открытая 1 января 1950 года. Проект, стоящий особняком, оказался очень сложным и трудоемким в строительстве, и после этого такие колонные станции больше не строились.

Для первой очереди Ленинградского метрополитена было разработано два уникальных проекта колонной станции. Первый опирается на опыт уже построенных Маяковской и Павелецкой. По нему было сооружено две станции: «Технологический институт» и «Балтийская». По второму проекту была сооружена станция «Кировский завод». Что самое интересное, этот проект, скорее всего, послужил основой для разработки московской колонной станции, а питерцы в итоге пошли своим путем, разработав свой собственный тип.

Общим недостатком всех этих проектов (кроме «Курской» и «Кировского завода») является наличие в своде среднего зала распорки в том или ином виде. Необходимость ее устройства вызывается разностью распоров среднего и боковых тоннелей при существующей величине их пролетов.

Для решения этой проблемы был разработан проект станции с увеличенным пролетом среднего свода. Здесь благодаря принятому соотношению пролетов среднего и крайних тоннелей удалось достигнуть уравновешивания распоров и отказаться от верхних распорных элементов в среднем своде. По этому проекту, как вы уже догадались, была построена станция «Комсомольская» Кольцевой линии.

На этом история уникальных колонных станций, сделанных по индивидуальным проектам, закончилась. Уж больно они оказались дороги и трудоемки в строительстве.

К колонным станциям вернулись почти через 20 лет, когда был разработан и построен Китай-город. Это был прорыв в области строительства, а этот проект успешно дожил до наших дней (например, Достоевская и Трубная являются усовершенствованными станциями этого вида). Но это все выходит за рамки данного рассказа. Может, я как-нибудь расскажу историю различных конструктивных типов станций, а пока давайте вернемся к Комсомольской-кольцевой.

1. Это колонная станция глубокого заложения, построенная по индивидуальному проекту. Обделка станции выполнена из чугунных тюбингов и состоит из двух незамкнутых колец путевых тоннелей наружным диаметром 9,5 м и повышенного среднего свода кругового очертания диаметром 11,5 м. В нижней части среднего тоннеля предусмотрена мощная железобетонная распорная плита толщиной 1 м, монолитно связанная с железобетонными фундаментами под колонны.


Тоннели и метрополитены / Под ред. д-ра техн. наук, проф. В.Г. Храпова. - М.: Транспорт, 1989.

2. Ширина боковых платформ (от края платформы и до оси колонны) принята 2,8 м, а пролет среднего зала между осями колонн - 11 м. Для придания большей жесткости сводам боковых тоннелей и облегчения их работы при действии возможного избыточного распора в каждом кольце обделки боковых тоннелей на уровне опорных тюбингов установлены металические распорки из двутавра № 36.


Лиманов Ю.А. Метрополитены. - М.: Транспорт, 1971.

3. Увеличение пролета среднего зала и ликвидация верхних распорок позволили существенно увеличить объем и высоту среднего зала, что благоприятно повлияло на качество архитектурного офрмления станции.


Всеобщая история искусств. Том 6, книга вторая. Искусство 20 века / под общей редакцией Б.В. Веймарна и Ю.Д. Колпинского. - М.: Искусство, 1966. ARTYX.RU : История искусств .

4. Металлоконструкция станции состоит из двухстенчатого верхнего прогона, колонн и башмаков. Прогоны в статическом отношении представляют собой двухконсольные балки с длиной консолей, равной половине пролета, опирающиеся на колонны коробчатого сечения с шагом 4,5 м по длине станции. Вес одной секции металлоконструкции длиной 4,5 м составляет 52,96 т, а общий вес на всю станцию около 3 300 т. На фотографии вы видите процесс разработки породы в ядре среднего зала. Учитывая объемы, на станции был смонтирован экскаватор. Так же можно увидеть весь колонно-прогонный комплекс во всей красе. А слева, на заднем плане, виден не разобранный боковой тоннель. В целом процесс сооружения ничем не отличался от .


.

5. Какие-то работы в среднем зале. В боковом зале хорошо видна распорка сверху.


don_serhio .

6. По одной из легенд первоначальный проект станции был с очень толстыми колоннами после отделки. Говорят, что инженер чуть ли не с кулаками набросился на архитектора, мол, я столько времени потратил на разработку станции, чтобы колонны сделать как можно тоньше, а ты все это скрыл в облицовке. В итоге архитектор переделал проект и облицовка максимально теперь прижата к колонне.


.::кликабельно::.
Фото А. Столяренко, журнал Советский союз. 1951 №10. За скан спасибо don_serhio .

7. Сборка мозаичного панно в мастерской.

Из архива Московского метростроя .

8. А теперь несколько старых видов станции после открытия.


.

9. Обратите внимание на табличку над эскалатором.


Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. - М.: Искра революции, 1953 .

10. Это скорее уже рисунок, чем фотография.

Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. - М.: Искра революции, 1953 .

11. Наклон без рекламы.


Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. - М.: Искра революции, 1953 .

12. Коридор без дурацких болтающихся рекламных портянок!


Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. - М.: Искра революции, 1953 .

13. Станцию не портит своим видом инфосос!


Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. - М.: Искра революции, 1953 .

14. И тут тоже нет рекламы!


Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. - М.: Искра революции, 1953 .

15.

Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. - М.: Искра революции, 1953 .

16.

Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. - М.: Искра революции, 1953 .

17.

Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. - М.: Искра революции, 1953 .

18. Наверху аванзала нет будки полиции, рекламы и вообще ничего нету. И обратите внимание на завитки над дверью!


Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. - М.: Искра революции, 1953 .

19. У меня эта станция вызывает весьма странные и противоречивые эмоции. Я считаю ее шедевром с точки зрения конструкции, но вот с архитектурной точки зрения она давит. Хотя на вкус и цвет, конечно.


Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

20. Первый в Москве четырехленточный эскалаторный тоннель диаметром 11,5 метра.


Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

21. Размер наклона поражает. Если не ошибаюсь, то такой же диаметр использовали при строительстве пересадки между станциями «Проспект Мира». Потом уменьшили расстояние между машинами и смогли разместить 4 ленты в тоннель диаметром 8,8 м.


Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

22. Панно в торце аванзала около нижней площадки эскалатора.

23. Подходной коридор от эскалаторов к станции с идиотской рекламой.

24. Хитрая организация ходков под станционным путем. Один большой и два маленьких по бокам.

25. Оформление станции посвящено теме борьбы русского народа за независимость. Потолок станции украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. Шесть из них изображают Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров у стен рейхстага. Их автор - художник П. Д. Корин.


Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

26. Но оформление станции подверглось цензуре после развенчания культа личности Сталина. Об это у себя moscowhite : «Тут самая занятная история. Первоначально два последних мозаичных панно, «Вручение гвардейского знамени » и «Парад Победы», выполненные великим художником Павлом Кориным, выглядели так: на первом из них изображен Сталин, передающий знамя солдату (за спиной Генералиссимуса стоят его ближайшие сподвижники: Молотов, Берия, Каганович), а на втором – те же персоны из партийной верхушки выстроились на трибуне Мавзолея, у подножия которого брошены фашистские знамена. После того, как товарищ Берия потерял доверие, а товарищ Маленков надавал ему пинков (реальный стишок тех времен, мне друг рассказывал, у которого дед работал когда-то в НКВД), на коринских панно с него бесцеремонно сняли очки. Потом пришла очередь Молотова и других верных соколов. В 1963 году настала пора глобальных перемен: вместо «Вручения гвардейского знамени» появилось «Выступление Ленина перед красногвардейцами, отправляющимися на фронт», а «Парад Победы» превратился в «Триумф Победы». Корин, которому поручили подготовить новые эскизы панно, сделал эту композицию такой, чтобы в нее вошло как можно больше фрагментов прежнего «Парада». С картины просто исчезло все сталинское Политбюро (трибуна Мавзолея теперь оказалась пустой), а на переднем плане появилась аллегорическая фигура: Родина-мать с пальмовой ветвью мира и серпом-молотом.


Мозаичные панно в отдельных фотографиях: раз , два , три , четыре , пять , шесть , семь и восемь .

«Как известно, мозаичные композиции Корина на Комсомольской связаны единой концепцией - они являются буквальной визуализацией речи Сталина, произнесенной 7 ноября 1941 года: «Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!». Для тех пролетариев, кто не втыкает в художественные метафоры, речь генералиссимуса была высечена на мраморной доске, что висела справа от лестницы. Сейчас от нее остались только криво замазанные дырки».

27. В треугольных фигурных рамах, опирающихся на основание свода и поднимающихся на четверть его дуги, изображены воинские атрибуты - знамёна и оружие (щиты, шлемы, мечи, пищали, мушкеты, палаши). Авторы этих изображений - С. М. Казаков и А. М. Сергеев.


Еще два орнамента: раз и два .

28. На мой взгляд, станции не повезло в том, что она находится на площади трех вокзалов, хотя она специально строилась под большой пассажиропоток. Сейчас он вырос до 110 тысяч человек и вся красота станции просто теряется на этом фоне.


.::кликабельно::.

29. И только ночью, когда никого нет, можно увидеть все ее великолепие.


.::кликабельно::.

30. Еще станцию облюбовали карманники с Кольцевой линии. Почти в открытую они тусуются кучками, потрошат кошельки и чувствуют себя совершенно безнаказанно. Полиции на станции традиционно пофиг на это.


.::кликабельно::.

31. Глубина заложения станции около 37 метров.


Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

32. После массового отправления ночных поездов дальнего следования после часа ночи станция наконец-то начинает пустеть. Да и на вход метро уже наконец-то закрыто.


Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

33. Фрагмент решетки ограждения перехода.


Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

34. Осталось загадкой назначение ниш около лесенки. В правой нише висела табличка с речью Сталина. Сейчас там просто памятная табличка про станцию. А в левой, которую видно на фотографии, ничего не было.


Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

35. Выход к Ленинградскому и Ярославскому вокзалу. Я считаю, что автоматы по продаже газет надо выкинуть.

36. Этот же аванзал. Слева от полицейской будки находится неприметная дверь. На ней написано, что это комната матери и ребенка. Где еще в метро у нас есть такое?

37. Здесь использован обычный трехниточный наклон.

38. Гермоворота.

39. Ожидается, что к 2015 году на станции будет построен еще один выход в город. Но пока никаких строительных работ не ведется.

40. Пересадка на Комсомольскую-радиальную и выход к Казанскому вокзалу.

41. Безусловно, оттого что убрали распорку в центральном зале, проект станции только выиграл.

42. Комсомольская стала одной из последних работ А. В. Щусева, который скончался 24 мая 1949 года, задолго до открытия станции. Проект был закончен работниками его мастерской.