Свято тихоновский православный университет магистратура. Пстгу

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет отмечает 20-летие со дня основания. О том, как создавался вуз, вспоминает ректор – протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ

Люди жаждали слова о вере

Когда началась перестройка и пришла свобода, несколько московских священников – отец Димитрий Смирнов, отец Аркадий Шатов (ныне епископ Пантелеимон), отец Александр Салтыков, отец Валентин Асмус и я – стали проводить короткие лектории в разных местах Москвы. Сначала собирались в кинотеатрах. Как только вешали объявление, кинотеатры набивались битком. Люди слушали лекции с жадностью, задавали вопросы – это было живое, интенсивное общение.

Через какое-то время нам предложили прочитать годовой курс. Мы договорились об аренде великолепного зала в ЦДКЖ (Центральный Дом культуры железнодорожников на Комсомольской площади), и целый год, каждую неделю, проводили там лекции. Привлекли еще несколько священников, в том числе, отца Глеба Каледу, который тогда еще скрывал свое священство, и приходил просто как профессор, доктор наук.

Выступления продолжали собирать много людей: о них стало известно всей Москве. Вход был бесплатный,. Так мы провели два года. Весной, когда заканчивались лекции, нас стали просить открыть курсы – люди хотели получить хотя бы небольшое богословское образование.

В это время создавались православные братства, которые обычно инициировали священники и миряне. Высшая церковная власть в виду нестабильности политической обстановки не торопилась реагировать на новые возможности, которые щедро предлагало время. Видя эту нерешительность, миряне объединялись самостоятельно. Мы тоже создали братство Всемилостивого Спаса, которое и проводило лекции.

Патриархия решила создать Союз Православных братств, чтобы братское движение не уходило от Церкви.

В Союзе Православных братств организовали пятнадцать секторов – по направлениям деятельности. Всем предложили выбирать, в каком секторе кто будет работать. Мы, конечно, выбрали образовательный сектор. Решили открыть катехизаторские богословские курсы и избрать ректором этих курсов отца Глеба Каледу, для того, чтобы помочь ему легализовать свое священство. Отец Глеб был рукоположен тайно митрополитом Ярославским и Ростовским Иоанном (Вендландом) еще в 1972 году, и митрополит Иоанн для безопасности на ставленнической грамоте не поставил дату. Когда позже отец Глеб принес эту грамоту в Патриархию, ее не приняли потому, что нет даты. Мы подумали, что ректорство поможет отцу Глебу в этой ситуации.

Отец Глеб Каледа стал ректором курсов. Он очень быстро нашел помещение, мы вместе сидели, составляли учебный план, распределяли лекции. В феврале 1991 года курсы начали действовать.

Вторым сектором, который стал активно действовать, стал сектор благотворительности. В те годы с Запада в Россию шел большой поток гуманитарной помощи, и ее нужно было распределять по разным приходам, монастырям, школам. Отец Иоанн Экономцев предложил Святейшему Патриарху Алексию создать два синодальных отдела: первый – по религиозному образованию и катехизации, второй – по благотворительности.

Наши курсы работали успешно, и отца Глеба взяли в новый синодальный отдел. Отец Иоанн попросил святейшего Патриарха об отце Глебе, и Патриарх принял его в клир, наша цель была достигнута.

Но весной этого же года отец Глеб, который, видимо, уже тогда болел, сказал, что ему трудно исполнять все свои обязанности: он был и ректором курсов, и возглавлял главный сектор синодального отдела, и был приходским священником с большой паствой. Ему было жалко оставлять курсы, но он просил заменить его на посту ректора. Тогда меня выбрали ректором курсов.

От курсов – к институту

Скоро стало ясно, что курсы надо превращать в институт. Об этом просили учащиеся, которым два года казались недостаточными, чтобы получить религиозное образование. Ученый совет курсов проголосовал «за», и в марте 1992 года мы зарегистрировали богословский институт, учредителями которого стали Патриарх Алексий и Священный Синод.

Осенью 1992-го у нас состоялась презентация богословского института. Было подписано совместное учредительное соглашение Патриархом Алексием и ректором МГУ В.А.Садовничим. Но Минюст сказал, что государственный университет не может выступать учредителем религиозного учебного заведения, даже вместе с Патриархией.

По ходатайству ученого совета, институту было присвоено имя святого Патриарха Тихона. Отец Глеб Каледа в первые годы вел курс научной апологетики, который он очень любил. Но силы его слабели, он перестал преподавать. А в 1994 году отца Глеба не стало.

Некоторые наши студенты ночевали на вокзалах

Студентами у нас стали учащиеся Катехизаторских курсов, которые перешли на второй и третий курсы нового института, а на первый мы набрали прихожан нашего храма (святителя Николая Мирликийского в Кузнецах) и других московских храмов. Поначалу были одни вечерники – из этих студентов потом вышло очень много хороших священников. У нас не хватало преподавателей, не было денег. Бывало: что способный студент учится на третьем курсе, а на первых двух – уже преподает. Студентами- преподавателями были будущие священники Олег Давыденков и Александр Прокопчук. Работать преподавателям приходилось почти или вовсе бесплатно.

Бывали случаи, когда студенты, приехавшие издалека, и не имевшие возможности устроится жить, ночевали на вокзалах, а утром приходили на лекции. Чтобы поддержать их существование, мы открыли благотворительную столовую. Комиссия, которая была организована ОВЦС, смогла получить грант Всемирного совета церквей, на который мы поставили столовую из нескольких вагончиков за алтарем Николо-Кузнецкого храма. Продукты мы брали из гуманитарной помощи – кормили студентов американским картофельным пюре, которое разводили в воде, или рисом без масла. Студенты даже за такую еду были благодарны.

Было трудно, но радостно! Было даже ликование: «у нас есть богословский институт, мы можем учиться, мы можем слушать образованных, культурных, православных людей, которые знают гораздо больше нас!». После долгого периода советской власти возможность получить богословское образование казалась чудом. То, что вместе можно идти в Церковь, вместе молиться, вместе совершать литургию и причащаться Святых Христовых Тайн, читать Евангелие, слушать лекции по православному богословию, по нашей церковной истории, было удивительно!

Последние лекции протоиерея Иоанна Мейендорфа

Однажды, весной 1992 года, во время воскресной всенощной, когда читали канон, к алтарю приходит сторож и говорит: «Вас вызывают к телефону. Какой-то священник Иоанн из Америки» (тогда еще не было мобильных телефонов). Я сразу понял, кто был этот священник Иоанн из Америки, и побежал в сторожку. Беру трубку и в телефоне слышу голос отца Иоанна Мейендорфа: «Отец Владимир, я в России! Чем могу быть вам полезен?» Это было еще одно чудо. Отца Иоанна долго не пускали в Россию. И вдруг он приезжает в тот момент, когда мы организовали первую нашу конференцию – «Чтения памяти протоиерея Всеволода Шпиллера», да еще предлагает нам свою помощь! Конечно, я его просил принять участие в наших чтениях. Он приехал и прочитал у нас несколько лекций.

Чтения проходили в храме святого Царевича Димитрия при 1-й Градской больнице, другого места у нас не было. Поставили прямо в храме стулья, приехал отец Иоанн, выступал, беседовал, отвечал на вопросы. Это было такое драгоценное общение! Отец Иоанн сказал, что хочет оставить пост ректора Свято-Владимирской академии в Нью-Йорке, приехать в Россию, и читать лекции в Московской Духовной Академии и в нашем институте, который только что открылся, перевести на русский язык свои книги, чтобы они стали доступны здесь.

Общение с отцом Иоанном Мейендорфом было таким прекрасным, теплым, замечательным – это трудно передать словами! В последний день пребывания его в Москве мы собрались у нас дома, приехали молодые священники, была незабываемая беседа с отцом Иоанном. Все было как-то особенно благодатно… Но вернувшись в Америку, он через два месяца скончался от скоротечного рака. Оказалось, что лекции, которые он прочитал у нас, были последними в его жизни…

Благодаря тому, что отец Иоанн проявил к нам такое внимание и участие, Патриарх Алексий тоже приехал к нам, тоже выступил у нас, и институт получил в глазах церковного народа определенное признание. А по образу наших Шпиллеровских чтений будущий отец Киприан (Ященко), работавший тогда в Отделе религиозного образования и катехизации, организовал Рождественские чтения.

Вы хотите составить конкуренцию духовным школам?

Сначала благословение Патриарха было получено заочно. Потом я пришел к Святейшему Патриарху, когда нужно было перерегистрировать устав в связи со сменой названия. Помню теплый разговор со Святейшим Патриархом, он с улыбкой спросил меня: ‘Вы что, хотите составить конкуренцию духовным школам?’ Я ответил ему, что здоровая конкуренция полезна и поможет развитию и духовных школ тоже.

Он согласился с этим и подписал наш устав.

Конкуренция – доброе дело, если в ней нет зависти. Братское сотрудничество должно быть. Если друг добивается успеха в каком-то деле, а ты смотришь на него и хочешь идти в ногу с ним, то все получится хорошо.

Московские духовные школы смотрели на нас, а мы на них. Мы решились устроить духовное образование по типу университетского, а в духовных школах было традиционное образование закрытого типа. У закрытого образования есть свои сильные и слабые стороны, так же как и у открытого.

20 лет

Думаю, что существование нашего института помогло реформе духовных школ.

В Свято-Тихоновском институте (тогда он еще не имел статуса университета) был разработан первый религиозный стандарт по Теологии. Затем удалось добиться его утверждения государством. Без этого стандарта лицензирование духовных школ и закон об их аккредитации, который принят недавно, бвли бв невозможны. Создание и утверждение государственного поликонфессионального стандарта по теологии – важная веха в развитии теологического образования в России. Причем в развитии именно конфессионального образования , а не атеистического или агностического. Наш университет, мне кажется, внес этим немалую лепту в преодоление ленинского декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви».

Законодательство России до сих пор еще не свободно от влияния советских законов. Согласно закону о свободе совести существует светское образование и религиозное образование. Религиозное образование по определению закона имеет целью подготовку священнослужителей, это – духовные школы. Все остальное образование – светское. Светское образование до сих пор у нас в стране в подавляющем большинстве школ в соответствии со стандартом (или раньше – государственными учебными программами) осуществляется на базе атеистического мировоззрения.

В законе об этом ничего не сказано, но фактически это так. Когда мы в министерстве образования сказали, что стандарт по теологии, утвержденный тогда министерством и написанный в контексте научного атеизма, нас абсолютно не устраивает, потому что это – пародия на теологию, нам сказали: «Напишите другой стандарт». Мы ответили: «Вы понимаете, что стандарт по теологии не может быть атеистическим, он может быть только конфессиональным»? Нам ответили, что конфессий в стране много, и предложили сделать один стандарт для всех религий. Естественно, мы сказали, что это невозможно, потому что невозможно объединить христианскую теологию и, например, магометанскую. Нам сказали: «Вы что, хотите сделать множество стандартов? Чтобы весь перечень стандартов заняли стандарты по теологии: католические, исламские, протестантские? Это невозможно!» Тогда мы предложили сделать единый поликонфессиональный стандарт, устроенный наподобие «пучка» стандартов, имеющих общее основание – блоки гуманитарные, экономические, социологические, естественнонаучные. А конфессиональные блоки каждая религия пишет для себя сама.

Это было сделано, но министерство утверждать стандарт не торопилось, говоря, что по конституции у нас образование имеет светский характер и этот стандарт якобы нарушает конституцию. Понадобилось несколько лет для того, чтобы доказать, что преподавание теологии и вообще образование на базе религиозного мировоззрения, может быть светским, что «светский» – это совсем не обязательно – «атеистический». Это потребовало много сил и времени, но труды увенчались успехом.

В результате этой победы религиозное образование стало очень быстро развиваться. На сегодняшний день в России действует уже около пятидесяти теологических кафедр, причем больше половины из них открыты в государственных университетах. Подавляющее большинство из них православные, есть и мусульманские, и иудейские.

Стандарт был первым легитимным актом, которым было узаконено сотрудничество Церкви и государства. Такое сотрудничество было и раньше в других областях, но законного обоснования для него не было. В стандарте было написано, что преподавателей вероучительных дисциплин следует привлекать по рекомендации Церкви. Значит, отныне школа не отделена от Церкви, потому что религиозное образование без Церкви невозможно.

Много и других новых начинаний было осуществлено за эти годы, «но, если говорить о них подробно», наша беседа еще не скоро закончится.

Записал Александр Филиппов

Фото Юлии Маковейчук, Михаила Моисеева и из архива ПСТГУ

: ПСТГУПравославный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ)

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет был создан в 1992 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (до 2004 г. вуз носил название Православного Свято-Тихоновского богословского института). Вуз занимается подготовкой миссионеров, лекторов, научных работников, преподавателей богословских дисциплин и работников социальной сферы.

В структуру ПСТГУ входит 10 факультетов: богословский, исторический, миссионерский, педагогический, филологический, церковного пения, церковных художеств, факультет социальных наук, факультет информатики и прикладной математики, а также факультет дополнительного образования. Студенты всех факультетов получают базовое богословское образование.

По аккредитованным направлениям выпускники получают диплом государственного образца. К таким направлениям относятся: теология, религиоведение, филология, история, педагогика, а также специальности - методика начального образования, историко-архивоведение, искусствоведение, дирижирование, декоративно-прикладное искусство, социальная педагогика, живопись.

При поступлении приветствуется (но не обязательна) рекомендация от духовника или Архиерея, написанная на бланке храма с печатью.

На очном отделении обучение бесплатно, на очно-заочном и заочном - платно.
Самый большой конкурс, по данным за последние годы, на исторический факультет - около 4,7 человека на место. Также достаточно популярны у абитуриентов такие направления, как «Педагогическое образование», «Экономика», «Социология».

Поступить в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет можно на основе результатов конкурса баллов ЕГЭ по общеобразовательным предметам. Абитуриентам, не имеющим актуальных результатов данного экзамена, проводятся экзамены по русскому языку (изложение); по литературе, истории, математике, физике, географии, обществознанию - в форме письменного тестирования; по иностранному языку (письменное тестирование, устно). В виде творческого экзамена проходят экзамены по сольфеджио, теории музыки, фортепиано, дирижированию, просмотру работ, рисунку, копированию, живописи, всеобщей истории искусств.

По данным за 2012 г., общее число поступивших составило 564 человека (на очном отделении - 411 человек).

При ПСТГУ можно пройти курсы подготовки к вступительным экзаменам. Зачисление на подготовительные курсы проходит после собеседования и просмотра работ или музыкального прослушивания (для соответствующих направлений обучения). Предлагаются курсы разной продолжительности, начиная от двухгодичных и заканчивая краткосрочными (7 недель). Обучение платное. Предмет «Основы христианства» читается бесплатно.

Для студентов очного отделения ПСТГУ и для абитуриентов в возрасте до 25 лет и не состоящим в браке предоставляется общежитие. Иностранным гражданам на время вступительных испытаний общежитие не предоставляется. Отсрочка от армии действует для студентов, обучающихся на аккредитованных направлениях.

При факультете Церковного пения функционирует Хоровое училище - набор проходит, начиная с 9 класса.
В составе ПСТГУ несколько мастерских: шесть иконописных, одна - по реставрации икон, три мастерских церковного шитья, две мастерских мозаики и фрески.

В ПСТГУ поступают истинно верующие люди, желающие в дальнейшем принести пользу своей работой на благо церкви и общества.

Официальный сайт ПСТГУ.

Прочитала, узнала много нового про ПСТГУ! :-)
Я думаю каждый видит то, что хочет увидеть!
Соглашусь, что отношение к приезжим ожидает лучшего. Диаспора есть. Но...
Скажу честно, за "пельмени" в постные дни у нас никого не выгоняли. Ректор сам говорит: "ешьте что хотите, только людей не ешьте".
Я сталкивалась с пониманием у большинства преподавателей и руководства вуза. Более того, моя одногруппница совершила серьёзный грех (смертный), она сама рассказала одному из священников - руководящего состава - и её не выгнали(!). Ей нужен был совет, а к духовнику она боялась идти. После разговора со священником (он не стал её исповедовать, т.к. направил к её же духовнику), вразумил. Её не отчислили!
Не знаю как у Вас в группе, а у нас никто ни на кого не доносил. Мы были очень дружны, помогали друг другу (не только на экзаменах).
Как человек, обучавшийся после школы в не в одном (!) профессиональном учебном заведении, хочу сказать, что самодуры в профессорско-преподавательском составе есть ВЕЗДЕ. При чём здесь конкретный вуз? У нас был случай в ПСТГУ - нас не устраивал преподаватель по одному из богословских предметов, когда я от лица группы подошла к зам.ректора он сказал, что мы имеем полное право попросить другого преподавателя. Но нам стало жалко нашего учителя и мы дали ему шанс поучиться преподавать на нас. Они же - преподаватели - тоже учатся учительству. Мы не пожалели о своём решении. 3 года он нас учил, и сам учился. Человеческое отношение должно быть и у нас - обучающихся, а не только потребительство.
В нас не кидали стулья. И потом, если Вы позволяете, чтобы Вас оскорбляли и кидали в Вас стулья, у меня много вопросов к Вам.
Хочу ответить на "факты", что в медицинских вузах, в МГУ (особенно кафедра философии и математики), в МПГУ и др.вузах студенты попадают в психиатрические больницы (особенно 2-3 курсы), но это из-за того, что форму 584 (мед.справка для поступающих в вузы)отменили или подделывали.
Потом, кто сказал, что человек бесновался, кем зафиксирован данный факт? М.б. просто эпилепсия или др. психиатрическое заболевание?
Если всё так плохо, почему же Вы, дорогой оппонент, не ушли? Что Вас держало? Зачем 5 лет жизни потратили на то, что кто-то над Вами издевался и само реализовывался на Вас?
Могу согласиться с Вами, что приходя в Православный вуз хочется больше ЛЮБВИ. Но мы должны понимать, что набрать хороших специалистов в своём деле и ещё православных христиан крайне тяжело, поэтому есть преподаватели из неофитов. Но ведь Господь нам их послал, чтобы МЫ их научили ЛЮБВИ и МИЛОСЕРДИЮ.
Я в ПСТГУ почерпнула многое. Мне многие преподаватели давали личные книги, даже ноутбук - у меня своего не было и для написания диплома мне преподаватель дала на несколько месяцев личный ноутбук(!). В каком вузе найдёте такое отношение?
Думаю из вуза надо выносить то за чем пришили - знания, а не мусор собирать - "и на Солнце бывают пятна".

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

ПСТГУ, Православный Свято-Тихоновский богословский институт, ПСТБИ

ПСТГУ, Православный Свято-Тихоновский богословский институт, ПСТБИ , официальное название: Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет» (Москва, ) - высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, созданное последователями о. Всеволода Шпиллера . Центр модернистской ортодоксии.

история

богословско-катехизаторские курсы

Идея создания православного ВУЗа, где в отличие от семинарий и академий могли бы обучаться все желающие, а не только лица, готовящиеся к принятию сана, сформировалась в 1980-е годы в среде учеников и духовных чад протоиерея Всеволода Шпиллера . В конце 1980-х годов они организовали несколько лекториев, имевших духовно-просветительские и миссионерские цели . Как вспоминал протоиерей Владимир Воробьев , «сначала собирались в кинотеатрах. Как только вешали объявление, кинотеатры набивались битком. Люди слушали лекции с жадностью, задавали вопросы - это было живое, интенсивное общение. Через какое-то время нам предложили прочитать годовой курс. Мы договорились об аренде великолепного зала в ЦДКЖ на Комсомольской площади, и целый год, каждую неделю, проводили там лекции. Привлекли ещё несколько священников, в том числе, отца Глеба Каледу , который тогда еще скрывал свое священство, и приходил просто как профессор, доктор наук. Выступления продолжали собирать много людей: о них стало известно всей Москве. Вход был бесплатный. Так мы провели два года. Весной, когда заканчивались лекции, нас стали просить открыть курсы - люди хотели получить хотя бы небольшое богословское образование» .

Когда Устав курсов наконец был утвержден, Патриарх Алексий II благословил их открытие .

В первый Учебный совет курсов вошли протоиереи Валентин Асмус, Владимир Воробьев , Глеб Каледа, Николай Соколов, Сергий Романов, Александр Салтыков, Димитрий Смирнов, Аркадий Шатов , профессора Емельянов, Николай Емельянов, Андрей Ефимов. Ректором курсов был избран профессор протоиерей Глеб Каледа , усилиями которого для Курсов были выделены помещения в МВТУ им. Баумана. Первое занятие курсов прошло 6 февраля 1991 года .

29 мая 1991 года на заседании Учебного совета Богословско-катехизаторских курсов тайным голосованием был избран новый ректор - протоиерей Владимир Воробьев .

Курсы вначале имели 6 преподавателей, секретаря и 300 слушателей; в основном это были духовные чада отцов-организаторов, но были и учащиеся, пришедшие по объявлению. В каждой группе числилось около 50 слушателей, реально на занятиях присутствовало до 40 человек. Учебников не было, приходилось пользоваться конспектами лекций. К концу учебного года на курсах осталась половина слушателей. Осенью 1991 года был объявлен второй набор .

Православный Свято-Тихоновский богословский институт

Осенью того же года по ходатайству Ученого совета Богословскому институту было присвоено имя Патриарха Тихона, таким образом ВУЗ получил название «Православный Свято-Тихоновский богословский институт» . Актовым днем института стал день избрания святителя Тихона на Патриарший престол - 5/18 ноября . К тому времени сформировалось два факультета: богословский и миссионерский

По словам ректора протоиерея Владимира Воробьева: «Со временем поток взрослых людей, которые поступали на вечернее отделение богословского факультета, сократился, но к нам стали стремиться выпускники школ. Из них далеко не все шли с намерением стать священниками, но было много таких, которые хотели получить именно православное образование по гуманитарной специальности. <…> В советское время вся гуманитарная наука была лишена своих религиозных и культурных корней и „пересажена“ на атеистическую почву, что, конечно, искалечило ее» . В связи с этим был создан педагогический факультет, на котором были отделения истории и филологии .

Материальную поддержку ПСТГУ оказывал экуменический Круглый стол по религиозному образованию и диаконии .

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

С течением времени, в силу ограничений, накладываемых законом об образовании на негосударственные образовательные учреждения, каковым является с года ПСТГУ, назрела необходимость вынести подготовку священнослужителей в отдельное учебное заведение, не отделяя его по существу от образовательного процесса и жизни богословского факультета ПСТГУ. В году было создано Богословское отделение как «православная религиозная организация - учреждение профессионального религиозного образования» , которое в году было переименовано в Православный Свято-Тихоновский богословский институт .

Официальный сайт ПСТГУ отмечает «накопленный в ПСТГУ многолетний опыт прикладных разработок в области информационных технологий, связанных с ведением широко известной базы данных „За Христа пострадавшие” и базы данных „Иконография церковного искусства“» .

филиалы

Помимо кампусов в Москве создавались «пункты дистанционного обучения» или филиалы для того чтобы жители разных городов России и СНГ могли учиться заочно, не приезжая в Москву. Зачетные и экзаменационные сессии проводились на местах приезжающими преподавателями ПСТГУ. Всего таких филиалов было 18. Но впоследствии Министерство образования потребовало закрыть филиалы. Как отмечал протоиерей Владимир Воробьев: «Благодаря этим филиалам удалось в те годы, когда вдали от столиц не было никаких православных кадров, подготовить на местах преподавательский и административный состав. Среди выпускников наших филиалов не только священники, но и очень много работников различных епархиальных отделов, преподавателей местных семинарий и духовных училищ, кафедр теологии в государственных вузах. Таким образом, филиалы кардинально помогали в решении самых неотложных кадровых задач того времени» .

Вместо филиалов на факультете дополнительного образования было открыто интернет-образование .

ПСТГУ является одним из организаторов Епархиальных миссионерских курсов г. Москвы .

преподаватели

выпускники

издательство ПСТГУ

Основано в году. Руководитель: Валентин Купряшкин.

В издательстве выходили сочинения следующих авторов: