Связанные между собой по смыслу. Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? Цепная связь предложений в тексте

Подробности Категория: Учащимся Дата публикации

Почему одни люди запоминают легко, а у других этот процесс идёт с трудом?

Почему мы часто жалуемся на память?

Память надо тренировать. Представьте спортсмена, который не ходит на тренировки. Такого не бывает. А мы хотим запоминать, не тренируя память.

Вот один из способов запоминания.

Что ты почувствовал, если услышал: ЛИМОН? Свело скулы? Кисло? Да, мы можем почувствовать вкус слова. Сказали: АПЕЛЬСИН- и ты чувствуешь аромат и видишь оранжевый цвет этого плода. Но за каждым словом стоит ещё и образ. Его можно увидеть внутренним зрением. Закрой глаза, представь ЯБЛОКО. Постарайся увидеть форму, цвет, размер. Добавь аромат. Вкус. Такое слово запоминается.

Если соединить группу слов в один рассказ или фильм, состоящий из образов, эту группу легко запомнить.

Слова: книга, ветер, курица, стол, картон, свисток, гном, комната, яблоко, очки, шар - надо запомнить быстро, а ещё: воспроизвести их в том же порядке.

  1. Внимательно прочитай слова. Представь образ каждого слова
  2. Придумай фильм, соединив слова в текст. Например: Книгу гладит ветер , а курица залетела на стол и уселась на картон , где лежал свисток . Его положил гном в комнате , где взял яблоко , круглое , как очки , как шар .
  3. Воспроизведи слова по памяти в той же последовательности.

Ты запомнишь гораздо лучше.

PS: - не бойся, если местами связь между словами покажется бессмысленной, даже абсурдной. Такие словосочетания легко запоминаются, потому что вызывают улыбку.

Увеличивай число слов. Так ты разовьёшь свою память

Чтобы донести до окружающих или себя лично смысл того, что хочется сказать, люди используют текст, который может быть высказан в письменной или устной речи, вслух или мысленно. Обычно он состоит из нескольких связанных по смыслу и грамматически предложений. Русский текст по своей структуре может отличаться от изложения и построения предложений и фраз в других языках.

Понятие текста

Любой текст должен нести смысловую нагрузку и иметь четко прослеживаемую линию повествования. Тема текста - это то, о чем ведется речь. Он создается для передачи информации на любую выбранную тему, переданную в виде отдельных предложений, объединенных общим смысловым содержанием.

Каждое последующее предложение в тексте может содержать микротему, помогающую раскрыть общую тематику. В свою очередь последовательное изложение основной мысли раскрывает идею текста, то есть то, ради чего он создавался.

Тема и идея текста всегда взаимосвязаны и формируют содержание высказывания. Основная мысль может быть высказана в одном из предложений или звучать в заголовке. Чтобы текст был содержательным, существуют способы связи предложений.

Кроме этого, каждый текст имеет четкую структуру и признаки, определяющие его как лингвистическую единицу.

Признаки текста

Чтобы определить, является ли высказывание текстом, следует знать, что для него характерно:

  • Во-первых, текст всегда информативен, поэтому, какие бы ни были типы связи предложений, каждое новое предложение служит раскрытию основной темы, а не повторением одного и того же.
  • Во-вторых, связность, так как каждое последующее предложение связано по смыслу с предыдущими.
  • В-третьих, цельность, которая создается единством темы и основной мысли в рамках раскрываемого содержания.
  • В-четвертых, текст имеет завершенность, что происходит, когда основная мысль донесена до слушателя или читателя.
  • В-пятых, текст всегда можно «расчленить» на меньшие части, например, абзацы.
  • В-шестых, текст должен соотноситься с ситуацией, реальной или придуманной, которую может понять и осознать слушатель или читатель.

По этим признакам можно определить, являются ли предложения частью текста или никак не связаны друг с другом.

Строение текста

В произведении предложения связываются друг с другом с помощью:

  • локальной связи, например, по абзацам;
  • глобальной связи, которая заключается в восприятии смысла текста целиком;
  • контактной связи, когда дополняющие предложения стоят рядом;
  • дистантной связи, при которой компоненты речи разделены разъясняющими частями текста.

Еще одним показателем текста является его строение, в которое входит вступление, центральная часть и вывод (заключение).

Цепная связь предложений в тексте

Способы связи предложений делятся на лексический, морфологический, структурно-смысловой и синтаксический уровень. На структурно-смысловом уровне различают цепной и параллельный виды связи. Цепная связь между предложениями предполагает, что каждое последующее высказывание раскрывает смысл предыдущего. Происходит это с применением:

  • лексического повтора;
  • синонимов;
  • замены слов.
  • Легенда гласила, что за высокой снежной горой находится прекрасный город изобилия и счастья. В том городе нет болезней и бедности, и каждого жителя ожидает вечная жизнь. Вечная жизнь без войны, без голода и старости заставляла смельчаков отправляться на поиски загадочного города. Предложения связаны с помощью лексического повтора, при котором основная мысль предыдущего высказывания раскрывается в следующем за ним.

  • Я посмотрел новый фильм. Комедия была действительно смешная. В данном виде связи используются заменяющие друг друга синонимы: фильм - комедия.
  • Я прочла интересную книгу. Она захватила мое сознание на ближайшие несколько дней. Предложения связаны с помощью замены слова книгу на местоимение она .

При замене слов чаще всего используются указательные и личные местоимения, местоименные наречия и Также часто применяются такие типы связи предложений, как словесный пропуск, например:

  • Вечерело. На небе первые звезды . Независимо от пропуска слова, смысл текста понятен и означает, что при наступлении вечера на небе появляются первые звезды.

Параллельные связи

Параллельная связь предложений в тексте подразумевает, что они полностью самостоятельны и не являются дополнением друг другу. При подобной связи они либо противопоставляются, либо сопоставляются друг с другом, либо являются перечислением чего-либо.

Этому виду связи соответствует одинаковый порядок слов, а члены предложений имеют однотипные грамматические формы. Чаще всего параллельная связь предложений применяется авторами для обрисовки более точной картины происходящего через описание. Так как каждое из предложений в таком тексте самостоятельное, они расширяют «границы» события. Это может проявляться через различные приемы.

Примеры средства связи предложений в тексте:

  1. Вот послышался первый крик петуха. Вот посветлело небо на востоке. Вот на небе осталась только одна звезда. Вот и наступило утро нового дня. Одинаковое начало каждого предложения объединяет их в единый текст, передающий описание события - это анафорический параллелизм.

  2. На асфальт упали первые капли дождя. Прохожие стали доставать зонты. В данном связь предложений в тексте осуществляется объединением одним явлением - дождем - это логический вид связи.
  3. Машина выехала из гаража. На улице еще было пусто и тихо. Солнце только поднималось над городом. Однотипные предложения объединены с помощью их соположенности.
  4. Параллельная связь предложений в тексте может сочетаться с цепной и образовывать параллельно-цепную последовательность.

    Параллельно-цепная связь

    Параллельно-цепной называется связь, когда оба эти вида применяются в одном тексте. При этом второе предложение связано с первым параллельной связью, а третье имеет отношение ко второму и связано с ним цепной связью.

    Примеры с помощью параллельно-цепного вида:

  • Самым интересным был кабинет химии. Что могло находиться в пробирках и колбах на учительском столе? Что за портреты великих ученых и таблицы с непонятными значками висят на стене - все было ново для учеников, попавших сюда впервые. Второе и третье предложения связаны между собой цепной связью с помощью одинакового начала, тогда как первое и второе связаны логической параллельной связью.
  • На улице резко похолодало. На градуснике ртуть опустилась за цифру ноль. Он показывал минусовую температуру, и это означало, что зима так просто сдаваться не собирается. Первое и второе предложения самостоятельные, и их объединяет одно явление - похолодание, тогда как третье предложение связано со вторым цепной связью с помощью замещения слов.

При таком виде связи идет более полное раскрытие описываемых событий или перечислений.

Лексическая связь предложений

При лексическом виде связи предложений русский текст перегружен повторением одних и тех же или однокоренных слов. Подобный стиль изложения текста свойственен официальному и деловому стилю, а в художественной литературе - описанию. Например:

  • Жили-были дед и баба. Не было у деда с бабой детей .
  • История - это наука о деятельности людей в прошлом. В прошлом, существовавшем до появления человека разумного, и до событий, происходивших вчера, все становится историей.

Также к лексической связи предложений относится замена слов синонимами или антонимами или их родовое взаимоотношение. Примеры средства связи предложений в тексте:

  • На горизонте показалась крепость. Цитадель становилась все более грозной по мере приближения к ней. Замена с помощью синонимов.

  • Одна из вытянутых спичек оказалась короткой. Другая - длинной. Используются антонимы.

Таким образом, предложения «цепляются» в тексте с помощью лексических связей.

Синтаксические средства связи

При этом предложения полностью идентичны в своем строении. Этот метод называется например:

- Нужно быть лучшим. Нужно быть лучше себя вчерашнего.

Соположенность предложений (объединение их в единое целое при одинаковом типовом значении) используется при параллельной связи, например:

- Утки и лебеди плавали возле берега. В полной тишине проходило ожидание, когда очередной наблюдатель бросит куски хлеба в воды озера. Начинались суета и гвалт.

При синтаксической связи часто используются слова, скрепляющие предложения в едином тексте: таким образом, как говорилось выше и тому подобные.

Морфологические средства связи

При морфологических видах связи чаще всего используют:

  • замену существительных на местоимения - В лесу много деревьев. По тому, какие преобладают, можно судить о его составе. Существительные заменяются местоимениями.
  • глаголы одного времени и вида - Неожиданно налетел шквал ветра. Зонт вырвало из рук. Глаголы страдательного вида стоят в прошедшем времени.

  • частицы и вводные слова - Он был неправ. Следовательно, друзья его не поддержали.

Морфологическая связь чаще всего применяется в описательного или повествовательного характера.

Тесты по русскому языку 3класс

ТЕСТ 1

1. Выбери верное утверждение

Предложение - это …

А. буквы связанные между собой по смыслу.

Б. слова, выражающие законченную мысль.

В. слова, не связанные между собой по смыслу.

Г. буквы, не связанные между собой по смыслу.

2. Прочитай текст. Сколько в нём предложений? (знаки препинания в конце не расставлены)

У Даши живут чижи и синички весь день они весело скачут и поют Даша их любит

А.1; Б. 2; В. 3 Г. 4

3. Выбери слово, от которого нужно поставить вопрос к выделенному слову

На лесной полянке растёт душистая земляника.

А. на лесной Б. растёт В. душистая Г. земляника

4. Укажи слово, в котором пропущена буква о.

А. др(о,а)зды Б. кр(о,а)я В. ск(о,а)ла Г. тр(о,а)ва

5. Укажи слово, которое является проверочным для слова лесок

А. лесной Б. лесочек В.лес Г. лесовик

6.Укажи слово с непроверяемой безударной гласной в корне

А. библиотека Б. тропинка В. тяжёлый Г. молчать

7. Дополните высказывание.

Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…

А. корнем Б. окончанием В. приставкой Г. суффиксом

8. Укажи слова с приставкой по-

1. пол 2. посуда 3. поход 4. помыть

А.3,4 Б.2,3 В.1,4 Г. иной ответ

9. Выбери нужный знак препинания, чтобы получилось предложение, в котором содержится сообщение.

У тебя разбита коленка.

А. (.) Б. ? В. ! Г. иной ответ

А. Дети часто ходили в рощу. Там цвели душистые ландыши. Они очень украсили лес.

Б. В чаще леса живут белки. Для Миши вызвали врача. В гнезде пищат грачата.

В. В саду цветёт шиповник. За домом широкая река. Под ёлкой жил маленький ёжик.

Г. Пришла зима. Бежит мышка. А у Клавы лыжи.

11. Укажите сколько слов в предложениях со звонкой согласной на месте пропусков.

Дети пошли на пру… Там весело шумит камы…, где живёт у….Ребята будут строить пло….

А.1 Б.2 В. 3 Г. 4

12.Укажите слова с безударной гласной, проверяемой ударением.

1. поля 2. вагон 3. лесной

4. дрожать 5. песок 6.герой

А. 1,3,4 Б. 1,2,3,6 В. 3,4,5 Г.иной ответ

13. В какой группе словосочетаний на месте пропусков пишется Ь?

А. с...едобный гриб, построить сквореч…ник

Б. попасть в об…ятия, запасаться с…естным

В. знатное кушан..е, дружная сем..я

Г. берёзовые поч..ки, с..езд депутатов

14. Укажите сколько в тексте слов с приставкой.

От инея пожелтели берёзки и покраснели осинки. Вода в реке потемнела. Холодный осенний ветер срывал листья.

А.2 Б.3 В.4 Г. иной ответ

15. Укажите слово такое же по составу как слово пригорки

А. кормушки Б. подснежник В. медовый Г. заморозки

16. Укажите группу слов, где на месте пропуска будет буква с

А. …делать, ..мыть Б. …дание, ..прыгнула

В. ..десь, ..кинуть Г. ..ломить, …вонить

17.Выпишите из предложения словосочетание.

На полянке росла сосна.

18. Составьте из предложений текст. В ответ запишите номера предложений в том порядке, как они должны стоять в тексте.

1. На ней висели яблоки.

2.Под яблонькой спал зайка.

3.В огороде росла яблонька.

4.Зайка прыгнул в сторону и побежал к лесу.

5.Вдруг яблоко упало на него.

19. Прочитай текст и выполни задания. Выпишите из третьего предложения второстепенный член.

Тише дождь. Посветлело за окнами. Вода струится по стеклу. Побежали по дорогам ручьи. Позеленел за окнами луг.

20. Выпишите из предложения слова, которые пишутся с маленькой буквы.

М(м)осква – С(с)толица Р(р)оссии.

21.Выполни задание по образцу и запишите ответ как в образце.

Ломать – лом, колоть – кол;

б..жать - ……., х...дить - ……

открыть

23. Если от данных слов образовать слова, обозначающие признак предмета, то в каком из них появятся непроизносимая согласная? Выпиши образованное вами слово.

Прелесть, ужас, чудеса.

24. Выпишите из предложений слова с приставкой – из

Волк (из)влёк (из) (из)бушки всю (из)мазанную тестом лису.

ТЕСТ 2

Задания первого уровня (1 балл)

1. Текст – это....

А. предложения, связанные между собой по смыслу.

Б. набор словосочетаний, не связанных по смыслу.

В. предложения, не связанные между собой по смыслу.

Г. иной ответ.

2. Прочитайте текст. Сколько в нем предложений? (знаки препинания в конце не расставлены).

Наступил апрель по реке плывут льдины

А. 1; Б. 2; В.3; Г.4.

3. Укажите слово, в котором пропущена буква а.

А. б(а,о)льшой; Б. с(а,о)ды; В. ст(а,о)ял; Г. зв(а,о)нил.

4. Укажите слово, которое является поверочным для слова голубок

А. голубочек; Б. голубка; В. голубой; Г. голубь.

5. Укажите слово с непроверяемой безударной в корне.

А. петух; Б. вода; В. поляна; Г. холмы.

6. Окончание служит для...

А. образования новых слов; Б. связи слов в предложении;

В. узнавания родственных слов; Г. иной ответ.

7. Укажите слова с приставкой с-.

1. стол; 2. съезд; 3. спрыгнуть; 4. столовая.

А. 1, 4; Б. 2, 3; В. 3, 4; Г. иной ответ.

8. Укажите группу однокоренных слов.

А. школа, класс, школьный; Б. дождь, дождливый, дождевик,

В. белить, белка, беличий; Г. сон, сонный, спать.

Задания второго уровня (2 балла)

9. Выберите нужный знак препинания, чтобы получилось предложение, в котором задается вопрос.

У тебя разбита коленка

А. (.) Б. ? В.! Г. иной ответ.

10. Какие предложения составляют текст?

А. Зима. Мороз украсил окна узорами. Узоры блестят и переливаются на солнце.

Б. Мальчик бежит в лес. Была осень. Это оляпка.

В. Дуют холодные ветры. Ребята идут по тропинке. Пришла теплая весна.

Г. Светило ясное солнышко. Лошади щиплют зеленую траву. Глеб купил карандаши.

11. Укажите, каким членом предложения является выделенное слово.

Он мгновенно скрылся в доме.

А. подлежащим; Б. сказуемым;

В. второстепенным членом предложения; Г. иной ответ.

12. Укажите, сколько слов в предложениях с глухой согласной на месте пропусков.

Дети пошли на пру... . Там весело шумит камы... , где живет у... .Ребята будут строить пло... .

А. 1; Б. 2; В. 3; Г. 4.

13. Укажите слова с безударной гласной, проверяемой ударением.

1. ночной; 2. мороз; 3. мебель; 4. ягоды; 5. денёк; 6.дрожит.

А. 1, 5, 6; Б. 1, 4, 6; В. 2, 3, 4; Г. иной ответ.

14. В каком предложении на месте пропусков во всех случаях пишется ъ?

А. К под...езду под...ехал автобус;

Б. Ил...я и Петя – друз...я;

В. Обез...яна с...ела кусок торта.

Г. В воскресен...е к школе под...ехал автобус.

15. Укажите сколько в тексте слов с приставкой.

В золотые осенние дни собирались к отлету журавли. Покружились они над рекой, над родным болотом. Стройными косяками потянулись в дальние теплые страны.

А. 4; Б. 5; В. 6; Г. иной ответ.

16. Укажите, в каких словосочетаниях выделенное слово, имеет приставку на-.

1. (на)лил молока; 2. (на)писать диктант; 3. поставить (на)стол; 4. выписать (на)лист.

А. 1 ,3; Б. 1, 2; В. 1, 4; Г. иной ответ.

Задания третьего уровня (3 балла)

17. Выпишите из предложения словосочетание.

В саду растут вишни.

18. Составьте из предложений текст. В ответ запишите номера предложений в том порядке, как они должны стоять в тексте .

1. Дети лечили зайца.

2. Ребята были в лесу.

3. Заяц лежал на земле.

4. Они нашли зайца.

5. У зверька была сломана лапа.

19. Прочитайте текст и выполните задание.

Стояла суровая зима. От морозов погиб знаменитый сад в селе Михайловском. Весной школьники посадили молодые яблоньки. Саженцы хорошо прижились.

Каким (повествовательным, вопросительным, побудительным) является предложение, в котором говорится о саженцах?

20. Выпишите из предложений слова, которые пишутся с маленькой буквы.

П(п)етя И(и)ванов и А(а)Леша Д(д)роздов – Д(д)рузья.

21. Выполните задание по образцу и запишите ответ как в образце.

Гостил – гость, дарил – дар;

с...рил - ... , в...зил - ...

22. С помощью приставки образуйте глагол противоположный по смыслу. Запишите образованный вами глагол в ответ.

принести

23. Если от данных слов образовать слова, обозначающие признак предмета, то в каком из них появится непроизносимая согласная? Выпишите образованное вами слово.

Вкус, опасность, капуста.

24. Выпишите из предложения слова с приставкой –за.

Убегая от мальчишек, (За)хар (за)бежал (за)угол и спрятался (за) (за)валинку.

16. Составьте пару: предложение и схема.

17. Игра «Переделка».

Все предложения с прямой речью переделайте в сложные предложения и запишите получившийся рассказ.

18. Игра «Я редактор».

Отредактируйте текст. Вместо знака V вставьте союз, либо перестройте так, чтобы оно стало сложным. Расставьте правильно орфограммы в словах.

19. Кроссворд «Слонѐнок».

По горизонтали: 1. Одно из средств грамматической связи слов в словосочетании. 3. Два слова, связанные между собой по смыслу и грамматически. 9. Тип предложения по интонации, при произнесении которого говорящий выражает какие-либо сильные чувства. 10. Тип предложения по цели высказывания, в котором содержится вопрос. 12. Знак препинания, который ставится между однородными членами предложения и между простыми предложениями в составе сложного. 14. Обстоятельства, отвечающие на вопросы где? куда? 15. Тип предложения по цели высказывания, в котором содержится сообщение о чем-либо. 18. Признак, отличающий восклицательные предложения от невосклицательных в устной речи. 19. Одно из средств грамматической связи слов в словосочетании. 20. Часть речи, которая чаще других выступает в роли обстоятельства. 25. Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? чей? 26. Слово (или сочетание слов), которое называет того, к кому обращаются с речью. 27, Главный член предложения, который отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?

По вертикали: 1. Тип предложения по структуре, в котором содержится только одна грамматическая основа. 2. Одно из слов словосочетания, от которого задается вопрос к другому слову. 4. Второстепенный член

предложения, который обозначает место, время, способ действия и отвечает на вопросы где? куда? Когда? откуда? как? 5. Члены предложения, которые поясняют главные члены. 6. Одно из слов словосочетания, к которому ставится вопрос и которое связывается при помощи предлога и окончания или только по смыслу. 7. Предложение, в котором есть второстепенные члены. 8. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения. 11. Раздел науки о языке, который учит правильно ставить знаки препинания. 13. Второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей. 16. Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. 17. Главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет?, каков предмет?, что такое предмет? 21. Обстоятельство, отвечающее на вопрос когда? 22. Отличительный признак предложения, который образуют подлежащее и сказуемое вместе. 23. Речь какого-либо лица, передаваемая от его имени. 24. Разговор двух или нескольких лиц.

По горизонтали : 1. Предлог. 3. Словосочетание. 9. Восклицательное. 10. Вопросительное. 12. Запятая. 14. Места. 15. Повествовательное. 18. Интонация. 19. Окончание. 20. Наречие. 25. Определение. 26. Обращение. 27. Подлежащее.

По вертикали: 1. Простое. 2. Главное. 4. Обстоятельство. 5. Второстепенные. 6. Зависимое. 7. Распространенное. 8. Синтаксис. 11. Пунктуация. 13. Дополнение. 16. Однородные. 17. Сказуемое. 21. Времени. 23. Основа. 23. Прямая. 24. Диалог.

Предисловие …………………………………………….….3

Фонетика, графика.………………………………….……..4

Состав слова……………………………………….………..8

Лексика …………………………..………….……………...11

Орфография …………………………………...…………...17

Словообразование ………………………………...……….43

Морфология ………………………………………………..48

Синтаксис …………………………………………………..66

Литература

1. Бройде М.Е. Русский язык в упражнениях и играх. –

М.: Рольф, 2001.

2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по рус. яз.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988.

3. Дидактические материалы по русскому языку: 5 кл./ А.Ю.Купалова, Т.А. Костяева, В.В.Леденѐва и др.; Сост. А.Ю.Купалова. – М.: Просвещение: учеб.лит., 1997.

4. Занимательные материалы по русскому языку. 5 класс./ Сост. И.Г. Гергель. – Волгоград: ИТД «Корифей»,

5. Лозинская Т.П. Русский язык – это интересно! Книга для учителя. – Брянск:»Курсив», М.: Московский ли-

6. ПановМ.В. Занимательная орфография. – М., 1984.

7. Соловьѐва Н.Н. Необычное словообразование: Учеб. пособие по рус. Яз для 5-6 классов – М.: ООО

«Фирма «Издательство АСТ», 1998.

8. Шанский. Занимательный русский язык. В 2 ч. – М.,

9. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку. – М., 1989.