Указать представление о всей. Проявление психологии человека в психических образах

Предмет психология. Различные представления о предмете психологии.

Душа (все исследователи до начала XVIII века)
Явления сознания (английская эмпирическая ассоцианистская психология - Д. Гартли, Джон Стюарт Милль, А. Бэн, Герберт Спенсер)
Непосредственный опыт субъекта (структурализм - Вильгельм Вундт)
Интенциональные акты сознания (функционализм - Франц Брентано)
Происхождение психических деятельностей (психофизиология - Иван Михайлович Сеченов)
Поведение (бихевиоризм - Джон Уотсон)
Бессознательное (психоанализ - Зигмунд Фрейд)
Процессы переработки информации и результаты этих процессов (гештальт-психология - Макс Вертгеймер)
Личный опыт человека (Гуманистическая психология - Абрахам Маслоу, К. Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй)

Душа как предмет изучения

Душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVIII века, до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа.

Явления сознания как предмет психологии

В XVIII веке место души заняли явления сознания, то есть явления, которые человек фактически наблюдает, находит в «себе», оборачиваясь на свою «внутреннюю душевную деятельность». Это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Джона Локка, который считал, что, в отличие от души, явления сознания суть не нечто предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками

Непосредственный опыт как предмет психологии

Наибольший успех построения психологии как самостоятельной опытной науки имела первоначально программа, разработанная В. Вундтом. Уникальным предметом психологии по Вундту является непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции.

Интенциональные акты сознания как предмет психологии

Ф. Брентано кладет в основу своего учения такие качества сознания, как активность и объективность. Психология должна изучать не сами по себе ощущения и представления, а те акты «действия», которые производит субъект, когда он превращает ничто в объект осознания. Вне акта объект не существует.

Происхождение психических деятельностей как предмет психологии

И. М. Сеченов принял постулат о родственности психического и физиологического «по способу происхождения», то есть по механизму совершения. Основной мыслью Сеченов считал понимание психического акта как процесса, движения, имеющего определенное начало, течение и конец.

Поведение как предмет психологии

Начало XX века ознаменовано появлением и развитием бихевиоризма как реакции на неудачные экспериментальные исследования «физиологической психологии». Предмет бихевиоризма, или «поведенческой психологии», – поведение. По мнению бихевиористов, зная силу действующих раздражителей и учитывая прошлый опыт «испытуемого», можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения, не вникая в его физиологические механизмы.

Бессознательное как предмет психологии

Согласно учению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения и должны быть предметом психологической науки. Фрейд создал метод психоанализа, с помощью которого можно исследовать глубинные побуждения человека и управлять ими. Основой психоаналитического метода является анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок, оговорок и т. д. Корни поведения человека – в его детстве.

Процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии

Теории когнитивного направления акцентируют внимание на том, что знания человека не сводятся к простой сумме информации, получаемой мозгом из внешней среды или имеющейся в нем с момента рождения.

Личный опыт человека как предмет психологии

Гуманистическая психология отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека. Человек, по мнению гуманистических психологов, способен к самооценке и может самостоятельно находить путь к развитию своей личности (самоактуализации). Субъективность этого подхода затрудняет установление разницы между мнением человека о себе и тем, что он есть на самом деле. Идеи этого подхода оказались полезными для психологической практики, но ничего не внесли в теорию психологии. Более того, предмет исследования в рамках этого направления почти исчез.

В итоге можно считать, что предметом психологии являются психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения. Существенным моментом при этом оказывается рассмотрение порождения сознания, его функционирования, развития и связи с поведением и деятельностью.

2 Методы психологии. Основные требования, предъявляемые каждому методу.

Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

1. Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике. Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);

выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);

обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу и эксперимент.

2. Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты. Анамнез (лат. по памяти) – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц. Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.

3. Эксперимент является главным методом психологического исследования – это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий.

Наблюдение как метод психологического исследования.

Наблюдение (в психологии) - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.

Где применяется

Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, - в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века - в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Виды наблюдения

Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть очень различным. Оно бывает осознанным и нет, внешним и внутренним, сплошным и выборочным, систематическим и нет.

Особенности метода

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

· непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;

· пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;

· сложность (порой - невозможность) повторного наблюдения.

В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение.

Предмет наблюдения

Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть: Объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Эксперимент в психологии.

Психологический эксперимент - проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Различными авторами понятие «психологический эксперимент» трактуется неоднозначно, зачастую под экспериментом в психологии рассматривается комплекс разных самостоятельных эмпирических методов (собственно эксперимент , наблюдение, опрос, тестирование) . Однако традиционно в экспериментальной психологии эксперимент считается самостоятельным методом.

Психологический эксперимент (в рамках психологического консультирования) - специально созданная ситуация, предназначенная для более целостного (в различных модальностях)переживания клиентом собственного опыта.

Основные виды деятельности.

Общение - первый вид деятельности, возникающий в процессе индивиду-ального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном уча-стии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.

Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели уста-новления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга. Обще-ние может быть непосредственным и опосредствованным, вербальным и невер-бальным.

Игра - это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исклю-чением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии осла-бить иным путем.

Осязательное восприятие

Осязание является сложной формой чувствительности, включая в свой состав как

элементарные, так и сложные компоненты. К первым относятся ощущение холода,

тепла и боли, ко вторым – собственно осязательные ощущения (прикосновение и

давление). Периферическими аппаратами ощущения тепла и холода являются

«луковички», разбросанные в толще кожи. Аппаратом болевых ощущений являются

свободные окончания тонких нервных волокон, воспринимающих болевые сигналы,

периферическим аппаратом ощущений прикосновения и давления – своеобразные

нервные образования, известные как тельца Лейснера, тельца Фатер-Паччини,

также расположенные в толще кожи. Только что перечисленные рецепторные

аппараты распределены по поверхности кожи неравномерно: чем более тонкая

чувствительность требуется от работы того или иного органа, тем более густо

расположены на его поверхности соответствующие рецепторные компоненты и тем

более низки пороги различения тех сигналов, которые до них доходят, иначе

говоря, тем более высока их чувствительность. Тонкость чувствительности

различных поверхностей тела обеспечена не только густотой распределения

периферических рецепторов в соответствующих участках кожи, но и относительной

площадью тех областей постцентральных отделов коры головного мозга, куда

приходят волокна от соответствующих участков периферии. Чем более тонкую

функцию выполняет тот или иной участок кожи, тем большую площадь занимает его

проекция в коре головного мозга. Наиболее сложные формы осязательной

чувствительности – ощущение локализации прикосновения, различительная

чувствительность (ощущение расстояния между двумя прикосновениями к близким

участкам кожи), ощущения направления натяжения кожи (если кожу предплечья

ведут к кисти или от нее), ощущения формы, которая наносится прикосновением

острия делающего на коже фигуру круга или изображение цифры. К сложным формам

относится и глубокая чувствительность, позволяющая опознать, в каком

положении находятся пассивно огибаемая рука или придать правой руке то

положение, которое пассивно придается левой руке. В осуществлении этих видов

чувствительности принимают участие сложные вторичные зоны постцентральных

отделов коры. Для исследования различных видов чувствительности используют

разные приемы, например: опыт Тэйбера, при котором исследующий одновременно

прикасается к двум симметричным точкам груди или лица. Поражение одного из

полушарий выявляется в том, что больной, хорошо улавливающий каждое отдельное

прикосновение, игнорирует одно из прикосновений к симметричным точкам, если

оба прикосновения даются одновременно.

При этом обычно выпадает ощущение прикосновения к точке, противоположной

пораженному полушарию. Исследование «двумерно-пространственного чувства»

производится следующим образом: исследующий рисует острием иглы фигуру на

коже предплечья и предлагает определить, какая фигура была нарисована.

Невозможность выполнить эту задачу указывает на поражение вторичных отделов

теменной коры противоположного полушария (N8 с.55-56).

Однако существуют и более сложные формы осязательного восприятия, при котором

человек на ощупь может определить формы предмета, а иногда и узнать сам

предмет. Чтобы перейти от оценки отдельных признаков к осязательному

восприятию целого предмета, необходимо, чтобы рука находилось в движении, то

есть пассивное осязательное восприятие заменилось активным ощупыванием

предмета. Наиболее интересным в осязательном восприятии предмета является

факт постепенного превращения последовательно (сукцессивно) поступающей

информации об отдельных признаках предмета в его целостный (симультанный)

Например, при ощупывании ключа сначала мы получаем впечатление о том, что мы

имеем дело с чем-то холодным, гладким и длинным. На этой фазе возникает

предположение, что мы ощупываем металлический стержень или трубку; или

металлический карандаш. Затем наша рука ощупывает кольцо ключа; первая группа

предположений сразу отбрасывается. Ощупывание продолжается, и ощупывающий

палец перемещается к бородке ключа с характерной для нее изрезанностью. Тут

происходит выделение наиболее информационных точек, объединение всех

последовательно воспринимавшихся признаков, и возникает гипотеза «это ключ!»

(N8 с.74). Видно, что процесс узнавания образа предмета, который в зрении

происходит сразу, в осязании носит развернутый характер, и происходит путем

последовательной цепи проб, с выделением отдельных признаков, созданием ряда

альтернатив и формированием окончательной гипотезы. Процесс осязательного

восприятия был подробно изучен советскими психологами Б.Г. Ананьевым, Б.Ф.

Ломовым, Л.М. Веккером. Исследования этих авторов показали ряд факторов. Рука

испытуемого должна активно ощупывать предмет. Пассивное проведение предметом

по руке или руки по предмету, не приводит к нужному результату. Активное

ощупывание предмета производится, как правило, при участии обеих рук. По мере

упражнения процесс ощупывания может постепенно сокращаться, и если на первых

его этапах для узнавания было необходимо слияние многих выделенных признаков,

то при повторном ощупывании число признаков, необходимых для опознания

предмета, сокращается, так что под конец одного наиболее информативного

признаке достаточно, чтобы предмет мог быть опознан.

Методы изучения внимания.

Виды запоминания

Запоминание бывает осознанным или неосознанным.

Неосознанное запоминание различают двух видов: запечатление и непроизвольное запоминание.

Запечатление - это сохранение в памяти событий, образа, ощущения на долгое время (часто навсегда) при коротком с ним контакте. .

Непроизвольное запоминание - сохранение в памяти событий в результате случайного повторения.

Осознанное запоминание - это целенаправленное сохранение в памяти нужного материала.

Осознанное запоминание еще называют произвольным. У человека - это основной вид запоминания.

Осознанное запоминание - основа учебы и обучения. Произвольное запоминание бывает двух видов: механическое запоминание (заучивание) и смысловое запоминание (понимание).

Произвольное запоминание

Механическое запоминание - заучивание - это целенаправленное повторение одного и того же материала.

Смысловое запоминание - это сохранение в памяти не самого материала - а отношения между основными блоками материала, логики, связывающей эти блоки.

Условия эффективного запоминания:

Для установки долговременной памяти нужно минимум 30 минут. Обычно продолжительность этой памяти связанно с количеством и интенсивностью повторений запомненного материала. Кроме того, не последнюю роль играет эмоциональный фон - резко отрицательные или положительные эмоции позволяют запомнить материал раз и навсегда без всяких повторений. Кстати и стремление, желание запомнить ту или иную информацию улучшают процесс запоминания.

Лучший вариант запоминания - это проработка материала, разбивка его на блоки (не более 7 блоков), логический анализ текста, подбор ассоциаций, запоминание в сравнениии с чем-то и так далее - в этом случае память сохраняется на более долгий срок. Есть классный способ зафиксировать что-то в памяти - это связь тезисов с хорошо знакомыми зрительными образами (так делали древнегреческие ораторы) - например есть дорога домой и есть тезисы, которые нужно запомнить - и первый тезис например ассоциируется с выходом из метро, второй с деревом, третий с вывеской магазина и так далее.Самый нежелательный вариант - это выучивание, запоминание. Обычно учится долго, забывается быстро (это знают все студенты - выучил-сдал, через три дня - как будто и не учил никогда).

24 Сохранение: виды и условия эффективного сохранения.

Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения
материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания.
Ряд факторов способствует сохранению информации:

o глубина понимания;

o установка (значимость информации);

o применение усвоенных знаний;

o повторение (степень использования материала в деятельности личности).

Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре
после заучивания, пока материал не забыт.
Иногда при сохранении наблюдается явление реминисценции. Суть ее в том, что
воспроизведение, отсроченное на 2 - 3 дня, оказывается лучше, чем
непосредственно после заучивания. Реминисценция проявляется особенно ярко,
если первоначальное воспроизведение не было достаточно осмысленным. С
физиологической точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после
заучивания, по закону отрицательной индукции, наступает торможение, а затем
оно снимается. Установлено, что сохранение может быть динамическим и
статическим.

Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а
статическое – в долговременной. При динамическом сохранении материал
изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается
реконструкции и определенной переработке.
Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплением
и предохраняет от забывания, т. е. от угасания временных связей в коре
головного мозга. Повторение должно быть разнообразным, проводиться в разных
формах: в процессе повторения факты необходимо сравнивать, сопоставлять, их
надо приводить в систему. При однообразном повторении отсутствует
мыслительная активность, снижается интерес к заучиванию, а поэтому и не
создается условий для прочного сохранения. Еще большее значение для
сохранения имеет применение знаний. Когда знания применяются, они
запоминаются непроизвольно

Виды мышления

Наглядно-действенное, наглядно-образное, образно-ассоциативное, сценарийное и понятийное мышление. Оно же - отвлеченное (абстрактное) мышление.

Продуктивное мышление и мышление как внутренняя болтовня.

Продуктивное мышление - нахождение связи между предметами и явлениями, решающее жизненную задачу. Внутренняя болтовня - это относительно связное, иногда даже логичное, но нецелесообразное мышление заполняет пустоту души, создает иллюзию, что жизнь чем-то наполнена.

Рациональное и иррациональное мышление

Рациональное мышление - мышление, имеющее четкую логику и идущее к цели. Противоположно иррациональному, а иногда и просто бессвязному мышлению, течению мыслей вне логики и цели.

Примитивное и развитое мышление

В развитом варианте мышление - это анализ, сопоставление, нахождение новых связий и другие операции с мыслеобразами с целью нахождения продуктивных, полезных мыслеобразов.

Развернутое (дискурсивное) и свернутое мышление: интуиция.

В развернутом виде внутренняя речь, внутренние действия, образы и ощущения слышатся, видятся и ощущаются, в автоматическом и свернутом - мелькают и исчезают из поля сознания. Развернутое мышление называется по науке дискурсивным мышлением, по жизни - размышлением. Свернутое и мгновенное осмысление чаще называют интуицией, схватыванием, видением сути.

Шаблонное и самостоятельное мышление

Шаблонное мышление - это не мышление, в котором не используются шаблоны: такое, похоже, невозможно в принципе, шаблоны используются везде. Шаблонное мышление не использует ничего, кроме шаблонов, остается в рамках исключительно шаблонов. Выходит за рамки шаблонов и перестает быть шаблонным мышлением мышление самостоятельное. Его основные разновидности - проектное и творческое мышление.

Автоматическое и управляемое мышление

Автоматическое мышление происходит само, осуществляясь, как программа, начинаясь и завершаясь самостоятельно, без воли, ведома и контроля человека. Приятнее, когда человек все-таки сам управляет своим мышлением.

Свободное и творческое мышление

Свободное мышление - мышление, не зажатое в рамки ограничивающих шаблонов. Свободно мыслящий человек не обязательно тот, кто не был воспитан - это может быть и тот, кого воспитали в формате внутренне свободного мышления. Творческое мышление - мышление, порождающее из известных посылок новый, неизвестный - и ценный – результат.

Функции мышления

1. Решение задач опосредованным путем, т. е. таким способом, при котором используются разнообразные вспомогательные приемы и средства, рассчитанные на получение нужных знаний. Человек прибегает к помощи мышления тогда, когда непосредственное познание либо невозможно (люди не воспринимают ультразвук, инфракрасное излучение, рентгеновские лучи, химический состав звезд, расстояние от Земли до других планет, физиологические процессы в коре головного мозга и т. п.), либо в принципе возможно, но не в современных условиях (археология, палеонтология, геология и т. п.), либо возможно, но нерационально. Решить задачу опосредованным путем – это значит решить ее в том числе и с помощью мыслительных операций. Например, когда, проснувшись утром, человек подходит к окну и видит, что крыши домов мокрые, а на земле – лужи, он делает умозаключение: ночью шел дождь. Человек непосредственно не воспринимал дождь, а узнал о нем косвенным путем, через посредство других фактов. Другие примеры: о наличии в организме больного воспалительного процесса врач узнает, используя дополнительные средства – термометр, результаты анализов, рентгена и т. п.; учитель может оценить степень прилежания ученика по его ответу у доски; узнать, какова температура воздуха на улице, можно по-разному: непосредственно, высунув руку в форточку, и опосредованно – с помощью термометра. Опосредованное познание предметов и явлений осуществляется при помощи восприятия других предметов или явлений, закономерно связанных с первым. Эти связи и отношения обычно скрыты, их нельзя воспринимать непосредственно и для их выявления прибегают к мыслительным операциям.

2. Обобщенное отражение действительности. Непосредственно воспринимать можно только конкретные предметы: это дерево, этот стол, эту книгу, этого человека. Мыслить же можно о предмете вообще («Любите книгу – источник знаний»; «Человек произошел от обезьяны»). Именно мысль позволяет улавливать сходство в различном и различное в сходном, открывать закономерные связи между явлениями и событиями.

Предвидеть, что произойдет в каком-то конкретном случае, человек может потому, что он отражает общие свойства предметов и явлений. Но мало заметить связь между двумя фактами, необходимо еще осознать, что она имеет общий характер и определяется общими свойствами вещей, т. е. свойствами, относящимися к целой группе сходных предметов и явлений. Такое обобщенное отражение позволяет предсказать будущее, представить его в виде образов, которых в действительности не существует.

3. Отражение наиболее существенных свойств и связей действительности. В явлениях или предметах мы выделяем общее, не беря во внимание несущественное, неглавное. Так, любые часы – это механизм для определения времени, и это главный их признак. Ни форма, ни размер, ни цвет, ни материал, из которого они изготовлены, не имеют существенного значения.

4. Основной особенностью человеческого мышления является то, что оно неразрывно связано с речью: словом обозначается то общее, что есть у предметов и явлений. Язык, речь – это материальная оболочка мысли. Только в речевой форме мысль человека становится доступной другим людям. У человека нет иных способов отражения соответствующих связей внешнего мира, кроме тех речевых форм, которые закрепились в его родном языке. Мысль не может ни возникать, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи.

Речь – орудие мышления. При помощи слов человек мыслит. Но отсюда не следует, что процесс мышления сводится к речи, что мыслить – значит говорить вслух или про себя. Различие между самой мыслью и ее словесным выражением состоит в том, что одну и ту же мысль можно выразить на разных языках или при помощи разных слов («Будущее лето ожидается жарким» – «Предстоящий сезон между весной и осенью будет знойным»). Одна и та же мысль имеет разную речевую форму, но без какой-либо речевой формы она не существует.

«Знаю, но не могу передать словами» – это состояние, когда человек не может перейти от выражения мысли во внутренней речи к речи внешней, затрудняется выразить ее способом, понятным другим людям.

28. Мышление как процесс решения задач. Проблемные ситуации и мышление.

Нахождение задачи и ее формулирование.

С формулирования вопроса в проблемной ситуации и начинается процесс решения задачи. Такое формулирование вопроса является одним из наиболее сложных этапов в процессе решения задачи. Для формулирования вопроса нужно увидеть противоречивость проблемной ситуации, в той или иной форме сформулировать эти противоречия.

В процессе формулирования вопроса осознается то, что должно быть найдено,

определено. Но при этом не менее важно достаточно четко выделить в проблемной

ситуации исходные, известные данные, т. е. то, на что можно опереться,

преобразовать, так или иначе использовать для нахождения неизвестного.

Выдвижение и анализ гипотез. Как успех решения задачи, так и создание благоприятных

условий для развития мышления зависят от многообразия выдвинутых гипотез. Именно

широкая вариативность гипотез позволяет с различных сторон, в различных системах

связей рассмотреть один и тот же объект, найти наиболее правильный и экономичный

путь решения. Выдвижение гипотез как бы предвосхищает будущую деятельность

человека, позволяет предвидеть пути решения и возможные результаты, и поэтому

приобретаемый человеком опыт выдвижения гипотез имеет существенное значение для

развития прогнозирующей функции мышления.

Решение мыслительной задачи. Дальнейшая проверка оставшихся гипотез является

третьим этапом решения задачи. И на этом этапе иногда возникает необходимость

дополнительного уточнения условия задачи, получения какой-то новой информации,

дальнейшего уточнения, переформулирования вопроса.

Решение может быть основано на пассивном использовании алгоритма, т. е. как прямое

выполнение уже известного предписания. Более творческим подходом к решению мыслительной задачи будет активное использование алгоритма, которое может найти свое

выражение либо в приспособлении его к содержанию задачи, либо в трансформации

Проверка решения задачи. Здесь важно еще раз соотнести условия задачи, ее вопрос

и полученные результаты. Процесс проверки решения важен еще и потому, что в ходе

ее человеку удается переосмыслить задачу. Такое переосмысление оказывается

возможным потому, что здесь главные усилия человека могут быть направлены не на

то, как решать данную задачу, а на значение ее решения, на те следствия, которые

могут возникнуть в результате решения задачи. В процессе проверки можно увидеть

ту же задачу в другой системе связи, можно обнаружить новые, не решенные еще

Проблемные ситуации в мышлении:

В случае неудачи:

3.5. Отчаяние, переключение на другую деятельность: "период инкубационного отдыха" – "созревание идей", озарение, вдохновение, инсайт, мгновенное осознание решения некоторой проблемы (интуитивное мышление). Факторы, способствующие "озарению":

a. высокая увлеченность проблемой;

b. вера в успех, в возможность решения проблемы;

c. высокая информированность в проблеме, накопленный опыт;

d. высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке, при эмоционально положительной стимуляции).

2. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.

3. Реализация решения.

4. Проверка найденного решения.

5. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2). Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия достигается результат, соответствующий предварительно поставленной цели, а результат, который не был предусмотрен в сознательной цели, является по отношению к ней побочным (побочный продукт действия). Проблема осознанного и неосознанного конкретизировалась в проблему взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Побочный продукт действия также отражается субъектом. Это отражение может участвовать в последующей регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, в форме сознания. Побочный продукт "складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но не существенны с точки зрения цели".

Основные формы

1. Понятие- отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам;

2. Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Виды суждений и отношения между ними изучаются в философской логике;

3. Умозаключение - вывод.

Методы изучения мышления.

Метод наблюдения. На первый взгляд этот метод не имеет отношения к изучению мышления. Однако это не так. Наблюдая за действиями человека в различных естественных ситуациях, за его мимикой и пантомимикой в процессе решения задачи, за особенностями его взаимодействия с другими людьми, можно многое узнать и о мышлении. Например, наблюдая за учебной деятельностью школьника в домашних условиях, можно зафиксировать, насколько регулярно он решает предложенные ему задачи, сколько времени затрачивает на решение, каковы результаты его усилий. Результаты такого рода наблюдений могут быть основанием для суждений об отношении ребенка к учебе, влияющем на решение конкретных задач, об организованности его мыслительной деятельности, о степени сформированности отдельных умственных навыков. Наблюдая за игровой деятельностью дошкольника, можно констатировать, каков тип игр, используемых ребенком, и высказать предположение о степени развития его образного мышления.

Существует различные способы классификации представлений (Рис. 7.3).

По ведущим анализаторы (по модальностям)

В соответствии с разделением представлений по репрезентативным системам (по ведущего анализатора) выделяют следующие виды представлений:

  • зрительные (образ человека, места, пейзажа);
  • слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);
  • обонятельные (представление какого-то характерного запаха – например, огуречного или парфюмерного);
  • вкусовые (представления о вкусе пище – сладком, горьком и пр.)
  • тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);
  • температурные (представление о холоде и тепле);

Тем не менее, часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, человек одновременно представляет себе и его зеленый цвет и пупырчатую поверхность, его твердость, характерный вкус и запах.

Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника - зрительный, у композитора - слуховой, у спортсмена и балерины - двигательный, у химика - обонятельный и т. д.

По степени обобщенности

Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях (в отличие от вос-приятий, которые всегда бывают единичными).

Единичные представления - это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.

Общие представления - представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.

Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т.д. Примером может служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.

По происхождению

Третья классификация представлений – по происхождению. В рамках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе , и .

Большая часть представлений человека – это образы, возникающие на основе – то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека.

Представления, сформированные на основе мышления, отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так у большинства людей имеются представления таких понятий как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами.

Представления могут формироваться и на основе , и данный тип представлений составляет основу творчества – как художественного, так и научного.

По степени волевых усилий

Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные представления - это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например – грезы.

Произвольные представления - это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.

Ссылки

http://www.no-stress.ru

Литература

Щербатых Ю.В. Общая психология». – СПб: Питер, 2008.

Глава 7. Представления

7.1 Понятие о представлении

Представление — это процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.

Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них (существительное) обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств. Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов (то есть является глаголом).

Представления как психические явления имеют как черты сходства, так и отличий с такими психическими явлениями, как восприятие и галлюцинации. Эти черты сходства и отличий показаны на Рис. 7.1 и 7.2

Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии. Эти «сле-ды» сохраняются благодаря известной "пластичности центральной нерв-ной системы.

7.2 Классификация представлений

Существует различные способы классификации представлений (Рис. 7.3):

В соответствии с разделением представлений по видам ведущего анализатора выделяют следующие виды представлений:

·зрительные (образ человека, места, пейзажа);

·слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);

·обонятельные (представление какого-то характерного запаха - например, огуречного или парфюмерного);

·вкусовые (представления о вкусе пище - сладком, горьком и пр.)

·тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);

·температурные (представление о холоде и тепле);

Тем не менее, часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, человек одновременно представляет себе и его зеленый цвет и пупырчатую поверхность, его твердость, характерный вкус и запах.

Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника — зрительный, у композитора — слуховой, у спортсмена и балерины — двигатель-ный, у химика — обонятельный и т. д.

Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях (в отличие от вос-приятий, которые всегда бывают единичными).

Единичные представления — это представления, основанные на вос-приятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.

Общие представления — представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.

Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т. д. Примером может служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.

Третья классификация представлений - по происхождению. В рамках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе ощущений, восприятия, мышления и воображения. Следует отметить, что большая часть представлений человека - это образы, возникающие на основе восприятия - то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека.

Представления, сформированные на основе мышления, отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так у большинства людей имеются представления таких понятий как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами.

Представления могут формироваться и на основе воображения, и данный тип представлений составляет основу творчества - как художественного, так и научного.

Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные. Непроизвольные представления — это представления, возникаю-щие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например - грезы.

Произвольные представления — это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.

1) в узком смысле - появляющийся в сознании образ ранее воспринятого предмета или явления, после того как представляемое объективно уже не присутствует, а также образ, созданный продуктивным воображением; 2) в широком, более точном, смысле - предмет мышления, чувствования, волнения, фантазии или мечтания, когда он целиком является наглядным, когда индивиду удается как бы поставить его перед собой как нечто воспринимаемое.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

наглядный чувственный образ предметов и ситуаций действительности, данный сознанию, и, в отличие от восприятия, сопровождающийся чувством отсутствия того, что представляется. Различают представления памяти и воображения. Наиболее известны визуальные представления. Существуют также и представления осязательные (играющие особую роль в жизни слепых), слуховые, обонятельные и др. Представления могут относиться к индивидуальному предмету или событию, но могут быть и общими. При этом степень их общности может быть весьма различной.

Философию представления интересовали в двух отношениях. Во-первых, как яркое выражение специфического внутреннего мира сознания. Считалось, что в отличие от ощущений и восприятия, которые всегда относятся субъектом (может быть, и ошибочно) к внешней реальности, представления существуют как особые идеальные образования, обладающие собственным содержанием, которому может что-то соответствовать в действительности, а может и не соответствовать. В любом случае содержание представления с этой точки зрения непосредственно дано, в нем нельзя усомниться как в факте сознания. В рамках такого понимания представления - это что-то вроде картин, размещенных в галерее индивидуального сознания. Субъект имеет непосредственный доступ к этим картинам, может их рассматривать, разглядывать «внутренним взором» - это и есть интроспекция. (В философии И. Канта и А Шопенгауэра представление понимается предельно широко - как включающее все содержание сознания.) Во-вторых, представления анализировались в философии с точки зрения их роли в получении знания о мире. Философы-эмпирики (Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм, Э. Кондильяк, Э. Мах и др.) считали, что именно представления обеспечивают возможность мышления. Согласно их взглядам, все содержание знания дано в ощущении и восприятии. Но мышление имеет дело с такими предметами, которые выходят за эти рамки. Этот факт можно объяснить, считали они, только учитывая существование представлений, которые есть не что иное, как следы, «копии» прошлых восприятий, и которые отличаются от вызвавших их восприятий только большей расплывчатостью и неустойчивостью. Известно, напр., что математика имеет дело с такими предметами, которые не только не даны в ощущении и восприятии, но не могут быть также и представлены. Так, напр., нельзя представить «треугольник вообще», который не был бы либо равносторонним, либо разносторонним, один из углов которого может быть либо косым, либо прямым, либо тупым и т. д. Однако теоремы геометрии доказываются именно для «треугольника вообще». Беркли видит решение этой проблемы в том, что представление какого-то конкретного треугольника играет роль представителя всех других треугольников. Т. о. понятое представление (содержание которого в этом случае становится значением соответствующего слова) начинает играть роль понятия. Мышление с этой точки зрения есть не что иное, как сравнение и анализ различных восприятий и комбинирование представлений.

Философы-рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза, Гегель, неокантианцы и др.) подчеркивали принципиальное отличие представлений от понятия, приводя примеры таких понятий, которые нельзя представить ни в общем, ни в конкретном виде: мнимые числа и бесконечность в математике, понятия истины, блага, красоты и др. Мышление с этой точки зрения не имеет дела с представлениями. Экспериментальное изучение мышления, предпринятое в нач. 20 в. Вюрцбургской школой в теихолоши, существенно подтвердило это мнение: было выяснено, что многие процессы мышления не сопровождаются никакими наглядными образами.

В 20 в. философский и психологический анализ представлений изменил многое в их традиционном понимании. Л. Витгенпггейн, а затем Дж. Райл подвергли критике взгляд на представления как на «картины», находящиеся во внутреннем мире сознания. Во-первых, неясно, кто может воспринимать эти «картины». В случае обычного восприятия предметов реального мира или даже настоящих картин субъект использует свои органы чувств, доставляющие ему сенсорную информацию. Однако как можно воспринимать «внутренние картины», обитающие только в мире сознания? Какие органы чувств можно использовать в этом случае? И кому принадлежат эти органы? Во-вторых, очень существенно, что настоящие картины могут рассматриваться. Это рассмотрение может выявить в них такие детали, которые не были ясны в начале процесса их восприятия. Напр., если мы имеем дело с изображением (картиной или фотографией) тигра, то можно пересчитать количество полос на его теле. Однако мы принципиально не можем вглядываться в наши представления, поэтому вопрос о том, сколько полос имеет тело представленного нами тигра, лишен всякого смысла. С этой точки зрения в действительности представлений не существует. То, что переживается нами как представление, на самом деле скрывает другие процессы: осмысление прошлых событий, мышление о том, что могло бы быть в случае существования таких-то и таких-то условий (когда мы имеем дело с тем, что в психологии традиционно считалось представлением воображения). Никакого внутреннего мира сознания как особого не существует. Все психические процессы связаны с ориентацией субъекта в реальном мире и с деятельностью в нем.

Однако такое понимание представлений было поставлено под вопрос фактами, полученными в когнитивной психологии в 1970-х гг. Р. Шепард, Л. Купер и др. поставили эксперименты, в которых испытуемые для решения некоторой задачи должны были вращать в воображении наглядные образы определенных объектов. Было показано, что скорость воображаемого вращения прямо зависит от его характера и сложности. Эти факты нельзя понять, считают экспериментаторы, если не допустить, что испытуемые разглядывают «умственным взором» воображаемые предметы, т. е. свои представления; значит, последние все-таки существую! В связи с этими фактами в философской и психологической литературе возникла острая дискуссия о существовании наглядных представлений и их природе. Ряд теоретиков современной когнитивной науки (Дж. Федор, С. Косслин и др.) отстаивают мнение о реальности наглядных представлений как самостоятельных образований (хотя мнение о принадлежности представлений миру сознания как особому обычно не принимается). Другие (Д. Деннет, 3. Пылишин и др.) считают, что то, что субъект переживает как наглядное представление, есть некоторая иллюзия сознания. Реальные процессы, превратным образом являющиеся субъекту в виде представлений, вдействительности это особого рода осмысление, и находятся они ближе к дискурсивному описанию (хотя и не словесному), чем к перцептивному разглядыванию. Эксперименты Р. Шепарда и Л. Купера могут быть истолкованы как интеллектуальные задачи на осмысление особого рода, в которых быстрота получения решения зависит от сложности задачи.

Оригинальное решение этой проблемы дает У. Найссер. С его точки зрения, представления - это не что иное, как схемы (когнитивные карты) сбора перцептивной информации, вычлененные из перцептивного цикла воспринимающим для использования их в других целях. Схема действительно не является «умственной картиной» в мире сознания, ее нельзя разглядывать в отличие от объекта восприятия. Ее роль состоит в том, что она представляет собою план, направляющий собирание информации о реальном мире. В то же время она связана с процессом восприятия, ибо есть не что иное, как перцептивное предвосхищение (в т. ч. и предвосхищение восприятия того, что было бы дано в нашем опыте, если бы были выполнены такие-то и такие-то условия - в случае представления воображения). Однако представление не есть просто бледная «копия», отпечаток предшествующих восприятий, как считали представители старого философского эмпиризма. Дело туг в том, что, во-первых, восприятие, по У. Найссеру (он разделяет в этом пункте позицию Дж. Гибсона), не есть некий образ, идеальный предмет, который может оставлять «следы», а сам процесс собирания перцептивной информации; во-вторых, перцептивные схемы, т. е. представления, будучи в основном результатом эмпирического опыта, в то же время частично являются врожденными, т. е. доопытными. Степень наглядной переживаемости этих схем весьма различна. Одно дело перцептивная схема (т. е. представление) конкретного человека или прошлого события; другое дело - амодальная схема мира, лежащая в основе всех иных перцептивных схем. Очень трудно считать наглядными осязательные представления. Однако истолкование их как перцептивных схем или когнитивных карт дает ключ к их пониманию. Современный философский и психологический анализ представлений приводит к следующим выводам: 1) представление не может быть противопоставлено мышлению (хотя и не в том смысле, который имел в виду философский эмпиризм). Мышление может осуществляться и без участия представлений. Однако представление так или иначе предполагает мыслительную деятельность, в которую оно включено как перцептивная схема и как способ решения определенных задач на осмысление. Поэтому распространенная формула о том, что представление (наряду с ощущением и восприятием) относится к низшей, чувственной ступени познания, противопоставляемой мышлению, совершенно неосновательна; 2) представления не наглядные «картины», существующие в внутреннем мире сознания и разглядываемые «умственным взором», а формы готовности к активной познавательной деятельности во внешнем мире. Их содержание не есть нечто лишь внутренне им присущее, а совпадает с предполагаемыми характеристиками предметов и событий реального мира. Лит.: Беркли Д. Соч. М-, 1973; МахЭ. Анализ ощущений и отношение фиэического к психическому. М., 1908; Твардовский К. К учению о содержании и предмете представлений.- В кн.: Он же. Логикофилософские и психологические исследования. М., 1997; Арнхеим Р. Визуальное мышление,- В кн.: Хрестоматия по обшей психологии. Психология мышления. М., 1981; Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. М., 1982; Найссер У. Познание и реальность. М., 1981; RyleG. The Concept of Mind. L., 1945; Dennett D. Content and Consciousness. L., 1969; Idem. Two Approaches to Mental Images.- Idem. Brainstorms. Philosophical Essays on Mind and Psychology. Cambr. (Mass.), 1978; FodorJ. Imagistic Representation.- Idem. The language of Thought. N. Y., 1975; PylishinZ. Imagery and Artificial Intelligence.- Readings in Philosophy of Psychology, ed. by Ned Block, vol. 2. L, 1981.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (в психологии) (англ. representation , mental representation) -- наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или в воображении.

Поскольку представления возникают в отсутствие относящихся к ним объектов, они обычно менее ярки и менее детальны, чем восприятия (психический процесс, дающий целостный образ предмета или явления), но в то же время более схематизированы и обобщены: в них отражаются наиболее характерные наглядные особенности, свойственные целому классу сходных объектов. Однако степень обобщенности в представлении может быть разной; в связи с этим различают единичные и общие представления: единичные представления более индивидуальны и конкретны по своей наглядности, чем общие, но и в единичных представлениях содержится известное обобщение, поскольку они являются суммированными образами многих восприятий отдельных объектов. В этом заключается важная познавательная роль представления как переходной ступени от восприятия к абстрактно-логическому мышлению (естественная способность здорового человеческого мозга к самостоятельной разработке самостоятельных методов «добывания» из окружающей действительности новых знаний) . В то же время представления отличаются от абстрактных понятий своей наглядностью, в них еще не выделены внутренние, скрытые от непосредственного восприятия закономерные связи и отношения, как это имеет место в абстрактных понятиях. Произвольное оперирование представлений в процессах памяти, воображения и мышления возможно благодаря их регуляции со стороны речевой системы. Вместе с тем посредством языка происходит дальнейшая переработка представлений в абстрактные понятия.

Абстрактными называются понятия, элементом объема которых являются свойства или отношения. Иначе говоря, в этих понятиях выделяются и обобщаются не предметы, а их свойства или отношения. Примеры. «Справедливость», «белизна», «преступность», «осторожность», «присущность», «отцовство» и т.п. -- все это абстрактные понятия.

Конкретным называется понятие, элементами объема которого являются предметы. Примеры. «Стул», «стол», «преступление», «тень», «музыка» -- все это конкретные понятия)

представление отражение наглядность обобщенность

Классификация

По ведущим анализаторам (по модальностям)

В соответствии с разделением представлений по репрезентативным системам (по модальности ведущего анализатора) выделяют следующие виды представлений:

зрительные (образ человека, места, пейзажа);

слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);

обонятельные (представление какого-то характерного запаха - например, огуречного или парфюмерного);

вкусовые (представления о вкусе пище - сладком, горьком и пр.)

тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);

температурные (представление о холоде и тепле);

Тем не менее, часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, человек одновременно представляет себе и его зеленый цвет и пупырчатую поверхность, его твердость, характерный вкус и запах.

Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника -- зрительный, у композитора -- слуховой, у спортсмена и балерины -- двигательный, у химика -- обонятельный и т. д.

По степени обобщенности

Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях (в отличие от вос-приятий, которые всегда бывают единичными).

Единичные представления -- это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.

Общие представления -- представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.

Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т.д. Примером может служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.

По происхождению

Третья классификация представлений - по происхождению. В рамках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе ощущений, восприятия, мышления и воображения.

Большая часть представлений человека - это образы, возникающие на основе восприятия - то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека.

Представления, сформированные на основе мышления, отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так у большинства людей имеются представления таких понятий как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами.

Представления могут формироваться и на основе воображения, и данный тип представлений составляет основу творчества - как художественного, так и научного.

По степени волевых усилий

Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные представления -- это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например - грёзы.

Произвольные представления -- это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.

Свойства

Представлениям присущи такие основные свойства, как наглядность, фрагментарность, неустойчивость и обобщенность.

Наглядность

Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. При этом имеет место размытость очертаний и исчезновение ряда признаков. Наглядность представлений беднее наглядности восприятия вследствие утраты непосредственности отражения.

Фрагментарность

Для представления предметов и явлений характерна неравномерность воспроизведения их отдельных частей. Преимущество имеют объекты (или их фрагменты), которые в предыдущем перцептивном опыте обладали большей привлекательностью или значимостью. Фрагментарность представлений, отмеченная еще Г. Эббингаузом и подтвержденная современными исследователями, состоит в том, что «при внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены». Если неустойчивость представления есть аналог неполной константности, то фрагментарность представляет собой эквивалент неполной целостности или выражение ее дефицита в представлении по сравнению с восприятием.

Неустойчивость

Представленный в данный момент времени образ (или его фрагмент) можно удерживать в активном сознании лишь в течение определенного времени, по истечении которого он начнет исчезать, утрачивая фрагмент за фрагментом. С другой стороны, образ представления возникает не сразу, а по мере восприятия новых сторон и свойств предмета, новых временных связей; постепенно он дополняется, изменяется и «проясняется». По своей сущности неустойчивость как проявление непостоянства является отрицательным эквивалентом или выражением дефицита константности, свойственной перцептивному образу. Она хорошо знакома каждому по собственному опыту и заключается в «колебаниях» образа и текучести его компонентов.

Обобщенность

Представленный объект, его образ, обладает определенной информационной емкостью, причем содержание (структура) образа представлений схематизируется или свертывается. Как указывает B.C. Кузин, представление всегда включает в себя элемент обобщения. В нем материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта и предшествующих восприятий. Новое объединяется со старым. Представления - это результат всех прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Береза как образ представления - итог всех прошлых восприятий берез как непосредственно, так и на изображениях. Поэтому представление, обобщая конкретный предмет (или явление), одновременно может служить обобщением и целого класса аналогичных предметов в силу того, что представляемый объект не воздействует непосредственно на органы чувств.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие социального представления в психологии. Социальные представления как категория и социальное явление, их роль в поведении. Методика эмпирического исследования особенностей представлений о личности преступника у старшеклассников, оценка результатов.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2011

    Психологическая характеристика представлений, механизмы их возникновения, функции и классификация. Изучение понятия о воображении, механизмы процесса воображения, физиологические основы, виды, влияние воображения на творческую деятельность индивида.

    контрольная работа , добавлен 20.02.2010

    Понятие и структура социальных представлений в психологии. Карьера как объект психологического исследования. Исследования представлений студентов о карьере. Сравнительный анализ социальных представлений о карьере у студентов первого и третьего курса.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2011

    Характеристика воображения как процесса преобразования представлений, его роль в психической деятельности. Индивидуальные особенности дифференциации воображения, основные этапы его развития. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы.

    реферат , добавлен 23.06.2015

    Исследование процесса творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность. Воображение как способ познания внешнего мира. Изучение видов и функций воображения. Обзор механизмов переработки представлений в воображаемые образы.

    презентация , добавлен 03.04.2017

    Характеристика воображения как психического процесса создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека. Анализ процесса образования новых систем временных связей. Понятие агглютинации.

    презентация , добавлен 01.04.2015

    Понятие о здоровом образе жизни. Изучение социальных представлений в психологии. Методики проведения исследования представлений учащихся о здоровье. Психофизиологические особенности младшего школьника. Взгляды Л.С. Выготского на возрастную периодизацию.

    курсовая работа , добавлен 06.08.2010

    Изучение представлений как психологической категории. Образ в воззрениях Платона и Аристотеля. Представления – образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или продуктивного воображения. Образ и архетип в глубинной психологии.

    реферат , добавлен 13.05.2009

    Теория социальных представлений. Особенности студенческой группы. Анализ представлений студентов о собственной группе на разных этапах обучения. Взаимосвязь социально-психологического климата и содержания представлений студентов о собственной группе.

    дипломная работа , добавлен 06.09.2014

    Психолого-педагогические исследования формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Своеобразие пространственной ориентировки у детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие пространственных представлений у детей.