Валеология кратко. Валеология, что это такое? Основные задачи валеологии

От Masterweb

17.07.2018 20:00

Что такое валеология? La vale – так люди приветствовали друг друга в Древнем Риме, что означает «будьте здоровы». Валеология – это наука о здоровой жизни. Этот термин предложил И. И. Брехман еще в 80-х годах прошлого столетия. С тех пор это научное направление используется в современной образовательной и медицинской практике и занимается изучением состояния, потенциала и резервов физического и психического здоровья. Валеология включает в себя конкретные методы, средства, технологии, помогающие укрепить и сохранить здоровье человека на долгие годы.

Объект изучения валеологии

Главной темой изучения валеологии является индивидуальное здоровье человека как категории качества жизни. Это наука ставит своей целью восстановление, укрепление и улучшение здоровья, а также привития таких необходимо важных навыков, как активный образ жизни, правильный отдых, рациональная физическая нагрузка, сбалансированное питание, чистота и гигиена. Немаловажным считается развитие правильных отношений между мужчиной и женщиной, человеком и доктором.

Эта научное направление включает в себя воспитание тех качеств, которые непременно станут спутниками здоровой и успешной повседневной жизни. Итак, что такое валеология и что она изучает? Это учение о ЗОЖ, которое рассматривает такие разделы, как:

  • Личная гигиена и гигиена половых отношений.
  • Детское физическое и психологическое здоровье.
  • Хорошее самочувствие и долголетие.
  • Массажные процедуры.
  • Сбалансированное и правильное питание.
  • Меры реабилитации после перенесенных заболеваний.
  • Уход за пациентами.
  • Физические нагрузки, спорт и различные виды упражнений.

Актуальность валеологии

Как известно, на здоровье человека оказывает влияние не только уровень медицины и наследственность, хотя и это немаловажно, но и совокупность природных и социально-экономических условий жизни. Стрессовые ситуации в современном мире – это почти норма. В какой-то степени, стресс является необходимостью для того, чтобы организм мог функционировать нормально. Однако часто бывает так, что этот уровень повышается и достигает критической отметки, что может крайне негативно сказываться на здоровье человека и приводить к различным видам физических и эмоциональных расстройств.


Ведь что такое валеология!? Наука о здоровье, а здоровье, как известно, – это отсутствие болезней, а также психологических проблем, в том числе стрессовых состояний, депрессии и так далее. Чрезмерное физическое или умственное напряжение, гиподинамия, разного рода психологические отрицательные состояния могут привести к химическому дисбалансу внутренних систем организма. Что хорошего произошло в прошлом веке? Стоит отметить значительное сокращение числа заболеваний. Также произошло увеличение средней продолжительности жизни. Очевидными являются успехи в профилактике и лечении инфекционных заболеваний.

Основные проблемы

Какими проблемами занимается валеология? Что такое наука о здоровом образе жизни? Наиболее популярными и многочисленными проблемами являются:

  • ожирение;
  • гипертония;
  • атеросклероз;
  • аутоиммунные заболевания;
  • депрессивные состояния;
  • раковые опухоли и многие другие.

Все чаще появляются новые хронические формы заболеваний. Решаются данные проблемы не только при помощи медицины, но и частично путем создания лучших условий для жизни и профессиональной деятельности.


Немаловажную роль также играют проблемы с окружающей средой, в том числе ее загрязнение, повышенный уровень радиации, недостаточный витаминный состав продуктов питания, отсутствие чистой питьевой воды и так далее. Все эти факторы могут стать причиной генетических преобразований, и не в лучшую сторону.

Физическая активность снижается вследствие механизации и автоматизации ручного труда. Из-за отсутствия активности возникают различные патологические состояния. Этими проблемами и занимается валеология. Что такое здоровье? В данном контексте его следует рассматривать в качестве непрерывного процесса адаптации к социальной и внешней среде.

Характерные черты учения о здоровье

Перечислим основные особенности и характерные черты валеологии:

  • Это междисциплинарное направление, предметом изучения которого является представление о совокупности генетических и функциональных запасов систем организма, которая обеспечивает устойчивость психофизиологического и социокультурного развития и сохраняет здоровье человека, несмотря на влияние факторов как внешней, так и внутренней среды.
  • Эта учебная дисциплина изучает не только само здоровье, но и определенный образ жизни, направленный на его сохранение и укрепление.
  • Объектом этого научного направления является почти здоровый, находящийся в предболезненном состоянии человек. Этот пункт делает валеологию уникальной наукой, поскольку данный контингент не рассматривается так тщательно ни одной другой дисциплиной.

Валеология – наука о здоровье детей и взрослых

Что такое детская валеология? Как только человек появляется на свет, он начинает активно познавать самого себя. Как это ни странно, но до введения в научный обиход термина "валеология" науки о здоровье вообще не существовало, хотя именно здоровье является самым главным фактором при оценке всего процесса жизнедеятельности человека.


Существует такое понятие, как педагогическая валеология. Ее основными категориями является валеологическое образование, обучение, воспитание и культура. Валеология в саду учит детей правильно относиться к собственному здоровью, вырабатывает рациональное отношение к питанию, прививает правильные привычки по уходу за своим телом и так далее.


Результатом постепенного возрастного валеологического образования, в идеале, должна стать здоровая культурная личность, со знанием своих генетических, физиологических и психологических возможностей, способная применять определенные методы и средства контроля, чтобы не только поддерживать себя здоровым, но развиваться дальше в этом направлении. Занятия по валеологии направлены на распространение знаний о здоровом образе жизни на окружающих.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

С давних времен человек понимал, что самое важное в жизни каждого разумного существа - здоровье. Без него не нужны будут ни богатства, ни почести, ни слава. Именно поэтому профессия врача - одна из самых древних, уважаемых и востребованных в истории человеческой цивилизации.

Науки о здоровье человека

Существует несколько наук о здоровье человека. Некоторые из них уже старые, другие, напротив, совсем молодые.

Относительно молодые науки о здоровье:

  • гигиена;
  • валеология;
  • космическая медицина;
  • сексология.

Сформировавшиеся издревле науки, так или иначе касающиеся здоровья:

Некоторые специалисты относят еще и педагогику к разделу таких наук. Таким образом, выходит, что валеология - это наука о главном человеческом вопросе, одна из целого комплекса, которая занимается проблемами здоровья человека, как физического, так и душевного.

Что такое валеология?

Так что же это за наука такая - валеология? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к этимологии названия. Термин образуется из двух составных частей латинского происхождения: "valeo" или "valere" - и общеизвестного "logos" - учение, изучать.

Вот и получается, что валеология - это наука об искусстве быть здоровым, вести здоровый, правильный, приучаться к нему с самого детства.

Со стороны может показаться, что ничего сложного в себе эта наука не несет. Однако это не так. Ведь валеология рассматривает здоровье комплексно, целостно, включая все его стороны и аспекты и изучая со всех сторон и вариантов (психическое, социальное, душевное, моральное, физическое). Из-за глобальности понятия валеология оказывается связанной с целым комплексом других наук.

Предмет и объект изучения

Что изучает наука валеология? Главным предметом и объектом ее изучения являются:

  • физические и генетические механизмы здоровья, заложенные в каждом организме;
  • человек комплексно, включая все составляющие его компоненты, оказывающие влияние на состояние любого вида и типа здоровья.

Если говорить о валеологии как о предмете, то главным объектом ее изучения будут педагогические основы, направленные на формирование самостоятельного желания у детей и взрослых добиться

То есть сделать так, чтобы каждый человек сам осознал важность своего состояния и стремился сохранять его нормальное положение и укреплять и поддерживать естественные иммунозащитные свойства организма без применения лекарственных средств. Грубо говоря, осуществлять профилактику заболеваний, осознанную и целенаправленную.

Цели этой науки

Есть определенная цель, которую преследует валеология как наука. Ее цели и содержание сводятся к следующему:

  1. Обучить людей
  2. Привить основы правил укрепления и восстановления здоровья организма без использования медицинских препаратов.
  3. Научить построению правильного графика жизни: питание, занятия спортом, отказ от вредных привычек, соблюдение элементарных правил гигиены, своевременное обращение за медицинской помощью.

Данные цели автоматически влекут за собой решение следующих задач валеологии.

Задачи валеологии

Валеология как наука о здоровье решает следующие поставленные задачи:

  • исследование внутреннего потенциала здоровья каждого человека;
  • оценка состояния здоровья по всем общепринятым медицинским показателям;
  • стремление к формированию внутренней установки ЗОЖ для людей;
  • укрепление здоровья и профилактика заболеваний через применение основ ЗОЖ.

Если науке удастся решить все перечисленные задачи, то человечество перейдет на совершенно новый уровень в плане сохранения здоровья. Сократится число заболеваний любого плана и характера, повысится общенародный уровень мозговой и физической активности, сократится число патологий при рождении потомства, меньше станет инвалидов и неизлечимых больных.

Методы валеологии

Валеология - это наука о здоровье, а значит, она пользуется определенным набором методов для исследований. Какие это методы?

  1. и оценки физического и психического состояния человека при помощи компьютерной диагностики.
  2. Методология педагогического наблюдения за испытуемыми в течение учебного процесса. Цель - в накоплении теоретической базы для более глубокого анализа и исследования.
  3. Эксперимент (чаще всего педагогический). Проводится вместе с испытуемыми для наглядного подтверждения того или иного постулата валеологии и доказательства важности ее значения.
  4. Социометодология. К этим методам относятся анкетирование, соцопросы и другие типы социальных взаимодействий с целью выявления среднестатистических показателей по разным вопросам здоровья человека и накопления теоретической базы для изучения и анализа.
  5. Математические методы. Они необходимы для обработки данных, полученных в предыдущем пункте.
  6. идей педагогики. Необходим для формирования выводов по вопросам, касающимся детей (их воспитания, обучения ЗОЖ и так далее).

Сочетание и комплексное применение всех методов исследования валеологии позволяет получать весьма неплохие результаты с положительной динамикой развития. Причем не только среди детей, но и среди взрослых. Так, например, это привело к тому, что XXI век ознаменовался "модой на здоровье". То есть теперь вести ЗОЖ - это актуально, модно, молодежно и здорово. Глупо отрицать в этом целенаправленное многолетнее воздействие на детское сознание именно валеологии и смежных с ней наук.

Где и когда изучается валеология?

Изучается валеология в основном в курсе (школьном) либо как студенческая дисциплина. Ведь понятно, что основы ЗОЖ следует закладывать именно в этих возрастах. В школьном курсе этот предмет чаще всего проходит в форме полуигровых, полупознавательных уроков под названием "Здравствуй, наука валеология!"

При этом важно сделать так, чтобы занятия по валеологии носили не тяжелый вынужденный характер, а воспринимались как нечто легкое, увлекательное. Тогда дети будут с удовольствием впитывать все те знания, которые и хочет донести данная наука.

Для этого лучше выбирать нестандартные формы проведения уроков, а темы подбирать так, чтобы всегда была возможность практического исследования, небольшой лабораторной работы. Следует чаще устраивать викторины, загадки, соревнования, использовать информационно-коммуникативные технологии при проведении занятий.

Со студентами все немного проще и серьезней. Это практически взрослые люди, многие из которых, к сожалению, уже подвергались или подвергаются действию антагонистов валеологии: курению, употреблению алкоголя, наркомании, ежедневному потреблению фаст-фуда, гиподинамии и так далее.

Поэтому здесь необходим целый серьезный курс, включающий в себя ряд теоретических и практических занятий, который будет охватывать все вопросы валеологии целиком и покажет ее значимость.

Лучше всего играть на контрасте и давать представление о разнице между теми, кто ведет ЗОЖ, и между теми, кто от этого отказывается, описывать преимущества такого образа жизни. Валеология - наука о здоровье человека, поэтому и следует дать понять учащимся, насколько оно важно, это самое здоровье и его своевременное сохранение.

Межпредметные связи

Мы уже упоминали, что валеология - наука комплексная. Поэтому она органично сочетается со многими другими науками и разделами, изучающими человека и его здоровье. Рассмотрим взаимосвязь валеологии с другими науками.


Очевидно, что валеология - очень лабильное и обширное понятие, касающееся практически всех сторон жизни человека, которые хоть как-то затрагивают вопросы душевного, физического, психического и морального здоровья.

Роль данной науки в школе

Еще со школьной скамьи очень важно дать понять ребенку, насколько важно быть здоровым. Ведь у детей несколько иные ценности, и они начинают понимать всю значимость здоровья только после того, как чем-нибудь заболеют. Поэтому нужно стараться объяснить им, что валеология - наука о здоровье, о его сохранении, профилактике заболеваний и укреплении общего физического состояния людей.

Лучше всего дети поймут это, если ставить им в пример конкретные случаи жизни людей до того, как они задумались о ЗОЖ, и после того, как они стали активно его вести. Показать, каких наследственных заболеваний и человеческих трагедий можно избежать, если вовремя обратиться и прислушаться к своему организму.

Также важно научить детей самостоятельно составлять для себя грамотный и правильный с точки зрения ЗОЖ рацион питания, распорядок дня и не забывать уделять внимание физическим упражнениям.

При правильной организации подобных занятий валеология обязательно наложит верный отпечаток на сознание детей. А это, в свою очередь, повлечет за собой только положительную динамику в их дальнейшем образе жизни.

Обобщение

Итак, подведем итог. Валеология - это наука о ЗОЖ, о комплексных мерах, которые необходимо применять для сохранения собственного здоровья, его укрепления и профилактики заболеваний.

Это своего рода раздел медицинской науки, направленный на формирование сознания у людей относительно значимости собственного и общечеловеческого здоровья. Данная наука имеет свои задачи и цели, методы исследования, которые помогают ей добиваться положительных результатов.

Основы валеологии были заложены в лечебных трактатах еще в глубокой древности. Такие дисциплины, как биология, гигиена и экология, способствовали возникновению науки о здоровье. Совокупность физического и духовного здоровья – вот составляющие истинного здоровья. И. Брехман ввел термин «валеология» в конце прошлого века. Он создал общую теорию и присоединил к валеологии философскую составляющую.

Какие науки способствовали созданию валеологии

Гигиена и биология.

Нетрадиционная медицина.

Философско-религиозные учения.

Цель валеологии - восстановить утраченное здоровье отдельного человека и нации в целом путем внедрения закаливания, рационального питания и спортивных нагрузок. Чем человек более сильный физически, тем более сильным иммунитетом он обладает.

Гигиена и правильный режим труда и отдыха также влияет на укрепление здоровья. Любое заболевание в рамках науки валеологии расценивается не как нарушение деятельности отдельного органа или системы, а как неправильное функционирование всего организма.

Виды валеологии

1. Гомеопатия. Охватывает все возрастные категории, устраняет причины заболевания, восстанавливает организм как единое целое.

2. Гомеомезотерапия. Метод снижения веса и омоложения кожи. Включает в себя иглоукалывание и гомеопатию .

Направления валеологии

К основным направлениям валеологии стоит относить:

  • Необходимо научить человека вдумчиво относится к своему здоровью. Гораздо проще предупредить болезнь, ведя здоровый, активный образ жизни, чем потом лечить заболевание, когда оно возникает.
  • Приспосабливаемость организма к стрессам. Стресс – это составляющая жизни каждого человека. Он дает необходимый толчок для развития творческих способностей. Важно уметь активно сопротивляться в момент опасности: уметь убежать, отразить атаку, научиться не сдаваться в самых тяжелых ситуациях.
  • Изучение средств, методик, технологий по сохранению и укреплению здоровья. Потенциал физического и психического здоровья высокий у каждого индивидуума. Но не каждый знает, как правильно им воспользоваться, как оставаться в тонусе и быть жизнерадостным.
  • Понимание своего тела. Отрицательные эмоции и страхи могут способствовать развитию различных заболеваний . Научившись понимать сигналы своего тела, доверившись интуиции, можно избавиться от многих болезней и обрести гармонию. Очень важно быть самим собой. Не стоит слишком беспокоиться о том, что подумают окружающие.
  • Валеология фиксирует изменения в здоровье конкретного человека под влиянием окружающей среды и предлагает эффективные способы защиты.

Валеология. Питание

Питанию в валеологии отводится существенная роль. Полноценное питание должно осуществляться с учетом возраста, массы человека, пола и энергетических затрат каждого индивидуума. В различные периоды жизни питание человека меняется. Правильное питание должно быть разнообразным, это гарантирует доставку организму необходимых витаминов и микроэлементов.

"Откуда же взялась новая наука? Где она успела сформироваться? Каковы её цели и задачи? Кто её создатели? Каков предмет и в чём новизна её методов? В чём заключается её практическое значение?"

Ответы на все эти вопросы, вы найдете в этой статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В А Л Е О Л О Г И Я

Появился новый предмет - "валеология". Официально валеология - это "наука о здоровье". Она преподает правила гигиены, здорового образа жизни, основы экологической грамотности.Это и есть наука, занимающаяся разработкой теории индивидуального здоровья.

"Откуда же взялась новая наука? Где она успела сформироваться? Каковы её цели и задачи? Кто её создатели? Каков предмет и в чём новизна её методов? В чём заключается её практическое значение?"

Существует два мнения по этому вопросу.Расскажу о первом.

1 .» В здоровом теле –здоровый дух»»

здравый смысл подсказывает, что привлечь ребёнка к собственному "здравостроительству" можно лишь в том случае, если будут учтены три аспекта решения проблемы.

Во-первых , ребёнок должен получить и усвоить информацию о том, что хорошо для здоровья и что плохо.

Во-вторых , аспект воспитательный - формирование у школьника мотивации к тому, чтобы сохранять и укреплять своё здоровье.

И третий аспект - чисто практический, в котором нужно предусмотреть хотя бы минимум оздоровительных мероприятий:

полноценное физическое воспитание,

рациональное и достаточное питание,

Формирование оптимального психологического климата в саду и в школе.

Все практические мероприятия должны проходить на фоне постоянного мониторинга ("измерения") уровня здоровья.

Только этот показатель даст нам достоверную информацию - правильны ли наши действия, в нужную ли сторону направлены наши усилия.

Валеология в детском саду.

Предметом валеологии является индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни. Валеология ставит своей целью обучение человека гигиеническим правилам восстановления, укрепления, совершенствования здоровья и привитие таких навыков.

Появились разработки методик,упражнений,игр для детей.Это все здорово!Но это еще не все. Существует еще одно мнение о валеологии.

2 мнение

Ребенку внушается, что "здоровье - главная ценность человеческой жизни". Не душа, не любовь к ближнему, не Родина, не Бог, не достижения культуры и разума наконец, но именно физическое здоровье. Высшая ценность, вкладываемая в ребенка новыми валеологическими программами, - "осознание себя, которое лучше начать со строения собственного тела". Детей учат любоваться своим телом и любить его! Человек живет ради своего здоровья, в нем "главная ценность жизни". Учебные пособия по валеологии призывают детей "изучать свой организм", "прислушиваться к своему организму", "говорить о болезнях", непрерывно вслушиваться к ощущениям в печени, в кишках, в носу. Развивать у детей излишнюю мнительность вряд ли разумно. Концентрация внимания на теле в период воспитания чувств - грубейшее нарушение возрастной психологии и физиологии. Из-за фиксации на организме у школьников скорее будут развиваться неврозы, чем улучшится здоровье. В итоге так называемые "оздоровительные программы" не только не выполнят декларируемую цель, но будут способствовать дальнейшему ухудшению здоровья детей.

Русские люди всегда славились своим здоровьем, выносливостью и силой. Примеров тому не счесть.Сам уклад жизни россиян - умеренное питание (с соблюдением постов), бани, закаливание, физический труд - способствовал здоровью, которое, безусловно, очень важно. В последнее время в школах и во многих вузах был введен новый предмет - валеология. Буквально это слово означает "здоровый образ жизни". Программы по валеологии заставили насторожиться и родителей, и педагогов. Это и неудивительно - они учат буквально всему: от сексологии, правил ухода за волосами, кожей, о кишках, стрижке ногтей до интимной гигиены

Пожалуй, самое настораживающее в содержании валеологии - это те ценности и приоритеты, которые она прививает ребенку.

- "Здоровье прежде всего". Вопреки отечественной традиции воспитания высокодуховной личности, валеологами (или, по их утверждению, "оздоровителями") ведется настоящая фетишизация тела.

Валеология, претендующая на статус научной дисциплины, имеет весьма расплывчатое представление о своем предмете. Валеология подается как наука о здоровом образе жизни. Мотивы введения нового предмета вроде бы ясны: сегодня наблюдается резкое ухудшение здоровья наших граждан, особенно детей. Приходя в школу, дети скоро становятся больными. О каком уж тут обучении вести речь? В связи с этим выдвинута одна из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования-« Сохранение и укрепление здоровья детей, учащихся и студентов, формирования у них ценности здоровья и здорового образа жизни".

Так о чем же этот предмет - о здоровье или о здоровом образе жизни? Если о здоровье, так за ним призваны наблюдать медики, в задачу которых входит и профилактика заболеваний, включающая обязательное просвещение населения. "Нет, - говорят валеологи, - наша наука не медицинская, а педагогическая". Образование же предполагает, что обучаемому будет преподан некоторый образ жизни, жизненный идеал, исходя из которого человек должен уяснить смысл своего бытия, ради чего следует жить, к чему стремиться.

Каким же идеалам учит валеология? Прежде всего - жить ради тела. Знакомство с программами по валеологии, предлагаемыми и будущим педагогам, и детям, показывает, что для данной науки человек в первую очередь есть тело. О человеческой душе здесь прямо ничего не говорится, хотя ее наличие, как мы далее увидим, подразумевается.

"здоровье - самая большая ценность, данная человеку Природой"-ГОВОРЯТ ВАЛЕОЛОГИ. Если бы речь шла о телятах и поросятах - то эта фраза была бы верна. Но стоит ли высшую ценность человеческой жизни видеть в чисто физиологическом благополучии? Нет, не здоровьем вошли в историю Рублев и Достоевский, Ломоносов и Владимир Соловьев. Не Шварценеггер - самый ценный и самый одаренный из людей...

Надо помнить, что "тело - храм души". И мы всегда провозглашаем главенство духовного в целостной структуре человека.

Откуда появилась валеология?Что,разве не было уроков физкультуры в садах и школах?Не было разработано игр,направленных на развитие физической культуры?Все это было,но теперь это стало валеологией.Под эгидой здоровьеразвивающих занятий,уже с первого класса включаются уроки «познай свое тело»,а в старших классах «сексология».Наша задача воспитателей -уметь выбрать из всего методического материала по валеологии то,что не навредит ребенку,ни физически,ни морально.

(для информации)

Предмет и специальность «Валеология» был исключен из базисного учебного плана образовательных учреждений России. Несмотря на скандалы, сопровождающие внедрение валеологии в учебный процесс школ и ВУЗов, она продолжает развиваться.

Подводя некоторые итоги, следует сказать, что валеология:

1. не является наукой, но претендует на выработку мировоззрения, то есть является нетрадиционным учением, а следовательно, по Закону об образовании не должна преподаваться в учебных заведениях;

2. ведет к разрушению сложившейся системы образования и воспитания;

3. оказывает губительное влияние на духовное здоровье детей;

4. покушается на основы семьи, на традиционный нравственный уклад жизни;

5 . формирует культ тела и имеет резко выраженный акцент на вопросах половых отношений. Это приводит к развитию у детей эгоцентризма и эгоизма, нарушению адекватного восприятия окружающего мира, различным психическим и физическим отклонениям;

6. валеология как школьная дисциплина не преподается ни в одной стране мира.


Великие учителя прошлого не зря утверждали, что физическое, духовное, и нравственное здоровье — это одно и то же. " La vale !", — говорили в Древнем Риме, приветствуя собеседника и желая ему здоровья. Поэтому валеологию можно смело назвать интегральной дисциплиной, которая гармонично заключает в себе триаду Гармония-Любовь-Красота.

Истоки здоровья

Истоки валеологии, как науки, кроются ещё в глубокой древности. Возникшая на стыке биологии, гигиены и экологии, эта наука ставит целью укрепить как физическое, так и духовное здоровье человека . Наши великие предки, начиная от Суворова, и заканчивая Толстым, в своё время доказали, что следование принципам здорового образа жизни позволяет не только сохранять высокую работоспособность, но и великолепно себя чувствовать хоть в тридцать, хоть в пятьдесят, хоть в семьдесят лет.

Уже в конце XX века термин "валеология" был введён в обиход отечественным специалистом И.Брехманом, который заметил, что рост смертности вкупе с общим снижением иммунитета приводит к тотальному ухудшению здоровья населения. И чтобы предотвратить кризис в данной области, следует бороться с отсутствием грамотности в сфере здравоохранения . Это послужило причиной для создания общей теории здоровья, в которую, помимо гигиены и биологии, включены принципы нетрадиционной медицины и философско-религиозных учений.

Невзирая на то, что эта наука не имеет единой теоретической базы, сегодня существует множество институтов валеологии, ежегодно проводятся конференции по вопросам общей теории здоровья . Недавно ученые задались целью внедрить в школьную программу соответствующий учебный предмет. Однако, валеология приживается в нашей стране постепенно — причиной тому дефицит информированности о данной науке.

Здоровье — всему голова

Известно, что каждый человек на Земле обладает мощным интеллектуальным и физическим потенциалом. Другое дело, что вследствие катастрофического экологического положения на Земле большая часть его способностей оказывается заблокирована. Валеология как наука нацелена на то, чтобы реабилитировать ум и здоровье человека за счёт физической подготовки, рационального питания и закаливания. Общая теория здоровья утверждает, что чем лучше человек подготовлен физически, тем более эффективно он способен противостоять внешним вирусным атакам, тем более он устойчив к иммунодефициту.

Поэтому валеология задаётся целью укрепить здоровье посредством обучения субъекта гигиене, правильному режиму труда и отдыха , физкультурным и закаляющим навыкам, правилам здорового питания.