Валерий брюсов антоний анализ. «Антоний» В

Мы не будем прослеживать, как аккомпанируют этому основному композиционному уровню другие композиционные уровни. Наблюдений можно было бы сделать много. Заметим, что здесь впервые в нашем материале появляется обонятельный эпитет «душистый убор» и что он воспринимается как более интериоризованный, чем зрительный «чистый пробор», – может быть, потому, что «обонятель» мыслится ближе к объекту, чем «зритель». Заметим, как в трех словах «дремлющих кленов шатер» содержатся сразу две метафоры, «дремлющие клены» и «кленов шатер», они частично покрывают друг друга, но не совпадают полностью («клены» в первой метафоре одушевлены, во второй не одушевлены). Заметим, как в коротких строках чередуются нечетные, начинающиеся с прилагательных и причастий («дремлющих», «милой»), и четные, начинающиеся с наречий («детски», «влево»). Заметим, что в нечетных двустишиях семантические центры коротких строк («клены», «головка») не совпадают с их синтаксическими центрами («шатер», «убор») – первые стоят в косвенных падежах, а последние в именительном. Заметим, как опорные согласные в рифмах длинных стихов располагаются через двустишие («лучистый – чистый»), а в рифмах коротких стихов – подряд («убор – пробор»). Заметим, как в коротких стихах чередуются последовательности ударных гласных еоо – еуо – иоо – еуо, а заодно – полное отсутствие широкого ударного а (которое пронизывало все рифмы в предыдущем стихотворении, «Шепот, робкое дыханье…»). Свести все эти и подобные наблюдения в систему можно, но сложно. Разве что единственное сверхсхемное ударение внутри стиха – «этот» в предпоследней строке – сразу семантизируется как сигнал концовки, подчеркивающий парадоксальную кульминацию стихотворения – слово «пробор».

Весь наш небольшой разбор – это не литературоведческое исследование, а только схема его: попытка дать, себе отчет во впечатлении, которое производит чтение четырех очень известных стихотворений Фета: чем оно вызывается? Именно с такой попытки самоотчета начинается каждое литературоведческое исследование, но отнюдь не кончается ею. Некоторым читателям такая попытка бывает неприятна: им кажется, что эстетическое наслаждение возможно лишь до тех пор, пока мы не понимаем, чем оно вызывается. При этом охотно говорят о «чуде» поэзии и о «тайне», которую надо уважать. Мы не посягаем на тайну поэзии: конечно, такой разбор никого не научит искусству писать стихи. Но, может быть, на таком разборе можно научиться хотя бы искусству читать стихи – то есть видеть в них больше, чем видишь при первом беглом взгляде.

Поэтому закончим наш урок чтения упражнением, которое как будто предлагает нам сам Фет. Мы уже заметили, что четыре двустишия, из которых состоит стихотворение, можно без труда менять местами в любом порядке. Здесь возможны 24 различных сочетания, и совсем нельзя сказать заранее, что все они хуже, чем то, которое избрал Фет. Может быть, они и не хуже – они просто другие, и впечатление от них другое. Пусть каждый любознательный читатель попробует на свой страх и риск сделать несколько таких перестановок и дать себе отчет, чем различаются впечатления от каждой из них. Тогда он испытает то чувство, которое испытывает каждый литературовед, приступая к своей работе. Может быть, такой душевный опыт окажется для иных небесполезен.

Р. S. Когда этот разбор «Это утро, радость эта…» обсуждался среди коллег, то были высказаны еще некоторые наблюдения и соображения. Так, было предположено, что в трех строфах присутствуют не три, а целых пять моментов весны: «синий свод» – февраль, воды – март, листья – апрель, мошки – май, зори – июнь. И, может быть, композиция, отбивающая концовку, ощущается не только на уровне строф всего стихотворения, но и на уровне строк третьей, концовочной строфы: после пяти строк эмоционального перечня ожидается такая же эмоциональная последняя строка, например: «… Как я их люблю!», а вместо этого читателю предлагается неожиданно контрастная логическая: «… Это все – весна». Логика на фоне эмоции может быть не менее поэтична, чем эмоция на фоне логики. Далее, цветовых эпитетов в стихотворении почти нет, но они восстанавливаются по окрашенным предметам: цвет первой строфы – синий, второй – зеленый, третьей – «заревой». Иными словами, в двух строфах – цвет, в третьей – свет, отбитой опять-таки оказывается концовка. Может быть, неверно, что «капли – слезы» видны издали, а «пух – лист» изблизи? Может быть, вернее наоборот: «капли – слезы» у нас перед глазами, а пухом кажется листва на весенних ветках, видимая издали? И, может быть, синтаксический контраст «Эта мощь – и дня и света» и «Эта мгла и жар – постели» надуман, а на самом деле вторая из этих строчек членится так же, как и первая: «Эта мгла (подразумевается: ночи) – и жар постели»? Большое спасибо за эти замечания С. И. Гиндину, Ж. А. Дозорец, И. И. Ковалевой, А. К. Жолковскому и Ю. И. Левину.

«Антоний» Брюсова

Равновесие частей

Стихотворение В. Я. Брюсова «Антоний» было написано в апреле 1905 года и вошло в сборник «Stephanos» («Венок»): в первом издании – в цикл стихов о трагической любви «Из ада изведенные», в последующих – в цикл стихов о героях мифов и истории «Правда вечная кумиров» (вслед за стихотворением «Клеопатра»). Действительно, в нем перекрещиваются обе сквозные темы сборника: тема любви и тема крутых поворотов в истории, обе насущно близкие Брюсову в 1905 году.

I Ты на закатном небосклоне

Былых, торжественных времен,

Как исполин стоишь, Антоний,

Как яркий незабвенный сон.

II Боролись за народ трибуны

И императоры – за власть.

Но ты, прекрасный, вечно юный,

Один алтарь поставил – страсть!

III Победный лавр, и скиптр вселенной,

И ратей пролитую кровь

Ты бросил на весы, надменный, –

И перевесила любовь!

IV Когда вершились судьбы мира

Среди вспененных боем струй, –

Ты на закатном небосклоне
Былых, торжественных времен,
Как исполин стоишь, Антоний,
Как яркий, незабвенный сон.

Боролись за народ трибуны
И императоры — за власть,
Но ты, прекрасный, вечно юный,
Один алтарь поставил — страсть!

Победный лавр, и скиптр вселенной,
И ратей пролитую кровь
Ты бросил на весы, надменный, —
И перевесила любовь!

Когда вершились судьбы мира
Среди вспененных боем струй, —
Венец и пурпур триумвира
Ты променял на поцелуй.

Когда одна черта делила
В веках величье и позор, —
Ты повернул свое кормило,
Чтоб раз взглянуть в желанный взор.

Как нимб, Любовь, твое сиянье
Над всеми, кто погиб, любя!
Блажен, кто ведал посмеянье,
И стыд, и гибель — за тебя!

О, дай мне жребий тот же вынуть,
И в час, когда не кончен бой,
Как беглецу, корабль свой кинуть
Вслед за египетской кормой!

Еще стихотворения:

  1. Кто был он?- Вождь, земной Вожатый Народных воль, кем изменен Путь человечества, кем сжаты В один поток волны времен. Октябрь лег в жизни новой эрой, Властней века разгородил, Чем все...
  2. Безумные годы совьются во прах, Утонут в забвенье и дыме. И только одно сохранится в веках Святое и гордое имя. Твое, возлюбивший до смерти, твое, Страданьем и честью венчанный, Проколет,...
  3. Сей старец, что всегда летает, Всегда приходит, отъезжает, Везде живет — и здесь и там, С собою водит дни и веки, Съедает горы, сушит реки И нову жизнь дает мирам,...
  4. Лица черты, Жизнь, очерти, Любимого лица, Чтоб и у той Крутой черты — Светили до конца!.. Черты лица… В них — страх и боль, Восторг и немота, И к человечеству...
  5. Когда я был любим, в восторгах, в наслажденье, Как сон пленительный, вся жизнь моя текла. Но я тобой забыт,- где счастья привиденье? Ах! счастием моим любовь твоя была! Когда я...
  6. Когда захочешь Просто, Не по-злому, Чтоб мог В меня Желанный пыл Прийти, — Каким-нибудь Обыкновенным Словом Его приход Строжайше Воспрети....
  7. Когда встают туманы злые И ветер гасит мой камин, В бреду мне чудится, Россия, Безлюдие твоих равнин. В моей мансарде полутемной, Под шум парижской мостовой, Ты кажешься мне столь огромной,...
  8. «Люблю тебя» произнести не смея, «Люблю тебя!» — я взорами сказал; Но страстный взор вдруг опустился, млея, Когда твой взор суровый повстречал. «Люблю тебя!» — я вымолвил, робея, Но твой...
  9. Прости, поэт! Судьбина вновь Мне посох странника вручила, Но к музам чистая любовь Уж нас навек соединила! Прости! Бог весть когда опять, Желанный друг в гостях у друга, Я счастье...
  10. Чем безнадежней, тем утешнее Пора дождей и увяданья, Когда распад, уродство внешнее — Причина нашего страданья. Тоска, подавленность великая Людей тиранит, словно пьяниц, Как если б за углом, пиликая, Стоял...
  11. Этот мир, озаренный неоном, город наш, ненадежный приют, где шампанское пьют с самогоном, непотребные песни поют, так поют, что ни складу, ни ладу, только визг, только грохот и бой до...
  12. И тесно и душно мне в области гор — В глубоких вертепах, в гранитных лощинах; Я вырос на светлых холмах и равнинах, Привык побродить, разгуляться мой взор; Мне своды небес...
Вы сейчас читаете стих Антоний, поэта Брюсов Валерий Яковлевич

«Антоний» Валерий Брюсов

Ты на закатном небосклоне
Былых, торжественных времен,
Как исполин стоишь, Антоний,
Как яркий, незабвенный сон.
Боролись за народ трибуны
И императоры - за власть,
Но ты, прекрасный, вечно юный,
Один алтарь поставил - страсть!
Победный лавр, и скиптр вселенной,
И ратей пролитую кровь
Ты бросил на весы, надменный, -
И перевесила любовь!
Когда вершились судьбы мира
Среди вспененных боем струй, -
Венец и пурпур триумвира
Ты променял на поцелуй.
Когда одна черта делила
В веках величье и позор, -
Ты повернул свое кормило,
Чтоб раз взглянуть в желанный взор.
Как нимб, Любовь, твое сиянье
Над всеми, кто погиб, любя!
Блажен, кто ведал посмеянье,
И стыд, и гибель - за тебя!
О, дай мне жребий тот же вынуть,
И в час, когда не кончен бой,
Как беглецу, корабль свой кинуть
Вслед за египетской кормой!

Анализ стихотворения Брюсова «Антоний»

Личность римского политика Марка Антония заинтересовала Валерия Брюсова, когда тот был ещё юношей. В 1894 году поэт сделал первые наброски к стихотворению, посвящённому этой исторической персоне, а в 1905 году свет увидело законченное произведение «Антоний».

Этот вариант стихотворения был создан в апреле 1905 года. В нём содержится семь четверостиший. Преобладает перекрёстный способ рифмования строк. Стихотворение написано классическим для русской поэзии четырёхстопным ямбом. Автор выступает в нём в качестве рассказчика, повествуя о жизни лирического героя Антония и обращаясь к нему на «ты».

В центре сюжета произведения – романтические отношения римского полководца с царицей Клеопатрой. Однако об этом читателю приходится догадываться самостоятельно, поскольку поэт почти не говорит открыто об этой любви. Мы не встречаем в тексте ни имени возлюбленной Антония, ни очевидных деталей, которые бы подтвердили эту мысль. Автор только один раз прямо указывает на эту связь, в последней строфе упоминая египетскую корму.

В этом стихотворении ярко проявляется талант Валерия как символиста. С помощью образов-намёков мы можем восстановить историю отношений Антония и Клеопатры. Уже в начальной строфе встречаем эпитет «на закатном небосклоне». Он отсылает к историческому факту – римский политик действительно обрёл любовь уже на склоне своей славы. Из-за интриг соперников он потерял право занимать должность консула, а в военных кампаниях часто терпел неудачи, иногда из-за собственной самоуверенности и праздности. Однако это не способно сломить Антония. Поэт использует анафору, которая подчёркивает благородство героя:
Как исполин стоишь, Антоний,
Как яркий, незабвенный сон.

Но вот судьба награждает Антония самым роскошным в представлении Валерия Яковлевича даром – любовью. Всё в стихотворении буквально дышит восхищением этим чувством. Автор неоднократно противопоставляет многочисленные ценности – славу, власть, богатство, и возможность наслаждаться взаимностью избранницы. Здесь мы видим символы – «венец», «пурпур» (имеется в виду одеяние консула с широкой пурпурной каймой), «победный лавр», «скиптр вселенной», в которых заключена история римского могущества. И всё это Антоний готов отдать за поцелуй.

Последние две строфы представляют собой обращение к Любви. Поэт обращается к ней, как к высшей силе, упоминая такие атрибуты божественности как нимб, жертвы во славу божества. Он молит о жребии, подобном судьбе Антония.

Понятно, что образ полководца, возможно, чересчур романтизирован и далёк от реальности. Но с его помощью мы осознаём, какие ценности были главными для самого Валерия Яковлевича, и тем самым получаем возможность лучше понимать его творчество.