Влияние среды на жизнь человека. Социальная среда и формирование человека

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат: Социальная среда человека

  • Введение

Введение

Социальная среда - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности. В широком смысле (макросреда) охватывает обществ. - экономическую систему в целом - производит. силы, совокупность общественных отношений и институтов, общественное сознание, культуру данного общества; В узком смысле (микросреда), будучи элементом социальной среды в целом, включает непосредственное социальное окружение человека - семью, трудовой, учебный и другие коллективы и группы. Социальная среда оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности. В то же время под влиянием творческой активности, деятельности человека она изменяется, преобразуется, и в процессе этих преобразований изменяются и сами люди.

Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы. Поэтому при их изучении необходимо прежде всего составить себе достаточно четкое представление о социальной среде, о личности и группе как субъектах этих явлений и об общих условиях их взаимовлияния и взаимодействия.

Социальная среда - это все то, что окружает человека в его социальной жизни, служит объектом его психического отражения - либо непосредственного, либо опосредствованного результатами труда других людей. Воздействие обширной совокупности социальных факторов человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Все они, вместе взятые, составляют социальную среду личности. Но для обозначения социальных факторов, определяющих общественную жизнь, в марксизме применяется понятие "общественно-экономическая формация", зачем же еще понятие "социальная среда"? Рассмотрим соотношение этих понятий.

Социальная среда и общественно-экономическая формация

Понятие социальной среды обозначает конкретное своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Этим оно отличается от понятия общественно-экономической формации и дополняет его. Понятие социальной среды характеризует не сущность общественных отношений, а их конкретное проявление. Капитализм как общественно-экономическая формация подчиняется одним и тем же социально-экономическим законам. Но, проявляясь в специфически особенных формах, действие этих законов создает конкретную социальную среду, отличающуюся от другой социальной среды. Именно в такой конкретной социальной среде и действуют личности и группы. Причем если исторические личности и большие группы (классы, нации) действуют в широкой социальной среде, то сфера действия малых групп и входящих в них личностей - микросреда, непосредственное социальное окружение.

Конкретная социальная среда выступает в психологическом аспекте как совокупность отношений личности и групп. Отношения социальной среды и личности имеют довольно значительный момент субъективности. Если класс не может менять своего места в общественно-экономической формации, не уничтожая себя как класс, то личность может менять свое место в социальной среде, может переходить из одной социальной среды в другую и тем самым конструировать в определенной мере свою социальную среду.

Конечно, мобильность личности в социальной среде не является абсолютной, она ограничивается объективными рамками общественно-экономических отношений, классовой структурой общества. Тем не менее активность личности, особенно по отношению к избираемой ею микросреде, нельзя недооценивать. Практическое значение этого вопроса обнаруживается, в частности, при анализе причин преступности.

Социальная среда по отношению к личности имеет сравнительно случайный характер. Эта случайность особенно велика в психологическом плане, поскольку характер и особенности определенных личностей накладывают свой отпечаток на их взаимоотношения. Но и эта случайность проявляется только до определенных пределов. Она ограничивается необходимостью отношений, обусловленных определенным общественно-экономическим строем.

Следует учитывать, что общественно-экономическая формация является высшей абстракцией системы общественных отношений, где фиксируются только глобальные черты. В социальной среде эти элементы общественно-экономической формаций оживляются самыми различными аспектами: демографическими, этническими, психологическими, индивидуальными. Поэтому структура социальной среды кажется более запутанной и более усложненной, чем строго логическая структура общественно-экономической формации.

Структура социальной среды не может быть полным аналогом структуры общественно-экономической формации, ее зеркальным отражением. Факторы этнического порядка, например принадлежность к народности, нации, той или иной этнической группе, а также производные факторы этнического сознания, действуя совокупно, составляют неотъемлемые элементы социальной среды. Вместе с тем элементы, непосредственно связанные с общественно-экономической формацией, оказывают определяющее влияние на социальную среду. Система объективно-общественных отношений составляет как бы каркас, на котором располагаются малые группы и личности. Место группы на этом каркасе и определяет в главном социальную среду личности.

Таким образом, социальную среду в первом приближении можно определить по типу общественно-экономической формации. Так различается социальная среда, характерная для первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического и социалистического строя. Также различается и характер влияния определяемой таким образом социальной среды на личность и группу. Мы с негодованием говорим, например, о феодально-байских пережитках в социалистической действительности. Мы гневно клеймим современные факты работорговли и рабовладения, понимая, что они отнюдь не бесследно проходят для сознания тех, кто живет в условиях подобной социальной среды в некоторых зарубежных странах.

Классовый характер социальной среды

Внутри видов социальной среды, различаемых по типу общественно-экономической формации, следует различать виды в зависимости от места группы в структуре формации. Здесь прежде всего различают классовую социальную среду по ее месту в исторически определенной системе общественного производства. Так, мы различаем буржуазную социальную среду, пролетарскую социальную среду и т.д. Поскольку любой социальный класс неоднороден по своему составу и подразделяется на определенные слои, то каждый слой имеет свои, характерные для него особенности социальной среды. Это дает внутриклассовые подразделения социальной среды. Кроме того, имеется социальная среда так называемых деклассированных элементов. Для каждого из отмеченных видов социальной среды характерны определенные психологические черты, накладывающие свой отпечаток на личность и группы людей.

Наконец, существует группа признаков, помогающая выделить тип социальной среды по разделению труда. Более или менее четко различаются городская среда и деревенская среда; социальная среда, для которой характерен физический и умственный труд, различные виды деятельности - производственной, политической, юридической, научной, художественной со всеми вытекающими из этого разделения особенностями бытия людей.

социальная среда разделение труд

Все эти признаки составляют конкретные характеристики социальной среды, воздействующие на индивидуальные качества личности, накладывающие свой отпечаток на их отношения.

С проблемой социальной среды тесно связана проблема образа жизни личности, малой группы. Социальная среда есть сложная совокупность отношений. Однако личность может быть вовлечена с различной степенью активности в эти отношения. Совокупность практических отношений к социальной среде и составляет образ жизни личности. Подробнее об образе жизни будет сказано далее. Сейчас же подведем итоги.

Итак, общественно-экономическая формация в ее исторической, демографической, географической и этнической конкретности формирует данную социальную среду, порождающую тот или иной образ жизни и вслед за этим образ мышления и чувствования.

Следовательно, общественно-экономическая формация - социальная среда - образ жизни - личность - такова принципиальная схема процесса проникновения общественных отношений в отношения человека к другим людям, социального в индивидуальное, путь социализации личности.

Мало сказать, что социальная среда формирует личность, как говорили французские материалисты XVIII в. Надо провести эту связь дальше - до общественно-экономической формации, способа производства, как это делает марксизм. "Мы, - писал Г.В. Плеханов, - не только говорим, что человек со всеми своими мыслями и чувствами есть продукт общественной среды; мы стараемся понять генезис этой среды". Делая вывод, что в конечном счете "свойства социальной среды определяются состоянием производительных сил в каждое данное время", Плеханов поясняет: "Всякая данная ступень развития производительных сил необходимо ведет за собою определенную группировку людей в общественном производительном процессе, т.е. определенные отношения производства, т.е. определенную структуру всего общества. А раз дана структура общества, нетрудно понять, что ее характер отразится вообще на всей психологии людей, на всех их привычках, нравах, чувствах, взглядах, стремлениях и идеалах".

Понятие социальной среды широко используется современной буржуазной социологией и социальной психологией. Однако социальная среда по преимуществу понимается ими как культурная среда, без связи ее с производственной деятельностью людей, с социально-классовой структурой общества, что приводит в конечном итоге к идеалистическому истолкованию роли социальной среды в формировании личности.

В результате:

Социальная среда - это все то, что окружает человека в его социальной (общественной) жизни. Это, в первую очередь, семья, одноклассники, сверстники по двору и так далее. В процессе всей жизни человек испытывает воздействие социальных факторов. По отношению к здоровью человека отдельные факторы могут быть безразличными, могут оказывать благоприятное действие, а могут наносить вред - вплоть до смертельного исхода.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретические основы диагностики социальной среды. Понятие социальной среды и система социальной защиты детей в России. Методы диагностики социальной среды. Исследование социальной среды Православного детского приюта "Рождественский" в Калужской области.

    дипломная работа , добавлен 14.02.2010

    Иерархическая структура личности согласно модели психического аппарата в работе З. Фрейда "Я и Оно". Социальная среда как источник возникновения всех специфических человеческих свойств личности. Роль государства в становлении и развитии личности.

    доклад , добавлен 25.05.2014

    Проблема личности в социологии и философии. Социально-деятельностная сущность человека. Физическая, социальная и духовная личность. Взаимодействие личности и общества. Влияние социальной роли на развитие личности. Институционализированные социальные роли.

    контрольная работа , добавлен 27.01.2012

    Личность. Развитие личности ребенка под влиянием факторов окружающей среды. В сложном процессе формирования личности участвуют многие физические, биологические и социальные факторы.

    реферат , добавлен 11.06.2006

    Изучение Карен Хорни воздействия окружающей социальной среды на формирование личности. Чувство беспокойства и стремление к безопасности как основа мотивации человека. Структура невротической личности. Деятельность специалиста по социальной работе.

    эссе , добавлен 05.05.2014

    Социальная работа как явление общественной жизни. Исторические корни структурной социальной работы. Регуляция правовых и экономических отношений человека с обществом. Взаимосвязь социальной работы с другими науками. Суть парадигм социальной работы.

    реферат , добавлен 13.10.2008

    Особенности, функции, задачи и принципы социальной политики. Административная реформа в РФ и её влияние на формирование и реализацию социальной политики государства. Социальная сплоченность общества и права человека, прогноз социальной ситуации в России.

    курсовая работа , добавлен 29.03.2015

    Личность как социальная единица, существующая в том или ином обществе; социальная среда. Процесс социализации личности: сущность, динамика, стадии, способы и средства. Роль личности в развитии общества, ее формирование и целенаправленное воспитание.

    контрольная работа , добавлен 23.11.2010

    Понятие личности в социологии. Соотношение биологического и социального в формировании личности. Процесс вхождения человека в общество, его социализация и социальная адаптация, приспособление индивида к социальной среде. Социальный статус личности.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2009

    Тема человека и личности как одна из ключевых тем в социологии. Системные свойства человека. Социальная роль и статус личности. Социализация как процесс освоения личностью правил, господствующих в данном обществе. Социальная типология личности.

Как известно, человек является глубоко социальным существом. В процессе нашей жизнедеятельности мы постоянно контактируем с другими людьми, формируя все вместе человеческое сообщество, которое можно также назвать социальной средой. При этом человечество начинает в полной мере осознавать, что отсутствие определенных правил контактирования и их не соблюдение чревато полным исчезновением нас с планеты Земля. Я имею ввиду стычки, войны, психологическую напряженность… Таким образом, социальные условия, круг общения и внутрисемейные привычки оказывают непосредственное влияние на человека, что неминуемо отражается и на его здоровье.

Семья

Общение с социумом начинается с семьи. Именно внутри этого небольшого круга людей насаждаются те привычки и нормы, которые мы зачастую проносим через всю нашу жизнь. Маленький человек всю жизнь себя ведет так, как научился у родителей до 6-7 летнего возраста… Понятно, что влияние такого социального круга можно считать чуть ли не определяющим по отношению к здоровью в будущем!

Отсутствие у родителей вредных привычек безусловно оказывает влияние на здоровье их детей, причем программа на будущее закладывается еще задолго до рождения ребенка.

Важную роль играет также наличие в семье четкого распорядка дня, определенных правильных привычек питания и гигиенических норм. Все это определяет здоровье и предотвращает развитие проблем с сердцем и сосудами, нервной системой и обменными процессами.

Так как одна семья является ячейкой общества, но внутреннее здоровье ее членов оказывает непосредственное влияние и на все население. Поэтому каждому ребенку с детства нужно прививать определенные нормы и правила, закладывающие прочный фундамент его здоровья.

Садик и младшая школа

По мере взросления ребенка его окружение меняется, ему приходится контактировать с большим числом людей, выстраивать отношение в группе. Все эти моменты в жизни не могут не сказываться на состоянии здоровья. Так многими врачами подтверждается, что период детсадовской жизни – это период становления иммунитета и от того, как пройдет это время, во многом зависит качество защитных сил человека в будущем.

Важную роль в становлении здоровья играет и психоэмоциональная обстановка внутри коллектива. Так было доказано, что неблагоприятный психический климат в группе, а также моральное либо физическое насилие воспитателей либо учителей, приводит к развитию самых настоящих болезней. Такие недуги можно квалифицировать, как психосоматические. Тем не менее, их проявления и последствия ничем не отличаются от реальных болезней. Таким образом, родителям стоит уделять особенное внимание выбору социального окружения для своего подрастающего ребенка, ведь этот шаг является очень ответственным по отношению к его психологическому и физическому здоровью. Так же стоит научить ребенка воспринимать действительность как временную данность, которую он может менять сам в зависимости от отношения к ней.

Подростковый период

По мере роста человека, его участие в жизни социума становится все более активным. В подростковом возрасте на первый план выходит жажда лидерства и стремление выделиться, проявить себя среди ровесников. Однако такие желания далеко не всегда хорошо сказываются на здоровье. Именно в подростковом возрасте дети чаще всего попадают под влияние окружающих, а отсюда рукой подать до пристрастий к алкоголю, сигаретам и наркотикам. Психическое здоровье также страдает, от нереализованности, непризнанности и кажущегося непонимания.

В крайних случаях родителям подростков настоятельно рекомендуется обращаться за помощью к психологам. Также стоит помнить, что для формирования благоприятной социальной обстановки лучше всего поместить подростка в соответствующий коллектив. Ведь желание выделиться, например, на спортивном поприще куда более полезно, нежели стремление оказаться круче в подворотне.

Зрелость

После подростковых метаний, казалось бы, должна наступить тишь да гладь. Однако влияние социума на состояние здоровья – это постоянная характеристика, которая не проходит с годами.

Взрослому человеку постоянно приходится существовать в условиях нахождения среди социальной среды и быть ее частью. В некоторых случаях это чревато самыми разными негативными последствиями для здоровья. И, пожалуй, основное из них – это состояние постоянного стресса, в котором живет большинство из нас. Неблагоприятная обстановка в коллективе, нелюбимая работа и отсутствие полноценного отдыха со временем приводит к развитию настоящих болезней. Среди них депрессии, корректирующиеся исключительно медикаментозно и под врачебным контролем, а также разные патологические состояния, поражающие все органы и системы организма. Чтобы несколько снизить такое отрицательное влияние стоит со всей внимательностью отнестись к коррекции своего образа жизни, в том числе и контактов с социумом.

Нелюбимую работу лучше сменить, либо научиться абстрагироваться от ее отрицательного влияния на настроение и состояние. В коллектив лучше всего влиться, и для этого можно воспользоваться помощью опытных психологов. Для того чтобы обратить влияние социума на здоровье в положительную сторону, стоит проводить время с приятными людьми, выбираться на природу, ходить на прогулки в зеленые зоны, посещать интересные мероприятия. В таком случае социальная среда буде оказывать исключительно полезное влияние на состояние здоровья.

То, что влияние социальной среды на здоровье человека велико, думаю, никто не будет оспаривать. Для того чтобы нормализовать отношения с социумом вне зависимости от возрастных и социальных характеристик, стоит своевременно обращаться за помощью к специалистам. Ваше здоровье будет вам благодарно!

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

«Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли - это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе». У человека может быть множество ролей. Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль - это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. «Социальная роль» состоит: Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев.- М.: НОРМА, 2005. - 624 с.

  • - из ролевого ожидания (экспектации)
  • - исполнения этой роли (игры).

Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.

Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены).

Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)».

Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого.

Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.

В значительной степени социальные факторы определяют развитие человека. По версии К. Маркса сущность человека представляет ансамбль общественных отношений. Но следует помнить, что человек не формируется пассивно под влиянием среды. Социальная среда кардинальным образом не влияет на развитие качеств личности. Общеизвестно, что одни и те же социальные условия жизни приводят к различным уровням морального, интеллектуального и духовного развития. Эту особенность можно рассматривать как закономерность в развитии личности.

Развитие социальных факторов приводит к разнообразию их воздействия на развитие личности. Факторами преднамеренного воздействия на личность могут выступать государственный строй и политика государства, наука, школа, обучение и воспитание, условия труда и быта, семья, культура и традиции государства, многое другое.

Имеется группа социальных факторов, которые не оказывают тотального действия, но дают человеку возможность развития. К ним можно отнести культуру, литературу, искусство, средства массовой информации, технические и спортивные общества, различные клубы, выставки, секции и т.д. Степень воздействия этих факторов будет определяться возможностями и стремлениями самой личности в их реализации. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев.- М.: НОРМА, 2005. - 624 с. Но дело-то в том, что природное начало человека всегда индивидуально: особенности протекания психических процессов, задатки способностей, степень активности и т.д. Сами люди неодинаково относятся к познанию искусства, литературы, освоению знаний как технических, так и гуманитарных. Кто-то увлечен спортом, кому-то он противопоказан по состоянию здоровья. Естественно, что формирующиеся качества у них будут различны. Таким образом, даже совокупное действие этих факторов не всегда обеспечивает формирование необходимых качеств личности.

Среди социальных факторов особым можно назвать воспитание. Его можно рассматривать как целенаправленный процесс формирования конкретных качеств и свойств личности, ее способностей, процесс, опирающийся на закономерности общественного развития.

Все, чем человек обладает, чем он отличается от животных, является результатом его жизни в социальной среде. Характерно, что ребенок, не впитавший в себя культуру общества, оказывается неприспособленным к социальной жизни, не может реализовать то, что заложено в нем самой природой. Вне общества ребенок не становится человеком.

В то же время было бы явным упрощением думать, что человек исключительно результат социализации. В известном смысле человек уже рождается человеком, кристаллизует в себе все, что накоплено всем человечеством в течение веков. Эта кристаллизация осуществляется и через наследственность. Ребенок не просто впитывает сообщаемую ему информацию. Он наследует генетический запас информации через специфически человеческое строение тела, мозга, задатки. Если шимпанзе с первых дней рождения поместить в специальные условия общественной жизни и окружить тщательным вниманием и уходом самых талантливых педагогов, то все равно это животное останется, лишь хорошо выдрессированной обезьяной. У нее иная наследственность, иной мозг, отделяющий обезьяну от человека непроходимой гранью. Иными словами, возникновение труда, общества и свойственной только людям психики -- сознания -- сопровождалось важными изменениями в строении и деятельности головного мозга и всей нервной системы, и наоборот (см. тему «Возникновение и развитие воспитания как общественного явления. Этнопедагогика»). Однако особенности головного мозга и нервной системы человека есть лишь необходимое условие или, точнее, биологическая предпосылка становления сознания, но не сознание как таковое. Собственно человеческое сознание формируется лишь во взаимодействии и общении с другими людьми, т.е. в социальном контексте.

Биологическая природа человека, строение его мозга, считают исследователи, почти не изменились со времени кроманьонца. Но люди прошлых эпох и мыслили, и чувствовали, и действовали совершенно различно.

Социальная природа сознания, следовательно, заключается в сущности тех общественных отношений, которые человек усваивает в процессе своей деятельности, общения с внешним миром, в процессе воспитательных воздействий. Различные условия жизни людей и воспитания, принадлежность к разным социальным группам, взаимодействие и борьба их интересов развивают и формируют и различное сознание. В этом смысле сознание как высшая форма психической деятельности человека не тождественна мышлению. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев.- М.: НОРМА, 2005. - 624 с. Человеческое сознание меняется не только от эпохи к эпохе, от одной культурно-исторической цивилизации к другой, оно может изменяться на протяжении жизни одного и того же человека в зависимости от особенностей общественных отношений, в которые он включен (он может быть в одно время религиозным, в другое -- атеистом, в одно время приверженцем одних взглядов, в другое -- других и т. д.). Приведем исторический пример: ребенок из африканского племени попадает в Париж и там воспитывается, вырастает образованным человеком, истым парижанином. Таким образом, развитие новых субъектно-объектных отношений проявляется и реализуется в новых социальных ролях личности, которые постепенно персонифицируются и превращаются в ее личные свойства: черты характера, способности и т. д.

Можно отметить, что воспитание оказывает влияние на природные качества личности, внося в них новое содержание, адаптируя к конкретным социальным условиям, в которые она включена. Уже в трудах И.П. Павлова проходила идея о пластичности нервной системы, податливости ее к воспитанию в разных средовых условиях, а также о больших компенсаторных возможностях организма, т.е. способности к компенсации ряда функций другими органами вследствие травм, болезней и т. д.

Становление личности человека происходит в социуме. Это два взаимосвязанных социальных феномена. Личность и не существуют отдельно. Они служат предметом пристального интереса и изучения всего комплекса социально-экономических дисциплин: истории, экономики, психологии, философии и социологии.

Как взаимодействуют личность и общество?

Кто является субъектом и объектом этого взаимного влияния? Каковы закономерности интеграции личности в социуме? Постараемся ответить на вопросы и обозначить современные подходы к природе отношений человека и окружающего его мира.

Человек как индивид

Рождение человека отражается посредством совокупности метрических показателей, которые в комплексе дают информацию об индивидууме. Рост, вес, состояние здоровья, национальность, место и дата рождения - это базовые характеристики, с которыми человек приходит в мир.

В процессе развития человек как индивид вступает во взаимодействие с внешним миром. И путь его развития так же индивидуален и неповторим, как его антропометрический портрет.

Каждый индивид имеет семью либо остается без нее, родился в экономически преуспевающем мегаполисе либо в глухой деревне - все это факторы социальной среды, оказывающие прямое влияние на формирование характера, взглядов, культуры и способа дальнейшей социализации.

В процессе становления в обществе индивид приобретает психологическую характеристику, привычки, взгляды, особенности манеры поведения. Он становится индивидуальностью в обществе. И только полное право на которое официально регламентировано совершеннолетием, превращает индивидуальность в личность.

Этапы социализации

Социализация - процесс интеграции индивида в обществе, в результате которого на каждом из этапов он приобретает качества полноправного его члена. Личность и социальная среда - динамические единицы. На всех этапах их взаимодействия либо отказа от взаимодействия происходит смена субъект-объектных ролей.

Можно выделить три этапа социализации личности:

  • Период вхождения в общество: освоение норм и требований, формирование коммуникативных способов взаимодействия с окружающим миром.
  • Период самоактуализации в обществе: определение личностных характеристик, своей позиции, статуса, социальных предпочтений.
  • Период интеграции: становление личности и активное взаимодействие социальной среды и личности.

Все три периода не имеют жесткой привязки к возрастным этапам и могут осуществляться синхронно в каждом возрастном периоде.

Вхождение в общество

Условно начало социализации можно отнести к возрастным этапам младенчества и детства. В этот период характерно приобретение начального опыта взаимодействия индивидуальности и общества. Факторы социальной среды прямо влияют на формирование отношения человека к миру.

Если это социально неблагополучная среда, то она может сформировать негативный сценарий поведения индивида и привести в дальнейшем к асоциальному образу жизни. Есть и иные примеры: если в период становления личности человек делает выбор не в пользу окружающей его негативной среды, он имеет все шансы изменить свое окружение.

В любом случае характеристика социальной среды налагает отпечаток на первоначальный опыт. Показатель уровня личности - свобода выбора. Каждый человек вправе следовать нормам общества в той мере, которая соответствует его личной природе.

Самоактуализация в обществе

В этот период происходит оформление позиции человека в обществе.

В подростковом возрасте, когда происходит переоценка окружающего мира и своего места в нем, идет активный процесс социальной самоидентификации, человек заявляет о себе и своем месте в обществе.

Это достаточно болезненный процесс для личности. Иногда и для ближнего окружения. Социальная среда и социализация личности в ней - двухсторонний процесс. Заявляя о своем месте, человек тем самым требует определить отношение других членов общества к себе, «отвоевать» у мира свое личное пространство. Часто это сопряжено с интересами других людей.

Умение договориться, найти общий интерес требуется и человеку, и обществу, заинтересованному в успешной адаптации и получении общественной пользы от нового члена сообщества.

Интеграция в социум

Самый важный период для общества и человека - этап интеграции, когда реализует себя уже состоявшийся человек. Личность и социальная средазаинтересованы друг в друге. Если на первом и втором этапах процесса вхождения в общество человек как индивид чаще выступал в роли объекта отношений, общество учило его быть своим членом, то в период интеграции выступает уже личность, с активной позицией субъекта социальных взаимодействий.

Что это означает?

  • Человек включен в производство, распределение и потребление общественного продукта.
  • Он реализует в полной мере права и несет ответственность за последствия своей деятельности перед обществом.
  • Определяет свою гражданскую позицию в государстве.

Таким образом, личность, не прекращая быть объектом социума, выступает в роли субъекта управления сообществом, в котором он социализировался, и оказывает на него влияние.

Условности этапов социализации

Все эти этапы социализации условны в своей горизонтальной исторической направленности. На каждом из этапов роль и статус личности могут изменяться, в разных условиях один и тот же человек может выполнять разные социальные роли и статусы.

Этап вхождения в общество может повторяться в любой период социальной зрелости индивида, при статуса либо социальной общности, профессионального сообщества и в иных подобных вариантах.

Не последнюю роль играет Если человек сменил место работы либо вступил в брак, то он вынужден заново пройти процесс социализации. Определить, в какой степени его удовлетворяет либо нет новая социально-культурная среда, и сделать выбор в качестве свободной личности.

Отношения личности и общества

Индивид при рождении становится индивидуальностью в процессе взаимодействия с другими людьми и формируется как социально значимый человек. Личность - это результат социальной эволюции, ограниченной опытом одного человека от индивидуума до полноправного члена общества.

Качество социальной среды является важной характеристикой для становления личности.

С другой стороны, чистое копирование и воспроизводство ценностей общества недостаточно для перспективы развития общества. И здесь заложен потенциал личности.

Свобода личности вынуждает изменять границы возможностей общества по обеспечению этого права. В этом и состоит назначение личности - совершенствование окружающего мира за счет активного участия как в способе производства благ, так и в архитектуре знания.

Роль и статус личности

Личность в обществе имеет определенный социальный статус - комплекс социальных характеристик, определяющих место в социальной иерархии.

В соответствии с ним формируется определенный социальный имидж человека и априорная форма отношения других людей к нему в условиях ограниченного социального круга.

В обществе каждый его член выполняет социальные роли. Это модель поведения личности, характерная для социального круга общества. Бывает, что индивидуальные достоинства человека становятся неприемлемыми чертами для общества. Например, гениальный человек - личность,крайне не удобная для ближнего окружения, его талант нивелирует интересы семьи, и он часто сложно выписывается в нормы ближнего окружения.

Социальная парадигма и свобода

Личность - это результат социализации индивида в общество. Зададим вопрос о том, всегда ли общество соответствует уровню свободы личности. И где критерии, насколько общество отвечает её интересам, и она должна ли следовать заданным этим обществом стандартам? Личность и социальная среда - где грань свободы в этом пересечении?

Общество - это живой организм. И, равно как и человек, имеет разную направленность - гуманную и антигуманную по отношению к её членам. История приводит для этого массу примеров.

Общество по отношению к конкретному человеку выступает как социальная парадигма, модель с заданными историей и временем величинами. Характеристика социальной среды значительно отличается в пределах социальной парадигмы.

Модель поведения

Модель советского общества в качестве социальной парадигмы задавала вектор строгого соответствия каждого члена общества государственным стандартам. Свобода была ограничена нормами коммунистической морали - быть как все. Собственно, это была заданная несвобода, в которую попадал при рождении человек. Личность, как в рисковала потерять либо голову, либо иные важные органы.

Судьба одиноких героев, которые не отказываются от права свободы выбора, увы, печальна. Но только они по праву и могут считаться личностями, поскольку главная характеристика этих людей - свобода выбора.

Об обществе и человеке

Человек - существо социальное, он не может осуществить свое предназначение вне общества.

Важный мотив прогресса - это личность и социальная среда, в которой смогла она осуществиться. Одна из известных форм признания обществом заслуг человека - присвоение звания лауреата Нобелевской премии. Это люди, чей личный вклад признан как социально значимый для прогресса общества. Это люди, не только достигшие грандиозных целей, но духовно богатые, независимые в своей способности быть свободными, достойные члены человеческого общества.

Альберт Эйнштейн, физик, автор теории относительности, сказал слова достойные: важнее, чем достижение успеха в жизни, постижение ее смысла. Очень актуальные на сегодня слова, если учесть, что Интернет замусорен способами «как стать успешным», и эта успешность измеряется величиной кошелька.

Великий ирландский драматург, человек с великолепным чувством юмора, говорил: добейся того, что хочешь, либо придется любить, что получишь. В этих словах глубокий смысл. Он призывает человека развивать окружающий мир, ставить достойные его цели и не ограничиваться тем, что общество готово дать.

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что социальная среда оказывает сильнейшее влияние на человека и является как бы источником, питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности, роли и т.д.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д.

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания. Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.

Объектом данной работы является социальная среда, а предметом – изучение влияния социальной среды на личность.

Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

Под влиянием бихевиористической парадигмы родился такой подход: любой данный индивид развивается в некой среде путем приспособления к ней. Эта среда представляет собой для индивида совокупность стимулов: физических, технических, социальных. Другие люди в отношении к данному индивиду также рассматриваются лишь как элементы среды. Связь "индивид-общество", по существу, ничем не отличается от связи "организм-среда". Здесь действуют те же законы и те же принципы: адаптации, уравновешивания, подкрепления и т.д. Правда, воздействия социальной среды более сложны (чем физической), также как и более сложны ответы индивида.

Цель данной работы - рассмотреть наиболее важные вопросы, касающиеся социальной среды и личности.

Цель работы определяет постановку следующих задач: рассмотрение формирования конвенционных значений, социальных ролей, социальной активности, деятельности, социальных установок и ориентаций личности.

1. Личность, как социо-культурное образование

Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества.

Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.

Человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

В качестве отправных идей для понимания природы личности можно принять высказывание А. Н. Леонтьева. Характеризуя предмет психологии личности, он писал: «Личность ≠ индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается... Личность есть системное и поэтому "сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его порожденными и приобретенными свойствами».

Сущность личности проявляется при изучении положения, позиции человека во взаимоотношениях его с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях и стоящих за ними мотивах, в способах поведения и средствах действия применительно к общим своим целям и задачам. Понятие личности тесно связано с понятием позиции и соотносимыми с ним понятиями социальной роли и социального статуса.

По широко распространенному в психологии определению, роль - это программа, которая отвечает ожидаемому поведению человека в структуре той или иной социальной группы, это заданный, несвободный способ его участия в жизни общества. Статус определяет поведение человека, включенного в систему сложившихся социальных отношений, где для него заданы место и способ действия, тип нормативного поведения. В статусной системе всегда есть нормы, которые регулируют наши отношения, наши действия.

Понятия статуса и роли имеют отношение к определению личности. Не случайно в обыденном сознании личность человека отождествляют с его социальным положением, общественным статусом, о личности судят по его социальным действиям, по его социальной роли.

Место человека в социальной жизни может быть задано, предписано ему волей случая, рождения, обстоятельств. Место человека в жизни может быть выбрано, найдено, завоевано им самим, по его собственной воле и свободному, осознанному выбору. В этом случае говорят о выборе субъектом позиции в жизни, о его личностном самоопределении. Позиция - это наиболее целостная характеристика человека как личности. Личность - это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. Поэтому личность есть целиком социо-культурное образование. Можно встретить и такое определение: личность - это субъект, свободно определившийся, выработавший свою позицию в пространстве культуры и времени истории.

2. Социальная среда и личность

Социальная среда - это прежде всего люди, объединённые в различные группы, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях, в сложной и разнообразной системе общения. Социальная среда, окружающая личность, обладает активностью, воздействует на человека, оказывает давление, регулирует, подчиняет социальному контролю, увлекает, «заражает соответствующими «моделями» поведения, побуждает, а нередко и принуждает к определённой направленности социального поведения.

Комплекс научных знаний, богатый жизненный опыт, мотивы своих поступков личность черпает из непосредственного источника, которым выступает социальная среда. На первый план выдвигаются те объективно существующие в обществе возможности, которые позволяют проявить себя индивидууму как личности. Содержание этого воздействия заключается в том, что реализация прав, свобод и обязанностей личности должна происходить на основе сочетания интересов всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Это возможно только в том обществе, где свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Кроме государственно-общественной среды, социальной в широком смысле слова, следует выделить и микросреду, куда входят отношения, возникающие в малой социальной группе, в трудовом коллективе, членом которого является личность, совокупность межличностных отношений.

Нельзя считать, что под воздействием социальной среды в широком смысле слова происходит унификация представителей, что все они становятся совершенно одинаковыми. Каждая личность имеет свои специфические черты, отличающие её.


2.1. Формирование конвенционных значений

Система взглядов каждого человека, относящаяся к его окружению, состоит из знаний. Формирование общих знаний оказывается возможным отчасти потому, что все человеческие существа обладают сходными биологическими качествами. Физический мир знаком нам преимущественно благодаря воздействию на него, и согласие относительно свойств физических объектов достигается потому, что, манипулируя ими, все люди приобретают сходный опыт.

Общие представления о реальности основываются отчасти на правильном функционировании сенсорных органов. Любые нарушения в протекании сенсорных процессов делают восприятия каждого человека более идиосинкратическими, и возможности достижения согласия ослабляются.

Сходство биологических характеристик, однако, врядли достаточно для объяснения согласия в тех случаях, когда речь идет о значениях чего-то такого, что не может быть непосредственно воспринято или чем нельзя манипулировать. Большинство конвенционных знаний человек усваивает благодаря тому, что другие люди реагируют на его поведение стандартным образом. Значение большинства категорий ясно устанавливается благодаря тому, что реакции других людей институционализируются. Каждое приспособление человека, участвующего в организованных группах, фиксируется в привычку и подкрепляется посредством социальных санкций.

Приобретение конвенционных значений представляет собой научение соответствующим способам опознавания и классификации объектов и развития по отношению к ним принятых способов действия. Чаще всего те или иные ценности усваиваются благодаря устойчивым эмоциональным реакциям других людей.

Когда новый человек включается в группу, его поведение постепенно приближается к принятым стандартам – начиная с грубого подражания и мало-помалу развиваясь в конвенциальные процедуры.

Именно систематические и однообразные реакции других людей формирует и фиксирует шаблоны поведения индивида. Значения развиваются в процессе естественного отбора. Формы поведения, которые дают человеку возможность успешно приспосабливаться к существующим условиям жизни, сохраняются, чтобы стать частью его ориентации по отношению к миру.