Внеклассное мероприятие по сказкам андерсена. «Мой любимый сказочник»

Внеклассное мероприятие в школе. День рождения Андерсена

Литературно-музыкальная композиция для школьников «В гостях у сказочника»

К празднику готовится выставка рисунков по сказкам Х.К. Андерсена. Ко всем отрывкам из сказок, которые будут показывать учащиеся, готовятся костюмы и декорации, подбирается музыка.

На сцене — портрет писателя в луче прожектора. На фоне негромкой музыки звучат слова:

«Моя жизнь — это прекрасная сказка, богатая событиями, благословенная. Если бы в детстве, когда я бедным мальчиком пустился по белу свету, меня встретила могущественная фея и сказала бы мне: "Выбери себе дорогу и цель, и я, в соответствии с твоими дарованиями и разумными возможностями, буду охранять и направлять тебя!" — и тогда моя судьба не сложилась бы счастливее, мудрее и лучше».

Появляется Оле-Лукойе.

Оле-Лукойе : Добрый день, дорогие друзья! Вы меня узнали? Меня зовут Оле-Лукойе. Мы собрались в этом зале, чтобы вспомнить замечательного датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена. Сегодня мы отмечаем день рождения этого замечательного писателя.

Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Дании, в маленьком городе Оденсе. По-разному к нам приходит Андерсен, ребята. То он тихонько подкрадывается в комнату и навевает вам, словно добрый волшебник, чудесные сны. То сказка датского писателя плывет вместе с Дюймовочкой на листке кувшинки. Вас навсегда пленит любовь мужественной и нежной Русалочки, любовь, которая сделала ее бессмертной. Но чаще всего сказка Андерсена смело и весело врывается в мир детства: «Шел солдат по дороге: раз-два! Раз-два!».

(Инсценировка отрывка из сказки «Огниво» в исполнении учащихся. Действующие лица: автор, ведьма, солдат.)

Оле-Лукойе: Вы посмотрели небольшой отрывок из сказки Андерсена. А что это за сказка, вы догадались? Кто знает, пусть поднимет руку.

Учащиеся отвечают.

Сегодня вы увидите еще несколько отрывков из произведений этого прекрасного сказочника. А после каждой сказки мои помощники будут проводить небольшие викторины, задавать вам вопросы. Будьте очень внимательны, чтобы ответить на них. Кто захочет ответить, должен поднять руку.

Викторина «Что было дальше»

1-й помощник : Я прочитаю вам отрывок из сказки, а вы должны будете продолжить ее.

. «Как-то раз совсем темный был вечер, а солдат не мог купить себе даже свечу; и тут вспомнилось ему, что при огниве, которое он взял в пустом дереве, куда его спускала ведьма, был огарок. Достал солдат огниво с огарком и только ударил по кремню и высек огонь, как...»

. «Утенок опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, которые, завидя его, тоже поплыли к нему.

— Убейте меня! — сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти. Но что же увидел он в чистой, как зеркало воде!»

. «Кораблик развернуло три-четыре раза, залило водой до краев, и он стал тонуть. Солдатик оказался по шею в воде... Тут бумага окончательно расползлась, и солдатик пошел ко дну».

. «Знаю, знаю, зачем ты пришла! — сказала Русалочке морская ведьма. — Ты хочешь отделаться от своего хвоста и получить вместо него две подпорки, чтобы ходить, как люди. Хочешь, чтобы юный принц полюбил тебя. Но ты должна заплатить мне за помощь, — сказала ведьма».

В какой сказке Х.К. Андерсена принцу пришлось стать пастухом?

Оле-Лукойе: А теперь вы увидите отрывок из этой сказки. Крибле-крабле-бумс!

Учащиеся показывают отрывок из сказки «Свинопас». Действующие лица: автор, принцесса, свинопас, фрейлины.

Оле-Лукойе: Понравилась вам сказка? А теперь викторина!

Викторина «Узнай но предмету»

2-й помощник : Мы вам будем показывать предмет или рисунок, но которому вы должны будете назвать сказку Андерсена, а также героя, которому этот предмет принадлежит.

Зонтик («Оле-Лукойе»).

Горошина («Принцесса на горошине»).

Санки (Кай, «Снежная королева»).

Бумажный кораблик («Стойкий оловянный солдатик»).

Крапива («Дикие лебеди»),

Утиное яйцо («Гадкий утенок»).

Скорлупа грецкого ореха («Дюймовочка»).

Оле-Лукойе : А теперь мы заглянем в дом к одной женщине... Учащиеся показывают отрывок из сказки «Дюймовочка». Действующие лица: автор, Дюймовочка, женщина, колдунья, жаба, сын жабы.

Викторина «Назови героя сказки»

3-й помощник:

Герой какой сказки пел песенку: «Ах, мой милый Августин,

Все прошло, все». («Свинопас»)

В какой сказке придворные уверяли, что их король одет в роскошные одежды? («Новое платье короля»)

Какой герой Андерсена знает сказок больше всех на свете? (Оле-Лукойе)

О ком идет речь:

«В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развевались блестящие крылышки». (Эльф, «Дюймовочка»)

«Она была так прелестна и нежна, вся из ослепительного льда и все-таки живая! Глаза ее сверкали как звезды, но в них не было ни теплоты, ни красоты...» (Снежная королева)

Оле-Лукойе : А сейчас мы отправимся в царство вечного льда и холода! Не боитесь замерзнуть?

Учащиеся показывают отрывок из сказки «Снежная королева». Действующие лица: автор, Герда, Кай, Снежная королева.

Оле-Лукойе: Вот видите, настоящая дружба может творить чудеса.

Викторина «Из каких сказок взяты отрывки»

4-й помощник:

Назовите сказку Андерсена, отрывок из которой я прочитаю: «Жил был тролль, злющий-презлющий, попросту дьявол. Как- то раз он был в хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя. Все же плохое, безобразное, напротив, выступало все ярче, казалось еще хуже», («Снежная королева»)

В какой сказке королева догадалась, что девушка, пришедшая во дворец, принцесса? («Принцесса на горошине»)

Оле-Лукойе : Давайте вспомним, как это произошло...

Учащиеся показывают отрывок из сказки «Принцесса на горошине». Действующие лица: автор, принцесса, принц, королева, король.

Оле-Лукойе: На этом наш праздник заканчивается. Но не заканчиваются сказки Андерсена, сказки о доброте, настоящей дружбе, взаимовыручке, любви. Эти сказки вы можете прочитать сами. А сейчас я произнесу волшебные слова и все герои сказок, которых вы видели сегодня, появятся на сцене. Крибле-крабле-бумс!

Звучит музыка. Проходит парад сказочных героев.

Цель: пробудить интерес к чтению зарубежных художественных произведений.

Задачи:

  • расширять круг сведений о знаменитом датском писателе-сказочнике Г.Х. Андерсене;
  • учить учащихся характеризовать персонажей по их поступкам;
  • пополнить представления учащихся о прошлом (как учились в те далёкие времена);
  • развивать представление о жанре – литературная волшебная сказка
  • формировать читательские умения и литературоведческие понятия;
  • развивать речь учащихся, познавательную активность;

Материал: сказка Г.Х.Андерсена “Оле-Лукойе”

Оборудование: мультимедийный проектор, рисунок судна, карта мира, выставка книг Г.Х.Андерсена.

Ход урока

Организационный момент.

(Учитель сообщает о том, что на уроке присутствуют учителя из старших классов школы, которые будут учить их в пятом классе.)

Постановка учебной задачи

Учитель: Ребята, мы закончили изучение материала, помещённого во второй части учебника “Родное слово” и переходим к изучению материала из третьей части книги. С сегодняшнего дня начинаем знакомиться с произведениями зарубежных писателей-сказочников.

Актуализация знаний.

Знакомство с темой урока.

Учитель: Что обозначает слово зарубежных? (живущих за рубежом или за границей.)

Учитель: Попробуйте расшифровать слово, которое обозначает фамилию одного из зарубежных писателей-сказочников.

с е н А е р д н

Вывешивается портрет писателя.

Учитель: Сформулируйте тему нашего урока.

Продолжение работы по теме урока.

Учитель: Наш урок будет не совсем обычным. Предлагаю вам совершить заочное путешествие в страну Данию (вывешивается карта). Как же мы доберёмся до этой удивительной страны?

Сначала электропоезд довезёт нас до Москвы, затем скоростной поезд “Сапсан” домчит нас до г. Санкт-Петербург, а дальше на морском корабле плывём в Данию.

Учитель: Дайте название морскому судну (“Неустрашимый”).

Учитель: За бортом плещутся волны. Во время плавания скучать не будем. Звучит команда: “Полный вперёд”. А мы слушаем биографию Г.Х. Андерсена.

Рассказ подготовленного ученика.

Ганс Христиан Андерсен родился в 1805 году в стране Дания в небольшом городке Оденсе. Отец его был сапожником, а мать – прачкой. Первые сказки он услышал от отца и старушек из соседней богадельни (приюте для стариков). Эти сказки мальчик переделывал на свой лад и снова рассказывал тем же старушкам богомолкам.

В 1835 году в свет вышли 3 сборника сказок Андерсена. А всего за свою жизнь он написал 170 сказок.

Учитель: Читали ли вы раньше сказки Андерсена? (Ответы детей).

Игра “Угадай название”.

Учитель: Я приготовила для вас игру “Угадай название”. К каждому слову из первого столбика надо подобрать подходящее слово из второго столбика, и тогда должно получиться верное название очень известных всему миру 6 сказок Андерсена.

Учитель: Продолжаем наше плавание.

Впереди по курсу виден город. Это столица Дании – город Копенгаген. Причаливаем. Сходим на берег. Перед нами знаменитая скульптура – Русалочка (с помощью мультимедийного оборудования демонстрируется скульптура). Это героиня одной из сказок Андерсена.

Перемещаемся в центр города Копенгагена. Здесь Андерсену стоит памятник (рассматриваем иллюстрацию). Мы видим прищуренные глаза, большой покатый лоб, тонкий нос.

А теперь наступило самое время познакомиться с одной из сказок Андерсена. Авторы учебника предлагают нам прочитать сказку, “Оле-Лукойе”.

Оле-Лукойе – литературный персонаж Г.Х. Андерсена, основанный на народных сказках. Это маленький смешной человечек. (На доске рисунок Оле-Лукойе датского художника Вильгельма Педерсена.)

Имя Оле-Лукойе состоит из двух частей: Оле – датское мужское имя, Лукойе – переводится как “Закрой глазки”. Он носит подмышкой два зонтика, которые раскрывает спящим детям. Для детей, которые вели себя хорошо, предназначен зонт с красивыми картинками. Он помогает им видеть красивые приятные сны. Непослушным детям Оле-Лукойе открывает зонт без картинок. Эти дети проводят ночь без сновидений.

Пока наполняется город весной и покоем,
И лисьим хвостом укрывает его темнота,
По крышам гуляет задумчивый Оле-Лукойе,
Повесив у локтя два шёлковых лёгких зонта.

Поймать за крыло разноцветную сказку и спрятать,
В рукав, на котором молочно блестят завитки.
Под складками пёстрого шёлка смеются эльфята,
А в чёрном – пугающе нежно скребут коготки.

Учитель: Присаживайтесь поудобнее на лавочках возле памятника.

Словарная работа перед чтением сказки.

спринцовка – особый прибор для получения мелких струек воды (демонстрация спринцовки);

  • кафтан – старинная мужская долгополая одежда (демонстрирует кафтан);
  • приотворит – немного приоткроет дверь.

Чтение учащимися вводной части про себя.

Ответы на вопросы на с. 4-5 учебника.

Чтение первой части вслух хорошо читающими учениками.

Словарная работа в процессе чтения:

  • пышки - мягкие круглые булочки;
  • глаза слипаются - закрываются при желании поспать;
  • аспидная доска - доска чёрного цвета (в старину имелась у каждого ученика, и писали на ней специальным карандашом – грифелем);
  • человек клюёт носом – сидя, то засыпает, то просыпается.

Учитель: К какому виду сказок вы бы отнесли данную сказку? А по своему содержанию, к какой группе сказок она относится?

Открывается запись:

Учитель: Докажите, что эта сказка литературная.

Докажите, что эту сказку можно отнести к группе волшебных сказок.

Работа с тестами в парах

(задания выполняются поочерёдно: 1 задание – 1 ученик, 2 задание - 2 ученик).

Выберите и обведите кружком правильный вариант ответа.

1. Оле-Лукойе приходит к детям:

а) ранним утром;

в) вечером.

2. По лестнице волшебник поднимается:

а) в чулках;

б) в ботинках;

в) в валенках.

3. Когда дети заснут, Оле-Лукойе присаживается:

а) на диван;

б) на постель;

в) на стул.

4. Комнатные цветы Оле-Лукойе превратятся в:

а) большие деревья;

б) кустарники;

5.Каждый цветок на ветвях деревьев по вкусу был:

а) слаще зефира;

б) слаще варенья;

в) слаще мёда.

6. Ещё на деревьях были:

а) пироги с повидлом;

7. Аспидная доска:

а) рвала и метала;

б) плакала;

в) смеялась.

8. Буквы, написанные Яльмаром, были:

а) ровные;

б) жалкие;

в) красивые.

Проверка выполнения тестов.

Учитель называет правильные ответы.

После проверки учащиеся оценивают выполненную работу. Для этого рисуют смайлики в конце тестов:

Учитель: Кому из вас захотелось узнать конец этой истории?

(рассматривание выставки книг).

Наше путешествие приостанавливаем и идём отдыхать.

Подведение итогов.

Сказочник известный,
Сказочник чудесный,

В них сладкое зальёт молоко,
Встанет – и с тыла дует в затылок,
Чтоб засыпалось легко.

Оле-Лукойе над спящим раскроет
Свой сказочный, свой красочный зонт,
И лебедем станет гадкий утёнок,
Дюймовочка эльфов найдёт.
Щёлкнешь огнивом
И станешь счастливым,
Оттает заколдованный Кай.

Все вместе

Сказочник известный,
Сказочник чудесный,
Сказочник, мой милый добрый сказочник!

Заполнение индивидуальной таблицы “Для меня сегодняшний урок...”

1. Интересно 1. Работал 1. Понял материал

2. Скучно 2. Отдыхал 2. Узнал больше, чем знал

3. безразлично 3. Помогал другим 3. Не понял

Оксана Болталина
Литературная викторина по сказкам Г. Х. Андерсена

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 29 комбинированного вида»

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ «А» ГРУППЕ

НА ТЕМУ : «СКАЗКИ Г . Х. АНДЕРСЕНА »

Подготовила :

воспитатель Болталина О. В.

г. Кстово, 2013 год

Цель : закрепить знания детей о произведениях Г. Х. Андерсена

Задачи :

Уточнить представления детей о творчестве Г. Х Андерсена ;

Формировать интерес к произведениям Г. Х. Андерсена

Воспитывать бережное отношение к книгам.

Развивать связную речь.

Совершенствовать навыки сотрудничества при работе в команде ;

Предварительная работа :

Чтение сказок Г . Х. Андерсена .

Просмотр мультипликационных фильмов по сказкам Г . Х. Андерсена

Рассматривание иллюстраций по произведениям Г. Х. Андерсена

Экскурсия в детскую библиотеку

Оборудование : иллюстрации из сказки «Дюймовочка» (8 шт., иллюстрации из сказки «Стойкий оловянный солдатик» (8 шт., экспонаты для музея : подкова, горошина, скорлупа грецкого ореха, бумажный кораблик, кисет, сундук, яйцо, золотая монета, роза, красная тряпочка, серебряная корона, брошка, зеркальце, санки, перо; проектор, фильм с эпизодами мультфильмов по сказкам Г . Х. Андерсена , зонтик, конверты с кусочками пазлов «Зонт» .

Методы и приемы : беседа, пояснение, объяснение, появление сказочного героя , игра «Я начну, а ты продолжишь» , игра «Восстанови последовательность» , рассказ , просмотр мультфильма, конструирование из бумаги, рефлексия.

Словарная работа : «Огниво» : огниво, кисет, ранец, молвил, постоялый двор,

«Стойкий оловянный солдатик» : тролль, олово, табакерка, горничная

«Дюймовочка» : почивала,

«Штопольная игла» : штопальная игла,

«Истинная правда» : нашест

«Оле-Лукойе» : кафтан, грифель, озирался,

«Принцесс на горошине» : тюфяк,

«Свинопас» : ларец, фрейлины, каморка, дверь на засов.

Ход занятия:

Воспитатель :

Ребята, давайте поприветствуем друг друга.

Порадуемся солнцу и птицам,

А также порадуемся улыбчивым лицам,

И всем, кто живет на этой планете

«Доброе утро» скажем мы вместе.

«Доброе утро!» взрослые и дети!

Появление сказочного героя : Оле Лукойе (Лычева Женя) :

Здравствуйте, здравствуйте!

Чудо какое!

Как же вас много, друзья!

Давайте знакомится : Оле Лукойле

Маленький сказочник я !

(Дети здороваются с Оле.)

Восп.: Здравствуй Оле. Ребята, скажите сколько зонтиков должно быть у Оле Лукоей? (Дети : два) А почему у тебя только твой серый зонтик?

Оле : Ой, и правда! А где же мой зонтик, который я раскрываю над послушными детьми? Вот беда мне теперь!

Восп.: Не расстраивайся, мы поможем тебе.

Оле : Ребята, я предлагаю вам отправится в сказочную страну . А полетим туда мы на моем сером зонтике. Но попасть в сказочную страну вы сможете только ответив на мои вопросы.

Конкурс 1 : «Название и начало сказки »

Оле Лукойе : У каждой сказки есть название . Сейчас я узнаю, как хорошо вы знаете название сказок Х . К. Андерсена . Я буду произносить первое слово из названия сказки , а вы продолжать. Задавать вопросы я буду каждому по очереди, и если вы ответили правильно, вы встаете и беретесь за руки.

(Дети, правильно ответившие на вопрос, образую цепочку во главе с Оле Лукойе.)

Оле : Гадкий. (утенок)

Оле : Дикие … (лебеди)

Оле : «Навозный (жук) »

Оле : Принцесса… (на горошине)

Оле : «Истинная (правда) »

Оле : "Стойкий. (оловянный солдатик)

Оле : "Истинная. (правда) "

Оле : "Снежная. (королева) "

Оле : "Новое. (платье короля) "

Оле : "Оле. (Лукойе) "

Оле : "Сундук. (самолет) "

Оле : «Штопальная (игла) »

Оле : А теперь, ребята, давайте все вместе подуем на мой зонтик. (дуют)

(Из группового помещения, дети, держась за руки цепочкой, перемещаются в музыкальный зал. Музыкальный оформлен по сказочному .)

Остановка "Библиотека"

Оле Лукойе : А теперь, ребята, мы с вами окажемся в царстве, где живут все книги - в библиотеке. А вы знаете, как себя нужно вести в библиотеке? (Дети : Не шуметь. Книги не рвать, не пачкать. Возвращать книги во время)

Восп.: А что же здесь произошло? (показывает на два стола с разбросанными иллюстрациями из книг «Дюймовочка» , «Стойкий оловянный солдатик» )

Оле : Ах, этот тролль из табакерки умудрился их раскидать и перепутать. Ваша задача собрать книгу, разложить картинки в правильной последовательности.

1 стол : «Стойкий оловянный солдатик» (для мальчиков)

2 стол : «Дюймовочка» (для девочек)

Остановка «Музей»

Оле : А теперь мы с вами в сказочном музее . Здесь хранятся все вещи из сказок Г . Х. Андерсена . А как себя ведут в музее? (Дети : Не шумят. Экспонаты руками не трогают.) А наш музей сказочный здесь можно брать вещи руками. Выберите себе экспонат и расскажите из какой он сказки .

1. Подкова золотая ("Навозный жук")

2. Горошина («Принцесса на горошине» ).

3. Скорлупа грецкого ореха («Дюймовочка» ).

4. Бумажный кораблик («Стойкий оловянный солдатик» ,

5. Кисет ("Огниво")

6. Сундук («Сундук-самолет» ).

7. Яйцо (гадкий утенок)

8. Золотая монета («Огниво» )

9. Роза (Свинопас)

10. Красная тряпочка («Гадкий утенок» )

11. Серебряная корона («Дикие лебеди» , «Снежная королева» )

12. Брошка ("Стойкий оловянный солдатик")

13. Зеркальце ("Снежная королева")

14. Санки ("Снежная королева")

15. Перо ("Гадкий утенок"", ""Истинная правда"")

16. Восп.: Аня, а это для тебя (держит в руках воображаемую ткань) из какой это сказки ?

Остановка : «Поляна»

1. Сколько собак было в сказке «Огниво» (приседания)

2. Сколько обманщиков шило новое платье короля? (хлопки над головой)

3. Сколько сказок рассказал Оле Лукойе мальчику Яльмару. (наклоны к носкам ног)

5. Сколько зонтиков было у Оле Лукойе? (Кивки головой)

6. Сколько всего было оловянных солдатиков? (Столько раз моргните глазами)

7. Сколько братьев было у Эльзы в сказке ""Дикие лебеди"" ? (Приседания)

8. Сколько золотых подков подковали лошади в сказке «Навозный жук?» (Прыжки на двух ногах)

Остановка : «Кино»

Оле : А это кинотеатр. Давайте присядем. Ребята, здесь будут показывать эпизоды из разных мультфильмов по сказкам Г . Х. Андерсена , а вы должны догадаться из какой сказки этот эпизод .

На экране ребята смотрят отрывки мультфильмов по сказкам Х . К. Андерсена .

(«Истинная правда» , «Навозный жук» , «Огниво» , «Стойки оловянный солдатик» , «Оле Лукойе» , «Свинопас» , «Новое платье короля» , «Дикие лебеди» , «Русалочка» , «Принцесса на горошине» )

Остановка «Зонтик»

Восп.: Оле, посмотри, мы нашли твой зонтик!

Оле : Спасибо! А за это, я подарю вам вот такие волшебные конверты

Восп.: Давайте посмотрим, что там? Давайте разделимся на тройки.

(Собирают пазл «Зонт» )

Восп.: Ребята, посмотрите, как много мы успели сделать хороших полезных и добрых дел. Кто написал все эти чудесные сказки для нас . (Дети : Г. Х. Андерсен ) Я надеюсь, что вы никогда не забудете их. Нам пора возвращаться домой в наш садик. Оле, ты полетишь с нами?

Оле : Нет, ребята, я должен остаться в своей сказочной стране . Но у меня есть волшебная пыльца, и вы вмиг окажитесь дома. (Оле раскрывает свой найденный зонт, и из него высыпается пыльца. Дети улетают, прощаясь с Оле Лукойе)

(В групповом помещении, сидя на стульчиках в кругу)

Вед : Ребята, понравилось вам наше путешествие? А какая остановка была для вас самой интересной? А какой вопрос был самым сложным? Хотели бы вы повторить путешествие в сказочную страну ? Тогда нам надо увеличить свой багаж знаний сказок разных авторов , и я думаю, Оле Лукойе залетит к нам в гости еще раз. Молодцы!

В СТРАНЕ ГЕРОЕВ АНДЕРСЕНА

Литературная викторина по сказкам Г. Х. Андерсена для учащихся младшего и среднего школьного возраста.

библиотекарь городской библиотеки № 14 МБУК "ЦБС г. Вологды" Ромина Наталья Алексеевна.

Описание: Литературная викторина "В стране героев Андерсена" предназначена для учащихся младшего и среднего школьного возраста. Может быть использована на уроках литературы при изучении творчества зарубежных писателей, на мероприятиях посвящённых юбилею датского сказочника Г. Х. Андерсена, а также при подготовке библиотечных уроков в школьной библиотеке.

Цели:
- Повышение интереса читателей к сказкам Андерсена;
- Помощь учебному процессу;
- Эстетическое, нравственное воспитание;
- Познакомить школьников с книгами сказочника, имеющимися в библиотеке.

Оформление: заголовок мероприятия, портрет Г. Х. Андерсена, книги сказочника, записи песен «Принцесса на горошине» в исполнении группы «Детская площадка» (автор С. С. Савенко); «Снежная королева» из фильма «Тайна Снежной королевы».

Оборудование: музыкальный центр, жетоны, призы.

Ход мероприятия
Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Дании.
В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берёт мой мир своё начало;
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя…
Люблю тебя, родных морей волна,
Люблю я вас, старинные курганы,
Цветы садов, родных лесов поляны,
Люблю тебя, отцов моих страна.
<…>
Х. К. Андерсен «Дания – моя родина»

Отец Андерсена был сапожником, а мать прачкой. Мальчик рос в бедности: спал в маленькой комнатке, заставленной верстаками и инструментами для башмачного ремесла. Но с самого раннего детства Андерсен был знаком со сказками и очень их любил. Сначала ему нравилось их слушать. Сказки читал ему отец, и рассказывала бабушка. Сказки погружали впечатлительного мальчика в загадочный мир волшебства.
Одарённый богатой фантазией, Андерсен часами мог играть один. Шумные детские компании ему были не нужны. Любая веточка, палочка или камешек оживали в его воображении и рассказывали свои удивительные истории. Из этих историй впоследствии и рождались его сказки.
Всего за свою жизнь Ханс Кристиан Андерсен написал более 150 сказок. У нас в библиотеке есть очень много книг Андерсена. (Ведущий показывает книги) Ребята, какие сказки Андерсена читали вы? (Дети называют) Сейчас мы проверим насколько внимательно вы их читали. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать. За каждый правильный ответ вы получаете жетончик. В конце занятия мы подсчитаем жетоны. У кого их будет больше, те из вас получат призы.

ЗАДАНИЯ ВИКТОРИНЫ:

Конкурс 1. «По страницам любимых сказок»
ДЮЙМОВОЧКА
1. Почему Дюймовочку назвали Дюймовочкой? (За рост всего в 1 дюйм = 2,54 см)
2. Как Дюймовочка появилась на свет? (Из ячменного зерна вырос цветок, похожий на тюльпан)
3. Какое имя дал Дюймовочке король эльфов? (Майя)
4. Назовите всех, кто хотел жениться на Дюймовочке. (Сын жабы, жук, крот, эльф)
5. Чем Дюймовочка не понравилась друзьям и знакомым жука? (Тем, что Дюймовочка не такая как они: у неё нет талии, усиков и всего 2 ножки)
6. Почему полевая мышь дала приют Дюймовочке? (Дюймовочка понравилась мыши тем, что мало ела)
7. Чем питалась Дюймовочка, когда жила в норе полевой мыши? (Зерном)
8. Кто совсем не любил солнца и почему? (Крот, потому что он был слепой)
9. Кого Дюймовочка спасла от гибели, а потом она спасла Дюймовочку он несчастного замужества? (Ласточка)
10. Что подарили Дюймовочке эльфы в день свадьбы с королём эльфов? (Крылышки)

ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ
1. Что помешало героине сказки выспаться? (Горошина)
2. Через сколько тюфяков и пуховиков принцесса почувствовала горошину? (Через 20 тюфяков и 20 пуховиков)
3. Зачем королева подложила принцессе под тюфяки горошину? (Чтобы узнать настоящая она принцесса или нет)
4. Какая погода стояла на улице в тот день, когда принцесса пришла во дворец? (На улице лил дождь)
5. Куда отправили горошину, когда принц и принцесса поженились? (В кунсткамеру – музей диковинных вещей)
Музыкальная пауза: Звучит песня «Принцесса на горошине».


СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК
1. Кто был сыном старой оловянной ложки? (Оловянный солдатик)
2. В кого влюбился стойкий оловянный солдатик? (В танцовщицу)
3. Какие трудности пришлось испытать солдатику? (Плыть в бумажной лодке, быть проглоченным рыбой)
4. Где закончил свою жизнь оловянный солдатик? (В печке)


ГАДКИЙ УТЁНОК
1. Кто из героев сказок Андерсена считал, что во всех несчастьях повинна его внешность? (Гадкий утёнок)
2. В кого превратился Гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)


СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА
1. Из скольких историй состоит сказка «Снежная королева»? (Из 7)
2. Как зовут главных героев сказки? (Кай и Герда)
3. Что разбили ученики тролля и тем самым принесли много бед людям? (Зеркало)
4. Кого Герда встретила на своём пути, пока искаля Кая? (Женщину, умеющую колдовать; ворона; Принца и Принцессу; Маленькую разбойницу; Лапландку; Финку)
5. Без него Герда не смогла бы добраться до Кая. (Олень)
6. С помощью чего Герде удалось избавиться от чар старушки, умеющей колдовать? (Цветка розы)
7. Где живёт Снежная Королева? (В Лапландии; в Финляндии)
Музыкальная пауза: Звучит песня "Снежная королева".


ОГНИВО
1. Кто охранял сундуки с медными, серебряными и золотыми монетами? (Собаки)
2. Какие были глаза у собак? (У первой – словно чайные чашки, у второй – как мельничные колёса, у третьей – с Круглую башню).
3. Как проявлялись волшебные свойства огнива? (Стоило ударить огнивом по кремню, то появлялась одна из собак)
4. Какое первое приказание солдат дал собаке? (Принести денег)
5. Какое было второе желание солдата? (Увидеть Принцессу)
6. Как закончилась сказка? (Солдат стал королём и женился на Принцессе)


СВИНОПАС
1. Зачем принц переоделся свинопасом? (Чтобы познакомиться с принцессой)
2. Какие подарки принца не оценила Принцесса? (Соловья и розу)
3. Почему король выгнал собственную дочь из дворца? (Король увидел, как его дочь целует свинопаса)
4. Сколько волшебных предметов было в сказке «Свинопас»? (Два: чудесный горшочек с бубенчиками и музыкальный инструмент - трещотка)
5. Какую песенку названивали бубенчики горшочка? (Ах, мой милый Августин, Всё прошло, прошло, прошло!)


НОВОЕ ПЛАТЬЕ КОРОЛЯ
1. Кто сшил новое платье королю? (Двое ткачей обманщиков)
2. Какими удивительными свойствами обладала ткань, из которой было сшито платье короля? (Ткань была необыкновенно красивого рисунка и расцветки, а также она становилась невидимой для всякого человека, который не на своём месте или непроходимо глуп)
3. Из чего было сшито новое платье короля? (Из ничего)
4. Почему все вокруг боялись признать, что король голый? (Не хотели показаться глупыми)
5. Кто первым посмел сказать, что король голый? (Маленький мальчик)


Конкурс 2. «Сказочная математика»
1. Сколько комнат было в подземелье, куда спустился солдат по приказу ведьмы в сказке «Огниво»? (Три)
2. Сколько сыновей-солдатиков было у старой оловянной ложки в сказке «Стойкий оловянный солдатик»? (Двадцать пять)
3. Сколько собак увидел солдат в сказке «Огниво»? (Три)
4. Сколько тюфяков, перин и горошин положили на постель принцессы в сказке «Принцесса на горошине»? (Двадцать тюфяков, двадцать перин и одна горошина)
5. Сколько всего поцелуев принцессы потребовал свинопас за свои чудесные подарки (сказка «Свинопас»)? (Десять – за котелок и сто – за трещотку. Всего - 110)

Конкурс 3. «В мире птиц и зверей»
Назовите, из каких сказок Андерсена эти животные?
1. Полевая мышь («Дюймовочка»)
2. Курица («Гадкий утёнок»)
3. Ворон («Снежная королева»)
4. Жаба («Дюймовочка»)
5. Лебедь («Гадкий утёнок», «Дикие лебеди»)
6. Ласточка («Дюймовочка»)
7. Олень («Снежная королева»)
8. Кот («Гадкий утёнок»)
9. Крот («Дюймовочка»)
10. Собака («Огниво»)
11. Жук («Дюймовочка»)
12. Утка («Гадкий утёнок»)
13. Мотылёк («Дюймовочка»)

Конкурс 4. «Вспомни названия сказок»
Вставьте пропущенные слова в названия сказок:
1. …королева (Снежная)
2. Калоши… (счастья)
3. Стойкий … солдатик (оловянный)
4. Дикие… (лебеди)
5. … дом (Старый)
6. … на горошине (Принцесса)
7. Новое … короля (платье)
8. … - Лукойе (Оле)
9. Девочка со … (спичками)
10. … утёнок (Гадкий)
11. Цветы … Иды (маленькой)

Конкурс 5. «Портреты героев»
1. «На ней была юбочка из тонкого батиста, на плече – голубой шарф и на груди – блестящая брошка, такая большая, как голова самой девушки. Красавица стояла на одной ножке, вытянув руки, она была…» (Танцовщица, «Стойкий оловянный солдатик»)
2. «Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и всё-таки живая! Глаза её сверкали как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни красоты». (Снежная королева, «Снежная королева»)
3. «В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развевались блестящие крылышки». (Эльф, «Дюймовочка»)
4. «Он был так прекрасен, что принцесса низко ему поклонилась, а он сказал ей: «Теперь я только презираю тебя…» (Принц-свинопас, «Свинопас»)
5. «Шёл солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля сбоку; он шёл домой». (Солдат, «Огниво»)
6. «Сын был тоже мокрый и безобразный – точь-в-точь, как и его мать, старая…» (Сын жабы, «Дюймовочка»)
7. «Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с её волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она всё-таки уверяла, что она настоящая…» (Принцесса, «Принцесса на горошине»)

Конкурс 6. «Родной город Андерсена»
В какой стране жил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен? (В Дании)
Сейчас, ребята, мы, отгадав кроссворд, узнаем, в каком городе Дании родился Андерсен.


Вопросы к кроссворду по горизонтали:
1. Маленькая девочка с тяжёлою судьбой.
Никогда не хвасталась девочка собой.
Всё умела делать: подметать и шить.
И осталась с эльфами на цветочках жить.

2. Стоял по стойке «Смирно» он,
Хоть был и одноногим.
Он стойко беды перенёс,
Никто его не видел слёз.

3. Предупредить я вас должна:
Я так хрупка, я так нежна,
Что через тысячу перин
Горошину одну
Я буду чувствовать всю ночь,
И так и не засну!

4. В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались,
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рождён.

6. Она была прелестна так
Прекрасна, восхитительна.
Из ослепительного льда
Была она. Нежна и холодна.

В выделенных клеточках по вертикали: Название города, в котором родился Ганс Христиан Андерсен.
Ответы на кроссворд по горизонтали: 1. Дюймовочка; 2. Солдатик; 3. Принцесса; 4. Утёнок; 5. Русалочка; 6. Королева.
Ответ по вертикали: ОДЕНСЕ. В этом городе есть музей Андерсена. В музее собраны личные вещи писателя, разные издания его книг на всех языках мира и рукописи, которые привлекают особое внимание посетителей. Смотришь на стремительно бегущие строки, и кажется, что вместе с ними уносишься в полюбившийся мир сказки.