Высказывания с выражением демьянова уха.

Название нашего блога и имя Демьян многие из нас ассоциируют с литературным героем, басни Крылова «Демьянова уха ». Давайте вместе вспомним, почитаем и прокомментируем:

ДЕМЬЯНОВА УХА. Басня И.А. Крылова

"Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай". -
"Соседушка, я сыт по горло". - "Нужды нет,
Еще тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!" -
"Я три тарелки съел". - "И, полно, что за счеты:
Лишь стало бы охоты,
А то во здравье: ешь до дна!
Что за уха! Да как жирна:
Как будто янтарем подернулась она.
Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!" -
Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку
И не давал ему ни отдыху, ни сроку;
А с Фоки уж давно катился градом пот.
Однако же еще тарелку он берет:
Сбирается с последней силой
И - очищает всю. "Вот друга я люблю! -
Вскричал Демьян. - Зато уж чванных не терплю.
Ну, скушай же еще тарелочку, мой милой!"
Тут бедный Фока мой,
Как ни любил уху, но от беды такой,
Схватя в охапку
Кушак и шапку,
Скорей без памяти домой -
И с той поры к Демьяну ни ногой.
Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;
Но если помолчать вовремя не умеешь
И ближнего ушей ты не жалеешь,
То ведай, что твои и проза и стихи
Тошнее будут всем Демьяновой ухи.

Автор сделал акцент в басне на негативный смысл. И Демьян стал отрицательным героем басни. Но всё в мире относительно ! Давайте вместе проанализируем сложившуюся и частенько повторяющуюся ситуацию с потчеванием гостей, а также перенесем её на другие случаи в жизни.

Всем нам известна поговорка: «Не красная изба углами, а красна пирогами». Она говорит о том, что дом хорош, прежде всего, не внешним видом, а гостеприимством хозяев и пирогами! И это действительно так! Демьян не со зла, а со всей своей добротой и желанием угодить, потчевал друга, зная, что тот любит уху (вероятно тот не раз этим хвастался!). Но некоторые из нас забывают, что во всем нужна золотая середина.

Или ещё выходит одна истина: «Не делай добро, когда тебя об этом не просят» . Не кормите своих гостей чересчур, доказывая своё гостеприимство и то, что вы классные хозяева! Если только вы целенаправленно не хотите испортить фигуру своей подруге и тайно желаете своим гостям всяческих страданий от несварения в желудке, теша себя мыслью: «У вас-то всё прекрасно!». И самооценка ваша как-то получше, в сравнении с бедами других людей!

А что Фока – это совершенно безвольный герой, не умеющий отказать. Как часто мы боимся в жизни быть не благодарными в ущерб себе? Умейте сказать "НЕТ". Вы должны отстаивать свои интересы, доказывать свою правоту, и не боятся высказать твердо свою точку зрения и поступить соразмерно с ней. Боязнь быть невежливым, непонятым, приводит иногда к печальным последствиям и примером тому может быть Фока. Умейте сказать "НЕТ" и самому себе. Помните о том, что не все ваши слабости должны быть удовлетворены. Умейте принимать решения. Думайте над последствиями и преимуществами, которые то или иное решение принесет!

А может быть Фока и сам виноват в том, что Демьян насильно накормил его ухой. Не создаем ли мы сами себе в жизни трудные и опасные ситуации? А может стоит уже задуматься над своим способом поведения и жизненным сценарием и если вы часто попадаете в передряги скорее изменить его?

Давайте из Демьяновой ухи мы возьмем на вооружение «Демьянову науку»! И пусть она нас многому научит.

Оказывается существует Рецепт Демьяновой ухи!

Вспомните строчки из басни: "Что за уха! Да как жирна: Как будто янтарем подернулась она... Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!"

Немногие, однако, знают, почему эта уха была такой жирной и о каких потрохах идет речь. Дело в том, что морковь измельчали на терке, пассировали, непрерывно помешивая, со сливочным маслом, а затем масло отжимали через салфетку. Это масло, окрашенное каротином моркови в янтарный цвет, добавляли в уху. Потроха - это печень налима или другой рыбы, которую отдельно отваривали в небольшом количестве бульона (припускали) с добавлением лимонного сока и клали в уху. Бульон из одной стерляди или другой осетровой рыбы имеет слабо выраженный вкус, и поэтому его варят с другими рыбами. Итак, в котел кладут морковь, лук, петрушку, варят 10 - 15 минут, закладывают выпотрошенную рыбную мелочь, солят и варят 15 - 20 минут. Бульон процеживают, кладут в него куски стерляди, варят 5 -10 минут, добавляют куски леща и варят еще 5 - 10 минут. Перед подачей в уху кладут подготовленное масло, печень налима вместе с бульоном, в котором она припускалась. Подают с лимоном.

На 4 порции: рыбная мелочь - 1 кг, лещ - 500 г, осетровая рыба - 600 - 700 г, судак - 300 г, сливочное масло - 50 г, морковь - 50 г, специи, соль. Для бульона: лук, морковь, петрушка.

Приветствуется и разрешается перепечатывать и распространять материалы сайта при условии указания их авторства и неизменности текста, при наличии ссылки на наш сайт . Причем ссылка обязательно должна быть рабочей!

Волков А. М. «Демьянова уха»

Дома ешь, что хочешь, в гостях - что велят.

Пословица

Хрестоматийная басня И. А. Крылова «Демьянова уха» (1813 г.) - велико-лепная сценка из русской жизни. В этой басне ярко проявился талант коме-диографа, мастера живого диалога. В комическом виде здесь представлено русское хлебосольство. В конце приводится морально-дидактическое нраво-учение, смысл которого сужает понимание всей басни, сводя её к характеристике писательского труда:

Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;

Но если помолчать вовремя не умеешь,

И ближнего ушей ты не жалеешь,

То ведай, что твои и проза и стихи

Тошнее будут всем Демьяновой ухи.

«Мораль её не может быть исчерпана лишь осуждением тщеславия писате-ля, который мучит чтением своих произведений окружающих. Образы басни, смысл её сюжета позволяют сделать более широкий вывод, применить её для осмеяния назойливости, злоупотребления правом гостеприимства и дружбы и т. п.», - писал Н. Л. Степанов, исследователь творчества Ивана Андреевича Крылова («Ма-стерство Крылова-баснописца», 1956). С этим рассуждением нельзя не согласиться. Любопытно и то, что в самой морали словосочетание Демьянова уха (состоящее из существительного и прилагательного, обозначающего всего лишь принадлежность) уже приобретает переносное значение, что является залогом превращения его во фразеологизм, который, по сути, был заложен самим гениальным баснописцем. Действительно, толковые и фразеологические сло-вари рассматривают это словосочетание как фразеологизм, неразрывно связанный с именем Ивана Андреевича Крылова, три названия басен которого стали фразео-логизмами: «Тришкин кафтан», «Лебедь, Рак и Щука» и «Демьянова уха». Случай нечастый и потому примечательный!

Данных о времени написания басни нет. Известно лишь, что И. А. Крылов работал над ней между мартом 1811 г. и июнем 1813 г. Дозволение цензуры было получено 23 июня 1813 г. Впервые басня была опубликована в «Чтении» в «Беседе любителей русского слова» (кн. XI, 1813 г.). Затем публиковалась в 1815, 1819, 1825, 1830, 1834, 1843 гг. Окончательно текст басни был уста-новлен в 1843 г. Вот когда приходится сожалеть, что не сохранились черно-вые варианты басни, по которым можно было бы проследить этапы кропотли-вого труда баснописца.

«Приготовляясь к публичному чтению, просили его [Крылова] прочитать одну из его новых басен, которые тогда были лакомым блюдом всякого литературного пира и угощения. Он обещал; но на предварительное чтение не явился, а приехал в Беседу во время самого чтения и довольно поздно. Читали какую-то чрезвычайно длинную пьесу; он сел за стол. Председатель отделения А. С. Хвостов, сидевший напротив него за столом, вполголоса спрашивает у него: «Иван Андреевич, что, привезли?» - «Привёз». - «Пожалуйста мне». - «Вот ужо, после». Длилось чтение, публика утомилась, начинали скучать, зевота овладела многими. Наконец, дочитана пьеса. Тогда Иван Андреевич руку в карман, вытащил измятый листочек и начал: «Демьянова уха». Содержание басни удивительным образом соответствовало обстоятельствам, и приноровлено было так ловко, так кстати, что публика громким хохотом от всей души наградила автора за басню, которою он отплатил за скуку её и развеселил её прелестью своего рассказа».

Однако смысл басни шире, чем он сформулирован в заключительной морали. Басня очень быстро сделалась популярной. В «Словаре церковно-славянского и русского языка» (1847 г.) словарная статья на существительное уха иллюстрируется примером из этой басни, что тогда было большой редкостью (как правило, иллюстрации брались из церковных книг или вообще отсутствовали. Словарь 1847 г. первым (!) стал приводить иллюстрации из художе-ственной литературы).

Уместно вспомнить здесь полемику теоретиков басенного жанра: дебатиро-вался вопрос, надо ли читателям знать, по какому конкретному поводу напи-сана басня и кого персонально она разоблачает, критика «на лица» или «на положения». И. А. Крылов не вступал в полемику. Эта басня ярко показывает, кто оказался прав в споре: сейчас только литературоведы помнят о конкретном адресате. Современники счита-ли, что басня направлена непосредственно против графомана графа А. С. Хвостова, автора «зубастых» зайцев, «плечистого» змея и «вопящей» щуки.

Басня оригинальна, построена на фольклорном материале. Именно в ней проявляются глубокие знания народного быта: русское хлебосольство славит-ся на весь мир - это и является темой басни. Источником басни послужили, видимо, русские пословицы и поговорки, в которых нашли отражение разные стороны жизни народа, такие, например, как Кто в гости не ездит, к себе не зовёт, тот недобрым слывёт; Гость в доме - Бог в доме; Хлеб да соль кушай, а хозяина в доме слушай - это о главенствующей роли хозяина. А вот поговорки и пословицы типа В гостях воля не своя; Гость - невольник; У себя как хочешь, а в гостях - как велят; Гость - невольный человек : где посадят, тут и сядет (сиди) говорят о «подчинённом» положении гостя. В басне Крылова хлебосольство хозяина доведено до абсурда, нарушен святой принцип гостеприимства, закреплённый в пословицах То гостю честь, что ему воля; Гостю воля - лучшая честь. Герои басни - два русских мужика: хозяин и гость.

Известно, что в народном быту соседству придавалось важное значение, что также нашло отражение в пословицах и поговорках: Ближайший сосед лучше дальней родни; Добрый сосед лучше брата; Без брата проживу, а без соседа не проживу; Не купи двора, купи соседа и др.

До середины басни автор не называет действующих лиц по имени. Только с 14-й строки выясняются их имена: хозяин - Демьян (буквально - «поко-ритель, усмиритель») и гость - Фока (буквально - «тюлень», недалёкий человек). Демьян хорошо знает, что «не красна изба углами…», поэтому зовёт Фоку на уху.

Кстати, сама уха, наряду со щами, пирогами и кашами, считается наибо-лее популярной пищей русского народа. По данным В. И. Даля, первоначаль-но ухой назывался любой отвар - и рыбный, и мясной. Уху приготовляли из разных сортов рыбы, но особенно ценилась уха из мелкой рыбы {Рыба мелка, да уха сладка) . В басне детально описываются ингредиенты ухи: это - лещик, потроха и стерляди кусочек . Слово потроха (во мн. числе) употреблено здесь в значении «часть внутренностей (животного, птицы, рыбы)». В данном случае это рыбные потроха. Стерлядь - название крупной рыбы «с мясом высокого качества». А вот существительное лещик, по нашему мнению, в данном контексте не имеет однозначного толкования. На первый взгляд это - экспрессивная форма к существительному лещ :

Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!

Ещё хоть ложечку!.

Формы кусочек, ложечку позволяют видеть в слове лещик также экспрес-сивную форму.

Но, возможно, это не экспрессивная форма, а нейтральное название рыбы, которая и называется лещик или горчак (лат. Rhodeus sericeus amarus ) (см. об этом: Линдберг Г. У., Герд А. С. Словарь названий пресноводных рыб СССР. - Л., 1972).

Расхваливая уху, Демьян пользуется народным сравнением: Янтарная уха - жирная уха; Рыба худа - не наварна уха; Рыба жирна - янтарна уха . Синтаксическая форма сравнения с союзом как будто указывает на сходный признак сопоставляемых по цвету предметов. Видимо, не случайно такой же образ можно найти в описании ухи великим русским художником И. Е. Репиным, у которого был недюжинный писательский талант и который умело использовал народную поэтику: «Мы наслаждались стерляжьей ухой, подёрнутой янтарём». («Далёкое близкое»).

У второго персонажа - Фоки - всего две реплики:

«Соседушка, я сыт по горло». - «Нужды нет, Я три тарелки съел.»

Сыт по горло - «наелся до сыта». «Словарь Академии Российской» (1806 г.) даёт к этому выражению следующий комментарий: «в простореч<ии> упо-требляется».

Нужды нет - «всё равно, не имеет значения». Существительное нужда встречается с ударением как на первом, так и на втором слоге. Исходное значе-ние - «потребность, необходимость». Нормативными были оба ударения.

Живые разговорные интонации в басне подчёркиваются использованием вопросительной частицы что за и междометием ей-же-ей, которое отмечается в словарях лишь в форме ей-ей в значении «право, истинно, честное слово, клянусь» и употребляется для убеждения кого-либо в чем-либо.

Уговаривая гостя отведать ещё тарелочку ухи, Демьян вовлекает в дей-ствие ещё одно, правда, бессловесное, лицо: «Да кланяйся, жена!» - особо почётное отношение к гостю выражается поклонами. По В. Далю кланяться - «наклонением головы… по обычаю народа, изъявлять кому привет.», а также «просить, умолять» кого-либо о чём-либо. Этот обычай также закреплён в пословицах и поговорках: Хоть проси, хоть кланяйся; Кланяться горазды, а говорить не умеем .

Так подчивал сосед Демьян соседа Фоку.

Глагол потчевать (в современной орфографии) «угощать» у И. А. Крыло-ва употреблён в форме подчиватъ (озвончение групп согласных в результате падения редуцированных - потъчивати) . Такое написание - отражение ста-рой нормы, зафиксированной словарями XIX в.

Пренебрегая народной мудростью «сытого нечего потчевать», Демьян упорно продолжает угощать:

Потешь же, миленький дружочек!

Потешить - «доставить удовольствие кому-л.».

А то во здравье: ешь до дна!

Демьян во здравье, т. е. «на здоровье» угощает Фоку. «Доброе пожелание при угощении кого-л.» в форме во здравье не фиксируется ни словарями XVIII-XIX вв., ни словарями XX в. У И. А. Крылова употребляется один раз.

Словосочетание не давал ему ни отдыху, ни сроку восходит, видимо, к старому обычаю: когда наёмный работник заключал договор о работе на опре-делённый период, т. е. «на срок», тогда же оговаривалось и время отдыха.

«Гостя вслед не употчивать» - Демьян забывает это наставление, и «бед-ный Фока», «Схватя в охапку Кушак и шапку, Скорей без памяти домой.».

Любопытно отметить, что стремительность действия достигается не упо-треблением глаголов (как это обычно бывает), а использованием фразеологиз-ма: без памяти, т. е. «очень быстро, забыв обо всём, в том числе и о прили-чиях». См. также: не надев ни кушака («пояса»), ни шапки (а только схва-тя - форма деепричастия настоящего времени от глагола схватить сейчас архаична, употребляется лишь форма прошедшего времени - схватив).

Симпатии автора явно на стороне «бедного» Фоки, хотя, оставаясь верным себе, И. А. Крылов отказывается как от прямого сочувствия, так и от прямо-го осуждения своих героев: голос автора звучит бесстрастно. Здесь, кстати, следует заметить, что прилагательное бедный употребляется в значении «не-счастный», а не в значении социальном (как считают некоторые исследовате-ли). Комизм положения заключается именно в том, что Фока сам, доброволь-но (очень любя уху) поставил себя в такое незавидное положение, которое автор называет бедой . Семантика этого существительного была во времена И. А. Крылова довольно широкой. Это не только «несчастье, бедствие, горе», но и «опасность», как в данном случае.

Назовём несколько архаизмов, встречающихся в тексте. В частности, в морали мы видим глагол ведать в значении «знать», который сохранился в современном русском литературном языке в связанном употреблении: знать не знаю, ведать не ведаю; не ведают, что творят; знать да ведать (Кабы знала я, Кабы ведала . - А. К. Толстой). Прилагательное прямой употреб-лено в значении «истинный, настоящий, подлинный». Это переносное значе-ние фиксируется словарями XIX в.

Как ни бледно выглядит мораль, но такова была задумка автора, который с помощью бытовой жанровой сценки хотел довести до сознания современни-ков свою идею. Современный читатель несколько иначе понимает басню - более широко, но это не только не обедняет её содержания, а, наоборот, делает его глубже и многограннее.

Демьянова уха рисунок

Басня Демьянова уха читать текст онлайн

"Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай". -
"Соседушка, я сыт по горло". - "Нужды нет,
Еще тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!" -
"Я три тарелки съел". - "И полно, что за счеты:
Лишь стало бы охоты, -
А то во здравье: ешь до дна!
Что за уха! Да как жирна;
Как будто янтарем подернулась она.
Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!"
Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку
И не давал ему ни отдыху, ни сроку;
А с Фоки уж давно катился градом пот.
Однако же еще тарелку он берет,
Сбирается с последней силой
И - очищает всю.
"Вот друга я люблю! -
Вскричал Демьян. - Зато уж чванных не терплю.
Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!"
Тут бедный Фока мой,
Как ни любил уху, но от беды такой,
Схватя в охапку
Кушак и шапку,
Скорей без памяти домой -
И с той поры к Демьяну ни ногой.

Демьянова уха - Мораль басни Ивана Крылова своими словами, главная мысль и смысл басни

  • Гостеприимство может быть в тягость если навязываться
  • Всегда нужно уметь испльзовать слово нет, если это необходимо

Анализ басни Демьянова уха, герои

Басня – это небольшая сценка с диалогом. В басне всегда можно увидеть мораль, которую говорит автор или это могут быть герои. Но мораль не похожа на скучную нотацию и никогда не бывает длиной. Она всегда учит мудро и не заметно.
Гостеприимный человек Демьян всю ситуацию видит полностью и сразу. В его характере можно увидеть настойчивость, навязчивость, не в чем не знает меры. Фока очень вежливый, проявляющий терпение. Зная характеры этих героев, можно басню читать за них, выразительно и с интонацией. Такие авторы как Крылов и Грибоедов смогли передать тот тон, который нужен. Они очень хорошо знали какой тон голоса, интонация и где нужна.

Вообще подобрать правильную интонацию дело непростое. Возьми себя на время Демьяном. И тебе предстоит от чистого сердца накормить своего товарища, и он в этот момент не желает. Что за слова ты бы подобрал, в каком тоне их сказал? А как поступил в этот момент Фока?

Если обратить внимание на фразы Демьяна, то видим, как он уговаривает Демьяна. Он использует ласковые, внимательные слова. Его слова звучат так: «Миленький дружочек». Также он не забывает хвалить и свое кушанье, звучат милые слова. Используется разный тон голоса. Здесь есть и просьба «Поешь же», и мольба «Еще хоть», хвала «Как жирна».

Сейчас узнаем и Фоку. Тяжело ему. Во время еды он постоянно вздыхает, вытирает часто пот, поглядывает наевшимся взглядом на своего товарища и вскоре встает и уходит из-за стола. После этого он к Демьяну в гости не ногой. Сыт остался на долгое время.
Что есть смешным в данной басне? Часто басню воспринимают: накормил товарища чуть ли не до смерти – угощай в меру. Когда используется «демьянова уха»? Отсюда подводим итог, что все что нам предлагают лишнее, мы называем это «демьяновой ухой». Поэтому название данной басни стало пословицей.

Крылатые выражения, которые пошли из басни Демьянова уха

Демьянова уха

Слушать Басню Ивана Крылова Демьянова уха