Ярослав Мудрый — великий князь Киевской Руси. Интересные факты о ярославе мудром

Сыграли значительную роль в судьбе русского государства: сыновья правили различными княжествами, а дочери стали женами иностранных королей, что увеличило влияние Киевской Руси.

Однако, сыновьям Ярослава, как и их родителю, не удалось полностью избежать кровопролитных междуусобных войн за право главенства в государстве — союз, созданный в 1054 году тремя старшими Ярославичами (названный историками «Триумвират Ярославичей»), распался к 1073 году.

Дети Ярослава Мудрого — генеалогическая схема

Владимир Ярославич

На новогородское княжение посажен отцом, по разным летописям, в 1030 или 1034 году. В управлении княжеством ему помогали воевода Вышата и епископ Лука Жидята, впоследствии канонизированный.

В 1042 году Владимир совершил победоносный поход на ямь (территорию Южной Финляндии), а в следующем 1043 году ходил совместно с Харальдом Суровым на Византию . Византийский поход закончился неудачей.

Канонизирован Русской православной церковью в 15 веке, как «святой благоверный князь Владимир Ярославич Новгородский».

Анастасия Ярославна

(ок. 1023-1074/1094)

Старшая (предположительно) дочь Ярослава Мудрого и Ингигерды Шведской. Около 1038 года Анастасия Ярославна вышла замуж за венгерского герцога Андраша (Андрея), который, спасаясь от преследований со стороны короля Иштвана I, бежал в Киев. В 1046 году Андраш вместе с Анастасией вернулся в Венгрию, и, захватив престол, стал королём.

В 1060 году Андраш потерпел поражение от своего брата Белы, вскоре после чего скончался, и Анастасия с детьми вынуждена была бежать к германскому королю Генриху IV. Спустя несколько лет Анастасия смогла воспользоваться ситуацией и при помощи германского короля вернула трон сыну

Изяслав (Дмитрий) Ярославич

Второй сын Ярослава и Ингигерды, получил от отца княжение в Турове. После смерти в 1052 году старшего брата новгородского князя Владимира, Изяслав посадил в Новгороде своего сына Мстислава и по тогдашним династическим правилам, стал наследником киевского стола (хотя Владимир и оставил сына). После смерти отца, стал великим князем киевским.

Вместе с братьями Святославом и Всеволодом составлял Триумвират Ярославичей - князья управляли южными землями Киевской Руси в 1054-1073 годах не вступая в противостояние. В 1073 году между братьями вспыхнула вражда, а в 1078 году Изяслав погиб во время сражения с войсками своих племянников.

Елизавета Ярославна

(1025 - 1066/1067)

Вторая дочь (четвертый ребенок) в семье киевского князя Ярослава Мудрого и Ингегерды Шведской. Елизавета выросла при княжеском дворе в Киеве, где получила хорошее образование.

Зимой 1043/1044 года она вышла замуж за Харальда, который долго и упорно добивался её руки у Ярослава Мудрого. В 1046 году Харальд стал королём Норвегии, они с Елизаветой переехали в его королевство. Родила мужу двух дочерей - Марию и Ингигерд, впоследствии вышедшую замуж за датского короля Олафа Свейнссона и ставшую королевой Дании.

Святослав (Николай) Ярославич

Третий сын Ярослава Мудрого и Ингегерды Шведской. В 1054-1073 годах входил в «триумвират Ярославичей». Во время его княжения в Чернигове активизировалось строительство, а местный епископ принял статус митрополита.

1 ноября 1068 года под Сновском Святослав нанёс поражение половцам после того, как вместе с братьями был разбит ими на реке Альте.

В 1073 году, вступив в заговор со Всеволодом, сверг Изяслава, который бежал в Европу. 27 декабря 1076 года Святослав скончался на 50-м году жизни, став первой известной на Руси жертвой неудачной хирургической операции: он умер от «резания желве» (разрезания опухоли).

Всеволод (Андрей) Ярославич

Четвёртый сын Ярослава и Ингигерды. При жизни отца Всеволод не был его наместником в каком-либо городе и жил в Киеве при родителях. С 1054 по 1073 год - княжил в Переяславле-Русском и Ростовской земле, принадлежал к «триумвирату Ярославичей».

В 1046 женился на родственнице (предположительно — дочери) византийского императора Константина IX Мономаха, от брака с которой родился Владимир Мономах — будущий великий князь

Княжил в Киеве в 1076-1077 и с 1078 до конца жизни, первый правитель Киева, использовавший титул «князь всея Руси».

Анна Ярославна

(1032/1036 - 1075/1089)

Младшая из трёх дочерей киевского князя Ярослава Мудрого. В русских источниках, в том числе летописных, никаких сведений об Анне (как и о других дочерях Ярослава) не сохранилось.

Историк XVII века Франсуа де Мезере писал, что до Генриха I Французского «дошла слава о прелестях принцессы, а именно Анны, дочери Георгия (имя Ярослава в крещении), короля Руссии, ныне Московии, и он был очарован рассказом о её совершенствах». Анна родила Генриху четверо детей, в том числе будущего короля Франции Филиппа I. Была известна во Франции как Анна Русская или Анна Киевская.

Вячеслав Ярославич

О Вячеславе практически ничего не известно. Родился, вероятно, в Киеве, где жил до совершеннолетия. В 1054 году после смерти Ярослава получил Смоленское княжество. Умер спустя три года, в 1057.

Игорь Ярославич

Младший сын Ярослава и Ингигерды. В 1054 году получил по завещанию отца Волынское княжество, а в 1057 году, после смерти брата Вячеслава, был назначен тремя старшими Ярославичами княжить в Смоленске.

Как и его брат Вячеслав, Игорь скончался в раннем возрасте — в 1060 году. На момент смерти ему было около 24 лет. Оставил малолетних сыновей: Давыда и Всеволода, которые стали князьями-изгоями и по решению старших Ярославичей не наследовали своему отцу.

Существует теория, согласно которой существовала первая жена Ярослава (до 1019) - предположительно, норвежка по имени Анна, которая была в 1018 году захвачена в Киеве в плен польским королём Болеславом Храбрым вместе с сёстрами Ярослава и навсегда увезена в Польшу.

Предположительно, список детей Ярослава Мудрого можно дополнить именем Илья (до 1018 -?) - сын Ярослава Мудрого от Анны. Илья упоминается только в Новгородской летописи младшего извода в списке «А се по святомъ крещении, о княжении киевьстѣмъ…»:

И родися у Ярослава сынъ Илья, и посади в Новѣгородѣ, и умре. И потомъ разгнѣвася Ярославъ на Коснятина, и заточи и; а сына своего Володимира посади в Новѣгородѣ.

В эпоху Ярослава Мудрого произошло объединение Русской земли под властью единого правителя. Государство расширило свои границы. На новых рубежах были заложены города Ярославль и Юрьев. Важным фактором укрепления страны стал составленный при участии Ярослава первый письменный свод законов «Русская правда». Правитель способствовал культурному развитию русского государства, поощряя книжное знание и народное просвещение. Ему удалось добиться независимости киевской епархии от Константинополя и назначить митрополитом русского книжника Илариона. Он превратил Киев в крупнейший центр православного мира. В правление Ярослава в столице возвели Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения, храм Святой Софии, а также были основаны монастыри Святых Георгия и Ирины.

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

  1016 г. Победа Ярослава над Святополком под Любечем. Бегство князя Святополка в Польшу. Принятие Ярославом Владимировичем великого княжения на Руси.

  1016-1018, 1019-1054 гг. Княжение в Киеве Ярослава Владимировича Мудрого.

  1016 г. Составление Правды Ярослава — древнейшей части Русской Правды.

  Ок. 1017-1032 (по др. данным, 1037-1040-e) гг. Сооружение Софийского собора в Киеве.

  1017 г. Отражение Ярославом нападения печенегов на Киев.

  1018 г. Поход Святополка и польского короля Болеслава Храброго против великого князя Киевского Ярослава. Поражение войск великого князя Киевского Ярослава на реке Западный Буг. Бегство великого князя Ярослава в Новгород.

  1018 г. 14 августа — Взятие Киева объединенным войском Святополка и Болеслава Храброго. Болеслав захватывает в плен великокняжескую казну, сестер и жену Ярослава Анну.

  1018 г. Смерть жены Ярослава Анны в плену в Киеве.

  1019 г. Заключение Ярославом брака с Ингигердой, дочерью шведского короля Олафа. Принятие Ингигердой христианского имени Ирина. Битва на реке Альте между войсками Ярослава и Святополка. Поражение Святополка. Его бегство и смерть в Богемских горах. Возвращение Ярославом киевского престола.

  1020-е гг. Пребывание на митрополичьей кафедре в Киеве Иоанна.

  1020 г. Поход полоцкого князя Брячислава Изяславича на киевского князя Ярослава Мудрого.

  1021 г. Полоцкий князь Брячислав Изяславич напал на Новгород и захватил в плен много горожан. Ярослав отбил новгородцев, но для урегулирования конфликта отдал полоцкому князю в удел города Витебск и Усвят.

  1022 г. Поход Ярослава к городу Бресту и безуспешная осада его.

  1022 г. Подчинение тмутараканским князем Мстиславом Владимировичем касогов.

  1023 г. Князь Тмутараканский Мстислав двинулся походом на великого князя Ярослава. Поражение великого князя Ярослава в битве при Листвине под Черниговом.

  1023-1036 гг. Княжение в Чернигове Мстислава Владимировича Храброго.

  1024 г. Первое упоминание в летописи Суздаля в связи с восстанием горожан, возглавляемого волхвами.

  1025 г. Братья Мстислав и Ярослав подписали мирный договор при Городце, согласно которому территория по правому берегу Днепра отошла Ярославу, а по левому осталась за Мстиславом.

  1030-е гг. Сооружение Спасо-Преображенского собора в Чернигове.

  1030 г. Военный поход великого князя Ярослава против племен чудь. Утверждение власти Руси в регионе Чудского озера. Основание города-крепости Юрьева. Поход в Галицию и захват города Белза. Организация в Новгороде центра по переписке книг.

  1031 г. Безуспешная осада города Бреста.

  1032 г. Неудачный поход новгородской дружины под предводительством посадника Улеба (Ульфа Рагнвальдссона) к «Железным воротам» на Северную Двину.

  1035 г. Брак дочери Ярослава Елизаветы с норвежским принцем Харальдом, будущим королем Харальдом III.

  1036-1055 и 1058-1059 гг. Пребывание во главе Новгородской епархии епископа Луки Жидяты.

  1036 г. Смерть Мстислава. Объединение Руси под единоличным правлением великого князя Ярослава. Отражение Ярославом нападения печенегов на Киев.

  1037 г. Закладка на месте битвы с печенегами собора Святой Софии в Киеве.

  1038 г. Военный поход Ярослава против ятвягов.

  1041 г. Военные походы Ярослава в Литву и Мазовию. Брак сестры Ярослава Добронеги с польским королем Казимиром I.

  1042 г. Военный поход сына Ярослава Владимира на финское племя емь.

  1043 г. Брак Изяслава, сына Ярослава, с сестрой польского короля Казимира I Гертрудой. Неудачный поход сына Ярослава Владимира на Константинополь.

  1044 г. Поход Ярослава к Бресту, завоевание его и утверждение границы в Подляшье. Наложение дани на литовские племена.

  1044 г. Основание Новгорода-Северского.

  1044-1101 гг. Княжение в Полоцке Всеслава Брячиславича.

  1045-1050 гг. Сооружение Софийского собора в Новгороде.

  1046 г. Перенесение на Русь Смоленской иконы Божией Матери.

  1046 г. Брак сына Ярослава Всеволода и Марии, дочери императора Византии Константина Мономаха. Брак дочери Ярослава Анастасии с венгерским королем Андреем I.

  1047 г. Поход войска Ярослава в Мазовию, захват многих городов и пленных.

  Сер. XI в. Появление в южнорусских степях кочевого тюркского племени торков, вытеснение торками печенегов.

  1050 г. Смерть жены Ярослава Ингигерды.

  2-и пол. XI в. Обособление Черниговского княжества.

  1051 г. Брак дочери Ярослава Анны с французским королем Генрихом I.

  1051-1055 гг. Пребывание на митрополичьей кафедре в Киеве Илариона (первый митрополит из русских).

  1051 г. Основание Антонием Печерским Киево-Печерского монастыря.

  1054 г. Обособление Переяславского княжества.

  1054 г. Первое появление на Руси половцев во главе с ханом Болушем.

В его правление Русь вышла на те рубежи, в которых сплотился единый древнерусский народ. Историческая память чтит личность князя ростовского и новгородского, великого князя Ярослава Мудрого (978 - 1054 г.г.). С правлением Ярослава Мудрого, сына князя Владимира Крестителя, связано представление о «золотом веке» державы Рюриковичей. Личность же самого князя Ярослава воспринимается его потомками, как идеал русского князя.

Дорога к власти.

Не стоит, однако, забывать, что Ярослав не сразу стал «Мудрым», а Русь в начале его правления вовсе не была тем могущественным европейским государством, покровительства которого искали многие монархи. В начале своего княжения он получил Русь раздробленную и ослабленную. Долгие годы пришлось ему собирать и устраивать великое государство. Его отец, князь Владимир был несколько раз женат и от этих браков имел двенадцать сыновей.

В конце правления Великого киевского князя Владимира все княжеские сыновья были направлены в главные города Руси в качестве царских посадников. Князь Ярослав получил в управление сначала Ростов, а затем, после смерти нескольких старших братьев, Новгород. Там, вдали от Киева, молодой князь, почувствовал себя достаточно самостоятельным и решил отказать отцу в ежегодной дани. Князь Владимир собрался в поход на непокорного сына, но военным приготовлениям помешала смерть князя Владимира Крестителя Руси. В 1015 году престол в Киеве занял Святополк, старший из наследников князя Вдадимира. С этого момента между всеми братьями Владимировичами разгорелась кровавая междоусобная война. Рождённые от разных матерей, княжичи не желали признавать права нового киевского князя Святополка на старшинство в роду Рюриковичей. В этом противостоянии вскоре погибли князь Борис Ростовский, князь Глеб Муромский и князь Святослав Древлянский. Летописец обвиняет во всех этих убийствах киевского князя Святополка, называя его «Окаянным». А князья Борис и Глеб, принявшие мученическую смерть, вскоре были канонизированы православной церковью и стали первыми русскими святыми. Однако, повествования об этих стародавних событиях, вошедшее в древнерусские летописи, создавалось значительно позже – при сыновьях Ярослава, и не исключено, что летописцы стремились путем максимальных обвинений в адрес киевского князя Святополка снять с Ярослава обвинения в убийстве князей Глеба и Бориса. Тем не менее, сегодня в исторической науке существует гипотеза о непричастности князя Святополка к убийству Бориса и Глеба. Тем не менее, именно князь Ярослав сумел наилучшим образом воспользоваться сложившейся ситуацией после жестокого убийства Бориса и Глеба, и обернуть расклад политических сил в свою пользу.

К 1017 году из двенадцати сыновей князя Владимира в живых осталось лишь четверо : старший князь Святополк, князь Ярослав, князь Мстислав Тмутараканский и князь Судислав Псковский . Было ясно, что мирное сосуществование братьев невозможно, и борьба между ними будет идти до тех пор, пока один не сосредоточит в своих руках всю власть. С 1017 по 1019 год с переменным успехом шла борьба между Ярославом и Святополком за Киев, столицу древнерусского государства. В столкновения между братьями были вовлечены отряды варягов, поляков и печенегов. Наконец, князю Ярославу не без помощи хитрости удалось победить брата. Князь Святополк бежал из Киева в Польшу , где через какое-то время умер.

После своего утверждения в Киеве князю Ярославу пришлось бороться с князем Мстиславом Тмутараканским. В 1023 году тмутороканский князь Мстислав напал на Ярослава и победил его, но не стал захватывать Киев, так как он не хотел владычества над всей Русью. Князь Мстислав Тмутараканский видел себя единоличным правителем юго-восточных земель Руси, поэтому братья договорились о разделе Руси: земли по правому берегу Днепра оставались у князя Ярослава, а левобережные днепровские территории отходили князю Мстиславу. Лишь в 1035 году после смерти Мстислава Ярослав Владимирович вновь включил земли по левому берегу Днепра в свои владения.

Незавидной оказалась и судьба последнего сына князя Владимира, выжившего в этой междоусобице – князя Судислава Псковского . По приказу князя Ярослава князь Судислав Псковский был брошен в тюрьму, из которой был освобожден лишь после смерти брата Ярослава своими племянниками, да и то лишь для того, чтобы постричься в монахи.

Единовластный правитель.

Посвятив значительную часть своей жизни борьбе с собственными братьями, князь Ярослав Мудрый стал единовластным правителем на Руси. Князь Ярослав спешил сделать всё, что в его силах, для укрепления государственной власти и обустройства русской земли. Во внешней политике Руси князь Ярослав, как и его отец, больше надеялся на возможности дипломатии, чем на грубую силу оружие. Ярослав Мудрый сумел обеспечить для древней Руси признание и высокий авторитет на международной арене. Во времена князя Ярослава Мудрого дверь в Европу была широко открытая для древнерусского государства.

В эпоху средневековья положение той или иной страны Европы определялось её династическими связями. Чем могущественнее было европейское государство, чем большим авторитетом пользовался его глава, тем больше иностранных правителей, желали породниться с ним. Короли почти всех западноевропейских государств почитали за честь породниться с великорусским князем Ярославом Владимировичем из рода Рюрика.

Сам князь Ярослав в 1019 году, который княжил тогда в Новгороде, женился на дочери первого христианского короля Швеции Олафа (швед.Olof Skötkonung) княжне Ингигерде – Ирине (1001-1050 г.г.). В приданое шведская принцесса Ингегерда получила от отца город Альдейгьюборг (до 1703 года Ладога, ныне село Старая Ладога) с прилегающими землями, которые с тех пор стали называться Ингерия (фин. Инкеринмаа) — «земли Ингегерды». Княгиня Ингигерда с детства знала славянский язык, так как её мать, королева Астрид, была дочерью ободритского князя. Ободриты (архаич. ререги, бодричи) - средневековый союз славянских племен, относящийся к полабским славянам. Родственные связи «Конунга Ярицлейва» — князя Ярослава, будущего киевского князя и правителя всея Руси с сильнейшей скандинавской державы ещё больше укрепили княжеский престол Ярослава Мудрого. Княгиня Ирина (Ингигерда) стала матерью троих дочерей и шестерых великих князей: Владимир Ярославич (1020-1052 г.г.), князь новгородский.
Изяслав I Ярославич (1024-10-78 г.г.), князь туровский, женился на дочери польского короля Мешко II княгине Гертруде.
Святослав II Ярославич , князь черниговский, в 1054-1073 составил с братьями «триумвират Ярославичей» и правил Древнерусским государством вместе со старшим братом Изяславом и младшим Всеволодом, а с 1073 года стал великим князем киевским.
Всеволод Ярославич (1030-1093 г.г.), с 1078 г. — «князь всея Руси» женился на греческой царевне Анастасии (по другим сведениям - Марии). Старший сын Всеволода Ярославовича от брака с византийской принцессой из рода Мономах, князь Владимир был назван в честь своего деда – Владимиром Мономахом.
Вячеслав Ярославич (1036-1057 г.г.), женился на германской принцессе Оде Леопольдовне, графине Штаденской.
Игорь Ярославич (1035-1060 г.г.), князь волынский женился на германской принцессе Кунигунде, графине Орламиндской.

Елизавета (1025-1056 г.г.), в замужестве - Эллисава, в 1043 г. стала женой норвежского короля (с 1046 по 1066 год) Харальда III Сигурдарсона, младшего брата Олафа Святого. Их дочь Ингигерд (внучка Ярослав Мудрого) вышла замуж за датского короля Олафа Свейнссона и стала королевой Дании в 1086-1095 годах, и королевой Швеции в 1105-1118 годах, став женой шведского принца Филиппа.
Анастасия (1023-1094 г.г)(в замужестве - Агмунда) стала женой венгерского герцога Андраша I, королева Венгрии в 1046-1060 годах.
Анна (1032 — 1089 г.г.), вышла замуж за короля Генриха I Французского, до которого «дошла слава о прелестях принцессы, а именно Анны, дочери Георгия, короля Руссии, ныне Московии, и он был очарован рассказом о её совершенствах» . 14 мая 1049 г., в день Святой Троицы , в древней французской столице – городе Реймсе – Генрих I торжественно обвенчался с княгиней Анной Ярославовной . Она подарила Реймскому собору святое Евангелие, привезённое из Киева, впоследствии названое «Реймское Евангелие». На этом Евангелии, написанном кириллицей в киевском Софийском соборе в 40-х гг. XI века, короли Франции на протяжении многих веков приносили клятву верности французскому государству. Во Франции она стала известна как Анна Русская , а после смерти короля Генриха I королева Анна стала регентшей при малолетнем сыне Филиппе I. В 1060 г. королева Анна, выполняя давний обет, основала монастырь Святого Викентия в Санлисе. Надпись на цоколе гласила: «Анна Русская, королева Франции, основала этот собор в 1060 году».
Польский король Казимир Восстановитель в 1039 г. женился на сестре князя Ярослава Мудрого княжне Марии Добронегой , большие земли, полученные в её приданное обогатили польское королевство. Этот династический союз утвердил за Русью червенские города.

Таким образом, Ярослав Мудрый к концу 1040-х годов укрепил союзы с крупнейшими странами западной Европы от Скандинавии до Византии на восточной границе империи, все страны Европы были связаны матримониальными союзами с древней Русью.

Внутри страны деятельность Ярослава Мудрого ознаменовалась экономическим подъёмом, укреплением экономических и культурных связей между её отдельными частями, расцветом «стольного града» Киева. Великий князь Ярослав Мудрый упорядочил правовой порядок на Руси и провёл реформы её церковного устройства. При Ярославе возник первый свод Законов, регулировавший отношения внутри княжеских владений, названный «Русской правдой» . Устав законов Ярослава Мудрого, или древнейшая «Русская правда», была дана Новгороду в 1016 году, как сборник правовых норм общественной жизни. Позднее «Русская правда» расширялась и дополнялась новыми статьями, но именно «Правда Ярослава» начала XI века положила начало процессу установления государственных законов и порядка на Руси, то есть стала первым русским письменным законодательным актом. В своей церковной политике Ярослав ориентировался на законы и уставы Константинопольского патриархата. Именно при великом князе Ярославе Мудром Киевская митрополия окончательно вошла в орбиту влияния константинопольской церкви и стала одной из 72 епархий , подчинявшихся патриарху Константинопольскому. Правда, при этом влиянии Константинополя, князь Ярослав Мудрый стремился отстоять самостоятельность русской православной церкви. Из Византии в киевскую митрополию присылались митрополиты-греки, не знавшие славянского языка, чуждые местным традициям. После целого ряда неудачных назначений в русскую православную епархию по настоянию Ярослава, главой русской церкви был избран русский по происхождению священник, талантливый публицист и образованнейший человек своего времени Илларион .

Большим успехом князя Ярослава Мудрого стал разгром осадивших Киев печенегов, в 1036 году. В том году он пошел в Новгород, чтобы посадить там на княжение своего старшего сына Владимира Ярославовича. На Северо-Западе Руси его и застигла весть о том, что печенеги осадили Киев. Князь Ярослав спешно собрал войско из варягов и новгородских славян, и с этой ратью князь пришёл к Киеву. Битва с печенегами была жестокая, тем не менее, войско Ярослава Мудрого смогло одолеть и полностью разгромить захватчиков печенегов. После поражения под Киевом печенеги больше не нападали на русские земли и вскоре были вытеснены из южно-русских степей другими тюркскими кочевыми племенами – половцами.

На месте своей победы над печенегами князь Ярослав Мудрый заложил храм святой Софии, а неподалеку – монастыри святого Георгия и святой Ирины – в честь своих небесных покровителей и своей жены. В 1036-1037 годах по приказу Ярослава Мудрого были построены мощные крепостные укрепления «города Ярослава», Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. Прообразами всех этих построек были архитектурные сооружения Константинополя и Иерусалима. Новый город Ярослава был призван символизировать перемещение центра православного мира на Русь.Город Ярослав стал столицей древнерусского государства.

Успешно отбиваясь от натиска с юго-востока, Русь продолжала наступление на запад: Ярослав несколько раз вторгался на земли ятвягов и ляхов. В 1030 году князь Ярослав основал на западном берегу Чудского озера город Юрьев, названому так по второму, христианскому имени Ярослава Мудрого – Юрий (ныне город Тарту). Юрьев долго служил опорным пунктом Руси в западных землях . Для защиты Руси с юга князь Ярослав велел на реке Рось рубить новые крепости – Юрьев, Торческ, Корсунь, Треполь и другие . На далеком северо-востоке Руси , в местах, где ещё сильно было язычество, был заложен город Ярославль.

Плоды просвещения.

Князь Ярослав Мудрый понимал значение христианского просвещения. Главным оружием в борьбе с язычеством он считал священные книги. Собирая повсюду летописцев, переписчиков книг и переводчиков с греческого, он умножил число книг на Руси и постепенно ввёл их в повсеместное использование для посвящения народа. Со времён великого князя Ярослава книжная премудрость, обучение грамоте с детских лет прочно утвердилась в русских землях. Показательно, что сын Ярослава Всеволод , ставший в 1078 г. «князем всея Руси» выучил пять языков, не выезжая из Киева. Похоже, что тогда в русской столице имелись и возможности, и необходимость в овладении иностранными языками.

Время великих князей Владимира и его сына Ярослава Мудрого стали эпохой расцвета Киевской Руси, достигшей своей экономической и политической мощи. Не случайно только эти князья могли позволить себе чеканить собственные золотые и серебряные монеты .

Скончался Ярослав Мудрый 19 февраля 1054 года в своей загородной резиденции Вышгороде. Похоронили его в Киеве, в Софийском соборе. Один из обучившихся грамоте подданных князя, процарапал на стене храма надпись: «В лето 6562 (1054 год) месяца февраля 20-го успение царя нашего…». В год смерти Ярослава Мудрого состоялось событие огромной важности. После длительного противостояния Рима и Константинополя произошёл окончательный раскол христианской церкви на римско-католическую (западную) и греко-православную (восточную) . Римский Папа нашёл поддержку в Западной Европе – у Германии, Франции, испанских королевств, Генуи, а Царьградский патриарх – у Болгарии и Сербии. Русь, введенная Ярославом в Константинопольскую метрополию стала оплотом православного христианства. Через несколько столетий, с падением Византии, именно Россия подняла стяг православия византийского Царьграда, превратившись в новую империю, наследницу Византии.

Великими созидательными делами князь Ярослав Мудрый заслужил почётное место в истории древней Руси. Ярослав Мудрый не относился к числу завоевателей, но в его княжение русская земля расширилась за счёт присоединения северных и восточных земель (ныне Пермская, Архангельская и Вологодская области). Каменный пояс — Уральские горы стали восточной границей Руси. Русь приобрела те рубежи, в рамках которых и сплотился единый древнерусский народ, столь бесцеремонно разделенный Литвой и татарами после XIII века. Именно, великий князь Ярослав Мудрый завершил собирание разрозненных княжеств «Всея Руси», за возвращение которых столетия спустя вели борьбу московские государи, а завершили объединение русских земель в единое государство уже императоры России.

День памяти Великого князя Ярослава Мудрого 5 марта (20 февраля по ст. стилю)

ЯРОСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ по прозванию Мудрый (978−1054) — князь ростовский, великий князь киевский и новгородский. Основатель Ярославля.

Благоверный князь Ярослав Мудрый. Художник С.Н.Гусев. Иконописная мастерская "София" (Ярославль). 2009

Четвертый сын Владимира I Святославовича от Рогнеды, княжны полоцкой. Княжил в Ростове с конца X в. или самого начала XI в. и до 1010, когда принял новгородское княжение по смерти Вышеслава, старшего сына Владимира I. В годы княжения в Ростове на устье речного пути от Волги к Ростову как военный княжеский форпост основал Ярославль , в окрестностях которого располагались военно-торговые фактории союзных Ярославу скандинавов и словен-новгородцев.

Легенда об основании Ярославля, дошедшая в списке XVIII в.(публикуется ниже ), показывает Ярослава в роли князя-жреца в ритуале жертвоприношения священного племенного медвежьего культа и одновременно как князя-христианина, обратившего местных язычников в христианскую веру. Данные легенды говорят в пользу ранней даты возникновения Ярославля в конце X — начале XI в., в пору христианизации Руси при жизни Владимира I Святославича, когда Ярослав контролировал Ростов и верхневолжский путь к Новгороду. По старо-ярославскому преданию построил первую в Ярославле деревянную церковь во имя св. пророка Илии на Волге при устье оврага Медведица.

Опираясь на наемные скандинавские дружины и новгородцев, с 1016 утвердился на великокняжеском столе в Киеве, одержав победу над старшим братом Святополком — убийцей братьев-князей Бориса и Глеба. Создал предпосылки их будущей канонизации как страстотерпцев, первых святых патронов Русской земли. Будучи новгородским князем, Ярослав совершил в 1024 поход в Суздальскую землю для подавления антихристианского и антифеодального выступления жрецов старого языческого племенного культа.

В 1026 Ярослав утвердился в Киеве, «разделиста по Днепръ Русьскую землю» с братом Мстиславом, а после его смерти в 1036 «перея власть его всю и бысть самовластець Русьстеи земли». В 1037 построил собор св. Софии в Киеве, при котором учредил митрополию, книгописную школу и библиотеку. Покровительствовал распространению книжно-христианской культуры на Руси, за что получил прозвание« Мудрый». Летописная статья« Повести временных лет» под 1037 содержит похвалу книгам и князю Ярославу Мудрому.

Способствовал поставлению митрополитом в Киеве первого митрополита-русина Илариона, проповедь которого на освящение св. Софии в Киеве — «Слово о законе и благодати» — стала программным манифестом русского младохристианства.

Благоверный князь Ярослав Мудрый начал почитаться на Руси сразу после смерти, хотя формально не входил в число святых Русской православной церкви. 9 марта 2004 года, в связи с 950-й годовщиной смерти, он был внесён в святцы Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, а в следующем году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, 20 февраля(5 марта) было внесено в месяцеслов как день памяти благоверного князя Ярослава Мудрого. Определением Архиерейского собора РПЦ от 3 февраля 2016 года установлено общецерковное почитание благоверного князя Ярослава Мудрого.

ПУБЛИКАЦИИ

Сказание о построении града Ярославля

(По книге: А. Лебедев. Храмы Власьевского прихода г. Ярославля. — Ярославль, 1877. )

В тех летех, егда великий князь Киевский Володимир просвети землю русску светом христианския веры, тогда сей христолюбивый князь даде сыном своим каждому град во одержание, и град великий Ростов со областию предаде сыну своему Борису, а последи брату его Ярославу. Во области же сей не на мнозе пути от града Ростова, яко на 60 поприщ при брезе рек Волги и Которосли лежаше некое место, на нем же последи создася славный град Ярославль. И сие место бысть зело пусто: зане высокая древеса растуща, да травяны пажити точию обретахуся. Человек же обители единой бысть. И се бысть селище, рекомое Медвежий угол, в нем же насельницы человецы, поганыя веры языцы, зли суще. И вельми страшно место сие бысть, зане онии человецы живяше точию по своей воли, яко мнози и грабления и кровопролития верным твориша. В делание же смысленна прилепляхуся егда на зверя или лов рыб исходише, держаше же сии людии и мнозии скотии, и сими себя насыщаху.

Идол, ему же кланястася сии, бысть Волос, сиречь скотий бог. И сей Волос, в нем же бес живя, яко и страхи мнози твори, стояше осреди логовины, нарицаемой Волосовой, отселе же и скотии по обычаю на пажити изгоняше. Сему многокозненному идолу и кереметь створена бысть и волхв вдан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная ему кури. Такое гда прииде первый спут скотия на пажити, волхв закала ему тельца и телицу, в обычное же время от диких зверей жертвенное сожига, а в некиих зело больных днех и от человек. Сей волхв яко пестун диавола, мудрствуя силою исконнаго врага, по исходищу воскурения жертвенного разумева и вся тайная и глагола словеса приключившимся ту человеком, яко словеса сего Волоса. И вельми почтен бысть сей волхв у языцев. Но люто и истязуем бываше, егда огнь у Волоса преста: волхва по том же дне и часе реши керемети, и по жребию избра иного, и сей закла волхва и, ражже огнь, сожига в сем труп его, яко жертву точию довольну возвеселити сего грозна бога. Тако исконный враг рода человеческого омрачи сердце сих человеков, и тако сии человецы жиша мнози леты.

Но в некоем лете прилучися благоверному князю Ярославу плыти на ладиях с сильною и великою ратью по реце Волге, у праваго берега оной, идеже стоя то селище, зовомое Медвежий угол. Князь узре, яко некии люди жестоци наноси гибель судом, шествовавшим с товары по Волге; купцы же на суднех сих крепко обороняшеся, но невозможе одолети силу окаянных, яко разбойницы сии и суда их предаваху запалению огненну. Согляда вся творимая, благоверный князь Ярослав повеле дружине своей устрашити и разгнати шатание сих беззаконных, да спасутся неповиннии. И дружина Князя храбро приступи на врагов, яко сии окаяннии нача от страха трепетати и в велии ужасе скоро помчеся в ладиях по Волге реце. Дружина же Князя и сам Князь Ярослав погнася за неверными, да оружием бранным погубит сих. И, о велия Божия милости, и сколь неизреченны и неисследимы судьбы его, и кто исповесть милость его к христианам! молитвами пречистыя Богородицы и святых угодников его княжее воинство победи врагов на месте, идеже некое сточие водно исходи в Которосль, за ним же и селище то стояше. И Благоверный Князь поучи людей оних, какожи ти и обиды не творити никому же, а наипаче, дозна богомерзку веру их, моли их креститися. И людии сии клятвою у Волоса обеща князю жити в согласии и оброцы ему даяти, но точию не хотяху креститися. И тако Благоверный Князь отыде в престольный град свой Ростов.

Не по мнозем же времени Князь Ярослав умысли паки прибыти в Медвежий угол. И прибы семо со епископом, со пресвитеры, диаконы и церковники, мастеры и с воины; но егда входи в сие селище, людие сего испусти от клети некоего люта зверя и псов, да растешут Князя и сущих с ним, Но Господь сохрани Благоверного князя; сей секирою своею победи зверя, а пси, яко агнцы, не прикоснулися никомуждо от них. И виде безбожнии и злии людии вся сия, ужасеся и падоша ниц Князю и быша аки мертвы. Благоверный же Князь мощным гласом сим людем возгласи: кто убо вы, не суть ли тии людии, кои клятвою уверяше пред вашим Волосом верно служить мне, Князю вашему? Кий же он бог, яко и клятву при ним створенну сами преступи и попра? Но весте, яко аз не на потеху зверину или на пир многоценна пития испивати пришед, но победу сотворити. И слыша глаголы сия, невернии людии невозможе отвещевати ни единаго словесе.

По сем Благоверный Князь опасно согляда все место пусто, на утрии же из шатра своего изнесе икону Богоматери с предвечным Ея Младенцем Господом нашим Иисусом Христом, и со епископом, и со пресвитеры, и со всем духовным чином, и с мастеры и с воины прииде на брег Волги, и тамо на острову, его же учреди реки Волга и Которосль и проточие водное, постави на месте уготованном икону Богоматери и повеле епископу сотворити пред нею молебное пение и святити воду и сею кропити землю; сам же Благоверный Князь водрузи на земле сей древян крест и ту положи основу святому храму пророка Божия Илии. A храм сей посвяти во имя сего святаго угодника, яко хищнаго и лютаго зверя победи в день его. По сем христолюбивый Князь повеле народу рубити древеса и чистити место, идеже умысли и град создати. И тако делатели нача строити церковь св. пророка Илии и град созидати. Град сей Благоверный Князь Ярослав назваво свое имя Ярославлем, насели его христианами, а в церкви постави пресвитеры, диаконы и клирики.

Но егда же и построися град Ярославль, насельницы Медвежияго угла не приобщашеся граду, живяше особь и кланяшеся Волосу. Бысть же во дни некия во области сей велия засуха, яко от люта зноя и травы и всяк злак сельный погоре, и бысть в тое время скорбь велия в людех, понеже и скотии к смерти от глада доходиша. В сицевой печали невернии сии человецы моли слезно своего Волоса, да низведет дождь на землю. В сие время, по некоему случаю, проходи у керемети Волосовой един от пресвитер церкви пророка Божия Илии, и сей, узре плачь и воздыхание многое, рече к народу: о несмысленная сердцем! Что слезите и жалостно вопите богу вашему? Или слепи есте, яко Волос крепко успе, тако возбудят ли его моления ваша и воня жертвенная? Вся сия суетно и ложно яко и сам Волос, ему же вы кланяетесь, точию есть бездушный истукан. Тако тщетно трудите себе. Но хощете ли зрети силу и славу Бога истиннаго, ему же мы кланяемся и ему же служим? Сей Бог и небо и землю сотвори, такочесо не может сотворити и дати? Идем во град, да узрим силу и славу Его.

И невернии хотяху посрамити пресвитера, яко ложь проглагола, пойдево град. И егда прииде ту, благочестный пресвитер народу неверному повеле стати особь от храма св. пр. Илии, а сам соедини весь священный духовный чин и с ним затворисяво храме. Оболчшася тамо во одежды священны, и много и слезно молишися в Троице славимому Богу, пречистей Матери Господа нашего Иисуса Христа и святому славному пророку Божию Илии, да обратятся невернии сии людии ко истинной вере Христовой и просветятся светом крещения. И, сотворив молитвенная, пресвитер повеле ударяти в тяжкия била церковныя и изнести из храма св. иконы и поставити сии на аналогии у места, где стояше невернии. Вся сия устрои, благочестный пресвитер с крестом, в руце держимом, возгласи; аще предстательством пресвятыя Богородицы и святого пророка Илии, их же начертание зрите, Господь восприимет моление нас, грешных раб своих, яко в день сей дождие излиется на землю, то уверуете ли в истиннаго Бога и крестится ли кийджо от вас во имя Отца и Сына и Святаго Духа? И сии люди рекоша: уверуем и крестимся!

И тако пресвитер со иными пресвитры и диаконы и клиром церковным и со всеми христианы пред иконы сотвори молебныя службы и, преклонь колена с плачем и воздыханием велиим, яко и руце свои к небу воздевающе, моли Господа и творца всяческих, да повелит дождю излиятися на землю. И той час бысть туча чревата и грозна зело, и пролияся дождь велий; видев же пресвитеры и вся христианы бывшее вкупе прослави Бога и Пречистую Матерь Господа нашего Иисуса Христа и св. пророка Божия Илию. Невернии же людии, зряще сие чудо, взываху: велий Бог христианский! И изшед из града, много пакости сотвори Волосу, яко и плююще нань и растеса его на части и кереметь сокруши и предаде огненну запалению. Последи же людии сии с радостию идяху на реку на Волгу и тамо пресвитеры, на брезе реки стояше и молитвенная возгласше, крести всяки возраст и пол мужеск и женск во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Тако благодатию Божиею вера истинная воссия зде и жилище безбожное обителию христианскою соделася.

Но по некоем времени, егда восприя сии человецы христианскую веру, ненавистник всякаго добра диавол, не хотя зрети веры сия в людех, чини им мнозии страхования на месте, идеже некогда стояше Волос: ту и сопели и гусли и пение многажды раздавашеся и плясание некое видимо бываше; скотии же, егда на месте сем хождаху, необычно худобе и недугу предавашеся. И о сем человецы сии велие скорбя, поведа пресвитеру бывающая, и молвиша, яко вся сия напасть бысть гнев Волоса, яко сей претворися в злаго духа, да он сокрушит людии, скотие их, како сокрушиша его и кереметь. Пресвитер же уразуме ту прелесть диавола, яко сим злокозненным омрачением и страхом и недугом скотия сей исконный враг токмо хощет погубити людии Христовы. И пресвитер не мало поучи народ, а последи совет сотвори, да просят сии человецы Князя и епископа на месте, идеже стоя кереметь, построити ту храм во имя святаго Власия, епископа Севастийскаго, яко сей угодник Божий вельми силен своим ходатайством к Богу разорити наветы диавола и сохранити скотие людей христианских.

И тако людии сии моли Князя, да повелит построити храм, а Князь моли епископа дати благословение построити церковь древяну во имя священномученика Власия. И, о велие чудо! Егда освяти храм, бес преста страхования творити и скотие на пажити сокрушати и за сие зримое чудо людие восхвалиша Бога, тако благодеющего, и благодариша его угодника святаго Власия чудотворца.

Тако построися град Ярославль и создася сия церковь великаго угодника Божия Власия, епископа Севастийского.

ПУБЛИКАЦИИ

Ярослав I Владимирович Мудрый

(Статья из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона )

Ярослав — сын св. Владимира и Рогнеды, один из наиболее знаменитых древнерусских князей. Еще при своей жизни произведя первый раздел земель между сыновьями, Владимир посадил Ярослава в Ростове, а потом, по смерти старшего сына Вышеслава, перевел его в Новгород, помимо старшего — Святополка Туровского, который, по свидетельству Дитмара, был тогда под гневом отца и даже в заключении.

Будучи князем новгородским, Ярослав хотел порвать всякую зависимость от Киева и стать совершенно независимым государем обширной Новгородской области. Он отказался(1014 г.) платить отцу ежегодную дань в 2000 гривен, как делали все посадники новгородские; его желание совпадало и со стремлением новгородцев, которые всегда тяготились зависимостью от южной Руси и налагаемой на них данью. Ярослав был недоволен еще тем, что отец оказывал предпочтение младшему его брату, Борису. Разгневавшись на Ярослава, Владимир готовился лично идти против него и велел уже исправлять дороги и строить мосты, но вскоре заболел и умер. Великокняжеским столом завладел старший в роде Святополк, который, опасаясь любимого тевлянами Бориса и желая сделаться единодержавным правителем всей Руси, умертвил трех братьев(Бориса, Глеба и Святослава); такая же опасность грозила и Ярославу.

Между тем Ярослав поссорился с новгородцами: причиной ссоры было явное предпочтение, которое Ярослав и его жена, шведская принцесса Ингигерда(дочь шведского короля Олава Скёткокунга), оказывали наемной варяжской дружине. Варяги, пользуясь своим влиянием, возбуждали против себя население жестокостью и насилиями; дело доходило до кровавого возмездия со стороны новгородцев, а Ярослав в таких случаях обыкновенно принимал сторону наемников и однажды казнил многих граждан, заманив их к себе хитростью. Считая борьбу со Святополком неминуемой, Ярослав искал примирения с новгородцами; последние легко согласились идти с ним против брата; отказать Ярославу в помощи и вынудить своего князя к бегству — значило бы возобновить зависимые отношения к Киеву и принять оттуда посадника; кроме того Ярослав мог вернуться из-за моря с варягами и отомстить Новгороду. Собрав тысяч 40 новгородцев и несколько тысяч варяжских наемников, которых нанял раньше для войны с отцом, Ярослав двинулся против Святополка, призвавшего себе на помощь печенегов, в злой сече одолел его под г. Любечем, вступил в Киев и занял великокняжеский стол(1016 г.), после чего щедро наградил новгородцев и отпустил их домой.

Бежавший Святополк возвратился с полками своего тестя, польского короля Болеслава Храброго, который рад был случаю вызвать смуту на Руси и ослабить ее; вместе с поляками пришли еще дружины немцев, венгров и печенегов. Сам польский король шел во главе войск. Ярослав был разбит на берегах Буга и бежал в Новгород; Болеслав отдал Киев Святополку(1017), но сам вскоре ушел из Киева, узнав о новых приготовлениях Ярослава и потеряв много поляков, убитых киевлянами за насилия. Ярослав, получив опять помощь от новгородцев, с новым большим войском разбил наголову Святополка и его союзников-печенегов, на р. Альте(1019), на том месте, где был убит Борис. Святополк бежал в Польшу и по дороге умер; Ярослав в том же году стал великим князем киевским.

Только теперь, по смерти Святополка, Ярослав прочно утвердился в Киеве и, по выражению летописца, «утер пота со своею дружиной». В 1021 г. племянник Ярослава, кн. Брячислав Изяславич полоцкий, объявил притязания на часть Новгородских областей; получив отказ, он напал на Новгород, взял и разграбил его. Услышав о приближении Ярослава, Брячислав ушел из Новгорода со множеством пленников и заложников. Ярослав нагнал его в Псковской обл., на р. Судоме, разбил его и освободил пленных новгородцев. После этой победы Ярослав заключил с Брячиславом мир, уступив ему Витебскую волость.

Едва окончив эту войну, Ярослав должен был начать более трудную борьбу со своим младшим братом Мстиславом тмутараканским, прославившимся победами над касогами. Этот воинственный князь требовал от Ярослава раздела русских земель поровну и подошел с войском к Киеву(1024). Ярослав в то время был в Новгороде и на севере, в Суздальской земле, где был голод и сильный мятеж, вызванный волхвами. В Новгороде Ярослав собрал против Мстислава большое войско и призвал наемных варягов, под начальством знатного витязя Якуна Слепого(см.). Войско Ярослава встретилось с ратью Мстислава у местечка Листвена(близ Чернигова) и в жестокой сече было разбито. Ярослав снова удалился в свой верный Новгород. Мстислав послал ему сказать, что признает его старшинство и не добивается Киева. Ярослав не доверял брату и воротился лишь собрав на севере сильную рать; тогда он заключил с братом мир у Городца(вероятно, близ Киева), по которому земля русская разделена на две части по Днепру: области по восточную сторону Днепра отошли к Мстиславу, а по западную — к Ярославу(1025).

В 1035 г. Мстислав умер и Ярослав стал единовластно править русской землей(«был самовластцем», по выражению летописца). В том же году Ярослав посадил в «поруб»(темницу) брата своего, кн. Судислава псковского, оклеветанного, по словам летописей, перед старшим братом. Причина гнева Ярослава на брата неизвестна; вероятно, последний изъявлял притязания на раздел выморочных волостей, переходивших целиком к Ярославу В руках Ярослава были соединены теперь все русские области, за исключением полоцкого княжества.

Кроме указанных войн, связанных с княжескими междоусобицами, Ярославу пришлось еще совершать много походов против внешних врагов; почти все его княжение наполнено войнами. В 1017 г. Ярослав успешно отразил нападение печенегов на Киев и затем боролся с ними, как с союзниками Святополка Окаянного. В 1036 г. летописи отмечают осаду Киева печенегами, в отсутствие Ярослава, отлучившегося в Новгород. Получив об этом известие, Ярослав поспешил на помощь и наголову разбил печенегов под самыми стенами Киева. После этого поражения нападения печенегов на Русь прекращаются.

Известны походы Ярослава на север, против финнов. В 1030 г. Ярослав ходил на Чудь и утвердил свою власть на берегах Чудского озера; он построил здесь город и назвал его Юрьевым, в честь своего ангела(христианское имя Ярослава — Георгий или Юрий). В 1042 г. Ярослав отправил сына Владимира в поход на Ямь; поход был удачен, но дружина Владимира вернулась почти без коней, вследствие падежа.

Есть известие о походе русских при Ярославе к Уральскому хребту, под предводительством какого-то Улеба(1032).

На западных границах Ярослав вел войны с Литвой и ятвягами, по-видимому — для прекращения их набегов, и с Польшей. В 1022 г. Ярослав ходил осаждать Брест, успешно или нет — неизвестно; в 1030 г. он взял Бельз(в сев.-вост. Галиции); в следующем году с братом Мстиславом взял червенские города и привел много польских пленников, которых расселил по р. Роси в городках для защиты земель от степных кочевников. Несколько раз Ярослав ходил в Польшу на помощь королю Казимиру для усмирения восставшей Мазовии; последний поход был в 1047 г.

Княжение Ярослава ознаменовалось последним враждебным столкновением Руси с греками. Один из русских купцов был убит в ссоре с греческими. Не получая удовлетворения за обиду, Ярослав послал к Византии большой флот(1043), под начальством старшего сына — Владимира Новгородского и воеводы Вышаты. Буря рассеяла русские корабли; Владимир истребил посланный для его преследования греческий флот, но Вышата был окружен и взят в плен при г. Варне. В 1046 г. был заключен мир; пленные с обеих сторон возвращены, и дружественные отношения скреплены браком любимого сына Ярослава, Всеволода, с греческой царевной.

Как видно из летописей, Ярослав не оставил по себе такой завидной памяти, как его отец. По отзыву летописи, «он был хромоног, но ум у него был добрый и на рати был храбр»; при этом прибавлено еще, что он сам книги читал — замечание, свидетельствующее об его удивительной для того времени учености.

Княжение Ярослава важно как эпоха высшего процветания Киевской Руси, после которого она быстро стала клониться к упадку. Значение Ярослава в русской истории основывается главным образом не на удачных войнах и внешних династических связях с Западом, а на его трудах по внутреннему устройству земли русской. Он много содействовал распространению христианства на Руси, развитию необходимого для этой цели просвещения и подготовки священнослужителей из русских. Ярослав основал в Киеве, на месте своей победы над печенегами, храм св. Софии, великолепно украсив его фресками и мозаикой; построил там же монастырь св. Георгия и монастырь св. Ирины(в честь ангела своей супруги). Киевский храм св. Софии построен в подражание цареградскому. Ярослав не щадил средств на церковное благолепие, приглашая для этого греческих мастеров. Вообще он украсил Киев многими постройками, обвел его новыми каменными стенами, устроив в них знаменитые Золотые ворота(в подражание таким же цареградским), а над ними — церковь в честь Благовещения.

Ярослав прилагал немало усилий и для внутреннего благоустройства православной церкви и успешного развития христианской веры. Когда в конце его княжения надо было поставить нового митрополита, Ярослав велел собору русских епископов поставить митрополитом священника с. Берестова Илариона, родом из русских, желая устранить зависимость русской духовной иерархии от Византии. Чтобы привить в народ начала христианской веры, Ярослав велел переводить книги рукописные с греческого на славянский и много сам их покупал. Все эти рукописи Ярослав положил в библиотеку построенного им Софийского собора для общего пользования. Для распространения грамоты Ярослав велел духовенству обучать детей, а в Новгороде, по позднейшим летописным данным, устроил училище на 300 мальчиков. При Ярославе приехали в Русь из Византии церковные певцы, научившие русских осьмогласному(демественному) пению.

Наиболее известным остался Ярослав потомству как законодатель: ему приписывается древнейший русский памятник права — «Устав» или« Суд Ярославль» или« Русская Правда». Большинство ученых(Калачев, Бестужев-Рюмин, Сергеевич, Ключевский) по весьма веским соображениям полагают, что« Правда» есть сборник действовавших тогда законов и обычаев, составленный частными лицами. Как видно из самого памятника, «Правда» составилась не при одном Ярославе, но и после него, в течение XII в.

Кроме« Правды» при Ярославе появился церковный устав или Кормчая книга — перевод византийского Номоканона. Своей законодательной деятельностью, заботами о распространении христианства, о церковном благолепии и просвещении Ярослав так возвысился в глазах древнерусских людей, что получил прозвание Мудрого.

Немалую роль в деятельности Ярослава играли и заботы о внутреннем благоустройстве земли, ее спокойствии и безопасности: он был князем-«нарядником» земли. Подобно отцу, он заселял степные пространства, строил города(Юрьев — Дерпт, Ярославль), продолжал политику предшественников по охране границ и торговых путей от кочевников и по защите интересов русской торговли в Византии. Ярослав огородил острожками южную границу Руси со степью и в 1032 г. начал ставить здесь города, поселяя в них пленных поляков.

Время Ярослава было эпохой деятельных сношений с государствами Запада. Ярослав был в родственных связях с норманнами: сам он был женат на шведской принцессе Ингигерде(в православии Ирина), а норвежский принц Гаральд Смелый получил руку его дочери Елизаветы. Некоторые сыновья Ярослава также были женаты на иностранных принцессах(Всеволод, Святослав). Принцы и знатные норманны находили приют и защиту у Ярослава(Олав Святой, Магнус Добрый, Гаральд Смелый); варяжские торговцы пользуются его особым покровительством. Сестра Ярослава Мария была замужем за Казимиром Польским, вторая дочь его Анна — за Генрихом I Французским, третья, Анастасия — за Андреем I Венгерским. Есть известия иностранных летописцев о родственных связях с английскими королями и о пребывании при дворе Ярослава двух английских принцев, искавших убежища.

Столица Ярослава, Киев, западным иностранцам казалась соперником Константинополя; ее оживленность, вызванная довольно интенсивной для того времени торговой деятельностью, изумляла писателей-иностранцев XI в.

Ярослав умер в Вышгороде(под Киевом), 76 лет от роду(1054), разделив землю русскую между сыновьями. Он оставил завещание, в котором предостерегал сыновей от междоусобиц и убеждал жить в тесной любви.

Ярослава Мудрого по праву считают почитаемым древнерусским князем, сыном великого Владимира Красное Солнышко (Креститель). Его называют Мудрым из-за любви к наукам и литературе. Во время его правления был выпущен первый свод законов, так сказать – кодекс гражданского права. Так же он был отцом, дядей и дедом многих правителей Европы. Во время крещения, Ярослав получил имя Юрий. Благодаря его любви к православной церкви, строительству многих соборов и храмов, сегодня православное духовенство отмечает день его памяти: четвертого марта в високосный год и пятого – в обычный.

Историки не могут сойтись в едином мнении о дате рождения князя. Однако большинство сходятся, что он появился на свет в 978 году. Но и это вызывает сомнения, что уж говорить за день рождения, который достоверно не известен никому.

Отцом Ярослава Мудрого был Владимир (Красное Солнышко) из рода Рюриковичей. Мать - Рогнеда Рогволдовна из полоцкого рода. Стоит отметить, что некоторые известные историки, например, Н. Костомаров, сомневаются, что его матерью была именно Рогнеда. Его поддерживает и французский историк Арриньон, который уверен, что матерью Ярослава Мудрого является византийская царевна. Об этом свидетельствует активное вмешательство князя во внутривизантийские дела в 1043 году.

У Ярослава Мудрого было 3 родных брата – Изяслав, Мстислав и Всеволод. Их отец отправил каждого править в разные города. Мудрому достался Ростов, на тот момент ему не было и 10 лет, в помощь мальчику был приставлен воевода Буды, который позже стал самым близким соратником и даже другом князя Ярослава.

Как и дата рождения, правление князя в абсолютном большинстве покрыто тайной, окутанной преданиями и легендами. Время его княжества, как и самого князя, одни историки идеализируют, другие же наоборот упрекают. Но, как и всегда, правда находится в золотой середине.

Княжение Новгородом, где после Ростова правил Ярослав Мудрый, было более почетным, чем правление в Ростове. Но, тем не менее, новгородский князь был подчинен киевскому князю Владимиру. Таким образом, Ярослав Мудрый ежегодно должен был отдавать две трети, собранные со своих подчиненных земель. На тот момент эта сумма составляла 1000 гривен – огромнейшее состояние по тем временам.

В этом видео представлена передача "Час истины: Ярослав Мудрый".

В 1014 году Ярослав Мудрый взбунтовался и отказался выплачивать собственному отцу дань. Стоит сказать, что его решение поддержало большинство новгородцев, об этом можно прочитать в сохранившихся писаниях. Отец разозлился на отпрыска и готовился к походу для усмирения несогласных, однако вскоре князь Владимир заболел и скоропостижно скончался.

Киевское княжество перешло старшему сыну Святополку Окаянному. Для собственной безопасности, а так же для удержания власти, он убил своих братьев Глеба, Святослава и особо почитаемого киевлянами – Глеба. Эта же участь ждала и Ярослава Мудрого, но в 1016 году Ростовский князь победил Святополка, и его армия вошла в столицу. Братья разделили Киев на две части по линии Днепра и объявили перемирие, которое было всегда хрупким и час от часу все же имели место «горячие» стычки. Через 3 года Святополк скончался, и Ярослав безраздельно правил Киевом.

Одна из самых больших заслуг Ярослава Мудрого считается победа над печенегами в 1036 году. Со страниц летописей можно узнать, что Киев осадили кочевники, а в это же время князь отлучился в соседний город, но молниеносно вернулся в столицу и разбил вражеское войско. На несколько лет кровавые набеги на земли Руси прекратились.

После ошеломительного разгрома печенегов Ярослав Мудрый занимался грандиозным строительством. На месте битвы с кочевниками заложили Софийский собор. Здание было точной копией цареградского храма. Его украсили фреской, мозаикой – он поражал своей красотой не только в те времена, но и сегодня Софийский собор считается по праву одним из самых красивых православных храмов. Ярослав Мудрый никогда не скупился на строительстве и отделки церквей, и всегда звал для украшения лучших мастеров Греции. Во время его правления появились легендарные Золотые ворота и церковь Благовещения.

Внутренняя политика Ярослава Мудрого в корне отличалась от его предшественников. Он приложил немало усилий для развития культуры собственного народа и его просвещения. Можно отметить несколько основных событий, которые характеризуют правителя, действительно как мудрого князя:

  1. Благодаря Ярославу Мудрому удалось избавиться от зависимости русского православного духовенства от Византии. В 1054 году впервые на Руси церковь возглавил русский, а не греческий, митрополит Илларион.
  2. Основной идеей внутренней политики князя было просветление народа и повышение его образованности, искоренение языческой веры. Христианство популяризировали с новой силой.
  3. За время правления было переведено множество книг с греческого на славянский язык. Ярослав Мудрый любил читать и прививал любовь к книгам всем родным и подчиненным. Именно благодаря этому в то время чтение стало модным. Церковь начала обучать детей письму и грамоте. Так же впервые на Руси было открыто училище для мальчиков.
  4. Именно во время его княжества появились первые православные монастыри, в т.ч. и сохранившаяся до сегодня Киево-Печерская лавра. Это не только популяризировало православие, но и сыграло немаловажную роль в просвящении – здесь переводили книги и писали летописи.
  5. Ярослав Мудрый стал первым, кто опубликовал свод законов – «Русскую правду». Его последователи позже приумножили и дописали документ.

Последние несколько лет своей жизни Ярослав Мудрый провел в городе Вышгород. Он умер на руках у своего сына Всеволода в день Торжества Православия. Историки сходятся во мнении, что это произошло 20 февраля 1054 года. Он был похоронен в Софийском соборе (Киев) в саркофаге весом более шести тонн. Увы, останки князя пропали. Саркофаг вскрывали несколько раз, сначала в 1936 году, затем в 1939 и позже в 1964 году.

В этом видео представлен документальный фильм о Ярославе Мудром. Не забывайте оставлять свои вопросы, пожелания и