Закономерности возникновения и протекания ощущений. Закономерности ощущений

Общие свойства ощущений. Ощущения - это форма отражения адекватных раздражителей. Так, адекватным возбудителем зрительного ощущения является электромагнитное излучение, характеризующееся длинами волн в диапазоне от 380 до 770 миллимикрон, которые трансформируются в зрительном анализаторе в нервный процесс, порождающий зрительное ощущение. Слуховые ощущения - результат отражения воздействующих на рецепторы звуковых волн с частотой колебаний от 16 до 20000. Тактильные ощущения вызываются действием механических раздражителей на поверхность кожи. Вибрационные, приобретающие особое значение для глухих, вызываются вибрацией предметов. Свои специфические раздражители имеют и другие ощущения (температурные, обонятельные, вкусовые). Однако различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

Качество - это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида. Так, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные - по насыщенности, цветовому тону и т.п. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи.

Интенсивность ощущений является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Продолжительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое назвали латентным (скрытым) периодом ощущения. Латентный период для различных видов ощущений неодинаков: для тактильных ощущений, например, он составляет 130 миллисекунд, для болевых - 370 миллисекунд. Вкусовое же ощущение возникает спустя 50 миллисекунд после нанесения на поверхность языка химического раздражителя.

Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением последнего. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии.

Зрительное ощущение обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после того, как перестает действовать вызвавший его раздражитель. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ по светлоте и цветности соответствует первоначальному раздражению. На инерции зрения, на сохранении зрительного впечатления в течение некоторого времени в виде положительного последовательного образа основан принцип кинематографа. Последовательный образ изменяется во времени, при этом положительный образ заменяется отрицательным. При цветных источниках света происходит переход последовательного образа в дополнительный цвет.

И. Гете в «Очерке учения о цвете» писал: «Когда я однажды под вечер зашел в гостиницу и в комнату ко мне вошла рослая девушка с ослепительно белым лицом, черными волосами и в ярко-красном корсаже, я пристально посмотрел на нее, стоявшую в полусумраке на некотором расстоянии от меня. После того как она оттуда ушла, я увидел на противоположной от меня светлой стене черное лицо, окруженное светлым сиянием, одежда же вполне ясной фигуры казалась мне прекрасного зеленого цвета морской волны» .

Появление последовательных образов можно научно объяснить. Как известно, в сетчатке глаза предполагается наличие цветоощущающих элементов трех видов. В процессе раздражения они утомляются и становятся менее чувствительными. Когда мы смотрим на красный цвет, соответствующие ему приемники утомляются сильнее, чем другие, поэтому, когда на тот же участок сетчатки затем падает белый свет, остальные два вида приемников сохраняют большую восприимчивость и мы видим сине-зеленый цвет.

Слуховые ощущения, аналогично зрительным, тоже могут сопровождаться последовательными образами. Наиболее сравнимое явление при этом «звон в ушах», т.е. неприятное ощущение, которым часто сопровождается воздействие оглушающих звуков. После действия на слуховой анализатор в течение нескольких секунд ряда коротких звуковых импульсов они начинают восприниматься слитно или приглушенно. Это явление наблюдается после прекращения действия звукового импульса и продолжается в течение нескольких секунд в зависимости от интенсивности и длительности импульса.

Подобное явление происходит и в других анализаторах. Например, температурные, болевые и вкусовые ощущения также продолжаются некоторое время после действия раздражителя.

Наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя . Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения (тактильные, болевые, вкусовые) соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает более разлитой и менее точной, чем тактильных.

Чувствительность и ее измерение. Различные органы чувств, дающие нам сведения о состоянии окружающего нас внешнего мира, могут быть более или менее чувствительны к отображаемым ими явлениям, т.е. могут отображать эти явления с большей или меньшей точностью. Чувствительность органа чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях оказывается способным вызвать ощущение. Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности.

Раздражители меньшей силы, так называемые подпороговые, не вызывают возникновения ощущений, и сигналы о них не передаются в кору головного мозга. Кора в каждый отдельный момент из бесконечного количества импульсов воспринимает лишь жизненно актуальные, задерживая все остальные, в том числе импульсы от внутренних органов. Такое положение биологически целесообразно. Нельзя представить себе жизнь организма, у которого кора больших полушарий одинаково воспринимала бы все импульсы и обеспечивала на них реакции. Это привело бы организм к неминуемой гибели. Именно кора больших полушарий стоит на страже жизненных интересов организма и, повышая порог своей возбудимости, превращает неактуальные импульсы в подпороговые, избавляя тем самым организм от ненужных реакций.

Однако подпороговые импульсы не безразличны для организма. Подтверждением этому служат многочисленные факты, полученные в клинике нервных болезней, когда именно слабые, подкорковые раздражители из внешней среды создают в коре больших полушарий доминантный очаг и способствуют возникновению галлюцинаций и «обмана чувств». Подпороговые звуки могут восприниматься больным как сонм навязчивых голосов при одновременном полном безразличии к настоящей человеческой речи; слабый, еле заметный луч света может вызвать галлюцинаторные зрительные ощущения различного содержания; еле заметные тактильные ощущения - от контакта кожи с одеждой -ряд извращенных острых кожных ощущений.

Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствителъности данного анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная зависимость:

чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Это отношение можно выразить формулой:

Е = 1/Р,

где Е - чувствительность, а Р - пороговая величина раздражителя.

Наши анализаторы обладают различной чувствительностью. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих пахучих веществ не превышает 8 молекул. Чтобы вызвать вкусовое ощущение, требуется по крайней мере в 25 000 раз больше молекул, чем для создания обонятельного ощущения.

Очень высока чувствительность зрительного и слухового анализатора. Человеческий глаз, как показали опыты С.И. Вавилова (1891-1951), способен видеть свет при попадании на сетчатку всего 2-8 квантов лучистой энергии. Это значит, что мы способны были бы видеть в полной темноте горящую свечу на расстоянии до 27 километров. В то же время для того, чтобы мы ощутили прикосновение, необходимо в 100-10 000 000 раз больше энергии, чем при зрительных или слуховых ощущениях.

Абсолютная чувствительность анализатора ограничивается не только нижним, но и верхним порогом ощущения. Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает в них лишь болевое ощущение (например, сверхгромкий звук, слепящая яркость).

Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от различных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности раздражения и т.п.

С помощью органов чувств мы можем не только констатировать наличие или отсутствие того или иного раздражителя, но и различать раздражители по их силе и качеству. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется порогом различения или разностным порогом . Немецкий физиолог Э. Вебер (1795-1878), проверяя способность человека определять более тяжелый из двух предметов в правой и левой руке, установил, что разностная чувствительность относительна, а не абсолютна. Это значит, что отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной. Так, если на руке лежит груз в 100 граммов, то для возникновения едва заметного ощущения увеличение веса необходимо добавить около 3,4 грамма. Если же вес груза составляет 1000 граммов, то для возникновения ощущения едва заметного различия нужно добавить около 33,3 грамма. Таким образом, чем больше величина первоначального раздражителя, тем больше должна быть и прибавка к ней.

Порог различения характеризуется относительной величиной, постоянной для данного анализатора. Для зрительного анализатора это отношение составляет приблизительно 1/100, для слухового -1/10, для тактильного - 1/30. Экспериментальная проверка этого положения показала, что оно справедливо только для раздражителей средней силы.

Основываясь на экспериментальных данных Вебера, немецкий физик Г. Фехнер (1801-1887) выразил зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя следующей формулой:

S = KlgJ + С,

где S - интенсивность ощущений, J - сила раздражителя, К и С - константы. Согласно этому положению, которое носит название основного психофизического закона, интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. Иначе говоря, при возрастании силы раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии (закон Вебера-Фехнера).

Разностная чувствительность, или чувствительность к различению, также находится в обратной зависимости к величине порога различения: чем порог различения больше, тем меньше разностная чувствительность.

Понятие разностной чувствительности используется не только для характеристики различения раздражителей по интенсивности, но и по отношению к другим особенностям некоторых видов чувствительности. Например, говорят о чувствительности к различению форм, размеров и цвета зрительно воспринимаемых предметов или к звуковысотной чувствительности.

Адаптация. Чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов, не постоянна и изменяется под влиянием ряда физиологических и психологических условий, среди которых особое место занимает явление адаптации.

Адаптация, или приспособление, - это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя.

Можно различать три разновидности этого явления.

1. Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя. Мы упоминали об этом явлении в начале настоящей главы, говоря о своеобразном настрое анализаторов на изменение раздражении. В случае действия постоянных раздражителей ощущение имеет тенденцию к угасанию. Например, легкий груз, покоящийся на коже, вскоре перестает ощущаться. Обычным фактом является и отчетливое исчезновение обонятельных ощущений вскоре после того, как мы попадаем в атмосферу с неприятным запахом. Интенсивность вкусового ощущения ослабевает, если соответствующее вещество в течение некоторого времени держать во рту и, наконец, ощущение может угаснуть совсем.

Полной адаптации зрительного анализатора при действии постоянного и неподвижного раздражителя не наступает. Это объясняется компенсацией неподвижности раздражителя за счет движений самого рецепторного аппарата. Постоянные произвольные и непроизвольные движения глаз обеспечивают непрерывность зрительного ощущения. Эксперименты, в которых искусственно создавались условия стабилизации изображения относительно сетчатки глаз, показали, что при этом зрительное ощущение исчезает спустя 2-3 секунды после его возникновения, т.е. наступает полная адаптация.

2. Адаптацией называют также другое явление, близкое к описанному, которое выражается в притуплении ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. Например, при погружении руки в холодную воду интенсивность ощущения, вызываемого холодовым раздражителем, снижается. Когда мы из полутемной комнаты попадаем в ярко освещенное пространство, то сначала бываем ослеплены и не способны различать вокруг какие-либо детали. Через некоторое время чувствительность зрительного анализатора резко снижается, и мы начинаем нормально видеть. Это понижение чувствительности глаза при интенсивном световом раздражении называют световой адаптацией.

Описанные два вида адаптации можно объединить термином негативная адаптация , поскольку в результате их снижается чувствительность анализаторов.

3. Наконец, адаптацией называют повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адаптации, свойственный некоторым видам ощущений, можно определить как позитивную адаптацию .

В зрительном анализаторе это темновая адаптация, когда увеличивается чувствительность глаза под влиянием пребывания в темноте. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине. В температурных ощущениях позитивная адаптация обнаруживается тогда, когда предварительно охлажденная рука чувствует тепло, а предварительно нагретая - холод при погружении в воду одинаковой температуры. Вопрос о существовании негативной болевой адаптации долгое время был спорным. Известно, что многократное применение болевого раздражителя не обнаруживает негативной адаптации, а, напротив, действует все сильнее с течением времени. Однако новые факты свидетельствуют о наличии полной негативной адаптации к уколам иглы и к интенсивному горячему облучению.

Исследования показали, что одни анализаторы обнаруживают быструю адаптацию, другие - медленную. Например, тактильные рецепторы адаптируются очень быстро. По их чувствующему нерву при приложении какого-либо длительного раздражения пробегает лишь небольшой залп импульсов в начале действия раздражителя. Сравнительно медленно адаптируется зрительный рецептор (время темновой адаптации достигает нескольких десятков минут), обонятельный и вкусовой.

Адаптационное регулирование уровня чувствительности в зависимости от того, какие раздражители (слабые или сильные) воздействуют на рецепторы, имеет огромное биологическое значение. Адаптация помогает посредством органов чувств улавливать слабые раздражители и предохраняет органы чувств от чрезмерного раздражения в случае необычайно сильных воздействий.

Явление адаптации можно объяснить теми периферическими изменениями, которые происходят в функционировании рецептора при продолжительном воздействии на него раздражителя. Так, известно, что под влиянием света разлагается (выцветает) зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза. В темноте же, напротив, зрительный пурпур восстанавливается, что приводит к повышению чувствительности. Применительно к другим органам чувств пока не доказано, что в их рецепторных аппаратах имеются какие-либо вещества, химически разлагающиеся при воздействии раздражителя и восстанавливающиеся при отсутствии такого воздействия. Явление адаптации объясняется и процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов. При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность. Развитие торможения вызывает усиленное возбуждение других очагов, что способствует повышению чувствительности в новых условиях (явление последовательной взаимной индукции).

Взаимодействие ощущений. Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражении, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

В литературе описаны многочисленные факты изменения чувствительности, вызванные взаимодействием ощущений. Так, чувствительность зрительного анализатора изменяется под влиянием слухового раздражения. С.В. Кравков (1893-1951) показал, что это изменение зависит от громкости слуховых раздражителей. Слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора. В то же время наблюдается резкое ухудшение различительной чувствительности глаза, когда в качестве слухового раздражителя применяется, например, громкий шум авиационного мотора.

Зрительная чувствительность повышается также под влиянием некоторых обонятельных раздражении. Однако при резко выраженной отрицательной эмоциональной окраске запаха наблюдается снижение зрительной чувствительности. Аналогично этому при слабых световых раздражениях усиливаются слуховые ощущения, а воздействие интенсивных световых раздражителей ухудшает слуховую чувствительность. Известны факты повышения зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной чувствительности под влиянием слабых болевых раздражении.

Изменение чувствительности какого-либо анализатора наблюдается и при подпороговом раздражении других анализаторов. Так, П.П. Лазаревым (1878-1942) были получены факты снижения зрительной чувствительности под влиянием облучения кожи ультрафиолетовыми лучами.

Таким образом, все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах: повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность здесь состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Сенсибилизация. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.

Физиологическим механизмом взаимодействия ощущений являются процессы иррадиации и концентрации возбуждения в коре головного мозга, где представлены центральные отделы анализаторов. По И. П. Павлову, слабый раздражитель вызывает в коре больших полушарий процесс возбуждения, который легко иррадирует (распространяется). В результате иррадиации процесса возбуждения повышается чувствительность другого анализатора. При действии сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, имеющий, наоборот, тенденцию к концентрации. По закону взаимной индукции это приводит к торможению в центральных отделах других анализаторов и снижению чувствительности последних.

Изменение чувствительности анализаторов может быть вызвано воздействием второсигнальных раздражителей. Так, получены факты изменения электрической чувствительности глаз и языка в ответ на предъявление испытуемым слов «кислый, как лимон». Эти изменения были аналогичны тем, которые наблюдались при действительном раздражении языка лимонным соком.

Зная закономерности изменения чувствительности органов чувств, можно путем применения специальным образом подобранных побочных раздражителей сенсибилизировать тот или иной рецептор, т.е. повышать его чувствительность.

Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений. Известно, например, как развивается звуковысотный слух у детей, занимающихся музыкой.

Синестезия. Взаимодействие ощущений проявляется еще в одном роде явлений, называемом синестезией. Синестезия - это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Синестезия наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У различных людей нет совпадения в этих синестезиях, однако они довольно постоянны для каждого отдельного лица. Известно, что способностью цветного слуха обладали некоторые композиторы (Н.А. Римский-Корсаков, А.Н. Скрябин и др.). Яркое проявление подобного рода синестезии мы находим в творчестве литовского художника М.К. Чюрлениса - в его симфониях красок.

На явлении синестезии основано создание в последние годы цветомузыкальных аппаратов, превращающих звуковые образы в цветовые, и интенсивное исследование цветомузыки. Реже встречаются случаи возникновения слуховых ощущений при воздействии зрительных раздражении, вкусовых - в ответ на слуховые раздражители и т.п. Синестезией обладают далеко не все люди, хотя она довольно широко распространена. Ни у кого не вызывает сомнений возможность употребления таких выражений, как «острый вкус», «кричащий цвет», «сладкие звуки» и т.п. Явление синестезии - еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира.

Чувствительность и упражнение. Сенсибилизация органов чувств возможна не только путем применения побочных раздражителей, но и путем упражнения. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования очень велики. Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств: 1) сенсибилизация, к которой стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота) и 2) сенсибилизация, вызванная деятельностью, специфическими требованиями профессии субъекта.

Утрата зрения или слуха в известной мере компенсируется развитием других видов чувствительности.

Известны случаи, когда люди, лишенные зрения, занимаются скульптурой, у них высоко развито осязание. К этой же группе явлений относится и развитие вибрационных ощущений у глухих. У некоторых людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная чувствительность, что они даже могут слушать музыку. Для этого они кладут руку на инструмент или поворачиваются спиной к оркестру. Слепоглухая О. Скороходова, держа руку у горла говорящего собеседника, может таким образом узнать его по голосу и понять, о чем он говорит. У слепоглухонемой Элен Келлер так высоко развита обонятельная чувствительность, что она может ассоциировать многих друзей и посетителей с запахами, исходящими от них, и воспоминания о знакомых так же хорошо связываются у нее с обонянием, как у большинства людей ассоциируются с голосом.

Особый интерес представляет возникновение у человека чувствительности к раздражителям, по отношению к которым не существует адекватного рецептора. Такова, например, дистанционная чувствительность к препятствиям у слепых.

Явления сенсибилизации органов чувств наблюдаются у лиц, длительно занимающихся некоторыми специальными профессиями.

Известна необычайная острота зрения у шлифовальщиков. Они видят просветы от 0,0005 миллиметра, в то время как нетренированные люди всего до 0,1 миллиметра. Специалисты по окраске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного. Для нетренированного глаза они кажутся совершенно одинаковыми. Опытные сталевары способны довольно точно по слабым цветовым оттенкам расплавленной стали определить ее температуру и количество примесей в ней.

Высокой степени совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов чая, сыра, вина, табака. Дегустаторы могут точно указать не только, из какого сорта винограда сделано вино, но и место, где вырос этот виноград.

Живопись предъявляет особые требования к восприятию форм, пропорций и цветовых соотношений при изображении предметов. Опыты показывают, что глаз художника чрезвычайно чувствителен к оценке пропорций. Он различает изменения, равные 1/60-1/150 величины предмета. О тонкости цветовых ощущений можно судить по мозаичной мастерской в Риме - в ней больше 20 000 созданных человеком оттенков основных цветов.

Достаточно велики и возможности развития слуховой чувствительности. Так, исполнение на скрипке требует особого развития звуковысотного слуха, и у скрипачей он более развит, чем у пианистов. Опытные летчики по слуху легко определяют количество оборотов двигателя. Они свободно отличают 1300 от 1340 оборотов в минуту. Нетренированные люди улавливают разницу только между 1300 1400 оборотами.

Все это - доказательство того, что наши ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практическое трудовой деятельности.

Несмотря на большое количество подобных фактов, проблема упражнения органов чувств изучена еще недостаточно. Что лежит в основе упражняемости органов чувств? Пока нельзя дать исчерпывающего ответа на этот вопрос. Была предпринята попытка объяснить повышение осязательной чувствительности у слепых. Удалось выделить тактильные рецепторы - пачинцевы тельца, имеющиеся в коже пальцев слепых людей. Для сопоставления было проведено то же исследование на коже зрячих людей различных профессий. Оказалось, что у слепых повышено число тактильных рецепторов. Так, если в коже ногтевой фаланги первого пальца у зрячих число телец в среднем достигало 186, то у слепорожденных оно составляло 270.

Таким образом, структура рецепторов не является константной, она пластична, подвижна, постоянно меняется, приспосабливаясь к наилучшему выполнению данной рецепторной функции. Вместе с рецепторами и неотрывно от них соответственно новым условиям и требованиям практической деятельности перестраивается и структура анализатора в целом.

Прогресс техники влечет за собой колоссальную информационную перегрузку основных каналов связи человека с внешней средой - зрительного и слухового. Потребность разгрузить зрительный и слуховой анализаторы неизбежно связана с активизацией других систем связи, в частности, кожных систем. Миллионы лет развивается вибрационная чувствительность у животных, в то время как для человека еще нова сама идея передачи сигналов через кожу. А возможности в этом отношении довольно большие: ведь площадь человеческого тела, способная воспринимать информацию, достаточно велика.

В течение ряда лет предпринимались попытки разработки «кожного слуха», основанного на использовании адекватных для вибрационной чувствительности свойств раздражителей, таких, как местоположение раздражителя, его интенсивность, длительность, частота вибраций. Использование первых трех из перечисленных качеств раздражителей позволило создать и успешно применить систему кодируемых вибрационных сигналов. Испытуемый, изучивший алфавит «вибрационного языка», мог после некоторой тренировки воспринимать предложения, подаваемые со скоростью 38 слов в минуту, причем этот результат не был предельным. Очевидно, возможности использования для передачи информации человеку вибрационной и других видов чувствительности далеко не исчерпаны и значение развития исследований в этой области трудно переоценить.

1 Гете И. Избр. соч. по естествознанию. - Л.-М.: Изд-во АН СССР, 1957. - С.288.

2 Стабилизация достигалась при помощи специальной присоски, на которой помещалось изображение, двигавшееся вместе с глазом.

К закономерностей ощущений относятся:

Пороги ощущений;

Адаптация;

Сенсибилизация;

Взаимодействие ощущений: компенсация; синестезия.

Первая из указанных закономерностей является психофізичною , то есть касается отношений между психикой и физическим миром; другие психофизиологическим , т.е. касаются взаимодействия психики и нервной системы человека.

Пороги ощущение делятся на абсолютные и относительные (дифференциальные, різнісні) ; абсолютные пороги бывают верхними и нижними. Все виды ощущений возникают при воздействии соответствующих раздражителей. Однако чтобы вызвать ощущение, необходимо, чтобы интенсивность раздражителя была достаточной. Переход от неосязаемых стимулов к ощутимым происходит не постепенно, а скачками. Минимальная силу раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущений . Дальнейшее увеличение в силу раздражителей, действующих на рецепторы, вызывает или исчезновение ощущения, или болезненное ощущение (например, громкий звук, яркость, что ослепляет глаза). Верхним абсолютным порогом называется максимальная сила раздражителя, при которой еще сохраняется адекватное действующем раздражителю ощущение .

За величину абсолютного порога принимается значение стимула, примерно соответствующее 50% случаев возникновения и отсутствия ощущений. Нижний порог дает количественное выражение для ощущений, что положительно обратной зависимостью: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора.

Величина абсолютных порогов меняется в зависимости от различных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния анализатору, силы и продолжительности раздражение и т.п.

Кроме величины абсолютных порогов, ощущения характеризуются также относительным (дифференциальным или різнісним) порогом. Это величина, на которую должен быть изменен восходящий стимул, который уже вызывает ощущение, чтобы человек заметила, что он действительно изменился . Для раздражителей средней интенсивности эта величина является постоянной. Так, в ощущении давления величина приложении, необходимого для получения едва заметной разницы, всегда должна равняться примерно 1/30 исходного веса, для действия звука 1/10, для действия света 1/100.

Перейдем к изложению психофизиологических закономерностей ощущение .

Адаптация, или приспособление органа к длительному воздействию раздражителю выражается в изменении чувственности - снижении или повышении ее . Различают три разновидности этого явления:

Полное исчезновение ощущений в процессе длительного воздействия раздражителя. Например, четкое исчезновения обоняния, связанное с любым продолжалось действующим запахом, в то время как чувственность в других запахов сохраняется

Притупление чувства под влиянием в силу сильного раздражителя. Например, световая адаптация, связана со снижением чувствительности глаза при интенсивном световом раздражении, когда с полутемную комнату попадаешь в ярко освещенное пространство

Повышения чувственности под влиянием в силу слабого раздражителя. Например, для зрительного анализатора - это адаптация к темноте, а для слухового анализатора - адаптация к тишине.

С адаптацией тесно связано и явление контраста , что отражается в изменении чувственности под влиянием предшествующего раздражителю (или сопровождает его). Так, действие контраста обостряет ощущение кислого после ощущение сладкого, ощущение холодного после горячего и др. Следует отметить также свойство рецепторов задерживать ощущение, что выражается в более-менее продолжительной последействия раздражений. Благодаря этому происходит слияние отдельных ощущений в единое целое, как, например, при восприятии мелодии, картины и др.

Сенсибилизацией называют стойкое повышение чувствительности определенных органов чувств путем их тренировки. Сенсибилизация в ее генезисе привычно является связанным с взаимодействием ощущений.

Взаимодействием ощущений называется изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других анализаторов. Это взаимодействие анализаторов оказывается в таких явлениях:

Раздражение одного анализатора влияет на пороги чувствительности другого. Например, чувственность зрительного анализатора повышается при слабых звуковых раздражителям и снижается при громких шумах; слуховые ощущения усиливаются при слабых световых раздражениях и ослабляются при силу интенсивных световых раздражителей; под влиянием слабых болевых раздражений повышаются тактильные, обонятельные, слуховые, зрительные ощущения. Обонятельные ощущения влияют на пороги зрительных и др. Общая закономерность в том, что слабые раздражители повышают, а сильные снижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии . Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов также иногда называют сенсибилизацией (другое понимание этого термина).

Взаимосвязь ощущений проявляется и в синестезии-слиянии качеств различных сфер чувственности, когда любой раздражитель, действуя на соответствующий орган ощущения, вызывает не только чувство специфическое для данного органа чувств, но в то же время еще и дополнительное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств . Известно, что Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин владели цветным слухом. В языке встречаются выражения, отражающие синестезию разнообразных видов ощущений: «яркий цвет», «повышенный вкус», «теплый или холодный колорит», «мелодичный голос» и др. Теоретическая природа этого явления не вполне выяснена.

Компенсацией называется явление, когда один анализатор берет на себя функции другого . В условиях полного выпадения или частичного снижения чувствительности к некой модальности раздражителей возрастает чувствительность к раздражителям другой модальности. Так у слепых людей возрастает чувствительность слухового анализатора. Компенсационный взаимосвязь ощущений наглядно наблюдается в случаях сенсорной депривации. Сенсорная депривация - длительное, более-менее полное лишение человека сенсорных впечатлений . В состоянии сенсорной депривации у человека может вырасти нав"язуваність, нарушится концентрация внимания и нормальная течение мыслей, возникнуть депрессивное состояние и галлюцинации. Информационный нужда организм пытается компенсировать за счет анализаторных систем, что остались, путем повышения их чувствительности.

Разнообразные виды ощущений характеризуются не только особенностями, но и общими для них характеристиками. К ним относятся:

Модальность (качественная характеристика);

Интенсивность, или сила (количественная характеристика);

Продолжительность (временная характеристика);

Локализация (пространственная характеристика).

Модальность как качественная характеристика ощущение, является главным в определении специфики ощущений. Она зависит от особенностей и назначения рецептора и от специфических особенностей раздражителя.

Интенсивность ощущение его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора .

Продолжительность ощущений является их временной характеристикой, она зависит от продолжительности действия раздражителя и от инерции ощущение (ощущение возникает позже встречи рецептора с раздражителем и держится дольше).

В локализации раздражителя в пространстве большую роль играет взаимодействие ощущений. Пространственный анализ, осуществляемый дистантними рецепторами (зрительный, слуховой, обонятельный), позволяет судить о расположении раздражителя в пространстве как таковом. Контактные ощущение (тактильные, болезненные, вкусовые) соотносятся с той частью тела, на которую влияет раздражитель.

Временная и пространственная характеристики выступают предпосылкой для формирования способности оценки пространственно-временных характеристик предметов и явлений в восприятии.

Ощущения характеризуются качеством.

Каждый вид ощущения отражает ту или иную форму движения материи и в совокупности ощущения человека отражают многообразие существующего материального мира. Вместе с тем каждый вид ощущений у конкретного человека имеет свои качественные особенности: слуховые ощущения различаются по высоте звука, тембру, громкости, мелодичности и т.п.; зрительные ощущения - по остроте зрения, насыщенности цветом и т.п. Качественные характеристики имеют и другие виды ощущений.

Все ощущения возникают в результате воздействий соответствующих раздражителей на органы чувств. Однако между началом действия раздражителя и возникновением ощущения проходит некоторое время: латентный период. Он необходим для преобразования энергии воздействия стимулов в нервные импульсы, их прохождения по нервным путям и возникновения возбуждения в соответствующем отделе, участке головного мозга. По длительности латентного периода можно судить о состоянии нервной системы человека.

Несмотря на то, что каждый анализатор имеет специализацию и подчинен своим закономерностям, для всех ощущений характерны общие психофизиологические закономерности. К их числу относят: минимальный (нижний) и максимальный (верхний) пороги ощущений, порог различия, адаптацию, явление контраста, последовательные образы.

Минимальная сила раздражителя, при которой человек начинает его ощущать, характеризует нижний, минимальный порог ощущения. Чем ниже этот порог, тем выше чувствительность соответствующего органа чувств. Величина нижнего порога у разных людей по каждому органу чувств неодинакова. Она может меняться и у конкретного человека в связи с рядом обстоятельств: утомление, болезнь, стресс и др. Путем тренировки она может быть снижена.

Чувствительность органов чувств зависит от многих обстоятельств: от внешней среды (острота слуха выше в тишине, глаз лучше видит при хорошем освещении), состояния рецепторов (утомленные органы чувств снижают чувствительность), состояния центрального отдела анализатора, головного мозга (страх, волнение, утомление, опьянение и др.)- На чувствительность оказывают влияние особенности внимания человека, его знание дела, настроение и др.

Существуют данные о том, что отдельные люди могут ощущать раздражители, находящиеся за нижним порогом их чувствительности (субсенсорные раздражители). У отдельных людей проявляется особая сензитивность (восприимчивость), повышенная чувствительность к восприятию отдельных энергий - экстрасенсорные ощущения.

Есть и так называемый верхний порог ощущений. Человек может ощущать действие раздражителя только до определенного предела нарастания его силы. Максимальная сила раздражителя, за которой прекращается ощущение ее нарастания, называется верхним, максимальным порогом ощущения.

Чувствительность того или иного органа характеризуется диапазоном чувствительности: границей между нижним и верхним порогами. Чем ниже минимальный порог ощущения и чем выше максимальный, тем шире, больше диапазон чувствительности. И наоборот, чем выше нижний порог и ниже верхний, тем уже, меньше диапазон чувствительности того или иного органа чувств.

Как минимальный, так и максимальный порог органов чувств у людей неодинаковы. Это обусловлено как особенностями самих органов чувств, так и специальной системой тренировки, уровнем развития, эмоциональными состояниями человека, состоянием его психического и физического здоровья, степенью сосредоточенности внимания на восприятии действительности, особенностями развития соответствующих структур головного мозга.

Все это и объясняет субъективный, индивидуально-своеобразный характер ощущений человека объективной и вполне определенной действительности. Критерий истинности информации, получаемой через ощущения, находится в окружающем мире, в реальной действительности и, конечно же, зависит от практического опыта человека, степени развития его анализаторов.

Одной из закономерностей процесса ощущения и работы органов чувств является адаптация - способность анализатора приспосабливаться к действию раздражителя и изменять свою чувствительность. Адаптация может быть направлена и на повышение, и на понижение чувствительности анализатора.

Общеизвестно, что если выйти ночью из ярко освещенной комнаты, то некоторое время глаза ничего не различают в темноте. Это объясняется тем, что под влиянием света чувствительность глаз была понижена и оказалась недостаточной для того, чтобы видеть в темноте. Однако через некоторое время человек привыкает к темноте и начинает различать дорогу, предметы, особенности местности: происходит адаптация органов зрения к темноте через повышение их чувствительности.

Анализаторы имеют свои возможности адаптации по скорости и диапазону. Наиболее быстро адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы, медленнее - слуховой, вкусовой и особенно зрительный. Так, для полной адаптации зрения к темноте необходимо до 40 минут.

Адаптация органов чувств может осуществляться в трех направлениях:

  • - повышение чувствительности органов чувств, порога различения;
  • - притупление, снижение чувствительности под влиянием действия сильного раздражителя;
  • - полное исчезновение ощущений в процессе длительного действия раздражителя, чаще небольшой силы (например, ношение ручных часов, очков).

В психологии установлено, что один и тот же раздражитель ощущается по-разному в зависимости от предыдущих ощущений. Так, например, предшествующие слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим более сильным раздражителям, а сильные, наоборот, уменьшают чувствительность к более слабым. Эта зависимость получила название явления контраста, которое важно учитывать при осуществлении наблюдения.

В ощущениях наблюдается и такое явление, как последовательные образы. Суть его в следующем: после прекращения воздействия раздражителя возбуждение в рецепторе того или иного органа исчезает не сразу, и потому соответствующее ощущение некоторое время продолжает участвовать в регуляции поведения и действий человека.

Отдельные анализаторы взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние на их чувствительность. При этом чувствительность взаимодействующих анализаторов повышается при слабых раздражителях и снижается при сильных.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов называется сенсибилизацией. Например, слабые звуковые раздражители повышают зрительную чувствительность, раздражение глаза красным светом - чувствительность аппарата черно-белого зрения.

Чувствительность и другие качественные характеристики органов чувств существенно зависят от тренировок, упражняемости. При постоянно и систематически действующем анализаторе его чувствительность повышается, а при длительной сенсорной депривации, недостаточности, сенсорном голоде - снижается.

Знание специалистом закономерностей и других особенностей ощущений позволяет более квалифицированно решать профессиональные задачи, например, при работе в ночное время, при выполнении точных и тонких функций, при сборе информации о том или ином происшествии и т.п.

К основным свойствам ощущений относят качество, интенсивность, длительность, пространственную локализацию.

Качество – это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением и изменяющуюся в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета – сладкий или кислый, горький или соленый.

Интенсивность – количественная характеристика, которая зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора.

Длительность ощущений – временная характеристика, которая также определяется функциональным состоянием рецепторов и временем действия раздражителя, его интенсивностью.

Пространственная локализация дает сведения о локализации раздражителя в пространстве – откуда падает свет, идет тепло и так далее.

Рассмотрим основные закономерности ощущений.

Характеризуя ощущения, необходимо указать на то, что не все раздражения могут вызывать ощущения. Раздражитель должен достичь известной величины, необходимой для возникновения ощущения.

Способность человека ощущать слабые, минимальной величины раздражения называют абсолютной чувствительностью органов чувств.

Минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение, называется абсолютным, или нижним, порогом ощущения.

Те раздражители, которые не достигают минимальной величины, способной вызвать ощущение, лежат под порогом ощущения.

Абсолютная чувствительность численно равна величине, обратно пропорциональной абсолютному порогу ощущений. То есть чем меньше величина абсолютного порога (чем слабее раздражитель, на который реагирует орган чувств), тем больше абсолютная чувствительность, тем выше способность органов чувств различать эти воздействия.

В отдельных случаях, когда имеются благоприятные условия, абсолютная чувствительность органов чувств может развиться до исключительного совершенства. Например, в условиях полной прозрачности атмосферы человек может видеть на расстоянии одного километра источник света, равный тысячным долям свечи. Самые совершенные физические приборы не смогут сравниться с глазом человека по чувствительности.

От абсолютной чувствительности отличают разностную чувствительность, характеризующую чувствительность к изменению раздражителя.

Раздражение, вызывающее ощущение, может или увеличиваться, или, наоборот, уменьшаться. Изменение раздражения влечет за собой и изменение (увеличение или уменьшение) силы ощущения. Если в помещении горит одна электрическая лампочка, то мы будем ощущать свет определенной силы, а если еще зажечь одну такую же лампочку, то ощущение света усилится. Если к двум лампочкам прибавить третью, то ощущение света еще больше усилится и так далее.


Однако выяснилось, что не всякое изменение раздражения вызывает изменение силы ощущения. Изменение силы ощущения происходит только при определенном увеличении или уменьшении раздражения. Например, при увеличении имеющегося в комнате света в триста свечей еще на полторы или на две свечи мы не заметим никакого изменения света. Чтобы получилось изменение света, необходимо увеличить силу света не менее чем на одну сотую; в данном случае к тремстам свечам надо прибавить не менее трех свечей. Наименьшая величина изменения силы раздражителя, которая может быть зафиксирована данным органом чувств, называется порогом различения (или разностным порогом).

Порог различения имеет постоянную относительную величину для каждого анализатора и обозначается в виде дробного отношения, которое показывает, какую часть первоначальной силы раздражителя следует прибавить к ней для того, чтобы можно было заметить самое слабое изменение ощущения. Для каждого вида ощущений найдены свои постоянные пороги различения. Так, для зрения, как мы уже говорили, порог различения равен 1/100, то есть для едва заметного изменения ощущения необходимо прибавить к 100 свечам не менее 1 свечи, к 200 свечам – не менее 2 свечей и так далее. Для слуховых ощущений порог различения равен 1/10. Значит, для того чтобы получить едва заметное усиление звука у хора в 100 человек, надо прибавить к хору еще 10 певцов. Чтобы заметить увеличение веса предмета, положенного на руку, надо к первоначальному грузу прибавить 1/300 его веса.

Наблюдается изменение чувствительности анализатора в результате приспособления органов чувств к действующему раздражителю. Такое явление принято называть адаптацией.

Особенно наглядно проявляется адаптация в области зрения.

Адаптация может осуществляться и в направлении повышения чувствительности, и в направлении снижения ее. Адаптация в направлении повышения чувствительности происходит при переходе от сильных раздражителей к слабым, а в направлении снижения – когда осуществляется переход от слабых раздражителей к сильным. В зависимости от этого различают зрительную адаптацию к темноте и зрительную адаптацию к свету.

Зрительная адаптация к темноте наблюдается при переходе из ярко освещенного помещения в темное помещение. Вначале мы совершенно ничего не видим и только через некоторое время постепенно начинаем различать очертания окружающих предметов. При непрерывном измерении чувствительности в течение процесса зрительной адаптации к темноте оказывается, что чувствительность все время возрастает. При этом возрастание чувствительности вначале наблюдается очень быстрое, затем – все медленнее и на 30–40‑й минуте присутствия в темноте устанавливается на определенном уровне.

Надо отметить, что пределы возможностей изменения чувствительности глаза человека достигают огромной величины, например, чувствительность глаза может увеличиваться до 20 млн раз.

Адаптация глаза к свету наступает при переходе от темноты к свету. В данном случае, так же как и при темновой адаптации, вначале происходит ухудшение различения очертания предметов, но постепенно глаз начинает привыкать к свету и различать предметы, и через 3–5 минут он уже функционирует нормально. Как мы видим, зрительная адаптация к свету происходит значительно быстрее, чем адаптация к темноте.

Если темновая адаптация есть повышение чувствительности глаза, то световая адаптация представляет собой снижение чувствительности органа зрения. Человек «слепнет» после перехода из темноты на свет по причине высокой чувствительности глаза, адаптированного до момента перехода на свет к темноте, и начинает различать предметы (их форму, величину и т. п.) на свету только при уменьшении чувствительности глаза.

В обонятельных ощущениях адаптация наступает довольно быстро. Так, входя в помещение, где пахнет йодом, человек уже через 50–60 секунд не ощущает этот запах. Адаптация к другим запахам происходит несколько медленнее, но не превышает нескольких минут.

Об участии в адаптации центральных нервных механизмов свидетельствуют, в частности, те факторы нарушения адаптации, которые наблюдаются при некоторых нервных заболеваниях.

К закономерностям ощущений относится контраст ощущений.

Например, серый треугольник на черном фоне кажется светлее, чем на белом. Серый круг на зеленом фоне кажется красноватым, а на красном – зеленоватым. После горького вкусового ощущения обычная водопроводная вода кажется сладкой.

Способность анализаторов различать раздражения изменяется и при взаимодействии разных видов ощущений.

Взаимодействие ощущений есть изменение чувствительности одного анализатора под влиянием возбуждения другого анализатора.

Физиологической основой изменения чувствительности анализаторов являются корковые связи между анализаторными системами, что в значительной мере объясняется законом одновременной индукции.

В результате исследований влияния звуковых, обонятельных, вкусовых и т. п. раздражителей на зрительную чувствительность было выяснено, что чувствительность зрения повышается при слабом охлаждении кожи, при негромких звуках. Причем действия слуховых раздражителей способствуют повышению чувствительности к синим и зеленым цветам и вместе с тем снижают чувствительность к красным цветам. Слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Часто обонятельные ощущения определяют вкусовые – ощущение приятного запаха во время еды повышает аппетит. Наблюдается также влияние музыки на вкусовые ощущения.

Явление повышения чувствительности в результате взаимодействия ощущений называется сенсибилизацией.

В отличие от адаптации, которая представляет собой в одних случаях повышение чувствительности, в других – снижение ее, сенсибилизация всегда есть повышение чувствительности.

Часто в случае нарушения деятельности одного анализатора наблюдается повышение чувствительности других. Происходит своеобразная компенсация: человек потерял слух – обостряется зрение и деятельность других анализаторов. О высоком уровне развития чувствительности одних анализаторов при полной потере чувствительности других свидетельствует жизнь и деятельность слепых, глухих и слепоглухих.

Сказанное лишний раз подтверждает то, что чувствительность того или иного анализатора во многом зависит от характера деятельности человека, от упражнений. Так, глаз художника намного тоньше замечает различные оттенки светотени, цвета, очертания формы по сравнению с глазом музыканта, тогда как у музыканта более тонкий слух, чем у художника.

Взаимосвязь ощущений может проявляться и в так называемой синестезии.

Синестезией называют переход одного вида ощущений в другой и получение на основе такого слияния ощущений единого оригинального ощущения.

Широко известным примером синестезии является «цветной слух». У людей с «цветным слухом» звуковые ощущения (тон, шум, музыкальный аккорд) вызывают зрительные ощущения в виде зрительного образа. Цветным слухом отличались композитор Скрябин, литовский художник М. К. Чюрленис.

На органическом слиянии музыки и цвета и получении, в результате этого чрезвычайно сильного эстетического впечатления, ощущения неразделимости, единства музыки и цвета основана так называемая цветомузыка. Особый эффект имеет цветомузыка, когда одним из художественных элементов в нее включаются фонтаны с радужными переливами брызг воды. Ощущению определенной исторической эпохи с ее особенностями музыкальной и художественной жизни, вживанию в дух того далекого времени способствуют часто проводимые в последнее время театральные постановки, концерты в развалинах древних театров, замков, в залах художественных музеев.

Некоторые явления синестезии прочно закрепились в словесных выражениях, например: «холодный колорит» «кричащий цвет», «звонкая линия», «блестящий рисунок» и так далее.

Перечисленные выше пороги ощущений, чувствительности, адаптация, контраст, взаимодействие ощущений, сенсибилизация и синестезия относятся к закономерностям ощущений.

Количественные характеристики ощущений выражаются в порогах чувствительности, интенсивности ощущения, скорости адаптации рецепторов.

Абсолютный нижний порог ощущений данной модальности – эта такая величина стимула, при которой возникает ощущение. Раздражители меньшей силы называются подпороговые. Они ощущения не вызывают, хотя и не безразличны организму. Для каждого анализатора своя величина порога чувствительности. Между чувствительностью и порогом ощущений существует обратная зависимость: Е = 1 / Р, где Е – чувствительность; Р – пороговая величина.

Чувствительность анализатора ограничивается не только нижним порогом, но и верхним порогом ощущения – это максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение (а не болевое). Пороги слухового ощущения: от 16 – 20 герц до 20000 герц. Величина абсолютных порогов может изменяться в зависимости от различных условий – характера деятельности, возраста человека, физического состояния, силы и длительности раздражителя.

Относительный или дифференциальный (разностный)порог – это наименьшая величина различий между раздражителями, когда они ощущаются как различные. Обозначается дельта I , а I – это величина действующего стимула. Между ними существует зависимость:

дельта I / I = const.

Это закон Бугера-Вебера. Для одного и того же анализатора эта константа сохраняется, а для разных она различна. Для слухового анализатора const = 0,1; для зрительного 0,01.

Закон Вебера–Фехнера называют основным психофизическим законом:

S = K Lg I + C

где S – интенсивность ощущений; I – сила раздражителя; С – константа; К – коэффициент.

Согласно этому закону для того, чтобы сила ощущения, т.е. интенсивность (S) выросла от 0 до 1, необходимо, чтобы величина вызвавшего его раздражителя (I ) возросла в 10 раз.

Формула показывает:

1) ощущения изменяются непропорционально силе воздействующих стимулов;

2) сила ощущений растет гораздо медленнее, чем величина стимулов.

Пороги чувствительности не являются постоянными, они способны изменяться. Законы изменения:

Адаптация это изменение чувствительности анализаторов под воздействием внешнего раздражителя Она бывает трех видов:

1. Адаптация как полное исчезновение ощущений

2. Как притупление ощущения под влиянием сильного раздражителя – это негативная адаптация.

3. Повышение чувствительности под влиянием более слабого раздражителя – позитивная адаптация.

Скорость адаптации различна для различных анализаторов. Чувствительность может изменяться и под влиянием внутренних факторов.

Сенсибилизация это повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов . Под воздействием слабого раздражителя одной модальности благодаря механизму иррадиации возбуждения в коре головного мозга повышается чувствительность другой модальности.

Синестезия возникновение под влиянием раздражения одного анализатора, ощущения, характерного для другого анализатора . Т.е. из одной модальности в другую. Чаще возникают зрительно-слуховые и слухо-вкусовые синестезии.

Свойства и виды восприятия

Отличия восприятия от ощущений.

1) Результат ощущения воспринимается нами внутри организма, а образ восприятие локализован в пространстве.

2) Итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (холода, высоты звука), а в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс ощущений

3) Для того, чтобы предмет был воспринят, необходимо совершить встречную активность, т.е. исследовать его, построить и уточнять образ этого предмета.

4) Ощущения как бы привязаны к специфическим анализаторам, а образ восприятия предполагает взаимодействие сразу нескольких анализаторов.

Восприятие это отражение в сознании человека целостных предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Свойства восприятия

1. Предметность – это отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру.

2. Целостность . Восприятие – это всегда целостный образ. Мы мысленно достраиваем образ до некоторой целостной формы.

3. Структурность . Связана с целостностью. Восприятие – это не простая сумма ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру.

4. Константность . Способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине и т.д., независимо от меняющихся физических условий.

5. Осмысленность . Восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет – это значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенному классу предметов, обобщить его в слове.

6. Избирательность . Проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Зависит от интересов и в значительной степени от установок личности.

Виды восприятия.

1. По доминирующему анализатору: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и т.д. Обычно комбинируются.

2. По формам существования материи: восприятие пространства, времени, движения.

3. Можно выделить восприятия предметов, отношений, себя и другого человека.

Восприятие пространства – рельеф, удаленность, взаимное расположение.

Восприятие величины и глубины – движение глаз и руки. Величина: прослеживание по контуру и величина изображение на сетчатке. Глубина: аккомодация и конвергенция.

Восприятие движений – направление, скорость перемещения.

Восприятие времени – биологические часы.

Закономерности и законы восприятия

1)Апперцепция это зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности.

3) Соотношение фигуры и фона . Выделение фигуры из фона – биологическая необходимость. Человек мыслит о фигуре, а не о фоне.

4) закономерность: восприятие сложных объектов невозможно без его осмысливания .

6) Восприятие взаимосвязано с речью .

7) При восприятии контурных и штриховых изображений могут возникать зрительные иллюзии .

Законы восприятия:

1. Восприятие непосредственно связано с работой мышц , с разного рода движениями, несущими информацию о воспринимаемых объектах (хотя бы глаз).

2. Сформировавшийся образ восприятия относительно устойчив , особенно тогда, когда его функционирование связано с мышлением.

3. Чтобы восприятие было правильным, необходимы постоянные упражнения и непрерывный приток информации .

4. Характер образов восприятия отчасти определяется внутренними процессами, происходящими в организме . Но! Лишь тогда, когда восприятие уже сформировалось. В процессе же развития образ непосредственно зависит от получаемого опыта.

Выводы:

1. Ощущения – это первичный познавательный процесс, основа построения образа мира и нормальной работы психики.

2. Основными свойствами ощущений являются качество, интенсивность, длительность.

3. Основные закономерности ощущений: пороги ощущений, зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя, адаптация, сенсибилизация, синестезия.

4. Восприятие – отдельный познавательный процесс, которыйотличается от ощущений.

5. Свойства восприятия:предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, избирательность.

6. Закономерности восприятия: апперцепция; зависимость от поставленной задачи, установок и эмоций; соотношение фигуры и фона;невозможность без осмысливания; взаимосвязь с речью.

Лекция 14: ВНИМАНИЕ

1. Характеристика внимания

2. Свойства внимания

Характеристика внимания

Внимание – необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека. В отличие от познавательных процессов, внимание своего особого содержания не имеет , оно динамическая сторона всех познавательных процессов , их условие и способ регулирования.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Направленность и сосредоточенность – это качества внимания. В зависимости от объекта сосредоточения выделяют следующие формы проявления внимания: а) сенсорное; б) интеллектуальное; в) моторное (двигательное). В настоящее время наиболее изучено сенсорное внимание: зрительное и слуховое. Внимание способствует повышению эффективности познавательных процессов, потому что оно как бы проявляется изнутри них.

Функции внимания.

1. Активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психические и физиологические процессы.

2. Способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

3. Обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Рассмотрим основные виды внимания.

1. Природное дано человеку с рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы новизны. Основной механизм такого внимания – ориентировочный рефлекс.

2. Социально–обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения.

3. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

4. Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов.

5. Чувственное связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств. В центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.

6. Интеллектуальное , связано в основном с сосредоточенностью и направленностью мысли. Здесь объектом интереса является мысль.

7. Непроизвольное.

8. Произвольное.

9. Послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. Возникновение непроизвольного внимания определяется физическими, психофизиологическими и психическими факторами. Основные условия его возникновения – качества раздражителей и главным образом их новизна для субъекта. Новизна заключается: в появлении какого-то раздражителя; в изменении его физических свойств, в ослаблении или прекращении их действий; в отсутствии знакомых раздражителей, их перемещении . Движущиеся предметы обычно привлекают внимание. Внимание вызывает все необычное. Внимание привлекают сильные раздражители: громкие звуки, яркий свет и краски, резкий запах. Значение имеет контраст. Непроизвольное внимание вызывают раздражители, соответствующие потребностям индивида, значимые для него. Непроизвольное внимание связано с общей направленностью личности (его интересами).

Непроизвольное внимание возникает без каких-либо волевых усилий со стороны субъекта. Его основная функция – быстрая и правильная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды .

Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение. Произвольное внимание развивается на основе непроизвольного. Эти виды внимания могут поэтому рассматриваться и как уровни внимания . Каждая из форм внимания может проявляться на различных уровнях.

Произвольное внимание возникает, если в деятельности человек ставит перед собой определенную задачу и сознательно вырабатывает программу действий. Здесь требуется усилия воли. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов . Благодаря ему человек способен извлекать из памяти нужные сведения, осуществлять задачи, возникающие в деятельности.

Понятие «послепроизвольное внимание » ввел Н.Ф.Добрынин. Оно возникает, если в целенаправленной деятельности для личности интересным и значимым становятся не только результат, но и сам процесс деятельности, его содержание. Деятельность так захватывает человека, что ему не требуется заметных волевых усилий для поддержания внимания.

Его отличие от произвольного – появляется вслед за ним и не требует волевых усилий. Отличие от непроизвольного в том, что связано с сознательно поставленной целью и не вызывается непосредственно раздражителями.

Свойства внимания

1. Устойчивость внимания. Это временная характеристика внимания. Она определяется длительностью сохранения интенсивного внимания. Показатель устойчивости – высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Устойчивость зависит от особенностей объектов сосредоточения и активности личности. Важнейшее условие длительного сосредоточения – изменчивость, подвижность объектов внимания. Чем сложнее объект, тем устойчивее внимание, это вызвано включением активной мыслительной деятельности. Чем сильнее интерес или важность деятельности, тем длительнее сосредоточение.

Устойчивость внимания связана с колебаниями (или флуктуации ) внимания, т.е. периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания. Чтобы сохранить внимание, необходима внутренняя и внешняя активность.

2. Переключение внимания. Проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому, от одного действия к другому. Причинами переключения внимания могут быть: 1) требования деятельности: переход от одного объекта или действия внутри одной деятельности; 2) необходимость включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями; 3) в целях отдыха.

Показатели этого свойства внимания:

1) время, затрачиваемое на переход от одной деятельности или операции к другой;

2) продуктивность работы: ее объем или время выполнения в сравнении с деятельностью без переключения;

3) качество, точность работы (наличие ошибок, обусловленных переключением).

Можно говорить о полном, завершенном переключении либо о неполном, незавершенном. Успешность переключения зависит от ряда условий : 1) особенности предыдущей и последующей деятельности, 2) их сложности, 3) отношение человека к каждой из них – если более интересна предыдущая, то переключение затрудняется. Трудно переключаться, если предыдущая деятельность не завершена.

Имеются значительные индивидуальные различия в переключении внимания. Связано с особенностями подвижности нервных процессов.

Переключаемость внимания повышается с помощью упражнений. Для некоторых профессий это свойство входит в профессиональную пригодность.

3. Распределение внимание. Это свойство, с которым связана возможность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух и более различных видов деятельности нескольких действий). Высокий уровень распределения внимания – обязательное условие многих профессий.

Чем сложнее совмещаемые виды деятельности или решаемые задачи, тем труднее распределять внимание. Более эффективно распределение внимание при выполнении двигательной и умственной деятельности и очень трудно совмещать два вида умственной деятельности. Здесь важны навыки. Можно развить с помощью упражнений.

4. Объем внимания. Определяется количеством одновременно отчетливо воспринимаемых объектов. У взрослого человека он составляет 5–7 элементов. Объем внимания зависит от особенностей воспринимаемых объектов, возраста , физического состояния.

С возрастом объем внимания увеличивается. Основное условие расширения объема внимания является формирование умений группировать, систематизировать, объединять по смыслу воспринимаемый материал.

В деятельности человека переключение, распределение и объем внимания находятся в единстве.

Выводы:

1. Внимание своего особого содержания не имеет, оно динамическая сторона всех познавательных процессов.

2. Основные виды внимания могут рассматриваться как уровни внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

3. Свойства внимания: устойчивость, переключение, распределение, объем.

Лекция 15: ПАМЯТЬ

1. Понятие и виды памяти

2. Механизмы памяти и индивидуальные различия

3. Теории и законы памяти

4. Правила обращения с памятью

Понятие и виды памяти

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью.

Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Основные функции памяти: запоминание , сохранение и воспроизведение информации. Различаются по структуре, исходным данным и результатам, а так же различным индивидуальным развитием.