«Злой бог» в мифологии Европы. «Злой бог» в мифологии Европы Обычный злой бог

В мире Наруто незаметно пролетели два года. Бывшие новички пополнили ряды опытных синоби в ранге тюнин и дзёнин. Главные герои не сидели на месте – каждый стал учеником одного из легендарных Саннин – трех великих ниндзя Конохи. Парень в оранжевом продолжил обучение у мудрого, но эксцентричного Дзирайи, постепенно восходя на новую ступень боевого мастерства. Сакура выдвинулась в помощницы и доверенные лица целительницы Цунадэ – нового вождя Деревни Листвы. Ну а Саскэ, чья гордыня привела к изгнанию из Конохи, вступил во временный союз со зловещим Оротимару, причем каждый считает, что лишь использует другого до поры до времени.

Краткая передышка закончилась, и события в очередной раз понеслись с ураганной быстротой. В Конохе вновь прорастают семена старых раздоров, посеянные первыми Хокагэ. Таинственный лидер Акацуки привел в действие план обретения мирового господства. Неспокойно в Деревне Песка и соседних странах, везде всплывают старые тайны, и ясно, что когда-то придется платить по счетам. Долгожданное продолжение манги вдохнуло новую жизнь в сериал и новую надежду в сердца бесчисленных фанатов!

© Hollow, World Art

  • (52182)

    Мечник Тацуми, простой парнишка из сельской местности отправляется в Столицу чтобы заработать денег для своей голодающей деревни.
    А добравшись туда вскоре узнает, что великая и красивая Столица это лишь видимость. Город погряз в коррупции, жестокости и беззаконии которые идут от премьер министра, что правит страной из-за кулис.
    Но как всем известно - "Один в поле не воин" и ничего тут не поделаешь, особенно когда твой враг глава государства или точнее тот, кто им прикрывается.
    Найдет ли Тацуми себе единомышленников и сможет-ли что-то изменить? Смотрите и узнаете сами.

  • (52116)

    Фейри Тейл - знаменитая на весь мир своими безбашенными выходками Гильдия волшебников по найму. Молодая волшебница Люси была уверена, что, став одним из её членов, попала в самую замечательную на свете Гильдию… до тех пор, пока не познакомилась со своими камрадами - взрывным огнедышащим и сметающим всё на своём пути Нацу, летающим говорящим котом Хэппи, эксгибиционистом Греем, занудой-берсерком Эльзой, гламурным и любвеобильным Локи… Вместе им предстоит одолеть немало врагов и пережить множество незабываемых приключений!

  • (46768)

    18-летний Сора и 11-летняя Сиро – сводные брат и сестра, законченные затворники и игроманы. Когда встретились два одиночества, родился несокрушимый союз «Пустое место», наводящий ужас на всех восточных геймеров. Хотя на публике ребят трясет и корежит не по-детски, в Сети малышка Сиро – гений логики, а Сора – монстр психологии, которого нельзя провести. Увы, достойные противники вскоре кончились, потому Сиро так обрадовалась шахматной партии, где с первых ходов был виден почерк мастера. Выиграв на пределе сил, герои получили интересное предложение – переехать в иной мир, где их таланты поймут и оценят!

    А почему бы и нет? В нашем мире Сору и Сиро ничто не держит, а веселым миром Дисборд правят Десять заповедей, суть которых сводится к одному: никакого насилия и жестокости, все разногласия решаются в честной игре. В игровом мире живут 16 рас, из которых человеческая считается самой слабой и бесталантной. Но ведь чудо-ребята уже здесь, в их руках корона Элькии – единственной страны людей, и мы верим, что этим успехи Соры и Сиро не ограничатся. Посланцам Земли надо всего-то объединить все расы Дисборда – и тогда они смогут бросить вызов богу Тету – своему, кстати, старому знакомому. Только, если подумать, стоит ли это делать?

    © Hollow, World Art

  • (46470)

    Фейри Тейл – знаменитая на весь мир своими безбашенными выходками Гильдия волшебников по найму. Молодая волшебница Люси была уверена, что, став одним из её членов, попала в самую замечательную на свете Гильдию… до тех пор, пока не познакомилась со своими камрадами – взрывным огнедышащим и сметающим всё на своём пути Нацу, летающим говорящим котом Хэппи, эксгибиционистом Греем, занудой-берсерком Эльзой, гламурным и любвеобильным Локи… Вместе им предстоит одолеть немало врагов и пережить множество незабываемых приключений!

  • (62978)

    Студент университета Канеки Кен в результате несчастного случая попадает в больницу, где ему по ошибке пересаживают органы одного из гулей - чудовищ, питающихся человеческой плотью. Теперь он сам становится одним из них, а для людей превращается в изгоя, подлежащего уничтожению. Но сможет ли он стать своим для других гулей? Или теперь в мире для него больше нет места? Это аниме расскажет о судьбе Канеки и том, какое влияние он окажет на будущее Токио, где идет непрерывная война между двумя видами.

  • (35433)

    Континент что лежит в центре океана Игнола, это большой центральный и еще четыре - Южный, Северный, Восточный и Западный и сами боги приглядывают за ним, а зовется он Энтэ Исла.
    И есть имя, что ввергает в Ужас любого на Энтэ Исла - Владыка Тьмы Мао.
    Он хозяин потустороннего мира где живут все темные создания.
    Он есть воплощение страха и ужаса.
    Владыка Тьмы Мао объявил войну роду людскому и сеял смерть и разрушения по всему континенту Энтэ Исла.
    Владыке Тьмы служили 4 могущественных генерала.
    Адрамелех, Люцифер, Альсиэль и Малакода.
    Четверо Генералов демонов возглавили атаку на 4 части континента. Однако, явился герой что выступил против армии преисподней. Герой и его товарищи одолели войска Владыки тьмы на западе, далее Адрамелеха на севере и Малакоду на Юге. Герой возглавил объединенную армию рода людского и пошел приступом на центральный континент где стоял замок Владыки Тьмы...

  • (33814)

    Ято – бродячий японский бог в образе худощавого синеглазого юноши в спортивном костюме. В синтоизме сила божества определяется числом верующих, а у нашего героя - ни храма, ни жрецов, все пожертвования умещаются в бутылке из-под сакэ. Парень в шейном платке подрабатывает мастером на все руки, малюя объявления на стенах, но дела идут совсем худо. Даже языкастая Маю, много лет работающая синки – Священным оружием Ято – покинула хозяина. А без оружия младший бог не сильнее обычного смертного мага, приходится (вот позор!) от злых духов прятаться. И кому вообще такой небожитель нужен?

    Однажды симпатичная старшеклассница Хиёри Ики бросилась под грузовик, чтобы спасти какого-то парня в черном. Кончилось это плохо – девушка не погибла, но обрела способность «выходить» из тела и гулять на «той стороне». Встретив там Ято и узнав виновника своих бед, Хиёри убедила бездомного бога исцелить ее, ибо тот сам признал, что долго жить между мирами никто не может. Вот только, познакомившись поближе, Ики поняла, что у нынешнего Ято не хватает сил, чтобы решить ее проблему. Что ж, надо брать дело в свои руки и лично направить бродягу на путь истинный: сначала подыскать непутевому оружие, потом помочь заработать, а там, глядишь, что и получится. Не зря говорят: чего хочет женщина – хочет Бог!

    © Hollow, World Art

  • (33785)

    В старшей школе искусств университета Суймэй есть множество общежитий, а есть доходный дом «Сакура». Если в общежитиях действуют строгие правила, то в «Сакуре» можно все, недаром ее местное прозвище – «сумасшедший дом». Так как в искусстве гений и сумасшествие всегда где-то рядом, то обитатели «вишневого сада» - талантливые и интересные ребята, слишком уж выбивающиеся из «болота». Взять хотя бы шумную Мисаки, что продает мейджор-студиям собственное аниме, ее друга и сценариста плейбоя Дзина или программиста-затворника Рюносукэ, что общается с миром лишь по Сети и телефону. По сравнению с ними главный герой Сората Канда – простак, попавший в «психушку» всего лишь за… любовь к кошкам!

    Поэтому Тихиро-сэнсэй, глава общежития, поручила Сорате, как единственному вменяемому постояльцу, встретить свою двоюродную сестру Масиро, что переводится в их школу из далекой Британии. Хрупкая блондинка показалась Канде настоящим светлым ангелом. Правда, на вечеринке с новыми соседями гостья держалась скованно и говорила мало, но свежеиспеченный поклонник списал все на понятный стресс и усталость с дороги. Только настоящий стресс ждал Сорату утром, когда он пошел будить Масиро. Герой с ужасом понял, что его новая знакомая – великий художник абсолютно не от мира сего, то есть, самостоятельно даже одеться не способна! А коварная Тихиро тут как тут - отныне Канда будет вечно ухаживать за ее сестрой, ведь на кошках парень уже потренировался!

    © Hollow, World Art

  • (34036)

    в XXI мировому сообществу наконец удалось систематизировать искусство магии и поднять его на новый уровень. Способных использовать магию после окончания девяти классов в Японии ныне ждут в школах магии - но только если абитуриенты сдадут экзамен. Квота на поступление в Первую школу (Хатиодзи, Токио) - 200 учеников, сотню лучших зачисляют на первое отделение, остальных - в резерв, на второе, причём учителя положены только первой сотне, "Цветкам". Остальные же, "Сорняки", учатся самостоятельно. При этом в школе постоянно витает атмосфера дискриминации, ведь даже формы у обоих отделений разные.
    Сиба Тацуя и Миюки родились с разницей в 11 месяцев, что позволило им учиться на одном году. При поступлении в Первую школу сестра оказывается среди Цветков, а брат - среди Сорняков: несмотря на превосходные теоретические познания, практическая часть даётся ему нелегко.
    В общем, нас ждёт учёба посредственного брата и примерной сестры, а также их новых друзей - Тибы Эрики, Сайдзё Леонхарта (можно просто Лео) и Сибаты Мидзуки - в школе магии, квантовая физика, Турнир Девяти Школ и многое другое...

    © Sa4ko aka Kiyoso

  • (30034)

    "Семь Смертных Грехов", некогда великие воины, почитаемые Британцами. Но однажды, их обвиняют в попытке свергнуть монархов и убийстве воина из Святых Рыцарей. В дальнейшем Святые Рыцари устраивают государственный переворот, и захватывают власть в свои руки. А "Семь Смертных Грехов", теперь изгои, разбрелись по всему королевству, кто куда. Принцесса Элизабет, смогла сбежать из замка. Она решает отправиться на поиски Мелиодаса, предводителя семерки Грехов. Теперь вся семерка должна объединиться снова, что бы доказать свою невиновность и отомстить за изгнание.

  • (28781)

    2021 год. На землю попал неизвестный вирус "Гастрея" который за считанные дни уничтожил почти все человечество. Но это не просто вирус как какая-то Эбола или Чума. Он не убивает человека. Гастрея - разумная зараза, которая перестраивает ДНК превращая носителя в страшного монстра.
    Началась война и в итоге прошло 10 лет. Люди нашли способ отгородиться от заразы. Единственное, что не переносит Гастрея, это особый металл - Вараниум. Именно из него люди выстроили огромные монолиты и огородили ими Токио. Казалось, теперь немногие выжившие могут жить за монолитами в мире, но увы, угроза никуда не делась. Гастрея все еще ждет удобного момента чтобы проникнуть в Токио и уничтожить немногочисленные остатки человечества. Надежды нет. Истребление людей лишь вопрос времени. Но у страшного вируса оказался и другой эффект. Есть те, кто уже рождается с этим вирусом в крови. Эти дети, "Проклятые дети" (Исключительно девушки) обладают сверхчеловеческой силой и регенерацией. В их телах распространение вируса идет во много крат медленнее чем в теле обычного человека. Только они могут противостоять порождениям "Гастреи" и больше человечеству рассчитывать не на что. Смогут ли наши герои спасти остатки живых людей и найти лекарство от ужасающего вируса? Смотрите и узнаете сами.

  • (27841)

    История в «Steins,Gate» разворачивается спустя год после событий «Chaos,Head».
    Напряженный сюжет игры частью проходит в реалистично воссозданном районе Акахибара, в знаменитом месте шопинга отаку в Токио. Завязка сюжета такова: группа друзей монтируeт в Акихибаре некое устройство для посылки текстовых сообщений в прошлое. Экспериментами героев игры заинтересовывается таинственная организация под именем СЕРН, которая так же занимается собственными исследованиями в области путешествия по времени. И теперь друзьям приходится приложить гигантские усилия для того чтобы не быть захваченными СЕРН.

    © Hollow, World Art


    Добавлена серия 23β, которая является альтернативной концовкой и подведению к продолжению в SG0.
  • (27143)

    Тридцать тысяч игроков из Японии и куда больше со всего мира внезапно оказались заперты в многопользовательской ролевой онлайновой игре «Легенда Древних». С одной стороны, геймеры перенеслись в новый мир физически, иллюзия реальности оказалась почти безупречной. С другой стороны, «попаданцы» сохранили прежние аватары и обретенные навыки, пользовательский интерфейс и систему прокачки, да и смерть в игре вела всего лишь к воскрешению в соборе ближайшего крупного города. Поняв, что великой цели нет, и цену за выход никто не называл, игроки стали сбиваться вместе – одни, чтобы жить и править по закону джунглей, другие – чтобы противостоять беспределу.

    Сироэ и Наоцугу, в миру студент и клерк, в игре - хитроумный маг и могучий воин, давно знали друг друга еще по легендарной гильдии «Безумное чаепитие». Увы, те времена ушли навсегда, но и в новой реальности можно встретить старых знакомых и просто хороших ребят, с которыми не будет скучно. А главное – в мире «Легенды» появилось коренное население, считающее пришельцев великими и бессмертными героями. Поневоле захочется стать этаким рыцарем Круглого Стола, побивающим драконов и спасающим девушек. Что ж, девушек кругом хватает, монстров и разбойников тоже, а для отдыха есть города вроде гостеприимной Акибы. Главное – умирать в игре все же не стоит, гораздо правильней жить по-человечески!

    © Hollow, World Art

  • (27238)

    В мире Hunter x Hunter существует класс людей называемых Охотниками, которые, используя психические силы и обученные всевозможным видам борьбы, исследуют дикие уголки в основном цивилизованного мира. Главный герой, юноша по имени Гон (Гун), сын самого великого Охотника. Его отец таинственно исчез много лет назад, и теперь, повзрослев, Гон (Гун) решает пойти по его стопам. По пути он находит несколько компаньонов: Леорио, честолюбивый доктор медицинских наук, чья цель - обогащение. Курапика - единственный выживший из своего клана, чья цель - месть. Киллуа - наследник семьи наемных убийц, чья цель - тренировка. Вместе они добиваются цели и становятся Охотниками, но это только первая ступенька на их долгом пути… А впереди история Киллуа и его семьи, история мести Курапики и конечно же обучение, новые задания и приключения! Сериал был остановлен на мести Курапики…Что же ждет нас дальше спустя столько лет?

  • (28057)

    Раса гулей существует с незапамятных времен. Ее представители вовсе не против людей, они их даже любят – преимущественно в сыром виде. Любители человечины внешне неотличимы от нас, сильны, быстры и живучи – но их мало, потому гули выработали строгие правила охоты и маскировки, а нарушителей наказывают сами или по-тихому сдают борцам с нечистью. В век науки люди знают про гулей, но как говорится, привыкли. Власти не считают людоедов угрозой, более того, рассматривают их как идеальную основу для создания суперсолдат. Эксперименты идут уже давно…

    Главному герою Кэн Канэки предстоит мучительный поиск нового пути, ибо он понял, что люди и гули похожи: просто одни друг друга жрут в прямом смысле, другие – в переносном. Правда жизни жестока, переделать ее нельзя, и силен тот, кто не отворачивается. А дальше уж как-нибудь!

  • (26754)

    Действие происходит в альтернативной реальности, где давно признано существование демонов; в тихом океане есть даже остров - «Итогамидзима», где демоны являются полноценными гражданами и обладают равными с людьми правами. Однако существуют и люди-маги, которые ведут охоту на них, в частности, на вампиров. Обыкновенный японский школьник по имени Акацуки Кодзё по непонятной причине превратился в «чистокровного вампира», четвёртого по числу. За ним начинает следовать молодая девушка Химэраки Юкина, или «шаман клинка», которая должна следить за Акацуки и убить его в случае, если он выйдет из под контроля.

  • (25502)

    История повествует о юноше по имени Саитама, который живет в мире, иронично похожем на наш. Ему 25, он лыс и прекрасен, к тому же, силен настолько, что с одного удара аннигилирует все опасности для человечества. Он ищет себя на нелегком жизненном пути, попутно раздавая подзатыльники монстрам и злодеям.

  • (23225)

    Сейчас вам предстоит сыграть в игру. Что это будет за игра - решит рулетка. Ставкой в игре будет ваша жизнь. После смерти, люди, погибшие одновременно, попадают в Квин Деким, где им предстоит сыграть в игру. Но на самом деле, то, что с ними здесь происходит, это Суд Небесный.

  • Еще в в древнем Иране мифологическая картина мира строилась на фоне противопоставления сил Добра и Света, воплощенных в этическом законе Арта и олицетворенных великим Ахура-Маздой — «Владыка Мудрость», «Мудрый Господь» (греч. — Ормузд), и сил Тьмы и Зла, воплощенных во лжи и олицетворенных Ангхро-Майнью (Ахриманом).

    Этот дуализм широко распространился по Востоку и перешел позднее в античный и средневековый мир. Маздеизм не сразу стал государственной религией Ирана. Когда Кир Ахменид (558-529) основал свою державу, он исповедовал религиозную терпимость, но постепенно боги Ирана были вытеснены культом Ахура-Мазды.

    По древнеиранским представлениям, на космологическом уровне, первое сотворение принадлежало принципу более высокому, чем эта дуальность света и тьмы — Зервану Айону (Время Бесконечное). В чисто символическом аспекте он является воплощением циклов времени — в приложении не только к историческим эпохам существования мира, но и к трансформации жизнь-смерть, которой подвержены все живые существа. В качестве Зервана-Акарана (Бесконечное Время) он представляет Время как Судьбу, Закон, Неотвратимость.
    В некоторых иранских школах дуализм был развит до такой степени, что роль Зервана как верховного божества была пересмотрена и дополнена. Результатом явилась магическая концепция Azrvan Akarana — сочетание пусть даже стоящего «по ту сторону добра и зла», но все же строго созидательного Бога Времени Зервана с женственной, но разрушительной энергией Аз, в дальнейшем отображенной перенявшими легенду древними арамеями как Ru"ha или, в антропоморфной форме, Лилит.

    Наиболее эзотерические иранские традиции объясняют, что зло появилось еще до сотворения мира. Зерван как Верховный Бог 1000 лет совершал жертвоприношения, чтобы обрести потомство, и когда он уже потерял надежду, у него появились два сына — Ахриман, плод его сомнений, и Ормузд, плод его веры. Ахриман увидел свет раньше Ормузда, но второму предстояло одержать победу, хотя и не без борьбы.

    Второй этап Творения — создание мира людей — имел своей целью победу над злом. Мировой процесс рассматривался как борьба извечных добра и зла, или Правды (Арты) и ее антипода — Лжи (Драуга, Друдж). Земной мир в своей благой части был сотворен добрым началом; на это злой дух ответил контртворением, создав смерть, зиму, зной, вредных животных и т.п.; постоянная борьба двух начал определяет и все существование мира.

    Изначальная божественная дуальность обратилась в подобную же дуальность среди людей. Ведь еще до творения два духа-близнеца совершили выбор между добром и злом (что и обусловило их бытие одного как святого, другого как враждебного духа). Затем подобный выбор был сделан Амарта Спентами, вставшими на сторону добра, и избравшими зло дайвами, скотом («Душой быка»), выбравшим добро, и т.д. Такой же выбор предоставлен и человеку.

    В середине I в. н. э. у северо-западных берегов Мертвого моря, в районе Энгади, проживала уединенная, отдалившаяся от мира секта, отвергавшая брак и семейную жизнь, «не знавшая денег», т. е., очевидно, добывавшая себе средства к существованию совместным трудом — ессеи. Избранное ими для себя название «ессеи» происходит от сирийского слова Asaya, что означает «врачи», а по-гречески «терапевты», ибо их открытая деятельность среди народа состояла в излечении физических и нравственных недугов.Они жили на коллективистских началах, то есть коммуной.

    Обращает также на себя внимание замечание Плиния, что в ессейскую общину вступают «утомленные жизнью пришельцы». То есть в поиске социальных причин возникновения и длительного исторического существования ессеев Плиний находит в стремлении изолироваться от общества людей, разочарованных в своей жизни или социальной системе и ее духовных ценностях. При этом он, однако, выражает удивление многочисленностью этой группы и самой возможностью воспроизводить себя в новых и новых поколениях.

    Ессеи практиковали обобществление имущества, отличались исключительным благочестием и нравственной чистотой, безбрачие они ставили выше брака. Главное место в жизни ессеев занимали моральные ценности, они избегали клятв и не придавали особого значения жертвоприношениям. Хотя они ревностно исполняли обряды, представляется, что их целью было духовное совершенствование.

    Много внимания они уделяли проповеди, физической и духовной чистоте, омовениям и другим гигиеническим процедурам, которые считали связанными с духовной жизнью.
    «Символ веры» ессеев начинается следующими словами: «От Бога всезнающего все сущее и бывшее... Он сотворил человека для владычества над миром и положил ему два духа, чтобы руководиться ими до назначенного Им срока. Это духи Правды и Кривды. В чертоге света — родословие Правды, а из источников тьмы — родословие Кривды» (3,15 ел.). Таким образом, их представления также были дуалистичны.

    Тремя столпами Кривды, или Велиала, названы невоздержание, богатство и нечестие. Слуги Кривды-это насильники и угнетатели, люди растленные и алчные, беззаконно попирающие своих собратьев. Правда же, напротив, стоит на аскезе, нестяжании и благоговении перед Сущим. Дух ее — это «дух смирения, долготерпения, великого милосердия, вечного блага, разума, разумения и могучей мудрости, которая внушает веру во все деяния Божии"

    Путь человека, считали ессеи, предопределен прежде его создания. «Слуги Кривды» таковыми навек и останутся, спасены же будут одни «избранники», которые с радостью должны ожидать гибели «сынов тьмы». Мало того, ессеи верили, что им предстоит принять участие в мировой битве, которую будут вести ангелы с язычниками и иудеями, не принявшими доктрин ессеев.

    После распространения христианства в самом начале христианской эпохи, в I веке н.э. на Ближнем Востоке или в Александрии развился комплекс религиозно-философских школ, названных «Гностиками» (от «гнозис» — знание). Как таковое, гностическое движение появилось в языческом мире раньше христианства, но оно также существовало одновременно и параллельно с христианством, соприкасаясь с ним, подвергалось его воздействию и само на него влияло, породив особый христианский гностицизм.
    Для гностицизма характерны два мифа, в большинстве случаев соответствующих дуализму и основанных на наличии демиурга («бога-ремесленника», создавшего мир, в отличие от Творца). Первый — миф о трикстере женского пола, небесной богине Софии, из-за которой произошла катастрофа, имевшая следствием сотворение мира. Второй — миф о трикстере мужского пола, незаконном отпрыске Софии, сотворившего мир либо из нечистой материи, именуемой водой, либо из отбросов или мыслей, попавших к нему свыше от истинного бога. Как правило, в гностицизме демиурга отождествляют с ветхозаветным Богом. Гностический Демиург ничего общего не имеет с Демиургом платоновского Тимея, который мыслится безусловно благим и творящим видимый мир в соответствии с божественным образцом. Согласно гностикам, Высший Бог обитает в занебесной области, однако из сострадания к человечеству он направляет к людям своего посланца (или посланцев), чтобы научить их, как освободиться из-под власти Демиурга.
    При таком видении вещей сам по себе мир — материальное существование во всех его формах — в лучшем случае является низшим состоянием, а в худшем — злом, и то же самое относится и к Богу, который этот мир сотворил. По представлениям гноситком, чувственный мир есть результат трагической ошибки в Абсолюте, или вторжения сил мрака в миры света. Отец Нерожденный являет себя в особых сущностях-эонах (сефироты в каббале), часто образующих пары. Завершенность этих эонов образует божественную полноту-Плерому. Гордыня одного из эонов приводит к его отпаду от плеромы и к началу космогенеза, причем низший из образующихся миров- наш материальный мир. Вселенная является владением Архонтов, которых часто называют именами Бога из Ветхого Завета (Саваоф, Адонай и др.). Вокруг мира располагаются космические сферы, подобно концентрическим оболочкам, число которых варьирует от 7 (наиболее часто) до 365 у Василида. Религиозная значимость этой архитектуры лежит в бесконечной отдаленности человека от Бога, выраженной здесь множеством эонов, населенных демоническими архонтами, тираническое правление которых называется «гемармен» (вселенский рок). Как опекун своей сферы каждый архонт преграждает путь душам, которые после смерти возвращаются к Богу. Главная же роль в создании мира принадлежит главе архонтов-Демиургу.

    Учения различных гностических сект получили свое отражение в чрезвычайно обширном корпусе сочинений, однако большей частью эти сочинения были уничтожены как еретические. Самыми известными основателями гностических сект были Симон Волхв, Менандр, Сатурнин, Керинф (1 в. н.э.), Василид (ум. ок. 140), Валентин (середина 2 в.) и Маркион (2 в.), у каждого из них была собственная гностическая система.

    В IV в. в Римской империи появляется течение манихеев, основанное на дуалистическом мировоззрении и близкое к гностическим учениям. Название этого течения происходит от имени ее основателя — полулегендарного Мани (ок.21б — 276). Он родился в Ктесифоне (Персия), в семье сектантов-"крестильников", примыкавших к гностическим общинам мандеев. В силу этого Мани познакомился с эзотерическими учениями. Какое-то время он был христианским пресвитером. Черпая понемногу из разных источников, он выработал свою христианско-гностическую доктрину.
    Манихейство, безусловно, является синкретической религией, о чем говорит и сам Мани. Оно включает зороастрийские (первоначала), христианские (Иисус как спаситель) и буддистские (аскетическая нравственность, учение о перевоплощении) элементы. « Основу учения Мани составляет бесконечность первых принципов (Свет и Тьма), срединная часть интересуется их смешением, а конец-отделением Света от Тьмы»


    Учение Мани пессимистично, т. к. излагает идею об изначальности и непреоборимости зла, которое является началом столь же самостоятельным и исконным, как и добро. Связывая зло с материей, а добро со светом и духом, Мани, однако, не считал тьму или материю следствием угасания света; в манихействе царство тьмы как равное противостоит царству света. Мировая история — борьба света и тьмы, добра и зла, Бога и дьявола. Человек двойственен: творение дьявола, он сотворен все же по образцу небесного «светлого первочеловека». По учению Мани,Евангельский Христос был лжехристом. Настоящий Христос не воплощался и не сочетал в себе естеств Бога и человека. После Христа был прислан Мани — параклет (утешитель) — главный из посланцев Царства Света. Основополагающее принципы манихейства: защита души от всякой телесной скверны, самоотречение и воздержание, постепенное преодоление пут материи и окончательное освобождение заключенной в человеке Божественной сущности.
    Манихеи были изгнаны из Ктесифона и разбежались по всем близлежащим территориям. Манихейский «патриарх» Сиссиний, признанный после недолгой внутренней борьбы внутри секты, осел в забытом богами и властями Вавилоне. Часть манихеев бежала за Окс (Амударья) и там в V веке провозгласила свою автономию от вавилонского патриарха; автономия эта держалась вплоть до VIII века, когда манихейские общины Средней Азии признали верховную власть Вавилона. Дальнейшее распространение манихейства происходит уже посредством его учеников, которые передают учение основателя своим наследникам, по длинной наследной цепочке — очаги распространения манихейства появляются в самых различных государствах и многие из них остаются отрезанными от прародины и существуют наподобие автономных культов — идеи, впрочем, заложенные Мани в момент создания и последующего развития его учения так хорошо сбалансированы, что практически не изменяются со временем и способны потеснить многие коренные религии.

    В течение IV века манихейство распространилось по всей территории Римской империи — от Египта до Рима, Южной Галлии и Испании. И христианская церковь, и римское государство подвергли манихейские общины жестоким гонениям. Император Диоклетиан в указе 296 года велел проконсулу Африки преследовать манихеев, дабы «вырвать с ветвями и корнями» «отвратное и нечестивое учение», пришедшее из Персии. Его предводителей и проповедников полагалось сжигать вместе с их книгами, духовенство — обезглавливать, а последователей — отправлять на каторгу с конфискацией имущества. Этот указ был спровоцирован жалобой проконсула императору на то, что манихеи устраивают волнения и беспорядки в городах.
    Феодосий I эдиктом 381 года лишает манихеев гражданских прав, а в следующем году назначает смертную казнь за исповедание этой религии. Валентиниан II отправляет оставшихся манихеев в изгнание (естественно, с конфискацией имущества). Гонорий в 405 г. подтверждает все указы своих предшественников и снова объявляет манихеев вне закона. То же самое делают Валентиниан III, Анастасий, Юстин и Юстиниан, причем последние — не только в отношении манихеев, но и в отношении тех, кто отрекся, но продолжал поддерживать контакты со своими бывшими единоверцами.
    Таким образом, к концу V века чистое манихейство полностью исчезает с территории Западной, а в VI веке — и Восточной Европы.

    Одним из следующих за манихеями течений были павликане и богомилы. Павликане различали Благого бога, или Небесного отца, открывшегося в христианстве, и демиурга, сотворившего видимый мир и человеческие тела. Падение первого человека понималось как неповиновение демиургу и как следствие избавление от его власти и откровение Небесному Отцу. Христа павликане понимали докетически, утверждая, что он не был человеком, а был лишь призраком, который прошел через Деву Марию как через канал, с целью разрушения культа Сатаны. Святой Дух же невидимо передается только истинно верующим, т.е. павликанам.
    Павликане проповедовали радикальный дуализм, отрицая любую обрядность, церемонии, культовые сооружения, иконы, крест и крестное знамение, святых, таинства, церковную иерархию, посты, аскетизм, монашество. Из всех таинств ими были оставлены только крещение и евхаристия, причем осуществлялись они невещественным образом, в духе. Богослужение состояло исключительно из учения и молитв. Руководители школы принимали звание «Учеников апостольских» и принимали имена реально существовавших апостольских учеников.

    В богомильстве два начала — доброе и злое — признаются не самостоятельными, а подчиняющимися высшему доброму существу. Согласно учению богомилов, изначально Бог имел первородного сына, Сатанаила, который был вторым после Бога и начальствовал над всеми ангелами. Гордый сознанием своего могущества, Сатанаил решил стать независимым от Отца, и за это был низвержен с неба. Но и там Сатанаил решил строить свое независимое царство. Так как у него оставалась божественная творческая сила, он сотворил из хаоса новое небо и землю, а также Адама, в которого безуспешно пытался вселить живую душу. Обратившись к Богу-отцу, Сатанаил попросил вдохнуть в первого человека душу и оживить его. Он предполагал, что после этого будет властвовать над телесной частью человека, а Отец — над духовной, при этом человеческая духовность заменит Богу низвергнутых с Сатанаилом ангелов. Таким же образом была сотворена и Ева. Однако Сатанаил завидовал людям, которые должны были заменить отступивших ангелов, и решил покорить род человеческий. Для этого, вошедши в змия, он соблазнил Еву и произвел от нее Каина и его сестру Каломену, рассчитывая, что его потомство возьмет верх над потомством Адама. Таким образом Сатанаил смог подчинить себе весь род человеческий, и лишь немногие из людей помнили о первоначальном предназначении человека — заменить собой падших ангелов. В своем забвении люди сочли самого Сатанаила за Верховного бога, и Моисей, бывший орудием Сатанаила, особенно активно распространял такое мнение. В 5500 г. от сотворения мира Бог решил освободить людей от власти Сатанаила и произвел второго сына, Иисуса, или Слово, именуемого у богомилов также Михаилом. Воплощение, жизнь и смерть Иисуса богомилы понимали докетически. Иисус пришел в мир в эфирном теле, имевшем вид человеческого, и прошел через деву Марию незаметно, что она не поняла, как нашла его младенцем в пещере. Сатанаил, стремясь поколебать влияние Иисуса на людей, довел его до смерти, которая тоже была призрачной. Однако Иисус через три дня после смерти явился Сатанаилу в своем божественном облике, сковал его цепями и отнял от его имени последний, божественный слог «ил», после чего тот стал просто Сатаной. Затем Иисус вознесся на небо и стал вторым после Бога, главой всех Ангелов. Для завершения своего дела на земле Бог-отец произвел еще одну силу, Святого духа, который действует непосредственно на души людей. Души богомилов, ощущающих действие Святого духа и сообщающим это действие другим душам, есть истинные богородицы. Такие люди не умирают, а отбрасывают телесную оболочку и переселяются в царство божье. Когда Святой дух завершит свое дело и все души переселятся в Царство божье, вся материя обратится в хаос, а Иисус и Святой дух возвратятся в Отца, из которого произошли.

    Катары (от греч. чистый), или альбигойцы, возникли в Окситании (юг Франции) на основе многочисленного «еретического» движения простолюдинов и знати. Катары распространились в XI-XIV вв. в Северной Италии и Франции. Они полагали, что земной мир, Католическая Церковь, светская власть созданы сатаной, и объявили Папу римского наместником дьявола. Катары придерживались сходного с манихейским дуалистического учения о наличии двух начал — доброго в виде Бога и злого в виде дьявола. Они отрицали догматы о смерти и воскресении Христа, отвергали крест, храмы, иконы. Катары объявили дьявольским обманом семь христианских таинств и практиковали публичную исповедь, происходившую раз в месяц на собрании общины. Евхаристия заменена благословением хлеба, которое производилось ежедневно за общим столом. Водное крещение заменено на духовное, совершаемое через возложение рук и апокрифического Евангелия Иоанна на крещаемого. Из опасения, что руки священнослужителя осквернены грехом, крещение часто совершалось дважды или трижды. Катары отвергали брак, не принуждая, впрочем, вступающих в общину семейных расторгать его. Также изредка допускался брак между молодыми людьми при строгом условии соблюдения ими целомудрия до брака и прекращения половой жизни сразу после рождения первого ребенка. Некоторые катары запрещали брак только для «совершенных», но однозначно отрицательно относились к половой жизни как к проявлению первородного греха, посредством которой Сатана продолжает сохранять свою власть над людьми.
    Катары утверждали сосуществование двух основополагающих начал — доброго божества (Бога Нового Завета), создавшего дух и свет, и злого божества (Бога Ветхого завета), сотворившего материю и тьму. В соответствии с этим они отвергали брак и деторождение. При этом сожительство рассматривалось как меньшее зло по сравнению с браком; уход же мужа или жены считались достойными похвалы. Хотя ангельские души, как верили альбигойцы, были созданы добрым божеством, грехопадение их привело к тому, что сатана заключил их в темницу тела. Вот почему земная жизнь есть наказание и единственный существующий ад. Однако страдание носит лишь временный характер, ибо все души в конце концов спасутся. Подобно арианам, альбигойцы утверждали, что Христос — всего лишь сотворенное существо, которое никогда не обладало человеческой телесностью и в действительности не могло умереть на кресте, ведь в таком случае оказалось бы во власти злого начала. Его искупление подает нам пример благородной жизни, высокой нравственности; но по-настоящему ему не удалось победить грех. Следуя своей традиции дуализма, альбигойцы поощряли освобождение от тела, в частности через самоубийство. Поскольку рождение детей они считали равносильным заключению их душ в темницу тела, альбигойцы настаивали на полном воздержании. Они верили в метемпсихоз, или перевоплощение душ, поэтому не употребляли мясную пищу, молоко и другие продукты питания животного происхождения. Отрицая власть церкви и государства, они апеллировали к Священному Писанию, в основном к Новому Завету, ибо Старый Закон (Ветхий Завет) рассматривался в целом как творение дьявола. Запрещались клятвы, участие в войнах, смертная казнь.

    Последняя и кровавая стадия в истории катаров — серия сражений (1209—1228), часто называемых альбигойскими войнами или крестовыми походами против альбигойцев. Особенно ожесточенными были битвы при Безье, Каркассонне, Лаворе и Мюре; войсками предводительствовали граф Тулузский (со стороны сектантов) и Симон да Монфор (со стороны крестоносцев). Еще до этого, в 1208, папа Иннокентий III призвал к крестовому походу после того, как сектанты убили папского легата. Согласно мирному договору 1229 в Мо (Парижский договор), большая часть территории альбигойцев перешла к королю Франции. Однако рассеянные остатки секты просуществовали до конца 14 в.

    Более 30 лет папы и французские короли вели ожесточенную борьбу против катарской «ереси». Но, странное дело: самая мощная и воинственная организация рыцарей-крестоносцев — Орден Храма (Тамплиеров), в течении всех этих лет оставалась в стороне от походов в Лангедок. В ответ на призыв папы принять участие в войне против катаров руководители тамплиеров прямо заявили, что не считают вторжение французских войск в Тулузское графство «настоящим» крестовым походом и не намерены в нем участвовать.

    Альбигойские походы и преследования катаров усилили катарское влияние среди тамплиеров. Еще в 1139 году папа Иннокентий II, покровительствовавший крестоносцам, даровал Ордену Храма многочисленные свободы и привилегии, в числе которых было право принимать в братство рыцарей, отлученных от церкви за святотатство, ересь, богохульство и убийство. Это право позволило тамплиерам спасать от преследования отлученных от церкви рыцарей-еретиков, принимая их в свои ряды. Особенно много катаров вступило в Орден после 1244 года, когда альбигойцы потерпели окончательное поражение и шпионы Святой Инквизиции и Французской короны рыскали по всей Южной Франции в поисках еретиков.

    Главный лейтмотив мифологии - борьба зла и добра. Битва идет от самого сотворения мира. Демиургам, богам созидания, в ней противостоят боги-разрушители, «плохие парни» мировой мифологии.

    Сет

    Сет - самый «плохой парень» египетской мифологии, бог Сирокко, смерти, опустошения, чужеземцев, затмений и других несчастий. Сет рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст, убил своего брата Осириса.

    Сет - олицетворение злого начала, был одним из четырех детей бога земли Геба и Нут, богини неба.

    Несмотря на свой негативный образ, в эпоху Древнего царства Сет почитался как бог-воитель, помощник Ра и покровитель фараонов.

    Священными животными Сета считались свинья («отвращение для богов»), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа - Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном.

    Ахриман

    Ахриман, называемый также Ангро Майнью, - главный антигерой древнеиранской и зороастрийской мифологии, глава сил тьмы, зла и смерти, ярый враг Ахурамазды.

    Ахриман породил смерть, старость, грехи, чародейство, колдовство, суровую зиму, удушливую жару, истребительный град, ядовитых змей и насекомых, болезни и погубил первого человека Гайомарта.

    Обычно он действовал не сам, а через подчиненных ему демонических сил - дэвов. Из-за его деяний Ахримана мир оказался разделенным на два противостоящих лагеря добра и зла. Он проник в недра земли и положил начало аду.

    В древнеперсидских клинообразных письменах Ахриман носит эпитет «ненавистный». Именно он является источником вредных сил природы, болезней, неурожая, творцом ядовитых растений, хищных зверей; к нему вообще сводятся все физические и моральные бедствия.

    Ахриману покорны все дэвы, духи зла, он властелин смерти и мрака. По зороастрийским верованиям, когда три спасителя Сосиеши победят Ахримана и уничтожат сонмища его демонов, тогда утвердится безраздельное господство Ахуромазды над всем миром.

    Равана

    Равана - в индийской мифологии царь демонов ракшасов и обладатель острова Данка (Цейлон), с которого он прогнал своего сводного брата, бога Куберу.

    Равана за свое усердие получил от Брамы неуязвисмость от богов и демонов, чем он не преминул воспользоваться, нчав притеснять богов и заставив их себе служить: Агни сделал поваром, Варуну - водовозом, Ваю заставил мести свой дворец и так далее.

    Боги во главе с Инлрой направились к Браме жаловаться на Равану, но сам Брама не мог отнять у Раваны дарованную им неуязвимость и направил «делегацию» к Вишне, который обещал уничтожить Равану через посредство смертных и обезьян, от которых Равана не испросил неуязвимости.

    Затем Вишну воплотился в образ Рамы и начал свою борьбу с ракшасами. Равана сначала хотел соблазнить жену Рамы Ситу, но, получив отказ, просто украл её, отнеся на остров Ланку.

    В ходе битвы Рамы с Раваной, где на стороне Рамы были медведи и обезьяны, Равана был повержен, а Рама вернулся с женой в свое царство Айодхью. Когда Рама убил Равану, боги на небесах возрадовались и прославили Раму, как Вишну, спасшего их от угрожавшей гибели.

    История этой борьбы рассказывается в Рамаяне, где описывается и наружность Раваны: 10 голов, 20 рук, глаза медно-красного цвета, блестящие зубы, подобные молодому месяцу; величиной он с большую тучу или гору: тело его покрыто следами ударов, нанесенных ему разными богами в его борьбе с ними. Сила Раваны была так велика, что он мог волновать моря и сокрушать горы.

    Он нарушал все божеские и земные законы, похищал чужих жен и т. д. Благодаря своему исполинскому росту, он мог останавливать солнце и месяц в их течении и мешать их восходу. Равана нагнал такой страх на всю природу, что солнце не дерзало подниматься над его головой, ветры переставали дуть при его приближении, море - волноваться.

    Люцифер

    Слово «люцифер» происходит от латинского Lucifer «светоносный», в греческой и римской мифологии «люцифер» был аналогом Венеры - утренней звезды. Соотношение Люцифера с дьяволом и Сатаной началось в христианстве с XVII века.

    Первое упоминание утренней звезды с негативным оттенком встречается в Книге пророка Исаии, написанной на древнееврейском.

    В этой кпиге династия вавилонских царей сравнивается с падшим ангелом, а «хейлель» (утренняя звезда) был одним из херувимов, который возжелал стать равным Богу и был за это низвергнут с небес.

    На рубеже IV-V веков Иероним Стридонский при переводе указанного места из Книги Исайи применил в Вульгате латинское слово lucifer («светоносный», «свет несущий»), использовавшееся для обозначения «утренней звезды».

    Представление о том, что, подобно царю Вавилона, низвергнутому с высот земной славы, и Сатана некогда был низвергнут с высот славы небесной (Лк. 10:18; Откр. 12:9), привело к тому, что имя Люцифер было перенесено на Сатану. Это отождествление подкреплялось также замечанием апостола Павла о Сатане, который «принимает вид Ангела света»

    У самого Иеронима слово «светоносный» не использовалось как имя собственное, а лишь как метафора, однако именно перевод Иеронима, который пользовался огромным авторитетом в христианском мире, в конечном итоге послужил основой для придания латинскому эквиваленту еврейского «хейлель» значения личного имени Сатаны.

    В Библии короля Якова (1611 год) фраза обрела иной смысл: «How art thou fallen from heaven, O Lucifer, son of the morning!». Написанное с большой буквы, обращение больше не воспринималось, как метафора. Слова эти уже нельзя было воспринять, как песнь о победе над царем Вавилона, это было прямое обращение к Сатане.

    В «Божественной комедии» Данте (начало XIV века) Люцифер описан как вмёрзший в лёд грешник в самой глубине ада, и имеющий 3 пасти. Там он грызёт предателей и изменников, из них величайшие - Иуда Искариот, Брут и Кассий.

    Иблис

    Иблис - исламский дьявол, злой дух, джинн, стоящий во главе других злобных духов и демонов. Его также называют аш-Шайтан (как главу всех злых духов - шайтанов), Адувв Аллах («враг Аллаха») или просто аль-Адувв («враг»).

    Согласно Корану, Иблис первоначально был ангелом, но отказался выполнить приказ Аллаха поклониться созданному аллахом Адаму, заявив: «Я - лучше его: ты создал меня из огня, а его создал из глины».

    В Коране о падении Иблиса говорится: «Когда Бог сказал ангелам: Я хочу поставить наместника на земле» они отвечали: «Неужели Тебе угодно поставить на земле существо, которое бы распространяло там зло и проливало кровь, тогда как мы славим и величаем тебя беспрестанно?» «Я знаю то, - отвечал Господь, - чего вы не знаете».

    Когда Бог повелел ангелам поклониться Адаму, они послушались, исключая Иблиса, который «надмился гордостию и был из числа неверующих». За это Иблис был изгнан с небес и поклялся повсюду совращать людей: «Я засяду против них на твоем прямом пути», «я украшу им то, что на земле, и собью их всех».

    Пробравшись в рай Джанна, он совратил Адама и Хавву; в кораническом эпизоде поклонения ангелов дьявол назван Иблисом, а в эпизоде грехопадения - Аш-Шайтан. Обозначение дьявола Иблиса как Аш-Шайтан употребляется в Коране и других мусульманских текстах.

    Иблис, отпавши от Бога сам, склонил к падению праотцов рода человеческого, отторгнул от Бога некоторых других духов; так произошли джинны, дэвы и пери. Согласно преданию, Иблис живет на земле в нечистых местах - в пещерах, руинах древних поселений, на кладбищах.

    Едой и питьем Иблиса являются жертвоприношения и вино, развлечения составляют музыка, танцы. Наказание Иблиса отложено до дня Страшного суда, когда он вместе с грешниками будет низвергнут в ад Джаханнам.

    Сурт

    Сурт переводится с древнескандинавского как «смуглый» или «черный». Это главный огненный великан германо-скандинавской мифологии, владыка Муспельхейма. Его происхождение восходит к самому началу космоса.

    Сурт правит огненными великанами. В день Рагнарёк его орды двинутся на север «подобно южному ветру», чтобы сразиться с богами-асами. В битве Сурт убьёт Фрейра, его меч срубит мировое дерево Иггдрасиль, и это станет началом гибели всего мира.

    Вся жизнь в девяти мирах будет уничтожена, за исключением тех существ, что спрятались в расщелинах коры Мирового Древа и тех, чья сущность является чистейшим воплощением Вирда. Также останется роща Ходдмимир, поскольку это место, в котором пламенный меч Сурта теряет свою силу. Также уцелеет чертог Гимле, в котором во все времена будут жить хорошие и праведные люди.

    Сурт также выживает, ибо как огонь он не может быть уничтожен огнем, и как дух созидания и разрушения должен войти в новый мир в качестве манифестации космического закона.

    Огни Сурта и он сам рассматриваются некоторыми как символы появления кометы. Также он связан с вулканами, один из недавно возникших на побережье Исландии вулканических островов носит название Суртсей.

    Тифон

    Тифоном в греческой мифологии называли могущественное чудовище, порожденное Геей. Он был олицетворением огненных сил земли и её испарений с их разрушительными действиями.

    В легендах Тифон представлен как существо с сотней драконьих голов, туловищем, подобным человеческому, покрытым оперением, вместо ног у него были змеиные кольца.

    В некоторых источниках сообщается, что головы Тифона подобны человеческим, но он может воспроизводить крики животных.

    Тифон упоминается в «Илиаде» Гомера. Там описывается борьба Тифона с Зевсом. Местом пребывания этого «плохого парня» в поэме названы подземные недра в стране армиов или под горой Аримой в Малой Азии. Когда греки узнали о вулканической активности на Кумском побережье Италии, в Сицилии и на Липарских сотаровах, Тифон «переехал» туда.

    Тифон с Ехидной породили множество ужасных существ: Химеру, лернейскую гидру, псов Орфа и Кербера. От его имени произошло слово «тайфун».

    Тифон, переходя Эгейское море, раскидал острова Киклады, до этого расположенные тесно. Огненное дыхание чудовища донеслось до острова Фер и разрушило всю его западную половину, а остальную часть превратило в выжженную пустыню. Остров с тех пор приобрел форму полумесяца. Гигантские волны, поднятые Тифоном, докатились до острова Крит и разрушили царство Миноса.

    Олимпийские боги, испугавшись чудовища, сбежали из своей обители. Один Зевс, самый храбрый из молодых богов, решился на борьбу с Тифоном. Поединок продолжался долго, в пылу боя противники перенеслись из Греции в Сирию. Здесь Тифон разбороздил своим гигантским туловищем землю, впоследствии эти следы сражения наполнились водой и стали реками.

    Зевс оттеснил Тифона на север и сбросил в Ионическое море, поблизости от италийского берега. Громовержец испепелил чудовище молниями и низверг его в Тартар.

    Согласно другой легенде, Тифон вначале победил Зевса. Он опутал бога своими ногами, подобными змеиным кольцам, перерезал и вытянул все сухожилия. Затем Тифон бросил Зевса в Корикийскую пещеру в Киликии и поставил драконицу Дельфину охранять его.

    Зевс находился в заточении, пока Гермес и Эгипан не выкрали у Тифона сухожилия бога и не вернули их громовержцу. Тогда Зевс вновь напал на чудовище, и битва продолжилась. Зевсу помогли мойры, посоветовав Тифону съесть плоды ядовитой однодневки, чтобы увеличить свои силы. Последовав этому совету, Тифон полностью потерял силы, и Зевс завалил чудовище огромной глыбой. На этом месте образовался вулкан Этна.

    Легенды гласят, что иногда Тифон, вспомнив о своем поражении, извергает дым и пламя из жерла вулкана.
    Позднее Тифон был отожествлен с египетским Сетом.

    Чернобог

    Чернобог - «плохой парень» славянской мифологии. Он изображался в виде человекоподобного идола, окрашенного в черный цвет с посеребренными усами.

    Согласно «Славянской хронике» Гельмольда, Чернобог - навий, «злой» бог. В сербо-лужицком пантеоне назван А.Френцелем (1696) - Czernebog. Его главный противник Свентовит.

    Аль-Масуди в десятом веке дает описание святилища некоего бога на черной горе: «... в нем (здании на черной горе) они (славяне) имели большого идола в образе человека или Сатурна, представленного в виде старика с кривой палкой в руке, которой он двигает кости мертвецов из могил. Под правой ногой находятся изображения разнородных муравьев, а под левой - пречерных воронов, черных крыльев и других, а также изображения странных хабашцев и занджцев (т.е. абиссинцев)».

    Петр Альбин в «Миснейской хронике» говорит: «славяне для того почитали Чернобога, как злое божество, что они воображали, будто всякое зло находится в его власти, и потому просили его о помиловании, они примиряли его, дабы в сей или загробной жизни не причинил он им вреда».

    Гельмольд также писал о том, что когда на пиру у славян чествовалиЧернобога, то при обносе гостей чашею каждый произносил проклятия, а не слова благословения. Впрочем, каждый понимает в меру своего воспитания: «Удивительное суеверие славян, ибо они на своих празднествах и пирах обносят круговую чашу, возглашая над нею слова - не скажу благословения, но проклятия, во имя богов доброго и злого, так как ожидают от доброго бога счастливой доли, а от злого - несчастливой; поэтому злого бога даже называют на своём языке дьяволом или Чернобогом».

    По мифу, приведённому Срезневским, Чернобог поганит душу человека, созданного Богом, собственно и по христианским догматам это так. По другому мифу, приведённому Афанасьевым Сатана (Чернобог) создал человека из пота Бога.

    Похожий миф есть в Лаврентьевской летописи. Чернобог - сотворец Мира. В мифологии балтов черного бога именуют Виелоной, Велнсом или Велсом, что собственно и означает «чёрт», «дьявол» - он постоянный противник Громовержца и владелец мира мертвых.

    Балор

    Балор - главный антигерой ирландской мифологии, бог смерти и «всего плохого против всего хорошего». Балор был предводителем демонов-фоморов, которые правили Ирландией до начала эпохи племени богини Дану.

    У Балора был один глаз, но он обладал смертноносной силой, во время битвы его Балору поднимали несколько слуг.

    Этим «скилом» глаз демона стал обладать после того, как в него, ещё в детстве Балора, попали пары волшебного зелья, варившегося для отца Балора Дота.

    Балор знал, что ему суждено погибнуть от руки внука, поэтому он заточил свою единственную дочь Этлинн в башню на острове Тори у северо-западного побережья Ирландии.
    Однако Киан, сын бога-врачевателя Диан Кехта, сумел проникнуть к Этлинн, и она родила Луга, бога солнца.

    Бог-кузнец Гоибниу, брат Киана, спас младенца от ярости Балора. Роковая встреча уже взрослого внука и деда состоялась во время второй битвы при Мойтуре, последнем сражении между фоморами и Племенами богини Дану.

    Во время битвы Луг заметил, что глаз Балора закрывается от усталости, тогда он пробрался к своему деду через полки неприятеля на одной ноге и с зажмуренным глазом (подражая одноногим фоморам и одноглазому деду). Луг метнул камень из пращи в глаз Балору с такой силой, что глаз вылетел с другой стороны, сокрушая своим взглядом фаморов. Балор погиб, фаморов изгнали из Ирдандии, а к власти пришли молодые боги из племени богини Дану.

    Нергал

    Изначально Нергал в шумеро-аккадской мифологии воспринимался как разрушающее жгучее солнце, затем стал богом всего самого ужасного, что только можно представить: засухи, мора, войн и самой преисподней. Планетой Нергала был Марс, а выражение «рука Нергала» было синонимом бедствий и несчастий. В период вавилонского синкретизма Нергал стал воинственным проявлением Мардука.

    Нергал считался владыкой подземного царства. Само его имя переводится как «владыка темного града».

    Он был супругом богини подземного царства Эрешкигаль. История его «сватовства» была такой: он отказался платить своей будущей супруге дань и за ним был прислан посол Намтару. Нергал спустился к Эрешкигаль, одарил её фетишами, провел с ней семь ночей, а потом малодушно сбежал. Конечно, Эрешкигаль была обижена и пригрозила богам, что если Нергал не вернется, то она выпустит на землю мертвецов. Боги донесли до Неграла эту угрозу, и он снова вернулся к Эрешкигаль. Снова проведя с подземной богиней семь дней и ночей, Нергал получил от бога Ану приказ остаться в преисподней навеки.

    Rated it

    Status: v3c4

    I think this is overrated. This is similar to tensei shitara slime datta ken, but isn"t... in fact it"s way worse. I could not immerse myself well with the main lead. She isn"t bad, and the story isn"t too bad, but there are times im like "WTF"?! The author made the character seem like an OP character and one that just went along with things, but a bit failing if I do compare it to tensei shitara slime. And sometimes the reasoning the story had to go along with made... more>> me irritated.

    the 3 god"s have a competition. Two of them send in their best men to see who conquers the dungeon. If no one conquers it in a years time, it"s the mc"s win. The one that wins in the end is someone who didn"t even "conquer" it but just happened to be a friend who just happened to be there at the end and picks up the final trophy?! And then they all come to a conclusion in a second that the winner is that person. Being that friend was also of another race and worshiper of one of the other gods, the main lead did not win......-_-........

    I stopped after realizing how irritated I was and also that I couldn"t get into the story as well as other novels. I believe this would have been a great story if the author spent more time building up tension and character. It is somehow lacking in both. <

    rated it

    December 8, 2016

    Status: v2

    A simple, straightforward story. Pretty Japanese high school girl with scary eyes piques the interest of a trickster god from a higher plane of existence and gets thrown into a magical world. At first it looks like your run-of-the-mill isekai story, with the heroine even trying her hand at adventuring, but due to her circumstances (namely that the aforementioned trickster god made her have the aura and glare of an "average" god of evil), she has to leave town and start anew as a dungeon master. Then things get weirder... more>> and weirder. First off, as I said above, the story is incredibly straightforward. While the side-stories done from different POVs add some fluff to the story at the end of each volume, the main plotline is streamlined to the extreme. It sets out to tell a story, and it does so without any added fat. In some ways I respect the author for that attitude in the age of never-ending ligh- and webnovels that keep piling up the padding for years. Overall this was a nice, fluffy read. The characters are not particularly deep, but they were entertaining, and since there were not a lot of them, they all got just enough screen time to not be completely one-note. The plot, thin as it is, actually follows a logical escalation pattern and it"s written well, with the protagonist"s personality actually reflecting in the narration (which should be a given, but a lot of light-novel authors seem not to get this and have their MCs narrate like a robot). In the end this was sort of the literary equivalent of comfort-food. The reason why I knocked one star down was the shallow worldbuilding and, more importantly, the lame ending.

    So, in the end the Evil God shows up and presents the protagonist with the opportunity to become a human again, and she chooses to accept it, dividing herself to be a "Divine" and a "Human" version existing at the same time, so that the divine version could stay in her temple and do nothing while her human version could go out into the world and... oh, wait... I mean, so her human version could live in her mansion a few hundred meters from the temple and do nothing. How riveting.

    So yeah, in the end this was an enjoyable read. It did a bit of deconstruction, it did a bit of comedy, it did a bit of combat and suspense, but overall it was a pretty mellow novel I could recommend for reading under the blankets during a long winter night. It won"t floor you or change the way you look at fiction, but not all stories have to do that. <

    rated it

    Status: v1c11

    Hilarious religious/isekai story~ just taking in all cliches and making fun of them.. ... more>>

    summonig heroes: she was "cloned" from her original self

    world building: mostly done and managed by a fervent worshiper

    holy wars: solved by a bet that culminated in the unification of two mortal enemies

    slaves: pseudo sisters, helpers

    reverse harem: it seems she ends up as an old maid..

    enemy nations: cowed by the overzealous powers of misunderstandings

    the darkest text in history: apparently makes you stub your pinky a lot

    level system: MC never left level 1 despite being ridiculously OP

    Evil god: she"s never taken a life

    Evil god level up > Weirdo god...

    pointy eared beauties: demons

    the ruination of everything everyone believed in: the world"s original gods are a bunch of freeloaders..

    obligatory adventurers guild quests: MC is so OP she can only do the basic herb collecting ones

    obligatory senior adventurer bully: was just trying to help by pretending to be a bad guy

    Japanese culture worship: minimal references supposedly related to summoned heroes

    Also: rather than getting rid of an invading god in their territories, the original gods of that world chose to "give MC a chance" and kindly treated her like senpais and ruthlessly tried to push all the hard work on her.. Going completly against the expectations of the Evil god who first summoned her for the sake of chaos. Of course he"d be winning either way - but we see the MC getting one up over him in the end.

    There isn"t a lot of background on the MC - rather, the focus of the stories is mainly kept on the present action and the consequences of choice.. We see the MC paying dearly for her poor choices even if they only make her more powerful, its not what she wanted at all - her Karma sucks. I laughed myself to tears at every turn~ And the writing work is pretty decent! Might be full of cliches, but if you like the genre its a good, unexpected light hearted read. <

    59

    Год выпуска: 2016

    Количество глав: 110

    Выпуск: продолжается

    Частота выхода глав: каждые 2.55 дня

    График публикации бесплатных глав: по 1 главы каждые 4 дня в часов

    Альтернативное название: Evil God

    Альтернативное название: Rasubosu no mukō-gawa ~ saikyō no ura bosu = jashin ni tensei shitakedo, 1000-nen dare mo kona ikara gakuen ni kayou koto ni shita ~

    Альтернативное название: The Other Side of the Last Boss~The Strongest Hidden Boss=He Reincarnates into an Evil God, But Since No One has Come After 1,000 Years, He Decides to Go to School~

    Короткая жизнь мальчика 16 лет, который любил наблюдать, закончилась после несчастного случая, после которого появился Бог. Мальчик был идеальным кандидатом для реинкарнации, поэтому его спросили, не против ли он. Мальчик принял это и реинкарнировал в другой мир. Он реинкарнировал в Бога Зла Ашталя. Как в игре, однажды кто-то победил Последнего Босса, Короля Демонов, позже они встретятся с их противником, сногсшибательным Тайным Боссом.

    Он наблюдал 1000 лет при помощи магии. Хей! Почему никто не сделал этого раньше? Я должен быть Тайным Боссом!

    И наконец, Ашталь заскучал, после кое-какого события он стал ходить в школу. Иногда ему приходилось драться с демоном, который переоценивал свои силы, однажды ему пришлось стать председателем банка, чтобы атаковать великую нацию, которая слишком много о себе возомнила. Вот такая история о Боге Зла.

    Рецензии:

    Написал Kyoufu 13 нояб. 2017 г., 15:43
    Не стоит читать это. Гг такой ОЯШ, что даж мне тошно. При виде девушки он чуть не помер! В прямом смысле! А еще он несет яйца! Короче, если решитесь это читать, вам стоит потом сходить к психиатру. Мало ли...