Я говорю как литератор. Справочник по пунктуации - Розенталь Д.Э

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Запятая в конструкциях с союзом как.

Запятая ставится Запятой нет 1. При присоединении придаточных предложений (изъяснительных, сравнительных, меры и степени и др.): Он видел, как далеко раскинулась сеть железных дорог. 1. Если КАК входит в состав сказуемого: Овраг был как глубокое ущелье.

2 . При присоединении сравнительного оборота: Он, как разъярённый лев, бросился на противника. 2. Если в сравнительном обороте перед союзом есть отрицание: Он взял инструмент не как мальчишка, а как взрослый рабочий.

3. Если КАК входит в состав вводной конструкции: Он, как мне кажется, человек интересный. 3. Если КАК входит в состав парного союза (КАК…,ТАК И): Позади остались как большие города, так и маленькие деревушки.

4. Если КАК входит в состав приложения со значением причины: Он, как человек дела, сразу подошёл к станку. 4. В приложениях со значением «в качестве»: Рассказ вошёл в книгу как небольшая глава.

5. В сочетании с союзом И: Она выглядела так, как и три года назад. 5. В устойчивых словосочетаниях (в составе фразеологических единиц, в устойчивых выражениях, в оборотах, близких по значению к именной части составных сказуемых): Его руки были холодны как лёд.

6. Если есть указательные слова (так, такой, столь и т.д.): Он был так же скор в решениях, как раньше. 6. При повторении сравниваемого для обозначения обычности, типичности предмета: Всё здесь по-прежнему в порядке. Льды как льды, пустыни как пустыни.

7. В оборотах не более, как… (не) раньше, чем… (не) больше, чем… которые не содержат сравнения: Не более, как через полчаса, занятия закончатся

Запомни: не кто иной, как… не что иное, как…

Определите, нужно ли выделять запятыми обороты с союзом КАК: а – нужно, б – не нужно. Человек создан для счастья как птица для полёта. Молодость как песня жаворонка на заре. За днями дни проходили как тень. Осыпался с берёзы лист и как ковёр устилал землю. Под ним как океан синеет степь кругом. Тучи как свинцовые. Полученный ответ рассматривался как согласие. Дубровин с год как шальной ходил. Уезжай как можно дальше отсюда. Как зарницы в небе они запылали как огненный дождь с неба упали.

(Ответы: 1 - а, 2 - б, 3 - б, 4 - а, 5 - а, 6 - б, 7 - б, 8 - б, 9 - б, 10 - а)

Определите, нужно ли выделять запятыми обороты с союзом КАК: а – нужно, б – не нужно. День начался как всегда в густом тумане. Мы встретились как старые знакомые. Разбойник мужика как липку обобрал. Журавли кричали грустно как будто звали с собой. Дорога была как аллея. Мне хочется сохранить эти письма как память. Было спокойно и тихо как после бури. Под ним Кавказ как грань алмаза снегами вечными сиял. Я говорю как литератор. Я вам как чужой.

(Ответы: 1 - а, 2 - б, 3 - б, 4 - а, 5 - б, 6 - б, 7 - а, 8 - а, 9 - б, 10 - б)

Определите, нужно ли выделять запятыми обороты с союзом КАК: а – нужно, б – не нужно. Он держал себя как аристократ. Он был телом сильным как бык и храбрым как лев. Было спокойно и тихо как после бури. Ты что это как муху проглотил? Вот с неба звёзды глянут, и как река засветит Млечный Путь. На улице было множество людей как в праздник. Редко встречаешь столь интересного человека как он. Как град посыпалась картечь. Вечер как две капли воды похож на всякий другой. Эта мелодия создана Глинкой, но она воспринимается как подлинно народная.

(Ответы: 1 - б, 2 - б, 3 - а, 4 - б, 5 - а, 6 - а, 7 - а, 8 - б, 9 - а, 10 - б)

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 39 г. Брянска Борисова Н.И.


Вы уже знаете, что союз – это служебная часть речи, с помощью которой оформляют связь между частями предложений, отдельными предложениями в тексте или между словами в составе простого предложения.

Союз "КАК " очень часто требует обособления разных синтаксических конструкций.

Чтобы понять, когда необходимо ставить запятую перед союзом "КАК ", а когда нет, посмотрите следующие примеры.

Запятая перед союзом " КАК " ставится

1. Запятыми выделяются или отделяются обороты, начинающиеся союзом "КАК "

1) если они обозначают уподобление , без других оттенков значения ("КАК " имеет значение «подобно »).

Например: Под ним Кавказ, как грань алмаза , снегами вечными сиял. Её голос звенел, как колокольчик . Блестели её глаза, зелёные, как крыжовник . И видел он себя богатым, как во сне . (Крылов) Руки его дрожали, как ртуть . (Гоголь) Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка… (Лермонтов) Как чайка , парус там белеет в высоте.

Сравнительные обороты в нашем языке не только передают сходство или различие, но и придают языку красоту и выразительность.

Пунктуационное правило о сравнительном обороте не так уж сложно: он всегда выделяется запятыми с двух сторон.

Например: Внизу, как зеркало , блестела вода. Вокруг высокого чела, как тучи , локоны чернеют. (Пушкин) Внизу, как зеркало стальное , синеют озера струи. (Тютчев) На небе ярко сверкнула, как живой глаз , первая звёздочка. (Гончаров) Анчар, как грозный часовой , стоит один во всей вселенной (А. С. Пушкин).

В чем же заключаются трудности и откуда берутся ошибки?

Первая трудность - недостаточно вдумчивое отношение к тексту. Если вы не поняли, что в предложении что-то с чем-то сравнивается, вы и не заметите сравнительного оборота. Отсюда нехитрый вывод: всегда старайтесь понимать текст, который вы записываете .

Вторая трудность состоит в том, что среди сравнений встречаются синтаксические "карлики" и синтаксические "великаны". Вот как могут выглядеть сравнения -"карлики", их можно случайно и не заметить.

Например: Я сам, как зверь , был чужд людей и полз, и прятался, как змей (М. Ю. Лермонтов).

А вот как могут выглядеть сравнения -“великаны": Перед ними, как окаменевшие во время шторма океанские волны , расстилались горные хребты.

Каких бед можно натворить с таким предложением?

Во-первых, просто забыть закрыть оборот запятой. Эта беда случается со всеми распространенными оборотами: "уловив" его начало, многие не удерживают его в памяти до конца - и тогда прощай, вторая запятая!

Во-вторых, не вдумавшись в смысл оборота, разрезать "великана", поторопившись поставить запятую раньше времени, например после слова окаменевшие, и тем самым превратить предложение в полную бессмыслицу.

2) если в основной части предложения имеется указательное слово так, такой, тот, столь .

Например: Лицей дал России таких людей, как Пушкин, Пущин, Дельвиг. Ямщик был в таком же изумлении от его щедрости, как и сам француз от предложения Дубровского. (Пушкин) Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринуждённо, как на Невском проспекте. (Гоголь) Черты лица его были те же, как и у сестры. (Л. Толстой) Лаевский безусловно вреден и так же опасен для общества, как холерная микроба… (Чехов) Всё вокруг какое-то церковное, и маслом пахнет так же крепко, как в церкви. (Горький)

3) если оборот начинается сочетанием как и .

Например: Деревья, как и люди , имеют свою судьбу. К Москве, как и ко всей стране , я чувствую свою сыновность, как к старой няньке (Паустовский). В её глазах, как и во всём лице , было что-то необычное. Как и на прошлогодниx соревнованиях , впереди оказались спортсмены Российской Федерации;

4) если союз "КАК " включается во вводное предложение . Наиболее часто употребляются в качестве вводных предложений следующие выражения:

Как сейчас помню, как говорили, как мы узнали, как некоторые думают, а также сочетания как теперь, как один, как правило, как исключение, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как теперь, как нарочно и т. п.

Например: Это была, как вы сами можете догадаться , наша героиня. Жители дома все, как один , высыпали во двор. Вижу, как теперь , самого хозяина… (Пушкин) Занятия начались, как обычно , в девять часов утра. Помню, как сейчас , свою первую учительницу в школе. Как нарочно , в кармане не было ни копейки. Запятыми, как правило , выделяются деепричастные обороты. Спартакиада, как обычно , проходит летом.

Но! Указанные сочетания не выделяются запятыми, если входят в состав сказуемого или тесно связаны с ним по смыслу.

Например: Занятия начинаются как обычно . Снегопады бывают в декабре как правило (=обычно). Вчерашний день прошёл как обычно (т. е. по обыкновению);

5) в оборотах не кто иной, как и не что иное, как; такой, как и так же, как .

Например: Спереди Рейнский водопад не что иное, как невысокий водяной уступ (Жуковский). Но перед ней был не кто иной, как путешествующий Эгль, известный собиратель легенд, сказок, преданий. Это был не кто иной, как Рылов.

2. Если приложение с союзом "КАК" имеет значение причинности, оно выделяется запятыми.

Например: Как истинный француз , в кармане Трике привез куплет Татьяне (А. С. Пушкин). Почему он привез куплет Татьяне? - как истинный француз.

Если дополнительных значений у приложения нет, оно выделяется запятой.

Например: Такой инструмент, как отвертка , всегда пригодится в хозяйстве. Здесь ни того ни другого вопроса поставить нельзя.

3. В сложноподчинённом предложении при присоединении придаточного предложения: "КАК" выступает в роли подчинительного союза и связывает придаточное предложение с главным.

Например: Он видит, как поле отец убирает. Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца , и поразила нас сразу обоих. Я долго смотрел, как горит свеча.

(Напоминание: как отличить сложноподчинённое предложение от сложносочинённого? В сложноподчинённом от одной части предложения к другой можно задать вопрос. На примере, который был выше: "Я долго смотрел - на что? - как горит свеча ". В сложносочинённых предложениях части равноправны).

Запятая перед союзом "КАК" не ставится

1. Обороты с союзом "КАК" не выделяются запятыми

1) если на первый план в обороте выступает значение обстоятельства образа действия (на вопрос как ?); обычно такие обороты можно заменить творительным падежом существительного или наречием.

Например: Как град посыпалась картечь. (Лермонтов) (Сравните: посыпалась градом .) Как дым рассеялись мечты . (Лермонтов) Как демон коварна и зла (Лермонтов) (Сравните: демонически коварна .)

Перстенёк как жар горит. (Некрасов) В гневе он как гром загремел, как сталь засверкал. Конь как буран летит, как вьюга спешит. Как зарница в небе они запылали, как огненный дождь с неба упали.

2) если основное значение оборота – приравнивание или отождествление.

Например: …Ты любил меня как собственность, как источник радостей , тревог и печалей… (Лермонтов) (Сравните: …любил меня, считая своей собственностью .) …Он [Иудушка] подавал свой камень как единственное , что он мог дать (Салтыков-Щедрин);

3) если союз "КАК " имеет значение «в качестве» или оборот с союзом "КАК " (приложение) характеризует предмет с какой-либо одной стороны.

Например: Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених . (Пушкин) Я говорю как литератор . (Горький) Моё незнание языка и молчание было истолковано как молчание дипломатическое. (Маяковский) Мы знаем Индию как страну древнейшей культуры . Публика ценила раннего Чехова как тонкого юмориста . Мы больше знаем Лермонтова как поэта и прозаика и меньше как драматурга . Я сохраню это письмо как память . Юрий Гагарин вошёл в историю как первый в мире космонавт . Вопрос экологии встаёт как главный вопрос сегодняшнего дня .

4) если оборот образует именную часть составного сказуемого или по смыслу тесно связан со сказуемым (обычно в этих случаях сказуемое не имеет законченного смысла без сравнительного оборота).

Например: Одни как изумруд , другие как коралл . (Крылов) Она сама ходила как дикая . (Гончаров) Как ребёнок душою я стал . (Тургенев) Отец и мать ей как чужие . (Добролюбов) Я смотрел как . (Арсеньев)

Она держится как хозяйка . (Если взять сказуемое «держится » без оборота «как хозяйка », то получается «она держится », и можно подумать, что она держится за что-то.)

Сравните также: чувствовать себя как в родной стихии, ведёт себя как невменяемый, понять как намёк, воспринимать как похвалу, осознать как опасность, смотреть как на ребёнка, приветствовать как друга, оценить как достижение, рассматривать как исключение, принять как должное, представить как факт, квалифицировать как нарушение закона, отметить как большой успех, интересовать как новинка, выдвигать как проект, обосновать как теорию, принять как неизбежное, сложиться как традиция, высказать как предложение, истолковать как нежелание принять участие, определить как случай обособленного приложения, характеризовать как тип, выделяться как талант, оформлять как официальный документ, употребляться как фразеологический оборот, прозвучать как призыв, входить как составная часть, фигурировать как представитель, ощущаться как чужеродное тело, существовать как независимая организация, возникнуть как нечто неожиданное, развиваться как прогрессивная идея, выполнить как срочное задание и т. п.;

5) если сравнительному обороту предшествуют отрицание не или слова совсем, совершенно, почти, вроде, точь-в-точь, именно, прямо, просто и т. п.

Например: Я воспитал в себе это чувство праздника не как отдыха и просто средства для дальнейшей борьбы, а как желанной цели, завершения высшего творчества жизни. (Пришвин) Было светло почти как днём. Дети иногда рассуждают совсем как взрослые. Волосы у девочки вьются точь-в-точь как у матери. Газета вышла не как всегда . Он совсем как ребёнок .

6) если оборот имеет характер устойчивого сочетания .

Мы подошли к самому интересному случаю - к фразеологическим оборотам. Фразеологизмами проникнута наша речь. Это устойчивые словосочетания, окрашенные иронией, хитрецой, лукавством.

Например: нужен как собаке пятая нога, поможет как мертвому припарка.

Фразеологизмы вносят в нашу речь не только образность, но и озорство, улыбку. И что очень важно - они не требуют запятой перед союзом "КАК "!

Например: Везде он чувствовал себя как дома . Брат и сестра похожи как две капли воды . У льва как гору с плеч свалило. (Крылов) Да сказать лекарю, чтоб он перевязал ему рану и берёг его как зеницу ока . (Пушкин) Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу . (Чехов)

Строгих грамматических правил, помогающих отличить фразеологизм от обычного сравнительного оборота, не существует. Надо просто уметь "узнавать при встрече" как можно больше фразеологизмов.

Среди устойчивых словосочетаний, не выделяемых запятыми, есть и "карлики": работает как вол (или как лошадь ), устал или голоден как собака, глуп как пробка, бел как лунь, как бешеный, как ошалелый, как вкопанный и т.п. Не ставится запятая перед "КАК " в сочетаниях нет как нет и тут как тут . Не выделяется запятыми и словосочетание внушительных размеров как ни в чем не бывало .

Сравните также: белый как лунь, белый как полотно, белый как снег, бледный как смерть, блестит как зеркало, болезнь как рукой сняло, бояться как огня, бродит как неприкаянный, бросился как безумный, бубнит как пономарь, вбежал как сумасшедший, вертится как белка в колесе, визжит как поросёнок, вижу как днём, все как на подбор, вскочил как ужаленный, глядел как волк, глуп как пробка, гол как сокол, голодный как волк, далёк как небо от земли, дрожал как в лихорадке, дрожит как осиновый лист, ему всё как с гуся вода, ждать как манны небесной, заснул как мёртвый, здоров как бык, знать как свои пять пальцев, идёт рядом как пришитый, катался как сыр в масле, качается как пьяный, колыхался как студень, красный как рак, крепок как дуб, кричит как оглашенный, летит как стрела, лупить как сидорову козу, лысый как колено, льёт как из ведра, машет руками как мельница, мечется как угорелый, мокрый как мышь, мрачный как туча, народу как сельдей в бочке, не видать как своих ушей, нем как могила, носится как шальной, нужен как воздух, остановился как вкопанный, остался как рак на мели, острый как бритва, отличаться как небо от земли, побледнел как полотно, повторял как в бреду, пойдёшь как миленький, поминай как звали, поразить как обухом по голове, похожи как две капли воды, пошёл ко дну как камень, преданный как собака, пристал как банный лист, провалиться как сквозь землю, пропал как в воду канул, прямо как нож по сердцу, пылал как в огне, развеялся как дым, расти как грибы после дождя, свалился как снег на голову, свеж как кровь с молоком, свеж как огурчик, сидел как на иголках, сидеть как на угольях, сидеть как прикованный, слушал как заворожённый, смотрел как зачарованный, спал как убитый, стройный как кипарис, твёрдый как камень, темно как ночью, тощий как скелет, труслив как заяц, умер как герой, упал как подкошенный, уперся как баран, упрям как осёл, устал как собака, хлещет как из ведра, ходил как в воду опущенный, холодный как лёд, чёрный как чёрт, чувствовать себя как дома, шатался как пьяный, шел как на казнь и т. п.

2. Кроме этого, слово "КАК " может быть частью составного союза как... так и... или так как , а также оборотов с тех пор как, с того времени как, по мере того как, как можно меньше или больше . В таких случаях запятая ставится либо перед "КАК ", либо перед всем сложным союзом.

Например: У него отличные оценки как по русскому языку, так и по математике. Эта тема затронута как в поэзии, так и в прозе. Сказки любят как дети, так и взрослые. Избегай пустых речей, так как исход их – раскаяние.

Он закончил рассказ, в то время как они добрались до места. Лариса работала в парикмахерской, между тем как Иван заканчивал институт.

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

(М. Ю. Лермонтов)

3. В сложноподчинённом предложении с однородными придаточными после сочинительных союзов.

Например: Приятно в теплой комнате слушать, как злится ветер и как стонет тайга.

4. Союз "КАК " может присутствовать в предложении, не присоединяя решительно никакого семантико-синтаксического блока, а только являясь средством выразительности речи.

Например: Мы как следует потрудились; Я старался как можно дольше не расставаться с друзьями; Тяжесть поклажи как будто уменьшилась; Я как раз собирался отправиться на каток и т.п.

§114. Цельные по смыслу выражения

Цельные по смыслу выражения не выделяются знаками препинания .

1. Запятая не ставится перед подчинительным союзом или союзным словом в составе неразложимых сочетаний , например: сделать как следует (как полагается, как подобает), выполнить как должно (как надо, как нужно), хватать что подвернется, явиться как ни в чем не бывало, говорить что в ум взбредёт, добиваться во что бы то ни стало, приходить когда вздумается, спрятаться кто куда успел, не лезть куда не следует, ночевать где придется, делай что хочешь, бери что нравится, спасайся кто может, есть что дают, будь что будет, идти куда глаза глядят, живите как знаете, приглашу к себе кого пожелаю, заплатил Бог знает сколько, кричит что есть мочи, рассказать все как есть, выдумывали кто во что горазд, достать что нужно (но: достать все, что нужно ), черт знает что у них творится, городить черт знает что, поживиться чем можно, дать чего не жалко, картина чудо как хороша, страсть как интересно, ужас как трудно, беда как плохо. Ср.: Ты что хочешь думай (Л. Толстой); Будь счастлив с кем хочешь (Достоевский); Все равно, зови кого хочешь (А.Н. Толстой); Пусть достает деньги где хочет и как хочет (Куприн); Поспешаю я что есть мочи ... (Чехов); Живу где придется (он же); Когда он трезв, он лежит на чем попало и молчит (он же); Они вспоминали свою молодость и болтали черт знает что (он же); Он дойдет Бог знает до чего со своими играми (Паустовский); Наглядишься, наслушаешься ты здесь чего не надо (Горький); Я почему-то не могу их как следует рассмотреть (Б. Полевой); Значит, поговорите с кем надо (Сельвинский).

Данное правило основано на том, что фразеологические обороты не образуют придаточного предложения и, как правило, эквивалентны члену предложения. Так, в сочетании говорит об этом где только может последние слова имеют значение «везде» . Если же какое-либо из приведенных выше и аналогичных сочетаний употреблено не в качестве фразеологического оборота, то оно может образовать придаточное предложение (часто неполное) и выделяться запятыми . Ср.: Просторечные слова стали употреблять где нужно и где не нужно (т.е. везде). – Поставить, где нужно, недостающие знаки препинания (т.е. там, где нужно ).

2. Запятая не ставится внутри сочетаний не то что, не то чтобы, не так чтобы, не иначе как, например: Я его... не то чтоб любил, не то чтоб не любил, так как-то... (Тургенев); И не то что трое суток, и десятеро суток подождете! (Л. Толстой); Сейчас здесь не то что раньше, все стало интереснее; Время проводили не так чтобы уж очень весело; Заметка может быть набрана не иначе как петитом. Ср. при другом характере сочетания: Вы говорите не то, что думаете.

3. Запятая не ставится внутри сочетаний (не) больше чем, (не) меньше чем, (не) раньше чем, (не) позже чем и т.п., если они не содержат сравнения , например: Посылка весит не больше чем восемь килограммов (ср.: ...не больше восьми килограммов ); Он вернется не раньше чем вечером (ср.: ...не раньше вечера ); Работу можно сделать меньше чем за час; Вы были для меня больше чем другом; Документы представьте не позже чем завтра; Накладные расходы оказались выше чем полагается; Температура в инкубаторе не ниже чем нужно. Ср.: Масленица прошла у меня хуже чем невесело (Чехов); Но (при наличии сравнения или сопоставления): работает не меньше, чем другие; страдали от холода больше, чем от голода; вернулся раньше, чем ожидали; потолки у нас выше, чем в соседнем доме; Сипягин волновался гораздо более, чем его гость (Тургенев).

4. Запятая не ставится внутри сочетания неизвестно кто, неизвестно что, неизвестно какой (...где, ...куда, ...откуда, ...чей), непонятно кто, непонятно что, непонятно какой (...где, ...куда, ...откуда, ...чей), все равно кто, все равно что, все равно какой (...где, ...куда, ...откуда), например: пришел к нам неизвестно откуда , спросил меня непонятно о чем , разместить приезжих все равно где . Ср. также: могу взять отпуск безразлично когда ; явился неясно зачем ; Так выбирают платье или не знаю какую покупку, а не любовь (Л. Толстой); Увидел старик поутру мерина куцего и загоревал: без хвоста все равно что без головы - глядеть противно (А.Н. Толстой).

5. Запятая не ставится перед сочетанием вопросительно-относительного местоимения кто, что, какой и др. или наречия где, куда, откуда и др. со словами угодно и попало , так как в этих случаях образуются целые выражения со значением одного слова : кто угодно (любой), что угодно (всё), какой угодно (всякий), где угодно (везде), куда угодно (всюду), когда угодно (всегда), откуда угодно (отовсюду), сколько угодно (много ) и т.д.; кто попало (безразлично кто), как попало (безразлично каким образом), какой попало (безразлично какой) и т.д. Например: Я то же самое скажу кому угодно ; Свободного времени у нас было сколько угодно ; Дайте мне ответ какой угодно и когда угодно (Тургенев); Дедушку раздирала такая злоба, что он раз десять останавливался и плевал с яростью куда попало (Катаев); Ругая беспечных возчиков, которые свалили дрова как попало ..., бабка начала укладывать поленницу (Гайдар).

6. Запятой не разделяются выражения типа есть чем заняться, есть над чем поработать, было о чем подумать, найду куда обратиться, не нахожу что сказать, осталось на что жить и т.п., состоящие из глагола быть, найти (найтись), остаться и немногих других в форме единственного или множественного числа, вопросительно-относительного местоимения или наречия (кто, что, где, куда, когда и т.п.) и неопределенной формы другого глагола . Например:

Бранить есть кому , кормить – некому (Даль); Есть чему и нравиться... (Писемский); Нашли чем удивить: и без вас все это видали; Он не нашелся что ответить и промолчал.

7. Запятая не ставится перед союзом что в выражении только и... что, за которым следует имя существительное или местоимение, например: Только и денег что пятак в кармане; Только и развлечений что кино раз в педелю ; Только и разговоров что о них двоих. Но если конструкция, содержащая в первой части сложную частицу только и, глагол делать (сделать, знать) и союз что, имеет во второй части глагол, то перед что запятая ставится, например: Только и делает, что болтает; Только и сделал, что отказался; Только и знает, что ходит из угла в угол. Ср.: С дедушкой они только и делали, что играли в шахматы (Гл. Успенский); А к попу обернулся да только и сделал всего, что в лицо ему плюнул (Лесков); С девяти утра до шести вечера только и знаешь, что торчишь здесь (Куприн). То же, если вторая часть образована придаточным предложением, например: Только и нового, что все зайцы совещаются, как им орлов прогнать (Л. Толстой).

Примечание. Неполные придаточные предложения, а также обороты, не имеющие характера фразеологических сочетаний, запятыми отделяются , например: вести себя так, как следует; работает везде, где приходится; делает все, что угодно начальству; понимать, что к чему; навещает больных, когда необходимо; следует различать, что важно и что неважно; не могу понять, где болит.

Но (при наличии сравнения или сопоставления): Работает не меньше, чем другие; Страдали от холода больше, чем от голода; Вернулся раньше, чем ожидали; Эта комната выше, чем соседняя; Он вернётся не позже, чем этого потребуют обстоятельства; Гостей оказалось меньше, чем ожидали; Больше, чем от физической боли, он страдал от мысли, что он теперь инвалид (газ.); Больше, чем что-либо другое, больному нужен покой; Сипягин волновался гораздо более, чем его гость (Т.).

5. Запятая не ставится внутри сочетаний неизвестно кто (что), неизвестно какой (где, как, куда, откуда, ней), непонятно кто (что), непонятно какой (где, как, куда, откуда, чей), безразлично кто (что), безразлично какой (где, как, куда, откуда, чей), всё равно кто (что), всё равно какой (где, как, куда, откуда, чей); пришёл неизвестно зачем; спросил меня непонятно о чём; передайте безразлично кому;

разместить приезжих всё равно где. Ср.: Увидел старик поутру мерина куцего и загоревал: без хвоста всё равно что без головы - глядеть противно (А.Т.).

Примечание. В зависимости от контекста возможна различная пунктуация при употреблении приведенных выше слов; ср.: Неизвестно, когда он придёт - при слове

неизвестно имеется придаточная часть; Запасных деталей нет, и неизвестно, когда

будут - в придаточной части неполное предложение; Он вернётся, но неизвестно когда - в придаточной части предложение, состоящее из одного союзного слова; Он вернётся неизвестно когда - цельное выражение; Он вернётся, но когда - неизвестно - тире после предшествующей придаточной изъяснительной (см. § 38).

6. Запятая не ставится перед сочетанием вопросительноотносительного местоимения кто, что, какой и др. или наречия

где, куда, откуда и др. со словами угодно и попало, так как в этих случаях образуются цельные выражения со значением слова или словосочетания: кто угодно («любой»), что угодно («все»), какой угодно («всякий»), где угодно («везде»), куда угодно («всюду»),

когда угодно («всегда»), откуда угодно («отовсюду»), сколь ко угодно

(«много») и т.д.; кто попало («безразлично кто»), как попало («безразлично каким образом»), какой попало («безразлично какой») и т.д. Например: Это может сделать кто угодно; Он уходил из дому

когда, куда и на сколько угодно (но: Я мог петь, сколько мне тогда было угодно - при потере фразеологической цельности); Пришёл и взял что попало; Рыли где попало.

Ср. в языке художественной литературы: Дайте мне ответ какой угодно и когда угодно (Т.); Я готов ждать сколько вам угодно (Т.);

Все мне дают взаймы сколько угодно (Г.); Это вы найдёте где угодно (Триф.); Дедушку разбирала такая злоба, что он раз десять останавливался и плевал с яростью куда попало (Кат.); Ругая беспечных возчиков, которые свалили дрова как попало... бабка начала укладывать поленницу (Гайд.).

То же при сочетаниях сколько угодно и сколько влезет: На людей, подобных Базарову, можно негодовать сколько душе угодно, но признавать их искренность - решительно необходимо (Д.П.); Ну ребята, грейся теперь сколько влезет (Вер.).

7. Запятая не ставится внутри выражений типа есть чем заняться, есть над чем поработать, было о чём подумать, найду куда обратиться, не нахожу что сказать, осталось на что жить, состоящих из глагола быть или найти (найтись), остаться и

вопросительно-относительного место имения или наречия (кто, что, где, куда, когда и т.д.) и неопределенной формы другого глагола: Тебе есть в мире что забыть (Л.); Бранить есть кому, кормить - некому (Даль); Есть чему и нравиться (Пис.); И нашу интеллигенцию есть за что любить, есть за что уважать (М.Г.); Есть над чем задуматься; Нашли чем удивить; Не нашёлся что сказать; У нас будет чем козырнуть; Нашла где модничать; Есть когда с тобой болтать!; Было отчего приуныть; Друзьям есть о чём поговорить; Ребятам было где проводить свободное время; Нам было в чём упрекнуть его.

8. Запятыми не выделяются сочетания кто ни на есть, что ни на есть, какой ни на есть и т.п.: Вы охотно допусти те, чтоб кто ни на есть... собственноручно в вашей физиономии симметрию исправил (С.-Щ.); Это была самая что ни на есть обыкновенная женщина (Эр.); ...Я лучше погляжу, как вы работаете, - всё какой ни на есть опыт перейму (Е.М.).

9. Запятая не ставится перед союзом что в выражении только и...что, за которым следует существительное или местоимение:

Только и денег что пятак в кармане; Только и всего что рубашка на теле; Только и развлечений что кино

"Подробнее см.: Попов А.С. Псевдопридаточные предложения и пунктуационная практика в современном русском языке // Современная русская пунктуация. М., 1979.

раз в неделю; Только и свету что в окошке; Только и разговоров что о них двоих.

Но если конструкция, содержащая в первой части сложную частицу

только и, глагол делать (сделать, знать) и союз что, имеет во второй части глагол, то перед что запятая ставится: С дедушкой они только и делали, что играли в шахматы (Усп.); С девяти утра до шести вечера только и знаешь, что торчишь здесь (Купр.); Только и делает, что болтает; Только и сделал, что отказался; Только и знает, что ходит из угла в угол. Постановка запятой в подобных предложениях объясняется тем, что они являются сложными: вторая часть с союзом что показывает, что ограничивается чья-либо деятельность, а сложная частица только и в первой части указывает на это ограничение.

То же, если вторая часть является придаточной частью сложноподчиненного предложения: Только и нового, что зайцы совещаются, как им орлов прогнать (Л.Т.).

§ 42. Сравнительный оборот

1. Запятыми выделяются или отделяются сравнительные обороты, начинающиеся союзами будто, как будто, словно, нежели, чем, точно, что: Ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу (П.); С высоты мне виделась Москва, что муравейник (П.); И старый кот Васька был к нему, кажется, ласковее,

нежели к кому-нибудь в доме (Гонч.); ...А волоса у неё [русалки]

зелёные, что твоя конопля (Т.); Впрочем, это были скорее карикатуры, чем портреты (Т.); К концу охоты утки, словно на прощание, стали подниматься целыми стаями (Т.); Но именно потому, что Александра Гавриловна горячится, она проигрывает чаще, нежели муж (С.-Щ.); Откуда-то тянуло затхлой сыростью, точно из погреба (М.-С.); Пантелеймон... сидит на козлах, протянув вперёд прямые, точно деревянные, руки (Ч.); Иной раз подстрелишь зайца, ранишь его в ногу, а он кричит, словно ребёнок (Ч.); Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная (Ч.); На Красной площади, будто сквозь туман веков, неясно вырисовываются очертания стен и башен (А.Т.); Лучше поздно, чем никогда (посл.).

Запятые в этих случаях не ставятся, если обороты носят фразеологический характер: Что пристал словно банный лист?

(Т.); Ты что это точно муху проглотила? (М.-С); Как вспоминаю я свои старые-то понятия, меня вдруг словно кто варом обдаёт (Остр.);

Изменники точно в воду канули (Н.Н.); Точно из-под земли выросла коляска на шинах (Алт.); Один Смольников был словно на иголках (Копт.). В некоторых предложениях фразеологизмы выступают в роли сказуемого, а не сравнительного оборота.

2. Не выделяются запятыми сравнительные обороты с указанными союзами, если они входят в состав сказуемого или тесно связаны с ним по смыслу: Звёзды на тём ном небе словно блёстки, рассыпанные по бархату; Он смотрит на жизнь будто сквозь розовые очки; Вода в заливе как будто чёрная тушь; Могучий дуб точно воин в доспехах; Весёлая песня что крылатая птица: уносится далеко, далеко; В прошлое мы смотрим будто сквозь хрустальную призму; Мы с ним словно родные братья; Стоит словно вкопанный; Огни фонарей словно маяки (об отсутствии тире в этих случаях см. § 5).

3. Запятыми выделяются или отделяются сравнительные обороты с союзом как в следующих случаях:

1) если они обозначают уподобление (как имеет значение «подобно»): Перстами лёгкими, как сон, моих зениц коснулся он (П.); Её уста, как роза, рдеют (П.); Разбитый в прах, спасаяся побегом, беспечен он, как глупое дитя (П.); ...И падшими вся степь покрылась, как роем чёрной саранчи (П.); Как на досадную разлуку, Татьяна ропщет на ручей (П.); Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка (Л.); И грусть на дне старинной раны зашевелилася, как змей (Л.); И, как немые жертвы гроба, они беспечны были оба (Л.); Как барс пустынный, зол и дик, я пламенел (Л.); Под ним, как океан, синеет степь кругом (Кр.); И видел он себя богатым, как во сне (Кр.); Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи (Тютч.); И озлобленные боем, как на приступ роковой, снова волны лезут с воем (Тютч.); ... Сии светила, как живые очи, глядят на сонный мир земной (Тютч.); И сладкий трепет, как струя, по жилам пробежал природы (Тютч.); Вот с неба звёзды глянут, и, как река, засветит Млечный Путь (Фет); Как чайка, парус там белеет в высоте (Фет); Он удивительно хорошо себя держит, осторожен, как кошка (Т.); На самом дне, сухом и жёлтом, как медь, лежали огромные пли-

ты глинистого камня (Т.); Как женщину, ты родину любил (Н.); Слова бесконечно тянулись одно за другим, как густая слюна (С.-Щ.); Офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица (Л.Т.); Она, как пчела, знала, в какое место больнее ужалить его (Л.Т.); Старый мост сломали и на его месте сделали цокольную, прямую, как палка, набережную (Л.Т.); Я страдала за милого, доброго Ивана Андреича, как за сына (Л.Т.); Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо в скорлупу (Л.Т.); Она глядела на него, как на икону, со страхом и раскаянием (Л.Т.); Угрюмо и строго маячили высокие, чёрные трубы, поднимаясь над слободкой, как толстые палки (М.Г.); ...Пили бабушкины наливки - жёлтую, как золото, тёмную, как дёготь, и зелёную (М.Г.); Чуть я что - и пойдёт меня есть, как ржа железо (М.Г.); Оставались неподвижными только углы зала, туго, как подушка пером, набитого гостями (М.Г.); ...У Никиты глаза девичьи, большие и синие, как его рубаха (М.Г.); Слова у нас, до важного самого, в привычку входят, ветшают, как платье (М.); Я через всю свою жизнь, как через тысячу лет, пронёс это воспоминание (Пришв.); Влечёт-то ведь тайна, заманчивая, как вечный родник, бьющий из сокровенных недр (Фед.); На улице было множество людей, как в праздник (Тих.); Молнии, как галстуки, по ветру летят (Багр.); А жена уже в дверях и сковородник, как ружьё, на изготовке держит (Ш.); И обнялись, как братья, отец и мальчик-сын

Ср. также: Год, как жизнь (название кинофильма), - «год подобен жизни», а не «год есть жизнь» (ср.: Небо как море, где союзом как

присоединяется сказуемое); Статная фигура вырисовывалась, как изваяние («вырисовывалась подобно изваянию», а не «вырисовывалась изваянием»; см. ниже); Глядят на нас хуторяне,

как не знаю на кого; Друзья, как во сне, вышли на улицу; Низко подвешенные лампочки светились, как в тумане; В тот день Мария, как буря, влетела в хату; Поговорим, как мужчина с мужчиной;

Располагайте мною, как другом; Каждое его слово, как огонь, обжигает; Распространялась клевета, как зараза; Последнее слово он сказал, как отрубил; Она не могла сидеть сложа руки, работала, как поёт птица - сравнение выражено не оборотом, а целым предложением; Ему хотелось, как ребёнка, погладить её по голове -

препозитивный сравнительный оборот.

Сравнительный оборот может содержать в себе оттенок причинного значения: Васенда, как человек положительный и практический,

нашёл невыгодным закреплённое место (Пом.) («будучи человеком положительным»); Она была, как меньшая, любимица отца (Л.Т.) («поскольку она была меньшая»); Как старший, приказываю вам, господа, немедленно разойтись (Купр.); Он отбросил это мимолётное подозрение, как внушённое его мнительностью; Освободить, как не справившегося с работой... (ср. с постановкой запятой при приложении с союзом как с причинным оттенком значения; см. § 19, п. 7);

Примечание. Сравнительный обороте союзом как, находящийся в середине предложения, отделяется запятой, если нужно показать, к какой части предложения он относится: Я почувствовал на моих волосах прикосновение слабой, как лист дрожавшей руки (Т.) - не «слабой, как лист», а «дрожавшей, как лист»; Я мчался на лихом коне, как ветер волен и один - не «мчался, как ветер», а «волен и один, как ветер»; Зацепившись за что-то платьицем, маленькая девочка, хорошенькая и нарядная,

как кукла распласталась - не «нарядная, как кукла», а «распласталась, как кукла».

2) если в основной части предложения имеется указательное слово (так, такой, тот, столь): Ямщик был в таком же изумлении от его щедрости, как и сам француз от предложения Дубровского (П.); Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринуждённо, как на Невском проспекте (Г.); Черты лица его были те же, как и у сестры (Л.Т.); Лаевский безусловно вреден и так же опасен для общества, как холерная микроба (Ч.); Всё вокруг какое-то церковное, и маслом пахнет так же крепко, как в церкви (М.Г.); ...Я всё сделаю, чтобы стать такой, как она (Пан.); Редко встречаешь столь интересного человека, как он.

Но: Наша группа досрочно сдала все зачёты, так же как параллельная - без расчленения сложного союза (см. § 34, п. 1);

Примечание. В предложениях, в которых сравнительный оборот выражен посредством слов такой (такие)... как... и другие, возможна двоякая пунктуация, в зависимости от того, включается ли сочетание и другие в состав сравнительного оборота или выводится за его пределы. Ср.: Жизнь крестьянства изображали в своих произведениях такие писатели, как Тургенев, Некрасов, Чехов и другие (сочетание и

другие входит в состав сравнительного оборота). - Резко изменили свой облик такие города, как центры областей и районов, и другие (сочетание и другие не включается в состав сравнительного оборота).

3) если оборот начинается сочетанием как и: К Москве, как и ко всей стране, я чувствую свою сыновность, как к старой няньке (Пауст.); В её глазах, как и во всём лице, было что-то необычное; Дети, как и взрослые, должны быть приучены к соблюдению правил общежития; Как и на прошлогодних соревнованиях, впереди оказались спортсмены Российской Федерации;

4) если оборот выражен сочетаниями как правило, как исключение, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как теперь, как нарочно и т.п.: Вижу, как теперь, самого хозяина (П.); Экая досада! Как нарочно, ни души! (Т.) - в значении вводного слова;

Она теперь стала снова строй ной и тонкой, как прежде (М.Г.); День начался, как всегда, в густом тумане (Обр.); Помню, как сейчас, эту встречу во время экспедиции; Запятыми, как правило, выделяются деепричастные обороты; Как исключение, вам будет разрешена пересдача экзамена; Возгорелся спор об обрядах вообще, - допустимы ли обряды, как таковые, не питают ли они суеверия и предрассудков (Вер.); Для выполнения работы понадобится, как минимум, целый месяц; Спортсмены готовились к Олимпиаде, как никогда, напряжённо;

Примечание. Указанные сочетания не выделяются запятыми, если входят в состав сказуемого или тесно связаны с ним по смыслу: Вчерашний день прошёл как обычно - т.е. по обыкновению; Осенью и зимой густые туманы в Лондоне

бывают как правило; Всё шло как всегда; В наше время экономика многих стран зависит от климата как никогда прежде.

5) в оборотах не кто иной как и не что иное как: Спереди Рейнский водопад не что иное, как невысокий водяной ус туп (Жук.); На мгновенье ему показалось даже, что это не кто иной, как Валько, мог дать Володе Осьмухи ну такое задание (Ф.).

Ср. также: Кто, как не он, может выполнить вашу просьбу; Он, как никто, умеет вовремя прийти на помощь. 4. Обороты с союзом как не выделяются запятыми: 1) если на первый план выступает значение обстоятельства образа действия (обороты с как можно заменить в этих случаях формой творительного падежа существительного или наречием): Как град посыпалась картечь (Л.) (ср.:

посыпалась градом); Как демон коварна и зла (Л.) (ср.: демонически коварна); В гневе он как гром загремел, как сталь засверкал; Конь как буран летит, как вьюга спе-

шит; Как зарницы в небе они запылали, как огненный дождь с неба упали; Я посмотрел на неё как дурак (Т.);

Примечание. При анализе подобных примеров мы исходим из авторской пунктуации и пытаемся ее объяснить, что, как известно, является делом весьма сложным. Так, сопоставляя приведенные выше два предложения из стихотворений М.Ю.Лермонтова с его же фразой Она ускользнёт, как змея, порхнёт и умчится, как птичка, мы можем допустить, что в последнем случае автору важно было создать художественные образы путем, так сказать, чистого сравнения (подобно змее, подобно птичке, хотя сравнение сохраняется и в сочетаниях ускользнёт змеёй, умчится птичкой, но с добавочным оттенком образа действия).

Точно так же в стихе Гляжу, как безумный, на черную шаль (П.) значение «подобно безумцу» преобладает над значением «гляжу безумцем». Поэтому некоторые предложения допускают двоякое толкование и, следовательно, двоякую пунктуацию; ср.:

Он умер, как настоящий герой («подобно герою»). - Он умер как настоящий герой

(«умер героем»).

2) если основное значение оборота - приравнивание или отождествление: ...Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей (Л.) (ср.: ...любил меня, считая своей собственностью - т.е. отождествляя меня со своей собственностью); Старайтесь смотреть на меня как на пациента, одержимого болезнью, вам ещё неизвестной (Л.) (ср.:

Приравнивая меня к своим пациентам); [Иудушка] подавал свой камень как единственное, что он мог дать (С.-Щ.) 1 ;

3) если союз как имеет значение «в качестве» или обо рот с союзом как характеризует предмет с какой-либо одной стороны (см. § 19, п. 7): Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених (П.); Итак, я вам советую как приятель быть осторожнее (Л.); Я говорю как литератор (М.Г.); Мы знаем Индию как страну древнейшей культуры; Я сохраню это письмо как память; Они разговаривают как чужие; Мы встретились как старые знакомые; Покупается и продаётся как товар не труд, а рабочая сила; Исследователи космоса остановились на со баках как достаточно высокоорганизованных животных; Переговоры с ним надлежало вести как с равной стороной; Пётр I не считал для себя зазорным работать как простой плотник; Юрий Гагарин вошёл в историю как первый в мире космонавт;

Примечание. Некоторые случаи допускают двоякую пунктуацию в зависимости от оттенков значения, определяемых контекстом; ср.: Рецензируемую книгу можно рекомендовать как пособие для студентов

"См.: Грамматика русского языка. М., 1954. Т. 2. Ч. 2. С. 375 - 376 (оттуда заимствованы и некоторые примеры).

(«в качестве пособия»). - Следует признать, что, как пособие для студентов,

рецензируемая книга имеет ряд существенных недостатков («будучи пособием» - с причинным оттенком значения).

4) если оборот образует именную часть составного сказуемого или по смыслу тесно связан со сказуемым (обычно в этих случаях сказуемое не имеет законченного смысла без сравнительного оборота):

Марья Ильинична сидела как на иголках (П.); Одни как изумруд, другие как коралл (Кр.) (см. § 5, прим.); Она сама ходила как дикая (Гонч.);

Как ребёнок душою я стал (Т.); «Город как город», - хладнокровно заметил Базаров (Т.); Гамзат вышел из палатки, подошел к стремени Умма-Хана и принял его как хана (Л.Т.); Отец и мать ей как чужие

(Доброл.); Наш сад как проходной двор (Ч.); Я смотрел как очарованный

(Арс.); Повести мои оценивались как смешные или скверные анекдоты

(М.Г.); Все относились к Ване как к своему человеку (Пришв.); Поэма была произнесена как признание (Фед.); Брызги и волны были как в жизни (Фед.); Я говорю о поэте Николае Тихонове как о счастливейшей

писательской судьбе (Фед.); Как солнышко она (Сейф.); Он говорил о привычных вещах как о чём-то необычайно интересном (Пауст.); Пришвин думал о себе как о поэте, «распятом на кресте прозы»

(Пауст.); На здешнем базаре как на любом базаре; Он сидел как громом поражённый; Всё как на картинках: и горы, и лес, и вода; Чувствуйте себя как дома; Эти слова он произнёс как хорошо воспитанный человек; Всё как обычно, только часы стали; Лоб был как белый мрамор; Вид у нас был как у последних разбойников; Всё как у людей; Скота у них как муравьев в муравейнике; Волосы у девочки как солома; Этот звук был

как звонок будильника; Вся жизнь его как светлый праздник; Душонка у тебя как у зайца; На войне как на войне; Она ему как мать родная; В

лучших своих произведениях писатель предстаёт как создатель глубоко реалистических картин действительности; Тучи как свинцовые; Через несколько лет наш посёлок будет как город; Вы эту рыбу разварите, и она

сделается как масло; высушите, и сделается как камень; Платье стало как тряпка; Все поняли это замечание как возражение; Они переживали смерть соседа как личное горе; О нём отзывались как о честном человеке; Вела себя как хозяйка; Он живёт как с повязкой на глазах; К подземным огням люди всегда относились как к страшному

врагу; Пьеса написана как комедия;

Его сразу приняли как своего; Читатели воспринимают его книги как учебник жизни; Он выглядел как человек больной; Актёр остался в истории театра как большой артист; В баснях звери ведут себя как люди; Эта мелодия создана Глинкой, но она воспринимается как

подлинно народная; Я принимаю ваш отзыв как знак одобрения; Мнение это рассматривается как гипотеза; О «Герое нашего времени» Лермонтова Белинский говорил как о романе; С ним обошлись как с незваным гостем; Я за ними как за детьми хожу; Многие выступления выглядят как самоотчёты; Жизненное правдоподобие входит как

обязательный элемент в художественную правду; Это воспоминание

лежит на мне как камень; Оставьте всё как есть; Лучше всего сохранить как было; Будем принимать факты как таковые.

Другие примеры: чувствовать себя как в родной стихии; ведёт себя как невменяемый; понять как намёк; воспринимать как похвалу; осознать как опасность; приветствовать как друга; смотреть как на ребёнка; оценить как достижение; рассматривать как исключение; принять как должное; представить как совершившийся факт; квалифицировать как нарушение закона; отметить как большой успех; интересовать как новинка; выдвигать как проект; обосновать как теорию; сложиться как традиция; высказать как предположение; истолковать как отказ; определить как особый случай; характеризовать как тип; выделяться как талант; оформить как официальный документ; прозвучать как призыв; входить как составная часть; фигурировать как представитель; ощущаться как чужеродное тело; существовать как независимая организация; возникнуть как нечто непредвиденное; развиваться как прогрессивное начало; выполнить как срочное задание; осмыслить как нечто новое; формироваться как художник и т.п.;

Примечание. Некоторые предложения допускают двоякую пунктуацию в зависимости от их истолкования; ср.:

Я относился к нему как к брату («он мне брат»). - Я относился к нему, как к брату («по-братски», «он мне не брат»);

Он работал как батрак («в качестве батрака», «батраком»). - Он работал, как батрак («много», «подобно батраку»).

5) если сравнительному обороту предшествует отрицание не или слова совсем, совершенно, почти, вроде, точь-в-точь, именно, просто, прямо и т.п.: Я воспитал в себе это чувство праздника не как отдыха и просто средства для дальнейшей борьбы, а как желанной цели

(Пришв.); [Андрей

8. Прочитайте отрывок из произведения Александра Грина «Блистательный мир». Затем вернитесь к началу текста и, обратив внимание на зачин Арена ожила..., проследите, какие синтаксические конструкции в тексте передают динамику цирковой жизни.

Для этого вечера дирекция выпустила лучшие силы цирка. <...>

Арена ожила: гимнасты сменяли коней, кони – клоунов, клоуны – акробатов; жонглеры и фокусники следовали за укротителями львов. Два слона, обвязанные салфетками, чинно поужинали, сидя за накрытым столом, и, княжеским движением хобота бросив «на чай», катались на деревянных шарах. <...> Предшествуемые звуком трубы, вышли, расселись львы, ревом заглушая оркестр; человек в черном фраке, стреляя бичом, унижал их как хотел; пена валилась из их пастей, но они вальсировали и прыгали в обруч. Четыре гимнаста, раскачиваясь под куполом, перебрасывались с одной трапеции на другую жуткими вольтами . Японец-фокусник вытащил из-за ворота трико 2 тяжеловесную стеклянную вазу, полную воды и живых рыб. Жонглер доказал, что нет предметов, которыми нельзя было бы играть, подбрасывая их на воздух и ловя, как ласточка мух, без ушибов и промаха; семь зажженных ламп взлетали из его рук с легкостью фонтанной струи. Концом второго отделения был наездник Ришлей, скакавший на пяти рыжих белогривых лошадях и переходя, стоя, с одной на другую так просто, как мы пересаживаемся на стулья.

* 3 1. Обратите внимание на выделенную часть последнего предложения: на каком основании сочинительный союз и соединяет члены предложения, которые при письменном разборе предложения вы скорее всего подчеркнете по-разному (...Ришлей, скакавший... и переходя...) ?

2. Подумайте: в каких случаях деепричастие или деепричастный оборот характеризует действие или состояние предмета речи и отвечает на вопросы обстоятельства (как? когда? почему? и др.), а в каких – имеет значение добавочного сообщения и отвечает на вопросы второстепенного сказуемого (что делая? или что сделав?)?

4 Как проверить себя? Воспользуемся приемом преобразования конструкций: в зависимости от особенностей их значения способы преобразования окажутся разными. Ср.:

...поужинали, сидя за накрытым столом , – поужинали (при каких обстоятельствах?) за накрытым столом;

Бросив «на чай», катались на деревянных шарах – катались на деревянных шарах (что сделав?), бросив «на чай»; ... после того как бросили «на чай»...

Мы обнаружили грамматическую многозначность деепричастных оборотов: их можно заменить разными синтаксическими конструкциями, что является одним из проявлений богатства синтаксиса русского языка.

3. Рассмотрим, как ставятся знаки препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах, между которыми в предложении имеется союз и (в этих случаях наиболее часто допускаются пунктуационные ошибки).

Найдите в тексте предложения, в которых встречаются следующие пунктограммы:

Расшифруйте схемы. Вспомните правила постановки знаков препинания при однородных членах.

Составьте примеры к каждой схеме.

9. 1. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните свои действия.

Всю ночь выло качало со скрежетом фонари брякало наружной щеколдой а к утру улеглось успокоилось и пришел хозяин. Он сидел на табурете обхватив колено красной набрякшей рукою и ждал когда Руслан доест похлебку. Свой автомат хозяин принес с собою и повесил на крюк в углу кабины – это значило что предстоит служба которой давно уже не было а поэтому есть надлежало не торопясь но и не мешкая. (Г.Владимов)

2. Сохраняется ли в деепричастиях (из последнего предложения) значение добавочного действия? Какие синонимичные наречия можно к ним подобрать? Какой вопрос от сказуемого к этим деепричастиям более естествен: как надлежало есть или что делая ?

Правильно ответив на предыдущие вопросы, вы тем самым объясните, почему деепричастия в последнем предложении не являются обособленными и выделять их запятыми не нужно.

10. Прокомментируйте высказывание писателя В.Каверина.

В юности я прочел Достоевского не отрываясь, с разбега – и отложил в сторону, как бы почувствовал, что для меня он еще весь впереди, что я еще не раз и не два буду к нему возвращаться.

1. Произведите орфографический и пунктуационный разбор предложения.

*2. Подчеркните пунктограмму, не обозначаемую знаком препинания.

*3. Какой знак препинания в предложении является факультативным, авторским? Какие варианты решения пунктуационной задачи здесь возможны?

11. На каком основании приведенные извлечения из речи людей, разных по возрасту, характеру занятий и степени языковой грамотности, объединены в одну группу?

1) Подлетая к Новосибирску, лежал снег. 2) Уезжая, вспомнилась корреспонденту шапочка на голове Олежки. 3) Немного позагорав, нам разрешили купаться. 4) Познакомившись с этой выставкой, невольно возникает вопрос... 5) Придя в театр, у меня сложилось очень хорошее впечатление. 6) Входя в магазин, поражает обилие разнообразных продуктов. 7) Каждый раз, затаив дыхание, зная наизусть каждую мизансцену 5 , происходила встреча с чудом. 8) Окончив школу, перед нами открывается большой выбор путей и дорог. 9) Он говорил, жестикулируя одной рукой, а другая была в кармане, прохаживаясь между делегатами. 10) Басыгин вспомнил, что, теряя сознание, его пальцы инстинктивно сжали шерсть собаки. 11) Прочитав этот роман, моей любимой героиней стала Татьяна Ларина.

1. Какая ошибка в употреблении деепричастия допущена в каждом случае?

Для деепричастия характерна двойная связь – с подлежащим и сказуемым. Обозначая дополнительное – по отношению к сказуемому – действие или состояние предмета речи, деепричастие должно обозначать добавочное действие или состояние лица или предмета, обозначенного подлежащим. Нарушение этой связи создает, как вы могли убедиться, бессмыслицу (и даже комические ситуации).

Как действовать, чтобы ошибка стала очевидной и чтобы ее устранить? Рассмотрим это на примере первого предложения.

1) Находим в предложении подлежащее: Подлетая к Новосибирску, лежал снег . 2) Мысленно меняем порядок слов, чтобы деепричастный оборот стоял рядом с подлежащим: Снег, подлетая к Новосибирску... Обнаруживаем искажение смысла: ясно, что подлетал к Новосибирску не снег... 3) Устраняем ошибку (возможны варианты), например: Подлетая к Новосибирску, мы увидели лежащий снег; ...пассажиры увидели, что лежит снег; Когда подлетали к Новосибирску, уже лежал снег. И др.

2. Устраните ошибки в употреблении деепричастий (деепричастных оборотов) и запишите преобразованные предложения.

12. Какие чувства вызывает стихотворение Н.Заболоцкого «Журавли»?

Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.

Вытянув серебряные крылья
Через весь широкий небосвод,
Вел вожак в долину изобилья
Свой немногочисленный народ.

Но когда под крыльями блеснуло
Озеро, прозрачное насквозь,
Черное зияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось.

Луч огня ударил в сердце птичье,
Быстрый пламень вспыхнул и погас,
И частица дивного величья
С высоты обрушилась на нас.

Два крыла, как два огромных горя,
Обняли холодную волну,
И, рыданью горестному вторя,
Журавли рванулись в вышину.

Только там, где движутся светила,
В искупленье собственного зла
Им природа снова возвратила
То, что смерть с собою унесла:

Гордый дух, высокое стремленье,
Волю непреклонную к борьбе, –
Все, что от былого поколенья
Переходит, молодость, к тебе.

А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.

*1. Какие синтаксические конструкции использует поэт, рисуя полет журавлей «к берегам отеческой земли»? Как меняется синтаксический строй стихотворения по мере развития сюжета?

2. Подготовьтесь записать стихотворение по памяти.

13. *1. Какие синтаксические конструкции в описании позволили нарисовать развернутую картину старого, одичавшего, но все еще прекрасного сада?

Позади большого дома был старый сад, уже одичавший, заглушенный бурьяном и кустарником. Я прошелся по террасе, еще крепкой и красивой; сквозь стеклянную дверь видна была комната с паркетным полом, должно быть, гостиная: старинное фортепиано да на стенах гравюры в широких рамах из красного дерева – и больше ничего. От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, которые поднимали из травы свои белые и ярко-красные головы; по дорожкам, вытягиваясь, мешая друг другу, росли молодые клены и вязы, уже ощипанные коровами. Было густо, и сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где еще стояли тополи, сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей, а дальше сад расчищали для сенокоса, и тут уже не парило, паутина не лезла в рот и в глаза, подувал ветерок; чем дальше вглубь, тем просторнее, и уже росли на просторе вишни, сливы, раскидистые яблони, обезображенные подпорками и гангреной, и груши, такие высокие, что даже не верилось, что это груши. <...>

Сад, все больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке, поросшей зеленым камышом и ивняком; около мельничной плотины был плес, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенной крышей, неистово квакали лягушки. На воде, гладкой, как зеркало, изредка ходили круги да вздрагивали речные лилии, потревоженные веселою рыбой.

<...> Тихий голубой плес манил к себе, обещая прохладу и покой. (А.Чехов )

2. Подготовьтесь к записи текста под диктовку.

14. Всего три предложения понадобились И.С. Тургеневу, чтобы мы, читатели, прониклись симпатией к герою его повести. И достигается это...

*1. Внимательно прочитайте текст, прислушайтесь к его интонациям, обратите внимание на синтаксические средства языка, а потом попробуйте самостоятельно завершить незаконченное суждение в задании.

Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят. У Гагина было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими ласковыми глазами и мягкими курчавыми волосами. Говорил он так, что, даже не видя его лица, вы, по одному звуку его голоса, чувствовали, что он улыбается.

2. Обратите внимание на выделенное сочетание: в нем нет значения добавочного сообщения; оно не выполняет роли второстепенного сказуемого (его нельзя преобразовать в сказуемое). Но оно пунктуационно оформлено по правилам обособленного члена предложения. Почему?

Данное сочетание слов – пример факультативного обособления члена предложения с целью придать ему особое значение, усилить его коммуникативную роль. Чтобы удостовериться, что это так, прочитаем предложение без интонационного обособления этого сочетания слов:

Особую группу обособленных членов образуют уточняющие члены предложения, в выделении и опознавании которых также важное значение имеет интонация обособления. Сравните:

Выделять или не выделять член предложения в таких случаях голосом в устной речи и знаками препинания на письме – право говорящего или пишущего.

15. 1. Проработайте самостоятельно выдержки из книги Н.С. Валгиной «Трудности современной пунктуации». Приведите свои примеры.

1) Члены предложения – уточняемый и уточняющий – соотносятся как общее, неопределенное и частное, конкретное; родовое и видовое. Чаще всего уточняются обстоятельства места и времени, выраженные такими словами, как там, туда, оттуда; везде, всюду; тогда, потом. Уточняющий член предложения, стоящий после таких обстоятельств, конкретизирует их значение: Там, на горизонте, откуда выплыла в небо туча, светилась бледно-розовая полоска света. (М.Горький)

2) Уточняться могут и конкретные понятия: На дне, у самых ног, лежала коряга, точно сом с усами, которого боялись мальчишки. (А.Толстой)

3) Рядом стоящие обстоятельства могут выступать в качестве уточняемого и уточняющего лишь в данном контексте: Шагах в десяти от входа в туннель, у самого шоссе, стоял одинокий домик. (Н.Островский)

4) Уточняющим может быть определение, чаще – несогласованное, реже – согласованное: Бесшумно скользили серые, под цвет земли, ящерицы. (М.Шолохов)

5) Уточняющим может быть приложение: Обе, мать и дочь, были в соломенных шляпах. (А.Чехов)

6) Уточняться могут даже сказуемые, обычно именные: Мины же все в снегу, который тут совсем не глубокий – до щиколотки. (В.Быков) С помощью тире обособляется уточнение и в нерасчлененном односоставном предложении: Памятников, правда, было мало – всего пять-шесть. (К.Паустовский)

2. Опираясь на данные материалы, составьте план их изложения и подготовьте сообщение на тему «Обособленные уточняющие члены предложения».

16. 1. Слова какой части речи часто выступают как уточняемые? (См. пункт 1 в тексте упражнения 15.) С какой особенностью их грамматического значения это связано?

2. Представьте себе, что вам предстоит написать расписку в получении... Каким будет первое предложение?

Я, ________________________

17. В книге А.Т. Арсирия «Материалы по занимательной грамматике русского языка» в каждом разделе есть рубрика «Это интересно». Познакомьтесь с содержанием одной из них.

Вспомните строки из басни И.А. Крылова «Рыбья пляска»: Тут, старосту лизнув Лев милостиво в грудь..., отправился в дальнейший путь. Как видите, перед вами редкий случай, когда подлежащее заняло совершенно необычное для себя место внутри деепричастного оборота. Впрочем, это лишь «вольность» разговорной речи.

Вдумайтесь в предложение: Муравей трудился напрасно, не в силах сдвинуть с места кроху.

Что это за странное обособление? Ни под один известный вам вид оно не подходит.

Оказывается, это «осколок» деепричастного оборота будучи не в силах, в котором деепричастие играло вспомогательную роль и поэтому исчезло без ущерба для смысла. Таким же путем образовалось обособленное обстоятельство, начинающееся словами не в состоянии: Не в состоянии больше работать, он решил выйти на свежий воздух. А в том, что это – обособленное обстоятельство (причины), сомнений нет: он решил пройтись почему? – потому что был не в состоянии больше работать.

Интересен случай, когда деепричастие тесно срастается с союзным словом придаточного предложения. В этом случае оно, конечно, не обособляется: Из окна видны были поля в тусклом серебре, те зимние российские пространства, глядя на которые вспоминаешь и судьбу своей страны, и красоту ее природы, и Пушкина, и все то, что составляет богатство души человека. (В.Лидин)

Заметьте: последний случай – не эпизодическое явление. Существует такое правило: деепричастные обороты не обособляются, «если деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово который в составе придаточного определительного предложения, например: Направо была дверь, пройдя которую можно было попасть в коридор, ведущий на сцену »5 .

При чтении приведенных выше материалов вы, возможно, по-разному оценивали их, например: это не очень важно, это можно принять к сведению, это пригодится. Расскажите о своем отношении к прочитанному, обосновывая свои суждения.

18. Вы, наверное, уже столкнулись с тем, что довольно трудно отличить, когда сравнительный оборот с союзом как выделяется запятыми на письме, а когда не выделяется.

О наиболее часто встречающихся вариантах этой пунктограммы можете прочитать в опорных материалах.

1. Сравнительный оборот с союзом как выделяется запятыми, если

а) как имеет значение подобно, например: Перстами легкими, как сон, моих зениц коснулся он. (А.Пушкин) Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. (М.Лермонтов);

б) сравнительный оборот имеет причинное значение, например: Комендант дружески советовал мне оставить стихотворство, как дело службе противное и ни к чему доброму не приводящее. (А.Пушкин) Она была, как меньшая, любимица отца.... (Л.Толстой);

в) сравнительный оборот начинается сочетанием как и, например: К Москве, как и ко всей стране, я чувствую свою сыновность, как к старой няньке. (К.Паустовский)

2. Сравнительный оборот с союзом как не выделяется запятыми, если

а) союз как имеет значение в качестве, например: Итак, я вам советую как приятель быть осторожнее. (М.Лермонтов) Я говорю как литератор. (М.Горький);

б) оборот образует именную часть составного сказуемого или по смыслу тесно связан со сказуемым (обычно в этих случаях сказуемое не имеет законченного смысла без сравнительного оборота), например: Марья Ильинична сидела как на иголках. (А.Пушкин) Наш сад как проходной двор. (А.Чехов);

в) сравнительному обороту предшествует отрицание не или слова совсем, совершенно, почти, вроде, точь-в-точь, именно, просто, прямо и т.п., например: Я воспитал в себе это чувство праздника не как отдыха... а как желанной цели, завершения высшего творчества жизни. (М.Пришвин) Было светло, почти как днем; Дети иногда рассуждают совсем как взрослые; Волосы у девочки вьются точь-в-точь как у матери;

г) оборот имеет характер устойчивого сочетания, например: У льва как гору с плеч свалило. (И.Крылов) Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу. (А.Чехов) 6

19. 1. Используя опорные материалы, объясните пунктуационное оформление сравнительных оборотов.

1) Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених. 2) Он пел любовь, любви послушный, и песнь его была ясна, как мысли девы простодушной, как сон младенца, как луна в пустынях неба безмятежных, богиня тайн и вздохов нежных. 3) Свой слог на важный лад настроя, бывало, пламенный творец являл нам своего героя как совершенства образец. 4) Как истинный француз, в кармане Трике привез куплет Татьяне. 5) Имеет сельская свобода свои счастливые права, как и надменная Москва. 6) Как на досадную разлуку, Татьяна ропщет на ручей. 7) Однообразный и безумный, как вихорь жизни молодой, кружится вальса вихорь шумный. 8) Она, как с давними друзьями, с своими рощами, лугами еще беседовать спешит. 9) Он возвратился и попал, как Чацкий, с корабля на бал. 10) Но я бы, кажется, желал печальный жребий свой прославить, чтоб обо мне, как верный друг, напомнил хоть единый звук. (А.Пушкин)

2. Прокомментируйте остальные пунктограммы в данных предложениях. Если возникли затруднения, не оставляйте их без внимания (обсудите вопросы в классе, попробуйте самостоятельно найти ответ в учебнике, обратитесь к учителю.)

*20. Расставьте недостающие знаки препинания.

1) Никогда не забуду одного случая, который остается в моей памяти как пример крайней наивности первых молоденьких зайцев бегущих правильным кругом на лежку. (М.Пришвин) 2) Я как охотник был себе самому хорошо известен но никогда я не думал не знал что есть во мне какой-то другой человек. (М.Пришвин) 3) Проведите меня через заставу как вашего слугу больше мне ничего не нужно. (А.Герцен) 4) Савка был гол как сокол. (А.Чехов) 5) Разумеется как добрый человек он больше любил, чем не любил людей. (Л.Толстой) 6) В доме коменданта я был принят как родной. (А.Пушкин) 7) Солнце пряталось за облаками деревья и воздух хмурились как перед дождем но несмотря на это было жарко и душно. (А.Чехов) 8) Нева металась как больной в своей постели беспокойной. (А.Пушкин)

*21. В упоминавшейся книге А.Т. Арсирия есть рубрики: «Как вы думаете?», «Будь внимателен», «Давайте посмотрим». Попытайтесь ответить на их вопросы.

1. Перед вами предложение: Он вскочил и, точно обожженный, бегал по комнате... (М.Горький) Что представляют собой выделенные слова с синтаксической точки зрения? Что произойдет, если опустить союз точно ?

2. Какие определения в следующем предложении являются обособленными и где определяемое слово: Старший, худенький, голубоглазый, с русыми волосами, держал в руке наготове топор (Б.Полевой)? Почему могли возникнуть трудности с опознанием определяемого слова?

3. Найдите и обозначьте обособленный член в предложении: Было чудесно ехать так, в никуда, которое и есть страна неожиданностей и счастья. (Л.Леонов) К какой группе обособленных членов он относится – к уточняющим или со значением добавочного сообщения?

4. Попытайтесь объяснить постановку тире в предложении с обособленным определением: На море ложилась ночь – сероватая, будто после дождя. (К.Паустовский)

5. Почему обособлено приложение в предложении: Лучший друг Николая, Виктор не мог остаться равнодушным к его судьбе?

6. Чем является выделенное слово в предложении: Так, бедняга, испугался, что слова вымолвить не мог ? Может ли существовать приложение без слова, к которому оно прилагается?

7. Если в предложении Все лето скот пасли на полонине, то есть высокогорном пастбище вместо то есть употребить или, нужно ли сохранить запятую?

*22. Прочитайте высказывание К.Г. Паустовского о художнике И.И. Левитане.

Левитан оставил около ста осенних картин. На них изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди по лесным порубкам. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, тихого, чудесного перед холодом, праздничного солнца.

1. Какова смысловая роль знаков препинания в этом тексте?

2. Подготовьтесь выразительно, как того требует синтаксический строй художественного текста, прочитать его вслух.

23. Постарайтесь найти репродукцию одного из «осенних» пейзажей И.И. Левитана и подготовьтесь к написанию сочинения по картине.

Ответы на некоторые задания

5. 1. Дождливая и безморозная_ осень не давала лесу выцветиться, пожелтеть. В определениях, стоящих перед определяемым словом осень, несомненно, присутствует значение причины. (Почему осень не давала лесу выцветиться, пожелтеть? Потому что были дожди и не было морозов).

Причинное значение определений было бы особенно подчеркнуто в таком варианте пунктуационного оформления конструкции:

Но это, как мы видим, не входило в намерение автора. И поскольку авторский вариант имеет право на существование (здесь нет нарушения обязательного правила пунктуации), мы должны принять то, что предложил в своем тексте автор.

7. 1. Нужно решить 3 задачи:

1) два однородных деепричастных оборота, соединенных одиночным союзом и, не разделяются; 2) ряд однородных деепричастных оборотов выделяется с обеих сторон запятыми; 3) две пары однородных деепричастных оборотов, соединенные только интонацией, разделяются запятой.

8. 1. Причастный и деепричастный обороты довольно редко воспринимаются как однородные члены предложения, поскольку первый имеет определительное значение, а второй обстоятельственное. Однако в позиции обособленных членов, связанных с подлежащим, они имеют одинаковое значение добавочного сообщения, и именно оно определяет их однородность по отношению к одному и тому же члену предложения, что и отражается в их пунктуационном оформлении на письме. (Вспомним у А.С. Пушкина: Но, шумом бала утомленный и утро в полночь обратя, спокойно спит в тени блаженной забав и роскоши дитя ).

10. 2. ...прочел Достоевского не отрываясь ... – деепричастие имеет значение образа действия (не что делая? а как? без отрыва ), значение добавочного действия не имеет, следовательно, не обособляется в речи и не выделяется запятыми на письме.

3. Тире в данном предложении – знак факультативный, авторский: уточняющее обстоятельство с разбега могло быть выделено парными запятыми, но тире более отчетливо обозначает переход к другому действию.

12. 1. Обособленные деепричастные обороты, глагольные сказуемые, создающие динамичный ритм повествования, уступают место менее энергичным обособленным определениям, сложносочиненным предложениям с союзом и.

13. 1. Большое число обособленных членов предложения, образующих однородные ряды; предложения, распространенные второстепенными членами разного значения; сложные предложения всех видов; сложные предложения с разными видами и средствами связи.

14. 1. И достигается это, кроме очень точной лексики, с помощью синтаксических конструкций: бессоюзная связь частей; обособленные нераспространенные и распространенные определения в однородном ряду, выделяемое интонацией сочетание слов, которому автор придает особое значение.

20. 1) ...остается в моей памяти как пример (ср.: в качестве примера ); ...зайцев, бегущих...; 2) Я как охотник (ср.: в качестве охотника ); ...известен, но никогда я не думал, не знал, что.. .; 3) проведите... как слугу (ср.: в качестве слуги ); 4) ...гол как сокол (фразеологизм в роли сказуемого). 5) Разумеется, как добрый человек (ср.: так как был добрым человеком ), он... ; 6) был принят как родной (ср.: в качестве родного ); 7) ...за облаками, деревья и воздух хмурились, как перед дождем, но, несмотря на это, ... ; 8) металась, как больной, ...

21. 1. Обособленное согласованное определение со значением сравнения. Если опустить союз точно, значение сравнения исчезнет, и он, обожженный, ... должно будет восприниматься как факт действительности.

2. В качестве определяемого слова использовано имя прилагательное старший, употребляемое здесь в значении существительного. При нем – однородные обособленные определения: два согласованных и одно – несогласованное.

3. ...ехать так, в никуда, ... – уточняющее обособленное обстоятельство.

4. ...ложилась ночь – сероватая, будто после дождя. Тире обозначает паузу, а вместе с ней и значение добавочного сообщения, выражаемого обособленным определением. В данном случае тире – знак авторский (не было бы ошибкой и употребление запятой).

5. Приложение при имени собственном имеет значение добавочного сообщения о причине того, что сообщается в предложении.

6. В данном неполном предложении (в нем опущено подлежащее) слово бедняга является обособленным приложением (со значением причины).

7. ...в сочетании на полонине, то есть высокогорном пастбище, ... союз то есть без ущерба для смысла может быть заменен союзом или: эти союзы в данном предложении имеют синонимичное значение (при этом второе название выступает в роли уточняющего по отношению к первому).

22. 1. В данном случае двоеточие предупреждает, что обобщающее слово (подлежащее) конкретизируется идущими за ним однородными членами предложения, позволяющими дать подробное описание. Точка с запятой разделяет распространенные однородные подлежащие, подчеркивая автономность каждой зарисовки.

1 В акробатике и цирковой воздушной гимнастике: поворот акробата, гимнаста в прыжке на 180°.

2 Тонкий костюм, плотно облегающий тело.

3 Таким значком отмечены задания, к которым даны ответы.

4 Так обозначены опорные материалы.

5 См.: Розенталь Д.Э. Пунктуация и управление в русском языке. Справочник для работников печати. М., 1988. С. 61.

6 При подготовке данных материалов использованы соответствующие статьи из указанной выше книги Д.Э. Розенталя, с. 156–163. Заметим, что в опорных материалах упомянуты далеко не все условия выделения сравнительного оборота на письме.

А.Ю. КУПАЛОВА,
г. Москва