Академик алексей николаевич крылов. А.Н

«Для теории необходимы знания, для
практики, кроме того, ещё и умения»

А.Н. Крылов
Алексей Николаевич Крылов (1863 - 1945)

Соединял в себе три категории учёных. Он одновременно был выдающимся математиком, физиком и инженером.

Родился учёный в селе Висяга (ныне поселок Крылово в Чувашии, Россия) в семье офицера. Его родственники - известные российские деятели: основатель российской физиологической школы И.М.Сеченов, академик славянской филологии Б.М.Ляпунов, известный профессор-окулист В.П.Филатов и др. Уроки математики молодому Крылову давал его дядя - выдающийся математик А.М.Ляпунов.

Главным делом всей жизни Алексея Николаевича было кораблестроение. Он создал знаменитую теорию мореходных качеств, получившую название «теория Крылова» . Впервые наука о корабле обрела классическое решение вопросов о качке корабля, о вибрации судов, об их непотопляемости.

Колыбелью будущего академика-кораблестроителя стал Петербург. В 1878 г. поступает в Петербургское морское училище (ныне Военно-морская академия им. Адмирала Н.Г. Кузнецова).

После блестящего окончания училища в 1884 г. он был произведён в мичманы, а его имя занесено на мраморную доску.

Первые научные работы о девиации компасов (явлении искажения показаний магнитной стрелки компаса под влиянием железного корпуса корабля ) написаны им в 1884-1887 гг. во время работы в Компасной мастерской Главного гидрографического управления. В 1886 г. опубликовал описание своего первого изобретения - сконструированного им дромоскопа , который в отличие от созданных за границей аналогичных приборов для определения девиации, позволял точнее вести корабль в открытом море. Дромоскоп А.Н. Крылова получил широкое применение на флоте.

Первую научную работу в области кораблестроения «Расчёт башни броненосца "Император Николай I"» Алексей Николаевич написал во время работы на Франко-русском судостроительном заводе в 1887-1888 гг. Именно здесь начинается его путь учёного-кораблестроителя.

После блестящего окончания Морской академии (ныне Военно-морская академия имени адмирала Н.Г. Кузнецова), с 1890 года начинается преподавательская деятельность А.Н. Крылова, которая продолжалась более полувека.

В 1892 г. он приступает к чтению курса лекций по теории корабля, который впоследствии был опубликован под названием «Записки по теории корабля. Теория мореходных качеств корабля». «Теория корабля» - главный труд академика А.Н. Крылова, принесший ему мировую известность.

В 1896 и 1898 гг. он выступает на заседаниях кораблестроителей в Лондоне по теории качки корабля на волнении. За выдающиеся научные работы Английское общество кораблестроителей присудило ему, первому из иностранцев, высшую награду - большую золотую медаль. Теория качки была переведена на многие иностранные языки и получила название «теории Крылова» .

В 1900 г. в Петербурге при активном участии А.Н. Крылова открылся Политехнический институт, на кораблестроительном отделении которого учёный читал лекции.

В 1900-1908 гг. он возглавляет Опытовый бассейн Морского ведомства, где производились испытания моделей будущих кораблей. В эти годы он сближается с адмиралом С.О. Макаровым , основоположником науки о непотопляемости, и совместно с ним развивает это учение, умело сочетая теорию с практикой. Алексей Николаевич составляет специальные «Таблицы непотопляемости» , которые в 1905 г. были приняты на всех кораблях русского флота и, несколько позднее, во всех иностранных флотах.

Алексей Николаевич и Елизавета Дмитриевна
Крыловы вскоре после бракосочетания

В 1908 г. А.Н. Крылов был назначен главным инспектором кораблестроения, а затем председателем Морского технического комитета. Спроектированные и построенные под его руководством первые русские линейные корабли ("Марат" , "Севастополь" , "Гангут" и др.) долгие годы оставались боеспособными и с честью выдержали испытание Великой Отечественной войной 1941-1945 гг.

По представлению Н.Е. Жуковского , отца русской авиации, в 1914 году Московский университет присудил Алексею Николаевичу почетную степень доктора прикладной математики, в том же году его избирают членом-корреспондентом Академии наук.

В 1919 г. назначается начальником Морской академии. На этом посту в полной мере раскрылся его талант педагога и организатора. В тяжёлых условиях гражданской войны он осуществляет реорганизацию этого высшего военно-учебного заведения.

В 1921-1926 гг. А.Н. Крылов работает за границей. Он участвует в различных международных судостроительных комиссиях, разрабатывает проект перетранспортировки оборудования для Волховской ГЭС, закупает и отправляет приборы для Пулковской обсерватории и Главной палаты мер и весов.

Кроме того, он ведет переговоры с французским правительством о передаче коллекций А.Ф. Отто (Онегина) Пушкинскому дому и богатейшая коллекция рукописей А.С. Пушкина возвращается на Родину.

Из воспоминаний дочери - Анны Алексеевны Капицы:

«В моих детских воспоминаниях отец - высокого роста, плечистый, с густыми чёрными волосами и окладистой чёрной бородой. Творчество всегда его поглощало, оно было частью его жизни. Алексей Николаевич никогда не бывал праздным. Чтобы отвлечься от одной работы, он находил другую. Но это не был кабинетный учёный, он всегда находился среди людей. Блестящий рассказчик, очень остроумный, он любил весёлый солёный анекдот и шутку. В молодости папа играл в теннис, ездил на велосипеде и очень увлекался стрельбой в цель».

После возвращения с заграничной командировки А.Н. Крылов продолжает преподавательскую деятельность. Как педагогу ему были свойственны предельная ясность изложения, умение сосредоточить внимание на главном, оригинальность и остроумие.

Лекции по «Теории корабля» стали образцом общедоступности при изложении сложных научных проблем.

В 1936 г. выходит фундаментальный труд А.Н. Крылова «Вибрация судов», позднее - ещё один фундаментальный труд «Качка корабля». Эти работы стали основными учебными пособиями по одному из важнейших разделов курса теории корабля.

В годы Великой Отечественной войны А.Н. Крылов, эвакуированный из Ленинграда в Казань, продолжает работать в качестве постоянного эксперта технического совещания и члена комиссии по научно-техническим военно-морским вопросам Академии наук СССР.

Перу учёного принадлежит 285 работ по математике, механике, истории науки и техники, а особенно много по теории корабля.

Полное собрание его сочинений в 12 томах было издано Академией наук СССР в 1951-1956 гг. Отличительной чертой всех его трудов было умение изложить любой сложный вопрос, умение довести результаты исследований до уровня, который был доступен пониманию инженеров. Его девизом было сосредоточение творческих усилий на решении проблем и задач, которые выдвигает практика .

А.Н. Крылов изобрел ряд корабельных и артиллерийских приборов и построил первую в России машину для интегрирования дифференциальных уравнений.


20-е годы прошлого века

Большим вкладом в развитие математики стала его работа «О некоторых дифференциальных уравнениях математической физики, которые имеют применение в технических вопросах» . В этой работе исследуются вопросы, которые относятся к вынужденным колебаниям упругих систем, приводится способ улучшения сходимости тригонометрических рядов.

«Лекции по приближенным вычислениям» А.Н.Крылова - первый в мировой литературе курс приближенных вычислений.

Большое значение имеют труды учёного, которые посвящены исследованию наследия классиков науки - И.Ньютона, Л.Эйлера, К.Гаусса и др. Алексей Николаевич перевёл на русский язык «Математические начала натуральной философии» И.Ньютона и написал к ним ценные дополнения, воссоздал яркие страницы жизни и деятельности многих выдающихся учёных. Его автобиографическая книга «Мои воспоминания» свидетельствует о высоком художественном мастерстве учёного.

А.Н.Крылов быв выдающимся педагогом. Его педагогическое кредо - «научить учиться» .

Он считал, что ни одно учебное заведение не может подготовить полностью завершенного специалиста. Дальнейшая практика и самообразование должны шлифовать квалификацию и мастерство . Педагог, с его точки зрения, должен развивать общую культуру студентов, прививать им любовь к труду, науке. А.Н.Крылов воспитал яркую плеяду отечественных учёных.

Академик был выдающимся математиком, механиком, основоположником теории корабля.

Он был удостоен Государственной премии СССР, награжден тремя орденами Ленина, ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Литература
1. Крылов А.Н. Собрание трудов. Т. 1-12. - М.-Л.,1951-1956.
2. Крылов А.Н. Мои воспоминания. - Л.,1979.
3. Ханович И.Г. Алексей Николаевич Крылов. - Л.,1967.
4. Яновская Ж. Академик корабельной науки. - М.,1976.
5. Шмигевський М.В. Видатні математики. - Х.,2004.

Н.В. Шмигевский

В истории науки редко можно найти ученого с такими широчайшими и многогранными интересами, каким был Алексей Николаевич Крылов. Математика, механика, физика, кораблестроение, педагогика, история науки и техники - таков далеко не полный перечень областей знания, в которые внес значительный вклад этот выдающийся ученый.

А.Н. Крылов родился 15 августа 1863 г. в Симбирской губернии в семье артиллерийского офицера, заместителя предводителя местного дворянства. Семья состояла в близком родстве с Сеченовыми, Филатовыми, Ляпуновыми. Выдающийся русский математик А.М. Ляпунов оказал заметное влияние на увлечение Крылова математикой в детстве и ранней юности.

В 1884 г. А.Н. Крылов окончил Морской корпус в чине мичмана с занесением его имени на мраморную доску. В последние годы учебы в Морском корпусе Крылов глубоко изучает теорию магнитных компасов. Значительное влияние на развитие этого интереса оказал выдающийся русский магнитолог И.П. де-Колонг, который и привлек мичмана Крылова к работе в компасной части Главного гидрографического управления. Здесь начинается его самостоятельная научная деятельность, в частности, появляются первые публикации в области компасного дела.

В 1887 г. Крылов поступает на Франко-Русский судостроительный завод, где блестяще решает задачу расчета башни для орудий броненосца «Николай I». Эта первая работа А.Н. Крылова по кораблестроению, напечатанная в № 5 «Морского сборника» за 1888 г., послужила основой при разработке теории расчета орудийных подкреплений, развитой в дальнейшем профессорами Военно-морской академии И.Г. Бубновым и Ю.А. Шиман ским.

В 1888 г. А.Н. Крылов после двухгодичной практики на Франко-Русском заводе поступает в Морскую академию на кораблестроительное отделение. После окончания с отличием академии в 1890 г. А.Н. Крылов назначается штатным преподавателем Морского училища. Конференция Морской академии постановляет занести его имя на мраморную доску. С осени 1891 г. он начинает вести в Морской академии два самостоятельных курса - начертательной геометрии и теории корабля. В 1896 г. А.Н. Крылов назначается штатным преподавателем Морской академии. За долгие годы деятельности в стенах Морской академии им был проведен ряд выдающихся исследований, принесших ему славу крупнейшего специалиста по кораблестроению как в России, так и за рубежом.

На лекциях по теории корабля, прочитанных слушателям академии в 1895 г., А.Н. Крылов впервые изложил теорию килевой и вертикальной качки корабля на волнении. Как и все работы Крылова, теория килевой качки была создана им в связи с необходимостью решения практической задачи: в 1895 г. в ходе постройки Либавского порта требовалось определить минимально допустимый запас глубины воды под килем корабля, чтобы при килевой качке судно не коснулось дна гавани. Решить эту задачу Главное гидрографическое управление по поручению морского министра адмирала Н.М. Чихачева предложило капитану Крылову

Вскоре ответ на этот вопрос в более общем виде был готов. В ноябре 1895 г. в Русском техническом обществе (РТО) в Петербурге А.Н. Крылов прочитал доклад на тему «Новая теория килевой качки корабля на волнении». В марте 1896 г. А.Н. Крылов выступил с этим же докладом в Английском обществе корабельных инженеров в Лондоне. Впервые наука о корабле получила классическое решение исследуемого вопроса, до того попытки ряда иностранных ученых в этой области были безуспешными.

Вернувшись на родину, А.Н. Крылов продолжает свои исследования и создает «Общую теорию качки корабля на волнении». В январе 1898 г. он делает доклад в Петербурге в РТО, а в апреле того же года вновь выступает с новой обобщенной теорией в Английском обществе корабельных инженеров.

За решение одной из фундаментальных проблем кораблестроения А.Н. Крылов был удостоен золотой медали Английского общества корабельных инженеров, впервые за всю тридцатипятилетнюю историю Общества присужденной иностранцу. Теория качки корабля стала называться «теорией Крылова» и под этим названием вошла во все курсы теории корабля. Исследования А.Н. Крылова вопросов качки корабля на волнении принесли ему мировую известность и выдвинули его имя в ряд выдающихся исследователей в области динамических проблем теории корабля.

В январе 1900 г. А.Н. Крылов был назначен заведующим Опытовым судостроительным бассейном морского ведомства с оставлением в должности по академии. Под его руководством Опытовый бассейн превратился в первый в России научно-исследовательский центр по вопросам кораблестроения и вооружения.

Во время работы в Опытовом бассейне А.Н. Крылов совместно с адмиралом С.О. Макаровым - основоположником учения о непотопляемости кораблей - развернул серию обширных исследований в области обеспечения живучести кораблей. В 1903 г. он представил в Морской технический комитет таблицы непотопляемости, составленные для броненосца «Петропавловск». Вопросы живучести и боеспособности кораблей впервые в истории флота были поставлены на прочную математическую основу. Правильность положений теории непотопляемости Крылова - Макарова подтвердил опыт Цусимского боя в Русско-японской войне 1904 г., после чего они получили общее признание и практическое применение в кораблестроении. В английском военно-морском флоте подобные таблицы для кораблей были введены лишь спустя 25 лет после того, как они были разработаны А.Н. Крыловым.

Алексей Николаевич Крылов был не только выдающимся ученым, но и крупным организатором ведущих областей русской техники и промышленности. В 1907 г. он был назначен главным инспектором кораблестроения, а в 1908 г. в чине генерал- майора - исполняющим должность председателя Морского технического комитета морского министерства.

Став во главе Морского технического комитета, А.Н. Крылов проводит огромную работу по строительству русского флота. Принимая самое активное участие в создании новых линкоров, по своей боевой мощи превосходивших иностранные, А.Н. Крылов заложил основы современных методик проектирования кораблей. Под его руководством была создана оригинальная «русская система набора», обеспечивающая необходимую прочность кораблей при наименьшем возможном их весе. Борьба за живучесть кораблей - за сохранение их боевых качеств в условиях тяжелых повреждений - была впервые поставлена на рациональные основы. Проблемы, занимавшие кораблестроителей того времени, - борьба с вибрацией корпуса и механизмов, стабилизация боевых постов, уменьшение вредных последствий бортовой качки судов на волне и многие другие - получили свое законченное решение.

Современная строительная механика корабля, т.е. наука о прочности корабля, во многом обязана своим развитием Алексею Николаевичу, который не только обогатил ее такими капитальными трудами, как «О расчете балок, лежащих на упругом основании» и «Вибрация корабля», но и по праву может считаться ее основоположником, наряду с И.Г. Бубновым, с которым он работал в тесном сотрудничестве в начальный период создания этой науки.

Занимаясь приложением математики к решению практических задач, А.Н. Крылов настолько развивал сами средства математического анализа, что многие его научные труды по кораблестроению являются ценным вкладом в область прикладной математики, дающим возможность считать его не только ученым-кораблестроителем, но и выдающимся математиком.

Крылов - по образованию инженер-кораблестроитель и военный моряк - был выдающимся ученым не только в области кораблестроения и математики, но и таких наук, как артиллерия, астрономия, компасное дело и др.

Научное творчество А.Н. Крылова получило всеобщее признание в кругах общественности России. В 1914 г. Алексей Николаевич избирается членом-корреспондентом, а два года спустя - действительным членом Императорской Санкт-Петербургской академии наук. В 1916 г. Крылов был назначен директором Главной физической обсерватории.

А.Н. Крылов принимал активное участие в работе научно-технических обществ:

  • 1886 г. - член экспертной комиссии Третьей электротехнической выставки, организованной РТО;
  • 1890 - 1893 гг. - действительный член РТО по трем отделам: военно-морскому, электротехническому и воздухоплавательному;
  • 1893 г. - член Петербургского математического общества;
  • 1896 г. - член Английского общества корабельных инженеров;
  • 1902 г. - член Общества морских инженеров;
  • 1910 г. - почетный член Общества морских инженеров;
  • 1914 г. - президент Русского физико-химического общества и председатель его физического отделения;
  • 1915 г. - почетный член Союза морских инженеров с момента его создания;
  • 1924 г. - действительный член Английского королевского астрономического общества;
  • 1932 г. - почетный член и председатель Всесоюзного научного инженерно-технического общества судостроения (НИТОСС) с момента его создания;
  • 1942 г. - почетный член Английского общества корабельных инженеров.

После революции А.Н. Крылов участвовал в преобразовании Морской академии. В 1919 г. приказом Реввоенсовета Балтийского флота Алексей Николаевич был назначен начальником Морской академии. В полуторагодичный период пребывания А.Н. Крылова в этой должности под его непосредственным руководством были разработаны новые учебные планы и программы по всем предметам технических факультетов академии.

В 1921 г. Крылов был командирован Академией наук в западноевропейские страны в составе комиссии, имевшей целью возобновление научных сношений с зарубежными учеными и научными учреждениями, закупку книг и новейших оптических и физических приборов. Эта командировка вылилась в продолжительную, вплоть до 1927 г., службу его за границей, вначале связанную с выполнением различных заданий советских торговых представительств в Берлине, Лондоне и Париже, затем в качестве начальника Морского отдела Российской железнодорожной миссии в Берлине, позже - в качестве члена правления Русско-Норвежского пароходного общества и наблюдающего за постройкой судов, заказанных в разных странах Европы.

По возвращении из-за границы в 1927 г. Алексей Николаевич возобновил чтение лекций в Морской академии и вернулся к заведованию Физико-математическим институтом Академии наук. Наряду с этим он принимал самое близкое участие в разрешении сложных технических вопросов, возникавших в различных областях военного и гражданского судостроения. Эта деятельность А.Н. Крылова сочеталась с большой научной работой. За фундаментальные труды «Основания теории девиации компаса», «О теории гирокомпаса Анщютца» и «Возмущения показаний компаса, происходящие от качки корабля на волнении» А.Н. Крылов был удостоен в 1941 г. Государственной премии первой степени. В течение последних лет жизни А.Н. Крылов был бессменным председателем правления Научного инженерно-технического общества судостроителей (ВНИТОСС), деятельностью которого активно руководил.

Деятельность А.Н. Крылова была высоко оценена еще при жизни: он был награжден двумя орденами Ленина и удостоен звания заслуженного деятеля науки и техники РСФСР. За выдающиеся достижения в области математических наук, теории и практики отечественного кораблестроения, многолетнюю и плодотворную работу по проектированию и строительству современных военно-морских кораблей, а также крупнейшие заслуги в деле подготовки высококвалифицированных специалистов для военно-морского дела ему было в 1943 г. присвоено звание Героя Социалистического Труда. Центральный научно-исследовательский институт № 45 Наркомата судостроительной промышленности СССР, созданный по его замыслу и при его участии, с 1944 г. стал носить имя А.Н. Крылова.

26 октября 1945 г. на 83-м году жизни Алексей Николаевич Крылов скончался. Он похоронен в некрополе «Литераторские мостки» на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге, неподалеку от могил Д.А. Менделеева и И.П. Павлова.

Постановлением Совнаркома СССР, опубликованным в газетах 27 октября 1945 года, имя ученого было присвоено Военно- морской академии кораблестроения и вооружения, созданной 27 августа 1945 г. В его честь были учреждены стипендии для адъюнктов академии и кораблестроительного факультета Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э. Дзержинского, для докторантов и аспирантов Института математики Академии наук СССР, Института механики АН СССР, для аспирантов Ленинградского государственного университета, Ленинградского и Николаевского кораблестроительных институтов. Имя ученого-кораблестроителя было присвоено Всесоюзному научно-техническому обществу судостроения (ныне НТО имени А.Н. Крылова).

Позже на доме № 5 по Университетской набережной, где последние годы жил и работал академик, была установлена мемориальная доска.

Инженерная и изобретательская деятельность А.Н. Крылова

А.Н. Крылов проявил себя как талантливый изобретатель уже в ранней молодости.

В 1886 г. мичман Крылов, работая под руководством профессора И.П. де-Колонга - одного из создателей теории девиации компаса, разрабатывает прибор для определения сил, действующих на магнитную стрелку компаса, - дромоскоп. Это устройство служило для исправления компасных и магнитных курсов корабля, а также для нахождения азимута светил. Творчески перенося в область технических расчетов те рациональные приемы и способы приближенных вычислений, которые были выработаны астрономами и геодезистами и оставались чуждыми технике, А.Н. Крылов создал совершенный прибор, нашедший широкое применение на флоте, в экспедициях Гидрографического департамента. С девиацией компаса связаны и первые печатные работы А.Н. Крылова .

Дромоскоп был выставлен в русском павильоне Международной Колумбовой выставки в Чикаго в 1893 г. На Всероссийской выставке в 1896 г. в Нижнем Новгороде прибор был отмечен дипломом II разряда, а на Всемирной выставке 1900 г. в Париже - золотой медалью .

К исследованию компасов А.Н. Крылов возвращался неоднократно и впоследствии. В 1938 г. в работе «Возмущения показаний компаса, происходящие от качки корабля на волнении» им была с исчерпывающей полнотой исследована динамика компаса и предложена оригинальная конструкция сферической картушки с успокоительными цистернами и температурным компенсатором .

С начала XX в. морской флот стал оснащаться новым прибором для определения курса - гироскопическим компасом, основанном на совершенно ином физическом принципе, чем магнитный компас. В 1930-е гг. при освоении и разработке новых гироскопических приборов на заводе «Электроприбор» (Ленинград) А.Н. Крылов был главным консультантом завода и содействовал созданию в кратчайшие сроки гирокомпасов типа «Курс», «Гиря» и «Полюс».

Разработка методики скоростных испытаний кораблей

А.Н. Крылов сформулировал требования, которые должны предъявляться к мерным линиям, дал исчерпывающие указания об организации пробегов корабля на скоростных прогрессивных испытаниях, о порядке записей наблюдений и т.д. Эти требования легли в основу общесоюзного стандарта по скоростным прогрессивным испытаниям кораблей, изданного в 1935 г. и неоднократно переиздававшегося.

Обратив внимание на то, что основной прибор бассейна - буксировочный динамометр, заказанный в Англии, не обеспечивает необходимой точности сопротивления моделей, А.Н. Крылов предложил новый тип динамометра - простую оригинальную конструкцию из алюминия - материала, только начинавшего тогда свой победный путь в технике. Основная деталь этого динамометра - треугольный равноплечный рычаг с успехом эксплуатировалась в бассейне в течение многих лет.

Принятая А.Н. Крыловым методика буксировочных испытаний моделей и основы пересчета результатов испытаний моделей на натуру просуществовали без изменения вплоть до 1933 г. .

В связи с началом проектирования проф. И.Г. Бубновым первых русских подводных лодок в бассейне под руководством А.Н. Крылова в 1903 г. была сконструирована и поставлена на буксировочную тележку оригинальная установка, позволяющая производить буксировочные испытания моделей подводных лодок в полном погружении.

В эти годы были испытаны модели всех кораблей, строившихся в то время на отечественных верфях и за границей по русским заказам. Кроме того, буксировались многочисленные модели по проектам разных изобретателей, в том числе модели «водобронных» миноносцев - полуподводных лодок Джевецкого и «водобронных» кораблей Гуляева - прообраза кораблей с противоминной булевой защитой, появившихся в годы Первой мировой войны.

Деятельность в области строительной механики и вибрации корпуса корабля

В 1900-х гг. при испытании крейсеров «Громобой» и «Баян» были обнаружены весьма сильные вибрации этих судов. В то время вопрос о вибрации судов не был исследован теоретически и представлял большие затруднения для корабельных инженеров. А.Н. Крылов разработал прибор - виброграф, записывающий колебания различных частей корпуса корабля. Впервые в истории русского флота были изучены случаи возникновения вибрации на судах и рекомендованы методы борьбы с ней . Начав в 1901 г. читать курс вибрации судов, А.Н. Крылов пришел к необходимости сообщать своим слушателям и некоторые общие вопросы математической физики, дабы прикладные вопросы вибрации судов те сумели достаточно сознательно воспринять. В результате в 1908 г. вышел в свет учебник - курс лекций по вибрации судов, опередивший свое время на три десятилетия, а в 1913 г. - книга «О некоторых дифференциальных уравнениях математической физики, имеющих приложения в технических вопросах».

В 1902 г. А.Н. Крылов создает тензометр - рычажный прибор для определения удлинения участка любой судовой связи. Испытания прибора и замеры удлинений А.Н. Крылов провел в Тулоне на крейсере «Аскольд», а затем в 1903 г. на учебном судне «Океан» при переходе из Либавы в Порт-Артур .

Тензометр нашел широкое применение при исследовании напряжений в судовых конструкциях и, по-видимому, до сих пор является наиболее совершенным из всех приборов, работающих со штангой и измерительной коробкой. Изобретателю удалось до­биться высокой точности передаточного механизма, поскольку влияние мертвых ходов в нем почти устранено .

Широкое применение в практике машиностроения нашли работы А.Н. Крылова: «О напряжениях, вызываемых в упругой системе динамической нагрузкой», «О расчете балок, лежащих на упругом основании», «О критических скоростях вращающегося вала».

А.Н. Крылов и артиллерийское дело

Начиная с 1894 г. в период создания А.Н. Крыловым теории качки корабля, в поле зрения ученого попали вопросы точности артиллерийской стрельбы при качке.

В сентябре 1894 г. Крылов предложил морскому министерству изобретенный им и изготовленный на собственные средства прибор для автоматической артиллерийской среды - кренометр-замыкатель. «Принятые ныне на флоте кренометры для автоматической стрельбы, - писал он в рапорте от 23 мая 1895 г., - не дают и не могут давать точных результатов, ибо по самому принципу своего устройства показывают направление не истинной горизонтальной плоскости, а кажущейся. Мною изобретен кренометр, дающий: 1) направление истинной отвесной линии, 2) снабженный приспособлением для автоматического замыкания тока с предварением на время опаздывания воспламенения заряда» . К этому прибору он приспособил также успокоитель качки.

Через год Крылов сообщил, что по его указаниям построен специальный гидравлический кренометр, постоянно показывающий при качке статический крен и дифферент корабля, необходимые для пользования таблицами непотопляемости .

В начале 1900-х годов, будучи профессором Морской академии, А.Н. Крылов выполнил ряд теоретических и опытных работ по исследованию причин, влияющих на точность стрельбы морской артиллерии, разработал способ обучения наводчиков стрельбе на волнении и сконструировал несколько оптических артиллерийских приборов .

В 1904 г. он принял деятельное участие в снабжении морской артиллерии оптическими прицелами для орудий.

В Русско-японскую войну флот России вступил, не имея ни одного оптического прицела. Отечественная промышленность к этому времени только начала осваивать производство сложного по своему устройству оптического прицела Обуховского завода конструкции Я.Н. Перепелкина «образца 1903 года» и не могла своевременно обеспечить им военные суда.

Учитывая создавшееся положение, А.Н. Крылов разработал проект оптического прицела упрощенного типа. Прицел Крылова по конструкции был проще прицела «образца 1903 года», значительно дешевле его в производстве и в обращении. В августе 1904 г. этот прицел был испытан Комиссией морских артиллерийских опытов, которая дала ему высокую оценку. Прицел Крылова был принят на вооружение.

Впоследствии, выполняя задание морского министерства, А.Н. Крылов принял участие в работе по улучшению конструкции устройств Я.Н. Перепелкина и созданию нового образца оптического прицела Обуховского завода, принятого флотом на вооружение в 1907 г. .

В 1905 г. А.Н. Крылов представил доклад о влиянии качания судов на стрельбу из орудий. В одном из разделов этого доклада он излагал разработанный им метод фотографической записи качаний корабля. Несколько позже, в 1907 г., А.Н. Крылов применил этот метод для опытного исследования влияния качки корабля на стрельбу. На канонерской лодке «Уралец», предоставленной в его распоряжение, он в течение трех месяцев проводил в различных условиях опытные стрельбы по щитам. Из двух орудий было выпущено более 600 снарядов . Опыты показали, что разработанный Крыловым «телефот» - фотографическая камера особой конструкции для записи качки корабля - успешно функционирует. На основе этих опытов был разработан новый проект прибора, который в дальнейшем был применен А.Н. Крыловым в его экспедиции на пароходе «Метеор».

Крыловский телефот - щелевой фотографический аппарат - получил свое дальнейшее развитие в работах отечественных геофизиков В.В. Шулейкина, А.А. Иванова, М.А. Козырева и др. .

Стрельбы 1907 г. привели А.Н. Крылова к мысли создать специальный прибор для обучения наводчиков орудий стрельбе на качке, при помощи которого перед глазами наводчика производилось бы такое качание щита, которое заставляло бы наводчика придавать прицельной линии движение, тождественное тому, какое она будет описывать при действительной качке и при котором упражнение в наводке и стрельбе производилось бы без фактической стрельбы .

Прибор этот должен позволять изменять элементы качки, а также и комбинации качки килевой, боковой и рысканья на курсе в соответствии с различным направлением движения судна относительно волнения.

В 1909 г. А.Н. Крылов разработал схему такого прибора, названного им отмечателем. Отмечатель вначале изготовлялся для 120-миллиметровой пушки. Но после того как предварительное опробование прибора показало, что отмечатель будет удовлетворять своему назначению, Морской технический комитет поручил А.Н. Крылову расширить первоначальное задание и, кроме отмечателя для 120-миллиметровой пушки, разработать конструкцию отмечателя для пушек других калибров.

В ноябре 1910 г. отмечатели Крылова были изготовлены и переданы для испытания на корабли Балтийского и Черноморского флотов. На основании результатов испытаний Артиллерийский отдел Главного управления кораблестроения в начале 1912 г. вынес решение, что суда следует снабжать только приборами-отмечателями генерал-лейтенанта Крылова. Прибор Крылова имел большое практическое значение, так как давал возможность обучать и тренировать наводчиков без выхода корабля в море и без стрельбы дорогостоящими снарядами.

Изобретение отмечателя имело чрезвычайно большое значение для русского военно-морского флота. Подобным прибором не владел ни один флот мира. Во время Первой мировой войны русский флот оказался более напрактикованным в стрельбе на качке, чем его противник - германский флот . За разработку первого в мире устройства для обучения корабельных артиллеристов А.Н. Крылов получил в 1912 г. премию Михайловской артиллерийской академии .

К приборам, с помощью которых А.Н. Крылов стремился повысить точность стрельбы морской артиллерии, относится и изобретенный им в 1907 г. прибор «упредитель». Прибор был предназначен для установки целика орудия с учетом скорости корабля противника. Комиссия по выработке наставления для подготовки судов и эскадр к бою при морском министерстве одобрила докладную записку А.Н. Крылова и рекомендовала поручить разработку проекта Обуховскому заводу под непосредственным руководством автора . Прибор был изготовлен и испытан в навигацию 1908 г. на Балтийском флоте, а в навигацию 1909 г. - на Черноморском . Упредитель был удостоен премии Михайловской артиллерийской академии «за выдающиеся работы в области артиллерии».

Систематизировав и обобщив опыт русских изобретателей XIX в., А.Н. Крылов разработал в 1907 г. конструкцию морского оптического дальномера, названного автором «дифференциальным дальномером». Этот прибор весьма оригинальной конструкции был рассчитан для определения расстояния до предметов (базы), исходя из их высоты; в случае, когда высота «базы» заранее не известна, то величина расстояния устанавливалась пристрелкой. Подробно техника пользования дифференциальным дальномером была изложена А.Н. Крыловым в «Наставлении для пользования дальномером системы генерал-лейтенанта Крылова» . Дальномер был изготовлен и испытан на флоте в навигацию 1911 г. В 1912 г. он был принят на вооружение русского флота. Подробно изучая и исследуя результаты применения дифференциального дальномера во флоте, А.Н. Крылов особенно чутко прислушивался к заключениям специалистов флота и на основании этих замечаний производил работы по дальнейшему усовершенствованию дифференциального дальномера.

Изобретение приборов для проведения вычислений

Как известно, А.Н. Крылов уделял большое внимание вопросам вычислений. Его трудами создавалась «исключительно высокая вычислительная культура в нашей стране» . В ноябре 1903 г. ученый выступает с докладом «Точная теория планиметра- топорика, изложенная элементарно» в Русском физико-химическом обществе. По чертежам, сделанным Крыловым, был изготовлен действующий прибор оригинальной конструкции . В этом же месяце его теория планиметров и полное описание прибора были представлены на заседании Физико-математического отделения академии. Отметив полноту и законченность разработанной А.Н. Крыловым теории, отделение постановило опубликовать эти исследования .

Другим примером изобретения А.Н. Крыловым приборов для приближенных вычислений является создание интегратора дифференциальных уравнений. О своем изобретении он докладывает на заседании Русского физико-химического общества в декабре 1903 г. Затем оно было представлено в январе 1904 г. академиком А.М. Ляпуновым физико-математическому отделению Академии наук. А.М. Ляпунов подчеркнул достоинства «весьма остроумного» прибора Крылова по сравнению с известным интегратором лорда Кельвина, который годился только лишь для интегрирования линейных дифференциальных уравнений при условии предварительного преобразования их к известному виду. Прибор Крылова не требовал никаких предварительных вычислений, мог применяться как в случае интегрирования нелинейных уравнений весьма общего вида, так и для численного решения алгебраических уравнений. Отделение напечатало статью А.Н. Крылова об интеграторе в ближайшем выпуске «Известий Академии наук» .

Изобретенный А.Н. Крыловым интегратор был высоко оценен научной общественностью. Подробное описание прибора Крылова поместил в 1905 г. в «Известиях С.-Пб. Политехнического института» С.П. Тимошенко .

Н.Е. Жуковский, представляя в 1914 г. в Московском университете А.Н. Крылова к присуждению ему степени доктора honoris causa, отмечал среди изобретенных Крыловым приборов «остроумную машину для интегрирования уравнений» . Академик Б.Б. Голицын при выдвижении А.Н. Крылова на звание ординарного академика Императорской Академии наук в 1916 г. писал: «Особой оригинальностью и остроумием отличается его прибор для интегрирования дифференциальных уравнений, в котором, при помощи особых шаблонов, характеризующих виды уравнения, ему удается чисто механическим путем находить интеграл заданного дифференциального уравнения» . Интегратор Крылова является одной из первых счетно-решающих интегрирующих механических машин.

Другие изобретения и инженерные разработки

Крылов в числе других измерительных приборов сконструировал катетометр - прибор для точного измерения вертикальных расстояний между точками при физических опытах. Катетометр Крылова явился дальнейшим развитием аналогичного прибора, усовершенствованного в 70-х годах XIX столетия Д.И. Менделеевым.

В связи с большим интересом к вопросам воздухоплавания А.Н. Крылов в марте 1907 г. сделал доклад «О значении формы управляемого аэростата, о фигуре и месте постановки на нем пропеллеров» .

Одной из важнейших инженерных работ А.Н. Крылова является разработка условий морской и речной транспортировки партии железнодорожной техники, приобретенной для России в 1921 - 1923 гг. за рубежом. Исследовав техническую документацию более трех тысяч судов, А.Н. Крылов выбрал подходящую модель парохода и преобразовал его. Он разработал схему размещения паровозов в трюмах и на палубе и принимал непосредственное участие в погрузке и креплении паровозов. Так впервые была осуществлена перевозка паровозов на судах в собранном виде.

А.Н. Крылов опроверг ранее существовавшие представления об условиях судоходства и по намеченному пути доказал возможность прохода крупных судов по мелководным участкам . Экономия, полученная от такого способа перевозки, составила два с четвертью миллиона рублей золотом .

А.Н. Крылову принадлежат более 30 изобретений уникальных приборов и механизмов . Специфическая особенность творческого метода А.Н. Крылова - сочетание научных исследований с инженерными разработками, создание новых теорий и изобретение на их базе новых конструкций, приборов и устройств проявлялись на всех этапах его долгой и плодотворной профессиональной деятельности.

Использованные источники

  1. История физико-математических наук: Сб. ст. / Ред. А.Т. Григорьян, А.П. Юшкевич. - М.: Изд-во АН СССР, 1956, Т. 15. - 356 с.
  2. Рукописное наследие академика Алексея Николаевича Крылова: Науч. описание / под ред. акад. В.И. Смирнова. - Л.: Наука, 1969. - 334 с.
  3. Варганов Ю. Идут в музей и школьники, и ветераны // Флот. - 1997. - № 104 - 105. - С. 6.
  4. Варганов Ю. На вечные времена: Книжное собрание академика А.Н. Крылова // Библиотека. - 1996. - № 8. - С. 22 - 24; № 9. - С. 35 - 38.
  5. Григорян Г.Г., Морозова С.Г. История инженерной мысли России в выставках и экспозициях Политехнического музея // Материалы VI научно-практической конференции «Российский научно-технический музей: проблемы и перспективы». - Н. Новгород, 1996. - С. 88 - 95.
  6. Григорян Г.Г., Морозова С.Г. Научно-методические основы разработки направления «История инженерной мысли России» в Государственном Политехническом музее // Теоретические вопросы истории техники и научно-технического прогресса: Сб. ст. - М.: Наука, 1994. - С. 100.
  7. Крылов Л.Н. О расположении стрелок в картушке компаса // Мор. сб. - 1886. - № 5.
  8. . Krilov. Le Dromoscope. - СПб., 1886. - 13 с.
  9. Лучииинов С.Т. Изобретательская деятельность Алексея Николаевича Крылова // Судостроение. - 1973. - № 8. - С. 60.
  10. Ханович И.Г. Академик Алексей Николаевич Крылов (1863 - 1945). - Л.: Наука, 1967. - С. 101.
  11. Гире И.В. Деятельность А.Н. Крылова в Опытовом судостроительном бассейне // Судостроение. - 1963. - № 8. - С. 16 - 19.
  12. Писаржевский О. И мореплаватель, и плотник // Изобретатель и рационализатор. - 1964. - № 5. - С. 30 - 32.
  13. Академик Алексей Николаевич Крылов: К 45-летию научной и педагог. деятельности // Мор. сб. - 1935. - № 5. - С. 39 - 142.
  14. Архив РАН. Ф. 759, опись 11, дело 58.
  15. Штрайх С.Я. Алексей Николаевич Крылов: Очерк жизни и деятельности. - М.: Воениздат, 1956. - С. 94.
  16. Бойков В.И. Академик А.Н. Крылов и артиллерийская наука // Арт. журнал. - 1950. - № 10. - С. 50.
  17. Бахрах Л.М. Оптические приборы А.Н. Крылова // Природа. - 1949. - - № 3. - С. 79.
  18. Крылов Л.Н. Отчет полковника А.Н. Крылова об опытах стрельбы на качке с канонерской лодки «Уралец» в 1907 г. - СПб., 1910.
  19. Самарии В.Г. Телефот Крылова // Природа. - 1963. - № 5. - С. 91 - 95.
  20. Бахрах Л.М. Академик А.Н. Крылов и точное приборостроение// Из истории отечественной техники. - Л., 1950. - С. 195.
  21. Архив РАН. Фонд 759, опись 2, д.72.
  22. Ханович ИГ. Примечания // Крылов А.Н. Избр. тр. - М., 1958. - С. 769.
  23. Извлечения из протоколов заседаний Академии наук. Физико-математическое отделение // Изв. Имп. Акад. наук. - 1904. - Т.20. - № 1. - С. VIII.
  24. Л. Kriloff. Sur un integrateur des equations differentielles ordinaires // Изв. Имп. Акад. наук. - 1904. - Т. 20, № 1. - С. 17 - 37.
  25. Тимошенко С.П… Описание прибора А.Н. Крылова для интегрирования обыкновенных дифференциальных уравнений // Изв. С.-Петербург. Политехи, ин-та. - 1905. - Т. 3. - Вып. 3 - 4. - С. 397 - 406.
  26. Жуковский Н.Е. Собрание сочинений. Т. 7. - М. - Л.: Гостехиздат, 1950. - С. 263.
  27. Архив РАН (СПб. отделение). Фонд 759, опись 2, ед. 12, л. 1 - 5.
  28. Куренский М. Академик А.Н. Крылов // Техн. книга. - 1938. - № 12. - С. 36 - 40.
  29. Лаврентьев М.Л., Фаворов П.Л. Алексей Николаевич Крылов. 1863 - 1945 // Судостроение. - 1963. - № 8. - С. 1 - 4.
  30. Яковлев И.И. По заданию Ленина // Судостроение. - 1970. - № 2. - С. 50 - 52.
  31. Краткий очерк научной и инженерной деятельности акад. Алексея Николаевича Крылова // Вестн. металлопром-сти. - 1939. - № 4. - С. 9.
  32. Кремер Л.М. Новые материалы об академике А.Н. Крылове // Судостроение. - 1975. - № 8. - С. 63.
  33. Архив Академии наук СССР: Обозрение архивных материалов. - Т. 3. - М.: Изд-во АН СССР, 1950. - С. 26 - 28.

Подготовлено по:

Морозова, С.Г. (Политехнический музей), Варганов, Ю.В. (Музей Военно-Морской академии им. Н.Г. Кузнецова). Анализ источниковой базы творческого наследия академика А.Н. Крылова (1863 - 1945) // Проблемы культурного наследия в области инженерной деятельности: сб. ст. – Вып. 2. – М., 2001. - С. 116–141. – Библиогр.: с.139 - 141.

Книга академика Алексея Николаевича Крылова «Мои воспоминания» - удивительный образец мемуарной литературы. Она была издана впервые в 1942 г. и выдержала с тех пор шесть изданий. Тем не менее сейчас она представляет собой библиографическую редкость. Поэтому решение издательства «Судостроение» выпустить ее массовым тиражом будет встречено читателями с большим энтузиазмом.

Случилось так, что я оказался свидетелем ее написания. Дело в том, что Алексей Николаевич - мой дед по материнской линии. Анна Алексеевна Капица - урожденная Крылова. Алексей Николаевич жил всегда в Ленинграде, наша семья - в Москве, а встретились мы в первые месяцы войны в Казани, куда были эвакуированы научные учреждения Академии наук СССР.

Хорошо помню, как в первые дни августа 1941 г. вместе с сотрудниками Института физических проблем, директором которого был тогда мой отец Петр Леонидович Капица, я уезжал в Казань. Отец с матерью еще оставались в Москве.

Город поразил меня своей тишиной и какой-то мирностью. Конечно, и здесь ощущалась война, но не было ежедневных воздушных тревог, грохота зениток, заклеенных крест-накрест бумажными полосками окон, неизменных противогазов на боку, ночных дежурных на крыше. Вскоре после моего приезда было введено затемнение.

В это же время в Казань из Ленинграда приехал Алексей Николаевич, и я переехал из общежития к нему в маленький домик на улице Волкова, на окраине города, недалеко от озера Кабан. Мне было десять лет, поэтому я предпочитал носиться со своими сверстниками по городу, играть в войну или пробираться на железнодорожную станцию, чтобы посмотреть на боевую технику, груженную на платформы, и красноармейцев в теплушках, а не сидеть со старым дедом. Но неизбежно к концу дня я оказывался дома.

В большой комнате, где стоял обеденный стол, у керосиновой лампы с большим бумажным конусом абажура я устраивался читать какую-нибудь книгу о путешествиях. Напротив сидел дед и старательно писал что-то карандашом в большой общей тетради. Рядом за столом сидела его жена Надежда Константиновна с чтением.

Однажды вечером дед отложил карандаш и сказал:

Вот послушайте, что я написал.

Ну как, интересно? - спросил дед, закрыв тетрадь.

После этого Алексей Николаевич читал нам написанное за день.

С тех пор прошло почти сорок лет, но я хорошо помню, как спешил из школы (она размещалась около казанского Кремля) домой, чтобы поспеть к вечернему чтению о событиях, как мне тогда казалось, очень древних времен. Многого я, конечно, не понимал, особенно меня огорчало, что дед, хотя и был генералом, никогда не участвовал в сражениях, не командовал боевыми кораблями. Помню, я задал однажды вопрос деду:

Почему тебя как генерала в революцию не расстреляли?

И его ответ:

Генерал генералу - рознь.

Сейчас, когда я пишу эти строки, предо мной лежат пять общих тетрадей в серых бумажных переплетах с надписью «А. Н. Крылов. Памятка моей жизни». В них 551 страница, исписанная убористым почти каллиграфическим почерком. Написаны они были за 27 дней - с 20 августа по 15 сентября 1941 г. Причем все цифры, даты, фамилии дед, которому было тогда 78 лет, записал по памяти - дневников он не вел.

Закончив работу, Алексей Николаевич в течение нескольких дней перечитывал ее и вносил чернилами исправления (такой правки в тетрадях немного), потом он взял большой толстый переплетенный в коленкор ежедневник и вставочкой с пером «рондо» переписал свои воспоминания набело. На полях стоят даты начала и конца переписывания: 22 сентября - 10 октября 1941 г.

Позже я узнал, что тогда возникли трудности с перепиской на машинке. Но наборщики, посмотрев рукопись, согласились набирать прямо с нее.

12 мая 1942 г. книга была подписана в печать, а 15 октября я получил в подарок экземпляр книги с назидательной надписью:

«Моему внуку Андрею Капице 11-ти л. с советом, чтобы он всегда и везде помнил, что он в мире не один,

от деда А. Крылова

Алексей Николаевич тяжело болел. В 1942 г. у него был инсульт, от которого он почти полностью оправился, и его отправили на курорт Боровое, в Северном Казахстане. Летом 1943 г. побывал у него и я. Это был год его 80-летия.

В июле ему присвоили звание Героя Социалистического Труда. В августе, в день рождения, он получил множество поздравлений, а само чествование состоялось позже, осенью, в Москве.

До августа 1945 г. мы жили рядом, и я часто обращался к нему с просьбой помочь мне в школьной математике. Он с удовольствием доказывал теорему своим, оригинальным, способом, который очень доходчиво мне объяснял. К сожалению, учителя не ценили оригинальность решения, и я получал двойки.

Мы опять с тобой двойку получили, - говорил я деду, забежав к нему после уроков.

Алексей Николаевич страшно сердился и грозился как-нибудь сходить в школу и навести там порядок.

К деду часто приезжали адмиралы при кортиках в роскошной черной форме с золотыми погонами. Он очень любил эти визиты и как-то весь подтягивался, глаза его начинали озорно поблескивать, особенно когда рассказывал какой-либо случай из своей жизни, иногда приправляя его крепким морским словцом. Я обожал эти беседы, хотя мне не полагалось присутствовать при них, поэтому часто раздавалось:

А ты чего подслушиваешь, а ну, брысь отсюда.

В августе 1945 г. А. Н. Крылов вернулся в Ленинград. 26 октября он скончался. Моряки хоронили его со всеми воинскими почестями, положенными адмиралу флота, и его провожал, как мне казалось, весь Ленинград.

Я много раз перечитывал «Мои воспоминания». И может быть, некоторая причастность к их написанию делает меня непримиримым к той правке, которой подвергались более поздние издания. Его, который не боялся ни генералов, ни министров, ни царя, пытались как-то причесать, облагообразить. Его иногда довольно «крепкий» лексикон пытаются отредактировать. Но Алексея Николаевича нельзя втискивать в рамки вежливой благопристойности.

Именно поэтому я взял на себя смелость восстановить текст воспоминаний А. Н. Крылова по первому «казанскому» изданию 1942 г. В состав предлагаемого читателям издания входят также очерки из истории русской науки, кораблестроения, написанные в разные годы и хорошо дополняющие основной текст. Подбор очерков основан на издании 1945 г. - последнем прижизненном варианте воспоминаний А. Н. Крылова.

«Мои воспоминания» - это не автобиография, хотя события изложены в хронологической последовательности. Какие-то этапы своей жизни Алексей Николаевич опустил. Так, кроме сведений о детском периоде, читатель практически ничего не узнает о личной жизни автора. Воспоминания оканчиваются 1928 г.

Для того чтобы у читателя сложилось полное представление о жизни и деятельности А. Н. Крылова, приведу некоторые сведения из его биографии.

Он родился 3 августа (по старому стилю) 1863 г. в сельце Висяга Ардатовского уезда Симбирской губернии. Его отец Николай Александрович Крылов - в прошлом офицер, участник боевых действий англо-франко-русской войны 1855–1856 гг., был человеком незаурядным. Он обладал литературным даром и опубликовал несколько трудов по истории края, был хорошим хозяйственником.

Женат был на Софье Викторовне Ляпуновой.

Дед Алексея Николаевича - Александр Алексеевич Крылов тоже был военным, отличившимся в Отечественную войну 1812 г. Был ранен под Бородином и при взятии Парижа. Награжден золотым оружием за храбрость и орденами за боевые заслуги. Женат был на Марии Михайловне Филатовой.

сайт информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
На сайт Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
сайт подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.
Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на сайт.
Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.

Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) по окончании курса Инженерного училища, прослужив недолго в саперах, вышел в отставку и поступил на медицинский факультет Московского университета. Здесь он сблизился и подружился с Сергеем Петровичем Боткиным (1832-1889). Докторская диссертация Ивана Михайловича была на тему: "О влиянии алкоголя на температуру тела человека".
Неизвестно, служил ли ему его родной братец, Андрей Михайлович, объектом наблюдений, но только через много лет, в конце 80-х годов, Иван Михайлович передавал такой рассказ С.П. Боткина:
"Вот, Иван Михайлович, был у меня сегодня интересный пациент, ваш земляк; записался заранее, принимаю, здоровается, садится в кресло и начинает сам повествовать:
"Надо вам сказать, профессор, что живу я давно почти безвыездно в деревне, чувствую себя пока здоровым и жизнь веду очень правильную, но все-таки, попав в Петербург, решил с вами посоветоваться. Скажем, летом встаю я в четыре часа и выпиваю стакан [чайный] водки; мне подают дрожки, я объезжаю поля. Приеду домой около 6 1/2 часов, выпью стакан водки и иду обходить усадьбу, скотный двор, конный двор и прочее. Вернусь домой часов в 8, выпью стакан водки, подзакушу и лягу отдохнуть. Встану часов в 11, выпью стакан водки, займусь до 12 со старостой, бурмистром. В 12 часов выпью стакан водки, пообедаю и после обеда прилягу отдохнуть. Встану в 3 часа, выпью стакан водки... и т.д."
Боткин:
"Позвольте вас спросить, давно ли вы ведете столь правильный образ жизни?"
Помещик:
"Я вышел в отставку после взятия Варшавы [Паскевичем в 1831 г.] и поселился в имении, так вот с тех пор; а то, знаете, в полку, я в кавалерии служил, трудно было соблюдать правильный образ жизни, особенно тогда: только что кончили воевать с турками, как поляки забунтовали. Так вот, профессор, скажите, какого мне режима придерживаться?"
Боткин:
"Продолжайте вести ваш правильный образ жизни, он вам, видимо, на пользу. Вы, Иван Михайлович, не знаете этого чудака?"
Сеченов:
"Кто же его в нашей местности не знает, это Николай Васильевич Приклонский".
Однако едва ли Иван Михайлович рассказал своему другу С.П. Боткину про не менее "правильный" образ жизни своего брата Андрея.

Пароходы на Волге

В детстве Алексей Николаевич Крылов каждый год ездил с родителями на Нижегородскую ярмарку. Большую часть пути приходилось проделывать по Волге, так что он оставил очень любопытные зарисовки о пароходах того времени:
"В начале 1870-х годов на Волге работали пассажирские пароходы обществ "Самолёт", "По Волге", "Кавказ и Меркурий". Все пароходы были однопалубные, носовая часть палубы была открытая и предназначалась главным образом для груза. Над кормовой частью возвышался на бортовых стойках спардек, именовавшийся "мостиком", куда допускались лишь пассажиры 1 и 2-го классов.
Пароходы были колёсные, машины большей частью с качающимся цилиндром, постройки бельгийской фирмы "Кокериль".
Все пароходы были почти одинаковые, но особенно славились "самолётские", и их предпочитали "волжским" и "меркурьевским".

Отопление на всех пароходах было дровяное. Дрова дубовые, длиной в аршин, из толстых поленьев. Их получали, раскалывая восьмивершковый кряж на четыре части.
Погрузка дров производилась на пристанях, расположенных, примерно, через 50-70 вёрст одна от другой. Грузили женщины, которые с удивительным проворством, бегом переносили дрова из берегового штабеля на пароход. Вместо носилок служили два нескреплённых между собой шеста с двумя колышками, вбитыми в средней части каждого из них. На пароходе дрова очень ловко с великим грохотом сбрасывались в дровяной трюм.
Ночью было видно, как из дымовых труб вылетал целый столб искр, которые вихрем кружились позади трубы, представляя разнообразием своих движений картину удивительной живости и красоты.

В 1871 или 1872 г появился на Волге первый двухпалубный пароход "Александр II", американской системы, с обширной, почти во всю его длину, двухэтажной надстройкой, в которой были расположены пассажирские помещения. Отопление на этом пароходе было нефтяное, видимо, какой-то весьма несовершенной системы, ибо из труб валило облако чёрного дыма, которое стлалось за пароходом по воде, образуя как бы "дымовую завесу", если применить теперешний термин.
Хотя на этом пароходе пассажирские помещения, в особенности 3-го класса, были много удобнее, нежели на прочих пароходах, но первые два года он не пользовался доверием публики, про него ходили разные легенды, то ли, что его ветром опрокинет, то ли, что на нём нефть взорвется, и т.п., поэтому его избегали.

Но затем предприимчивый коммерсант Зевеке сразу поставил на линию "Нижний – Астрахань" пять пароходов американской системы, да на линию "Нижний – Рыбинск" тоже четыре или пять. Эти пароходы верхнего плёса были с одним задним колесом.
Зевеке сбил цену за перевозку пассажиров, его пароходы приобрели доверие публики, и к концу 1880-х годов все остальные общества вынуждены были работать также пароходами американского типа".

Шадринск

В Вятской губернии в XIX веке существовал уездный город Шадринск. Потом он несколько раз менял своё административное подчинение. А.Н. Крылов так со слов отца объяснял происхождение этого названия:
"У помещиков Родионовых было в Вятской губернии 10 000 десятин векового вязового леса. Вязы были в два и в три обхвата, но никакого сплава не было, поэтому в лесу велось шадриковое хозяйство, теперь совершенно забытое.
Это хозяйство состояло в том, что вековой вяз рубился, от него обрубали ветки и тонкие сучья, складывали в большой костёр и сжигали. Получалась маленькая кучка золы; эта зола и называлась шадрик и продавалась в то время в Нижнем на ярмарке по два рубля за пуд; ствол же оставлялся гнить в лесу.
После этого не удивительно, что от вековых вязовых лесов Вятской губернии и воспоминаний не осталось".

Свободное время на корабле

"Во время якорной стоянки на военном корабле свободны и располагают своим временем кот, поп и доктор".

Закон Божий

В севастопольском уездном училище Алёша изучал Закон Божий на уроках протоиерея, настоятеля собора. Тот учил их Закону Божию по катехизису Филарета, старого издания, в котором к тексту: "властем предержащим повинуйтесь и покоряйтесь" при перечислении властей, которым надлежит покоряться, значилось: "крепостные своим помещикам и господам". Крепостное право было отменено в 1861 г., но в севастопольской лавке более нового издания катехизиса не было, и ребята смущали попа вопросом, как это "вера" была изменена царским указом. Обыкновенно следовал ответ:
"Стань до конца урока в угол на колени, учи, как напечатано; а кто ещё будет спрашивать, тому уши надеру".

О лесосплаве

по Волге и её притокам А.Н. Крылов рассказывал так:
"Большая часть лесных грузов перевозилась на белянах, которые строились на один рейс. Из Унжи, Ветлуги и Суры лес доставлялся или на белянах или на "расшивах", с их разукрашенными "кичками".
Сплав производился кормой вперед, для чего ставились специальные большие сплавные рули. Судно волочило за собой чугунный, весом от 50 до 100 пудов груз, который называли “лотом”, а тот канат, на котором его волочили, назывался “сукой” (от глагола сучить). Этот канат при управлении судном прихватывался то с одного, то с другого борта, для чего на носовой части устраивался квадратный, во всю ширину судна, помост, именовавшийся “кичкой”. Отсюда команда старинных волжских разбойников:
“Сарынь [т.е. бурлаки], на кичку!”"
Поясню, что беляна – это плоскодонная некрашеная баржа почти прямоугольной формы. Расшива – это тоже плоскодонное судно, но с заострённым носом и кормой; могла ходить и под парусом.