Албани ученый. Заблуждение ученого ваххабитов альбани - ваххабизм - каталог статей - ислам - религия мира и созидания

Мухаммад Насир-уд-дин аль-Албани (1914 - 2 октября 1999) (В переводе с арабским محمد ناصر الدين الألباني ) был албанским исламским ученым , который специализируется в области хадисов и фикха . Он создал свою репутацию в Сирии, где его семья переехала, когда он был ребенком, и где он получил образование.

Албани считается главной фигурой в пуристского салафитов движения, разработанной в 20 - м веке. Аль-Албани не пропагандирующим насилие, предпочитая пассивности и покорности, установленным правительствами в то время как ему было известно, что эти правительства не представляют народ своей страны, ни мусульман, но правительства крестоносцев.

хадисоведение

Scholastic карьера

Начиная с 1954 года, Албани начал поставлять неофициальные еженедельные уроки. К 1960 году его популярность начала беспокоиться правительством Сирии, и он был помещен под наблюдением правительства Хафиза аль-Асад. Он был заключен в два раза в 1969 г. В конце 1970-х годов, правительство поставило его под домашним арестом более чем один раз.

После того, как был опубликован ряд его произведений, Альбани был приглашен преподавать хадисы в Исламском университете Медины в Саудовской Аравии тогдашнего вице - президента университета, Абд аль-Азиз ибн Баз . Вскоре после его прибытия, Албани разозлил ваххабитский элиту в Саудовской Аравии, который не любил его анти-традиционалистские позиций в мусульманской юриспруденции. Они были встревожены интеллектуальными задачами Албаните, чтобы правящая ханбалитскую школу права, но не смогло оспорить его открыто из - за его популярность. Когда Албани написал книгу, подтверждающую его мнение о том, что Никаб или полное лицо-вуаль, не была связывающим обязательством по мусульманкам, он вызвал небольшую бурю негодования в стране. Его противники заверил, что его контракт с университетом разрешили истечь без обновления.

В 1963 году Албани покинул Саудовскую Аравию и вернулся к учебе и работе в библиотеке Az-Zahiriyah в Сирии. Он оставил свой часовой магазин в руках одного из его братьев. Позже он был приглашен в Саудовскую Аравию в 1970 - е годы, но не долго оставаться из - за противодействия со стороны клерикалов.

Тюремное заключение в Сирии

Он был помещен под домашний арест более чем один раз в 1970 - х годах Баас режима Хафеза аль-Асада . Сирийское правительство обвинило Албани в «продвижении ваххабизма дава, который искаженный ислам и запутанные мусульманин.»

Позже жизнь

Албани посетил различные страны для проповеди и лекции - среди них Катар , Египет , Кувейт , в Объединенные Арабские Эмираты , Испания и Соединенное Королевство. Он переехал несколько раз между Сирией и несколько городов в Иордании. Он также жил в ОАЭ.

Ислам портал

Албани был сторонником салафизма и считается одним из главных фигур этого движения в 20 - м века. Албаните критику четыре господствующих школы по исламскому праву и отверг традиционное суннитское мнение, что мусульмане должны автоматически включать в мазхаб для фикх (юриспруденции). Вместо этого он провел большую часть своей жизни критически пересматривают хадис литературы и считает, что многочисленные ранее принятые хадисы были несправедливыми. Это привело его к производить постановления, которые были не в ладах с исламским большинством. Хотя салафизм часто ассоциируется с ваххабизмом , Албани различие между этими двумя движениями, и он критиковал последнего, поддерживая прежний. У него было сложное отношение к каждому движению.

Албани был среди некоторых ведущих салафитов ученых, которые проповедовали в течение десятилетий против того, что они считали искаженный буквализм экстремистов. Политически они были квиетисты, отрицавшие бдительность и бунт против государства. Они считали, что мусульмане должны сосредоточиться на очищение своих убеждений и практику, и что, во время, «Бог принесет победу над силами лжи и неверия.»

Собственные взгляды Албани по юриспруденции и догмы были предметом дискуссий и обсуждений. В ходе 1989 года визита в Саудовскую Аравию, Альбани спросили, был ли он придерживался менее известной Захири школы исламского права; он ответил утвердительно. Противники Албани среди мейнстрим подтвердили это в качестве отправной точки критики. Ряд студентов Албаните в опроверг свою связь с какой - либо формальной школой юриспруденции.

Спорные

Албани провел ряд противоречивых взглядов, которые противоречили более широкому исламскому согласию, а более конкретно к ханбалитскому юриспруденции. Они включают:

  • его мнение о том, михраб - Ниша, обнаруженной в мечетях, указывающих направление Мекки - были нововведением (инновация).
  • его мнение о том, что позволительно молиться в мечети со своими ботинками
  • его призыв к палестинцам покинуть оккупированные территории, так как, по его словам, они были не в состоянии практиковать свою веру там, как они должны Это были также спорными в салафитах движения.
  • его мнение о том, что запрещено женщинам носить золотые браслеты.
  • его мнение о том, что не было необходимости для женщин, чтобы покрыть их лица.
  • его мнение о том, что мусульманский правитель должен быть из колена аль-курайшитов .

Молитва (Сала) Формула

Албани написал книгу, в которой он переопределен соответствующие жесты и формулы, представляющие собой мусульманский молитвенный ритуал «Согласно да благословит его Аллах sallams практике Пророка.» Они идут вразрез с предписаниями всех установленных школ юриспруденции.

Как он утверждал, что некоторые детали конкретной молитвы, которые учили из поколения в поколение были основаны на сомнительных хадисах, его книга вызвала значительное беспокойство. Описания Албани для исполнения на Тахаджуде и таравих молитвы значительно отклонились от установившейся практики.

Албани открыто критиковал Сайед Кутб после того, как лидер был казнен. Он утверждал, что Кутб отклонилась в вероисповеданию и держал веру Единства Бытия . Кроме того, Албани обвинил Хасан аль-Банна , лидер Братьев - мусульман , не быть религиовед и проведение «позиции вопреки Сунне».

критика

Албани подвергся критике со стороны ряда современных суннитских ученых. Сафар аль-Hawali критика Албани за его «категорическое осуждение Таклида » и его «радикального хадисов на основе ревизионизма».

В начале 1970 - х годов сирийский хадис ученый Абд Аль Фатта Абу Гадда опубликовал трактат против переоценки аль-Альбани о Сахих аль-Бухари и Сахих Муслим . В 1987 году египетский хадис ученый Махмуд Сайд Мамдух опубликовал работу под названием Alerting мусульманину Transgression аль-Альбани в Сахих Муслим после.

Он заявил, что:

На самом деле, я пришел к выводу, что его методы не согласны с теми из правоведов и хадисов ученых, и что его методы создания большого разброда и очевидное нарушения в доказательствах юриспруденции как в целом и, в частности. Ему не хватает доверий имамов прав и хадисов, а также в богатых хадисах и юридической традиции, преданные нам, в котором умма приняла большую гордость.

Сирийский хадис ученый Нур аль-Дин «прОш опровергнуты некоторые взгляды аль-Албани в. Его современник, сирийский ученый Саид Рамадан аль-Bouti , взял вопрос с известным призывом Альбани для всех палестинцев покинуть Израиль , на Западный берег и сектор Газа . Он написал два контраргументов аль-Албани под названием Anti-Madhabism: об опасности нововведения, которые угрожают Шариат и Салафийю: благословенный исторический период, не школа фикха.

Европейские народы, традиционно исповедующие ислам, немногочисленны, однако они дали миру целый ряд выдающихся улемов. Но те классики исламской науки, что происходят из европейской (боснийской или албанской среды) становятся настоящими «хранителями знаний» глобального масштаба. Одно из таких имен – ведущий «мухаддис» прошлого столетия шейх Мухаммад Насируддин аль-Албани.

Аль-Албани родился в семье бедного ремесленника и торговца в городе Шкодер на северо-западе Албании. В 30-х годах его семья была вынуждена покинуть родину, из-за жесткой секулярной и явно антисуннитской политики президента Албании Ахмета Зогу, с 1928 г. провозгласившего себя королем. Надо сказать, что политическое руководство Албании до войны и после установления на много лет коммунистического режима состояло в основном из последователей неортодоксальной и крайней шиитской секты «бекташи», отличавшихся неприязнью к традиционной религиозности, вообще, и к суннитскому исламу, в частности. Позднее шейх аль-Албани в одной из своих работ назовет Ахмета Зогу «человеком, сердце которого Аллах сбил с пути истинного».

Первым учителем религии ислама для Мухаммада был его отец. После того, как семья эмигрировала в один из центров суннитской мысли – Дамаск, аль-Албани смог завершить свое образование по кораническим наукам, арабскому языку и ханафитскому фикху у местных учителей. При этом он вел скромный образ жизни, сначала работал плотником, а затем помогал в качестве мастера-часовщика отцу в открытой тем небольшом магазине - мастерской.

В 20 лет аль-Албани решил специализироваться на хадисоведении и смежных дисциплинах. Его первой большой работой стал анализ и транскрипция сборника хадисов Абд ар-Рахима ибн аль-Хусайна аль-Ираки. Вскоре он стал известным в Дамаске знатоком хадисов и в 1954 г начал преподавать хадисы частным образом. Его популярность росла, и в 1960 г мухаддис, несмотря на свою открыто декларируемую аполитичность, попал «под колпак» секуляристских властей, начавших в его отношении расследование. Тогда Сирия вместе с Египтом составляла единое государство – Объединенную Арабскую Республику, главой которой был тогдашний египетский президент Гамаль Абдель Насер.

В то время уже вышли и первые печатные труды аль-Албани, с которыми ознакомились в исламских научных кругах, и молодой мухаддис по приглашению Ибн База, тогдашнего проректора университета в Медине, уехал в Саудовскую Аравию для чтения лекций. Аль-Албани был по-настоящему и широко популярен как хадисовед, а популярность – эта такая вещь, которая порождает не только сторонников, но и недоброжелателей. Некоторые ультраконсервативные последователи ханбалитского мазхаба увидели для себя некий вызов в личности молодого ученого-ханафита. Конфликтная ситуация возникла через три года, в 1963 г. Аль-Албани тогда опубликовал небольшую книжку, в которой доказывал, что ношение женщинами закрывающего лицо «никаба» не является обязательным («фард») c точки зрения шариата. Это вызвало резко негативную реакцию со стороны местных традиционалистов, и аль-Албани покинул Медину, вернувшись в Дамаск. Он продолжил ученые изыскания в библиотеке «аз-Захирийя», оставив работу в мастерской отца на братьев.

В 1967 г. аль-Албани вместе с рядом других суннитских улемов Сирии оказался в тюрьме, где пробыл месяц. Заключение объясняется просто – в это время теперь уже в независимой Сирийской Арабской Республике к власти пришла «Партия арабского социалистического возрождения» (БААС), а точнее два офицера-алавита – Салах Джадид и Хафез Асад. А алавиты, как и другие «крайние шииты», специфически относятся к суннитам, тем более, к улемам. Тогда аль-Албани стараниями вышеупомянутого ибн База вновь оказался в Саудовской Аравии, но ненадолго, опять же из-за противодействия ультраконсерваторов. Он вернулся в Сирию, где опять ненадолго угодил в заключение в 1979 г, после чего выехал на жительство в соседнюю Иорданию.

Судьба приготовила аль-Албани жизнь странствующего мухаддиса. Он переехал из Сирии в Иорданию, затем ненадолго вернулся в Сирию, позднее перебравшись в Бейрут. Некоторое время он также проживал в ОАЭ, затем переехал в Амман, где и покинул этот мир в возрасте 85 лет 4 октября 1999 г. Он преподавал также в таких странах как Катар, Египет, Кувейт, ОАЭ Испания и, даже, Великобритания.

Аль-Албани именуют также одним из ведущих мусульманских ученых современности «салафитского» направления. И в этом смысле личность и труды аль-Албани (а всего он оставил после себя более 300) демонстрируют простоту и одновременно широту такого понятия, как «салафизм», которое сегодня многие пытаются засунуть в понятийное прокрустово ложе, увязав то с «фундаментализмом», то с «экстремизмом», то еще с каким-нибудь даже не научным, а политическим «измом». Образно можно сказать, что он держался за иснад хадисов, как за ту нить, что связывает нынешних мусульман с их праведными предками. Аль-Албани критически относился к фанатизму и слепой приверженности традиции, тем более, если нет доказательств ее достаточной аутентичности (а ведь этим грешат многие, идентифицирующие себя, как «салафиты»), но точно такого же отношения у ученого удостоился «путь тариката» – суфизм, а также то явление, которое принято в обиходе обозначать как «ваххабизм».

Мухаддис и его ученики однозначно не отождествляли себя с принадлежностью к какому-либо мазхабу. Правда есть свидетельство, что в одной из бесед на вопрос, не принадлежит ли он к не дошедшему до наших дней мазхабу «захири» (положения этого мазхаба сформулировал в IX веке ученик имамов Шафии и Ханбала имам Дауд, мазхаб отличался буквальным пониманием и толкованием Корана и Сунны (ар.-аз-захир), шейх аль-Албани будто бы ответил положительно. Однако его ученики не разделяют это мнение.

Деятельность аль-Албани, как бы к ней не относиться, безусловно, является выдающейся и во многом уникальной для суннитской хадисоведческой науки минувшего столетия. Вот что сказал о нем арабский ученый Мухибуддин аль-Хатиб: «Среди тех, кто призывал «возвратиться к Сунне», кто посвятил свою жизнь тому, чтобы оживить ее в наши дни есть и наш брат, Мухаммад Насируддин Нух Наджати аль-Албани».

1. Сказал Мухаммад Ибн Ибрахим :

له بعض المسائل الشاذة ، من ذلك هذه المسألة

"У Насыруддина аль-Альбани есть некоторые отвергаемые вопросы, и из них - этот (запрет золота женщинам)"

см. "Маджму аль-фатауа уа ар расаил ", 4-74

2. Сказал верховный судья Саудии в свое время Абдуллах Ибн Хумейд :

الألباني له محاسن و له مساوي، يغلط كثير ، يصحح أحاديث لا تصح، له اجتهاد وله اختيارات لا يوافق عليها، لكن عن حسن نيَّة و اجتهاد، وله بعض التصحيحات الحسنة لا بأس بها

"У Альбани есть хорошие и плохие стороны. Он очен много ошибается, удостоверяет недостоверные хадисы, и у него есть мнения в фикхе с которыми невозможно согласиться, к которым он пришел однако от хорошего намерения и иджтихада"

Источник: "13-ая кассета шарха на "Китаб ат Таухид"

3. Говорит Исмаиль аль-Ансари , главный исследователь Постоянного Комитета Больших Ученых времен Мухаммада Ибн Ибрахима, разьяснняя вопрос разрешенности золота женщинам:

وقد رأيت إخراج هذا البحث في كتاب مستقل لئلا يغتر بكلام الألباني من هو خالي الذهن من حكم هذه المسألة فيقع في ما وقع فيه الألباني من الشذوذ ومخالفة الإجماع

"И я посчитал нужным публично выпустить это исследование, в отдельной книге, чтобы не обольстился словами аль-Альбани тот, кто не знает хукм этого вопроса, и не попал в то, во что попал аль-Альбани из отвергаемых мнений и противоречия иджма"

Источник: "Тасхих хадис саляти ат таравих уа ар-родд аля аль-Альбани фи тадифихи", 52

4. Сказал шейх Хамуд ат-Тувейджри опровергая шейха аль-Альбани в его призыве к дозволенности открывать лица мусульманкам:

لا يخفى على من له أدنى علم وفهم أن بحث الألباني مبني على المغالطة وتأويل الأدلة على غير تأويلها المعروف عن الصحابة والتابعين وتطبيقها على غير المراد منها

"Не скроется от того у кого есть малейшее понимание и знание, что исследование аль-Альбани построено на неверных выводах, и неправильном толковании доказательств, противоречащем известному толкованию от сподвижников, табиинов, и опусканию доказательств не на то, что под ними подразумевается"

Источник: "Ас-Сарим аль-машхур ", 175

5. Сказал шейх Хаммад аль-Ансари :

الشيخ الألباني فتح بكتابه الحجاب باباً للعامة، وليته لم يفعل، والعلماء من قديم كانوا لا يفتحون للعامة الباب في مثل وكذلك توسع الشيخ الألباني في مسألة عدم كفر تارك الصلاة فتح الباب أمام العامَّة فيه، وهذا لا ينبغي من عالم مثله" قلت: ويعني بالباب الذي فُتح في مسألة الحجاب هو: قيام المرأة بكشف وجهها مطلقًا ويعني بالباب الذى فتحه في مسألة كفر تارك الصلاة خشية التساهل من العامة في أداء الصلاة المفروضة ثم قال الوالد: "إن الشيخ الألباني له شواذ تتبعها وأفتى بها وهذا لا ينبغي إنما كان عليه أن يبحثها لنفسه ولايفتي بها العامة".

" Шейх аль-Альбани открыл дверь своей книгой о хиджабе перед простолюдинами. О если бы он не делал так. Ведь ученые с дрвености не открывали простолюдинам двери в подобном.
Также шейх аль-Альбани неуместно много говорил о вопросе отсутствия куфра оставившего молитву, открыв дверь перед простолюдинами в этом. И ученому подобному ему не следует делать так"
Скажу (говорит его сын): он имеет ввиду под дверью которая была открыта касательно хиджаба – обобщенное разрешение женщине открывать лицо, и имеет под дверью котоаря была открыта в вопросе о такфире оставившего молитву – боязнь послабления простых людей в выполнении обязательных молитв"

Затем сказал отец: "Истинно, у шейха аль-Альбани есть отвергаемые слова которые он собрал и стал давать по ним фетвы, и это не следует делать! Он должен был лишь исследовать их сам для себя, и не давать по ним фетвы простым людям"

Источник: "аль-Маджму фи тарджамати аль-Ансари", 2/624

6.Сказал шейх Ахмад ан Наджми в опровержении аль-Альбани в вопросе таравиха:

وإن كان قد يشذ في الحكم أحياناً فإنه ليس بمعصوم ، وهو كغيره من الناس الذين يجوز عليهم الخطأ ، وعلى الآخرين أن يبينوا الخطأ إن حصل بأدب واحترام

"И когда шейх аль-Альбани иногда может впадать в отвергаемые мнения, то он не безошибочен, как и другие люди, которые могут ошибаться, и другие должны разьяснять ощибку, если это происходит с адабом и уважением"

Источник: "Та"сис аль-Ахкам"

7. Сказал шейх Зейд аль-Мадхали :

عند الألباني شواذ خالف فيها الشيخ الإمام محمد بن عبدالوهاب

"У аль-Альбани есть некоторые отвергаемые мнения, в которых он противоречит шейху имаму Мухаммаду Ибн Абдуль Ваххабу"

Источник: "Фатуа фи дауати аш шейх аль-Альбани" за 29/5/1418

8. Сказал шейх Абдуль-Мухсин аль-Аббад – и он ученик аль-Альбани и один из самых возвеличивающих его современных ученых. Сказал он упомянув шейха аль-Альбани:

لَم يسلم من الوقوع في أمور يعتبرها الكثيرون أخطاء منه، مثل اهتمامه بمسألة الحجاب وتقرير أنَّ ستر وجه المرأة ليس بواجب، بل مستحب، ولو كان ما قاله حقًّا فإنَّه يُعتبر من الحقِّ الذي ينبغي إخفاؤه؛ لِمَا ترتَّب عليه من اعتماد بعض النساء اللاَّتي يهوين السفور عليه، وكذا قوله في كتاب صفة صلاة النَّبيِّ *: ((إنَّ وضع اليدين على الصدر بعد الركوع بدعةٌ ضلالة)) وهي مسألة خلافية، وكذا ما ذكره في السلسلة الضعيفة (2355) من أنَّ عدم أخذ ما زاد على القبضة من اللحية من البدع الإضافية، وكذا تحريمه الذهب المحلَّق على النساء، ومع إنكاري عليه قوله في هذه المسائل فأنا لا أستغني وأرى أنَّه لا يستغني غيري عن كتبه والإفادة منها

"Он не спасся от того, чтобы впасть в некоторые вещи которые очень многие считают ошибками. Подобно его уделению внимания вопросу хиджаба и утверждению того, что закрывание лица женщины не обязательно но желательно.

Даже если бы то что он сказал было бы истинрй, то это следовало бы не выявлять, по причине последствий которые накладываются на это – что многие женщины которые хотят обнажаться, зацепятся за это.

И также его слово в книге "Сыфату ас-соля" что возложение рук на грудь после руку – нововведение и заблуждение, в то время как это вопрос приемлемых разногласий.

Также то, что он упомянул в "Ас-Сильсиля ад-Даифа", 2355, что не стричь из бороды то что больше кулака – из нововведений категории аль-идофия.

Также его запрет круглого золота для женщин. И наряду с моим порицанием на него этих вопросов, и я и другие не можем обойтись без его книг и получения пользы из них"

Источник: "Рифкан ахля-сунна би ахли сунна", 31

9. Сказал шейх Исмаиль аль-Ансари :

الألباني مبتلى بالوقيعة في أهل العلم والاستطالة عليهم

"Аль-Альбани испытан порочением людей знания и надменным по отношению к ним"

Источник: "Накд та"ликат аль-Альбани аля ат-Тахавия", 170

О каком же порочении ученых идет речь?.

аль-Албани обвиняет имамов хадисоведов в невежестве, но при этом сам допускает ошибки

аль-Албани не отличается оригинальностью и также не гнушается честью мусульманских ученых, имамов-хадисоведов, даже если тех уже нет в живых. В своей книге «ас-Сильсила ад-даифа» 4/198 он обзывает ас-Суюти крикуном и пишет: «Удивительно, как ас-Суюти вообще не постеснялся написать эту книгу…» 3/479. Точно также он обзывает имама аз-Захаби 4/442,аль-хафиза Ибн аль-Джавзи в «ас-Сильсила ас-сахиха» 1/193, Ибн Хиббана «ас-Сильсила ад-даифа» 3/267, аль-хафиза Ибн Хаджара «ас-Сильсила ад-даифа» 3/266, но при этом он сам допускает ошибки и противоречия.

И сказал также Абдуллах Ибн Хумейд :

الرجل الظاهر أنه ما درس، إنما طلب العلم بالمطالعة و اشتغل بالحديث..
أما أنه أخذ العلم على المشايخ ما أظنه أخذ العلم عن المشايخ إلاَّ بالمطالعة و المراجعة

"Очевидное состояние человека, что он не учился. А лишь требовал знания читая книги и занимаясь хадисом. Но он не брал знания у шейхов, я не думаю что он брал знания у шейхов кроме как возвращаясь к ним иногда"

И сказал там же:

بالنسبة للعقيدة و بالنسبة للحديث أنا أذكر في عام 68 كان معنا يقول ما درست على أحد من العلماء المعتبرين لا في الحديث .وإن كان درس الفقه الحنفي في بلده موبعيد..لكن بالنسبة للحديث و علوم الحديث و درجة الحديث أخذها عن مشايخ لا.حتى العقيدة أيضا السَّلفية ما درسها على المشايخ لأن ما موجودة في بلده الآخر

"Что же касается акыды, и что касается хадиса, то я упомяну, что в 1368 году, он был здесь у нас, и говорил: "Я не учился ни у одного из принимаемых в рассчёт ученых, и в хадисе тоже". Разве что он учил ханафитский фикх в своем городе. Однако что касается хадиса и оценки хадиса - то не было такого чтобы он взял это от шейхов. И даже саляфитская акыда - он не проходил ее с шейхами, так как она не распространена в его стране"

И сказал там же:

أن نقول كل تصحيحاته لأحاديث أو تضعيفاته للأحاديث أنها مُسلَّمة لا..أو اختياراته لبعض المسائل لا..وإنما أو (الألباني) عنده شيء من الشذوذ في بعض مؤلفاته بقول أن المرأة ما تلبس الحلي و أنه ممنوع و أنه..وأنه..وخالف إجماع الأمة في إباحة الحلي للنساء و ما جرت به العادة و الأحاديث صريحة في هذا..لكن هو تعلق بآثار و

"И чтобы говорить, что все его оценки хадисам - с ними можно согласиться, такого нет. Или его мнения в некоторых вопросах - тоже нельзя с ними согласиться. И у него есть ряд отвергаемых мнений в некоторых его книгах. Например он говорит что женщина не может носить золотые украшения, и что это запрещено, и так далее и тому подобное. Противоречит иджма Уммы в разрешенности украшений женщинам, и тому к чему все мусульмане привыкли и на что указали ясные хадисы. Однако он зацепился за некоторые сообщения"

И спросили его там же:

ـسؤال: هل هناك في هذا الزمان أعلم من الشيخ ناصر في السنة؟ هل تعرفون أحد أعرف منه بالسنة؟

"Есть ли в это время кто то кто знает больше шейха Насыра о Сунне? Вы знаете кого то более знающего чем он о Сунне?"

Ответ:

الجواب:... شك أن كثير من علماء الهند و علماء باكستان (أقدر) منه في الحديث و (أعرِف) من شرحوا الترمذي و شرحوا أيضا مشكاة المصابيح، وبينوا الأحكام و أوردوا السُنن..هذا عبيد الله الرحمن (أحسن منه بكثير)، وإن كان ما عاش أن نفضل أحد على أحد..كلهم إن شاء الله فيهم خير .. لكن عندما تقرأ مؤلفات هذا و مؤلفات هذا تجد بينها بون مثل مرعاة المفاتيح لعبيد الله الرحمن شرح مشكاة المصابيح..لا يوال يكتب، سعة اطلاع على الآثار و على السنة و أقوال أهل العلم و اعتداله وتمسكه..))

"Нет сомнений что многие из ученых Индии и ученых Пакистана имеют больше способностей чем он в хадисе, и больше знаний чем у него. Из них те кто сделали шарх на ат Тирмизи, и на книгу "Мишкат аль масабих", и разьяснили ахкамы, и привели Сунны. Например, Убейдуллах арРахман (Аль-Мубаракфури) намного лучше чем он.. и во всех них есть благо инша Аллах. Однако когда читаешь труды этого, и труды этого - находишь между ними огромную разницу. Например "Миратуль мафатих" Убейдуллаха ар-Рахмана в шархе книги "Мишкатуль масабих", он непрерывно усердно пишет, широко знаком с сообщениями и Сунной, и словами ученых, и он справедлив, и крепко держится за Сунну"

Источник всех этих слов аллямы Ибн Хумейда: 13-ая кассета шарха на "Китаб ат Таухид".

Сказал Раби аль-Мадхали после того как упомянул свои опровержения шейху аль-Альбани в вопросе ругания Аллаха:

نحن نؤيد من يرد أخطاء الألباني وأخطاء غيره ؛ لأنه الحق

"Мы поддерживаем всякого, кто опровергает на ошибки аль-Альбани и ошибки других, потому что это - истина"

Шейх Мухаммад Насируддин Ибн Нух Ибн Адам Наджати аль-Албани, да будет милостив к нему Аллах, родился в городе Шкодер, бывшей столице Албании, в 1333 году хиджры (в 1914 году по христианскому летоисчислению).

Он был выходцем из бедной и религиозной семьи. Его отец, аль-Хадж Нух Наджати аль-Албани, получив шариатское образование в Стамбуле (Турция), вернулся в Албанию и стал крупным учёным-богословом ханафитского мазхаба.

После того, как в Албании пришёл к власти Ахмет Зогу, и в стране стали распространяться идеи секуляризма, семья будущего шейха совершила хиджру (переселение ради спасения своей веры) в Дамаск (Сирия). Здесь он получил начальное образование в школе, которая в течение многих веков служила убежищем для всех людей, стремившихся к знаниям, а затем отец стал обучать его Священному Корану, правилам чтения Корана (таджвид), грамматике арабского языка, праву ханафитского мазхаба и остальным предметам исламского вероучения. Под руководством отца мальчик выучил наизусть Коран. Кроме того, у шейха Саида аль-
Бурхани он изучал книгу «Мараки аль-Фалях» (право ханафитского мазхаба) и некоторые труды по языковедению и риторике, одновременно посещая лекции многих выдающихся ученых, среди которых особенно следует выделить Мухаммада Бахджата Байтара и Изуддина ат-Танухи. У отца шейх аль-Албани также обучился ремеслу часовщика, преуспел в нем и стал известным мастером, чем и зарабатывал себе на жизнь.

Вопреки возражениям отца сын занялся более глубоким изучением хадисов и смежных наук. Семейная библиотека, которая в основном состояла из различных трудов ханафитского мазхаба, не могла удовлетворить потребности и жажду знаний юноши.
Не имея достаточных средств на приобретение многих книг, он брал их в знаменитой библиотеке Дамаска ""Аз-Захириййа"" либо был вынужден одалживаться у книжных торговцев. В то время он был настолько беден, что ему даже не хватало средств на покупку тетрадей. Поэтому он был вынужден подбирать на улице листы бумаги - зачастую это были выброшенные открытки - чтобы записывать на них хадисы.

С двадцатилетнего возраста, находясь под влиянием статей из журнала ""Аль-Манар"", которые написал шейх Мухаммад Рашид Рида, где он выявлял степень достоверности хадисов в книге аль-Газали ""Воскрешение наук о вере"" через критику надёжности их цепочек передатчиков (иснадов), шейх аль-Албани начал специализироваться в хадисоведении и относящихся к этой области науках. Заметив в юноше признаки яркого ума, необычайных способностей, великолепную память, а также сильную тягу к обучению исламским наукам и хадисам, шейх Мухаммад Рагиб ат-Табах, историк и знаток хадисов г. Халеб, дал ему разрешение (иджаза) на
передачу хадисов из своего сборника сообщений о достоверных передатчиках под названием ""Аль-Анвар аль-Джалийа фи Мухтасар аль-Асбат аль-Халябийа"". Кроме того, некоторое время спустя шейх аль-Албани также получил иджазу от шейха Мухаммада Бахджата Байтара, от которого цепочка передатчиков хадисов восходит к имаму Ахмаду, да будет милостив к ним Аллах.

Первой хадисоведческой работой шейха явилась переписка рукописи и составление примечаний к монументальному труду крупнейшего знатока хадисов (хафиза) аль-‘Ираки ""Аль-Мугни "ан-Хамли-ль-Асфар фи Тахридж ма фи аль-Ихийа мин-аль-Ахбар"", который содержит около пяти тысяч хадисов. С этого момента и до конца своей жизни главной заботой шейха аль-Албани стало служение благородной науке о хадисах.

Спустя некоторое время он стал известен в научных кругах Дамаска. Дирекция библиотеки ""Аз-Захириййа"" даже выделила ему специальную комнату для исследований и ключ от книгохранилищ библиотеки, где он мог работать с раннего утра до поздней ночи. Шейх аль-Албани настолько погрузился в науку о хадисах, что иногда закрывал свою часовую мастерскую и оставался в библиотеке по двенадцать часов в сутки, прерываясь лишь для совершения намаза. Довольно часто он даже не уходил из библиотеки, чтобы принять пищу, обходясь парой взятых с собой бутербродов. Однажды, когда шейх аль-Албани исследовал хадисы, содержащиеся в рукописи «Замм аль-Маляхи» хафиза Ибн Аби Дуньи, он обнаружил, что в ней отсутствует один важный фолиант. Чтобы найти недостающие страницы он принялся за подробное составление единого каталога всех рукописей хадисов, хранящихся в библиотеке. В результате, шейх аль-Албани подробно ознакомился с содержанием десяти тысяч рукописей, что было засвидетельствовано
годы спустя доктором Мухаммадом Мустафой Азами, который в предисловии к своей книге ""Исследование ранней хадисоведческой литературы"" писал: «Я хочу выразить свою благодарность шейху Насируддину аль-Албани за то, что он предоставил в мое распоряжение свои обширные знания редких рукописей»

В этот период своей жизни шейх аль-Албани написал десятки полезных
трудов, многие из которых до сих пор не опубликованы. [Прим. редактора: на данный момент остаются неопубликованными свыше 70 рукописей шейха аль-Албани]

Одновременно с работой в библиотеке шейх также стал совершать ежемесячные поездки в различные города Сирии и Иордании, призывая людей следовать Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха. Кроме того, в Дамаске он посещал многих шейхов, с которыми у него происходили дискуссии по вопросам единобожия (таухид), религиозных нововведений (бида’), осознанного следования ученым (иттиба’) и слепой приверженности мазхабам (ат-та’ассуб аль-мазхабийй). Следует отметить, что на этом пути шейх аль-Албани претерпел много трудностей и испытаний.

Против него ополчились многие люди из числа фанатичных сторонников мазхабов, суфиев и приверженцев религиозных нововведений. Более того, они подстрекали против шейха простой народ, приклеивая к нему различные ярлыки. Между тем, уважаемые ученые Дамаска, известные своими глубокими знаниями о религии, полностью поддержали исламский призыв (да’ва) шейха аль-Албани, побуждая его к дальнейшей подвижнической деятельности. Среди них особенно необходимо
выделить таких почтенных ученых Дамаска, как шейх Мухаммад Бахджат Байтар, шейх Абд аль-Фаттах и имам Тауфик аль-Базрах, да будет милостив к ним Аллах.

Первой авторской работой шейха, основанной исключительно на знании шариатских доводов и принципах сравнительного фикха, является книга ""Тахзир ас-саджид мин иттихази-ль-кубур масаджид"" (""Предостережение поклоняющемуся от избирания могил в качестве мест для моления""), которая впоследстви многократно издавалась. Одним из первых сборников хадисов, которые шейх аль-Албани проверил на достоверность, был «аль- Му’джам ас-Сагир» ат-Табарани.

Спустя некоторое время шейх аль-Албани стал преподавать. На его занятиях, которые студенты и преподаватели университетов посещали два раза в неделю, рассматривались вопросы исламского вероучения (акыда), права (фикх), хадисов и других наук. В частности, шейх аль-Албани полностью прочитал курс лекций и разобрал на своих занятиях содержание следующих классических и современных трудов по Исламу: ""Фатх аль-Маджид"" Абдурахмана ибн Хусайна ибн Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, ""ар-Равда ан-Надийа"" Сиддик Хасан Хана (коммментарий к труду аш-Шаукани ""ад-Дурар аль-Бахиййа""), ""Усул аль-Фикх"" Халлафа, ""аль-Ба’ис
аль-Хасис"" Ахмада Шакира (комментарий к книге «Ихтисар Улюм аль-Хадис» Ибн Кясира), ""Минхадж аль-Ислам фи аль-Хукм"" Мухаммада Асада, ""Мусталах ат-Тарих"" Асада Рустума, ""Фикх ас-Сунна"" Саида Сабика, ""Ат-Таргиб ва ат-Тархиб"" аль-Мунзири, ""Рийад ас-Салихин"" ан-Навави, ""Аль-Имам фи Ахадис аль-Ахкам"" ИбнДакика аль"Ийда.

Признание заслуг шейха в области хадисоведения пришло довольно рано. Так, уже в 1955 году факультет Шариата Дамаского Университета, который готовил к выпуску энциклопедию исламского права (фикх), поручил ему указать источники и проверить на достоверность хадисы, относящиеся к торговым сделкам в области купли-продажи. Спустя некоторое время в период существования Объединенной Арабской Республики.

После того, как вышел в свет ряд его трудов, шейх аль-Албани был приглашен читать курс лекций по наукам о хадисах в Исламский Университет Медины (Саудовская Аравия), где он проработал с 1381 по 1383 гг. хиджры, став также одним из членов руководства Университета. Благодаря его усилиям преподавание хадисов и связанных с ними наук поднялось на качественно иной, более высокий уровень. В результате, гораздо большее число студентов стало специализироваться в хадисоведении и смежных дисциплинах. В знак признания заслуг шейха ему было присвоено звание профессора Исламского Университета Медины. Затем он вернулся к своим прежним исследованиям и работе в библиотеке ""Аз-Захириййа"", передав собственную часовую мастерскую одному из своих братьев.

Шейх был избран членом Комитета по хадисам, в ведение которого входило издание книг по Сунне и проверка содержащихся в них хадисов. Шейх аль-Албани посетил с циклом лекций многие страны (Катар, Египет, Кувейт, ОАЭ, Испанию, Великобританию и др.). Несмотря на то, что он приобрёл широкую известность во всём мире, у него никогда не было стремления к славе. Он часто любил повторять следующие слова: ""Любовь к славе переламывает человеку спину"".

Шейх аль-Албани принимал участие во многих телевизионных и радиопрограммах, в основном отвечая на различные вопросы телезрителей и радиослушателей. Кроме того, любой человек мог позвонить шейху домой и лично задать ему свой вопрос. По свидетельству очевидцев шейх аль-Албани в таком случае прерывал свою работу, внимательно выслушивал вопрос, вникая во все его подробности, а затем детально и обстоятельно на него отвечал, указывая при этом на источник ссылки, которую он приводил, на её автора и даже на номер страницы, где она находится. Здесь необходимо отметить, что шейх отвечал не только на вопросы
религиозно-правового характера, но и на вопросы, связанные с методологией (минхадж), став тем самым одним из первых ученых, которые давали ответы на подобного рода вопросы. Шейх аль-Албани неоднократно подчеркивал важность сочетания правильного вероубеждения (акыды) и правильной методологии (минхадж), основанных на Коране, Сунне и пути праведных предшественников из
первых поколений мусульман.

Крупные исламские учёные-богословы и имамы почтительно отзывались о шейхе аль-Албани. Они консультировались с ним по вопросам религиозно-правового характера, посещали его, обменивались письмами. Шейх аль-Албани встречался и поддерживал активную переписку с ведущими знатоками хадисов Пакистана и Индии (Бадиуддин Шах ас-Синди, Абд ас-Самад Шарафуддин,
Мухаммад Мустафа Азами), Морокко (Мухаммад Замзами), Египта (Ахмад Шакир), Саудовской Аравии (Абд аль-Азиз ибн Баз, Мухаммад аль-Амин аш-Шанкити) и других стран.

Вклад шейха аль-Албани в хадисоведческую науку и его огромные заслуги в этой области были засвидетельствованы многими мусульманскими учеными прошлого и настоящего: доктором Амином аль-Мисри (главой кафедры исламских исследований Исламского Университета Медины, который считал себя одним из учеников шейха), доктором Субхи ас-Салахом (бывшим руководителем факультета хадисоведения Дамаского Университета), доктором Ахмадом аль-Асалом (главой кафедры исламских исследований Университета Эр-Рияда), шейхом Мухаммадом Таййибом Авкиджи (бывшим руководителем факультета тафсира и хадисов Университета Анкары), не говоря уже о таких шейхах, как Ибн Баз, Ибн аль- Усаймин, Мукбил Ибн Хади и др.

Что касается научного наследия шейха аль-Албани, то оно достаточно велико. За свою жизнь он написал 190 книг, проверив на достоверность хадисы, содержащиеся в 78 трудах по Исламу, принадлежащих перу крупнейших исламских ученых. Здесь необходимо заметить, что шейх аль-Албани занимался изучением и исследованием хадисов на протяжении более шестидесяти лет, проверив на достоверность свыше 30 тысяч отдельных иснадов, содержащихся в десятках тысячах хадисов. Число фетв, вынесенных шейхом, составляет около 30 томов. Кроме того, свыше 5 тысяч лекций шейха записаны на аудиокассетах.

Примечательно, что незаурядные способности и талант шейха аль-Албани проявились не только в научных исследованиях, но и в быту. Например, в своем доме на окраине Аммана, куда шейх переселился к концу жизни, он собственноручно смастерил водонагреватель, работавший от солнечной энергии, лифт, который доставлял его на второй этаж (к старости шейху стало трудно
подниматься по лестнице), солнечные часы, которые были установлены на крыше дома и точно указывали время намазов, а также другие полезные вещи.

Как было отмечено ранее, шейх аль-Албани приложил немало усилий по проверке и отбору достоверных хадисов от слабых либо вымышленных. Так, он проверил на достоверность известные сборники хадисов ат-Тирмизи, Абу Дауда, ан-Наса"и, Ибн Маджи, ас-Суйути, аль-Мунзири, аль-Хайсами, Ибн Хиббана, Ибн Хузаймы, аль-Макдиси и других мухаддисов. Помимо этого шейх аль-Албани
проверил на достоверность хадисы, содержащиеся в трудах известных ученых-богословов прошлого и настоящего: ""Аль-Адаб аль-Муфрад"" имама аль-Бухари, ""Аш-Шама"иль аль-Мухамадиййа"" ат-Тирмизи, ""Рийад ас-Салихин"" и ""Аль-Азкар"" имама ан-Навави, ""Аль-Иман"" шейх-уль-Ислама Ибн Таймиййи, ""Игасат аль-Лухфан"" Ибн аль-Каййима, ""Фикх ас-Сунна"" Саида Сабика, ""Фикх ас-Сира""
Мухаммада аль-Газали, ""Аль-Халал ва-ль-Харам фи-ль-Ислам"" Йусуфа Кардави и многие другие известные книги.

Благодаря шейху аль-Албани, составившему отдельные тома, в которых он собрал слабые и достоверные хадисы, исламские
ученые и простые мусульмане имеют возможность отличить слабые и вымышленные хадисы от достоверных и хороших.

Шейх аль-Албани также сам написал прекрасные книги и статьи по Исламу, среди которых особо следует выделить такие книги, как ""Ат-Тавассуль: анва"уху ва ахкамуху"" (""Поиск приближения к Аллаху: его правила и виды""), ""Хиджжату 11 набийй, салла-Ллаху "аляйхи ва саллям, кямя раваха "анху Джабир, радый Аллах "анху"" (""Хадж пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, о котором рассказал Джабир, да будет доволен им Аллах""), ""Манасик аль-Хадж ва аль-Умра фи аль-Китаб ва ас-Сунна ва Асари ас-Саляф"" (""Обряды хаджа и умры согласно Книге (Аллаха), Сунне и преданиям праведных предшественников""), ""Сифат салят ан-
Набий, салла-Ллаху "аляйхи ва саллям, мин ат-такбир иля-т-таслим кя"анна-кя тараха"" (""Описание намаза Пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, с самого начала до конца, как если бы вы это видели собственными глазами""), ""Ахкам аль-Джана"из ва бидауха"" (""Правила похорон и связанные с ними религиозные нововведения""), ""Фитна ат-Такфир"" (""Смута, вызываемая теми, кто обвиняет мусульман в неверии"") и многие другие.

Шейх аль-Албани взрастил и воспитал многих учеников, которые сегодня известны во всём мире. Среди них, например, стоит особо выделить такие личности, как шейх Хамди Абд аль-Маджид, шейх Мухаммад "Эйд Аббаси, доктор ‘Умар Сулайман аль-Ашкар, шейх Мухаммад Ибрахим Шакра, шейх Мукбиль ибн Хади аль-Вади"и, шейх Али Хашшан, шейх Мухаммад Джамиль Зину, шейх Абдурахман
Абдус-Самад, шейх Али Хасан Абд аль-Хамид аль-Халяби, шейх Салим аль-Хилали, шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджжид и многие другие. В знак признания заслуг шейха в 1419 году хиджры ему была присуждена всемирная премия по исламским исследованиям имени короля Фейсала за «научные усилия, направленные на заботу о хадисах Пророка посредством их исследования, проверки на достоверность и преподавания».

Шейх аль-Албани не прекращал заниматься научной и преподавательской деятельностью до самого конца своей жизни, пока его здоровье резко не ухудшилось. Шейх скончался в субботу до захода солнца 22 числа месяца джумада ас-санийа 1420 года хиджры (2 октября 1999 года по христианскому летоисчислению) в возрасте 87 лет.

Погребальный намаз по нему был совершен вечером того же дня, поскольку шейх написал в своём завещании, чтобы его похороны прошли как можно скорее в соответствии с Сунной Пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха. Число людей, принявших участие в этом намазе, составило свыше пяти тысяч человек.
Да простит его Всевышний Аллах и да окажет Он ему Свою милость!

от К Исламу Апр 26, 2017

Мой брат-мусульманин!
Таково краткое изложение книги «Описание намаза Пророка, да благословит его Аллах и приветствует», которое мне удалось составить, пытаясь тем самым приблизить тебя к этому труду, сделать его для тебя яснее, облегчить его для твоего восприятия, как будто ты видишь этот намаз собственными глазами.

И если ты молишься так же, как молился Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, намаз которого разъяснен (в данной книге), то, поистине, я надеюсь, что Всевышний Аллах примет твой намаз, поскольку, поступая подобным образом, ты на практике воплощаешь слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Совершайте намаз так же, как на ваших глазах молился я» .

Вместе с тем, ты не должен забывать и об уделении должного внимания присутствию сердца и смирения во время намаза, поскольку это является величайшей целью стояния молящегося раба перед Аллахом. И чем сильнее ты сможешь развить в своей душе чувство смирения и покорности, совершая намаз так же, как молился Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, тем больше ожидаемых плодов ты пожнешь.

Шейх Мухаммад Насыруддин аль-Альбани

Книгу читает, переводит и разбирает Динар Абу Идрис.

Скачать книгу на русском языке (Перевод Дамира Хайрутдина) в формате WORD и в формате PDF

«Описание молитвы пророка» шейха аль-Албани

Шейх Мухаммад Насируддин аль-Албани

Описание намаза Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) с самого начала до конца, как если бы вы это видели собственными глазами

«Совершайте намаз так же, как на ваших глазах молился я»

(передал аль-Бухари)

Издание третье

Исправленное и дополненное

МОСКВА/УММА

1.1) Имам Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах!)
2.2) Имам Малик ибн Анас (да будет милостив к нему Аллах!)
3.3) Имам аш-Шафи’и (да будет милостив к нему Аллах!)
4.4.) Имам Ахмад ибн Ханбал (да будет милостив к нему Аллах!)
5. Отказ от следования некоторым высказываниям своих Имамов ради следования Сунне

IV. Описание намаза Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!)
1. Обращение в сторону Каабы
2. Стояние во время намаза (аль-киям)
1. О намазе больного человека в положении сидя
2. О намазе на корабле
3. О стоянии (аль-киям) и сидении (аль-ку’уд) во время совершения дополнительного ночного намаза
4. О совершении намаза в обуви и об указание так поступать
5. О намазе на минбаре
6. Об обязательности сутры перед молящимся
7. О том, что нарушает намаз
8. О запрете совершать намаз, обратившись лицом к могиле

8. Поясной поклон (руку’)
1. Описание поясного поклона
2. Об обязательности соблюдения спокойствия во время совершения поясного поклона
3. Слова обращения к Аллаху во время совершения поясного поклона
4. О совершении продолжительного поясного поклона
5. Запрет на чтение Корана во время совершения поясного поклона
6. Выпрямление из поясного поклона и слова обращения к Аллаху, произносимые после поясного поклона
7. О продолжительном стоянии после поясного поклона и об обязательности соблюдения спокойствия при этом

9. Земной поклон (суджуд)
1. О склонении в земном поклоне на руки
2. Об обязательности соблюдения спокойствия во время совершения земного поклона
3. Слова обращения к Аллаху во время совершения земного поклона
4. Запрет на чтение Корана во время совершения земного поклона
5. О совершении продолжительного земного поклона
6. Достоинства земного поклона
7. О совершении земных поклонов на земле и на подстилке
8. О выпрямлении после (первого) земного поклона
9. Сидение в положении »ик’аа’» между двумя земными поклонами
10. Об обязательности соблюдения спокойствия между двумя земными поклонами
11. Слова мольбы, обращаемой к Аллаху между двумя земными поклонами
12. Сидение для отдыха (джальсат аль-истираха)
13. О вставании для совершения следующего рак‘ата, опирась на руки
14. Об обязательности прочтения суры «Аль-Фатиха» в каждом рак‘ате

11. Первый ташаххуд
1. О движении (правым указательным) пальцем при произнесении ташаххуда
2. Об обязательности первого ташаххуда и о правомерности взывания в нём с мольбами к Аллаху
3. Формы ташаххуда
4. Молитва за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!): её место и формы
5. Полезные и важные выводы относительно молитвы за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!)
5.1 Польза первая
5.2 Польза вторая
5.3 Польза третья
5.4 Польза четвертая
5.5 Польза пятая
5.6 Польза шестая

12. Вставание для совершения третьего, а затем четвертого рак‘атов
13. Произнесение ду‘а-кунут во время совершения пяти намазов по случаю какого-либо бедствия (несчастья)
14. Ду‘а-кунут во время совершения намаза «аль-витр»
15. Последний ташаххуд
1. Об обязательности этого ташаххуда
2. Об обязательности обращения к Аллаху с молитвами за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) в этом ташаххуде
3. Об обязательности обращения к Аллаху за защитой от четырёх вещей перед мольбами (, произносимыми до приветствия)
4. Мольбы, обращаемые к Аллаху перед произнесением слов приветствия, и её различные формы

10 молитв (дуа) Пророка Мухаммада ﷺ

Хвала Всевышнему за то, что мы сегодня можем обращаться к нашему Творцу ﷻ так, как обращался к Нему ﷻ самый лучший из творений – Пророк Мухаммад ﷺ . Лучшее наставление – наставление Посланника Аллаха ﷺ , лучшее дуа – дуа Божьего Посланника ﷺ . Пророк Мухаммад ﷺ молил своего Создателя ﷻ мольбами, которые охватывают все блага. Здесь мы приведём 10 молитв (дуа) Пророка ﷺ .

1. Чаще всего Посланник Всевышнего ﷺ молил Аллаха ﷻ следующим образом.