Аленький цветочек игры викторины для детей. Материал по чтению (4 класс) на тему: Литературная викторина С

______________________________________

1. Кто написал сказку «Аленький цветочек»? ___________________________________________________

2. Кто рассказал Аксакову сказку про аленький цветочек? _________________________________________

3. Какими словами начинается эта сказка? _______________________________________________________

4. Как звали отца сестёр из сказки «Аленький цветочек»? __________________________________________

5. Кем по роду занятий был отец сестёр из сказки «Аленький цветочек»? ____________________________

6. Каким видом транспорта пользовался отец для своих торговых дел? ______________________________

7. Какими чисто российскими товарами торговал отец? ___________________________________________

___________________________________________________________________________________________

8. Как звали старшую дочь? __________________________________

9. Как звали среднюю дочь? __________________________________

10. Как звали младшую дочь? _________________________________

11. Где достал купец подарки средней и старшей дочери? Какие? ___________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Какая из дочерей попросила купца привезти из дальних стран аленький цветочек? _________________

13. Что было особенного в аленьком цветочке? __________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

14. Как она узнала о существовании аленького цветочка? __________________________________________

___________________________________________________________________________________________

15. Что случилось с купцом в дороге? __________________________________________________________

16. Назовите полное имя хозяина аленького цветочка. ____________________________________________

Страшен был зверь ________________, чудо ___________________: руки ______________, на руках когти ____________________, ноги _______________, спереди – сзади горбы великие _________________, весь __________________ отверху донизу, изо рта торчали ________________________, нос ___________, как у _________________ а, а глаза были _____________________.

___________________________________________________________________________________________

19. Чем прогневал отец чудище, когда находился у него в гостях? ___________________________________

___________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________

21. С каким условием чудище мохнатое отпустило купца? _________________________________________

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

23. «Долго купец думал думу крепкую и придумал... Фальши у него на уме не было, а потому он рассказал, что у него было на мыслях. Зверь лесной, чудо морское и без того их знал; видя его правду, он и записи с него заручной не взял...». Объясните, что такое «запись заручная»? ________________________

______________________________________________________________________________

_________________________________________________

«Очутилась она во дворце зверя ___________________________, чуда ________________________, во палатах высоких, _________________________, на кровати из резного золота со ножками _____________________, на пуховике пуха ________________________, покрытом золотой камкой...». Что такое «камка»? __________________________________________________________________________

27. Как жилось девушке во дворце у зверя лесного, чуда морского? _________________________________

___________________________________________________________________________________________

28. Какой наряд выбрала Настенька из тех, которые предложило ей чудо – зверь? _____________________

___________________________________________________________________________________________

29. Какие животные и птицы встретили Настеньку в саду чудища? __________________________________

___________________________________________________________________________________________

30. Какие птицы доставили Настеньку во дворец к чудищу? ________________________________________

31. Чем занималась Настенька во дворце чудища? ________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

33. Что удивило Настеньку в увиденном ею морском царстве? _____________________________________

_______________________________

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

_____________________________________

___________________________________________________________________________________________ 37. Что произошло во дворце чудища, когда Настенька не приехала к назначенному сроку? ___________________________________________________________________________________________

38. Где нашла Настенька своего друга милого, господина любимого? ________________________________

___________________________________________________________________________________________

39. Как выдумаете, почему умер зверь лесной? ___________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________

_________________________

______________________________

__________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литературная викторина по сказке С. Аксакова «Аленький цветочек». (ответы)

1. Кто написал сказку «Аленький цветочек»? Сергей Тимофеевич Аксаков

2. Кто рассказал Аксакову сказку про аленький цветочек? Ключница Пелагея

3. Какими словами начинается эта сказка? «В некотором царстве, в некотором государстве …»

4. Как звали отца сестёр из сказки «Аленький цветочек»? Степан

5. Кем по роду занятий был отец сестёр из сказки «Аленький цветочек»? Купец, торговый человек

6. Каким видом транспорта пользовался отец для своих торговых дел? Торговыми кораблями, потому что вёл торговлю он со странами, до которых можно только добраться по воде

7. Какими чисто российскими товарами торговал отец? Сибирские меха, уральские самоцветы и камни, жемчуг и многое другое

8. Как звали старшую дочь? Прасковея

9. Как звали среднюю дочь? Марфа

10. Как звали младшую дочь? Настенька

11. Где достал купец подарки средней и старшей дочери? Какие? Средней - золотой венец из каменьев самоцветных - у заморской королевишны в темнице каменной, за тремя дверями железными, за тремя замками немецкими; старшей - «тувалет» из хрусталя восточного - у дочери короля персидского в терему каменном, на горе каменной, за семью дверями железными, за семью замками немецкими, а ключи носит королевишна на поясе.

12. Какая из дочерей попросила купца привезти из дальних стран аленький цветочек? Младшая

13. Что было особенного в аленьком цветочке? Аленький цветочек был такой, краше которого не было больше цветка на свете

14. Как она узнала о существовании аленького цветочка? Она увидела его во сне и была поражена его красотой

15. Что случилось с купцом в дороге? На его караваны напали разбойники

16. Назовите полное имя хозяина аленького цветочка. Зверь лесной, чудо морское

17. Опишите внешний вид чудища. Страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди – сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый отверху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.

18. Какими положительными качествами обладало чудище, которые могли привлечь к нему людей? Доброе сердце, гостеприимство, речи ласковые и толковые.

19. Чем прогневал отец чудище, когда находился у него в гостях? Он самовольно сорвал любимый цвкток хозяина

20. Где рос аленький цветочек? В саду, на зелёном пригорке

21. С каким условием чудище мохнатое отпустило купца? Если он пришлет вместо себя одну из дочерей

22. Какой волшебный предмет дал зверь лесной, чудо морское, чтобы купец мог быстро очутиться дома? золотой перстень

23. «Долго купец думал думу крепкую и придумал... Фальши у него на уме не было, а потому он рассказал, что у него было на мыслях. Зверь лесной, чудо морское и без того их знал; видя его правду, он и записи с него заручной не взял...». Объясните, что такое «запись заручная»? Расписка

24. На какой палец надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце чуда морского, зверя лесного? На правый мизинец

25. Что стало с сорванным аленьким цветочком? Прирос к прежнему стеблю

26. Вспомни и вставь пропущенные слова.

«Очутилась она во дворце зверя лесного , чуда морского , во палатах высоких, каменных , на кровати из резного золота со ножками хрустальными , на пуховике пуха лебяжьего , покрытом золотой камкой...». Что такое «камка»? Шелковая цветная ткань с узорами

27. Как жилось девушке во дворце у зверя лесного, чуда морского? Исполнялись все ее желания

28. Какой наряд выбрала Настенька из тех, которые предложило ей чудо – зверь? Свой собственный сарафан

29. Какие животные и птицы встретили Настеньку в саду чудища? Олени, козлёнок, павлины, райские птицы

30. Какие птицы доставили Настеньку во дворец к чудищу? Белоснежные лебеди

31. Чем занималась Настенька во дворце чудища? Вышивала, гуляла по саду, каталась на лодке по пруду, пела песни.

32. Какое волшебное приспособление показало Настеньке чудеса земные, глубины морские? Блюдечко с катающимся по нему наливным яблочком

33. Что удивило Настеньку в увиденном ею морском царстве? Морские коньки

34. Через какое время обещала вернуться к чудищу купеческая дочь? За час до истечения 3 дней и 3 ночей, на вечерней заре.

35. Что привезла Настенька в подарок своим сёстрам, когда приехала в родительский дом в гости? Сундуки с богатыми нарядами.

36. Дочь купца вернулась во дворец с опозданием, потому что, сестры перевели часы назад, а чтобы никто не заметил этого, закрыли ставни.

37. Что произошло во дворце чудища, когда Настенька не приехала к назначенному сроку? Всё погибло там, замерло, затихло, свет небесный погас.

38. Где нашла Настенька своего друга милого, господина любимого? На пригорке, в саду, обнимающим аленький цветочек.

39. Как выдумаете, почему умер зверь лесной? От тоски, от любви к Настеньке, потому что подумал, что она больше не вернётся.

40. Кем оказался зверь лесной, чудо морское? Заколдованным принцем

41. Какой по счёту пленницей была во дворце у чудовища купеческая дочь? Двенадцатой

42. Сколько лет провёл принц в образе зверя лесного, чуда морского? 30 лет

43. Какое чувство руководило сестрами, когда они переводили стрелки на час назад? Зависть

44. Как вы думаете, что помогло дочери купеческой справиться со злыми чарами? Верность данному слову; преданность; бескорыстная, искренняя любовь


Ответы к школьным учебникам

По заглавию «Аленький цветочек» можно определить, что речь пойдет о каких-то волшебных событиях, связанных с этим цветком. Если бы сказка называлась «Алый цветок», «Сестры», «Подарки», «Чудище-юди- ще», то смысл произведения, конечно, изменился бы, не было бы того любовного нежного отношения к сказочному предмету и персонажам истории.

2. Обсудите с другом, чем старшие дочери отличаются от младшей дочери. Как поступки героинь помогают понять их характер?

Старшие дочери отличаются от младшей тем, что любили только себя, жили только для себя, любовались только собой, а разбогатевшей, по их мнению, сестре страшно завидовали, а потому и решились на злой умысел с целью принести ей непоправимый вред. Помогают это понять их поступки: как они относились к отцу, не захотев вместо него идти на службу к чудищу, какие подарки себе заказали - самые дорогие, труднодоступные, не думая, с какими преградами столкнется их отец, как перевели тайно часы в доме, чтобы сестра опоздала на встречу с дорогим ей существом.

3. Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу-королевичу избавиться от колдовства?

Младшая сестра была доброй, заботливой, щедрой и скромной, она стремилась помочь всем, спасти от гибели родного отца, перебороть неприязнь к отвратительной внешности доброго по отношению к ней самой чудовища, смогла, единственная из всех девушек, искренне полюбить юношу в образе отвратительного чудища-юдища. Вот поэтому она и смогла помочь принцу-королевичу снять заклятье, она была искренней с ним, от всего сердца привязалась к нему, смогла разглядеть за безобразной внешностью прекрасную душу, поскольку и сама была незаурядной девушкой, а талантливой, щедрой, умной, душевно утонченной, то есть сказочно необыкновенной, особенной.

4. О каком волшебном предмете идёт речь в сказке? В чём проявляется его волшебная сила? Найди его описание в сказке.

В сказке много волшебных предметов, это и зеркальце, и головной убор старшей дочери, но самым волшебным предметом является аленький цветочек, поэтому и в заглавии сказки фигурирует именно он. Цветочек этот способен перенести героя туда, куда ему надо, в одно мгновение, может присниться, привидеться, завлечь девушку своей таинственной красотой, чтобы та захотела его увидеть воочию, тем самым привести ее в заколдованный замок к заколдованному принцу-королевичу, чтобы девушка смогла победить злые чары, помочь снять заклятие с юноши. Аленький цветочек - символ добра в борьбе со злом, он проверяет героев на прочность, чистоту, искренность и честность и способен преобразить их жизнь, изменить внешность и судьбу героев. Описание аленького цветочка в сказке: «И вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать. У честного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит...»

5. Раздели сказку на части, озаглавь их. Подумай, как расскажет историю об аленьком цветочке младшая дочь.

План пересказа
1. Отъезд купца, просьбы дочерей. «Наказы дочерей».
2. Скитания купца в поисках подарков дочерям. «Подарки дочерям».
3. Заколдованный замок и его хозяин. «Договор с чудовищем».
4. Возвращение купца с подарками и просьба о помощи. «Выбор дочери».
6. Младшая дочь купеческая в замке у чудовища. «Девушка и чудовище».
7. Возвращение младшей дочери и коварный замысел сестер. «Коварство и любовь».
8. Снятие заклятья и пир на весь мир. «Прекрасный королевич и купеческая дочь».

Пересказ от лица младшей дочери
1. Батюшка уезжает за товаром, попросила его привезти мне цветочек аленький, что нет краше в мире, который привиделся мне во сне, сама не знаю зачем.
2. Вернулся батюшка почерневший от горя, я стала пытать, что случилось.
3. Признался батюшка мне, что все случилось из-за проклятого цветочка аленького.
4. Раз моя была просьба, я и пойду за батюшку служить чудовищу, схватила цветочек и перенеслась в заколдованный замок, все сделала, как батюшка рассказывал.
5. Страшно было мне сначала, а потом привыкла я слышать громовой голос хозяина замка.
6. Попросила его показаться мне, он долго отказывался, а как увидела его, так и упала без памяти.
7. Стыдно мне стало за себя, стала вновь уговаривать дорого мне друга показаться хоть издали, а когда показался он, то смогла сдержать себя, стали с ним разговаривать. Да гулять каждый день.
8. Попросилась отпустить меня к батюшке, так соскучилась, разрешил друг мне повидать батюшку, но велел вернуться скорей.
9. Взяла я цветочек аленький и перенес он меня вмиг к батюшке родимому.
10. Радуюсь встрече с отцом и сестрами, а сама минуты считаю до возвращения к другу милому, любимому, скучаю по нему.
11. Узнала о коварстве сестриц моих, опоздала к назначенному сроку, слышала голос друга милого, что умирает он без меня, не перенес того, что я слово свое нарушила.
12. Схватила я цветочек аленький и оказалась в саду заколдованном, только нет друга милого, вдруг вижу: лежит, на пригорочке. Вернула я цветочек аленький на место, обняла мертвого друга милого и стала кричать, что люблю его как жениха желанного, ведь так оно и было уже, полюбила я его всем сердцем моего желанного.
13. Потеряла сознание, а когда очнулась, увидела и батюшку, и сестриц, а рядом с собой королевича прекрасного, который назвал меня невестой своей и рассказал всем, что заколдован был тридцать лет назад, а я с него чары своей любовью и верностью сняла.
14. Устроил пир на весь мир мой возлюбленный принц-королевич, и все за меня радовались: и батюшка, и сестры милые.

6. Можно ли назвать сказку Аксакова волшебной? Почему? Запиши в «Рабочую тетрадь».

Сказку Аксакова можно назвать волшебной, потому что в ней происходят чудеса, есть волшебные предметы, фантастические существа, происходят необычные события, есть присказки, зачин, устойчивые характеристики героев, все завершается победой добра над злыми чарами.

КРАСАВИЦА и ЧУДОВИЩЕ

Литературно – познавательная игра
по сказке С.Аксакова «Аленький цветочек» Для учащихся 1-5 классов

Оформление: игровое поле, разделенное на три сектора, в центре которого стоит аленький цветочек, атрибуты: зеркальце, венец, перстень.

Аксаков
Сергей Тимофеевич

(1791 – 1859)

С.Т. Аксаков остался в истории литературы и как писатель, и как общественный деятель. Известен он также дружбой с Н.В. Гоголем, покровительством ему.
Аксаков развивал ставший традиционным в русской прозе жанр автобиографической повести о детстве. В 1858 году появилась его книга «Детские годы Багрова – внука». Эта история о формировании детской души – второе его произведение из обширного замысла, посвященного истории дворянской семьи. Замысел получил свое воплощение в трилогии, в которую вошли еще «Семейная хроника» и «Воспоминания». А возник этот большой труд в результате общения с Гоголем. Аксаков много рассказывал ему о своей семье, о детстве в родовом имении, о родственниках и знакомых. И под влиянием Гоголя, убеждавшего записать эти «воспоминания прежней жизни», он и принялся за трилогию.
Тема становления характера ребенка всегда волновала Аксакова. В его бумагах сохранилась записка к неизвестному адресату: «Есть у меня заветная дума, которая давно день и ночь меня занимает…я желаю написать книгу для детей, какой давно не бывало в литературе».
Дело, которым он занялся, оказалось поистине нелегким. Вспомним, что 50-е – 60-е годы прошлого века – это период особого внимания к педагогическим проблемам. Избежать нравоучительного тона в этой атмосфере было трудно, но Аксакову это вполне удалось.
Главный герой повествования, Сережа Багров, - восприимчивый чуткий мальчик, способный к сильным чувствам и глубоким переживаниям. Он много размышляет над поведением окружающих и собственным отношения к ним, но больше всего его занимает природа.
К детским воспоминаниям Аксакова относится и услышанная им от ключницы Пелагеи и сказка об аленьком цветочке. Время, когда он работал над «Аленьким цветочком» было в литературе периодом всеобщего увлечения фольклором. Слова Аксакова, что он «реставрирует» сказку Пелагеи из обломков, свидетельствуют не только о бережном отношении к фольклорному материал, но и о творческом вкладе самого писателя.В «Аленьком цветочке» есть все признаки народной волшебной сказки. Чудеса, творимые в ней, не по силам обыкновенному человеку. «Богатый купец, именитый человек» не может сам выбраться из волшебного леса – его вызволяет невидимое «чудище».
В этой сказке, как и в любой другой, происходит победа добра над злом. Прекрасный язык сказки сделал ее шедевром и определил ее место в классике детской литературы.

Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы окунемся с вами в чудесный, волшебный мир сказки. В этот мир мы попадаем тогда, когда открываем книгу со сказками. Сказка хороша тем, что в ней всегда побеждают добро и справедливость. Поэтому так всегда хочется возвращаться к сказке вновь и вновь.
Одна из таких незабываемых сказок – « Аленький цветочек». Это чистая, красивая, добрая сказка со счастливым концом. Написана она прекрасным русским писателем Сергеем Аксаковым еще в прошлом веке, но до сир пор пользуется большой популярностью у детей и даже взрослых. Давайте же пройдемся по страницам этой сказки, представим себя ее героями (как положительными, так и отрицательными) и узнаем, кому повезет сорвать заветный аленький цветочек, приносящий счастье.
Для игры нам необходимо три игрока. Отбор мы произведем следующим образом: всем присутствующим раздаются карточки, те, которым достанутся карточки с изображением аленького цветочка и становятся нашими игроками.
Условия игры: каждый участник должен ответить на 12 вопросов или заданий, кто первым придет к финалу, тот и получает в награду аленький цветочек.
И так, в некотором царстве, в некотором государстве жил был купец, именитый человек.
Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны; и было у него три дочери, все три красавицы писаные, и любил он дочерей своих больше всего своего богатства. Вот собирается как- то он по своим торговым делам за море, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство, и говорит он своим любезным дочерям: « Дочери мои милые, дочери мои пригожие, еду я по своим купецким делам, и мало ли много ли времени проезжу- не ведаю, и наказываю я вам жить без меня честно и смирно, и коли будете вы жить честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите, и даю я вам сроку думать на три дня, и тогда вы мне скажете, каких гостинцев вам хочется».

1 блок вопросов

1) Что заказала отцу себе в подарок старшая дочь?

2) Что пожелала получить в подарок средняя дочь?

(Зеркало)

3) О каком подарке мечтала младшая, самая любимая дочь?

(Аленький цветочек)

2 блок вопросов

1) Что особенного было в венце, который привез старшей дочери отец?

(Этот золотой венец из каменьев самоцветных, от которых свет, как от месяца полного и как от солнца красного, и светло от него в темную ночь, как среди бела дня).

2) Каким свойством обладало зеркало, которое привез отец средней дочери?

(Это, из хрусталя восточного зеркало, имело такое свойство, что в нем была видна вся красота поднебесная, и смотрясь в него, девушка только прибавляет себе красоты)

3) А что особенного было в цветочке, который достал отец младшей дочери?

(Аленький цветочек был такой, краше которого не было больше цветка на свете)

3 блок вопросов

1) Как узнала младшая дочь о существовании аленького цветочка?
(Она увидела его во сне, и была поражена его красотой)

2) Кем по роду занятий был отец трех сестер из сказки « Аленький цветочек»?
(Купец, торговый человек)

3) С помощью чего обычно приобретал подарки и товары отец?
(С помощью денег, которым все двери открыты)

4 блок вопросов

1) Каким видом транспорта пользовался отец – купец для своих торговых дел?

(Торговыми кораблями, потому что вел торговлю он со странами, до которых можно только добраться по воде)

2) Какими, чисто российскими товарами он торговал?

(Сибирские меха, уральские самоцветы и камни, жемчуг и многое другое)

3) В какие страны плавал по торговым делам отец-купец?

(В далекие заморские страны)

5 блок вопросов

1) Как звали старшую дочь купца?

(Прасковея)

2) Как звали среднюю дочь?

(Марфа)

3) Как звали отца из сказки « Аленький цветочек»?

(Степан)

4) Как звали младшую дочь купца?

(Настенька)

6 блок вопросов

1) Назовите полное имя хозяина аленького цветочка.

(Зверь лесной, чудо морское)

2) Опишите внешний вид чудища, которое повстречал купай, затем
и его дочь.

(Страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди- сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый отверху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные).

3) Какими положительными качествами обладало чудище, которые могли привлечь к нему людей?

(Доброе сердце, гостеприимство, речи ласковые и толковые)

7 блок вопросов

1) Кто из дочерей купца добровольно согласился отправиться к чудищу?

(Младшая дочь Настенька)

2) Чем прогневал купец чудище, когда находился у него в гостях?

(Он самовольно сорвал любимый цветок хозяина)

3) Где рос аленький цветочек?

(В саду, на зеленом пригорке)

8 блок вопросов

1) Какой наряд выбрала Настенька из тех, которые ей предложило чудо – зверь?

(Свой собственный сарафан)

2) Какие животные и птицы встретили Настеньку в саду чудища лесного?

(Олени, козленок, павлины, райские птицы)

3) Какие птицы доставили Настеньку во дворец к чудищу?

(Белоснежные лебеди)

9 блок вопросов

1) Чем занималась Настенька во дворце чуда лесного, зверя морского?

(Вышивала, гуляла по саду, каталась на лодке по пруду, пела песни)

2) Какое волшебное приспособление показало Настеньке чудеса земные, глубины морские?

(Блюдечко с катающимся по нему наливным яблочком)

3) Что удивило Настеньку в увиденном ею морском царстве?

(Морские коньки)

10 блок вопросов

1) Когда наказал Настеньке вернуться в нему во дворец чудо лесное?

(На вечерней заре)

2) Какую подлость совершили сестры, в отношении Настеньки, чтобы она не смогла вовремя вернуться во дворец?

(Они перевели все часы в доме на один час назад, а чтобы никто этого не заметил, закрыли ставни)

3) Что привезла Настенька в подарок своим сестрам, когда приехала в родительский дом в гости?

(Сундуки с богатыми нарядами)

11 блок вопросов

1) Что произошло во дворце чудища, когда Настенька не вернулась к назначенному сроку?

(Все погибло там, замерло, затихло, свет небесный погас)

2) Где нашла Настенька своего друга милого, господина любимого?

(На пригорке, в саду, обнимающем аленький цветочек)
3) Как вы думаете, почему умер зверь лесной, чудо морское?

(От тоски, от любви к Настеньке, потому что подумал, что она больше не вернется)

12 блок вопросов

1) В чем был секрет чуда лесного, зверя морского?

(Он был заколдован злой волшебницей, до тех пор пока не полюбит его девушка)

2) Какой по счету девушкой, попавшей в этот волшебный дворец, оказалась Настенька?

(Двенадцатой, а предыдущие не смогли оценить положительные качества его и покинули дворец)

3) Скажите, кем на самом деле был зверь лесной, чудо морское.

(Королевичем)

Вот и подошли мы к конечному пункту нашего путешествия, и сейчас посмотрим насколько кто продвинулся к заветному аленькому цветочку.
(подведение результатов)

И последнее испытание, которое предстоит пройти нашему победителю, чтобы взять заветный цветок, это ответить на два вопроса.

Вопросы победителю

1) С помощью чего можно попасть в волшебный дворец?
(Волшебного кольца)
2) Покажите, как пользоваться этим кольцом?

Вот мы и завершили наше путешествие, и как говорится в сказке: « Вот и сказке конец, а кто слушал молодец».

Награждение победителей.

Список использованной литературы
1. Аксаков С.Т. Аленький цветочек. М: Издательство « Малыш» - 1991 –
40 с.

Занимательная викторина для младших школьников с ответами «Волшебный цветок» к 225-летию со дня рождения С. Т. Аксакова


Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» п. Золотухино Курская область
Описание: материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям детских садов и детям разного возраста. Его можно использовать для бесед, классных часов и внеклассных мероприятий.
Цель: формирование умения видеть вокруг себя прекрасное посредством сказки, доказывать, что чудеса может совершать каждый – необходимо только быть честным, справедливым, помогать нуждающимся, как этому учат добрые герои сказок.
Задачи:
1. В игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся об авторской сказке С.Т.Аксакова.
2.Совершенствовать умение детей правильно отвечать на вопросы, строить связную речь.
3.Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности.
4. Воспитать любовь к сказкам разных писателей, устному народному творчеству, потребность в чтении книг, чувство коллективизма и взаимопомощи.

Дорогие ребята! Сегодня мы снова окунемся с вами в чудесный, волшебный мир сказки. В этот мир мы попадаем тогда, когда открываем книгу со сказками. Сказка хороша тем, что в ней всегда побеждают добро и справедливость. Поэтому так всегда хочется возвращаться к сказке вновь и вновь.
Одна из таких незабываемых сказок – « Аленький цветочек». Это чистая, красивая, добрая сказка со счастливым концом. Написана она прекрасным русским писателем Сергеем Аксаковым еще в прошлом веке, но до сих пор пользуется большой популярностью у детей и даже взрослых.

АКСАКОВ Сергей Тимофеевич (1791-1859),писатель,прозаик.


Родился 20 сентября (1 октября н.с.) в Уфе в родовитой дворянской семье. Детство провел в имении Ново-Аксакове и в Уфе, где отец служил прокурором Верхнего земского суда.


Учился в Казанской гимназии, а в 1805 был принят в только что открытый Казанский университет. Здесь проявился интерес Аксакова к литературе, театру; он начал писать стихи, с успехом выступал в студенческих спектаклях.
Не окончив университет, переехал в Петербург, где служил переводчиком в Комиссии по составлению законов. Однако его больше занимала художественная, литературная и театральная жизнь столицы. Завел широкий круг знакомств. В 1816 женился на О.Заплатиной и уехал в свое родовое имение Ново-Аксаково. У Аксаковых было десять детей, воспитанию которых уделялось исключительное внимание.
В 1826 Аксаковы переселились в Москву, где с 1827-1832г. Аксаков исполнял обязанности цензора, а с 1833 по 1838 г. служил инспектором Константиновского межевого училища, затем стал первым директором Межевого института. Однако главное внимание он уделял литературной и театральной деятельности, активно выступал как критик.
Дом Аксакова и подмосковное имение Абрамцево стали своеобразным культурным центром, где встречались писатели и актеры, журналисты и критики, историки и философы.
В пятидесятые годы его здоровье резко ухудшилось. Надвигалась слепота, но он продолжал работу. Особую популярность приобрели его автобиографические книги - "Семейная хроника" (1856) и "Детские годы Багрова-внука" (1858), написанные на основе детских воспоминаний и семейных преданий. С.Аксаков скончался 30 апреля (12 мая н.с.) 1859 в Москве.

Викторина «Волшебный цветок»

Давайте же пройдемся по страницам этой замечательной сказки, представим себя ее героями,как положительными, так и отрицательными,попробуем "сорвать заветный аленький цветочек", приносящий счастье.
1. Кто написал сказку «Аленький цветочек»? (Сергей Тимофеевич Аксаков)


2. Кем по роду занятий был отец сестёр из сказки «Аленький цветочек»?
(Купец, торговый человек)


3. Какими чисто российскими товарами торговал отец?

(Сибирские меха, уральские самоцветы и камни, жемчуг и многое другое)



4. Как звали дочерей купца?
(Старшая- Прасковея, средняя дочь - Марфа, младшая дочь – Настенька)
5. Что попросила привезти из дальних стран младшая дочь купца?(Аленький цветочек)


6. Какие подарки попросили у купца две другие дочери?
(Средняя - золотой венец из каменьев самоцветных - у заморской королевишны в темнице каменной, за тремя дверями железными, за тремя замками немецкими).


(Старшая - «тувалет» из хрусталя восточного - у дочери короля персидского в терему каменном, на горе каменной, за семью дверями железными, за семью замками немецкими, а ключи носит королевишна на поясе.)


7. От кого бежал купец в тёмные леса? (От разбойников басурманских, турецких да индейских: «Вот едет он путем-дорогою со своими слугами верными по пескам сыпучим, по лесам дремучим, и, откуда ни возьмись, налетели на него разбойники, бусурманские, турецкие да индейские, и, увидя беду неминучую, бросает честной купец свои караваны богатые со прислугою своей верною и бежит в темные леса»).
8. Что нашел купец, блуждая по лесу? (Дворец королевский: «Выходит он под конец на поляну широкую и посередь той поляны широкой стоит дом не дом чертог не чертог, а дворец королевский или царский весь в огне, в серебре и золоте и в каменьях самоцветных, весь горит и светит, а огня не видать; ровно солнышко красное, инда тяжело на него глазам смотреть. Все окошки во дворце растворены, и играет в нем музыка согласная, какой никогда он не слыхивал»).



9 .Где рос аленький цветочек?(На зеленом пригорке в саду: « И вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись и руки и ноги у купца, и возговорил он голосом радостным: «Вот аленький цветочек, какого нет краше ни белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая»).


10. Что потребовал зверь лесной, чудо морское в обмен на жизнь купца?
(Дочь пригожую: « Я отпущу тебя домой невредимого, награжу казной несчетною, подарю цветочек аленький, коли дашь ты мне слово честное купецкое и запись своей руки, что пришлешь заместо себя одну из дочерей своих, хороших, пригожих; я обиды ей никакой не сделаю, а и будет она жить у меня в чести и приволье, как сам ты жил во дворце моем»).
11. Какой волшебный предмет дал зверь лесной, чтобы купец мог быстро очутиться дома?
(Золотой перстень: « Дам я тебе перстень с руки моей: кто наденет его на правый мизинец, тот очутится там, где пожелает, во единое ока мгновение. Сроку тебе даю дома пробыть три дня и три ночи»).



12. Что стало с сорванным аленьким цветочком в саду у зверя лесного, чуда морского? (Прирос к стеблю прежнему: «И вынула она тот аленький цветочек из кувшина золоченого и хотела посадить на место прежнее; но сам он вылетел из рук ее и прирос к стеблю прежнему и расцвел краше прежнего»).


13 .Как жилось девушке во дворце у зверя лесного, чуда морского?
(Исполнялись все ее желания)






14 .Сколько дней дал зверь лесной девушке на свидание со своим отцом и сестрами?
(«За час до истечения 3 дней и 3 ночей»)
15. Что привезла Настенька в подарок своим сёстрам, когда приехала в родительский дом в гости? (Сундуки с богатыми нарядами.)




16. Что сделали старшие сестры, чтобы помешать вернуться своей младшей сестре вовремя во дворец к зверю лесному, чуду морскому?
(Перевели стрелки часов на час назад: « А сестрам то в досаду было, и задумали они дело хитрое, дело хитрое и недоброе; взяли они да все часы в доме целым часом назад поставили, и не ведал того честной купец и вся его прислуга верная, челядь дворовая»).


17. На какой палец нужно было надеть золотой перстень, чтобы вернуться во дворец зверя лесного, чуда морского? (На правый мизинец)


18. Какой по счёту пленницей была во дворце у чудовища купеческая дочь?(Двенадцатой)
19. Назовите полное имя хозяина аленького цветочка.(Зверь лесной, чудо морское)

Оборудование:
тексты книги "Аленький цветочек",
компьютер и проектор,
заготовки для изготовления аленького цветочка по количеству человек в классе,
клей,
картон,
слайды по теме занятия[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Задачи урока:
Воспитывать милосердие, сострадание
Развивать навыки работы в мини-группах.
Формировать исследовательские навыки при определении истоков сказки, опираясь на дополнительную информацию.
Учить определять идею сказки через обращение к сюжету, к образам и художественному мастерству писателя; составлять план.
Познакомить с творчеством русского писателя С.Т.Аксакова.
Ход занятия.
Сегодня у нас с вами не простое занятие, а - волшебное, так как мы побываем в мире, где творится добро, происходят всякие чудеса.
- А где это может происходит? (В сказке).
- Угадайте, кому могли бы принадлежать эти предметы - назовете название сказки, о которой сегодня пойдет речь. (Демонстрируются зеркальце с ручкой, детская корона-венец и яркий цветок).
Сегодня на уроке мы проведем викторину по сказке С.Т. Аксакова "Аленький цветочек": узнаем, так ли хорошо вы ее знаете, внимательно ли читали.
СЛАЙД - обложка "Аленький цветочек"
Большинство читателей не знают, что основные свои произведения С.Т.Аксаков написал, превозмогая боль, усталость, слепоту и постоянно ожидая близкий конец. История создания сказки "Аленький цветочек" говорит о том, что это приложение к повести "Детские годы Багрова-внука", но и совершенно самостоятельное произведение. "Аленький цветочек" - одна из самых добрых и мудрых сказок. "Сказка ключницы Пелагеи" - значится в подзаголовке.
(далее слайды по вопросам и ответам)
Литературная викторина по сказке С. Аксакова «Аленький цветочек». (ответы)
1. Кто написал сказку «Аленький цветочек»? Сергей Тимофеевич Аксаков
2. Кто рассказал Аксакову сказку про аленький цветочек? Ключница Пелагея
3. Какими словами начинается эта сказка?
«В некотором царстве, в некотором государстве »
4. Кем по роду занятий был отец сестёр из сказки «Аленький цветочек»?
Купец, торговый человек
5. Каким видом транспорта пользовался отец для своих торговых дел? Торговыми кораблями, потому что вёл торговлю он со странами, до которых можно только добраться по воде
6. Какими чисто российскими товарами торговал отец?
Сибирские меха, уральские самоцветы и камни, жемчуг и многое другое
7. Какой была старшая дочь? (Ответы детей)
8. Какой была средняя дочь?
9. Какой была младшая дочь?
10. Где достал купец подарки средней и старшей дочери? Какие?
Старшей - золотой венец из каменьев самоцветных - у заморской королевишны в темнице каменной, за тремя дверями железными, за тремя замками немецкими; средней - «тувалет» из хрусталя восточного - у дочери короля персидского в терему каменном, на горе каменной, за семью дверями железными, за семью замками немецкими, а ключи носит королевишна на поясе.
12. Какая из дочерей попросила купца привезти из дальних стран аленький цветочек?
Младшая дочь, любимая
13. Что было особенного в аленьком цветочке?
Аленький цветочек был такой, краше которого не было больше цветка на свете
14. Как она узнала о существовании аленького цветочка?
Она увидела его во сне и была поражена его красотой
15. Что случилось с купцом в дороге? На его караваны напали разбойники
16. Назовите полное имя хозяина аленького цветочка. Зверь лесной, чудо морское
17. Опишите внешний вид чудища.
Страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди – сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый отверху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.
Физминутка "Актерские штучки"
Да и страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди - сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый от верху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, глаза совиные.
(Изобразите мимикой, жестами лесного чудища).
От злых разбойников спасаясь,
Купец помчался во всю прыть,
Дрожит от страха, словно заяц,
Его лицо нельзя забыть...
Они свирепы и страшны,
Их вид внушает всем тревогу,
Какими быть они должны:
Разбойники с большой дороги?
Красой блистает бесподобной
И всех улыбкой согревает,
Девица с сердцем чистым, добрым,
Что в дальнем замке проживает...
На этой маленькой картине
Поймайте сказочный момент:
Вы зверя в принца превратите,
Чтоб был у сказки "хеппи-энд".
(Для усложнения задания можно попросить детей сыграть процесс превращения: еще не принц, но уже не зверь.)
А теперь продолжим наше путешествие по сказке.
18. Какими положительными качествами обладало чудище, которые могли привлечь к нему людей? Доброе сердце, гостеприимство, речи ласковые и толковые.
19. Чем прогневал отец чудище, когда находился у него в гостях?

· Он самовольно сорвал любимый цветок хозяина
20. Где рос аленький цветочек? В саду, на зелёном пригорке
21. С каким условием чудище мохнатое отпустило купца?
Если он пришлет вместо себя одну из дочерей
22. Какой волшебный предмет дал зверь лесной, чудо морское, чтобы купец мог быстро очутиться дома? золотой перстень
23. На какой палец надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце чуда морского, зверя лесного? На правый мизинец
24. Что стало с сорванным аленьким цветочком? Прирос к прежнему стеблю
25. Какие птицы доставили девушку во дворец к чудищу? Белоснежные лебеди
26. Вспомни и вставь пропущенные слова. «Очутилась она во дворце зверя лесного, чуда морского, во палатах высоких, каменных, на кровати из резного золота со ножками хрустальными, на пуховике пуха лебяжьего, покрытом золотой камкой...».
27.Как жилось девушке во дворце у зверя лесного, чуда морского?
Исполнялись все ее желания
28.Какой наряд выбрала гостья из тех, которые предложило ей чудо – зверь?
Свой собственный сарафан
29. Чем занималась девушка во дворце чудища?
Вышивала, гуляла по саду, каталась на лодке по пруду, пела песни.
30. Внимательно читавшие сказку знают, что девушка подарила чудищу подарок. Какой?
Вышитое ею полотенце, самое богатое.
31. Какое волшебное приспособление показало гостье чудеса земные, глубины морские?
Блюдечко с катающимся по нему наливным яблочком
32. Что удивило её в увиденном ею морском царстве? Морские коньки
33. Через какое время обещала вернуться к чудищу купеческая дочь?
За час до истечения 3 дней и 3 ночей, на вечерней заре.
34. Что привезла младшая сестра в подарок своим сёстрам, когда приехала в родительский дом в гости? Сундуки с богатыми нарядами.
35. Дочь купца вернулась во дворец с опозданием, потому что,
сестры перевели часы назад, а чтобы никто не заметил этого, закрыли ставни.
36. Что произошло во дворце чудища, когда девушка не приехала к назначенному сроку?
Всё погибло там, замерло, затихло, свет небесный погас.
37. Где нашла она своего друга милого, господина любимого?
На пригорке, в саду, обнимающим аленький цветочек.
38. Как выдумаете, почему умер зверь лесной?
От тоски, от любви к Настеньке, потому что подумал, что она больше не вернётся.
39. Кем оказался зверь лесной, чудо морское? Заколдованным принцем
40. Сколько лет провёл принц в образе зверя лесного, чуда морского? 30 лет
41. Какими словами вернула к жизни своего суженого молодая дочь купеческая?
"Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя как жениха желанного!"
42. Как вы думаете, что помогло дочери купеческой справиться со злыми чарами?
Верность данному слову; преданность; бескорыстная, искренняя любовь
Устали сказку вспоминать? Немного отдохнем и поиграем. Каждое словечко знай свое местечко.
Игра «Волшебство или технический прогресс?»
Требуется найти современное техническое устройство, аналогичное волшебному предмету из сказки. Или наоборот.
Перстень самолет.
Стена с "самопишущимися" буквами компьютер.
Музыка сама играет магнитофон.
Колесница без коней автомобиль.
(Если кто-то из участников игры предложит свои варианты прекрасно).
Молодцы, ребята! Внимательно сказку читали.
- Чему учит эта сказка?
Заключительное слово. Какой же смысл вложил писатель в образ волшебного аленького цветочка? Аленький цветочек - символ настоящей преобразующей любви. Настоящая любовь видит душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз, красоту. Под ее воздействием любимый человек преображается - становится красивее, лучше, добрее. Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.
Подведем итог нашего урока. На столах в каждой группе алые лепестки. Напишите по 1-му слову на лепестке от цветочка: чему научила вас сказка. Соберите в своей группе аленький цветочек, который приклейте к основанию из картона. (Готовые цветы прикрепляются на доске)
В душе у каждого человека должен быть Аленький цветочек. Посмотрите, сколько у нас на поляне Аленьких цветочков! Пусть они расцветут и в душе каждого из нас.
СЛАЙД - изображение Аленького цветочка.
(Можно подарить такую картинку каждому ученику)

Библиотекарь
Пролубникова В.Г.

викторина
по сказке
"Аленький цветочек"Times New Roman