Благодаря чему вам удается доказать свою правоту. Стратегия и тактика ведения конфликта

Мы часто задаемся вопросом: «Как доказать другому человеку, что он не прав?» По статистике, более 30 % всех наших бесед занимают споры или решение конфликтных ситуаций. На улице, в магазине, на работе, дома - от размолвок никуда не деться. Лучшее, что мы можем сделать в подобной ситуации - конструктивно и спокойно выразить свое мнение и доказать точку зрения. Для этого нужно обязательно иметь обоснованное мнение. Эта статья посвящена тому, как использовать обоснованные данные, что это означает и как сделать так, чтобы ваша точка зрения стала максимально мотивированной и объективной.

Что значит «обосновать»?

Мы часто слышим это слово, однако далеко не все люди правильно понимают его суть. Большинство думает, что обосновать - это просто выразить свое мнение, опираясь на личную точку зрения, и максимально четко изложить ход собственных мыслей. Есть и другое мнение. Некоторые полагают, что обосновать - это просто пояснить, растолковать свой аргумент. И когда им предъявляют претензию, что их мнение не обосновано, они злятся и думают, что правы. Хочется внести ясность. Обосновать - это опереться на факты, подкрепить сказанное доказательствами.

Определите, кому вы хотите доказать свою точку зрения

Уметь обосновать свою точку зрения - это определенный навык, которому можно научиться. Вы наверняка не раз слышали фразу «дар убеждения», однако даром это назвать действительно сложно. Убеждать людей в своей правоте - это умение, которое человек приобретает в результате применения особых знаний и практики.

Для правильного подбора аргументов необходимо ознакомиться с целевой аудиторией, если ее можно так назвать. Разделим возможных оппонентов на несколько категорий.

Старшие

Старшие по званию, статусу или возрасту. Например, это могут быть ваши родители, начальники или просто авторитетная для вас личность, которая имеет превосходство над вами в той или иной степени. В общении с этой категорией людей очень важно подкрепить свои доводы такими фактами, которые бы пояснили им целесообразность вашего мнения. Если вы пытаетесь склонить их к определенному действию или оправдать свой поступок, нужно преподнести все так, чтобы ваш оппонент смог увидеть неоспоримые преимущества для себя. Так, если вы собираетесь склонить начальника к тому, чтобы вас повысить, укажите на все плюсы вашей кандидатуры. В конце диалога он должен быть полностью убежден в том, что лучше вас с работой в этой области не справиться никому, а лично он получит максимальную производительность и прибыль, если должность получите именно вы. Несомненно, важно подкрепить слова фактами из вашей практики.

Низшие по рангу

Если вы пытаетесь что-то объяснить детям или подчиненным, важно сказать о возможных последствиях. Говорите четко, ясно, отвечайте на поставленные вопросы, ваш авторитет не должен вызывать никаких сомнений. Ни в коем случае не повышайте тон и не бравируйте своим статусом. Обосновать - это не просто указать на ошибку или заставить делать что-либо по вашей воле только потому, что ваше мнение весомее. Вы должны донести информацию, чтобы собеседник понял, что, как и почему. Приведите убедительные примеры.

Равные

Если вы говорить с равным себе - представьте себя на месте этого человека. Подумайте, что могло бы убедить вас, и используйте эти аргументы. Представьте, как бы вы чувствовали себя в той ситуации, которую вы моделируете. Дайте собеседнику понять, что данные обоснованы и действуют ему лишь на благо. Важно суметь пояснить, что данное мнение возникло не по вашей прихоти, что таковы требования или правила, и только такое решение будет единственно верным в этой ситуации. Таким образом можно не только доказать свою правоту, но и заставить другого человека смотреть на определенные вещи совершенно под другим углом.

Убедите оппонента

Заставьте вашего собеседника поверить в то, что ситуация выгодна ему, даже если будет совсем не так. Все мы помним главный «критерий» оптимизма - наполовину полный или пустой стакан. Ваша задача сделать так, чтобы оппонент видел полуполный стакан. Например, вам нужно сообщить подчиненным о снижении заработной платы. Как правило, начальники просто ставят сотрудников перед фактом, чем и вызывают их негодование. Хороший босс сделает все совершенно иначе. Нужно представить ситуацию так, что снижение платы за труд - вынужденная мера, однако лучшее, что могло их настичь в свете последних событий. К примеру, из-за сокращения бюджета их могло ждать увольнение, но этого не случилось, поэтому всего лишь сократили зарплату. Решение обосновано и является «меньшим из зол».

Моделируйте ситуации

Давно известно, что информация лучше всего воспринимается людьми на основе какого-то конкретного примера. Не поленитесь смоделировать ситуацию, указав все до малейших подробностей. К примеру, назовите имена главных героев, укажите место событий. Берите примеры из жизни, цитируйте классиков, приводите научные доводы, опирайтесь на статистику. Обосновать - это непростая задача, но при достаточном опыте, словарном запасе и психологических навыках у вас обязательно все получится.

Признайтесь: когда ваши аргументы отвергаются один за другим, кулаки сжимаются сами собой. Особенно хорошо такая ситуация знакома мужчинам. Кажется, так бы и двинул строптивому оппоненту в челюсть. Может, и правда, это самый действенный способ как доказать свою правоту?

Подойдите к ситуации конструктивно

На самом деле конфликты и споры неизбежны, и разрешать их, найти варианты решения конфликтов - целое искусство. Подумайте, что вам важнее - продемонстрировать свой пылкий темперамент и недюжинную физическую силу или убедить противника принять вашу сторону? Уверены, что второе. Тогда забудьте о кулаках. Разумеется, речь не идет о ситуациях, когда к вам в темной подворотне подходят ищущие приключений молодые люди или когда хулиганы обижают женщину.

Итак, при возникновении противоречий очень важно подойти к ситуации конструктивно. Что это значит? Прежде всего успокойтесь, забудьте об эмоциях. Если это невозможно, по крайней мере, умерьте пыл - страстные речи убедительны, когда вы выступаете с трибуны перед большой толпой поклонников вашего таланта. Если же задача - доказать свою правоту в споре, очень важно сохранять бесстрастность.

Сформулируйте для себя, к какому выводу вы хотите привести оппонента. Помните: только ясность мысли порождает четкость речи и, добавим, позволяет выглядеть убедительно.

Стратегия и тактика ведения конфликта

Прежде чем затевать конфликт, подумайте хорошенько, насколько вам важно настоять на своем, стоит ли предмет спора ваших сил и нервов. Помните: очень важно отличать главное от второстепенного. Может быть, разумнее «спустить на тормозах», сделать вид, что вас все устраивает? Бывают случаи, когда самая верная тактика - избегать конфликта. Особенно это актуально, если вы не сходитесь мнениями с членами собственного семейства в каких-то бытовых вопросах.

Скажем, в разгар ремонта обсуждается вопрос о цвете и рисунке обоев. С одной стороны, ежедневно в течение многих лет смотреть на стены, которые вас раздражают, - пытка пострашнее многих. Но с другой - человек ко всему привыкает. Привыкнете и вы к этим обоям. Неужели собственное спокойствие вам не дороже? И потом, отношения с близкими - самое ценное, что у нас есть. Стоит ли жертвовать ими ради мелочей? В такой ситуации вряд ли стоит решать вопрос: как доказать свою правоту.

Но вот вы все же вступили в словесную баталию, однако в самый ее разгар поняли, что аргументов у вас маловато, сил тоже не так чтобы очень много, а стало быть, зря вы все это затеяли. Что ж, уступите. Но не просто уступите! Вы же стратег! Отойдите на заранее подготовленные позиции. Подчеркните, что делаете это сознательно. Особенно выигрышна такая позиция, если вы - мужчина, а ваш оппонент - представительница прекрасного пола. Так вы убьете сразу двух зайцев: продемонстрируете свою галантность и рыцарство, а кроме того, когда речь пойдет о чем-то действительно для вас важном, с полным моральным правом сможете настаивать на своем.

В статье рассказывается о том, как убедить собеседника в своей правоте.

В жизни нередко появляется необходимость объяснить что-либо человеку, не готовому принять верную точку зрения. Убеждать других в собственной правоте часто приходится тем, кто занимается торговлей или предоставлением каких-либо услуг. Навыки убеждения могут помочь вам при общении с детьми или во время руководства любым коллективом.


Добиться признания человеком истины получится, если он будет принимать во внимание ваши аргументы. Именно поэтому рекомендуется избегать превращения аргументированной дискуссии в обычные споры. Когда кто-то сомневается в вашей правоте, потребуется найти простые и понятные доказательства. Ознакомьтесь с мнением человека и позвольте ему спокойно высказаться. Чтобы подвести его к правильным выводам и разобраться в его позиции, пользуйтесь уточняющими вопросами. Старайтесь подробно объяснить ошибочность мнения, высказанного человеком, чтобы он смог это понять. Важно достигнуть общих выводов, иначе ваши усилия окажутся напрасными.


Обязательно пользуйтесь здравым смыслом и логикой, доказывая собственную правоту. Не стоит доказывать что-либо фразами о том, что такое положение дел существовало всегда. Любые действия людей и их порядок можно объяснить. Многие действия объясняются с точки зрения целесообразности, безопасности и выгоды. Бывают ситуации, когда доказать свою правоту можно с помощью документов или простых вычислений. Пользуйтесь неопровержимыми аргументами, а не пытайтесь просто перекричать оппонентов.


Ведите себя как можно корректнее и уважительнее к собеседнику. Раскрывая отсутствие компетентности человека в каких-либо вопросах, не пытайтесь его оскорбить или принизить. Этим вы можете вызвать ненависть и злобу, не имеющую отношения к обсуждению. В спорах нельзя переходить на личности и вести себя агрессивно, если вам нужно, чтобы человек признал свои ошибки.


Перед тем, как вступать в обсуждение какого-либо вопроса, задумайтесь о его перспективах. Когда оппонент способен признать вашу правоту и изменить собственное мнение, плодотворная дискуссия действительно становится возможной. Существуют люди, которые до конца стоят на своей позиции и не собираются ее менять. Они вполне могут остаться при ошибочном мнении и будут очень резко реагировать на попытки донести правду.


Сложнее всего доказать свою правоту людям, не готовым менять свои убеждения. Даже самые простые аргументы часто не оказывают воздействия на подобных людей. Именно поэтому лучше не тратить время на бесперспективные споры.

Каждый из нас хотя бы раз в жизни вступал в споры. И, разумеется, никому не хочется выходить из подобных ситуаций проигравшим. И именно на этой почве возникает вопрос: как победить в споре, как доказать оппоненту, что его точка зрения в корне не правильна? Рассмотрим несколько возможных вариантов, которые плодотворно скажутся на вашей победе в этой маленькой войне.

Итак, для начала постарайтесь понять, как глубоко ваш оппонент понимает в той проблеме, на почве которой возник спор. Это будет видно – либо ваш соперник будет говорить четко сформулированные, лаконичные фразы, ближе и ближе приближаясь к цели, или же он будет судорожно пытаться найти ответы, перепрыгивая с догадки на догадку.

В таких случаях, хорошо использовать в своей речи примеры из реальной практики, подавая их короткими и отрывистыми порциями. Опирайтесь на здравый смысл! Постарайтесь сделать вашу речь последовательной и однозначной.

И еще одно правило – никогда не выкладывайте все козыри на стол! Не высказывайте за раз абсолютно все, что вы знаете и думаете, по теме спора – это просто оставит вас безоружным и выйти из этой полемики победителем вам явно не удастся.

Но эти методы хороши в тех случаях, когда вы хорошо понимаете, о чем говорите, а что если тема вашей полемики неизвестна и непонятна для вас? Для этого существуют “грязные”, но эффектные приемы. Думаю, вы могли не раз их наблюдать по телевидению. Давайте их рассмотрим.

Первое, что стоит попробовать, дабы выйти сухим из воды – это попытаться увести диалог в сторону. Вполне себе может оказаться, что ваш оппонент легко перейдет с темы на тему и попросту забудет о причинах спора.

Второй совет – это не давать сопернику продохнуть. Смотрите ему в глаза и говорите монологом. Не замечайте его попыток вставить что-то, а если понадобится – играйте голосом, повышайте интонацию.

Постарайтесь понять, что думает ваш соперник о проблеме спора и как только появится более-менее четкая схема – доведите его точку зрения до абсурда. Приводите самые невероятные примеры с его точки зрения. Буквально, высмейте его позицию.

Еще одна панацея от проигранного спора - это работа на позиции. Если вы уверены в себе, то укрепляйте свое мнение, а если же вы чувствуете свою некомпетентность, то находите малейшие нестыковки в позиции вашего оппонента, используйте их грамотно и постепенно, чтобы разбить точку зрения противника.

Пытайтесь разрушить все доводы, которыми будет оперировать оппонент. И в этом вам поможет еще один небольшой трюк – цепляйтесь к ошибкам. Любым. Речевым и грамматическим, все, что сможете вычленить из речи соперника. Не там поставил ударение или сделал паузу, применил не то слово, или нарушил логичность.

И самый крайний вариант развития событий, хотя порой самый действенный, это переход на личности. Нет, это совсем не значит сорваться на нецензурную брань и унизить оппонента, это попытка оперировать с такими фразами, как: «а что если ты?» и т.д. Иногда ваш соперник попросту не сможет включить себя в ту ситуацию, на почве которой возник спор. А в этом случае вы смело можете заявить о том, что он дилетант в этой проблеме.

И, наверное, универсальный, но не очень-то простой метод, который был заложен еще в Древней Греции. Речь идет о Сократовских софистах. Они знали “все”, а подтверждали это только невероятно красивой, лаконичной и, на первый взгляд, логичной речи.

И вам стоит говорить красиво. Если ваша речь будет изящна и тонка, а также будет казаться кристально ясной, то никто не сможет найти даже малейший изъян в вашей точке зрения. Этот способ прошел проверку веками и до сих пор софистика используется многими общественными деятелями.

Умение доказать свое мнение – очень важное деловое качество. Ведь на всякого рода переговорах нужно не только внимательно слушать и задавать вопросы, но и отстаивать свои убеждения. Правильный способ доказать свое мнение предполагает не стремление привести собеседника в замешательство и указать ему на его некомпетентность в чем-либо, а решение важного делового вопроса.

Психология общения говорит о том, что самый эффективный способ убедить кого-то, это, прежде всего, – согласиться с его мнением . Согласиться с человеком еще не означает принять его точку зрения, но это – начало разговора. Будете ли вы спорить с человеком, который согласен с вами? Вряд ли. С ним нельзя спорить - ведь он снова с вами согласится. А если нет сопротивления, нет другого мнения - то нет и спора.

Как только вы начинаете сопротивляться, говорить что-то совершенно отличающееся от мнения собеседника - спор снова возгорается. А в споре человек не принимает чужой точки зрения , будь она трижды правильней, чем у него самого. Поэтому, вам будет достаточно только подтвердить правоту человека, и он будет готов выслушать и принять ваши аргументы и представление ситуации. Фраза: “Ты прав, все так, и я бы хотел просто добавить…”, где первая часть служит присоединением, а вторая - высказыванием вашей точки зрения, - лучшее для этого начало.

Чтобы доказать свое мнение “безболезненно” для окружающих, не стоит торопиться его выложить. Нужно обязательно выслушать аргументы партнера, а затем уже приводить свои собственные. Но как правильно оценить, какие из аргументов сильные, а какие не стоят внимания? Существует несколько критериев оценки аргументов.

Например, хорошие аргументы должны основываться на фактах . Поэтому из списка своих доводов сразу можно исключить те, которые вы не можете подкрепить фактическими данными. Ваши аргументы должны иметь самое прямое отношение к делу. Если это не так, отбросьте их. Ваши аргументы должны быть актуальны для оппонентов, поэтому необходимо заранее выяснить, насколько они могут быть интересны и своевременны для них.

Старайтесь в своей речи использовать простые, ясные и точные понятия . Будьте корректными по отношению к собеседнику – открыто и сразу признавайте правоту партнера, если он прав, продолжайте оперировать только теми аргументами и понятиями, которые уже приняты оппонентом. Важно в любом случае сохранять спокойствие и вежливый тон, пусть даже доводы партнера кажутся совершенно нереальными.

Учитывайте личностные и профессиональные особенности вашего собеседника, связывайте вашу аргументацию с его целями и мотивами . Постарайтесь избегать перечисления фактов, лучше покажите их преимущества, объясняя на конкретном примере. Не используйте в разговоре сложные и непонятные термины, чем доступнее вы будете излагать, тем быстрее сможете найти общий язык.

Чтобы хорошо контактировать с собеседником, попытайтесь добиться его расположения , ведь вы же решаете общий вопрос, здесь задействованы интересы обеих сторон. Если он долго с вами не соглашается, ну а его видение проблемы совершено не устраивает ваши интересы, попробуйте вместе с ним поэтапно проследить решение проблемы и постепенно подвести партнера к противоположным выводам. Если вам достался высокоинтеллектуальный партнер, то в разговоре с ним можно честно и смело указывать как сильные, так и слабые места того, что предлагаете вы. Таким образом, вы будете выглядеть более чем достойно, и заслужите его доверие.

Помните о том, что каждый человек имеет право на свое мнение , и то, что оно отличается от вашего, еще не значит, что оно неправильное.