Цели, задачи и принципы структурно-функциональных преобразований.

Организационно-экономические и методические основы структурно-функциональных преобразований

Формы, методы и технологии структурно-функциональных преобразований

Цели, задачи и принципы структурно-функциональных преобразований

Тема 1. КОНЦЕПЦИЯ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИО-НАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Раздел 1. Научные основы организации и управления в высшей школе

ВВЕДЕНИЕ

Развитие системы образования зависит от образовательных технологий, методов, инструментальных форм, организационных структур, а так же эффективности управления в условиях социально-экономических преобразований в нашей стране.

В целях обеспечения конкурентоспособности, вузы нуждаются в решении задач организации и управления на качественно новом, системном уровне.

Учебная дисциплина «Организация и менеджмент в образовании» учитывает и отражает положения таких учебных курсов, как «Экономическая теория» и «Экономика в образовании», использует ряд принципов и категорий этих дисциплин для проектирования подсистем и обеспечении их функционирования.

Повышение эффективности работы образовательного учреждения во многом зависит от конкретных форм и методов организации работ в различных подразделениях.

Цели учебного курса «Организация и менеджмент в образовании» следующие:

§ обеспечить будущих инженеров знаниями в области организации и управления учебных процессов, а также научной деятельности, достаточными для квалифицированного решения задач, возникающих в процессе работы у специалистов технического профиля;

§ привить специалистам навыки в области организационного проектирования и совершенствованию организации труда и управления в образовательных учреждениях.

Основными предметами рассмотрения в данной работе стали организационно-управленческие процессы, обеспечивающие функционирование и развитие системы образования.

Объектом изучения является высшая школа, выраженная в форме норм, методов и инструментария, посредством которых определяются цели и взаимно обуславливающие условия ее эффективного функционирования и развития.

Генеральная цель структурно-функциональных преобразований – формирование системы управления сферой образования, обеспечивающей сохранение культурного и образователь-ного национального потенциала, повышения уровня образованности населения, научно-техническое развитие страны за счет эффективного предоставления системой образования и составляющими ее образовательными учреждениями высококачественных образовательных услуг, отвечающих стратегическим целям и текущим задачам социально-экономического развития страны.


Генеральная цель оценивается двумя критериями: оптимальность и ограничивающие условия.

Первый критерий нацеливает на обеспечение качественного образования как системы знаний, умений, навыков, которые должны получить учащиеся в процессе обучения.

Второй критерий требует эффективного функционирования образовательных учреждений как составляющих сферы образования. При реализации этих критериев необходимо учитывать социально-экономическое состояние народного хозяйства.

Генеральная цель конкретизируется системой следующих частных целей:

1. Повышение эффективности использования научного и педагогического потенциала образовательных учреждений за счет интеграционных процессов разных форм и видов;

2. Создание условий, обеспечивающих реализацию принципа непрерывного образования;

3. Повышение компенсационных качеств сферы образования в условиях проявления экономических угроз ее финансовой устойчивости;

4. Совершенствование содержания образования в образовательных учреждениях всех уровней путем рационального сочетания федерального, регионального, муниципального компонентов государственного образовательного стандарта;

5. Повышение эффективности использования материально-технической базы образовательных учреждений за счет выбора рациональных вариантов структурно-функциональных преобразований;

6. Привлечение дополнительных финансовых потоков в сферу образования за счет внебюджетных источников;

7. Сохранение и развитие научно-педагогических школ в сфере образования;

8. Удовлетворение потребностей предприятий и организаций в подготовки квалифицированных специалистов.

Наиболее эффективные структурно-функциональные изменения в сфере образования могут быть осуществлены при соблюдении следующих основных принципов:

1. Обоснованность, т.е. проведение структурно-функциональных преобразований в соответствии с устоявшимися традициями и объективной инерционностью, затрагивающие интересы широких слоев населения;

2. Ограниченность и сбалансированность бюджетных средств, т.е. сохранение стабильного бюджетного финансирования образовательных учреждений и рациональное перераспределение средств, высвобождаемых в результате этих преобразований;

3. Добровольность, т.е. открытость и широкая информированность научно-педагогической общественности, обучающихся и родителей.

4. Учет региональных особенностей, т.е. экономических условий, национально-культурных традиций, обычаев населения и перспектив социально экономического развития регионов.

1. Укажите временные границы и продолжительность мезозойской эры.

Временные границы: 240 - 65 млн. лет назад .
Продолжительность: около 170 млн. лет .

2. Вставьте недостающие слова.

В начале мезозойской эры протекали интенсивные геологические процессы, которые заключались в образовании гор , в результате чего на планете установился теплый, близкий к тропическому климат .

3. Опишите основные изменения, которые претерпел растительный мир в течение мезозойской эры.

Ответ : Вымерли гигантские папоротники, древовидные хвощи и плауны; достигли расцвета голосеменные и появились первые покрытосеменные, которые постепенно расселились на все материки.

4. Закончите предложение.

В мезозойскую эру впервые появились и широко расселились покрытосеменные растения, так как они обладали рядом преимуществ в борьбе за существование, а именно: сильно развитой проводящей системой, наличием цветка, обеспечивающим перекрестное опыление, и семени, защищающего зародыш и снабжающего его питательными веществами .

5. Назовите группы беспозвоночных и хордовых животных, которые достигли наибольшего расцвета в мезозойскую эру.

Беспозвоночные : насекомые.
Хордовые : рептилии.

6. Охарактеризуйте геологические и связанные с ними климатические изменения на Земле в конце мезозойской эры. Укажите обусловленные ими преобразования флоры и фауны планеты.

  • Геологические изменения: горообразование (появились Альпы, Анды, Гималаи).
  • Климатические изменения: похолодание.
  • Изменения флоры: сокращение околоводной растительности.
  • Изменения фауны: в морях вымерли многие беспозвоночные и амфибии, на суше - травоядные и хищные динозавры. Увеличилось число птиц и млекопитающих.

7. Выберите и подчеркните правильный ответ на вопрос.

Вопрос : Какие группы организмов мезозойской эры предположительно дали начало птицам? (Имеются ввиду предковые, а не переходные формы.)

Ответ:
архозавры.

8. Укажите, какие из перечисленных преобразований, сопровождавших возникновение птиц, можно считать ароморфозами, а какие - идиоадаптациями?
1. Утрата мочевого пузыря.
2. Губчатые легкие.
3. Выросты грудины (киль)
4. Перьевой покров.
5. Роговой клюв.
6. Укорочение задней кишки.
7. Превращение передних конечностей в крылья.
8. Полное разделение артериального и венозного кровотока.

Ответ :
Ароморфозы: 2, 8.
Идиоадаптации: 1, 3, 4, 5, 6, 7.

9. Из перечисленных ниже структурно-функциональных преобразований выберите и подчеркните те, которые являются ароморфозами, обеспечившими возникновение млекопитающих.

Ответ : Двойное дыхание, полное разделение артериального и венозного кровотока, безъядерные эритроциты, волосяной покров, полые кости, пятипалая конечность, внутриутробное вынашивание плода, вскармливание детенышей молоком, появление слепой кишки с аппендиксом.

10. Дополните предложение.

Млекопитающие возникли в триасовый период мезозойской эры.

11. Докажите справедливость утверждения: «Млекопитающие не могли занять господствующее положение сразу после своего возникновения».

Ответ : Млекопитающие не могли конкурировать с хищными динозаврами и другими пресмыкающимися на протяжении мезозоя и активно ими истреблялись. Только после практически полного вымирания большинства рептилий млекопитающие смогли широко распространиться по Земле.

Структурно-функциональные принципы формирования организационных структур определяют максимально возможную согласованность функций и всех от-носящихся к ним частных процедур. Принцип органической целостности объекта и субъекта управления . Дан-ный принцип является следствием закона соответствия разнообразия управляю-щей системы разнообразию управляемого объекта .

Он учитывает то обстоятельство, что система управления работает с инфор-мационным отображением тех процессов, которые протекают в производствен-ной системе , вырабатывая решения по их корректировке для достижения главной цели системы. Главным фактором влияния на организационную структуру призна-ется технология .

Принцип соответствия цели элемента выделенным для ее реализации ре-сурсам . Этот принцип предполагает закрепление за каждой подсистемой (элемен-том) управления такого набора ресурсов, который обеспечивает достижение цели (задачи) системы.

Принцип соответствия элементов и функций друг другу . Сущность данно-го принципа состоит в том, что внешняя и внутренняя среда организации влияют на функциональную структуру управления . Конкретной функции управления соответ- ствует определенный структурный блок, и наоборот .

Принцип рационального сочетания специализации и универсализации эле-ментов организационной структуры. Данный принцип учитывает функциональную специализацию управленческих работ . Как правило, углубление специализации при-водит к повышению качества принимаемых решений, но одновременно влечет за собой увеличение расходов на содержание аппарата управления. Универсализация предполагает выполнение одним элементом структуры управления нескольких од-нородных управленческих работ . Это устраняет дублирование и сокращает затраты на управление. Однако как следствие - требуется высокая квалификация работни-ков.

Принцип структурной гибкости . Его основой служат принципы нейтрали-зации дисфункций . Он учитывает необходимость создания в структуре управления организации легко переналаживаемых структур, которые могли бы выполнять но-вые функции . Основой организации является присутствие в ней относительно жест-ких (стационарных), четко определенных функциональных блоков и сравнительно гибких (мобильных) образований. Жесткие блоки структуры представляют собой те этапы организации, которые сначала были выделены в ходе разделения управленче-ского труда. Жесткие блоки структуры - это овеществленные этапы организации, которые являются общими для множества ситуаций.

Принцип структурного обеспечения преемственности видов управленче-ской деятельности . Предполагает необходимость рационального использования результатов одного вида управленческой деятельности другим. Это требование должно учитываться при формировании организационной структуры управления организацией.

15. Принципы построения рациональной оргструктуры Для того чтобы организационная структура была адекватной требованиям рынка, необходимо соблюдать следующие принципы (требования).

Принцип неизбежности организационных изменений . В соответствии с данным принципом считается, что структурные изменения в организации объектив-но необходимы. Они должны быть связаны с главными стратегическими возможно-стями повышения эффективности системы: созданием новых видов продукции и технологий ее производства; изменением пропорций (долей) выпуска продукции, мощностей и технологий ее производства.Принцип направленности организационных преобразований . Учет данного принципа должен показать устранение рассогласования между структурой целей и структурой организации, которое может быть либо превентивным, либо оператив-ным. Как правило, разработка мер организационного сопровождения стратегических планов развития организации уменьшает возможность появления и накопления дис-функций системы. Однако это не гарантирует отсутствия проблем, поэтому необхо-димы ситуационные действия по их выявлению и решению.Принцип сочетаемости скачкообразных и эволюционных процессов . Со-гласно данному принципу возможность структурных скачкообразных изменений в организации как реакции на возникшую проблему должна быть минимизирована. Это достигается путем повышения качества целеполагания и мерами по организаци-онной поддержке концепции развития предприятия. Применение гибких организа-ционных структур, позволяющих нейтрализовать скачкообразные процессы, умень-шает скорость распространения дисфункций в жестких структурах. Разработка про-ектов организационного сопровождения стратегических планов хозяйственной ор-ганизации с учетом возможностей и угроз внешнего окружения делает процесс ор-ганизационно-структурного развития систематическим.Принцип комплексности организационных нововведений . Основываясь на данном требовании, следует знать, что реорганизация не может быть локализована в отдельных структурных блоках системы, она охватывает всю организацию и, как правило, носит глубокий качественный и необратимый характер. Вследствие этого внедрение организационных нововведений желательно осуществлять на стадии «зрелости» организации, чтобы сохранившиеся положительные силы могли быть направлены на решение новых задач управления.Принцип участия персонала в процессе организационных преобразований . Данный принцип предполагает необходимость открытых и честных дискуссий по ключевым вопросам организационных нововведений уже в ходе их проектной про-работки, введение системы стимулирующих факторов, покрывающих возможные потери от их внедрения. Источником сопротивления служит субъективный элемент системы, именно поэтому мотивационный механизм его активизации является акту-альной проблемой современного управления.

Принципы развития организационных структур управления должны находиться в соответствии с общими принципами организациисистем ;вытекать из законов организации как системы с упорядоченной внутренней структурой, предполагающей единство с внешней средой;

согласовываться с общими принципами управления предприятиями вчасти реализации такой функции, как организация.

16. Основные принципы организации производственных процессов В целях рациональной организации производственного процесса необходимо соблюдение ряда принципов, (исходных положений), улучшающих экономические показатели работы предприятия и, на основе которых осуществляются построение, функционирование и развитие производства.Основные принципы организации производственных процессов:

·Принцип специализации.

Принцип непрерывности.

Принцип пропорциональности.

Принцип параллельности.

Принцип прямоточности.

Принцип ритмичности.

Принцип гибкости.

Принцип системности.

Принцип технической оснащенности (автоматичности).

Принцип оптимальности

Специализация - предполагает, что в отдельных подразделениях предприятия и на рабочих местах изготовляется продукция ограниченной номенклатуры и осу-ществляется небольшое число технологических операций. Специализация позволя-ет увеличить производительность труда и объемы выпускаемой продукции, повы-сить степень механизации и автоматизации всех процессов, улучшить организацию труда и экономические показатели деятельности предприятия.

Непрерывно ст ь – предполагает, что каждая последующая операция одного технологического процесса должна начинаться сразу после окончания предыдущей, т.е. изготовление объектов производства должно быть организовано без их проле-живания или с минимально возможным пролеживанием, а также без простоев обо-рудования и рабочих.

Пропорциональность предполагает возможность выпуска необходимого количества продукции в единицу времени во всех частях ПП. Распределение работ должно быть сбалансировано пропорционально мощности производственного под-разделения, т.е. для выполнения отдельных частичных процессов определяется число рабочих мест или механизмов, пропорциональное трудоемкости процессов. Нарушение принципа пропорциональности приводит к возникновению «узких мест» и недозагрузке рабочих мест, т.е. к ухудшению использования оборудования. А это, в свою очередь, ведет к уменьшению выпуска продукции и к снижению эф-фективности производства.

Параллельность характеризуется максимально одновременным ведением работы по изготовлению объектов производства, т.е. одновременно обрабатывается несколько экземпляров одних и тех же деталей на различных операциях и одновре-менно выполняются все операции на различных рабочих местах. Увеличения уров-ня параллельности приводит к сокращению длительности производственного цикла (ДПЦ) и экономии рабочего времени; способствует уменьшению степени прерыв-ности ПП.

Прямоточност ь - предполагает прямолинейный и кратчайший путь движе-ния объектов производства по рабочим местам, производственным участкам и це-хам. Движение их должно быть организовано по ходу технологического процесса, без возвратных перемещений. Этого можно достичь тогда, когда объекты произ-водства имеют сходную последовательность выполнения операций.

Ритмичность - предполагает, что частичные процессы и ПП в целом по изготовлению определенного числа изделий повторяются через строго установлен-ные промежутки времени (такт).

Гибкост ь – предполагает быстрое переналаживание производства при

переходе на выпуск новой продукции. Гибкость влияет на такие принципы рациональной организации ПП как непрерывность, ритмичность, прямоточность, параллельность.

Системность – предполагает, что отдельные работы по изготовлению про-дукции должны рассматриваться с точки зрения выполнения всех работ по изготов-лению всей продукции, а также, что выпуск объектов производства осуществляется строго последовательно, с определенной периодичностью, в требуемом количест-ве, ассортименте и в установленные сроки.

Автоматичность предполагает максимальную степень механизации и ав-томатизации ПП при участии или под контролем человека. Если роль человека сводится к наблюдению и контролю, то имеет место полная автоматизация про-цессов. Если человек выполняет некоторые работы, вмешиваясь в действия меха-низмов, то имеет место частичная автоматизация ПП, а такие процессы называют автоматизированными . Автоматичность повышает степень непрерывности и па-раллельности ПП.

10. Опт имальность - предполагает выполнение всех процессов по выпуску

продукции в необходимых количестве и качестве, в заданные сроки, при ми-нимальных затратах материальных и трудовых ресурсов. Реализация принципа оп-тимальности ведет к экономии времени выполнения работ, т.е. быстрее осуществля-ется выпуск продукции.

17 Особенности организации производственных процессов предприятий ма шиностроения Основой деятельности любого предприятия является произ водственный процесс (ПП) – совокупность взаимосвязанных трудовых и естественных процес-сов, в результате осуществления которых исходные материалы и полуфабрикаты превращаются в готовые изделия.

Основными элементами ПП являются:

предметы труда – продукция, выпускаемая предприятием (оборотные фонды) и находящаяся на различных стадиях производства или в запасе;

средства труда – орудия производства, земля, здания и сооружения, обо- рудование, транспортные средства (основные фонды);

сам труд – целесообразная деятельность, которую осуществляет работ- ник предприятия, чтобы изготовить продукцию предприятия.ПП состоит из трех взаимосвязанных процессов труда.

Основными называются процессы по изготовлению, сборке и испытанию продукции, выпускаемой предприятием.

К в спомогательным относятся процессы, обеспечивающие бесперебойное протекание основных процессов. Вспомогательные процессы можно подразделить на две разновидности:

1)процессы, назначением которых является производство и восстановление орудий труда, т.е. изготовление оснастки, инструмента, запасных частей

для ремонта оборудования, и т.п.;2) процессы, назначением которых является производство электроэнергии, па- ра, сжатого воздуха и т.д.

Обслуживающие процессы не создают какие-либо материальные ценности, а создают необходимые условия для нормального хода основного и вспомогательного процессов. К ним относятся поддержание в работоспособном состоянии зданий, со-оружений; снабжение подразделений материалами, полуфабрикатами, инструмен-том; транспортировка и складирование продукции.

Основной процесс может состоять из четырех стадий : заготовительной, обрабатывающей, сборочной и испытательной.

Стадией ПП называется совокупность процессов и работ, выполнение кото-рых характеризует завершение определенной части ПП и связано с переходом объ-екта пр-ва (предмета труда) из одного качественного состояния в другое.На заготовит ельной стадии создаются заготовки, отливки, поковки, которые подвергаются дальнейшей обработке и сборке.

Задача этой стадии – получить требуемый объект производства более эконо-мичными способами, с наименьшими припусками.

На о брабатывающей стадии заготовки и материалы подвергаются обработ-ке на металлорежущем оборудовании, в термических печах, на электрохимических установках и превращаются в готовые детали.

Задача этой стадии – получить детали нужной формы, размера, с требуемы-ми поверхностными характеристиками.

На сборочной стадии производится сборка деталей и комплектующих изде-лий в узлы и агрегаты, а из них собираются законченные изделия.

Задача это стадии – обеспечить требуемое качество.

Задача этой стадии – подтверждение качества и надежности произведенной продукции.

Основной ПП разбивается на частичные процессы, структурной единицей ко-торых является операция .

Операция – это часть процесса, выполняемая на одном РМ одним или не-сколькими рабочими.

Операции ПП делят на основные и вспомогательные.

Если в процессе выполнения операции изменяются форма, размеры и свойства объекта производства, то такая операция называется основной или технологиче-ской.

Совокупность технологических операций образуют технологический процесс.

Если операция связана с перемещением объектов производства с одного РМ на другое, с выявлением качества и количества изготавливаемой продукции, то она называется вспомогательной.

ПП осуществляется на рабочих местах, производственных участках, в цехах.

Рабочее место – часть производственной площади, оснащенная необходимым оборудованием и устройствами, где рабочие выполняют отдельные операции ПП.

Совокупность рабочих мест, выполняющих часть ПП или создающих часть выпускаемой номенклатуры продукции, образует производственный участок , ко-торый, в свою очередь, является первичным структурным подразделением цеха.

Цех – это организационно-технологическое обособленное подразделение предприятия, выполняющее часть ПП или изготавливающее определенный полу-фабрикат или готовое изделие. Продукция цеха может быть использована как внут-ри предприятия, так и другими предприятиями.

Управление предприятием представляет собой регулирование всего процесса производства, в т.ч. разработку продукта и производственного процесса, принятие решений о месторасположении производственных мощностей, проектирование ра-бот и нормирование труда.

Проектирование продукции и производственного процесса требует четкого определения критериев проектирования и отбора оптимальных альтернативных ва-риантов. Главная цель здесь – добиться минимального уровня затрат на единицу продукции.

Проектирование продукции исходит из принципа удовлетворения потребно-стей покупателей. Для этого проводится оценка продукта (изделия) по таким крите-риям как:

·стоимость;

·экономичность эксплуатации;

·качество;

·размер, мощность или прочность;

·срок службы;

·безопасность и надежность в эксплуатации;

· универсальность использования и др. При принятии решения о характере изделия , о ходе проектирования выбор

вариантов осуществляется на основе таких показателей:

·размеры и форма изделия;

·материалы;

·соотношение стандартных и уникальных элементов;

·модульные компоненты;

·избыточные компоненты для повышения надежности;

·элементы безопасности и т.п. Проектирование процесса производства предполагает оценку проекта по

следующим критериям:

·производственная мощность,

·экономическая эффективность,

·гибкость,

·производительность,

·надежность,

·стандартизация,

·безопасность и экология и т.п. Выбор вариантов производственного процесса осуществляется с использова-

нием таких характеристик как:

·тип производства (единичное, серийное, массовое);

·собственное производство комплектующих изделий или приобретение на стороне всех и некоторых комплектующих изделий;

·методы выполнения отдельных видов работ;

·степень механизации и автоматизации;

·уровень специализации работников.

При проектировании производственного процесса учитываются следующие расходы:

·стоимость земельного участка, аренды;

·затраты на приобретение или строительство;

·расходы на перевозку сырья, горючего, готовой продукции;

·затраты на энергию и водоснабжение; налоги и страхование;

·оплата рабочей силы.

Проектирование производственной мощност и предполагает решения таких вопросов как размеры и мощность создаваемого предприятия, место его располо-жения. При выборе производственной площадки или здания для предприятия оцени-ваются следующие факторы:

·ограничительные нормы на развитие промышленной зоны,

·совместимость

ссоседствующими объектами;

·размер, конфигурация и другие технические параметры площадки;

·объем транспортных перевозок и предпочтительные виды

транспорта;

·расстояние от жилых массивов и объектов инфраструктуры;

месторасположение предприятий-конкурентов. При решении вопросов планировки предприятия ставится задача сведения к

минимуму перемещений материалов, обеспечения поточности в движении объектов

производства, эффективного использования всех производственных площадей, обеспечение безопасности условий труда.

Проектирование работ включает определение содержания каждого вида ра-бот на предприятии; порядок распределения работ; разработку принципов экономи-ческой эффективности работы; принципы поведения работников. Предполагается, что характер работы должен соответствовать способностям и квалификации работ-ника, возможностям оборудования, психологическим ожиданиям работника.

Нормирование труда предполагает разработку норм времени, требующегося для выполнения конкретной операции или производственного задания. Нормы вре-мени используются при планировании и оценке загрузки оборудования, разработке календарных планов и оценке работы людей, занятых в производстве.

18.Система стандартов менеджмента качества

Стоит начать с утверждения, что любая организация имеет систему менеджмента, представляющую собой совокупность организационной структуры, полномочий и ответственности, существующих в ее рамках, процессов деятельности, трудовых, материальных и финансовых ресурсов и т.д. Все эти составляющие объединены и взаимодействуют между собой для достижения целей организации. Таким образом, система менеджмента является средством достижения целей, сформулированных руководством компании. Однако не любая система является эффективной, способной оправдать ожидания заинтересованных сторон. Эффективная система позволяет добиться достижения поставленных целей при оптимальных затратах и в заданные временные интервалы. Такая система подразумевает, как правило, строго упорядоченную, регламентированную 1 в оптимальном объеме деятельность, которая должна быть понятной как для менеджеров, так и для рядовых сотрудников.

Наиболее известными представителями систем менеджмента, требования к которым закреплены в международных стандартах ISO, является системы менеджмента качества (СМК). Международная организация по стандартизации (International Organisation of Standartization) - ISO (от греческого слова isos - равный) является неправительственной организацией и имеет консультативный статус ООН. Главной целью ISO является развитие стандартизации и родственных направлений деятельности во всем мире, гармонизация интересов производителей и потребителей, а также развитие международной координации по объединению промышленных стандартов.

Основным направлением деятельности ISO является разработка и публикация международных стандартов в различных сферах деятельности, признаваемых во всем мире. Сегодня насчитывается более 12 000 международных стандартов, охватывающих практически все виды экономической деятельности. Среди этих документов особое место занимают стандарты ISO серии 9000 2 , определяющие требования к системам менеджмента качества. Не к качеству продукции или услуг, а именно к тому, как организована и функционирует система менеджмента. В национальной системе сертификации (ГОСТ Р) стандарты, входящие в серию 9000, именуются ГОСТ Р ИСО 9000:2001, ГОСТ Р ИСО 9001:2001, ГОСТ Р ИСО 9004:2001. Они созданы <методом смены обложки> и практически полностью соответствуют своим аналогам, изданным ISO.

Эффективное, грамотное управление организацией, управление с точки зрения здравого смысла принципиально невозможно без обеспечения качества выпускаемой продукции. Поэтому стандарты ISO серии 9000 представляют собой общепризнанный вариант требований, предъявляемых к менеджменту организации. В то же время стандарты ISO налагают на систему управления ряд специфических требований, которые обусловлены, прежде всего, необходимостью проводить ее независимую оценку - сертификацию.

Важность стандартов ISO серии 9000 заключается в определении единообразных требований к управлению организацией с точки зрения обеспечения качества ее деятельности. Стандарты имеют своей целью оказать помощь организации продемонстрировать свою способность поставлять продукцию (услуги), отвечающую требованиям потребителей, а также достигать целей повышения удовлетворенности потребителей посредством эффективного управления системой менеджмента, включая процессы постоянного ее улучшения и обеспечения соответствия требованиям потребителей при участии всех подразделений организации, всего персонала. Следует отметить, что первым принципом менеджмента качества, сформулированным в стандарте ISO 9000, является <ориентация на потребителя: организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания>

Система менеджмента организации может включать различные подсистемы менеджмента, например: систему менеджмента качества (СМК), систему финансового менеджмента, систему менеджмента охраны окружающей среды. Цели в области качества дополняют другие цели организации, связанные с развитием, финансированием, рентабельностью, окружающей средой, охраной труда, безопасностью и т.д.

Различные части системы менеджмента организации могут быть интегрированы вместе с СМК в единую систему менеджмента, использующую общие элементы. Это может облегчить планирование, выделение ресурсов, определение дополнительных целей и оценку общей эффективности организации.

Международный стандарт ISO 9000 определяет СМК как систему менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству. СМК призвана так организовать деятельность предприятия, чтобы гарантировано обеспечивать качество продукции или услуг предприятия и <настраивать> это качество на ожидания потребителей (заказчиков). При этом ее главная задача - не контролировать каждую единицу продукции, каждую операцию, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению несоответствий. СМК делает акцент на предупреждение проблем, подтверждая здравый смысл утверждения, что профилактика пожаров эффективнее пожаротушения.

Система менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов ISO должна иметь:

    политику , в которой сформулированы ее цели и задачи, а также принципы их достижения;

    соответствующую политикесистему взаимосвязанных и взаимодополняющих процессов ;

    нормативную основу , соответствующую системе взаимосвязанных и взаимодополняющих процессов, и представляющую собой совокупность непротиворечивых нормативных документов;

    эффективный механизм реализации требований, регламентированных документами нормативной основы;

    Персонал организации должен обладать знаниями политики, нормативной основы, механизма реализации ее требований, а также умениями применять эти знания на практике. Требования, обусловленные политикой и нормативной основой системы,должны уважаться и соблюдаться .

<Пирамида> документов СМК начинается с документально оформленного заявления о политике и целях в области качества. На его основе разрабатывается основной документ СМК - <Руководство по качеству>. Этот документ является квинтэссенцией системы, содержит основные положения, регламентирующие деятельность в рамках СМК и ссылки на документы следующего уровня - общесистемные документированные процедуры. Согласно стандарта ISO 9001 в организации должны быть разработаны шесть обязательных общесистемных процедур, описывающих управление документами, данными (записями), внутренним аудитом СМК и ее составных частей, несоответствующей продукцией, корректирующими и предупреждающими мероприятиями. Кроме обязательных общесистемных процедур нормативная основа может включать произвольное количество стандартов предприятия, регламентирующих отдельные аспекты деятельности СМК.

Следующим слоем <пирамиды> являются документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими. К ним относятся рабочие методики, инструкции и технологические карты процессов. Разработка и актуализация этих документов станет более быстрой и эффективной при использовании инструментальной системы ARIS.

Основание пирамиды составляют записи (данные), предоставляющие свидетельства соответствия требованиям и результативности функционирования системы менеджмента качества. Наличие объективных данных о деятельности СМК - требование седьмого принципа менеджмента качества: <принятие решений, основанное на фактах: эффективные решения основываются на анализе данных и информации>.

Организация эффективного использования персоналом большого числа документов нормативной основы СМК требует применения специальных технологий, например, систем управления документами.

Наличие нормативной основы СМК еще не является гарантией ее эффективной работы. Необходимы механизмы реализации сформулированных в них требований. Все механизмы реализации требований СМК и осуществления процессов в рамках деятельности компании должны строиться на основе контура управления (цикла Деминга), включающего следующие фазы: планирование мероприятий, их выполнение, контроль полученных результатов и анализ этих результатов с целью корректировки существующих и выработки новых планов.

Стандарт ISO 9001 требует, чтобы высшее руководство периодически проводило анализ деятельности организации в рамках системы менеджмента качества с целью обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и результативности. Здесь проявляется второй принцип менеджмента качества <лидерство руководителя: руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации>.

Важным моментом в создании эффективных механизмов реализации требований нормативной основы является четкая регламентация деятельности каждого сотрудника компании, определение и доведение до сведения всего персонала организации его ответственности и полномочий. Данное положение позволяет реализовать третий принцип менеджмента качества <вовлечение работников: работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности>.

Роль персонала в построении СМК, безусловно, является определяющей. В разделе 6.2 <Человеческие ресурсы> стандарта ISO 9001 сформулированы общие требования к персоналу: <6.2.1 Общие положения. Персонал, выполняющий работу, влияющую на качество продукции, должен быть компетентным в соответствии с полученным образованием, подготовкой, навыками и опытом>. Без уважения и соблюдения персоналом требований, обусловленных политикой и нормативной основой, построить эффективную СМК в принципе нельзя.

Анализ требований стандартов ISO серии 9000 позволяет выделить две первоочередные задачи в отношении управления персоналом, решение которых позволит существенно повысить эффективность СМК:

1. Определение и формализация требований к персоналу, например, посредством построения моделей компетенции должностей и/или бизнес-ролей. Компетентность - это способности и знания, приобретаемые или совершенствуемые посредством развивающих мероприятий (тренинги, инструктаж, самообразование и т.п.).

Построенные модели компетенции позволяют:

      Четко регламентировать перспективные требования к компетенции всего персонала компании, получив реестр компетенций. Сформулированный реестр содержит стратегически важную информацию, которая подвержена существенно меньшим изменениям во времени, нежели организационная структура, например. Очевидно, что данный реестр должен постоянно актуализироваться и пополняться;

      Определить набор компетентностей, требуемый для выполнения каждого процесса. Тем самым устанавливается взаимосвязь между процессами организации и компетенцией ее сотрудников;

      Установить причинно-следственные связи между стратегическими целями компании и требованиями к персоналу.

В общем случае работы по построению моделей компетенции должна содержать следующие этапы:

      Определение стратегических целей, например, путем использования методологии BSC;

      Разработка процессов, поддерживающих достижение сформулированных целей, с использованием инструментария ARIS;

      Формулирование требований к должностям и/или бизнес-ролям организационной структуры;

      Определение компетенций, необходимых для выполнения сконструированных процессов в рамках спроектированной организационной структуры;

      Разработка организационной структуры, поддерживающей выполнение процессов.

19Термины и определения бизнес-процессного подхода Бизнес-процесс (БП) – это координированная и упорядоченная последова-тельность действий, нацеленная на достижение определенного конечного результата (изначально понималось – удовлетворенность заказчика).Общие сведения о БП

·Основная цель бизнес-процесса – преобразование входа (входящих впроцесс ресурсов, необходимых для реализации процесса) в выход, т.е. результат, продукцию процесса.

·Основной «начинкой» бизнес-процесса является совокупность подпро- цессов, работ, операций, осуществляемых над входами для получениявыходов. Процесс осуществляется с помощью определенного механизма

·Существуют первичные и вторичные входы процесса. Первичные входыпоступают на начало процесса. Вторичные входы появляются в ходе реализации процесса на составляющих его vподпроцессах.

·Первичные выход – это прямой, запланированный результат реализации процесса. Вторичный выход – это побочный продукт процесса, не являющийся его главной целью.

·Процесс происходит на сам по себе, он управляется и производится кон-кретным исполнителем или группой.

·Бизнес-процесс производится для кого-то – тот, кто потребляет результат процесса, является клиентом процесса.

Характеристики бизнес-процесса Любые бизнес-процессы (БП) состоят из отдельных операций (элементарных действий) и сопровождаются изменением потоков входной и выходной информа-ции , в зависимости от изменения внешних условий и структуры и величины исполь-зуемых ресурсов .

·Входящий массив данных (информация, документы и т.п.) и ресурсов (материальные и нематериальные активы)

·«Продукт на выходе»: что является результатом бизнес-процесса

·«Хозяин» бизнес-процесса: объект (компания, подразделение, сотруд- ник), отвечающий за данный бизнес-процесс

4·Ресурсы (материальные и нематериальные активы, кадровые ресурсы), задействованные в реализация процесса

· Контрольные показатели эффективности бизнес-процесса

· Механизм реализации

Вопрос: Из перечисленных ниже структурно функциональных преобразований выберите и подчеркните те которые являются ароморфозами обеспечившими возникновение млекопитающих 1двойное дыхание, 2полное разделение артериального и венозного кровотока, 3безъядерные эритроциты, 4волосяной покров, 5полые кости, 6пятипалая конечность, 7внутриутробное вынашивание плода, 8вскармливание детёнышей молоком, 9появление слепой кишки с аппендиксом.

Из перечисленных ниже структурно функциональных преобразований выберите и подчеркните те которые являются ароморфозами обеспечившими возникновение млекопитающих 1двойное дыхание, 2полное разделение артериального и венозного кровотока, 3безъядерные эритроциты, 4волосяной покров, 5полые кости, 6пятипалая конечность, 7внутриутробное вынашивание плода, 8вскармливание детёнышей молоком, 9появление слепой кишки с аппендиксом.

Ответы:

вот ответы на задание: 2,7,8

Похожие вопросы

  • як змінити слово-робота, щоб в корені була буква і
  • Среднее арифметическое двух чисел равно 72. Одно из чисел равно 95. Найди другое число.
  • какой корень (корни) в словах: мечтать, сигнализировать, специализироваться? помогите пожалуйста очень прошу:)
  • Нада сочинить частушку для 4 класса
  • нужно придумать существительное, прилагательное и глагол с общим корнями. Корень бол,сол. Подходят ли слова - боль. больной. болеть и соль.соленый.солить. Попадает ли под дугу корня ь?
  • апишите пример решением которого была бы такая последовательность действий 447-22=425
  • арбуз массой 7 кг разрезали на 16 равных частей какова масса одной части
  • Составьте пожалуйста 12 вопросов к тексту When Robin Hood lived in his father"s house, he often met a girl. Her name was Marian. She lived with her father not far from Robin"s house. They walked in the forest and sometimes went hunting together. They liked each other very much and one day Robin asked Marian to marry him. But just at that time the Normans came and killed Robin"s father, burnt down his house and took away everything he had. Robin was saved, because he fought so bravely that no soldier could go near him, kill him or take him to prison. But when Robin saw that his father was lead and that his house was burnt down he ran away to the great forest of Sherwood. A great number of poor men joined him. In a short time there were very many men in the forest. They made Robin Hood their leader. The poor people loved Robin and his men whom they called the Merry Men . Robin became known as Robin of Sherwood Forest or Robin Hood. Some people say that he was called Hood because he and his men wore green hoods . He became known not only in England, but in many countries as Robin Hood. Robin did not see Marian for a long time. He wrote a letter where he told her about his father and their home. "I will always love you," he wrote, "but the life in the forest is not for you, so I"ll never see you again, good­bye!" Marian was very sad when she read Robin"s letter. She cried all day long. At last she decided to go to Sherwood Forest and look for Robin. It was a long way to Sherwood Forest and Marian was afraid to travel so far alone. She dressed herself like a knight and went off to look for Robin. One day Robin dressed himself as a Norman knight and went to Nottingham. On his way through the forest he met another knight. "What"s your name and where are you going?" They could not see each other"s faces because their heads and faces were covered by their vizors. Marian (for it was she) was afraid to answer. "Ah,"said Robin, "you do not want to answer. Then fight." Robin was taller and stronger than Marian, but she fought bravely. Marian got a wound in one arm, Robin got a wound in his cheek. Robin felt sorry for the young knight who was fighting so well. "Stop! Stop!" cried he." You will be one of my men." Robin forgot that he was dressed like a Norman knight and spoke in his language and in his voice. When Marian heard Robin"s voice she took off the visor. Her face was pale but she smiled. They were happy to see each other. All the time they were laughing and talking. She told Robin how unhappy she was, and put on a knight"s clothes and came to look for him. "My dearest," he said when she finished her story, "I do not know how I will live in the forest when you go away." "But I"ll not go away. I"m going to stay with you," she said. "You must not. This life is not for you." "Oh, Robin, do not say that! The sun does not shine and the birds do not sing when I am not with you. Let me stay." So Robin let her stay. They were married in the forest and the Merry Men made a good dinner and were happy to greet Robin"s wife. Robin and Marian lived in Sherwood Forest for a long time and were very happy.
  • 1.образуйте от данных слов глаголы. Поставьте их в неопределённой форме. Выделите ту морфему которой образованы глаголы. скрип, воз, ход, слепой, шум,белый. Как называется такой способ образования слов? 2.Замените словосочетания глаголами. Запишите в первый столбик глаголы, образованные от существительных, во второй-от прилагательных. Разберите глаголы по составу. Сделать прямым, покрыть стеклом, сделать посевы редкими, сделать чересчур полным, придумать заглавие, сделать круглым.

1. Укажите временные границы и продолжительность мезозойской эры.
Временные границы: 240 - 65 млн. лет назад.
Продолжительность: около 170 млн. лет.
2. Вставьте недостающие слова.
В начале мезозойской эры протекали интенсивные геологические процессы, которые заключались в образовании гор, в результате чего на планете установился теплый, близкий к тропическому климат.
3. Опишите основные изменения, которые претерпел растительный мир в течение мезозойской эры.
Вымерли гигантские папоротники, древовидные хвощи и плауны; достигли расцвета голосеменные и появились первые покрытосеменные, которые постепенно расселились на все материки.
4. Закончите предложение.
В мезозойскую эру впервые появились и широко расселились покрытосеменные растения, так как они обладали рядом преимуществ в борьбе за существование, а именно: сильно развитой проводящей системой, наличием цветка, обеспечивающим перекрестное опыление, и семени, защищающего зародыш и снабжающего его питательными веществами.
5. Назовите группы беспозвоночных и хордовых животных, которые достигли наибольшего расцвета в мезозойскую эру.
Беспозвоночные: насекомые.
Хордовые: рептилии.
6. Охарактеризуйте геологические и связанные с ними климатические изменения на Земле в конце мезозойской эры. Укажите обусловленные ими преобразования флоры и фауны планеты.
Геологические изменения: горообразование (появились Альпы, Анды, Гималаи).
Климатические изменения: похолодание.
Изменения флоры: сокращение околоводной растительности.
Изменения фауны: в морях вымерли многие беспозвоночные и амфибии, на суше - травоядные и хищные динозавры. Увеличилось число птиц и млекопитающих.
7. Выберите и подчеркните правильный ответ на вопрос.
Какие группы организмов мезозойской эры предположительно дали начало птицам? (Имеются ввиду предковые, а не переходные формы.)
Ответ: архозавры.
8. Укажите, какие из перечисленных преобразований, сопровождавших возникновение птиц, можно считать ароморфозами, а какие - идиоадаптациями?
1. Утрата мочевого пузыря.
2. Губчатые легкие.
3. Выросты грудины (киль)
4. Перьевой покров.
5. Роговой клюв.
6. Укорочение задней кишки.
7. Превращение передних конечностей в крылья.
8. Полное разделение артериального и венозного кровотока.
Ароморфозы: 2, 8.
Идиоадаптации: 1, 3, 4, 5, 6, 7.
9. Из перечисленных ниже структурно-функциональных преобразований выберите и подчеркните те, которые являются ароморфозами, обеспечившими возникновение млекопитающих.
Двойное дыхание, полное разделение артериального и венозного кровотока, безъядерные эритроциты, волосяной покров, полые кости, пятипалая конечность, внутриутробное вынашивание плода, вскармливание детенышей молоком, появление слепой кишки с аппендиксом.
10. Дополните предложение.
Млекопитающие возникли в триасовый период мезозойской эры.
11. Докажите справедливость утверждения: «Млекопитающие не могли занять господствующее положение сразу после своего возникновения».
Млекопитающие не могли конкурировать с хищными динозаврами и другими пресмыкающимися на протяжении мезозоя и активно ими истреблялись. Только после практически полного вымирания большинства рептилий млекопитающие смогли широко распространиться по Земле.