Человек который посвятил всю науке. Посвятившая себя науке: личная трагедия и великие открытия внучки академика Бехтерева

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ЛЮДИ, ПОСВЯТИВШИЕ ЖИЗНЬ НАУКЕ»

ОФОРМЛЕНИЕ:

1. Стихотворение:

«Пусть властно по своей орбите

Нас ритм сегодняшний кружит –

Вернее будущее видит

Лишь тот, кто прошлым дорожит».

Олег Дмитриев

2. Портреты Николая Лобачевского, Эвариста Галуа, Софьи Ковалевской.

СЦЕНАРИЙ

ВСТУПЛЕНИЕ.

I ВЕДУЩИЙ: Сегодня мы хотим поведать вам об ученых-математиках, проявивших свое дарование уже в юном возрасте.

II ВЕДУЩИЙ: Любите ли вы математику? Ответившим «да» общение с великими, посвятившими свою жизнь этой науке, доставит радость от ощущения сотворчества.

III ВЕДУЩИЙ: Для ответивших «нет» такое общение еще нужнее. Не исключено, что сегодняшнее восхищение жизненными свершениями ученых побудит вас к переоценке своего отношения к математике.

I ВЕДУЩИЙ: В представлении многих ученые-математики – «сухари», погруженные в свою науку и ничем другим не интересующиеся. И напрасно! Большое математическое дарование нередко сочетается с проявлением творческого интереса к поэзии, прозе, музыке и другим видам искусства.

II ВЕДУЩИЙ: Например, Омар Хайям, живший в XI – XII в. в, был не только математиком. Он был известен как поэт, сочинявший рубаи (четверостишия), в которых отразились опыт долгой и многотрудной жизни, философские раздумья:

«Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало».

III ВЕДУЩИЙ: Известный русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов занимался естественными науками, производством стекла, изучением погоды. И при этом он заложил основы современного русского языка .

I ВЕДУЩИЙ: Французский математик Рене Декарт (1596 – 1650г. г.) увековечил себя в области философии, был занесен в ряд основателей французской прозы нового времени. Последней его работой была пьеса в стихах.

II ВЕДУЩИЙ: И вы, ребята, подмечайте математику вокруг себя – в быту и природе. Для наблюдательного человека даже простые срезы растений – красивые геометрические фигуры.

III ВЕДУЩИЙ: Известно крылатое изречение Софьи Ковалевской, женщины-математика: «Невозможно быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе».

I ВЕДУЩИЙ: Об этом убедительно свидетельствует в своем стихотворении известный российский биохимик :

«Это ложь, что в науке поэзии нет.

В отраженьях великого мира

Сотни красок и звуков уловит поэт

И повторит волшебная лира.

Молодой вулканолог, глаза заслоня,

Замерев от восторга и страха,

Из струящейся лавы, сквозь море огня,

Слышит явственно музыку Баха.

За чертогами формул, забыв о весне,

В мире чисел бродя, как лунатик,

Вдруг гармонию выводов дарит струне,

К звучной скрипке прильнув, математик.

Настоящий ученый, он тоже поэт,

Вечно жаждущий знать и предвидеть.

Кто сказал, что в науке поэзии нет?

Нужно только понять и увидеть!»

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

I . Николай Иванович Лобачевский.

«Живые борются, а живы только те,

Чье сердце предано возвышенной мечте,

Кто цель прекрасную поставив пред собою,

К вершинам доблести идут крутой тропою

И, точно факел свой, в грядущее несут

Великую любовь или священный труд!»

(Участники постановки раскланиваются).

День медицинского работника в России начал отмечаться на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях».

«Профессия врача и медицинской сестры особая: во все времена уважали и заслуженно ценили тех, кто делом своей жизни избрал заботу о здоровье людей. Работа медика требует особых качеств, среди которых верность долгу, сочувствие, невозможность оставаться в стороне от чужой боли», — отметила министр здравоохранения Вероника Скворцова , поздравляя представителей этой профессии.

В этот день АиФ.ru вспомнил пять историй людей, которые посвятили свою жизнь спасению других.

Тяжело подсчитать, сколько жизней спас австро-американский исследователь Карл Ландштейнер. Уже сейчас счёт идёт на миллиарды. И это число будет продолжать расти, ведь учёный открыл группы крови. Ещё до этого врачи пытались переливать кровь от одного человека другому, однако удачный исход этой процедуры в то время был чистой удачей.

Карл Ландштейнер родился 14 июня 1868 года в Вене. Его отец довольно рано умер, и мать Фаина воспитывала сына одна. В 1891 году юноша окончил медицинскую школу Венского университета, однако гораздо больше Ландштейнера интересовала химия, в особенности органическая. В дальнейшем учёный будет заниматься лишь одной областью этого широкого направления — иммунолонгией. И сделает открытие, изменившее ход науки.

Зная это, Дженнер решил, что заражать человека коровьей оспой гораздо безопаснее, чем прибегать к вариоляции. Современники сначала высмеяли его инициативу. В газетах того времени неоднократно появлялись карикатуры, на которых были изображены люди с частями тела коровы. Однако общественное осуждение не остановило Дженнера. И вскоре успех его метода привёл к тому, что оспопрививание стало обычной практикой. Стоит отметить, что, несмотря на свои заслуги, врач из Англии никогда не пытался заработать на прививке, считая помощь людям своим долгом.

Джон Франклин Эндерс

В научном сообществе учёного Джона Франклина Эндерса иногда называют «отцом современных вакцин». Такое прозвище он получил за работу в области вирусологии. В 1954 году за свои исследования американец получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Прививка от кори, которую он создал в сотрудничестве с Томасом Веллером и Фредериком Роббинсоном , спасла жизни 120 млн человек. В 1954 году в лаборатории педиатрической больницы Бостона он со своими сотрудниками смог создать штамм, вызывающий иммунитет, но не само заболевание. Именно его разработка послужила основой для создания современных противокоревых вакцин.

Но не только в лабораториях можно найти медиков-героев. Во время войны врачи и медсёстры, рискуя своей жизнью, выносят раненых с поля боя и оказывают им экстренную помощь. Зинаида Туснолобова-Марченко была одной из таких медсестёр. Когда её мужа в 1941 году призвали на фронт, она окончила медицинские курсы и ушла добровольцем на войну. Первое боевое крещение Зинаида получила 11 июля 1942 года. Бой длился трое суток, и она вынесла на себе 40 раненых. За подвиг Туснолобову-Марченко наградили орденом Красной Звезды. Однако уже в 1943 году отважная медсестра приняла участие в сражении, которое оставило её без рук и ног.

Зинаида Туснолобова-Марченко. Фото: Commons.wikimedia.org Полк вёл бой в Курской области. Женщине сообщили, что ранили командира. Туснолобова-Марченко побежала к нему, но была ранена в ногу. Пришлось ползти. Когда медсестра добралась до командира, тот уже умер. Однако в руках у него оставалась папка с секретными бумагами. Женщина схватила её и попыталась доползти до союзников, но очередной взрыв оглушил медсестру. Когда Туснолобова очнулась, по полю уже ходили немцы и добивали тех, кто остался в живых. Защищаться она уже не могла, поэтому притворилась мёртвой. Подойдя к ней, фашист стал бить её прикладом, отчего она вновь потеряла сознание. Но не погибла. Медсестру спасли санитары-носильщики, которые забирали убитых. В госпитале, куда её привезли, врач увидел, что у женщины началась гангрена. Пришлось ампутировать правую ногу до колена, левую ступню, часть правой руки и левую кисть.

Женщина мужественно перенесла все операции, которые часто проводились практически без наркоза. Но боялась возвращаться в таком виде к мужу. Поэтому написала ему письмо, в котором просила забыть о ней. Муж, впрочем, не отказался от любимой. Когда он вернулся с фронта, у семьи родились двое детей.

Мария Боровиченко. Фото: Commons.wikimedia.org

Во время Великой Отечественной войны погибли или пропали без вести более 85 тыс. медиков. Средняя продолжительность жизни санинструктора на передовой в 1941 году составляла 40 секунд. Среди тех, кто не вернулся с фронта, была и Мария Боровиченко. Девушка отправилась на войну, когда ей не было ещё и 17 лет. Однако за подвиги ей было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Хрупкий подросток не раз удивлял своих командиров. Когда она только попала на фронт, девочка подошла к генералу Родимцеву и рассказала обо всех армейских батареях противника, пулемётных точках и складах с оружием немцев, которые видела, пока добиралась. Боровиченко назначили санитаркой в первый стрелковый батальон 5 воздушно-десантной бригады. И уже через два дня во время боя она вынесла на себе восьмерых солдат, умудрившись застрелить двух фашистов. В 1941 году в сражении около украинского города Конотопа девушка вынесла 20 раненых.

Храбрая медсестра погибла в 1943 году, защищая лейтенанта Корниенко . Осколок снаряда попал ей прямо в сердце. Увековечить память Марии Боровиченко попросили ветераны той части, где она служила. В 1965 году Президиум Верховного Совета СССР выполнил эту просьбу. В том же году режиссёр Суламифь Цыбульник сняла фильм «Нет неизвестных солдат», прообразом главной героини которого стала отважная девочка-подросток.

*Кровяная сыворотка — плазма крови, лишённая белка фибриноген. В сыворотках сохранена большая часть антител, а за счёт отсутствия фибриногена резко увеличивается стабильность.

**Эритроциты — красные кровяные тельца, которые переносят кислород и питательные вещества к тканям и органам.

Проблему, вынесенную в заглавие этой статьи, вполне можно назвать философской, а сам вопрос - риторическим, то есть, не требующим ответа. Но раз уж вы задали этот вопрос, я постараюсь вам помочь.

Размышления на тему

Итак, чему посвятить свою жизнь? В мире существует масса достойных занятий, каждое из которых не хуже и не лучше других. В первую очередь, все зависит от ваших склонностей, но не только от них. От того, чему, кому и зачем мы посвящаем жизнь, напрямую зависит, насколько счастливы вы будете, занимаясь тем или иным делом или заботясь о том или ином человеке. Вряд ли вы будете счастливы, совершенствуясь в том деле, которое на дух не переносите, но которым вынуждены заниматься по причине своей профессии. Впрочем, вынуждены ли? Чаще всего на желание заниматься не любимым делом влияет наше окружение: родители, друзья, учителя. Иногда человек делает что-то наперекор своим близким, но разве в этом случае это не то же влияние? Следовательно, при выборе наиболее достойного и интересного для себя занятия исключите подобные проявления своего эго.

Как выбрать дело

Прежде всего, попробуйте рассуждать именно с точки зрения интереса, а не с точки зрения амбиций (разумеется, если амбиции не являются для вас самой привлекательной целью). Помните высказывание о том, что на любимой работе не приходится работать, поскольку она доставляет удовольствие? Вот именно так и нужно выбирать дело всей своей жизни. Работа должна приносить прежде всего удовольствие, тогда она станет и не работой вовсе. Если вы с удовольствием что-то делаете, то у вас будет все: и деньги, и признание в определенных кругах, и ощущение счастья от выполняемого труда. Лично для меня хорошее дело определяется по следующим критериям: во-первых, мне должно быть интересно этим заниматься. Во-вторых, занятие должно приносить некоторые дивиденды: в виде денег, например, или в виде признания (все мы люди), но главное все-таки интерес. Конечно, самые любимые занятия могут и не приносить материального дохода, но в этом случае нужно уметь сочетать их с прибыльными (жить-то на что-то надо), что не так уж и сложно.

Конкретные варианты

Вы можете посвятить жизнь науке, искусству, спорту, политике - чему угодно. Самое главное, чтобы это приносило вам удовольствие и радость. Я знаю людей, которые все свободное время уделяют своим увлечениям. Пусть эти увлечения не значимые для многих (краеведение, пейнтбол, моделирование, балет, компьютерный моддинг, вышивание и т.д.), но главное в том, что мои друзья и знакомые счастливы и в том, что они действительно умеют делать это на самом высоком уровне. Не всех интересует признание, большинству нравится сам процесс - и это прекрасно! Признание, слава, богатство - это замечательно, но только в том случае, если без этого для человека нет счастья. А счастье у каждого свое. И напоследок маленький совет. Как бы вы ни увлекались любимым делом, позаботьтесь об определенном уровне дохода. Неважно, что это будет - работа, проценты по вкладу, сдача квартиры в аренду, но так или иначе обеспечить себе достойную жизнь необходимо.

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

С.В. Ковалевская.

ОФОРМЛЕНИЕ:

    Стихотворение:

Вернее будущее видит

Олег Дмитриев

    Портреты Николая Лобачевского, Софьи Ковалевской.

    Презентация. Н.И. Лобачевский.

    Презентация. С. В. Ковалевская.

Учитель: Фатхрахманова Р.Г

МБОУ СОШ № 6.

«МАТЕМАТИКИ, ПОСВЯТИВШИЕ ЖИЗНЬ НАУКЕ»

«Невозможно быть математиком,

не будучи в то же время и поэтом в душе».

С.В. Ковалевская.

«Пусть властно по своей орбите

Нас ритм сегодняшний кружит –

Вернее будущее видит

Лишь тот, кто прошлым дорожит».

Олег Дмитриев.

СЦЕНАРИЙ

ВСТУПЛЕНИЕ.

I ВЕДУЩИЙ: Сегодня мы хотим поведать вам об ученых-математиках, проявивших свое дарование уже в юном возрасте.

II ВЕДУЩИЙ: Любите ли вы математику? Ответившим «да» ,общение с великими, посвятившими свою жизнь этой науке, доставит радость от ощущения сотворчества.

III ВЕДУЩИЙ: Для ответивших «нет», такое общение еще нужнее. Не исключено, что сегодняшнее восхищение жизненными свершениями ученых побудит вас к переоценке своего отношения к математике.

I ВЕДУЩИЙ: В представлении многих ученые-математики – «сухари», погруженные в свою науку и ничем другим не интересующиеся. И напрасно! Большое математическое дарование нередко сочетается с проявлением творческого интереса к поэзии, прозе, музыке и другим видам искусства.

II ВЕДУЩИЙ: Например, Омар Хайям, живший в XI – XII в.в, был не только математиком. Он был известен как поэт, сочинявший рубаи (четверостишия), в которых отразились опыт долгой и многотрудной жизни, философские раздумья:

«Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало».

III ВЕДУЩИЙ: Известный русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов занимался естественными науками, производством стекла, изучением погоды. И при этом он заложил основы современного русского языка.

I ВЕДУЩИЙ: Французский математик Рене Декарт (1596 – 1650г.г.) увековечил себя в области философии, был занесен в ряд основателей французской прозы нового времени. Последней его работой была пьеса в стихах.

II ВЕДУЩИЙ: И вы, ребята, подмечайте математику вокруг себя – в быту и природе. Для наблюдательного человека даже простые срезы растений – красивые геометрические фигуры.

III ВЕДУЩИЙ: Известно крылатое изречение Софьи Ковалевской, женщины-математика: «Невозможно быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе».

I ВЕДУЩИЙ: Об этом убедительно свидетельствует в своем стихотворении известный российский биохимик М.В.Бромлей:

«Это ложь, что в науке поэзии нет.

В отраженьях великого мира

Сотни красок и звуков уловит поэт

И повторит волшебная лира.

Молодой вулканолог, глаза заслоня,

Замерев от восторга и страха,

Из струящейся лавы, сквозь море огня,

Слышит явственно музыку Баха.

За чертогами формул, забыв о весне,

В мире чисел бродя, как лунатик,

Вдруг гармонию выводов дарит струне,

К звучной скрипке прильнув, математик.

Настоящий ученый, он тоже поэт,

Вечно жаждущий знать и предвидеть.

Кто сказал, что в науке поэзии нет?

Нужно только понять и увидеть!»

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Николай Иванович Лобачевский.

IV ВЕДУЩИЙ: 1 декабря 1792 года в Казани в семье землемера Ивана Максимовича Лобачевского родился мальчик Коля – будущий великий геометр Николай Иванович Лобачевский, совершивший революционный переворот в геометрии и философии, наш «Коперник геометрии», как называл его английский математик Клиффорд. Николаю не исполнилось еще полных десяти лет, когда умер его отец. Осталась Прасковья Александровна Лобачевская с тремя малолетними сыновьями без средств.

V ВЕДУЩИЙ: Николай – светлоглазый мальчик с высоким лбом и тонким изящным носом – был средним по возрасту. Потребовались энергичные усилия его мамы, чтобы добиться зачисления сыновей в Казанскую императорскую гимназию на казенный счет.

VI ВЕДУЩИЙ: Коля, живой, серьезный, энергичный, учился в гимназии, а затем и в университете очень успешно, с большим трудолюбием. Кроме обязательных – латинского и немецкого языков, он самостоятельно изучил французский и греческий настолько, что мог читать серьезные книги по математике и философии, которые брал в гимназической библиотеке. В редкие минуты, свободные от занятий, или готовясь к уроку словесности, сочинял стихи.

IV ВЕДУЩИЙ:

«Колумб отважно вдаль стремился,

Ища желанных берегов,

Но долог путь. И становился

Слышнее ропот моряков.

А он глядит на океан,

В волненье тяжко дышит грудь.

Вопрос – исполню ль я свой план

И верно ль мой намечен путь?

И вот сбылись его мечты:

Земля! – воскликнул человек.

Колумб! – кричат матросы. – Ты

Прославил родину навек!»

V ВЕДУЩИЙ:

В 1811 году, окончив университет, Лобачевский получил степень магистра по физике и математике с отличием и был оставлен при университете. Продолжается научная работа Лобачевского. В конце 1811 года Лобачевский представляет рассуждение «Теория эллиптического движения небесных тел». В 1813 году представлена ещё одна работа - «О разрешении алгебраического уравнения ». Кроме научных занятий Николай занимается и педагогической деятельностью - работает со студентами и читает по арифметике и геометрии особые лекции для чиновников, не получивших университетского образования, но желающих получить должности 8 класса. 26 марта 1814 года 21-летний Лобачевский был утверждён деканом математики.

VI ВЕДУЩИЙ:

7 июля 1816 года Лобачевский стал профессором. Ему тогда было 24 года. После избрания профессором Лобачевскому доверяют читать более ответственные курсы. В 1816/1817 академическом году он читает курс арифметики, алгебры и тригонометрии по своей тетради, в 1817/1818 году - курс плоской и сферической геометрии по своей тетради, в 1818/1819 году - курс дифференциального и интегрального исчисления по Монжу и Лагранжу. Приходится принимать и более деятельное участие в остальной университетской жизни.

IV ВЕДУЩИЙ:

Круг его обязанностей был обширен - чтение лекций по математике, астрономии и физике, комплектация и приведение в порядок библиотеки, музея, физического кабинета, создание обсерватории. В эти годы Лобачевский подготовил учебник по геометрии. Другой написанный им учебник, по алгебре, удалось опубликовать только спустя 10 лет (1834).

V ВЕДУЩИЙ:

3 мая 1827 года 35-летний Лобачевский тайным голосованием был избран ректором Казанского университета (11 голосами против 3).

Новый ректор, со свойственной ему энергией, сразу погрузился в хозяйственные дела - реорганизация штата, строительство учебных корпусов, механических мастерских, лабораторий и обсерватории, поддержание библиотеки и минералогической коллекции, участвует в издании «Казанского Вестника» и т. п. Многое делал собственными руками. За время работы в университете он вёл курсы по геометрии, тригонометрии, алгебре, анализу, теории вероятностей, механике, физике, астрономии и даже гидравлике, часто замещал отсутствующих преподавателей. Одновременно с преподаванием Лобачевский читал научно-популярные лекции для населения, он неустанно развивал и шлифовал главное дело своей жизни - неевклидову геометрию. Первый набросок новой теории - доклад «Сжатое изложение начал геометрии» Лобачевский сделал 11 (23) февраля 1826 года, дата этого выступления считается днём рождения неевклидовой геометрии.

VI ВЕДУЩИЙ:

В 1836 году университет посетил царь Николай I, остался доволен и наградил Лобачевского престижным орденом Анны II степени, дававшим право на потомственное дворянство. 29 апреля 1838 года «за заслуги на службе и в науке» Н. И. Лобачевскому было пожаловано дворянство и дан герб.

IV ВЕДУЩИЙ:

Лобачевский был ректором Казанского университета в период с 1827 по 1846 годы, пережив эпидемию холеры (1830) и сильнейший пожар (1842), уничтоживший половину Казани. Благодаря энергии и умелым действиям ректора жертвы и потери в обоих случаях были минимальны. Усилиями Лобачевского Казанский университет становится первоклассным, авторитетным и хорошо оснащённым учебным заведением, одним из лучших в России.

V ВЕДУЩИЙ:

16 августа 1846 года Министерство «по указанию Правительствующего сената» отстранило Лобачевского не только от профессорской кафедры, но и от должности ректора. Он был назначен помощником попечителя Казанского учебного округа со значительным понижением в окладе. Вскоре Лобачевский разорился, дом в Казани и имение жены были проданы за долги. В 1852 году умер от туберкулёза старший сын Алексей, любимец Лобачевского. Здоровье его самого было подорвано, слабеет зрение. Но несмотря на это Лобачевский по мере сил старается участвовать в жизни университета. Он председательствует в комиссии по празднованию 50-летия университета. Последний труд учёного, «Пангеометрия», записали под диктовку ученики слепого учёного в 1855 году.

VI ВЕДУЩИЙ:

12 февраля 1856 года Лобачевский скончался. Ему тогда было 64года. Через 40 лет после его смерти перед зданием Казанского университета был установлен памятник великому математику, созданный русским скульптором Марией Диллон.

«Высокий лоб, нахмуренные брови,

В холодной бронзе – отраженный луч…

Но даже неподвижный и суровый

Он, как живой, - спокоен и могуч.

Когда-то здесь, на площади широкой,

На этой вот казанской мостовой,

Задумчивый, неторопливый, строгий,

Он шел на лекции – великий и живой.

Пусть новых линий не начертят руки,

Он здесь стоит, взнесенный высоко,

Как утверждение бессмертья своего,

Как вечный символ торжества науки». (В.Фирсов)

Софья Васильевна Ковалевская.

VII ВЕДУЩИЙ:

15 января 1850 года в Москве в семье артиллерийского генерала, крупного помещика Корвин - Круковского родилась дочь Софья, будущая «принцесса науки» Софья Васильевна Ковалевская. За маленький рост и худощавую фигурку родные прозвали ее Воробышком. Когда Софе было 6 лет, семья генерала переехала в свое имение Палибино Витебской губернии. В те годы девочкам даже из дворянских и помещичьих семей можно было получать образование только дома, без возможности продолжить обучение в высшей школе.

VIII ВЕДУЩИЙ:

Жизнерадостная девочка с круглым и необыкновенно выразительным лицом, с ямочкой на подбородке и глазами, то блестящими и искрящимися, то мечтательными, училась усердно, настойчиво и самостоятельно осмысливая все, что изучала.

IX ВЕДУЩИЙ:

Из воспоминаний детства Софьи Ковалевской. «Удивительный случай произошел со мной в детстве. Когда в нашем доме шел ремонт, на детскую комнату не хватило обоев. Эта комната простояла несколько лет, оклеенная лишь простой бумагой. Но по счастливой случайности на эту предварительную оклейку пошли записи лекций по высшей математике, которые читал один из крупнейших русских ученых XIX века Михаил Васильевич Остроградский в Петербургской Академии наук. Листы, испещренные странными, непонятными формулами, обратили на себя внимание. Целые часы проводила я около стен детской комнаты, пытаясь понять написанный на них текст. От этого внешний вид многих формул и сопровождающие их слова врезался мне в память».

VII ВЕДУЩИЙ:

Когда через несколько лет 15-летняя Соня брала первые уроки высшей математики, ее преподаватель удивился, как скоро она усвоила сложнейший понятия этой науки. А дело было в том, что в ту минуту, когда он объяснял ей эти понятия, девочка вдруг вспомнила слова из лекций Остроградского, которые она когда-то заучивала, глядя на стены своей комнаты.

VIII ВЕДУЩИЙ:

Рано пристрастившаяся к чтению, в 12 лет Соня твердо решила стать поэтессой. Однако к 18 годам определилось ее призвание: в науку, в математику!

Для девушки ее круга такая цель могла реализоваться только за границей. Но для этого надо было получить так называемый «вид на жительство» за границей, который давали только замужним женщинам. И вот в сентябре 1868 года 18-летняя Софья вышла замуж за соседа по имению Владимира Ковалевского и через год уехала с мужем в Германию.

IX ВЕДУЩИЙ:

«Вот теперь пора настала

Променять мечты на дело,

И вперед она взирает

Так уверенно, так смело.

Не пугает ее вовсе

Незнакомая дорога.

В ее сердце много веры

И надежд в душе так много».

VII ВЕДУЩИЙ:

В Берлинском университете Софье не разрешили посещать лекции: «Здесь женщин не принимают». С большим трудом ей удалось попасть к знаменитому немецкому математику Вейерштрассу. Вскоре Ковалевская стала его любимой ученицей.

В одном из своих стихотворений Софья писала:

«Если ты в жизни хотя на мгновенье

Истину в сердце своем ощутил,

Если луч правды сквозь мрак и сомненье

Ярким сияньем твой путь озарил:

Что бы, в решенье своем неизменном,

Рок ни назначил тебе впереди,

Память об этом мгновенье священном

Вечно храни, как святыню, в груди.

Тучи соберутся громадой нестройной,

Небо покроется черною мглой –

С ясной решимостью, с верой спокойной

Бурю ты встреть и померься с грозой.

Лживые призраки, злые виденья

Сбить тебя будут пытаться с пути;

Против всех вражеских козней спасенье

В собственном сердце ты сможешь найти;

Если хранится в нем искра святая,

Ты всемогущ и всесилен, но знай,

Горе тебе, коль врагам уступая,

Дашь ты похитить ее невзначай!

Лучше бы было тебе не родиться,

Лучше бы истины было не знать,

Нежели, зная, от ней отступиться,

Нежели правду на ложь променять.

Ведь грозные боги ревнивы и строги,

Их приговор ясен, решенье одно:

С того человека и взыщется много,

Кому было много талантов дано…»

VIII ВЕДУЩИЙ:

Геттингентский университет Софья Ковалевская закончила «с наивысшей похвалой» с присуждением ей степени доктора математики и магистра изящных искусств. В 1888 году Парижская Академия наук удостоила Софью Ковалевскую премии. 8 лет Ковалевская преподавала математику в Стокгольмском университете в Швеции. Ранняя смерть оборвала научную и педагогическую деятельность Софьи Васильевны. Она скончалась от воспаленья легких 10 февраля 1891 года в возрасте 41 года.

IX ВЕДУЩИЙ:

Один из ее шведских друзей поэт Франц Лефлер написал стихотворение:

На смерть С.В.Ковалевской.

«…Прощай! Тебя мы свято чтим.

Твой прах в могиле оставляя;

Пусть шведская земля над ним

Лежит легко, не подавляя…

Прощай! Со славою твоей

Ты, навсегда расставшись с нами,

Жить будешь в памяти людей

С другими славными умами,

Покуда чудный звездный свет

С небес на землю будет литься

И в сонме блещущих планет

Кольцо Сатурна не затмится».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

(На сцене все).

Торжественная музыка. По очереди показывают портреты героев сценария.

X ВЕДУЩИЙ:

Конечно, не обо всех выдающихся математиках, проявивших свое дарование в юные годы, мы смогли рассказать. Да и не все знаменитые ученые раскрыли свои способности в юные годы.

XI ВЕДУЩИЙ:

И заканчиваем мы свое выступление строчками стихов Виктора Гюго.

«Живые борются, а живы только те,

Чье сердце предано возвышенной мечте,

Кто цель поставив пред собою,

К вершинам доблести идут крутой тропою

И, точно факел свой, в грядущее несут

Великую любовь или священный труд!»

(Участники постановки раскланиваются).


Переоценить заслуги академика Владимира Бехтерева сложно: его стараниями в области психиатрии сделано немало важных открытий. Продолжательницей дела великого ученого стала внучка - . На ее долю выпало немало испытаний: детство в детдоме с клеймом дочери врага народа, голод в блокадном Ленинграде… Однако она выжила и направила все свои силы на развитие отечественной науки.




Наталья Бехтерева прожила тяжелую жизнь: беззаветное детство закончилось в один миг, когда в 1937 году арестовали и приговорили к расстрелу, а мать - отправили в ссылку в лагеря. Тогда 13-летняя девочка попала в интернат, поскольку никто из родственников не осмелился взять на воспитание дочь врага народа. Наталья прилежно училась, и после окончания школы смогла подать документы в восемь институтов Ленинграда. О медицинской карьере она не думала, но судьба не оставила ей выбора: после эвакуации вузов в связи с началом Великой Отечественной войны в городе остался работать только мединститут. Сюда-то и поступила Наталья Бехтерева.



Учеба оказалась увлекательной. Несмотря на ужасные условия жизни, голод и нищету блокадного Ленинграда, Наталья смогла посвятить всю себя науке и решилась на диссертационное исследование. Молодого ученого интересовало все, что было связано с деятельностью головного мозга, и она невероятно обрадовалась возможности принимать участие в лабораторных исследованиях.



На заре изучения специфики работы мозга ученые ставили примитивные опыты, чтобы овладеть элементарными знаниями о том, как устроен человеческий мозг. Во время операции пациент находился в сознании, и врачи пропускали электроды через отдельные участки мозга. Реакция "подопытного" свидетельствовала о том, за какой вид деятельности отвечал тот или иной отдел мозга, чаще всего наблюдались проблемы с произношением слов, или же пациент описывал увиденные галлюцинации. Постепенно Бехтерева возглавила это направление, ей принадлежит множество научных исследований о том, как работает человеческий мозг, какова природа мышления, какие механизмы задействованы при запоминании.



Наталья покорила немало карьерных высот: вначале возглавила научную лабораторию, затем стала академиком РАМН. Несмотря на беззаветное служение науке, Бехтерева не только нашла единомышленников, но и нажила немало врагов. Из зависти на нее строчили анонимки, вспоминали о прошлом, клеймили отцом. Тяжелейшие испытания ей довелось пережить в 1990-е годы: тогда она потеряла мужа (причиной стала смерть после инсульта) и приемного ребенка, которые покончил с собой.
До конца своей жизни Наталья Бехтерева занималась наукой, научные разыскания сравнивала с поиском жемчужин. Исследовательница была убеждена, что в деятельности мозга еще много непознаного, верила в вещие сны и не признавала клинической смерти, с уважением относилась к предсказаниям Ванги и утверждала, что социум в своем развитии следует тем же механизмам, которые присущи работе мозга.

Наталья Бехтерева - ученый с мировым именем. Ее деятельность - яркий пример того, каких результатов может добиться